Болезни Военный билет Призыв

Чем отличаются односоставные предложения от неполных. Синтаксический разбор односоставные и неполные предложения. Признаки неполного предложения

Антициклон (от греч. anti - против, заместо; kyklon - кружащийся, крутящийся) - это область в атмосфере, характеризующаяся завышенным давлением воздуха в центре.

Ветер в антициклоне дует, огибая центр в Северном полушарии по часовой стрелке, в Южном - против часовой стрелки, образуя тем огромный вихрь.

Отличительной особенностью антициклонов является строго определенное направление ветра. Ветер ориентирован от центра к периферии антициклона, другими словами в направлении понижения давления воздуха.

Иной составляющей ветров в антициклоне является воздействие силы Кориолиса, обусловленной вращением Земли. В Северном полушарии это приводит к повороту передвигающегося потока на право. В Южном полушарии, соответственно, на лево. Вот поэтому ветер в антициклонах Северного полушария движется по направлению движения часовой стрелки, а в Южном - напротив. Для циклонов типично оборотное направление ветров.

В низком антициклоне, прохладном, изобары остаются замкнутыми исключительно в самых нижних километрах, а в средней тропосфере завышенное давление вообщем не находится; может быть также наличие над подобным антициклоном высотного циклона. Высочайший антициклон теплый и сохраняет замкнутые изобары с антициклонической циркуляцией даже в верхней тропосфере. Время от времени антициклон бывает многоцентровым.

На картах рассредотачивания давления антициклон представляется концентрическими замкнутыми изобарами (линиями равного давления) неверной, примерно округлой формы. Наивысшее давление - в центре антициклона и убывает к периферии.

Давление в центре антициклона на уровне моря увеличивается до 1020-1040 мбар, а время от времени (к примеру, зимой в Азии) - до 1080 мбар (при среднем давлении на уровне моря 1010-1015 мбар).

Антициклоны ежедневно развиваются в тропосфере (нижней части атмосферы) вместе с циклонами. И те и другие являются частями общей циркуляции атмосферы, создающими межширотный обмен воздуха. В направление года над каждым полушарием их появляется много сотен.

Длительность существования отдельного антициклона - немного суток, а время от времени и недель. Как и циклоны, антициклоны передвигаются в направлении общего переноса воздуха в тропосфере, т.е. с запада на восток, отклоняясь при всем этом к низким широтам.

Средняя скорость перемещения антициклона - около 30 км/ч в Северном полушарии и около 40 км/ч в Южном, однако часто антициклоны навечно воспринимает неподвижное состояние (блокирующий антициклон).

Блокирующий антициклон - фактически недвижный мощнейший антициклон, который обладает способностью не пропускать другие воздушные массы на занятую собой местность. Средний срок жизни подобного антициклона - от 3-х до 5 суток, только 1 % антициклонов дотягивает до 15 суток.

Но в 1972 году и 2010 году антициклон в летнее время (на Европейской местности Рф) существовал в обоих случаях фактически два месяца, вызвав чертовскую засуху и наисильнейшую жару, также лесные пожары (как закономерное явление).

Так же на Земле действуют неизменные антициклоны, это:

  • Азорский антициклон;
  • Антарктический антициклон;
  • Бермудский антициклон;
  • Гавайский антициклон;
  • Гренландский антициклон;
  • Канадский антициклон;
  • Северотихоокеанский антициклон;
  • Сибирский антициклон;
  • Южно-Атлантический антициклон;
  • Южно-Индийский антициклон;
  • Южно-Тихоокеанский антициклон.
  • Выше так именуемого слоя трения, т.е. в среднем выше 1000 м, ветер в антициклоне дует практически по изобарам, однако в слое трения он существенно отклоняется от изобар наружу, у земной поверхности - на угол, близкий к 30°. Это растекание воздуха из области антициклона в нижнем слое сопровождается втеканием его в антициклон в вышележащих слоях атмосферы и неспешным опусканием - оседанием. При оседании воздух адиабатно греется и удаляется от состояния насыщения. Потому температура тропосферы в антициклоне повышена (только над самой поверхностью суши зимой она может быть очень низкой), облачность мала, осадки, чаше всего, отсутствуют. Ветры во внутренней части антициклона слабы, однако усиливаются к периферии.

    По мере развития антициклона и увеличения в нем температуры вырастает и высота антициклона: замкнутые изобары обнаруживаются на все более больших уровнях в тропосфере и даже в нижней стратосфере. Стратосфера в антициклоне начинается на большей высоте, чем в циклоне, и температура ее понижена.

    Признаки антициклона:

  • ясная либо малооблачная погода;
  • отсутствие ветра;
  • отсутствие осадков;
  • устойчивый нрав погоды (приметно не изменяется во времени, пока существует антициклон).
  • В летний период антициклон приносит горячую малооблачную погоду. В зимний период антициклон приносит сильные морозы, время от времени также вероятен морозный туман.

    Принципиальной особенностью антициклонов является образование их на определенных участках. А именно, над ледовыми полями формируются антициклоны. И чем сильнее ледовый покров, тем посильнее выражен антициклон; вот поэтому антициклон над Антарктидой очень мощнейший, а над Гренландией маломощный, над Арктикой - средний по выраженности. Массивные антициклоны также развиваются в тропическом поясе.

