Болезни Военный билет Призыв

В каком обществе возникли первые школы. Древние школы. История развития школьного образования в россии

Привычное явление для большинства стран мира - система школьного образования. Сами системы могут разниться, но, так или иначе, базовое образование перестало быть диковинным, как это можно было наблюдать в некоторых европейских странах еще в начале прошлого столетия.

Первые школы

Существует теория, согласно которой первые школы в истории человечества появились не ради обучения, а для того, чтобы занять стариков и детей - две категории населения, которые были обузой для трудоспособного населения. Одним из подтверждений этого может служить значение греческого слова «схоле», от которого произошло слово «школа», имеющееся в несколько измененной форме во многих языках. «Схоле» значило «заниматься чем-то во время досуга, проводить свободное время, быть праздным».

Также считается, что появление школ является атрибутом возникновения цивилизации. Уже в Древнем Египте появились первые школы, поскольку грамотность людей облегчала функционирование государственного аппарата. Правда, обучаться в школах имели возможность только дети представителей высших сословий: фараона, жрецов, чиновников и лишь изредка, за большую плату дети людей попроще. Школы в Древнем Египте располагались при храмах.

В Древней Греции образованность и всестороннее развитие ценились сами по себе. Мальчика, достигшего семилетнего возраста, забирал от матери отец на свое и педагога-раба попечение (др. греч. «педагог» - «ведущий/сопровождающий ребенка»). Кстати, в древнегреческих школах уже было первое подобие школьной формы. Продолжить обучение юноши 16-18 лет могли в свободных гимнасиях , а также в школах риторов и философов. Девочек мама учила ведению домашнего хозяйства, но на этом обучение женского пола не заканчивалось. Образованная древнегреческая девушка должна была быть знакома с литературой, уметь петь и танцевать (для участия в ритуальных праздниках).

Допетровская эпоха

В Древней Руси поначалу были училища, постепенно превращавшиеся в школы. Например, известно о существовании школы, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. В древнерусских школах XI-XV веков изучали грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, музыку, астрономию (то есть семь свободных искусств, восходящих к самой античности). Школы не только выполняли функции учебных заведений, но были настоящими центрами культуры. В них переводили труды иностранных авторов, переписывали рукописи. Монголо-татарское нашествие привело к упадку уровня образования, а центрами образования стали монастыри, то есть образование из преимущественно светского превратилось в основном в духовное.

Определенный подъем уровня образования стал наблюдаться со становлением и укреплением Московского государства. Для элементарного функционирования государственного аппарата требовались грамотные люди. А после Смуты образование было необходимым инструментом в политической и идеологической борьбе. Тогда, в XVII веке, были открыты Киево-Могилянская коллегия и по ее образцу - московская Славяно-греко-латинская академия. С середины того же столетия в Москве начали открываться школы, работавшие по образцу европейских грамматических школ и позволявшие получить светское и богословское образование. Кстати, в допетровскую эпоху образование не носило сословного характера.

Б.М. Кустодиев. Земская школа в Московской Руси

Стандартизация

Создал систему профессионального образования в России, а с 1714 года обязал детей всех сословий, кроме крестьян, получать образование. Правда, при Петре внимание образованию уделялось в связи с развитием армии и флота, да и сами цифирные школы, подчинявшиеся Адмиралтейств-коллегии, популярностью у населения не пользовались, так что их отменили в 1744 году. В целом школьная система образования в России XVIII века была разрозненной. Образовательные учреждения отличались по типам, программам, качеству подготовки учеников.

При Екатерине II, активно изучавшей опыт стран Западной Европы, впервые в России стала внедряться классно-урочная система, началась стандартизация образовательного процесса. Первый четкий образовательный план и единый список учебников появились в XIX веке. В начале XIX века были также введены три типа школ: приходские и уездные училища, а также гимназии (или губернские училища). В школах первых двух типов могли учиться дети из любых сословий, образование для них было бесплатным. В приходских школах давалось начальное образование: чтение, письмо, счет, Закон Божий. В уездных училищах изучение этих дисциплин проходило углубленно, добавлялись грамматика с географией, арифметика с геометрией, история с физикой и технологией.

В.Е. Маковский. В сельской школе

При Александре II были попытки борьбы с распространявшимся революционным духом среди интеллигенции путем реформирования образовательной системы. Целью ставилось создание глубоко разбирающихся в точных науках дисциплинированных людей. Для этого упор делался не на гуманитарные дисциплины, развивающие в человеке широту мысли и заставляющие увидеть проблемы общества.

Отдельного внимания заслуживают земские школы, появившиеся в России в результате . В них обучались дети от 8 до 12 лет в течение трех лет. Обязательно изучались чтение и письмо, основы арифметики, Закон Божий (в меньшей степени). Со временем программа расширилась.

Н. П. Богданов-Бельский. Устный счёт.
В народной школе С. А. Рачинского

Несмотря на все это, уровень грамотности населения России к началу XX века оставался крайне низким: примерно пятая часть подданных российской короны владела грамотой (существенно меньше, чем в большинстве стран Европы). Это было связано с тем, что преимущественное большинство населения составляли крестьяне, для которых ребенок, как только он становился способен оказывать маломальскую помощь семье, был нужнее для домашних дел. Кроме того, земские школы не могли охватить достаточное количество населения страны.

Большевики после революции пытались решить проблему образования. К 1933 году после различных экспериментов образовательные программы были унифицированы и под них созданы учебники. Тогда-то и закрепился тип урока, существующий по сей день (если не принимать во внимание отдельные изменения и нововведения последних лет).

РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Школы и высшие учебные заведения, как мировые образовательно-воспитатель-ные системы, прошли многовековой путь исторического развития. С одной сторо¬ны, они оказывали значительное влияние на накопление, сохранение и прогресс культуры и общества в целом и, с другой стороны, на себе ощущали многообразие кардинальных перемен, происхо¬дивших в социуме, науке и культуре всех стран и народов.
«История - это свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины».
Цицерон
Начальный период развития школы, высших учебных заведений и других образовательных институтов восходит к эпохе великих цивилизаций.
Каковы истоки возникновения и развития современ¬ных школ в мировой образовательной практике?
Возникновение школы пришлось на эпоху перехода от общинно-родового строя к социально-дифференцирован¬ному обществу. Несмотря на то, что древние цивилизации, как правило, существо¬вали обособленно друг от друга, они руководствовались принципиально общими основами в сфере образования человека. По данным этнографии, дописьменный (рисунчатый) период завершился примерно к 3-му тысячелетию до н. э. и намети¬лось появление клинописной и иероглифической письменности как способов пе¬редачи информации.
Именно возникновение и развитие письменности выступило важнейшим фак-тором генезиса школы. Поскольку письмо становилось технически более слож-ным способом передачи информации, постольку оно требовало специального обу¬чения.
Вторым фактором, обусловившим появление школ, послужило разделение де¬ятельности человека на умственный и физический труд, а также усложнение характера последнего. Разделение труда повлекло за собой формирование различных специализаций и специальностей, в том числе профессии учителя и воспитателя. Определенный итог общественного развития выразился и в относительной самостоятельности школы от институтов церкви и государства. В первую очередь она утвердилась как школа письма. Ее цель заключалась в том, чтобы обучить умению читать и писать, или грамоте, отдельных представителей общества (аристократии, служителей культа, ремесленников и торговцев).
Семья, церковь и государство были средоточием образования в эпоху древнейших цивилизаций. Поэтому появляются школы разных видов: домашние, церковные, частные и государственные.
Первые учебные заведения, обучавшие грамоте, получили различные названия.
Например, «домами табличек» назывались школы грамоты в древней Месопотамии, а в период расцвета Вавилонского государства они переросли в «дома знаний”
В Древнем Египте школы возникли как семейный институт, а в дальнейшем они стали появляться при храмах, дворцах царей и вельмож.
В Древней Индии появились сначала семейные школы и лесные школы (вокруг гуру-отшельника собирались его верные ученики; обучение проходило на свежем воздухе). В буддийскую эпоху возникли школы вед, обучение в которых носило светский и кастовый характер. В период возрождения индуизма в Индии (II-VI века) при храмах организуются два типа школ - начальная (толь) и yчебное заведение более высокого уровня (аграхар).
В Китае первые школы появились в 3-м тысячелетии до н.э. и назывались «сян» и «сюй».
В Римской империи оформились тривиальные школы, содержание образования которых представлял тривиум - грамматика, риторика, диалектика, и граматические школы - учебные заведения более высокой ступени, где обучали четырем предметам - арифметике, геометрии, астрономии, музыке, или квадривиуму. Тривиум и квадривиум составляли программу семи свободных искусств. В IV веке появились риторические школы, которые главным образом готовили ораторов и юристов для Римской империи.
Уже в начале I века христианская церковь стала организовывать собственные школы катехуменов. Впоследствии на их основе были созданы школы катехизиса, в дальнейшем трансформировавшиеся в кафедральные и епископальные школы.
В эпоху становления трехступенчатой системы образования в Византии появились грамматические школы (церковные и светские, частные и государственные). Грамматические школы содержательно обогащали программу семи свободных искусств.
В исламском мире сложились два уровня образования. Начальный ypoвень образования давали религиозные школы при мечетях, открываемые для детей ремесленников, торговцев, состоятельных крестьян (китаб). Второй уровень образования получали в просветительских кружках при мечетях (фикхах и каламах). Здесь изучали шариат (мусульманское право) и теологию, а также арабскую философию, риторику, логику, математику, астрономию, медицину. Кроме того существовали четыре типа школ начального и повышенного начального образова¬ния: школы Корана, персидские школы, школы персидского языка и Корана, араб¬ские школы для взрослых.
В период средневековья (XIII-XIV век) из системы ученичества в Европе заро¬дились цеховые и гильдейские школы, а также школы счета для детей торговцев и ремесленников, в которых обучение велось на родном языке. В это же время по¬явились городские школы для мальчиков и девочек, где преподавание велось как на родном, так и латинском языках, и обучение имело прикладной характер (кро¬ме латыни изучали арифметику, элементы делопроизводства, географию, техни¬ку, естественные науки). В процессе дифференциации городских школ выделились латинские школы, которые давали образование повышенного типа и служили как бы связующим звеном между начальным и высшим образованием. Например, во Франции такие школы получили название коллегий. С середины XV века колле¬гии организовывались при университетах. С течением времени они переросли в современные коллежи или общеобразовательные учебные учреждения.
Развитие западноевропейской школы в период с XV до первой трети XVII века тесно связано с переходом феодального общества к индустриальному. Данный переход оказал определенное влияние на формирование школ трех основных ти¬пов, соответственно ориентированных на элементарное, общее повышенное и высшее образование.
В католических и протестантских странах росло число городских школ началь¬ного обучения, учреждавшихся властями и религиозными общинами. Например, малые школы во Франции, угловые школы в Германии. Однако римско-католиче¬ская церковь отставала от протестантской в процессе организации элементарного обучения. Поэтому во всех католических приходах открывались воскресные шко¬лы для низших слоев населения и начальные учебные заведения для знати. А так¬же создавались благочестивые школы для бедных.
На протяжении XV-XVII веков место учителя-священника в начальной школе постепенно занимает профессиональный педагог, получивший специальное обра¬зование и подготовку. В связи с этим изменяется социальное положение учителя. Раньше он жил на подношения от общины и прихожан. С конца XVI века труд учителя оплачивался общиной. Одновременно наметились улучшения в органи¬зации образовательного процесса: в классах появляются учебники и школьные доски.
К учебным заведениям повышенного общего образования XV-XVII вв. отно-сили:
городские (латинские) школы, гимназии (в Германии в Страсбурге, Гольдель-берге и других городах);
грамматические и публичные школы (в Англии в Винчестере, Итоне, Лон-доне);
коллежи (во Франции при Сорбонне и Наваррском университете, в Бордо, Вандоме, Меце, Шатийоне, Париже, Тулузе);
школы иеронимитов (религиозная община братьев общей жизни);
дворянские (дворцовые) школы (в Германии и Италии), школы иезуитов (в Вене, Риме, Париже).
В период с XVII по XVIII век в связи с возросшим влиянием светского образования основной формой обучения стала школа классического типа. В первую очередь классическая школа ориентировалась на изучение древних языков и литературы:
в Германии - городская (латинская) школа (в дальнейшем - реальное училище) и гимназия;
в Англии - грамматическая и публичная (пансионаты для детей элиты общества) школа;
во Франции - коллеж и лицей;
в США - грамматическая школа и академия.
В процессе развития школьного образования каждый тип обогащался и совершенствовался в педагогическом плане, а также приобретал национальные черты и особенности.
В XIX веке в Западной Европе и США были заложены законодательные основы школы. Таким образом класс промышленной буржуазии, доминирующий в обществе, стремился упрочить свои позиции в перспективе будущего. В ведущих промышленных странах осуществлялось становление национальной системы школьного образования и расширение участия государства в педагогическом процессе (его управлении, во взаимоотношениях частной и общественной школы, в решении вопроса об отделении школы от церкви). В результате создавались государственные бюро, советы, департаменты, комитеты, министерства образования. Все учебные заведения подлежали государственному контролю. В течение XIX столетия осуществилась дифференциация на школы классического образца и современные. Таким образом, были организованы:

