Болезни Военный билет Призыв

Выразительное чтение статья. Выразительное чтение как вид художественной деятельности. Общие законы речи

· Выразительное чтение - возможность проникнуть в самую суть текста, учиться понимать его «внутренний мир». Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и - если присутствует - художественный смысл читаемого.

  • Выразительное чтение - одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

1) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

  • Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста читающим. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого проникновения в смысл текста

Средства речевой выразительности

  • В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности: интонации, логическому ударению, паузе, темпу, силе и высоте голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Интонация и ее компоненты

  • Значение интонации в выразительной речи очень велико. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. «Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия», - утверждают мастера художественного слова. Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения и фразы (синтагмы), выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и так далее, выражает чувства, мысли, состояния говорящего - так оценивают роль интонации филологи.
  • Поэтому в данном разделе рассмотрим компоненты интонации и рекомендации по формированию у учащихся интонационной выразительности.
  • Совокупность совместно действующих звуковых элементов устной речи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.
  • Основные элементы интонации (точнее компоненты) следующие:

1) сила, определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;

2) направление, определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса по звукам разной высоты;

3) скорость, определяющая темп и ритм речи и выражаемая в длительном звучании и остановках (паузах);

4) тембр (оттенок), определяющий характер звучания (эмоциональную окраску речи).

Ударение

· Цельная синтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмой может быть одно слово или группа слов. От паузы до паузы слова произносятся слитно. Слитность эта диктуется смыслом, содержанием предложения. Группа слов, представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем. Одно из слов в группе выделяется: на него падает фразовое ударение.

· Практически это достигается небольшим усилием или повышением голоса, замедлением темпа произнесения слова, паузой после него.

· От фразового надо отличать логическое ударение (правда, иногда эти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе и фразовое, и логическое ударение).

· Главное по мысли слово в предложении выделяется тоном голоса и силой выдыхания, оно выдвигается первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слова на передний план в смысловом отношении и называется логическим ударением. В простом предложении, как правило, одно логическое ударение.

· Логическое ударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительной речи, К.С. Станиславский говорил: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» Если логическое ударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным. правильная постановка логического ударения определяется смыслом всего произведения или его части. В каждом предложении необходимо найти слово, на которое падает логическое ударение.

  • Практика чтения и речи выработала ряд указаний, как следует ставить логическое ударение. Эти правила изложены, например, в известной книге Всеволода Аксенова «Искусство художественного слова». За немногими исключениями, эти правила помогают при прочтении подготавливаемого текста. Некоторые из них.

1. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.

2. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных, иногда на глаголах в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением.

3. При сопоставлении постановка логического ударения этому правилу не подчиняется.

4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопросы чей? кого? чего?

5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего требует ударение на каждом слове с возрастающим усилием.

6. Перечисление во всех случаях (так же, как и счет) требует на каждом слове самостоятельного ударения.

· Механически применять эти правила постановки логического ударения нельзя. Всегда следует учитывать содержание всего произведения, его ведущую идею, весь контекст, а также задачи, которые ставит себе учитель, читая произведение в данной аудитории.

  • Не рекомендуется и «злоупотреблять» логическим ударением.
  • Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл. Иногда перегрузка это является результатом разделения слов при произношении. «Разделение есть первый шаг к распространению ударения на о, что ударения не требует: это начало той невыносимой речи, где каждое слово становится «значительным», где больше не важного, потому ничто уже ничего не значит. Невыносима такая речь, она хуже, чем неясная, потому что неясную не слышишь или можно не слушать, а эта речь заставляет себя слушать, а вместе с тем - понять нельзя, ибо когда ударение не помогает ясному раскрытию мысли, оно искажает и разрушает ее». (8)
  • Надо научиться не только ставить ударения, но и снимать или ослаблять, затушевывая остальную часть фразы. Суетливость тяжелит речь. Оберегает ее спокойствие и выдержка. Снятие ударений с других слов уже выделяет ударное слово.

Пауза, темп, ритм речи

· Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты. Но в обыкновенной связной речи нет четкой делимости на слова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи в произношении. Знаком, сигналом остановки служит смысловая законченность синтагмы или предложения.

· При выразительном чтении группировка слов по синтагмам облегчает чтецу анализ текста, а слушателям - правильное восприятие его на слух. объединение слов по группам придает предложению звуковую цельность, законченность. Восприятие читаемого текста, расчлененного на синтагмы, с обозначением синтагматического (фразового) ударения, гораздо легче уже потому, что при таком чтении устанавливается смысл всех логических связей в предложении и далее в тексте, а тем самым дается истолкование текста, обеспечивающее убедительную и правильную его передачу.

· Членение речи обозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могу быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними слитно, как одно слово. Пауза членит фразу на звенья. Слова в пределах текста произносятся слитно.

· При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль. Надо научиться хорошо слышать паузу и соблюдать ее при чтении.

· Логические паузы оформляют речь, придают ей законченность. Иногда логическая пауза переходит в психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определяемое, очень небольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться в активную психологическую».

· Психологическая пауза - остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обуславливается отношением чтеца к событию, к действующему лицу, к его поступкам. Она отражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировку слов, так как проистекает из внутренней жизни, жизни воображения. Значение ее характеризуется В.Аксеновым так: «Психологическая пауза может возникнуть в начале фразы - перед словами, внутри фразы - между словами, в конце фразы - после прочитанных слов. В первом случае она предупреждает значение слов предстоящих; во втором проявляет психологическую зависимость (объединяющую или разъединяющую) высказанной мысли от мысли последующей, подчеркивая значение этих мыслей и отношений к ним в третьем случае она задерживает внимание на отзвучавших словах и образах, как бы продлевая в молчании глубину их значения. воздействие психологической паузы в последнем случае огромно». (6)

· Психологическая пауза - выразительное средство при чтении произведения. Во выражению Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным оружием общения. Все паузы умеют доказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный. «Пауза - важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей», - утверждал Василий Аксенов

· Паузное членение речи (паузировка) очень важно для осмысления читаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами, следующими одна за другой выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.

