Болезни Военный билет Призыв

Воспитательная система макаренко а с к семинару по. Воспитательная система А.С. Макаренко Воспитание детей в коллективе

Педагогические идеи А.С.Макаренко

Самая трудная вещь - требование к себе

А.С. Макаренко


Антон Семенович Макаренко (1888-1939)

Один из отечественных педагогов и писателей. Он творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920-30-х годов.

Спектр научных интересов Макаренко направлен на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.


А.С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика , трактующая педагогику как «прежде всего практически целесообразную науку ».

Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания.


Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия , то есть органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности.

При параллельном действии обеспечиваются «свобода и самочувствие воспитанника», который выступает творцом , а не объектом педагогического воздействия.


Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников , жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.


основы педагогики А.С. Макаренко

1. Воспитание детей в коллективе

Коллектив – это контактная совокупность людей, основанная на следующих принципах:

  • общая цель;
  • общая деятельность;
  • дисциплина;
  • органы самоуправления;
  • связь данного коллектива с обществом

По своей структуре коллектив делится на 2 вида: общий и первичный. Воспитание должно начинаться с первичного коллектива. Это такой коллектив, в котором отдельные его члены находятся в постоянном деловом, бытовом, дружеском и идеологическом объединении.


2. Дисциплина и режим

Дисциплина – это не средство и не метод воспитания . Это результат всей воспитательной системы. Воспитание – это не морализирование, это хорошо организованная жизнь учащихся.

Логика дисциплины: дисциплина должна в первую очередь требоваться от коллектива; интересы коллектива стоят выше интересов личности, если личность сознательно выступает против коллектива.

Режим средство (метод) воспитания . Он должен быть обязателен для всех, точно по времени.

Свойства режима: должно быть целесообразным; точным по времени; обязательным для всех; носит изменчивый характер. Воспитание должно быть без наказания, если конечно воспитание правильно организовано. Наказание не должно приносить ребёнку моральные и физические страдания.


3. Трудовое воспитание

Макаренко не мыслил свою систему Воспитания без участия в производительном труде . В его коммуне труд носил промышленный характер. Дети работали и учились по 4 часа в день. Открыли вечерний Индустриальный Техникум. Принцип полной самоокупаемости коммуны.


Проблема семейного воспитания

Макаренко пишет лекции для родителей о воспитании, в которых есть общие условия семейного воспитания, пишет о родительском авторитете , о трудовом воспитании в семье , о дисциплине , о половом воспитании .

Он пишет «Книгу для родителей», рассматривает проблемы педагогического мастерства и педагогической техники .


коллективизм в понятии А. С. Макаренко

« В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом» (А. С. Макаренко).

Эта сторона личности включает в себя следующие признаки:

1. Умение работать в коллективе;

2. развитую способность к коллективному творчеству;

3. товарищескую солидарность и взаимопомощь;

4. активное участие в коллективной деятельности;

5. заботу о своем коллективе и его перспективах;

6. осознание себя хозяином коллектива;

7. ответственность за своих товарищей и за весь коллектив;

8. умение приказать и подчиниться товарищу;

9. желание и потребность подчинить свои интересы коллективу;

10. принятие коллективных перспектив и традиций как своих собственных.


Антон Семенович разработал и на практике блестяще использовал принцип параллельного воздействия на личность через коллектив. Антон Семенович впервые научно разработал методику воспитания в коллективе, рассмотрел такие вопросы, как:

Строение коллектива;

Взаимоотношения в коллективе;

Педагогическое требование, дисциплина, поощрения и наказание;

Нравственное и трудовое воспитание;

Стиль работы;

Самоуправление, традиции;

Индивидуальный подход к детям.

Макаренко выступал за широкую и полную демократизацию воспитания и обучения , за создание нормального психологического климата, который дает каждому гарантию защищенности. Гарантию свободного и творческого развития.


Одной из черт демократического воспитательного процесса

А. С. Макаренко считал самоуправление .

Антон Семенович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, что «каждый человек включался и систему реальной ответственности» : и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствовала эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.

