Болезни Военный билет Призыв

Занятие с логопедом звук ш. Открытое занятие по логопедии «Автоматизация звука Ш. Приключение в осеннем лесу. Логопедические упражнения на шипящие звуки

Тема: «Звук [Ш]»

Цель

Задачи :

Оборудование:

Ход занятия :

1. Орг. момент:

Учитель - логопед

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

Учитель - логопед

Ребенок

Учитель - логопед

2. Основная часть:

Учитель - логопед :

Учитель - логопед Улыбочка-хоботок

(Ребенок выполняет).

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед : - Следующее упражнение называется «Лошадка

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

9. Связь звука с буквой

Посмотри на букву Ш —

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Ребенок выполняет).

Учитель - логопед:

Игра «Не перепутай»:

Учитель - логопед:

Учитель- логопед:

Ребенок: Ш - ш - ш (повторяет несколько раз).

(Повторяем 2 раза)

(Слайд 3).

Учитель- логопед:

Ребенок: - Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед

Ребенок:

Учитель - логопед:

Гимнастика для глаз.

Учитель - логопед : - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи. Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

Учитель - логопед: - Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель - логопед

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель - логопед

Поощрение ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: "Звук (Ш)"»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Звук [Ш]»

Цель : автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи :

Закреплять правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, предложениях;

Развивать фонематическое восприятие;

Развивать артикуляционную моторику;

Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными;

Практическое употребление предложно-падежных сочетаний.

Развивать звукобуквенный анализ слов.

Воспитывать навыки самоконтроля;

Воспитывать активность и внимательность на занятии;

Оборудование: презентация, ватный шарик, ворота, картинки, стеклянные камушки.

Ход занятия :

1. Орг. момент:

Учитель – логопед : - Здравствуй Дима! Сегодня мы с тобой отправимся в гости к одному звуку. А чтобы узнать, к какому именно, нужно внимательно послушать стихотворение и услышать, какой звук там встречается чаще всего:

Шмель и шершень шумно жили,

На машинке швейной шили

Шубки, шапочки, штаны

Небывалой ширины.

Учитель - логопед : - Скажи, пожалуйста, какой звук встречается чаще?

Ребенок : - Чаще всего встречается звук [Ш]. (Слайд 1).

Учитель - логопед : - Правильно, это звук [Ш]. И сегодня мы отправимся к нему в гости на машине. Но прежде чем отправиться в путь, нам нужно подготовиться и сделать гимнастику для губ и языка.

2. Основная часть:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика

Учитель - логопед : - Какое время года сейчас? По каким приметам мы узнаем, что наступила зима? Давай скатаем снежок, и поиграем с тобой в необычный зимний футбол. Для этого мы будем дуть на снежный комочек, чтобы он попал в ворота. Вдох через нос, выдох через рот плавный и продолжительный.

Учитель – логопед : - Следующее упражнение называется «Улыбочка-хоботок ». Нужно широко улыбнуться, а затем вытянуть губы в хоботок.

(Ребенок выполняет).

(Ребенок выполняет).

Учитель- логопед : - Следующее упражнение называется «Лошадка ». Нужно поцокать языком, как будто скачет лошадка.

Следующее упражнение «Фокус» подуем давай на снежинку.

Представь, что на улице идет метель и холодные снежинки падают нам лицо, сдуем снежинку, произнося звук Ш.

Акустико-артикууционная характеристика (слайд)

Когда мы произносим звук Ш, какое положение занимают зубы, губы, язык?

Давай дадим характеристику звуку Ш?

Какой он гласный или согласный?

Звонкий или глухой?

Твердый или мягкий?

Когда мы ехали по снежным улицам на машине, у неё спустило колесо, Как выходит воздух из колеса: ШШ. шш. (звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот). Давай накачаем насосом колесо, возьмем насос в руки и качаем: ШШШШ (звук произносится громко, отрывисто).

9. Связь звука с буквой

-какой буквой обозначается звук «Ш» ?

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

Букву Ш мы можем написать, выложить из палочек, потрогать, увидеть.

А звук «Ш» услышать и произнести.

10. Развитие мелкой моторики.

Выложи букву ША из счетных палочек.

(Ребенок выполняет).

Учитель – логопед: - Посмотри, в каком красивом доме живет наш звук. (Слайд 2). А рядом с ним живет его сосед звук [С]. Они часто ходят, друг к другу в гости и играют в разные игры. Вот и нам они предлагают поиграть в игру и немножко отдохнуть.

