Болезни Военный билет Призыв

Абстрактный ребенок. Развитие мышления: способы тренировки мозга. Анализ и обработка полученных результатов


Высшей ступенью познания у человека считается мышление . Развитие мышления это психический процесс создания очевидных, не требующих доказательств закономерностей окружающего мира. Это мыслительная деятельность, у которой есть цель, мотив, действия (операции) и результат.

Развитие мышления

Ученые предлагают несколько вариантов определения мышления:

  1. Наивысший этап усвоения и переработки человеком информации, установление причинно-следственных связей между объектами действительности.
  2. Процесс отображения явных свойств объектов и, как следствие, создание представления об окружающей реальности.
  3. Это процесс познания реальности, в основе которого лежат полученные знания, постоянное пополнение багажа представлений и понятий.

Мышление изучают несколько дисциплин. Законы и виды мышления рассматривает логика, психофизиологическую составляющую процесса – физиология и психология.

Мышление развивается в течение всей жизни человека, начиная с младенчества. Это последовательный процесс отображения реалий действительности в человеческом мозге.

Виды мышления человека


Чаще всего психологи разделяют мышление по содержанию:

  • наглядно-образное мышление;
  • абстрактное (словесно-логическое) мышление;
  • наглядно-действенное мышление.


Наглядно-образное мышление


Наглядно-образное мышление подразумевает зрительное решение проблемы, не прибегая к практическим действиям. За развитие этого вида отвечает правое полушарие мозга.

Многие считают, что наглядно-образное мышление и воображение – одно и то же. Вы заблуждаетесь.

В основе мышления лежит реальный процесс, предмет или действие. Воображение же включает в себя создание выдуманного, нереального образа, того чего нет в действительности.

Развито у художников, скульпторов, модельеров – людей творческой профессии. Они преобразовывают реальность в образ, и с его помощью у стандартных предметов выделяются новые свойства, устанавливают нестандартные сочетания вещей.

Упражнения на развитие наглядно-образного мышления:

Вопрос-ответ

Если заглавную букву N из английского алфавита перевернуть на 90 градусов, какая в результате получится буква?
Форма ушей у немецкой овчарки?
Количество комнат в жилой комнате вашего дома?

Создание образов

Создайте образ последнего семейного ужина. Мысленно нарисуйте событие и ответьте на вопросы:

  1. Сколько членов семьи присутствовало, кто в чем был одет?
  2. Какие блюда подавались?
  3. О чем была беседа?
  4. Представьте вашу тарелку, где лежали ваши руки, лицо рядом сидящего родственника. Ощутите вкус блюд, которые вы ели.
  5. Представленная картинка была черно-белой или цветной?
  6. Опишите зрительный образ помещения.

Описание предметов

Опишите каждый из представленных предметов:

  1. зубная щетка;
  2. сосновый лес;
  3. закат;
  4. ваша спальня;
  5. капли утренней росы;
  6. парящий в небе орел.

Воображение

Вообразите Красоту, Богатство, Успех.

Опишите выделенный образ при помощи двух существительных, трех прилагательных и глаголов, одного наречия.

Воспоминания

Представьте людей, с которыми вы сегодня (или когда-нибудь) общались.

Как они выглядели, в чем были одеты? Опишите их внешность (цвет глаз, волос, рост и телосложение).


Словесно-логический тип мышления (Абстрактное мышление)

Человек видит картину в целом, выделяет только значимые качества явления, не замечая несущественных деталей, которые лишь дополняют предмет. Такое мышление хорошо развито у физиков, химиков – людей, которые имеют прямое отношение к науке.

Формы абстрактного мышления

У абстрактного мышления выделяют 3 формы:

  • понятие – предметы объединяются по признакам;
  • суждение – утверждение или отрицание какого-либо явления или связи между предметами;
  • умозаключение – выводы на основе нескольких суждений.

Пример абстрактного мышления:

У вас есть футбольный мяч (вы можете даже взять его в руки). Что можно сделать с ним?

Варианты: поиграть в футбол, бросить в кольцо, сесть на него и т.д. – не абстракты. А вот, если представить, что хорошая игра в мяч привлечет внимание тренера, и вы сможете попасть в известную футбольную команду…это уже запредельное, абстрактное мышление.

Упражнения на развитие абстрактного мышления:

«Кто лишний?»

