Болезни Военный билет Призыв

Знакомство со звуком ч в подготовительной группе. Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе на тему Звук Буква Ч Детский сад. Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Цель: создание условия для закрепления знаний у детей о звуке Ч, способом его характеристики с опорой на артикуляционные и акустические признаки.

Задачи:

Коррекционно-образовательная . Создать условия для: закрепления умения характеристики звука «Ч» и его местонахождение – в начале, середине и в конце слова, познакомить с буквой Ч;

Коррекционно-развивающая . Создать условия для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики детей; развития дыхания, фонематического слуха и восприятия; мышления,

Коррекционно-воспитательная . Создать условия для: формирования взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: игрушка-Черепаха, предметные картинки, в названии которых есть звук «Ч», картинный материал к играм «Багаж», «Загадочные вазы», фишки синего, зеленого и красного цвета, буква Ч.

Интеграция областей : физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие

Ход ООД:

1. Организационно-мотивационный момент. Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы передайте улыбку друг другу.

Артикуляционная гимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

2. Основная часть. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, к нам в гости на поезде приехал кое – кто, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

Может плавать в океане,
Может ползать по саванне,
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? …
(черепаха)!

Как вы думаете, какой у неё самый любимый звук?

Давайте все вместе произнесем: ч,ч,ч,…

Попробуйте изобразить с помощью звука «Ч» как:

Кузнечик стрекочет …

Человек чихает (пчхи, пчхи…)

Так говорят, когда просят помолчать ч-ч-ч-ч…(жест)

3. Характеристика звука

Кто может сказать нашей гостье - какой звук [Ч]? Дети: Звук [Ч] - согласный, глухой, всегда мягкий.

5.Игра «Багаж». Нахождение места звука в слове. У Черепахи - 3 чемодана, давайте разместим ее вещи. Какие вещи-картинки мы поместим в первый чемодан? (в которых звук «Ч» находится вначале слова). Во второй? В последний?

(Каждый ребенок определяет место звука «Ч» в названии своей картинки и кладёт ее в нужный чемодан)

Физминутка.

6. Игра «Загадочные вазы». Деление слов на слоги. Черепаха принесла чудесные цветы-картинки, но она не знает, как разместить их в вазы. Как вы думаете, как можно это сделать? (на трех вазах подсказки – короткие линии – 1,2, 3). Верно, нужно поделить слова на слоги. (дети делят слова на слоги, помещают цветы-картинки в соответствующую вазу).

7. Связь звука и буквы. Показ буквы - карточки Ч. На что похожа буква? Как можно ее изобразить? (нарисовать, выложить из фишек, карандашей, семян).

8. Звуковой анализ слова ТУЧКА. Ой ребята, к нам в группу залетел воздушный шарик! Какого он цвета? (синего) На что он похож? (на тучку) Нам нужна пасмурная погода? Но тучка не улетит, пока мы не разгадаем ее загадку. Как вы думаете, что она загадала? (варианты ответов детей). Я дам вам подсказку, а вы найдите решение – звуковой анализ слова ТУЧКА.

9. Дыхательная гимнастика . Молодцы! Что же нужно теперь сделать, чтобы тучка улетела? Правильно – подуть! (дети дуют на «тучку», логопед следит за правильностью вдоха и выдоха)

Итог: С каким звуком мы сегодня играли?

Есть ли преграда у звука Ч? -Что мы можем рассказать о звуке Ч?

Какой буквой обозначается звук Ц? (Буквой Ч). - Назовите слова, в которых есть звук Ч?


Конспект открытого подгруппового занятия в

подготовительной группе

для детей с ФФНР

Провела:

Денисова О.А.

учитель-логопед

Цель: знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч.

Задачи:

1.Образовательные:

Познакомить со звуком [Ч], его артикуляцией и характеристикой; с буквой Ч;

Совершенствовать навык ЗБА;

Учить образовывать уменьшительную форму существительных;

Закреплять умение составлять предложение с опорой на картинку.

2. Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику;

Развивать фонематические процессы;

3. Воспитательные:

Воспитывать умение слушать своих товарищей, отвечать полным ответом.

Оборудование: игрушка Чебурашка, индивидуальные зеркала, замки звуков, мячики из бумаги и флажки, рисунок Чебурашки, буква Ч, разрезная буква Ч, цветные карандаши, значки для ЗБА, мяч, предметные картинки со звуком Ч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать. Он пришел сегодня к вам, чтобы и вас многому научить и, конечно же, поиграть с вами.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с помощью звука [ч], как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
2. Подготовительная работа

Сегодня нам будут помогать наши глазки. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё видят.

Гимнастика для глаз (на слайде).

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Поможем язычку стать сильным и послушным.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»:

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же.

  1. Повторение пройденного материала .

Расскажите Чебурашке, на какие две большие группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Гласные это те звуки, которые мы можем петь и тянуть, и они не встречают препятствий.

Согласные – это те звуки, которые мы не можем петь и тянуть.

Какие бывают согласные? (твердые и мягкие). А еще? (звонкие и глухие).

  1. Изучение нового материала. Артикуляция и характеристика звука Ч.

А сейчас, так как мы сегодня играем со звуком Ч, давайте с вами расскажем Чебурашке,

Что делают наши губы, когда мы произносим этот звук? (Губы округлены)

Зубы не смыкаются.

Где находится язык? (язычок за верхними зубками прыгает по бугоркам)

Поднесите ладонь ко рту и почувствуйте, какая воздушная струя (она короткая, резкая)

Положите ладошку на горло и произнесите звук Ч. Горлышко звенит или нет? (нет, звук Ч глухой)

В каком замке будет жить звук Ч? (в замке согласных). Почему?

Звук Ч звонкий или глухой? Почему?

Запомните звук Ч всегда мягкий (у него нет старшего твердого братца)

5. Развитие фонематических процессов.

Чебурашка на принес много мячиков. Сейчас он вам их покажет. Когда услышите звук Ч хлопайте в ладоши, а Чебурашка будет их доставать, затем их подсчитаем.

Ч, Л, Р, Ч, Ш, Ч, Г, Ш, Ч, С, Ч, З

Сколько мячиков нашли? (пять)

Теперь я буду вам говорить слоги и слова, если услышите в них Ч – поднимайте флажок.

6. Физминутка.

Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть

7. Знакомство с буквой Ч.

У Чебурашки есть фотография и он ее принес с собой. Вот какой чебурашка. Но у нашего звука Ч тоже есть фотография. (Буква Ч).

Это буква Ч. На что она похожа?

Ребята, у меня было много фотографий буквы ч, но их кто-то порвал, давайте их соберем. (Дети собирают из частей букву Ч).

Чебурашка вам принес листочки, на которых написана буква Ч, ее надо заштриховать. Давайте возьмем карандаш зеленого цвета. (зеленый, потому что буква Ч, обозначает звук Ч, а он всегда мягкий, а мягкие согласные мы обозначаем зеленым цветом).

Давайте сначала разомнем пальчики, и потом вы примитесь за работу. (Пальчиковая гимнастика).

8. Звуко-буквенный анализ.

А сейчас Чебурашка хочет поиграть с вами в другую игру. Он вам говорит слог «ЧА». Давайте расскажем ему, какой в этом слоге первый звук? (звук Ч) Какой это звук – гласный или согласный? (согласный, потому что он не тянется и не поется). А что еще мы сегодня узнали про звук Ч? Он всегда какой? (всегда мягкий).

Следующий звук в слоге какой? (звук А). А это какой звук – гласный или согласный? (гласный, потому что мы можем его петь и тянуть).

Аналогично со слогом «ОЧ»

9. Игра «Большой-маленький» (игра с мячом)

Чебурашка вам хочет рассказать, что у нас звук Ч – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук Ч и получилась маленькая - речка.

Давайте сейчас поиграем, я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

10. Составление предложений

Сейчас вас Чебурашка раздаст картинки. Вас нужно со своей картинкой составить предложение.

Картинки: чайник, ручка, чеснок.

11. Итог

Чебурашке очень понравилось играть с вами, он говорит, что вы сегодня многому научились.

