Болезни Военный билет Призыв

В каком году был совершен первый полет. Первый самолет в истории. Работа братьев Райт

О полетах в небе с помощью специального устройство задумывался еще Леонардо да Винчи в 16 веке, однако первый полет официально зарегистрирован в начале прошлого века. О том, кому мы обязаны возможностью авиаперелетов, до сих пор ведутся ожесточенные споры, однако факт остается фактом – официально первый полет зарегистрирован в 1903 году. Самый первый самолет в мире изобрели братья Райт.

История авиации

Первые попытки строительства летательного аппарата, способного поднять человека в воздух, начались в конце 18 века. История изобретения летательного аппарата берет начало в Англии, когда сер Джордж Кейли всерьез занялся этим вопросом и издал несколько научных трудов, в которых подробно изложил принцип строительства и функционирования прототипа современного самолета.

Свои работы изобретатель начал с наблюдения за птицами. Ученый посвятил длительное время измерениям скорости полета птиц и размаху крыла. Эти данные впоследствии стали основой нескольких публикаций, положивших начало развитию авиации.

В своих первых зарисовках Кейли представлял самолет как лодку с хвостовым оперением на одном конце и парой весел на носу. Конструкция должна была приходить в движение с помощью весел, которые передавали бы вращение на крестообразный хвостовик в конце судна. Таким образом, Кейли безошибочно изобразил основные элементы самолета. Именно работы этого ученого положили начало развития авиации и стали толчком к разработке концепции самолета.

Первооткрывателем авиации в современном ее понимании стал еще один английский изобретатель – Уильям Хенсон. Именно он получил заказ на разработку проекта летательного аппарата в 1842 году.

Предложенный Хенсоном проект «парового воздушного экипажа» описывал все основные элементы винтомоторного самолета. В качестве устройства, осуществляющего движение всей конструкции, изобретатель предлагал использовать воздушный винт. Многие идеи, предложенные Хенсоном, в последствие нашли развитие и стали применяться в ранних моделях самолетов.

Российский изобретатель Н.А. Телешов запатентовал проект строительства «системы воздухоплавания». Концепция летательного аппарата также была основана на паровой машине и воздушном винте. Спустя несколько лет, ученый усовершенствовал свой проект и одним из первых предложил идею создания реактивного самолета.

Особенностью проектов Телешова была идея перевозки пассажиров в закрытом фюзеляже.

Кто изобрел самолет

Несмотря на то, что разработка конструкции летательного аппарата велась многими учеными в середине 19 века, изобретение самолета приписывают братьям Райт, чей аэроплан совершил кратковременный полет в 1903 году.

Не все согласны с тем, что братья Райт были первыми. Бразилец Альберто Сантос-Дюмонт сконструировал, собственноручно построил и сам же испытал первый в мире прототип дирижабля в 1901 году. Именно тогда было доказано, что управляемые полеты действительно возможны.

По еще одной версии, первенство в изобретении первого рабочего летательного аппарата следует присвоить российскому изобретателю А.Ф. Можайскому, чье имя навсегда останется в истории авиации. Таким образом, споры о том, кто изобрел, и кто создал, самолет ведутся до сих пор.

Интересно! Несмотря на то, что официально изобретение самолета присуждают братьям Райт, все бразильцы уверены в том, что первый в мире самолет изобрел Сантос-Дюмонт. В России же считается, что первый прототип современного самолета построил Можайский.

Работа братьев Райт

Братья Райт не стали первыми изобретателями самолета. Более того, первый неуправляемый полет человека также принадлежит не им. Тем не менее, братья Райт смогли доказать самое главное – то, что человек способен управлять летательным аппаратом.

Именно Уилбур и Орвилл Райт первыми осуществили управляемый полет на летательном аппарате, благодаря чему идея о возможности осуществления пассажирских перевозок по воздуху получила дальнейшее развитие.

В то время, когда все ученые ломали головы над возможностью установки более мощных двигателей для поднятия самолета в воздух, братья сосредоточились на вопросах возможности управления летательным аппаратом. Результатом стал ряд экспериментов с аэродинамической трубой, послуживших основой для разработки крыльев и пропеллеров аэроплана.

Первый планер с двигателем, построенный братьями, получил название «Флаер-1». Он был изготовлен из ели, так как этот материал отличается легкостью и надежностью. Устройство приводилось в движение бензиновым двигателем.