Из ряда слов выберите одно или более слов, которые не подходят по смыслу:

  • осторожный, быстрый, веселый, печальный;
  • индюк, голубь, ворона, утка;
  • Иванов, Андрюша, Сергей, Владимир, Инна;
  • квадрат, указка, окружность, диаметр.
  • тарелка, кастрюля, ложка, стакан, бульон.

Нахождение отличий

Чем отличаются:

  • поезд – самолет;
  • лошадь-овца;
  • дуб-сосна;
  • сказка-стихотворение;
  • натюрморт-портрет.

У каждой пары найдите минимум 3 отличия.

Главное и второстепенное

Из ряда слов выберите одно или два, без которых понятие невозможно, не может существовать в принципе.

  • Игра – игроки, штраф, карты, правила, домино.
  • Война – пушки, самолеты, сражение, солдаты, командование.
  • Юность – любовь, рост, подросток, ссоры, выбор.
  • Сапоги – каблук, подошва, шнурки, застежка, голенище.
  • Сарай – стены, потолок, животные, сено, лошади.
  • Дорога – асфальт, светофор, движение, автомобили, пешеходы.

Прочитайте словосочетания наоборот

  • завтра премьера спектакля;
  • приходи в гости;
  • пойдем в парк;
  • что на обед?

Слова

За 3 минуты напишите как можно больше слов на букву ж (ш, ч, я)

(жук, жаба, журнал, жестокость…).

Придумайте имена

Придумайте по 3 самых необычных мужских и женских имен.


Наглядно-действенное мышление

Подразумевает решение мыслительных задач через преобразование возникшей в реальности ситуации. Это самый первый способ перерабатывать полученную информацию.

Такой вид мышления активно развивается у детей дошкольного возраста. Они начинают объединять различные предметы в единое целое, анализировать и оперировать ими. Развивается в левом полушарии мозга.

У взрослого человека этот вид мышления осуществляется через трансформацию практической пользы у реальных предметов. Наглядно-образное мышление крайне развито у людей, которые занимаются производственным трудом – инженеров, сантехников, хирургов. При виде предмета они понимают, какие действия с ним надо совершать. В народе говорят, что у людей подобных профессий «набита рука».

Наглядно-образное мышление помогало древним цивилизациями, например, измерять землю, ведь во время процесса задействованы и руки, и мозг. Это так называемый ручной интеллект.

Отлично развивает наглядно-действенное мышление игра в шахматы.

Упражнения на развитие наглядно-действенного мышления

  1. Самое простое, но очень эффективное задание на развитие этого вида мышления – это сбор конструкторов. Деталей должно быть как можно больше, не менее 40 штук. Можно использовать наглядную инструкцию.
  2. Не менее полезны для развития такого вида мышления и различные пазлы, головоломки . Чем больше будет деталей, тем лучше.
  3. Составьте из 5 спичек 2 равных треугольника, из 7 – 2 квадрата и 2 треугольника.
  4. Превратите в квадрат, разрезав один раз по прямой линии, круг, ромб и треугольник.
  5. Слепите из пластилина кошку, дом, дерево.
  6. Определите без специальных приборов вес подушки, на которой вы спите, всей надетой на вас одежды, размер комнаты, в которой вы находитесь.

Заключение

У каждого человека должны быть развиты все три типа мышления, но преобладает всегда один вид. Определить это можно еще в детстве, во время наблюдения за поведением ребенка.

Бубнова Ксения Александровна

Вот ваш малыш и стал первоклассником. А может быть, он пойдет в школу в следующем году, но уже сейчас вас беспокоит вопрос: "Не будет ли моему ребенку тяжело учиться? На что стоит обратить внимание при подготовке к школе?". В этой статье я расскажу о том, как помочь малышу развить абстрактно - логическое мышление. Ведь хорошее абстрактно-логическое мышление - залог успешного овладения школьной программой. Простой тест поможет вам определить, в достаточной ли степени развито оно у вашего ребенка (речь идет о дошкольниках и ребятишках младшего школьного возраста).

Тест " Прибавилось или убавилось".
Сохранение массы.

Возьмите два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре. Покажите их малышу, пусть он убедится, что в каждом одинаковое количество пластилина: "Представь себе, что это тесто для пирога. Если мы испечем из этих шариков два пирожка, и ты съешь один, а я другой, мы съедим поровну? Или ты больше? Или я?"