С каким звуком мы сегодня познакомились?

Что вам сегодня понравилось делать на занятии?

Что для вас было сложным?

А сейчас мы с вами попрощаемся с Чебурашкой.


Анастасия Григорьева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звук [Ч] и буква Ч»

Цель : знакомство детей со звуком (ч) и буквой Ч .

Задачи : - закрепить четкое произношение звука (ч) ;

Закрепление умения давать акустическую характеристику звукам ;

Закрепить навык употребления уменьшительно-ласкательных

суффиксов –чик-, -чек-, чок-;

Закрепить навык чтения и печатания;

Закрепление графического образа буквы Ч ; профилактика оптической дисграфии;

Развитие фонематических представлений, анализа и синтеза;

Развитие мелкой и общей моторики;

Развитие слухового внимания.

Оборудование : мяч, предметные картинки (точка, тучка, ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка, мягкие модули, кегли, скакалка, счетные палочки, цветные пробки (зеленые, синие, красные, тетради.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед : Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой . Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает»

Дети : Чаще всего слышится звук (ч) .

Логопед : Правильно. Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч .

Давайте дадим характеристику звуку (ч) . Произнесите этот звук .

Дети : Ч-ч-ч.

Логопед : Звук (ч) можно пропеть?

Дети : Звук (ч) нельзя пропеть. Он согласный.

Логопед : Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук (ч) . Наше горлышко спит или работает?

Дети : Горлышко спит.

Логопед : Если горлышко спит, значит звук (ч) какой?

Дети : Звук (ч) глухой.

Логопед : Молодцы, все правильно. А еще звук (ч) всегда мягкий.

Илья, дай полную характеристику звука (ч) .

Илья : Звук (ч) согласный, глухой, всегда мягкий.

Основная часть

1. Логопед : Ребята, сейчас мы с вами будем ловить звук (Ч) . Приготовьте свои ладоши. Я буду произносить звуки , слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч] , слог со звуком [ч] , слово со звуком [ч] .

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Логопед : Молодцы, все были очень внимательными.

2. Логопед : дети предлагаю вам отправиться на поиски слов со звуком (ч) . Посмотрите, по всему кабинету лежат картинки. Но не на всех картинках слова со звуком (ч) . Давайте каждый возьмет только картинки, в названии которых есть звук (ч) .

(ключ, машина, очки, стол, бочка, чайник, мяч, трамвай, пчела, окно, стул, бабочка).

Как только дети найдут все картинки со звуком (ч) логопед предлагает назвать предмет и определить место звука (ч) в слове :

Будь внимательным, смотри-

Слово со звуком (ч) назови

И место звука в слове укажи .

Каждый ребенок называет свое слово и указывает, где находится звук (ч)

Логопед :. Отлично вы справились с заданием. А какие слова вы сможете придумать со звуком (ч) .

Дети называют слова.

3. Логопед : Хорошо вы придумываете слова. А теперь поиграем в игру «Скажи ласково» (игра с мячом) Становитесь все в круг.

Логопед кидает мяч каждому ребенку по-очереди, поймавший мяч должен назвать «полученное» слово ласково :

(стул, замок, шнурок, узелок, носок, блин, диван, батон, знак, внук, бак, крюк; птица)

Игра заканчивается на слове птица (птичка)

4. Логопед – а давайте мы превратимся в птичек

Физкультминутка «Птичка» (речь с движением)

Я по улице гулял,

Галок и ворон считал.

Рот открыл.

Смотрю я в небо.

Вправо-влево,

Здесь я не был.

Птичкой захотел я стать

И руками стал махать.

Крылья вверх!

Крылья вниз!

Только слышен ветра свист!

Я подпрыгнул чтоб взлететь,

Но пришлось на землю сесть.

5. Логопед : Дети вы помните с каким звуком мы сегодня знакомимся?

Дети : Мы знакомимся со звуком (ч)

Логопед : А вы знаете какой буквой обозначается звук (ч) на письме

Дети : да/нет

Логопед : ребята, кто уже знакомы с буквой Ч , помогите нам ее изобразить. Выложите ее из модулей (предлагаются мягкие спортивные модули) ; кеглей, скакалки.

Дети знакомые с буквой Ч выкладывают ее из предложенных предметов, остальные дети помогают им.

Логопед : как хорошо вы справились с заданием. Какие буквы вы выложили .

Дети : буквы Ч .

Логопед : предлагаю вам пройти и сесть за стол.

Перед каждым ребенком на столе из счетных палочек выложена фигура

Логопед : ребята, уберите три лишних палочки так,

чтобы у вас получилась буква Ч .

Артем : какая буква у тебя получилась .

Артем : буква Ч .

Слава, а у тебя какая буква получилась .

Слава : тоже буква Ч .

Логопед : дети, у всех получились буквы Ч ?

Дети : Да.

Логопед : перед вами лежат счетные палочки. Выложите справа от буквы Ч букву А .

Дети выкладывают и читают получившийся слог ЧА.

Логопед : Алена, какой первый звук в слоге ?

Алена : первый звук (ч) .

Логопед : а второй звук :

Алена : второй звук (а) .

Логопед : ребята, а если звук (а) заменить на звук (у) какой слог получится?

Илья : получится слог ЧУ.

Логопед : замените букву А , на букву У .

Логопед : Дима, прочитай, какой слог получился.

Дима : читает. Получился слог ЧУ.

Логопед : а теперь поменяйте буквы местами . Выложите букву У слева от буквы Ч .

Логопед : Артем, какой слог теперь получился?

Артем : получился слог УЧ.

Логопед : Алена, а кокой слог у тебя получился.

Алена читает УЧ.

Логопед : Давай все вместе прочитаем. Все дети хором читают УЧ.

Логопед : Дети, выложите слева от буквы У букву Л .

Дима, какое слово у тебя получилось.

Дима : ЛУЧ.

Логопед : Слава : а у тебя какое слово получилось?

Слава : ЛУЧ.

Логопед : Алена, Илья, Артем, прочтите какие у вас получились слова.

Читают хором ЛУЧ.

Логопед : сколько слогов в слове ЛУЧ.

Дети : один слог.

Логопед : А сколько звуков в слове луч ?

Дети : три звука .

Логопед : возьмите пробки и выложите схему слова ЛУЧ.

Дети выкладывают схему слова.

Логопед : Алена, какой первый звук ?

Алена : первый звук (л) . Он согласный и твердый, обозначается синим цветом.

Логопед : Слава, какой второй звук ?

Слава : второй звук (у) . Он гласный, обозначается красным цветом.

Логопед : Дима, какой третий звук в слове ЛУЧ .

Дима : третий звук (ч) , он согласный и мягкий, обозначается зеленым цветом.

6. Логопед : ребята, предлагаю побыть немного волшебниками и из маленькой точки сделать большую тучку.

Дети : да, мы согласны

На доске две картинки точка и тучка.

Логопед просит детей написать в тетрадях слово точка.

Логопед : а как же нам теперь точку превратить в тучку?

Дети : предлагают свои варианты.

Логопед : (если никто из детей не догадывается, логопед дает подсказку) я вам дам подсказку – какой звук надо изменить в «точке» , чтобы получилась «тучка»

Артем : звук (о) надо заменить на звук (у) .

Логопед : да, дети, Артем прав.

Один ребенок выходит к доске и записывает слова, остальные дети пишут эти слова в тетрадях.

Подведение итогов :

Логопед : Молодцы, ребята, хорошо мы с вами поработали.

Вы запомнили с каким звуком и буквой мы познакомились ?

Дети : Да, со звуком и буквой Ч .

Логопед : На этом мы с вами заканчиваем, но прежде чем вы уйдете в группу , проверим, как хорошо вы запоминаете.

Уйдет тот, кто назовет слова со звуком (ч) .

Каждый ребенок называет по одному слову и уходит.

Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цели:

Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

Произнесем ее вместе медленно.

Теперь произнесем ее быстро.

Какой звук встречается чаще других?

Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

Молодцы!

Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Какой звук мы с вами сейчас произносили?

Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

Удалось вам получше запомнить букву Ч?

А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!

Регулярное выполнение рекомендаций ("Домашних заданий") учителя-логопеда способствует расширению и актуализации активного словаря ребенка, развитию грамматического речи, связной речи, навыков фонематического анализа и синтеза., развитию общих речевых навыков и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное тематическое планирование работы с детьми

Подготовительного возраста (1-й год обучения)

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Фонетика

Сентябрь

Овощи

Фрукты

Звуки и буквы А, У

Звуки и буквы О, И

Октябрь

Грибы

Ягоды

Осень

Деревья

Звуки и буквы Ы, Э

Звук и буква Й

Буква Е

Буква Ё

Ноябрь

Перелётные птицы

Домашние птицы

Зимующие птицы

Посуда. Продукты питания.

Буква Ю

Буква Я

Звуки С и СЬ, буква С

Звуки З и ЗЬ, буква З

Декабрь

Одежда

Обувь

Зима

Новый год

Звук и буква Ц

Звуки Б и БЬ, буква Б

Звуки П иПЬ, буква П

Звуки В и ВЬ, буква В

Январь

Домашние животные

Дикие животные

Звуки Ф и ФЬ, буква Ф

Звуки К и КЬ, буква К

Февраль

Животные жарких стран

Животные севера

Бытовые электроприборы

Наша армия

Звуки Г и ГЬ, буква Г

Звук и буква Ш

Звук и буква Ж

Буква Ь

Март

Мебель

Транспорт

Профессии

Звук и буква Щ

Звук и буква Ч

Буква Ъ

Звуки Д и ДЬ, буква Д

Апрель

Животный мир рек. Морей и океанов.

Весна. Первые весенние цветы

Перелетные птицы весной

Наша Родина – Россия

Звуки Т и ТЬ, буква Т

Звуки М и МЬ,

буква М

Звуки Н и НЬ, буква Н

Звуки Р и РЬ, буква Р

Май

Москва – столица России

Насекомые

Скоро в школу

Звуки Л и ЛЬ, буква Л

Звуки Х и ХЬ, буква Х

Дифференциация

Л – Р

Задания по теме «Овощи»

  1. Попросите ребенка назвать овощи, которые он знает. Спросите, где растут овощи, что из них можно приготовить.
  2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один зелёный огур ец , два зелёных огур ца , три…., четыре…, пять зелёных огурц ов ;

Один сочный помид ор , два сочных помидо ра , три…., четыре…, пять сочных помидор ов ;

Одна оранжев ая морковь, две оранжев ых морко ви , три…, четыре…, пять оранжевых морков ей ;

Один фиолетовый баклажан и т.д.

3. «Назови ласково»:

Огурец - …(огурчик) тыква - …

Лук - …. чеснок - ….

Морковь - … помидор - …

4. «Что лишнее и почему?»:

Морковь, капуста, опёнок , чеснок.

Огурец, груша ¸ кабачок, тыква.

  1. «Раздели слова на слоги»:

По – ми – дор о – гу – рец чес – нок

Кар – то – фель лук (1 слог) тык – ва

  1. «Придумай слова». Сначала нужно придумать слова со звуком А У А и У являются гласными , потому что их можно петь .
  2. Выучить правило: «Звуки – это то, что мы говорим и слышим. Буквы – это то, что мы видим и пишем».
  3. Выложить из счетных палочек или из спичек буквы А и У .

Задания по теме «Фрукты»

  1. Попросите ребенка назвать фрукты, которые он знает. Спросите, где растут фрукты, что из них можно приготовить.
  2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один жёлтый банан, два жёлтых бана на , три…., четыре…, пять жёлтых банан ов ;

Одно наливное яблоко, два наливных ябло ка , три…., четыре…, пять наливных ябло к ;

Одна спелая груша, две спелых гру ши , три…, четыре…, пять спелых гру ш ;

Один кислый лимон, два кислых лимо на , три…, четыре …, пять кислых лимон ов;

3. «Назови ласково»:

Яблоко - …(яблочко) ананас - … апельсин - …

Груша - …. слива - …. персик - …

Банан - … виноград - … абрикос - …

У меня есть лимоны, а у тебя нет…(лимонов).

У меня есть сливы, а у тебя нет…(слив).

У меня есть груши, а у тебя нет…(груш).

У меня есть апельсины, а у тебя нет…(апельсинов).

5. «Какой сок (компот) из…?»:

Из яблок - …(яблочный) из слив - …

Из апельсинов - … из винограда - …

6. «Что лишнее и почему?»:

Яблоко, груша, огурец , слива.

Ананас, тыква ¸ лимон, мандарин.

  1. «Раздели слова на слоги»:

А – пель – син ки – ви я – бло – ко

Ман – да – рин ба-нан ви – но – град

8. Придумай слова». Сначала нужно придумать слова со звуком О в начале слова, затем слова со звуком И в начале слова. Напомните ребенку, что звуки О и И являются гласными , потому что их можно петь .

9.Выложить из счетных палочек или из спичек буквы О и И .

Задания по теме «Грибы»

  1. Попросите ребенка назвать грибы, которые он знает. Спросите, какие бывают грибы (съедобные и ядовитые), где растут грибы, что можно приготовить из съедобных грибов.
  2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один белый гриб, два белых гриб а , три…., четыре…, пять белых гриб ов ;

Одна шляпка, две шляпк и , три…., четыре…, пять шляп ок ;

Одна лисичка, две лисичк и , три…, четыре…, пять лисич ек ;

Один пень, два пн я , три…, четыре …, пять пн ей;

3. «Назови ласково»:

Боровик - …(боровичок) корзина - … поляна - …

Моховик - …. пень - …. лукошко - …

Сыроежка - … лес - … гриб - …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

Назвался груздем – полезай в кузов.

Бояться волков – быть без грибков.

6. «Что лишнее и почему?»:

Яблоко, груша, подберёзовик , слива.

Огурец, помидор¸ баклажан, моховик .

Сыроежка, груздь, мухомор , маслёнок.

  1. «Раздели слова на слоги»:

Бо – ро – вик груздь (1 слог) му – хо – мор

Сы – ро – еж – ка гри – бы по – ган – ка

8. «Придумай слова». Сначала нужно придумать слова со звуком Ы в конце слова, затем слова со звуком Э в начале слова. Попросите ребенка вспомнить все гласные звуки, которые уже прошли на занятиях (а, у, о, и, ы, э).

9. Выложить из счетных палочек или из спичек буквы Ы и Э .

Задания по теме «Ягоды»

  1. Попросите ребенка назвать ягоды, которые он знает. Спросите, где растут ягоды (в лесу или в саду), что из них можно приготовить (варенье, желе, морс и т.д.).
  2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один черничный кустик, два черничных кустика, три…., четыре…, пять черничных кустиков;

Одна брусничная поляна, две брусничные поляны, три…., четыре…, пять брусничных полян;

Одна банка варенья, две банки варенья, три…, четыре…, пять банок варенья;

Одно клюквенное болото, два клюквенных болота, три…, четыре …, пять клюквенных болот ;

3. «Назови ласково»:

Клубника - …(клубничка) малина - … голубика - …

Крыжовник - …. земляника - …. костяника - …

Смородина - … клюква - … ежевика- …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть ягоды, а у тебя нет…(ягод).

У меня есть варенье, а у тебя нет…(варенья).

У меня есть черника, а у тебя нет…(черники).

У меня есть ягодный компот, а у тебя нет…(ягодного компота).

5. Пересказ текста «Последние ягоды» (Взрослый сначала читает ребёнку

Текст, задаёт вопросы по тексту, а затем, прочитав текст ещё раз,

Просит ребёнка пересказать):

Поздней осенью на болотах поспевает клюква. Она растет на кочках, ягоды

Лежат прямо на мху. Ягоды видны издалека, а стебельки незаметны. Но если

Присмотришься, увидишь, что на моховой подушке протянулись тоненькие нити,

А на них – жесткие блестящие листочки.

