Болезни Военный билет Призыв

Я знаю никакой моей вины история создания. Александр Твардовский — Я знаю, никакой моей вины: Стих. Анализ художественной формы

Анализ стихотворения Александра Трифоновича Твардовского

«Я знаю, никакой моей вины»

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в душе Александра Трифоновича Твардовского. И многие его послевоенные стихи посвящены войне, памяти погибших. Через двадцать лет после окончания войны память поэта не находит успокоения, и он пишет свои грустные и совестливые стихи.

Лаконичное и потому особенно пронзительное стихотворение построено как лирический монолог, где настроение колеблется между двумя чувствами: с одной стороны, автор убеждает себя в своей полной невиновности перед павшими на полях Великой Отечественной войны солдатами, с другой же – в последней строке пробивается то покаянное ощущение своей вины, которое свойственно всем совестливым людям. Троекратный повтор частицы «Всё же», выражающей сомнение, выводит на поверхность далеко скрытое чувство не утихающей со временем боли. Чувство это нельзя объяснить, как Твардовский мог «сберечь» своих соотечественников? – но именно поэтому оно глубоко и истинно. «Я» - живой и «другие» - мёртвые – вот основной конфликт стихотворения, так и не разрешенный в финале (многоточие обозначает ещё и то, что внутренний монолог не прекращен, что ещё не раз лирический герой будет сам с собой вести этот мучительный диалог).

Лирическая простота, в стихотворении нет метафор и эпитетов, выдвигает в центр читательского внимания напряженное движение чувства, лишенное каких-либо изобразительных эффектов. Повторы (« В том, что другие…»; «В том, что они….»; «….И не о том же речь…»; «Речь не о том….») вносят в сбивчивую речь поэта непрочную словесную опору.

Элегический пятистопный ямб и один смысловой отрезок (текст содержит одно незаконченное предложение) замечательно соответствуют общему настроению стихотворения.

Оно написано живой разговорной речью, нет книжных слов, много фразеологизмов («никакой моей вины»; «кто старше, кто моложе»; «не о том же речь»). В стихотворении нет пауз между строками. Это монолог автора, произнесенный на одном дыхании. Он обращается внимание на ёмкость выражения «кто старше, кто моложе», ведь на войне погибло несколько поколений. Её участниками были люди, рождённые в последнем десятилетии 19 века, в 20 годах 20 века – отцы, сыновья и внуки.

Поэт не дал окончательного ответа, дело читателя самому поразмыслить, виновен ли автор в том, «что другие не пришли с войны».

«Речь не о том, но всё же. Что же – всё же? Не знаю. Только знаю, в дни войны. На жизнь и смерть у всех права равны».

Первая строка далеко несовершенна. Вторая и третья – не соответствуют общей тональности стихотворения, и смысл их общеизвестен и прост: «никакой моей вины» нет, так судьба распорядилась. Последняя строка окончательной редакции больше соответствует тягостному раздумию автора, она богаче своей обобщенностью, взволнованностью.

Жизненные радости поэта омрачены памятью о погибших. Это проявление великого дара Твардовского нести в себе радость и боль народную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Лингвистический анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Мой Демон"

Обучение текстовой деятельности - один из путей развития коммуникативной компетенции. Одним из способов анализа и истолкования поэтического текста является лингвистический анализ, который позволяет бо...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» - одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Стихотворение «Я знаю: никакой моей вины…» было на­писано А.Т. Твардовским в 1968 году. Известно, что в перво­начальной редакции произведение имело другой конец:

Речь не о том. Но все же… что же все же?

Не знаю. Только знаю, в дни войны На жизнь и смерть у всех права равны.

Но затем Твардовский убрал поясняющее двустишие, не­смотря на удачную афористическую формулировку, углубля­ющую основную мысль произведения. Но в то же время эта концовка в определенной степени ограничивала стихотворе­ние. И поэт справедливо ее сократил, сделав последней пре­дыдущую строку. Троекратным повтором автор усилил эмо­циональность и многозначность заключительной фразы. А заключительное многоточие заменило последние две строч­ки, придав финалу большую многозначность, определенную поэтическую открытость.

