Болезни Военный билет Призыв

Владимиро суздальская земля. Владимиро-суздальская земля и новгородская республика. Причины перехода к феодальной раздробленности

Владимиро - Суздальская земля.

3.1. Природные условия и колонизация. История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и Верхней Волги, вызывает особенный интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского государства. Значительная часть ее территории занимали леса, почвы были подзолистые, малоплодородные, за исключением т.н. ополий, огромных полян на окраине лесов в районе Ростова, Переяславля Залесского и Суздаля, с относительно мощным черноземом. Здесь развивалось пашенное земледелие, появились монастырские и боярские вотчины.

На Северо-Востоке, который сравнительно поздно подвергся славянской колонизации (с Х в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль), появлялись новые: Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский, Галич. Под 1147 г. летопись впервые упомянула Москву. Переселенцы с юга и северо-запада Руси - земледельцы и ремесленники - приносили с собой не только передовые приемы хозяйствования, но и географические названия. Торговые пути простирались через Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на восток и юго-восток.

3.2. Приобретение независимости . Ростово-Суздальская земля вышла из под власти Киева в 30-х годах Х11 в. при младшем сыне Владимира Мономаха Юрии, получившим прозвище Долгорукий за стремление править в Киеве и вмешиваться в дела соседних княжеств. Центр своей земли он перенес из Ростова в Суздаль и, опираясь на поддержку боярства и союз с Галицким княжеством, после нескольких неудач все же сел на киевский стол в 1155 г.

  1. Политические развитие. Однако его правление оказалось недолгим, в 1157 г. он умер (по одной из версий был отравлен киевлянами, недовольными его правлением), а пришедшие с ним суздальцы были перебиты.

3.3.1. Перенесение центра во Владимир. Власть на Северо- Востоке перешла к старшему сыну Юрия Андрею Боголюбскому, который еще при жизни отца без его ведома покинул предназначенный ему Вышгород на юге Руси и вернулся в милую его сердцу Суздальскую землю. (При этом князь взял с собой считавшуюся чудотворной икону Божией Матери, повелев поставить ее во Владимире-на-Клязьме. Со временем эта икона Владимирской Божией Матери стала одной из главных святынь русской земли). При этом столица была перенесена во Владимир, до того считавшийся пригородом старых городов.

3.3.2. Укрепление княжеской власти. Перенос столицы был вызван стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. Владимир же не имел сложившейся боярской группировки и собственного веча, ограничивающего власть князя.

Проявлением новых тенденций стало и превращение дружинников из советников и соратников князя в его подданных , получавших за свою службу земельные владения. Однако верховная собственность на землю сохранялась за князем, который ею полностью распоряжался. Так складывалась связь власти и собственности, присущая восточной цивилизации. В то же время реальная власть-собственность князя сочеталась с традиционными представлениями земледельцев о том, что земля Божья и принадлежит на деле тому, кто ее обрабатывает. Но, в итоге, эти представления только усиливали власть князя - наместника Бога на земле, а, следовательно, и его права на землю. Кроме того, он воспринимался как хранитель земли от социальных и природных бедствий, иноземцев, заступник перед Господом, а со временем, как символ единства всех русских земель.

3.3.3. Главная цель - развитие собственного княжества . Отличительной чертой правления Андрей Боголюбского стало и то, что после захвата и разорения Киева в 1169 г. владимиро-суздальским войском и союзными половцами, он не переехал туда, а остался во Владимире, продолжая политику укрепления собственного княжества. Ради этой цели он попытался, правда, неудачно, учредить собственную митрополичью кафедру, равную Киевской, чтобы возвысить Владимир и превратить его в независимый от Киева не только политический, но и религиозный центр. О стремлении князя превратить Владимир в новый центр русских земель свидетельствует и возведение Успенского собора, строительство Золотых ворот - величественных сооружений столичного уровня. Андрею удалось несколько расширить княжество, которому платили дань даже волжские булгары.

3.3.4. Переворот 1174 г. и новые усобицы. Стремление к самовластию, не отвечавшее представлениям о правителе людей того времени, репрессии против бояр и ряд военных неудач привели к тому, что его приближенные организовали заговор и в 1174 г. убили князя в его замке Боголюбово. Вслед за этим по всему княжеству прокатились волнения.

