Болезни Военный билет Призыв

1 что такое психологическое консультирование. Виды психологического консультирования. Этические принципы психологического консультирования

Профессиональная помощь пациенту в поиске решения проблемной ситуации.

Профессиональное консультирование могут проводить психологи, социальные работники, педагоги или врачи, прошедшие специальную подготовку. В качестве пациентов могут выступать здоровые или больные люди, предъявляющие проблемы экзистенциального кризиса, межличностных конфликтов, семейных затруднений или профессионального выбора. В любом случае пациент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. В этом основное отличие П. к. от психотерапии. От так называемой "дружеской беседы" П. к. отличается нейтральной позицией консультанта. Пользуясь трансактной терминологией, "дружеская беседа" проводится в позиции Ребенок-Ребенок, психотерапия - Родитель-Ребенок, а П. к. - в позиции Взрослый-Взрослый. Современная тенденция - стирание границ между психотерапией и П. к. В 40-50-е гг. профессиональное консультирование зародилось и распространилось благодаря социальному запросу, обусловленному психологическим просвещением, психотерапевтами, главным образом психодинамических направлений, и с опорой на опыт психотерапевтической практики (преимущественно клиент-центрированной психотерапии). Последние годы партнерский подход и опыт консультирования обогащают психотерапию.

Становление П. к. происходило практически одновременно во всех экономически развитых странах, поэтому трудно назвать пионеров. Но отчетливо выделяются три основных подхода в П. к.

1. Проблемно-ориентированное консультирование (consulting) направлено на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения. Подход аналогичен поведенческой психотерапии, зачастую подразумевает подключение к консультированию членов семьи пациента и организационную помощь ему и его семье.

2. Личностно-ориентированное консультирование (counseling) центрировано на анализе индивидуальных причин проблемы, генезе деструктивных личностных стереотипов, предотвращении подобных проблем в будущем. Подход аналогичен психодинамической психотерапии, консультант принципиально воздерживается от советов и организационной помощи.

3. Решение-ориентированное консультирование (solution talk) центрировано на выявлении ресурсов для решения проблемы. Наиболее ярким примером подобного подхода является краткосрочная позитивная психотерапия.

Независимо от вышеприведенных концептуальных ориентации можно выделить основные цели и задачи П. к. и алгоритм технических этапов.

Цели и задачи П. к.:

1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям пациента;

2) расширение сознания и повышение психологической компетентности;

3) изменение отношения к проблеме (от "тупика" к "выбору решения");

4) повышение стрессовой и кризисной толерантности;

5) развитие реалистичности и плюралистичности мировоззрения;

6) повышение ответственности пациента и выработка готовности к творческому освоению мира.

Технические этапы П. к.:

1) установление контакта профессионального консультирования;

2) предоставление пациенту возможности выговориться (в ряде случаев люди, впервые получившие возможность рассказать о своей проблеме, не прерываемые вопросами и советами, сами в процессе разговора начинают "видеть проблему по-другому и возможности ее решения", могут остановить консультирование на этом этапе, будучи удовлетворенными его результатами);

3) предоставление пациенту эмоциональной поддержки и информации о позитивных аспектах его проблемной ситуации;

4) совместная с пациентом переформулировка проблемы;

5) заключение динамического контракта (обсуждение организационных аспектов и доли ответственности пациента и консультанта, выявление и коррекция нереалистичных ожиданий пациента);

6) формирование регистра возможных решений проблемы (консультант предлагает свой профессиональный и жизненный опыт только после того, как пациент сформулировал 2-3 решения);

7) выбор оптимального решения из выявленного регистра с точки зрения пациента;

8) закрепление мотивации и планирование реализации выбранного решения; может осуществляться прямой поддержкой либо парадоксально - "критикой и сомнениями" консультанта;

9) завершение консультирования с предоставлением пациенту права повторного обращения при необходимости либо назначение катамнестической, поддерживающей встречи.

Опыт показывает, что такую программу удается реализовать в течение одной встречи, продолжающейся 2-3 часа, или в курсе из 2-5 встреч по 1 часу с интервалами от 1 дня до 2-3 недель.

Может предлагаться семейное консультирование, аналогичное семейной психотерапии. В этом случае вся семья рассматривается в качестве пациента, проблема - как коллективная, а решения принимаются с учетом мнений всех членов. Основное требование к консультанту - соблюдение нейтральности, независимость от различных семейных группировок.

