Болезни Военный билет Призыв

Волошин коктебель краткое содержание для читательского дневника. Сердце страны киммерия. Картина Волошина "Прощание с Коктебелем"

Максимилиан Волошин - художник

(Составитель Р.И.Попова)

М.А.Волошин . Коктебель

Р.И.Попова . Жизнь и творчество М.А.Волошина

М.А.Волошин . О самом себе

Е.С.Кругликова . Из воспоминаний о Максе Волошине

А.П.Остроумова-Лебедева . Лето в Коктебеле

В.Рождественский . Коктебель (М.А.Волошин)

Марина Цветаева . Живое о живом (Волошин)

Репродукции акварелей М.А.Волошина (альбом, 23 работы)

Приложения

Р.И.Попова

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО М.А.ВОЛОШИНА

(в сокращении )

Предки М.А. Кириенко-Волошина - казаки запорожской вольницы. В автобио-графии он сообщает: «Родился в Киеве 16 мая 1877 года. Кириенко-Волошины - казаки из Запорожья». В семье хранилась память о них в реликвиях, рассказах.

После смерти отца Волошин вместе с матерью переезжает в Москву: на окраине города, неподалеку от Бутырской тюрьмы, прошли его детские годы.

Они жили на Новой слободке у Подвисков, там, где как раз в это время Суриков писал этюды. Позднее Волошин напишет превосходную монографию о творчестве Сурикова. А пока для четырехлетнего мальчика это была первая встреча с прославленным художником.

Мать Волошина принимала деятельное участие в образовании сына и стремилась привить мальчику любовь к литературе и искусству. Он рано научился читать. Герои Андерсена, Виктора Гюго, Майн-Рида и Купера становились участниками его детских игр. Но особенно любил он читать стихи, запоминая целые главы из поэм Пушкина и Лермонтова.

С десяти лет его определили в частную гимназию Поливанова, но за неимением средств перевели в Первую московскую казенную, где царили муштра и бессмысленная зубрежка. С грустью вспоминает Волошин об этом времени учебы, о том, как трудно было ему принимать эту «“классическую замазку”, приготовленную из вечно юных стихов Гомера, наивно простых записок Ксенофонта, грандиозно-прекрасных мыслей Платона, из которых тщательно было вытравлено все живое и всякие мысли».

Из чувства «самосохранения» он все более углубляется в книги, гораздо большему учась у них, чем на гимназических уроках. Стихи он начал писать с тринадцати лет. Первым его юношеским увлечением был Пушкин. Зачитывался он Надсоном и Эдгаром По и даже писал в подражание им. В автобиографии он записывает: «Тоска и отвращение ко всему, что в гимназии и от гимназии; мечтаю о юге и молюсь о том, чтобы стать поэтом». Самым светлым воспоминанием детства была для него поездка в Севастополь, где он впервые увидел море и скалы, корабли в порту и мерцающие огни маяков. Заветной мечтой Волошина стал Крым как олицетворение самого прекрасного в мире. Жить в Крыму и писать стихи - вот предел его юношеских мечтаний. Вскоре оказалось, однако, что в его желаниях не было ничего несбыточного. Прошло немного времени, и в жизненных обстоятельствах Волошина наступили перемены. Это было связано с тем, что в 1893 году, выслужив пенсию, мать Волошина переселилась на Черноморское побережье, купив небольшой участок земли неподалеку от Феодосии в долине Коктебеля.

Эта земля была тогда еще пустынной и полудикой. Сама деревушка располагалась далеко от моря и состояла из нескольких домиков и старой разрушенной мечети. Волошин ликовал. 17 марта 1893 года в дневнике появилась такая запись: «Сегодня великий день! Сегодня решено, что мы едем в Крым, в Феодосию и будем там жить <...>. Теперь на юг! На юг! На этот <...> прекрасный, чудесный юг!..»

Так 15-летним восторженным гимназистом он пишет в нетерпеливом ожидании переезда в Крым: «Навсегда! <...> Теперь прощай все, что было раньше... Мне кажется, что вот именно теперь, только теперь начинается настоящая жизнь».

Ему по душе были эта «неприглядность пейзажа, наводящая на грустные размышления», и безлюдье, и перезвон овечьих бубенцов, и пронизывающий ветер - вся первозданность природы.

Все здесь было для него таинственным, волнующим, полным загадочного смысла, а сама земля - интереснейшей книгой, в которой столько непрочитанных страниц.

Генуэзские крепостные стены, античные руины, скифские бабы и мраморные плиты с таинственными надписями - все это, увиденное воочию, поразило юношеское воображение, изощренное чтением Гомера, Овидия, Вергилия.