После этого возьмите один из шариков и сделайте из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см: "А теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в шарике больше? Или в галете? (Обыграйте ситуацию с едой). В зависимости от ответов ребенка вы можете попробовать его запутать: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?" Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, спросите у ребенка: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?" Сделайте из галеты шарик и покажите, что вещества осталось столько же. Третья процедура с пластилином: разделите один из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8 -10 "крошек"), а затем попросите ребенка сравнить все полученные кусочки с шариком.

    Абстрактно - логическое мышление развито плохо.
    Вот какие ответы и объяснения дает ребенок: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше" или "В галете больше, потому что она длиннее". Это значит, что малыш сосредоточен на одном из измерений, иногда переходит от одного к другому, но не связывает их между собой. Напоминание о начальном количестве вещества не изменяет его мнение. Иногда дети предполагают возможность возвращения к одинаковым по количеству шарикам.

    Абстрактно - логическое мышление развито не очень хорошо.
    Ребенок колеблется между утверждением и отрицанием. Если вы его запутываете, подсказывая неправильный ответ, малыш не сопротивляется.

    Абстрактно - логическое мышление развито отлично. Ребенок рассуждает приблизительно так: "И здесь, и там одинаково, ведь если снова сделать шарик, будет то же самое". Или: "Ведь ничего не забирали и не прибавляли, поэтому и здесь и там одинаково".

Тест "Какое слово лишнее?"

Сообщите малышу, что сейчас вы будете играть. Лишнее слово спряталось среди слов, которые "подходят" друг другу по смыслу. Задача - найти "неподходящее" слово. Затем прочтите первый ряд слов.

    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Если малыш ответил неверно, дайте ему шанс исправить ошибку. При правильном ответе задайте вопрос: "Почему?" Такая же работа проводится с остальными рядами слов. Вопрос "Почему?" задается с 1 по 9 ряд.

Ряды слов:

  1. Река, озеро, море, мост, пруд.
  2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
  3. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  4. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.
  5. Курица, утка, орел, гусь, индюк.
  6. Окружность, треугольник, указка, квадрат.
  7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Если ребенок в большинстве случаев не ошибается и может ответить на вопрос "Почему?" (для заданий 1 - 9), его уровень оценивается как высокий, если успешно справился с половиной заданий - как средний. Если же уровень низкий (ребенок не справился и с половиной заданий), переживать не следует - просто необходимо поработать с малышом. Попробуйте еще один тест.

"Что у них общего?"

Оценивается он так же, как и предыдущий.
Спросите у ребенка, как одним словом можно назвать то, что вы прочтете.

  1. Окунь, карась - …
  2. Огурец, помидор - …
  3. Шкаф, диван - …
  4. Июнь, июль - …
  5. Слон, муравей - …

Сначала вы читаете малышу эти ряды, затем даете задание (назвать одним словом). Попросите ребенка дать ответ, когда вы будете зачитывать слова повторно. Если задание непонятно, подскажите малышу, вместе подумайте, как, скажем, одним словом назвать розу и ромашку. Спросите, можно ли сказать: "Роза и ромашка - цветы"?

Есть еще несколько тестов (тест на осведомленность по методике Амтхауэра, тест на аналогию) с бальной системой оценивания уровня развития абстрактно - логического мышления. Вы можете ознакомиться с ними, прочитав замечательную книгу "Как подготовить ребенка к школе" (авторы - А. А. Реан и С. Н. Костромина), по материалам которой подготовлена эта статья. Однако и по результатам предложенных тестов можно определить, есть ли проблемы у вашего малыша и насколько они серьезны.
А теперь - немного теории. Абстрактно - логическое мышление во многом опирается на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно у ребенка дошкольного возраста этот тип мышления только начинает развиваться, однако в программу первого класса включаются задания, требующие решения в абстрактно - логической сфере. Лучше начать тренировки заранее.

Упражнение "Что и почему?"

Психологи называют это так: "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов".
Вы объясняете ребёнку: "Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе - транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спросите "Что это? Почему?" Подобные упражнения можно выполнять и с другими понятиями: инструменты, посуда, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение "Карточки"
(Формирование искусственных понятий)

Вам потребуется изготовить три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках должны быть изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трёх степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором - белого, в третьем - серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв. Для первого набора - ПАК, для второго - БРО. Для третьего - ВИЛ. Вам надо разделить карточки на группы и предложить детям угадать задуманную комбинацию фигур.

