Болезни Военный билет Призыв

Викинги традиции и культура. Почему мы любим cкандинавскую культуру

Исходное звено общественной системы Скандинавии 9 - 11 вв. – унаследованный от предшествующих столетий родовой коллектив, союз родичей объединяющий всю генеалогическую протяжённость мужских родственников.

Каждый член коллектива был обязан отстаивать и защищать жизнь каждого из родичей, или мстить, или получать плату, законную виру за эту жизнь от убийцы и его рода. Родовой коллектив, объединявший родичей совокупностью взаимных прав и обязанностей, обеспечивающих существование каждого из сородичей. “Двор” был основной единицей измерения социальной общности. Она включала семью состоявшую из кровных родственников.

Залогом единства родичей, обеспечивавшего их неприкосновенность, было неотчуждаемое, священное, как и дом, и домашний мир, родовое земельное владение – одаль. Занимая землю в неосвоенных местностях переселенцы обносили границы участка огнём. Через четыре поколения, такая собственность превращалась в одаль. Одаль представлял собою наследственное владение, состоявшее из пахотных земель, луговых, пастбищных, лесных, водных и других угодий. Являясь одним из коллективных совладельцев одаля, каждый из этих полноправных общинников мог рано или поздно претендовать на титул landsdrottinn – “господин земли”, “хозяин”, полноправный бонд. Центральным субъектом скандинавского обычного права, восходящего к эпохе викингов был одальсбонд, глава самостоятельной семьи, хозяин усадьбы, полноправный владелец одаля.Категория “могучих бондов”, представляющая собой одну из ведущих сил эпохи. “Могучие бонды” опиравшиеся на крупные наследственные земельные владения, многочисленные собственные семьи (включавшие домочадцев, слуг, рабов), обладавшие разветвлёнными родовыми связями выступали своего рода “узлами прочности” социальных связей. Они в состоянии были выставить собственные вооружённые силы, организовать военный поход или военную экспедицию. В 11-12 вв. разворачивается процесс дифференциации бондов, многие теряют свой одаль. Те, кто сохраняет его, одальманы, превращаются в мелких вотчинников, хольдов-рыцарей. Эпоха викингов была временем появления, наивысшего подъёма и начала разложения слоя “могучих бондов”, временем полного и последнего расцвета общественного строя, основанного на крестьянском землевладении.

В рамках эпохи викингов можно проследить начало его подчинения господствующей феодальной иерархии и перерождения в уклад угнетённого класса феодального общества, - правда, угнетённого, но, в отличие от других европейских стран, никогда не закрепощённого.

семья викинга

Ремёсла

Ремёсла в Скандинавии были развиты слабо, исключение составляло только кораблестроение. Орудия же земледельческого труда те же, что в 7 – 8 вв.: железные лемеха, серпы, косы; распространяются ротационные каменные жернова. Ассортимент орудий ремесленного труда представлен формами, сложившимися ещё до эпохи викингов и практически неизменными сохранившимися до начала индустриальной эпохи. Качественные сдвиги происходят в развитии транспортных средств. Люди эпохи викингов пользовались для передвижения зимой по снегу лыжами. Разработанными образцами представлена конская сбруя: стремена, шпоры, ремни и уздечки, сёдла с металлическими накладками. Сани, четырёхколёсные повозки так же, как мощение улиц и строительство мостов, свидетельствуют о развитии наземного транспорта. Однако ведущее значение приобретает водный транспорт. Расширялся и быстро развивался арсенал викингов.

Процесс совершенствования военной организации норманнов ещё более ярко проявился в резком расширении и быстром развитии арсенала викингов. Наряду с традиционными, ланцетовидными копьями, скандинавские ремесленники в 9 – первой половине 10 вв. осваивают западные, франкские образцы, вырабатываются местные их разновидности. В середине 10 в. от заимствования, повторений северные мастера переходят к творческой переработке импортных образцов, стремясь в новых типах наконечников совместить боевые качества традиционных местных и западных копий. Также идёт развитие северного массового оружия, боевых топоров. Унаследованные от предшествующих периодов типы топоров усовершенствуются, модернизируются.

Наибольшее разнообразие типов приходится на вторую половину 9 в. В 10 в. этот поиск завершается определённой унификацией в виде знаменитых боевых секир викингов. Мечи эпохи викингов представлены примерно тремя десятками типов. В начале эпохи викингов мечи получили большое распространение. Для них характерны сложные, богато украшенные мечи. В 10 в. их конструкция совершенствуется (вогнутые гарды, сложно профилированные навершья).

Распространено парадное оружие. Во второй половине 10 в. в связи с наметившимся обособлением военно-дружинной организации, концентрацией её социальных функций меч становится атрибутом сравнительно узкого и чётко ограниченного раннефеодального слоя. Сокращается его семантическая многозначность, возрастают требования к боевым качествам. Одновременно с этим богатое парадное оружие, распространённое в викингской среде, выходит из употребления.

Итак, исходное многообразие сравнительно простых типов ранней эпохи викингов сменяется к 11 в. жёстким набором специализированных форм.

Традиционной во многом оставалась и одежда – из шерстяных и льняных тканей, меха, кожи. Мужской наряд обычно состоял из узких штанов, длинной рубахи и куртки, выпущенной и подпоясанной. Носили также плащи, скреплённые на плече фибулой или булавкой; зимой – одежду из овчины и меха других животных. Женщины одевались в длинные платья с бретелями на плечах, (они скреплялись парой фибул, обычно черепаховидных). Новшества характерные для эпохи викингов, относятся главным образом к материалам для парадной одежды, различным дополнительным украшениям. На праздники они одевались в красные суконные платья, подбитые мехами, с золотыми и серебряными застёжками, иногда с украшениями из золота на рукавах. Они носили серебряные пояса с пряжками; большие тяжёлые кольца охватывали кисти и локти рук. С Востока пришла мода на наборные пояса, к которым подвешивали (кроме оружия) различные бытовые вещи. Но основа наряда оставалась традиционной и однородной.