Игра «Не перепутай»:

Учитель – логопед: - Я буду называть звук, слог или слово со звуками [Ш] или [С], а ты, когда услышишь [Ш] поднимаешь руки вверх, а когда услышишь звук [С] - опускаешь руки вниз.

с, ш, са, су, ши, сы, ща, шайба, слон, шалаш, салют, салют, шалун.

Учитель- логопед: - У нашего звука есть домашнее животное - змейка. Давай покажем, как она шипит.

Ребенок: Ш – ш - ш (повторяет несколько раз).

Давай вместе со змейкой произнесём слоги.

(Повторяем 2 раза)

Игра «Что купили в магазине?» (Слайд 3).

Учитель- логопед: - Перед нашим приездом наш звук [Ш] сходил в магазин и купил много продуктов. Давай посмотрим, что он купил, и назовем только те продукты, в названии которых есть звук [Ш]. (Если ребенок затрудняется, то называем все продукты и определяем наличие звука [Ш]).

Ребенок: - Вишня и шоколадка.

Игра «1-2-5»:

Учитель- логопед : - А теперь сосчитаем предметы:

Ребенок:

1 шоколадка, 2 шоколадки, 5 шоколадок. (Слайд 4).

1 вишня, 2 вишни, 5 вишен. (Слайд 5).

Учитель – логопед: - Ты молодец. Все правильно сосчитал и назвал.

Гимнастика для глаз.

Какой праздник мы ждем с приходим зимы?

Игра «Определи место звука в слове»:

Учитель-логопед:- Разложи картинки в 3 колонны:

1-ая Звук Ш стоит в начале слова;

2-ая Звук Ш стоит в середине слова;

3-я Звук Ш стоит в конце слова.

Игра «Готовим одежду к зиме»:

Учитель – логопед : - Дима, мы с тобой проговорили, что сейчас идет зима. И наш звук [Ш] приготовил зимние вещи. Нужно положить в шкаф зимние вещи, в названии которых есть звук [Ш]. (Слайд 6).

Давай вместе с ним сложим в шкаф вещи:

«Я положу в шкаф…», и называешь ту вещь, которую положишь.

Ребенок: - Я положу в шкаф … шапку.

Я положу в шкаф… шубу.

Я положу в шкаф… гамаши.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Игра «Дополни предложения по картинкам»

Вещи мы сложили в шкаф, теперь звук Ш просит дополнить предложения по картинками прочитать предложения.

Учитель – логопед: - Молодец.

3. Заключительная часть:

Учитель – логопед : - Вот и пришла пора прощаться с нашим звуком.

Тебе понравилось в гостях у звука [Ш]?

Ребенок: - Да. Понравилось.

Учитель – логопед : - Ему тоже очень понравилось, и он приглашает тебя еще раз прийти к нему в гости.

Поощрение ребенка.

Недостаток произношения всех шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) называется сигматизмом, который аналогичен сигматизму свистящих (С, 3, Ц). Это объясняется тем, что у шипящих и свистящих общий способ образования, при котором направленная струя воздуха проходит через щель, по желобку, расположенному вдоль, по середине языка.

Виды сигматизма те же, что и у свистящих.

Межзубно-боковой сигматизм — кончик языка попадает между передними зубами, а один край языка (правый или левый) отрывается от коренных зубов, отчего весь язык разворачивается набок.

Боковой сигматизм — оба края языка (или один) отрываются от коренных зубов, отчего образуется щель между краем (краями) языка и коренными зубами. В образовавшуюся щель устремляется воздух, а кончик языка упирается в нёбо, отчего получается неприятный хлюпающий звук.

Губно-зубной сигматизм — губы сильно выпячиваются вперед. Верхние резцы прижимаются к нижней губе, образуя с ней щель, куда устремляется ток воздуха. Язык в образовании звука участия не принимает, слышится звук близкий к Ф.

Щёчный сигматизм — язык пассивно лежит на дне рта. Воздух раздувает обе щеки.

Смягчённый звук Ш — как правило, смягчённое произношение звука Ш бывает при нижней его артикуляции или в результате слишком близкого положения кончика языка к передним зубам.

Носовой сигматизм (или частичная гнусавость) — дефект возникает, если во время произнесения Ш мягкое нёбо опускается и воздух попадает в носовую по-лость.