Интересно! Двигатель для «Флаер-1» изготовлен механиком Чарли Тейлором, особенностью конструкции стал небольшой вес. Для этого механик использовал дуралюмин, также называемый дюралем.

Первый успешный полет был совершен 17.12.1903 года. Самолет поднялся на несколько метров и пролетел около 40 метров за 12 секунд. Затем были повторные испытания, в результате которых длительность и высота полета увеличились.

Сантос-Дюмонт и 14-бис

Альберто Сантос-Дюмон известен как изобретатель воздушных шаров, он также иногда указывается как создатель первого в мире управляемого самолета. Ему также принадлежит изобретение дирижаблей, которые управлялись с помощью двигателя.

В 1906 году его самолет под названием «14-бис» поднялся в воздух и пролетел более 60 метров. Высота, на которую изобретатель поднял свой летательный аппарат, составила порядка 2,5 метров. Спустя месяц, Альберто Сантос-Дюмон совершил полет длинной в 220 метров на этом же самолете, установив в результате первый рекорд по дальности перелета.

Особенностью «14-бис» стала то, что конструкция смогла взлететь самостоятельно. Братьям Райт не удалось этого добиться, и их самолет поднялся в воздух с посторонней помощью. Именно этот нюанс стал основополагающим в спорах о том, кого же следует считать изобретателем первого самолета.

После «14-бис» изобретатель всерьез занялся разработкой моноплана, в результате мир увидел «Демуазель».

Альберто Сантос-Дюмон никогда не останавливался на достигнутом и не хранил свои изобретения в тайне. Конструкциями своих летательных аппаратов изобретатель охотно делился с тематическими изданиями.

Летательный аппарат Можайского

Проект своего летательного аппарата ученый представил на рассмотрение еще в 1876 году. Можайский столкнулся с непониманием чиновников Военного министерства, в результате ему не выделили средств на продолжение исследований.

Несмотря на это, ученый продолжил разработки, вкладывая собственные средства, из-за чего строительство прототипа самолета Можайского затянулось на долгие годы.

Самолет Можайского был построен в 1882 году. Первые испытания летательного аппарата закончились катастрофой, однако свидетели утверждают, что летательный аппарат все же поднялся на некоторое расстояние от земли прежде, чем потерпел крушение.

Так как документальных подтверждений полета нет, считать Можайского первым человеком, совершившим полет на самолете, нельзя. Однако разработки ученого послужили основой для развития авиации.

Так кто же был первым

Несмотря на многочисленные споры, о том, в каком году был изобретен летательный аппарат, первый официально зарегистрированный полет принадлежит братьям Райт, поэтому именно американцы считаются «отцами» первого самолета.

Сравнивать вклад в развитие авиации братьев Райт, Сантос-Дюмона и Можайского нецелесообразно. Несмотря на то, что первый самолет Можайского был построен за 20 лет до первого управляемого полета, изобретатель использовал другой принцип строительства, поэтому сравнивать его самолет с «Флаером» братьев Райт невозможно.

Сантос-Дюмон не стал первым, кто осуществил полет, однако изобретатель использовал принципиально новый подход к строительству летательного аппарата, благодаря чему его устройство самостоятельно поднялось в воздух.

Помимо первого управляемого полета, братья Райт внесли весомый вклад в развитие авиации, первыми предложив принципиально новый подход к строительству пропеллера и крыльев летательного аппарата.

Нет смысла спорить, кто из этих ученых стал первым, потому что все они внесли огромный вклад в развитие авиации. Именно их работы и исследования стали основой для изобретения прототипа современного авиалайнера.

Первые военные самолеты

Прототипы «Флаера» братьев Райт и летательного аппарата Сантос-Дюмон использовались в военных целях.

Если братья изначально преследовали цель изобретения техники, которая дала бы преимущество американской армии, то бразилец Сантос-Дюмон был против использования авиации в военных целях. Несмотря на это, его работы послужили отправной точкой для создания ряда летательных аппаратов, которые затем использовались во время войны. Интересно, что Можайский изначально также преследовал строительство летательного аппарата, который бы использовался в военных целях.

Первый реактивный самолет появился в разгар Второй мировой войны.

Первые пассажирские самолеты

Первые пассажирские самолеты появились благодаря И.И. Сикорскому. Прототип современного авиалайнера поднялся в воздух в 1914 году, на борту присутствовало 12 пассажиров. В этом же году авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершив первый полет на дальнюю дистанцию. Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, сделав одну посадку для дозаправки.

