Болезни Военный билет Призыв

Япония бомба америка корабль что за фильм. Подводные роботы Пола Аллена. В окружении акул

«Индианаполис» в 1944 году

U.S. National Park

Поисковая экспедиция, организованная сооснователем Microsoft Полом Алленом, 18 августа 2017 года обнаружила в Тихом океане останки американского тяжелого крейсера «Индианаполис» типа «Портленд». Обломки корабля находятся в Филиппинском море на глубине 5,5 тысячи метров. Более точное их местоположение в сообщении экспедиции не указывается.

В качестве подтверждения своей находки экспедиция опубликовала фотографии фрагмента борта найденного корабля с номером 35, а также крышки ящика с запчастями с написанными на ней именем корабля и типом деталей. Крейсер «Индианаполис» в составе ВМС США имел бортовой номер CA-35. На странице экспедиции также опубликованы фотографии якоря и рынды «Индианаполиса».

Американский крейсер был построен в ноябре 1931 года. Полное водоизмещение корабля составляло 12,8 тысячи тонн при длине 185,9 метра и ширине 20,1 метра. Крейсер мог развивать скорость до 32,5 узла, а дальность его хода составляла около десяти тысяч морских миль. На борту крейсера служили 1197 человек.

С момента постройки «Индианаполис» прошел модернизацию, в ходе которой было заменено его вооружение. В окончательном варианте крейсер получил три трехствольных артиллерийских установки калибра 203 миллиметра, восемь зенитных орудий калибра 130 миллиметров, шесть зенитных пушек калибра 40 миллиметров и 19 зенитных орудий калибра 20 миллиметров. Корабль нес три гидросамолета.

До бомбардировки японцами Перл-Харбора 7 декабря 1941 года занимался океанским патрулированием, а с 1942 года уже отвечал за поиск японских кораблей в Тихом океане. За время участия во Второй мировой войне «Индианаполис» принял участие в нескольких военных операциях, включая атаку на японскую базу в Новой Гвинее и нанесение ударов по японским позициям на атолле Кваджалейн.

В общей сложности за участие в военных кампаниях в Азиатско-Тихоокеанском регионе крейсер получил десять боевых звезд. Так называются дополнительные знаки отличия в вооруженных силах США и выдаются в качестве дополнительных знаков награды за повторные награждения медалями или лентами за службу или участие в кампаниях.

26 июля 1945 года крейсер «Индианаполис» доставил на военную базу США на острове Тиниан в архипелаге Мариинские острова детали для атомной бомбы «Малыш». Этот боеприпас мощностью, по разным оценкам от 13 до 18 килотонн, был сброшен на японскую Хиросиму 6 августа 1945 года. Подробнее об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки можно почитать .

Спустя четыре дня после доставки бомбы на Тиниан, 30 июля 1945 года, «Индианаполис» встретился с японской подводной лодкой I-58 типа B, которая торпедировала его. В результате полученных повреждений «Индианаполис» затонул всего за 12 минут, успев послать сигнал бедствия. В этот момент на кораблей находились 1196 человек.

Люди, пережившие торпедную атаку, находились в воде еще четверо суток, прежде, чем их подобрали американские корабли. По разным оценкам, от переохлаждения, обезвоживания и нападений акул за четыре дня погибли от 60 до 80 человек. Спасателям удалось поднять из воды только 321 моряка, из которых выжили 316. До наших дней дожили 22 бывших члена экипажа «Индианаполиса».

Потопление «Индианаполиса» стало крупнейшей в истории ВМС США массовой гибелью моряков. Крейсер также стал последним крупным американским кораблем, потерянным ВМС США во Второй мировой войне. Вскоре после атомных бомбардировок 6 и 9 августа 1945 года Япония капитулировала, фактически положив конец Второй мировой войне (акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года).

Василий Сычёв

6 августа 1945 года на японский город Хиросима была сброшена атомная бомба, получившая название «Малыш». Взрыв урановой бомбы привёл к гибели от 90 до 166 тысяч человек. 9 августа 1945 года плутониевая бомба «Толстяк» была сброшена на Нагасаки, унеся жизни от 60 до 80 тысяч человек. Болезни, вызванные радиоактивным облучением, мучают даже потомков тех, кто пережил кошмар.

Участники бомбардировок до самых последних дней были уверены, что действуют правильно, и угрызениями совести не страдали.

Проклятие «Малыша» и «Толстяка» коснулось тех американцев, которые были причастны к истории первой атомной бомбардировки, хотя и сами не знали об этом.

В ноябре 1932 года в состав американского флота был включён новый тяжёлый крейсер проекта «Портленд», получивший название «Индианаполис».

В то время это был одно из самых грозных боевых судов США: площадь в два футбольных поля, мощное вооружение, экипаж свыше 1000 моряков.

Секретная миссия

В годы Второй мировой войны «Индианаполис» участвовал в крупных операциях против японских войск, успешно выполняя задачи и оставаясь невредимым. В 1945 году над американскими судами нависла новая опасность — японцы стали использовать для атак лётчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками.

31 марта 1945 года японские смертники атаковали «Индианаполис». Одному из камикадзе удалось протаранить нос крейсера. В результате погибли 9 моряков, а сам корабль для ремонта был отправлен в Сан-Франциско. Война стремительно шла к концу, и моряки «Индианаполиса» даже стали полагать, что она для них закончена. Однако, когда ремонт был практически окончен, на крейсер прибыли генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл . Командиру «Индианаполиса» Чарльзу Батлеру Маквею было сообщено — крейсеру поручается перевезти сверхсекретный груз, который необходимо доставить к месту назначения быстро и безопасно. Что за груз, капитана Маквея не известили. Вскоре на борт прибыли два человека, при которых были какие-то небольшие коробки.

«Индианаполис», 10 июля 1945 года. Источник: Public Domain

«Начинка» для атомных бомб

Пункт назначения капитан узнал уже в море — остров Тиниан. Пассажиры были неразговорчивы, редко покидали свою каюту, зато строго следили за сохранностью коробок. Всё это навело капитана на определённые подозрения, и он брезгливо бросил: «Не думал, что мы докатимся до бактериологической войны!». Но пассажиры не отреагировали и на это замечание. Чарльз Батлер Маквей мыслил в правильном направлении, но о том оружии, которое везли на его судне, он просто не мог знать — это была строжайшая тайна.