    Увлекательным примером резких конфигураций в формировании разных воздушных масс служит Евразия. В летнее время над ее центральными районами формируется область низкого давления, куда засасывается воздух с примыкающих океанов. Отдельно очень это проявляется в Южной и Восточной Азии: нескончаемая череда циклонов несет мокроватый теплый воздух вглубь континента.

    Зимой ситуация резко изменяется: над центром Евразии формируется область высочайшего давления - Азиатский максимум, прохладные и сухие ветры из центра которого (Монголия, Тыва, Юг Сибири), расходящиеся по часовой стрелке, разносят холод прямо до восточных окраин континента и вызывают ясную, морозную, фактически бесснежную погоду на Далеком Востоке, в Северном Китае. В западном направлении антициклоны оказывают влияние наименее активно. Резкие понижения температуры вероятны только, в том случае центр антициклона переместится к западу от точки наблюдения, так как ветер меняет направление с южного на северный. Подобные процессы нередко наблюдаются на Восточно-Европейской равнине.

    Первоисточники:

  • ru.wikipedia.org - Википедия: антициклон;
  • slovari.yandex.ru - Большая советская энциклопедия: антициклон;
  • pogoda.by - Метоесловарь: антициклон.
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое циклон как атмосферное явление?
  • Что такое циркуляция атмосферы?
  • Какова высота земной атмосферы?
  • Откуда берется ветер?
  • Какова наибольшая скорость ветра на Земле?
  • На какой планетке самые сильные ветры?
  • Цели:

      повторение и систематизация знаний об односоставных и неполных предложениях;

      наблюдение и выводы о роли данных предложений в тексте;

      закрепление знаний о синтаксических средствах выразительности речи,

      совершенствование навыков анализа текста.

    Оборудование: интерактивная доска; мультимедийный проектор; компьютер для каждого ученика; презентация, тесты; карточки для самостоятельной работы.

    (Примечание: презентация готовится в Power Point, а затем импортируется в память интерактивной доски; тексты, с которыми нужно будет проводить манипуляции на уроке, вводятся непосредственно в память доски).

    Ход урока

    1. Сообщение темы и задач урока.

    Слайды № 1 и № 2. Тема и задачи урока.

    Сегодня на уроке мы повторим и закрепим знания по теме "Односоставные предложения. Неполные предложения", понаблюдаем за ролью этих предложений в тексте, закрепим знания о средствах выразительности речи, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.

    (Запись темы урока в тетрадях).

    2. Теоретическая разминка.

    Слайд № 3. Терминологический кроссворд.

    Повторим материал предыдущего урока. Теоретическая разминка путём разгадывания кроссворда, в центре которого ключевое слово темы урока.

    1. Единая концовка строк, строф . 2. Расположение слов в порядке усиления или ослабления признака. 3. Соединение несовместимых, противоречащих друг другу понятий. 4. Единоначатие строк, строф. 5. Намеренное опущение союзов. 6. Повтор какого-либо отрезка речи в начале следующего за ним соответствующего отрезка речи. 7. Намеренный пропуск какого-либо члена предложения. 8. Повторение слов или предложений с целью привлечь к ним внимание. 9. Расчленение предложений на несколько смысловых фраз. 10. Изменение обычного порядка слов в предложении. 11. Резкое противопоставление понятий, образов. 12. Стилистические _______ речи. 13. Намеренно избыточный повтор союзов.

    ( Ответы. 1. Эпифора. 2. Градация. 3. Оксюморон. 4. Анафора. 5. Бессоюзие. 6. Подхват. 7. Эллипсис. 8. Повтор. 9. Парцелляция. 10. Инверсия. 11. Антитеза. 12. Фигуры. 13. Многосоюзие.)

    3. Сообщение сведений из истории вопроса об односоставных предложениях.

    (Индивидуальное сообщение подготовленного ученика. Речь сопровождается демонстрацией портретов учёных на слайдах).

    Слайд № 4 - портреты Буслаева и Востокова.

    Слайд № 5 - портреты А. А. Потебни и А. А. Шахматова.

    "В истории русского языкознания вопрос о сущности односоставного предложения решался по-разному.

    Так, учёные-лингвисты Буслаев Фёдор Иванович и Востоков Александр Христофорович рассматривали односоставные предложения как неполные, поскольку считали, что предложение как синтаксическая единица должно быть только двучленным, т. е. с двумя главными членами.

    Некоторые учёные, например Александр Афанасьевич Потебня, считали немыслимым предложение без сказуемого, поэтому предложения с главным членом - существительным в именительном падеже (номинативные) относили к неполным.

    Огромный вклад в изучение синтаксиса, в частности односоставных предложений, внёс великий русский лингвист Алексей Александрович Шахматов. В его книге "Синтаксис русского языка", по словам В. В. Виноградова, "впервые собран колоссальный материал, характеризующий поразительное разнообразие синтаксических конструкций современного русского языка".

    А. А. Шахматов первым в истории нашей науки выделил типы односоставных предложений и описал особенности их строения. Многие синтаксические идеи А. А. Шахматова до сих пор не потеряли своей актуальности.