Авиалайнер также участвовал для перевозки бомб во время Первой мировой войны. Война заставила российскую авиацию на некоторое время замереть в развитии.

В 1925 году появился первый самолет «К-1», затем мир увидел пассажирские авиалайнеры Туполева и самолеты разработки ХАИ. С этого времени пассажирским самолетам уделяется все больше внимания, они приобретают большую пассажировместимость и способность совершать полеты на дальние расстояния.

История развития реактивных самолетов

Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:

  • неправильный выбор конструкции двигателя;
  • большой расход горючего;
  • частая потребность в дозаправке.

Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.

Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.

Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.

Видео

Таким образом, реактивные самолеты появились в самый разгар Второй Мировой войны. На их счету серьезные боевые победы, однако, потери среди них также очень велики. В первую очередь это связано с тем, что пилоты просто не успели пройти полноценное обучение по управлению принципиально новым летательным средством. С момента первого удачного полета до появления реактивных самолетов прошло всего 30 лет, в течение которых произошел большой прорыв в авиации.

12 апреля 1961 г. произошло событие, которое останется в памяти всех последующих поколений людей. Именно 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен Юрием Гагариным. Он стал возможен только благодаря самоотверженной работе советских ученых и инженеров. Полет в космос Юрия Гагарина был совершен на корабле «Восток», вес которого составил 4730 кг. «Восток» был запущен в космос при помощи ракеты-носителя с тремя ступенями. Максимальное удаление орбиты корабля от поверхности Земли составило 327 км.

Часто задается вопрос о том, сколько длился полет Гагарина. Он продолжался совсем недолго - всего 108 мин. Однако запасы воздуха и еды на борту «Востока» позволили бы провести в космосе 10 суток. В ходе этого полета были разрешены некоторые важнейшие задачи:

  • проведение испытаний всех систем корабля;
  • изучение воздействия невесомости на организм человека;
  • изучение воздействия полета на психологическое и физиологическое состояние человека.

В ходе полета возникло немало сложных ситуаций. Произошел сбой на линии связи, не сработал датчик герметичности, в течение долгого времени не отделялся агрегатный отсек, произошло заклинивание скафандра. Единственный этап полета, который прошел так, как и было запланировано, - это катапультирование космонавта и его последующее удачное приземление на небольшом расстоянии от корабля.

Гагарин приземлился в районе села Смеловка, поисковые службы обнаружили его всего спустя 1 час. По завершении полета первому побывавшему в космосе человеку было присвоено звание майора.

В Москве Гагарина ждала торжественная встреча, правда, первоначально она не планировалась. Инициировал ее лично . Гагарину были присвоены звания Героя Советского Союза и летчика-космонавта СССР. После торжественной встречи первый космонавт побывал на пресс-конференции с иностранными журналистами. Гагарин совершил немало зарубежных поездок. Он посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Англию, Польшу, Египет, Францию.

Юрий Гагарин ушел из жизни рано, в возрасте 34 лет. Последний полет Гагарина, совершенный вместе с Серегиным 27 марта 1968 г., закончился трагически. Причиной гибели Гагарина и Серегина, по официальной версии, стал резкий маневр уклонения от шарзонда. Но существует и множество альтернативных версий, таких как плохие погодные условия, конструктивные недостатки самолета и сознательная имитация катастрофы пилотом.

Первый полет Гагарина в космос был совершен в условиях жесткого противостояния СССР и США, социализма и капитализма. Он подтвердил превосходство советской науки и техники, продемонстрировав тем самым могущество Советского Союза. Полет «Востока» - это толчок к развитию множества научных и технических отраслей. Он был воспринят мировой общественностью как величайшее свершение в человеческой истории.

Составитель викторины: Ирис Ревю

Вступление к викторине

Космонавтика – это звучит гордо. Грандиозные успехи космонавтики приковали внимание самых разных слоёв общества практически всех стран и континентов. Космонавтика не оставляет равнодушным никого. Всё большее количество стран присоединяется к исследованию космоса.

«Когда в космос поднялся первый искусственный спутник Земли, за ним восторженно следили все. Газеты публиковали графики прохождения его над крупными городами, и люди были счастливы, когда им удавалось увидеть в небе быстро плывущую звёздочку. С той поры минули десятилетия, и количество космических побед возросло на несколько порядков».