Неоклассическая гимназия, реальное училище и школа смешанного типа в Германии;
муниципальные коллежи и лицеи во Франции;
академии и дополнительные учебные заведения (high school) в CШA.
В результате исторических школьных реформ в XX веке были укреплены основы обязательного бесплатного начального обучения и платного (за исключением США и Франции: в США действует государственная система бесплатного обучания до 16-18 лет, во Франции обучение в средней школе стало частично бесплатным с начала 1940-х годов) государственного среднего образования; сохранилась привилегия состоятельных слоев общества на полноценное и качественное образование; была расширена программа начального обучения; появились промежуточные типы школ, связующие начальное и среднее образование; была расширена программа естественнонаучного среднего образования.
В США в наше время реализуются два принципа организации школ: 8 лет обучения (начальное образование) + 4 года (среднее образование) и 6 лет (начальное) + 3 года (младшая средняя школа) + 3 года (старшая средняя школа, а также частные школы и элитные академии).
В Англии существуют два типа общеобразовательной школы - начальная (с 6 до 11 лет) и средняя (с 11 до 17 лет). Дети до 14 лет обучаются бесплатно.
К средним учебным заведениям относятся: грамматическая и публичная (элит¬ная) школы для подготовки в университеты, современная школа для среднего класса британского общества, центральная школа с уклоном в профессионально-техническую подготовку.
Во Франции сложились две структуры начального образования: бесплатного обучения с 6 до 14 лет, с практическим уклоном, и платного обучения с 6 до 11 лет, с продолжением образования в средней школе. Средние учебные заведения - ли¬цей, коллеж, частная школа (с 7-летним курсом обучения), открывают дорогу в университеты и высшие технические учебные заведения.
В России действуют две системы школ - государственная (бесплатная) и част¬ная школы. К концу XX века сложилась следующая школьная система:
начальное образование, начинающееся с 6 или 7 лет (4 или 3-летнее обуче-ние на выбор родителей);
базовая средняя школа (5-9 классы);
полная средняя школа (10-11 классы).
В качестве основных образовательных систем в России функционируют массо¬вые общеобразовательные школы, гимназии, лицеи, школы-лаборатории, школы-интернаты (для одаренных детей или детей с отклонениями в развитии).
Существуют следующие критерии оценки результативности школы как социально-образовательного института:
соответствие целей и результатов, степень освоения выпускниками школы образовательного государственного стандарта как базовой нормы;
уровень и качество школьного образования и воспитания; количество меда-листов и отличников;
отсев из школы по причине неуспеваемости, систематического нарушения правил поведения или по состоянию здоровья;
социальный статус школы среди населения и педагогической общественности;
процент выпускников, поступивших в вузы;
количество выпускников, ставших известными людьми в рамках региона или страны.
Каковы истоки возникновения и развитие высших учебных заведений в мире?
В Древней Греции был создан один из первых прообразов высшего учебного заведения. В IV веке до н. э. Платон организовал в роще близ Афин, посвященной Академу, философскую школу, которая получила название Академии.
Академия существовала более тысячи лет и была закрыта в 529 г. Аристотель создал при храме Аполлона Ликейского в Афинах другое учебное заведение - Ликей. В Ликее особое внимание уделялось изучению философии, физики, мате¬матики и другим наукам о природе. В исторической перспективе - это предше¬ственник современного лицея.
В эллинскую эпоху (308-246 до н. э.). Птолемеем был основан Мусеум (от лат. Museum - место, посвященное Музам). В форме лекционных занятий там обуча¬ли основным наукам - математике, астрономии, филологии, естествознанию, ме¬дицине, истории. В Мусеуме преподавали Архимед, Евклид, Эратосфен. Именно Мусеум был самым значительным хранилищем книг и других культурных ценностей. В наши дни современный музей скорее выполняет вторую историческую функцию, несмотря на то, что в последние годы усиливается его образовательно-воспитательное значение.
Другими вариантами высших учебных институтов в Древней Греции были философские школы и эфебии (учебно-воспитательные заведения военно-спортивного профиля).
В 425 году в Константинополе была учреждена высшая школа - Аудиториум (от лат. audire - слушать), которая в IX веке именовалась «Магнавра» (Золотая палата). Школа находилась в полном подчинении императору и исключала любые возможности самоуправления. В качестве основных подструктур выступали кафедры различных наук. В начале обучение проходило на латинском и греческом языках, а с VII-VIII веков - исключительно на греческом языке.
В XV веке в программу обучения была возвращена латынь и включены новые, так называемые иностранные языки. В знаменитой школе, где был собран цвет преподавательской элиты, изучали античное наследие, метафизику, философию, богословие, медицину, музыку, историю, этику, политику, юриспруденцию. Занятия проводились в виде публичных диспутов. Большинство выпускников высшей школы были энциклопедически образованны и становились общественными и церковными деятелями. Например, Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, в свое время учились в этой школе. Помимо Магнавры, в Константинополе действовали другие высшие школы: юридическая, медицинская, философская, патриаршия.
Почти одновременно в домах состоятельных и именитых граждан Византии стали складываться кружки-салоны - своеобразные домашние академии, которые объединяли людей вокруг интеллектуалов-меценатов и авторитетных философов. Их называли «школой всяческих добродетелей и эрудиции».
Церковь сыграла особую роль в развитии высшего образования. Например: МОнастырские высшие школы восходили к раннехристианской традиции.
В исламском мире появление Домов мудрости в Багдаде (в 800 году) стало примечательным событием в процессе развития просвещения. В Домах мудрости собирались крупные ученые и их ученики. Они дискутировали, читали и обслуждали литературные произведения, философские и научные сочинения и трактаты, готовили рукописи, читали лекции. В XI-XIII веке в Багдаде появились новые высшие учебные заведения - медресе. Медресе распространились по всему исламскому миру, но самым знаменитым было медресе Низамейи в Багдаде, открытое в 1067 году. В них получали как религиозное, так и светское образование. В начале XVI века на Ближнем Востоке сложилась иерархия медресе:
столичные, открывавшие выпускникам путь к административной карьере;
провинциальные, выпускники которых, как правило, становились чиновниками.
Крупным культурным и образовательным центром исламского мира была мусульманская Испания (912-976 годы). Высшие школы Кордовы, Саламанки, Толедо, Севильи предлагали программы по всем отраслям знания - богословию, праву, математике, астрономии, истории и географии, грамматике и риторике, меди¬цине и философии. Появившиеся на Востоке школы университетского типа (с лек¬ционными залами, богатой библиотекой, научной школой, системой самоуправ¬ления) стали предшественниками средневековых университетов Европы. Образо¬вательная практика исламского мира, в особенности арабская, значительно повлияла на развитие высшего образования в Европе.
Каждое новое высшее учебное заведение обязательно создавало свой устав и обретало статус среди других учебных заведений.
В Индии мусульмане получали высшее образование в медресе и монастырских учебных заведениях (даргаб).
В Китае в период «золотого века» (III-X век) появились учебные заведения университетского типа. В них выпускники получали ученую степень специалиста по пяти классическим трактатам Конфуция: «Книга перемен», «Книга этикета», «Весна и осень», «Книга поэзии», «Книга истории».
В Европе на протяжении XII-XV веков начинают появляться университеты. Однако в каждой стране этот процесс проходил по-разному. Как правило, система церковных школ выступала в качестве истока зарождения большинства универси¬тетов.
В конце XI - начале XII века ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращаются в крупные учебные центры, которые затем стали называться уни¬верситетами. Например, именно так возник Парижский университет (1200 год), который вырос из объединения богословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Подобным образом возникли университеты в Неаполе (1224 год), Оксфорде (1206 год), Кембридже (1231 год), Лиссабоне (1290 год).
Основание и права университета подтверждались привилегиями. Привилегии были особыми документами, которые закрепляли университетскую автономию (собственный суд, управление, право на присуждение ученых степеней, на осво-бождение студентов от военной службы). Сеть университетов в Европе расширя-лась довольно быстро. Если в XIII веке насчитывалось 19 университетов, то к XIV веку их число возросло до 44.
С самого начала церковь стремилась удержать университетское образование под своим влиянием. И в наше время Ватикан является официальным покровите-лем ряда университетов. Несмотря на данные обстоятельства, по своей организа-ции, программе и методам обучения университеты раннего средневековья уже были альтернативой светского образования церковному. Университеты противо-поставили схоластике деятельную интеллектуальную и духовную жизнь. Именно благодаря им духовный мир Европы стал намного богаче.
История первых университетов тесно связана с творчеством мыслителей, дав¬ших новый толчок к развитию культуры, науки и просвещения, - Р. Бэкона, Я. Гуса, А. Данте, Дж. Уинкли, Н. Коперника, Ф. Петрарки.
Первые университеты были весьма мобильны, поскольку их существенной чер¬той являлся, в известной мере, наднациональный и демократический характер. В случае угрозы эпидемии или войны университет мог перебраться в другой город или даже страну. А международные студенты и преподаватели объединялись в национальные землячества (нации, коллегии). Например, в Парижском университете насчитывалось 4 землячества: французское, пикардийское, английское и германское, а в Болонском университете - 17.
Во второй половине XIII века в университетах появились факультеты, или колледжи. Факультеты присуждали ученые степени - сначала бакалавра (после 3-7 лет успешной учебы под руководством профессора), а затем - магистра, доктора или лиценциата. Землячества и факультеты определяли жизнь первых университетов и совместно выбирали официального главу университета-pектора. Ректор обладал временными полномочиями, как правило, длившимися один год. Фактическая власть в университете принадлежала факультетам и землячествам. Однако такое положение вещей изменилось к концу XV века. Факультеты и землячества утратили былое влияние, и главные должностные лица университета стали назначаться властями.
Самые первые университеты имели всего несколько факультетов, однако их специализация постоянно углублялась. Например, Парижский университет славился преподаванием теологии и философии, Оксфордский - канонического права, Орлеанский - гражданского права, университеты Италии - римского права, университеты Испании - математики и естественных наук.
На протяжении веков, вплоть до конца XX века, сеть высших учебных заведений быстро расширяется, представляя сегодня широкий и разнообразный спектр специализаций.
Идея университета раскрывается в самом названии Universitas, что в переводе с латинского означает совокупность.
Уже в период зарождения университетов в «совокупность» вкладывали разный смысл. В первую очередь акцентировался организационный аспект; по сути, университетом стали называть результат объединения разных типов высших учебных заведений. Например, Парижский университет вырос из объединения богосословской школы Сорбонны с медицинской и юридической школами. Однако основная миссия университета состояла в приобщении молодого человека к совокупности всех видов знаний. С древности университет (Alma Mater) был источником научных знаний, мудрости и просвещения. Его задача заключалась не только в сохранении и передаче существующих знаний, духовных и культурных ценностей, высших образцов человеческой деятельности, но и в развитии интеллекта ради обновления культуры. В процессе истории именно в университетах рождалось новое знание, создавались научные теории и формировались универсальные мировоззренческие позиции для понимания жизни, мира, космоса, человека. Университет стремился дать универсальное образование учащимся, которые впоследствии входили в элиту общества (ученые, государственные и общественные деятели).
Как правило, выделяют еще один аспект «совокупности», относящийся к принципам организации университетского образования. В первую очередь к ним относят те принципы, которые обеспечивают непрерывность научного творчества: преподавание научных основ и методов познания, приобщение студентов к исследовательской деятельности.
Главными принципами университетского образования (С. И. Гессен) считают:

