Болезни Военный билет Призыв

Благотворительный фонд дети вместо цветов. Благотворительная акция «Дети вместо цветов. Благотворительный фонд имени Ани Чижовой

Главная христианская святыня Ларнаки - церковь св. Лазаря (Agios Lazaros) - находится на площади Агиу Лазару (pi. Agiou Lazarou) в двух кварталах к западу от набережной. Это место почитаемо христианами всего мира: здесь находится гробница и часть мощей св. Лазаря Четверодневного, епископа Китийского - того самого, которого Христос воскресил из мертвых спустя четыре дня после кончины.

Воскрешение Лазаря

Иисус Христос любил Лазаря и называл его своим другом. Он часто бывал в доме его сестер Марии и Марфы в небольшом селении в Вифании. Когда Лазарь умер, Иисус с учениками находился в Иудее. Почувствовав смерть друга, он сказал ученикам: «Лазарь, друг наш; уснул, но я иду разбудить его» (Ин 11:14). И они отправились в Вифанию, где нашли пещеру, в которой был похоронен Лазарь. Далее Евангелие от Иоанна повествует следующее: «Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит: ибо четыре дня; как он во гробе. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу Божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него. А некоторые из них пошли к фарисеям и сказали им, что сделал Иисус» (Ин 11:39-46). Воскрешенный Лазарь прожил еще три десятка лет, проповедуя Слово Божие. А на Кипре он оказался потому, что после воскрешения стал гоним на своей родине.

Святой Лазарь - епископ Цитиума (Ларнаки)

Воскрешение Лазаря в Вифании возмутило иудейских первосвященников и фарисеев. Они жаждали его смерти, чтобы уничтожить живое свидетельство чудотворной силы Христа. Согласно одной из версий, Лазарь был отведен на морское побережье у Яффы, посажен в лодку без весел и отдан на волю волн. Божественным произ-волением лодку течение прибило к южному берегу Кипра, недале-ко от Цитиума (так при римлянах называлась Ларнака). По другой версии св. Лазарь, спасаясь от расправы, вынужден был бежать и вместе с учеником Господним Максимином и св. Келидонием, слепым, исцеленным Христом, отправился на Кипр, до которого от Палестины всего 105 километров.

Эти события произошли в 33 году. А через 12 лет, во время Первого миссионерского путешествия, апостол Павел и апостол Варнава, проповедуя на Кипре, посетили Цитиум. Здесь они встретили св. Лазаря и рукоположили его в епископы Цитиума. Возможно также, что в сан епископа он был возведен позже, в 46 году, апостолами Варнавой и Марком, когда они после размолвки с апостолом Павлом вернулись на Кипр.

В течение 18 лет (45 - 63 гг. н.э.) св. Лазарь был первым епископом Цитиума. С его пребыванием на Кипре связаны различные предания. По одному из них после воскрешения св. Лазарь никогда не улыбался. И только однажды заметив, что кто-то крадет горошек, улыбнулся и сказал: «Глина крадет глину».

Согласно другому преданию - «Сказанию о Земной жизни Пресвятой Богородицы», изданному в XIX веке русским монастырем св. Пантелеймона на Святой Горе Афон в Греции, Пресвятая Богородица по просьбе св. Лазаря посетила Кипр. Св. Лазарь, говорит предание, очень хотел увидеть Богородицу, но опасаясь расправы, не мог вернуться в Палестину и был вынужден остаться на острове. Божия Матерь решила сама побывать у Лазаря и, покинув пределы Палестины, в сопровождении апостола Иоанна Богослова и других спутников отправилась в путешествие по Средиземному морю. «Уже немного оставалось пути до Кипра, как вдруг подул сильный противный ветер^ и корабельщики, при всех усилиях и искусстве, не могли справиться с кораблем. Ветер, крепчая, перешел в бурю; и корабль, не кушаясь земного кормчего, отдался указанию перста Божия и понесся I в сторону от Кипра. Увлеченный силою бури в Эгейское море, он быстро I промчался между многочисленными островами архипелага и без повреждения и малейших потерь пристал у берегов Афонской горы. Когда корабль приблизился к Святой Горе, языческие храмы рухнули, а идолы возвестили о прибытии на Афон Богородицы. Все, кто видел это чудо, уверовали и приняли христианство, а Афон с тех пор стал земным уделом Богородицы».

На обратном пути в Иерусалим Божия Матерь исполнила просьбу св. Лазаря посетить Кипр и благословила созданную апостолами местную Церковь.

После кончины, последовавшей в 63 году, св. Лазарь был погребен в городском некрополе, позже получившем название «Ларнакс» - что в переводе с греческого языка означает «гроб, саркофаг». Надпись на мраморной гробнице святого гласила: «Четверодневный Лазарь, друг Христов». Могила св. Лазаря издревле почиталась христианами. В раннехристианский период над ней была построена маленькая часовня.


Обретение мощей святого Лазаря

Через несколько столетий часовня разрушилась, и местонахождение гробницы св. Лазаря и его мощей было утрачено.

Мраморный саркофаг с мощами был обнаружен в 890 году при проведении строительных работ на месте античного некрополя Ларнаки. Византийский император Лев VI Мудрый приказал доставить мощи в Константинополь, разрешив оставить на месте саркофаг. Это было обычным делом - византийские императоры собирали в столице мощи всех важнейших святых. Но жители Цитиума оставили в городе небольшую часть мощей. Впрочем, некоторые историки до сих пор отрицают это.

В Константинополе святыня хранилась в серебряной раке в храме св. Лазаря, возведенном еще до обретения мощей императором Василием I Македонянином (877 - 886 гг.).

Дата переноса мощей праведного Лазаря в Константинополь стала праздничным днем в церковном календаре: его память празднуется 30 октября (по новому стилю). После разграбления Константинополя в 1204 году крестоносцы вывезли «константинопольскую» часть мощей в Марсель.

Церковь святого Лазаря

Император Лев VI Мудрый в 890 году выделил средства на строительство нового храма над местом обретения мощей св. Лазаря. В возведенной церкви сохранялась гробница и часть мощей святого.

Первоначально церковь св. Лазаря представляла собой трехнефную, трехкупольную базилику, построенную в классическом византийском стиле. Но впоследствии она неоднократно перестраивалась: купола церкви несколько раз разрушались землетрясениями и затем отстраивались по новым проектам.

В период венецианского правления церковь принадлежала монастырю монашеского Ордена бенедиктинцев, о чем сегодня у северного входа в храм напоминает пятикрестная эмблема - так называемый «Иерусалимский крест», а в небольшой часовне, примыкающей к алтарю, до сих пор сохранившийся маленький католический алтарь.

После захвата Кипра турками в 1571 году, когда города острова грабились и разрушались захватчиками, а многие христианские святыни либо вывозились, либо прятались местными жителями в укромных местах, хранившаяся в Ларнаке часть мощей св. Лазаря на долгое время бесследно исчезла. Сам храм св. Лазаря при оттоманском правлении был превращен в мечеть, и три главы, венчавшие его, полностью разобраны. Но в 1589 году православные христиане выкупили храм св. Лазаря у турок. В этом не было ничего необычного: таким способом в период османского владычества Кипрской Церкви удалось вернуть многие храмы и монастыри.

