Болезни Военный билет Призыв

Время на кавказе сейчас. Время в кавказ, колумбия

В каком году стал править Рюрик и почему его пригласили княжить на Русь? Плиз помогите!!

  1. 862-879
  2. 862-879
  3. Варяги - лесные пути, коряги - корявый лес, варвары перекрстки путей, распутья.
    Викинги - ви кинги, мы короли.
    Название народа - русские, появилось после появления Российской империи. А до этого, этот же народ называли - русами. Потому, что жили они на Руси. Но, Русь - это форма управления в стране. Русь - родовое устройство страны. Древние страны Даария (Дар ариям, она же по-гречески - Гиперборея), Асия (теперь Азия), Великая Тартария - это вс Русь. Российская империя, а позже Россия - это уже не Русь. Хотя и Россия - это Русь сия, что значит Русь это, но в стране уже не было родового управления. Была до Российской империи, значительно меньшая по площади - Руссия, которую некоторые люди, считали страной Рассенией. По управлению в стране, е можно считать Русью.
  4. В середине IX века славянские и финно-угорские изгнали варяг из Руси за море. Началась вражда, род пошл на род. Они решили искать себе князя, чтоб правил и судил пл правде. Направили они послов к одному из варяжских племн и в 862 году призвали править князя Рюрика с братьями Синеусом и Трувором. Братья Рюрика умерли.
  5. 862г. 879г. -годы княжения Рюрика Рюрик в летописях Согласно древнерусскому летописному своду XII века Повести временных лет, в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению племн чудь, словене, кривичи и весь был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название Призвание варягов. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицы, охватившие проживающие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришл со всем своим родом и народом русь, этническая принадлежность которого продолжает оставаться дискуссионной. Летопись сообщает о том, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика: И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах находники, а коренное население в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Белоозере весь, в Муроме мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть вскоре после прихода на княжение в Новгород простиралась уже на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевскому списку ПВЛ Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи: В лето 6372 оскорбишася Новгородци, глаголюще: яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его". Того же лета уби Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его. Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплнной резиденции (городища) . В 879 году, согласно летописи ПВЛ, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега. Древнерусские летописи начали составляться 150200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII первой половине XIX века преобладала теория о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика (см. Норманизм) , позднее развилась гипотеза о его западнославянском (поморском) происхождении.
  6. Пил меньше, чем местные

Вопрос о том, кто в истории первый князь Древней Руси, до сих пор актуален. Все потому, что отношение к данной теме у историков разные. Некоторые считают, что ответы нужно искать «Повести временных лет», которая принадлежит перу известного летописца. Другие же говорят, что сведения, описанные в этой рукописи, не могут считаться стопроцентно достоверными и их нужно перепроверять и не прекращать исследований. В данной статье мы приведем множество различных фактов и предположений по поводу этого вопроса.

Предыстория

О стране русов появились первые свидетельства в первой трети 9-го века. Так, например, в летописях 839 года можно найти информацию о послах кагана народа рос, которые прибыли сначала в Византию, город Константинополь, а оттуда отправились к франкскому императору Людовику Благочестивому. Именно в этом году впервые в исторических письменах встречается этноним "Русь". Однако в “Повести временных лет” первый поход русичей к берегам Босфора датируется 866 годом, что, по мнению некоторых ученых, ошибочная дата.

Междоусобица

Есть информация, что уже в 862 году славянские и финно-угорские племена стали вести между собой междоусобные войны. Об этом в “Повести” пишется: «Встал род на род». Однако никто из них не мог одержать верх над другими. Но простой люд страдал, погибали невинные женщины и дети, и, естественно, встал вопрос о том, как прекратить эту бессмысленную войну. И вот именно тогда словени, или славяне, подумали, что этот вопрос может решить только иноземный владыка. Они собрали посольство и отправили его к варягам, которые жили на берегах Балтийского моря, которое в те времена называлось Варяжским. Пришли они в эти земли и обратились к местным князьям с такой речью: «Земля наша огромная и обильная, но нет в ней порядка. Мы просим вас прийти на нашу землю, установить порядок и владеть нами”. Трое из варяг - братья Рюрик, Синеус и Трувор, которые назывались руссами, или росами, - воспользовались приглашением славянских делегатов и отправились на их землю. Среди них был будущий первый князь на Руси. Около двух лет братья старались адаптироваться к новым условиям, им то приходилось воевать, то наказывать за неповиновение, то за дружеским столом сидеть и хлеб делить. Рюрик княжил в Новгороде, Синеус правил Белоозере, а Трувор господствовал в Изборске. Кто-то из местных был рад их приезду, а кто-то - против. Через два года двое из братьев - Трувор и Синеус - умерли. Таким образом, первым князем-варягом на Руси был именно Рюрик. Он стал в одиночку княжить на всей огромной земле, заселенной славянскими племенами. И поскольку он и его братья звались русами, то земля вскоре стала называться Русью.