Произведение относится к патриотической лирике. Оно представляет собой монолог-исповедь лирического героя.

Лирический герой Твардовского остро ощущает свою вину перед погибшими фронтовиками. «Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безу­мия?.. И конечно же, прав поэт, сказавший, что вроде бы и нет его вины в том, что война вспыхнула как очевидный акт безу­мия и что она была тяжелой и кровопролитной. И тем не менее не случаен этот горький вздох запоздалого сожаления, близ­кого к ощущению собственной вины: “…но все же, все же, все же…”» - писал Б. Можаев. «У Твардовского «невозможность забвения, неизбывное ощущение как бы себя в них, а их в себе» выражается с редкой обнаженностью чувств. Стихи об­рываются на одной из кульминаций мысли. Поэт остается один на один со своими воспоминаниями, мы имеем дело с чистой рефлексией. А в самой незавершенности мы не можем не видеть драматического начала. Недоговоренность, стихи, остановленные на полуфразе, получают особенную вырази­тельную силу, таят в себе загадку, скрытый смысл, который приковывает читателя».

Стихотворение представляет собой шестистишие. Рифмов­ка - парная и кольцевая. Поэт использует скромные сред­ства художественной выразительности: анафору («В том… В том…»), лексический повтор («все же, все же, все же…»), ме­тафору («Что я их мог, но не сумел сберечь…»).

Жизненный путь Александра Твардовского был необычайно трудным. Поэт никогда не пытался уйти от испытаний судьбы, не стремился скрыться от того, что уготовила для него жизнь. Вместо того чтобы уехать в эвакуацию и отсидеться в стороне во время военные событий, Твардовский отправляется на фронт. Он занимает должность журналиста, корреспондента, которому ежедневно приходилось наблюдать за ужасами войны, за десятками и сотнями раненных и убитых, за чужой болью и страданиями.

Поэт неоднократно стремился пойти в бой, взять оружие и стать плечо к плечу с простым солдатом. Однако этого ему не позволяли сделать. Работы Твардовского печатались на фронте и поддерживали обычных солдат, укрепляли их моральный дух. По этой причине, автор мог лишь наблюдать за происходящими событиями. И воспоминания о страшной войне остались в памяти поэта навсегда. Каждую ночь он видел кошмары, возвращался туда, на поле боя.

На фоне эмоционального порыва, Твардовский создает стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…». Он прекрасно понимает, что никак бы не смог изменить ход военных событий. Однако на его душе скребутся кошки. Автор пишет о том, что мог бы спасти чьи-то невинные жизни, отправившись в бой. Твардовский понимает, что мог бы стать на место любого солдата, и, погибнув вместо него, сохранить воину жизнь.

С такими терзаниями и сомнениями поэт жил до последнего дня своей жизни. А после проведения брежневских чисток, Твардовского сместили с должности редактора журнала, и это стало настоящим ударом для творческой души. После такого события, терзания поэта только усилились. Теперь поэт понимал, что лучше бы он погиб на фронте. В том случае ему бы не пришлось испытывать таких унижений и оскорблений.

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они — кто старше, кто моложе —
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же…

Анализ стихотворения «Я знаю, никакой моей вины» Твардовского

Твардовский прославился как поэт, который воспел в своих произведениях подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Он предстает горячим патриотом, никогда не сомневающимся в правильности избранного пути. При этом немногие знают, что Твардовский подвергся раскулачиванию и послевоенной партийной чистке. У него были свои счеты к советской власти. Но поэт никогда не выражал своего недовольства. В годы войны он вообще считал, что личные убеждения и затаенные обиды не должны играть никакой роли. В условиях нависшей угрозы весь народ должен объединиться для борьбы с врагом. В 1966 г. Твардовский создал стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…», которое с учетом судьбы поэта раскрывает его глубокую душевную травму.

К началу финской кампании Твардовский уже был известным литератором. Как творческий человек, представляющий особую ценность, он мог вполне законно получить бронь и переждать войну в глубоком тылу. Но огромное чувство патриотизма не позволило поэту сделать этого. Он выбрал профессию военного корреспондента и всю войну провел на самых опасных участках фронта. Твардовский неоднократно посылал прошения о своей отправке в действующую армию рядовым бойцом, но неизменно получал отказ. Это самоотверженное поведение заслуживает огромного уважения. Поэт мучился от того, что не мог на равных разделить с народом всю тяжесть войны. Конечно, корреспонденты тоже подвергались серьезной опасности, многие из них были убиты. Но эта опасность не шла ни в какое сравнение с положением миллионов безымянных солдат.

