Болезни Военный билет Призыв

Василий III. Биография. Правление. Семья. Правда об атамане кудеяре, иликак соломония сабурова спасла россию от смуты

В 1490 г. умер старший сын Ивана III от первого брака, носивший тоже имя Иван. Возник вопрос, кому быть наследником: второму сыну государя – Василию или внуку Дмитрию, сыну умершего князя? Знатным, сановникам очень не хотелось, чтобы престол достался Василию , сыну Софии Палеолог . Покойный Иван Иванович титуловался великим князем, был как бы равным отцу, и потому сын его даже по старым родовым счетам имел право на старшинство. Зато Василий, со стороны матери, происходил от знаменитого царского корня. Придворные разделились: одни стояли за Дмитрия, другие – за Василия. Против Софии и ее сына действовали князь Иван Юрьевич Патрикеев и зять его Семен Иванович Ряполовский. Это были лица очень близкие к государю, и все важнейшие дела шли чрез их руки. Они и вдова умершего великого князя – Елена (мать Дмитрия) пустили в ход все меры, чтобы склонить государя на сторону внука и охладить к Софии. Сторонниками Дмитрия пущены были слухи, что Ивана Ивановича извела София. Государь видимо стал склоняться на сторону внука. Тогда сторонники Софии и Василия, по большей части люди незнатные – боярские дети и дьяки, составили заговор в пользу Василия. Заговор этот был открыт в декабре 1497 г. В то же время до Ивана III дошло, что какие-то лихие бабы с зельем приходили к Софии. Он пришел в ярость, жены и видеть не хотел, а сына Василия велел держать под стражей. Главных заговорщиков казнили мучительной смертью – сперва отрубили руки и ноги, а потом головы. Баб, приходивших к Софье, утопили в реке; многих побросали в тюрьмы.

Желание бояр исполнилось: 4 января 1498 г. Иван Васильевич короновал своего внука Дмитрия с небывалым торжеством, как будто в досаду Софии. В Успенском соборе среди церкви было устроено возвышенное место. Здесь поставлено было три стула: великому князю, внуку его и митрополиту. На налое лежала Мономахова шапка и бармы. Митрополит с пятью епископами и многими архимандритами отслужил молебен. Иван III и митрополит заняли свои места на возвышении. Князь Дмитрий стоял пред ними.

«Отче митрополит, – громко сказал Иван Васильевич, – издревле предки наши давали великое княжение первым своим сыновьям, так и я первого своего сына Ивана при себе благословил великим княжением. Волею Божиею он умер. Благословляю ныне старшего сына его, внука моего Дмитрия, при себе и после себя великим княжеством владимирским, московским, новгородским. И ты, отче, дай ему свое благословение».

После этих слов митрополит пригласил Дмитрия стать на предназначенное ему место, положил ему на преклоненную голову свою руку и громко молился, да сподобит Всевышний его Своею милостию, да живет в сердце его добродетель, вера чистая и правосудие и т. д. Два архимандрита подали митрополиту сначала бармы, потом Мономахову шапку, тот передавал Ивану III, а он уже возлагал их на внука. Вслед за этим последовала ектения, молитва Богородице и многолетие; после чего духовенство поздравляло обоих великих князей. «Божиею милостию радуйся и здравствуй, – провозгласил митрополит, – радуйся, православный царь Иван, великий князь всея Руси, самодержец, и с внуком своим великим князем Дмитрием Ивановичем, всея Руси, на многая лета!»

Затем митрополит приветствовал Дмитрия и произнес ему краткое поучение, чтобы он в сердце имел страх Божий, любил правду, милость и суд праведный и так далее. Подобное же наставление повторил внуку и князь. Этим обряд коронации и кончился.

После обедни Дмитрий из церкви вышел в бармах и венце. В дверях его осыпали золотыми и серебряными деньгами. Это осыпание повторялось у входа в Архангельский и Благовещенский собор, куда ходил нововенчанный великий князь помолиться. В этот день был устроен у Ивана III богатый пир. Но недолго радовались бояре своему торжеству. И году не прошло, как страшная опала постигла главных противников Софии и Василия – князей Патрикеевых и Ряполовских. Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке. По просьбе духовенства Патрикеевым была оказана пощада. Отца постригли в монахи в Троицко-Сергиевском монастыре, старшего сына в Кирилло-Белозерском, а младшего стали держать под стражей в Москве. Ясных указаний, за что государева опала постигла этих сильных бояр, нет. При одном случае только Иван III выразился о Ряполовском, что он с Патрикеевым «высокоумничал ». Бояре эти, видно, позволяли себе своими советами и соображениями надоедать великому князю. Несомненно также, что открылись какие-нибудь их козни против Софии и Василия. В то же время опала постигла Елену и Дмитрия; вероятно, участие ее в жидовской ереси тоже повредило ей. София и Василий опять заняли прежде свое положение. С этой поры начал государь, по словам летописцев, «не радеть о внуке», а сына Василия объявил великим князем Новгорода и Пскова. Псковичи, не зная еще, что Дмитрий с матерью попали в немилость, прислали просить государя и Дмитрия, чтобы они держали свою отчину по старине, не назначали бы отдельного князя во Псков, чтобы тот великий князь, который будет на Москве, был бы и во Пскове.

