Болезни Военный билет Призыв

Беседа первоцветы в подготовительной группе. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Ознакомление с окружающим "Первоцветы". Конспект занятия для подготовительной группы «Первоцветы

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Аннинский детский сад№7 общеразвивающего вида


Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной группе – «Первоцветы»

Разработала: воспитатель Махотина Л.В.

Анна 2014г.

Цель: уточнить и расширить представления детей о первых цветах весны.


Задачи: учить любоваться цветами, видеть и воспринимать их красоту, беречь прекрасные творения природы. Сформировать представления детей о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представления о различных частях растения и их функциях, о сезонном развитии растения . Развивать связную речь детей. Учить четко, выразительно читать стихи. Активизация словаря: первоцветы, пыльца, нектар. Пользоваться для изображения цветов различными материалами.

Предварительная работа:

Рассматривание альбомов, наблюдения на прогулке, знакомство с различными способами изображения.

Материалы к занятию:

Полумаски цветов, комплект карточек «Одуванчик», воск, гуашь, штампы, фломастеры, тени, помады, мелки, зубные щетки, кисти, трафареты, шаблоны.

Ход занятия: 1 часть.

маленький разведчик, посланный весной.

Пусть еще над лесом властвуют снега,

пусть лежат под снегом сонные луга,

пусть на спящей речке неподвижен лед,

раз пришел подснежник, и весна придет.

Тюльпаны – улыбка весны,

ни где не увидишь такой красоты.

Красные, желтые, пестрые, бордовые,

Необычно яркие, пестрые, лиловые.

Нарциссы расцвели на нашей клумбе

Такие ранние и дивные цветы.

Весна своим теплом их согревает

И землю украшать им доверяет.

Ландыш:


Распустился ландыш в мае,

В самый праздник, первый день.

Май, цветами провожая,

Распускается сирень.

Одуванчик:

В камышах гнездятся цапли, дремлет сонная река,

Солнце расплескало капли на речные берега.

Стали капельки цветами, озарили все вокруг,

Какая красивая клумба у нас с распустившимися весенними цветами, давайте мы с вами потанцуем вместе с цветами (звучит музыка, дети идут хороводом)

К сожалению, жизнь цветов недолговечна, часто люди срывают цветы, топчут их, не задумываясь, что губят красоту…

Я шла однажды по дороге

И вдруг нашла букет.

Лежали сорваны цветы,

И стало мне их жалко,

И стало грустно мне…

Цветы уже увяли, поникли стебельки

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, что слышу цветочков слабый стон,

Он делался все тише, но сердце ранил он.

Почему цветы стонали? Если бы цветы умели говорить, что бы они сказали?

Ответы детей.

Что мы можем пообещать цветам?

Дети читают стихи.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты…

Воспитатель: В Красной книге написано «Не сорви! Не истреби! Не затопчи!» Это наказ людям : стереги, дай вырасти, и ты станешь богаче не только лесами, лугами – но и душой! Давайте, дети, беречь нашу природу!

Ответы детей.

Конечно, бледно-зеленым, т.к трава весенняя молодая нежно-зеленого цвета. Подумайте и выберите себе материал для работы. (звучит музыка, дети тонируют бумагу)

А пока ваши полянки подсыхают, мы с вами поиграем . Отгадайте-ка мою загадку:

Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Что это? (ответы детей)

Дети: одуванчик.

Сейчас я расскажу одну историю, а вы мне поможете.

