Жд электрозаводская. Станция электрозаводская
Станция «Электрозаводская»
Станция была открыта для пассажиров 15 мая 1944 года в составе Арбатско-Покровской линии метро. За время существования название не менялось.
Название дано по Электрозаводу, в настоящее время представляющему собой комплекс трёх заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1). Рядом находится платформа Электрозаводская Казанского направления Московской железной дороги.
Пилоны облицованы «прохоро-баландинским» мрамором. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора «биюк-янкой». Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором «салиэти», вероятно, нижнеюрского возраста. В нем встречается довольно много раковин головоногих моллюсков - наутилусов и аммонитов, изредка попадаются ростры белемнитов . Барельефы на стенах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). На своде центрального зала в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Наземный вестибюль выполнен в форме шестиугольного здания с куполом. У входа установлена скульптурная группа «Метростроевцы» (скульптор М. Г. Манизер). На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором, расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Гильберта.
По окончании капитального ремонта, к 28 ноября 2008, оформление станции претерпело некоторые изменения. В частности, по краям платформы в полу появились световые полосы - такие же, как на станциях «Трубная», «Сретенский бульвар», «Строгино», «Кунцевская» и «Славянский бульвар». Кроме того, сами полы были облицованы гранитом вместо мрамора с сохранением оригинальной расцветки и рисунка. Лампы накаливания были заменены энергосберегающими лампами.
Станция «Электрозаводская » расположена в
"В годы Великой Отечественной войны ни на один день не прекращалось строительство линий метрополитена. С 1941 по 1945 год была сооружена третья очередь линий метрополитена протяженностью 13,3 км и введено в эксплуатацию 7 станций. С 1 января 1943 года пошли поезда от станции "Площадь Свердлова" до станции "Автозаводская", а с 18 января 1944 года - от станции "Курская" до станции "Измаиловский парк" *. "
Из книги: "Московскому метрополитену 50. Страницы истории метрополитена" Московский рабочий 1985 год.
Сегодня по случаю купил.
* - "Партизанская"
.
Фото с сайта oldmos.ru
На самом деле, строительство линий третьей очереди началось в 1938 году и к июню 1941 года было готово около 70% работ. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года был открыт участок «Курская» — «Измайловский парк» (Партизанская) без станции «Электрозаводская». Станция «Электрозаводская» была открыта 15 мая 1944 года. Название дано по Московскому электрозаводу имени Куйбышева, в настоящее время представляющему собой комплекс трёх заводов (собственно Электрозавод, МЭЛЗ и АТЭ-1). Станция является памятником культурного наследия России.
Наземный вестибюль выполнен в форме приземистого шестиугольного здания с массивным уплощённым куполом. В сводчатой нише вестибюля установлена скульптурная группа «Метростроевцы в забое» (скульптор М. Г. Манизер).
С сайта: metromost.com
На каждой из пущенных в эксплуатацию в годы войны станций были установлены таблички "Сооружена в дни Великой Отечественной войны".
На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором салиети, расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина, У. Гильберта. Архитекторы вестибюля — В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин.
Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения. Сооружена по типовому проекту. Диаметр центрального зала — 9,5 метра, диаметр боковых залов — 8,5 метра. Изначально образ станции связывался с расположенным поблизости Электрозаводом. В 1943 году, после возобновления работ над станцией, актуальной стала тема героического труда народа в борьбе с немецко-фашистскими силами.
Пилоны облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором и декорированы архитектурными деталями (резные триглифы с треугольными желобками, ниши решёток, мраморный карниз и барельефы).
Барельефы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д.
Сейчас на станции 12 барельефов; два были демонтированы во время переустройства центрального зала.
У каждого пилона со стороны центрального зала установлены скамейки. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора. При реконструкции покрытие пола было заменено на светло-серый янцевский гранит и лабрадорит.
Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором салиети. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков — наутилусов и аммонитов, изредка попадаются ростры белемнитов.
Бронзовые светильники с вентиляционными решётками с Серпом и Молотом посередине. По кругу их украшает надпись с названием станции.