Земледелие

В основе земледельческо-скотоводческой экономики лежали небольшие хозяйства. На Скандинавском полуострове лишь южная оконечность – Сконе – равнинная, с плодородными почвами. Почти половину всей площади Скандинавии занимают леса. Природные условия – горы, бедность почв – мало благоприятствовали занятию земледелием. В наши дни в Норвегии обрабатываемые земли составляют всего 3% всей площади, в Швеции - 9%, а в Исландии менее 1%. Из-за обилия осадков и короткого вегетационного периода во многих частях Скандинавского полуострова среди хлебных злаков преобладают быстро созревающие сорта овса и ячменя. Рожь и пшеница распространены только в южных районах. Хлеба в Скандинавии в средние века не хватало, и зерно ввозили из других стран. Методы обработки земли на протяжении всего средневековья оставались большей частью примитивными.

Нередко практиковалось мотыжное земледелие. Трёхпольный севооборот применялся мало, а урожайность культур была крайне низкой.

Шире было развито скотоводство. Большие возможности для него давали горные пастбища – сетеры. Ими пользовались сообща жители многих хуторов и целых округов. Крестьянам часто приходилось заботиться не столько о запашке поля, сколько о заготовке фуража для скота на зиму. Кормов не хватало, и падёж скота был обычным явлением. Среди продуктов питания норвежцев и шведов на первом месте стояли мясо, молоко, масло, а также рыба. Известен был также и китобойный промысел. Голод и его угроза как следствие неурожая, падёжа скота, ухода рыбы от побережья – повседневная реальность в жизни скандинавов того времени.

Торговля

Торговля, как и кораблестроение, получила развитие у скандинавов в очень отдалённые времена. Повсеместно находят в Скандинавии римские монеты эпохи республики и империи. О давних торговых связях Северной Европы с другими странами говорят и многочисленные находки на полуострове бронзовых, золотых, серебряных, стеклянных и глиняных сосудов, украшений, оружия и других предметов из римских провинций. Особенно был велик спрос на оружие из стран, где ремесло было более развито.

Среди торговых пунктов, существовавших в тот период в Швеции и Норвегии, добрый десяток носило одно и тоже название – Бирка. По мнению шведского учёного Э. Вадстейна, эти пункты получили свои имена вследствие того, что на их территории действовало торговое, право общее для всех них.

Ко времени походов викингов относятся многие тысячи монет из разных стран, найденные во всех районах Скандинавии. Здесь и монеты из Англии, Германии, Франции и из Византии, очень много их из арабского Халифата.

Своего серебра викинги не имели, всё оно было привозное. Нигде оно не найдено в таком обилии, как на пути “из варяг в греки”. Богаче всего кладами на этом пути оказался Готланд. О размахе, который получила коммерческая деятельность готландцев, лучше всего свидетельствуют следующие цифры. Наряду с разнообразными вещами и украшениями здесь найдено около 90 тысяч целых монет и 16,5 тысяч их фрагментов. Из этого числа всего три монеты золотые, остальные серебряные. Особенно много монет немецкого происхождения – 37 тысяч, а также арабских – 26 тысяч, английских – 20 тысяч. Для сравнения можно сказать, что в Швеции найдено всего около 40 тысяч монет.

Чрезвычайного успеха у викингов достигло кораблестроение; на своих ладьях викинги избороздили все омывающие Европу моря и отправлялись на просторы Северной Атлантики.

Некоторые корабли сохранились до нашего времени в погребениях. Норвежцы занимались мореплаванием на протяжении многих столетий, о чём свидетельствуют как находки их ладьей, так и наскальная живопись. Но в предшествующий период на кораблях и лодках можно было плавать вдоль берегов, не удаляясь от них; теперь же технические усовершенствования в судостроительном деле позволили отплывать далеко в море. Викингский корабль - дракар - в отличие от своих предшественников, имел не только вёсла, но и руль и мачту с парусом; устойчивость ему придавал киль; борта его были сшиты из узких, гибких, дубовых планок, связанных со шпангоутами, такие корабли не страшились ударов океанских волн, отличались значительной быстроходностью, могли пристать практически к любому берегу, глубоко заходить в устья рек и почти совсем не зависели от течений и ветров. В начале 9 века возникают крупные торговые центры, такие, как Скирингссаль-Каупанг в Норвегии, Хидебю и Рибе в Дании, Бирка в Швеции. Западные страны вывозили на север серебро и изделия высококвалифицированного ремесла. Тоже самое экспортировал и мусульманский Восток. С Севера экспортировалось главным образом сырьё. Важнейшей статьёй вывоза была пушнина, а также мёд, воск, лён, кожи, дерево, янтарь и т.д. Хотя торговля викингов тесно переплеталась с пиратством и грабежом, тем не менее, эпоха викингов – это время значительного развития торговли на Балтийском и Северном морях. Корабли найденные в курганах Юго-Восточной Норвегии (они датируются концом 9 – началом 10 веков), имели длину 20-23 м. При ширине 4-5 м. И управлялись 11-16 парами вёсел. Но у викингов существовали и более крупные суда, обладавшие значительной грузоподъемностью.

Погребение знатного варяга (или руса варяжского происхождения).

Часто носили плащи. Один из исландских типов плаща представлял собой квадрат, вырезанный из овечьей шкуры, или же ткань настолько лохматую, что она напоминала руно. Норвежский король Харальд Серый Плащ завел у себя при дворе моду на такую одежду в качестве любезности по отношению к исландцу, который не смог найти покупателя на эти изделия, которыми нагрузил целый корабль; поэтому Харальд и получил такое прозвище. Более величественно выглядят большие мантии, в которые одеты многие фигуры, изображенные на готландских камнях: они выглядят как торчащие спереди драпировки (рис. 33). Они, видимо, напоминали франкские плащи, которые носил Карл Великий. Длину они имели в два раза большую, чем ширину; их надевали на левое плечо, спереди и сзади они свисали почти до земли, однако слева доходили только до колена. На правом плече их закалывали, с правой стороны края плаща были открыты, оставляя свободной правую руку. Более короткие плащи, также заколотые на правом плече, можно видеть на ковре из Усеберга (см. вклейку).