Жил на свете одуванчик. Прошла холодная снежная зима, наступила весна. Растаял снег на голой земле появились длинные резные листочки. (поставить карточку №1,где изображены листики одуванчика) Дети, а из чего появились листочки? (ответы, пригласить ребенка, чтобы он пошел и поставил карточку №2)

А почему весной тает снег и все начинает расти? (ребенок прикрепляет карточку №3-солнце)

Что еще есть у одуванчика, кроме листьев? На тоненьком стебельке распускается? Когда мы нюхаем одуванчик, то нос у нас становится желтым , почему? Как вы думаете? В цветах есть порошок, он мелкий как пыль, поэтому он и называется пыльца, а еще в цветах есть сок – нектар, его очень любят пчелки, прилетят пчелки попить его, испачкают лапки в пыльцу, потом перелетит на другой одуванчик, отряхнет там пыльцу с лапок и тогда вместо цветов появятся у одуванчика семена с пушистыми парошютиками. Вот и постарел наш одуванчик, вместо желтого стал белым, для чего же ему эти парошютики? Да это семена. Подует ветер разлетятся семена по всему белому свету, а потом упадут на землю и лежат эти семена в земле всю зиму , а весной пригреет солнышко, семена одуванчика дадут корень, а корень даст росток, и ранней весной, вновь зажелтеет наш лужок желтыми одуванчиками (проводится подвижная игра «Одуванчики»)

Наши полянки уже подсохли, а теперь, ребята, вы нарисуете на них красивые цветы, разные-разные, голубые, красные, синие, желтые весенние цветы. (дети рисуют, самостоятельно выбирая материал для изображения. В конце занятия уточнить способы и методы изображения. Дети рассказывают о выбранном материале . Похвалить всех детей за творчество, воображение

Ольга Епонешникова
Занятие по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе «Весна. Первоцветы»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему : «Весна . Первоцветы » .

Программное содержание :

Коррекционно-образовательные задачи : расширять кругозор, уточнять и закреплять элементарные представления о весне , о весенних цветах, обогащать активный словарь, активизировать речь воспитанников, продолжать знакомить с Красной книгой;

Коррекционно-развивающие задачи : развивать связную речь : умение описывать явления природы на основе собственных наблюдений и знаний; развивать внимание, память, эстетическое восприятие, воображение, образные представления; способствовать развитию познавательных способностей;

Коррекционно-воспитательные : воспитывать чувство прекрасного в душе ребенка, прививать любовь и бережное отношение к природе, к цветам.

Планируемые результаты : Умение составлять рассказ о весне с опорой на сюжетные картинки, составлять описательный рассказ по вопросному плану. Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; иметь элементарные представления о весенних цветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом.

Материалы и оборудование : Серия сюжетных картинок : «Весна » , предметные картинки : «Весенние цветы» , интерактивная доска, слайд-шоу «Весенние цветы» , живые цветы в вазе, аудиозапись произведения : «Подснежник» П. Чайковского.

Предварительная работа : Беседа о весне , о весенних цветах; рассматривание картин, иллюстраций с изображением весны , весенних цветов; чтение художественной литературы, отгадывание загадок; решение кроссвордов, обучение составлению рассказов по серии сюжетных картинок и по плану.

Ход занятия

I. Организационный момент

Загадка о весне .

Логопед : Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадайте, о каком времени года в ней говорится?

Зеленоглаза, весела,

Девица-красавица.

Нам в подарок принесла,

То, что всем понравится :

Зелень - листьям,

Нам - тепло,

Волшебство

Чтоб все цвело.

Вслед ей прилетели птицы

Песни петь все мастерицы.

Догадались, кто она?

Эта девица - … (Весна ) .

II. Составление рассказа о весне по серии картинок .

Логопед : Мальчики и девочки, вы любите весну ? Расскажите, пожалуйста, о ней, о её приметах. А помогут вам в этом картинки, только зима их перепутала, потому что не хочется ей уступать своё место весне , поэтому нам их нужно разложить по порядку, чтобы вся исправить. (Дети раскладывают по порядку серию сюжетных картинок, затем говорят по предложению к каждой картинке, придумывают заключение рассказа. (Все рады весне ) В итоге желающий воспитанник рассказывает весь рассказ целиком).

1. Весной солнце светит ярче .

2. День длиннее ночи.

3. Тает снег, с крыш капают сосульки.

4. Появляются проталины на земле, расцветают подснежники.