Важнейшей гранью жизни воспитательного коллектива Антон Семенович считал характер взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками : добивался отношений демократичных, а не авторитарных; отношений, основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной деятельности.

Воспитатель - это, прежде всего член коллектива , а потом уже наставник, старший товарищ.


Опираясь на взгляды выдающихся советских педагогов, Макаренко взял идею труда и практически ее реализовал.

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом гражданского, общественного воспитания не при носит воспитательной пользы, оказывается нейтральным» (А. С. Макаренко).

- участие в производительном труде сразу меняло социальный статус (положение) подростков, превращая их во взрослых граждан со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями;

Антон Семенович считал, что труд, не имеющий в виду создание ценностей, не является положительным элементом воспитания .


В формировании подрастающего поколения также надо учитывать влияния семьи , поэтому Макаренко А. С. написал художественно публицистическую «Книгу для родителей». Секрет успеха «семейного» воспитания он видел в честном выполнении родителями их гражданского долга перед обществом .

Личный пример родителей, их поведение, поступки, отношение к труду, к людям, к событиям и вещам, их отношение между собой - все это влияет на детей, формирует их личность.


Педагогическая цель в понимании Макаренко

Макаренко считал, что ведущим компонентом в воспитании выступает педагогическая цель . Цель как непреложный закон обуславливает содержание воспитательного процесса, его методы, средства, результаты . Цель предопределяет требования к воспитаннику, и к воспитателю, и к другим субъектам педагогического процесса, ко всем условиям воспитания .

Поэтому цель воспитательного процесса, указывает Макаренко, должна всегда ясно ощущаться воспитательной организацией и каждым воспитателем как обязательная, и к ней «мы должны стремиться в прямом и энергичном действии». Воспитательная работа должна быть, прежде всего целесообразной .

Таким образом, педагог , рассуждает Макаренко, должен всегда иметь цель в каждом своём действии, хорошо представлять результат своей работы и создавать все условия для достижения этого результата.


Педагогический коллектив как необходимое условие воспитания и обучения

Огромное значение Макаренко придавал формированию педагогического коллектива.

Он писал: «Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. «Единство педагогического коллектива , - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идёт вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе, нет ничего отвратительнее, нет ничего вреднее».

Отношения педагогов и воспитанников по Макаренко

В теоретическом наследии и опыте А. С. Макаренко проблема формирования отношений педагогов и воспитанников – одна из центральных.

«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы». Педагог для того и вступает в личные отношения с учащимися, чтобы выполнить задачу направления развития отношений учащихся ко всей окружающей действительности. Он может и обязан сознательно использовать свои отношения с учащимися в качестве средства сознательного регулирования процесса формирования всей совокупности отношений своих воспитанников к окружающей действительности.

Отношения педагогов и учащихся – это взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса, направляемое педагогами в соответствии с целями воспитания, выдвигаемыми обществом и обусловленными социально и психологически всей системой господствующих в обществе материальных и идеологических отношений.

В трудах А. С. Макаренко были раскрыты сущность и основы методики формирования гуманных, товарищеских отношений учителя и учащихся . Принципиально новым в его подходе к данной проблеме было то, что он сумел преодолеть чисто декларативный характер провозглашения роли коллектива.


Педагогический опыт по Макаренко

При анализе особенностей учащихся Макаренко исходил из понятия педагогического опыта как чрезвычайно сложного социального явления .

Его главнейшими компонентами выступают личность учащегося и личность педагога , ставящего определённые воспитательные цели; здесь действуют определённые воспитательные средства , условия ; им соответствуют результаты . Закономерности же процесса воспитания есть не что иное, как существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между этими компонентами воспитания.

Таким образом, ещё одно требование, предъявляемое к личности учителя Макаренко, - наличие и постоянное накопление педагогического опыта, постоянные наблюдения и переработки педагога в его отношениях с детьми.


Особенности педагогических приёмов по Макаренко

Учитывая особенности ситуации и личные качества ученика, считал Макаренко, педагог каждый раз находит свой воспитательный приём , который в большей мере, чем другие, может изменить поведение ученика. То есть он должен найти лучший вариант , дать свою поправку к общему методу, используя коллектив, обстановку, фактор времени и так далее. Нельзя один и тот же приём применять трафаретно, без поиска творческих вариантов, поправок, наиболее эффективных для данного ученика.