Замещение звука Ш другими звуками (например, С, Т и др. как правильно, так и неправильно артикулируемыми) называется парасигматизмом и относится к специфическому дефекту.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Ш

Если ребёнок имеет правильную артикуляцию звука С или овладел его произношением, постановка звука Ш не представляет трудности.

1. Лучше всего звук Ш ставить от звука С. Для этого предложите обучающимся произнести С (долгий звук с-с) или слог СА и в момент произнесения приподнимите его кончик языка с помощью шпателя, зонда или пальца за верхние зубы, на альвеолы. Вместо С или СА слышится Ш или ША. Сосредоточив внимание ребёнка на верхнем положении кончика языка (следите, чтобы он не втыкал язык в нёбо!), предложите послушать, что получилось: «ГоворилСА, а получилось что?»

2. Звук Ш легко поставить от звука Р, затормозив вибрацию кончика языка с механической помощью (зондом). Можно остановить «раскаты» звука Р, например, словом «стоп!», предложить удержать артикуляцию и запомнить место за верхними резцами, где произносился звук Р. На «этом месте», за верхними зубами, сказать «са» и послушать, что получилось. Звук Ш может быть также поставлен от шепотного звука Р.

3. В исключительных случаях можно поставить нижний звук Ш, отодвинув шпателем кончик языка назад в момент произнесения длительного звука С — с-с. Поставленный звук закрепляется в слогах, словах и автоматизируется в отдельных фразах, предложениях и текстах.

Нормальная установка органов артикуляции при произнесении звука «Ш».

  • Кончик языка в форме «чашечки» поднят к передней части нёба (у альвеол);
  • Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мышцы языка не слишком напряжены;
  • Губы округлены и выдвинуты вперёд в форме «рупора»;
  • Между зубами маленькая щелочка;
  • Воздух выдыхается равномерно посередине языка;
  • На ладони, поднесённой ко рту, ощущается тёплая струя воздуха.
  • Голосовой моторчик не работает.

Подготовительные упражнения для звука «Ш».

Упражнения для губ . Сомкнуть зубы. Округлить губы и вытянуть вперёд, как при произнесении звука «О». Углы губ при этом не должны соприкасаться. Губы не закрывают зубов. Расслабить губы и повторить упражнение несколько раз.

Примечание. Губы слишком вытянуты вперёд (как при произнесении звука «У»). При этом углы губ соприкасаются и, следовательно, вовлекаются в работу, тогда как они должны быть неподвижны. Кроме того, создаётся дополнительное препятствие для выходящего воздуха.

Упражнение для развития выдоха . Округлить губы и, вдохнув, равномерно, с силой, выдыхать воздух. Контроль упражнения ладонью руки - ощущается тёплая струя. На положение языка не обращать внимания. Многократным упражнением добиться у ребёнка необходимой силы воздуха.

Упражнение для языка . Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки (плоского конца чайной ложки), подложенной под язык. Кончик языка поднять к нёбу. Зубы разомкнуть на ширину полутора пальцев. Губы округлить. Удерживать язык в верхнем положении некоторое время. Повторить упражнение много раз.

Повторить упражнение без использования палочки. При этом язык должен свободно подниматься и удерживаться у нёба.

Упражнение . Произнесение длительного звука «Ш». Поднять язык к передней части нёба с помощью плоской палочки. Не вынимая палочки, сомкнуть зубы. Округлить и вытянуть вперёд губы, углы губ при этом не должны соприкасаться. Равномерно, с силой, выдыхать воздух, контролируя струю ладонью руки. Слышится длительный звук «Ш - Ш - Ш».

Светлана Столбова
Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш».

Цели :

Развивать фонематический слух

Автоматизировать звук [Ш] в словах , слогах, тексте

Умение находить места звука в слове

Закреплять произношение звуков в словах

Обучать словоизменению

Закреплять навык звукобуквенного и звукослогового анализа слов

Знакомство с буквой Ш

Развитие мелкой моторики (учить сопровождать речь с движением рук)

Развивать внимание, мышление, память

Расширять словарный запас

Объяснение правописания имен собственных

Оборудование :

Картинки со звуком [Ш] , конверты с индивидуальными карточками, фонарики, схемы, фигурки персонажей мультфильма "Маша и Медведь", блокнот, карандаш, трафареты с изображением ёжика, "слоговой домик "

Ход занятия:

1. Оргмомент-назови первый звук в имени .