Ребенок должен выявить признаки, объединяющие фигуры в группу. При этом он иногда может пользоваться бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно добиться, чтобы ребёнок как можно реже заглядывал на оборотную сторону карточки. Таким образом, ребёнку волей-неволей придётся образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность ребенка, другой ряд - функцию знаков, организующих эту деятельность.

Упражнение "Больше, длиннее и короче"
(Формирование умения отделять форму понятия от его содержания)

Сообщите ребёнку: "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче".
Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
Кот или кит? Какое больше? Почему?
Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?
Можете придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение "Как это всё называется?"

Вы зачитываете ребёнку приведенные ряды слов и затем спрашиваете, как можно назвать эти предметы одним словом. Можете предложить ребёнку продолжить ряд. Пример: утка, курица… Всё это - птицы. А еще голубь, ворона, индюк.
Ряды слов:

  1. Окунь, карась - _______________
  2. Огурец, помидор - ____________
  3. Шкаф, диван - ________________
  4. Июнь, июль - _________________
  5. Бабочка, муравей - ____________
  6. Дерево, цветок - _______________
  7. Пальто, юбка - ________________
  8. Учитель, врач - ________________
  9. Автобус, трамвай - _____________
  10. Понедельник, вторник - ________
  11. Весна, лето - __________________
  12. Утро, вечер - __________________
  13. Кастрюля, ложка - _____________
  14. Кукла, мяч - ___________________
  15. Сапоги, туфли - ________________

Упражнение "Разница и сходство"

Ребёнок должен определить, чем различаются и чем похожи понятия:

  1. Утро - вечер
  2. Корова - лошадь
  3. Летчик - танкист
  4. Лыжи - коньки
  5. Трамвай - троллейбус
  6. Озеро - река
  7. Дождь - снег
  8. Поезд - самолет
  9. обман - ошибка
  10. Маленькая девочка - большая кукла
  11. Яблоко - вишня
  12. Ворона - воробей
  13. Молоко - вода
  14. Золото - серебро
  15. Сани - телега
  16. Воробей - курица
  17. Вечер - утро
  18. Дуб - берёза
  19. Сказка - песня
  20. Картина - портрет

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"
(Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений, если он решает длинный ряд однотипных задач.)

Вы объясняете задание так: "Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, означающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад… Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
  8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
  9. Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Следующим этапом ваших занятий должно стать формирование суждений, а для этого ребёнку надо выучиться понимать переносный смысл фразы. Для этого тренинга вы можете использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, которые можно понять и буквально, и в переносном смысле.

Например, поработайте над объяснением таких пословиц:
"Семь раз отмерь, а один раз отрежь"
"Лучше меньше, да лучше"
"Поспешишь - людей насмешишь"
"Куй железо, пока горячо"
"Сделал дело - гуляй смело"
"Не в свои сани не садись"

Работа над пословицами проводится следующим образом.
Скажите малышу: "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а та попробуй подобрать к ней подходящую фразу из тех, которые я тебе предложу".

К пословице "Семь раз отмерь, один раз отрежь" предложите три варианта:

  1. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
  2. Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
  3. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
Правильный выбор - второй вариант.
Подобным образом поработайте над остальными пословицами. Конечно же, поначалу малыш не справится без вашей помощи, это задание достаточно сложное не только для дошкольников, но и для детей младшего школьного возраста. Вместе думайте, вместе размышляйте, дайте понять ребенку, что вы и сами иногда не можете сразу найти правильный ответ. А теперь - самое главное. Работать с ребенком нужно так, чтобы все, что вы делаете, казалось ему интересной и увлекательной игрой. Проявляйте максимум терпения, такта и доброжелательности! Малыш ни в коем случае не должен почувствовать, что вы им недовольны, что у него что-то не получается! Сразу ведь и не может получаться! Не забывайте похвалить ребенка за самую маленькую победу. Скажите ему с восторгом: "Вот видишь, раньше это задание казалось тебе сложным, а теперь ты так здорово с ним справился!"

Удачи вам и вашему ребенку!

Детям дошкольного возраста свойственно мыслить образами, для них чрезвычайно важен визуальный ряд. Ближе к 6 годам ребенок учится словесно-логическому и абстрактному мышлению. Т.е. он может оперировать символами, которые нельзя ни потрогать, ни увидеть.

Родители часто узнают о трудностях с абстрактным мышлением у малыша, когда начинают учить простейшие математические действия. Плюс и минус могут оказаться слишком непонятными для дошкольника. Прежде всего, его не следует за это ругать и заставлять «подумать лучше».