Не раз он ходил пешком из Коктебеля в Феодосию, где заканчивал гимназический курс, и подолгу любовался панорамой голубых скал и моря. Мысли и чувства приобрета-ли особый строй, и ему казалось, что он слышит гекзаметр в шелесте волн и шуме прибоя, а каждый парус вдали казался ему вестником Эллады.

Среди учащихся феодосийской гимназии Волошин выделялся разнообразием интересов и увлечений. Он писал стихи, участвовал в театральных постановках, рисовал.

Однажды, в честь Айвазовского, который был попечителем гимназии, устроили выставку произведений учащихся. С интересом осмотрев ее, Айвазовский задержался у работ Волошина и сказал: «А этот шельмец будет рисовать». Об этом случае иногда вспоминал Волошин в беседе с друзьями.

В 1897 году Волошин оканчивает гимназию и надолго расстается с Крымом.

Максимилиан Волошин поступает на юридический факультет Московского университета.

Круг его интересов уже необычайно широк. Он увлекается Ибсеном, Гауптманом. Метерлинком, читает Достоевского, Тютчева, Малларме. В это время значительное влияние оказывают на формирование мировоззрения Волошина Ницше и Владимир Соловьев, которые, по его словам, дали ему «возможность взглянуть на всю европейскую культуру ретроспективно - с высоты Азийских плоскогорий и произвести переоценку культурных ценностей». Он занимается переводами французских поэтов, рецензирует для «Русской мысли», помещая там иногда и свои статьи, заметки, посещает театры, интересуется изобразительным искусством. Интерес к живописи и поэзии отодвинул на второй план науку о праве. Однако Волошин принимал участие в общественно-политической жизни студенчества. Он выступал на митингах и студенческих собраниях, а когда по университету раздался клич: «Коллеги, на сходку!», Максимилиан Волошин был в первых рядах. В феврале 1899 года началась всероссийская студенческая забастовка. За участие в беспорядках Волошина исключили из университета на год и выслали из Москвы. Он едет за границу, путешествует, осматривает музеи, пишет стихи.

Вернувшись на родину, Волошин восстановился в числе студентов, но осенью 1900 года последовала новая высылка, и он отправился в Ташкент. Друзья помогли Волошину пристроиться к научной экспедиции. В его обязанность входило делать промеры новой ташкентско-оренбургской железной дороги. «На казенный счет» он прошел тысячи верст с караваном по пустыне от подножия Памира до северных границ современного Казахстана.

1900 год, рубеж двух эпох, был значительным для Максимилиана Волошина, который считал его годом духовного рождения.

Рыжие степи пустыни, сыпучая рябь барханов, залитые солнцем буддийские храмы и монастыри - все увиденное обогащало творческую натуру.

Зрительные впечатления вылились в стихах изысканных и гармонических, как вязь восточного орнамента. Одно из них было вскоре напечатано в журнале «Новый путь».

...Застывший зной. Устал верблюд.

Пески, извивы желтых линий.

Миражи бледные встают -

Галлюцинации Пустыни.

И в них мерещутся зубцы

Старинных башен. Из тумана

Горят цветные изразцы

Дворцов и храмов Тамерлана.

Уже в этом стихотворении намечается присущая Волошину характерная черта тонкого живописного восприятия явлений природы.

Выдающийся поэт и художник, философ и критик Максимилиан Александрович Волошин значительную часть жизни провел в Крыму. Дом в Коктебеле, в котором обитал Макс, стал поэтической меккой, которая притягивала творческих людей со всей России. Здесь гостили Марина Цветаева, Валерий Брюсов, Михаил Булгаков, Викентий Вересаев, Максим Горький, Петр Кончаловский и многие другие незаурядные личности. Сегодня дом Волошина - один из самых посещаемых литературно-художественных музеев Крыма.

В стране голубых вершин

Небольшой поселок на берегу Черного моря, расположенный у подножья древнего вулкана Карадаг - излюбленное место художников, поэтов, писателей, в общем, творческих людей. Мистическая красота Коктебеля воспета талантливыми литераторами и запечатлена на полотнах известных живописцев. Для одного из них «страна голубых вершин», так переводится с тюркского слово «Коктебель», стала источником вдохновения, домом и, в конечном счете, последним пристанищем. Речь, как можно догадаться, идет о поэте Максимилиане Волошине.

Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой,

Написал однажды Волошин. И правда, обрыв горы Кок-Кая своими очертаниями напоминает мужской профиль. Побывавшая в 1911 году в Коктебеле Марина Цветаева поделится впечатлениями: «Взлобье горы. Пишу и вижу: справа, ограничивая огромный коктебельский залив, скорее разлив, чем залив, каменный профиль, уходящий в море… Максин профиль». Поэт и сам ассоциировал скальный лик с собственным.