Большинство викингов носили достаточно длинные волосы, закрывавшие шею, и скрепляли их с помощью узорчатых заколок; другие предпочитали более короткую стрижку, оставляя при этом длинную челку, судя по сердитым жалобам одного англичанина XI века, который писал, что даже в Уэссексе мужчины делают датскую стрижку и ходят «с голой шеей и ослепленными глазами». Кроме того, викинги носили усы и зачастую - аккуратную заостренную бородку (рис. 32) и пользовались гребнями. Головные уборы были разными: круглые или заостренные шапки, капюшоны и шляпы с широкими полями.

Из саг мы узнаём, что нижнюю часть ног кицищали сшитыми по мерке гетрами, к которым пришивали носки, а иногда просто портянками из полосок ткани. Обувь делали из мягкой кожи, а на зимней обуви для тепла оставляли шерсть. Существовали также примитивные, но очень прочные сапоги (такие сапоги в Шотландии называют «ривлин») из недубленой кожи с задней поги коровы шерстью наружу с выступавшими на пятках отростками. Говорят, что такая обувь прекрасно годилась для мокрой погоды и скользких камней. Руки защищали перчатками.

Помимо прядения и ткачества, другой основной задачей скандинавской женщины были приготовление и подача на стол еды. В течение дня было два главных приема пищи: один - очень рано утром, видимо около восьми или девяти утра, когда мужчины уже успели поработать часа два; другой - рано вечером, в конце рабочего дня, около семи или восьми. Время могло быть различным в зависимости от местных обычаев и времени года. Можно предположить, что и в течение дня существовали короткие перерывы, чтобы отдохнуть и перекусить, хотя когда именно - мы не знаем.

Многие основные блюда Исландии не требовали особого приготовления - например сыры, скир, солонина и сушеная рыба, которую перед едой нама-iы вали маслом. Естественно, было и много такого, что приходилось готовить: свежее мясо, рыбу, кашу - про-етую и молочную, а также печь хлеб.

Пили в основном эль; мед (напиток из сброженного меда), скорее всего, ввозили из более южных стран, а также, разумеется, вино, которое было очень ценным, предметом роскоши.

Дошедшая до нас кухонная посуда сделана из металла или стеатита (мыльного камня). Стеатит - очень полезный материал, его легко резать и придавать ему нужную форму; он огнеупорен. В Норвегии, на Оркнейских и Шетландских островах, а также в Гренландии есть естественные месторождения стеатита, но в Исландии они отсутствуют, поэтому сосуды из этого камня приходилось импортировать. Как железо, так и стеатит использовали для изготовления горшков и котлов размером до 18 дюймов в поперечнике с ушками или петлями, чтобы вставлять в них железную ручку и подвешивать на цепях над огнем. Существовали также чашки, ложки, блюдца, сковородки и вертела; все это могло быть как железным, так и из стеатита (рис. 34). Керамикой почти не пользовались, и все, что было найдено в Исландии, видимо, импортировали с континента.

И конечно же, существовало множество сосудов из дерева или кожи. В тех редких случаях, когда состав почвы способствует сохранности в погребениях деревянных предметов (например, в норвежских погребениях в кораблях), разнообразие и то мастерство, с которым они изготовлены, просто поражают. Такие сосуды годились скорее для хранения или подачи еды, чем для готовки, хотя некоторые методы приготовления (например, медленное подогревание в углях) годились и для деревянной посуды: говорят, что над огнем можно подвесить и кожаный мешок и, пока его содержимое остается влажным, он не загорится.

Очаги эпохи викингов свидетельствуют о том, что в ту пору пищу готовили множеством способов. Безусловно, мясо можно было пожарить на вертеле (рис. 35) или испечь в глубокой яме, наполненной раскаленными углями и прикрытой землей (такой способ годился и для хлеба). Часто в длинных открытых очагах у одного конца была плоская каменная плита, которая должна была сильно разогреваться, - идеальное место для того, чтобы печь хлеб и овсяные лепешки, а также чтобы медленно тушить мясо. В кухне в самом старом доме в Ярлс-хофе был как открытый очаг, так и каменная печь, частично встроенная в стену. Ею пользовались так: небольшие камни раскаляли докрасна на открытом огне, потом по наклонной каменной плите закатывали в печь и покрывали свежей влажной травой. Сверху ставили еду, защищенную дополнительным слоем травы, и покрывали еще одним слоем раскаленных камней. В Ярл-схофе так в основном готовили рыбу: в печи нашли кости морской щуки, сайды и трески.

Часто утверждалось, что кучи небольших расколовшихся в огне камней, которые обычно находят у домов иикингов, свидетельствуют об использовании примитивного способа кипячения жидкостей в деревянных сосудах путем добавления туда раскаленных камней, и в сагах действительно есть намеки на это. Тем не менее, данные из Ярлсхофа и некоторых других мест Шотландии оставляют предположить, что камни были расколоты специально (их подогревали и лили на них холодную воду) просто для того, чтобы получить камни нужного размера. Они кучей лежали у двери кухни, готовые для использования в яме для жарки, или в печи, подобной вышеописанной.

Семья завтракала и обедала в главной комнате. Здесь на приподнятом полу, который образовывал платформу вдоль каждой стены, стояли разные низкие скамейки и стулья. В

Богатых домах сиденья покрывали тканями, а пол застила чи соломой или камышом. Можно было сидеть и прямо на полу: исследования исландских скелетов показали, что женщины чаще сидели на корточках, чем прямо. Два почетных места находились в центре комнаты друг против друга по обеим сторонам от очага и между четырьмя наиболее богато украшенными резьбой столбами, поддерживавшими крышу, так называемыми «тронными столбами». Два почетных сиденья представляли собой украшенные резьбой кресла-скамьи; каждое из них было достаточно широким, чтобы на нем могли усесться два человека. Первое было предназначено для хозяина и хозяйки дома, второе - для самых почетных гостей. Остальные домочадцы, в том числе слуги, сидели двумя рядами вдоль стен комнаты, причем места ближе к центру считались более почетными, чем дальние. Небольшие низенькие столики - просто доски на козлах - приносили в комнату прямо перед едой и ставили перед обедающими.