    В настоящее время выделение односоставных предложений в отдельный структурный тип простого предложения не вызывает сомнения. Однако в вопросе деления их на группы, а также ограничения их видов (например, номинативных) ещё не достигнуто единства во взглядах".

    4. Повторение видов односоставных предложений.

    Мы изучаем ту классификацию односоставных предложений, которая признана на современном этапе. Какие предложения называются односоставными?

    На какие группы они делятся?

    Слайд № 6. Схема деления на группы односоставных предложений.

    Рассказать по таблице на слайде о каждом из видов односоставных предложений, используя теоретические сведения из учебника О. В. Загоровской, по плану: значение, способ выражения главного члена, пример.

    Слайды № 7 - 8.

    В чём особенность обобщённо-личных предложений?

    Могут ли односоставные предложения быть распространёнными?

    5. Работа на интерактивной доске. Упражнение в определении видов односоставных предложений.

    Что нужно для того, чтобы быстро и верно определить вид

    односоставных предложений?

    (Уметь быстро находить грамматическую основу и определять способ её выражения)

    Слайд № 9

    В данных предложениях подчеркните сказуемые и напишите рядом способ выражения. Определите вид предложений.

      Здесь рыбу не ловят.______________________

      Спешу к вам на помощь.___________________

      Подмораживает.__________________________

      На этой реке нет мостов.___________________

      Пора спать._______________________________

      На улице ветрено и сыро.__________________

      Составьте график дежурства.______________

    Слайд № 10

    (Каждое предложение на слайде между первым и вторым заданием вносится непосредственно в память интерактивной доски как отдельный текст):

      На улице было холодно.

      Ломаные линии, острые углы.

      Много песен сложено о любви.

      Про него давно говорят много хорошего.

      Скоро увидимся.

      В воздухе пахнет грозой.

      Не бывать этому!

      Кругом всё было тихо и спокойно.

      За опоздание будете наказаны.

      Друг далёкий, вспомни обо мне.

      Что посеешь, то и пожнёшь.

      У многих ещё нет компьютеров.

    1-е задание:

    Найдите двусоставные предложения и вынесите их из списка предложений за пределы доски (путём перетаскивания).

    2-е задание:

    Оставшиеся односоставные перенесите в таблицу в соответствии со способом выражения сказуемого, определите вид предложения.

    Какое предложение осталось вне таблицы? Почему? (Назывное - главный член - подлежащее).

    6. Работа с упр. 22 в учебнике О. В. Загоровской (Ч. 2) - стр. 43.

    Чтение предложений и определение их видов.

    7. Наблюдения за ролью односоставных предложений в речи.

    Где чаще всего употребляются односоставные предложения в речи?

    (В художественной и публицистической литературе, а также в устной разговорной речи).

    - Материал следующих слайдов перенесёт нас к теме, которая изучается на уроках литературы - поэзия Серебряного века.

    (Тексты на слайдах № 11 и 12 также вносятся в память доски, каждое предложение отдельно)

    Слайды № 11 и 12. Портреты поэтов и стихотворные тексты.

    Найдите односоставные предложения, выделите их другим цветом, определите вид. Какова их роль в этом тексте?

    Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
    Величавый возглас волн.
    Близко буря. В берег бьётся
    Чуждый чарам чёрный чёлн.
    К. Бальмонт.

    (Назывные предложения позволяют в лаконичной форме дать большую информацию. Автор буквально в нескольких словах сообщает о месте, времени действия и о состоянии погоды. Назывные предложения создают особую экспрессивность текста: романтичность, таинственность, напряжённость).

    Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
    Всё в облике одном предчувствую Тебя.
    Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
    И молча жду, - тоскуя и любя.
    А. Блок.

    (Определённо-личные предложения. Субьект не назван, но он мыслится определённо. Подлежащее здесь лишнее. И без него ясно, что говорящий сообщает о себе, о своём внутреннем состоянии.)

    Не бродить, не мять в кустах багряных
    Лебеды и не искать следа.
    Со снопом волос твоих овсяных
    Отоснилась ты мне навсегда.
    С. Есенин.

    (Безличные предложения могут выражать состояние природы или человека. В данном случае передают особое состояние лирического героя, его неспособность противостоять жизненным обстоятельствам. Глаголы в неопределённой форме показывают обобщённость, а с повторяющимся отрицанием не - безвозвратность действия).

    За что-то меня упрекают
    И в чём-то согласны со мной:
    Так исповедь льётся немая
    Беседы блаженнейшей той.
    А. Ахматова.

    (Неопределённо-личные предложения не указывают на деятеля, а нам всё понятно. Главное не деятель, а само действие, заключённое в глаголах 3л. мн. числа. В данных предложениях акцент сосредоточен на действии).

    8. Игра "Аукцион поэтических строк".

    Какие вы можете вспомнить поэтические строки, в которых есть односоставные предложения? (Побеждает тот, кто назовёт последний).

    9. Повторение о неполных предложениях.

    Слайд № 13.

    Какие предложения называются неполными?

    В каких случаях они употребляются?

    а) в диалогах,

    б) во второй части сложного предложения ).

    Что нового о неполных предложениях даёт учебник Загоровской?

    ( Понятие об эллиптических предложениях ).

    10. Упражнение в распознавании неполных предложений.