2. Игра на внимание «Четвертый лишний» .

Выставляются четыре картинки, из которых "лишняя" со звуком [Ш] , который находится в разных позициях ("шина", "машина", "ковш")

Логопед : «Ребята, какой звук слышим чаще всего в названиях этих картинок?»

Предполагаемый ответ : «Звук «ш»

3. Логопед : "Ребята, давайте потренируемся произносить звук [Ш] правильно . Возьмите, пожалуйста, свои зеркала".

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик» , «Трубочка» , «Окошко» , «Лопатка» , «Качели» , «Чашечка» , «Вкусное варенье»

Чтобы звук красивым вышел ,

Шире язычок и выше.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик» .

4. Характеристика звука .

[Ш]-согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

Завели машину - Ш-Ш-Ш!

Накачали шину – Ш-Ш-Ш!

Улыбнулись веселей

И поехали скорей!

Дети имитируют движение машины и отправляются в гости к героям сказки.

5. Задание по автоматизации звука

Логопед : «Ой, беда, ребята! По дороге бежит ёжик без иголок. Он, наверное, заболел. Поможем ёжику? Он нам покажет путь к нашим героям».

(дети на шаблоне рисуют ёжику иголки, произнося звук [Ш] )

6. Воспроизведение слоговых рядов :

А) ша-шо-шу

Б) аш-ош-уш-ыш

Ёш-аш-ош-уш

В)аша-оша-иша

Аши-еши-иши

Г) шма-шмо-шму

Шло-шла-шли

Чистоговорка :

Ши-ши-ши – притихли малыши.

Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

7. Задание : выделение заданного звука на слух (фонарики) .

Появляются сказочные герои, Маша и Медведь.

Маша : «Ребята, вы меня звали?»

Логопед : «Ребята знакомятся со звуком [Ш] . Хотите помочь нам?»

Дети выделяют звук [Ш] с помощью фонариков в :

А) в слогах

Б) в словах

В) в стихотворении

Мы у мышки были,

Чай из чашек пили,

Кушали ватрушки,

Лепешки да пышки.

Мышка играла

На губной гармошке,

От души плясала,

Весело ей стало.

Логопед : «Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить . Место звука в слове искать и четко его называть».

8. Игра «Найди звук в слове » - с логопедом на фланелеграфе вывешивают картинки.

9. Звуковой анализ слов («Маша» и «Миша» )

10. Игра «Я-ты-он-они-мы» : (изменение слов по образцу) .

А) Я мешаю и ты мешаешь, он мешает и она мешает, они мешают и мы мешаем.

Я шью и ты…

Я штопаю и ты…

Я пишу и ты…

Я спешу и ты…

Б)Я штопаю штанишки плюшевому мишке.

11. Игра «Подели слова на слоги»

Логопед : «надоело мишке спать в берлоге, делит он слова на слоги» .

Мыши, мышь, шуба, шапка, машина, лягушка…

Логопед : «Ребята, откройте конвертики, возьмите картинку. Это подарок Маше и Мише». (дети см. вывешивают картинки в "звуковой домик ")

На поляне дом стоит,

Ну, а в домик путь закрыт.

Я ворота открываю,

В гости в домик приглашаю,

Слова по слогам скажи

И в ворота поспеши.

12. Физкультминутка «Мишка шел, шел, шел…»

13. Знакомство с буквой .

a) Логопед : «Чем отличается звук от буквы

b) Показ буквы

c) Название буквы и звука .

d) Объяснение правописания имен собственных

14. Дети печатают букву , слоги, слова (Маша, Миша)

15. Пальчиковая гимнастика

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора.

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

16. Итог занятия

Маша :

«Ох, спасибо, ребятишки!

Угощу вас всех коврижкой!»

Миша :

«Ох, спасибо вам, детишки!

Угощу всех вкусной шишкой!»

Групповое занятие по автоматизации звука «Ш» в словах и предложении, подходит для подготовительных и старших групп ДОУ. В занятии используются различные методы и техники работы (пескотерапия, мнемотаблицы).

Открытое занятие по логопедии по автоматизация звука Ш.

Тема: «Приключение в осеннем лесу».

Цель занятия:

  • Совершенствование навыков и умений практического общения по средствам создания стимулирующей среды развития.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.
  2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно — поискового характера.
  3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
  4. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  5. Закрепить представления об окружающем мире.

