Болезни Военный билет Призыв

Я стесняюсь людей что делать. Робкая овечка: что делать, если ты очень стеснительная? Положительные стороны скромности

СОПРОТИВЛЕНИЕ - по Фрейду - сила и процесс, производящие вытеснение и поддерживающие его посредством противодействия переходу представлений и симптомов из бессознательного в сознание.

Сопротивление - верный признак конфликта и исходит из тех же высших слоев и систем психики, кои в свое время произвели вытеснение.

Сопротивление может быть только выражением Я, которое в свое время произвело вытеснение, а теперь хочет его сохранить.

Имеются пять основных разновидностей сопротивления, исходящих из трех сторон - Я, Оно и Сверх-Я:

1. сопротивление вытеснение - от Я;

2. сопротивление из перенесения - от Я;

3. сопротивление из выгоды от болезни - от Я;

4. сопротивление от Оно;

5. сопротивление от Сверх-Я.

Сопротивление проявляется в процессе анализа. Оно включает все те силы пациента, которые противодействуют процедурам и процессам психоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию пациента, его попыткам вспомнить, достичь и принять инсайт, которые действуют против разумного Я пациента и его желания изменений. Сопротивление может быть сознательным или бессознательным, может выражаться в виде эмоций, установок, идей, импульсов, мыслей, фантазий или действий.

Сопротивление - операционное понятие; анализ не создает здесь ничего нового, аналитическая ситуация становится ареной, на которой силы сопротивления проявляют себя. Во время курса анализа силы сопротивления используют все механизмы, формы, способы, методы и констелляции защит, которые Я использует во внешней жизни пациента. Так же, как и защитные механизмы, сопротивление действуют через Я; хотя их источники, согласно Фрейду, могут исходить из любой психической структуры – Оно, Я, СверхЯ, но восприятие опасности является функцией Я. В процессе анализа форма и тип сопротивления изменяется - присутствует регрессия и прогресс, поведение пациента меняется в соответствии с точками фиксаций; вообще все защитные механизмы Я могут использоваться в целях сопротивления. Для целей сопротивления используются и более сложные феномены – такие, как сопротивления переноса, сопротивления характера, покрывающие защиты.

Аналитик должен различать: что пациент сопротивляется, как он делает это, что он отвращает, почему он делает это. Сопротивления в процессе анализа проявляются как некая форма противодействия процедурам и процессам, которая анализируется. Анализ сопротивлений крайне важен как для диагностики, так как пациенты, относящиеся к той или иной диагностической группе будут использовать специфические для этой группы типы защит, и, соответственно, сопротивлений, так и для всей аналитической работы.

Представления З.Фрейда о вытеснении легли в основу психоанализа. Вытеснение состоит в бессознательно мотивированном забывании, или избежании осознания внутренних побуждений и внешних событий, которые репрезентируют соблазны, неосуществимые и пугающие желания и наказания за запретные наслаждения, а также просто намекают на них. Информация блокируется, чтобы помешать ее воздействию и избежать страданий при осознании. Тем не менее, хотя вытесненное не переживается на сознательном уровне, оно сохраняет свою действенность и продолжает оказывать влияние с бессознательного уровня.

Вытеснение является основным защитным механизмом человеческой психики, причисляемый к защитам "высшего порядка".

С точки зрения развития, вытеснение можно рассматривать как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Он постепенно научается отсылать эти желания в бессознательное.

Паттерн неклинического действия вытеснения наиболее иллюстративен в случае простого забывания имен или намерений – того, что Фрейд называл частью «психопатологии обыденной жизни». В психоанализе обнаруживается, что имя или намерение забываются, если они сопряжены с подавленным мотивом, обычно из-за их ассоциации с неприемлемой инстинктивной потребностью.

Конфликты возникают в случаях, когда происходят события, относящиеся к материалу, вытесненному в прошлом. Если попытка вытесненного материала найти разрядку в виде дериватов (производных) терпит неудачу, возникает стремление вытеснить любое событие, ассоциативно связанное с изначально вытесненным материалом. Этот процесс получил название «вторичного вытеснения». Создается впечатление, что вытесненное, подобно магнетической силе, притягивает все, хоть как-то связанное с ним, чтобы тоже подвергнуть вытеснению.