    Слайд № 14.

    Могут ли односоставные предложения быть неполными? (Да ).

    Являются ли неполными следующие предложения?

    1. Раннее утро. 2. Рассвело. 3. Последние новости узнаю по радио. 4. Газеты нам приносят днём. (Все полные, односоставные).

    Определите, какие это предложения:

    - Вам сообщили о моём приезде? (Полн., односост.)

    - Сообщили. (Неполн., односост.)

    - Скоро ли, наконец, потеплеет? (Полн., односост.)

    - Скоро. (Неплн., односост.)

    11. Работа с упр. 23 (Ч. 2) - стр. 45

    (Записываются на подготовленных карточках только номера предложений в соответствии с заданием в учебнике.) Приложение 2

    Ответы:

    Полные двусоставные: 1; 2; 5(1-я ч.); 7(1-я ч.).

    Полные односоставные: 3(1-я ч.);4; 6.

    Неполные, понятные лишь в контексте: 3(2-я ч.); 5 (2-я ч); 7(2-я ч.).

    Эллиптические: 8.)

    12. Работа с текстом.

    Слайд № 15.

    Прочитайте текст:

    1). Был конец ноября. 2). До самого Гибралтара пришлось плыть среди бури с мокрым снегом. 3) Но плыли вполне благополучно. 4). Пассажиров было много, пароход был похож на громадный отель со всеми удобствами. 5). Жизнь на нём протекала размеренно. 6). Вставали в тот ранний час, когда так медленно и неприветливо светало над серо-зелёной водяной пустыней, тяжело волновавшейся в тумане. 7). Накинув фланелевые пижамы, пили кофе, шоколад, а затем садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие. 8). До одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам, дыша холодной свежестью океана. 9). В одиннадцать - подкрепляться бутербродами с бульоном. 10). Подкрепившись, с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака, более разнообразного, чем первый. 11. Следующие два часа посвящались отдыху.

    И. Бунин.

    Из какого произведения отрывок? ("Господин из Сан-Франциско").

    Конечно, все узнали, так как совсем недавно изучали на уроке литературы. Назовите односоставные предложения, их вид. (Подчёркивают разным цветом каждый вид).

    Какие виды односоставных предложений преобладают в тексте?

    Какова роль односоставных предложений в этом тексте?

    ( Они являются ярким синтаксическим средством выразительности, помогают автору донести до читателя основной идейный смысл произведения. В тексте много неопределённо-личных и безличных предложений, которые не предполагают изображения деятеля. Здесь подчёркнута важность самого действия.

    Эти предложения подчёркивают обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Всё, что они делают, ненатурально: развлечения нужны лишь для искусственного возбуждения аппетита. Употребление данных предложений позволило автору, не называя конкретных деятелей, показать обобщённую картину бездуховной жизни в мире капитализма. Это безымянные "сливки" общества. Вспомним, что и сам г-н из Сан-Франциско не имеет имени.)

    Какую роль данный эпизод играет в рассказе "Господин из Сан-Франциско"?

    (Помогает раскрыть идею произведения, авторскую позицию)

    - Какова же идея данного эпизода?

    (Бездуховность представителей капиталистического общества, притворство, фальшь).

    Какими средствами художественной выразительности представлена авторская позиция?

    Метафоры и эпитеты : буря с мокрым снегом, неприветливо светало, серо- зелёная водяная пустыня, холодная свежесть океана.

    Символы: пароход, похожий на отель, ассоциируется с "Титаником".

    Большое количество глаголов в прошедшем времени делает действие актуальным и правдоподобным.

    Синтаксический параллелизм: одинаковая структура (3,6,7,10 предл.) и (8, 9) предложений.

    Эллипсис: намеренный пропуск сказуемого в 9-ом предложении позволяет подчеркнуть авторскую оценку: отрицательное отношение к тому, что и гулять "полагалось", и подкрепляться "полагалось".

    Антитеза: роскошный пароход и пейзаж, отдых и раннее вставание, обязательность действий.

    Оксюморонность языка: неприветливо светало, с удовольствием читали газету.

    Каков стиль речи? Докажите.

    14. Вывод.

    Какова роль в данном тексте всех перечисленных выше средств языка, стиля, типа речи?

    (Повествование даёт возможность наглядно передать действия, совершаемые отдыхающими на пароходе, элементы описания помогают реально представить пароход, пейзаж и т. д. А художественный стиль предполагает использование множества средств языковой выразительности, что помогает воссозданию полной картины происходящего на пароходе, раскрытию идейного содержания и авторской позиции). приложение 3 .

    НЕРАЗЛОЖИМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Неразложимые предложения - это особый структурный тип простого предложения, который характеризуется синтаксической нерозкладністю. Они состоят из одного слова (их еще называют "словами-речениями").

    Неразложимыми называются структурно нераскладные предложения, выраженные частицами, модальными словами и междометиями. Специфика этих предложений в том, что они не имеют в своем составе ни главных, ни второстепенных членов предложения. их структурную основу образуют слова, лишенные номинативного значения: частицы, модальные слова и междометия. Слова-предложения выражают утверждение или отрицание фактов, о которых говорит собеседник (Так. Нет. Ладно), побуждения и призывы (Долой! Стоп!), оценку фактов или явлений (Ого!).