Хазары и варяги - враги и спасатели

Согласно другой версии, призыв варяг на землю восточных славян был обусловлен не междоусобицей, а натисками хазар. Их набеги стали невыносимыми для местных жителей, и они решили найти свое спасение у варягов. Рюрик - первый князь на Руси, - приехав с братьями, побил хазар, и стал княжить. Столицей вновь образовавшегося государства стал город Новгород. Есть также версия, что эти трое братьев - младшие сыновья знатного рода. Согласно европейскому обычаю, наследство получл только старший брат, а остальные оставались ни с чем. Вот почему Рюрик и его братьев решили воспользоваться приглашением славян.

Поход на Константинополь

В том же 862 году пришедшие с братьями варяги жаждали двинуться к Средиземному морю, к ним присоединились и дружинники Рюрика, который является первым князем-варягом на Руси. Был среди них Дир, а также его друг и соратник Аскольд. Они решили направиться в Константинополь и установить торговый путь из “варяг в греки”. Для этого князь подчинил себе Киев. Так говорится в “Повести”. А вот согласно Никоновской и Новгородской летописи, Аскольд и Дир не имели к Рюрику никакого отношения. Есть даже версия, что эти два дружинника - потомки Кия - легендарного князя днепровских полян. Он же и является основателем Киева.

Игорь и Олег

В Новгороде у князя Рюрика родился сын Игорь. Когда в 879 году он ушел из жизни, его мальчик был еще совсем ребенком, и поэтому княжение было передано Олегу, он же стал регентом Игоря. Некоторые ученые-историки считают, что в этом вопросе было не все так просто, и власть в Новгороде была узурпирована Олегом. Даже когда Игорь вырос, он не желал передавать ему бразды правления. Одним словом, когда первый князь на Руси Рюрик умер, то его место занял Олег.

Псевдокорни Рюрика

Некоторые ученые считают, что варяги - немецкие, датские, шведские, финские или даже норвежские племена. А автор “Повести временных лет” имел в виду, что Рюрик и его народ жили на землях, расположенных на юге от Варяжского, то есть Балтийского моря, в районе, который расположен ближе к Ангельну и Гольштейну. На современной карте эти земли находятся в северной части Германии. Можно ли отсюда сделать вывод, что первый князь на Руси Рюрик имеет немецкое происхождение? Думаем, что нет, и народности, которые обитали здесь, намного ближе к русским, нежели к немцам. Кстати, среди них встречаются такие имена, как Руссы, или Варины и т. д. Некоторые европейские исследователи считают, что у Рюрика могут быть шведские корни. Однако русские ученые видят за этой версией политический смысл и полностью отрицают ее. Во время Ливонской войны между Швецией и Россией Иван Грозный предположил, что в жилах шведского короля Юхана Третьего не течет голубая кровь, а тот напомнил русскому царю о том, что Рюрик - первый Великий князь Руси - варяг и имеет шведские корни. А вот в 1-й половине 18-го века петербуржские академики, имеющие немецкие корни, высказались за версию немецкого происхождения Рюрика и его братьев. Эту теорию стали называть норманской, однако Ломоносов, изучив данный вопрос, пришел к заключению, что она не соответствует истине и не имеет никаких исторических реалий. Да и согласно “Повести” четко видно, что варяги и шведы, варяги и норманы - разные племена.

Олег - первый русский князь на Руси

В 882 году хорошо известный нам по поэме Вещий Олег - регент князя Игоря, сына Рюрика - собрал дружину и направился из Новгорода на юг. По пути он захватил Любеч и Смоленск и установил в этих городах свою власть. Дружина Олега состояла из варягов и племен чуди, мери, словен и кривичи. Они направились в сторону Киева и захватили его, убив при этом бывших дружинников Рюрика - Аскольда и Дира, правивших этим городом. После этого Киев был объявлен столицей государства Олегова, а подвластные новгородской земле племена должны были платить ему дань. Олег начал строительство крепостей вокруг своей столицы. Об этом событии есть свидетельство летописца, согласно которому, Олег - первый князь Киевской Руси - посредством силы и оружия распространил свою власть на землях северян и древлян, а племя радимичей приняло его условия без борьбы, предпочитая платить дань Олегу, а не хазарам. А те, в свою очередь, начали против них экономическую блокаду, перекрыв путь русских купцов через их земли.