Правда, еще до переезда Волошина в Крым в Коктебельском профиле узнавали лицо другого известного поэта. Существует открытка с видом поселка, изданная в Феодосии в 1910 году, на которой написано: «Коктебель. Гора профиль Пушкина». В путеводителях 1911 и 1914 годов также указывается, что это «профиль Пушкина».

Что ж, каждый имеет право видеть в каменных глыбах то, что ему близко. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что Коктебельский лик можно по правду назвать памятником поэту - человеку с мятежной, страстной душой, слившему в творческом порыве со стихией, творцу, создающему самого себя.

Мой кров убог

Одним из первых из русских интеллигентов красоту Коктебеля оценил известный врач-окулист профессор Э. А. Юнге. Будучи энергичным и разносторонним человеком, он приобрел кусок земли в Коктебельской долине и решил превратить его в цветущий сад. Юнге мечтал построить здесь водохранилище, на склонах холмов разбить виноградники, проложить удобную дорогу в Феодосию. Однако на осуществление грандиозных планов не хватило средств. После смерти профессора, его наследники продали часть земли, на которой в начале XX века появились первые дачи. Один из участков у моря приобрела Елена Оттобальдовна, мать поэта Волошина. Соседями Волошиных стали Детская писательница Н. И. Манасеина, поэтесса П. С. Соловьева и оперный певец В. И. Касторский. Таким образом, Коктебель стал курортом интеллигенции.

Судьба Максимилиана Волошина тесно связана с Крымом. Среднее образование Макс получил в Феодосийской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. После революции поэт поселился в Коктебеле, в семейной даче у моря. Здесь поэту суждено пережить трагические события гражданской войны. Дом Волошиных становится прибежищем, как для красных, так и для белых. Не приемля насилие, независимо от его происхождения, Максимилиан помогал при белогвардейцах коммунистам-подпольщикам, а при большевиках - белым офицерам. Немаловажную роль сыграл поэт в освобождении Мандельштама, схваченного врангелевцами.

Послереволюционное время - период смены идеалов и тотальной переоценки ценностей кардинально менял мировоззрение людей. Не избежал этой участи и Макс Волошин. Будучи по природе демократом он с воодушевлением принял пролетарские настроения. Внешний вид поэта подчеркивал его близость к народу. Волошин ходил босиком, в холщовой рубахе с подпояской, волосы подвязывал ремешком. Таким же образом художник относился и к собственному быту.

Дому, в котором будут гостить Цветаева, Брюсов, Булгаков, Вересаев, Максим Горький, Кончаловский, Грин, поэт посвятит такие поэтические строки:

Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров убог. И времена — суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.

Что же представляет собой дача Волошина? Дом был возведен в 1903 году под руководством и по чертежам поэта. Его архитектура отражает противоречивые взгляды и нестандартность мышления хозяина. Сооружение асимметричной формы состоит из двух отдельных сооружений, соединенный в единое целое. Если посмотреть на строение с левой стороны, можно обнаружить обычный сельский дом с белыми стенами и балкончиком. Выложенная из оранжевого кирпича правая часть здания отличается выступающей трехгранной трапецевидной стеной с высокими окнами. Она напоминает фрагмент старинного замка. Глядя на эту часть дома, создается романтическое впечатление. Все-таки дом строил поэт. Кстати, Волошин яростно критиковал дурной вкус российской буржуазии. В одной из статей, посвященной архитектурному облику Феодосии, поэт напишет: «Екатерининская набережная с ее дворцами в стиле турецких бань, Публичных домов и лимонадных киосков, с ее бетонными Эрехтейонами, гипсовыми «Милосами», голыми фисташковыми дамами с декадентских карт-посталей представляет совершенно законченный «Музей Дурного Вкуса». Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл».

К счастью, большевики взывали не все виллы. Однако все более-менее приличные здания были национализированы, такой же участи чуть было не избежала и дача Волошина. В советское время благодаря помощи А. Луначарского поэту удалось сохранить свою коктебельскую обитель. Выходом из положения оказалась организация дома творчества. После прохождения всех разрешительных процедур, в 1924 году Волошину была выдана охранная грамота, которая гласила: «Максимилиан Волошин с полного одобрения Наркомпроса РСФСР устроил в Коктебеле в принадлежащем ему доме бесплатный дом отдыха для писателей, художников, ученых...».