    По значению слова-предложения делятся на несколько групп:

    1. Утвердительные слова-предложения служат для выражения одобрения высказанной мысли:

    Черный. Не знаешь, где он, а письма пишешь?

    Аленка. Так, (Т. Коломиец).

    - вы не из деревни?- Ага... (Остап Вишня).

    2. Отрицательные слова-предложения выражают несогласие с высказанным мнением:

    -Разве узнали? - Нет! (Г. Старицкий).

    3. Побудительные слова-предложения служат для выражения побуждения к выполнению действия или перехода к какому-либо состояния:

    Ли такой же он? Бог знает что выдумываешь! Аж стыдно слушать. - Цыц-но! - кто-то перебил (А. Свидницкий). - Прочь! Прочь! Детей моих обобрал! Женщину голодную оставил (В. Самчук).

    4. Вопросительные слова-предложения служат для побуждения собеседника к объяснению своей мысли уточнения ее. Они преимущественно выражаются утвердительными или побудительными словами:

    - Здоровы были, дед! - Га? - спрашивает дед Тимофей (Остап Вишня).

    5. Эмоционально-оценочные слова - предложения служат для выражения эмоций (восхищения, возмущения, страха): - Ох! И красота! - воскликнул охотник (Остап Вишня).

    6. Слова-предложения, выражающие приветствие, просьбу, благодарность, извинение: -Добрый вечер, дядя Мартин! А бог на помощь!.. - кричат издали Мартину (В. Самчук).

    Неразложимые предложения не имеют в своем составе ни одного члена предложения. Отдельно взятые, они ничего не выражают.

    Итак, к неразложимым нельзя относить: а) однословных предложений, имеющих в своем составе любой член, выраженный повнозначною частью речи: - А как там Дмитрий? Плохо (К. Мотрич); б) предложения, в которых после частиц употребляются полнозначные слова, а частицы используются для предоставления висловлюваній мнении соответствующего оттенка: - Что случилось, ты можешь в конце концов сказать? - Ну ничего. Иди спать (Кол. Мотрич).

    НЕПОЛНЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ И ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    Неполными называются простые предложения, в которых пропущен один или несколько необходимых для грамматической структуры предложения членов, что легко устанавливаются из контекста или ситуации. Напр.: Сабля ранит голову, а слово - душу (Н. тв.). Выделенное предложение неполное, в нем пропущено сказуемое (ранит).

    Пропущенными можно считать только те члены, отсутствие которых предопределяет семантическую или структурную неполноту предложения: Одни влюбленные в старые письма. Те - в музыку* А те-в рыжие томища. Такая жизнь... (Б. Олейник). Второе и третье предложения воспринимаются без первого как бессодержательны, в них пропущено сказуемое. Неполными предложениями пользуется как в устной, так и в письменной форме литературного языка для придания высказыванию стилистической стройности, естественного звучания и логической экономности.

    За структурными и семантическими признаками среди неполных предложений выделяют такие разновидности: а) предложения структурно и семантически неполные; б) предложения структурно неполные, но семантически полные.

    Основную группу неполных конструкций составляют предложения структурно и семантически неполные, их разделяют на контекстуальные и ситуативные.

    Контекстуальными называются неполные предложения, опущенный член которых помогает установить смежный текст: Вливается в Днепр Сула, жизнь людей - в историю (А. Ющенко); Стояла лютая зима. Еще такой холодной и снежной не знали люди (Панас Мирный).

    Ситуативными называются неполные предложения, отсутствует член которых помогает установить ситуация: Партизанский разведчик встретил фашистов. - В деревню? - спрашивают (Ю. Збанацкий).

    2. Структурно неполными, но семантически полными называют эллиптические предложения. В этих предложениях пропущенный сказуемое, который не устанавливается из контекста или ситуации. Представление об этом сказуемое получаем из собственного содержания и строения этих предложений, а точнее, с семантики. Формы зависимых обязательных второстепенных членов приложения или обстоятельства: А сам - рюкзак на плечи, палку в руки тот - от села до села (А. Головко).

    Итак, эллиптические предложения структурно неполные. Семантически же они полные, потому что при отсутствии лексически выраженного сказуемого семантическое нагрузка приходится на семантически и структурно обязательны, второстепенные члены предложения - обстоятельства и дополнения, которые зависят от "нулевого сказуемого" 19 .

    Эллиптические предложения используют с целью придания речи экспрессивности, эмоциональности, выразительности как в устной, так и в письменной формах литературного языка. Они употребляются как призывы, лозунги: Все-на выборы!

    Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Поэтому не следует смешивать односоставные полные предложения, в которых никогда не бывает подлежащего (безличные, обобщенно-личные, неозначено-личные, обозначена-личные, инфинитивные), с неполными двоскладними предложениями, в которых подлежащее пропущен; односоставные полные предложения, в которых никогда не бывает сказуемого (номінативні), с двоскладними предложениями, в которых сказуемое пропущен.

    Пропущенный подлежащее или сказуемое в двусоставных предложениях устанавливается из контекста, ситуации или имеющихся второстепенных членов, а в односоставных наличие одного главного члена предложения является их существенным структурным признаком.

