Болезни Военный билет Призыв

Ввс израиля его типы самолетов. Советские летчики против ВВС Израиля. Победа с сухим счетом? ВВС – элитарные войска…

Советские военные летчики, вступившие в воздушную схватку с израильскими истребителями, потеряли 5 машин, не сбив при этом ни одного самолета противника.


Вот уже сорок лет об этом бое ходят легенды. 100 советских асов. 50 смертоносных перехватчиков МиГ-21 лучшей на тот период модификации МФ. Русский «легион смерти», переброшенный в срочном порядке на Ближний Восток, должен был кардинально изменить расклад сил в воздухе.

Молодость и злость. Желание драться до последней капли крови – как завещали отцы, бравшие Берлин. Родина обеспечит Вас самой лучшей техникой и выучит всем необходимым навыкам летчика-истребителя. Отряд победителей. Гроза воздушного океана.

К этому бою готовились. Для решающей схватки отобрали лучших из лучших - 135-й истребительный авиаполк ВВС СССР, прошедший спецподготовку на полигонах в южных областях СССР. Пока советские «соколы» нарезали виражи над Крымом и Каспием, пытаясь зайти в хвост друг другу, израильтяне глотали кровь «войны на истощение» и учились, учились, учились, отрабатывая собственные приемы ведения воздушного боя.

В бой идут одни старики – лучшие советские пилоты против Амоса Амира, Ашера Снира, Авраама Шалмона и Ави Гилада. Только эта четверка асов имела на счету в сумме более 20 воздушных побед. Командование ВВС Израиля справедливо полагало, что в мире нет второго подобного звена, равного по качеству подготовки и способностям отряду «воздушных киллеров» под командованием Амоса Амира.
Две команды профессионалов. Два скорпиона, запертые в одном сосуде. В живых должен остаться только один. Боливар не вынесет двоих.

Впереди – тягостная неизвестность. Со щитом или на щите. Воины-интернационалисты, наша страна оказала вам большую честь – право представлять интересы Советского Союза в регионе Ближневосточного конфликта. Я не имею права приказывать. Здесь собрались добровольцы. Прошу, сделайте там все правильно и вернитесь назад живыми.
Выходя из комнаты, он добавил строгим голосом: "Имейте в виду товарищи: если вас собьют за линией Суэцкого канала - мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами..." (из воспоминаний летчиков о встрече с министром обороны СССР А. Гречко)

Секретная миссия в одной из самых опасных горячих точек на планете. На крыльях и киле – опознавательные знаки ВВС Египта. В носовой части фюзеляжа – тактический номер, выведенныф причудливой арабской вязью. Личный состав подразделения, все пилоты и техники – «ана хабир руси» (пер. «Я русский специалист»). «МиГи» базировались на авиабазах Ком-Аушим, Бени-Суэф, Джанаклис, периодически использовался передовой аэродром в Катамие.

Всевидящая разведка Моссад уже доложила о прибытии русских. Это не простые инструкторы, эти люди пришли сюда воевать. На другой стороне Суэцкого канала возникло короткое замешательство: Прямая угроза существованию государству Израиль? Но как же соблюдение нейтралитета? Насколько оправдана стрельба по самолетам с русскими экипажами? Не станет ли это искрой Большой войны?
«Нет, мы должны драться», - премьер-министр Голда Меир взяла инициативу в свои руки – «при необходимости немедленно вступайте в бой».

К генеральному поединку тщательно готовились – с первой половины апреля 1970 года начались еженедельные встречи русских с израильтянами. Увы, всякий раз, противники расходились в разные стороны, так и не рискнув вступить в схватку. Израильские летчики внимательно наблюдали за поведением своих вероятных противников, отслеживали все их маневры и схемы построения во время вылетов, изучали манеру управления советских истребителей.

Увидел «Мираж» - не становись в вираж!

Наши пилоты с не меньшим интересом рассматривают противника. Вот он! Буквально в паре десятков метров, в стороне, скользит толстобрюхая туша «Фантома». Двухместный истребитель американского производства просто гигант - 20 тонн сплошной скорости и огня - против 8 тонн максимальной взлетной массы МиГа! Подвески McDonnell Douglas F-4 «Фантом» усеяны множеством крылатых ракет класса «воздух-воздух», два двигателя, совершенный комплекс бортовой электроники. Исключительно опасный враг.


F-4E Phantom II ВВС Израиля


А вот – мелькнул стреловидный силуэт «Миража». Грациозный французский истребитель представляет едва ли не большую опасность, чем американский «монстр» - нагрузка на крыло у «Миража» меньше, чем у МиГа - нашим истребителям рискованно вступать в ближний бой с таким вертким противником. Последний штрих к портрету Dassault Mirage III - две встроенные авиационные пушки DEFA калибра 30 мм.

Вместо смертельно опасной и бессмысленной «карусели» с французскими машинами, советским пилотам было рекомендовано «держать дистанцию», используя свой козырь – большую тяговооруженность МиГ-21. Здесь главное – позиция вначале боя и порция резких, энергичных маневров, позволяющих сберегать энергию, постоянно оставаясь в более выгодном положении.



Как же выглядел легендарный МиГ-21 на фоне армады современной иностранной техники? Маленький, легкий, стремительный перехватчик - у МиГа не было сверхмощных радаров, дальнобойных ракет AIM-7 «Сперроу» и впечатляющих комплексов прицельно-навигационного оборудования – боевые возможности самолета определялись исключительно талантом летчика. В целом, истребитель был прост в управлении, быстр и надежен, а его превосходные летные данные позволяли опытному пилоту «вымести» с небес любого воздушного противника.

…К июню 1970 года советские летчики совершили порядка 100 боевых вылетов на перехват нарушителей в небе Египта, увы, всякий раз израильская авиация отказывалась вступить в бой - при возникновении малейшей опасности боевого столкновении противник немедленно уходили вглубь своей территории. Игра в прятки продолжалась до 25 июня 1970 года – в тот день пара советских МиГов (летчики Крапивин и Сальник) скрытно вышла наперерез звену штурмовиков «Скайхоук» – одна из выпущенных МиГами самонаводящихся ракет Р-3 поразила двигатель самолета со «звездой Давида» на фюзеляже. Однако, живучий «Скайхоук» сумел стабилизировать полет и, коптя развороченным соплом, растворился в небе за Суэцким каналом.

Пьянящий вкус победы требовал немедленного продолжения – на 27 июня была запланирована засада на израильские «Миражи»: египетские МиГ-17 нанесли провокационный удар по израильским позициям на восточной стороне канала – далее, согласно плану, на перехват наглых МиГов должно было подняться звено «Миражей». Египетские самолеты, используемые в качестве приманки, заманят их на свою территорию, где в бой вступят три группы МиГов с советскими экипажами. Далее, врага просто размажут в воздухе.