Генерал Лесли Гровс был руководителем «Манхэттенского проекта» — работ по созданию атомной бомбы. Пассажиры «Индианаполиса» везли на Тиниан «начинку» — сердечники для атомных бомб, которым предстояло быть сброшенными на жителей Хиросимы и Нагасаки. На острове Тиниан завершали подготовку лётчики из специальной эскадрильи, назначенной совершить первые атомные бомбардировки. 26 июля «Индианаполис» прибыл на Тиниан, и его пассажиры с грузом сошли на берег. Капитан Маквей облегчённо вздохнул. Он не знал, что в его жизни и в жизни его корабля начинается самая страшная страница.

Японская охота

«Индианаполис» получил приказ идти на Гуам, а затем на филиппинский остров Лейте. На линии Гуам - Лейте командир «Индианаполиса» допустил нарушение инструкции, предписывавшей проводить манёвры зигзагом во избежание обнаружения подводными лодками противника.

Капитан Маквей не стал выполнять эти манёвры. Во-первых, данная техника была устаревшей, и японцы приноровились к ней. Во-вторых, информации о действиях японских подлодок в данном районе не поступало. Данных не было, но подлодка была. Более десяти дней в районе вела охоту японская подводная лодка «I-58» под командованием капитана 3-го ранга Матицуры Хасимото . Помимо обычных торпед, она была оснащена мини-подлодками «Кайтэн». По сути, это были те же торпеды, только направляемые смертниками.

Маршрут последнего похода «Индианаполиса». Источник: Public Domain

29 июля 1945 года около 23:00 японский акустик обнаружил одиночную цель. Хасимото отдал приказ готовиться к атаке.

До сих пор идут споры, чем в итоге был атакован «Индианаполис» — обычными торпедами или «Кайтэнами». Сам капитан Хасимото утверждал, что в данном случае обошлось без смертников. Крейсер был атакован с расстояния 4 миль, и через 1 минуту 10 секунд прогремел мощный взрыв.

Пропавшие в океане

Японская подлодка стала немедленно уходить из района атаки, опасаясь преследования. Моряки «I-58» толком и не поняли, что за корабль поразили, и понятия не имели, что стало с его экипажем. Торпеда разрушила машинное отделение «Индианаполиса», убив находившихся там членов экипажа. Повреждения оказались столь серьёзными, что стало ясно — крейсер будет оставаться на плаву считанные минуты. Капитан Маквей отдал приказ покинуть судно.

Через 12 минут «Индианаполис» скрылся под водой. Вместе с ним ушли на дно около 300 из 1196 членов экипажа. Остальные оказались в воде и на спасательных плотах. Спасательные жилеты и высокая температура воды в этой части Тихого океана позволяли морякам ожидать помощи в течение длительного времени. Капитан успокаивал команду: они находятся в зоне, где постоянно курсируют корабли, и их скоро обнаружат.

Неясная история сложилась с сигналом «SOS». По одним данным, радиопередатчик крейсера вышел из строя, и подать сигнал о помощи экипаж не смог. По другим, сигнал был всё-таки подан и даже принят по меньшей мере тремя американскими станциями, но либо проигнорирован, либо воспринят как японская дезинформация. Более того, американское командование, получив доклад о том, что «Индианаполис» выполнил миссию по доставке груза на Тиниан, потеряло крейсер из виду и не проявляло ни малейшего беспокойства по его поводу.

В окружении акул

2 августа экипаж американского патрульного самолёта PV-1 Ventura с удивлением обнаружил в воде десятки людей, оказавшихся измученными и полуживыми моряками флота США. После доклада лётчиков в район был выслан гидросамолёт, а вслед за ним подошли и американские военные суда. Трое суток, пока не пришла помощь, посреди океана разыгрывалась страшная драма. Моряки умирали от обезвоживания, гипотермии, некоторые сходили с ума. Но и это было ещё не всё. Экипаж «Индианаполиса» окружили десятки акул, которые атаковали людей, разрывая их на части. Кровь жертв, попадая в воду, привлекала всё новых и новых хищников.

Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. Живыми из воды подняли 321 человека, ещё пять скончались уже на борту спасательных судов. Всего погибло 883 моряка. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Выжившие с «Индианаполиса» на острове Гуам.

Японская живая торпеда представляла собой цилиндр диаметром в 1 м, длиной - 14,7 м, весом в 8 т, из которых 1250 кг приходилось на боевую часть. Дальность действия «Кайтен» составляла 78 км при скорости 12 узлов; или 23 км при скорости 30 узлов. Для доставки к месту атаки использовались большие подводные лодки типа «I», на палубе которых размещалось шесть управляемых торпед «Кайтен».

При приближении к цели водитель через специальный люк из лодки перебирался в торпеду, где его запирали. Получив по телефону от командира лодки приказ и сведения о направлении движения, он отделялся от субмарины и включал двигатель. Приближаясь к цели, водитель корректировал курс с помощью перископа. Приблизительно в 500 метрах от атакуемого корабля он включал полный ход и на глубине 4 метра шел на таран. Если водитель не находил цель, то умирал от удушья, т. к. запаса кислорода хватало только на час, а выбраться из торпеды было невозможно. Правда, позже «из гуманных соображений», сделали устройство, позволяющее взорвать себя, чтобы не мучиться.

Первая атака человекоторпеды состоялась 20 ноября 1944 года, когда один из инициаторов создания «Кайтен», мичман Нисина, прорвался к стоянке американских кораблей и подорвал крупный танкер «Миссисипи» (11 300 т), груженный 405 000 галлонами авиабензина. Взрыв, выбросивший столб пламени на высоту нескольких сотен футов, стоил жизни 50 матросам и офицерам. После этого, пытаясь атаковать американские корабли в хорошо защищенных базах, японцы потеряли шесть лодок-носителей из одиннадцати и 55 водителей-смертников, большинство которых так и не достигли цели. Незначительные повреждения от близких взрывов получили транспорты «Манзана» (1 матрос убит, 20 ранено) и «Пондус Г. Росс». Возможно, одна из торпед ответственна за гибель пехотно-десантного судна LCI-600 (246 т). Американские источники туманно утверждают, что оно погибло от подводного взрыва неизвестного происхождения.

Потери были приписаны ошибочной доктрине, которая предусматривала атаковать только защищенные якорные стоянки и корабли возле плацдармов. В Морском Генеральном штабе стали склоняться к мысли перенести атаки на морские коммуникации. По мнению ряда специалистов трудности действия человекоторпед в открытом море должны были компенсироваться более слабым прикрытием транспортов и танкеров. Для «Кайтен» такие атаки представляли колоссальную трудность. Вместо захода на неподвижную цель по спокойной воде, они должны были догонять корабли в море. Пилоту приходилось полагаться только на собственный маленький перископ, а при волнении от него было мало проку. Хотя скорость торпеды достигала 40 узлов, что было выше чем у любой цели, но на такой скорости ее дальность хода была крайне ограничена.