· С паузировкой неразрывно связаны темп и ритм. Звуки речи слагаются в слоги и слова, то есть в ритмические части или группы. Одни ритмические части или группы требуют отрывного произношения, другие - плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и так далее. Между потоками этих звуков имеются паузы - тоже раной длительности. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный темп и ритм. «Темп есть быстрота чередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере. Ритм есть количественное отношение действенных длительностей (движения звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере».

· Так определяет К.С.Станиславский понятие темпа и ритма, необходимые для изучения устной выразительной речи. Эти понятия очень близки, а сами явления почти неразделимы в речи. К.С.Станиславский объединяет темп и ритм в одно понятие «темпо-ритм».

· «Буквы, слоги и слова, - писал он, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной».

· Речь должна быть в одних случаях плавной, слитной, в других - быстрой, легкой, четкой, чеканной. Такая гибкость речи приобретается сознательным стремлением выработать в себе чувство темпа и ритма. Темп и ритм в свою очередь определяются смысловой стороной читаемого текста и намерениями читающего или рассказывающего.

· На протяжении предложения или всего высказывания темпо-ритм меняется в зависимости от смысла. Если вы хотите привлечь внимание слушателя, вы произнесете фразу или ее часть замедленно, подчеркнуто вводные же слова или предложения мысли, второстепенные, высказываемые между прочим, произнесете в среднем или даже быстром темпе.

искусство воссоздания в живом слове чувств и мыслей, к-рыми насыщено худож. произведение, выражения личного отношения исполнителя к произведению. Термин «В. ч.» получил распространение в сер. 19 в. и наравне с терминами «декламация» и «худож. чтение» обозначал искусство худож. слова и предмет обучения этому искусству детей. В 80-х гг. 19 в. появились первые метод. статьи и пособия для учителей, излагающие основы теории и методики искусства худож. чтения. До 60-х гг. 20 в. методика обучения В. ч. в Значит. мере строилась на положениях, высказанных в этих пособиях М. М. Бродовским, Д. Д. Коровя-ковым, В. П. Острогорским и др.: предварит. подбор интонаций чтеца в соответствии с установленной заранее классификацией тонов и тембров человеческого голоса и использование «шести рычагов тона» (К. С. Станиславский), определяющих темп чтения, силу и высоту звучания голоса.

В соответствии с совр. науч. представлениями интонация возникает самопроизвольно, как следствие исполнительской трактовки замысла, нравств.-эстетич. позиции, идеала автора худож. произведения. В. ч. - одно из средств, благодаря к-рому учитель вызывает у детей сопереживание, помогая им не только верно понять, но и ощутить автора, обогатиться его высокими помыслами и благородными чувствами. В. ч. является также показателем сознательности чтения. Оно усиливает воспитат. воздействие произведения, повышает культуру речи детей и является одним из средств развития эстетич. потребности, обогащения эмоциональной сферы, формирования личности.

Специфика В. ч. учителя состоит в умении сдержанно и убедительно, просто, искренне и доходчиво преподнести учащимся раздумья, чувства, переживания, настроения автора, воссоздавая эстетич. своеобразие произведения, особенности его худож. формы, жанра, стиля, и в то же время отразить свое личное отношение к произведению. Чтение перед учащимися худож. текста - одна из форм самовыражения учителя, самораскрытия его духовного облика. От учителя лит-ры искусство В. ч. требует наличия природных задатков, наиб. важными из к-рых являются речевой слух, живое воссоздающее и творческое воображение, эмоциональная отзывчивость (способность к сопереживанию), способность к целенаправленному волевому воздействию на слушателей.

При определении характера и методов работы по В, ч. необходимо исходить из реальных возможностей и учителя, и учащихся, их способностей, наклонностей, темперамента, общего развития, психол. и физич. состояния в процессе работы над текстом. Настаивая на непосредственности выражения чувств и переживаний, Станиславский предостерегал от аффектации, ложной артистичности, стремления покрасоваться, а также от шаблона, механич. воссоздания текста, ибо «механически любить, страдать, ненавидеть без всякого переживания нельзя» (Собр. соч., т. 2, М., 1955, с. 159). Работа по В. ч. основана на принципе искренности переживаний. Не следует требовать от детей выражения чувств (напр., горя или радости), не проявившихся у них при чтении произведения, но помочь понять эти чувства - необходимо, для этого нужно стремиться создавать на уроке такую атмосферу, к-рая бы вызвала сопереживания. Важно мастерски исполнить текст, убедительно и интересно рассказать об авторе, обстоятельствах, при к-рых создавалось произведение, вызвать активность учащихся, разбудить их воображение.

Процесс подготовки учителя к уроку В. ч. проходит по след, ступеням: перво-нач. ознакомление с текстом, аналитич. работа (разбор текста), определение исполнительских задач и тренировка в декламации, выделение, уточнение, осмысление круга вопросов, подлежащих объяснению на уроке. В процессе восприятия текста интенсивно работают чувство и воображение. Эту стадию работы над произведением В. Г. Белинский называл моментом «восторга» и настаивал на том, что сначала произведение воспринимается сердцем, а уже потом умом. На второй стадии обращения к тексту, к-рую Белинский определял как «истинное наслаждение», ведущим фактором становится мышление, к-рое углубляет эмоциональное восприятие, развивает эстс-тич. чувство. На третьей стадии работы учитель определяет для себя исполнительскую задачу и отрабатывает манеру исполнения. На четвертой - отбирает круг вопросов (ист. и биографич. справки, объяснение непонятных слов и т. д.), облегчающих школьнику восприятие произведения и работу по его воссозданию в живом слове.