План не сработал. Видимо почуяв неладное, израильтяне отказались подниматься на перехват. «Отутюжив» израильский опорный пункт, египетские самолеты спокойно вернулись на свои аэродромы. Неприятность произошла вечером того же дня. Египтяне повторили удар - на этот раз из раскаленного марева синайского воздуха вывалилась четверка «Миражей». Их удалось завлечь на египетскую территорию, однако … русских истребителей нигде нет! Отвратительное взаимодействие между русским и египетским командованием не позволило вовремя поднять перехватчики. Израильтяне расстреляли, как на учениях, два МиГ-17 и безнаказанно удалились за линию канала. За избиением египетских МиГов наблюдала четверка «русских» МиГ-21, однако наземный КП запретил вступать в бой до прибытия двух других звеньев.

30 июля был дан генеральный бой. То сражение, которое так долго ждали и к которому так напряженно готовились. В ряде российских источников это событие проходит под обозначением «Сражение над Эль-Сохной». Официальное израильское название: Операция «Римон-20».

За 40 лет эта история обросла таким немыслимым количеством мифов и легенд, что почти невозможно установить точные детали, характер и хронику жестокой воздушной схватки между ВВС СССР и Хэль Хаавир (ВВС Армии обороны Израиля) имевшей место 30 июля 1970 года. Единственное, о чем можно говорить с некоторой долей уверенности, это: приблизительный состав сил, имена некоторых участников и, самое главное, его трагические результаты – в тот день было действительно сбито несколько МиГов с советскими экипажами. В результате воздушного боя погибли:

Журавлёв Владимир Александрович - капитан, старший летчик. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Юрченко Николай Петрович - капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Яковлев Евгений Герасимович - капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Совершенно очевидно одно – это была организованная засада ВВС Израиля (она так и называется – операция «Римон-20»). Но как получилось, что советские пилоты оказались в ловушке? И почему не смогли из неё выбраться?

Существует множество ответов. Согласно ура-патриотической версии Израиля, двадцать советских МиГ-21 набросились на «беззащитную» пару разведывательных «Миражей» (приманка). Увы, к своему удивлению русские обнаружили перед собой четыре близко летящих истребителя, так, что на экранах египетских наземных РЛС отображались всего 2 отметки. Осознав, что это какая-то подстава, русские задергались и ВНЕЗАПНО оказались окружены еще 12 самолетами ВВС Израиля.

20 МиГов против 16 «Фантомов» и «Миражей». В результате опытные израильские истребители расстреляли пять советских асов, как куропаток, и, не потеряв ни одного самолета, вернулись на свои аэродромы. В ту ночь на авиабазах Хэль Хаавир гудел пир - счастливые летчики пропивали свои премии за убитых ими русских…Хэппи энд!

Версия пошлая и, естественно, весьма далекая от истины. Например, одна из заслуживающих внимание версий от украинского исследователя В. Бабича звучит следующим образом:

Никакого боя 20 vs 16 не было в помине. В тот день было несколько схваток, разнесенных по времени и в пространстве – и всякий раз МиГи дрались с многократно превосходящим силами противника – когда одна советская четверка вступала в бой, другая четверка МиГов уже выходила из боя с критическим остатком топлива. Израильтяне все рассчитали и смогли добиться концентрации сил в нужном месте и нужный момент.

Первым был сбит капитан Юрченко – его МиГ взорвался в воздухе от попадания ракеты «Сайдуиндер». Через несколько минут пришлось катапультироваться капитанам Яковлеву и Сыркину – увы, при приземлении капитан Яковлев попал в расщелину и разбился насмерть (есть версия, что купол его парашюта был сожжен реактивной струей пролетавшего рядом истребителя).

До сих пор точно неизвестно, как погиб капитан Журавлев – по воспоминаниям очевидцев, он дрался один против четырех самолетов противника, пока не был сбит шальной пушечной очередью «Миража». Есть мнение, что его жертвами едва не стали два израильских пилота Ифта Спектор и Авраам Сэлмон, с трудом дотянувшие на поврежденных машинах до территории Израиля.


Взрыв "Миража"


Тяжелые повреждения также получил «Мираж» израильского аса Ашера Снира - выпущенная в упор ракета Р-13 повредила самолет, однако боевой части маленькой Р-13 оказалось слишком мало, чтобы прекратить полет «Миража» - Ашер Снир вышел из боя и экстренно сел на авиабазе Рефадим (об этом пишет его боевой коллега Амос Амир в своей книге «Огонь в небесах»).

Юрченко – сбит, погиб; Яковлев – сбит, погиб; Сыркин – сбит, остался жив; Журавлев – сбит, погиб.
Но как же пятый сбитый русский самолет? А он пропал! О сбитом самолете и его пилоте ничего не известно.

По слухам, израильтянам удалось сбить самолет капитана Каменева, однако никаких подтверждений этому нет. К тому же, сам капитан Каменев впоследствии продолжил службу в рядах ВВС СССР. Слухи, слухи… иногда говорят, что один из МиГов совершил аварийную посадку на одном из египетских аэродромов. Никто не знает, что произошло на самом деле.

В то же время, имеются показания свидетелей, согласно которым уже после боя над местом схватки кружили израильские поисково-спасательные вертолеты – неужели «несбиваемый» Хэль Хаавир понес какие-то потери? Не исключено. В операции принимало участие множество «Миражей» из 101, 117 и 119 эскадрилий, а также многоцелевые истребители «Фантом» из 69 эскадрильи ВВС Израиля. Имеется высокая вероятность, что факт потери одной (или нескольких) машин был тщательно скрыт, а результаты боя фальсифицированы.

Не прибегая к сомнительной конспирологии, можно установить следующие достоверные факты:
В результате боя 30.07.1970 было сбито 4 МиГ-21, при этом погибло три советских летчика.
Достоверные потери ВВС Израиля – подбитый «Мираж» Ашера Снира, что приземлился на авиабазе Рефадим.

После боя

Грустная и поучительная история. Ничуть не желая «подтасовать факты» (сбили не нас, а мы их!) или «найти виноватых» (их было больше! так не честно), отмечу, что израильские летчики действительно имели ряд серьезных преимуществ.

1. ВВС Израиля имели возможность ДОСКОНАЛЬНО изучить истребитель МиГ-21.
15 августа 1966 года иракский летчик Мунир Редфа угнал МиГ-21 в Израиль (операция «Пенициллин»). Самолет был тщательно изучен, разобран и даже облетан - израильтяне получили полное представление о конструкции, боевых возможностях и секретах советского истребителя. Советские летчики, увы, такой возможности не имели – знакомство с вражескими «Миражами» и «Фантомами» происходило непосредственно в воздушном бою.

2. Израильтяне использовали новейшие тактические приёмы – превосходная организация боя, применение средств РЭБ – шквалы радиоэлектронных помех «забили» все советские линии связи, полностью расстроив управление боем.