П. к. может проводиться дистантно с помощью технических средств связи (телефонное консультирование). В большинстве случаев предъявляемая проблема маскирует индивидуальный или семейный кризис пациента, который и становится объектом психологической коррекции, требует учета и развития его мировоззрения (кризисная психотерапия).

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа; суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач. Психологическое консультирование как вид психологической помощи адресовано психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития.

Психологическое консультирование

counseling psychology) П. к. претерпело значительные изменения за время, прошедшее с момента его официального признания в 1946 г. отдельной помогающей профессией. Посвященное первоначально оказанию помощи людям в поисках подходящей профессии, П. к. расширилось до сферы практ. деятельности, цель к-рой - помогать относительно здоровым людям извлекать из своего потенциала развития максимальную пользу во всех сферах жизни. В ходе консультирования используется широкое разнообразие тонких методов психол. вмешательства, предназначенных не только для оказания помощи людям в приспособлении к своему окружению, но и для видоизменения многих аспектов среды, чтобы сделать их в большей мере отвечающими человеческим потребностям. Дефинициональные модели психологического консультирования. В определении П. к. заключено нескольких существенных признаков, к-рые позволяют отличить эту сферу занятий от родственных помогающих профессий. Во-первых, П. к. всегда следовало образовательной (воспитательной), а не клинической, лечебной или медицинской модели. Клиенты (не пациенты) рассматриваются как нормальные люди, к-рым, по их просьбе, нужно помочь справиться со стрессами и задачами повседневной жизни. Задача консультирующего психолога заключается в обучении клиентов стратегиям совладания (coping strategies} и новым моделям поведения, к-рыми клиенты могли бы воспользоваться для извлечения максимальной пользы из уже имеющихся у них возможностей или для создания более благоприятных возможностей. Помимо диадического интервью, для переобучения клиентов могут использоваться др. методы. Так, консультирующие психологи могут вести группы, цель к-рых - улучшить жизнь каждого члена группы, или же они могут разрабатывать и проводить семинары, посвященные разнообразным аспектам устройства жизни, таким как умение отстаивать свои права и интересы или умение налаживать и поддерживать отношения с другими. Психолог-консультант может вмешиваться в непосредственное окружение клиента с тем, чтобы облегчить своему клиенту изменение и рост, и может поддерживать его в реальных жизненных ситуациях в дополнение к встречам в кабинете. Образовательная (воспитательная) основа П. к. лучше всего видна на примере работы консультантов в бесплатных средних школах и в консультационных центрах при колледжах и университетах. Однако здесь роль консультанта расширяется от почти исключительного занятия профориентацией и образовательным консультированием уч-ся до все более усиливающегося сосредоточения на создании целостной образовательной среды, облегчающей учение. В этом процессе консультанты реализуют свое призвание, занимаясь не только профконсультированием, но и консультированием по личностным и эмоциональным проблемам, пытаясь максимизировать восприимчивость уч-ся к обучению. Кроме того, консультанты могут выполнять роль советников профессорско-преподавательского состава и администрации, помогая создавать целостную образовательную среду, к-рая облегчала бы процесс учения. Подготовка консультантов, работающих в школе, обычно соответствует степени магистра, тогда как психологи, консультирующие в колледжах и университетах, как правило, имеют докторскую степень. Особое значение в П. к. придается развивающей модели. Психологи-консультанты пытаются помочь своим клиентам в достижении оптимального уровня развития и в преодолении препятствий на пути нормального роста. В П. к. взяты на вооружение и пропагандируются предупредительные (превентивные) подходы к проблемам развития, но не вместо, а в дополнение к исправительным (коррективным) подходам. Стратегия предупреждения состоит в том, чтобы идентифицировать конкретных лиц, группы или условия, к-рые, согласно теории и исслед., связаны с повышенным "риском", и осуществить соответствующее вмешательство до того, как наступит кризис. Такой подход аналогичен мерам в области общественного здравоохранения, назначение к-рых - предотвратить появление болезни вместо того, чтобы лечить развившуюся болезнь. Среди