Развитие педагогического мастерства учителя идёт по логике : от подражательного переноса приёмов в свой опыт до творческого его преломления, к вариативности и созданию новых собственных средств прикосновения к личности воспитанника.


некоторые из приемов, которые применял Макаренко:

а) Метод - «атака в лоб». Этот метод применялся Антоном Семеновичем к сильным духом воспитанникам

б) Метод «обходного движения», когда «против личности восстановлен весь коллектив

в) Важным средством воспитания Антон Семенович считал «воздействие словом»

г) Огромное значение в деле воспитания придавал педагогической технике

д) «Метод переключения страстей»


Свобода творчества учителя во взглядах Макаренко

Особое внимание в своей педагогической практике и попытках её теоретического обобщения Макаренко уделял роли учителя в образовательном процессе , считая, что лишённый своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, учитель ничего, кроме вреда, не принесёт воспитаннику.

Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках его определённых установок, что и является решающим.


Список литературы

1. Гордин Л.Ю Диалектика общечеловеческих и социалистических ценностей в наследии А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

2. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. – М.: Просвещение.

3. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570.

4. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. / Сост. М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4.

5. Моргун В.Ф. А.С.Макаренко и проблема «многомерности» личности (вопросы психологии) // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

6. Опалихин В.М. Освоение идей и опыта А.С. Макаренко в школах Челябинской области // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

7. Питюков В.Ю. Педагогическая операция как единица воспитательного процесса и проявление технологического подхода в воспитании // А.С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально – педагогический колледж» Выполнила: C . И.Филиппова преподаватель педагогики. Трубчевск, 2014 г Педагогическая деятельность Антона Семёновича Макаренко

А.С. Макаренко разработал педагогическую систему. Он внес новые идеи изменения в воспитание и обучение детей, благодаря собственной педагогической деятельности. Гуманизм и коллективизм основы творчества деятельности Макаренко. Педагогические труды Макаренко актуальны, потому что обращены к будущему. Весь личный опыт Макаренко обращен к людям, к каждому, и каждый черпает из этого нечто важное для своего роста. Вклад в развитие педагогики

«…наши дети - это наша старость.» «Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно.» «Воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома.» «Книги - это переплетённые люди.» «С вершин «олимпийских» кабинетов не различают никаких деталей и частей работы. Оттуда видно только безбрежное море безликого детства, а в самом кабинете стоит модель абстрактного ребёнка, сделанная из самых лёгких материалов: идей, печатной бумаги, маниловской мечты… «Олимпийцы» презирают технику. Благодаря их владычеству давно захирела в наших педвузах педагогически техническая мысль, в особенности в деле собственного воспитания. Во всей нашей советской жизни нет более жалкого технического состояния, чем в области воспитания. И поэтому воспитательское дело есть дело кустарное, а из кустарных производств - самое отсталое.»

«Наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди. Это особенно заметно в области собственного воспитания… Почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать?» Моя работа с беспризорными отнюдь не была специальной работой с беспризорными детьми. Во-первых, в качестве рабочей гипотезы я с первых дней своей работы с беспризорными установил, что никаких особых методов по отношению к беспризорным употреблять не нужно …

«Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне… И наоборот, как бы вы ни были ласковы, занимательны в разговоре, добры и приветливы… если ваше дело сопровождается неудачами и провалами, если на каждом шагу видно, что вы своего дела не знаете… никогда вы ничего не заслужите, кроме презрения…» «Сорок сорокарублёвых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив»

Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель. Борясь с ленью, нужно бороться с другим недостатком. «Отказаться от риска - значит отказаться от творчества.» «Словесное воспитание без сопровождающей гимнастики поведения есть самое преступное вредительство».

Одним из распространённых приёмов критиков системы А. С. Макаренко было и остаётся утверждение, что эта система хорошо работала якобы только в руках своего создателя. Это опровергается как подробным выверенным описанием системы в произведениях самого А. С. Макаренко (поневоле и преимущественно в виде художественно-научного изложения), так и успешной многолетней деятельностью целого ряда его последователей. Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Семёна Афанасьевича Калабалина (1903-1972) и его супругу Галину Константиновну (1908-1999, в «Педагогической поэме» - Семён Карабанов и Галина Подгорная («черниговка»).