Многие западные историки самой крупной победой человекоторпед считают потопление американского тяжелого крейсера «Индианаполис». Так, в серьезном труде «Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне» сказано: «Крейсер «Индианаполис» (США). Потоплен человекоуправляемыми торпедами». В другом источнике: «Подводная лодка «I-58» потопила человеко-торпедами американский крейсер «Индианаполис». Однако японцы это отрицают. Подводная лодка «I-58» капитан-лейтенанта Хасимото Мотицура (Hashimoto Mochitsura; 1909-1968) вышла из Куре 18 июня 1945 года, имея на борту 6 «Кайтен». Водоизмещение - 1800/2300 т, основные размерения - 100,6 x 8 x 4,8 м, скорость - 20/8 узлов, дальность плавания - 10 000 миль, экипаж - 64 человека, вооружение - восемь 533-мм ТА, 120-мм пушка.

Командир «I-58» капитан-лейтенант Хасимото Мотицура (1909—2000 )

Хасимото был опытным подводником, который проплавал всю войну и привык смотреть в лицо смерти. В этот раз он вывел свой корабль на охоту за американцами, которых предчувствие скорой победы часто лишало элементарной осторожности. 28 июня в 14 час. 00 мин. Хасимото в перископ заметил крупный танкер в сопровождении эсминца. Он выпустил две человекоторпеды и заявил, что потопил оба судна. На самом деле небольшие повреждения при взрыве одного из «Кайтен» получил лишь эсминец «Лоури».

За несколько часов до этой атаки тяжелый крейсер «Индианаполис» (USS Indianapolis, CA-35) под командованием капитана первого ранга МакВея вышел с Гуама на остров Лейте. Крейсер рассекал влажный мрак ночи с 29 на 30 июля 1945 года, неся на борту 1200 человек экипажа. Большинство из них спали, бодрствовали только вахтенные. Да и чего мог опасаться мощный американский военный корабль в этих давно очищенных от японцев водах? Это был мощный современный корабль, спущенный на воду 7 ноября 1931 года и введен в строй 15 ноября 1932 года. Полное водоизмещение 12 755 т, 185,93 м — длина, 20,12 м — ширина, 6,4 м — осадка. Крейсер развивал скорость до 32,5 узлов при мощности турбин 107 000 л.с. Вооружение корабля состояло из девяти 203-мм орудий в трех башнях, восьми 127-мм орудий и 28 зенитных автоматов разных калибров. На корабле были две катапульты и четыре самолета.

Правда, можно было напороться на какую-нибудь шальную субмарину противника, — по данным разведки, какое-то количество этих морских волков-одиночек все еще рыскало в водах Тихого океана в поисках незащищенных объектов для атаки — но для быстроходного боевого корабля вероятность такой встречи очень мала (гораздо меньше, чем риск угодить под колёса автомобиля при переходе улицы в Нью-Йорке). Впрочем, подобные мысли мало кого занимали на борту «Индианаполиса» — пусть голова от этих проблем болит у того, кому это по штату положена - капитана, например.

Командир крейсера кэптен Чарльз Батлер МакВей (Charles B. McVay III; 1898-1968) в свои сорок шесть был опытным моряком, вполне заслуженно оказавшимся на командном мостике тяжелого крейсера. Он встретил войну с Японией в звании коммандера, будучи старшим помощником на крейсере «Кливленд», участвовал во многих боях, в том числе в захвате островов Гуам, Сайпан и Тиниан и в крупнейшем в истории войн на море сражении в заливе Лейте; заслужил «Серебряную Звезду». И в эту ночь, несмотря на поздний час, — одиннадцать вечера — он не спал. В отличие от большинства своих подчиненных, Маквей знал гораздо больше любого из них, и знание это отнюдь не добавляло ему спокойствия.

Всего два дня назад он выполнил сверхсекретную задачу - доставил на остров Тиниан две атомные бомбы, которые В-29 предстояло сбросить на Хиросиму и Нагасаки. От спецгруза освободились быстро — его и было-то всего ничего: несколько ящиков. Люди работали проворно и слаженно, подстёгиваемые строгим приказом и неосознанным желанием поскорее избавиться от этого загадочного барахла вместе с его угрюмыми, не отвечающими на шутки сопровождающими. Тяжелый крейсер еще несколько часов стоял на открытом рейде Тиниана в ожидании дальнейших распоряжений из штаба командующего Тихоокеанским флотом. И ближе к полудню распоряжение поступило: «Следовать на Гуам, а затем на Филиппины». Война заканчивалась, и очередной приказ был воспринят экипажем как приглашение к морской прогулке, не таящей в себе никакой опасности.

Ночью 29 июня крейсер шел без сопровождения, мало того, будто испытывая судьбу, МакВей отказался от применения зигзага. Согласно установленным правилам, в зоне военных действий надводные суда, чтобы не быть атакованными подлодками противника, должны двигаться зигзагами. Именно так и водил свои корабли всю войну капитан МакВей, но царившая вокруг эйфория победы сыграла с ним злую шутку. Поскольку не было никаких сведений о присутствии в этом районе субмарин противника, он пренебрёг обычной предосторожностью.

В 23.00 29 июля поступил доклад гидроакустика «И-58», что зафиксирован шум винтов цели, двигающейся встречным курсом. Командир скомандовал всплытие. Первым вражеский корабль - визуально - обнаружил штурман, и тут же пришел доклад о появлении отметки на экране радара. Поднявшись на верхний ходовой мостик, Хасимото убедился лично: да, на горизонте черная точка; да, она приближается. «И-58» снова нырнула — совсем ни к чему, чтобы радиолокатор американцев тоже обнаружил лодку. Скорость хода у цели приличная, и противник легко сможет уклониться. А если враг их не заметит, то встреча неизбежна - курс корабля ведет прямо на субмарину.

Командир следил через окуляр перископа, как точка увеличивается и превращается в силуэт. Да, крупный корабль — очень крупный! Высота мачт (с двадцати кабельтовых это уже можно определить) более тридцати метров, а это значит, что перед ним либо большой крейсер, либо даже линкор. Заманчивая добыча! Он немедленно приготовил торпедные аппараты, а кроме того приказал одному из пилотов «Кайтен» занять место в торпеде. Когда цель подошла на расстояние 4000 м, командир лодки опознал ее как линкор типа «Айдахо» и решил использовать обычные торпеды. Тем временем смертники стали дружно просить разрешить им атаковать такую заманчивую цель.

