Болезни Военный билет Призыв

Библиотечный урок – экскурсия.«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья. Экскурсия в библиотеку для первых классов Отчет об экскурсии в школьную библиотеку первоклассников


Сценарий урока разработан для учащихся 5-х классов заведующей библиотечно-информационным центром ссш №73 Немченко Е. Н


Экскурсия в библиотеку для первых классов

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Николаевна, я заведующая школьной библиотекой.

Вот вы уже и первоклассники, ходите в школу. Нравится вам в нашей школе?

(Дети отвечают.)

Школа у нас большая, светлая. В ней есть много классных кабинетов, спортзалы, столовая, музыкальная школа. А еще есть библиотека. А кто знает, что такое библиотека?

(Дети отвечают.)

Слово « библиотека» состоит из двух слов. «Библио» - книга, «тека» - хранилище. Но на самом деле в библиотеке книги не просто хранятся, их можно читать в читальном зале, можно брать домой. А поскольку у нас в библиотеке дети читают, постольку здесь шуметь нельзя. Это первое правило библиотеки . Запомнили?

Книги на дом выдаются не все. Не выдаются справочники, словари, энциклопедии, газеты и журналы, а также книги, имеющиеся только в одном экземпляре. Эти книги можно читать в читальном зале. Остальные книги выдаются не дольше чем на две недели. Запомнили? Это второе правило библиотеки. А как вы думаете, почему нельзя держать у себя книжку дольше?

(Дети отвечают.)

Правильно, если все мы возьмем домой книги, и не будем возвращать их в библиотеку, то другим детям ничего не останется.

Третье правило библиотеки – книгу нужно беречь . Что значит беречь книгу?

Как нужно обращаться с книгой, и не только с книгой библиотечной? Мы сейчас рассмотрим с вами знаки, которые нам расскажут о том, что можно с книгой делать, а что нельзя. Как вы думаете, почему эта книга плачет?

(Дети отвечают.)

Правильно, книга плачет потому, что ее порисовали и сделали в ней надписи. В книгах нельзя рисовать и нельзя писать . Запомнили?

А почему плачет эта книга?

(Дети отвечают.)

Да, она плачет потому, что на нее упала яичница. Нельзя читать во время еды.

Помните об этом.

А что у этой книги не так?

(Дети отвечают.)

Согласна, эта книга плачет оттого, что у нее вырваны страницы. Нельзя загибать и вырывать страницы у книг.

Посмотрите, ребята, а эта книга убегает от воды. Как вы думаете, почему?

(Дети отвечают.)

А вот если вы попали под дождь, то нужно накрыться книгой, чтобы не промокнуть. Правда?

(Дети отвечают, у них разные варианты ответов.)

(Библиотекарь соглашается с правильными ответами детей.)

Книгу нельзя мочить потому, что бумага и клей, из которых сделана книга, боятся воды. Книга попросту портится.

Что же так расстроило эту несчастную книгу?

(Дети отвечают.)

Правильно, книга плачет оттого, что ее запачкали. Нельзя книгу пачкать. Бери книгу только чистыми руками.

А еще, ребята, храните свои книги так, чтобы их не смогли достать ваши младшие сестренки и братишки и виши домашние животные. Маленькие дети могут порисовать, либо порвать книгу. Ведь они еще не понимают ценности книги. А ваши кошки и собаки могут погрызть книги. Не бросайте книги, где попало , храните их на книжных полках. Запомнили?

Нельзя закладывать книги ручками, карандашами,

потому что у книги от этого разламывается корешок. Чем можно пользоваться для этого? (Дети отвечают.). Правильно, нужно пользоваться закладкой.

А эта книга почему такая довольная? Да потому, что она чистая, опрятная, в обложке, с закладкой.

А ваши учебники все в обложках, с закладками, подписаны и опрятны?

(Дети отвечают.)

Кто еще не позаботился о своих учебниках, нужно срочно это сделать. Договорились?
А теперь мы с вами поиграем. Согласны? Проверим, насколько вы внимательны.

Это я, это я, это все мои друзья!

Если вы не согласны со мной, то вы молчите и хлопаете в ладоши. Все понятно?


  1. Кто расправил грудь и плечи,
рад сегодня нашей встрече?