Пока храм св. Лазаря находился на окраине города, то он функционировал как монастырь. Но к началу XVIII века город разросся, и церковь, оказавшись в его черте, становится православным кафедральным собором Ларнаки. За весь период турецкого владычества она была единственной на Кипре церковью, где был разрешен колокольный звон. При этом за неимением колокольни (их строить турки разрешили только в 1856 году) колокола были прикреплены к деревянным столбам, стоящим на постаментах.

Русский путешественник В. Григорович-Барский во время своего пребывания на Кипре и посещении церкви св. Лазаря в 1727 году описывает ее как огромный, высокий храм, сооруженный на большие деньги, «как какой-нибудь царский дворец». Барский пишет, что в храме под алтарем в небольшой пещере находится гробница, в которой ранее хранились мощи св. Лазаря. Где были сами мощи в это время, он выяснить не смог, но отметил, что эта гробница в большом почете у христиан.

В. Григорович-Барский сделал и зарисовки церкви св. Лазаря. Как мы уже говорили, его рисунки кипрских церквей - золотой фонд для современных реставраторов. Но, к сожалению, церковь св. Лазаря на этих рисунках изображена уже в своем нынешнем виде. Незадолго до его посещения церковь была перестроена и отреставрирована. С юга к ней пристроили большую открытую галерею. А четырехъярусная колокольня у юго-восточной стены церкви была возведена уже в 1857 году.

Несмотря на поздние перестройки, сегодня церковь св. Лазаря представляет собой один из наиболее ярких образцов византийской архитектуры на Кипре.

Главное украшение интерьера церкви - многоярусный резной деревянный иконостас, выполненный в XVIII веке, один из самых впечатляющих образцов резьбы по дереву на Кипре. Работа над изготовлением иконостаса заняла у выдающегося кипрского мастера Хаджисавваса Талиадороса девять лет - с 1773 по 1782 годы. 120 икон для иконостаса были написаны в 1793 - 1797 годах.

Необходимо отметить также несколько замечательных икон в храме св. Лазаря. На правой колонне у южного входа висит великолепная икона «ХрИстос воскрешает Лазаря». На северном столпе в центре храма находится написанная в XVIII веке в России икона Божией Матери «Одигитрия».

На южной стене храма, у самой алтарной преграды, висит большая, очень хорошего письма икона - Лазарь в сане епископа Китийского. Он изображен на ней в епископском кресле, по бокам - его сестры Мария и Марфа.

В 1972 году, когда шли реставрационные работы, в пещере под алтарем, под тем самым пустым саркофагом, который, возможно, имел в виду В. Григорович-Барский, был найден другой саркофаг, в котором сохранилась часть мощей св. Лазаря. Для мощей был специально изготовлен позолоченный серебряный ковчег в виде архиерейской митры и устроена резная позолоченная рака (гробница) с сенью и небольшим византийским куполом, увенчанным крестом. Сегодня мощи св. Лазаря выставлены для всеобщего поклонения в центре храма у южной колонны.

Вход в подземную часть храма к гробнице св. Лазаря находится в южной части солеи. Несколько каменных ступеней ведут в невысокую полутемную подалтарную часть, перекрытую современным бетонным сводом. Здесь стоят два каменных саркофага, в одном из них находились мощи св. Лазаря. На его восточной стороне и сегодня можно разобрать надпись «Друга» греческими буквами.

У восточной стены при входе в подземное помещение течет святой источник.

В благодарность за исцеление к гробнице и иконе св. Лазаря в храме приносят отлитые из воска фигурки людей и частей тела. Купить свечи можно на соседней улице в свечной мастерской, к северо-востоку от храма св. Лазаря. В ней изготавливают восковые фигурки и свечи: от обычных до огромных, праздничных, высотой более метра и несколько сантиметров в диаметре.

Византийский музей церкви святого Лазаря

Слева от храма, в помещениях бывшего монастыря, расположен небольшой церковный музей, посвященный многовековой истории храма. В его экспозиции представлены древние иконы, церковные облачения и утварь. Здесь хранится редкий образ св. Лазаря, написанный в XII веке, и где святой изображен в архиерейском облачении. На другой древней иконе, сильно пострадавшей от пожара, чудесным образом сохранилось I изображение св. Лазаря, правой рукой благословляющего императора, а в левой держащего Евангелие.

Справа от храма находится небольшой церковный магазин. Здесь кроме традиционного, коммерческого набора икон и сувениров можно купить уникальный диск с записью кипрской духовной музыки, сделанной в храме св. Лазаря.

Церковь св. Лазаря сыграла значительную роль в социальной жизни Ларнаки. С XVIII века до середины XX века она являлась религиозным, национальным и образовательным центром города. Как пишет кипрский историк Н. Кириазис в книге «Город Ларнака в свете исторических документов»: «Не многие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность, какую явила церковь св. Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся». Столетиями посещение этой церкви было обязательной частью паломничества на Святую землю. Об этом свидетельствуют как многочисленные средневековые источники, так и католический монастырь Терра Санта в Ларнаке, основанный специально для паломников.

Храм св. Лазаря и сегодня важнейший духовный центр города. Крещения и бракосочетания наполнены здесь особым значением. Каждый приходящий ощущает себя в нем частью православной культуры.

При церкви действует Русский Православный центр.

Св. Лазарь считается покровителем Ларнаки. В субботу накануне Вербного воскресенья город празднует Воскресение Лазаря. По улицам города следует Крестный ход, участники которого несут иконы святого.

Церковь Святого Лазаря — это православный храм в городе Ларнака Республики Кипр. Церковь основана в IX веке, сегодня является действующим храмом, в котором хранится ценная реликвия — гробница с частицами мощей Святого Лазаря, воскрешенного Иисусом Христом.

Пышный и величественный храм выполнен в раннехристианском стиле и представляет довольно редкий архитектурный стиль. Кроме него, на Кипре есть еще один трехкупольный храм — церковь монастыря святого Варнавы , большинство других храмов — многокупольные. С XVIII до середины XX века церковь выполняла важную роль и имела огромное значение для жителей: являлась религиозным, национальным, образовательным и общественным центром Ларнаки. По историческим сведениям, церковь основывала и содержала публичные школы, больницы, помогала бедным, защищала интересы граждан.

Часы работы церкви Святого Лазаря

Часы для посещения церкви зависят от сезона:

  • 1 марта — 31 октября. Понедельник-суббота: с 08:00 до 18:30, воскресенье, 06:30—12:30, 15:30—18:30.
  • 1 ноября — 29 февраля. Понедельник-суббота: с 08:00 до 12:30, с 14:30 до 17:30, воскресенье, 06:30—12:30, 15:30—17:30.

На официальном сайте церкви можно ознакомиться с расписанием богослужений. Дополнительно указана информация о том, какие святые почитаются в каждый день службы. Общее время утренних богослужений — в 06:30, а время вечерней службы меняется каждый месяц.

Путешественникам из России стоит иметь в виду, что русский православный образовательный центр организует бесплатные экскурсии по вторникам и субботам с мая до конца октября, сбор — в 9 утра у входа в храм.