Поход на Византию

В начале 10-го века русские дружины под предводительством князя Олега совершили победоносный поход на Византию. В результате этого были заключены письменные договоры о льготных условиях торговли для купцов из Киевской Руси. Историки считают, что успех войска Олега можно объяснить тем, что ему удалось сплотить силы всех племен, населяющих молодое Древнерусского государство, этим укрепив его государственность. Олег, который имел титул Великого князя, правил Русью более 30 лет. После него на престол взошел сын Рюрика - князь Игорь. Это произошло в 912 году (год смерти Олега). Историки спорят, кто же из них - Олег или Игорь - первый Великий князь всея Руси. Первый может быть назван таковым по заслугам, а второй - по происхождению, поскольку именно он является сыном основателя государства Русского.

Князь Игорь

Сын Рюрика после того, как возглавил государство, совершил 2 военных похода на Византию. Изначально он затеял военную кампанию против Хазарии, куда его вовлекла Византия. Однако там его постигло поражение, после чего войско Игоря повернуло оружие против Византии. Однако болгары успели предупредить своих союзников-греков, что десятитысячное войско князя Игоря надвигается на Константинополь. Тем не менее русский флот успел разграбить Вифинию, Гераклею, Пафлагонию, Никомидию и Понтийскую, однако был разбит. После этого великий князь, бросив тех, кто уцелел во Фракии, с приближенными на нескольких ладьях бежал в свою столицу. Позже до него дошла весть, что оставленных им во Фракии воинов доставили в Константинополь и казнили. Из Киева он послал своим союзникам, варягам, приглашение присоединиться к нему и совершить новый поход в Византию, который он осуществил в 944 году. В войско Игоря входили поляне, кривичи, словены, тиверцы, варяги и печенеги. Они достигли Дуная, и отсюда Игорь отправил послов в Константинополь, которым удалось заключить договор о беспошлинной торговле. Русь же обязалась защищать владения Византии в Крыму. В 943-944 гг. войско великого князя совершило поход на Бердаа, а через год Игорь был убит древлянами, хотя есть версия, что его убил его же воевода Свенельд по причине несогласий при дележе дани.

Ольга

Вдова Игоря и мать будущего великого князя Святослава после смерти мужа взяла бразды правления в свои руки, и тогда князь древлян Мал послал к ней сватов. Ольга посчитала это оскорблением и велела послов казнить. Однако этого ей показалось недостаточно, и она, собрав войско, в 946 году осадила крепость древлян Искоростень, которая в итоге была сожжена, а древляне были покорены киевлянами. Ольга обложила их страшной данью. Это было ее местью. Она не простила им того, что ее муж, первый Князь всея Руси, погиб от их руки. В 947 году Ольга отправилась в Новгород, где ввела систему даней и оброков, согласно которой местные жители сами должны были отвозить их и отдавать тиунам (налоговым инспекторам). Именно благодаря ей с тех пор политика первых князей Руси была миролюбивой по отношению к Византии. Ольга первая из правителей Древнерусского государства официально приняла христианство византийского обряда в 957 году. Он отправилась в Константинополь. Император Константин Багрянородный называл Ольгу архонтиссой Руси. Целью ее поездки было добиться крещения и признания Руси Византией как равной христианской империи. После крещения ей дали христианское имя Елена. Тем не менее историки утверждают, что ей тогда не удалось договориться о союзе, и тогда она отправила послов к императору Оттону I в Германию с просьбой учредить церковь на Руси. После этого, Константинополь пошел на уступки, а германскому посольству пришлось вернуться обратно. После этого русское войско, посланное Ольгой-Еленой, поддержало греков в войне с арабами на Крите. Ольга умерла в 969 году.