Эта просьба рассердила Ивана III.

«Разве я не волен в своем внуке и в своих детях, – сказал он в гневе, – кому хочу, тому и дам княжество!»

Двоих из послов он велел даже посадить в тюрьму. В 1502 г. было приказано Дмитрия и Елену держать под стражей, на ектениях в церкви не поминать их и не величать Дмитрия великим князем.

Отправляя послов в Литву, Иван наказывал им так говорить, если дочь или кто иной спросит о Василии:

«Пожаловал государь наш сына своего, учинил государем: как сам он государь на государствах своих, так и сын его с ним на всех тех государствах государь».

Посол, поехавший в Крым, должен был говорить о переменах при московском дворе так:

«Внука своего Дмитрия государь наш было пожаловал, а он стал государю нашему грубить; но ведь жалует всякий того, кто служит и норови т, а который грубит, того за что жаловать».

В 1503 году скончалась София. Иван III, чувствуя уже слабость здоровья, приготовил завещание. Василию между тем пришла пора жениться. Попытка женить его на дочери датского короля не удалась; тогда, по совету одного придворного, грека, Иван Васильевич последовал примеру византийских императоров. Ко двору велено было собрать на смотрины красивейших девиц, дочерей бояр и боярских детей. Собрано было их полторы тысячи. Василий избрал Соломонию, дочь дворянина Сабурова.

Этот способ женитьбы вошел потом у русских царей в обычай. Мало в нем было хорошего: при выборе невесты ценили здоровье да красоту, на нрав и ум не обращали большого внимания. Притом женщина, случайно попавшая на престол, часто из незнатного состояния, не могла держать себя, как следует настоящей царице: в муже она видела своего владыку и милостивца, была для него не подругою, а рабою. Равною с царем она никак себя не могла признать, и сидеть на престоле рядом с ним ей казалось некстати; но вместе с тем ей, как царице, не было ровни между окружающими. Одинокая в блестящих царских покоях, в драгоценных украшениях, она была словно заключенная; а царь, повелитель ее, был тоже одиноким на престоле. Нравы и порядки двора отзывались и на жизни бояр, и у них отдельность женщин от мужчин, даже затворничество, еще больше усилилось.

В тот же год, как совершен был брак Василия (1505), скончался Иван III, 27 октября, 67-ми лет от роду.

По завещанию все его пять сыновей: Василий, Юрий, Дмитрий, Симеон и Андрей получали наделы; но старшему назначено было 66 городов, самых богатых, а остальные четверо все вместе получили 30 городов; притом у них отнято было право в уделах судить уголовные дела и чеканить монету.

Стало быть, младшие братья Ивана III уж никак не могли называться государями; они обязывались даже присягой держать великого князя господином «честно и грозно, без обиды». В случае смерти старшего брата младшие должны были подчиняться сыну умершего, как своему господину. Таким образом устанавливался новый порядок престолонаследия от отца к сыну. Еще при жизни своей Иван Васильевич приказал Василию заключить подобный договор с Юрием, вторым сыном своим; притом в завещании говорилось: «Если кто из сыновей моих умрет и не оставит по себе ни сына, ни внука, то удел его весь идет сыну моему Василию, а меньшие братья не вступаются в этот удел». О внуке Дмитрии уже и не поминалось.

Все свое движимое имущество, или «казну», как тогда говорилось (драгоценные камни, золотые и серебряные вещи, меха, платья и проч.), Иван III завещал Василию.

Конечный успех объединения русских земель в едином государстве явился достижением великого князя Московского Василия III Ивановича (1505-1533). Не случайно австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды посетивший Россию в первой трети XVI века и оставивший знаменитые «Записки о Московии», писал, что Василий III превосходил властью «едва ли не всех монархов целого мира». Тем не менее, государю не повезло - причудливая историческая память, по заслугам отдав должное его отцу и не менее справедливо закрепив жестокий образ его сына Ивана Грозного, не оставила достаточно свободного места самому Василию III. Словно бы «зависший» между двух державных Иванов, Василий III всегда оставался в их тени. Ни его личность, ни методы правления, ни формы преемственности во власти между Иваном III и Иоанном Грозным до сих пор не изучены достаточно полно.

Детство, юность

Василий III родился 25 марта 1479 года и был наречен в честь исповедника Василия Парийского, унаследовав одно из традиционных для московского княжеского рода Даниловичей имя. Он стал первым сыном от второго брака Ивана III с Софьей Палеолог, которая происходила из морейской линии правившей до 1453 года династии в Византии. Прежде Василия у великокняжеской четы рождались только девочки. В поздние летописи даже было записано чудесное предание о том, как страдавшая от отсутствия сына Софья получила знамение от самого преподобного Сергия о рождении будущего наследника престола. Однако долгожданный первенец не был главным претендентом на престол. От первого брака Иван III имел старшего сына - Ивана Молодого, который как минимум за восемь лет до рождения Василия был объявлен соправителем Ивана III. Но в марте 1490 года Иван Молодой умер, и у Василия появился шанс. Исследователи традиционно говорят о борьбе двух придворных группировок, особенно усилившейся во второй половине 1490-х годов. Одна из них делала ставку на сына Ивана Молодого - Дмитрия Внука, другая продвигала Василия. Расклад сил и страсти этой борьбы нам неизвестны, но мы знаем ее итог. Иван III, первоначально объявивший наследником Дмитрия Внука и даже на некоторое время посадивший Василия «за приставы на его же дворе», сменил гнев на милость в марте 1499 года: Василий был провозглашен «государем великим князем».