  1. Кто отныне и навеки
верный друг библиотеки?

  1. Кто, скажите, целый год
свой учебник бережет?

  1. Кто, скажите, без сомнений,
не любит сказок и стихотворений?

  1. Кто, скажите, без подсказки
малышам читает сказки?
6. Кто слыхал, что глухари

изучают Буквари?


  1. Кто из вас, хоть в кои веки,
книги все возьмет в аптеке?

  1. Кто из вас идет вперед
только там, где переход?

  1. Кто летит вперед так скоро,
что не видит светофора?

  1. Знает кто, что красный свет
– это значит: хода нет.
Молодцы, ребята. Кто – то из вас был внимательным, кто – то не очень. Но все очень старались. Отдохнули?

Теперь вернемся к правилам нашей библиотеки. Выбрав книгу, вы обязаны дать ее библиотекарю. Библиотекарь запишет данные о книге в ваш читательский формуляр,

вы за нее распишетесь, и только после этого вы можете брать книгу домой. Возвращаете книгу только библиотекарю. Библиотекарь обязательно делает отметку о возврате книги в вашем читательском формуляре. Запомнили?

Библиотечные книги нельзя терять . Если вдруг такое случится, вы должны будете заменить книгу другой нужной библиотеке книгой. А почему нельзя терять библиотечные книги?

(Дети отвечают.)

Правильно, если мы растеряем все книги, то в библиотеке ничего не останется.

И последнее правило – в библиотеке нужно поддерживать порядок.

Что это значит? Не разбрасывайте книги на полках, не нарушайте порядок расстановки книг на стеллажах, не заходите в библиотеку в грязной обуви. Ведь в нашей библиотеке должно быть не только тихо, но и чисто, и красиво. Согласны?

(Дети отвечают.)
А теперь мы вместе даем торжественное обещание читателя. Если вы согласны с тем, что я буду говорить, после каждого куплета вы произносите:

Обещаем!

Все понятно?

Обещаем не лениться,

Добросовестно трудиться,

Чтобы многое узнать.
-Обещаем!
Обещаем в гости к книге

Мы почаще заходить,

Страниц не рвать, листы не пачкать,

Лучшим другом книге быть.
-Обещаем!
Обещаем долго-долго

Этой дружбой дорожить,

И те знанья, что получим,

Все в двенадцать превратить.
-Обещаем!

А теперь вы можете выбрать для себя книгу. Шкафы с книгами для вас расположены возле рабочего места библиотекаря Ларисы Дмитриевны. Не забудьте дать книгу библиотекарю для отметки выдачи и не забудьте расписаться в формуляре. Надеемся, что все вы будете нашими постоянными читателями. Всего вам доброго. До свидания.

Сценарий первой экскурсии в библиотеку

для учеников 1 класса.

Первое посещение библиотеки.

Цели: познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека.

Задачи: объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке, развитие интереса к книге и чтению, воспитание культуры чтения.

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей библиотеки.

Библиотекарь.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

Библиотекарь:
Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна?

Дети : В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно брать, рассматривать, читать.

Библиотекарь : Совершенно верно.
А, давайте вспомним, что такое библиотека. В слове "библиотека" первая часть "библио" – означает "книга", а "тека" – "хранилище". Что получилось?

Дети: Хранилище книг.

Библиотекарь : И так ребята, добро пожаловать в книжкин дом.

С наружи смотришь-

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай! (Библиотека)

Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната – библиотека? В нашей библиотеке книги хранятся на специальных открытых полках – стеллажах. Отгадайте, сколько здесь книг?

(Ответы детей.)
Библиотекарь: В нашей библиотеке более тысячи книг. Но это не так много. Мы ведь в сельской библиотеке. Когда вы закончите школу и будете учиться дальше вы пойдете в городскую библиотеку. Там еще больше книг. Посмотрите, какие существуют огромные библиотеки!

(Библиотекарь демонстрирует презентацию «Библиотеки мира».)

Библиотекарь: Книги в библиотеке располагаются по алфавиту, по фамилиям авторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква алфавита, а какая последняя?

Дети : "А" и "Я".