5. На деревьях набухают почки и распускаются молодые листочки.

6. Перелётные птицы возвращаются их тёплых стран.

7. Просыпаются животные и насекомые после зимней спячки.

8. Люди меняют зимнюю одежду на весеннюю.

III. Упражнение на развитие мимических мышц лица :

Мы умеем удивляться,

Мы умеем огорчаться,

Мы умеем улыбаться

И конечно восхищаться.

IV. Составление описательного рассказа о цветке по плану.

1. Сюрпризный момент : живые весенние цветы (нарцисс, тюльпан, лесная фиалка, мышиный гиацинт, гиацинт, ветреница, чистяк весенний, прострел).

Логопед достаёт из шкафа цветы в вазе, и говорит детям, что это весна привет им передала .

2. Дыхательное упражнение : «Аромат цветов» .

Вдох через нос, выдох через рот, 3 раза.

3. Рассматривание цветов, сравнение, составление описательного рассказа по плану :

Что это?

Какого цвета?

Какие особенности строения ? (Назовите части растения) .

Где растёт?

Какую пользу приносит?

Чем примечателен этот цветок?

Примерный рассказ : Это аптечная ромашка. Она белая, а серединка у неё жёлтая. У неё есть корень, стебель, тонкие зелёные листья, белые нежные лепестки, желтые тычинки. Ромашка растёт на лугу. Из неё делают лекарства, мыло, шампунь. Она пахнет приятным запахом.

V. Физкультминутка «Вместе мы идём»

Вместе по лесу идём, (Ходьба) .

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг, (Ходьба) .

Тысяча цветов вокруг! (Потягивание, руки в стороны) .

Вот ромашка, кашка, клевер, (Наклон на каждый цветок) .

Расстилается ковёр (Руки развести в стороны) .

И направо, и налево. (Наклон, правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) .

К небу ручки потянули

Позвоночник растянули (Потягивание, руки вверх) .

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети присаживаются на свои места) .

VI. Беседа о цветах.

На интерактивной доске слайд-шоу предметных картинок : «Весенние цветы» .

Назовите цветы - первоцветы , т. е. те которые расцветают первыми .

Назовите цветы, которые занесены в красную книгу. (Тюльпан, прострел, мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, ветреница, лютик, ландыш).

Почему эта книга называется Красной? (Красной книга называется, потому что красный - цвет опасности) . Он как бы говорит : «Осторожно! Эти представители природы могут исчезнуть с планеты Земля, и наш дом опустеет!»

Что мы с вами можем сделать, чтобы спасти их. (Мы не должны собирать большие букеты, без надобности срывать цветы, топтать их. Надо только любоваться ими).

VI. Просмотр на интерактивной доске слайд-шоу «Весенние цветы» под аудиозапись произведения : «Подснежник» Петра Ильича Чайковского.

Логопед : Вам понравилась музыка, которая сейчас звучала? Что вы чувствовали, когда слушали эту музыку и смотрели весенние цветы? Какая эта музыка? (замечательная, волшебная, красивая, лёгкая,) Автор этой музыки великий композитор Петр Ильич Чайковский, а называется она «Подснежник» из произведения «Времена года» . Запомните, пожалуйста! Какие цветы вы видели на экране? (Воспитанники перечисляют все цветы , которые они видели и запомнили).

VII. Игра : «Составь цветок» - закрепление предметного словаря.

Воспитанники составляет цветок из лепестков, на которых изображены весенние цветы. Они их называют.

VIII. Упражнение «Составь предложение» - преобразование деформированной фразы .

Деревья, на, листья, распустились.

Высоко, ласточки, над, летать, земля.

Под, сидеть, берёза, ёж.

Луг, одуванчики, на, растут.

IX. Игра : «Повтори скороговорку» - автоматизация звуков.

Просыпаются весной цветики лесные ,

Одеваются цветы в платьица цветные.

X. Игра : «Скажи наоборот» - употребление антонимов.

Зимой солнце тусклое, а весной… (яркое) .