Полноту представленного в университете научного знания;
дух свободы и творчества в процессе преподавания и обучения;
способность университета к самовосполнению путем подготовки преподава¬телей и ученых.
Эти принципы присущи любому университету независимо от исторической эпохи и характера его развития. При этом следует отметить то, что понимание науки, университетского самоуправления и свободы изменялось исторически.
Как понимают полноту представленности научного знания в университете?
Со времен Эразма Роттердамского «университет» символизирует органиче-скую целостность самой науки. Поэтому главная задача университета состоит в том, чтобы пробуждать в юношах идею науки, помогать им привносить эту идею в конкретную область знания. Стать ученым - все равно что обрести «вторую при¬роду» или способность воспринимать мир через оптику науки, учитывать един¬ство и целостность знания, проводить самостоятельные исследования и стремить¬ся к подлинному открытию (Ф. Шлейермахер). Поскольку наука постоянно по¬рождает новые отрасли знания, постольку ни один университет не может достичь полноты научного знания.
Как правило, определенный университет силен в нескольких специализациях.
Под полнотой науки понимают всю совокупность известных в мире отраслей научного знания, ибо только данный момент обеспечивает возможность тесного взаимодействия и сотрудничества (С. И. Гессен). Великая задача университета состоит в том, чтобы поддерживать живое взаимодействие исследователей из всех ветвей знания, ведущее к общей цели (Г. Гельмгольц). Именно в университете полнота развивающейся науки обеспечивает, с одной стороны, широту кругозора будущего специалиста, а с другой стороны, создает основу для развития отдель-ных отраслей знания.
Смысл полноты науки раскрывают через содержательный объем университет¬ского курса, а именно: теоретическое, прикладное и экспериментальное направ¬ления развивающейся науки как основы учебной дисциплины. Однако соотноше¬ние между теорией и практикой в определенном университетском курсе или цик¬ле дисциплин бывает разным, что влияет на уровень образования и специфику подготовки специалистов.
В условиях университета полнота знания проявляется и в том, что в этот тер-мин вкладывают знание основ гуманитарных и естественных наук; знания о при-роде, человеке и обществе; общеобразовательные знания и серьезную теорети-ческую подготовку в рамках конкретной специализации.
Двуединая свобода преподавания и обучения в университете как «естествен-ная стихия университета» зависит от понимания сути полноты знания и критери¬ев научности.
Как в рамках единства исследования и преподавания реализуется идея свобо-ды преподавателя университета? Университетский курс является учебным или научным? Каково соотношение между систематическим учебным курсом, состоя-щим из лекций и семинаров, цель которого заключается в передаче научных зна-ний и в стимулировании к поиску новых, и научным курсом как организацией ис-следования и поиска путей решения научных проблем?
Ответы на эти вопросы дает опыт отдельных университетов. В одних универ-ситетах профессор не «преподает» предмет, а публично высказывает свои научные взгляды. Соответственно, студент не столько учится, сколько занимается научной деятельностью. В результате количество научно-учебных курсов находится в прямой зависимости от разрабатываемых научных направлений. Кроме того, каждый профессор использует свой стиль и метод преподавания ввиду индивидуального характера всякого творчества. Однако интенсивная научная деятельность требует системного знания различных теорий и направлений в развитии на мысли. Поэтому современный университет сохраняет наряду со свободой обучения различные программы научного, предметного и профессионального преподавания, имеющие общекультурное значение.
В процессе развития университета всегда ставилась проблема свободы преподавания. Мировой опыт демонстрирует разные пути ее решения. Одни университеты отдают предпочтение блестящему оратору и лектору, умелому пропагандисту научных достижений, который умеет вызвать у студентов интерес к познанию истины. Другие видят в университете не столько учебное заведение, сколько привилегированную цеховую организацию (И. Г. Фихте) или высшую научную школу, открывающую научные истины и проверяющую результаты новейших открытий. Однако современные университеты готовят своих выпускников не только к научно-исследовательской деятельности, но и к различным профессиональным обязанностям. При этом традиционная - духовная и культурологическая миссия университетов остается неизменной. По мнению С. И. Гессена, «только наука должна определять его (университет) в его внутреннем бытии, а не посторонние науке интересы государства, вероисповедания, секты и партии». Поэтому вcе университеты мира едины в основной идее, заключающейся в их возникновении в качестве научного и интеллектуального центра развития любого общества.
Отличительной особенностью университета является его способность к самовосполнению из круга своих студентов, символизирующая потенциал саморазвития и свободы науки. Таким образом, университет-это автономный по своей сути союз ученых, в буквальном смысле слова «самопродолжающийся союз» (С. И. Гессен). Не случайно университет не терпит над собой даже самой благожелательной власти, так как он есть последняя ступень в иерархии научного образования.
На протяжении длительного процесса развития университетского образования можно выделить исторически изменчивые типы парадигм. Каждая из них оформлялась в зависимости от доминирования в определенную эпоху идеального “образа” универсального знания.
В процессе развития университетского образования «культурно-ценностная» парадигма опирается на освоение универсальных элементов культуры и ценностей прошлых поколений посредством систематического и углубленного изучения трудов великих мыслителей (изначально на латинском и греческом языках). Она ориентирует на разностороннее познание мира. В рамках данной парадигмы выпускники первых университетов получали высшее звание образованного человека - философа или богослова. Стратегия образования, связанная с овладением культурным наследием прошлого, духовными ценностями и достижениями наук, получившими мировое признание, вплоть до нашего времени относится к феномену классического образования.
«Академическая» парадигма характеризуется приоритетом в университет-ском образовании теоретических знаний и развитием фундаментальных наук, ори¬ентацией на подготовку выпускников университета к поиску новых знаний, пониманию и объяснению мира и действий человека с позиций науки, теории, ги-потезы.
В рамках данной парадигмы главной ценностью являются научные знания о природе и животных, земле и космосе, человеке и обществе, жизни и смерти. По типу и качеству освоения научных знаний, как результату фундаментальных и прикладных исследований профессоров университета, стали выделять такие виды университетского образования: биологическое, математическое, филологическое, физическое, химическое. В качестве академической традициии университета при-знается систематическое и углубленное изучение фундаментальных основ науки, предполагающее непосредственное участие студента в процессе научных иссле-дований.
Сущность «профессиональной» парадигмы проявилась в обогащении и рас-ширении содержания университетского образования. Наука перестала быть са-моценной в качестве способа познания и объяснения мира. Она также стала вы-полнять функцию производительной силы, развивающей технику и производство. В результате университет начал концентрировать и расширять не только спектр научных знаний, но и высших образцов социокультурной и профессиональной де¬ятельности человека. С этого времени в университете стали получать высшее ме¬дицинское, юридическое, экономическое, педагогическое, инженерно-техниче-ское и другое высшее профессиональное образование как ответ на социальный заказ государства и общества.