Библиотекарь : А давайте найдем книгу

Библиотекарь: Какие вы молодцы: первый раз в библиотеке, а смогли сразу найти книгу.

Правила обращения с книгой:

1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

Основные правила чтения:

- Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

- Книгу надо дочитывать до конца.

- Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

- Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

- Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился... (Колобок.)

У отца был мальчик странный,

Необычный - деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Буратино.)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной … (Туфелька.)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор... (Айболит.)

    А дорога далека

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

    Нет ни речки, ни пруда –

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца!

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

Библиотекарь , Баба Яга.

Биб.: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку. А знаете, в нашей библиотеке водятся чудеса. Я сейчас вас с ними познакомлю. Но сначала послушайте сказку.

Библиотекарь берёт книгу сказок, открывает её и читает.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение.
Сказано – сделано. Словно из-под земли выросла библиотека. В её залах стали жить книги. Здесь были и взрослые: энциклопедии, романы, повести и весёлые детские книжки: сказки, рассказы, стихи. И стали приходить в библиотеку мальчишки и девчонки, их папы и мамы, бабушки и дедушки. Они брали книги домой, чтобы их читать. А для того, чтобы помогать детям и взрослым правильно выбирать книги, в библиотеке появились специальные люди – библиотекари. Стали книги жить весело, интересно и запели:
В библиотеке сельской
Мы славно заживём!
Мы в гости в дом чудесный
Тебя, читатель, ждём!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»

Слышится шум, грохот, крик. Выбегает Баба Яга.

БЯ: Это библиотека?
Биб.: Да, библиотека.
БЯ: Ну, тогда я правильно пришла! Давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Биб.: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь ты в нашу библиотеку не записана, и даже не представилась.
БЯ: А вы разве меня не узнали? (к детям) Ребята, вы знаете, кот я такая? (Ответы детей)
Биб.: Ну, вообще-то мы с ребятами сразу догадались, что ты Баба Яга. Ведь ты зашла сюда и даже не поздоровалась.
БЯ: Ой, и правда.
Подбегает к ребятам и начинает с каждым здороваться за руку, называя своё имя.

Биб.: Баба Яга! Разве так здороваются! У тебя же рук не хватит со всеми поздороваться.
БЯ: А как надо?
Биб.: Ребята, как Баба Яга должна поздороваться? (Ответы детей)
БЯ: А-а-а, поняла. (громко) Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)
Биб.: Вот теперь другое дело.
БЯ: Да я просто забыла, что надо поздороваться. Я ведь так спешила. Мне моя подружка, сорока настрекотала, что к вам сегодня придёт много читадетей.
Биб.: Кого – кого?
БЯ: Читадети. Ну, разве непонятно. Ведь они же читают книжки , значит читадети.
Биб.: Да, Баба Яга, ты это оригинально придумала, вот только правильно их будет называть читателями. Кстати, ты знаешь, что означает слово «библиотека»?
БЯ: Нет.
Биб.: Давайте, ребята, мы ей расскажем. Так вот, слово «библиотека » состоит из двух слов «библио» – книга, «тека» – хранение.
БЯ: (разочаровано) Так значит, здесь книги только хранятся? А я хотела у вас целую кучу книг взять.
Биб.: Что значит целую кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
БЯ: Нет, что ты, я их очень люблю и уважаю. А если ты боишься, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть. (показывает авоську)
Биб.: Ну, кто же в таких авоськах книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорила о том, что хотела бы взять книги домой почитать, то скажи мне, ты знаешь, где книги выбирать?
БЯ: (задумчиво оглядываясь) Ну-у-у-у, наверно везде. (показывает в разные стороны руками) Там, там и там.
Биб.: Значит не знаешь. Сейчас я тебе расскажу.

Библиотекарь рассказывает о том, где в библиотеке находятся книги для взрослых и детей.