Зимой дни холодные, а весной … (тёплые) .

Зимой часто погода пасмурная, а весной … (солнечная) .

У тюльпана толстый стебель, а у подснежника … (тонкий) .

Нарцисс высокий, а пролеска … (низкая) .

Лютик ядовитый, а мать-и-мачеха … (лекарственная) .

У гиацинта гладкий стебель, а у незабудки … (шершавый) .

Лесная фиалка – полевой цветок, а анютины глазки - … (садовый) .

XI. Игра : «Назови признаки» - уточнение и закрепление словаря прилагательных.

Логопед : Вот открою сундучок, в нём таинственный клубок, передавая таинственный клубок друг другу, мы будем дарить весне красивые слова . (Яркая, красивая, долгожданная, нарядная, тёплая, солнечная, ароматная, зелёная, цветущая, замечательная, любимая).

Логопед : Ой, какие вы молодцы! Мне так понравилось с вами играть. А вам понравилось наше занятие ? А что больше всего понравилось? Нарисуйте своё настроение в виде смайлика с помощью цветных карандашей.

На земле исчезают цветы.

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли :

Беззаботно топтали мы их

И бездумно, безжалостно рвали.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Занятие в подготовительной группе «Прогулка по весеннему лесу. Первоцветы»

Ковальчук Валентина Николаевна. Воспитатель. Детский сад №90. города Тюмени.
Описание: Данная разработка может быть интересна и воспитателям детского сада и учителям начальных классов при ознакомлении детей с миром природы.
Цель: Развитие познавательного интереса к родной природе.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька –
И он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павол Орсаг Гвездослав, словацкий поэт.
Задачи:
Расширять и систематизировать знания о первоцветах.
Расширять представления дошкольников об изменениях в природе весной.
Воспитывать уважительное отношение к природе.
Учить видеть красоту весенней природы.
Учить замечать красоту весенней природы посредством музыки, живописи, поэзии.

Ход занятия


Ребёнок:
Самуил Маршак
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
Рассказы о первоцветах
Подснежники
Когда на полях и в лесах начинает таять снег, появляются первые весенние цветы. Нередко все самые первые цветы называют подснежниками. Но настоящий подснежник выглядит так:


Подснежники – первые цветы, которые появляются после зимних холодов, и растут они во всех регионах России, кроме крайнего севера.
Во многих странах мира 19 апреля отмечают День подснежника. Он был учреждён в Англии в 1984 году. Срок цветения подснежников зависит от климатической зоны их произрастания. Англичане называют его снежной каплей или снежной сережкой, немцы - снежным колокольчиком, чехи – снежинкой.
Существует такая легенда, что когда то очень давно жили – были брат и сестра. Их дом стоял на самом краю леса. Они рано остались без отца и матери и вынуждены были заботиться о себе сами. Наступала весна. Однажды, когда брат в очередной раз ушёл на охоту, сестра взяла два ведра и пошла в лес подальше от дома, чтобы набрать снега почище, чтобы вымыть полы в доме. Да забрела она довольно далеко от дома. Старый леший в это время объезжал свои лесные владения, увидел девушку, и она так ему приглянулась, что он захотел иметь такую хозяйку у себя в доме. Схватил он её и повез в свою берлогу. Девушка испугалась, но быстро сообразила - рванула на шее веревочку бус из речного жемчуга и стала бросать бусинки, помечая дорогу. Видя, как бусинки бесследно исчезают в снегу, девушка горько заплакала.
Но солнышко, увидев это, засияло ещё ярче и на том месте, где падали жемчужины, снег растаял и выросли первые весенние цветы – белоснежные подснежники, Они то и привели брата к берлоге лешего. Леший завизжал от злости и пустился наутёк.
А брат с сестрой возвратились к себе домой и стали жить счастливо.
Физкультминутка
Воспитатель: Присядьте, руки положите на голову.
В весеннем лесу вырастают цветы небывалой красоты. (Дети встают).
К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты. (Дети встают на носочки, поднимая руки вверх).
Ветер дует иногда, только это не беда. (Дети наклоняются влево – вправо с поднятыми вверх руками).
Наклоняются цветочки, распускают лепесточки. (Дети продолжают упражнение, затем разводят руки в стороны).
Сон - трава или прострел
Сон - трава или прострел - очень загадочное растение семейства Лютиковых. В Тюменской области растёт прострел желтеющий.