(И. Павлова)

6. «Раздели слова на слоги»:

Ма – ли – на е – же – ви – ка клуб – ни – ка

Смо – ро – ди – на клюк – ва кры – жов – ник

7. «Придумай слова». Сначала нужно придумать слова со звуком Й в начале, середине и в конце слова. Спросите ребёнка: «Какой звук Й – согласный или гласный?» (согласный), «Твёрдый или мягкий?» (всегда мягкий), «Звонкий или глухой?» (звонкий), «Каким цветом обозначается этот звук?» (согласный мягкий звук обозначается зелёным цветом).

Й .

Задания по теме «Осень »

  1. Попросите ребенка назвать приметы осени, которые он знает (листья желтеют и опадают, становится холоднее, птицы улетают в тёплые края и т.д.). Выучите названия осенних месяцев.
  2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один осенний день, два осенних дня, три…., четыре…, пять осенних дней;

Одна глубокая лужа, две глубокие лужи, три…., четыре…, пять глубоких луж;

Одна, две лисичк и , три…, четыре…, пять лисич ек ;

Один проливной дождь, два проливных дождя, три…, четыре …, пять проливных дождей ;

3. «Назови ласково»:

Дождь - …(дождик) туча - … зонт - …

Листопад - …. дождевик - …. сапоги -…

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть зонт, а у тебя нет…(зонта).

У меня есть дождевик, а у тебя нет…(дождевика).

У меня есть сапоги, а у тебя нет…(сапог).

У меня есть жёлуди, а у тебя нет…(желудей).

5. «Объясни пословицы» (и выучить наизусть):

Осень – запасиха, зима – подбериха.

Лето со снопами, осень с пирогами.

6. «Что лишнее и почему?»:

Сентябрь, октябрь, декабрь , ноябрь.

Зима, весна¸ лето, сентябрь .

  1. «Раздели слова на слоги»:

Лис – то – пад дождь (1 слог) за – мо – роз – ки

Лу – жа и – ней ве – тер

Е в начале слова Е обозначает два звука (Й и Э). Принято считать Е гласной.

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Е .

Задания по теме «Деревья »

  1. Попросите ребенка назвать деревья, которые он знает; виды деревьев (лиственные, хвойные, плодовые);
  2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один могучий дуб, два могучих дуба, три…., четыре…, пять могучих дубов;

Одна белая берёза, две белые берёзы, три…., четыре…, пять белых берёз;

Одно молодое дерево, два молодых дерева, три…, четыре…, пять молодых деревьев;

Одна колючая сосна, две колючие сосны, три…, четыре …, пять колючих сосен ;

3. «Назови ласково»:

Берёза - …(берёзка) сосна - … вяз - …

Дуб - …. осина - …. каштан -…

4. «У дерева есть..., а у человека нет…?»:

У дерева есть ветка, а у человека нет…(ветки).

У дерева есть листья, а у человека нет…(листьев).

У дерева есть ствол, а у человека нет…(ствола).

У дерева есть корни, а у человека нет…(корней).

5. «Объясни пословицы» (и выучить наизусть):

Не руби сук, на котором сидишь.

Осина и без ветра шумит.

6. «Что лишнее и почему?»:

Берёза, осина, яблоня , дуб.

Ель, сосна¸ пихта, липа .

  1. «Раздели слова на слоги»:

Бе – рё – за дуб (1 слог) лист – вен – ни – ца

Сос – на оль– ха каш – тан

8. «Придумай слова». Сначала нужно придумать слова с Ё в начале слова. Напомните ребёнку, что в начале слова Ё обозначает два звука (Й и О). Принято считать Ё гласной.

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Ё.

Задания по теме «Перелётные птицы »

  1. Попросите ребенка назвать перелётных птиц, которых он знает; уточните, каких птиц называют водоплавающими и почему.
  2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один белый лебедь, два белых лебедя, три…., четыре…, пять белых лебедей;

Одна быстрая ласточка, две быстрые ласточки, три…., четыре…, пять быстрых ласточек;

Один длинноногий журавль, два длинноногих журавля, три…, четыре …, пять длинноногих журавлей ;

3. «Назови ласково»:

Скворец - …(скворушка) кукушка - … цапля - …

Соловей - …. журавль - …. лебедь -…

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть перья, а у тебя нет…(перьев).

У меня есть скворечник, а у тебя нет…(скворечника).

У меня есть гнездо, а у тебя нет…(гнезда)

Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.

Лебедь несёт на носу снег.

6. «Кто лишний и почему?»:

Лебедь, утка, соловей , гусь.

Дрозд, скворец¸ зяблик, воробей.

  1. «Раздели слова на слоги»:

Ку – куш – ка грач (1 слог) жу – равль

Со – ло – вей а – ист скво – рец

8. «Придумай слова». Сначала нужно придумать слова с Ю в начале слова. Напомните ребёнку, что в начале слова Ю обозначает два звука (Й и У). Принято считать Ю гласной.

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Ю .

Задания по теме «Домашние птицы »

  1. Попросите ребенка назвать домашних птиц, которых он знает; уточните, почему эти птицы называются домашними.

Один петух, два петуха, три…., четыре…, пять петухов;

Одна пёстрая курица, две пёстрые курицы, три…., четыре…, пять пёстрых куриц;

Один серый гусь, два серых гуся, три…, четыре…, пять серых гусей;

Один важный индюк, два важных индюка, три…, четыре …, пять важных индюков ;

3. «Назови ласково»:

Утка - …(уточка) петух - … цыплёнок - …

Курица - …. индюк - …. утёнок -…

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть индюк, а у тебя нет…(индюка).

У меня есть курица, а у тебя нет…(курицы).

У меня есть гусь, а у тебя нет…(гуся).

5. «Кто как разговаривает?:

Петух - … (кукарекает), курица - …, гусь - …, цыплёнок - …

6. «Кто лишний и почему?»:

Курица, утка, ворона, гусыня.

Петух, утка¸ гусь, индюшонок.

7.«Раздели слова на слоги»:

Гу – сы – ня пе – тух ин – дюк

У – точ – ка гусь (1 слог) ку – ри – ца

8. «Придумай слова». Сначала нужно придумать слова с Я в начале слова. Напомните ребёнку, что в начале слова Я обозначает два звука (Й и А). Принято считать Я гласной.

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Я .

Задания по теме «Зимующие птицы »

  1. Попросите ребенка назвать зимующих птиц, которых он знает; уточните, почему эти птицы называются зимующими.

2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один красногрудый снегирь, два красногрудых снегиря, три…., четыре…, пять красногрудых снегирей;

Одна серая ворона, две серые вороны, три…., четыре…, пять серых ворон;

Один сизый голубь, два сизых голубя, три…, четыре…, пять сизых голубей;

Одна желтогрудая синица, две желтогрудых синицы, три…, четыре …, пять желтогрудых синиц ;

3. «Назови ласково»:

Синица - …(синичка) ворона - … голубь - …

Снегирь - …. воробей - …. клёст -…

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть ворона, а у тебя нет…(вороны).

У меня есть воробей, а у тебя нет…(воробья).

У меня есть сорока, а у тебя нет…(сороки)

5. «Кто как разговаривает?:

Голубь - … (воркует), ворона - …, воробей - …, сорока - …

6. «Кто лишний и почему?»:

Сорока, клёст, лебедь, голубь.

Снегирь, воробей¸ синица, курица.

7.«Раздели слова на слоги»:

Во – ро – на го – лубь сне – гирь

Со – ро – ка клёст (1 слог) во – ро – бей

8. «Придумай слова». Нужно придумать слова с начала с твёрдым звуком С в начале, в середине и в конце слова; затем с мягким звуком СЬ в начале, середине и конце слова.

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву С .