Игорь Петрович Иванов (1923 - 1992) - доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. И. П. Иванов - последователь А. С. Макаренко, как деятеля, который дал мощный творческий импульс развитию «воспитательной педагогики». 1959 г. - под его руководством была организована Коммуна юных фрунзенцев (КЮФ) - школа районного актива старшеклассников, в 1963 г. - Коммуна им. А. С. Макаренко (КИМ) - содружество студентов, увлечённых идеями великого воспитателя и педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. Главная заслуга И. П. Иванова в освоении наследия А. С. Макаренко состоит в том, что он в педагогической теории и практике последовательно утверждал идею о специфике воспитания. И. П. Иванов

Идеи и опыт И. П. Иванова как последователя А. С. Макаренко могут творчески развиваться при их переносе на всю систему деятельности школы в целом. Это подтверждается современной работой в педагогике В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, действием «школьных воспитательных систем». Установка на ведущую роль труда в воспитании поддерживается опытом сельских школ, в ходе «выживания» использующих принцип хозяйствования, экономической активности труда.

Первая советская канд. диссертация по макаренковедению на тему: «Педагогический опыт А. С. Макаренко» была защищена в Москве 21 июня 1941 г. в Учёном совете института им. К Либкнехта Иваном Фёдоровичем Козловым. Ведущее место в зарубежном «макаренковедении» занимает основанная в 1968 году в ФРГ лаборатория по изучению наследия А. С. Макаренко, являющаяся подразделением самого крупного учреждения педагогического «остфоршунга» - исследовательского центра сравнительной педагогики Марбургского университета. Там была предпринята попытка издания трудов Макаренко на немецком и русском языках с восстановлением цензурных купюр, но в 1982, после выхода семи томов, издание было прекращено.Признание и известность как среди среди российских, так и зарубежных макаренковедов, получили, в частности, труды проф. Гётца Хиллига (ФРГ), иностр. члена РАО РФ и АПН Украины, президента (до 2002 г.) Международной макаренковской ассоциации (ММА). С 2002 г. ММА возглавляет к.ф.н. Кораблёва Т.Ф.

Электронный архив произведений А. С. Макаренко «Мажор» (1932; пьеса) «Марш 30 года» (1932) «ФД-1» (1932; очерк) «Педагогическая поэма» (1925-1935). «Педагогическая поэма» (с испр. замеч. опечаток, восст. буква «ё», появилось оглавление) «Педагогическая поэма» (первое полное издание от 2003 г., науч. ред., сост. и прим. С. С. Невская, обнародовано в сети по решению рук. ЦВР им. А. С. Макаренко) «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение) «Честь» (1937-1938; повесть) «Флаги на башнях» (1938) «Флаги на башнях» (по бумажн. изд. испр. многочисл. опечатки, восст. буква «ё», появилось оглавление и пр.) «Методика организации воспитательного процесса» «Лекции о воспитании детей»

Исследовательская лаборатория «Воспитательная педагогика А. С. Макаренко» (Нижегородский ГПУн-т) Сумской государственный педагогический университет им. А. С. Макаренко, (г. Сумы, Украина) Институт педагогики им. А. С. Макаренко (основан в 1960 г. в Гаване, р. Куба) Центр образования № 656 им. А. С. Макаренко САО г. Москвы Республиканская школа-интернат среднего (общего) образования с гуманитарным профилем им А. С. Макаренко (Баку, Азербайджан) Школа № 1 им. А. С. Макаренко (с. Базаркурган, р.Киргизия) УВК «Школа-лицей» № 3, им. А. С. Макаренко (г. Симферополь) Школа им. А. С. Макаренко, (р. п. Даниловка, Волгоградской обл.) Школа № 6 им. А. С. Макаренко, (г. Арзамас, Нижегородская область) Школа № 22 им. А. С. Макаренко, (г. Воткинск, республика Удмуртия)