Обучение В. ч. в школе - творческий процесс, включает элементы поисков, находок, открытий, учитывает реальные возможности учащихся. Работа по В. ч. требует создания в классе психол. климата, способствующего умственному и чувственному восприятию учениками произведений. наиб. эффективный метод обучения В. ч. - показ. Цель его состоит не в том, чтобы навязать ученикам готовую интонацию, а в том, чтобы вызвать в их воображении живые картины, возбудить их чувства. Важное место в этой работе отводится использованию звукозаписей, к-рые дают возможность школьнику слушать исполнение худож. произведения мастерами худож. слова (В. И. Качаловым, В. Н. Яхонтовым, Д. Н. Орловым и др.). Прием сопоставления побуждает к обсуждению, оценке разл. трактовок исполнителем авторского замысла и предупреждает от формального копирования. Он имеет след, разновидности: сопоставление исполнения учащегося с исполнением учителя, сопоставление исполнения двух (и более) учащихся, сопоставление контрастно звучащих вариантов в исполнении учителя, воссоздание учителем интонаций учащегося, иногда с оттенком шаржирования, т.е. учитель должен подчеркнуть ошибку своим повторением и направить исполнение к правильному тону - «от противного». Средством, стимулирующим развитие творческого воображения, является устный рисунок, т.е. устное описание картин, к-рые возникают либо должны возникнуть в воображении ученика. Обучая школьников В. ч., учитель использует также беседу. Эффективны и элементы хорового чтения на уроке, помогающие нек-рым учащимся преодолеть застенчивость. Кроме того, хоровое чтение заражает общим подъемом, настроением, тоном, к-рый задает учитель показом. Важное значение в методике В. ч. придается чтению в лицах, к-рое практикуется, как правило, на заключит. этапе работы над текстом.

Уч. программы школы содержат требования к умениям учащихся по В. ч.: читать четко, внятно, соблюдать нормы орфоэпии, владеть «шестью рычагами тона» (громче - тише, выше - ниже, быстрее - медленнее), умением «читать знаки препинания», видеть «внутренним взором» нарисованные автором картины, ощущать их, воссоздавать чувства в чтении («рисовать интонацией»), соблюдать паузы психол., нач., финальные и т. д. Тактичное и доброжелат. отношение педагога к детям, вдумчиво-аналитич. подход к каждому из них обеспечивают планомерное и систематич. совершенствование их навыков в искусстве В. ч. Лит.: Коровяков Д. Д., Иск-вой этюды выразит, чтения худож. лит. произведений, СПБ, 1914; Артоболевский Г. В., Очерки по худож. чтению, М., 1959; Завадская Т. Ф., Роль выразит, чтения в эстетич. развитии учащихся. (Нач. школа), М., 1960; Качурин М. Г., Выразит, чтение в VIII-X кл. Л., 1960; Аксенов В. Н., Иск-во худож. слова, М.; Ф и p с о в Г. П., Выразит, чтение на уроках рус. языка, М., I9602; Орлов Д. Н., Книга о творчестве, М., 1962; Смирнов С. А., Преподавание лит-ры в V-VIII кл., М., 1962; Методика выразит, чтения, М., 1977; Соловьева H. M., Завадская Т. Ф., Выразит, чтение в 4-8 кл., М., 1983; Буяльский Б. А., Иск-во выразит, чтения, М., 1986.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Ученый-педагог М.А.Рыбникова считала, что «выразительно чтение - это… первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе…». (22)

Выразительное чтение - возможность проникнуть в самую суть произведения, учиться понимать внутренний мир героев. Оно углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

Основной принцип выразительного чтения - проникновение в идейный и художественный смысл читаемого.

Выразительное чтение - одна из сторон навыка чтения. Чтение, которое правильно передает идейное содержание произведения, его образы. Признаки выразительного чтения:

2) умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

3) умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

4) хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп. (30)

Выразительность - важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов. Мы называем выразительным такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. Прочитать текст выразительно, значит:

1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем

3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Программа начальных классов требует от учащихся элементарных средств выразительности: соблюдение пауз, логического ударения, верной интонационной окраски. К этому надо добавить, что основой выразительного чтения детей является стремление наиболее ясно выразить свое понимание к прочитанному.

Большое влияние на учащихся оказывает выразительное чтение учителя. Чем выразительнее прочитал учитель, тем глубже и устойчивее впечатление, оставшееся в сознании юных слушателей, и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Чтение учителя доставляет детям эстетическую радость, раскрывая благородство нравственного облика героя, вызывая глубокие эмоциональные переживания - «упражнения в нравственном чувствовании», как называл их К.Д.Ушинский. Наблюдая образцовое чтение учителя, учащиеся стремятся и сами при чтении раскрывать сове отношение к прочитанному всеми доступными им средствами.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста учащимися. Естественной, правильной выразительности можно достигнуть лишь на основе вдумчивого чтения и достаточно глубокого анализа образов произведения. Это не значит, что до обобщающей беседы мы де уделяем внимания этой стороне чтения.

Наоборот, в процессе повторного громкого чтения мы используем всякую возможность для постепенной подготовки к выразительному чтению: предлагаем правильно прочитать уже осмысленные детьми отрывки или эпизоды; обращаем их внимание на отдельные изобразительные средства, отыскивая в них логически и эмоционально важно слово, требуем соблюдения интонации, соответствующей знакам препинания, - словом, на протяжении урока помогаем учащимся овладеть необходимыми средствами выразительности.