Вытеснение может выдавать себя двояким образом:

- «пустотами», т.е. отсутствием определенных идей, чувств, отношений, которые представляли бы адекватную реакцию на действительность (вторичное вытеснение);

Навязчивым характером приверженности неким идеям, чувствам и отношениям, представляющим собой дериваты. 10. Понятие о влечении. Виды влечения.

Влечение - это динамический процесс, при котором некоторое давление (энергетический заряд, движущая сила) подталкивает организм к некоторой цели. По Фрейду, источником влечения является телесное возбуждение (состояние напряжения); эта цель достигается в объекте влечения или благодаря этому объекту.

Фрейд употреблял и четко разграничивал два различных термина -инстинкт и влечение. Говоря об инстинкте, он имел в виду биологически наследуемое поведение животных, характерное для вида в целом, развертывающееся по заранее определенным схемам и приспособленное к объекту. Под влечением - "психическое представительство непрерывного внутри соматического источника раздражения".

В свете обобщений психоаналитическое понимание влечений у Фрейда сводилось к следующему: а) влечение отличается от раздражения: оно происходит от источника раздражения внутри тела и действует как постоянная сила; б) во влечении можно различать источник, объект и цель (источник влечения - состояние возбуждения в теле, цель - устранение этого возбуждения), влечение становится психически действенным на пути от источника к цели; в) психически действенное влечение обладает определенным количеством энергии (либидо); г) отношение влечения к цели и объекту допускает изменение: они могут быть заменены другими целями и объектами, в том числе социально приемлемыми (сублимация); д) можно различать влечения, задержанные по пути к цели и задерживающиеся на пути к удовлетворению; е) существует различие между влечениями, служащими сексуальной функции, и влечениями к самосохранению (голод, жажда), сексуальные влечения характеризуются пластичностью, замещаемостью, отстраненностью, в то время как влечения к самосохранению непреклонны и безотлагательны.

Новое положение в психоаналитической теории сводилось к признанию двух видов влечений: сексуальных, понимаемых в широком смысле (Эрос), и агрессивных, цель которых - разрушение. Если отвлечься от эротического компонента основными влечениями являются влечение к жизни и влечение к смерти.

Фрейд описал три вида врожденных влечений:

1. Влечения жизни (биологические потребности выживания);

2. Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием;

3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).

Основной мотивационной доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.

Существуют рокеры, которые притягивают к себе фанатов как магнитом

Сопротивление и его проявления

В ыше уже отмечалось, что под СОПРОТИВЛЕНИЕМ понимается любое проявление человека, противостоящим попыткам другого оказать на него воздействие. Оно включает все силы субъекта и мешают при анализе его свободным ассоциированиям, попыткам вспомнить, достичь и принять инсайты. Оно действуют против приемлемого ""ЭГО" пациента и его желаниям измениться. Сопротивление может быть сознательным, предсознательным и бессознательным. Оно выражается в виде эмоций, отношений, идей, побуждений, мыслей, фантазий или действий. Сопротивление сопровождает лечение шаг за шагом. Каждая ассоциация, каждое действие личности при лечении должны расплачиваться сопротивлением , и представляют собой компромисс между силами, которые стремятся к выздоровлению, и силами, которые противодействуют этому.

Интерпретация сопротивлений остается одним из краеугольных камней психоаналитической техники. Для работы с сопротивлением его надо узнать. С этой дидактической целью ниже будет представлен перечень типичных проявлений сопротивления, описанных Р. Гринсоном, который констатирует, что все виды поведения служат формами сопротивления и нет деятельности, которая не могла бы быть неправильно использована в целях сопротивления. Более того, поведение всегда имеет как аспекты побуждения, так и аспекты защиты.

Перечень проявлений сопротивлений.

1. Пациент молчит - наиболее откровенная и частая форма сопротивления, что означает, что он сознательно или бессознательно не расположен сообщить свои мысли и чувства. Его можно спросить: "Что может заставить Вас бежать от анализа в данный момент?" Если он говорит, что ничего не приходи голову, то можно спросить: "Что может делать ничто в Вашей голове?". Не смотря на молчание, пациент невольно может раскрыть свой мотив выражена лица, позой, вегетативными реакциями и т.п.

2. Пациент не чувствует себя способным рассказывать. Это вариант предыдущего проявления , но в этой ситуации человек осознает, что ему нечего сказать.

3. Отсутствие аффектов в ситуации, когда человек вербально что-то соообщает, что должно было бы быть эмоционально нагруженным, в то время как его замечания сухи, скучны, монотонны и маловыразительны. О сопротивлении говорит и обратная ситуация, когда эксцентричные высказывания не соответствуют идее и содержанию сообщения.