БЯ: Как интересно. А сколько в библиотеке книг?
Биб.: Очень много, девять тысяч.
БЯ: Ничего себе! Да я ж столько не унесу.
Биб.: Баба Яга, да тебе столько книг никто и не даст. Ведь у нас читатели берут только по пять книг. И прочитать эти книги они должны за 10 дней.
БЯ: Да я за 10 дней не успею прочитать книги.
Биб.: Это не беда. Если ты не успеешь прочитать за 10 дней взятые домой книги, ты можешь или прийти в библиотеку или позвонить по телефону и продлить книгу, т.е. взять её ещё на 10 дней.
БЯ: А у тебя в библиотеке есть любые книги, на любой вкус?
Биб.: Конечно!
БЯ: Значит у тебя и циклопедии есть?
Биб.: Что, что?
БЯ: Циклопедии. Ну, книги такие огромные, которые циклопы читают.
Биб.: Ты имеешь в виду сказочных одноглазых великанов?
БЯ: Ага.
Биб.: Я вообще-то не знаю, что читали циклопы и читали ли они вообще, но, может быть, ты спрашиваешь об энциклопедиях?
БЯ: А они большие?
Биб.: Есть и большие, и поменьше. Но самое главное они хранят в себе много полезной информации. Поэтому эти книги, как и многие другие, наиболее востребованные, хранятся в читальном зале. Это значит, что их можно читать только в библиотеке.

Библиотекарь показывает, где расположены энциклопедии, рассказывает о самых интересных детских энциклопедиях, показывает их.

Биб.: В этих энциклопедиях можно найти ответы на любые вопросы.
БЯ: А, я поняла! Это «Кудакалки», «Чтокалки» и «Ктокалки».
Биб.: Ну, ты Баба Яга и придумала. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей библиотеке есть замечательная детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». В этой энциклопедии есть сведения о разных планетах, об известных писателях, о литературных героях, о странах мира, о животных, о растениях, о достижениях науки и техники, и о многом другом.
А ещё у нас есть интересная детская энциклопедия «Где растёт? Что едят?». В этой энциклопедии есть раздел «Сказочная деревня», в котором перечислены сказки о животных. И сейчас я вам буду читать о чём сказка, а вы, ребята, должны угадать, что это за сказка.

Игра «Сказочная деревня».

1. «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».
(«Три поросёнка»)
2. «У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».
(«Курочка Ряба»)
3. «Был у одного хозяина осёл, и много лет таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей».
(«Бременские музыканты»)
4. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».
(«Кот в сапогах»)
5. «Случилось это давным-давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым…»
(«Гадкий утёнок»)

После игры Баба Яга подходит к стеллажу с журналами.

БЯ: А это что за книги такие?
Биб.: Это не книги . Ребята, скажите, что это такое? (Ответы детей) Правильно, ребята, это журналы.

Библиотекарь рассказывает о том, какие журналы для детей выписывает библиотека.

Биб.: А ты Баба Яга своими руками что-нибудь делать любишь?
БЯ: Да я вообще всё своими руками делаю: и шью, и вышиваю, и детей в печке запекаю. Э-э-э, вообще-то это я раньше детей в печке запекала, а теперь добрая стала, детей полюбила, поэтому больше так не поступаю. Не бойтесь, ребята.
Биб.: Ну, раз так, то я советую тебе взять журнал «Коллекция идей», в нём ты найдёшь много интересных поделок.
БЯ: Обязательно возьму!
Биб.: А вообще, Баба Яга, ты какие книги хотела в библиотеке взять?
БЯ: Сказки! Я очень сказки люблю. Я их уже столько перечитала! И ещё почитать хочу.
Биб.: Ну вот я сейчас и проверю, внимательно ли ты сказки читаешь! А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? (Ответы детей) Тогда вы сможете помочь Бабе Яге отгадать загадки о сказочных героях.

Викторина «Загадки о сказочных героях».

1. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Золушка
2. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка

4. Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка
5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина

6. Черепахе 300 лет
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
Тартила

7. Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
Карлсон

8. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

9. Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне - перед, к лесу - зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ….
Баба Яга

10. У этого героя
Дружок есть - Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, -

Винни – Пух

Биб.: Молодец, Баба Яга! Спасибо, ребята, за то, что Бабе Яге помогли загадки отгадать. А теперь Баба Яга можешь выбрать книгу.
БЯ: Ура!
Баба Яга начинает бегать, перебирать, хватать книги, переставлять их с места на место.