рег. № 771420834300005 (ЕГРОКН)
История
Внешние изображения | |
---|---|
Проект центрального зала. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин. 1938 год | |
Проект наземного вестибюля. В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин. 1938 год |
История проектирования станции «Электрозаводская» связана с историей проектирования Покровского радиуса Московского метрополитена, который должен был начинаться возле библиотеки имени Ленина и заканчиваться в Измайлове . Первый проект Покровского радиуса появился в году. После станции «Курский вокзал» планировалось построить станции «Гороховская Улица», «Бауманская Площадь», «Спартаковская Площадь», «Переведеновский Переулок», «Электрозаводская», «Семёновская Площадь», «Мироновская Улица» и «Стадион». В декабре 1934 года была отменена станция «Гороховская Улица», а в марте - апреле 1935 года «Переведеновский Переулок» переименовали в «Бакунинскую Улицу». В генеральном плане реконструкции Москвы года были исключены станции «Спартаковская Площадь» и «Мироновская Улица». Наконец, в июле 1937 года на участке «Курский Вокзал» - «Электрозавод» трасса была спрямлена, и вместо четырёх станций осталась всего одна станция «Спартаковская», которая располагалась примерно в том же месте, где она и проектировалась в 1935 году .
Строительство линий третьей очереди началось в 1938 году. Проектирование «Электрозаводской» в 1939 году было заказано архитекторам В. А. Щуко и В. Г. Гельфрейху , которые привлекли к работе своего ученика И. В. Рожина . Участие В. А. Щуко в проекте прервалось в том же году в связи с его смертью . На Измайловском радиусе в начале 1941 года тоннель был готов на 70 %. После начала Великой Отечественной войны строительство было заморожено, а сооружения использовались под убежища. 18 января 1944 года был открыт участок «Курская» - «Измайловская» без станции «Электрозаводская». Она была открыта 15 мая того же года , став 29-й станцией Московского метрополитена.
В 1989 году планировалось построить второй выход станции и открыть его в следующем, 1990 году. Главной целью этого плана был ремонт эскалаторов без закрытия станции . Однако от строительства пришлось отказаться из-за начавшихся в стране экономических трудностей.
Архитектура и оформление
Вестибюль
На стенах кассового и эскалаторного залов, облицованных красным мрамором салиети, расположены медальоны с портретами учёных-основоположников электротехники : М. В. Ломоносова , П. Н. Яблочкова , А. С. Попова , М. Фарадея , Б. Франклина , У. Гильберта .
Архитекторы вестибюля - В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, А. Е. Аркин .
Станция была закрыта на реконструкцию 19 мая 2007 года в связи с необходимостью замены эскалаторов, технический срок эксплуатации которых подошёл к концу. В 2007-2008 годах был полностью реконструирован эскалаторный наклон, установлены новые эскалаторы Е55Т. Также был обновлён фасад вестибюля, установлены новые двери, восстановлены бронзовые ажурные решётки, произведена замена гранитного покрытия пола на мраморное .
Станционные залы
Пилоны облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором и декорированы архитектурными деталями (резные триглифы с треугольными желобками, ниши решёток, мраморный карниз и барельефы). У каждого пилона со стороны центрального зала установлены скамейки. Пол первоначально выложен чёрными и серыми плитами, по краям отделан орнаментом из розово-жёлтого крымского мрамора биюк-янкой. При реконструкции покрытие пола было заменено на светло-серый янцевский гранит и лабрадорит . Путевые стены облицованы красным грузинским мрамором салиети. В нём встречается довольно много раковин головоногих моллюсков - наутилусов и аммонитов , изредка попадаются ростры белемнитов .
Барельефы из прохоро-баландинского мрамора на пилонах центрального зала посвящены теме труда (скульптор Г. И. Мотовилов). Здесь изображены работники Электрозавода, строители, кузнецы, представители сельского хозяйства и т. д. Сейчас на станции 12 барельефов; два были демонтированы во время переустройства центрального зала . В проекте станции конца 1930-х годов в пилонах планировалось сделать углубления, в которые собирались поместить бюсты героев-стахановцев , но при составлении списка рабочих для изображения приходилось постоянно менять фамилии, поскольку каждый завод хотел увековечить своего работника. В результате от этой идеи отказались .