4. Регидная, одеревенелая, скрученная поза, так же как чрезмерная подвижность разряжаемая не в словах, а в движениях. Противоречие между позой, словами и содержанием говорения фиксируют сопротивление , т.к. поза и движения бессознательно пересказывают другое содержание, нежели вербальный язык.

5. Фиксация во времени - признак сопротивления, т.к. относительная свобода в разговоре проявляется в колебании между прошлым и настоящим. В это время наблюдаются и ригидность, и фиксированность эмоционального тона позы.

Сопротивление и его проявления

6. Мелочи, многословные рассказы человека по поводу незначительных событий какого-то периода времени, являются примером ухода от действительно важного для него.

7. Избегание определенных тем разговора, что связано с болезненными областями жизни человека. Оно может быть как осознанным так и бессознательным.

8. Ригидность или полностью повторяющийся время от времени, порядок каких-либо действии следует рассматривать как сопротивление . Даже привычки, если они не служат защитной цели, в какой-то мере в течение времени измняются.

9. Язык избегания, то есть использование клише, технических терминов. Это наиболее частый признак сопротивления, т.к. изолирует аффекты и уводит от эмоциональных затруднений.

10. Опоздания, пропуски сеансов, забывчивость при оплате являются показателями нежелания приходить и платить.

11. Отсутствие или забывание сновидений, а также наводнение сеансов сновидениями - все это проявления сопротивлений, т.к. сновидение - одна наиболее важных форм подхода к бессознательному.

12. Пациенту надоело или скучно. Это означает, что он избегает осознания своих инстинктивных побуждений и фантазий. Скука всегда является защитой от фантазий.

13. У пациента есть осознанный секрет. Это можно так и признать и поддерживать, а не подавлять, принуждать высказать или выпрашивать у пациента.

14. Действие вовне - очень частое и важное происшествие во время психоанализа. Например, пациент говорит о себе в третьем лице, как если бы речь шла о другом человеке.

15. "Веселые" сеансы - большой энтузиазм, длительное приподнятое настроение. Это показывает, что нечто отвращается, ибо как правило психоаналитические сеансы - серьезная работа, хотя далеко не всегда мрачная, печальная или болезненная.

16. Пациент не изменяется при длительной работе, в то время как аналитик работает хорошо. Это означает, что надо искать скрытое неявное сопротивление , либо это значит, что мы имеем дело с неявной формой действия вовне или сопротивлением переноса.

Психоаналитик должен различать: сам факт сопротивления; то, как клиент что делает; что он отвращает; почему он сопротивляется. Непосредственной причиной защиты всегда бывает избегание какого-то болезненного аффекта, такого, как тревога, вина, стыд. Более отдаленная причина - инстинктивный импульс, возбуждающий тревогу, стыд, вину. Самая отдаленная причина - травма-тическая ситуация, положение, в котором "ЭГО" сокрушено и беспомощно, по-тому, что затоплено тревогой, которую оно не может контролировать, то есть паника. Такого состояния человек стремится избежать, включая защиту.

Опасные ситуации, вызывающие травматические ситуации, могут быть охарактеризованы как страх оказаться брошенным, страх уничтожения тела, чувства нелюбви, страх потери уважения к себе, страх кастрации. Несмотря на то, что механизм сопротивления бессознателен, пациент может осознавать какое-либо вторичное проявление процесса защиты. Сначала в процессе анализа сопротивления проявляются как форма противодействия процедурам и процессам. которая анализируется. Пациент это ощущает как некоторое противодействие вопросам аналитика. Затем он идентифицируется с рабочими отношениями аналитика и сопротивление начинает осознаваться им как чужая ЭГО - защитная операция "переживающего" Я пациента.

Сопротивление и его проявления

На каждом этапе анализа будет происходить борьба с сопротивлениями. Она может ощущаться интрапсихически, в отношениях с аналитиком. Эта борьба может быть сознательной, предсознательной, бессознательной. Она может быть незначительной или кровопролитной, т.к. сопротивление вездесуще.