Ученые предполагают, что сходную архитектуру имели языческие храмы.

Ви́кинги (дат. vikinger , швед. vikingar , норв. vikingene)  - раннесредневековые скандинавские мореходы, в VIII-XI веках совершавшие морские походы от Винланда доБиармии и от Каспия до Северной Африки. В основной массе это были свободные крестьяне, жившие на территории современных Швеции, Дании и Норвегии, которых толкали за пределы родных стран перенаселение и жажда лёгкой наживы. По религии - в подавляющем большинстве язычники.

Шведские викинги и викинги с побережья Балтики, как правило, путешествовали на восток и фигурировали в древнерусских и византийских источниках под именем варягов. Норвежские и датские викинги двигались в своём большинстве на запад и известны по латинским источникам под именем норманнов (лат. Normanni). Взгляд на викингов изнутри их общества дают скандинавские саги, однако подходить к этому источнику следует с осторожностью ввиду зачастую поздней даты их составления и записи.

Как правило, в скандинавских хрониках термин «викинг» в его сегодняшнем понимании не использовался, и характеризовал скорее социальное явление, когда безземельные бонды (рядовые общинники) были вынуждены искать лучшей доли за пределами родины.

Этническая неоднородность

В движении викингов принимали участие не только скандинавские народы Балтики. В отдельных набегах принимали участие и балтийские славяне (венды), в частности, вагры и руяне прославились своими пиратскими набегами на Скандинавию и Данию. Сохранилась эта информация и в сагах (см.«Сагу о Магнусе Слепом и Харальде Гилли»). В «Саге о Хаконе Добром» написано

«Затем Хакон конунг поплыл на восток вдоль берегов Сканей и разорял страну, брал выкупы и подати и убивал викингов, где он их только находил, как датчан, так и вендов.»

Общество и культура

Викинги жили большими семейными группами. Дети, отцы и деды жили вместе. Когда старший сын вступал во владение фермой, он одновременно становился главой семьи и ответственным за ее благосостояние.

Поселения

Крестьянские жилища скандинавов IX-XI веков представляли собой простые однокомнатные дома, построенные или из плотно подогнанных вертикальных брусьев, или чаще из плетёной лозы, обмазанной глиной. Состоятельные люди обычно жили в большом прямоугольном доме, где размещалась многочисленная родня. В сильно залесенной Скандинавии такие дома строили из дерева, часто в сочетании с глиной, а в Исландии и Гренландии, в условиях нехватки древесины, широко использовался местный камень. Там складывали стены толщиной 90 см и более. Крыши обычно настилали из торфа. Центральная жилая комната дома была низкой и тёмной, посреди неё располагался длинный очаг. Там готовили пищу, ели и спали. Иногда внутри дома вдоль стен устанавливали в ряд столбы, поддерживавшие крышу, а отгороженные таким образом боковые помещения использовались как спальни.

На территории скандинавских стран городские поселения эпохи викингов сравнительно невелики, уступая по размерам таким периферийным центрам, как Дорестадт и Старая Ладога. Археологам удалось установить наличие торгово-ремесленных пунктов в Норвегии (Каупанг в Вестфолле), Дании (Линдхольм близ Ольборга) и Швеции (Бирка на озере Меларен).

Многие городские поселения располагались в глубине фьордов - таким образом, чтобы можно было издалека заметить приближение вражеских судов и подготовиться к нападению. Классический пример такого рода - едва ли не крупнейший город викингов, Хедебю в Ютландии.

Судя по обильным находкам кладов арабских монет и изобилию поминальных камней, остров Готланд служил своего рода центром межнационального общения викингов, где велась активная торговля. На границе с полабскими славянами существовали смешанные германо-славянские торговые центры: Рерик и полулегендарные Винета иЙомсборг. Не вполне ясным остаётся предназначение датских круговых укреплений. Возможно, они были возведены по приказу Свена Вилобородого для сбора войска перед походом на Лондон в 1013 году.

Одежда

Крестьянская одежда скандинавов IX-XI веков состояла из длинной шерстяной рубахи, коротких мешковатых штанов, чулок и прямоугольной накидки. Викинги из высших классов носили длинные штаны, носки и накидки ярких расцветок. В ходу были шерстяные варежки и шапки, а также меховые шапки и даже войлочные шляпы.

Женщины из высшего общества обычно носили длинную одежду, состоявшую из лифа и юбки. С пряжек на одежде свисали тонкие цепочки, к которым прикреплялись ножницы и футляр для иголок, ножа, ключей и других мелких предметов. Замужние женщины укладывали волосы в пучок и носили белые полотняные чепцы конической формы. У незамужних девушек волосы были подхвачены лентой. Для обозначения своего положения викинги носили металлические украшения. Очень популярны были пряжки на поясе, броши и подвески. Винтовые браслеты из серебра и золота обычно давались воину за проведение удачного рейда или за победу в бою.

В массовой культуре викингов часто изображают с рогатыми шлемами. На самом деле, археологи не могут точно сказать, какой формы были шлемы викингов. Представление о рогатых шлемах связано с рисунками, обнаруженными в захоронениях (например, Осебергский корабль). Сейчас учёные склоняются к тому, что если шлемы с рогами и использовались, то только в ритуальных целях, а не в бою.

Оружие

Наиболее распространённый вид оружия - копьё длиной около 150 см. Таким копьём можно было и колоть, и рубить.Скандинавские секиры отличались широким, симметрично расходящимся лезвием. Скандинавский меч представлял собой длинный, обоюдоострый клинок с небольшой гардой. Оттачивалась только верхняя треть клинка, нижние две трети слабо или вообще не затачивались.

Корабли

Викинги были искусными судостроителями, создававшими самые совершенные корабли своей эпохи. Поскольку в скандинавском обществе было принято хоронить воинов вместе с их ладьями, археологи имеют неплохое представление о характеристиках кораблей викингов. В Осло, Роскилле и некоторых других городах открыты специализированные музеи. К числу самых знаменитых относятся корабли гокстадский и усебергский. Оба были обнаружены более ста лет назад и ныне экспонируются в Музее драккаров в Осло. Из саг известно, что в бой корабли ходили под стягом с изображением чёрного ворона.