Задания по теме «Посуда »

  1. Попросите ребенка назвать посуду, столовые приборы, которые он знает; уточните, какая бывает посуда (по назначению, из каких материалов изготовлена.) ;

2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один новый чайник, два новых чайника, три…., четыре…, пять новых чайников;

Одна столовая ложка, две столовые ложки, три…., четыре…, пять столовых ложек;

Одно фарфоровое блюдо, два фарфоровых блюда, три…, четыре…, пять фарфоровых блюд;

Одна глубокая тарелка, две глубокие тарелки, три…, четыре …, пять глубоких тарелок ;

3. «Назови ласково»:

Тарелка - …(тарелочка) вилка - … кастрюля- …

Чашка - …. нож - …. чайник-…

Ложка - … сковорода - … солонка - …

4. «Из чего сделаны?»:

Фарфоровый (например, чайник ) – из фарфора;

Фаянсовый - …

Металлический - …

Пластмассовый - …

Стеклянный - …

5.«Раздели слова на слоги»:

Ско – во – ро – да блю – до чаш – ка

Та – рел – ка нож (1 слог) лож – ка

6.«Придумай слова». Придумать слова со звуком З в начале, середине

Слова. Напомните ребенку, что звук З : согласный, твердый, звонкий;

Затем с мягким звуком ЗЬ в начале, середине слова.

7. Выложить из шнурка букву З .

Задания по теме «Одежда. Головные уборы »

1.Попросите ребенка назвать предметы одежды, головные уборы, которые он знает; уточните, какую бывает одежда (повседневная, праздничная, верхняя, рабочая и т.д.) ;

2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один шерстяной носок, два шерстяных носка, три…., четыре…, пять шерстяных носков;

Одна шуба, две шубы, три…., четыре…, пять шуб;

Один длинный шарф, два длинных шарфа, три…, четыре…, пять длинных шарфов;

Одна пара перчаток, две пары перчаток, три…, четыре …, пять пар перчаток ;

3. «Назови ласково»:

Шапка - …(шапочка) платье - … рубашка- …

Шляпа - …. юбка - …. брюки-…

Кепка - … свитер - … куртка - …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

пальто , окончание не изменяется ).

У меня есть свитер, а у тебя нет…(свитера).

У меня брюки, а у тебя нет … (брюк).

5. «Из чего сделаны?»:

Ситцевый (например, халат ) – из ситца;

Фланелевый - …

Шелковый - …

Бархатный - …

Хлопковый - …

6. «Четвертый лишний»:

Платье, рубашка, шуба, кофта.

Сарафан, платье, юбка¸ брюки.

7.«Раздели слова на слоги»:

Са – ра – фан плать – е шля – па

Ру – баш – ка шарф (1 слог) кеп – ка

Ц в начале, середине и конце слова. Напомните ребенку, что звук Ц : согласный, всегда твердый, глухой;

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Ц .

Задания по теме «Обувь »

  1. Попросите ребенка назвать обувь, которую он знает; уточните, какая бывает обувь (уличная, домашняя, праздничная, зимняя и т.д.) ;

2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один кожаный сапог, два кожаных сапога, три…., четыре…, пять кожаных сапог;

Одна туфля, две туфли, три…., четыре…, пять туфель;

Один пара тапок, две пары тапок, три…, четыре…, пять пар тапок;

Один высокий каблук, два высоких каблука, три…, четыре …, пять высоких каблуков ;

3. «Назови ласково»:

Ботинок - …(ботиночек) тапки - …

Туфля - …. валенок - ….

Сапог - … кроссовка - …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть шапка, а у тебя нет…(шапки).

У меня есть пальто, а у тебя нет…(пальто , окончание не изменяется ).

У меня есть валенки, а у тебя нет…(валенок).

У меня галоши, а у тебя нет … (галош).

5. «Из чего сделаны?»:

Кожаный – (из кожи);

Резиновый - …

Войлочный - …

6. «Четвертый лишний»:

Ботинки, сапоги, сандалии , валенки.

Туфли, ботинки, сапоги¸ тапки.

7.«Раздели слова на слоги» (Ребенок произносит слово по слогам с

Ва – ле – нок са – пог туф – ля

Бо – ти – нок га – ло –ши тап – ки

8. «Придумай слова». Придумать слова со звуком Б Бь .

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Б .

Тема: «Зима»

  1. Попросите ребёнка назвать признаки зимы; зимние месяцы.
  1. «Отгадай загадки, объясни отгадки»:

Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, Зимой – лежал,

А побелит все крыши вокруг. Весной – в речку побежал.

(Зима) (Снег)

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

  1. «Один – много»:

мороз – …(морозы) метель – …

сугроб – … снегопад – …

снежинка – … вьюга – …

  1. «Назови ласково»:

мороз – … (морозец) снежинка – …

лёд – … сугроб – …

снег – … снеговик – …

  1. «Правильно и неправильно»: Снег капает или идёт? Лёд твёрдый или мягкий? Снеговика лепят или строят? Лёд скользкий или шершавый?
  1. «Сосчитай до пяти»:

Один зимний день, два…, пять…

Одно морозное утро, два…, пять…

Одна застывшая лужа, две…, пять…

Одна узорчатая снежинка, две…, пять…

Один высокий сугроб, два…, пять…

Один вьюжный вечер, два…, пять…

7. «Четвёртый лишний»:

Декабрь, зима , январь, февраль.

Лыжи, коньки, велосипед , санки.

8.«Раздели на слоги»:

Сне – го – пад лёд (1 слог) сне – жин – ка снег (1 слог)

Зи – ма ме – тель вью – га по – зём – ка

  1. «Придумай слова». «Придумай слова». Придумать слова со звуком П в

начале, середине и в конце слова. Затем придумать слова со звуком Пь .

10. Выложить из счетных палочек или из спичек букву П .

Задания по теме « Новый год »

  1. Спросите у ребёнка, какой праздник отмечают зимой; как отмечают Новый год.
  2. Задание «Сосчитай до пяти»:

Один стеклянный шар, два стеклянных шара, три…., четыре…, пять стеклянных шаров;

Одна новогодняя ёлка, две новогодние ёлки, три…., четыре…, пять новогодних ёлок;

Одно новогоднее поздравление, два новогодних поздравления, три…, четыре…, пять новогодних поздравлений;

Один красивый подарок, два красивых подарка, три…, четыре …, пять красивых подарков;

Один карнавальный костюм, два карнавальных костюма, три…, четыре…, пять карнавальных костюмов;

3. «Назови ласково»:

- ёлка - …(ёлочка) песня - … мороз - …

Праздник - …. стихотворение - …. украшение -…

Костюм - … подарок - … хлопушка - …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть хлопушка, а у тебя нет…(хлопушки).

У меня есть новый календарь, а у тебя нет…(нового календаря).

У меня есть ёлка, а у тебя нет…(ёлки).

У меня есть подарок, а у тебя нет…(подарка).

5. «Закончи предложения одним и тем же словом «ёлка» в нужной форме»:

Мы решили нарядить …(ёлку)

Мы читали стихи о нашей…

Мы показали соседям нашу…

Мы водили хоровод вокруг нашей…

Мы рассказали о …

6. «Что лишнее и почему?»:

Декабрь, январь, октябрь , февраль.

Зима, весна¸ лето, январь .

7.«Раздели слова на слоги»:

ё – лоч – ка ель (1 слог) гир – лян – да шар (1 слог)

Празд – ник звез – да хло – пуш – ка ве – сель – е

В в начале и середине слова. Затем придумать слова со звуком Вь .

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву В .

Задания по теме «Домашние животные»

  1. Попросите ребенка назвать домашних животных, которых он знает, их детёнышей;
  2. Задание «Один – много»:

Кошка - …(кошки) собака - … корова - … коза - …

Свинья - … овца - … хвост - … рога - …

Коготь - … лапа - … ус - … копыто - …

3. «Сосчитай до пяти»:

Одна пушистая кошка, две …, пять…

Один бородатый козёл, два …, пять…

Один маленький щенок, два…, пять…

Один кудрявый ягнёнок, два …, пять…

4. «Назови ласково»:

Кошка - …(кошечка) баран - …

Собака - …. козёл - ….

Корова - … свинья - …

5. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть кот, а у тебя нет…(кота).

У меня есть корова, а у тебя нет…(коровы).

У меня есть овцы, а у тебя нет…(овец).