К чтению учителя и школьника нельзя предъявлять те же требования, что к художественному чтению артиста, владеющего, кроме специально оставленного голоса, и другими средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованной подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А.Горбушиной (7):

1. Соблюдение знаков препинания. Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов.

Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит тот или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Постепенно учащиеся усваивают типичные интонации и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее. В третьем классе учащиеся узнают о том, какие знаки препинания не требуют пауз и изменения тона. Так, не делается остановки перед обращением, стоящим в конце предложения, не выделяются пауза или одиночные вводные слова и одиночные деепричастия.

2. Паузы логические и психологические.

Они не зависят от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

Психологическая пауза нужна для перехода от одной части произведения к другой, резко отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед концовкой басни, в кульминационной части сказки или рассказа, а также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленное» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.

3. Ударение.

В предложении или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

Выразительность чтения очень повышается благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения, то обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.

Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.

4. Темп и ритм чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее требование к темпу выразительного чтения - соответствие его тему устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Изменение темпа является хорошим приемом характерной окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо приучать детей при выборе ритма в каждом отдельном случае идти прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, какая картина рисуется. (28)

5. Интонация.

Определение интонации дано О.В. Кубасовой (), которая в это широкое понятие включает использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то ест в понижении и в повышении голоса. Также изменения высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительными, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему.

Вопрос об основной окраске тона обычно ставится перед детьми после полного или частичного разбора содержания, на основе освоения детьми образов, мыслей произведения. При этом недопустимо директивное определение тона: надо, мол, читать грустно или весело. Только тогда выразительность будет искренней, живой и богатой, когда мы сумеем разбудить в ученике стремление передать слушателям свое понимание прочитанного. Это возможно при условии глубокого восприятия содержания на основе анализа, после чего ставится вопрос, стимулирующий чтеца к выражению воспринятого.

После подготовки чтения учащиеся приобретают живую, естественную окраску, интонация становится осмысленной и психологически оправданной.

Обучение выразительному чтению - одна из главных задач начального обучения младших школьников. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех лет начального обучения. исходным моментом обучения выразительности речи и чтения является живая, разговорная речь. Развивая звуковую сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборо. Разница заключается в том, что в речи отражается замысел, намерение говорящего и конструируется собственное высказывание, а при чтении передается «чужой» текст, составленный автором (писателем, поэтом) и прежде чем прочитать произведение выразительно, надо предварительно изучит его, понять содержание (идею и замысел писателя) и только после этого преподнести слушателю, прием произнести текст вслух так, чтобы он дошел до слушателя и эстетически воздействовал на него.

Выразительная речь - устная произносимая речь, соответствующая содержанию высказывания или читаемого текста. Средство выразительности звучащей речи - интонация. При поступлении в школу дети уже владеют родным языком, имеют определенный запас слов, употребляют их в разговоре, в понятных для окружающих сочетаниях, умеют ответить на вопросы и так далее. Вместе с усвоением языка дети усваивают обычные в обиходе интонации, хотя пока все эти элементы не вычленяются ими и не осознаются, так как усвоены по подражанию, имитационным путем.

При обучении грамоте (письму и чтению), а затем при усвоении фонетики и грамматики все элементы структуры языка постепенно осознаются, в том числе осознается и интонация как способ реализации языка в звучащей речи. Именно на этом уровне звучания достигается разборчивость и выразительность речи.

Разборчивость речи - прежде всего ясное, четкое произношение звуков. Оно вырабатывается путем специальных дикционных упражнений. интонационная работа требует особой работы как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных часов для этого не отводится или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

Обучение выразительности речи и чтения продолжается и в средней школе, где выразительное чтение рассматривается как искусство художественного чтения в условиях школы, как один из путей повышения культуры устной речи и наглядного обучения литературе, поскольку оно ведет к углублению образного анализа художественного произведения и раскрывает мастерство писателя. В действующей программе средних и старших классов школы требуется, чтобы на каждом связном тексте учащиеся упражнялись в выразительном чтении, чтобы ни один текс на уроке не был прочитан монотонно, невыразительно. Это обязывает учителя начальных классов соответственно подготовить младших школьников к предстоящей работе по выразительному чтению и тем самым обеспечить преемственность при обучении детей в последующих классах.

Таким образом, все эти требования, предложенные Л.А.Горбушиной, очень важны в обучении выразительному чтению в начальных классах.

Далее необходимо рассмотреть вопрос о технике речи. С первых дней учебы необходимо знакомить детей с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание - здоровье.

Выразительное чтение зависит от умения читающего видеть своим голосом, его свойствами. Голос, как и дыхание, следует развивать лучший голос - естественных, средней силы и высоты, которым владеет хорошо читающий.

Несколько слов о дикции, четком произношении звуков, слов, фраз. Хорошая дикция одинаково важна как для читающего, так и для слушающего. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок.

В работе над выразительностью речи большое внимание надо уделять средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности - интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно, сама собой, так как говорящий выражает свои мысли и чувства.

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации.

Рассмотрим составляющие техники речи, представленные в статье В.Г. Гуро-Фролова «Работа над выразительными средствами речи». (21)

1. Дыхание.

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит в перерывах между словами или фразами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания - смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок - пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нерационально.

Выработка правильного произвольного дыхания требует тренировки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше проводить под руководством опытного чтеца или специалиста-преподавателя. При известном самоконтроле можно работать над своим дыханием самому.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, которые называется голосом.

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (благозвучности. В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты могут быть исправлены ил сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблюдая определенный режим, не перенапрягать голосовые связки, разгоряченным не выходить на улицу в морозную погоду.

Следует различать силу звука и громкость. Сила звука - объективная величина, характеризующая реальную энергию звука… Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, то есть понятие субъективное. Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы. Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится по выше, то ниже. Чтобы голос легко приходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуковысотный диапазон и знать его предел.