Правление (1505-1533)

Соправительство Василия продолжалось более шести лет. 27 октября 1505 года ушел из жизни Иван III, и Василий становится самостоятельным государем.

Внутрення политика

Борьба с уделами

Большая часть владений умершего великого князя перешла именно Василию: 66 городов против 30, доставшихся остальным четырём сыновьям, причём Москва, которая прежде всегда дробилась между сыновьями, теперь целиком переходила старшему наследнику. Новые принципы передачи власти, установленные Иваном III, отражали одну из основных тенденций политической жизни страны - стремление к единовластию: удельная система являлась не только главным источником усобиц, но и серьёзным препятствием экономическому и политическому единству страны. Василий III продолжил централизаторскую политику своего отца. Около 1506 года великокняжеский наместник утвердился в Перми Великой. В 1510 году была упразднена формальная независимость Псковской земли. Поводом к этому послужило крупное столкновение между псковичами и великокняжеским наместником князем Репниным-Оболенским. Удовлетворения жалобы псковичей на самоуправство наместника не состоялось, но последовало ошеломляющее требование: «Ино бы у вас вечье не было, да и колокол есте сняли вечевой». Псков уже не имел сил его отклонить. По распоряжению Василия III из Пскова были выселены многие боярские семьи и «гости». В 1521 году к великому княжеству Московскому присоединяется и Рязанское княжество, шедшее в русле московской политики более полувека. Псковская земля и Рязанское княжество являлись стратегически важными окраинами на северо-западе и юго-востоке соответственно. Резкое усиление позиций Москвы здесь крайне осложнило бы её отношения с соседями. Василий III полагал, что существование буферных вассальных земель, находящихся на стратегически важных окраинах, целесообразнее, нежели их непосредственное включение в состав державы, пока у государства нет достаточных сил для надёжного закрепления за собой новых территорий. Борьбу с уделами великий князь вел, используя различные методы. Иногда уделы уничтожались целенаправленно (например, упразднение Новгород-Северского удела в 1522 году, где правил внук Дмитрия Шемяки князь Василий Иванович), обычно же Василий просто запрещал жениться братьям и, следовательно, иметь законнорожденных наследников. После смерти самого Василия III в 1533 году сохранялись уделы за его вторым сыном Юрием, а также братом - Андреем Старицким. Оставалось и несколько незначительных уделов Верховских князей, располагавшихся в верхнем течении Оки. Но удельная система по сути была преодолена.

Поместная система

При Василии III упрочивается поместная система - механизм, который позволял решить две насущные проблемы, стоявшие перед государством: в то время потребности обеспечения боеспособной армии тесно переплетались с необходимостью ограничений политической и экономической независимости крупной аристократии. Сущность механизма поместного землевладения заключалась в раздаче земель «помещикам»-дворянам во временное условное владение на срок несения «княжей службы». «Помещик» был должен исправно нести службу, мог лишиться земли за нарушение своих обязанностей и не имел права распоряжаться данными ему угодьями, которые оставались в верховной собственности великих князей. В то же время вводились и социальные гарантии: если «помещик»-дворянин погибал на службе, государство брало на себя заботу о его семье.

Местничество

Важнейшую роль в работе государственной машины при Василии III стал играть и принцип местничества - система иерархии, в соответствии с которой высшие должности в войске или на гражданской службе могли заниматься исключительно в соответствии с родовитостью князя или боярина. Хотя этот принцип и препятствовал доступу в администрацию талантливых управленцев, он во многом позволял избежать борьбы в верхах политической элиты страны, стремительно наводнившейся разнородными выходцами из разных русских земель в период образования единого русского государства.

" " и "нестяжатели"

В эпоху Василия III активно обсуждалась проблема монашеского имущества, в первую очередь, обладания землями. Многочисленные пожертвования в монастыри привели к тому, что к концу XV века значительная часть обителей стала богатыми землевладельцами. Одно решение проблемы было предложено : использовать средства для помощи страждущим, в самих же монастырях сделать более строгие уставы. Другое решение исходило от преподобного Нила Сорского: монастырям вовсе отказаться от имущества, а монахам жить «своим рукоделием». Великокняжеская власть, заинтересованная в земельном фонде, необходимом для раздачи в имения, также выступала за ограничение монастырских имуществ. На церковном соборе 1503 года Иван III сделал попытку провести секуляризацию, но получил отказ. Однако время шло, и позиция власти изменилась. «Иосифлянская» среда приложила много усилий для разработки концепции сильного государства, и Василий III отвернулся от «нестяжателей». Окончательная победа «иосифлян» состоялась на соборе 1531 года.

