Запятые на егэ по русскому языку. Основные разряды вводных слов. Подготовка к ЕГЭ
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1)В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.
2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.
3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.
4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.
5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
Молодой сокол (1) неожиданно высоко (2) взлетев над равниной (3) исчез с летнего неба (4) очертив пространство над горизонтом.
3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
В природе (1) бесспорно (2) нет ничего музыкальнее наступающего раннего утра. Ещё спят в каменных домах люди, а лес (3) напротив (4) полнится жизнью: начинают радостно петь птицы, шелестит листва, трепещут бабочки.
4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Ударил гром (1) раскаты (2) которого напоминали мне (3) звук страшного землетрясения.
5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужнопоставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта
и запечатлевается в его лирических строках.
2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.
3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.
4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.
5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.
8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».
9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.
10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.
Задания А20-А26 посвящены пунктуации. Только А21, А22 требуют объёмного справочного материала. Поэтому каждому из них посвящена отдельная статья. Ниже см. соответствующие сноски. В целом эти задания несложные, но требуют внимания. Не ошибитесь при соотнесении вашего ответа с комбинациями цифр, предложенными в виде вариантов ответа в А21, А22, А25 и А26.
А20. Проверяется знание пунктуации в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами. Требуется знать, как ставятся запятые в простом и сложном предложении с союзом и . Нужно определить необходимость знака и выбрать правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия.
А20 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания () и реализации его в художественном образе.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
Язык - это основа национальной памяти () и его надо беречь.- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:
М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов () и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
Правильные ответы:
- Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
- Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
Вспомни:
Где и почему |
Запятая перед и ставится |
Запятая перед и
|
Простое предложение с однородными членами и неповторяющимся союзом и |
Белые , красные и жёлтые розы цвели у крыльца. О, О и О. |
|
и разделяет простые предложения в его составе |
Стало холодно , и мы затопили печь. , и . |
|
Сложносочинённое предложение, запятая перед союзом и не ставится, если его части имеют общий второстепенный член (распространитель) |
Зимой на даче холодно и мы топим печь. 1) холодно (когда?, где?) 2) мы топим печь (когда?, где?) зимой на даче [общ.распространитель] и |
Не путай:
В простом предложении одна грамматическая основа, в сложном - две и более.
А21 требует знания постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами (определениями, обстоятельствами, приложениями). Нужно иметь представление о том, что такое обособление, и уметь находить обособленные определения, обстоятельства и приложения.
А21 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Почти не отступая (1) от сюжета гоголевской повести (2) и (3) по возможности сохраняя характерный гоголевский язык (4) Н.А. Римский-Корсаков создал либретто оперы "Вечера на хуторе близ Диканьки".- 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.- 1, 2, 3
- 1, 2, 3, 4
Правильные ответы:
Тема серьёзная. Предлагаю рассмотреть 16 случаев, когда различные обособления должны выделяться запятыми. Все они есть в КИМах. См. .
А22 требует знания правил постановки знаков препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Как и в А21 , проблема не в знаках пунктуации как таковых, а в том, чтобы находить и различать явления со сходной языковой природой. Необходимо знать, какие слова и конструкции грамматически не связаны с членами предложения и как они выделяются пунктуационно.
А22 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия - это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал "резко свистеть, кричать".- 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол "свиристеть" (3) как считают лингвисты (4) кода-то означал "резко свистеть, кричать".
Правильные ответы:
- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
А23 - задание на знаки препинания в простом осложнённом предложении (с однородными членами). Это несложное задание требует указать предложение, в котором нужна только одна запятая. Выбор из четырёх предложений. Формулировка задания ограничивает проверяемую тему.
А23 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
-
- Полы в средневековом замке устилали ароматными травами или тростниковыми циновками.
- Тряска в лёгком возке да пьянящий степной воздух усыпили мальчика.
- Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов.
Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
- Сама жизнь диктует художнику и сюжет и композицию картины и выбор красок.
- В состав фразеологизма могут входить устаревшие слова или слова в переносном значении.
- Своими пьесами и рассказами Чехов создал самобытный и совершенно автономный мир.
Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знания препинания не расставлены.)
- Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.
- Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С.Пушкиным.
- От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
Правильные ответы:
- Раньше он либо не замечал окружающей природы либо смотрел на неё с практической точки зрения.
- Вопрос о происхождении жизни на Земле во все времена имел как познавательное так и мировоззренческое значение.
- В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.
Пунктуационное оформление предложений с однородными членами, когда требуется лишь одна запятая, сводится к следующим случаям:
1. Два из трёх однородных членов соединены без союза и :
Белые , красные и жёлтые розы росли перед крыльцом.
2. Две пары однородных членов, соединённых в пары союзами и, да(=и), или :
Книги и журналы , ручки и карандаши валялись на столе в беспорядке.
3. Перед второй частью составных союзов не только…, но и; как…, так и; хотя и…, но:
Они были не только удивлены , но и обрадованы .
4. Перед противительными союзами а, да (=но), но, однако :
Погода мягкая , но сырая .