6. «Раздели слова на слоги»::

Кош – ка ко – ро – ва свинь – я

Со – ба – ка ко – за кот (1 слог)

7. «Что лишнее и почему?»:

Корова, лось , коза, овца;

Собака, котёнок, козлёнок, теленок;

8. «Придумай слова». Сначала слова с твёрдым согласным звуком Ф ФЬ

Обратите внимание на то, что если ребёнок подобрал слово, в котором в конце слышится «ф –фь», а пишется «в-вь» (например , морковь [маркофь]) – ребенок прав, так как задание – подобрать слова со ЗВУКОМ, а не с БУКВОЙ.

9. Выложить из палочек или из мозаики букву Ф .

Задания по теме «Дикие животные»

Лиса - … (лисы) медведь - … ёж - … волк - …

Лось - … рысь - … заяц - … ёлка - …

Олень - …

3. «Назови детёнышей»:

У белки - … (бельчата) у зайца - … у волка - …

У бобра - … у лисы - … у медведя - … у рыси - …

У лося - …

4. «Назови ласково»:

Лиса - … (лисичка) ёж - … заяц - …

Белка - … волк - … рысь - …

Хвост лисы (Чей?) - … (лисий) голова белки (чья?) - … (беличья)

Хвост зайца - … голова ежа - …

Хвост медведя - … голова бобра - …

6. Подбор слов со звуком « К ». Напомните ребенку, что звук « К » - согласный, твердый, глухой, обозначается синим цветом. Придуманные слова запишите в тетрадь. Затем нужно подобрать слова со звуком « КЬ » (согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым цветом). Слова также запишите в тетрадь.

7. «Сколько слогов в слове?»:

Ли – са вол – чо – нок ёж (1 слог)

О – лень бе – лоч – ка лось (1 слог)

Мед – ведь зай – ча – та рысь (1 слог)

8.Выложите из счётных палочек букву К .

Задания по теме «Животные и птицы жарких стран»

1. Попросите ребенка вспомнить и назвать диких животных, которых он знает; спросите, где живут дикие животные, чем питаются.

2. «Один – много» по теме «Дикие животные»:

Зебра - … (зебры) верблюд - … жираф - … страус - …

Тигр - … лев - … попугай- … слон - …

3. «Назови детёнышей»:

У слона - … (слонята) у тигра - …

У льва - … у верблюда - …

4. «Назови ласково»:

Обезьяна- … (обезьянка) слон - … бегемот - …

Верблюд - … крокодил - … жираф - …

5.«Чей хвост?», «Чья голова?»:

Хвост верблюда (Чей?) - … (верблюжий) голова слона - …

Хвост обезьяны - … голова льва - …

Хвост тигра- … голова крокодила - …

6. Подбор слов со звуком Г . Напомните ребенку, что звук «г» - согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом. Придуманные слова запишите в тетрадь. Затем нужно подобрать слова со звуком «гь» (согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом). Слова также запишите в тетрадь.

7. «Сколько слогов в слове?» (прохлопывание слоговой структуры слов) жи – раф кен – гу – ру лев (1 слог) о – безь – я – на зеб – ра бе – ге – мот тигр (1 слог) вер – блю – жа – та

пинг – вин но – со – рог кро – ко – дил И т.д.

8. «Придумай слова». «Придумай слова». Придумать слова со звуком Г в начале и середине слова. Затем придумать слова со звуком ГЬ .

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Г .

Задания по теме «Животные и птицы севера »

1.Попросите ребенка назвать животных и птиц севера, которых он знает.

2.Задание «Сосчитай до пяти»:

Один северный олень, два северных оленя, три…., четыре…, пять северных оленей;

Одна полярная сова, две полярные совы, три…., четыре…, пять полярных сов;

Один клыкастый морж, два клыкастых моржа, три…, четыре…, пять клыкастых моржей;

Один ловкий песец, два ловких песца, три…, четыре …, пять ловких песцов;

Один белый медведь, два белых медведя, три…, четыре…, пять белых медведей;

3. «Назови ласково»:

Сова - …(совушка) тюлень - …

Пингвин - …. льдина - ….

Морж - … куропатка - …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

У меня есть пингвин, а у тебя нет…(пингвина).

У меня есть морж, а у тебя нет….

У меня есть тюлень, а у тебя нет….

У меня есть песец, а у тебя нет…

5. Пересказ текста «К морю» (Г. Снегирев):

Пингвины с утра идут к морю. Перебираются через ущелья. По ровному месту идут гуськом. С гор катятся на брюхе. Первый пингвин ляжет на живот - и вниз, за ним второй, третий - и покатились... Внизу отряхнутся, выстроятся в цепочку и снова в путь. Молча идут они, все в ногу, серьёзные. Придут пингвины на крутой берег, посмотрят вниз и загалдят: высоко, страшно! Задние на передних напирают, ругаются: надо прыгать!

6. «Кто лишний и почему?»:

- Тюлень, морж, жираф , белый медведь.

- Морж, тюлень¸ песец, пингвин .

7.«Раздели слова на слоги»:

мед – ведь морж (1 слог) жи – вот – ны – е

тю – лень пе – сец лем – мин – ги

8. «Придумай слова». «Придумай слова». Придумать слова со звуком Ш в начале, середине и конце слова. Звук Ш – согласный, всегда твёрдый, глухой, обозначается синим цветом.

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Ш .

Тема: «Бытовые электроприборы»

  1. Попросите ребёнка вспомнить и назвать электроприборы, которые он знает; части электроприборов; из каких материалов изготавливаются электроприборы; для чего нужны электроприборы.
  2. «Сосчитай до пяти»:

Один новый утюг, два новых утюга, три…, четыре…, пять новых утюгов…;

Одна стиральная машина, две стиральные машины, три…, четыре…, пять стиральных машин;

Один мощный пылесос, два мощных пылесоса, три…, четыре…, пять мощных пылесосов;

Одна электрическая розетка, две электрические розетки; три…; четыре…; пять электрических розеток;

  1. «Раздели на слоги»:

ро –зет – ка э – лект – ри – чест – во пы – ле – сос

у – тюг па – ро – вар – ка те – ле – ви – зор

чай – ник ко – фе – вар – ка тос – тер

  1. «Исправь предложения»:

На электроплите стирают бельё.

Утюгом варят суп.

Стиральная машина засасывает пыль.

5. «Четвёртый лишний»:

Электрочайник, газовая плита , пылесос, телевизор.

Стул, буфет, шкаф, утюг .

  1. «Придумай слова с буквой «Ж». Звук Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначается синим цветом. Придуманные слова запишите в тетрадь.
  2. Ж .

Задания по теме «Наша армия »

1. Попросите ребенка назвать военные профессии, которые он знает.

2. Задание «Сосчитай до пяти»:

- Один блестящий самолёт, два блестящих самолёта, три…., четыре…, пять блестящих самолётов;

- Одна подводная лодка, две подводные лодки, три…., четыре…, пять подводных лодок;

- Один тяжелый танк, два тяжёлых танка, три…, четыре…, пять тяжёлых танков;

- Один пехотинец, два пехотинца, три…, четыре …, пять пехотинцев;

- Один лётчик два лётчика, три…, четыре…, пять лётчиков;

3. «Один – много»:

- танкист…(танкисты) каска - …

- парашютист - …. автомат - ….

- вертолёт- … пушка - …

4. «Составь предложения с парами слов»:

Пограничник – собака;

Солдат – автомат;

5. «Найди лишнее слово»:

Снайпер, сапёр, танкист, артист .

Пистолет, снайпер , винтовка, ружьё.

6.«Раздели слова на слоги:

танк (1 слог) па – ра – шю – тист мо – ряк

под – вод – ник вер – то – лёт тан – кист

7.«Сколько слов в предложении?»:

Лётчик управляет самолётом.

8.«Придумай слова». Придумать слова с буквой Ь в середине и в конце слова. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Ь . Выучить правило:

Знаменитый мягкий знак

В азбуке не просто так:

Буквы в слове разделяет

И согласные смягчает.