Хасимото Мотицура у перископа

Действительно, вариантов атаки два: либо разрядить в американца носовые аппараты шеститорпедным веером, либо использовать «Кайтены». Корабль движется со скоростью не менее двадцати узлов, значит, — с учетом ошибок при расчете залпа — можно надеяться на попадание одной-двух, максимум трех торпед, однако командир лодки выбрал первый вариант. В 23 час. 32 мин. Хасимото дал залп 6 торпедами с дистанции 1200 м и добился двух попаданий в носовую часть крейсера. Не смотря на утверждения многих авторов, он НЕ использовал «Кайтен» в этой атаке. Когда «Индианаполис» сразу не пошел на дно после попаданий торпед, пилоты снова начали уговаривать командира разрешить им нанести последний удар. Но этого не понадобилось: через 15 минут крейсер перевернулся и затонул. Около 350 человек погибло во время взрывов.

Так как взрывом была повреждена корабельная радиостанция и не удалось вовремя послать сигнал бедствия, командование флота даже не подозревало о произошедшем. На острове Гуам, куда следовал крейсер, его отсутствие объяснили возможным изменением курса и не стали поднимать тревогу. В результате прошло четыре дня, прежде чем терпящие бедствие были случайно замечены американским бомбардировщиком, совершавшим в этом районе патрульный полет.

Вскоре к месту трагедии подошли два корабля - эсминец «Бассетт» (USS Bassett) и госпитальное судно «Трангуйлити» (USS Tranquility), которое доставило спасшихся в Гуам, где им была оказана медицинская помощь. Но дожили до этого дня лишь немногие. Кроме жажды, голода и переохлаждения, моряков подстерегала в открытом океане еще одна страшная опасность - акулы. За это время от холода и акул погибло 533 человека. Из 1189 человек, находившихся на борту, выжило лишь 316. Доподлинно не известно, сколько всего моряков стали жертвами акул. Но из тех тел погибших, что удалось поднять из воды, следы акульих зубов были найдены почти на 90. В историю флота США гибель «Индианаполиса» вошла как наиболее массовая гибель личного состава в результате одного затопления.

Любопытно, что донесение Хасимото своему командованию, с указанием координат атакованного корабля, было перехвачено, однако в нем говорилось о потоплении линкора, поэтому американская разведка приняла радиограмму за очередной японский трюк.

Капитан МакВэй, который командовал кораблем с ноября 1944 года, был одним среди выживших после гибели корабля. В ноябре 1945 года он был привлечен военным трибуналом к ответственности за гибель корабля. Он обвинялся в «подвержении опасности корабля из-за невыполнения противоторпедных маневров». Тогда же Хасимото привезли в Вашингтон, чтобы он выступил свидетелем на заседании военно-морского трибунала по делу о гибели «Индианаполиса», его тоже обвиняли в том, что он уничтожил «Индианаполис» с помощью смертника, что трактовалось как военное преступление. Японец честно подтвердил, что МакВей подверг корабль опасности, не используя противолодочный зигзаг. Вместе с тем он утверждал, что исполнение кораблем противоторпедных маневров не принесло бы никакого результата, и он все равно был бы торпедирован. С его слов он выпустил по крейсеру 6 торпед с предельно малой дистанции. У Хасимото не было адвоката, показания он давал через переводчика. Он знал английский, но не в такой степени, чтобы отвечать на замысловатые вопросы судей. Однако он твердо отстаивал свою версию о неприменении «Кайтен». В конце концов, командира крейсера признали виновным, однако, учтя старые заслуги, наказывать не стали, а тихо спровадили на пенсию, а капитан-лейтенанта Хасимото вернули в Японию, так и не доказав факт совершения им военного преступления.

Существует весьма распространенная легенда, что торпеды Хасимото спасли еще какой-то японский город от участи Хиросимы, поскольку на борту «Индианаполиса», якобы, была третья атомная бомба. Однако эта версия не получила документального подтверждения.

После возвращения из Вашингтона в 1946 году Хасимото некоторое время продолжал находиться в тюрьме, затем был переведен в лагерь военнопленных, прошел у американцев фильтрацию. Снова, разумеется, были допросы. Не было отбоя от журналистов, которым хотелось знать, применял Хасимото «Кайтэны» против «Индианаполиса» или нет? Освободившись из лагеря, бывший подводник стал капитаном торгового флота, ходил на судне почти тем же маршрутом, что и на субмаринах «I-24», «PO-31», «I-158», «РО-44», «I-58»: Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось заходить на Гавайи и в Сан-Франциско... Уйдя по выслуге лет на пенсию, Мотицура Хасимото принял монашество в одном из храмов в Киото, а затем написал книгу «Потопленные», в которой продолжал придерживаться версии, что против «Индианаполиса» он применил обычные торпеды.

История крейсера «Индианаполис» вновь стала темой обсуждений в 2000 году, когда Конгресс США вынес резолюцию, на основании которой с МакВея полностью снимались все предъявленные ранее обвинения. Этот документ утвердил своей подписью президент Америки Билл Клинтон, затем была внесена соответствующая запись в личное дело капитана, хранившееся в архиве военно-морского флота. 24 августа 2016 года в США состоялась премьера художественного фильма «Крейсер» о судьбе крейсера и экипажа. 18 августа 2017 года обломки крейсера были обнаружены исследовательской группой на дне Тихого океана на глубине свыше 5400 метров. При этом точное местоположение обломков не разглашается.

Окинава. 31 марта 1945 года. Японская авиация атакует американское военное судно, крейсер «Индианаполис». В результате крейсер получает повреждения носовой части. Командование американским ВМФ озабочено потерями, которое флот понес в Перл-Харборе, а также в результате других действий противника. Чтобы прекратить войну, принято решение сбросить на Хиросиму атомную бомбу. Поскольку самолетом ее доставить невозможно, необходимо отвезти боеголовки в Филиппинское море на судне. Нужен один самый быстрый корабль, отправить который решено без сопровождения.

Напа, Калифорния, апрель 1945. Майк Д"Антонио и Брайан Смитлик матросы-новобранцы. Друзья приезжают в дом, где живет любимая девушка Майка – Клара. Пока Майк беседует с высокопоставленными друзьями отца Клары, Брайан дает урок танцев компании девушек. Он влюбляется в Клару с первого взгляда.