Ты можешь понять насколько твой малыш владеет абстрактными понятиями, проделав несложный тест.

Набери в два стакана одинаковое количество воды. Покажи малышу и скажи что ты сделала. Теперь вылей содержимое одного стакана в узкую прозрачную бутылку; другого - в литровую банку. Спроси: в какой емкости воды больше?

Если ребенок уверенно покажет на бутылку, тебе стоит воспользоваться советами по развитию абстрактного мышления, так как оно у него пока работает слабо. Малыш правильно ответил на вопрос? Это свидетельствует о том, что он готов к изучению математики.

Все занятия проводи в форме игры, чтобы они не наскучили ребенку. День изо дня меняй упражнения, и малыш даже не поймет что с ним занимаются! Начнем с самых простых.

Убери лишнее слово

Ты называешь понятия, явления или предметы, и одно не связанное с ними слово.

Например

Ворона, сова, аист, воробей, мышь, голубь. Со временем усложняй цепочки, ставя «ловушки». К примеру так. Снег, лед, мороженое, сахарная вата, сосулька (все холодное, кроме сахарной ваты).

Что общего и чем отличаются?

Выбирай поначалу простые варианты, к примеру «куст-дерево». Чем больше расскажет малыш про сходства и отличия - тем лучше!

Идея

Участвуй активно в игре. После того, как ребенок ответит на твой вопрос, пусть даст тебе задание. Выбрать подходящую пару - это тоже тренировка!

Антонимы

Кроха без труда подберет противоположность слову «день» или «солнце». Но пусть попробует найти антоним к таким словам, как «стоять», «просить прощения», «аромат», «финал»… В этой игре твой помощник - словарь антонимов. Заодно научи ребенка им пользоваться.

Зарядка наоборот

Это веселое и подвижное упражнение так же поможет малышу развить внимательность. Попроси ребенка повторять твои движения, не обращая внимания на слова. Поднимая руки вверх, говори: руки вниз. Опуская руки вниз, говори: руки в стороны. И так далее. После этого - наоборот. Ты делаешь не правильно, а говоришь верно.

Ассоциации

Этой словесной игрой можно заниматься на прогулке, в дороге. К примеру, ты начинаешь: «машина». Ребенок должен назвать слово, так или иначе связанное с машиной. Пусть будет «колесо». Твоя очередь: «круг». А теперь малыш может сказать хоть «Земля», хоть «чашка». Главное - чтобы объяснил почему его слово связано с понятием «круг».

Эти занятия полезны как для развития мышления и внимания, так и для концентрации. Ты и сама сможешь придумать подобные игры. А еще лучше - придумывайте вместе!

Что такое абстрактное мышление и зачем оно нужно?

В научном понятии абстракция – это мысленное отделение каких-нибудь свойств и признаков предмета от самого предмета, так написано в толковомсловаре русского языка» (под ред. Д.Н. Ушакова). Помните фильм «Чапаев»: где должен находиться командир во время атаки? Картофелины, разложенные по столу, символизируют расположение войск. Они совершенно не похожи на командира, идущего в атаку, или армию, но тем не менее они благополучно справляются со своей задачей – символизируют свойства и признаки определенных предметов.

Предмет и символы, его обозначающие или определяющие, суть разные вещи, и тем не менее, когда вы слышите слово «корова», то представляете крупное, рогатое, парнокопытное, «молокосодержащее» животное, а не серое, полосатое, когтистое, мяукающее.

Абстрактное мышление неотделимо от математиков и физиков, поэтов и писателей, музыкантов и композиторов. Любое творчество требует абстрактного мышления, то есть – манипуляции с символами. И если вы хотите развивать у ребенка творческие способности, то начинать нужно с развития абстрактного мышления.

Некоторые склонны считать, что абстрактное мышление подобно музыкальному слуху: оно или есть, или нет. Врожденный дар. И развитие его практически невозможно, как невозможно стать композитором тому, кто лишен музыкального слуха.

В крайнем случае, упорные упражнения для развития абстрактного мышления могут дать какой-то временный результат, но стоит их прекратить, как все тут же возвращается на круги своя.