    I вариант)

    А1. Укажите неверное утверждение.

    2) предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными

    3) главный признак безличных предложений – невозможность восстановления в них подлежащего

    4) назывные предложения имеют один главный член пред­ложения – подлежащее

    А2. В определенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

    1) им. сущ. в Им. пад.

    4) глаг. в неопред. ф.

    принесут:

    1) в неопределённо-личном

    2) в безличном

    3) в определённо-личном

    4) в назывном

    А4. Укажите глагол, который не может

    4) светало

    стоит подумать является:

    1) определённо-личным

    2) безличным

    3) неопределённо-личным

    4) назывным

    А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Нечего из мухи делать слона.

    1) двусоставное

    3) односоставное, безличное

    Наш поезд задержали.

    1) неопределённо-личное

    2) безличное

    3) определённо-личное

    4) назывное

    Преодолели еще один горный перевал.

    1) простое

    2) нераспространенное

    3) односоставное

    4) неопределённо-личное

    Под ногами у меня поскрипывало.

    1) безличным глаголом

    3) кратким прилагательным

    2) В воздухе запахло зеленью.

    3) Вечерело.

    4) Здесь не проехать.

    1) Дочь просит отца взять с собой.

    2) Если отряд доверил тебе трудное дело, то ты должен выполнить его любой ценой.

    4) Лейтенант ходит выяснить, есть ли связь.

    [определённо-личное], и [двусоставное].

    1) Идёшь вдоль опушки, и любимые образы приходят на память.

    2) Ветер разогнал облака, и к утру лужи за­тянуло тонким ледком.

    3) Время плеч не сгибай, и покою меня не учи.

    4) Дорога была в снегу, и нам посоветовала переночевать в деревне.

    [двусоставное], и [безличное].

    2) Уже смеркалось, и нужно было торопиться.

    4) Спокойно и тихо на глухой вырубке, пах­нет багульником и спелой земляникой.

    1) В пять лет мальчик уже читает.

    2) Мне нездоровится.

    3) Ты принёс мне книгу?

    4) В хате кипит самовар.

    1) Отпусти меня в степи приволжские.

    2) Бульвар длинный и седой.

    3) К ночи подмораживало.

    4) Сквозь листья пробивалось солнце.

    1) В это время кузнецу принесли башмаки.

    2) Гляжу в озера синие.

    3) Угар и плесень позади.

    4) Я пристально посмотрел в глаза Евсеичу.

    1) Вечер прохладен и светел.

    2) Берегите наш язык!..

    3) Пахло милым тлением осени.

    4) Там под горой пасут овец.

    1) Здравствуй, Родина моя!

    2) Готовьтесь к вступлению в но­вую жизнь.

    3) Верь в свой народ.

    4) В дверь несмело постучали.

    А19. Укажите назывное предложение:

    1) Дальний лай собак.

    2) Время от времени слышен крик.

    3) Чувствуется неповторимый запах полыни.

    4) Микрофонов тогда не было.

    А20. Сколько назывных предложений можно выде­лить в четверостишии:

    Двадцать первое. Ночь. Понедельник.

    Очертанья столицы, во мгле.

    Сочинил же какой-то бездельник,

    Что бывает любовь на земле.

    1) Ещё земли печален вид, а воздух уж вес­ною дышит.

    2) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками – кучер Игнат.

    3) Он оказался опять в том же сквере, но те­перь было совсем холодно.

    4) Ещё одна минута объяснения, и давниш­няя вражда готова была погаснуть.

    1) Вдруг мне навстречу старушка, Машина мать.

    2) И в ту же минуту по улицам курьеры, ку­рьеры, курьеры.

    3) Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.

    4) Они смотрели друг на друга: Райский с любопытством, она с дерзким торжест­вом.

    1) нет подлежащего

    2) сказуемое выражено глаголом прошедшего времени множественного числа

    3) глагол выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие

    В2. Охарактеризуйте предложение по наличию главных членов. Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне.

    (1) Я хорошо помню тот июльский день, когда мы провожали отца в рейс. (2) В порту было жарко и душно. (3) Горячее солнце накалило пыльную булыжную мостовую. (4) Лица у грузчиков были влажными от пота. (5) На реке – полный штиль. (6) В разогретом воздухе стоял крепкий запах тюленьего жира и соленой трески.

    В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нём сказуемое.

    (1) Но вот наступила осень. (2) Захолодало. (3) Пожелтели деревья. (4) Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. (5) Потом листья опускались на землю.

    В5. Среди предложений 1 – 8 найдите определённо-личные предложения. Напишите их номера.

    (1) Госпиталь находился в здании бывшей гостиницы. (2) Меня поместили в пятнадцатую палату хирургического отделения. (3) Медленно тянулось время. (4) Один день похож на другой. (5) Больничный распорядок неизменен. (6) О чём только не передумаешь от обхода до обхода врача. (7) Вспоминаются годы учёбы в ФЗУ. (8) Начинаешь перебирать в памяти события тех дней…

    В6. Среди предложений 1 – 4 найдите неопределённо-личное предложение. Напишите его номер.