  1. Попросите ребенка объяснить, что такое «8 Марта. Международный женский день»;

кого поздравляют в этот день;

праздник - …(праздники) тюльпан - … подарок - …

букет - … торт - … открытка - …

мимоза - … пирог - … поздравление - …

3. Задание «Сосчитай до пяти»:

- Один букет, два букета, три…., четыре…, пять букетов;

- Одно поздравление, два поздравления, три…., четыре…, пять

поздравлений;

- Одна открытка, две открытки, три…, четыре…, пять открыток;

- Один подарок, два подарка, три…, четыре …, пять подарков;

4. «У меня есть, а у тебя нет...?»:

- У меня есть открытка, а у тебя нет... (открытки);

- У меня есть букет, а у тебя нет... (букета);

- У меня есть подарок, а у тебя нет... (подарка);

5.«Скажи, как называется профессия» (женский вариант):

портной – …(портниха); воспитатель – …;

повар – …; учитель – …;

продавец – …; ткач – …;

6.«Составь рассказ о маме» (4-5 предложений). Запишите рассказ в

тетрадь.

7. «Раздели слова на слоги»:

празд – ник тюль – пан март (1 слог)

ми – мо – за торт (1 слог) от – крыт – ка

8.Подбор слов со звуком «Щ». Напомните ребенку, что звук «Щ» - согласный, всегда мягкий, глухой, обозначается зелёным цветом. Придуманные слова запишите в тетрадь.

9. Выложите из счетных палочек или мозаики букву Щ .

Тема: «Мебель»

  1. Попросите ребёнка вспомнить и назвать мебель, которую он знает; части мебели; из каких материалов изготавливается мебель; какая по назначению бывает мебель.

2.«Сосчитай до пяти»:

Один письменный стол, два…, пять…

Одно глубокое кресло, два…, пять…

Одна дубовая кровать, две…, пять…

Один платяной шкаф, два…, пять…

Одна книжная полка, две…, пять…

3.«Назови ласково»:

стол – …(столик); кровать – …;

стул – …; сервант – …;

шкаф – …; тумба – …;

буфет – …; комод – …;

табурет – …; диван – …;

4.«Раздели на слоги»:

шкаф (1 слог) тум – ба сер – вант ди – ван – чик

та – бу – рет стол (1 слог) сек – ре – тер бу – фет

5.«Исправь предложения»:

У стола есть дверцы.

У стула пять ножек.

У табурета есть спинка.

6. «Четвёртый лишний»:

Кресло, стол , табурет, стул.

Сервант, буфет, шкаф, кровать .

  1. «Придумай слова с буквой «Ч». Звук Ч – согласный, всегда мягкий,

глухой. Обозначается зелёным цветом. Придуманные слова запишите в

тетрадь.

  1. Выложите из счетных палочек или мозаики букву Ч .

Задания по теме «Транспорт. Правила дорожного движения»

  1. Попросите ребёнка назвать транспорт, который он знает; его виды (наземный, подземный, водный, воздушный, железнодорожный); вспомните правила дорожного движения.
  2. «Сосчитай до пяти»:

Один легковой автомобиль, два…, пять…;

Один пешеходный переход, два…, пять…;

Одна грузовая машина, две…, пять…;

Один «рогатый» троллейбус, два…, пять…;

  1. «Назови ласково»:

трамвай – …(трамвайчик); светофор – …; переход – …; пароход – …; пешеход – …; автобус – …;

  1. «Отгадай загадки»:

Весёлая работа, Чтоб дорога для тебя

Завидно от души! Стала безопасной,

Свисти, когда охота, День и ночь горят огни –

Да палочкой маши. Зелёный, жёлтый, красный.

(Регулировщик) (Светофор)

  1. «Раздели слова на слоги»:

ав – то – бус ко – ле – со руль трам – вай

пе – ре – ход теп – ло – ход пе – даль вер – то – лёт

са – мо – лёт трол – лей – бус ши – на ав – то – мо – биль

  1. «Назови остановку»: остановка трамвая – трамвайная, автобуса – …, троллейбуса – …
  2. Придумайте слова с буквой Ъ . Твёрдый знак не обозначает звука, служит для разделения звуков в слове.
  3. Выложите из счетных палочек или мозаики букву Ъ .

Задания по теме «Профессии»

  1. Попросите ребёнка вспомнить и назвать профессии, которые он знает; объяснить, чем занимаются люди той или иной профессии; какие инструменты используют в своей работе.
  2. «Сосчитай до пяти»:

Один учитель, два…, пять…

Один повар, два…, пять…

Одна продавщица, две…, пять…

Одна швея, две…, пять…

Один строитель, два…, пять…

  1. «Раздели на слоги»:

вос – пи – та – тель ло – го – пед стро – и – тель

па – рик – ма – хер кас – сир ме – ха – ник

сто – ляр плот – ник ка – мен – щик

шве – я шо – фёр по – вар

  1. «Четвёртый лишний»:

Плотник, стекольщик, молоток , каменщик.

Доска, указка, мел, учитель .

  1. «Расшифруй слово» (повар). Нужно записать буквы в тетрадь в нужном порядке и прочитать:

р а о в п

5 4 2 3 1

  1. «Придумай слова». Придумать слова со звуком Д в начале, середине слова. Затем придумать слова со звуком ДЬ вначале и середине слова. Запишите придуманные слова в тетрадь.

7. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Д .

Тема: «Животный мир рек, морей и океанов»

  1. Попросите ребёнка вспомнить и назвать представителей животного мира рек, морей и океанов; чем отличаются морские животные от рыб.
  2. «Сосчитай до 5-и»:

Один резвый дельфин, два…, пять…

Одна зубастая акула, две…, пять…

Один синий кит, два…, пять…

Один электрический скат, два…, пять…

Одна плоская камбала, две…, пять…

  1. «Где какие?»:

В реке рыбы – …(речные); В море – …;

В озере – …; В аквариуме – …;

4. «Назови ласково»:

рыба – …(рыбка); окунь – …; щука – …;

плотва – …; лещ – …; пескарь – …;

5.«Отгадай загадки»:

Люд морской встревожен, В глубине, где тишь и мгла,

Меч плывёт без ножен. Море штопает игла.

(Меч - рыба) (Рыба - игла)

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

(Сом)

6.«Выучи скороговорку»:

Для меня вы ловили линя.

7.«Раздели на слоги»: дельфин, карась, щука, кит, окунь, акула, осьминог.

8. «Придумай слова» Сначала слова с твёрдым согласным звуком Т в начале, середине, конце слова. Затем с мягким согласным звуком ТЬ в начале, середине, конце слова.

9. Выложить из счетных палочек или из спичек букву Т .

Задания по теме «Весна. Первые весенние цветы»

1.Попросите ребенка назвать время года, которое сейчас идет, его признаки; назвать весенние месяцы; первые весенние цветы;

2. Задание «Сосчитай до пяти»:

- Один маленький подснежник, два маленьких подснежника, три…., четыре…, пять маленьких подснежников;

- Один звонкий ручеек, два звонких ручейка, три…., четыре…, пять звонких ручейков;

- Одна душистая мимоза, две душистые мимозы, три…, четыре…, пять душистых мимоз;

- Одно лёгкое пальто, два лёгких пальто, три…, четыре …, пять лёгких пальто ;

- Один фиолетовый крокус, два фиолетовых крокуса, три…, четыре…, пять фиолетовых крокусов;

3. «Назови ласково»:

- солнце - …(солнышко) ветер - … лужа - …

- подснежник - …. облако - …. ручей - …

- крокус - … туча - … зонт - …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

- У меня есть грибы, а у тебя нет…(грибов).

- У меня есть корзина, а у тебя нет…(корзины).

- У меня есть сыроежки, а у тебя нет…(сыроежек).

- У меня есть подосиновики, а у тебя нет…(подосиновиков).

5. «Объясни словечко»:

Подснежник, проталина, оттепель, капель, сосулька, первоцвет;

6. «Исправь предложения»:

- Солнце взошло потому, что стало тепло.

- Солнце светит потому, что звенит капель.