После смерти Андрея старшие дружинники-бояре старых городов предложили престол Ростиславичам, племянникам убитого князя, но владимирцы выдвинули его сводных младших братьев - Михалко и Всеволода. После кровопролитной усобицы победу одержали братья.

3.3.5. Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), сменивший рано умершего брата Михалко, проводил более взвешенную политику, чем Андрей, что и позволило значительно укрепить Владимирское княжество и власть самого князя. Он расширил свои владения, усилил дружину, подчинил своему влиянию Новгород и Рязань, предпринял новый поход на Волжскую Булгарию. В результате в Северо-Восточной Руси укрепилась власть великого князя, утвердилось первенство Владимиро-Суздальского княжества среди других русских земель.

Но центробежные процессы развивались, и после смерти Всеволода вновь начались междоусобицы, ослабившие княжество. В результате борьбы Всеволодовичей к власти пришел его сын Юрий (1218-1238), ставшийпоследним правителем независимого Владимиро-Суздальского княжества и погибший в трагическую годину монгольского нашествия.

Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальская или Ростово-Суздальская земля (как она называлась сначала) располагалась в междуречье Оки и Волги. Здесь к началу XII в. сложилось крупное боярское землевладение. В Залесском крае имелись плодородные почвы, пригодные для земледелия. Участки плодородной земли получили название ополий (от слова "поле"). Один из городов княжества даже получил название Юрьев-Польской (т.е. находящийся в ополье). Здесь росли старые и возникали новые города. У впадения Оки в Волгу в 1221 г. был основан Нижний Новгород - крупнейший опорный и торговый центр на востоке княжества. Дальнейшее развитие получили старые города: Ростов, Суздаль, Владимир, Ярославль. Строились и укреплялись новые города-крепости Дмитров, Юрьев-Польской, Звенигород, Переяславль-Залесский, Кострома, Москва, Галич-Костромской и др.

Территория Ростово-Суздальской земли была хорошо защищена от внешних вторжений естественными преградами - лесами, реками. Ее называли Залесским краем. Один из городов получил из-за этого название Переяславль-Залесский. Кроме того, на пути кочевников к Ростово-Суздальской Руси лежали земли других южнорусских княжеств, принимавших на себя первый удар. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. В поисках защиты от нападения врагов и нормальных условий для ведения хозяйства население земель, подвергавшихся набегам кочевников, устремлялось во Владимиро-Суздальские ополья. Сюда шел колонизационный поток и с северо-запада в поисках новых промысловых земель.

Среди факторов, способствовавших подъему экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходивших по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь, связывавший северо-восточную Русь со странами Востока. Через верховье Волги и систему больших и малых рек можно было пройти к Новгороду и далее в страны Западной Европы. В Ростово-Суздальской земле, столицей которой тогда был город Суздаль, княжил в то время шестой сын Владимира Мономаха - Юрий (1125 - 1157). За постоянное стремление расширить свою территорию и подчинить себе Киев он получил прозвище "Долгорукий". Юрий Долгорукий, как и его предшественники, всю свою жизнь посвятил борьбе за киевский великокняжеский престол. Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. Он активно влиял на политику Новгорода Великого. Под традиционное влияние ростово-суздальских князей попали Рязань и Муром. Юрий вел широкое строительство укрепленных городов на границах своего княжества. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру пардуса (барса). Еще при жизни отца сын Юрия - Андрей понял, что Киев утратил прежнюю роль. В темную ночь 1155 г. Андрей со своими приближенными бежал из Киева. Захватив "святыню Руси" - икону Владимирской богоматери, он поспешил в Ростово-Суздальскую землю, куда был приглашен местным боярством. Отец, пытавшийся образумить своего непокорного сына, вскоре умер. Андрей больше не вернулся в Киев. В княжение Андрея (1157-1174) развернулась ожесточенная борьба с местным боярством. Андрей перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества на слиянии рек Нерль и Клязьма Андрей основал свою загородную резиденцию - Боголюбово. Здесь он проводил значительную часть времени, за что и получил прозвище "Боголюбский". Здесь, в Боголюбском дворце, темной июльской ночью 1174 г. Андрей был убит в результате заговора бояр, во главе которого стояли бояре Кучковичи, бывшие владельцы Москвы. Правители Владимиро-Суздальского княжества носили титул великих князей. Центр русской политической жизни переместился на северо-восток. В 1169 г. старший сын Андрея захватил Киев и подверг его жестокому разграблению. Андрей пытался подчинить Новгород и другие русские земли. В его политике находила отражение тенденция к объединению всех русских земель под властью одного князя.