Весной 1927 года Максимилиан Волошин женился на Марии Степановне Заболоцкой. Верная подруга поэта мужественно разделит с ним трудные годы и станет настоящей опорой в жизни. После смерти Волошина Мария Степановна сохранит его творческое наследие, а также предметы интерьеров и быта, которые окружали писателя при жизни.

Волошин скончался 11 августа 1932 года и был похоронен вблизи Коктебеля на горе Кучук-Янышар. На похоронах присутствовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский и А. Габричевский

Дом-музей Волошина

Сегодня в старинном здании начала XX века, доме знаменитого пота Максимилиана Волошина размещен мемориальный музей, прославившийся во всем мире. Все в доме поэта осталось неизменным. Предметы интерьера, имеющие возраст 100-летней давности, помнят времена, Цветаевой, Булгакова и Мандельштама. Со времен Волошина сохранились эксклюзивные предметы мебели, украшенные инкрустацией, росписью, выжиганием, среди них конторка для А.Н. Толстого, изготовленная самим поэтом.

Коллекцию музея составляют личные вещи Волошина: картины, документы, рукописи, переводы, письма, а также уникальное собрание книг, насчитывающее около 10 тысяч томов. Многие из них являются редкими и имеют автографы авторов.

Благодаря Волошину, в Коктебеле не стихает звучание стихов. Ежегодно в доме писателя проходят поэтические фестивали. Творческие люди съезжаются со всей России, Украины и ближнего зарубежья, чтобы пообщаться, вдохновиться атмосферой Крымского Южнобережья и затем создать нетленные произведения искусства.

Максимилиан Александрович Волошин (1877-1932) – поэт и переводчик, тонкий художник, блестящий мыслитель, критик, философ.

Даже в самые тяжелые 20-е годы дом Волошина был наполнен жильцами, до шестисот человек за лето останавливалось у гостеприимных хозяев. Бесплатный приют для ученых, литераторов, художников, артистов, авиаторов. Отдых, наполненный впечатлениями киммерийской природы, серьезными научными и культурными дискуссиями, юмористическими розыгрышами и общением с Волошиным вдохновлял творчество гостей.


В Коктебеле. Дом Максимилиана Волошина. Bogaevsky-1905. Национальная картинная галерея имени И.К. Айвазовского, Феодосия


Максимилиан Волошин: "Киммерией я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (южного берега и Херсонеса Таврического".


В Коктебеле, на самом берегу живописной бухты, между древнейшим вулканом планеты Карадагом и киммерийскими холмами стоит необыкновенный Дом, хранящий множество реалий и легенд ХХ столетия. Дом, раскрытый «навстречу всех дорог», созданный Максимилианом Волошиным для общения и творчества, «один из культурнейших центров не только России, но и Европы». На фото:
М. А. Волошин и М. С. Волошина у своего дома.

Поселок Коктебель находится в 25 км от Феодосии. "Коктебель" - означает, большая кровать и завтрак. Это место является уникальным даже для Крыма. Море, горы, степи - создают удивительный климат, особенно заметный в области.Максимилиан Волошин и Киммерия – одно из самых органичных взаимодействий человека с окружающей природой. «Коктебель – это Волошин, в том смысле, что покойный поэт увидел как бы самую идею местности и дал её в многообразии модификаций…», - писал Андрей Белый.

Неразрывность эстетики ландшафта, исторической насыщенности юго-восточного Крыма и геологически обусловленной, но непостижимой энергетики Кара-Дага звучит во многих произведениях Максимилиана Волошина. Центральное место в этом «киммерийском пространстве» совершенно естественно занимает Дом М.А.Волошина, с самого своего возникновения несущий печать знаковости, символа, даже – музейности.

Дом Поэта как историко-культурный объект включает в себя не только здание с непосредственной музейной территорией, творческое наследие и предметный мир хозяина, но и обстоятельства его жизни, круг его общения и интересов, окружающие строения и пейзаж, т.е. все то, что актуализирует личность Максимилиана Волошина. Именно этот целостный объект является культурным наследием и самим своим существованием востребовал создание формы заповедника, вслед за Гомером названного М.Волошиным Киммерией.

«В конце прошлого века Коктебельская долина представляла собой пустынное, почти не обжитое место... Одной из первых купила участок у самого моря Елена Оттобальдовна, приехавшая сюда из Москвы летом 1893 года... Вскоре в Коктебеле строят дачи... Но действительным центром сложившейся культурной колонии юго-восточного Крыма был Дом поэта в Коктебеле.»

