Болезни Военный билет Призыв

Занятия людей в 17 веке. Повседневная жизнь крестьян. Обстановка в избе

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В НАЧАЛЕ XXI В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1990-Е ГОДЫ: ДОСТИЖЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.

Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 - 150 млрд. руб.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 - 1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.

Только во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина . Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000г. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 г. его сменил Фрадков. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.

В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 г.), гибелью А. Масхадова.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко». Проявились новые политические движения: «Отечество - вся Россия» (лидеры - Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), «Союз правых сил» (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали «Единство» и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 г.) большинство принадлежит «Единой России».


31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 г. Путин В.В. был переизбран на второй срок.

Основные черты общественно-политической жизни России начала XXI в.

Третье тысячелетие Россия встретила с новым — моло-дым, пользующимся высоким доверием народа Президен-том — В. В. Путиным . В канун 2000 г. он опубликовал ста-тью «Россия на рубеже тысячелетий», в которой изложил свое видение задач и проблем, стоящих перед российским обще-ством: укрепление демократического, правового, дееспособ-ного федеративного государства; повышение эффективности социально-экономической политики; поддержка науки, об-разования, культуры, здравоохранения. В то же время трезво и жестко отмечалось, что страна «стоит перед лицом реальной опасности оказаться во втором, а то и в третьем эшелоне го-сударств в мире».

Первые шаги нового Президента прежде всего затронули политическую сферу. В мае 2000 г. Президент своим Указом № 849 «О полномочных представителях Президента Россий-ской Федерации в федеральных округах» в целях повышения эффективности органов власти и совершенствования систе-мы контроля за исполнением их решений разделил страну на семь округов. В каждый из них были назначены полити-ческие представители Президента. Они инициировали рабо-ту по отмене правовых актов субъектов РФ, противоречащих Конституции России.

Если до начала 2000 г. в Совете Феде-рации заседали непосредственно руководители субъектов Федерации: президенты, губернаторы и председатели законо-дательных (представительных) органов, то теперь законода-тельно было закреплено, что от субъектов Федерации делеги-руются в верхнюю палату российского парламента не первых лиц регионов, а их представителей. Это уменьшило вес и ав-торитет руководителей регионов, да и самого Совета Федерации. При этом роль Президента России, центральной власти еще более возросла. В августе 2000 г. был создан совещатель-ный орган при Президенте РФ, формируемый из представи-телей губернаторского корпуса, — Государственный совет, призванный давать стратегические рекомендации для разра-ботки новой законодательной базы.

В последние годы президентства Б. Н. Ельцина в рос-сийской бюрократии сформировались два клана. Они были представлены общественно-политическими объединениями «Единство» и «Отечество». В. В. Путин, сделав ставку на бю-рократию как единственную в стране организованную, спло-ченную, относительно дисциплинированную социальную группу, традиционно являвшуюся основной двигательной силой отечественного исторического процесса, добился ее консолидации. К парламентским выборам 2003 г. на основе двух общественно-политических объединений российского чиновничества была сформирована Всероссийская полити-ческая партия «Единая Россия». Она одержала убедительную победу на выборах 7 декабря 2003 г., набрав 37,5% голосов из-бирателей, значительно опередив своих соперников комму-нистов (12,6% голосов), жириновцев (11,5%) и представите-лей созданного Кремлем с целью раскола коммунистического электората блока «Родина» (9% голосов).

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва по-казали кризис либерально-демократического направления общественно-политической жизни. Партии этого спектра — «Яблоко» и «Союз правых сил» — не прошли в Думу, набрав менее 5% голосов избирателей каждая. Кроме того, выявился сдвиг общественного сознания: все оппозиционные «Единой России» партии в IV Государственной Думе занимали нацио-налистические и лево-социалистические позиции.

Такая ситуация, когда стала явной неготовность россий-ского общества к усвоению демократических норм и прин-ципов, подтолкнула идеологическое окружение Президента к дальнейшему укреплению мягко авторитарного режима, что проявилось в разработке концепции управляемой или суве-ренной демократии.