Новые политические теории

Успехи в государственном строительстве, крепнувшее московское самосознание, политическая и идеологическая необходимость дали толчок появлению в эпоху Василия III новых политических теорий, призванных объяснить и обосновать особые политические права великих князей Московских. Самыми знаменитыми являются «Сказание о князьях владимирских» и послания Василию III старца Филофея о Третьем Риме.

Внешняя политика

Русско-литовские войны (1507-1508; 1512-22)

В ходе русско-литовских войн Василию III удалось покорить в 1514 году Смоленск, один из крупнейших центров русскоязычных земель Великого княжества Литовского. Смоленские походы возглавлялись лично Василием III, а в официальном летописании триумф русского оружия будет выражен фразой об освобождении Смоленска от «злыа латыньскиа прелести и насилиа». Последовавшее за освобождением Смоленска сокрушительное поражение русских войск в битве под Оршей осенью 1514 года приостановило московское продвижение на Запад. Тем не менее, во время военных походов 1517 и 1518 годов, русским воеводам удалось нанести поражение литовским силам под Опочкой и Кревом.

Отношения с православными народами

Правление Василия III отмечено углублением контактов России с православными народами и землями, покоренными Османской империей, в том числе с Афоном. Постепенно смягчается и острота церковного раскола между митрополией всея Руси и Константинопольским патриархатом, начавшегося в середине XV века после избрания без санкции Константинополя русского митрополита Ионы. Ярким подтверждение тому служит послание патриарха Феолипта I митрополиту Варлааму, составленное в июле 1516 года, в котором патриарх ещё задолго до официального приятия русскими государями царского титула, удостаивал Василия III царским достоинством - «наивысшего и кратчайшего царя и великого краля всея православныя земли, Великия Руси».

Русско-крымские отношения

Непросто складывались русско-крымские отношения. Они достигли своего пика, когда в июле 1521 года хан Мухаммед-Гирей совершил опустошительный поход на Русь с целью «положить конец возмутительным мятежам идолопоклонников, ожесточённых против ислама». Южным и центральным волостям Московского княжества (передовые силы крымчаков дошли до окраин Москвы) был причинён огромный урон. Мухаммед-Гирей захватил огромный полон. С тех пор оборона Берега - южной границы, которая проходила по реке Оке - становится важнейшей задачей обеспечения безопасности государства.

Отношения с Западом

Начавшиеся еще во времена Ивана III попытки и добиться союза с Великим княжеством Московским против Османской империи продолжались и при Василии III. Государи неизменно подчёркивали ненависть к неверному «поганству» и «врагам Христовым», но не заключали договора. Они в равной степени отказывались становиться в подчинённое положение к «латинянам» и не желали портить ещё вполне дружественные отношения с Османской империей.

Личная жизнь

В 1505 году Василий III женился на Соломонии Сабуровой. Впервые супругой великого князя Московкого стала представительница боярского, а не княжеского рода. У прожившей в браке двадцать лет четы не рождались дети, и нуждавшийся в наследнике Василий III решил сочетаться браком вторично. Соломония была отправлена в монастырь, новой женой государя стала Елена Глинская, происходившая из рода литовских бояр, выехавших на московскую службу. От этого брака родился будущий царь всея Руси Иван Грозный.

3 декабря 1533 года Василий III умер вследствие прогрессирующей болезни, проявившейся во время охоты. Перед смертью он принял иночество с именем Варлаам. Вскоре после кончины великого князя была создана интереснейшая «Повесть о болезни и смерти Василия III» - хроника последних недель жизни государя.

Отношения с боярами

При Василие III исчезают простые удельные отношения подданных к государю.

Барон Сигизмунд фон Герберштейн, германский посол, бывший в ту пору в Москве , замечает, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх, и затем добавляет, что когда спрашивают москвичей о неизвестном им деле, они говорят, равняя князя с Богом: "Мы этого не знаем, знает Бог да государь ".

На лицевой стороне печати великого князя имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси ». На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь ».

Уверенность в собственной исключительности была внушена Василию как его дальновидным отцом, так и хитрой византийской царевной, его матерью. Византийскую дипломатичность, действительно, можно почувствовать во всей политике Василия, особенно в международных делах. Подавляя сопротивление его власти, он использовал жесткую силу, или хитрость, или и то другое. Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками, хотя многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV .

Василий III правил посредством дьяков и людей, не выдававшихся знатностью и древностью рода. По отзывам бояр, Иван III еще советовался с ними и позволял себе противоречить, но Василий не допускал противоречий и решал дела без бояр со своими приближенными - дворецким Шигоной Поджогиным, да пятью дьяками.

Выразителем боярских отношений был в то время И.Н. Берсень-Беклемишев - человек очень умный и начитанный. Когда Берсень позволил себе противоречить великому князю, последний прогнал его, сказав: :"Ступай, смерд, прочь, не надобен ты мне ". Позже за речи против великого князя Берсень-Беклемишеву отрезали язык.

Внутрицерковные отношения

Таким образом так называемые "уделы" были упразднены и в Московском государстве остались только простые служилые и князья.