Про сон – траву есть легенда, что однажды, когда один из архангелов решил раз и навсегда разделаться с нечистью, та решила укрыться от него за прострел – траву. Архангел метнул громовую стрелу и прострелил ту траву сверху донизу. С тех пор всякая нечисть обходит прострел стороной за двенадцать вёрст. А старинный травник гласит, что тот кто носит прострел – траву при себе, «от того человека дьявол бежит, в доме - добро держать, а хоромы строить - под угол класть, жить стройно будешь».
Свежие листья сон – травы ядовиты. А вот высушенные листья наделены лекарственными свойствами.
Ветреница лесная
Ветреница лесная (род Анемона) семейства Лютиковые – нежный изящный цветок. Цветки 3-7 см в диаметре.


Анемона - ближайшая родственница адониса и принадлежит к одному и тому же семейству Лютиковых.
Легенда о любви Афродиты к прекрасному Адонису
Афродита, богиня любви и красоты, ради любимого Адониса, сына царя Кипра, отказалась от жизни на Олимпе.
Адонис большую часть времени посвящал охоте. Афродита предупреждала его, чтобы не охотился на кабанов и медведей, а иначе может случиться беда.
Но однажды Адонис увлёкся погоней за кабаном, но в итоге сам стал жертвой раненого кабана. Огромным клыком кабан нанёс смертельную рану Адонису.
Афродита, найдя тело Адониса и пытаясь его оживить, пролила немало слёз. из которых выросли прекрасные анемоны.

Зевс, самый великий и могущественный бог на Олимпе, был сильно растроган и повелевал своему брату Аиду, правителю подземного царства, где пребывают тени смертных умерших людей, каждый год отпускать Адониса на полгода на землю. Адонис каждый год возвращался на землю в самом начале весны, олицетворяя весеннее пробуждение и оживление природы.
Ранней весной и распускаются анемоны, как символ быстротечности жизни и мимолётности любви.
При малейших дуновениях ветерка крупные белые лепестки анемон начинают трепетать, как влюбленное сердце при виде своего возлюбленного.
Белые анемоны помогают снять усталость с глаз, если на них долго смотреть.
Адонис весенний
Адонис весенний (горицвет весенний, запарная трава, черная трава, черногорка, стародубка, златоцвет, волосатка, купавник) семейства Лютиковые. В апреле-мае распускаются ярко-желтые цветки, достигающие в диаметре 4 - 8 см.
Адонис весенний является ценным лекарственным растением.


Ребёнок:
Где растёт горицвет?
И в какой окрашен цвет?
Неужели он горит,
Как названье говорит?
И летят на огонёк
Бабочка и мотылёк?
Или мчится мошкара
От него, как от костра?
Ярким светом горицвет
Согревает или нет?
Или жжёт он, как крапива?
Он пахучий? Он красивый?
На какой цветок похож?
Может, это знает ёж?
Может, скажет нам сурок,
Где растёт такой цветок?
Или желтощёкий уж?
Он в лесную лазил глушь.
Или рыжая лиса,
Изучившая леса?
Кто же даст из них ответ -
Что такое горицвет?
Адонис волжский


Адонис волжский в Тюменской области обитает только на юге Тюменской области– на острове оз. Таволжан Сладковского района, где в настоящее время создан заказник «Таволжанский».
Гусиный лук


Гусиный лук жёлтый из семейства Лилейные произрастает на юге Тюменской области.
Когда то давно на лугах и на лесных полянах гусиного лука росло очень много. В те времена эти цветы почти никто не рвал, и только стаи диких гусей опускались на эти луга и поля, возвращаясь из тёплых стран, чтобы пощипать ранние весенние всходы дикого лука. Поэтому эти цветы и назвали – гусиный лук.
Из гусиного лука готовят острые салаты. Гусиный лук используется также в народной медицине.
Медуница
Медуница - один из первых весенних цветов радует нас своей красотой весь май.