В 2000-2003 гг. главе государства удалось сформировать устойчивое большинство в Государственной Думе на основе фракций «Единство», «Отечество — Вся Россия», «Народный депутат» и группы «Регионы России», что способствовало поддержке президентских законодательных инициатив. В 2004 г. при Президенте В. В. Путине изменилось за-конодательство об избрании глав регионов. Если раньше они избирались на всеобщих выборах, то теперь кандидату-ры на пост руководителей субъектов РФ стали предлагаться Президентом РФ, а решение о наделении их полномочиями стал принимать региональный законодательный орган. Та-ким образом, окрепла «вертикаль власти», страна стала более управляемой.

Важным составляющим элементом политических пре-образований В. В. Путина стало партийное строительство. В 2001 г. был принят Федеральный закон «О политических партиях», предусматривающий минимальную численность политической партии не менее 10 тыс. человек, что привело к сокращению числа зарегистрированных политических пар-тий в стране. В 2004 г. в этот Закон были внесены изменения, и минимальная численность политической партии возросла до 50 тыс. человек. Тогда же была введена пропорциональная система выборов в Государственную Думу (по партийным спискам) вместо прежней смешанной избирательной систе-мы (по партийным спискам и по одномандатным избира-тельным округам), а минимальный процент голосов, который должна была набрать политическая партия для допуска к рас-пределению мест в Государственной Думе («заградительный барьер»), был поднят с 5 до 7%.

Переход от смешанной избирательной системы к пропор-циональной преследовал цели упрочения демократии, рас-ширения представительства оппозиции в законодательных органах власти, усиления влияния партий на формирование демократической власти, роста конкуренции между ними, а следовательно, укрепления и улучшения качества россий-ской политической системы.

На состоявшихся 14 марта 2004 г. президентских выборах в первом туре с огромным отрывом от соперников победил действовавший Президент В. В. Путин.

К важнейшим социальным преобразованиям начала XXI в. следует отнести судебную, армейскую, пенсионную реформы, изменения в области образования и здравоохра-нения. Судебная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на повышение авторитета и независимости третьей власти. С 1 июля 2002 г. в стране был введен в дей-ствие новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ, заме-нивший устаревший и не отвечающий современным реалиям УПК РСФСР.

Новый УПК РФ обеспечивает участие защитника уже на первом этапе досудебных разбирательств. С мо-мента задержания человек может воспользоваться своим пра-вом на услуги адвоката, в том числе на безвозмездной основе. Правоохранительные органы должны получать разрешение суда для заключения под стражу, обыска, временного отстра-нения от должности, прослушивания телефонных разгово-ров. Судебная реформа 2002 г. укрепила независимость орга-нов юстиции, усилила бремя доказательств для прокуратуры и защиту прав обвиняемых.

Реформа армии опиралась на достаточно разработанную нормативно-правовую базу: Концепцию национальной без-опасности РФ, Военную доктрину РФ, Государственную про-грамму вооружений на 2001-2010 гг., Основы государствен-ной политики РФ по военному строительству и др. Основным нововведением реформы являлось изменение принципов комплектования личного состава и перевооружения войск современными видами вооружений. Произошло сокращение личного состава вооруженных сил до 1 млн чел. В 2002 г. был принят Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Срок службы солдат-срочников начиная с 2008 г. был сокращен с двух лет до одного года. Одним из приори-тетов реформы стал постепенный переход к профессиональ-ной армии, к формированию частей постоянной готовности. В целом реформа способствовала повышению обороноспо-собности страны.

Более последовательной и жесткой стала политика по от-ношению к чеченским сепаратистам. После заключения Хаса-вюртских соглашений Чечня фактически стала независимой. Оттуда были выведены российские войска, там не действо-вали российские органы власти. Это привело к образованию на территории республики мятежно-террористического ан-клава, находящегося под контролем полевых командиров — террористов. Здесь прекратились занятия в школах, выпла-та пенсий, практически было разрушено здравоохранение, практиковались похищение людей, работорговля, угон скота с соседних территорий.

Осенью 1999 г. с территории Чечни в Дагестан вторглись отряды исламских боевиков. В Москве, Буйнакске, Волго-донске ими были взорваны жилые дома. Российское пра-вительство ответило на это проведением в Чечне мощной контртеррористической операции. Она была поддержана подавляющим большинством населения страны и вызвала консолидацию основных политических сил. К 2001 г. масштабные военные действия были в основном прекращены. В Чечне начался процесс восстановления органов власти.