    (1) Слышится блеянье ягнёнка. (2) Неужели уже выгнали стадо? (3) Слишком ещё темно. (4) Это длинноносый кулик, бекас, забравшись в сумасшедшую вышину, под облака, кидается оттуда камнем вниз на неподвижно распущенных крыльях, и рулевые перья его хвоста, дрожа, производят странный звук, почти неотличимый от блеянья.

    ПРОСТЫЕ ОДНОСОСТАВНИЕ И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (II вариант)

    А1. Укажите неверное утверждение.

    1) односоставное предложение может быть распростра­ненным

    2) определенно-личные предложения имеют один главный член пред­ложения – сказуемое

    3) безличными называются предложения, в которых отсутствует подлежащее

    4) главный член безличного предложения выражается только безличным глаголом

    А2. В неопределенно-личных предложениях сказуемое может быть выражено:

    1) им. сущ. в Им. пад.

    2) глаг. 1-го или 2-го л. наст. или буд. вр.

    3) глаг. 3-го л. мн. ч. наст. или буд. вр

    4) глаг. в неопред. ф.

    А3. В каком односоставном предложении можно употребить глагол пеку:

    1) в неопределённо-личном

    2) в безличном

    3) в определённо-личном

    4) в назывном

    А4. Укажите глагол, который не может быть сказуе­мым в безличном предложении:

    2) нездоровится

    3) надо вставать

    4) рассвело

    А5. Односоставное предложение со сказуемым нет является:

    1) назывным

    2) определённо-личным

    3) неопределённо-личным

    4) безличным

    А6. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Не гляди же с тоской на дорогу.

    1) двусоставное

    2) односоставное, определённо-личное

    3) односоставное, безличное

    4) односоставное, неопределённо-личное

    А7. Найдите характеристику, которая соответствует предложению: Река, блестящая на солнце.

    1) неопределённо-личное

    2) безличное

    3) определённо-личное

    4) назывное

    А8. Найдите ошибку в характеристике предложения: Дела словом не заменишь.

    1) простое

    2) распространенное

    3) односоставное

    4) неопределённо-личное

    А9. Чем выражено сказуемое в безличном предло­жении: Мне нестерпимо захотелось домой.

    1) безличным глаголом

    2) безличной формой личного глагола

    4) неопределенной формой глагола

    А10. В каком предложении сказуемое выражено без­личной формой личного глагола:

    1) Темнеет уж в долине.

    2) Под ногами у меня приятно поскрипывало.

    3) Исхода нет.

    4) Мне нездоровится.

    А11. Найдите грамотно построенное предложение:

    1) Этот роман изучают в школе, имеется в каждой библиотеке.

    2) Пройду осторожно, не трону ветвей и пти­чьего сна не встревожу.

    3) Характерной чертой романа динамичность его образов.

    4) В своем дореволюционном творчестве великого поэта звучит боль за свою ро­дину.

    А12. Найдите предложение, соответствующее схеме: [безличное], и [безличное].

    1) Конец мая, и в поле ещё прохладно.

    2) Уже смеркалось, и нужно было торо­питься.

    3) Хорошая Родина есть у ребят, и лучше той Родины нет.

    4) Луна зашла, и огня не стало видно.

    А13. Найдите предложение, соответствующее схеме: [определенно-личное], и [двусоставное].

    1) Не верьте картинкам, на которых японцы представлены какими-то попугаями.

    2) Солнце садилось всё ниже, и длиннее ста­ли тени жёстких кустов.

    3) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.

    4) Ещё мгновение, и лодка вошла под своды деревьев.

    А14. Найдите односоставное предложение:

    1) Свет мой, зеркальце, скажи.

    2) О чём вы думаете?

    3) Хозяйка хлопочет у печки.

    4) Работа – великая сила.

    А15. Найдите безличное предложение:

    2) Пахло землёй и морозцем.

    3) Помню деревенское ясное утро.

    4) Солнце косыми лучами ложится на рожь.

    А16. Найдите определённо-личное предложение:

    1) Уж сильно завечерело.

    2) Яков, подними-ка, братец, занавес!

    3) Конец улицы на краю города.

    4) Выберите себе книгу.

    А17. Укажите неопределённо-личное предложение:

    1) Мечту пронесите через года!

    2) Прекрасно было узкое озеро.

    3) По улицам слона водили.

    4) Чудесно пахло рыбой и смолой.

    А18. Укажите безличное предложение:

    1) Минуя мокрый снег, легко шагаешь к дому.

    2) Савельича со мною не было.

    3) Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат.

    4) Стой за правду горой.

    А19. Отметьте назывное предложение:

    1) Синие тени от деревьев.

    2) Вечереет.

    3) Вокруг ни души.

    4) Домой идти не хочется.

    А20. Сколько назывных предложений можно выде­лить из четверостишия:

    Стаи птиц. Дороги лента.

    Повалившийся плетень.

    С отуманенного неба

    Грустно смотрит тусклый день.

    А21. Найдите неполное предложение в составе слож­ного:

    1) Ты всегда был строг ко мне, и ты был спра­ведлив.

    2) Он замечал её издали, и сразу холодело в груди.

    3) Половину дома занимала аптека, полови­ну – станция.

    4) Он не верил, что так быстро попра­вится.