Флот викингов состоял преимущественно из боевых кораблей, которые назывались драккарами, и из торговых судов кнорров. Боевые корабли и торговые суда позволяли мужчинам посещать заморские страны, а переселенцы и исследователи пересекали море в поисках новых земель и богатств. Многочисленные реки, озёра и прочие водные пути Скандинавии давали викингам простой и удобный способ передвижения. В Восточной Европе в условиях многочисленных волоков были распространены лодки-однодревки, которые были рассчитаны для захода в мелководные реки и причала к пологим берегам, что позволяло викингам очень быстро передвигаться и заставать своих врагов врасплох.

Государство и право

Наиболее значимые решения в скандинавском обществе принимало собрание всех свободных мужчин - тинг (в Древней Руси ему соответствовало вече). В небольших общественных структурах тинг эволюционировал в представительный орган современного типа: это исландский альтинг, впервые собравшийся в 930 году, и мэнский тинвальд, который моложе его на несколько десятилетий. Конунг из числа Инглингов, Скьёльдунгов либо других видных родов в первую очередь воспринимался как военный вождь, предводитель дружины. Он мог обладать земельным наделом либо вести странствующий образ жизни на корабле (сэконунг). На территории современных скандинавских государств одновременно правили десятки мелких конунгов.

Викингам был ведом институт кровной мести. Если один из викингов убивал другого, то события развивались в зависимости от «состава преступления» и от социального статуса потерпевшего. Могло кончиться перемирием, могло - выплатой денежного возмещения (вергельда). Но если доходило до кровной мести, это была месть одного рода другому. Не считалось убийством причинение смерти на поединке, который назывался хольмгангом. Неистовые в бою воины (берсерки) могли обогащаться, вызывая на поединок менее опытных воинов и причиняя им смерть либо увечье. Это заставило скандинавские государства на исходе эпохи викингов ввести ограничения на проведение хольмгангов.

Религия и литература

Как и древние германцы более раннего периода, викинги до принятия христианства исповедовали традиционную германо-скандинавскую религию (ныне известная как Асатру) с регулярными жертвоприношениями - блотами. Письменность была рунической (см.скандинавские руны).

«Похороны викинга» Фрэнк Дикси

Погребальный обряд был неразрывно связан с идеей корабля мёртвых. Тело умершего воина кремировалось, иногда вместе с ладьёй, либо в ладью помещался пепел, после чего над ней насыпали курган. О спуске погребальной ладьи на воду упоминают только позднейшие скальды, как, например, Снорри Стурлусон.

К первой половине IX века в скандинавских странах уже сложилась вполне оригинальная скальдическая традиция. В Исландии она чрезвычайно устойчиво сохранялась ещё около двухсот лет после введения письменности, крайне медленно разлагаясь под влиянием европейских письменных литератур.

ЭПОХА ВИКИНГОВ
Рюриковичи - потомки скандинавов.
Язычники обрушились на земли Англии христианские и исламские королевства на лодках с драконьими головами. Лодки назывались драккары.
860 год язычники обрушились уже на берега Италии.
За пол века практически вся Европа запылала.
С 9 века во всех церквях появилась молитва от неистовства норманов "Избавь нас Господи...".
С самого начала все это вообще воспринималось как Апокалипсис.
Во Франции норманы, дубланы, варяги сами себя называли викингами.
Викинги - переводили по разному:«люди бухты» и т.д
Критерии особенностей жизни скандинавского региона: ситуация свободы, не делили на бедных и богатых. Делили на больших и мелких. Конунги - короли, ярлы – князья. бонды - свободные землевладельцы, все они прекрасно владели оружием.
Все важнейшие вопросы решались на тингах - собраниях. Бонды могли предъявлять конунгам претензии на этих тингах. Определенная иерархия: кто выше по званию, тот ближе к Богу/Богам. Конунга могли убить, сместить. Податей не было. Конунг объезжал владения и ему даровали пиры и дары.
Особые отношения с богами, они никогда не воспринимали себя пылью, они воины при богах.
Мышление этих ребят - это мышление корпоративное, они чувствуют себя избранным народам, в основе которого лежит доблесть. С 7 лет человек считался взрослым. Для того, чтобы стать викингом с детства нужно было нести на себе печать избранности. Многочисленные испытания.
Викинг - не сословие, не самурай или рыцарь. Убить ребенка или женщину это позор. Нравственность была жесткая. Но за границей все было не так. Одним из развлечений, когда побеждали - подбрасывали младенцев и ловили на копья. Законы действовали только внутри Скандинавии. Из-за завоеваний им всё равно было не до скандинавов. Скандинавские женщины прекрасно владели оружием, и некоторые из них сопровождали своих детей и мужей в походах.
Викинги были фаталистами, от судьбы не уйти.
Конунги рождаются для славы, а не для долгой жизни.
Многочисленные исследования показывают, что викинги не боялись смерти.
Категорический запрет на воровство.
Особый момент: кровная месть, иногда ее заменяли выкупом. Виды мести: истинно викингская «кровавый орел», поединок, много человек на одного, сжигание в доме (перед этим женщин и детей выводили).
Особое положение женщин. Мстить должен был тот, кто вытаскивал меч из трупа. Мщение никогда не совершается сразу. Оружие мести: копье - Один, секира - Тор, меч - Тюр, огонь - (не престижно) Локки, стрелы тоже.
Без Скандинавской «прививки» в Европе не было бы рыцарства. СКАНДИНАВСКАЯ МАГИЯ
Образ героя был немыслим без магии. В скандинавской традиции было 2 типа магии:
1. Гаурдора - магия основана на знании рун - знаки, 24 знака описывали мироздание
2. Сейда
РУНИЧИСКАЯ МАГИЯ. Один - бог, который все время увеличивает свою силу. Он отвечает за руническую магию. Конем Игго называли Одина. Он принес в жертву самого себя, повесился на ветку ясеня, протыкает себя копьем и висит там 9 дней и 9 ночей, после этого на корнях он видит рунические знаки и познает руническое учение (дерево, на котором на повесился - это Иггдрасиль - мировое древо). Руны не имеют звуковых значений, но имеют свои понятия. Самый важный, 25-й знак, Один не открыл. Если руны режутся на дереве, то их обязательно нужно окрасить кровью. ЕСТЬ целебные руны, руны от заклинаний, любовные руны, руны против огня. БАРДРУНЕР - связанные руны, связанные в орнаменте, мы не знаем принцип этого плетения.
СЕЙДОВАЯ МАГИЯ. Ваны (боги) проиграли войну Асам. После войны они обменялись заложниками. Ваны отпустили НЬЕРТА, бога моря, ФРЕЙРА, бога плодородия и ФРЕЮ, богиню любви и войны (отец с 2 детьми).
СЕЙД - магия которая запрещалась всеми законами, древние скандинавы исходили из того, что СЕЙД это магия пришедшая из хаоса. Ее использование каралось смертью.
Магия проклятий. НИД - руническое проклятие. Можно было замаскировать под хвалебный стих. Нитсток – жертва проклятия.
Все виды магии меняли параметры тела, оборотничество, изменение размеров тела.
Тело и пространство, магия обеспечивала (разбирали тело, пример с глазом).
Путешествие между мирами. Хель – царство мертвых. Внедрение в человека определенной натуры, обряд кормления волчьим сердцем. Игры с разумом: вызвать свирепство, ярость.
Продление жизни.
Воздействие на вещи.
Некромантия, сидение под повешенным – особая медитация.
Любовная магия- стихи мальдсенг, тоже были запрещены.
Занятие магией не в этой реальности. У сейда была особая техника.