3. Боевой опыт. ВВС Израиля действительно имели впечатляющую практику ведения воздушных боёв – ежедневно, в течение многих лет, истребители «Хэль Хаавир» вылетали на перехват воздушных целей - регулярные воздушные схватки во всем диапазоне высот, лихие погони и обмены ракетами, вылеты на сопровождение ударных групп… Подобные вещи откладывают свой отпечаток на организацию боевой работы авиации.
Один из ярких примеров – скрупулезное освещение обстановки в воздухе: на боевой планшет наносились не только текущие курсы самолетов, но и их радиопереговоры – это позволяло в считанные секунды разобраться в обстановке и перенаправить самолеты туда, где они были особенно нужны.

4. Самое важное. Подготовка пилотов и система управления в бою.
В одном из интервью командующий израильскими ВВС генерал-лейтенант Мордехай Хот сказал: «мы говорим командиру эскадрильи только что надо сделать, а он сам решает, как надо сделать». Анализируя результаты боевых вылетов, ВВС Израиля перенесли центр тяжести подготовки к бою на звеньевой уровень. Командир эскадрильи самостоятельно планировал сценарий грядущей операции, используя «домашние заготовки» и накопленные данные о поведении вражеских самолетов в воздухе.

В отличие от израильских пилотов, советские истребители были скованы чудовищной цепью запретов, рекомендаций и предписаний. Не случайно, сразу после трагических событий 30.07.1970, всех участников боя собрал командующий советской авиационного группировкой в Египте генерал Григорий Устинович Дольников:

Смысл сказанного состоял в том, что снимаются все запреты и ограничения на пилотаж и боевое маневрирование. Воздушную подготовку мы должны были начать с чистого листа и руководствоваться в ней своим здравым смыслом, а не чужой совестью. Генерал призвал нас верить собственным инстинктам и интуиции, а сам обязался верить в нашу общую удачу.

«Египетские истребители в «войне на истощение», История Авиации, №2/2001

http://www.skywar.ru
http://www.hubara-rus.ru
http://airwar.ru
"Fire in the Sky" by Amos Amir (brigadier-general). UK: Pen & Sword Aviation, 2005

Советские военные летчики, вступившие в воздушную схватку с израильскими истребителями, потеряли 5 машин, не сбив при этом ни одного самолета противника.


Вот уже сорок лет об этом бое ходят легенды. 100 советских асов. 50 смертоносных перехватчиков МиГ-21 лучшей на тот период модификации МФ. Русский «легион смерти», переброшенный в срочном порядке на Ближний Восток, должен был кардинально изменить расклад сил в воздухе.

Молодость и злость. Желание драться до последней капли крови – как завещали отцы, бравшие Берлин. Родина обеспечит Вас самой лучшей техникой и выучит всем необходимым навыкам летчика-истребителя. Отряд победителей. Гроза воздушного океана.

К этому бою готовились. Для решающей схватки отобрали лучших из лучших - 135-й истребительный авиаполк ВВС СССР, прошедший спецподготовку на полигонах в южных областях СССР. Пока советские «соколы» нарезали виражи над Крымом и Каспием, пытаясь зайти в хвост друг другу, израильтяне глотали кровь «войны на истощение» и учились, учились, учились, отрабатывая собственные приемы ведения воздушного боя.

В бой идут одни старики – лучшие советские пилоты против Амоса Амира, Ашера Снира, Авраама Шалмона и Ави Гилада. Только эта четверка асов имела на счету в сумме более 20 воздушных побед. Командование ВВС Израиля справедливо полагало, что в мире нет второго подобного звена, равного по качеству подготовки и способностям отряду «воздушных киллеров» под командованием Амоса Амира.
Две команды профессионалов. Два скорпиона, запертые в одном сосуде. В живых должен остаться только один. Боливар не вынесет двоих.

Впереди – тягостная неизвестность. Со щитом или на щите. Воины-интернационалисты, наша страна оказала вам большую честь – право представлять интересы Советского Союза в регионе Ближневосточного конфликта. Я не имею права приказывать. Здесь собрались добровольцы. Прошу, сделайте там все правильно и вернитесь назад живыми.
Выходя из комнаты, он добавил строгим голосом: "Имейте в виду товарищи: если вас собьют за линией Суэцкого канала - мы вас не знаем, выкарабкивайтесь сами..." (из воспоминаний летчиков о встрече с министром обороны СССР А. Гречко)

Секретная миссия в одной из самых опасных горячих точек на планете. На крыльях и киле – опознавательные знаки ВВС Египта. В носовой части фюзеляжа – тактический номер, выведенныф причудливой арабской вязью. Личный состав подразделения, все пилоты и техники – «ана хабир руси» (пер. «Я русский специалист»). «МиГи» базировались на авиабазах Ком-Аушим, Бени-Суэф, Джанаклис, периодически использовался передовой аэродром в Катамие.

Всевидящая разведка Моссад уже доложила о прибытии русских. Это не простые инструкторы, эти люди пришли сюда воевать. На другой стороне Суэцкого канала возникло короткое замешательство: Прямая угроза существованию государству Израиль? Но как же соблюдение нейтралитета? Насколько оправдана стрельба по самолетам с русскими экипажами? Не станет ли это искрой Большой войны?
«Нет, мы должны драться», - премьер-министр Голда Меир взяла инициативу в свои руки – «при необходимости немедленно вступайте в бой».

К генеральному поединку тщательно готовились – с первой половины апреля 1970 года начались еженедельные встречи русских с израильтянами. Увы, всякий раз, противники расходились в разные стороны, так и не рискнув вступить в схватку. Израильские летчики внимательно наблюдали за поведением своих вероятных противников, отслеживали все их маневры и схемы построения во время вылетов, изучали манеру управления советских истребителей.

Увидел «Мираж» - не становись в вираж!

Наши пилоты с не меньшим интересом рассматривают противника. Вот он! Буквально в паре десятков метров, в стороне, скользит толстобрюхая туша «Фантома». Двухместный истребитель американского производства просто гигант - 20 тонн сплошной скорости и огня - против 8 тонн максимальной взлетной массы МиГа! Подвески McDonnell Douglas F-4 «Фантом» усеяны множеством крылатых ракет класса «воздух-воздух», два двигателя, совершенный комплекс бортовой электроники. Исключительно опасный враг.


F-4E Phantom II ВВС Израиля


А вот – мелькнул стреловидный силуэт «Миража». Грациозный французский истребитель представляет едва ли не большую опасность, чем американский «монстр» - нагрузка на крыло у «Миража» меньше, чем у МиГа - нашим истребителям рискованно вступать в ближний бой с таким вертким противником. Последний штрих к портрету Dassault Mirage III - две встроенные авиационные пушки DEFA калибра 30 мм.

Вместо смертельно опасной и бессмысленной «карусели» с французскими машинами, советским пилотам было рекомендовано «держать дистанцию», используя свой козырь – большую тяговооруженность МиГ-21. Здесь главное – позиция вначале боя и порция резких, энергичных маневров, позволяющих сберегать энергию, постоянно оставаясь в более выгодном положении.