Политику Андрея продолжил его сводный брат - Всеволод Большое Гнездо (1176-1212). У князя было много сыновей, отчего он и получил свое прозвище (его сыновья изображены на рельефе стены Дмитриевского собора во Владимире). Двадцатидвухлетний сын византийской принцессы Всеволод жестоко расправился с боярами-заговорщиками, убившими его брата. Борьба между князем и боярством закончилась в пользу князя. Власть в княжестве окончательно установилась в форме монархии. При Всеволоде с большим размахом было продолжено белокаменное строительство во Владимире и других городах княжества. Всеволод Большое Гнездо пытался подчинить своей власти Новгород, расширил территорию своего княжества за счет новгородских земель по Северной Двине и Печоре, отодвинул границу Волжской Болгарии за Волгу. Владимиро-Суздальский князь был в то время сильнейшим на Руси. Автор "Слова о полку Игореве" говорил о могуществе Всеволода: "Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать". Владимиро-Суздальское княжество сохраняло первенство среди русских земель и после смерти Всеволода Большое Гнездо. Победителем в междоусобной борьбе за владимирский великокняжеский престол между его сыновьями вышел Юрий (1218-1238). При нем был установлен контроль над Великим Новгородом. В 1221 г. он основал Нижний Новгород - крупнейший русский город на востоке княжества. Процесс дальнейшего экономического подъема Владимиро-Суздальского княжества был прерван монгольским нашествием.

Северо-Восточная Русь была окраиной Киевского государства, далеким Залесским краем. Славяне появились здесь относительно поздно, столкнувшись с финно-угорским населением. С северо-запада в волжско-окское междуречье в IX - X вв. пришли ильменские словене, с запада - кривичи, с юго-запада - вятичи. Отдаленность и изолированность предопределили более медленные темпы развития и христианизации здешних районов. Автор "Повести временных лет" писал о "звериных обычаях" вятичей. Киевским князьям приходилось долго "примучивать" племена к державе Рюриковичей, и даже Владимир Мономах счел нужным среди своих ратных подвигов упомянуть поход "сквозе вятичи".

На северо-востоке было мало городов. Первоначально столицей земли стат Ростов - племенной центр вятичей. По-видимому, родоплеменными традициями можно объяснить устойчивую оппозиционность ростовского боярства пришлым князьям.

Северо-восточные земли уступали по плодородию черноземам юга. Но славяне нашли здесь и свои преимущества: богатые заливные луга, широкое ополье - подзолистые поля близ лесов, сами леса, озера и реки. Несмотря на более суровый климат, в Залесском крае удавалось получать урожаи зерновых, которые вместе с рыболовством, скотоводством, лесными промыслами обеспечивали существование.

Протянувшиеся через северо-восток торговые пути способствовав росту городов. В XI в. рядом с Ростовом появляются Суздаль, Ярославль, Муром, Рязань. Колонизационные потоки окрепли по мере того, как возросла угроза на юге со стороны кочевников. Прежние "недостатки" края - его отдаленность и дикость - обратились в неоспоримые преимущества. Расстояния и густые леса стали непреодолимой преградой для половцев. Северо-Восточная Русь заселялась выходцами с юга, о чем напоминали названия оставленных мест: Переяславль-Залесский - Переславль-Русский, Владимир-Залесский (Владимир-на-Клязьме) - Владимир-Волынский и т. п.

Сами князья довольно поздно обратили внимание на Залесский край - престолы в здешних городах были малопрестижные, предназначенные для младших в роду. Лишь при Владимире Мономахе, на излете единства Киевской Руси, началось постепенное возвышение Северо-Восточной Руси.

Исторически сложилось так, что Владимиро-Суздальская Русь стала наследственной "отчиной" Мономаховичей. Здесь раньше, чем в других землях, привыкли воспринимать внуков и правнуков Мономаха как своих князей.

Более позднее освоение края имело свои последствия. Многие города своим возникновением были обязаны деятельности князя. В них еще не успели сложиться крепкие вечевые порядки и традиции. Окняжение земли опережало миграционные потоки и ставило переселенцев в большую зависимость от князя. Местное боярство, выросшее из племенной знати, не отличалось силой. Дружинники же, появлявшиеся вместе с Мономаховичами, получали землю из их рук. Эти обстоятельства в совокупности способствовали возникновению сильной княжеской власти, которая станет характерной для этой части Древней Руси. Но и сами владимиро-суздальские князья, оказавшиеся как на подбор людьми честолюбивыми, жестокими и властными, приложили для этого немало сил.