В сентябре 2013 года исполняется 100 лет с момента завершения строительства Дома Поэта - своеобразного культурного символа. Центр свободомыслия и свободотворчества, он привлекал в Коктебель многие поколения творческой интеллигенции. Здесь всегда приветствовались новаторство и оригинальность. С начала прошлого века в Доме звучали новейшие литературные и музыкальные произведения, не утихали споры о путях современного искусства и культуры в целом, возникали идеи, определяющие научные и исторические повороты.

Дом Максимилиана Волошина занимает одно из первых мест среди экскурсий Коктебеля. Литературно-мемориальный музей М. Волошина находится на Набережной поселка Коктебель. Напротив Дома – музея расположен памятник поэту и художнику Максимилиану Волошину.


В конце прошлого века Коктебель был малоизестным не только для туристов, но и для жителей Крымского полуострова. Все изменилось с переездом в поселок 1911 года Волошина.

«Войди, мой гость,
стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога» - эти строчки М. Волошина всегда приходят на память, когда приезжаешь в Коктебель. Занимаясь строительством своего жилища на юго-восточном побережье Крыма (по собственным замыслам и чертежам), писатель мечтал, чтобы двери его были открыты навстречу каждому гостю

И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой... Этот феномен - отчетливый профиль Максимилиана Волошина на почти отовсюду видном обрыве массива Карадаг в сторону моря - кажется чудом. Но, если знать, сколько души и творчества вложил поэт в Коктебель, чудо это представляется закономерным. И осваивал он не только восточное побережье - Киммерию, по его словам, но и весь полуостров.

Говорят, случайностей не бывает. Невероятное сходство профиля Волошина и контуров обрыва Карадага... То, что величайшая фигура своео времени, Максимилиан Волошин, воспевая красоты Крыма, поселился именно здесь, несомненно, знак Судьбы.

С 1984 г. в мемориальном здании располагается Дом-музей М.А. Волошина (1877–1932), замечательного поэта, художника, переводчика, оригинального критика, блестящего мыслителя и провидца – уникальнейший музей, широко известный в международной культурной среде. Историческое здание и аутентичная коллекция позволяют поставить его в короткий ряд европейских музеев, которым посчастливилось нерушимо выстоять в бурях ХХ столетия.


Вид на домик М. Волошина в Коктебеле. Костяницын В.Н. 1935 г. Холст, масло. 58,5х78,5.


«Лето 1911 года стало первым «обормотским» (определение Волошина) летом в Коктебеле... Непременным условием в правилах «обормотов» была ориентация на свободу и естественность поведения. В частности, одежду следовало одевать предельно простую и удобную, в отличие от костюмов «буржуазного типа».»

Среди тех, с кем близко общался Максимилиан Волошин, художники кисти и слова, деятели культуры и науки: поэты Р.Гиль, Н.Гумилев, К.Бальмонт, Андрей Белый, В.Брюсов, М.Цветаева, И.Эренбург, А.Блок; писатели Р.Роллан, А.Толстой, И.Бунин; драматург М.Метерлинк, философы В.Соловьев, Н.Бердяев, основатель антропософии Р.Штайнер, теософ А.Минцлова; художники О.Редон, Ф.Леже, А.Модильяни, П.Пикассо, Д.Ривера, В.Суриков, А.Бенуа, М.Кустодиев; танцовщица Айседора Дункан, композиторы В.Ребиков, Г.Нейгауз, театральный деятель С.Дягилев, авиаконструкторы С.Королев и О.Антонов, и многие другие.


«Мастерская была не только местом работы поэта и художника, но и местом встреч, общения и отдыха многочисленных обитателей дома... В мастерской читались стихи и проза, доклады и рефераты, проводились литературные игры.»


Здесь всегда было много гостей. И при жизни Максимилиана Александровича, и после его смерти. Быть может, потому, что дом удивительным образом вобрал черты своего хозяина, человека необыкновенного таланта и огромной душевной щедрости.
Сегодня здесь все так же многолюдно. Атмосфера высокой духовности - притягательная сила уникального музея.


«Невозможно рассказать о всех гостях Дома поэта, о тех, в чьей жизни и творчестве Волошин оставил заметный след. В экспозиции немало фотографий, иных документов, свидетельствующих о многообразии этих встреч.»


Дом-музей продолжает славные волошинские традиции в Коктебеле. Широкую известность во многих странах получили научные конференции «Волошинские чтения», ежегодные события Международного творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» – Литературный Волошинский конкурс, Литературный фестиваль им. М.А. Волошина, Художественный пленэр «Коктебель», вручение Международной Волошинской Премии, научно-культурологическая конференция "Киммерийский топос: мифы и реальность" и молодежные семинары.