Существует легенда. Что однажды богиня Флора, осматривая цветы, заинтересовалась медуницей, а та смутилась в ответ оказанным ей вниманием и залилась румянцем. Тогда богиня Флора и объявила, что теперь ее цветки всегда будут такими же изменчивыми.
Соцветие медуницы состоит из колокольчатых цветков, образующих зонтик.
Цветы медуницы сначала могут быть белыми, розовыми, пурпурными. Это самые ароматные цветы, в них больше всего нектара, что привлекает пчёл, шмелей и бабочек. Но потом чуть – чуть постареют и становятся синими, фиолетовыми и нектара в них почти не остаётся.
Медуница – лекарственное растение.
А ещё медуницу можно употреблять в пищу, используя молодые прикорневые листья в салаты.
Калипсо луковичная


Калипсо из семейства Орхидные. Своё научное название получила по имени прелестной нимфы древнегреческой мифологии, которая покончила с собой из-за любви к Одиссею.
Наиболее благоприятными местами обитания Калипсо являются хвойные, реже смешанные леса, заболоченные участки и участки вдоль берегов озёр и рек. Калипсо предпочитает одиночество, но встречается группами, но не более 10-15 растений.
В сентябре Калипсо выпускает один темно-зелёный лист, который зимует. Весенние цветки растения выдерживают любые заморозки. По окончанию цветения вянут и листья.
Пальчиковая гимнастика
Наши нежные цветки распускают лепестки.
(Кисти рук медленно развести в стороны).
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
(Пошевелить пальчиками, дуя на них).
Наши нежные цветки, закрывают лепестки,
(Медленно сомкнуть кисти рук в «бутон»).
Тихо засыпают, головками качают.
(Медленно покачивать сомкнутыми кистями рук в «бутон» влево – вправо).
Загадки (демонстрация слайдов презентации)
На проталинках лесных –
Капли снежные - цветы.
Раньше всех проснулись,
К солнцу потянулись.
(Подснежники)
Необычный желтоватый цветок –
На тюльпан похож.
Пушистый стебелёк и листья –
Большое от него отличие.
(Сон-трава или прострел желтеющий)
Одиночный белоснежный цветок,
С жёлтой, полной пыльцой, серединкой.
Среди пчёл знаменит,
Хотя и ядовит.
(Ветреница лесная)
Растение красивое
Хотя и ядовитое.
Жёлтый цветок,
Листок, что укроп.
Чёрной травой называют.
Весной расцветает
От многих болезней исцеляет.
(Адонис весенний)
Расту дичком в лесу и на лугу.
Там любят меня птицы пощипать,
Возвращаясь из тёплых стран,
Садясь на луг отдыхать.
(Гусиный лук)
Яркий зонтик из цветков
Привлекает ароматом, красотой.
Эти изменчивые цветы
Могут от кашля исцелить.
(Медуница)
Я из семейства Орхидей,
Нет мест для меня милей, чем
В хвойных лесах, у озёр и рек.
Там проведу одиноко свой век.
(Калипсо луковичная)
Слушание музыки и просмотр слайдов
Воспитатель: А сейчас мы будем слушать музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» - «Апрель. «Подснежник» и смотреть замечательные весенние пейзажи русских художников.
Ребёнок:
А.Н.Майков
Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином...

Итог
Воспитатель: Почему в лесу мы не будем срывать цветы?
Воспитатель: Когда видите первоцветы в лесу, не срывайте их. Они занесены в Красную книгу. Все первоцветы можно вырастить у себя в саду. Существует много сортов, выведенных цветоводами.