«Технократическая» парадигма университетского образования выходит на первый план в XIX-XX веках как своеобразное мировоззрение, существенными чертами которого являются: примат техники и технологии над научными и куль-турными ценностями, узкопрагматическая направленность высшего образования и развития научного знания.
При определении целей и содержания университетского образования в рамках данной парадигмы доминируют интересы производства, экономики и бизнеса, раз¬вития техники и средств цивилизации. В связи с этим в XX веке гуманитарная и естественнонаучная составляющие университетского образования претерпели существенные изменения.
Альтернативой технократическому и прагматическому вызову стала гумани-стическая ориентация университетского образования.
Личность человека с ее способностями и интересами представляет главную ценность «гуманистической» парадигмы. В условиях университета все студен¬ты должны получить универсальное образование и выбрать сферу профессиональ-ной деятельности не только по признаку социальной значимости, но и по призва-нию, обеспечивающему самореализацию личности.
Модели университетского образования формировались под влиянием доми-нирующей образовательной парадигмы и спектра различных факторов.
Первые две модели отличаются по признакам целевой направленности и спе-цифики доминирующего содержания университетского образования.
Традиционная, или классическая, модель представляет собой систему академического образования как процесса передачи молодому поколению универсальных элементов культуры, знаний и достижений наук, высших образцов и способов человеческой деятельности. Данная модель должна заложить основы для проявления творчества на благо дальнейшего развития общества, государства, науки, техники и культуры. Как правило, она ориентирована на подготовку перспективного, высокообразованного и культурного человека будущего общества. Цели и содержание образования классической модели предполагают оптимальное соответствие прошлого, настоящего и будущего в мире науки, культуры, техники и жизни человека.
Рационалистическая модель университетского образования организационно ориентирована на успешную адаптацию к современному обществу и цивилизации, высокое качество универсальной подготовки, глубокую специализацию в сфере будущей профессиональной деятельности, готовность к творческому освоению и разработке перспективных технологий.
С точки зрения развития университетского образования как социокультурногого феномена, можно выделить еще две модели развития университета по признакам «включенность в социальные структуры» и «способ управления». Соответственно это модели университета как государственно-ведомственной организации и как автономного высшего учебного заведения, независимого от государства других социальных институтов.
В первом случае университетское образование организуется с централизованным определением целей и содержания образования через государственные образовательные стандарты, номенклатуры специальностей и специализаций, учебных планов и дисциплин, нормативов для оценки уровня образованности выпускников и способов контроля управленческими органами.
Вторая модель (автономного университета) предполагает организацию образования в рамках собственной инфраструктуры через разностороннюю кооперацию деятельности университетских подсистем разного типа, уровня и ранга. Автономный университет, подобно первым университетам эпохи средневековья, руководствуется своим Уставом и опирается на собственные ресурсы.
Тип университета как высшего учебного заведения определяет вид или тип современного университетского образования.
В наше время во всем мире и в России появились гуманитарный, технический, педагогический, медицинский университеты, университет технологии и дизайна. В связи с таким многообразием, с одной стороны, возникает тенденция размывания сути университетского образования, а с другой стороны, преобразование всех видов высших учебных заведений в унифицированный для всего мира тип высшей школы - университет. Однако независимо от путей развития университета в будущем слова нашего современника Д. С. Лихачева останутся актуальными: “Университет - будь он для химиков, физиков, математиков, юристов - учит всегда многомерности жизни и творчества, терпимости к непонятному и попытке постигнуть бескрайнее и разнообразное».
Процесс освоения и созидания человеком культурных ценностей возносит университет до вершин достижений человечества. Это обусловлено и тем, что содержание университетского образования непрерывно пополняется из культурно¬го наследия всех стран и народов, из разных отраслей науки, жизни и практики человека. Поэтому высшее образование становится необходимым и важным фак¬тором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры, науки), так и всего общества.
Университеты концентрируют высшие образцы социокультурной, учебно-по¬знавательной и научно-исследовательской деятельности человека определенной эпохи.
В XX веке, наряду с качественными и структурными изменениями университе¬та и университетского образования, изменился тип научности и научно-исследо¬вательской деятельности. Научность, образцом которой являлись традиционно ус¬тоявшиеся дисциплины (философия, математика, физика, биология, медицина), дополняется новыми науками (психологией, генетикой, социологией, биофизикой, информатикой), а также различными формами интеграции (философия образова¬ния, педагогическая психология, физическая химия). Поэтому непрерывно изме¬няется содержание университетского образования; специализации и направления подготовки специалистов; соотношение фундаментальных курсов и прикладных дисциплин; ориентации факультетов, кафедр, научных отраслей.
Причем каждая учебная дисциплина, образовательная технология, сфера об-щения студентов и преподавателей, личность преподавателя как ученого и педа-гога и другие факторы имеют огромное значение в общекультурном, профессио-нальном, интеллектуальном и личностном развитии выпускников университета.
Развитие университетов обусловлено влиянием мировой, национальной и даже региональной культуры, включая этнографию региона и ценностное отношение к образованию и науке.
Как оценивают развитие системы высшего образования в целом и университе¬та как наиболее распространенного в мире типа высшего учебного заведения?
Для оценки развития системы высшего образования в стране используют сле¬дующие параметры степеней соответствия:
образовательной политики в подготовке высококвалифицированных профес¬сионалов и реальной потребности в специалистах на конкретно-историче-ский период развития государства и общества;
целей образования стандартам высшей школы и получаемым результатам;
государственных и других источников финансирования высших учебных за¬ведений;
соотношение в стране государственных, общественных и частных вузов;
качества и уровня высшего образования мировым стандартам;
открытости системы высшего образования при вхождении в мировое образо¬вательное пространство;
ориентиров на мировые стандарты и сохранение сложившихся традиций.
В мировой и отечественной практике при оценке эффективности развития уни¬верситета используются определенные группы критериев и показателей:
уровень развития научных школ и их полнота согласно современной класси¬фикации наук;
степень соответствия общекультурной составляющей университетского образования фундаментальным и специальным исследованиям;
открытость вуза для инноваций и адаптации мирового опыта;
уровень материально-технического, научно-методического обеспечения;
источники и возможности финансирования;
качество обеспечения профессионально-педагогическими кадрами, комплектация преподавательского штата через аспирантуру и докторантуру;
уровень подготовки специалистов;
число студентов на одного преподавателя;
площадь учебного помещения на одного студента;
выбор выпускниками сферы профессиональной и научно-исследовательской деятельности.