Надо развивать средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивать голос в смысле подвижности, надо сменой его длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства ритма. Прежде всего следует вырабатывать спокойный, ровный и плавный темп речи.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса различается еще по своему качеству, то есть по окраске голоса - тембру.

3. Дикция.

Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и звуков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляция). По указанию определенных участков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, то есть правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуковой речи обычно занимаются на уроках русского языка в связи с работай по разделу фонетики. Первые начальные упражнения желательно проводить под руководством опытного преподавателя. Кроме того, необходимо настойчиво заниматься самостоятельно, отыскивая правильное произношение слов. (17)

Учитель должен обязательно учитывать в обучении выразительному чтению все составляющие техники речи, так как они помогают целесообразно использовать голос.

РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКУМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Глава 1. ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ КАК ВИД ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Литературное произведение всякий раз оживает, когда человек открывает книгу и начинает ее читать. Чтение про себя более быстрое: мы не проговариваем слова полностью, угадывая по началу их продолжение. Но если мы читаем вслух, то каждое слово оживает и звучит, воздействуя на чувства слушателей. Задумайтесь над тем, что значит прочесть литературное произведение выразительно. Что нужно выразить, как это сделать и как к этому подготовить маленького ребенка, еще не умеющего читать?

Процессы восприятия при чтении и слушании имеют ряд различий.

Читатель, в отличие от слушателя, может остановиться и даже вернуться к уже прочитанным эпизодам; может, стремясь быстрее узнать, как закончатся события и к чему приведет автор своих героев, “проглотить” произведение, прочитать его “по диагонали” или заглянуть в конец, даже не прочитав середины, и лишь потом спокойно вернуться в начало, интересуясь не только ходом событий, но и идеей, которую стремился высказать автор.

Слушатель же не может отвлечься, его внимание должно быть всегда активным, сосредоточенным на тексте, иначе он не воспримет детали содержания и формы, что может привести к неправильному пониманию произведения в целом.

Слушатель не может остановить процесс восприятия по своей воле, все непонятое в процессе слушания откладывается на потом и часто забывается в ходе дальнейшего восприятия. Поэтому осмысление произведения, воспринимаемого на слух, – деятельность более сложная, чем осмысление читаемого произведения. Обычно прослушанное произведение позже перечитывается самостоятельно для более полного и глубокого его понимания.

Читатель абсолютно самостоятелен, вступая в общение с автором один на один, а слушатель зависит и от мастерства исполнителя, и от его субъективного понимания произведения. Ведь чтец – тот же читатель, который осмыслил произведение и предлагает слушателю свою художественную интерпретацию (толкование) авторской идеи. Чем талантливее чтец как исполнитель, тем сильнее его воздействие на слушателя, тем больше вероятность подчинения слушателя интерпретации, которая не всегда оказывается адекватной авторской идее.

Выразительное (художественное) чтение – это вид художественной деятельности. Как у любой деятельности, у выразительного чтения (в дальнейшем – ВЧ) есть свои цели, мотивы, потребности, средства, свой предмет, свои поступки (действия, операции), свой результат.

Рассмотрим каждый элемент этой художественной деятельности.

Цель ВЧ. Чтец – исполнитель художественного произведения – оказывается посредником между автором и слушателем. Это означает, что цель чтеца – донести до слушателя не только содержание произведения, но и его подтекст (смысл) и идею.

Потребностью художественной деятельности является самовыражение личности. Потребность в ВЧ вызвана склонностями и способностями личности к этой деятельности, намерением раскрыть свой творческий потенциал именно в этой сфере художественной деятельности.

В педагогике потребность в выразительном чтении может вызываться не только внутренней жизнью личности, но и внешними обстоятельствами – задачами, связанными с воспитанием и обучением подрастающего поколения. В этом случае ВЧ само становится средством, педагогическим инструментом.

Осознанная потребность претворяется в мотив деятельности, в данном случае мотивы могут быть социальными, вызванными желанием способствовать духовному, культурному развитию общества или его отдельной группы (детей в детском саду или школе), отдельной личности (ребенка), – и личностными, основанными на стремлении реализовать себя в художественном слове, донести до слушателей свое понимание произведения. В идеале социальные и личностные мотивы должны влиять на деятельность в комплексе и выступать как социально-личностные.

Средством достижения цели является исполнение произведения посредством речевого аппарата человека, его голоса.

Поступки, действия, операции чтения включают стадии подготовки к выразительному чтению (чтение произведения, его анализ, создание интерпретации, постановка задачи чтения, поиск выразительных речевых и неречевых средств для решения задачи; репетиции) и реализации деятельности в конкретном исполнении – выразительном произнесении текста, сопровождаемом при необходимости мимикой, жестами и движениями.

Результат деятельности – восприятие произведения слушателями и их эстетические реакции на произведение и на исполнение; повышение уровня культуры и уровня эстетического и духовного развития слушателей.

Цель чтеца

Рассматривая со своими учениками сценическую речь, К.С. Станиславский называл ее словесным действием.

Задания

1. Прочитайте фрагмент из книги К.С. Станиславского “Работа актера над собой” (М.; Л., 1948. – С. 125-127).

Нужно ли объяснять, что слово, не насыщенное изнутри и взятое отдельно, само по себе является простой внешней кличкой.

Текст <...> состоящий из таких кличек, – ряд пустых звуков.

Вот, например, слово “люблю”. Оно только смешит иностранца непривычностью звуковых сочетаний. Для него оно пусто, так не слито с красивыми внутренними представлениями, возвышающими душу. Но лишь только чувство, мысль или воображение оживят пустые звуки, создается иное к ним отношение, как к содержательному слову. Тогда те же звуки “люблю” становятся способными зажечь страсть в человеке, изменить его жизнь.