5. Два однородных члена соединены повторяющимися союзами и…, и…; ни…, ни :
Оркестры играли и на площади , и в парке .
А24 - задание на знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Формулировка ограничивает тему случаями постановки двоеточия. В этом простом задании требуется определить, какое из предложенных объяснений постановки двоеточия верно.
А24 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
Музыка П.И. Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.
Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?
В 1720 году Пётр I утвердил новые правила обмундирования войск: кафтан получил небольшой суконный воротник, карманные клапаны с тремя пуговицами, шнур на левом плече и 10 пуговиц по борту.- Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию тому, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Большую роль в опере А.П.Бородина "Князь Игорь" играют народные сцены: хоры горожан Путивля, провожающих Игоря с войском в поход, хор бояр, возвещающий о пленении князя.- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
- Первая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится во второй части.
Правильные ответы:
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
- Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
- Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится в следующих случаях:
Если вторая часть поясняет содержание первой*:
Никогда прежде я не видела такой красоты: ветки деревьев казались отлитыми из стекла.
* Легко вставить: а именно, то есть.
Если второе предложение дополняет содержание первого*:
Вышла на крыльцо: никогда прежде я не видела такой красоты.
* Легко вставить: и вижу (увидел).
Если второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первой*:
Я не могла заснуть: перед глазами вставали образы пережитого дня.
* Легко вставить: потому что.
А25. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Формулировка задания ограничивает материал только случаями постановки запятых. Это существенное сужение темы.
А25 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Государственная Третьяковская галерея (1) основателем (2) которой (3) был московский купец Павел Михайлович Третьяков (4) в наши дни признана музеем русского искусства с мировым значением.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.
Правильные ответы:
Задания 2010 г. и 2011 г. совпадают.
Запятые ставятся в следующих случаях:
Придаточное отделяется от главного запятой, если стоит перед или после главного:
Когда она вошла в комнату, я встал.
(Когда…), .
Я встал, когда она вошла в комнату.
, (когда…).
Придаточное отделяется от главного запятыми с двух сторон, если находится внутри главного:
Вчера, когда раздался звонок от Ивана, я был занят.
[ , (когда…), ].
Однородные придаточные, соединённые без союза, разделяются запятой:
Он знал, что учительница позвонит маме, мама будет крайне недовольна, ему влетит.
, (что …), (), ().
Однородные придаточные соединены повторяющимися союзами, запятые ставятся так же, как и при однородных членах:
Он знал, что учительница позвонит маме, и что мама будет крайне недовольна, и что ему влетит.
, (что…), и (что…), и (что …).
Придаточные предложения со сложными подчинительными союзами потому что, благодаря тому что, ввиду того что, вместо того чтобы, для того чтобы, после того как, в то время как и др. подобными отделяются от главного одной запятой, которая ставится на границе главного и придаточного предложения:
По мере того как он рассказывал, я всё более и более недоумевал.
(По мере того как…),.
Я всё более и более недоумевал, по мере того как он рассказывал.
, (по мере того как…).
Я, по мере того как он рассказывал, всё более и более недоумевал.
[ (по мере того как…) ].
Сложные союзы могут распадаться на две части, если:
1) перед ними есть отрицательная частица не :
Она не ответила потому, что испугалась.
2) перед ними есть частицы лишь, только, именно и др., выражающие ограничительное значение:
Она ответила только потому, что испугалась.
Внимание:
Союзы тогда как, словно как, даже если, лишь когда не разбиваются.
Если рядом два подчинительных союза, то между ними ставится запятая во всех случаях, кроме тех, когда это сложные союзы с то.
Нужна запятая: Они решили, что, если наутро будет хорошая погода, они поедут за город.
Запятая не ставится: Они решили, что если наутро будет хорошая погода, то они поедут за город.
Придаточные определительные с союзным словом который. Запятая после союзного слова который не ставится. Это правило работает, даже если слово который входит в состав деепричастного оборота:
Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу.
Мы расположились на берегу озера, берега которого заросли брусникой.
(Запятая после деепричастного оборота узнав которое не ставится).
А26 - задание на знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложные предложения, состоящие из нескольких простых с разными видами связи, требуют внимания.
А26 из демоверсий ФИПИ 2010, 2011 и 2012
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман окутывал берега (3) все восемь рот (4) настилали доски на обломки мостов.- 1, 3, 4
- 1, 2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.- 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.- 1, 2, 3, 4
Правильные ответы:
- 1, 2, 3
- 1, 2, 3, 4
- 1, 2, 3, 4
Обрати внимание:
Наибольшие сомнения вызывают случаи, когда рядом оказываются подчинительный и сочинительный союзы.