Война с Литвой

Сигизмунд 14 марта писал в Рим и просил организовать против русских крестовый поход силами христианского мира.

Кампания началась 14 июня. Армия под началом Василия III двинулась в направлении Смоленска через Боровск . Осада длилась четыре недели, сопровождалась интенсивным артиллерийским обстрелом города (было привлечено нескоько итальянских специалистов по осаде крепостей). Однако Смоленск вновь выстоял: осада была снята 1 ноября.

В феврале года Василий III отдал распоряжение готовиться к третьему походу. Осада началась в июле. Город был буквально расстрелян ураганным артиллерийским огнем. В городе начались пожары. Горожане набивались в храмы, молили Господа о спасении от московских варваров. Была написана специальныя служба покровителю города Меркурию Смоленскому . Город был сдан 30 или 31 июля.

Торжество взятия Смоленска было омрачено сильным поражением у Орши . Однако все попытки литовцев отвоевать Смоленск окончились неудачей.

В году было заключено перемирие с уступкой Смоленска Москве до "вечного мира" или "докончания". В году, по данному им 9 лет назад обету, великий князь основал близ Москвы Новодевичий монастырь в благодарность за взятие Смоленска.

Войны с Крымом и Казанью

Во время литовской войны Василий III был в союзе с Альбрехтом, курфюрстом бранденбургским и великим магистром Тевтонского ордена, которому помогал деньгами для войны с Польшей ; князь Сигизмунд со своей стороны не щадил денег, чтобы поднимать на Москву крымских татар.

Поскольку теперь крымские татары вынуждены были воздерживаться от набегов на украинские земли, принадлежащие великому князю литовскому, они направили свои алчные взоры в сторону Северской земли и приграничных областей Великого княжества Московского . Это стало началом затяжной войны между Русью и крымскими татарами, в которой на стороне последних позднее приняли участие оттоманские турки.

Василий III пытался сдержать крымцев, стараясь заключить союз с султаном турецким, который как верховный повелитель мог запретить крымскому хану вторгаться на Русь. Но у Руси с Турцией не было никаких общих выгод и султан отклонял предложение союза и отвечал прямым требованием, чтобы великий князь не трогал Казани . Разумеется, великий князь не мог выполнить этого требования.

Летом г. сыну и наследнику Менгли-Гирея, хану Мухаммед-Гирею удалось добраться до окраин самой Москвы . Наместник Черкасс, Евстафий Дашкевич, во главе войска украинских казаков, находившихся у него на службе, совершил набег на Северскую землю. Когда Василий III получил известия о вторжении татар, он, чтобы собрать побольше войск, отступил в Волок, оставив Москву на православного татарского князя Петра, мужа сестры Василия Евдокии (+ 1513). Муххамед-Гирей упустил удобное время и не занял Москву, лишь опустошив окрестности. Слухи о враждебных замыслах астраханцев и движении московского войска заставили хана удалиться на юг, захватив с собой огромный полон.

Казанский хан Мухаммед-Эмин выступил против Москвы вскоре после смерти Ивана III. Весной г. Василий III послал на Казань русские войска, но поход не удался - русские потерпели два серьезных поражения. Однако два года спустя Муххаммед-Эмин вернул Москве пленников и подписал с Василием дружественный договор.После смерти Мухаммед-Эмина Василий III направил в Казань касимовского царевича Шаха-Али. Казанцы сначала приняли его как своего хана, но вскоре, под влиянием крымских агентов, восстали и пригласили на казанский трон Сахиб-Гирея, брата крымского хана ( г.). Шаху-Али было позволено со всеми его женами и имуществом возвратиться в Москву .Как только Сахиб-Гирей воссел в Казани , он приказал часть русских, проживающих в Казани, уничтожить, других обратить в рабство.

Строительство

Правление Василия III отмечено в Москве размахом каменного строительства.

  • Были построены стены и башни Кремля со стороны р. Неглинной.
  • В году освящены Архангельский собор и церковь Иоанна Предтечи у Боровицких ворот .
  • Весной года в Москве были заложены каменные церкви Благовещения в Воронцове , Благовещения на Старом Хлынове , Владимира в Садех (Старосадский переулок), Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором , Варвары против Панского двора и др.

Строились по указу царя храмы и в иных частях русской земли. В Тихвине в году для чудотворной

Московский Василий III правил в 1505-1533 гг. Его эпоха стала временем продолжения свершений его отца Ивана III. Князь объединял русские земли вокруг Москвы и воевал с многочисленными внешними неприятелями.

Престолонаследие

Василий Рюрикович родился в 1479 году в семье Великого князя Московского Иоанна III. Он был вторым сыном, а значит, не претендовал на престол после смерти своего оцта. Однако его старший брат Иоанн Молодой трагически скончался в 32 года от смертельной болезни. У него развился недуг ног (видимо, подагра), который стал причиной ужасных болей. Отец выписал из Венеции известного европейского врача, который, однако, не смог побороть болезнь (позже его казнили за эту неудачу). Скончавшийся наследник оставил сына Дмитрия.