3. Фрейд выделял пять видов сопротивлений сообразно с их источниками:

- сопротивление регрессии, (сопротивление защит ЭГО);

- сопротивление переноса (поскольку перенос есть заменитель воспоминания и он базируется на основе перемещения от прошлых объектов на объест настоящего;

Выгоду от болезни или вторичную выгоду от нее (3. Фрейд ее тоже помести среди сопротивления ЭГО);

Вынужденные повторения или навязчивые повторения, или либидозная сцепленность ассоциаций, (сопротивления ИД);

Сопротивления, возникающие из бессознательнго чувства вины и необходимости наказания (образуются в СУПЕР - ЭГО).

Какими бы ни были источники сопротивлений, важно осознать, что все психические структуры участвуют во всех психических событиях, но с разной степенью вовлеченности.

Великая роль Фрейда в психологической науке заключается в том, что он первым заговорил о роли бессознательного в человеческой психике. До него мысль о том, что человек может чего-то о себе не знать, казалась странной ересью, – сейчас это краеугольный камень психотерапии. Но вот оценка этой роли со времён Фрейда шагнула далеко вперёд. Легко догадаться, что защита – это, в общем, положительное явление: зонтик защищает нас от дождя, одежда – от холода, страхование банковских вкладов – от банкротства. Психологическая защита защищает нас от душевной боли – и при оптимальном раскладе нет в этом ничего плохого, кроме хорошего.

Иногда, конечно, случается, что открылся, – а тут вместо близости тебе в душу снаряд прилетает. Тогда, конечно, больно. Однако ж опять ничего смертельного, психика человека мобильна и способна к восстановлению: если осколки снаряда человек из своей души выкинет, то заживёт его душевная рана, и станет снова у него душа целенькая и весёленькая. Но это – если выкинет.

Вот это вот "выкидывание остатков снаряда" по-научному называется отреагированием психологически травмирующей ситуации. В моей метафоре это выглядит как взрыв – душе больно, и человек взрывается: кричит, плачет, отчаянно возмущается, топает ногами и кидается чашками в стену… И, как только все последствия травмы отреагированы, – сам собой начинается целительный процесс заживления. Это биологически нормальный процесс.

Но мы ж существа не только биологические! Мы существа социальные. Много вы видели граждан, проламывающих стены чашками? То-то. Метафорически говоря, наши "латы" часто схлопываются раньше, чем успевает произойти взрыв. И все осколки снаряда остаются внутри. А что случается, когда осколок бродит внутри? – воспаление. Там внутри по-прежнему больно, – но мы этого не ощущаем, потому что нас от этой внутренней боли защищают всё те же стальные латы. В академической психологии, кстати, этот процесс называется очень похоже: контейнирование. Спрятали и забыли. Не ощущаем.

Но если б там был только один осколок! А их за всю жизнь набирается – мама не горюй… И приходится всё наращивать и наращивать слой стали на защитах, чтоб этой страшной боли не чувствовать, отчего они двигаются всё хуже и хуже, и в какой-то момент перестают открываться вовсе – и человек теряет острое ощущение прекрасного, перестаёт испытывать сочувствие, нежность, любовь и детскую радость бытия… в общем, "черствеет душой". А воспаление внутри всё нарастает и нарастает, и в какой-то момент уже и максимальная мощность защит не спасает – проникает в сознание некая тупая боль: непонятно про что, непонятно почему, просто как-то всё серо, уныло, и хочется удавиться. Здравствуй, болезнь депрессия!


Некоторые, правда, наслаивают сверху другие ещё защиты – уже не стальные, стальные некуда, а другие какие-нибудь. Фобии там какие-нить, навязчивости, панические атаки, ритуалы всякие – ну хоть что-нибудь, чтоб от этой непонятной душевной боли отвлечься. А иногда и душевной боли особенной нету никакой, просто психосоматика рассветает пышным цветом: то горло прихватит, то сердце, то язва желудка разбушуется…

В принципе, это всё свидетельствует об одном: психологический контейнер переполнился, пора его освободить. Если вы человек исключительной осознанности, то вы сможете сделать это сами, проанализировав свои реакции, исследовав собственное бессознательное, и позволив выплеснуться подавляемым чувствам где-нибудь в безопасном месте. В остальных случаях при подобных проблемах ваш выбор – психотерапия.

В чём заключается психотерапия?

Говоря, опять же, метафорически, во время психотерапии нужно вскрыть эти заржавевшие латы и выплеснуть все те осколки старых снарядов, которые бродят в вашей душе. И, разумеется, пересмотреть привычные паттерны поведения – возможно, стоит что-то в них поменять, чтобы в дальнейшем осколки не застревали неотреагированными?

Это процесс не моментальный.