На своде центрального зала в круглых углублениях в 6 рядов расположены 318 оригинальных светильников. Акцент на освещение сделан в связи с расположением вблизи Электрозавода и названием станции. Изначально планировалось сделать свод орнаментным, как на «Новокузнецкой », но затем по предложению В. А. Щуко было решено сделать сферические кессоны с лампой в каждом из них .
Торец станции украшен барельефом с изображением знамён, в центре которого находился медальон с профилем Сталина . Профиль Сталина был убран после развенчания «культа личности » .
По окончании капитального ремонта 28 ноября года оформление станции претерпело некоторые изменения. В частности, по краям платформы в полу появились световые полосы - такие же, как на станциях «Трубная », «Сретенский бульвар », «Строгино », «Кунцевская » и «Славянский бульвар ». Кроме того, сами полы были облицованы гранитом вместо мрамора с сохранением оригинальной расцветки и рисунка. Лампы накаливания были заменены компактными люминесцентными (энергосберегающими) лампами .
Станция в цифрах
По чётным числам | Будние дни |
Выходные дни |
---|---|---|
По нечётным числам | ||
В сторону станции «Семёновская » |
05:56:00 | 05:56:00 |
05:56:00 | 05:56:00 | |
В сторону станции «Бауманская » |
05:35:00 | 05:35:00 |
05:35:00 | 05:35:00 |
Расположение
Станция метро «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии расположена между станциями «Семёновская » и «Бауманская ». Выход в город на Большую Семёновскую улицу.
Железнодорожный транспорт
Недалеко от станции находится платформа Казанского / Рязанского направления Московской железной дороги «Электрозаводская». Через неё проходят поезда, следующие с Казанского вокзала и на этот вокзал .
Наземный общественный транспорт
Станция «Электрозаводская» имеет выход к нескольким остановкам наземного общественного транспорта :
- Остановка Метро «Электрозаводская» находится неподалёку от вестибюля станции. На ней останавливаются автобусы № 86, 332, 552, Т25, Т32 и троллейбус № 22
- Остановка Метро «Электрозаводская» находится неподалёку от вестибюля станции. На ней останавливается автобус № 59.
- Остановка Метро «Электрозаводская» находится неподалёку от вестибюля станции. На ней останавливаются автобусы № 59, 552 и Т25.
- Остановка Метро «Электрозаводская» находится на нечётной стороне Большой Семёновской улицы. На ней останавливаются автобусы № 332, Т25, Т32 и троллейбус № 22.
Маршруты общественного транспорта (данные на 2012 год) :
Маршрут | Следует к станциям метро | Конечный пункт 1 | Конечный пункт 2 |
---|---|---|---|
авт. № 59 | «Авиамоторная » | Карачарово | Электрозаводский мост |
авт. № 86 | «Бульвар Рокоссовского », «Преображенская площадь » | Ст. метро «Бульвар Рокоссовского» | Больница Соколиной Горы |
авт. № 332 | «Сокольники », «Семёновская » | Трамвайное депо имени Русакова | Больница Соколиной горы |
авт. № 552 | «Семёновская » | Метро «Семёновская» | Рубцовская набережная |
авт. № Т25 | «Бауманская », «Китай город » | Лубянская площадь | Проспект Будённого |
авт. № Т32 | «Щёлковская », «Черкизовская », «Преображенская площадь », «Сокольники » | Уссурийская улица | Гаражная улица |
авт. № Т88 | «Бауманская », «Комсомольская »-радиальная, «Комсомольская »-кольцевая | Проспект Будённого | Комсомольская площадь |
трол. № 22 | «Первомайская », «Партизанская », «Семёновская », «Бауманская »
Станция в искусствеСм. такжеПримечания
|