Зимний кабинет


Зимний кабинет


Столовая


Официально дом-музей Волошина был открыт 1 августа 1984 года. Впрочем, ещё в 1933 году известный литератор и культуролог Андрей Белый писал: «Не дом, а – музей; и музей – единственный… целое единственной жизни… гипсовый слепок с его живого, прекрасного человеческого лица, вечная живая память о нем; её не заменят монументы».


Войдя в музей, сразу попадаешь в особый интеллектуальный мир. В первом зале размещена литературно-историческая экспозиция. Знакомство с ней как бы готовит вас к дальнейшей экскурсии по дому. Документы, фотографии, письма подробно рассказывают о жизни и творческой судьбе Максимилиана Волошина - выдающегося русского поэта и переводчика, блестящего критика и тонкого художника.

Не меньший интерес у посетителей вызывает мастерская, расположенная на втором этаже здания. После ремонта обстановка этой комнаты нисколько не изменилась. Все вещи заняли свои места, как и при жизни хозяина. Письменный стол, мольберт, полки с книгами… Стеллажи для рабочих инструментов, краски и кисти... В глиняных вазах - сухие горные растения.

Центром мастерской является «каюта Таиах». На стене - скульптурный портрет египетской царицы, женщины удивительной красоты. Рядом несколько живописных полотен - акварельные работы мастера, в которых улавливаются черты искусства Востока и Запада. И всюду морские раковины, бусы из самоцветов, фигурки из дерева и камня.


Дом Волошина. Коктебель, П. Крылов,1986 год (Холст на картоне, масло 35х50) .

Трагическая и величавая гряда древнейшего вулкана Карадаг, миллионы лет назад устроившего гигантскую скальную декорацию – портрет-памятник Genio loki (гению места) Максимилиану Волошину – с юго-запада, оживающий мыс Хамелеон и застывшие волны киммерийских холмов, вознесшие к небу могилу Поэта – с северо-востока обрамляют необыкновенной красоты залив, на самом берегу которого легким корабликом смотрится трехэтажный дом.

Дом, с разными уровнями окон, опоясанный светло-голубыми террасами-палубами, с вышкой-мостиком получился удивительно
гармоничным, составляя единое целое с коктебельским пересекающимся ландшафтом.

Следует отметить, что сохранность аутентичных интерьеров волошинских комнат, где почти каждый предмет занимает место, определенное ему хозяином на столетие ранее, совершенно уникальна для европейских музеев, переживших не одну войну.


Гордость экспозиции музея составляют уникальные мемориальные аутентичные интерьеры жилых комнат. Созданные Волошиным своими руками, эти интерьеры отражают его мировидение и создают особую неповторимую атмосферу Дома Поэта. Все вещи находятся на своих местах около ста лет и хранят память обо всех гостях, побывавших в Доме как при жизни хозяина, так и после его ухода.

Экспозиция дома-музея Волошина занимает три зала, в которых представлено около трех сотен экспонатов различного характера, отражающих биографию и творчество Максимилиана Волошина. В основном это фотоматериалы, личные вещи, автографы, изобразительные произведения, книги Волошина и его ближайшего родственного и дружеского окружения.

Фондовая коллекция музея уникальна по своей аутентичности, на протяжении столетия музейные предметы не покидали здания. В доме-музее Волошина насчитывается 150 живописных и более 1500 графических работ Волошина, а также около 350 работ других авторов. Основа книжного фонда - мемориальная волошинская библиотека. Многие издания можно отнести к редким книгам, немалое количество книг с автографами и дарственными надписями.


Дом-музей Волошина и сегодня остается культурным центром -систематически проводятся международные научные конференции по вопросам культурологи, философии, литературы, международные творческие мероприятия, создаются выставочные экспозиции, проводится обмен выставками с другими музеями, ведутся издательские программы. Международные Волошинские Чтения проводятся раз в два года, а по итогам конференций издаются сборники материалов.


Художник и поэт всегда был гостеприимен и многие литераторы того времени ценили творчество и личностные качества Волошина, а еще его любовь к простоте во всем (он даже в одежде отдавал предпочтение простым одеяниям над аристократическими костюмами). Потому не удивительно, что дом Максимилиана был для него не только местом рождения многих шедевров, но и местом встреч, литературных вечеров, общения и отдыха интеллигенции. В музее Волошина в Коктебеле Вы и сейчас можете увидеть экспозиции, передающие происходящие встречи того времени (фотографии, различные документы) .


Именно Волошин считается основоположником интеллигенции в Коктебеле и не безосновательно в его честь названа главная площадь поселка. Музей Волошина в Коктебеле – место знакомства с культурной эпохой и интеллигенцией времен развития поселка Коктебель.