Биб.: Стоп! Подожди, Баба Яга!
БЯ: Что такое?
Биб.: Ты неправильно книги выбираешь. Если ты взяла книгу, но не захотела брать её домой, то нужно поставить эту книгу обратно, на то самое место, откуда ты её взяла.
БЯ: Ой, ну подумаешь… И какая разница, куда её поставить.
Биб.: Да, нет, Баба Яга, очень большая. Вот представь себе: каждый из ребят, сидящих здесь, живёт на своей улице, в своём доме, в своей квартире, а ты возьмешь и отведёшь их по чужим адресам: Сашу – по Максимкиному адресу, а Свету – по Алешиному. Как ты думаешь, Баба Яга, что тогда получится?
БЯ: Ой, это какая-то великая перепутаница.
Биб.: И действительно, наверное, это никому не понравится: ни родителям, ни самим ребятам. Правда, ребята? Так что, запомни, Баба Яга, что существует целая система расстановки книг в библиотеке, чтобы их можно было легко и быстро найти.
БЯ: А-а-а. Поняла. Книжки – это жильцы большого дома и прописаны они по своим адресам.
Биб.: Верно, Баба Яга, вижу, ты всё правильно поняла. А я вот как раз для ребят одну интересную игру придумала.

Конкурс «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т.е. найти нужный адрес книги.
1. «Принцесса на горошине» – горох.
2. «Винни – Пух и все-все-все» – бочонок меда.
3. «Золушка» – хрустальная туфелька.
4. «Кот в сапогах» – сапог.
6. «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем.
7. «Колобок» – колобок.

Биб.: Молодцы, ребята! А сейчас, Баба Яга, выбери, наконец, книгу.
БЯ: (осторожно, аккуратно и неторопливо выбирает) Конечно, конечно, уж я так выберу, так выберу. (берёт самую новую и красивую книгу) Вот, эту книгу хочу взять.
Биб.: Хорошо Баба Яга, ты интересную книгу выбрала, новую, красивую. А вот, ребята, если вам в руки попадёт потрёпанная, не очень новая книга, разве вы откажетесь её прочитать? (ответы детей) Потрёпанная книга может оказаться интереснее, чем новая, а потрепана она так потому, что много детей её прочитали. Но с книгами нужно аккуратно обращаться, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой.
Баба Яга, вот если ты не дочитаешь книгу до конца, то как запомнишь то место, где закончила читать?
БЯ: Загну страницу книги и всё.
Биб.? Ну, что вы на это, ребята, скажете? (Ответы детей) Конечно, надо воспользоваться закладкой. В качестве закладки можно использовать любой листочек, а можно купить в магазине специальную закладку.
А как ты, Баба Яга, будешь страницы книги листать.
БЯ: А вот так! (начинает плевать на пальцы)
Биб.: (выхватывает книгу из рук Бабы Яги) Нет, нет, Баба Яга, так страницы книги листать нельзя!
БЯ: А чего?
Биб.: Перелистывать страницы книги надо аккуратно. (показывает, как это надо делать) А если ты, Баба Яга, будешь листать их мокрыми руками, то они запачкаются и некрасиво загнуться.
БЯ: А, поняла, поняла!
Биб.: А как ты думаешь, Баба Яга, можно в книгах рисовать, писать?
БЯ: Ха, конечно можно! Я всегда кому-нибудь усы или очки пририсовываю.
Биб.: Нет, Баба Яга, ты опять не права. В книге нельзя рисовать и писать. Ведь если ты пририсуешь герою усы, то ребята, которые будут читать эту книгу после тебя, не смогут понять что это за герой.
БЯ: (обижено) Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут ещё другие правила пользования книгой.

Ребята с помощью библиотекаря рассказывают Бабе Яге о том, что книги нужно носить в пакете, не трогать её грязными руками, нельзя бросать, рвать, нужно держать её подальше от домашних животных.

Биб.: А самое главное, Баба Яга, книги нужно вовремя возвращать в библиотеку.
И теперь, когда ты, знаешь всё про библиотеку и усвоила правила пользования книгой, ты становишься читателем нашей библиотеки. Я заведу на твоё имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке. (демонстрирует формуляр)
А вам, ребята, для того, чтобы стать читателями библиотеки, нужно прийти с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, старшим братом или сестрой.
БЯ: Вспомнила! Я ведь, когда по лесу шла, набрела на денежное дерево. На нём висели денежки, я их собрала и принесла ребятам.
Баба Яга раздаёт шоколадные монетки участникам мероприятия.
БЯ: Ну, ладно, книгу я выбрала, пойду теперь домой. До свидания, ребята! (уходит)
Биб.: Наша экскурсия по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть однажды на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.