Первым самостоятельным ростово-суздальским князем считается Юрий Владимирович (1 125-1 157). Сын Владимира Мономаха, он долгие годы стремился к вокняжению в стольном Киеве и в этом смысле был типичным князем эпохи Киевской Руси. Но он не только мечтал - он много для этого делал, протягивая свои длинные руки к чужим землям.

При Юрии Долгоруком Ростово-Суздальское княжество превратилось в обширное и независимое княжество. Князь уже не отправляет свои дружины на юг бороться с половцами, для него куда важнее была борьба с Волжской Булгарией, которая пыталась контролировать торговлю на Волге. Юрий Владимирович ходил походами на булгар, воевал с Новгородом за важные в стратегическом и торговом отношении пограничные земли. Это и была независимая, без оглядки на дряхлеющий Киев, политика, которая превращала Долгорукого в глазах жителей Ростова, Суздаля и Владимира в своего князя.

С именем князя связано и основание в крае новых городов - Дмитрова, Звенигорода, Юрьева-Польского, и первое летописное упоминание о Москве под 1147 г. (тогда Юрий Владимирович пироват со своим союзником, черниговским князем Святославом Ольговичем). Юрию Долгорукому удавалось дважды занимать киевский престол. Первый раз он не удержатся и был изгнан. Наконец, незадолго до смерти, в 1155 г., он исполнил заветную мечту и стал киевским князем.

Расцвет Северо-Восточной Руси пришелся на время правления сыновей Юрия Долгорукого - Андрея и Всеволода Юрьевичей. Разница в возрасте между сводными братьями составляла более сорока лет, и когда имя Андрея гремело по Руси, Всеволод делал на княжеском поприще лишь первые шаги.

Андрей Боголюбский был уже князем эпохи феодальной раздробленности. Всеми помыслами он был с Северо-Восточной землей, где вырос и которую почитал за свою родину. Дряхлеющий Юрий Долгорукий, нуждавшийся в поддержке старшего сына, держат его рядом с собой, в Вышгороде близ Киева. Однако Андрей попытался самовольно вернуться на Север.

Став после смерти отца в 1157 г. киевским князем, Андрей Боголюбский недолго оставался в городе. В том же году жители Ростова, Суздатя и Владимира-на-Клязьме избрали его своим князем, и внук Мономаха, не мешкая, отправился в наследственную "отчину". В 1162 г. Андрей Боголюбский прогнал из Ростово-Суздальской земли своих братьев, племянников с мачехой и отцовскую дружину. Столица была перенесена в бывший пригород Суздаля Владимир. Таким образом, Андрей Боголюбский предпочел не Суздаль и Ростов, где были сильны местные боярские кланы, а Владимир, население которого, соперничавшее со старыми городами, охотнее поддерживаю его. Перенесение акцентов в политической жизни отражено историками в названии: Ростово-Суздальская Русь уступает место Владимиро-Суздальской Руси.

Еще одна опора князя - "милостники" (люди, зависевшие от милости князя), дворовые холопы князя. Права, прежде принадлежавшие только княжеским дружинникам, начали распространяться и на них. Однако, в отличие от дружинников, дворня, или дворяне, не могли считаться "ровней" князю. Он был для них господином, а не товарищем. Именно княжеские слуги станут опорой деспотической монархии. Так во второй половине XII в. в Северо-Восточной Руси начинают складываться отношения прямого подчинения подданных-холопов своему господину-князю. Эти новые общественные отношения подданства будут коренным образом отличаться от западноевропейских вассально-сюзеренных. Впоследствии они создадут основу деспотической системы правления во всех русских землях.

Согласно легенде, покидая киевскую землю, Андрей увез с собой икону Богородицы. Недалеко от Владимира лошади неожиданно встали. "Богородица", которую следовало везти в стольный град княжества, избрала местом своего пребывания Владимир, о чем Андрею ночью было видение. Икона "освятила" город (отсюда ее ныне всем известное название икона Владимирской Богоматери), предсказала его возвышение; на месте же, где она явила свою волю, была основана княжеская резиденция Боголюбово.