На формирование нового поведения после проработки травм уходит некоторое время (до 18 месяцев). К счастью, нет необходимости всё это время общаться с психотерапевтом, работать над собой можно и самостоятельно: психотерапевт нужен прежде всего для того, чтобы помочь нащупать те места в душе, где застряли осколки травмы, иными словами – те области бессознательного, где имеет место внутренний конфликт, – и вытащить эту боль оттуда "за ушко да на солнышко"; выплеснуть её вовне. Зарастает потом оно всё равно само, в свойственном ему темпе, и даже девять терапевтов не ускорят процесс, точно так же, как девять женщин не в состоянии выносить ребёнка за один месяц.

Но тут есть важная оговорка – "после проработки травм". Сколько времени пройдёт до того момента, как травма будет даже не проработана, а всего-навсего обнаружена – зависит как раз от прочности тех самых защит. От того, насколько клиент готов вглядеться в своё бессознательное, и ощутить эту боль… А он, обычно, не очень готов: у него ж защиты! Бессознательное избегание это самой боли. Вот вам нравится, когда вам в старый осколок пальцами тыкают? – ну то-то… вот и он отстраняется. Непроизвольно. Все мы люди.

В классической психотерапии такие защиты уже называются сопротивлением, и расцениваются весьма негативно: ну типа саботажник же, не хочет встречаться с собственной болью, хотя психотерапевт вот тут стоит, ножкой бьёт, топорик в руке, перевязочный материал наготове…

Мне эта позиция не близка, более того, кажется следствием собственных личностных проблем терапевта, запутавшегося в треугольнике Карпмана: желание загнать человека к счастью железной рукой воспринимается мной как признак невроза. Я, как те буддисты, считаю, что "всё в мире уже совершенно" и стараюсь не поддаваться азарту быстренько исправить всё-всё-всё, что всю жизнь копилось, – хотя, конечно, иногда не поддаться азарту бывает трудно, ибо я тоже живой человек. Сопротивление клиента в этом смысле фактор полезный, поскольку отрезвляет: значит, это его такой процесс, который ему зачем-то нужен. Пусть будет: может, там у него внутри травмы такой глубины и интенсивности, которых я и представить себе не могу? Чего ж туда с топором-то лезть? Придёт время – клиент сам туда залезет и всё отреагирует.

В конце концов, сильное сопротивление – признак сильных защит; а иметь сильные защиты – это хорошо, а вовсе не плохо. Психотерапия, не будем забывать, только краткий этап в жизни любого человека – а жить ему дальше с теми защитами, какие есть; и пусть лучше они будут посильнее… а сопротивление рано или поздно рассосётся, так или иначе: никто ещё не сопротивлялся вечно.

Из всех модальностей психотерапии мой подход поддерживает только процессуально-ориентированная.

И хотя любим мы её не за это (с) – такое совпадение с моими собственными мыслями не может не радовать.

Факты свидетельствуют о том, что «профессионалы уступчивости» используют принцип дефицита, являющийся одним из орудий влияния, чрезвычайно часто и в самых разных ситуациях. Все орудия влияния имеют большую власть над людьми. Власть принципа дефицита обусловлена двумя основными моментами. Первый момент нам уже знаком. Действие принципа дефицита, как и действие других орудий влияния, основывается на извлечении выгоды из нашей склонности идти кратчайшим путем. Эта слабость, как и раньше, является результатом информированности. Мы знаем, что вещи, которыми трудно завладеть, как правило, лучше тех вещей, которыми завладеть легко (Lynn, 1989). Поэтому мы часто судим о качестве предмета по его доступности. Таким образом, одна из причин могущества принципа дефицита заключается в том, что, действуя в соответствии с ним, мы обычно действительно оказываемся правыми. [Не желая преуменьшать преимущества или преувеличивать опасности, связанные с подобного рода рациональным методом, я должен заметить, что эти преимущества и опасности в большинстве своем те же самые, что мы рассматривали в предыдущих главах. Соответственно, я не буду концентрировать внимание читателей на данной теме в оставшейся части этой главы, скажу только, что необходимо научиться отличать «честный» дефицит, который возникает естественно, и дефицит, специально сфабрикованный «профессионалами уступчивости».] Вторую причину могущества принципа дефицита следует искать внутри самого этого принципа. По мере того как нечто становится менее доступным, степень нашей свободы уменьшается; а мы ненавидим терять ту свободу, которая у нас есть. Стремление сохранить имеющиеся прерогативы является центральным моментом в теории психологического реактивного сопротивления , разработанной психологом Джеком Бремом для объяснения реакции людей на уменьшение степени личного контроля (J. W. Brehm, 1966; S. S. Brehm amp; J. W. Brehm, 1981). Согласно этой теории, всякий раз, когда что-то ограничивает наш выбор или лишает нас возможности выбора, потребность сохранить наши свободы заставляет нас желать их (а также товары и услуги, связанные с ними) значительно сильнее, чем прежде. Поэтому когда дефицит – или что-либо иное – затрудняет наш доступ к какому-либо предмету, мы стремимся противостоять вмешательству, желая овладеть этим предметом больше, чем прежде, и предпринимая соответствующие попытки. Каким бы очевидным это утверждение ни казалось в теории, это явление пустило корни глубоко во все слои общества. Теория психологического реактивного сопротивления объясняет развитие множества различных форм человеческого поведения. Однако, прежде чем приступить к освещению этого вопроса, следует выяснить, в каком возрасте у людей впервые появляется желание бороться против ограничения их свободы.