Орден им. А. С. Макаренко Медаль А. С. Макаренко (Украина) «За достижения в области просвещения и педагогической науки»(учреждена в 1958 году) Педагогический музей А. С. Макаренко, 121170, Москва, Поклонная ул., 16 Музей А. С. Макаренко в с. Подворки (Куряж) Харьковской обл. Заповедник-музей А.Макаренко Министерства просвещения Украины 15018, Полтавский район, с. Коваливка Музей А. С. Макаренко в г. Белополье Сумской обл. [email protected] Педагогическо-мемориальный музей А. С. Макаренко в г. Кременчуге Полтавской обл. Библиотека имени Антона Семёновича Макаренко в Нижнем Новгороде Центральная библиотека им. А. С. Макаренко, Новосибирск Микрорайон Макаренко (город Старый Оскол) О IV-м межд. конкурсе им. А. С. Макаренко Сайт, посвящённый А. С. Макаренко; электронный архив произведений А. С. Макаренко Воспитательная колония для несовершеннолетних им. А. С. Макаренко (быв. Куряжская колония) Харьковская область, село Подворки Дергачёвского р-на

http://www.velib.com/biography/makarenko_anton Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания. М.; Педагогика. 1989 г. Е.Л. Просолова. «В союзе с красотой». М.; «Просвещение»., 1987 г. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ИСТОЧНИКИ ИЛЛЮСТРАЦИЙ http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5410/89635038.553/0_6d0c3_74aaeb04_XL http://www.graycell.ru/picture/big/makarenko.jpg http://www.miradox.ru/files/news/images/makarienko.jpg http://www.interesniy.kiev.ua/storage/imglib/i/excursion_base/83921/a0412.jpg http://www.psmb.ru/typo3temp/pics/1588eede61.jpg http://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5815/90468072.31d/0_70030_95d69bab_L http://tpsdruk.files.wordpress.com/2011/04/fotolia_10056462_xs.jpg?w=300&h=300 http://activerain.com/image_store/uploads/6/2/4/9/5/ar127060611559426.jpg http://www.volgmed.ru/uploads/files/2011-10/7283-vnimanie.jpg http://mundodacamila.files.wordpress.com/2009/06/megaphone.jpg http://itxkyle2321.files.wordpress.com/2010/09/2308011862_4b3a97d237_z.jpeg http://img.zoneland.ru/images6/104300chernila.png.jpg http://kp.ru/f/12/image/76/75/2857576.jpg http://www.mk.ru/upload/iblock_mk/475/63/c9/fb/DETAIL_PICTURE_564321.jpg http://images03.olx-st.com/ui/11/79/49/1302448654_187487049_1----.jpg

Спасибо за внимание!


Педагогика А.С.Макаренко. Вопросы коллектива и личности в современном воспитании. Основные идеи «Педагогической поэмы»

Презентацию подготовила:

Коробова Т.С., методист

МБОУ ДО «Рыльский ДДТ»


Латинское слово "коллективус" переводят по-разному - сборище, толпа, совместное собрание, объединение, группа. В современной литературе употребляется два значения понятия "коллектив".




Понятие "коллектив" в педагогической литературе- объединение

воспитанников (учеников)



Признаки

  • Общая социально значимая цель .
  • Общая совместная деятельность .
  • Отношения ответственной зависимости .
  • Общий выборный руководящий орган .

Особенности

  • Это характеристики, отражающие внутриколлективную атмосферу, психологический климат, отношения между членами коллектива:

Сплоченность, характеризующая взаимопонимание;

Защищенность;

  • "чувство локтя«;
  • - причастность к коллективу.

Наиболее стабильное звено в официальной структуре школьного коллектива - коллектив класса


  • Ученический коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.


Закон жизни коллектива

Движение - форма жизни коллектива,

остановка - форма его смерти.


А.С.Макаренко определил принципы развития коллектива (гласности, ответственной зависимости, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива


  • Первая стадия - становление коллектива (стадия первоначального сплочения).
  • Вторая стадия - усиливается влияние актива.