Указом Президента муфтий Чечни А. Кадыров был назначен главой местной администрации, а после его гибели в резуль-тате террористического акта республику возглавил его сын Рамзан Кадыров. Ему удалось в очень сложной обстановке в определенной мере удерживать ситуацию в республике под контролем. Боевики перешли к тактике партизанской войны и проведению террористических акций, направленных про-тив мирного населения (взятие заложников зрителей мю-зикла «Норд-Ост» в Москве в 2002 г., взрывы в московском метро, захват заложников в средней школе № 1 г. Беслана в Северной Осетии в 2004 г. и др.).

Необходимость начатой в 2002 г. по инициативе главы го-сударства пенсионной реформы возникла из-за ухудшения демографической ситуации в России. Реформирование пен-сионного обеспечения преследовало цель — переход от чисто распределительной системы к распределительно-накопи-тельной. Наряду с государственным обеспечением пенсион-ные средства пополнились обязательной накопительной ча-стью и индивидуальными добровольными взносами.

Осенью 2005 г. В. В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов выдвинул программу приоритетных национальных проектов: здравоохранение, образование, жилье, сельское хозяйство. В 2005 г. был создан Совет по реализации этих проектов, который возглавил лич-но Президент, введена должность нового вице-премьера, от-вечающего за реализацию приоритетных национальных про-ектов.

Наиболее заметным мероприятием в области экономи-ки стало установление «плоской» шкалы налогообложения. Если раньше уровень налогообложения повышался с ростом доходов, то теперь для всех, независимо от получаемых дохо-дов, была установлена единая ставка уплаты налогов — 13%. Кроме того, был введен единый социальный налог, отменен ряд налоговых льгот. Подобная мера преследовала цель рас-ширения налогооблагаемой базы, привлечения инвестиций в экономику, легализации ее теневой части, ужесточения налоговой дисциплины. Эту же задачу ставил Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии лега-лизации (отмыванию) доходов, полученных преступным пу-тем, финансированию терроризма», на основе которого был создан орган финансовой разведки — Комитет по финансо-вому моторингу.

В 2001 г. были приняты новые Земельный и Трудовой ко-дексы, обеспечивающие проведение реформ в области аграр-ных, трудовых отношений. Серьезная борьба в Государствен-ной Думе развернулась вокруг правительственных инициатив, направленных на реформирование транспорта, энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, законопроектов, каса-ющихся малого бизнеса, продолжения земельной реформы.

К 2003 г. было восстановлено доверие населения к банков-скому сектору, подорванное кризисом 1998 г. Объем вкладов стал увеличиваться, обозначился рост реальных доходов на-селения.

Одним из приоритетов В. В. Путина явилось «равно-удаление олигархов» от социально-экономических и поли-тических привилегий. Ряду из них были инкриминированы многочисленные уголовные преступления. В результате этих кампаний произошли отстранение таких наиболее одиозных фигур, как Березовский, Гусинский, Ходорковский, от поли-тической деятельности, перераспределение их собственно-сти, была предпринята попытка создать равные правила для всех участников хозяйственной деятельности, повысить со-циальную ответственность крупного бизнеса.

В начале XXI в. руководством страны не раз высказывалась озабоченность развитием страны преимущественно за счет сырьевой составляющей. Попыткой преодоления «сырьевого крена» экономики явилось создание государственных корпо-раций: авиационной, судостроительной, «Роснано», «Ростех-нология», «Росатом» и др. Они преследовали цель техноло-гического обновления экономики на основе концентрации частного и государственного капитала в наиболее наукоемких отраслях.

В феврале 2008 г. на заседании Госсовета В. В. Путин оз-вучил амбициозную программу социально-экономического развития страны. Она получила название «План Путина». По нему к 2020 г. Россия должна войти в пятерку ведущих экономик мира, для чего ей необходимо добиться четырех-кратного роста производительности труда. Средние доходы россиян должны возрасти до 30 тыс. долларов в год, средняя продолжительность жизни увеличиться до 75 лет. Программа предусматривает проведение реформы здравоохранения, мо-дернизацию пенсионной системы, развитие инфраструктуры экономики, обеспечение рациональной интеграции России в систему мировой торговли.

Ужесточение финансовой политики, благоприятная ситу-ация на мировом рынке нефти, сложившиеся в 90-е гг. и за-работавшие рыночные механизмы позволили погасить долги по заработной плате, пенсиям, улучшить материальную обес-печенность населения.