Князья все Руси

Так назывались русские владыки, которые имели претензию на верховную власть над всеми русскими землями, и этим титулом назывались киевские князья. Однако в какой-то период времени Киев был в упадке, и тогда главным политическим и церковным центром Руси стал Владимир. После этого князья Владимирские именовались князьями «всея Руси». В московский же период этот титул не предполагал власть над всеми бывшими землями Древнерусского государства, а только лишь возвышение над другими князьями.

Первый Московский князь всея Руси

Даниил Александрович является родоначальником московских князей, принадлежащих к династии Рюриковичей. Он - сын великого князя Александра Невского. Даниил Александрович унаследовал княжеский титул от своего отца еще в самом раннем детстве. Он правил Московской Русью с 1263 по 1303 годы. Однако пока он был слишком мал, чтобы править государством, за него это делал его дядя Ярослав Ярославович. Он же и воспитывал маленького Данилу после смерти его геройского отца. С 15 лет он начал активно действовать внутри своего княжества. Его называли строителем, а построенные им крепостные сооружения очень помогли при обороне Москвы.

Победа над Золотой Ордой

Чуть повзрослев, он начал вести собственную политику, главной направленностью которой было расширение владений княжества. Он активно принимал участие в княжеских междоусобицах, причем со своими братьями Андреем и Дмитрием за княжение над Великим Владимиром, ну и за Новгород. В 1285 он, объединившись с дядей, одолел ордынское войско, и эта битва вошла в историю как первая победа русского войска над Золотой Ордой. Через 15 лет ему удалось соединить к Московскому княжеству Коломну, Лопасню и другие земли вдоль Москвы-реки, а столкнувшись с рязанским князем Константином Романовичем, он взял его в плен. А вот Переславль-Залесский был завещан ему князем тех земель. Умер первый князь всея Руси Данила, сын легендарного Александра Невского, в 1303 году.

Вопрос о том, кто являлся первым князем варяжского происхождения, остается актуальным и в наши дни. Ответом может послужить «Повесть временных лет», принадлежавшая перу известного летописца.

Согласно данным исторического памятника править многочисленными восточными племенами славян вызвался военный вождь по имени Рюрик вкупе с младшими братьями примерно в 862 году.

Варягам в историографии приписывали датские, шведские и даже скандинавские корни. Летописец, причисляя Рюрика к варягам, имел в виду территории южнее Балтийского моря, граничащие с областями Ангельн и Гольштейн.

На сегодняшний день это регион на севере Германии, Мекленбург, народности которого в древние времена не являлись немецкими по происхождению. К кому они имели отношение можно судить по следующим названиям – Руссов, Варин и пр.

Полемичной является версия о принадлежности Рюрика к шведским корням, пользующаяся особой популярностью у европейских исследователей. Однако подобная гипотеза носит политический характер и не имеет никаких научных обоснований.

Данная концепция получила новый виток развития во времена Ливонской войны между Россией и Швецией. По мнению Ивана IV Юхан III не принадлежал к голубым кровям. В ответ иноземный властитель апеллировал к вышеупомянутой версии о происхождении древнерусской княжеской династии из шведских корней.

Окончательное утверждение эта концепция получила в начале семнадцатого столетия при очередной попытке шведов предъявить свои права на земли Новгорода, тогда они опять опирались на данные исторического памятника, свидетельствующие о варяжском происхождении Рюрика.

Высказывалась мысль, что якобы народности, населяющие эти территории, должны отправить гонцов в Швецию, как это было много веков назад. Под понятием «варяги» в те времена подразумевались все, кто пересек Балтийское море. Данные земли ассоциировались в большинстве случаев с государством Юхана III.

«Норманнская теория»

В первой половине 18 столетия это научное изыскание было преобразовано в «норманнскую теорию».

Академики из Петербурга немецких кровей, стараясь ратифицировать подобие неких стереотипов, признали за варягами, возглавившими восточнославянские племена, немецкое происхождение.

Родом из Швеции они, безусловно, позиционировались как «иностранцы», то есть по представлениям того исторического периода – как немцы. Так в науке закрепилась известная теория.

Истоки антинорманнской теории

Естественно, что подобное научное обоснование вызвало полемику в российской науке. В частности, Михаил Васильевич Ломоносов не находил никаких исторических реалий, соответствующих «норманнской теории».

По его мнению, представители шведских народностей не в состоянии были организовать какие-либо признаки государственности на Руси, поскольку сами не имели представления об этой форме общественного образования. Также в истории русского языка и культуры не наблюдалось никаких скандинавских отражений.