помогающих профессий одно только П. к. обращает особое внимание на ту роль, какую работа играет в жизни чел. Это и понятно, поскольку П. к. как профессия получает значительную часть своих отличительных признаков от профориентационного движения. После Второй мировой войны вместе с подъемом благосостояния населения и упадком этики труда как источника личных и общественных ценностей П. к. расширило спектр своих целей, чтобы включить в их число личностное развитие в др. сферах, помимо трудовой. Методология П. к. также стала более разнообразной: относительно простой, проводившийся один раз в жизни подбор профессии для конкретного чел. сменяется анализом психол. потребностей, удовлетворяемых работой, подбором различных профессиональных занятий на протяжении всей жизни чел. в зависимости от стадии его возрастного развития, разграничением моделей карьеры для мужчин и женщин и исслед. значения и ценности работы в сравнении с др. занятиями, такими как досуг. Отличительные особенности психологического консультирования как профессии. Когда П. к. переросло свою первичную форму профессиональной ориентации, из к-рой оно развивалось, функции консультирующих психологов стали все больше пересекаться с функциями представителей др. помогающих профессий. Так, по мере того как психотер. все активнее применялась психологами-консультантами безотносительно к профессиональному отбору, росла и область пересечения П. к. с клинической психологией. В той степени, в какой консультирующие психологи вмешивались в сеть соц. отношений клиента, их функции пересекались с функциями соц. работников. Тем временем клинические психологи все чаще находили работу за стенами психиатрических больниц, занимаясь решением проблем относительно здоровых людей наряду с выполнением своих прямых обязанностей по оценке психич. статуса больных. Аналогичным образом, соц. работники постепенно отходили от формального ведения дел своих подопечных и переориентировались на терапевтическое консультирование. Т. о., имело место одновременное встречное движение трех самых широких помогающих профессий, в результате к-рого произошло размывание прежде четко очерченных профессиональных ролей и функций. Проблема приобретения своеобразия осложняется еще и тем, что исторически П. к. оказалось прочно связанным с пед. колледжами, ибо главной задачей первых кафедр и факультетов консультирования была подготовка школьных консультантов. Так как, с одной стороны, образование консультантов расширилось практически до П. к., а с другой, профориентация стала психологически более сложной, программы (учебные курсы) П. к. часто оказывались предметом соперничества между педагогикой и психологией. В результате большинство программ П. к., одобренных Американской психологической ассоциацией, в настоящее время сосредоточено в пед. колледжах, а не на психол. факультетах. Хотя это выглядит разумно с т. зр. образовательной модели, принятой за основу в данной профессии, подобное положение дел привело к тому, что теперь консультирующим психологам нужно оставаться лояльными к образованию консультанта, к-рое может и не быть психологически ориентированным, и сохранять верность прикладной психологии, где может доминировать исправительная, квазимедицинская модель. Поскольку вопросы лицензирования и подтверждения квалификации, кодексов профессиональной этики и выплат в пользу третьей стороны приобретают в данной ситуации особую важность, консультирующие психологи вынуждены выбирать между педагогикой и психологией как своим базовым образованием и источником профессиональной идентичности. В результате, в программах (учебных курсах) П. к. был усилен акцент на фундаментальной психол. подготовке, но разрыв между П. к. и образованием консультанта, по-видимому, продолжает расти. Теоретические модели психологического консультирования. Первая миннесотская модель профконсультирования была создана в 1930-х гг. Эдмундом Уильямсоном в консультационном пункте для студентов Миннесотского университета и некоторое время служила образцом для большинства открываемых университетских консультационных центров. Основу данной модели составлял процесс рационального принятия решения, в к-ром главная роль отводилась интерпретации результатов тестирования и последующему, проводимому с учетом этой интерпретации, образовательному или профессиональному отбору. С ростом психотерапевтического движения, модели П. к. стали больше сосредоточиваться на процессе взаимоотношений консультанта и клиента, чем на результате консультирования. В частности, две теорет. модели - модель принятия решений и модель соц. влияния консультанта - заслуживают дальнейшего обсуждения, так как они представляют собой уникальный вклад П. к. в прикладную психологию. Консультирование, ориентированное на принятие решений, предполагает использование в консультационном процессе понятий и методов общей теории принятия решений и, в общем, сводится к попыткам обучить клиентов - либо индивидуально, либо в группах, - эксплицитным процедурам и стратегиям принятия эффективных решений. Модель принятия решений больше всего подходит для консультирования по вопросам выбора профессии и планирования карьеры, как это проиллюстрировали Митчелл, Джоунз и Крумбольц в работе Social learning and career decision making ("Социальное научение и выбор карьеры"). Акцент П. к. на предупреждении хорошо иллюстрируется моделью принятия решений; традиционные школьные занятия, равно как и др. методы обучения навыкам принятия решений, использовались для формирования таких навыков у групп населения с высоким риском дезадаптации до того, как эти люди должны были принять важные для себя решения. Решение задач тесно связано с принятием решений. В своей работе Problem-solving counseling ("Консультирование, ориентированное на решение задач") Дэвид Диксон и Джон Глоувер осуществили интеграцию прагматической методологии решения задач, к-рая характерна для ряда подходов П. к., с исследовательской и теорет. литературой по решению задач. Двухсторонняя интеграция моделей принятия решений и решения задач представляет собой движение, к-рое стремится включить когнитивные переменные в поведенческое консультирование. Модель процесса консультирования как соц. влияния впервые была предложена Стэнли Р. Стронгом в конце 1960-х гг. Чтобы разработать концептуальную модель влияния консультанта на клиента вследствие воспринимаемой клиентом опытности и надежности консультанта, Стронгу пришлось обратиться к социально-психологической литературе по межличностному влиянию. С тех пор было проведено множество исслед., посвященных изучению характеристик поведения, к-рые способствуют усилению соц. влияния консультанта; условий, при к-рых соц. влияние консультанта может быть максимизировано; связей между показателями соц. влияния и др. характеристиками процесса и результата консультирования, а также зависимости соц. влияния от таких типологических признаков консультанта и клиента, как раса, пол и соц. класс. В настоящее время модель соц. влияния яв-ся одной из наиболее влиятельных моделей процесса консультирования. Исследования в области психологического консультирования. Со временем произошли существенные изменения в характере и тематике исслед. в области П. к. Наибольшее изменение произошло в соотношении числа эмпирических исслед. и концептуальных или теорет. работ: в 1954 г. это соотношение составляло 1:1, а в 1980-х годах на одно неэмпирическое исслед. приходилось уже более девяти эмпирических работ. Др. изменение имело место в соотношении количества исслед. результата и процесса консультирования: доля исслед. результата консультирования уменьшилась, тогда как доля исслед. процесса существенно возросла и достигла 25% от общего числа таких исслед. Количество исслед. процесса/результата консультирования также существенно увеличилось, и журнальная статья становится основным видом печатной продукции процессуально ориентированных исслед. в прикладной психологии. С годами произошло некоторое уменьшение доли исслед. в области выбора профессий, отражая снижение значимости профориентационного аспекта в П.к., однако это уменьшение компенсируется увеличением исслед., касающихся консультирования специфических групп населения, в т. ч. и по вопросам трудоустройства. Наконец, исслед. социального влияния занимают значительное место в текущих журнальных публикациях, что лишний раз свидетельствует о той важной роли, какую процессуальная модель играет в современном П. к. Произошло также повышение качества и специфичности исслед. в области П. к. В современных исследованиях, по-видимому, значительно чаще используются многофакторные эксперим. планы, применяются методы многомерной статистики, обеспечивается жесткий контроль эксперим. условий для сведения к минимуму внешних источников дисперсии и изучается влияние специфических вмешательств на строго определенные, конкретные характеристики изменяемого поведения. Все возрастающее внимание уделяется тому, каким образом определенная методика, используемая конкретным консультантом в работе с конкретным клиентом приводит, при определенных условиях, к определенному результату. См. также Развитие профессиональной карьеры, Консультирование, Профессиональное консультирование Т. Дауд