Подводя итоги президентства В. В. Путина в 2000-2008 гг., следует отметить, что социально-экономическое развитие было успешным. По данным Международного валютного фонда (МФВ), объем валового внутреннего продукта (ВВП) России в текущих ценах вырос более чем в 6 раз — со 196 млрд долл. (23 место в мире) в 1999 г. до 1290 млрд долл. — в 2007 г. (11 место в мире). Россия вышла на первое место по добыче нефти и газа. Объем продукции сельского хозяйства вырос более чем в 3 раза. Объем жилищного строительства почти удвоился. Экспорт вырос почти в 5 раз. Бюджет увеличил-ся в 10 раз и стал профицитным. Золотовалютные резервы выросли более чем в 40 раз. Государственный внешний долг снизился более чем в 3 раза — с 158,4 до 44,1 млрд долл.

В 1999-2007 гг. средняя месячная зарплата выросла почти в 9 раз. Средний размер пенсий увеличился в 7 раз при инфля-ции, возросшей в 2000-2007 гг. в 2,5 раза.

В то же время страна сталкивалась с трудностями и про-блемами. Продолжалось падение численности населения России. Чиновный аппарат вырос в 1,5 раза. Увеличилась доля нефтегазового сектора в экономике страны. Серьезного перелома в сторону инновационного пути развития не про-изошло. Огромной проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие, оставалась коррупция. Несмотря на 8-летний экономический рост, инфраструктура России находилась в тяжелом положении, крайне низким оставался уровень инвестиций.

До середины 1999 г. Владимир Владимирович Путин был мало известен широкой публике. К настоящему времени он является действующим Президентом РФ, переизбранным на второй срок в марте 2004 г.

Владимир Путин родился в 1952 г. в простой семье. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. С 1975 г. служил в органах государственной безопасности. С 1990 г. работал помощником ректора ЛГУ по международным вопросам, затем советником председателя Ленинградского совета народных депутатов. С 1991 г. - председатель Комитета по внешним связям мэрии Санкт-Петербурга. В 1994-1996 гг. - первый заместитель председателя правительства Санкт-Пе­тербурга. Мэром Санкт-Петербурга в 1991-1996 гг. был профессор, доктор юридических наук Анатолий Александрович Собчак, заметная фигура в период «перестройки», один из создателей Движения демократических реформ, участник подготовки новой российской Конституции, инициатор переименования Ленинграда в Санкт-Петербург, автор ряда книг. После поражения А. А. Собчака на выборах мэра в 1996 г. В. В. Путин в 1996- 1998 гг. работал в Администрации Президента РФ. В июле 1998 г. он был назначен директором Федеральной службы безопасности РФ. В августе 1999 г. II Государственная дума по представлению президента Б. Н. Ельцина утвердила кандидатуру В. В. Путина на посту Председателя Правительства РФ.

В. В. Путин на посту премьер-министра основное внимание уделил антитер­рористической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате нападения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., значительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер - С. Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество - вся Россия». Его возглавили недавний премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. В. Яковлев.

Согласно Конституции эти обязанности наряду с премьерскими функциями стал совмещать В. В. Путин.

На пост главы правительства был назначен М. М. Касьянов.

За время «реформ» производительность труда в российской промышленности упала более чем наполовину. Тем не менее правительство не допускало банкротства неэффективных предприятий, число которых достигло 70%. Работники таких предприятий подолгу не получали зарплаты, удовлетворяясь разовыми подачками. Сохранялась искусственная занятость. В безработных пребывало 10-15% трудоспособного населения страны. Так называемый «децильный коэффициент», или соотношение доходов 10% наиболее благополучных граждан и 10% имеющих низшие доходы, вырос до соотношения 20 к 1. В советское время, по большинству источников, «децильный коэффициент» не превышал 4,5 к 1.