- Подснежник расцвела первыми.

  1. «Раздели слова на слоги»:

под – снеж – ник кро-кус ка – пель

о – ду – ван – чик нар – цисс ле – до – ход

М в начале, середине, конце слова. Затем с мягким согласным звуком МЬ в начале, середине, конце слова.

малина

Памятка для родителей:

  1. Сколько звуков в слове? (Шесть).
  2. Сколько пустых кружков надо нарисовать? (Шесть).
  3. Назови 1-й звук в слове .(м). (Согласный). Твёрдый или мягкий? (Твёрдый). Каким цветом обозначишь? (Синим). Звук М звонкий или глухой? (Звонкий).
  4. Назови 2-й звук в слове. (а). Какой это звук: согласный или гласный? (Гласный). Каким цветом обозначишь? (Красным). И т.д.

Задания по теме «Перелетные птицы весной»

1.Попросите ребенка назвать перелетных птиц, которых он знает, как они выглядят; чем занимаются весной;

2. Задание «Сосчитай до пяти»:

- Одна быстрая ласточка, две быстрых ласточки, три…., четыре…, пять быстрых ласточек;

- Один серый журавль, два серых журавля, три…., четыре…, пять серых журавлей;

- Один жаворонок, два жаворонка, три…, четыре…, пять жаворонков;

- Одно птичье гнездо, два птичьих гнезда, три…, четыре …, пять птичьих гнезд ;

- Один белый лебедь, два белых лебедя, три…, четыре…, пять белых лебедей;

3. «Назови ласково»:

- соловей - …(соловушка) дрозд - … крыло - …

- журавль - …. скворец - …. хвост - …

- кукушка - … трязогузка - … клюв - …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

- У меня есть ласточка, а у тебя нет…(ласточки).

- У меня есть журавль, а у тебя нет…(журавля).

- У меня есть аист, а у тебя нет…(аист).

- У меня есть иволга, а у тебя нет…(иволги).

5.. «Исправь предложения»:

- Червяк склевал скворца.

- Песня спела соловья.

- Мохнатая гусеница съела кукушку.

  1. «Раздели слова на слоги» (Ребенок произносит слово по слогам с

хлопком на каждый слог. Затем говорит, сколько в слове слогов):

со – ло – вей скво – рец ку – куш – ка

жа – во – ро – нок дрозд (1 слог) пе – ноч – ка

9. «Придумай слова» Сначала слова с твёрдым согласным звуком Н в начале, середине, конце слова. Затем с мягким согласным звуком НЬ в начале, середине, конце слова.

10. «Составь схему слова» («из кружочков»): кукушка

Гласные звуки обозначаются красным цветом. Согласные твёрдые – синим, а согласные мягкие – зелёным.

Тема: «Наша Родина – Россия. Столица Родины – Москва»

  1. Спросите ребёнка, что такое Родина; как называется страна, в которой он живёт; город; как называется столица России.
  2. «Один много»:

страна – … (страны) деревня – … герб – …

столица – … улица – … флаг – …

город – … граница – … гимн – …

  1. «Раздели на слоги»:

Ро – ди – на стра – на Мос – ква Рос – си – я

сто – ли – ца герб (1 слог) флаг (1 слог)

  1. «Выучи наизусть»:

Родина.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна.

(З. Александрова)

5. «Объясни пословицы и поговорки»:

Всякому мила своя сторона.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Москва – сердце России.

6.«Подбери слова-друзья к слову…»:

Родина - …(родной, род, родители, родился и т.д.)

Москва - … (москвич, москвичка, московский и т.д.)

  1. «Придумай слова» Сначала слова с твёрдым согласным звуком Р в

начале, середине, конце слова. Затем с мягким согласным звуком РЬ в начале, середине, конце слова.

8. «Составь схему слова» («из кружочков»): Родина.

Тема: «Наш родной город Выборг»

  1. Попросите ребёнка вспомнить название города, в котором он живёт; имя основателя Выборга; достопримечательности Выборга.
  2. Выучить свой домашний адрес.
  3. «Сосчитай до пяти»:

Один широкий проспект, два…, пять…

Одна узкая улица, две…, пять…

Одно высокое здание, два…, пять…

Один каменный мост, два…, пять…

Одна чугунная ограда, две…, пять…

  1. «Раздели на слоги»:

за – мок фон – тан го – род дом баш – ня

парк зда – ни – е те – атр му – зей пе – ре – у – лок

клум – ба га – зон ас – фальт тро –ту – ар скульп – ту – ра

  1. «Назови ласково»:

город - … (городок) улица - … проспект - …

дом - … бульвар - … здание - …

мост - … вокзал - … фонтан - …

газон – …; тротуар – …; асфальт – …;

6. «Подбери слова-друзья к слову…»:

Город - …(городской, горожане, горожанин и т.д.)

Выборг - … (выборжец, выборгский и т.д.)

7. «Придумай слова» сначала со звуком Л (согласным, твёрдым, звонким),

затем со звуком ЛЬ (согласным, мягким, звонким). Придуманные слова

запишите в тетрадь.

  1. Звуко-буквенный анализ слова (в тетради): улица .

Тема: «Насекомые»

  1. Попросите ребёнка вспомнить и назвать насекомых, которых он знает; вспомнить полезных и вредных насекомых; как размножаются насекомые; чем питаются.
  2. «Один – много»:

жук – …(жуки); пчела – …; бабочка – …;

паук – …; оса – …; гусеница – …;

стрекоза – …; шмель – …; муравей – …;

  1. «Назови ласково»:

жук – … (жучок); стрекоза – …; муравей – …;

паук – …; пчела – …; гусеница – …;

  1. «Раздели слова на слоги (прохлопай)»:

жук (1слог) стре – ко – за па – ук гу – се – ни – ца

му – ра – вей оса (1 слог) пче – ла ба – боч – ка

шмель (1 слог) му – ха

  1. «Четвёртый лишний»:

Жук, паук, воробей, пчела (воробей - птица) ;

Бабочка, пчела, паук, муха (паук не летает) ;

  1. «У меня есть, а у тебя нет…»:

У меня есть жук, а у тебя нет… (жука)

У меня есть бабочка, а у тебя нет … (бабочки)

У меня есть стрекоза, а у тебя нет… (стрекозы)

У меня есть насекомое, а у тебя нет… (насекомого)

  1. «Придумай слова» Сначала слова с твёрдым согласным звуком Х в начале, середине, конце слова. Затем с мягким согласным звуком ХЬ в начале, середине, конце слова.
  2. Звуковой анализ слов (в тетради): хурма, духи.

Задания по теме «Скоро в школу»

1. Попросите ребенка объяснить, что такое школа; для чего в неё нужно ходить; какие школьные принадлежности понадобятся в учебе;

2. Задание «Сосчитай до пяти»:

- Одна большая школа, две большие школы, три…., четыре…, пять больших школ;

- Один просторный класс, два просторных класса, три…., четыре…, пять просторных классов;

- Одна шариковая ручка, две шариковые ручки, три…, четыре…, пять шариковых ручек;

- Один простой карандаш, два простых карандаша, три…, четыре …, пять простых карандашей ;

- Одна школьная парта, две школьные парты, три…, четыре…, пять школьных парт;

3. «Назови ласково»:

- карандаш - …(карандашик) тетрадь - … учебник - …

- ученик - …. портфель - …. дневник - …

- линейка - … парта - … стадион - …

4. «У меня есть..., а у тебя нет…?»:

- У меня есть тетрадь, а у тебя нет…(тетради).

- У меня есть карандаш, а у тебя нет…(карандаша).

- У меня есть линейка, а у тебя нет…(линейки).

- У меня есть учебник, а у тебя нет…(учебника).

5. «Исправь предложения»:

- Утром школьник идёт в детский сад.

- Парта села за ученика.

6.«Раздели слова на слоги»:

у – че – ник шко – ла у – чи – тель

школь – ник класс (1 слог) ка – ран – даш

о – цен – ка у – рок пе – ре – ме – на

7. Звуко-буквенный анализ слов (в тетради): урок, школа .