С легендой связаны и изменения в духовной жизни общества XII в. Утверждая свою самостоятельность, Андрей Боголюбский пытался добиться духовной "независимости". На северо-востоке приобретает особую силу богородичный культ - Богородица расстилает свой Покров над Северо-Восточной Русью, становится ее заступницей и защитницей. Конечно, Богородицу и до этого высоко почитали во всех уголках православной Руси. И все же культ Богородицы отражал известную противоположность Владимирской земли старым центрам.

Желая добиться церковной самостоятельности, Андрей Боголюбский обратился в Константинополь с просьбой возвести ростовского митрополита Федора в сан владимирского митрополита. Но разделение Киевской митрополии не отвечало интересам византийской церкви. Последовало запрещение. Единственное, чего добился князь Андрей, - переноса епископской епархии из Ростова во Владимир.

В своих многочисленных войнах Андрей Боголюбский знал и победы, и неудачи. Он подчинил своей ыасти Киев и Новгород, куда посадил своих "подручников", зависимых князей. В 1164 г. он разгромил Волжскую Булгарию. Пять лет спустя войска князя взяли Киев. Андрей даже не высказал желания утвердиться на престоле. Зато город был до основания разрушен, жители перебиты: победители действовали в полном соответствии с логикой удельных войн - победив, всеми способами ослабляли своего соперника.

Летопись называла Андрея Боголюбского за его стремление править единовластно "самовластцем". Тяжелую длань властолюбивого князя испытывали на себе родственники, бояре, жители Владимира, даже возвышенные им "милостники". Против князя был составлен заговор. В ночь с 29 на 30 июня 1174 г. он был убит.

В борьбе за власть даже близкие родственные связи не имели значения. Андрей Боголюбский смотрел на своих сводных братьев как на нежелательных соперников, и тем пришлось немало претерпеть от него. Со смертью владимирского князя ситуация изменилась. Всеволод Юрьевич получил возможность бороться за владимирский престол.

Ему не сразу удалось утвердиться на нем. Из-за опасения мести заговорщики предпочли увидеть во Владимире князя Ярополка Ростиславича. Но последний очень скоро дал почувствовать местным жителям отличие от прежних князей. На новое княжение он смотрел как на временное пристанище. Это привело к конфликту с владимирцами. Последние обратились за помощью к братьям Андрея, Михаилу и Всеволоду: "Мы приняли князей на всей нашей воле, они крест целовали, что не сделают ала нашему городу, а теперь они точно не в своей волости княжат, точно не хотят долго сидеть у нас, грабят не только всю волость, но и церкви". Послание заканчивалось недвусмысленным призывом: "Так промышляйте, братья!"

В этом эпизоде отчетливо видны перемены в сознании. Владимирцы готовы поддержать не просто князя, а князя, который бы смотрел на владимиро-суздальские земли как на наследственные. В их глазах такими князьями были дети Юрия Долгорукого - не случайно они тотчас откликнулись на призыв.

Ростиславич был изгнан. Михаил как старший сел во Владимире, но правил недолго - в 1176 г. он скончался и престол занял князь Всеволод Юрьевич по прозвищу Большое Гнездо.

Новый владимирский князь сильно отличался от Андрея Юрьевича. Возможно, горячая степная кровь, унаследованная Андреем Боголюбским от матери-половчанки, побуждала его к поступкам решительным, дерзким. Это был князь гордый и нетерпеливый. Всеволод не менее своего брата жаждал власти, но был осторожен и осмотрителен, предпочитая иногда добиваться своего не силой, а уговорами и угрозами. Это ему удавалось - противник пасовал перед многочисленной дружиной владимирского князя. Андрей и Всеволод Юрьевичи дополнили друг друга: один заложил, другой продолжил и упрочил традиции княжеского самовластия на северо-востоке Руси.

Всеволод, как некогда Андрей Боголюбский, укрепил свою власть изгнанием родственников. В зависимость были поставлены киевские и рязанские земли. Новгород, предпочитавший поддерживать дружеские отношения с самыми могущественными князьями, стал приглашать владимирского князя на княжение.

Всеволод заботился о процветании своей столицы и княжества. При нем шло активное строительство, жители Владимиро-Суздальского княжества стали отвыкать от межкняжеских распрей. Боярство, поднявшее было голову после смерти Андрея Боголюбского, вновь было приведено к покорности. Всеволод продолжал приближать к себе младшую дружину, опираться на "милостииков". Всецело зависевшие от княжеской милости, они были рьяными и покорными исполнителями его воли.