Средневековый крестьянин

3 сословия: крестьянство, рыцарство, монашество
Крестьянство - безмолвствующее большинство, мало что от них дошло, потому что не умели писать, да и мало кто ими интересовался, но есть фрагментарные моменты. Сложно сказать что думали сами о себе крестьяне.
Если представить средневековье в виде пирамиды.Место крестьян в основании пирамиды, потому что крестьяне сервы это общество кормили, (сервы- зависимые крестьяне), во вторых крестьяне самый мало уважаемый слой. Читая Библию народ считал что труд это все таки наказание.
Средневековый крестьянин: своя деревня (площадь, вокруг 200-400 дворов, леса, поля, замок)это его вселенная и о близ лежащих землях он имел малое представление. Крестьяне не выделяли себя из общины он был растворен в общине, (улий) даже не всегда устаивалась родовая фамилия, фамилия менялась. Не было ярко выраженного родового и индивидуального сознания.
Время для крестьянина: семейное (материлизорванное время в детях, родителях) времена эпические старые добрые времена,аграрное время - времена года, циклические, было 3 времени года, не было осени. В объеме суток: колокол, рассвет закат, в объеме года- церковные праздники. Крестьянство не надо изображать как толпу народа с плакатами вперед к ренессансу.
Монашество живет будущем, горожане настоящем, рыцари в своем времени, крестьяне прошлым.
Средневековье - встречают по одежде. Языковой барьер, у крестьян был жаргон от которого высшее сословие бросало в дрожь. Крестьяне переставали быть крестьянами как только переходили в монашество. Высшее сословие было против того что бы крестьянам давали образование. Большая плата за образование.
Внешность была не очень, пахло, рацион еды скудный, жаренное мясо, каши,мало свежих овощей (оброк на них), пряности заменяли, горчица, уксус, на сладкое виноградное сусло. Все это давало несварение желудка.
Средневековья жило под постоянным условием голода, неурожая, порождая переедание.
Одежда- серые, черные цвета т.е. Цвета не благородные, одежда из голубого сукна разрешалось только по праздником, оружие запрещалось, волосы длинее ушей запрещались.

Крестьянские восстания. Ужасы которые они творили при восстаниях были жестоки. Самые жестокие разбойники - крестьяне.
Проблема феодальной эксплуатации. Размах крестьянских восстаний компенсировался тем что подавлялся он тоже жестко. Барщина - работа на земле помещика.
Различные повинности, вплоть до разгнания лягушек, что бы они не мешали феодалу.
Право первой ночи было но больше это культурный миф.
Крестьяне не держались за землю, они передвигались по ней.
Крестьяне прекрасно осознавали ущербность своего положения и стремились его исправить.
Робин Гуд крестьянином не был. Крестьянство могло не на видеть феодалов но всегда смотрело на них снизу вверх.
Что касается отношение церкви к крестьянству. Духовенство относилось крестьянам хорошо, друженики, работяги которые кормят народ. Но при всём при этом у церкви был один большой зуб на крестьянина, произошло смешение хрестьянской веры с фольклером. Хрестьянство пришло в Европу не на пустое место. (язычество) Пример с собакой. Кидали иконы святых в грязь если была плохая погода. Церковь по этому поводу была не довольна состоянию вещей.
Крестьянство сословие специфическое. Не надо выводить точных формул по поводу них.

Одной из главных черт характера норманнов была любознательность. «Что нового на свете?» - вот обычный вопрос, которым встречали в Скандинавии приезжего. Норманны рано вступили в сношения с кельтами Ирландии: сказания, песни и искусство ирландцев переходили к ним через кельтских пленников.

Гораздо более медленно из романских и германских стран проникало христианство. Дания приняла христианство в X в., Норвегия - в XI в. Долго еще на свете держались старинные религиозные понятия и смешивались с христианскими. Иной вождь принимал веру в Христа, называл его именем место своего поселения, но по старинке обходил поле со священным огнем, чтобы изгнать с него злых духов. Своеобразные смешанные понятия этого народа отражены в песнях Эдды, которые составились из произведений норманнских певцов, скальдов. B Эдде действуют старинные боги, но образ благородного, нежного и страждущего Бальдра или картина конца мира навеяны христианством.