Как же выглядел легендарный МиГ-21 на фоне армады современной иностранной техники? Маленький, легкий, стремительный перехватчик - у МиГа не было сверхмощных радаров, дальнобойных ракет AIM-7 «Сперроу» и впечатляющих комплексов прицельно-навигационного оборудования – боевые возможности самолета определялись исключительно талантом летчика. В целом, истребитель был прост в управлении, быстр и надежен, а его превосходные летные данные позволяли опытному пилоту «вымести» с небес любого воздушного противника.

…К июню 1970 года советские летчики совершили порядка 100 боевых вылетов на перехват нарушителей в небе Египта, увы, всякий раз израильская авиация отказывалась вступить в бой - при возникновении малейшей опасности боевого столкновении противник немедленно уходили вглубь своей территории. Игра в прятки продолжалась до 25 июня 1970 года – в тот день пара советских МиГов (летчики Крапивин и Сальник) скрытно вышла наперерез звену штурмовиков «Скайхоук» – одна из выпущенных МиГами самонаводящихся ракет Р-3 поразила двигатель самолета со «звездой Давида» на фюзеляже. Однако, живучий «Скайхоук» сумел стабилизировать полет и, коптя развороченным соплом, растворился в небе за Суэцким каналом.

Пьянящий вкус победы требовал немедленного продолжения – на 27 июня была запланирована засада на израильские «Миражи»: египетские МиГ-17 нанесли провокационный удар по израильским позициям на восточной стороне канала – далее, согласно плану, на перехват наглых МиГов должно было подняться звено «Миражей». Египетские самолеты, используемые в качестве приманки, заманят их на свою территорию, где в бой вступят три группы МиГов с советскими экипажами. Далее, врага просто размажут в воздухе.

План не сработал. Видимо почуяв неладное, израильтяне отказались подниматься на перехват. «Отутюжив» израильский опорный пункт, египетские самолеты спокойно вернулись на свои аэродромы. Неприятность произошла вечером того же дня. Египтяне повторили удар - на этот раз из раскаленного марева синайского воздуха вывалилась четверка «Миражей». Их удалось завлечь на египетскую территорию, однако … русских истребителей нигде нет! Отвратительное взаимодействие между русским и египетским командованием не позволило вовремя поднять перехватчики. Израильтяне расстреляли, как на учениях, два МиГ-17 и безнаказанно удалились за линию канала. За избиением египетских МиГов наблюдала четверка «русских» МиГ-21, однако наземный КП запретил вступать в бой до прибытия двух других звеньев.

30 июля был дан генеральный бой. То сражение, которое так долго ждали и к которому так напряженно готовились. В ряде российских источников это событие проходит под обозначением «Сражение над Эль-Сохной». Официальное израильское название: Операция «Римон-20».

За 40 лет эта история обросла таким немыслимым количеством мифов и легенд, что почти невозможно установить точные детали, характер и хронику жестокой воздушной схватки между ВВС СССР и Хэль Хаавир (ВВС Армии обороны Израиля) имевшей место 30 июля 1970 года. Единственное, о чем можно говорить с некоторой долей уверенности, это: приблизительный состав сил, имена некоторых участников и, самое главное, его трагические результаты – в тот день было действительно сбито несколько МиГов с советскими экипажами. В результате воздушного боя погибли:

Журавлёв Владимир Александрович - капитан, старший летчик. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Юрченко Николай Петрович - капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Яковлев Евгений Герасимович - капитан, командир звена. Награжден (посмертно) орденом Красного Знамени и египетским орденом «Звезда воинской доблести».

Совершенно очевидно одно – это была организованная засада ВВС Израиля (она так и называется – операция «Римон-20»). Но как получилось, что советские пилоты оказались в ловушке? И почему не смогли из неё выбраться?

Существует множество ответов. Согласно ура-патриотической версии Израиля, двадцать советских МиГ-21 набросились на «беззащитную» пару разведывательных «Миражей» (приманка). Увы, к своему удивлению русские обнаружили перед собой четыре близко летящих истребителя, так, что на экранах египетских наземных РЛС отображались всего 2 отметки. Осознав, что это какая-то подстава, русские задергались и ВНЕЗАПНО оказались окружены еще 12 самолетами ВВС Израиля.

20 МиГов против 16 «Фантомов» и «Миражей». В результате опытные израильские истребители расстреляли пять советских асов, как куропаток, и, не потеряв ни одного самолета, вернулись на свои аэродромы. В ту ночь на авиабазах Хэль Хаавир гудел пир - счастливые летчики пропивали свои премии за убитых ими русских…Хэппи энд!

Версия пошлая и, естественно, весьма далекая от истины. Например, одна из заслуживающих внимание версий от украинского исследователя В. Бабича звучит следующим образом:

Никакого боя 20 vs 16 не было в помине. В тот день было несколько схваток, разнесенных по времени и в пространстве – и всякий раз МиГи дрались с многократно превосходящим силами противника – когда одна советская четверка вступала в бой, другая четверка МиГов уже выходила из боя с критическим остатком топлива. Израильтяне все рассчитали и смогли добиться концентрации сил в нужном месте и нужный момент.

Первым был сбит капитан Юрченко – его МиГ взорвался в воздухе от попадания ракеты «Сайдуиндер». Через несколько минут пришлось катапультироваться капитанам Яковлеву и Сыркину – увы, при приземлении капитан Яковлев попал в расщелину и разбился насмерть (есть версия, что купол его парашюта был сожжен реактивной струей пролетавшего рядом истребителя).

До сих пор точно неизвестно, как погиб капитан Журавлев – по воспоминаниям очевидцев, он дрался один против четырех самолетов противника, пока не был сбит шальной пушечной очередью «Миража». Есть мнение, что его жертвами едва не стали два израильских пилота Ифта Спектор и Авраам Сэлмон, с трудом дотянувшие на поврежденных машинах до территории Израиля.


Взрыв "Миража"


Тяжелые повреждения также получил «Мираж» израильского аса Ашера Снира - выпущенная в упор ракета Р-13 повредила самолет, однако боевой части маленькой Р-13 оказалось слишком мало, чтобы прекратить полет «Миража» - Ашер Снир вышел из боя и экстренно сел на авиабазе Рефадим (об этом пишет его боевой коллега Амос Амир в своей книге «Огонь в небесах»).

Юрченко – сбит, погиб; Яковлев – сбит, погиб; Сыркин – сбит, остался жив; Журавлев – сбит, погиб.
Но как же пятый сбитый русский самолет? А он пропал! О сбитом самолете и его пилоте ничего не известно.

По слухам, израильтянам удалось сбить самолет капитана Каменева, однако никаких подтверждений этому нет. К тому же, сам капитан Каменев впоследствии продолжил службу в рядах ВВС СССР. Слухи, слухи… иногда говорят, что один из МиГов совершил аварийную посадку на одном из египетских аэродромов. Никто не знает, что произошло на самом деле.