Но вот ведь какая штука: оказывается, все дети рождаются с прекрасным музыкальным слухом. И если у пятилетнего ребенка обнаружено его отсутствие, то это не медведь ему при рождении на ухо наступил, а все пять лет его жизни музыкальное развитие происходило в обратном направлении: от отличного музыкального слуха к «медвежьему». А если сконцентрироваться практически сразу после рождения ребенка на развитии его музыкальных способностей, то к пяти годам это будет потенциальный Шаляпин или Карузо.

Так что абстрактное мышление можно развивать, зародыши его имеются у каждого ребенка, причем – абсолютно жизнеспособные. Но они – как растения. Без должного ухода просто зачахнут. А ведь каждому известно, что если растение полностью высохло, то никакой полив и уход уже не дадут результата.

Простейшая игра, развивающая абстрактное мышление, – придумать, на что похоже облако. Облака, на счастье, абсолютно доступны и бесплатны. И предлагают множество различных картин, не требуя никаких усилий (ну, разве что поднять голову). Облако может быть похоже на дракона, рыцаря, замок, клубы дыма, кусок сахарной ваты, цветок… Форм бесконечное множество. Разглядывая облака с точки зрения символов и манипуляции ими, а не с точки зрения метеорологии (кажется, дождь собирается!), ребенок развивает абстрактное мышление.

Кстати, диалог Винни-Пуха и Пятачка из советского мультфильма – это тоже яркий пример абстрактного мышления. Пчелам была предложена великолепная логическая цепочка из символов: «тучка» в лице Винни-Пуха, зонтик у Пятачка, да еще и соответствующие высказывания («Я тучка, тучка, тучка, а вовсе не медведь…», «Кажется, дождь собирается!»). Вот только беда – пчелы отказались мыслить символами, а предпочли им конкретику. Но это уже другая история.

Есть игра, которая практически никогда не надоедает детям, а абстрактное мышление при этом развивает великолепно: театр теней. Что такое тень, как не самая настоящая абстракция? Она не предмет, а лишь его символ. Но с этим символом можно играть, в отличие от облаков – за ними можно только наблюдать.

Все, что требуется для такой игры: лампа, простыня и набор картонных фигурок. Изготовить фигурки можно самостоятельно, это не слишком сложно.

Разыгрываются различные пьесы теней. Любая детская сказка – это готовый сценарий, требующий только «актеров». При этом «актеры» могут быть многоплановы. Медведь из сказки про Машу и трех медведей великолепно справится с ролью в сказке о Теремке. Сам теремок прекрасно изобразит избушку в любой другой сказке. Волк – это и Красная Шапочка, и Семеро Козлят, и собака в «Репке».

Еще одно интересное упражнение – тени на стене. Символ и то, что он символизирует. Отбрасываемая руками тень принимает очертания совершенно других предметов. Ребенок видит уже не руки, а летящую птицу, лающую собаку, зайца и так далее.

Такой теневой «театр» можно продолжить и на улице. Какая тень получится, если поднять руки над головой? Как сделать тень-зайца? Тень-дерево? Китайскую пагоду?

Предлагайте ребенку абстракции, предлагайте ему самому создавать абстракции. Играйте с облаками и тенями. Может быть, у вас растет будущий Пушкин. Или Лобачевский. Помогите ему вырасти.

Паланик писал в одной своей книге: "Все родители калечат своих детей".
Да и не только он.

Хочу написать об очень-очень важном, но не знаю с какого конца подойти.
Психологи говорят, что большинство наших проблем из детства и юности. Говорят, что мы подсознательно копируем поведение родителей. Чем меньше оно нам нравится - тем больше копируем.
Например, мой папа во многом по жизни не был прав, а я часто узнаю в себе его и очень этого боюсь. Но оно как-то на подсознании и не контролируется.

Одна моя подруга, Маша, очень не любит свою мать. Её мать деспотичный человек, она всю жизнь ломала Машу. У неё на Машу был свой план: универ, диплом, свадьба с обеспеченным мужчиной, дети, семья. Дочь, конечно, никто ни о чём и не спрашивал.
Маленькую Машу мама одевала в дорогущие брендовые шмотки, а потом ругала, если Маша что-то пачкала.
Не разрешала общаться с "простыми детьми", потому что не тот круг.
Не разрешала есть сладкое. Никогда, потому что девочка должна с трёх лет сидеть на строгой диете, чтобы не вырасти жирной.