<...>

Самые простые слова, передающие сложные мысли, изменяют наше мировоззрение. Недаром же слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли.

Слово может возбуждать и все наши пять чувств. В самом деле, стоит напомнить название музыкальных произведений, имя художника, название блюд, любимых духов и прочее, прочее, и вы вспоминаете слуховые и зрительные образы, вкусы, запахи или осязательные ощущения того, о чем говорит слово.

Оно может даже возбуждать болевые ощущения.

<...>

На сцене не должно быть бездушных, бесчувственных слов. Там не нужны безыдейные, так точно как и бездейственные слова. На подмостках слово должно возбуждать в артисте, в его партнерах, а через них и в зрителе всевозможные чувствования, хотения, мысли, внутренние стремления, внутренние образы воображения, зрительные, слуховые и другие ощущения пяти чувств.

<...>

Когда мы услышим мелодию живой души, только тогда мы в полной мере оценим по достоинству и красоту текста и то, что он в себе скрывает.

2. Ответьте на вопросы.

1. Какими возможностями обладает слово?

2. Какова главная задача актера (чтеца)?

3. Что может помочь актеру (чтецу) решить эту задачу?

Итак, цель чтеца (сверхзадача, по словам К.С. Станиславского) – донести до читателя идею произведения, его подтекст, воздействуя на слушателя словом.

Эта сверхзадача реализуется посредством решения целого комплекса подчиненных ей задач.

Задачи чтеца

(по К.С. Станиславскому)

Задача 1: оживить картины, созданные писателем.

К.С. Станиславский очень точно сформулировал это условие (Станиславский К.С. Работа актера над собой (Ч. II: Работа над собой в процессе воплощения): Дневник ученика. – М.; Л., 1948. – С. 130): “Природа установила так, что мы, при словесном общении с другими людьми, сначала видим внутренним взором то, о чем идет речь, а потом уже говорим о виденном. Если же мы слушаем других, то сначала воспринимаем ухом то, что нам говорят, а потом видим глазом услышанное.

Слушать на нашем языке означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы.

Слово для артиста не просто звук, а возбудитель образов. Поэтому при словесном общении на сцене говорите не столько уху, сколько глазу”.

Задача 2: возбуждать ощущения всех пяти чувств.

Задача 3: вызывать эмоции.

Задача 4: поддерживать внимание слушателя, вести его за собой.

Задание. Прослушайте аудиозапись выразительного чтения чтецом-профессионалом или актером любого литературного произведения. Проанализируйте его исполнение и обоснованно ответьте на вопрос: все ли задачи удалось решить чтецу?


ЗАКОНЫ РЕЧИ


Логика речи – явление, находящееся на стыке двух разных функций языка и речи. Оно может быть рассмотрено как грамматическое свойство, входящее в систему средств языка, и как коммуникативное свойство, осуществляющее “смысл” в системе речевого действия.

Выделяется два уровня логики речи:

1) уровень информационный, иначе – уровень значения, очевидный в предложении (будем называть его информационным);

2) уровень словесного взаимодействия, иначе – смысла. Этот уровень реализуется во фразе и проявляется в живом процессе речевого общения (будем называть его смысловым).

В процессе речи уровни переплетаются, что обусловливает и взаимопроникновение законов речи.

Законы речи раскрыты и сформулированы К.С. Станиславским как законы искусства актера (См.: Петров А.Н. Сценическая речь. – М., 1981. – С. 94–96). Они носят общий и всеобъемлющий межъязыковой характер.

Общие законы речи

(по А.Н. Петрову)

1. Закон словесного воздействия. Речевое общение – это осмысленная деятельность, направленная на достижение внеречевой задачи.

2. Закон сверхзадачи. Всякое речевое общение имеет конкретную цель, ради которой оно осуществляется.

3. Закон сквозного действия. Речевое общение как деятельность осуществляется через систему конкретных последовательных действий.

4. Закон перспективы. Речевое действие всегда имеет необходимость последовательного разрешения цепи взаимосвязанных задач.

5. Закон актуализации фразы (предикативности). В системе речевого действия движение мысли осуществляется от известного к новому, к тому, что надо узнать или осуществить.

6. Закон сравнения и противопоставления. В речевом действии ход мысли идет от понятия к суждению и умозаключению. Путем анализа, сравнения мысль может быть утверждена, развита или отвергнута.

7. Закон раскрытия подтекста. В речевом общении происходит взаимодействие информационного уровня – передача общего значения – и смыслового – передача подтекста, т.е. отношения к информации, оценки сообщения. На смысловом уровне обнаруживаются конкретное содержание и цель общения.

8. Закон создания в воображении четкой последовательной линии видений. Речевое общение осуществляется на основе конкретно-чувственного, образного представления о действительности и воздействия на партнера своими видениями.

Свободное владение законами речи открывает возможность овладения логикой сценической (в нашем случае выразительной) речи и определяет последовательность работы над текстом.

Рассмотрим вытекающие из общих законов законы речи, действующие на первом, информационном, уровне.

Логические законы речи

1. Порядок слов в русском языке обладает смыслоразличительной функцией. При нейтральном (неэкспрессивном) порядке слов как главное автоматически воспринимается то слово, которое стоит в конце предложения.

Задание. Сравните содержание трех фраз: что влияет на изменение их значения (В заданиях использованы предложения из рассказа Радия Погодина “Сима из четвертого номера”)?

Мальчишка недавно переехал в этот дом.

Мальчишка переехал в этот дом недавно.

Недавно в этот дом переехал мальчишка.

2. В предложении выделяется слово или сочетание слов, несущее новую информацию, развивающее мысль (закон нового). Например: “Дальше был нарисован парусный корабль – бригантина, как определил Мишка. Бригантина неслась на всех парусах. Нос ее зарылся в кипящую густо-синюю волну”.