Во время долгого княжения Всеволода маю кто осмеливался бросать ему вызов. Автор "Слова о полку Игореве...", желая подчеркнуть силу Всеволода, писал, что воины его могут шлемами вычерпать Дон, а Волгу раскропить веслами. Именно при Всеволоде Юрьевиче появился титул великого князя Владимирского.

В начале XIII в. оспорить права Всеволода в Новгороде попытался князь Мстислав Удалой, выходец из Смоленского княжеского дома. На Руси Мстислав рано приобрел репутацию искусного воителя, удалого воина. Имея поддержку среди части новгородского боярства, он стал претендовать на новгородское княжение. Всеволод тотчас ответил мерами решительными и действенными: он призван новгородцев "любить только тех, кто им добр" и казнить "кто зол". Новгородцы разбирались в княжеских интонациях - сторонники Мстислава Удалого вынуждены были на время отказаться от своих замыслов. Тогда же Всеволод постарался упрочить мысль, что обладание Новгородом означает "старейшинство иметь княженью во всей Русской земли".

Смерь Всеволода Юрьевича в 1212 г. показала, сколь непрочны были государственные образования удельного периода. Своим единством Владимиро-Суздальское княжество во многом было обязано незаурядности князя. Но Всеволод умер, и началась борьба за первенство между его шестью сыновьями.

Владимир должен был перейти старшему Всеволодовичу, князю Константину. Последний попытался сохранить за собой также Ростовское княжество, в котором он сидел в последние годы жизни отца. Объединение Владимира и Ростова давало заметное преимущество над остальными братьями и возможность предотвратить деление обширного отцовского наследия. Константин не случайно получил прозвище Мудрого. Он понимал, что подлинное старейшинство при существующем наследственном праве невозможно - оно должно быть подкреплено мощными материальными ресурсами. Но даже Всеволод Юрьевич, успевший познакомиться с планами старшего сына, не решился нарушить обычай. Напротив, за ослушание он решил посадить во Владимире своего второго сына Юрия. С этим уже трудно было согласиться Константину. Владимиро-Суздальская земля оказалась обреченной на дальнейшее дробление и междоусобную борьбу, причем в условиях примерного равенства сил последняя грозила затянуться надолго.

Соперничество Константина и Юрия складывалось для первого неудачно. Но в борьбу Всеволодовичей вмешался Мстислав Удалой. Он поддержал Константина. Юрий, обосновавшийся во Владимире, взял в союзники брата Ярослава. Обе стороны строили обширные планы передела древнерусского наследия. Юрий Всеволодович собирался сохранить за собой Владимир и Ростов, Ярославу отдать Новгород, брату Святославу - Смоленск, Киев передать союзным черниговским князьям.

Мстислав перекраивал карту на иной лад. Новгород, Смоленск и Галич он и без того держат в своих руках; на Киевщине и Черниговщине собирался посадить своих союзников, а Суздальскую землю передать старшему Всеволодовичу. Нетрудно заметить, что с распадом тех или иных образований каждый раз начинался новый тур борьбы: вновь появлялся князь, претендующий на первенство, а в перспективе, когда сформируются объективные условия для преодоления феодальной раздробленности, - и на роль создателя единого государства. Такой сценарий характерен для большинства европейских стран. Первые страницы его перелистали и русские князья, но "дочитать" не успели - вмешалась сторонняя сила, нашествие Батыя.

Весной 1216 г. князья сошлись на р. Липице. Несмотря на численное превосходство полков Юрия и Ярослава, они не устояли перед воинским мастерством и отвагой Мстислава Удалого и его ратников. Как повествует летопись, Мстислав вламывался в ряды противников, повергая их в ужас сокрушительными ударами топора. Победа новгородских, смоленских и союзных с ними дружин была полной. Их противники бежали, бросая оружие и доспехи. Потомкам на память о Липицкой битве достался княжеский шлем, найденный в XIX в. на месте сражения.

Однако надежды Мстислава Удалого стать общерусским лидером также потерпели крах. Утвердившийся во Владимире и Ростове Константин не собирался уступать первенство Мстиславу. Союз распался. Сам Мстислав Удалой вскоре оставил Новгород и перебрался в Галич, чтобы помочь своему зятю Даниилу в его борьбе с боярством и враждебными соседями - Венгрией и Польшей. В 1219 г. он станет галицким князем, а четыре года спустя вместе с другими южнорусскими князьями первый столкнется с отрядами Чингисхана.