В то же время, имеются показания свидетелей, согласно которым уже после боя над местом схватки кружили израильские поисково-спасательные вертолеты – неужели «несбиваемый» Хэль Хаавир понес какие-то потери? Не исключено. В операции принимало участие множество «Миражей» из 101, 117 и 119 эскадрилий, а также многоцелевые истребители «Фантом» из 69 эскадрильи ВВС Израиля. Имеется высокая вероятность, что факт потери одной (или нескольких) машин был тщательно скрыт, а результаты боя фальсифицированы.

Не прибегая к сомнительной конспирологии, можно установить следующие достоверные факты:
В результате боя 30.07.1970 было сбито 4 МиГ-21, при этом погибло три советских летчика.
Достоверные потери ВВС Израиля – подбитый «Мираж» Ашера Снира, что приземлился на авиабазе Рефадим.

После боя

Грустная и поучительная история. Ничуть не желая «подтасовать факты» (сбили не нас, а мы их!) или «найти виноватых» (их было больше! так не честно), отмечу, что израильские летчики действительно имели ряд серьезных преимуществ.

1. ВВС Израиля имели возможность ДОСКОНАЛЬНО изучить истребитель МиГ-21.
15 августа 1966 года иракский летчик Мунир Редфа угнал МиГ-21 в Израиль (операция «Пенициллин»). Самолет был тщательно изучен, разобран и даже облетан - израильтяне получили полное представление о конструкции, боевых возможностях и секретах советского истребителя. Советские летчики, увы, такой возможности не имели – знакомство с вражескими «Миражами» и «Фантомами» происходило непосредственно в воздушном бою.

2. Израильтяне использовали новейшие тактические приёмы – превосходная организация боя, применение средств РЭБ – шквалы радиоэлектронных помех «забили» все советские линии связи, полностью расстроив управление боем.

3. Боевой опыт. ВВС Израиля действительно имели впечатляющую практику ведения воздушных боёв – ежедневно, в течение многих лет, истребители «Хэль Хаавир» вылетали на перехват воздушных целей - регулярные воздушные схватки во всем диапазоне высот, лихие погони и обмены ракетами, вылеты на сопровождение ударных групп… Подобные вещи откладывают свой отпечаток на организацию боевой работы авиации.
Один из ярких примеров – скрупулезное освещение обстановки в воздухе: на боевой планшет наносились не только текущие курсы самолетов, но и их радиопереговоры – это позволяло в считанные секунды разобраться в обстановке и перенаправить самолеты туда, где они были особенно нужны.

4. Самое важное. Подготовка пилотов и система управления в бою.
В одном из интервью командующий израильскими ВВС генерал-лейтенант Мордехай Хот сказал: «мы говорим командиру эскадрильи только что надо сделать, а он сам решает, как надо сделать». Анализируя результаты боевых вылетов, ВВС Израиля перенесли центр тяжести подготовки к бою на звеньевой уровень. Командир эскадрильи самостоятельно планировал сценарий грядущей операции, используя «домашние заготовки» и накопленные данные о поведении вражеских самолетов в воздухе.

В отличие от израильских пилотов, советские истребители были скованы чудовищной цепью запретов, рекомендаций и предписаний. Не случайно, сразу после трагических событий 30.07.1970, всех участников боя собрал командующий советской авиационного группировкой в Египте генерал Григорий Устинович Дольников:

Смысл сказанного состоял в том, что снимаются все запреты и ограничения на пилотаж и боевое маневрирование. Воздушную подготовку мы должны были начать с чистого листа и руководствоваться в ней своим здравым смыслом, а не чужой совестью. Генерал призвал нас верить собственным инстинктам и интуиции, а сам обязался верить в нашу общую удачу.

«Египетские истребители в «войне на истощение», История Авиации, №2/2001

http://www.skywar.ru
http://www.hubara-rus.ru
http://airwar.ru
"Fire in the Sky" by Amos Amir (brigadier-general). UK: Pen & Sword Aviation, 2005

Cтатья об израильских ВВС. Вдохновился на нее сообщением, что лучший в мире летчик-истребитель (согласно Гиннесу), на чьем боевом счету около 20 сбитых советских МИГов и СУхих - это полковник Хейль Авир Гиора Эпштейн, а за ним - еще толпа израильских асов. Впрочем, статья об израильских летчиках-асах еще впереди