Сан-Франциско, 15 июля 1945 года. Боцман Макуотер руководит ремонтными работами на «Индианаполисе». Работа почти завершена, пробоина в носовой части залатана. На судно для прохождения службы прибывает лейтенант Стендиш, он передает капитану привет от своего отца, адмирала Перси Стендиша. Накануне у капитана с адмиралом состоялся конфиденциальный разговор. Президент Трумэн выбрал «Индианаполис» для выполнения сверхсекретного задания: доставить две части секретного снаряда на остров Тиниан. Сопровождения не будет, отправление завтра. Контейнеры грузят на судно.

Перед предстоящим трехмесячным плаванием матросы на берегу пока наслаждаются отдыхом. Майк собирается сделать Кларе предложение, он уже купил для нее кольцо. Темнокожий матрос по имени Тео любит делать заметки в своем блокноте обо всех происходящих вокруг событиях. Его сослуживцы развлекаются, флиртуют с девушками, многие уже сильно пьяны. Майк ссорится с отцом Клары, так и не успев попросить у того руки дочери. Клара догоняет вспыльчивого парня. Брайан стоит неподалеку, он слышит, как те выясняют отношения. В это время возле клуба между двумя матросами, темнокожим Гаррисоном и белым Бамой, завязывается драка. Майк и Брайан бегут на помощь. Приятель Гаррисона Квин пытается его успокоить. Бама предлагает противнику сразиться один на один. Элвин устраивает тотализатор, записывает ставки своих товарищей. Драчунов пытаются разнять. Майка собирается вступить в драку, но Брайан удерживает друга, у того из кармана вываливается кольцо. На место происшествия прибывает военный патруль. Уже отдан приказ, утром «Индианаполис» отходит из порта, весь личный состав должен вернуться на судно. Подбежавшая Клара признается Майку в любви, тот хочет подарить девушке кольцо, но не может его найти. Родители девушки требуют, чтобы дочь уехала с ними. Майк обещает любимой, что он обязательно вернется.

Утром капитан Маквей перед строем своих подчиненных произносит речь. Он говорит, что их успех и выживание напрямую зависит от доверия между офицерским составом и командой. Фото на память – и судно отплывает. Тяжелый крейсер «Индианаполис» создан для уничтожения надводных кораблей и самолетов, но против подлодок его орудия бессильны. Поэтому обычно его прикрывают эсминцы, а на секретном задании корабль остался без защиты. Лейтенант Стендиш напоминает капитану, что «Индианаполис» должен идти зигзагом. Маквей уверен, что против кайтэнов (японских торпед, управляемых смертниками) это не эффективно.

Филиппинское море. Подводной лодкой А-58 императорского флота Японии командует капитан Хашимото. Он приверженец синтоизма – традиционной японской религии. У себя в каюте он разговаривает с духом умершего отца, пытаясь найти ответы на вопросы бытия. Подчиненные сообщают, что обнаружено судно противника. На подлодке заряжают кайтэн, смертник садится в управляемую торпеду. Пуск. На «Индианаполисе» объявлена тревога, заряжают орудия, открыт огонь. Японцы выясняют, что торпеда пущена не в боевой корабль, и они промахнулись, а смертник погиб. Капитан Маквей заканчивает учения, которые в целом прошли успешно.

Матросы «Индианаполиса» не любят лейтенанта Стендиша за его заносчивость, а своего капитана они уважают. Элвин ведет подсчет денег, выигранных на ставках во время драки. Кольцо Майка находится у него, он планирует его продать, чтобы покрыть свои долги. Личному составу корабля не сообщают о содержимом контейнеров, которые находятся в трюме, о целях предстоящего задания и маршруте судна. Боцман Макуотер пугает новобранцев дурной приметой – «Индианаполису» 13 лет, это несчастливое число. Они отправились на задание без защиты, их могут достать японцы, а в море сожрать акулы.

На военно-морскую базу на Филиппинах «Индианаполис» прибывает 26 июля 1945 года. Секретный груз доставлен. Маквей размышляет о том, что это может навсегда изменить саму суть войны. В сопровождении на обратном пути домой крейсеру снова отказано. Команда поздравляет одного из офицеров с последним плаванием. Тот предупреждает: сейчас на посту Стендиш, не стоит слишком шуметь. Но моряки все равно устраивают шумную попойку. Когда один балагур изображает Стендиша, лейтенант появляется в трюме и устраивает морякам суровый нагоняй. Судно отплывает с военно-морской базы. Пьяный Майк избивает Брайана, он считает, что тот украл у него кольцо во время драки перед плаванием. Гаррисон и Бама до сих пор сидят в соседних камерах карцера. Они переругиваются между собой через решетку.

Японская подлодка обнаруживает возможного противника. Отдан приказ заряжать кайтэны. Первая торпеда выпущена, и она достигает цели. Далее еще несколько снарядов с японской подлодки поражают «Индианаполис». На крейсере объявлена тревога. Радист передает сигнал бедствия, но он сомневается в исправности оборудования. Пожарная команда пытается потушить огонь. Макуотер командует: заглушить двигатель. Брайан хватает спасательные жилеты для себя и для Майка, друзья пытаются выбраться с нижней палубы. Сигнал с «Индианаполиса» принят на военно-морской базе, однако судно не должно находиться в Филлипинском море, командование не подтверждает этого по причине секретности. Пока нет достоверной информации, сигнал можно расценивать и как провокацию со стороны противника. Макуотер сообщает капитану, что повреждения судна слишком серьезные, чтобы пытаться спасти корабль. Маквей отдает приказ начать эвакуацию. Квин открывает двери карцера и выпускает Гаррисона, ключи падают в воду, Бама остается запертым. Гаррисон с риском для жизни спасает бывшего непримиримого соперника. Вместе им удается выбраться из залитого водой трюма.

«Индианаполис» идет ко дну, его корпус кренится и разламывается пополам. Взрывом капитана Маквея выбрасывает далеко за борт тонущего корабля. Маквей взбирается на плот, там находится рация. Его призыв о помощи никто не слышит кроме капитана японской подлодки Хашимото. Тело мертвого радиста Маквей обнаруживает рядом, больше вокруг в темноте никого не видно.

