Болезни Военный билет Призыв

Чередование согласных в глаголах примеры. Правописание чередующихся гласных в корне слова. Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок

У глаголов I спряжения конечные согласные основык и г чередуются с ч и ж перед гласныме, например: толк у – толч ёшь; берег у – береж ёшь. Этого чередования не бывает у глаголатку– тк ёшь (а не тчёшь).

У глаголов II спряжения в 1-м лице единственного числа наблюдается чередование следующих конечных согласных основы: с – ш (прос ишь – прош у):з, д ж (груз ишь – груж у, ход ишь – хож у):т – ч или щ (плат ишь – плач у, прекрат ить – прекращ у);ст – щ (прост ить – прощ у);б, п, в, ф, м – бл, пл, вл, фл, мл (люб ишь – любл ю, куп ишь – купл ю, лов ишь – ловл ю, граф ишь – графл ю, грем ишь – гремл ю). Чередования нередко препятствуют образованию формы 1-го лица единственного числа; например, нет формы 1-го лица единственного числа у глаголов убедить, победить, ощутить и у некоторых других.

Упражнение 268. Проспрягайте глаголы.

Возьму, стелю, солю, пишу, слышу, клею, сею, буду, бужу, держусь, кажусь, борюсь, ссорюсь, хочу, еду, ем.

269 . I. Напишите в 3-м лице множественного числа.

1) Где строишь, тут и роешь. 2) Пожалеешь лычка, не увяжешь и ремешком. 3) Бездонной бочки водой не наполнишь. 4) Потерянного времени не воротишь. 5) Что накрошишь, то и выхлебаешь.

II. Напишите во 2-м лице единственного числа.

1) Правды не скроют. 2) В решете воды не удержат. 3) Лёжа хлеба не добудут. 4) Поживут подольше, так увидят побольше. 5) Что посеют, то и пожнут.

270. Напишите 2-е лицо единственного числа и 3-е лицо множественного числа.

Стлать–стелешь, стелют; помнить, гнать, клеить, рыть, брить, сеять, смотреть, терпеть, пахать, зависеть, окоченеть, одеть, проскакать, проскочить, клеветать, тащить, писать, дышать, держаться, обидеться, разъехаться, выспаться, слышать, слушать, отправить, отправлять.

271. Допишите предложения, ставя глаголы, данные в скобках, в настоящем или будущем (простом) времени.



1) Чуть... (брезжить) рассвет. 2) Внизу, у нагромождённых беспорядочной кучей камней,... (плескаться) море. 3) Море людское чуть слышно шумит,... (колыхаться). 4) Снежинки... (кружиться), (опускаться) медленно, на лицах наших горячих... (таять). 5) Воздух беспокойно... (метаться) от орудийной пальбы. 6) Над миром наше знамя... (реять). 7) Оно горит и ярко... (рдеть). 8) Из строя меня... (вывести) только смерть. 9) ... (брызгать) от него энергией. 10) Мы единство нашей партии не... (позволить) разрушать. 11) Никогда не... (расколоться) старая и молодая гвардия.

(Н. Островский.)

272. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. К каждому глаголу подберите неопределённую форму и укажите спряжение глагола – 1 или II.

I. Волны приход...т и волны уход...т стел...тся пеной на берег отлогий по морю тени туманные брод...т чайки летят и кричат как в тревоге. Много столетий близ отмели дикой дремл...т в развалинах римские стены слуша...т чаек протяжные крики смотр...т на белое кружево пены.

(В. Брюсов.)

II. «Вот ед...т охотник тундрой,

Славный, сильный охотник.

Его олени быстры...»

Не помню теперь, ненцы ли научили меня этой дорожной песн... или сам я её пр...думал, но только всегда в пути я её пою. Ед...шь тундрой, поёшь бе...конечную, как дорога, песню, дыш...шь ядрёным морозным воздухом и чувству...шь себя молодым и сильным, хозяином всех дорог и путей, вер...шь, что всё в твоей жизн... сбудется. Мечта...шь.