В стране в 1990-е гг. сформировался новый правящий класс. В эту группу вошла значительная часть прежней советской номенклатуры. Бывшие партийные, комсомольские, хозяйственные руководители в результате номенклатурной приватизации превратились в крупных бизнесменов, банкиров, олигархов, губернаторов, мэров, депутатов и т. д. Компанию им составили выходцы из мира торговли, криминала, верхов интеллигенции. Меньшая часть бывших советских людей, сумевших приспособиться к новым рыночным и социально-политическим условиям, стала постепенно превращаться в «средний класс», который в западных странах составляет большинство. Это предприниматели средней руки, часть фермеров, работники государственных учреждений, преуспевающих промышленных предприятий (газовики и нефтяники, энергетики, железнодорожники и др.). Подавляющее большинство рабочих, колхозников, работников совхозов, рядовой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров оказалось выбитым из прежнего уклада жизни и на протяжении 1990-х гг. мучительно пыталось выжить, приспособиться, найти свое место в жизни.

За 1990-е it., по официальным данным, население России сократилось со 150 млн до 146 млн человек. Дело в том, что смертность превысила рождаемость. Приток беженцев из бывших союзных республик не восполнял естественную убыль насе­ления. Демографы заговорили о депопуляции, вырождении россиян, прежде всего русского народа. Если в 1970-х гг. много говорили об акселерации, об ускорении роста и полового созревания молодого поколения, то в 1990-х гг. заговорили о де-целерации, об ухудшении показателей физического развития молодежи, особенно мужской. Огромный размах приобрели алкоголизм, наркомания, заболеваемость СПИДом, туберкулезом и другими опасными болезнями.

Разумеется, в жизни многих россиян, особенно в Москве, Петербурге, других крупных городах, произошло немало приятных перемен. Исчезли очереди, понятие товарного дефицита. Возникли тысячи магазинов, пунктов торговли на любой вкус и кошелек, переполненные продовольственными и промышленными товара­ми. Появились реальные возможности купить автомобиль, телевизор, холодильник, стиральную машину, компьютер, видеокамеру иностранного производства, съездить за границу, улучшить жилищные условия, получить образование за рубежом. Развились новые формы развлечений, разнообразные услуги. Многие продавцы, работники сферы обслуживания стали внимательными и вежливыми.

В. В. Путин за первые годы президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических реформ.

Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным.

С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при Президенте России - Государственный совет. А в Совет Федерации - верхнюю палату Федерального собрания - вошли по два представителя от 89 регионов России -’ от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовав­шего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.

В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач: постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы.

В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации.

Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей.

Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В. В. Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуа­ция: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».


Крепостной - от крепость. Слово и понятие "крепостной" применительно к крестьянину происходит от слов закрепить, прикрепить. Крепостные были закреплены за помещиком, были его собственностью, не могли от него открепиться, освободиться.


Шесть дней в неделю крепостные крестьяне вынуждены были работать на помещика. Отсутствие времени и денег определяло их простой быт. По воскресеньям и праздникам они были вынуждены работать на собственных земельных участках, чтобы хоть как- то обеспечить пищей свою семью, в которой зачастую было до 10 детей. Основными развлечениями крестьян были массовые игры и хороводы по большим праздникам и прогулки на природе. Еда была довольно скудной - похлебка, щи и мучные изделия. Крестьянские дети не получали образования и в будущем повторяли жизненный путь своих родителей.


Образ жизни крестьян Труд, трудовая этика. Коллективизм и взаимопомощь, круговая порука, уравнительный принцип. Ритмы крестьянской жизни. Обилие праздников в традиционной народной культуре. Сочетание будней и праздников. Быт будней, быт праздников. Патриархальность крестьянского быта. Виды творчества в крестьянском быте, позиции самореализации и самообслуживания. Социальный идеал. Народное благочестие, аксиология крестьянского мира. Ранжирование быта по демографическим и имущественным признакам. С принятием христианства официальными праздниками стали особо чтимые дни церковного календаря: Рождество, Пасха, Благовещение, Троица и другие, а также седьмой день недели - воскресенье. По церковным правилам праздничные дни следовало посвящать благочестивым делам и религиозным обрядам. Работать в праздничные дни считалось грехом. Однако беднота работала и по праздникам.


Рассмотрим, как же строилась жизнь крепостных крестьян. Центром поместья или вотчины обычно было село или сельцо, рядом с которым стояла господская усадьба с домом и надворными постройками. Село обычно являлось центром примыкавших к нему деревень. В среднем селе насчитывалось около дворов, а в деревнях стояло обычно 2-3 двора.