День 1. 30 июля, 1945. Выжило 902 человека, припасов на 2 дня. Филиппинское море кишит акулами, их привлекает запах крови. Уцелевшие члены экипажа болтаются в открытом море группами и поодиночке. Лейтенант Стендиш решает: поскольку капитан погиб, он должен взять командование на себя. Он отдает приказ рядовым освободить места на спасательных плотах для офицеров и раненых, а все припасы перегрузить на его плот. Маквей обнаруживает плот, где находится Макуотер, акула ему откусила ногу, он истекает кровью. Капитан вкалывает боцману морфин, затягивает жгутом раненую ногу.

Лейтенант Адриан Маркс на патрульном бомбардировщике ищет над Филиппинским морем обломки сбитого самолета. Ему приказано возвращаться на базу, терпящих бедствие американских моряков летчик не замечает. Квин погибает в пасти акулы. Все в панике стремятся вскарабкаться на плот, Тео уплывает в противоположном направлении. Судовой священник читает короткие молитвы над телами погибших. Просит бога принять и его душу, когда его окружают акулы. Тео подплывает к плоту, на котором находятся капитан и боцман. Маквей узнает, что есть еще выжившие члены экипажа. Капитан решает сплавать к остальным, оставляет Макуотера под присмотром Тео. Юноша делает ему укол, читает строки из своего дневника, пытаясь отвлечь раненого от невыносимой боли. Ночью возвращается Маквей, подобрав еще несколько отбившихся от основной группы членов команды.

День 2. Мысленно Маквей пишет письма своей жене. Он пытается приободрить измученных жаждой и голодом людей. В их распоряжении есть только пара банок консервов. На другом плоту Майк и Брайан вспоминают о Кларе. На них нападают акулы, поднимается паника. Ночью Маквей рассказывает Тео историю их с женой знакомства, но сначала он берет с парня слово, что он не будет использовать ее в своих литературных упражнениях. Боцман Макуотер умирает. Хашимото удручен тем, что американских моряков до сих пор никто не спас. Это враги, но они тоже люди. Его подлодке приказано вернуться домой.

День 3. В живых осталось 500 человек. Лейтенант Стендиш утверждает, что видел землю. Он назначает гребцами наиболее крепких парней и уплывает от группы, забрав с собой все припасы. Ночью у Майка начинаются галлюцинации, ему мерещится свет и голос Клары. Брайан признается, что тоже любит его невесту. Их плот снова атакует акула. Майк ранен. Гаррисон и Бама плавают вместе, они рассуждают о боге и смысле жизни. Днем Майк берет с Брайана слово, что тот позаботится о Кларе, после чего умирает. Очередному нападению акул подвергается и другая группа терпящих бедствие, есть новые жертвы.

День 4. В живых осталось 350 человек. Многие сдались, люди начали терять рассудок. Гаррисон лишился зрения, он ничего не видит, а Бама заметил в небе самолет. Это бомбардировщик ВМФ США, пилотируемый лейтенантом Чеком Гвином. Он передает сообщение, что обнаружил крупное пятно топлива. На базе уточняют, не японская ли это подлодка. Спустившемуся ниже к поверхности воды летчику удается выяснить, что в радиусе около мили разбросаны больше сотни человек. Пилоты не могут нарушить инструкцию, им остается только сбросить еду и аптечку. Спустя два часа подлетает самолет лейтенанта Маркса, он запрашивает спасательную операцию, командование отказывает. Несмотря на это, Адриан Макс дает членам экипажа команду совершить посадку на воду. Теперь к месту, где потерпел бедствие крейсер, американские военные вынуждены выслать помощь.

Командование военным флотам обсуждает сложившуюся обстановку. После того, как японцы затопили выполнявший секретное задание корабль-герой «Индианаполис», в живых осталось 317 человек, 789 членов экипажа погибло. Власти США не заинтересованы в том, чтобы информация об этом попала в прессу, гораздо выгоднее рапортовать о победе над Японией. Но общественности нужен козел отпущения за случившуюся трагедию. Подходящая кандидатура – капитан Маквей, он единственный из офицерского состава остался в живых после гибели крейсера.

Маквея мучит чувство вины перед семьями погибших товарищей. Спустя месяц после того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки, Япония капитулирует, Вторая мировая война закончена. В госпитале Элвин возвращает Брайану кольцо его погибшего друга. По возвращении домой Брайан просит руки Клары, та в положении, будущему ребенку нужен отец. Капитану Маквею постоянно звонят с проклятиями близкие погибших. Он на грани нервного срыва. Капитана отдают под трибунал. На слушание дела собираются многие из выживших моряков. Они убеждены в том, что Маквей вел себя геройски. Однако против него выдвинуто обвинение в том, что капитан подставил свой корабль под удар, отказавшись вести его зигзагами, и нарушил правила эвакуации. Маквей не признает себя виновным. На суде выступает капитан Хашимото. Он утверждает, что «Индианаполис» был торпедирован не кайтэнами, а обычными торпедами. Зигзагообразные маневры крейсера все равно не спасли бы американское судно, поскольку японская подлодка сумела подойти слишком близко к цели и выпустила 6 торпед. По первому пункту обвинения Маквей признан невиновным, но приказ об эвакуации был отдан несвоевременно. После суда между бывшими противниками происходит неофициальный разговор. Как военные оба капитана должны были выполнять приказы, но это не мешает им понимать общечеловеческие ценности. Маквей и Хашимото расстаются, отдав друг другу воинскую честь. Четырьмя годами позже Чарльз Маквей пускает себе пулю в висок.

Капитан «Индианаполиса» получил секретное задание - доставить нечто на звездно-полосатую базу Тиниан в Тихом океане. Командир, как и команда, не знали, что они везли. Впоследствии выяснилось, что «Инди» доставил необходимые компоненты для атомной бомбы. Когда самолеты сбросили ее на Хиросиму, крейсер уже лежал на дне. А несколько сотен моряков погибли. Одни не пережили японской атаки, другие - встречи с акулами. Такая вот расплата…

Звездно-полосатый «подарок»

Как известно, атомная бомба с циничным названием «Малыш» была сброшена на японский город Хиросима шестого августа 1945 года. Взрыв унес жизни множества людей, по подсчетам - от девяноста до ста шестидесяти шести тысяч стали жертвами американского «Малыша». Но это была лишь первая часть. Спустя три дня плутониевый «Толстяк» накрыл Нигасаки. Погибло еще несколько десятков тысяч японцев. Ну а болезни, вызванные облучением, перешли по наследству и к тем, кому посчастливилось выжить в том кошмаре.