В 1957 году был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года совершил свой исторический полёт Юрий Алексеевич Гагарин. Сегодняшний день характеризуется бурным развитием космической отрасли.

Ниже приведены вопросы викторины ко Дню космонавтики. Этот праздник мировое сообщество отмечает 12 апреля. На все вопросы викторины даны ответы.

Вопросы викторины

Вопрос: Что такое космос?
Ответ: Космос (греч. κόσμος - «мир»)- то же самое, что и Вселенная. В буквальном переводе с греческого космос означает — порядок.

Вопрос: Для чего человек стремится к освоению космоса?
Ответ: ответом может послужить высказывание К.Э.Циолковского: «Человечество не останется вечно на Земле…Планета есть колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели »

Вопрос : Какая наука изучает звёзды, Галактику, звёздное небо?
Ответ: Астрономия

Вопрос: Кто был первым человеком, совершившим полёт в космос?
Ответ: Юрий Алексеевич Гагарин

Вопрос: Как называется аппарат, предназначенный для полёта человека в космос?
Ответ: космическая ракета (реактивный летательный аппарат)

Вопрос: Кого называли «отцом русской космонавтики»?
Ответ: Константина Эдуардовича Циолковского

Вопрос: Кто стоял у истоков создания советской ракетно-космической техники? Кто был создателем первого пилотируемого космического корабля?
Ответ: Сергей Павлович Королёв

Вопрос: Кто первым выдвинул идею ракетного летательного аппарата?
Ответ: Николай Иванович Кибальчич – русский революционер, изобретатель, участник покушения на Александра II. Он выдвинул идею ракетного летательного аппарата с качающейся камерой сгорания для управления вектором тяги.

Вопрос: Кто первым выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов?
Ответ: российский ученый Константин Циолковский был одним из первых, кто выдвинул идею об использовании ракет для космических полетов.

Вопрос: В каком году был запущен первый искусственный спутник Земли?
Ответ: 4 октября 1957 года

Вопрос: Какая страна первой запустила искусственный спутник Земли?
Ответ: Союз Советских Социалистических Республик (СССР)

Вопрос: Кто первым из друзей наших меньших побывал в космосе и как его звали?
Ответ: собака Лайка

Вопрос: В каком году первое живое существо побывало в космосе?
Ответ: 3 ноября 1957 — запущен второй искусственный спутник Земли «Спутник-2», впервые выведший в космос живое существо, - собаку Лайку.

Вопрос: в каком году станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту, став первым в мире искусственным спутником Солнца?
Ответ: 4 января 1959 года

Вопрос: В каком году был совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю?
Ответ: 19 августа1960 года на корабле «Спутник-5» этот полёт совершили собаки Белка и Стрелка.

Вопрос: Как назывался корабль, на котором совершил свой полет Ю. А. Гагарин?
Ответ: «Восток-1»

Вопрос: Когда был совершён первый в истории человечества полёт в космос?
Ответ: 12 апреля 1961 года

Вопрос: Кто и когда совершил первый выход в открытый космос?
Ответ: 18 марта 1965 года — совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Архипович Леонов, дважды Герой Советского Союза, совершил выход в открытый космос из корабля «Восход-2».

Вопрос: Кто был первой женщиной-космонавтом?
Ответ: 16 июня 1963 года выполнен первый в мире полёт в космос женщины-космонавта. Это была Валентина Владимировна Терешкова на космическом корабле «Восток-6».

Вопрос: Кто из космонавтов произнёс знаменитую фразу: «Эй! Небо, сними шляпу!»
Ответ: Валентина Владимировна Терешкова

Вопрос: Когда состоялась первая высадка человека на Луну?
Ответ: 21 июля 1969 года — первая высадка человека на Луну; американский астронавт Нил Олден Армстронг в рамках лунной экспедиции корабля «Аполлон-11». Он доставил на Землю первые пробы лунного грунта.

Вопрос: Кто из женщин первой вышла в открытый космос?
Ответ: Первой женщиной, вышедшей в открытый космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7».

«Улыбка Гагарина»

Я помню, солнце в этот день искрилось:
Какой был удивительный апрель!
И в сердце радость с гордостью светилась:
Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали —
Такой улыбки не было второй!
Весь мир рукоплескал! Все ликовали:
Гагарин облетел наш шар земной!

С тех пор приблизились неведомые дали,
Осваивают космос корабли…
А начинал — российский, славный парень,
Гагарин — первый космонавт Земли!