Янв - 22 - 2014

Место работы, должность: — МБДОУ «Детский сад № 137″ г. Чебоксары

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Педагогика

Цель урока: —

1. Развивать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения — пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

4. Развивать мелкую моторику рук, развитие зрительно-моторной координации.

Краткое описание: — Ппластилинография. Воспитатель рассказывает сказку Г.Андерсона и дети выполняют лепную картинку с изображением первоцветов.

Ход

1. Организационная часть

Педагог.Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы. Попробуйте угадать, как они называются.

Первый вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети.Это подснежник.

Педагог. Верно. А кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети.Подснежник появляется из-под снега; он распускается, когда еще много снега; потому что он белый, как снег …

Педагог.А теперь послушайте сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему его так называют.

Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. Они говорили о светлом наземном мире, и вслед за ними сквозь снег пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу.

Кто там? Войдите! — сказал цветок.

Не могу! — сказал солнечный луч. — Мне никак не отворить дверь.

Подожди до лета, тогда я наберу силу.

А когда будет лето? — спросил цветок и повторял этот вопрос всякий раз, как новый солнечный луч пробивался под землю. Но до летней поры было еще далеко, повсюду лежал снег, и каждую ночь вода подергивалась ледком.

Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но пробиваться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:

Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся навстречу светлому солнечному миру.

Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

Прекрасный цветок! — пели солнечные лучи. — Как ты нежен и свеж!

Ты первый! Ты единственный! Любимый наш! Ты несешь в города и селения весть о лете, о теплом лете …

Ему было так радостно … Он стоял в бело-зеленом наряде и славил лето. Но до лета еще было далеко, тучи закрыли солнце, и подул резкий холодный ветер.

Рановато ты явился! — сказали Непогода и Ветер. — Мы еще покажем нашу силушку! Ты нас еще узнаешь! Сидел бы лучше дома и не выскакивал на улицу щеголять нарядами. Не пришла еще твоя пора!

И снова наступили холода. Потянулись хмурые дни без единого солнечного луча. Погода стояла такая, что маленькому цветку впору было промерзнуть насквозь. Но он и сам не знал, какой он сильный: ему прибавляли сил жизнерадостность и вера в то, что лето все равно придет … и так он стоял, исполненный любви, веры и надежды, в белом наряде на белом снегу, и склонял голову, когда густо падали снежные хлопья и дули ледяные ветры.

Ты сломаешься, — говорили они. — Замерзнешь, засохнешь! Что ты здесь искал? Зачем доверился солнечному лучу? Он обманул тебя. И поделом тебе, безумец. Эх ты, вестник лета!

Безумец! — повторил цветок, когда настало морозное утро.

Вестник лета! — обрадовались дети, которые вбежали в сад. -

Полюбуйтесь, какой он славный, какой красивый, самый первый, единственный!

И от этих слов цветку сделалось так хорошо, как от теплых солнечных лучей …

(Из сказки "Подснежник» г.-к Андерсена.)

Педагог. Теперь вы знаете, почему его называют подснежником — расти он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный! А еще его называют вестником весны. Кто увидит голубые или белые цветы подснежника, понимает, что весна пришла! А летом подснежник опять спрячется в своей луковке, что находится в земле, будет в ней отдыхать и набираться сил, чтобы перезимовать зиму и пораньше проснуться раннею весной.

Зрительная гимнастика « Весна»

От полуденных лучей

Упражнение

- «Жмурки»

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

- «Горизонтали»

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы

- «Вертикали»

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы

- «Расслабление»

Шумной стойкой кружатся.

- «Моргание»

Физкультминутка «Пришла Весна»:

Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый,

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежный,

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

Хлопки в ладоши.

Короткие взмахи руками-крыльями. Ходьба.

Приподнять повыше подбородок. Руки в стороны.

Приседания.

Прыжки.

Наклоны туловища.

Повороты влево-вправо.