История развития начальной, средней и высшей школы не только продолжает традиции конкретной страны, но и входит в мировой опыт. Поэтому говорят как об общих тенденциях развития школы и высшего учебного заведения, так и о национальной системе образования определенной страны.
В процессе истории в различных странах сложились особые типы образовательных систем. Во всем мире, однако, в качестве универсального типа высшего образования принят университет.
Об эффективности школы или вуза судят по общепринятым в мировой практике критериям и показателям.
Соотношение университетского образования, науки и культуры рассматривается в разных аспектах:

В историческом контексте, включающем в себя конкретные социальные институты как сферы развития и воспитания человека;
в рамках культурологической парадигмы высшего образования;
в условиях культурно-исторического типа университета как образовательной системы;
как модели мирового и национального университетского образования:
через анализ учебных планов, дисциплин, образовательных программ в системе университетов;
подготовки квалифицированных специалистов;
описания и прогнозирования образа выпускника университета как культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи;
через раскрытие специфики университетской среды;
обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных традиций в университете;
через инновационные процессы в системе высшего образования.
К критериям оценки эффективности работы вуза относят две группы показателей: одну - для оценки вуза в рамках страны и всей системы высшего образования, другую - для оценки особенностей и динамики развития вуза.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте основные этапы развития школы и школьного образования.
2. Назовите виды школ, существовавшие в мировой практике. Какие из них функцио¬нируют в современной России?
3. Назовите основные тенденции развития школы в XX веке.
4. Чем отличаются современные школьные системы образования наиболее развитых стран?
5. По каким критериям оценивают эффективность работы современной школы?
6. Можно ли оценить по этим критериям школы других исторических периодов разви¬тия общества?
7. Назовите первые в мире высшие учебные заведения.
8. Чем отличается университет от других видов высших учебных заведений?
9. Каковы основные признаки университета?
10. Что важнее для современного выпускника университета научная зрелость или про¬фессионально-практическая готовность выполнять свою социальную роль. Каково соотношение между ними?
11. Может ли университетская политика ориентироваться только на потребности на¬стоящего?