Противоречия

  • между коллективом и отдельными учениками, опережающими в своем развитии требования коллектива или, наоборот, отстающими от этих требований; между общими и индивидуальными перспективами;
  • между нормами поведения коллектива и нормами, стихийно складывающимися в классе; между отдельными группами учеников с различными ценностными ориентациями и т. д.

Качественные стадии (этапы) преобразований

  • Третья и последующие стадии характеризуют расцвет коллектива.

Они отличаются рядом особых качеств, достигнутых на предыдущих этапах развития.


Традиции - это такие устойчивые формы коллективной жизни, которые эмоционально воплощают нормы, обычаи, желания воспитанников.


Большие традиции - это яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению.








Особенно важным считал А.С. Макаренко выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой . При этом он исходил из положения о том, что "истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость".


Виды перспектив:

  • близкая;
  • средняя;
  • далекая.

Близкая перспектива выдвигается перед коллективом, находящимся на любой стадии развития, даже на начальной.


Средняя перспектива заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени.


Далекая перспектива - это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель.


Отличительные признаки сформированности коллектива

  • 1) мажор - постоянная бодрость, готовность воспитанников к действию;
  • 2) ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
  • 3) дружеское единение его членов;







А.С.Макаренко: «Я во всю жизнь не прочитал столько педагогической литературы, сколько зимою 1920 года» … «Первые месяцы нашей колонии... были ещё и месяцами поисков истины».






" Дежурство по колонии"




В коллективе, живущим "по Макаренко", каждые полгода выбирался староста


А.С.Макаренко возглавлял колонию для несовершеннолетних преступников и дал путевку в жизнь












Структура соподчинённых функциональных зависимостей: - -актив ("старые боевые колонисты"); - резерв (который не обладает заметными талантами организаторов); - "болото" и "пацаны" (исполнители, те, кто идёт за лидерами); - "шпана"



Цели, определяющие систему полномочий и отношений в этом коллективе: 1. Нужно обеспечить создание коллектива, чему способствовала выработка «конституции», то есть, ряда твёрдо установленных положений, (обязательных для всех: и воспитанников, и воспитателей) определяющих функции участников совместной деятельности;



Таким образом : -А.С.Макаренко, начав с определения цели "нового человека по-новому делать" через развитие "соподчинённых связей педагогов и воспитанников", выходит на новую форму; - основная форма воспитательного коллектива у А.С.Макаренко – отряд (постоянный и сводный), которые дополняют друг друга. И мы имели возможность проследить процесс образования данной формы.




Модели развития отношений между личностью и коллективом

1) личность подчиняется коллективу (конформизм);

2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);

3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).



Литература

  • 1. Би Шучжи, Ван Игао. Диалектичность и целостность педагогических взглядов А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт.- Нижн. Новгород, 1992. – С.83-86.
  • 2. Буева Л.П. Предисловие к книге Л.Николаева. Структуры человеческой деятельности. – М.: Прогресс, 1984. – С.5-16.
  • 3. Гордин Л.Ю Диалектика общечеловеческих и социалистических ценностей в наследии А.С.Макаренко // А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследования, опыт. – Нижн. Новгород, 1992. – С.86-89.
  • 4. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 158 с.
  • 5. Макаренко А.С. Открытое письмо товарищу Ф.Левину // Пед. соч.: В 8 т. / Редкол.: М.И.Кондаков (гл. ред.) и др., АПН СССР. – М.: Педагогика, 1986. – Т.7. – С. 206 – 208.
  • 6. Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 4 т. – М.: Правда, 1987. – Т.1. – С.149-570.
  • 7. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания // Пед. соч.: В 8 т. / Сост. М.Д.Виноградова, А.А.Фролов. – М.: Педагогика, 1984. – Т.4. – С. 123-203.