    А22. В каком неполном предложении необходимо поставить тире:

    1) Там на неведомых дорожках следы неви­данных зверей…

    2) В углу старый кожаный диван.

    3) Они говорили долго: бабушка тихо и жа­лобно, дед крикливо и сердито.

    4) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

    В1. Определите вид односоставного предложения по следующим признакам:

    1) нет подлежащего.

    2) сказуемое выражено глаголом 1-го или 2-го лица

    3) глагол выражает действие, которое совершается определенным лицом

    В2. Охарактеризуйте предложения по наличию главных членов . Рыбе дождь не страшен.

    В3. Укажите номер и тип предложения, в котором нет и не может быть подлежащего.

    (1) Дохнул холодом на лес январь. (2) Уткнулись в сугробы и спят елочки. (3) Утонули по колено в снегу тонконогие осинки и березки. (4) Не страшен им мороз. (5) А вот большим деревьям от него плохо. (6) Трещат они, стонут на весь лес.

    В4. Укажите номер безличного предложения и напишите, чем выражено в нем сказуемое.

    (1) Ещё вчера на дворе кружила сумасшедшая мартовская метель. (2) Вечером ветер переменился. (3) Принёс тепло. (4) В снег ударили капли нежданного весеннего дождя. (5) А на рассвете подморозило. (6) Только наша северная весна так легко играет ветрами и туманами, дождями и заморозками.

    В5. Среди предложений 1-6 найдите неопределённо-личные предложения. Напишите их номера.

    (1) Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. (2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. (3) В южных городах зодчие оставляли их в красновато-розовой кирпичной окраске. (4) Купола церквей делали медными и золотистыми. (5) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными.

    В6. Среди предложений 1-8 найдите односоставное назывное предложение. Напишите его номер.

    (1) А в лесу уже темнеет, оттуда выползают хмурые сумерки. (2) Они ложатся в воду. (3) С Элгуни мы свернули в протоку. (3) Она становится всё уже, уже. (4) Ветки деревьев задевают по лицу.(5) Со всех сторон, трубя в горны, к нам летят эскадрильи комаров. (6) Темнеет. (7) И вот уже тьма. (8) И в ней, как в сердце, стучит мотор катера.

    Простые односоставные и неполные предложения

    1 вариант

    2 вариант

    односоставное, НЛ

    двусоставное

    2, б/л глагол

    5, б/л глагол

    Большое количество ошибок при анализе простых предложений связано с непониманием специфики односоставных и неполных предложений, с неумением различать эти типы конструкций.

    Односоставные предложения - это предложения, в которых грамматическая основа состоит из одного главного члена. Этот главный член в предложении является грамматически независимым и выражается формами глагола, существительным, а также наречием. Грамматическое и лексическое значение главного члена таково, что наличие второго главного члена исключается.
    Тип односоставного предложения определяется по значению главного члена. Все односоставные предложения делятся на два типа: глагольные и именные. К глагольным относятся определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения. Именной тип представлен назывными предложениями.

      В определенно-личных предложениях главный член указывает на принадлежность действия определенному лицу - говорящему или слушающему. Такое значение в русском языке имеют только глаголы 1 или 2 лица: Хож у на охоту. Дай , Джим, на счастье лапу мне .

      В неопределенно-личных предложениях главный член имеет значение неопределенного лица: Некрашеные полы здесь моют с дресвой. Значение неопределенного лица позволяет соотнести действие и с одним единственным лицом, и с большой по численности группой лиц. Значение глагольной формы как бы вообще отвлечено от конкретизации носителя действия. Такое значение в русском языке способны получать глаголы в форме 3 лица множественного числа, глаголы в форме множественного числа прошедшего времени и сослагательного наклонения.

      Обобщенно-личные предложения имеют главный член, значение которого представляет действие как относящееся ко всем лицам без исключения. Такие значения широко представлены в предложениях-пословицах, предложениях-афоризмах: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда . Обобщенно-личное значение выражается в русском языке глаголами 2 лица единственного числа настоящего времени и повелительного наклонения, а также глаголами 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: В чужой монастырь со своим уставом не ходят .
      Выражение этого типа значения с помощью глагольной формы 2 лица приводит к тому, что говорящий среди всех лиц, к которым он относит действие, невольно выделяет себя и своего собеседника. Поэтому условно значение обобщенно-личного типа можно представить как "я + ты + все другие".
      Не случайно предложения такого типа не употребляются в научном и официально-деловом стиле.

      Безличное предложение имеет главный член, который выражает действие или состояние безотносительно к лицу:На улицах чисто; Автобус подкидывало все чаще; Уже смеркается.
      Безличное значение в русском языке может выражаться безличными глаголами, личными глаголами в безличном значении, наречиями. Некоторые из этих наречий могут употребляться только в качестве главного члена безличного предложения: можно, нужно, жаль, пора и др.

      Назывные предложения говорят о существовании, бытии какого-либо предмета.
      Главный член назывных предложений выражен существительным в именительном падеже:

      Ночь . улица , фонарь , аптека , бессмысленный и тусклый свет .

      Номинативные предложения могут включать в свой состав указательные частицы:

      Вот дом Петровых.

      Из второстепенных членов предложения в назывных предложениях наиболее часто можно встретить согласованные и несогласованные определения