Первое посещение библиотеки

Сценарий экскурсии в школьную библиотеку для 1 класса

Цели: познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека, абонемент, «читальный зал», записать первоклассников в библиотеку.

Задачи: объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в

библиотеке, развитие интереса к книге и чтению, воспитание культуры чтения.

Здравствуйте, первоклассники! Вы еще не закончили изучать азбуку, но уже научились читать и сегодня все вы станете читателями нашей школьной библиотеки.

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

Экскурсия начинается с вопроса: что такое библиотека? (Дом, где живут книги).

Снаружи смотришь-

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай! (Библиотека)

Зачем людям нужна библиотека?

Кто на все вопросы мне ответит?

Кто расскажет про дела вокруг?

Да, такой волшебник есть на свете:

Книга – лучший спутник мой и друг.

Как стать читателем библиотеки?

Отделы библиотеки:

Абонемент.

Помещение, где выдаются книги на дом, называется абонементом. Сюда вы можете прийти и записаться в библиотеку. Книги на абонементе выбирают с полок открытого доступа. Книги расставлены по темам или по алфавиту.

Какие книги «живут» в библиотеке?

Серьезные, учебные,

Веселые, волшебные,

Короткие и длинные,

Новые, старинные,

Про море и про лес,

С картинками и без.

Познакомить с книгами, разложенными по тематике, рассказать о расстановке книг.

Читальный зал.

Это помещение, где книги на дом не выдаются. Почему? Потому что есть такие книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. Это справочники, словари, энциклопедии и другие книги, которыми часто пользуются читатели. Этими книгами можно пользоваться только в помещении библиотеки, поэтому в читальном зале есть столы для работы.

В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать.

Кому принадлежат книги в библиотеке, как можно пользоваться библиотечными книгами? (Можно взять книги на определенный срок).

Правила обращения с книгой:

1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

Будем с книгою дружить.

В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят.

Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай!

Она откроет мир большой,

А если сделаешь больной

Ты книжку навсегда

Страницы замолчат тогда.

Но есть, ребята в нашей школе

Ох, этот пятиклассник Толя, -

Страницу вырвал он, и вот

Уже летает самолет.

И симпатичная Лариса

Из книги рвет страницу,

Чтоб завернуть свой пирожок:

Что ж ты наделала, дружок.

Рисует Ваня неустанно –

Художником, наверно, станет.

Вот краски у него, как птицы,

Расселись вдруг по всей странице.

Картинка приглянулась Юле –

Умело ножницы стригнули,

И пусть осталась половинка,

Зато у Юли есть картинка.

Тут собрались больные книжки:

Что делать с девочкой, с мальчишкой?

Решили твердо – наказать!

Им больше книжек не давать! Так появились двойки в школе,

И скука дома. Мальчик Толя, Ванятка, Юленька с Ларисой

Вернули книгам все страницы. Как видно, поняли ребятки,

Что поступили очень гадко, И хором говорят: «Простите!»

Вы этого не повторите? Нет, будем книгой дорожить

И с книгою всегда дружить!

Показать книги в разной степени сохранности.

Почему так произошло?

Как можно отремонтировать книгу? Сделать закладку?

Говорить не говорит,

Слышать не слышит,

А все знает

И нам объясняет. (Книга)

У стены большой и важный –

Дом стоит многоэтажный,

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже! (Книжный шкаф)

Я всё знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться. (Книга)

Черные, кривые,

От рождения немые.

А как только встанут в ряд,

Сразу вдруг заговорят. (Буквы)

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Я загадала вам несколько загадок, и все они посвящены книге, чтению. Потому что книги имеют большое значение в жизни человека.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете,

Пусть книги друзьями приходят в дома:

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Основные правила чтения:

Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

Книгу надо дочитывать до конца.

Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

Записать детей в библиотеку. Выдать книги.

Уточнить срок возврата книг.