Маша поступила на бюджет на экономику, хотя туда не хотела. К тому времени у Маши была булимия.
Пока мамы не было дома, Маша покупала торт, съедала его большой ложкой, а потом блевала в ванной.
Самое страшное воспоминание, она рассказывала: мама пришла с работы раньше, а Маша торт только съела и не успела проблеваться. Ритуал не был закончен. Рвотный позыв подступал, торт ещё был внутри, а мама уже была дома. Ужас, ад и кошмар.

А потом она свалила из дома. Из дома, от мамы, сбежала. Сняла квартиру с друзьями, бросила универ и как-то начала работать.
И чаще всего всё у неё хорошо. Пока в жизни не появляется мама.

К слову, Маша - татуировщик, а её муж - стилист.
И её мама твёрдо уверена, что Маша делает это ей назло. Назло занимается какой-то ху*ней, назло вышла замуж за такого вот - ни машины, ни костюма, голь.
И постоянно её этим тыкает. А она совсем не назло, ни капельки. Она просто кайфует от того, чем занимается. Это прикольнее, чем офис, бухучёт, принтеры и факсы. Это новые люди, искусство, путешествия, общение. Это яркая жизнь. Это сама Маша говорит.
Вот только каждый раз, когда Маше приходится сталкиваться с мамой, Маша впадает в депрессию, она сидит, злится, качается в разные стороны и пытается найти оправдание маминой злости.

Последний раз она встречалась с мамой два месяца назад. Это была как всегда очень сложная встреча, уже совсем взрослая Маша приняла от мамы очередную порцию яда, вытерла с себя прожигающую слюну, встала и ушла.
И тогда Маша поняла, что оправдания маме - нет. Мама просто дура, мама - злой человек, мама - человек гнилой. И с мамой больше не нужно общаться.
Маша ничего не должна маме. Ничего не должна.
И не потому, что Маша обесценивает чувство долга, нет. Все эти годы она поддерживала общение с мамой, потому что ведь мама. Мама же хоть и плохенькая, но всё-таки её родила.

После последней встречи она отовсюду отключила маму. Переехала, поставила в чёрный список, удалила где смогла и оборвала связи. Она говорит, что опять пытается поднять свою самооценку после их последней встречи.
Но есть и другая проблема.
Маша не хочет детей.
Нет, она не чайлдфри, просто она не хочет детей и пока не очень уверена, что захочет. Инстинктом захочет. Но в Маше есть жажда внутренней свободы и постоянная борьба.
Мы сидим на балконе, и Маша говорит мне, что родила бы только для того, чтобы показать, как надо воспитывать. Что она понимает: ребенок - маленький свободный человек. И что он имеет право на мнение и свои ошибки. Что нет смысла его опекать и что есть смысл принимать и любить.
Она хочет ребёнка не для того, чтобы дать новую жизнь.
Она хочет показать на нём как правильно. Как надо.

Маша такая не одна. И не одна такая у меня.
И более того, где-то в глубине души мне кажется, что я и сама такая.
Я не хочу детей, не хочу прямо сейчас и не знаю, захочу ли когда-то, возможно, если полюблю или что-то такое. Но я уже, прямо сейчас хочу себе абстрактного ребёнка, потому что я хочу, как и Маша, его воспитать. Не родить, но воспитать. Воспитать правильно, потому что от того, как вокруг люди воспитывают своих детей, просто волосы дыбом.

Ещё одна моя знакомая, Лера, никогда не хотела детей, а потом взяла и родила, потому что... потому что вот да, воспитать.
Она делает это неплохо, насколько может, потому что мужа нет, она одна, денег не хватает и... А сейчас она сидит на антидепрессантах. Ребёнок это тяжело и сложно, а материнский инстинкт так и не проснулся. Абстрактный ребёнок стал реальным, а она оказалась не готова.

В общем, я к чему это всё. Да фиг знает, поблотать.
Абстрактный ребенок - это как выраженное нежелание сделать больно своему будущему сыну или дочери. Не делать так больно, как делали тебе.
Это попытка показать родителям, в чём они были неправы. И в этом глупость есть какая-то такая, понимаете... Абстрактный ребёнок - его нет, а когда он будет - он же живой и ты по сути не должен на нём ничего никому показывать.
Вроде бы, просто люби, а нет - уже есть мыслишки, что я-то вот так смогу, в этом я буду лучше родителей...

И получается... получается, что в этом ты их просто повторяешь. Потому что они тоже, наверняка, хотели "лучше" и кому-то что-то доказать.
Абстрактные дети... как-то это ужасно страшно.
________

© Екатерина Безымянная