После неоднократного прочтения «Повести» становится очевидно, что летописец четко дифференцировал такие этнические дефиниции, как варяги, шведы, норманны, англы и другие готы.

Вследствие этого при заключении различного рода договоров с будущим Константинополем дружина древнерусских князей, чье варяжское происхождение по мнению норманнов восходит к шведскому, славила и чтила Перуна и Велеса, а вовсе не скандинавских Одина и Тора.

Варяжское происхождение Рюрика в народных преданиях

Имеется и ряд других версий и концепций, в большинстве случаев неапробированные и существующие на уровне легенд и сказаний.

Так, путешественник родом из Франции, К. Мармье, связывал варяжские корни Рюрика и его кровников Синеуса и Трувора с королем Годлавом.

Три брата, пересекшие Балтийское море, были призваны на восток и положили начало известному государству с городами Псков и Новгород. Несомненно, данная легенда мало чем отличается от общепринятой «норманнской теории».

Древнерусские летописи и немецкие источники о первом князе

Эта историческая концепция не признается достоверной самими немцами, но полностью отрицать преемственность между краткими сведениями о первом князе в историческом труде Нестора и записями в немецких источниках нельзя.

Адвокат из Мекленбурга Иоганн фон Хемниц апеллировал к исторической легенде, по сведениям которой первый русский князь был потомком вышеупомянутого властителя Годлава, сложившего голову в войне с датчанами в 808 году. Логично думать, что Рюрик родился не позже 806 года, т.к. у него было еще два младших кровника.

Согласно немецким историческим материалам варяги были призваны из южнобалтийских земель в 840 году. Из этого можно сделать вывод, что в древней Руси появились уже опытные, повидавшие жизнь князья.

Об этих же фактах свидетельствует обнаруженное Рюриково городище, находившееся в непосредственной близости от современного Новгорода, и представляло собой исторический центр государства, а также имело место быть уже до 862 года.

Позволяя себе некоторые хронологические неточности, авторы немецких источников точнее определяют, чем русские место прибытия. Скорее всего подразумевался не Новгород (как предполагалось в вышеупомянутых исторических документах), а Ладога, основанная варягами в середине 8 века.

Как таковой Новгород, то есть Рюриково городище, древнерусский князь объединил позднее, включая территории, принадлежавшие погибшим братьям. Это и демонстрирует именование города.

Генеалогическое древо родоначальника русской княжеской династии

Генеалогическому древу князя-варяга мекленбургские исследователи приписывали родство с королем Витславом, главным военным союзником предводителя франков Карла Великого в борьбе против саксов.

Родственные связи Рюрика восходят и к легендарному старейшине ильменских словен Гостомыслу, о чем свидетельствуют северогерманские родословные и исторические документы, в которых последний упоминается как враг Людовика Немецкого.

Причины миграции варягов на восток

Возникает следующий закономерный вопрос: каковые причины в основе миграции князя варяга с братьями на восток? На самом деле вся проблема заключалась в традиционной системе наследования, которую потом и переняла древняя Русь.

Все права на престол переходили только старшему представителю славного рода. При этом все младшие отпрыски оставались ни с чем. Вследствие подобной приоритетной очереди для старших Рюрику с братьями ничего не оставалось, как покинуть южнобалтийское побережье и последовать на восток.

Таким образом, очень сложно представить первого князя-варяга иностранным властителем, коим хотят видеть все, кто позиционирует историю России под иноземным владычеством.

На сегодняшний день существует много средневековых мифов о немецких корнях великого князя, поддерживаемые европейскими псевдоисследователями и аналитиками.

Но еще больше исторических фактов о реальном властителе Рюрике, появившемся на свет в знаменитой и влиятельной династии в русской Прибалтике 1200 лет тому назад.

Начало России есть великая тайна

Столыпин Петр Аркадьевич

История Рюрика полна противоречий и неточностей. Главным образом это связано с тем, что достоверных письменных источников, свидетельствующих о том, что на самом деле представляла собой Россия до князя Рюрика, практически нет. Основным источником таких знаний можно считать только не многочисленные летописи. Главные летописец, Нестер, писал, что начало правления первого князя относится к 862 году . Именно в этом году князь Рюрик (варяг) занял княжеский престол в Новгороде. Общее время его правления составляют с 862 по 879 гг. Следует отметить тот факт, что изначально княжение велось не из Новгорода, а из Ладоги, именно в этом городе остановился князь Рюрик, и именно оттуда правил Новгородом. Этот факт никак не омрачил начало княжения, ведь именного город Ладога был своеобразными воротами в известном морском пути из варяг в греки. Совместно с первым варягом правили и его братья: Синиус занял город Белоозеро, Тровор занял город Изворск. После кончины Синиуса и Тровора в 864 году новгородский правитель присоединил к своему владению их земли. Именно с этого времени, по словам летописца, и берет свое начало русская монархия.