C IX в. старший рунический алфавит, который состоял из 24 рун, сменяется младшим руническим алфавитом, состоящим из 16 рун. Надписи старшим руническим алфавитом относятся к эпохе III-IX вв. Найдено около 200 надписей, преимущественно в Норвегии, Дании и Швеции. Древнейшей считается Надпись (одно слово на наконечнике копья из Эвре- Стабю (Норвегия, ок. 200 г. н. э.). Скорее всего, это имя владельца копья. Надписи вырезались на оружии, гребнях, пряжках, амулетах, позднее - на могильных камнях и скалах, состояли из одного или Нескольких слов и имели магическое значение. Толковать руны очень сложно. Их изучением занимается особая наука - рунология. Около 2500 надписей Младшими рунами найдено в Швеции, около 500 - в Норвегии с ее островными колониями и около 400 - в Дании. Большинство надписей младшими рунами - на могильных камнях.

Эпические песни из «Старшей Эдды» - могучие повествования исландских родовых и королевских саг. «Старшая Эдда» представляет собой сборник древненорвежских и древнеисландских песен мифологического и героического характера, сказания о богах и героях. Записана «Старшая Эдда» в Исландии, как полагают, в XII в. после появления там латинской письменности. Самая древняя из дошедших до нашего времени рукописей относится ко второй половине XIII в. «Старшая Эдда» состоит из отдельных лирико-эпических песен, связанных единством содержания, но не имеющих той внешней цельности, которую признают основным признаком эпоса (например, «Песнь о Нибелунгах» или «ПеСнь о Роланде»).

«Младшая Эдда» - прозаический трактат по скандинавской мифологии и поэтике, написанный в XIII в. исландским скальдом Снорри Стурлусоном.

Скальды сопровождали норманнов во всех важнейших походах. Олаф Святой, собирая поход против Канута Датского, велел призвать к себе четырех скальдов и сказал им: «Теперь высматривайте все достойное внимания, чтобы было вам о чем петь и рассказывать».

Средневековые летописи норманнов наполнены рассказами об их морских набегах. Корабль для скандинава был существом, одаренным жизнью, подобно коню. Украшения и названия, дававшиеся кораблю, поддерживали эту политическую иллюзию. Ha носу корабля изображалась голова дракона, быка, коня или другого животного. От кормы корабля шел звериный или змеиный хвост.

Исландские саги - прозаические, эпические повествования на исландском языке - занимают особое место в скандинавской литературе. Саги слагались скальдами в устной форме и впервые были записаны в XII в. Они очень разнообразны по содержанию. Многие из них отражают действительные исторические события. Например, «Сага об Эгиле» - сказание ό знаменитом викинге и скадье X в. Эгиле Скалагримссоне; «Сага о Ньяле» - о мудром исландском законнике конца X - начале XI в.; «Сага об Эрике Рыжем» - об открьггии исландцами Гренландии и Северной Америки.

Скандинавские саги отражали характер жестоких и неустрашимых норманнских героев. У норманнов было поверье, что сердце у людей храбрых меньше по объему и бескровнее, чем у обыкновенного человека, а трусость и робость происходят от обильного прилива крови к сердцу. Герой одной саги, услышав об убийстве своего отца, не меняется в лице. Он не краснеет, потому что гнев не расходится по его коже, и не бледнеет, потому что гнев не поступает ему B KOC-

Деталь собора в Лунде. XII в.

ти. Сердце его не дрогнет от ужаса, оно сковано и закалено искуснейшим из кузнецов. Когда враги наконец убивают героя и вскрывают ему грудь, чтобы взглянуть на его сердце, оно оказывается величиной с орех, твердым, как рог, и бескровным.

Топография занимает огромное место в сознании скандинава. Первый вопрос, который задают новому Человеку,- это его имя и место жительства. Упоминание в сагах о любом лице, даже совершенно случайном персонаже, сопровождалось сведениями о его происхождении: чей он сын и откуда родом. Это касается не одних людей: в рассказах о богах и великанах всякий раз сообщается, где расположены их усадьбы и как они называются.

«Речи Гримнира» - одна из песен цикла «Старшей Эдды» - почти целиком посвящены описанию палат и усадеб богов и героев. B их основе лежит твердое убеждение B том, что и человек и бог должны владеть усадьбой. Место жительства настолько прочно «срослось» с его обитателем, что одно не мыслится без другого. Полное имя человека состоит из его собственного имени и названия двора, в котором он живет. Название жилища может быть производным от имени его обитателя. B иных случаях в топографическом наименовании фигурирует имя бога - покровителя этого поселения, либо в топонимах встречаются слова, свидетельствующие о благополучии и процветании, которые в них царят (лучше сказать: должны царить). Существенно одно: название двора небезразлично для его жителей и их жизни. Это название «отчины», родины, ибо «одаль», «аллод» был не только неотъемлемым наследственным владением семьи, но и «родиной».

Можно сказать, что, подобно тому как человек владеет усадьбой, и она им «владеет», накладывая на его личность свой отпечаток.

B скандинавской мифологии мир - это совокупность дворов, населенных людьми, богами, великанами и карликами. Пока царил первобытный хаос, мир был неустроен,- естественно, не было никаких жилищ. Процесс упорядочения мира - отделение не- бес от земли, учреждение времени, дня и ночи, создание солнца, луны и звезд - был вместе с тем и процессом основании усадеб, создания раз навсегда твердой топографии мира. B каждом узловом пункте мира: в центре его на земле, на небесах, в том месте, где начинается радуга, ведущая с земли на небо, и там, где земля соединяется с небесами,- везде расположены двор, усадьба, бург.

Культ предков, игравший важную роль в жизни скандинавов, был связан с их отношением ко времени. Предок мог вновь возродиться B ОДНОМ ИЗ СВОИХ ПОтомков - в пределах рода передавались имена, а вместе с ними и внутренние качества их носителей. Поэтому могилы и курганы предков располагались бок о бок с усадьбами живых: то были не два разных мира, а единый мир, в котором прошедшее, настоящее и будущее оказывались рядом расположенными и реально существующими.

Важнейшим и древнейшим из ремесел скандинавов было кузнечное. Кузнецом в Скандинавии назывался не только тот, кто ковал железо, но и золотых дел мастер. Мифические карлики, великаны, герои, особенно знаменитый Виланд, занимались кузнечным делом. Лучшее железо добывалось в Англии. АнгЛия была благодатной страной, по понятиям скандинавов, оттуда шло не только железо, но и пшеница и мед. Скандинавы торговали янтарем и мехами.