История церкви

Церковь построена на месте гробницы Святого Лазаря, который был первым епископом Китийским. Его также называют другом Христовым за дружбу Иисуса с семьей Лазаря, проживавшей в Вифании — городе возле Иерусалима. Однажды сестры Лазаря сообщили Христу о смертельной болезни брата. Иисус добрался до Вифании спустя четыре дня после похорон Лазаря и воскресил его. Приблизительно в 33 году н. э. Лазарь был вынужден уехать из родного города, так как после чуда воскрешения многие последовали за Христом, что не нравилось иудеям. После гонения Лазарь прибыл в Китион (древний город Ларнаки) на Кипр. Апостолы Павел и Варнава, проповедавшие христианство на острове, произвели его в сан епископа Китийского. Здесь он творил добрые дела, а после его смерти на месте могилы возвели византийский храм.

В древние времена в Ларнаке поддерживалась традиция, когда в день Святого Лазаря (суббота накануне вербного воскресенья) группа детей с Лазоревой песней и с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей. Мальчик, который шел впереди, представлял Святого Лазаря. На нем были украшения из цветов — маков и желтых маргариток, которые на Кипре называют «Лазарос». Во дворе храма в этот день проходила церемония, изображающая воскресение Лазаря.

В 890 году мощи Святого Лазаря были впервые обнаружены в могиле, находившейся в церкви Ларнаки. Реликвию доставили в Константинополь, а империя выделили деньги на возведение нового храма на этом месте. Позднее крестоносцы вывезли мощи из города в Европу.

Во времена франкского периода (1191—1571 гг.) из церкви сделали римско-католический монастырь. В 1589 году храм передан православной церкви, за то пришлось заплатить 3000 серебром.

В 1750 году проведены реставрационные работы и возведена сохранившаяся до наших дней аркада на южной стороне храма. В 1857 году в храме построили колокольню.

Во время реставрации храма в 1972 году здесь были найдены частицы мощей Святого Лазаря, к которым теперь может приложиться любой желающий — они размещены возле алтаря.

Из церкви можно спуститься вниз в склеп с гробницами и умыться святой водой. Сейчас в церкви работает музей с различными реликвиями: церковными книгами, иконами, одеяниями. За вход в музей нужно будет заплатить 1 евро.

Архитектурный стиль

Церковь построена из камня, имеет три нефа, на среднем из них размещены три купола. Как гласят легенды, в период оккупации турков купола были снесены. Позднее их установили, и церковь вновь стала трехкупольной.

Архитектура храма принадлежит к редкому старинному христианскому стилю с маленькими и узкими окнами. Иконостас церкви представляет удивительный образец искусного мастерства резьбы по дереву — он словно вышит золотыми нитями. Его сооружали на протяжении 9 лет с 1773 года, а затем покрыли золотом. Всего в нем находится 120 икон, написанных с удивительным мастерством. Икона Лазаря написана еще в 1734 году и размещена на епископском месте, которое является шедевром резьбы по дереву, как и алтарь церкви.

Как добраться до церкви

Адрес церкви Святого Лазаря: площадь Святого Лазаря в Ларнаке. Это — центр города, недалеко от набережной. Добраться до нее можно различными способами:

  • На арендованном автомобиле из любого города острова: ориентироваться на трассу B4 и морской порт Ларнаки.
  • На такси : в Ларнаке и по острову работают сервисы Kolonaki taxi, MAX7taxi, Cyprus taxi.
  • Прогуляться пешком из исторической части города. Церковь находится в 350 метрах от Средневекового замка Ларнаки на набережной.
  • На междугородних автобусах : выйти на остановке «Финикудес» и пройти около 600 метров до церкви.
  • На городском автобусе № 425, остановка «Аполлониу Китеос». До церкви — пройти 5 минут пешком.

Церковь Святого Лазаря на карте

Карта-схема пешего маршрута от остановки автобуса № 425 до церкви:

Панорама внутри церкви:

Видео о церкви Святого Лазаря:

Ларнака, древний Китион, исторически связана с тремя важными личностями древности: философом стоической школы Зеноном (который был здесь рожден (1) , афинским генералом Кимоном (который умер, сражаясь за свободу Кипра против персидских захватчиков), и святым Лазарем, Другом Христовым, который прибыл на Кипр, преследуемый в Иудее, и жил здесь до своей кончины в качестве первого епископа Китийского. Прибытие Святого Лазаря на Кипр нашло отражение в местных традициях, но главным свидетельством об этом является великолепный Византийский храм, построенный на могиле Святого.Храм является не только значительным памятником Ларнаки, но и важнейшим местом паломничества на Кипр.
Для наших многочисленных посетителей и паломников, мы публикуем эту небольшую книгу, которая является кратким, но содержательным путеводителем по Храму Святого Лазаря.

Епископ Китийский Хрисостомос

(1) Зенон Китионский (336-264 г.г. до н.э.) сын торговца, отправился в Афины изучать философию. Впоследствии основал свою собственную философскую школу, которая оказала большое влияние на Римскую философию.

Святой Лазарь.

История Храма в его честь в Ларнаке

Ларнака, древний Китион, родина стоика Зинона, обладает одним из наиболее прекрасных и стариннейших храмов на Кипре: церковью Святого Лазаря, друга Христова. Церковь была построена на самой гробнице Святого, который согласно традиции, был первым Епископом Китайским.

Давайте обратимся к истории. Святой Лазарь (Елеазарий из Хеврона) был жителем городка Вифании в 3 км к востоку от Иерусалима. Он известен как "друг Христов", который на четвертый день после своей кончины был воскрешен Иисусом (Иоанн 11,11). Библия отмечает дружеские отношения Господа нашего с семьей Лазаря, говорит: "Иисус любил Марфу и ее сестру [Марию] и [их брата] Лазаря" (Иоанн 11, 5).

Несколько раз Христос пользовался их гостеприимством. Однажды, когда Иисус возвращался из Галилеи в Иерусалим (где вскоре он был осуждён к распятию, "за жизнь мира" - Иоанн 6,51) две сестры Лазаря; Марфа и Мария, встретили его с печальной вестью о смертельном недуге их брата: "Господи! Вот, кого Ты любишь, болен". И наш Господь, который провозгласил, что "эта болезнь не к смерти", но к славе Божией, да прославится через неё Сын Божий (Иоанн 11, 4), отложил на два дня свое отбытие и направился в Вифанию. Христос прибыл в Вифанию на четвертый день после погребения Лазаря. "Восскорбленный духом "Он стоял перед гробом и, будучи Повелителем жизни и смерти - воскресил Лазаря, хотя «Лазарь лежал мертвым во гробе уже четыре дня и уже смердел» (Иоанн. 11, 1-44)

Позже Лазарь был вынужден покинуть родину и искать приюта в Китионе так как первосвященники и фарисеи вступили в заговор и стремились убить его. "Первосвященники же положили убить и Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса." (Иоанн 12, 10-11).

Наиболее вероятным временем, когда Лазарь покинул Родину считается 33 год н.э. и, точнее период преследований, которые вспыхнули после побивания Стефана (2) камнями, когда христиане-Иудеи которые «рассеялись от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии". (Деяния 11, 19).