Задание. Выделите в каждом предложении слово, вносящее новый смысл.

Неподалеку от Кешкиного дома протекала речка. Пахло от нее пенькой, водорослями, смолой, рыбой. И это был удивительный запах – лучше, чем аромат конфет и пирожных, – речка дышала морем.

Неуклюжие баржи навозили сюда целые горы морского песка и желтых камней. А в начале лета крикливые буксиры забили всю речку лесом. Намокшие за долгое путешествие бревна жались к берегу, как стадо усталых молчаливых тюленей.

3. Нарушение привычного, прямого порядка слов воспринимается как новый оттенок мысли. Инверсия (нарушение прямого порядка слов) заостряет внимание на особых подробностях и придает им определенный смысловой оттенок. Прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое; второстепенные члены распределяются согласно связям внутри устойчивых словосочетаний. Рассмотрим примеры.

1. Прямой порядок: “Ребята прозвали его Семафором”; “Однажды Сима исчез и долго не появлялся во дворе”.

2. Обратный порядок (инверсия): “Днем дул с Финского залива теплый ветер”; “И вот в эти по-весеннему теплые дни опять появился Сима”.

Задание. В каком предложении использован прямой порядок слов, а в каком он нарушен? Как это влияет на смысл предложения?

Мишка и Круглый Толик плечом к плечу тронулись вперед. Тронулись вперед плечом к плечу Мишка и Круглый Толик. Еще несколько ребят пристроилось к трем приятелям. К трем приятелям пристроилось еще несколько ребят.

3. В предложениях с нейтральным порядком слов второстепенные члены принимают на себя фразовое ударение, когда становятся носителями новой информации и находятся в конце предложения.

Задания

1. Проследите, как развивается мысль и как меняется значение предложения в зависимости от наличия второстепенных членов и их позиции в предложении.

Листы в альбоме были связаны.

Листы в альбоме были связаны лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны белой шелковой лентой.

Листы в альбоме были аккуратно связаны лентой, белой, шелковой.

2. В каком предложении возникает инверсия? Сравните логические акценты, возникающие при изменении порядка слов.

Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные насмешливые, а подчас и оскорбительные слова.

Ребята тоже кричали вдогонку мальчишке разные слова, насмешливые, а подчас и оскорбительные.

3. Как изменяется смысл предложения в зависимости от места второстепенного члена?

Сима покраснел еще гуще.

Сима еще гуще покраснел.

4. Усилительные и выделительные частицы переносят ударение на слова (словосочетания), при которых они стоят, и ограничивают передвижение ударений. Например: Она уже третий год в школе не работает...; Только из-под поленниц продолжали бежать реки грязной воды.

5. Принимают на себя ударения усиливающие, подчеркивающие слова тоже, тут же, это, все, совсем, очень, еще, сам и др. Например: “Сима тоже выставил кулаки, но по всему было видно, что драться он не умеет”; “Сима получил еще одну затрещину”; “Но я же сама видела...”.

Задание. Расставьте в предложениях логические ударения, основываясь на законах речи.

1 . Кирпичная плотина протекла.

2. Вода в водохранилище не держалась.

3. Реки норовили обежать его стороной.

4. Только Кешка не успел.

5. Зрители при драке очень переживают.

6. Разговоры тотчас смолкли.

7. На другой день в небе хозяйничало солнце.

8. Кешка подпрыгивал от восторга.

9. Прошел месяц, два...

10. Ребята уже не заглядывали сюда.

11. И только Сима из четвертого номера остался верен заднему двору.

12. Я тоже знаю, – ответила Людмилка и поймала на варежку большую снежинку.

13. Он еще не придумал, что сказать, а Людмилка уже выпалила: “Кешка-Головешка!..”

6. Ударение падает на слово-вопрос. “Что же нам с ним делать?”; “Зачем я это сделал?”

7. Ударение падает на обобщающее слово при однородных членах. “Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб” (Паустовский К.Г. “Кот-ворюга”).

Задание. Расставьте во фрагменте из рассказа К.Г. Паустовского “Кот-ворюга” логические ударения.

Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

Все вышеописанные средства выразительности превращают художественную речь в выразительную. Но всё ли известно о выразительном чтении? Достаточно ли иметь в своей речи тропы, чтобы правильно преподнести свою мысль?

Выразительное чтение - это воплощение литературно-художественного произведения в звучащей речи. Выразительно произведение - значит найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение. Таким средство является интонации, о которой речь пойдет далее. Слушая выразительное чтение, дети получают возможность проникнуть в самую суть произведения, учатся понимать внутренний мир героев. При чтении учителя вслух дети воспринимают произведение через его истолкование текста. Чтец не бывает равнодушным к тому, что читает. Он ведет слушателей за собой; силой своего умения, воли, посредством художественного слова он воздействует на слушателей, вызывая искренние чувства, настоящую взволнованность, желание наказать виновного, защитить слабого, укрыть от врагов беззащитного. Эту силу воздействия живого слова преподаватель использует в своей работе на уроках и вне класса. .

Читая детям художественное произведение, учитель способствует развитию воображения учащихся, воспитывает их художественный вкус.

Выразительное чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, её красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся.

При выразительном чтении художественного произведения чтец передает его содержание как можно ближе к замыслу автора, исходя из идеи произведения. Он бережно хранит стиль речи писателя, композицию произведения. Чтобы произведение было, как можно лучше, принято слушателями, эмоционально воспринято, чтец использует весь комплекс выразительных средств: интонацию, мимику, жесты и т.д.