Первые школы возникли в странах Древнего Востока (Вавилонии, Ассирии, Египте, Индии и др.)— жреческие школы при храмах, дворцовые для обучения знати, школы писцов для нужд административно-хозяйственного управления. В античном мире школа стала важнейшей частью спартанской, афинской и римской систем воспитания. В Индии, например, она существовала при крупных храмах. Здесь кроме чтения и письма изучались тексты священных книг, эпические поэмы, мифология, грамматика, литература, история, философия, математика, астрономия, медицина. В Западной Европе с установлением в средние века монополии церкви на образование все школы стали открываться только католической церковью. При отдельных церквях с V века создавались для мальчиков приходские школы элементарного обучения; при монастырях действовали монастырские школы; в центрах епархий — соборные школы. С укреплением средневековых городов в 12 веке открылись первые университеты. Школа в странах Азии, Африки и Латинской Америки кроме начальных, открывалось небольшое число повышенных начальных, средних (коллежи, лицеи) и высших учебных заведений (университетов и др.). В них готовились будущие надсмотрщики, чиновники, солдаты и младшие офицеры "цветных войск". Контингент учащихся составляли и дети местной знати и буржуазии, для сыновей вождей племён имелись закрытые привилегированные школы. Летописные источники дают весьма неполные сведения о школах Киевской Руси, открывавшихся в 10—13 вв. при монастырях, церковных приходах, дворцах князей. Берестяные грамоты 11—15 вв. содержат данные о методах обучения грамоте, свидетельствуют о распространении грамотности в Древней Руси как среди феодальной знати и духовенства, так и среди горожан, посадских людей, ремесленников, торговцев. В дореволюционной России для народных масс существовала начальная школа различных типов. Имущие слои населения обучали детей в гимназиях, реальных училищах, коммерческих училищах, университетах и других вузах. Школа после Октябрьской революции 1917 становится общенародной, доступной всем, независимо от социального положения и национальности. С 1918 в стране введено совместное обучение лиц обоего пола.

Понятие успешности

Мы изучили разнообразные источники литературы с целью выяснить, что такое «успешность» и «успешность обучения».