Согласно христианской традиции, Лазарю было в тридцать третьем году 30 лет. И после воскрешения еще 30 лет он прожил в Китионе на Кипре и умер примерно в 63 г. н.э., в возрасте 60 лет. Апостолы Павел и Варнава (3) встретили его здесь во время своего прибытия в 45 году и рукоположили его в сан епископа Китийского, 18 лет Святой Лазарь был пастырем христианской общины города (45 - 63 г.г. н.э.). После своей второй кончины он был погребен на месте, где ныне возвышается Византийский храм в его честь, (см. "Против ересей" Святого Епифания Констанцийского стр. 4)

Мы не знаем подробностей его жизни и деятельности в качестве епископа Китионского, так как письменные документы от той эпохи не дошли до наших дней. Но имеем все основания предположить, что его пастырское дело, как и дело других пастырей не могло быть легким из-за силы двух соперников, с одной стороны язычества и особенно культа Афродиты, который был распространен на Кипре в то время и с другой фанатизма многочисленной еврейской общины Кипра. Кипрская церковь была вынуждена вести длительную и тяжелую борьбу, чтобы одержать победу.

Пребывание Святого Лазаря в Ларнаке связано с различными преданиями. В соответствии с одним из них, в течении тридцати лет после воскрешения Святой Лазарь никогда не улыбался и только однажды нарушил свой обычай. Кто-то захотел украсть горшок; увидев это, Святой Лазарь улыбнулся и воскликнул: "Глина крадет глину". Святой Лазарь был расстроен видом, который ему открылся в аду, где он провел четыре дня после своей смерти. Души умерших, которые еще не были спасены жертвой Господа нашего на Кресте, потрясли Святого Лазаря. (Еще не принесена была искупительная жертва Христа на Кресте, еще не было Воскресения Христова, которое спасло человека от греха и вечного осуждения).

Другое предание связывает имя Святого Лазаря с Соленым озером, которое расположено в пригороде Ларнаки. Согласно этому преданию, во времена Лазаря это соленое озеро было огромным виноградником. Случилось однажды Святому Лазарю проходить по этому краю. Испытывая жажду, он попросил хозяина дать ему винограда, чтобы утолить её. Хозяин отказал ему в просьбе. Лазарь указал на корзину, которая была наполнена, видимо, виноградом. Когда хозяин сказал, что в корзине соль, Святой Лазарь в наказание за жадность и лицемерие превратил виноградник в соленое озеро.

Наконец, о еще одном предании безусловно стоит упомянуть. Оно касается посещения Кипра Владычицей Пресвятой Марией.

В соответствии с этим преданием (4) , Святой Лазарь был очень опечален, так как он больше не мог видеть Пресвятую Деву, Матерь Господа нашего и своего друга. Поэтому, послал он в Святую землю корабль, чтобы привезти её на Кипр вместе со Святым Иоанном и другими учениками.

Но когда корабль, на борту которого находились Богоматерь и её спутники подплывал к Китиону, разразился шторм, который унес корабль очень далеко, в Эгейское море, в Грецию к берегам святой Горы Афонской (Греция), где обращала она язычников в христиан. И умоляла Своего Сына о благославлении и предстательстве всех тех, кто в будущем будут «подвизаться добрым подвигом веры» (I Тим 6, 12) - как монахи и аскеты - на Афонской Горе. Наконец, доплыла она до Китиона, где встретилась со Святым Лазарем и подарила ему архиепископский паллиум, связанный ее руками. Благословив Храм Китиона, Дева Мария отбыла в Святую Землю.

Предание о прибытии Лазаря на Кипр и хиротонии его в сан епископа Китайского широко распространилась по всему миру, достигла в том числе и далекой России. В Псковском монастыре в России есть церковь, посвященная "Святому Лазарю, епископу Китайскому".

В древности в Ларнаке существовал такой обычай: в день святого Лазаря, который отмечается в Субботу накануне Вербного Воскресенья, процессия детей с пальмовыми ветвями в руках обходила дома жителей прихода. Во главе процессии шел мальчик представляющий Святого Лазаря. Он был украшен красными маками и желтыми дикорастущими маргаритками, известными на Кипре под именем "лазарос". Во время процессии дети пели популярную песню Лазореву.

В этот же день, во дворе храма в присутствии всех прихожан Воскресение Лазаря изображалось в церемонии. И священники и дети участвовали в представлении, где священники пели церковные тропара о воскрешении Святого. В настоящее время этих двух обычаев больше нет.

Церковь в честь Святого Лазаря известна в Христианском мире с древних времен. До первых лет двадцатого столетия Храм является неизменным местом паломничества пилигримов в Святую землю. Кроме того множество исцелений и других чудес совершалось здесь благодаря благодати Святого Лазаря. Как рассказывает Пьетро Делла Балле, римский дворянин и путешественник, посетивший Ларнаку в 1614 - 1626 г.г., когда он усомнился в факте прибытия на Кипр Святого Лазаря, жители города ему ответили, что это доказано чудесами, которые Святой совершает каждый день в этом храме.

Важность этого места паломничества была подтверждена в ноябре 1972г., когда во время работ, предпринятых для реставрации храма, были найдены частицы из мощей Святого.

Как известно, мощи Святого Лазаря впервые были обнаружены в 890 г. в его могиле в той маленькой церкви, которая существовала на месте нынешнего храма. На саркофаге была надпись "Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа". Тогдашний император Византии Лев VI Мудрый, узнав об этом, приказал доставить Святую реликвию в Константинополь, столицу империи, а в Китион прислал деньги на строительство нового храма и мастеров. Мы не можем представить себе, что жители Китиона подали все мощи, не оставляя себе хоть и небольшую частичку святых мощей. И тот факт, что в 1972 г. обнаружена только маленькая часть мощей, а не все является свидетельством их достоверности. На восточной стороне саркофага, который сегодня хранится под алтарем и в котором были найдены некоторые остатки мощей, можно разобрать надпись выполненную греческими заглавными буквами ФГЛЮУ - что означает "Друг" в родительном падеже. Вполне вероятно, что данный саркофаг был поставлен взамен первоначального, который, возможно, был вывезен в Константинополь с главной частью мощей.

Событие перевозки святых мощей из Китиона в Константинополь было увековечено Аретасом, епископом Кесарийским, в его двух известных речах, произнесенных по этому случаю. В первой речи он хвалит прибытие святых мощей из Китиона в Константинополь, а во второй речи он описывает процессию организованную императором для перенесения мощей из Крисополиса в великий Кафедральный Собор Святой Софии. Император Лев VI кроме храма, посвященного Святому Лазарю в Китионе, построил в Константинополе еще один храм, в честь того же святого. После захвата Константинополя франками в 1204 г. (5) , крестоносцы среди других сокровищ, которые они увели на Запад, похитили и мощи святого Лазаря и доставили их в Марсель, где их следы теряются. До сегодняшнего дня их судьба неизвестна. Как уже было сказано, знаменитый старинный древний храм святого Лазаря был воздвигнут на гробнице Святого и им гордится город Ларнака. Кто может войти в храм и остаться равнодушным?! Храм излучает пышность и великолепие раннего христианства. Его знаменитый иконостас - отличный пример резьбы по дереву - выглядит огромной вышивкой, шитой золотыми нитями. Бесчисленные фигуры святых украшающие его мистические, полные "мира Божия, который превыше всякого ума". Прекрасный иконостас действительно выглядит твердью небесной и иконы его "сияющими звездами", истинной картиной "собора... первенцев, написанных на небесах" (Евр. 12. 23), картиной, напоминающей живым образом о потустороннем мире.