Где и почему |
Запятая ставится |
Запятая не ставится |
Если рядом оказываются союзы и и сколько , и и когда , и и прежде чем , и и чтобы, и и какой и др. подобные |
Комната была пуста, и, сколько я ни старалась рассмотреть её, темнота не позволила мне этого сделать (нет второй части двойного союза то, так или союза но ) |
Комната была пуста, и сколько я ни старалась рассмотреть её, но темнота не позволила мне этого сделать (есть вторая часть двойного союза то, так или союз но) |
Если рядом оказываются союзы что и хотя , что и когда , что и если |
Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома (нет то, так, но ) |
Меня удивляло, что когда ни позвонишь, то его нет дома (есть то, так или но) |
Перед то, так и но |
||
После союзного слова который |
Я не знаю, как реагировать на ситуацию, выхода из которой не вижу (в предложениях с союзным словом который ) |
- А21. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
- А22. Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения
Вконтакте
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза И. Е. Жукова» г. Владимира
Готовимся к ЕГЭ: задания 16-19(практикум)
УМК любой
Учитель русского языка и литературы Вятчанина И.Ю
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
1) Стены дома (1) подновлённые краской (2) и подкрашенными по всему периметру карнизами (3) выложенными яркой каймой из плитки (4) выглядят празднично.
ОТВЕТ:
2) Дома мой гость сразу начал мне жаловаться (1) что (2) пока он ехал ко мне (3) то заблудился в лесу (4) и вынужден был заночевать в сторожке лесника.
ОТВЕТ:
3 ) Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи.
В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.
ОТВЕТ:
4) Однажды увидев (1) изображённую на картине (2) женщину с удивительной улыбкой (3) загадочно играющей на спокойном
лице (4) зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.ОТВЕТ:
5) Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате (1) и (2) хотя не понимал разговора (3) чувствовал (4) что спорили о нём.
ОТВЕТ:
6) Мария ничего не ответила (1) и (2) чтобы отвлечься от неприятного ей разговора (3) стала гладить собаку (4) хотя та мирно спала.
ОТВЕТ:
7) Цветы (1) сливаясь в целую лесную поляну (2) и образуя открытое пространство (3) при ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика (4) обрамлённого нежными лепестками.
ОТВЕТ:
8) А старушка всё говорила и говорила о своём счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) у внука от них вдруг сладко защемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
ОТВЕТ:
9) Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придётся искать с трудом.
ОТВЕТ:
10) Тригорский парк в Пушкинском заповеднике (1) по мнению многих (2) пропитан солнцем даже в пасмурные дни. Этот парк создан (3) как будто (4) специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.
ОТВЕТ:
11) Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
ОТВЕТ:
12) Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.
ОТВЕТ:
13) Говорят (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.
ОТВЕТ:
14) Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.
ОТВЕТ:
15) Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) видимо (4) от внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.
ОТВЕТ:
16) Июльский вечер был замечательный, он (1) словно (2) набросил тонкую полупрозрачную ткань на всё. И краски дня (3) казалось (4) слегка поблекли: облака медленно теряли отблески, речная гладь побледнела.
ОТВЕТ:
17) Высокая трава (1) клонившаяся к земле (2) мягко обвиваясь (3) около колес (4) оставляла свои семена на мокрых спицах.
ОТВЕТ:
18) Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.
ОТВЕТ:
19) Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
ОТВЕТ:
20) Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
ОТВЕТ:
21) Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем(5) расстилавшимся перед глазами.
ОТВЕТ:
22) Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.
ОТВЕТ:
23) По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.
ОТВЕТ:
24) В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
ОТВЕТ:
25) Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
ОТВЕТ:
26) Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.
ОТВЕТ:
27) Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
ОТВЕТ:
28) Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.
ОТВЕТ:
29) Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.
ОТВЕТ:
30) Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
ОТВЕТ:
31) Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающий сквозь пенистую воду.
ОТВЕТ:
32 ) Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».
ОТВЕТ:
33) Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
ОТВЕТ:
34) Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
ОТВЕТ:
35) Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
ОТВЕТ:
36 ) Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
ОТВЕТ:
37) В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
ОТВЕТ:
38 ) Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
ОТВЕТ:
39) Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
ОТВЕТ:
40) А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
ОТВЕТ:
41) Старый штурман (1) перенёсший на своём долгом веку (2) немало штормов (3) не растерялся (4) попав в незнакомую обстановку.
ОТВЕТ:
42) Алексей был в окопе один (1) и (2) когда скрылись повозки (3) и (4) поле очистилось от пыли (5) он решил оглядеться вокруг
ОТВЕТ:
43) Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
Ответы:
1) 1,3,4
3 ) 3,4
4) 3,4
5) 2,3,4
6) 2.3,4
8) 1,2,3,4
9) 1,2,4
11) 1,3,4
12) 1,2,3,4
13) 1,2,3,4
14) 3,4,5
15) 3,4
17) 1,2,4
18) 1,2,3,4
19) 1,3,4
20) 1,2,3,4
21) 1,2,5
22) 1,3
23) 1,3,4
24) 1,3,4
25) 1,2,4
26) 1,2,4
27) 1,3,4
28) 1,3.4
29) 2,3,4
31) 1,3,4
32 ) 1,4
33) 1,2
34) 1,2,3,4
37) 1
38 ) 2,4
39) 1,2,3,4
Предложения