Гости Волошина

Многочисленные гости радушного дома.


М.А. Волошин с гостями. Среди гостей С.Я. Эфрон (стоит третий слева)


Фотография чаепития Марины Цветаевой с Максимилианом Волошиным.


Коктебель и Волошин.


М. Волошин с одним из гостей дома - поэтом Всеволодом Рождественским

«Мой кров - убог.
И времена - суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
историки, поэты, богословы».

Целый ряд проблем в ходе проведения реставрационных работ в музее был связан с библиотекой Волошина, насчитывающей более девяти тысяч книг. Как было вывезти это богатство, где хранить? И тем не менее на эти вопросы ответ был найден. Теперь «жемчужины» поэта, собираемые им в течение всей жизни, возвращены в дом: издания по истории, философии, искусству, ботанике, физике, археологии, астрономии, медицине… Свыше трех тысяч книг на французском языке, а также на немецком, английском, итальянском. Диву даешься, глядя на это собрание, свидетельствующее о широте интересов его владельца.

В настоящее время заповедник "Киммерия М. А. Влолшина" объединяет комплекс движимых и недвижимых историко-культурных памятников: пять музеев с прилегающей территорией и общим музейным фондом более 70 тысяч единиц хранения, могилу М.А. Волошина на горе Кучук-Енишары, могилы и надгробия на коктебельском и старокрымском кладбищах, памятный знак на месте руинированного склепа семьи Юнге - основателей дачного поселка Коктебель.

Волошин умер в 1932 г. и похоронен на горе Кучук-Енишар в соответствии с его последней волей.

Фото: у Максимилиана Волошина. Viktor Igumnov


"О Киммерия! Чудная страна, Ты вдохновением Бога создана!..."

Как в раковине малой — Океана Великое дыхание гудит, Как плоть ее мерцает и горит Отливами и серебром тумана, А выгибы ее повторены В движении и завитке волны, — Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии темная страна, Заключена и преображена. С тех пор как отроком у молчаливых
Торжественно-пустынных берегов
Очнулся я — душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась
По складкам гор, по выгибам холмов,
Огнь древних недр и дождевая влага
Двойным резцом ваяли облик твой, —
И сих холмов однообразный строй,
И напряженный пафос Карадага,
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой.
6 июня 1918
Рекомендую посмотреть первый фильм из серии "Легенды Серебряного века" о Максимилиане Волошине, а то может и заслуженно упрекали меня намедни подачи такой темы, хоть тема сисег чудес у моря художником вполне раскрыта - такое уж культовое место всегда и доныне этот Коктебель. Для всех прошлых культур и нынешних субкультур, а ещё и для загадочного неизвестного будущего, наброски которого тоже можно смело пунктиром начертать - солнце, море и абсолютная свобода. Но то всё была только Коктебельская присказка. А невесёлая к концу, хоть и с бесчисленными и самыми невероятными мистификациями сказка вот только сейчас и начинается этим первым фильмом из трёх.

Серебряный век - легендарный период в истории и культуре России. Время небывалого рассвета всех искусств, подарившее миру удивительные таланты. Трилогия «Легенды Серебряного века» рассказывает о трёх из них. Каждый из фильмов этого цикл - тонкая, проникновенная и очень выразительная с художественной точки зрения попытка выразить суть мировоззрения и мировосприятия трёх удивительных людей, - Андрея Белого, Максимилиана Волошина и Марины Цветаевой,.
Авторы выстраивают повествование вокруг дома поэта в Коктебеле. Загадочный дом, кажется, до сих пор хранит голоса людей, навсегда оставшихся в русской культуре. Здесь в разные годы любили бывать, жили и творили Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Михаил Булгаков и многие другие. Здесь Цветаетва, с которой Волошина связывала нежнейшая дружба, встретила своего будущего мужа. Здесь сам Максимилиан Волошин встретил Елизавету Дмитриеву, женщину сыгравшую роковую роль в судьбе Волошина и Гумилёва. Здесь был придуман им её литературный псевдоним, прославивший её стихи и ставший причиной большого скандала в Петербурге. Откуда после дуэли с Гумилёвым Волошин вернулся снова в этот дом. Во время начавшейся гражданкой войны Волошин ни раз давал в этом доме прибежище как белым, так и красным, спасая жизни этим людям. А потом дом начал пустеть… Этот документальный фильм рассказывает о горечи последних лет поэта, проникнутой трагичным уходом из жизни некогда бывавших здесь друзей. Знакомит с мировоззрением этого удивительного человека, - тонко чувствующего красоту мира, природы, людей, убеждённого пацифиста и противника любых идеологий. В фильме используются воспоминания Марины Цветаевой и Елизаветы Дмитриевой. Картины и стихи Максимилиана Волошина.