Храм Святого Лазаря - один из двух трехкупольных храмов, которые существуют сегодня на Кипре. Другой находится около Фамагусты. Это храм монастыря Святого Варнавы. Эти две церкви принадлежат к редкому архитектурному типу и очень отличаются от других многокупольных храмов.

Построен был храм, как уже было отмечено, в конце IX века (около 890 г.) Львом VI Мудрым, императором Византии. Весь из камня с тремя нефами, центральным и боковыми, и тремя куполами, сооруженными на среднем нефе. Эти три купола были впоследствии снесены. По преданию они были снесены во время турецкой оккупации, когда приплывший в порт Ларнаки турецкий офицер, приняв купола Храма за купола мечети, преклонил колени и молился. Впоследствии он приказал "укоротить" купола. Согласно другой версии, куполам был нанесен ущерб землетрясением, дата которого неизвестна; однако в 1734 г. когда русский монах Василий Барский посетил храм, купола уже были разрушены.

К концу Франкского периода (1191 - 1571 г.г.), а по другому мнению около 1750 г. (когда реставрационные работы были выполнены под руководством епископа Китайского Макариоса I) была воздвигнута аркада, которую мы видим сегодня на южной стороне храма.

В 1857 г. была построена колокольня. До этого храм не имел каменной колокольни, а колокола были прикреплены к деревянным столбам. стоящим на постаментах. Как известно, с начала Турецкой оккупации Кипра в 1571 г. до середины XIX века, все колокольни были запрещены завоевателями, так же как и колокольный звон в Христианских храмах. Этот запрет был отменен в 1856 г., когда этого потребовала Православная Россия. Но даже после этого в колокола можно было звонить только после специального разрешения, полученного от визиря. В Никосии был разрешен единственный колокол - колокол храма Фанеромени. Церковь же Святого Лазаря в Ларнаке имела колокола задолго до 1856 г. и турки допускали это. Вообще жители Ларнаки имели несколько больше свободы, чем остальное население Кипра, благодаря тому, что в Ларнаке жила многочисленная европейская община и находились многочисленные иностранные консульства. Но и задолго до этого, во время Франкийской оккупации (1192-1570) церковь Святого Лазаря имела импозантную колокольню. Мы можем это видеть на старых планах Ларнаки, опубликованных в Европе путешественниками прошедших столетий, на которых церковь предстает с куполами и очень высокой колокольней, (см. например OL Dapper, "NauKeurige", Amserdam, 1866 г.).

Видимо, эта колокольня позднее была разрушена турками. А так как Византийцы не строили высоких колоколен, мы предполагаем, что первая колокольня была сооружена во время Франкской оккупации в Итальянском стиле.

Окна храма прежде были намного меньше и уже, чем сейчас. И так немного света проникало внутрь храма, что соответствовало потребностям Византийской церковной архитектуры. (См. "0 впечатлениях синьора де Вилламонта, иностранного путешественника в 1589 г." в "Excerpta Cypria".

Архитектура храма, вообще говоря, является образцом редкого старинного стиля. Она производила, по видимому, глубокое впечатление на иностранных путешественников. Александр Драмонд, английский консул в Алеппо (Сирия), который посетил Кипр в 1745 г., написал, например, следующее: "В городе Салинес (как Ларнаку называли в то время европейцы) есть церковь, посвященная Святому Лазарю; ее архитектура такова, что могу сказать: никогда я не видел ничего подобного". Упоминаемый выше Пьеро Делла Балле (1614 - 1626 г.г.) описывает церковь как" старинную, построенную в прекрасном архитектурном стиле."

Иконостас храма выполнен с исключительным мастерством, считается одним из самых тонких примеров резьбы по дереву на Кипре. Этот иконостас, так же как и иконостас Михайло-Архангельского храма "Трипетис" выполнен выдающимся резчиком по дереву Хаджи Саввасом Талиадоросом, который прибыл из Никосии. Сооружение иконостаса началось в 1773 г. и было завершено в 1782 г. Вскоре в 1793 - 1797 г.г. иконостас был покрыт золотом и иконы были написаны иконописцем Хаджи - Михаилом и его приемниками или сподвижниками. Иконостас украшен 120 иконами удивительного мастерства. Тринадцать больших икон находятся в нижнем ярусе, 60 икон меньшего размера располагаются в верхних ярусах (по 30 в каждом). 25 икон расположены у боковых дверей в Алтарь и 4 наверху у Креста (распятия), они включают и символическое изображение "пеликана" у пьедестала Креста. Остальные - маленькие циклические иконы 16 из них расположены в среднем ярусе и 2 наверху иконостаса.

Алтарь является шедевром резьбы по дереву (работа 1773 г.), также как и епископское место с иконой Святого Лазаря, которая была написана в 1734 г.

В храме хранятся некоторые драгоценные Византийские иконы. Наверное, они находились на предшествующем иконостасе.

Одна из них, изображает Святого Лазаря в ризе епископа, покрытой крестами. Другая принадлежит к народному Византийскому стилю и изображает воскрешение Святого Лазаря; 4 больших иконы расположены на стендах украшающих четыре контрофорса центрального свода:

Это русская посеребренная икона Девы Марии (6) , икона воскрешения Лазаря, икона Святого Николая и икона Святого Георгия, изображающая сцены из его жизни. Эта икона относится к 1717 г. и принадлежит кисти Яковоса Мососа, критского иконописца. Кажется, что в прошлое время стены церкви Святого Лазаря были покрыты фресками, так как до прошлого столетия некоторые фрески были видны на контрофорсах центрального свода. Вероятно эти фрески были уничтожены вследствие большой влажности, в районе Ларнаки и особенно в квартале Скала, где высота над уровнем моря очень маленькая. Окрестности церкви Святого Лазаря к югу западу от храма до Соленого озера были огромной болотистой местностью. Известной под названием "Свято Лазарево Озеро".