Управление страной

Внешняя политика Рюрика в момент прихода его к власти сводится к укреплению государственности, захвату новых территорий и борьбе с внутренними врагами. Так, первые два года, с 862 по 864 гг, он присоединил к своим землям города Муром, Ростов и Смоленск. Столь успешная внешняя политика сопровождалась ростом недовольств в самом Новгороде. Главным виновником этих событий был Вадим Храбрый. Удачное начало княжения варяга не давало ему покоя. Именно Вадим Храбрый в 864 году при поддержке новгородских бояр, купцов и волхвов поднимает мятеж, который был жестоко подавлен Рюриком. Об этом свидетельствует Нестер (летописец) в своих трудах. С 864 внешняя политика Руси изменений не претерпела. На сей раз, он двинулся на юг, в днепровские степи, где грабил местные племена. Таким образом удалось дойти до самого Киева, в котором правили Аскольд и Дир.

Внешняя политика Рюрика

Внешняя политика на тот момент требовала обезопасить свои южные границы, в связи, с чем и был заключен мирный договор между Новгородом, которым правил князь Рюрик, и Киевом, которым правили Аскольд и Дир. Но этому миру не суждено было долго просуществовать. Уже в 866 году Аскольд начал поход на север, на земли, которые входили во владение Новгорода. Этот поход продолжался до 870 года, но в конечном итоге князь Рюрик разбил армию Аскольда. При этом в развитии событий после этой победы есть ряд странностей, как в прочем и во все годы правления первого варяга, - победившая армия Киев не захватила. Рюрик ограничился только выкупом. С чем связано такое великодушие князя, который никогда не гнушался расширением своих владений, объяснить практически не возможно. Единственным разумным объяснением этого факта можно считать лишь то, что в это же время новгородская дружина воевал с хазарами и постоянно ожидал агрессии со стороны Балтики. Разумность этого довода подтверждается тем, что дальнейшее правление было направленно на то, чтобы все-таки захватить Киев. Начиная с 873 года и в плоть до своей кончины основные усилия Новгорода были направлены на заключение союза с западными странами против Киева. Но этим планам не было суждено сбыться. История Рюрика оборвалась в 879 году. Дальнейшим воплощением этих планов в жизнь занялся князь Олег, которого в народе прозвали Вещим.

Князь Рюрика и его жизнь – это история успеха. История того, как простой человек сумел не просто захватить власть, но и удержать ее и успешно править своим государством. Безусловно, Россия до 862 г существовала, но именно князь Рюрик заложил начало той великой станы, которой Россия является и по сей день.

Кем был Рюрик? Ответив на этот вопрос, мы ответим и на вопрос "откуда есть пошла земля русская". Историки уже не один век ломают копья над этим вопросом, приводя различные аргументы в пользу той или иной теории.

Датчанин

По первой версии «наш» Рюрик - это Рорик Ютландский, датский конунг из династии Скьёльдунгов, ведущей свою родословную от самого Одина. Упоминания о Рорике встречаются во франкских хрониках, где он называется правителем Дорестада и нескольких фризских земель в 841-873 годах. В Ксантенских анналах его также называют «язвой христианства».

Первым версию о тождественности «нашего» Рюрика и датского Рорика высказал пастор Х. Холлман в своей работе «Рустрингия, первоначальное отечество первого российского великого князя Рюрика и братьев его. Исторический опыт», опубликованной в 1816 году. Через 20 лет профессор Дерптского университета Фридрих Крузе также отождествил Рюрика с Рориком Ютландским.

Из российских ученых первым о тождестве этих исторических фигур написал Николай Тимофеевич Беляев в работе «Рорик Ютландский и Рюрик начальной летописи», изданной в Праге в 1929 году. В качестве доказательств верности теории ученый приводит временные пробелы в фризских хрониках (863-870 годы) и соответствующие упоминания о Рюрике Новгородском в русских летописях.