Основный принцип выразительного чтения - это проникновение в идейный и художественный смысл читаемого. При подготовке к чтению произведения учитель внимательно читает его, изучает его содержание, уясняет для себя, какова идея данного произведения, в чем его пафос, о каком круге жизненных явлений пойдет в нем речь, в каком порядке следует изложение событий, что за люди действуют в произведении. .

Правильный анализ художественного текста зависит от техники речи чтеца.

· Дыхание

Основой внешней (произносительной) речи является дыхание. От правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса и го изменений (тональность оттенков). Прежде начать говорить, необходимо сделать вдох. При вдохе легкие наполняются воздухом, грудная клетка расширяется, ребра поднимаются, а диафрагма опускается. Воздух задерживается в легких и в процессе речи постепенно экономно расходуется.

Дыхание бывает произвольным и непроизвольным. Разницу между этими видами дыхания можно схематично изобразить так:

  • - непроизвольное дыхание: вдох - выдох - пауза;
  • - произвольное дыхание: вдох - пауза - выдох

Нельзя выдыхание делать до отказа или при вдохе поднимать плечи. Воздух добирается в легкие незаметно, во время естественных остановок так называемым нижним дыханием, при котором верхняя часть груди и ребра остаются приподнятыми и неподвижными, движется же только диафрагма. Этот тип дыхания называется реберно-диафрагматическим, произвольным (в отличие от обычного, непроизвольного).

Выработка правильного произвольного дыхания во время речи и чтения достигается тренировкой, т. е. соответствующими упражнениями.

Эти упражнения могут выполняться как с учителем, так и самостоятельно учащимися.

В образовании речи также участвует голос. Звучание голоса - результат сложной психофизиологической деятельности, направляемой интеллектом говорящего, его эмоциями и волей. Произнесение слов связано с дыханием. Намериваясь говорить, человек прежде всего вдыхает воздух, а потом постепенно выдыхает его. В результате смыкания голосовых связок и образуется голос. Но он довольно слаб.

Каждое слово учитель должен произносить правильно: ясно, отчетливо. Речь его - образец для детей: они подражают ему, иногда усваивают даже ошибочное произношение. Поэтому учитель должен, прежде всего, устранить неясность, неразборчивость, торопливость и ошибки своей речи.

Ясность и чистоту произношения вырабатывают систематическими упражнениями в артикуляции, т.е. приобретение стереотипов движения органов речи, нужных для произнесения тех или иных звуков. Эти упражнения помогают также устранить неповоротливость губ, скованность челюстей, вялость языка, шепелявость и т. д.

Артикуляцию звуков совершенствуют на уроках русского языка в курсе фонетики. Знание фонетики помогает правильно выполнять упражнения по дикции.

· Орфоэпическое произношение

Звуки речи являются «природной материей» языка; без звуковой оболочки не может существовать язык слова. Норма произнесения звуков, составляющих слова и сочетание слов, должна соответствовать фонетической системе. Так, говорящий на русском языке различает основные звуки, их качества, изменения в определенных положениях и сочетаниях.

В понятие «произношение» входит звуковое оформление отдельных слов или группы слов, также звуковое оформление отдельных грамматических форм.

Совокупность норм литературного произношения, принятого в данном языке, носит название орфоэпия.

Произношение следует подчинять требованиям орфоэпии, т е системе правил, устанавливающих единообразное произношение.

Орфоэпическое правильное произношение есть одно из качеств литературной речи и строго обязательно для учителя. Усвоить орфоэпические правила, особенно для тех, у кого в речи имеются диалектические отклонения, трудно, но вполне возможно.

Большую помощь в усвоении правил литературного произношения может оказать слушание образцовой речи мастеров художественного слова. С этой целью полезно прослушивать выступления чтецов и актеров в грамзаписи. Если имеется возможность, интересно записывать на пленку и свою речь, с тем, чтобы потом, прослушивая её, исправлять недостатки.

Речь учителя, чтение детям произведения художественной литературы должна быть безукоризненной, так как дети усваивают речь имитационным способом, по подражанию. Речь учителя - это одно из самых необходимых условий создания речевой среды, благоприятствующих усвоению родного языка. .

· Правильное ударение в слове

Ударение в русском языке подвижно и разноместно: взЯл - взялА, взЯли, взятА, взЯто; договОр, договОра, договОры; замерЕть, зАмер, замерлА, зАмерло, зАмерли, замЕрший, замерЕв.

Есть слова, имеющие два варианта ударения: дОсытА, жАднЫ, ИнАче.

Следует помнить некоторые трудные случае в постановке ударений:

1. Перенесение ударений при склонении с первого слога на последний:

нОвости - новостЕй, вОлки - волкОв, гвозди - гвоздЕй, пОхороны - похорОн;

2. Перенесение ударений при изменении рода, числа в именах прилагательных женского рода:

мОлодо, мОлоды, но: молодА;

лЮбо, лЮбы, но: любА;

дОрого, дОроги, но: дорогА;

3. Изменение смысла слова при перенесении ударения: свОйство (качество) - свойствО (родство по женитьбе); Угольный (от уголь) - угОльный (от угол); спАла (от глагола спадать) - спалА (от глагола спать) и т.д.

Правильность ударения в слове можно проверить по имеющимся словарям русского языка.

Каждое самостоятельное слово имеет ударение и при этом обычно только одно. Служебные слова и частицы примыкают к самостоятельным словам и обычно не имеют ударения, но порой некоторые односложные предлоги: на, за, под, по, из, без с определенными существительными принимают или могут принимать на себя ударение; следующее за ними самостоятельное слово оказывается безударным: нА воду, нА сторону, зА руку, пО полю и т.д.

В предложении могут различаться, кроме ударных и безударных слов, ещё и слова слаюоударяемые: две недЕли - (две - слабоударяемое); вЕчер был сухОй и тЁплый (был - слабоударяемое). .

выразительный чтение художественный школьник