Это привело к династическому спору. С одной стороны, Дмитрий имел право на власть как сын умершего наследника. Но у великого князя были живы младшие сыновья. Сначала Иоанн III склонялся к тому, чтобы передать трон внуку. Он даже устроил церемонию венчания его на царство (это был первый подобный обряд на Руси). Однако скоро Дмитрий оказался в опале у деда. Считается, что причиной тому стал заговор второй жены Иоанна (и матери Василия) Она была родом из Византии (к этому времени Константинополь уже пал под напором турок). Супруга хотела, чтобы власть перешла к ее сыну. Поэтому она и ее верные бояре начали убеждать Иоанна изменить свое решение. Незадолго до смерти тот согласился, отказал Дмитрию в его правах на престол и завещал Василию быть великим князем. Внук оказался в заточении и скоро там скончался, ненадолго пережив своего деда.

Борьба с удельными князьями

Великий князь Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого были продолжением деяний его отца, взошел на престол в 1505 году, после смерти Иоанна III.

Одним из ключевых принципов обоих монархов являлась идея об абсолютном самодержавии. То есть великий князь пытался сосредоточить власть только в руках монархов. У него было несколько противников.

В первую очередь - другие удельные князья из династии Рюриковичей. Причем речь идет о тех, кто являлся непосредственным представителем московского дома. Последняя крупная смута на Руси началась именно из-за споров о власти вокруг дядей и племянников, бывших потомками Дмитрия Донского.

У Василия было четыре младших брата. Юрий получил Дмитров, Дмитрий - Углич, Семен - Калугу, Андрей - Старицу. При этом они являлись только номинальными наместниками и полностью зависели от московского князя. В этот раз Рюриковичи не совершили той ошибки, которая была допущена в XII веке, когда распалось государство с центром в Киеве.

Боярская оппозиция

Другую потенциальную угрозу для великого князя представляли многочисленные бояре. Некоторые из них, кстати, были далекими потомками Рюриковичей (как, например, Шуйские). Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого подчинялись идее необходимости борьбы с любыми угрозами власти, пресекал оппозицию в самом ее корне.

Такая судьба, например, ждала Василия Ивановича Шуйского. Этот вельможа был заподозрен в переписке с литовским князем. Незадолго до этого Василию удалось отвоевать несколько старинных русских городов. Наместником одного из них и стал Шуйский. После того как о его предполагаемой измене стало известно князю, опальный боярин был заточен в тюрьму, где и скончался в 1529 году. Такая бескомпромиссная борьба с любыми проявлениями нелояльности была стержнем политики по объединению русских земель вокруг Москвы.

Другой похожий случай произошел с Иваном Беклемишевым по прозвищу Берсень. Этот дипломат открыто критиковал великого князя за его политику, в том числе за стремление ко всему греческому (эта тенденция стала нормой благодаря матери князя Софии Палеолог). Беклемишева казнили.

Церковные споры

Церковная жизнь также была объектом внимания великого князя. Ему требовалась поддержка религиозных лидеров, чтобы обеспечить легитимность собственных решений. Этот союз государства и церкви считался нормой для тогдашней Руси (кстати, слово «Россия» начало использоваться при Иоанне III).

В это время в стране имел место спор между иосифлянами и нестяжателями. Эти два церковно-политических движения (в основном внутри монастырей) имели противоположные точки зрения на религиозные вопросы. Их идеологическая борьба не могла пройти мимо правителя. Нестяжатели стремились к реформам, в том числе к отмене землевладения монастырями, в то время как иосифляне оставались консерваторами. На стороне последних оказался Василий III. Внешняя и внутренняя политика князя соответствовала взглядам иосифлян. В итоге церковная оппозиция оказалась репрессирована. Среди её представителей были такие известные лица, как Максим Грек и Вассиан Патрикеев.

Объединение русских земель

Великий князь Василий 3, внешняя и внутренняя политика которого были тесно переплетены, продолжал присоединять к Москве оставшиеся независимыми русские княжества.

Еще во время правления Иоанна III стала вассалом южного соседа. В 1509 году в городе собралось вече, на котором жители выразили неудовольствие правлением Василия. Он прибыл в Великий Новгород, чтобы обсудить этот конфликт. В итоге вече отменили, а вотчине.

Однако такое решение могло вызвать беспорядки в свободолюбивом городе. Чтобы избежать "брожения умов", самые влиятельные и знатные аристократы Пскова были переселены в столицу, а их место заняли московские назначенцы. Этот эффективный прием был использован еще Иоанном, когда он присоединял Великий Новгород.

Рязанский князь Иван Иванович в 1517 году попытался заключить союз с крымским ханом. Москва воспылала гневом. Князя заключили под стражу, а Рязань стала частью объединенного русского государства. Внутренняя и внешняя политика Василия 3 оказалась последовательной и успешной.

Конфликт с Литвой

Войны с соседями - еще один важный момент, которым отличалось правление Василия 3. Внутренняя и внешняя политика князя не могли не способствовать конфликтам Московии с другими государствами.

Литовское княжество было еще одним русским центром и продолжало претендовать на лидирующее положение в регионе. Оно являлось союзником Польши. На службе у литовского князя состояло много русских православных бояр и феодалов.