Педагог.Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики, не думая о том, что в неволе они быстро завянут, потому что без своей луковички, подземной кладовой, которая их питает, цветы долго не проживут. Поэтому, чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать или выполнить лепную картинку с их изображением.

2. Практическая часть

1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие — в верхней части стебля.

Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два

лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая. Точно так же изобразить другие подснежники.

Разминка для пальчиков «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы.

Развести пальчики в стороны. Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.

Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести.

3. Итог

Педагог.Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. А вы можете не только рассказать о цветах, которые первыми появляются после долгой зимы, но и показать, как они выглядят, на своих картинках.

Файлы:
Размер файла: 7552 байт.

Наталья Бутузова
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы». Видео

Конспект интегрированного занятия по теме : «Первоцветы » .

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

Воспитатели : Бутузова Наталья Викторовна, Мишина Татьяна Викторовна, воспитатели МБДОУ №210 г. Кемерова

Виды детской деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

«Коммуникация» , «Познание» , «Музыка» , «Здоровье» , «Социализация» , «Безопасность» .

Программные задачи :

Образовательные : дать элементарные представления о первых весенних цветах , познакомить с подснежником «Сон-трава» , активизировать речь за счет прилагательных;

Развивающие : развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

Воспитательные : прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам , воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты :

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах ; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование :

Шапочки цветов, весенняя картина, пуфики, телевизор, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений : «Подснежник» П. Чайковского, «Шествие весны» Вивальди.

Предварительная работа :

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы » , прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда «Обучалка» в родительском уголке по теме «Первоцветы Кузбасса » .

Ход занятия:

Воспитатель : Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель :

Что это за волшебница приходит к нам? (весна)

Как вы догадались, что это весна?

Хотите послушать, как мягкой поступью идет по земле весна?

(Под музыку Вивальди «Шествие весны» пританцовывая, входит Весна.)

Весна : Здравствуйте, дети! Вы меня ждали?

Воспитатель : С чем ты, Весна, к нам пришла?

Составление описательного рассказа по картине.

(На картине нарисованы голубое небо и трава. По ходу работы на картину добавляют : солнце, ручей, деревья и кустарники, подснежники.)

Весна вывешивает картину :

Я пришла и принесла вам картину. Посмотрите какое на картине небо? (голубое, чистое, безоблачное)

-(прикрепляет солнце) Светит солнце! Какое оно? (лучезарное, яркое, теплое, нежное, игривое)

А трава то какая? (мягкая, шелковистая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…

На деревьях и кустарниках лопнули …почки и появились …листочки. Какие? (маленькие, липкие, беззащитные, светло-зеленые)

Бежит ручей! Какой? (быстрый, журчащий, звонкий, чистый, холодный)

И, конечно же, распустились первые весенние цветы ! Как их называют? (подснежники) А раз они первые цветы , то их еще называют первоцветами . Давайте правильно произнесем это слово. (хором ПЕРВОЦВЕТЫ )

А вы любите первоцветы ? За что?

Весна : Да, ребята, подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. И если внимательно прислушаться, то можно услышать, о чем они говорят.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы » .

(Выходят дети в шапочках и садятся на пуфики.)

Мать-и-мачеха

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – кантик. Я крепкий, здоровый, блестящий, на листьях у меня веснушки, а стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Поэтому не спорьте, самое замечательное растение –

Не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, кандык, самый умный и крепкий. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные. поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Ребята, хотите вместе со мной отправиться на полянку и побыть первоцветами , понежиться на весенним солнышке и потанцевать под музыку П. И. Чайковского, которая так и называется «Подснежник»

Физминутка в виде импровизированного танца.

Встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

-(После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Воспитатель :

Присядь, Весна, отдохни, да фильм о цветах посмотри.

(Подача нового материала. Знакомство с новым подснежником «Сон-трава» . Под тихую музыку автоматически сменяются слайды. Воспитатель комментирует.)