Черносошные крестьяне - категория тяглых людей в России в XVI-XVII века, это класс земледельческого населения России, сидевший на "черной", т. е. невладельческой земле. В отличие от крепостных крестьян, черносошные крестьяне не были лично зависимыми, а потому несли тягло не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства. Жили преимущественно на малоосвоенных окраинах страны с суровым климатом, а потому часто вынуждены были заниматься охотой, рыболовством, собирательством, торговлей


За выполнение государственных повинностей отвечал владелец, и государство передавало ему часть административно-фискальных и судебно-полицейских функций. У черносошных крестьян эти функции выполняла община с мирским сходом и выборными должностными лицами: старостой и сотскими. Мирские органы производили раскладку податей, чинили суд и расправу, защищали земельные права общины. Мир был связан круговой порукой, что препятствовало выходу крестьян из общины.


Дворцовые крестьяне Дворцовые крестьяне - феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже - царского) двора продовольствием. Дворцовые крестьяне занимали промежуточное положение между частновладельческими и государственными крестьянами. Та часть крестьян, которая находилась в личных вотчинах царя в XVII в. была на положении помещичьих. Положение же остальных дворцовых крестьян было ближе к государственным, чем к частновладельческим.


Казачество Казачество – военное сословие в России в XVIII- начале XX вв. В XIV- XVII вв. вольные люди, работавшие по найму, лица, несшие службу в пограничных районах, городовые и сторожевые казаки; в XV-XVI вв. за границами России и Польско-Литовского государства на Днепре, Дону, Волге, Урале, Тереке возникают самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков, главным образом из беглых крестьян, которые являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине XVI- XVII вв. и крестьянских войн в России XVII-XVIII вв. Правительство стремилось использовать К. для охраны границ, в войнах и т. д. и в XVIII в. подчинило его, превратив в привилегированное военное сословие.


Подводя итог, хочется отметить, что несмотря на свое тяжелое положение крестьяне жили и по своему радовались жизни. Наиболее сильно это отражается в проведении различных праздников. Даже начинает складываться впечатление, что русскому мужику действительно море по колено, а горы по плечо.



В 17 веке была связана с церковью. При рождении его крестили в церкви; молодожёнов — венчали в церкви; умершего — отпевали в церкви. Богослужение проходило по церковным книгам. В некоторых семьях читались нравоучительные книги о житиях святых. Ростки нового в разных областях жизни отразились и во взглядах людей XVII в. Появились новые ценности в обществе , новое восприятие действительности, изменялось миропонимание человека.

Наряду с послушанием и исполнением воли старших, что очень ценилось в прежние века, пробуждается интерес к самостоятель-ным поступкам. Ценится стремление к знаниям и образованию, же-лание понять и объяснить происходящее вокруг. Больше внимания уделяется человеку, его земным делам. Все эти изменения отража-лись в культуре.

Духовный мир крестьянина был тесно связан с природой и опи-рался на опыт поколений. Крестьяне в решении многих вопросов действовали по обычаю: как прадеды и деды жили и поступали.

Традиционность в крестьянской культуре прослеживалась в на-родном творчестве и фольклоре. Зимой молодёжь собиралась «на посиделки» в какой-нибудь просторной избе. Там рассказывались сказки и легенды, пелись старинные песни. Летом — водили хорово-ды, устраивали игры с песнями и речитативами.

Жизнь в городе менялась быстрее, чем на селе. Именно город-ская жизнь определила в дальнейшем развитие страны. В город-ской среде быстрее, чем в крестьянской, приживалась светская (не-церковная) культура. Знатные люди стали обучать своих детей не только грамоте, но и наукам, греческому и латинскому языкам , заво-дили новую обстановку в доме по западному образцу. Материал с сайта

Дом Голицына. Московский дом боярина Голицына поражал москвичей. Это было двух-этажное каменное здание модной в 1680-е гг. фасадной архитектуры, со множеством больших застеклённых окон. Залы и комнаты дворца были за-полнены мебелью: там стояли стулья и кресла, секретеры, столы и постав-цы для драгоценной посуды. Стены были украшены картинами, портретами русских и иностранных государей; в золочёных рамах на стенах висели гео-графические карты . В простенках между окнами сияли большие зеркала. В разных комнатах находились часы изумительной художественной работы. В спальне помещалась кровать с пологом. Покои освещались свисаю-щей с потолка люстрой. Одно помещение было отведено под библиотеку, где хранились рукописные и печатные книги на русском, польском, немец-ком языках.