Главным между двумя державами стал Смоленск. Этот древний город в XIV веке стал частью Литвы. Василий же хотел вернуть его Москве. Из-за этого в его правление было две войны (в 1507-1508 и 1512-1522 гг.). В итоге Смоленск был возвращен России.

Так противостоял многим противникам Василий 3. Внешняя и внутренняя политика (таблица - отличный формат для наглядного изображения сказанного нами) князя, как уже упоминалось, являлась закономерным продолжением действий Ивана 3, предпринятых им для отстаивания интересов православной церкви и централизации государства. Ниже обсудим, во что все это вылилось.

Войны с крымскими татарами

Успех сопутствовал тем мерам, которые предпринимал Василий 3. Внешняя и внутренняя политика (кратко таблица хорошо показывает это) являлась залогом развития и обогащения страны. Еще одной причиной беспокойства были Они совершали постоянные набеги на Русь и часто вступали в союз с польским королем. С этим не хотел мириться Василий 3. Внутренняя и внешняя политика (кратко об этом рассказать вряд ли получится) имела четко определенную цель - оградить земли княжества от нашествий. С этой целью была введена довольно своеобразная практика. На службу стали приглашать татар из знатнейших родов, выделяя им при этом земельные владения. Дружественно был настроен князь и к более далеким государствам. Он стремился к развитию торговли с европейскими державами. Рассматривал возможности заключения унии (направленной против Турции) с Папой Римским.

Семейные проблемы

Как в случае с любым монархом, было очень важно, на ком женится Василий 3. Внешняя и внутренняя политика были важными сферами его деятельности, однако от наличия продолжателя рода зависела будущая судьба государства. Первый брак еще наследника великого княжества был организован его отцом. Для этого в Москву прибыло 1500 невест со всей страны. Женой князя стала Соломония Сабурова из небольшого боярского рода. Это был первый случай, когда русский правитель сочетался узами брака не с представительницей правящей династии, а с девушкой из чиновничьих кругов.

Однако этот семейный союз оказался неудачным. Соломония оказалась бесплодной и не смогла зачать ребенка. Поэтому Василий III в 1525 году с ней развелся. При этом некоторые представители Церкви подвергли его критике, так как формально он не имел права на такой поступок.

Уже в следующем году Василий женился на Елене Глинской. Этот поздний брак подарил ему двух сыновей - Иоанна и Юрия. После смерти великого князя старший был объявлен наследником. Иоанну тогда было 3 года, поэтому вместо него правил Регентский совет, что способствовало многочисленным склокам при дворе. Также популярностью пользуется теория о том, что именно боярские смуты, свидетелем которых в детстве оказался ребенок, испортили его характер. Позже уже повзрослевший Иоанн Грозный стал тираном и расправлялся с неугодными приближенными самыми жестокими способами.

Смерть великого князя

Василий скончался в 1533 году. Во время одной из поездок он обнаружил у себя небольшую опухоль на левом бедре. Она загноилась и привела к заражению крови. Пользуясь современной терминологией, можно предположить, что это было онкологическое заболевание. На смертном одре великий князь принял схиму.

сына Ивана III от его первого брака началась борьба за определение будущего престолонаследника. Победил Василий III. Он сумел стать соправителем отца. До смерти Ивана III, Василий считался великим князем новгородским, в 1502 получил от отца еще и великое княжение владимирское.

В сентябре 1505 женился на дочери боярина Сабурова Соломонии, выбранной ему отцом из 1500 претенденток. 27 октября 1505, сразу после смерти отца, полноправно вступил на престол, получив по отцовскому завещанию великое княжение московское, право управление столицей и всеми ее доходами, право чеканки монеты, 66 городов и титул «царя всея Руси».

Как и отец, Василий III продолжал политику «собирания земель», укрепления великокняжеской власти, в том числе – в отношении Литвы и Польши. Конечной целью ее было присоединение к Москве всех западнорусских областей, а очередными задачами – присоединение отдельных городов, подчинение пограничных мелких князей, отстаиванье интересов православия в Западной Руси (сестра Василия Елена была выдана замуж за правителя Литвы и Польши Александра Ягеллончика, после его смерти новый правитель Сигизмунд начал притеснять свою русскую свойственницу). Успехи Василия и его сестры Елены, продолжавшей отстаивать интересы Москвы среди иноверцев, выразились в договоре Москвы с Литвой и Польшей 1508, сохранившем за Москвой приобретения Ивана III в западных землях за Москвой.