«Великие Люди России»

Биография

Антона Семёновича Макаренко

Выполнила: С.И.Филиппова преподаватель педагогики

Трубчевск,



Антон Семёнович Макаренко

  • Родился 13 марта 1888 в Белополье Сумского уезда Харьковской губернии.
  • В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище
  • В 1901 переехал с семьей в Крюков.
  • В 1904 окончил училище Кременчуга и одногодичные курсы по педагогике.
  • В 1905 работал учителем в железнодорожном училище
  • 1914-1917 учеба в Полтавском институте
  • 1916 призыв в армию, но из-за проблем со зрением демобилизован.
  • 1917-1919 заведующий железнодорожной школы.
  • 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой в дальнейшем колония им. Горького
  • 1919 переезд в Полтаву.
  • С 1927-1935 руководитель детской трудовой коммуны
  • С 1934 член Союза советских писателей
  • 1935 переведен в Киев
  • С июля 1935 года он – помощник начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР. В 1937 году А.С. Макаренко приезжает в Москву, где в дальнейшем и проходит его литературная и общественно-педагогическая деятельность.
  • 1939 подает заявление о принятие его кандидатом в члены союза ВКП.
  • 1 апреля 1939-смерть. Он умер в поезде когда ехал в Москву,от разрыва сердечной мышцы.

Происхождение Макаренко

Брат А. С. Макаренко - Виталий Семёнович в своей книге «Мой брат Антон Семёнович» пишет: «… несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским»

Все произведения и личную переписку А. С. Макаренко вёл на русском языке. В то же время он превосходно знал и любил украинский язык, часто и уместно включал цитаты сочной украинской речи в диалоги действующих лиц своих произведений.

А. С. Макаренко также понимал и мог объясняться по-польски.


  • Жена - Галина Стахиевна Макаренко (Салько - до 09.1935) .
  • Приёмная дочь - Олимпиада Витальевна Макаренко (дочь брата Виталия)
  • Приёмный сын - Лев Михйлович Салько.
  • Внучатая племянница А. С. Макаренко - Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении.

В 1932г. было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1925-1935). В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями - «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами - повесть «Честь» (1937-1938), роман «Пути поколения» (не закончен).

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.


Уже при жизни А.С.Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования.

Огромное значение в жизни Макаренко сыграл А.М. Горький, для которого забота о российских детях, особенно оказавшихся беспризорными, была естественным и важнейшим делом на протяжении многих лет.

В то же время Макаренко при жизни постоянно подвергался критике, в том числе весьма жёсткой.

Поэтому не удивительно, что произведения А.С.Макаренко появились в печати не в педагогическом издательстве, а в литературном. Об отношении официальной педагогики к Макаренко говорит и то, что на его похоронах не было высоких педагогических чиновников
























1 из 22

Презентация на тему: Макаренко

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Антон Семенович Макаренко Антон Семенович Макаренко Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Начало педагогической деятельности Важнейшие принципы педагогической теории и практики Воспитание в коллективе и через коллектив Значение игры в воспитании О семейном воспитании Литературная деятельность Московский педагогический музей А.С.Макаренко. Педагогика А. С. Макаренко в наши дни

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Антон Семенович Макаренко Антон Семенович Макаренко Родился 13 марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего - маляра вагонных железнодорожных мастерских. В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище. В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, пригород Кременчуга. Окончил четырёхклассное училище в Кременчуге (1904) и одногодичные педагогические курсы (1905). Работал учителем в железнодорожном училище в посёлке Крюков, затем на станции Долинская. Окончил Полтавский учительский институт с золотой медалью (1917). В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован. В 1917-1919 годах был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских. В 1919 г. переехал в Полтаву.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Он не отделял учение от воспитания, одно у него вытекало из другого, дополняло друг друга и было еще сцементировано крепкой привязанностью учителя к детям и детей - к учителю. Добавьте сюда абсолютное чувство справедливости, которым обладал Макаренко, его редкостную эрудицию, и можно понять, на чем держался уже тогда его непререкаемый авторитет. Он не отделял учение от воспитания, одно у него вытекало из другого, дополняло друг друга и было еще сцементировано крепкой привязанностью учителя к детям и детей - к учителю. Добавьте сюда абсолютное чувство справедливости, которым обладал Макаренко, его редкостную эрудицию, и можно понять, на чем держался уже тогда его непререкаемый авторитет.