Говорят, что перед величием природы человек чувству...т себя мален...ким и жалким, пе...чинкой в океан... . Не знаю, не испытывал. Когда скрипят на снегу мои сани, когда покорное эхо в горах повт…ряет песню мотора, когда за моей спиной остаётся длинный волнистый след моих шагов, я, Алексей Богучаров, вот такой, каким вы меня вид...те, пон...маю себя хозяином мира, и земли, и неба. и чувство гордости за то, что я человек и механик, нап...лняет мою душу до края. Хоч...тся петь.

Надо, чтоб при этом была тиш...на, та торжественная и величавая тиш...на тундры, в которой столько зат..ённых ш...рохов. Всё живущее спряталось и оц…пенело, медведь в берлог..., мыш... в норе, тюлень подо льдом, и только ты один, человек на своей машин..., влас...но идёш... по тундр..., ломаеш... снег и поёшь...

(Б. Горбатов.)

Формы времени показывают отношение времени действия к моменту речи.

Настоящее время обозначает, что действие совершается в момент речи о нём: читаю, пишу, удаляю и т. д.; прошедшее – что действие происходило или произошло до начала речи о нём: писал, написал; удалял, удалил и т. п.; будущее – что действие будет происходить или произойдёт после окончания речи о нём: буду писать, напишу. Форма будущего времени из двух слов (буду писать) образуется от глаголов несовершенного вида и называется будущим сложным; форма будущего времени из одного слова (напишу) образуется от глаголов совершенного вида и называется будущим простым.

Настоящее время может обозначать действие как постоянное свойство предмета (настоящее постоянное): Железо плавится , куётся или же характеризовать возможности (или способности) лица: Онпробегает стометровку за 11 секунд – в смысле: может пробежать. Такое употребление формы настоящего времени называется настоящим потенциальным.

Как уже было сказано. (§213), глаголы несовершенного вида имеют три времени; настоящее, прошедшее и будущее сложное; глаголы совершенного вида имеют два времени: прошедшее и будущее простое.

Упражнение 273. Выпишите глаголы в формах будущего сложного и будущего простого времени. Укажите их вид, лицо и число.

В то же самое утро, часу в двенадцатом, молодая дама сидела в одной из трёх комнат маленькой дачи на Каменном острове, шила и вполголоса напевала французскую песенку, бойкую и смелую.

«Мы бедны,– говорила песенка,– но мы рабочие люди, у нас здоровые руки. Мы темны, но мы не глупы и хотим света. Будем учиться – знание освободит нас; будем трудиться – труд обогатит нас. Это дело пойдёт: Поживём – доживём...

Мы грубы, но от нашей грубости терпим мы же сами. Мы исполнены предрассудков, но ведь мы же сами страдаем от них – это чувствуется нами. Будем искать счастья – и найдём гуманность, и станем добры...

Труд без знания бесплоден, наше счастье невозможно без счастья других. Просветимся – и обогатимся...

Будем учиться и трудиться, будем петь и любить, будет рай на земле... Это дело пойдёт, оно скоро придёт. Все дождёмся его!»

(Н.Г.Чернышевский.)

Прошедшее время.

Прошедшее время, как правило, образуется от основы неопределённой формы прибавлением суффикса -л и окончаний, указывающих число, а в единственном числе и род. Эти окончания следующие:

Единственное число Множественное число

Мужск. род нулевое Одинаково

Женек, род -а для всех

Средн. род -о родов

Примеры. Неопр. ф. отправить – прош. вр. отправил, отправила , отправило , отправили ; неопр. ф. отправлять – прош.вр. отправлял, отправляла , отправляло , отправляли .

Отступление от общего правила представляют: глаголы с. основами на согласные и некоторые глаголы с суффиксом -ну-

1) У глаголов с основами на согласные (кроме основ на -д и -т ) в мужском роде отсутствует суффикс -л : нёс, пёк, мог (но: несла, несло, несли) и т. д.

2) У глаголов с основами на-г, -к , -б основа прошедшего времени одинакова но с основой неопределённой формы, а с основой 1-го лица ед. ч. настоящего времени: неопр. форма – печь, стричь, грести, наст. вр.– пеку, стригу, гребу, прош. вр. пёк., стриг, грёб.

3) У глаголов с основами на -д и -т эти звуки сохраняются в основе настоящего времени, в неопределенной форме перед -ть , они перешли в с , а в прошедшем времени перед суффиксом -л выпали; таким образом, в прошедшем времени глагол имеет особую основу: неопр. форма – вести, плести; наст. вр.– веду, плету; прош. вр.– вёл. плёл.