Крейсер «Индианаполис», хоть и косвенно, но поучаствовал в атаке на Хиросиму. Именно этот крейсер доставил необходимые для бомбы компоненты. Это боевое судно было зачислено в американский флот в 1932 году и являлось представителем проекта «Портленд». Для своего времени «Инди» представлял собой грозную силу. Он впечатлял и размерами, и мощностью вооружения.

Когда началась Вторая Мировая война «Индианаполис» принял участие в нескольких крупных спецоперациях против войск Страны восходящего солнца. Причем боевые действия для крейсера проходили очень удачно. Боевое судно выполняло поставленные задачи, обходясь малой кровью.

Ситуация начала меняться в 1945 году, когда отчаявшиеся японцы пошли на крайние меры - стали задействовать летчиков-камикадзе, а также торпеды, управляемые смертниками. Пострадал от этого и крейсер. Тридцать первого марта 1945 года камикадзе атаковали «Индианаполис». И одному все-таки удалось прорваться сквозь оборону. Смертник протаранил переднюю часть огромного крейсера. Тогда погибло несколько моряков, а судну пришлось отправиться для ремонта на базу в Сан-Франциско.

К тому времени стало понятно, что война неотвратимо приближалась к своему завершению. По всем фронтам Германия и ее союзники терпели поражения, сдавали позиции. До капитуляции оставалось совсем немного. И команда «Индианаполиса», как и капитан судна, посчитали, что для них боевые действия уже остались в прошлом. Но неожиданно, когда крейсер был отремонтирован, к капитану пришли два высокопоставленных военных - генерал Лесли Гровс и контр-адмирал Уильям Парнелл. Они сообщили Чарльзу Батлеру Маквею, что на крейсер возложена секретная миссия - доставить важный и не менее секретный груз «кое-куда». Причем сделать это было необходимо быстро и незаметно. Что именно надлежало доставить «Индианаполису» капитану, естественно, не сообщили.

Вскоре на крейсер поднялись два человека с небольшими коробками. Уже в пути Маквей узнал, что судно должно подойти к военной базе на острове Тиниан. Два пассажира практически не покидали свою каюту и ни с кем не разговаривали. Капитан, глядя на них, сделал вывод о содержании коробок. Однажды он даже сказал: «Не думал, что мы докатимся до бактериальной войны!» Но пассажиры никак не отреагировали на эти слова. Но Чарльз Маквей все же ошибся. Правда, догадаться об истинном содержании коробок он и не мог. Поскольку разработки нового страшного оружия держались в строжайшей тайне. А сам Лесли Гровс, который посещал «Индианаполис», как раз и являлся руководителем «Манхэттенского проекта». Под его началом на звездно-полосатом берегу шло создание атомной бомбы. А молчаливые пассажиры доставляли на базу на острове Тиниан необходимую начинку. А именно сердечники атомных бомб, которые предназначалось сбросить на города Хиросиму и Нагасаки.

«Индианаполис» достиг конечной цели. Пассажиры сошли на берег. Маквей почувствовал облегчение. Он был уверен, что теперь война для него закончена и можно вернуться к привычной жизни. Капитан и представить не мог, что его, как и всю команду крейсера ждет жестокая расправа за совершенный поступок.

Маквей получил приказ направиться сначала к Гуаму, а затем двигаться на филиппинский остров Лейте. По инструкции от капитана требовалось пройти этот маршрут не по прямой линии Гуам - Лейте, а проводить зигзагообразные маневры. Это было необходимо сделать для того, чтобы подводные лодки противника не смогли обнаружить американское боевое судно. Но Маквей пренебрег инструкцией. По факту, он имел на это право по двум причинам. Во-первых, о наличии японских субмарин в том секторе не было сведений. Во-вторых, данная зигзагообразная методика уже являлась морально устаревшей. Военные Страны восходящего солнца подстроились под нее. В общем, «Индианаполис» шел прямо и уверенно. И хотя данных о подлодках противника не поступало, одна субмарина уже на протяжении нескольких дней вела охоту за американцами в том секторе. Это была подводная лодка «I-58», которой командовал капитан третьего ранга Матицура Хасимото. В его арсенале кроме привычных торпед, находились еще и мини-подлодки «Кайтэн». То есть, те же торпеды, только под управлением смертников.

Двадцать девятого июля 1945 года около одиннадцати вечера акустик «I-58» обнаружил одиночное судно. Хасимото, не раздумывая, приказал атаковать врага. Интересно вот что: до сих пор точно не установлено, с помощью какого оружия японская подводная лодка смогла уничтожить «Индианаполис». Капитан «I-58» утверждал, что использовал обычные торпеды. Но многие эксперты склонялись к версии со смертниками. Так или иначе, но подлодка атаковала крейсер с расстояния четырех миль. И уже через одну минуту десять секунд прогремел взрыв. Удостоверившись, что цель поражена, «I-58» быстро покинула район атаки, поскольку опасалась возможного преследования. Любопытно, что ни Хасимото, ни его команда сами тогда не знали, что за корабль они потопили. Соответственно, не получили они и никаких сведений о судьбе экипажа судна.

Хасимото потом вспоминал: «Наблюдая в перископ, я видел несколько вспышек на борту корабля, однако он, казалось, еще не собирался тонуть, поэтому я приготовился дать по нему второй залп. От водителей торпед послышались просьбы: «Поскольку корабль не тонет, пошлите нас!» Противник, конечно, представлял для них легкую цель, даже несмотря на темноту. А что если корабль потонет еще до того, как они достигнут цели? Однажды выпущенные, они уходили уже навсегда, поэтому не хотелось рисковать, жаль было губить их напрасно. Взвесив факты, я решил не выпускать на этот раз человеко-торпеды… Опустив перископ, я приказал вести дальнейшее наблюдение за противником при помощи шумопеленгатора и гидролокатора. Как мы слышали уже после войны, корабль в тот момент находился на грани гибели, но в то время у нас были сомнения на этот счет, так как хотя 3 наших торпеды и попали в цель, они не смогли потопить корабль».

Но они смогли. Торпеды угодила в машинное отделение. Взрыв был такой силы, что все члены экипажа, которые там находились, мгновенно погибли. Повреждения же оказались настолько серьезными, что на плаву крейсер продержался лишь несколько минут. Маквей распорядился покинуть, идущий ко дну «Индианаполис».