Константин Всеволодович, утвердившись во Владимире, должен был примириться с уделами братьев. Центробежные силы брали верх, дробя некогда единое княжество Северо-Восточной Руси. Процесс продолжился после смерти Константина в 1219 г., когда владимирский престол по праву старшинства перешел к Юрию. Этому последнему суверенному великому князю Владимирскому была уготована печальная участь - пасть под ударами татарских сабель, защищая родную землю.

Ростово-Суздальская земля (как ее называли сначала) занимала территорию в междуречье Оки и Волги. Район богат плодородными почвами, пригодными для земледелия. Подъем экономики привел к росту старых и возникновению новых городов. Территория была хорошо защищена от внешних врагов естественными преградами, что способствовало притоку сюда населения из южнорусских княжеств. Через Владимиро-Суздальские земли проходили и важные торговые пути, в частности, Волжский торговый путь.

Экономический подъем привел к возникновению сильного местного боярства, стремившегося вместе с князьями отделиться от Киева. И если Юрий Долгорукий (1125-1157) поосвятил жизнь борьбе за киевский великокняжеский престол, то его сын Андрей (1157-1174), получивший прозвище «Боголюбский», сосредоточился на местных интересах, распространяя дани и укрепляя границы Северо-Восточной Руси. Политику Андрея Боголюбского продолжил его брат Всеволод Большое Гнездо (1176-1212).

Однако уже в первой четверти XIII века Ростово-Суздальская земля распалась на несколько городов-государств, волостей.

Новгородские земли занимали огромную территорию от Ледовитого океана до верховьев Волги, от Белого моря до Урала. В XI веке Новгород стал одним из самых могущественных городов-государств Древней Руси. Земля была сосредоточена в основном в руках местного боярства, однако своего хлеба не хватало. Значительное развитие получили промыслы - охота, рыболовство, солеварение, производство железа, бортничество. Выгодное географическое положение (Новгород находился на пересечении торговых путей) способствовало развитию торговли и препятствовало набегам кочевников.

С конца XI века князь из наместника киевских правителей постепенно превращается в представителя республиканской волостной администрации. С 1130-х годов ликвидированы последние остатки власти Киева над Новгородом, складывается Новгородская волость (главный город с зависимыми от него пригородами).

Постепенно сложилась система, характерная для древнерусских городов-государств (вече, князь, посадник, тысяцкий, народное ополчение).

Высший орган власти - вече, где избиралось новгородское управление, рассматривались важнейшие вопросы внутренней и внешней политики и т. д.

Вече выбирало главу новгородской церкви. Важным должностным лицом был посадник, фактически являвшийся главой правительства, в руках которого были управление и суд. Тысяцкий ведал городским ополчением и судом по торговым делам.

Вече приглашало князя, который руководил армией во время военных походов. Дружина князя следила за порядком в городе.

Новгороду удалось отбить натиск со стороны Швеции и Ливонского Ордена в 1240-х годах, но зависимость от Золотой Орды оказала значительное влияние на дальнейшее развитие Новгородских земель.

  • Общество
  • Исторические факты
  • Социальная страница
  • Неизвестная Россия
  • Литературная страница
  • Рецепты
  • Наши контакты

    Помощь детям!

    Статьи дня

    Елена Горьканова 7.04.2015

    Елена Горьканова 7.04.2015

    История Владимиро-Суздальского княжества XII - XIV вв., одного из крупнейших государственных образований Северо-Восточной Руси, является важным звеном между становлением Киевского государства и образованием централизованного Русского государства. Уже в IX веке на территорию будущего княжества проникают славянские переселенцы. Их путь сюда - с юга и с запада (из Поднепровья, земель смоленских кривичей и новгородских словен). Именно в это время здесь воз-никли поселения кривичей и словен новгородских. Они образовали основу сложившейся впоследствии великорусской народности.

    Местное угро-финское население постепенно усваивало язык, культуру и обычаи славян.

    Природные богатства края, обилие рек и озер, густые леса, давшие название Залесскому краю, соседствовали с безлесным «Опольем» - северорусской житницей. Неслучайно уже тогда эта область привлекла внимание киевских князей. С X века эти земли вошли в состав Древнерусского государства с центром в Киеве.