Чаще всего Твардовскому приходилось видеть картины, открывающиеся уже после кровопролитных боев или отступления немцев. Это ужасное зрелище потом постоянно преследовало его во снах. Поэт страдал каждый раз, когда видел, что смерть настигла не его, а кого-то другого. Он чувствовал в этом свою вину.

В небольшом стихотворении отражена вся боль поэта. Его рассудок подсказывал, что он ни в чем не виноват, но душа не могла с этим смириться. Те, кто «остались там» не писали стихов, не были известны на всю страну, но они совершили гораздо больше – отдали свою жизнь за победу. Твардовский даже утверждает, что мог бы их сберечь, хотя участие одного человека не могло бы предотвратить гибель множества людей.

У произведения нет четкого финала. Размышления поэта обрываются словами «все же, все же, все же…». Война уже давно закончилась, но Твардовский так и не может избавиться от страшных воспоминаний и чувства вины перед погибшими.

Многогранной поэзии Александра Твардовского, как и самому поэту, пришлось пройти через многие трудности и испытания. Многие называют творчество Твардовского энциклопедией того времени, в котором он жил, и с этим нельзя не согласиться.

В его стихотворениях описаны великие события, но поэт не просто отображает действительность, Твардовский описывает свои размышления и переживания. Лирика Твардовского уникальна тем, что поэт никому не подражает, он самобытен и честен, как перед самим собой, так и перед теми, кому посвящает стихи.

Образы творчества поэта просты и реалистичны, поэтому его произведения предельно понятны. Но несмотря на это, поэзия Твардовского не лишена глубины и выразительности.

Анализ "Вся суть в одном-единственном завете..."

Одним из самых знаменитых и проникновенных стихотворений Твардовского является "Вся суть в одном-единственном завете...", который можно назвать образцом высшей культуры стиха. Бескомпромиссность и правдивость, честность и отчаянная откровенность, народность и своевременность - все это переплетено в этом уникальном стихотворении.

В нем раскрывается творческое, самобытное отношение Твардовского к слову, к поэзии, как способу выразить свое душевное состояние. Обычные, привычные для поэзии символы приобретают у Твардовского несколько иную форму и более глубинный и неоднозначный смысл.

Поэтому это стихотворение можно назвать своеобразной загадкой. Это заключено и в простоте изложения стихотворения, и в его доступности - но это не делает его ординарным. Поэт использует и характерную для его лирики звукозапись, чтобы подчеркнуть силу и мощь своих правдивых слов.

В этом стихотворении с особой отчетливостью звучит личная позиция автора по отношению к самому себе, своей стране и ее народу. Твардовский обращается к русскому народу со всей ответственностью, правдивостью и искренностью, без которых невозможно прожить жизнь честно и достойно.

Анализ "Я знаю: никакой моей вины..."

Это небольшое стихотворение занимает особое место в творчестве поэта. Твардовский посвятил теме войны много стихотворений и поэм, но "Я знаю: никакой моей вины..." является завершающим словом поэта о войне. Стихотворение посвящено построению будущего, и поэтому поэт говорит о том, что война - прошла, и за ней следует новый мир.

Твардовский вспоминает о военных событиях, и заново переживает горечь от потерь близких и друзей и многих соотечественников. Поэт не желает забывать войну и те испытания, которая она принесла в жизни людей, но он чувствует, что многое необходимо отпустить - для того, чтобы полноценно жить дальше.

Буквально несколько строчек раскрывают душевную боль автора, и мы понимаем сложную и глубокую философию прожитой им жизни. Заметно, что Твардовскому тяжело и болезненно говорить на эту тему, поэтому конструкция стихотворения довольно сложна и постоянно обрывается. Но только так можно передать все те мучения и тягости, которые пережил Твардовский во время войны, как и миллионы его соотечественников.