Вопрос № 75 . Психологическое консультирование. Виды и методы психологического консультирования.

«Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессио­нальной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений». «Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированно­го консультанта к клиенту, которое обычно представля­ется как «личность-личность», хотя иногда в нем уча­ствуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.

Психоаналитическое направление - цели консультирования: Перевести в сознание вытеснен­ный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; рекон­струировать базисную личность.

Адлерианское направление - Трансформировать цели жизни кли­ента; помочь ему сформировать со­циально значимые цели и скоррек­тировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства ра­венства с другими людьми.

Терапия поведения - Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

Рационально-эмоциональная терапия ( A . Ellis ) - Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и по­мочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем.

Ориентированная на клиента терапия ( C . Rogers ) - Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распо­знавания факторов, мешающих росту личности; поощрять от­крытость клиента опыту, уверен­ность в себе, спонтанность.

Экзистенциальная терапия - Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможно­сти; побуждать к принятию ответ­ственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блоки­рующие свободу факторы.

Структура процесса консультирования

1. Исследование проблемы. На этой стадии консуль­тант устанавливает контакт (raport) с клиентом и дос­тигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следу­ет поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Двумерное определение проблемы. На этой ста­дии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не до­стигнут одинакового понимания; проблема определя­ется конкретными понятиями. Точное определение проблемы позволяет понять ее причины, а иногда ука­зывает и способы разрешения.

3. Идентификация альтернатив. На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные аль­тернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подхо­дящими и реальными, помогает выдвинуть дополни­тельные альтернативы, однако не навязывает своих решений.

4. Планирование. На этой стадии осуществляет­ся критическая оценка выбранных альтернатив ре­шения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалис­тичными с точки зрения предыдущего опыта и на­стоящей готовности измениться. Составление пла­на реалистичного решения проблемы должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­шимы. В плане решения проблемы следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалис­тичность выбранного решения (ролевые игры, «ре­петиция» действий и др.).

5. Деятельность. На этой стадии происходит пос­ледовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в дости­жении цели. Клиент должен усвоить, что частичная не­удача - еще не катастрофа и следует продолжать ре­ализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.

6. Оценка и обратная связь. На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивают уровень достиже­ния цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возмож­но уточнение плана решения. При возникновении но­вых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.

Виды консультирования:

1. По объекту помощи: индивидуальное, групповое, семейное

2. По возрасту: консультирование с детьми, консультирование со взрослыми.

3. По пространственной организации: очное, дистанционное (телефонное, письменное)

4. По характеру проблемы: интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.

5. По продолжительности: экстренное, краткосрочное (от 2 до 5 сеансов), долгосрочное.

6. По моменту оказания помощи: кризисное, развивающее.

ПК включает в себя следующие направления деятельности:

1. Профориентационное консультирование , целью которого является помощь людям в выборе профессиональной деятельности. Профессиональное консультирование проводится как с подростками, так и со взрослыми людьми, изменяющими сферу профессиональной активности.

2. Оргконсультирование , предметом которого является помощь в решении проблем, связанных с деятельностью организаций, формирование оптимальной системы взаимоотношений в коллективе, определение наиболее эффективных методов управления работой персонала и т. д.

3. Семейное консультирование , предметом которого являются взаимоотношения между членами семьи и работа может осуществляться как целиком с семьей, так и с отдельными ее членами.

4. Собственно психологическое консультирование , предметом которого является помощь человеку в решении его личных психологических проблем разного содержания.

ПК представляет собой специальный вид деятельности и потому должно осуществляться с соблюдением соответствующих норм.

Рамки ПК могут быть гораздо менее жесткими, чем рамки терапии и во многих случаях консультации по каким-то очень конкретным и узким вопросам могут быть вполне уместны и эффективны вне специально организованной деятельности, однако подобное касается лишь незначительного круга вопросов. В целом желательно сохранение обычных профессиональных ограничений.

ПК – это вид деятельности, которым могут заниматься психологи и социальные работники, имеющие специальную подготовку.

Клиентами консультирования могут быть люди, начиная с 14 – 15 лет при сохранении здоровых личностных структур.

Консультант может эффективно работать только в пределах достаточно устойчивой нормы психического здоровья, что позволяет человеку опираться на зрелые личностные образования и решать проблему в основном на рациональном уровне.

Принципы психологического консультирования:

    Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

    Ориентация на нормы и ценности клиента.

    Запрет давать советы.

    Анонимность.

    Разграничение личные и профессиональных отношений.

    Включенность клиента в процесс консультирования.

    Непосредственно процесс консультирования состоит из 4 этапов:

    Знакомство с клиентом. Установление контакта.

    Расспрос клиента

    Коррекционное воздействие

    Завершение беседы

Свойства личности консультанта

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности (цит. по: Georg, Cristiani, 1990):

Проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними. }