№ слайда 7

Описание слайда:

А. С. Макаренко считал, А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания - самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики”,- говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания. А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

№ слайда 10

Описание слайда:

Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Выясняя воспитательную сущность коллектива, А. С. Макаренко подчеркнул, что настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разносторонней деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь и работу. Искусство руководства коллективом заключается, по мнению Макаренко, в том, чтобы увлечь его определенной целью, требующей общих усилий, труда, напряжения. В этом случае достижение цели дает большое удовлетворение. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. Это предупреждает развитие в ребенке эгоистических наклонностей, способствует развитию в каждом ребенке черт и качеств коллективиста, умения уступить другому и подчинить свои интересы общим. А. С. Макаренко справедливо подчеркивал, что истинный авторитет родителей, основанный на разумных требованиях к детям, нравственном поведении самих родителей как граждан советского общества, а также правильный режим жизни семьи - важнейшие условия хорошо поставленного семейного воспитания.

№ слайда 13

Описание слайда:

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки. После посещения колонии для несовершен-нолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД - 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко - «Педагогическая поэма» (1935).

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. Кроме того он продолжает активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публикует ряд статей. В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». В начале 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

№ слайда 16

Описание слайда:

Музей был основан в 1983 г. Экспозиция музея расположенав двух залах. Первый рассказывае о жизни и творчестве Макаренко, его воспитанниках и соратниках; второй посвящен его воспитанникам и творческому применению наследия Макаренко в современном образовании. Музей был основан в 1983 г. Экспозиция музея расположенав двух залах. Первый рассказывае о жизни и творчестве Макаренко, его воспитанниках и соратниках; второй посвящен его воспитанникам и творческому применению наследия Макаренко в современном образовании. В музее имеется также библиотека, архив печатных и рукописных материалов об А.С. Макаренко. В музее проводятся обзорные и тематические экскурсии, "Макаренковские среды", на которых проходит обсуждение современных проблем педагогики и воспитания, организуются консультации психолога для детей и родителей, работает лекторий.

№ слайда 17

Описание слайда:

А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. А.С. Макаренко опередил в своем творчестве время, в которое он жил; его педагогические воззрения остаются и долго еще будут оставаться актуальными. Многие исследователи наследия Макаренко справедливо считают, что оно не только наше историческое прошлое, но и наше настоящее и наше будущее. В процессе педагогизации процесса исправления несовершеннолетних обращение к наследию одного из выдающихся педагогов ХХ века – А.С. Макаренко, попытки перечитать его заново, представляются закономерными. Педагог-новатор работал с трудным в воспитательном отношении контингентом подростков-правонарушителей. Он создал новый тип воспитательного учреждения- колонию имени М. Горького и коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которых функционировала эффективная педагогическая система. Мы обращаемся к педагогическому наследию А.С. Макаренко не ради знания тех или иных цитат из произведений педагога, а для того, чтобы использовать знания, его идеи в своей практике.

Описание слайда:

Вряд ли можно назвать несовременной цель, которую ставил А.С. Макаренко перед своей педагогической системой: из подростка-правонарушителя сделать «настоящего культурного человека, работника, такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения, как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, образованного и воспитанного, здорового физически и психически». Вряд ли можно назвать несовременной цель, которую ставил А.С. Макаренко перед своей педагогической системой: из подростка-правонарушителя сделать «настоящего культурного человека, работника, такого работника, которого можно будет выпустить из учреждения, как полезного гражданина, квалифицированного, грамотного, образованного и воспитанного, здорового физически и психически».

№ слайда 20

Описание слайда:

В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. В отечественной науке его называли человеком, осуществившим беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей путем соединения обучения с производительным трудом учащихся, а также развившим теорию семейного воспитания. С социально-педагогической системой, воплощенной в жизнь А.С. Макаренко, приезжали знакомиться авторитетные педагоги из-за рубежа. И завершить свои размышления хотелось бы высказыванием «из Макаренко» «Нужно всегда чувствовать себя накануне победы, и она обязательно придет».

№ слайда 21

Описание слайда:

А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел. А.С. Макаренко ушел из жизни в 51 год, не дожив и до середины века, но и в двадцать первом веке педагоги обращаются к наследию Макаренко, к его идеям, которые он выводил из реальных дел.