Детские психологи утверждают, что родители, как правило, впервые сталкиваются с трудностями при общении с детьми, когда тем исполняется два года – этот возраст известен как «ужасные два года». Большинство родителей отмечают, что в возрасте двух лет дети начинают вести себя противоречиво. Двухлетние малыши всячески сопротивляются внешнему давлению, особенно оказываемому на них родителями. Прикажите им что-то сделать, они сделают все наоборот; дайте им одну игрушку, они потребуют другую; возьмите их на руки, они станут вырываться и требовать, чтобы их поставили на пол; поставьте их на пол, они начнут хвататься за вас и просить, чтобы их снова взяли на руки.

Интересное исследование было проведено в Вирджинии (S. S. Brehm amp; Weitraub, 1977). Двухлетних мальчиков в сопровождении их матерей отводили в комнату, в которой находились две одинаково привлекательные игрушки. Игрушки располагались таким образом, что одна из них стояла впереди прозрачного плексигласового барьера, а другая – позади него. В половине случаев высота загородки была всего один фут, так что практически ничто не мешало мальчикам взять игрушку, которая находилась за этой загородкой. В другой же половине случаев высота загородки была два фута, так что, для того чтобы завладеть «дальней» игрушкой, мальчикам приходилось обходить барьер. Исследователи хотели узнать, какой из двух игрушек дети, уже достаточно хорошо умеющие ходить, отдадут предпочтение при данных обстоятельствах. Были получены следующие результаты. Когда барьер был слишком низким, чтобы помешать детям добраться до игрушки, находившейся за ним, мальчики не показывали никакого особого предпочтения в отношении той или иной игрушки; в среднем, к игрушке, стоявшей впереди барьера, они подходили так же часто, как к той игрушке, которая находилась позади него. Однако когда загородка была достаточно высокой, чтобы затруднить доступ к стоящей за ней игрушке, мальчики в три раза чаще отдавали предпочтение труднодоступной игрушке, чем той игрушке, которая была под рукой. Таким образом, было установлено, что двухлетние дети реагируют на ограничение их свободы демонстративным неповиновением. [Следует отметить, что двухлетние девочки в данном исследовании реагировали на высокий барьер не так, как мальчики. По всей видимости, причина этого не в том, что девочки не возражают против попыток ограничить их свободу. Видимо, они прежде всего реагируют на ограничения, которые исходят от других людей, а не на физические преграды (Brehm, 1983).]

Обманутый

Питер Керр (Нью-Йорк Таймс)

Нью-Йорк. Дэниэл Гульбан не помнит, как исчезли его сбережения. Он помнит вкрадчивый голос позвонившего ему агента. Он помнит свои мечты о богатстве. Но 81-летний бывший работник коммунальной службы так и не понял, как мошенники убедили его расстаться с 18 тысячами долларов.

«Я просто хотел пожить на широкую ногу в последние отведенные мне дни или годы, – говорит Гульбан, житель Холдера, штат Флорида. – Когда же я обнаружил чудовищный обман, я не мог какое-то время ни есть, ни спать. Я потерял 30 фунтов. Я до сих пор не могу поверить, что мог сделать что-либо подобное».