Добро пожаловать в ад

Крейсер утонул через двенадцать минут. Судьбу погибшего судна разделили порядка трехсот из тысячи ста девяноста шести членов экипажа. Остальные выжили. Кто-то оказался в воде, кому-то посчастливилось взобраться на спасательные плоты. Климатические условия и жилеты давали морякам надежду на спасение. Поскольку несколько дней они бы кое-как смогли протянуть. Как мог подбадривал команду и выживший Маквей. Он утверждал, что в данном секторе постоянно курсируют американские корабли. А значит спасение - дело времени.


До сих пор неясной остается ситуация с сигналом «SOS». Мнения на этот счет разнятся. По одним сведениям, радиопередатчик «Индианаполиса» вышел из строя сразу же после попадания в крейсер торпеды. Соответственно, сигнал о помощи подать было просто невозможно. По другим данным, «SOS» все-таки был подан. Более того, его даже приняли на трех американских станциях. Но… никто на сигнал не среагировал. По одной из версий, на первой станции командир находился в состоянии алкогольного опьянения, начальник второй приказал подчиненным не беспокоить его. Что же касается третьей, то там сигнал о бедствии восприняли как японскую уловку. Поэтому тоже не предприняли никаких действий. Есть также сведения, что морская разведка США перехватила сигнал с «I-58» о потоплении судна как раз в районе пути «Индианаполиса». Это сообщение было передано в штаб, но осталось без внимания. В общем, на крейсер все махнули рукой. И это, конечно, удивляет.

Многие из выживших моряков получили серьезные ранения, переломы и ожоги. Причем не все успели надеть спасательные жилеты или найти себе место на плотах. Кстати, плоты представляли собой прямоугольные рамы из бальсового дерева с веревочной сеткой, сверху накрытые дощатым полом.

Первые сутки прошли относительно спокойно. Более того, решилась и проблема с нехваткой спасательных жилетов. Выжившие моряки снимали их со своих погибших от ранений товарищей. Но на вторые сутки ситуация стала ухудшаться. Некоторые моряки умирали, наглотавшись дизельного топлива, разлитого по водной поверхности. Другие не выдерживали палящих солнечных лучей и жары. А третьи не пережили холодной ночи. Но эти факторы были губительными только для тяжело раненых. Остальные же мужественно продолжали бороться за свои жизни и ждали помощи. Но затем появился новый фактор, актуальный для всех. Появились акулы.

Поначалу погибшие, как бы цинично это не было, приняли удар на себя. Хищники атаковали именно их. Выжившие вспоминали, что тело неожиданно резко уходило под воду. А через какое-то время всплывал либо один жилет, либо кусок плоти. Началась паника. Моряки начали сбиваться в группы, прижимали ноги к животам. А кровь привлекала все новых и новых хищников. На третьи сутки акулы принялись нападать уже на живых. Паника достигла своего апогея. У некоторых из-за ужаса начинались галлюцинации. Люди кричали, что видят корабль и пытались до него доплыть. Но стоило им отсоединиться от группы, как мгновенно из воды показывались плавники.

Постепенно хищные рыбы взяли несчастных и замученных людей в плотное кольцо. Из воды постоянно торчали острые плавники. Наиболее тесным оно стало ночью. Моряки даже не пытались сопротивляться, они смирились со своей участью и ждали неминуемой смерти. Дэвид Хэрелл, один из выживших, вспоминал, что он оказался в группе из восьмидесяти сослуживцев. Наутро четвертого дня в ней осталось лишь семнадцать человек. Другой выживший - Шерман Бут - рассказывал: «На четвертый день паренек из Оклахомы увидел, как акула ест его лучшего друга. Он не мог этого вынести, достал нож, зажал его в зубах и поплыл за акулой. Больше его не видели».

На четвертый день стали подводить спасательные жилеты, их запас прочности неумолимо подходил к концу. Они и так продержались долго, поскольку были рассчитаны на сорок восемь часов. То, что произошло потом, почти никто из моряков не помнил. Они лишились сил и просто дрейфовали, ожидая смерти.

Но чудо все-таки произошло. Случилось это второго августа. Экипаж патрульного самолета PV-1 Ventura вдруг заметил людей, разбросанных на большой территории. Эта находка вызвала удивление, поскольку не было ни единого сигнала о бедствии в данном секторе. Еще сильнее удивился экипаж, когда выяснилось, что люди - американские моряки. PV-1 Ventura тут же доложил о своей находке в штаб. В район трагедии был отправлен гидросамолет. А вслед за ним отправились и несколько военных кораблей.

Сколько точно погибло моряков от атак акул - неизвестно. В общей сложности удалось спасти лишь триста двадцать одного человека. Но пятеро из них находились в тяжелом состоянии и вскоре умерли. Гибель «Индианаполиса» стала самой крупной по количеству жертв в истории флота США.

Кто виноват?
Новость о крушении крейсера стала шоковой для всей Америки. Война уже почти завершена и вдруг такое известие. Естественно был поднят вопрос: кто виноват? На свою беду капитан Маквей был в числе выживших. И, конечно, всех собак было решено повесить именно на него. Чарльза Маквея отдали под трибунал. Главное обвинение заключалось в нарушении инструкции. Мол, если бы крейсер шел зигзагами, трагедия не произошла бы. На судебное разбирательство доставили и японского капитана Матицуру Хасимото, которого удалось взять в плен. Его обвиняли в том, что он потопил крейсер при помощи смертника. Это считалось военным преступлением (про ядерные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, дипломатично умолчали).

Девятнадцатого декабря все того же 1945 года капитан Маквей был признан виновным в «преступной халатности» (хотя Хасимото утверждал, что сумел бы потопить крейсер даже если бы тот перемещался зигзагообразным маршрутом). Его разжаловали и уволили из Военно-Морского флота. Жесткое решение было вполне оправдано, поскольку всем нужен был «козел отпущения». Но уже спустя несколько месяцев Маквея восстановили. Он даже сумел дослужиться до звания контр-адмирала. А в отставку ушел в 1949 году. Что же касается Хасимото, то суду так и не удалось доказать применение им смертника. Поэтому вскоре его отправили в Японию. И он продолжил службу. Правда, стал капитаном торгового судна. Затем, после отставки, Хасимото принял монашество и написал книгу воспоминаний.

А Маквей так и не смог смириться с тем, что произошло. Он еще долго получал письма с грозами от семей погибших моряков. Чарльз считал себя виновным в трагедии. Контр-адмирал не выдержал в 1968 году и покончил с собой на лужайке перед собственным домом.

Интересно вот что: в 2001 году ВМС США официально сняли все обвинения с Маквея. А совсем недавно, в августе 2017 год были обнаружены обломки «Индианаполиса».