2. Коррекционные:

  1. Закрепить навыки правильного произношения звука (Ш) в слогах, словах.
  2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
  3. Развивать фонематический слух.
  4. Развивать речевое дыхание
  5. Учить изменять силу голоса.
  6. Развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

3. Развивающие:

  1. Закрепить умение определять место звука в слове.
  2. Развивать умение соединять звуки в слова.
  3. Развивать внимание, память, мышление.
  4. Упражнять в согласовании существительных с числительными.

4. Воспитательные:

  1. Формировать положительную мотивацию на занятии.
  2. Воспитывать навыки речевого общения, умение слушать.

Оборудование :

  • письмо с приглашением; деревянные ложки; медведь Миша; лотки с песком; трубочки; предметные картинки Слон, Лопатка, Чашечка, Лошадка, Грибочек; осенние листочки; мнемотаблицы; предметные картинки со звуком Ш; игрушки (мышонок, лягушка, лошадка, кошка, мартышка, мишутка);

Ход занятия:

Организационный момент.

(За дверью).

Логопед: – Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие будет необычное.

В гости в лес вас приглашаю,
Поиграть там предлагаю.

Ну что, вы готовы отправиться в лес?

Дети: — Да!

(уточнить нужно ли здороваться с гостями)

Логопед: Ребята, посмотрите в какой лес мы попали.

Здравствуй лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в сентябре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой не утаи:
Ты же видишь, мы свои.

(Спускается паучок с листиком, на листике письмо)

Логопед: — Ой, ребята посмотрите, к нам спустился паучок, на кленовом листочке, а здесь что то написано « Здравствуйте ребята, я Мишка Топтышка, приглашаю вас в гости, познакомиться и поиграть в разные игры, буду очень рад встрече с вами!»

Ну что, ребята, мы примем приглашение?

Логопед: тогда отправимся в путь, а вот и домик мишки сейчас я постучу!

Основная часть.

Логопед: — Вот мы и нашли домик мишки, давайте постучим? (Стучит но ни кто не открывает). Что же происходит, может мишка забыл что пригласил нас в гости и заснул?

Посмотрите здесь лежат различные музыкальные инструменты, сейчас мы в них поиграем, и разбудим мишку, берите ребята любые инструменты, кому какой нравится, вы с этими инструментами знакомы, и первые играют…

(Дети поочереди играют на разных инструментах)

Мишка: — Кто присел, кто сумит? Кто меня разбудил?

Логопед: — Мишка это ребята! Ты же сам пригласил нас в гости, выходи скорее!

М: — Ах это вы ребята, очень рад, но для начала попробуйте отгадать мои загадки

(Мишка играет на инструменте, а дети угадывают его)

М: — Здравствуйте ребята, я вас очень рад видеть! Молодцы, все мои музыкальные загадки отгадали!

Логопед: а ты отгадывать загадки умеешь? (да) ну тогда … загадай загадку!

Д: Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песни поет. (кошка)

М: — Коска.

В лесу одна смешная птица
Весь день поет «ку-ку»:
Ни как не может научиться петь, как петух, — «кукареку». (кукушка)

М: — Кукуска.

Логопед: — Ребята, как правильно говорить?

Д: — Кошка, кукушка!

Логопед: я поняла, какая у мишки проблема, он не может правильно произносить звук Ш.

М: может вы мне поможете, расскажите как правильно произносить этот звук?

Логопед: поможем мишке?

Логопед: — Но для того, чтобы мы научили мишку красиво говорить, я предлагаю сначала разбудить наши язычки. Давайте присядем на пеньки.

(Проговаривать) (Дети поочереди дуют через трубочку на бугорочки, под которыми находятся картинки, достают их и выполняют соответствующие упражнения).

У каждого из вас есть поднос с песком под ним спрятались картинки, чтобы их достать, вам необходимо с помощью коктельной трубочки сдуть с нее песок, не забываем, что вдох делаем через нос, выдох через рот в трубочку.

  • «Слон»
  • «Лопатка»
  • «Чашечка»
  • «Вкусное варенье»
  • «Лошадка»
  • «Грибочек»

Л: ну что, ребята, размяли язычки?

М: — Ой, устал!!! Давайте немного отдохнем!

Физминутка (если весело живется).

Произношение изолированного звука (Ш). (звучит фонограмма шум ветра)

Л: — Дует в лесу ветерок, качает ветки деревьев, листочки шелестят (Ш – ш – ш …).