Макс Волошин - конечно, гений места, добрый дух Коктебеля. Правда, кажется, матушка Макса сказала, что Макс Коктебель открыл и этим его погубил. Думается, что Коктебель открыли бы и погубили бы когда-нибудь все равно, а Макс создал ему легенду.

Максимилиан Волошин родился в Киеве, поэтому не слушайте гидов, говорящих, что он уроженец Феодосии. Нет, он родился в Киеве, но почти сразу семья переехала в Таганрог, где отец Макса служил в Окружном суде. Там папа и умер. Приазовье - те самые киммерийские степи, которые Макс будет находить в Восточном Крыму. Детские впечатления Макса связаны и с крымским Севастополем, тогда еще не полностью восстановленным после осады. Так что юг и море были, видимо, пренадчертаны с ранних лет.

Учился Макс потом в Москве, в гимназии. И лишь в старших классах семья переселилась в Крым. Вообще-то Волошин страдал астмой, и смена клиамта была ему полезной. В Коктебле купили землю, а в Феодосии Макс продолжил обучение. Переезд на юг из хмурой Москвы он посчитал праздником.

Макс выучится и пройдет пешком многие сртаны: Францию, Италию, Андорру, Испанию, Корсику, Сардинию, Балеары... Там он познакомится с культурой и природой Средиземноморья и поймет место своего Коктебеля, своей Киммерии в этом мире.

Потом Макс осядет. Будет писать стихи о Коктебле и акварели, где коктебельский пейзаж станет главным героем. Тут, конено, заметно и японское влияние в живописи.




Мама Макса была женщиной тоже необыкновенной. Вначале она захотела штаны, чтобы заниматься гимнастикой, потом так и стала носить брюки постоянно. Лишь на свадьбу друзей (или на крестины?) надела-таки юбку и снисходительно подписалась "бузутешной вдовой Кириенко-Волошиной".


Мама и Макс.

Елена Оттобальдовна Кириенко-Волошина носила не только брюки, но и ботфорты, и курила, к тому же, сигары. Именно она стала распорядительницей дома Волошина в Коктебеле.


Макс и мама.

Из своего дома Макс устроил бесплатный дом отдыха для друзей. Сотни человек в год бывали в гостях у Макса. Через его дом прошла вся русская культура начала 20-го века. Жили коммуной. Вели интеллектуальную жизнь и развлекались. В этом доме Гумилев написал своих "Капитанов", а Цветаева встретила будущего мужа.



Макс и приветствие приезжающим.

"Орденом обормотов", как называлось сие общество, командовала Правительница Пра - так прозвали Елену Оттобальдовну.

Я Пра из Прей. Вся жизнь моя есть пря.
Я, неусыпная, слежу за домом,
Оглушена немолкнущим содомом,
Кормлю стада голодного зверья.
Мечась весь день, и жаря, и варя,
Варюсь сама в котле давно знакомом.
Я Марье раскроила череп ломом
И выгнала жильцов, живущих зря.
Варить борщи и ставить самовары
Мне, тридцать лет носящей шаровары,
И клясть кухарок! Нет! Благодарю!
Когда же все пред Прою распростерты,
Откинув гриву, гордо я курю,
Стряхая пепл на рыжие ботфорты.

Это, разумеется, сонет Макса. А Пра - это Праматерь.

И вот тоже о ней:

Стройтесь в роты, обормоты,
в честь правительницы Пра!..
...
Седовласы, желтороты,
все равно, мы обормоты!
Босоножки, босяки,
кошкодавы, рифмоплеты,
живописцы,
живоглоты,
нам - хитоны и венки!
От утра до поздней ночи
мы орем, что хватит мочи,
в честь правительныцы Пра!
Эвое! Гип-гип! Ура!



Макс и проводы отъезжающих.


Максимилан Волошин и его жена Мария Степановна провожают отъезжающих.

После смерти Пра хозяйкой в дома стала жена Волошина Мария Степановна.

Дом был похож на корабль - с палубами, со светлой мастерской. Волошин передал его в дар Союзу Писателей СССР.

Когда Макс выстроил дом, Коктебель был пустынным местом. Слева - гряда Карадага. Справа - Кучук-Енишар, где поэта похоронили.

Макс на мосту у своего дома.

Сейчас Дом Поэта выглядит так:

Пляж перед Домом.

Вода не отличается прозрачнойстью даже при глубине в несколько сантиметров.

Киммерийские холмы.

Карадаг.

Он же.


Фотографии Волошина из книги: krym.sarov.info.