В глубокой древности, когда район Скала (Свято Лазаревый квартал) был необитаем и город был ограничен приделами Ларнакн, храм Святого Лазаря, расположенный в удалении от города, функционировал как монастырь. Во время франкской оккупации острова франки превратили церковь в Бенедиктинский (Римско - Католический) монастырь, на короткое время монастырь находился в ведении армянских римо - католиков. Когда турки захватили Кипр в 1570 г. они захватили и храм Святого Лазаря, как и все остальные церкви, которыми владели латиняне. В 1589 г. храм был возвращен Православной церкви за 3000 серебром. В то же время Римско Католикам было позволено дважды в год совершать службы в храме (в день Святого Лазаря и день Марии Магдалины (7) в маленькой часовне, которая с севера примыкала к алтарю в северном боковом нефе храма. Однако эта привилегия была отменена в 1794 г. благодаря усилиям Архиепископа Хрисанфоса (1767 - 1810 г.г.) и Епископа Китайского Мелитиоса I (1776 - 1797 г.г.), так как Латиняне, основываясь на этой привилегии, предъявляли претензии на общее владение храмом. У северного входа в храм до сих пор существует пятикрестная эмблема латинян (известная также под названием «Иерусалимский крест»), А в маленькой часовне, примыкающей к алтарю сохраняется до сих пор маленький Латинский алтарь, как напоминание о присутствии Римско-Католиков в минувшие дни. На заре XVIII в., когда район Скала быстро рос и превратился постепенно во второй город, около старой Ларнаки. церковь Святого Лазаря стала главной приходской церковью всего нового города Скала. Однако до середины XIX века церковь называется во всех документах того времени монастырем, несмотря на то, что задолго до этого времени она перестала быть монастырской церковью. Разные жилые комнаты и кельи вокруг храма, соблюдаемый в церкви монашеский обряд, множество богослужений и многочисленный церковный штат придавали ей монастырский вид. Богослужения в этом храме всегда совершались с достоинством и великолепием. Жилые помещения, окружающие храм, (прежде около двадцати) служили в прошлом столетии гостеприимным кровом путешественникам, паломникам, купцам.

В северо - западной части двора, окружающего храм, расположено маленькое протестантское кладбище с мраморными резными надгробиями над могилами, где похоронены европейские купцы, моряки, английские консулы и американские миссионеры.

Уникальным образом связана церковь Святого Лазаря с жизнью горожан Ларнаки. Но прежде чем продолжить, давайте остановимся вкратце на истории города. Скала и Ларнака - города-близнецы были расположены приблизительно в миле друг от друга, были они в средние века построены на месте руин древнего Китиона. Первоначально, во время франко - венецианской оккупации (1192 - 1570 г.г.) городом была Ларнака, известная европейцам по имени "Салинес" -город соленого озера, тогда, как "Скала" известная европейцем под именем Марина, состояла из портовых складов и маленького поселения вокруг церкви Святого Лазаря. Жители занимались обслуживанием порта - разработкой соляного месторождения. Соль была высокого качества и успешно продавалась в Европе. В XV в. роль морского порта Фамагусты уже не так значительна, значение Ларнаки настолько возрастает, что в течении почти 5 столетий (с XV до конца XIX в.) Ларнака становится одним из ведущих портов Средиземного моря и важнейшим центром международной торговли, связующим звеном между Европой и Средним Востоком. Вот почему различные европейские страны того времени: Франция, Англия, Австрия, Венеция, Рагуза, Сицилия, Испания, Россия, Греция, Голландия и др. основали здесь свои колонии и консульства. С возрастанием значения порта возрастает численность населения приморского района Скала. Во второй половине XVIII в. незначительное приморское поселение превратилось в процветающий городок вблизи Ларнаки, в котором чувствовалось европейское присутствие из-за нахождения сотен европейцев (торговцев, консулов и др.), которые поселились в городах-близнецах. Так, в течении турецкой оккупации город Скала - Ларнака был единственным "окном" Кипра во внешний мир, местом, где возможны были контакты с европейской цивилизацией, куда мог проникнуть луч света в те трудные времена рабства.

Тогда как Никосия была административным центром страны, Ларнака - дипломатическим и коммерческим центром острова. До начала XX в. город продолжал быть главным фактором в социальной, культурной, коммерческой, образовательной жизни Кипра. Однако после перенесения консульств в Никосию и перестройки портов в Фамагусте и Лимассоле, важность Ларнаки уменьшается, город теряет свой былой блеск и славу.

Храм Святого Лазаря настолько тесно связана с жизнью города, что его история неотделима от истории Ларнаки. По крайней мере в течении двух с половиной столетий (с XVIII в. до середины XX в.в.) храм Святого Лазаря был религиозным, национальным, филантропическим и образовательным центром города, той осью, вокруг которой вращалась религиозная и социальная жизнь Ларнаки.
Историк Н. Кириазис в своей книге "Город Ларнака в свете исторических документов" говорит: "Среди нескольких церквей на Кипре, которые привлекали всеобщее внимание и участвовали в историческом процессе, церкви Святого Лазаря несомненно предоставлено особое место», и дальше: "Немногие церкви на Кипре являют такую разнообразную деятельность какую явила церковь Святого Лазаря. Она основывала и поддерживала школы, заботилась о больницах и кладбищах, помогала бедным, защищала интересы горожан, помогала всем нуждающимся. Храм был сильным и мудрым представителем города и его интересов.

Управление храмом было в руках Комитета, который назначался до 1854 г. путем выбора из самых достойных. После 1854 г. Комитет стал избираться прихожанами. С 1734 г. есть архив о членах комитета и их деятельности. До 1734 г. письменных свидетельств о деятельности комитета нет. Во время турецкой оккупации Церковный Комитет считали комитетом все общины города Скалы, горожане его очень уважали. Турецкие власти рассматривали его как фактор, который они должны были принимать во внимание.

Уникальной была роль Храма Святого Лазаря в области просвещения народа. В начале XIX века в Скале - Ларнаке функционировали частные школы, которые могли посещать только дети богатых родителей.

Около 1850 г. церковь Святого Лазаря основала публичные школы, чье содержание Церковь взяла на себя. Одна из таких публичных школ была основана в 1857 г. во дворе за церковью, ее здание с соответствующей надписью на фасаде можно увидеть и сегодня.

В течение турецкой оккупации и первых десятилетий Британской администрации церковь играла также замечательную роль области филантропии и социального обеспечения, потому что «государство» того времени не предоставляло таких учреждений.

Наконец, надо отметить что когда Президентом Церковного Комитета в 1922 -1924 и 1927 -1928 г.г. был историк доктор Кириазис, был создан "Музей церкви Святого Лазаря", который был размещен в здании уже упомянутой публичной школы, во дворе за храмом. Этот музей содержал много византийских икон (видимо это были иконы более старинного иконостаса), другие церковные сокровища. К сожалению, эти предметы были перемещены в замок, находящийся в Турецком квартале Скалы, где находился районный музей Ларнаки. Вследствие этого во время турецкого мятежа в 1963 г. эти предметы попали туркам в руки и исчезли.

Мелодичный звон колоколов Храма Святого Лазаря слышен во всех уголках Ларнаки. Их привычный звон вплетается в каждодневную жизнь горожан.

Сколько поколений людей приходили к утренней и вечерней службам, оповещенным звоном колоколов Храма! Особенное значение имеют те торжественные службы (вечерни, заутрени, Святая Литургия, литии), когда икону Святого Лазаря выносят на улицы Ларнаки и совершают крестный ход. Это бывает в День Святого Лазаря в субботу накануне Вербного Воскресения и накануне этого дня.

В эти дни жители Ларнаки чувствуют себя ближе к святым местам, и вновь переживают «божественную драму и чудесные моменты перед воскрешением во второй реальной Вифании у могилы возлюбленного Друга Христова».