Дети изображают руками, как ветер качает ветки деревьев, и длительно произносят звук (Ш).

Анализ артикуляции звука (Ш).

Что делают губки, зубки, язык, когда мы произносим звук (Ш)? (Губы «Колечком», зубы «Заборчиком» с небольшой щелочкой, язык вверху и похож на «Чашечку».)

Автоматизация звука (Ш) в слогах.

Слухопроизносительная дифференциация слогов. Работа над силой голоса. Опора на мнемотаблицы «Листья». Координация речи с движением.

Листочки падают и шуршат свои слоговые песенки. Послушайте внимательно, какой слог-песенка отличается (опора на мнемотаблицу № 1).

ша – шо — ша – ша(шо)
аш – уш – уш – уш(аш)

Назовите первый и последний слог:

ша – шо – шу – ши(ша, ши)
шта – шту – шты – што(шта, што)

Листочки шелестят по-разному. Повторим их песенки (слоговые ряды со сменой ритмического рисунка, опора на мнемотаблицы № 2,

3) иш-иш-иш – иш-иш
шош-шош-шош – шош-шош

Соберём осенний букет из листьев. Повторяйте за мной слоговые песенки, постарайтесь не ошибаться и собирайте листики.
Дети воспроизводят ряд слогов. На каждый слог берут осенний листик, составляя из них букет.

ша – шо – шу- ши
аш – ош – уш – иш

М: — какие красивые осенние букеты, а от если все подбросим листья, что получится. Но у меня на полянке, ещё много интересных листиков! Пойдемте, посмотрим?

Д: — Пойдемте!

(Приходят на полянку, где на листиках нарисованы картинки)

М: — Ребята, я насел мыску и положу её вот в это лукоско.

Л: — Ребята это не просто листики, на них нарисованы различные картиночки! Я вам предлагаю собрать все листики с картинками в названии которых есть звук Ш, и сложить их в корзинку, а затем подарить их мишке, чтобы он не забывал как их произносить! Только вы, ребята, говорите красиво, а ты, мишка, слушай и запоминай.

(Дети собирают листочки в корзинку)

М: — может вы мне еще подскажите я еще что то начел, мне кажется тут кто-то прячется!

(Показывает ящик с песком)

Л: — а мы сейчас это узнаем.

Я нашл мишку.
- Я нашл кошку.
- Я нашла лошадку.
- Я нашла лягушку.
- Я нашла хрюшку.
- Я нашла барашку.

Л: — Кто же это прятался?

Д: — Животные.

Л: — любимая игра у этих животных — прятки, отворачивайтесь, сейчас кто-то из них спрячется в мешочек, а вы должны будете отгадать, поворачивайтесь, ой, кто-то шумит в мешочке, кто же это? (логопед убирает игрушки в мешок).

Ваня, спрячь всех животных, в мешочек, ой, как они шумят, Ваня, попробуй угадать, кто шумит в мешочке, и т. д.

В мешке шалит …

Итог занятия.

М: — Ребята, а я в ящике нашел какие-то буквы.

Л: — ты знаешь, мишка, что их можно складывать в слоги, а слоги в слова. Давайте прочитайте, какое слово получилось слово.

Д: — Шары!

М: — Ой ребята, за то, что вы мне так хорошо помогли, я вам и подарю эти шары! Спасибо вам большое, что научили меня правильно говорить звук Ш, а мне пора возвращаться домой!

Л: — Ребята, вам понравилось играть с мишкой? Какой звук научился говорить мишка? Что вам понравилось? Нам тоже пора отправляться обратно в детский сад!

Статьева А.Г.,
учитель-логопед

У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.

В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

Артикуляция

Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.
Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.

Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.
Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

Упражнения

Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

Лопатка

Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

Пирожок

Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

Качели

«Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.

Язычок шагает через зубки

Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

Маляр

Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

Автоматизация

Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

  • Буква ш в слогах и словах.

ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

  • Буква ж в слогах и словах.

ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.

МаША кормит малыША.

Летом ШАгать по улице хороШО.

ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

НаША НатаША всех девочек краШЕ.

  • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.

Шёл из шахты шахтер
С плетеным лукошком,
А в лукошке комочек из шерсти.
Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.
Пляшет и скачет Даша на месте:
«Как хорошо! У меня есть дружок!
Я ему испеку пирожок,
сяду шить ему шубку и шапку —
Будет счастлив мой чёрный щенок».

Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.