Гульбан стал жертвой организации, которую официальные юридические лица называют «конторой, занимающейся продажей незарегистрированных ценных бумаг по телефону». Эта «контора» представляет собой битком набитую маленькую комнату, в которой дюжина мошенников звонят тысячам людей каждый день. Согласно данным, полученным комиссией, которая была специально создана при Сенате с целью расследования, подобные компании ежегодно выманивают сотни миллионов долларов у ничего не подозревающих клиентов.

«Они используют адрес престижного офиса на Уолл-стрит и обманным путем заставляют людей вкладывать деньги в различные фантастические проекты с чарующе звучащими названиями, – говорит Роберт Абрамс, главный прокурор штата Нью-Йорк, который за последние четыре года участвовал в рассмотрении более дюжины случаев, связанных с жульничеством "контор, занимающихся продажей незарегистрированных ценных бумаг по телефону". – Иногда мошенникам удается убедить людей вложить в сомнительное дело сбережения всей жизни».

Орестес Дж. Майхэли, помощник главного прокурора Нью-Йорка, возглавляющий комитет по защите инвесторов и ценных бумаг, говорит, что в действиях мошенников можно выделить три основных момента. Сначала делается «ознакомительный звонок». Мошенник представляется агентом компании, имеющей эффектно звучащее название и соответствующий адрес. Он всего лишь предлагает потенциальному клиенту ознакомиться с проспектами, в которых рассказывается о деятельности компании.

Звоня второй раз, мошенник сначала описывает громадные прибыли, которые может принести предлагаемая им сделка, а затем говорит клиенту, что пока вклады временно не принимаются. Через некоторое время мошенник звонит в третий раз и сообщает, что у клиента появилась возможность чрезвычайно выгодно вложить свои деньги.

«Идея заключается в том, чтобы помахать морковкой перед лицом покупателя, а потом быстро убрать ее, – говорит Майхэли. – Цель операции – вызвать у человека желание купить "ценные" бумаги быстро, не раздумывая слишком долго. Иногда, звоня какому-либо человеку в третий раз, мошенник притворяется, что он сильно запыхался, и сообщает клиенту, что он "только что пришел из торгового зала"».

Данная тактика заставила Гульбана расстаться со сбережениями всей жизни. В 1979 году Гульбану неоднократно звонил незнакомец, который, в конце концов, убедил его перевести в Нью-Йорк 1756 долларов, чтобы приобрести серебро. После еще одной серии телефонных звонков агент уговорил Гульбана перевести еще 6 тысяч долларов, чтобы купить нефть. Затем мошенники выманили у Гульбана еще 9740 долларов, но прибыли незадачливый коммерсант так и не дождался.

«Мое сердце упало, – вспоминает Гульбан. – Я не был жадным. Я только хотел увидеть лучшие дни». Гульбан так и не вернул себе утраченное.

Рис. 7.2. Мошенническая проделка с использованием принципа дефицита. Обратите внимание на то, как применение принципа дефицита во время второго и третьего телефонного разговора вынудило мистера Гульбана принять решение не задумываясь. Щелк, зажужжало , сознание затемнилось

Почему же психологическое реактивное сопротивление возникает у детей в возрасте именно двух лет? Возможно, здесь имеет значение то, что в это время в психике ребенка происходят существенные изменения. В возрасте двух лет маленький человек начинает осознавать себя как индивида. Двухлетние дети рассматривают себя уже не просто как продолжение окружающей среды, а как нечто своеобразное, обособленное (Levine, 1983; Lewis amp; Brooks-Gunn, 1979; Mahler, Pine amp; Bergman, 1975). Появление у детей представления об автономии естественно ведет к возникновению у них представления о свободе. Независимое существо – это существо, имеющее свободу выбора; ребенок, осознавший, что он является таким существом, несомненно будет стремиться узнать, какова же степень его свободы. Следовательно, нам не следует ни удивляться, ни расстраиваться, когда мы видим, что наши двухлетние дети идут против нашей воли. Они просто начинают ощущать себя отдельными человеческими существами и в их маленьких головках появляются важные вопросы относительно воли, прав и контроля над ситуацией – вопросы, на которые они стремятся найти ответы. В процессе борьбы за свою свободу и противостояния всякому ее ограничению происходит получение важной информации. Выясняя пределы своей свободы (и, по совпадению, предел терпения своих родителей), дети узнают, когда их обычно контролируют, а когда они сами могут осуществлять контроль над ситуацией. Мудрые родители предоставляют своим детям адекватную информацию (об этом мы поговорим несколько позже).