Очень часто, мы даже не замечаем, как мы проводим время удобно устроившись на подушках от финского бренда Marimekko, укутавшись в плед, лежа на диване из IKEA, и поедая очередную порцию Гравлакса, запивая все это дело Аквавитом, уставившись в экран, по которому идет какой-нибудь скандинавский детектив, попутно зажигая свечи в доме.

подушки от финского бренда Marimekko

Допустим, сегодня вечером мы решили посмотреть новую серию сериала "Мост", действия которого происходят и в Швеции и в Дании, благодаря тому, что преступление происходит на мосту Эресунн, который связывает эти две страны и каждая страна отправляет по детективу на расследование данного дела. Холодная, аутичная Сага из Швеции и горячий датчанин Мартин - откладывают все свои различия в сторону, чтобы найти убийцу. Или, другой вариант - сериал "Правительство", который тоже довольно популярен нынче.

кадр из сериала "Мост", главные гером - Мартин и Сага

Почему нас привлекает вечный ноябрь, дождь, уют, подлинность, функциональность, простота? Наверно, это все близко нашей душе. Эта не поддельная искренность, ясность, практичность, которая дает огромную свободу, на самом деле. Это объясняет нашу любовь к скандинавской атмосфере которую мы стремимся создать в своем доме.

Действительно, несмотря на то что, влияние других культур очевидно и происходит, как и в России, так и в других странах бывшего Советского союза, все же ярко выделяется любовь ко всему скандинавскому. Скандинавские интерьеры набирают огромную популярность не только в Великобритании, Польше, но и в России, Беларуси и Украине. Да, пожалуй, мебельный гигант IKEA завоевал сердца многих.

Скандинавы имеют репутацию холодных и утонченных эстетов, да, это немного скучно, но скучное стало модным. Да и "скучно" не всегда было самым очевидным эпитетом, описывающий скандинавский характер. Первое нашествие викингов датируется 793 годом, когда случился кровожадный набег на монастырь в Линдисфарн. Так началась эпоха викингов.

Однако нежное культурное вторжение в 21 веке было встречено с распростертыми объятиями. Наши дома сверкают минимализмом скандинавских интерьеров, наши книжные полки завалены книгами Ю Несбе, Стига Ларссона, Фредрика Бакмана, Майка Викинга и Хеннинга Манкелля. Да и раньше, вспомните, книги и мультфильмы Астрид Линдгрен, Туве Янсон... А как же любимый конструктор Lego? Сериал о Торе и Локи от Marvel. Многое нами было позаимствовано из северных культур и быстро вплелось в повседневную жизнь.


Если раньше о Швеции ничего толком не слышали, кроме того, что данная страна производитель хорошей мебели и родина группы Abba. То теперь, мы ищем шерстяной свитер как у Сары Лунд из сериала "Убийство". Сегодня не редкость встретить человека, который любит музыку, в которых воспевают скандинавские мифологические сюжеты, такие как Amon Amarth, Black Messiah и тому подобное. Шведские автомобили Volvo, которые ассоциируются у нас с безопасностью и эффективностью, теплые и нежные вязанные изделия Selbu из Норвегии, которые любят все в мире, включая Кайли Миноуг, Шерил Коул, Клаудию Шиффер и Кейт Хадсон, датская обувь Ecco, в качестве которой не сомневается даже Морган Фриман и Брюс Уиллис. Швеция подарила нам недорогие радости от H&M, а также классический минималистичный культовый бренд Acne. Норвегия познакомила с вкуснейшим лососем и потрясающими фьордами. Финляндия очаровала саунами, любовью к хоккею и рыбалке. Да, всего и не опишешь, сколько всего много! Все это прочно осело в наших экранах, домах, магазинах и книжных полках. Благодаря развитию интернета, доступности фильмов, книг, сериалов, а также возможности путешествовать, мы все больше и больше аккумулируем не только различные материальные объекты из других стран, но и расширяем свой кругозор, меняем мировоззрение и подход к жизни, полагаясь и на менталитет других народов.



Нам нравится политическое устройство и уровень жизни в Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Исландии. Высокие налоги (часто это от 50 до 60% от дохода, например, в Норвегии) создают основу для распределения благ по всей стране. Прозрачность, доступность, возможность влиять - это то, чего нам не хватает.

Семья с ребенком - это основной приоритет таких стран как Швеция и Норвегия. Вы не найдете родителей в этих странах, которые думают над тем, как найти время на общение с ребенком. Благодаря чудесному балансу работа/жизнь, который прочно укоренился в сознании скандинавов им не нужно об этом думать. Да, никакой швед или норвежец не будет брать сверхурочные, задерживаться на работе или думать о ней на выходных. Баланс между жизнь и работой, настолько положительно влияет на развитие детей, что по последним данным Unicef дети в Швеции значительно счастливее детей в других странах. Ведь в воспитании участвуют оба родителя, а зачастую папа наравне с мамой нянчится с ребенком - кормит его смесью, меняет подгузники или собирает грибы в лесу вместе с ребенком... Высокий уровень жизни, а также качество жизни и ее продолжительность в скандинавских странах зашкаливает в хорошем смысле, хоть и медицина там не на самом хорошем уровне (она им просто особо и не нужна, учитывая качество жизни). Чего только стоит их стремление к экологичности и поддержанию здорового образа жизни не только отдельно взятого человека, но и всей страны, планеты. Экология, семья, здоровье, качество жизни - это не пустые звуки в скандинавских странах - это ориентиры по жизни.

Однако, под безупречным и скромным вкусом и спокойствием социально-демократической власти, есть еще одна более интригующая сторона Скандинавии - темная сторона земель полуночного солнца, о чем свидетельствуют многочисленные творения буквально одержимых мрачностью, преступностью и жестокостью авторов скандинавских триллеров и детективов. Скандинавская эстетика умеет играть контрастами, будь то архитектура с ее простыми линями и кислотными цветами на фасадах, скандинавский интерьер в бело-черных тонах, или неоновые резиновые сапоги от Ильзе Якобсона.