Эмблема Военно-Воздушных сил Израиля


©Alexander Shulman
Александр ШУЛЬМАН

Израильские военно-воздушные силы

История боевых побед израильских военно-воздушных сил берет свое начало 3 июня 1948 года. В этот день командир эскадрильи Модди Алон на истребителе «мессершмит» сбил в небе над Тель-Авивом два вражеских бомбардировщика «Дакота», шедших на бомбежку густонаселенных кварталов еврейской столицы.
Еще в конце 30-х годов в Эрец Исраэль началась подготовка пилотов в летной школе «Авирон», первые выпускники которой в составе британских королевских ВВС приняли участие в воздушной «Битве за Англию» в годы Второй мировой войны. В 1943 году летная школа «Авирон» стала составной частью Пальмаха, и ее курсанты примкнули к еврейской подпольной армии. Надвигающаяся Война за независимость потребовала незамедлительного создания военно-воздушных сил на регулярной основе, и 10 ноября 1947 года начальник штаба Хаганы Яаков Дори подписал приказ о создании «Шерут Авир» (в переводе с иврита - воздушная служба), впоследствии переименованной
в «Хейль Авир» (военно-воздушные силы).
Создавать израильские ВВС пришлось уже в боях Войны за независимость. У молодого еврейского государства еще не было ни самолетов, ни подготовленных кадров, а израильские города и села уже подвергались вражеским авианалетам. Буквально под огнем врага осуществлялись закупки авиатехники, в Израиль стали прибывать еврейские добровольцы - летчики из разных стран мира. Первые самолеты удалось закупить в Чехословакии. Воздушным путем их доставляли в Израиль, собирали прямо на аэродромах, и летчики шли в бой на новых боевых машинах. В ходе воздушных боев израильские пилоты захватили господство в воздухе и сбили 18 самолетов противника. Бомбовые удары наносились по боевым позициям и тыловым объектам врага.
С тех пор назначением израильских ВВС являются завоевание господства в воздухе и защита населения Израиля и его вооруженных сил от агрессивных атак вражеских армий и террористических организаций. Израильские ВВС обладают мощным парком боевой техники, уникальным боевым опытом, накопленным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах, но главная сила «Хейль Авир» - это люди. Профессионализм и мужество пилотов и наземного персонала овеяны легендарной славой. В воздушных боях израильские асы сбили 686 вражеских самолетов, потеряв только 23 своих. Такого соотношения побед к потерям (30:1) нет ни у одних ВВС мира.
Боевые действия израильских ВВС основываются на целом спектре стратегических планов, тактических и пилотажных приемов, инициативе и нетривиальном подходе к решению боевых задач на всех уровнях: от рядовых пилотов до командиров авиационных соединений. В полной мере этот принцип раскрылся в Шестидневную войну 1967 года. 5 июня в 07.45 израильские ВВС атаковали по всему фронту. Их план действий заключался в нанесении удара по авиабазам и уничтожении всех боевых самолетов противника на земле. Вместо того чтобы лететь прямо на цели, первая волна израильских самолетов полетела в открытое море, развернулась и на малой высоте, над гребнями волн, подошла с запада - совсем не с того направления, с которого ждали атаки египтяне. Уничтожив 300 из 320 египетских самолетов, израильтяне немедленно перешли к уничтожению ВВС других арабских государств, граничащих с Израилем. После сокрушительных ударов ВВС Ирака, Иордании и Сирии были также уничтожены. В воздушных боях израильские летчики сбили еще шестьдесят самолетов врага.
Главком израильских ВВС генерал Мордехай Ход сказал тогда: «Шестнадцать лет планирования нашли отражение в этих захватывающих восьмидесяти часах. Мы жили этим планом, мы ложились спать и ели, думая о нем. И наконец, мы сделали это». Секрет этой выдающейся победы кроется в первую очередь в высочайшей боевой выучке летчиков и наземного персонала - многие летчики совершали по 8-10 боевых вылетов в день.
В тяжелых воздушных боях войны Судного дня в 1973 году израильские летчики сбили 277 вражеских самолетов, потеряв только пять своих.
Стратегия воздушной войны ХХI века была опробована израильскими ВВС в 1982 году в кампании «Мир Галилее», целью которой являлось отражение террористических атак на северные границы Израиля. 9 июня израильская разведка обнаружила в ливанской долине Бекаа группировку войск противника, которая находилась под защитой двадцати батарей зенитно-ракетных комплексов и авиации. В воздух были немедленно подняты десятки израильских самолетов для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. В воздухе также находились самолеты с радиолокационными станциями, отслеживавшими полеты вражеской авиации, и самолеты для ведения радиоэлектронной борьбы, подавившие системы связи и управления противника. Управление воздушными боями осуществлялось в реальном времени - вся электронная информация о противнике стекалась в центры управления израильских штабов, откуда немедленно шли телеуказания непосредственно израильским пилотам. Итог воздушного сражения в долине Бекаа говорит сам за себя - израильские ВВС уничтожили до 80 самолетов и 19 батарей зенитно-ракетных комплексов противника, не потеряв при этом ни одного своего самолета.
Залогом успехов ВВС является применение новейших технических разработок. Значительную часть боевой техники и вооружений «Хейль Авир» составляют изделия израильской авиационной промышленности. Концерн «Таасия Авирит», созданный в 1953 году, является одной из крупнейших аэрокосмических фирм мира. На его предприятиях и в конструкторских бюро работают десятки тысяч квалифицированных специалистов, выпускающих авиационную технику и электронное оборудование в соответствии с жесткими требованиями израильских ВВС. Здесь были осуществлены такие выдающиеся проекты, как создание многоцелевых боевых самолетов «Кфир» и «Лави», во многом ставшие примером для разработок в других странах.
По количеству и качеству боевой техники, состоящей на вооружении, израильские ВВС принадлежат к сильнейшим в мире. По данным печати, авиационный парк ВВС Израиля составляет более тысячи самолетов, в том числе около 700 суперсовременных истребителей и штурмовиков. Широко представлены самолеты военно-транспортной авиации, а также боевые вертолеты. Но главная сила израильских ВВС - этого тысячи летчиков и авиационных специалистов, чье мужество и мастерство принесли мировое признание израильской военной авиации.

Летчики являются элитой израильской армии. Подготовка одного летчика-аса стоит один миллион долларов, и поэтому пилотами «Хейль Авир» могут стать только лучшие из лучших. Подготовка летчиков ВВС осуществляется в Академии военно-воздушных сил. Отбор кандидатов начинается еще со школьной скамьи в авиаклубах авиационной секции Гадны. Многочисленные испытания позволяют выявить не только физические и интеллектуальные способности будущего кадета, но и его лидерские качества, а также способность быть членом экипажа и работать в составе группы. Прошедшим этот этап испытаний предстоит недельный тест на выживание в экстремальных ситуациях. Только преодолевшие все эти барьеры приступают к освоению летного мастерства. До недавнего времени среди боевых пилотов не было женщин. Однако сейчас сломан и этот барьер - первой женщиной-кадетом ВВС стала восемнадцатилетняя Эллис Миллер, прошедшая вместе с парнями все приемные испытания.
Трехлетний курс обучения состоит из нескольких этапов. Первоначально происходит распределение кадетов по летным специальностям - кому-то предстоит стать пилотом, кому-то - штурманом или бортинженером. В дальнейшем из числа кадетов выделяют будущих летчиков-истребителей, пилотов транспортной авиации и вертолетов. На протяжении всего периода обучения кадеты находятся в ситуации жесткого давления и высоких нагрузок, всячески стимулируется соревновательный дух - ведь только 10 % кадетов станут в конце концов профессиональными боевыми летчиками. Два ивритских слова - Хатовим ле Тайяс - символизируют философию военно-воздушных сил: только лучшие становятся летчиками «Хейль Авир».

Примечание: Статистические данные, приведенные в статье, являются официальной информацией Военно-воздушных сил Израиля (

БОЕВАЯ АВИАЦИЯ ИЗРАИЛЯ

По количеству самолетов и вертолетов она не уступает ведущим странам Европы, а пилотов для нее начинают готовить со школьной скамьи
Марк Штейнберг

Хэйль авир - так на иврите называются военно-воздушные силы еврейского государства, которые считаются главным ударным орудием ЦАХАЛа. Основаны они были в октябре 1947 года и к началу войны за независимость составляли 4 эскадрильи из 28 легких пассажирских самолетов. Их переоборудовали, установили пулеметы и самодельные бомбосбрасыватели. Пилотировали эти машины опытные летчики, участники Второй мировой войны. И хотя среди их самолетов не было ни одного боевого, но действия первых эскадрилий ЦАХАЛа наводили на арабов ужас.

В ходе войны к ним присоединились 25 "Мессершмиттов", купленных в Чехословакии, 13 истребителей, приобретенных в США и 10 - из Южной Африки, на которых прилетели еще 40 летчиков-добровольцев.

Несмотря на такое разномастное и отнюдь не современное оснащение, израильская авиация доминировала на полях сражений, и, когда к окруженным в районе Фалуджи египтянам на помощь пришли британские штурмовики, еврейские пилоты разгромили их наголову, сбив 6 самолетов.

В последующих войнах Хэйль авир был оснащен в основном французскими истребителями "Мистер" и "Мираж". На этих машинах израильтяне неуклонно завоевывали господство в воздухе, что и было одной из главных предпосылок разгрома арабских армий.

И только в 70-х годах началось перевооружение Хэйль авир на самолеты американского производства. Одновременно израильские фирмы приступили к реализации собственных проектов изготовления боевых машин. И сегодня Израиль входит в число немногих стран, производящих современные истребители, к числу которых относится состоящий на вооружении "Кфир". Но еще до него израильские конструкторы создали истребитель-бомбардировщик "Лави", по своим характеристикам превосходящий современные ему самолеты. Американцы же буквально заставили их прекратить доводку этой машины, обязавшись поставлять взамен свои истребители. Сегодня именно они и составляют основную часть парка боевых самолетов ВВС Израиля.