Успешность - ценностная категория, поскольку в понимании человеком своей успешности в жизни, в профессиональной деятельности отражается представление человека о смысле собственной жизни. Поэтому формирование успешности в детстве и юности - педагогическая задача, которая выходит за рамки обучения и имеет социальную направленность, воспитательный характер. Успешность как человеческая ценность, жизненный стимул, как жизненная позиция во многом зависит от того, насколько сформирована потребность в ней у ребенка и каким ценностным смыслом он ее наполняет. В этом аспекте актуальность педагогических и психологических исследований проблемы успешности, в частности - успешности обучения, представляется особенно значимой.

Рассмотрим понятие успешности учащихся

Успешность учащихся - необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья

Успешность школьника- результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех - способ самоутверждения, самовыражения.

Успех - это подведение итогов деятельности, основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.

Вся история воспитания и обучения ведет свой отсчет с начала развития цивилизации на нашей планете. Практически во всех древних цивилизациях начало обучению и появлению школ дало возникновение письменности. Становление системы образования можно рассмотреть на примере истории школы в древнем Египте. Еще в период Древнего царства при дворце фараона стали появляться Они создавались для обучения строителей, архитекторов, врачей и чиновников, к обучению подходили очень серьезно и, как правило, простые люди туда не попадали.

С дальнейшим развитием государства история возникновения школ получила свое продолжение, появились школы при храмах. Здесь обучали письму, эта профессия в те времена пользовалась большим спросом. Позднее при крупных государственных учреждениях появились школы, где в основном обучали мальчиков в возрасте от 7 до 16 лет. Основные предметы для обучения были грамота, письмо и счет. Для письма ученики использовали тонкую тростниковую палочку и черную краску, а новую строку начинали красной краской. Отсюда происходит название «красная строка». Свою тренировку в письме дети производили на полированных пластинах известняка, так как писать на папирусе было слишком дорого. Пластинки делали разграфленными в линейку или в клетку в зависимости от предмета обучения. История школы до сих пор сохранила тетради в линейку и в клетку.

Если ученик уже в совершенстве овладевал навыками письма, то ему разрешалось писать на небольшом свитке папируса. Для написания специально подбирались тексты, содержание которых помогало дальнейшему обучению будущих специалистов (это были наставления, гимны и религиозные тексты). История развития школы в древнем Египте говорит о том, что в те времена большое внимание уделялось созданию библиотек, в них собирались и хранились древние тексты. При находили тетради с решением разных практических задач, например расчет количества рабочих для строительных работ, определение необходимой площади посевов и другие. Будущим чиновникам в Египте давали задания по заучиванию религиозных текстов, на более высоких усиленно изучались практические науки.

История школы в Египте свидетельствует о том, что кроме основных предметов, ученики занимались плаванием, гимнастическими упражнениями, изучали хорошие манеры. Высшая знать отдавала своих детей в военные школы. Ученики в школах при храмах изучали астрономию и медицину, но особое внимание уделялось религиозному образованию. Подобный путь развития, как показывает история возникновения школ, прошло обучение и в других древних цивилизациях. Есть много фактов, свидетельствующих о занятиях с учениками в Вавилонской цивилизации, в древней Индии и Китае, а также в цивилизации индейцев майя и у ацтеков.

Продолжила свое развитие история школы уже в древнем Риме и Греции. Тогда школа совсем не напоминала современную. К учителю приходил один единственный ученик, и не было никаких школьных зданий. В дальнейшем греческие философы и ораторы стали брать на обучение уже по несколько учеников, чтобы читать им лекции о различных умных вещах. Кстати, слово «школа» переводится с греческого языка, как «досуг». Интересно, не правда ли? Всем известный создал свою небольшую школу, которую назвал академией. Так с течением времени проходила история школы и она, наконец, стала такой, какой мы ее сейчас знаем. В древней Руси слово «школа» стало употребляться, начиная с XIV века, хотя уже в XI веке существовала школа при дворце князя Владимира в Киеве, а в 1030 году основал школу в Новгороде. В систему образования включались античные три основных (грамматика, диалектика и риторика) и вспомогательные (арифметика и геометрия, астрономия и музыка). Сначала преподавание вели византийские, а затем уже отечественные ученые.

Воскресные чтения в сельской школе, Богданов-Бельский Н.П., 1895 год

Школа - это место, где несколько человек, обычно детей, собираются вместе, чтобы получить определенные знания и умения. Вы можете отметить две отличительные черты школы: это определенное место, где обучается сразу несколько человек.

Греческие и римские школы стали предшественниками всех современных школ и колледжей. Но даже в Греции много веков назад были времена, когда к одному учителю-профессионалу приводили одного ученика. Тогда не было ни школ, ни классов.

Позднее греческие ораторы и философы, к которым приходили ученики и которым приходилось много путешествовать, чтобы дарить людям знания, начали создавать некоторое подобие школ. Великий греческий философ Платон был первым учителем, который организовал обучение в месте, которое он назвал «академией». Срок обучения составлял там 3–4 года.

Рафаэль, Афинская Академия Аристотеля

Древние школы располагались обычно на площадках, где тренировались военные или устраивались парады. Площадки эти назывались гимназиями. Позже Аристотель создал свою школу и назвал ее лицеем. Интересно и другое: в Германии школы стали называть гимназиями, во Франции - лицеями, а шотландское название школы - академия! Все три названия сохранились со времен Платона и Аристотеля.

Ни одна из этих двух школ не была похожа на современное учебное заведение. Скорее, это были места для проведения дискуссий, и только изредка ученикам читали лекции или устраивали занятия.

Примерно в 250 году древние греки поняли, что учеников стоит обучать грамматике, поэтому постепенно появились специальные грамматические школы.

Ученики первой школы в Дагестане

Еще позднее римляне переняли у греков их систему обучения. Римские школы были более похожи на современные. Хотите верьте, хотите нет, но ученики с таким же нежеланием шли в римские школы, как мы порой ходим в современные. Ученикам приходилось рано вставать, заучивать сложные правила, иностранный язык и, кроме того, вести себя подобающим образом. Непослушных и ленивых секли розгами!