Также в качестве аргумента приводится близкое соответствие археологических слоёв ютландского города Рибе и Ладоги Рюрикова времени.
Из современных российских ученых датскую версию происхождения Рюрика поддерживали Борис Рыбаков, Глеб Лебедев, Дмитрий Мачинский и другие.

Вторая версия: Рюрик был шведом. Эта гипотеза имеет не больше доказательств, чем предыдущая. По ней Рюрик - это шведский конунг Эйрик Эмундарсон. Его упоминает исландский скальд Снорри Стурлусон в «Круге земном».

Скальд описывает тинг (всенародный сход) в 1018 году, проходивший в Упсалле. Один из его участников вспоминает об конунге Эйрике, говоря, что тот каждое лето ходил в походы и покорял разные земли: Финланд, Кирьялаланд, Эйстлайнд, Курланд и много земель в Аустрленд.

В сагах Финландом называлась Финляндия, Кирьялаландом - Карелия, Эйстландом - Эстония, Курландом - Курляндия, Аустрвегом - Восточный путь («из варяг в греки»), Аустрлендом назывались земли, позже ставшие русскими.

Однако по русским летописям Рюрик был призван править, а не пришел с завоевательным походом. Во-вторых, в «Повести временных лет» шведы не считаются варягами. «Варязи» и «Свеи» считаются разными народами: «Афетово бо и то колено: Варязи, Свеи, Урмане, Готе, Русь…».

В-третьих, Эйрик и Рюрик - это всё -таки разные имена. Они и переводятся по-разному. Эйрик (Eric, Erik) означает в переводе с древнегерманского «богатый честью», Рюрик (Ro/rik) - «славный знатностью».

Славянин

По антинорманнской теории Рюрик «из наших, из славян». Есть две версии славянского происхождения родоначальника русской государственности.

По первой версии, Рюрик были вождем славян-ободритов (полабские славяне), сыном Готлейба - ободритского князя, погибшего в 808 году. Эта гипотеза объясняет происхождение герба Рюрика - родовой тамги с пикирующим соколом, поскольку племенным символом славян-ободритов был именно сокол (по западнославянски - «ререг/рарог»).

По генеалогии Фридриха Хемница (XVII век), Рюрик и его братья также считались сыновьями уже упоминаемого Готлейба. Братьями Рюрика там названы Сивар и Труар. Что показательно, память о Рюрике, сыне Готлейба, сохранялась в тех местах (северо-восток Германии) еще долго. О князе Рюрике писал путешествующий в тех местах в середине XIX века француз Ксавье Мармье.

Вторая славянская версия говорит о происхождении Рюрика с балтийского острова Руян, который сегодня называется Руген. Происхождение Рюрика отсюда может объяснить само название «Русь» (версия с ободритами этого не объясняет). У того же Меркатора в «Космографии» остров Руян называется не иначе как «Русция».

Историк Николай Трухачев также отмечал, что в западных источниках жители Руяна неоднократно именуются русинами или рутенами.
Также типичным для острова Руян был культ белого коня, его следы сохранились в русском фольклоре, а также в традиции устанавливать на крыши изб «коньков».

В 2007 году в газете «Чеченское общество» вышла под авторством историка Муртазалиева. В ней рассказывается о том, что англосаксы, готы, норманны и русь - это один народ.

«Русы были не кем-нибудь, а чеченцами. Выходит, что Рюрик и его дружина, если они действительно из варяжского племени русь, то они чистокровные чеченцы, причем из царского рода и говорившие на родном чеченском языке».

Заканчивает статью Муртазалиев так: «Но все-таки хотелось бы, чтобы чеченские ученые не останавливались на достигнутом, а развивались в этом направлении, учитывая, что «погреть руки» на чеченской истории против логики хотят многие, игнорируя все моральные преграды. Все это отбрасывает наш народ год за годом, на десятилетия, а может и на сотни лет назад».

С резкой критикой этой теории выступил тогда Михаил Ломоносов. В 1761 году он написал записку в президиум Академии наук, где написал, что никаких доказательств того, что Рюрик со своей дружиной явился из Скандинавии, а не из других близлежащих к Новгороду регионов нет.

Народ-племя русь, по мнению Ломоносова, не могло произойти из Скандинавии под влиянием экспансии викингов-норманнов. В первую очередь, Ломоносов выступал против тезиса об отсталости славян и их неспособности самостоятельно образовать государство.