Организационно ВВС состоят из авиации и противовоздушной обороны. Возглавляющий Хэйль авир командующий (в данное время генерал-майор Дан Халуц) подчинен начальнику генштаба и отвечает за боевую готовность, развитие, оперативную подготовку и материально-техническое обеспечение ВВС, штаб которых расположен в Тель-Авиве.

По количеству самолетов и вертолетов израильская авиация не уступает ведущим странам Европы. Боевых самолетов у нее более 700, из них в резерве 250. 18 эскадрилий, состоящих из 86 перехватчиков Ф-15 "Стайк Игл", 232 истребителя-бомбардировщика Ф-16 "Файтинг Фалкон", 50 истребителей-бомбардировщиков Ф-4 "Фантом", 100 фронтовых штурмовиков А-4 "Скай Хок" и 250 истребителей-бомбардировщиков "Кфир". Основу боевой авиации составляют американские самолеты Ф-15 и Ф-16, способные доставить на дальность до 1500 км свыше 10 тонн бомб и ракет.

В составе разведывательного соединения 10 самолетов типа "Авакс", 6 "Боингов", оборудованных системой обнаружения "Фалкон", 33 дальних разведчика и самолета радиоэлектронной борьбы. Военно-транспортная авиация состоит из 5 эскадрилий - 34 транспортных и 8 заправочных самолетов. Вертолетное соединение насчитывает 130 ударных вертолетов, 153 транспортно-десантных и 10 противолодочных вертолетов.

Части и подразделения ВВС дислоцированы на 10 авиабазах. Кроме того, имеется еще 47 аэродромов, из которых только три - с грунтовыми ВПП, остальные - с твердым покрытием. Все они оснащены системами, обеспечивающими полеты в сложных метеоусловиях и ночью.

Личный состав авиации насчитывает 21 тыс. человек, в основном это кадровые офицеры и сержанты (еще 20 тыс. - в ПВО, по большей части - призывники). Наиболее пристальное внимание командование Хэйль авир уделяет комплектованию и подготовке летного контингента. В Израиле уже несколько десятилетий налажен отбор кандидатов на эту престижную военную службу.

Поиском юношей, пригодных по своим психофизическим данным стать пилотами, занимаются все призывные пункты, отыскивая их еще в средних школах. Отобранные выпускники проходят десятидневные сборы. Успешно завершившие их обучаются летной практике на легкомоторных самолетах в течение года. Лучшие становятся абитуриентами академии ВВС на авиабазе Хацерим. Но, несмотря на такую суровую селекцию, эту академию оканчивают не более 15% поступивших в нее первоначально.

В дальнейшем израильские пилоты непрерывно совершенствуют свое мастерство. У них самый большой в мире налет часов, на 30% превосходящий американских пилотов, хотя час полета современного истребителя обходится израильтянам в 17 тыс. долл. Более половины боевых летчиков из числа отслуживших находятся в мобилизационном резерве и систематически привлекаются к полетам, чтобы сохранить полученные навыки на уровне, не уступающем кадровым пилотам.

И те и другие пилоты обязаны проживать в непосредственной близости от авиабазы, где служат или к которой приписаны по мобплану. В их отношении соблюдается строжайший режим секретности, их запрещено фотографировать, их имена и местожительство составляют государственную тайну. Все мероприятия по подготовке пилотов и забота о них вполне оправданны высочайшим боевым мастерством этих воздушных бойцов.

Наземный технический персонал готовится в школе ВВС, расположенной в Беер-Шеве, руководители полетов, специалисты систем управления обучаются в Бикат-Увда.

По мобилизации все резервисты ВВС обязаны в течение 24-36 часов прибыть на свои авиабазы в полной готовности к боевым действиям. При этом личный состав ВВС увеличивается на 12 тыс. человек.

Войска ПВО вошли в состав Хэйль авир в 1965 году, когда на вооружение были приняты американские зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) типа "Хок". По данным журнала "Милитри текнолоджи", на 1 января 2003 года израильская ПВО состояла из 17 батарей ЗРК "Усовершенствованный ХОК", 6 батарей ЗРК "Пэтриот" и 8 батарей ЗРК ближнего действия "Чаппарэл".

Несмотря на такое сравнительно обильное количество средств ПВО, руководство Израиля полагало, что они не гарантируют страну от поражения оперативно-тактическими ракетами, которые имеются у потенциальных противников: Ирака, Ирана, Сирии и Египта. Поэтому с 1988 года специалисты израильской фирмы "Ай-эй-ай" и американской корпорации "Локхид-Мартин" разрабатывали противоракетный комплекс (ПРК), получивший наименование "Эрроу". Он был создан к 1998 году, испытан, и в 2000 году первая батарея поставлена на боевое дежурство в позиционном районе севернее Тель-Авива.

ПРК "Эрроу" предназначен для уверенного перехвата боеголовок оперативно-тактических ракет (дальностью до 1 тыс. км) и самолетов противника на расстояниях до 100 км и высотах до 50 км. Боевым средством перехвата служит двухступенчатая противоракета "Эрроу-2" с неотделяемой головной частью. Она оснащена комбинированной (инфракрасной и радиолокационной) головкой самонаведения, что обеспечивает надежный захват цели в сложных метеоусловиях и при наличии активных средств радиопротиводействия.

Осколочно-фугасная боевая часть направленного действия с неконтактным взрывателем поражает боеголовки неприятельских ракет и самолеты в радиусе до 75 м. Поисковая система ПРК "Эрроу" способна обнаруживать и сопровождать одновременно до 12 целей и наводить на каждую из них не менее двух противоракет. По своей боевой эффективности ПРК "Эрроу" относится к числу самых передовых из состоящих на вооружении в армиях планеты.

Батарея ПРК "Эрроу" состоит из четырех пусковых установок, несущих по шесть трубных контейнеров с противоракетами. Все установки, система обнаружения и наведения, а также командный пункт батареи смонтированы на колесных транспортерах высокой проходимости, что обеспечивает комплексу достаточную мобильность.

К 1 января текущего года в позиционных районах южнее Димона и восточнее Хайфы были развернуты 2-я и 3-я батареи ПРК "Эрроу". По оценке израильских экспертов, они обеспечивают надежное прикрытие от ударов оперативно-тактических ракет вероятных противников - в числе которых уже нет Ирака - до 85% территории еврейского государства.

С 1999 года по настоящее время для ПРК "Эрроу" закуплено 144 противоракеты по цене 1,5 млн. долл. каждая. Планируется закупать по 30 ПР ежегодно, вплоть до 2010 года.

По оценке военных аналитиков НАТО, боевая авиация, средства ПВО и ПРО Израиля в настоящее время являются самыми современными и наиболее боеспособными в регионе Ближнего и Среднего Востока

December 31st, 2017

Оригинал взят у коллеги oleggranovsky в Не мало ли лётчиков готовят в Израиле?