Последующие действия московского князя были обращены на сопредельные Великому княжеству литовскому земли. Так, в 1510 к Москве отошел Псков, его вече было уничтожено, вечевой колокол снят и увезен в Москву. В 1512 начался новый поход – на Смоленск, но он был безуспешным. Только в 1514 город сдался, но поляки не оставляли надежды отбить его снова. Война продолжалась с переменным успехом, одновременно велись дипломатические переговоры (посредником в них с 1517 выступал австрийский император Максимилиан через своего посла барона Сигизмунда Герберштейна), но лишь в 1520 было заключено перемирие на пять лет с оставлением Смоленска за Москвою. В годы, смоленской войны, Василию удалось прибрать к рукам земли Волоцка (1513) и Калуги (1518). В 1521 к Москве присоединились Рязанское и Угличское княжества, а в 1523 – Новгород-Северское. Складывание политической территории единого великорусского национального государства завершилось: «Василий III тем самым не только не унизил России, но возвысил оную» (Н.М.Карамзин). Это было тем более необходимо, что с южных границ совершались постоянные набеги крымских татар (1507, 1516–1518 и 1521), угрожавших целостности российской территории. Только в 1520–1521 татарское войско составляло свыше 20 тыс. воинов под предводительством воеводы Хабара Симского. Они сравнительно быстро продвинулись до Тулы и могли бы составить угрозу столице, если бы не были вовремя разбиты у Переяславля Рязанского. К нападениям на Москву побуждала и Литва, поэтому невоенные формы нормализации отношений (крымцев задаривали «поминками» хану, царевичам, мурзам) успеха не приносили.

Сложными к началу 1520-х оставались отношения Москвы и с Казанью. Начиная с 1505, когда в Казани к власти пришел хан Мухаммед-Эмин, набеги казанских татар на Нижний Новгород регулярно продолжались. Политический переворот в Казанском ханстве 1521 (к власти пришел Сагиб-Гирей) также не изменил характера отношений, напротив – начались совместные набеги крымских и казанских татар на Москву. Поэтому Василий III в 1521 принял решение о строительстве городов-крепостей в районе «дикого поля» (в частности, Васильсурска), а одновременно – Большой засечной черты (1521–1523). Другим дипломатическим приемом Василия III было приглашение татарских царевичей на московскую службу; число таковых, получавших при этом обширные земли, быстро росло.

В отношении более далеких стран правительство Василия III вело по возможности дружественную политику. Василий III вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии (в 1526 при приказу Василия III возобновились переговоры о вечном мире с литовцами и поляками, но ни одна из сторон не хотела поступиться Смоленском). Летописи свидетельствуют, что Василий III принимал также послов Дании, Швеции, Турции, обсуждал с папой римским возможность унии и войны против Турции. В конце 1520-х начались сношения Московии с Францией; в 1533 прибыло посольство от индусского государя, султана Бабура . Торговые отношения связывали Москву с ганзейскими городами, Италией, Австрией.

Собрав земли в единое царство, Василий III осторожно начал борьбу с родовитым боярством. К братьям, Юрию и Андрею, он относился недоверчиво, хотя и заключал с ними договоры. Однако братья имели свои дворы, своих служилых людей и военные отряды, от которых были зависимы находившиеся в положении «служебных» князей или княжат, сидевших в старинных вотчинах, еще более мелкие земельные собственники. Для укрепления единодержавия Василий III принял меры к обмену земель, выводя остатки удельных властвований в новые места. Результатом этой политики был быстрый рост поместного дворянского землевладения, расширение мер по ограничению иммунитетных политических привилегий княжеско-боярской аристократии Одновременно уничтожались и пограничные укрепления, существовавшие в княжеских вотчинах, при этом с бояр и иной знати брали «поручные записи» в том, что они от него «не отъедут» (Василий III опасался роста княжеско-боярской оппозиции, о чем говорит казнь самого подозреваемого из них боярина Берсеня Беклемишева). «Советы» и «приговоры» с Боярской Думой имели в его время несколько формальный характер: все дела решались Василием III лично, в контакте с дьяками и немногими доверенными людьми, среди которых виднейшее место занимал подьячий из тверских бояр дворецкий Иван Шигона.

Время правления Василия III ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик московского Кремля, превратившегося в неприступную крепость. Законченный архитектурный облик приобрел Архангельский собор. На период правления Василия III и завершения политического складывания русского централизованного государства падает и полемика между «иосифлянами» и «нестяжателями», оказавшая существенное влияние на развитие церковной мысли и книжности. Несмотря на доказанную личную близость Василия III вождю «нестяжателей» Вассиану Косому, верх в их полемике одержали иосифляне. Василий активно использовал авторитет Иосифа Волоцкого и его идеи для обоснования божественного происхождения своих предков, якобы ведущих родословную от римских императоров. Особенную милость среди иосифлян Василий III оказал митрополиту Даниилу, оказавшему царю и великому князю существенную услугу при разводе. Поводом к разводу был бездетный брак с Соломонией Сабуровой. Несмотря на протесты церковных иерархов, Василий III добился развода, настоял на пострижении Соломонии в монахини и ее высылке в Каргопольский женский монастырь. Сам же царь женился повторно – на Елене Васильевне Глинской , дочери польского князя. От этого брака родились сыновья Иван (будущий Грозный) и слабоумный Юрий.

По рассказам современников, Василий III был крутого нрава и не оставил благодарной памяти о своем времени в народной поэзии. Скончался он от злокачественного нарыва 3 декабря 1533, успев постричься в агонии под именем Варлаама. Московское княжение было передано им 3-летнему сыну Ивану, регентшей назначена Е.В.Глинская.

Погребен в Архангельском соборе в Москве.

Лев Пушкарев , Наталья Пушкарева