Вот, очень коротко, такова история Храма Святого Лазаря, друга Христова, первого Епископа Китайского и Святого покровителя Ларнаки, вторая и последняя могила которого бережно хранится в этой прекрасной византийской церкви, которой более тысячи лет.

Иеромонах Софрониос Р. Михаелидес


Источник. Храм св. Лазаря Четверодневного в Ларнаке на Кипре.


Церковь.

На Кипре есть два трехкупольных храма: Святого Лазаря в городе Ларнака, о котором пойдет речь в данной статье и храм монастыря Святой Варвары близ города Фамагуста. Строительство храма Святого Лазаря началось в 890 году на месте уже существующей в то время церкви, где был захоронен друг Иисуса Христа Лазарь. Средства на строительство были предоставлены городу Китион (тогда так назывался город Ларнака) императором Византии Львом VI Мудрым, взамен части мощей Святого Лазаря. Храм сделан из камня, состоит из трех неф - центрального и боковыми помещений и тремя куполами, расположенными на среднем нефе. В ранней истории храма, когда район, где он находится, был необитаем, вокруг были болота (Свято Лазаревские болота), это сооружение имело статус монастыря.

В период Венецианской оккупации Кипра храм был назван Бенедиктинским монастырем и принадлежал Римской Католической Церкви. После того, как турки захватили Кипр, храм был выкуплен Православной церковью (1589 г.) Туркам было выгодно присутствие православия, так как они пытались уменьшить влияние европейского католицизма в регионе. Однако католикам было разрешено дважды в год совершать службы в храме в пределах маленькой часовни, которая примыкала с севера к алтарю, вплоть до 1794 года, когда Архиепископ Хрисанфос и епископ Мелитиос I , возмущенные претензиями католиков на единоличное владение храмом, не отменили разрешение для католических служб.

О католическом присутствии говорит «Иерусалимский крест», который и ныне можно наблюдать у северного входа в храм и Латинский алтарь, расположенный в небольшой часовне, примыкающей к алтарной части храма. С развитием города, храм фактически перестает быть монастырем, только числится им по документам, вплоть до XIX века.
Три купола впоследствии были разрушены, то ли от землетрясения, то ли, их приказали снести турецкие захватчики (к 1571 г. весь остров был оккупирован Османской Империей).

Аркада у храма была построена в ходе реставрационных работ позднее.

В период власти османов на Кипре колокольный звон и сами колокольни были запрещены - колокола в храме Святого Лазаря располагались на деревянных конструкциях в виде столбов - в Ларнаке турецкое влияние было установлено не в таких жестких рамках как в других городах Кипра, колокола никто не снимал. В 1856 г. Россия потребовала отмены этого запрета. Через несколько лет закончилось строительство каменной колокольни, которая в последующем тоже разрушалась и снова восстанавливалась.

Иконостас храма - воплощение высокого мастерства резьбы по дереву. Его создание началось в 1770-х годах и продолжалось несколько десятков лет. Покрыт он золотом, украшен 120 иконами. Алтарь сделан в 1773 г. и также является эталоном мастерства резьбы по дереву. Икона с изображением Святого Лазаря в облачении, покрытом крестами - риза епископа, икона, повествующая о воскрешении Лазаря и много других икон украшают стены храма.

Воскрешение Лазаря.

Данное событие, как и почти любой другой религиозный сюжет можно назвать легендой, сказкой и т.д. В упрощенном виде её можно пересказать так:

Л азарь и две его сестры - Марфа и Мария были друзьями Иисуса Христа, который часто бывал в их доме в селе Вифания на Западном Берегу Реки Иордан в 3 км. от восточных окраин Иерусалима. Е сть несколько вариантов «как Иисус узнал, что Лазарь болен». П о одним данным, во время болезни и последующей смерти Лазаря, Иисус находился на другом берегу Иордана и предчувствовал болезнь и смерть друга «провидел Иисус Христос Своим Божеством», сказал апостолам про это и они все вместе пошли в Вифанию к Лазарю. П о другим - когда Лазарь тяжело заболел, Иисус уже находился на пути в Вифанию вместе с Апостолами, но не предчувствовал крайне болезненного состояния своего друга (по крайней мере, ничего не рассказывал про это своим попутчикам). Сестры Лазаря узнали, что к ним направляется Иисус в компании Апостолов, послали навстречу гонцов, чтобы те поторопили их. Марфа и Мария верили, что Иисус может вылечить Лазаря, который находился уже в присмерти. Отправленные сестрами Лазаря люди встретили путников и рассказали им всю ситуацию. Несмотря на это, Иисус приказал Апостолам остановиться на пару дней отдохнуть. На вопросительные взгляды Апостолов относительно такой медлительности в столь экстренном деле как излечение Лазаря, Иисус, якобы, сказал: «Болезнь Лазаря не к смерти, но к славе Божией. Да прославится через нее Сын Божий…» Т.е. , через чудо воскрешения Лазаря, Иисус в очередной раз прославит Бога и самого себя. В итоге, по первому или второму вышеописанному сценарию, а может быть, еще по какому-нибудь, Иисус оказался в Вифании, когда Лазарь уже умер, мало того, он уже начал разлагаться. По разным описаниям, от погребальной пещеры с прикрытым камнем входом исходил зловонный запах: «Господи, Господи, брат наш Лазарь, четыре дня уже как в гробу лежит и смердит!» - говорила Иисусу Марфа, он а не верила уже, что в данной ситуации можно как-то вернуть в тело ее брата жизнь. В жарком климате Палестины гниение трупов начинается быстро, по - этому похороны проводят сразу - в день смерти человека. На четвертые сутки, в таком климате признаки разложения становятся настолько явными, что ни у какого здравомыслящего человека, при виде такого гниющего тела, даже не возникнет мысли о каком - либо воскрешении. Скептическое отношение к этому сестры Лазаря Марфы понятно. В ответ Иисус сказал: «Воскреснет твой брат, ибо Я есть Воскресение и жизнь. Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию ? » После этого Иисус подошел к погребальной пещере и сказал убрать камень, закрывающий вход в нее. Сестры Лазаря согласились, и камень был убран. Вокруг столпился народ, все пристально наблюдали за происходящим. Иудеи , стоящие в толпе, выкрикивали в адрес Иисуса оскорбления, кто-то демонстративно плевался, показывая свое отвращение к происходящему, а остальные просто остановились посмотреть. Иисус смотрел на небо и читал молитву, по его щекам текли слезы. Через некоторое время Иисус несколько приблизился к открытой погребальной пещере и громко сказал: «Лазарь, иди вон!» На глазах у многочисленных людей из пещеры вышел обмотанный погребальными пеленами, с платком на голове Лазарь. По одним источникам, он вышел медленно, по другим - выбежал, как будто испуганный чем то, человек. Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет!» Люди были настолько удивлены произошедшим, что никто не мог проронить ни слова. Некоторые иудеи, затаили после увиденного еще большую злобу на Иисуса, поспешили в Иерусалим. Там они рассказали членам синедриона (высший судебный орган в городах Древней Иудеи) о случившемся, вскоре было принято решение убить Иисуса. Следующие два дня Иисус гостил у воскрешенного Лазаря дома. Там Он сказал Лазарю отправляться на Кипр, во избежание гонений со стороны иудеев. Лазарь прибыл на Кипр в 33 г. н.э. в возрасте 30 лет, где впоследствии имел титул первого Епископа Китийского. Прожил Лазарь после воскрешения еще 30 лет в г. Китион (на месте Китиона образовался г. Ларнака, некогда состоящий из двух городов: собственно Ларнака и портовая часть Скала, где находилась церковь Святого Лазаря). Согласно легендам, после прибытия на Кипр, Лазарь никогда не улыбался, лишь один раз на его лице появилась улыбка, когда он увидел, как кто-то крадет горшок - «Глина крадет глину!» - сказал он с улыбкой. Так же он всю пищу принимал с медом (или со слабоалкогольным напитком на его основе), якобы, «подсластить свою тоску по своему другу Иисусу». Еще есть легенда, что на месте Соленого озера в Китионе (Ларнаке) в то время был большой виноградник. Лазарь прогуливался там и захотел выпить виноградного сока, подошел к хозяину и попросил разрешения. В ответ хозяин сказал, что у него нет винограда. Когда Лазарь показал на стоящую рядом корзину полную винограда, хозяин сказал, что это соль. Вскоре виноградник завял, а на его месте образовалось болото, а потом - большое соленое озеро, которое так сейчас и называется «Соленое озеро».