После снятия с вооружения 26.12.16 F-16A/B («Нец»), на вооружении остаются F-16C/D («Барак»), F-16I («Суфа»), F-15A/B/C/D («Баз»), F-15I («Раам») и F-35I («Адир»). Количество самолётов следующее:


  • «Адир» - 9 (ещё 41 заказаны);

  • «Раам» - 25;

  • «Баз» - получено 89, но 8 потеряны в авариях и катастрофах, 14 списаны или разобраны на запчасти, ещё 5 будут списаны вместо ныне модернизируемых F-15D, остаётся 62 (89-(8+14+5));

  • «Суфа» - получено 102, 4 потеряны в авариях и катастрофах, осталось 98;

  • «Барак» - получено 135, 4 (как минимум, скорее больше) потеряны в авариях и катастрофах, осталось 131. В ближайшее время возможна продажа 12 самолётов Хорватии и даже если эта сделка не состоится, это означает, что ВВС не заинтересованы в этих самолётах.

  • Итог: 9+25+62+98+131=325. На самом деле самолётов несколько меньше, нет полной информации о потерях «Барак» и списании «Баз», а 4 из недавно полученных F-15D ещё не введены в строй.

Самолёты часть жизни проводят на средних и капитальных ремонтах и модернизации, впрочем этот вопрос можно опустить: в случае наличия данных о приближении тотальной войны ВВС способны свернуть ремонт и поставить в строй практически весь авиапарк, как это было в 1967 г. Так что можно сказать, что боевых самолётов в Израиле чуть менее 325, думаю цифра в 310 вполне правдоподобна.

Сколько пилотов необходимо из расчёта на один самолёт? В прошлом мне приходилось читать утверждения, что в Израиле практикуют наличие 2 экипажей на каждый самолёт, на практике это не более чем миф. Например, имеются точные цифры наличия самолётов и лётчиков (включая резервистов) в той или иной эскадрилье в 1967 г. Вот данные по эскадрильям одноместных истребителей-бомбардировщиков того периода («Вотур» и «Фуга-Магистер» я опускаю):


  • 101-я («Мираж-3») - 22 самолёта, 32 лётчика, 1.4 лётчика на самолёт;

  • 117-я («Мираж-3») - 24 - 31 - 1.3;

  • 119-я («Мираж-3») - 22 - 20 - 0.9;

  • 105-я («Супер Мистер») - 35 - 26 - 0.7;

  • 109-я («Мистер-4») - 16 - 26 - 1.6;

  • 116-я («Мистер-4») - 17 - 23 - 1.3;

  • 107-я («Ураган») - 16 - 17 - 1.1;

  • 113-я («Ураган») - 35 - 28 - 0.8.

По 1973 г. столь подробной раскладки нет, но ВВС имели 391 боевой самолёт (включая фоторазведчики) и 650 лётчиков и штурманов для них. Наличие штурманов затрудняет точный подсчёт. Штурманы входили в состав экипажей «Фантомов», коих в ВВС было около 120. Однако до «Фантомов» профессия «штурман боевых самолётов» в ВВС практически отсутствовала, лишь считанные двухместные «Вотур» имели второго члена экипажа, таким образом массовая подготовка штурманов началась лишь с 1969 г., т.е. за 4 года до войны Судного дня. Так что сомнительно что штурманов было более 100. А 550 пилотов на 391 самолёт означает пропорцию 1.4.

Конечно, изменения в технике за прошедшие годы могли изменить эти пропорции. Например, в прошлом самолёты действовали практически только днём, ночные вылеты были редкими. Сейчас большинство истребителей-бомбардировщиков ВВС способны эффективно действовать и ночью. Казалось бы, это увеличивает потребности в пилотах, с другой стороны поломки и необходимость их устранения вряд ли позволят эксплуатировать тот или иной самолёт круглосуточно, т.е. одни эскадрильи будут более активны днём, другие - ночью.

В общем, точного ответа на второй вопрос у меня нет, но по-моему 1.4 пилота на самолёт будет достаточно. Т.е. на 310 самолётов необходимо 434 пилота.

Каков характер и продолжительности службы лётчика?

В рамках участия в лётном курсе необходимо обязаться на 7 лет службы по окончании Лётной школы (с 2015 г., ранее - 9 лет). Из этих 7 лет год - курсы оперативной тренировки (КААМ и КААМАМ). Далее начинается служба в одной из эскадрилий ВВС.

Лётчиков эскадрильи можно разделить на 3 категории:


  • те, кто постоянно служат в данной эскадрилье («Садир»);

  • резервисты («Милуим»); тут следует добавить, что лётчики, решившие не продлевать контракт после обязательных 7 лет или же ушедшие со службы после 2-го, 3-го и т.д. контрактов, продолжают летать в резерве, причём в отличии от обычных резервистов, служащих по несколько недель в год без перерыва (скажем 3-4 недели без перерыва или 2 раза по 2 недели, существует немало вариаций), лётчики-резервисты летают раз в неделю-две, набирая не менее 40 дней службы за год; нередко служат гораздо больше, 60-90 и даже 100 дней в году;

  • штатные должности на случай войны (hАЦАХ, «hацават Хирум») - лётчики, перешедшие на штабные должности, должности инструкторов или вышедшие на учёбу, во время войны возвращаются в одну из эскадрилий; для поддержания лётной подготовки они продолжают регулярно летать в эскадрильях, примерно как резервисты; конечно, есть штабные должности, которые должны быть заполнены и во время войны, но таких немного, а иногда для их заполнения есть резервист не являющийся лётчиком, или же бывший лётчик, уже прекративший полёты.

Таким образом, прекращение контракта, выход на учёбу, штабную или инструкторскую работу не снижает числа лётчиков ВВС на случай войны. Средний возраст выпускников Лётной школы 22 года, т.е. 23 после КААМ/КААМАМ, примерная продолжительность службы пилотом (включая резерв) - как минимум до 45 лет, но нередко гораздо больше, скажем Йеhуда Корен летал до 58 лет, Гиора Эпштейн - до 59, Амир Нахуми и Исраэль Баhарав - 60 (обычно в последние годы такой длинной службы пилоты только инструктажем).

Итак, с 23 до 45 лет службы плюс 20 лётчиков в год, имеем 440 пилотов. Катастрофичность в последние годы в Израиле очень низкая (1 катастрофа или тяжёлая авария в год для всех типов ЛА), есть конечно списания по болезням, ДТП и другие аварии, не связанные с ВВС, иные случаи прекращения полётов до 45, но все они с лихвой компенсируются теми, кто продолжает летать и после 45. Таким образом, 10 лётчиков-истребителей в выпуске каждого потока лётной школы достаточно.


  1. Шмуэль Гордон «30 Шаот Бэ-Октобер» («30 часов в октябре», 2008 г.), стр. 484.

  2. Дани Шалом «Ки Раам Бэ-Йом Баhир» («Как гром среди ясного неба», 2002 г.), стр. 621-622, 626.