    Однако само это государство постепенно распадалось на отдельные самостоятельные княжества. Среди вновь возникших княжеств была и Ростово-Суздальская земля, объединившая пространства Окско-Волжского междуречья. Она вела торговлю и поддерживала экономические связи со странами Западной Европы, Средней Азией и Закавказьем.

    Киевский князь Владимир Мономах первым стал подчинять своей власти земли Северо-Восточной Руси и первым определил значение высокого холма над клязьменскими кручами для постройки здесь города-крепости - Владимира (1108 г.).

    Во Владимиро-Суздальский край он направил своего сына Юрия, получившего потом прозвище Долгорукого. Однако Юрий мало внимания уделял своей северной вотчине, занятый борьбой за киевский стол. Под конец жизни он строит во Владимире церковь во имя своего покровителя - св. Георгия (1157 г.).

    Подлинный расцвет города и Владимиро-Суздальского княжества приходится на период княжения Андрея Боголюбского и Всеволода III «Большое гнездо». Сильная княжеская власть опиралась на нарождающееся дворянство - «молодшую дружину», а также на торгово-ремесленное население Владимира и других городов.

    На вторую половину XII века приходится необычайный взлет владимиро-суздальской культуры и искусства. Андрей Боголюбский расширяет столицу на запад и восток, куда выводят монументальные Золотые и Серебряные ворота. Насыпными валами горододельцы укрепляют крепость, прорезывая в них проезды для Волжских, Ирининых и Медных ворот так, что периметр Владимира увеличивается и достигает восьми километров, превосходя средневековые Киев и Новгород.

    В центре города воздвигается (1158-1160), который должен был стать не только главным храмом владимирской епископии, но и оплотом независимой от киевских духовных властей митрополии. Строительство собора было следствием стремлений Андрея Боголюбского сделать град Владимир «главой всем», т. е. политическим центром феодальной Руси. Здесь хранилась и главная реликвия Владимирской земли - икона Богоматери, привезенная князем Андреем из Вышгорода, по преданию написанная самим Апостолом Лукой.

    В те же годы сооружался и загородный замок князя - Боголюбов-город. Расположенный в 10 километрах от Владимира, он должен был стать не только резиденцией Андрея Боголюбского, но и опорным пунктом на восточных границах княжества. Здесь возводится монументальный дворец князя, в центре которого - храм Рождества Богородицы, замечательный выразительностью своих форм и богатством настенного убранства. Дворец соединялся с церковью Рождества переходами: это был единый архитектурный ансамбль, выполнявший две задачи: культового и оборонительного сооружения.

    Неподалеку от Боголюбово, у слияния Нерли и Клязьмы строители Андрея возвели храм Покрова на Нерли - жемчужину древнерусского зодчества. Устремленный ввысь, пленяющий красотой своих пропорций белокаменный храм отражается в старице Клязьмы, усиливая выразительность окружающей природы. Это поистине сокровище русской культуры, выразившее ту высоту мастерства строителей Андрея Боголюбского, которая была присуща подлинной гениальности…

    Андрей Боголюбский пал жертвой боярского заговора в 1174 году. В Боголюбском монастыре, в старой колокольне, под лестницей, до сих пор остались следы крови, вытекшей из его ран. Его преемник, князь Всеволод III Большое гнездо (1176-1212) продолжал политику своего брата. В это время происходит дальнейший рост политического могущества Владимиро-Суздальского княжества. Во Владимире и других городах продолжается белокаменное строительство.

    В 1194-1197 гг. в столице княжества был воздвигнут Дмитриевский собор - выдающееся произведение русского и мирового зодчества. Первоначально, входя в ансамбль дворца Всеволода Большое Гнездо, он знаменовал собой одну из вершин развития владимиро-суздальской архитектуры. В 1230-1234 гг. в Юрьев-Польском заканчивается строительство Георгиевского собора - последнего (до татарского нашествия) белокаменного храма, замечательного резным убранством, сплошь покрывающим его стены...

    В 1238 году орды Батыя разгромили княжеские дружины, опустошили и сожгли города. После осады сгорел Киев, Чернигов, Рязань, Владимир и многие другие. Но монголо-татарское иго не смогло уничтожить высоких культурных и политических традиций Владимирской земли. Они были сохранены, восприняты и развиты в процессе «собирания Руси» Московской в 14-15 вв.