Мощи Святого Лазаря.

Впервые мощи Святого Лазаря были обнаружены в 890 г. в церкви, которая находилась на месте нынешней церкви Святого Лазаря. На склепе была надпись «Лазарь, бывший мертвым четыре дня, Друг Христа». В то время Императором Византии был Лев VI Мудрый. Он узнал об этой находке и приказал доставить Святые мощи в столицу Империи Константинополь. Взамен выделил средства и силы на строительство нового храма на месте уже существующего. В 1972 году в саркофаге под алтарем церкви Святого Лазаря была обнаружена часть останков Святого. Это говорит о том, что жители Китиона не отдали все мощи целиком. Саркофаг и по сей день находится на своем месте. На одной из его сторон надпись означающая слово «Друг». Он сделан взамен саркофага, который был увезен в Константинополь по распоряжению Льва VI Мудрого вместе с частью мощей Святого Лазаря. Из Китиона Святые мощи были доставлены в Крисополис, потом перемещены в Кафедральный Собор Святой Софии. В дальнейшем Лев VI кроме храма в Китионе, построил еще один, названный именем того же Святого - в Константинополе, где и находилась часть мощей до того времени, когда их не захватили крестоносцы, которые завоевали город. Они увезли останки Святого Лазаря в Марсель, где их дальнейшая судьба не известна.

Фотографии и текст: Анатолий Сидоров

Кипрская православная церковь, как и греческая - одна из самых известных в мире. Многие объекты несут в себе историческую ценность, а те, что восстановлены или капитально отремонтированы, кажутся старыми. По крайней мере внешне в этом регионе мира создавать "под старину" умеют гораздо лучше, чем в России.

Сегодня мы прогуляемся по одной из центральных улиц Ларнаки - Фанероменис. Прогулки издалека в сторону моря с посещением самой известной церкви города. Кстати сегодня, в день публикации этой записи, в церкви праздник.

1. По этой улице от центра можно добраться до .

2. Первая церковь на нашем пути - небольшая Агия Фанеромени. Построена в 20 веке на месте византийской церкви, а та в свою очередь была расположена на античной гробнице VIII века до нашей эры.

3. Но небольшой церкви не хватало, поэтому в 2006 году открыли рядом новый храм в византийском стиле.

4. Здесь же можно найти банк одежды. Слоган "помоги нам помочь"

5. Сравните какая старая церковь с непарадной стороны.

6. И какая новая видна издалека.

7.

8. Для желающих посетить место - ориентиром является перекрёсток Faneromenis и Artemidos.

9.

10.

11. За деревьями расположилось учебное заведение имени святого Лазаря.

12. Святой Лазарь - персонаж из Библии.

13. Согласно православной традиции, после Воскресения Христа Лазарь был вынужден из-за преследований покинуть Иудею и перебраться на Кипр в 33 году н.э. (имея 30 лет возраста), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году нашей эры поставили его первым епископом Китиона (старое название города Ларнаки). После воскрешения он прожил ещё тридцать лет, а затем во второй раз скончался на Кипре в 63 году н.э. Над его гробницей и была построена церковь святого Лазаря.

14. Для православных, а таких на Кипре большинство, его имя очень значимо.

15.

16. По преданию, гробница Лазаря была утрачена в период арабского владычества в середине VII века. В 890 году в Ларнаке была обнаружена гробница с надписью «Лазарь Четверодневный, друг Христов». По указу императора Льва VI мощи Лазаря были перенесены в Константинополь в 898 году, где были положены в храме Праведного Лазаря.

17. По сей день влияние другой культуры сохранилось в архитектуре.

18.

19. Под определённым ракурсом здесь вообще чисто арабское место.

20. В конце IX — начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. Она является одной из трёх византийских церквей, сохранившихся на Кипре. Храм имеет продолговатую прямоугольную форму с трёхсторонней апсидой на фасаде. Внутри храм разделён на три нефа с громоздкой двойной колоннадой и арочными пролётами между ними. Храм венчали три купола и колокольня с юго-восточной стороны.

21. С XIII по XVI век, во времена правления на острове династии Лузиньянов и венецианцев, храм стал принадлежать Римско-католической церкви. С южной стороны к нему был пристроен массивный портик в готическом стиле. В первые годы османского владычества (1571 год) церковь стала мечетью и три её купола с колокольней были уничтожены. В 1589 году турки продали её православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. В 1857 году, после завершения османского владычества на острове, было разрешено вновь соорудить колокольню у храма.

22.

23. Уникальный барочный иконостас церкви был сделан между 1773 и 1782 годом. Вскоре он был позолочен и расписан. Внутренне убранство храма сильно пострадало во время пожара в 1970 году. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 году под алтарём был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, которые по видимому не полностью были вывезены в Константинополь.

24. И самое главное: вход в церковь открыт и бесплатен. Несмотря на свою ценность, из этой церкви не стали делать место заработка и просто открыли в свободном доступе. Поэтому здесь нет толпы и пафосных речей.

25.

26.

27.

28.

29. За восемь дней до Пасхи, в Лазареву субботу, икону святого носят по улицам Ларнаки во время праздничного шествия.

30.

31. Оборудована для инвалидов...

32.

33. Будете здесь - обязательно зайдите под церковь. Вход низкий. Высота примерно 170 сантиметров.

34. Здесь и хранится тот самый саркофаг, который возможно не был вывезен в Константинополь.

35.

36. В церкви мы отдохнули от жары и пошли гулять дальше.

37.

38. Но о море я уже рассказывал, поэтому прогулки по городу закончены!

С наступающими церковными праздниками всех тех, кто отмечает! Я не религиозен, поэтому многое не отмечаю.

А есть ли среди моих читателей верующие, которым есть что сказать по вопросу переделки церквей в мечети и обратно? Что скажете? Может ли здание одной религии после переделки полноценно восприниматься приверженцами другой религии?

Спасибо за внимание! Оставайтесь на связи!