4) У глаголов умереть, тереть, переть, простереть в неопределённой форме основа с полногласием, в прошедшем времени основа без полногласия: неопр. форма – умереть, тереть; прош. вр.– умер, тёр.

5) Глаголы с суффиксом -ну -, обозначающие состояние: мёрзнуть, дрогнуть, сохнуть, зябнуть, вянуть, исчезнуть и др., образуют прошедшее время без суффикса -ну -: мёрз, дрог, сох, зяб, вял, исчез и т. п., однако у многих глаголов этогожеразряда, особенно бесприставочных, известны формы прошедшего времени с суффиксом -ну -: блёкнул, глохнул, меркнул и др.

6) От глагола расти прошедшее время рос – росла – росло – росли; от глагола клясть–клял (наст. вр. кляну).

7) Глагол идти (и производные от него) образует прошедшее время от другого корня: идти – шёл. уйти – ушел и т. п.

У глаголов I спр. с основой на парные твердые и заднеязычные при чередованиях конечного согласного основа в формах 1-го л. ед. ч. И 1-го л. мн. ч. противопоставляется основе в остальных «средних» формах.

У глаголов с основой на парные твердые это чередование твердого и мягкого согласного (С^С^) представлено повсеместно: ср, парадигмы типа не[с]у, не[с’]ёшь, не[с’]ет, не[с\ут.

Основные различия в области чередований у глаголов I спр, связаны с глаголами на заднеязычные согласные. Специфическое для них чередование к\\ч и г||ж (С^Сг) (ср. пеку, печёшь (печёшь), печёт (печёт), пекут) характерно в основном для центральных и северо-западных говоров. Но как элемент литературной системы это чередование встречается и на других территориях наряду со специфически диалектными чередованиями у тех же глаголов.

Во многих говорах глаголы с основой на заднеязычный согласный, утратив чередование типа С{\\С2, имеют тот же тип чередования, что и глаголы на твердый парный согласный, ср.: пеку, пе- кёшь, пекёт, пекут. В этих говорах чередование типа QHQ представлено всеми глаголами I спр., кроме тех, которые имеют основы на нечередующиеся согласные (ржешь, да[)6]шь).

Глаголы с основой на заднеязычные могут в части северо-восточных говоров выступать с основой на нечередующийся твердый заднеязычный: пеку, пекдшь, пекдт, пекут, берегу, берегдшь, бере- гот, берегут и т.д., сливаясь тем самым в один класс с глаголами, имеющими основы на нечередующийся согласный (т.е. на шипящие, j, р\ л’).

Глаголы с основой на заднеязычные не во всех говорах составляют по рассматриваемому признаку один монолитный класс. Так, например, в говорах, где вообще эти глаголы сохраняют исконное чередование, глаголы ткать и скать (`раскатывать тесто’) с основой, не образующей слога, могут иметь чередование к\\к’; ср.: тку, ткёшь, ткёт\ ску, скёшь, скёт. Глагол лечь широко известен с нечередующейся основой на ж- (ср.: ляжу, ляжешь), а глагол мочь может иметь свой особый тип чередования: могу, можешь, мджут. Отклонения в системе чередования глаголов лечь, мочь определяются особенностями их ударения: глагол лечь имеет неподвижное подвижное, тогда как все другие неподвижное на окончании. Чередования в части говоров проявляют тесную связь с местом ударения.

Специфические чередования глаголов II спр. (С}||С2), противопоставляющие основу в форме 1-го л. ед. ч. основе всех остальных форм, в большей части говоров сохраняются: т’\\ч (коптить - копчу - коптишь, коптит), с’ ш (голосить - голошу - голосишь, голосит), с`т9 щ (простить(долбить - долблю - долбишь, долбит) и т.д.

Отсутствие чередования известно относительно небольшим диалектным массивам: части юго-западных говоров, а также говорам Рязанской Мещеры. Здесь глаголы во всех формах имеют исход основы на мягкии согласный; ср.: коптю, коптишь, вопю, вопишь и т.д.

Отсутствие чередования у глаголов I и II спр. может в части рязанских говоров совмещаться. Это означает, что чередование конечных согласных основы как дополнительное грамматическое средство в системе форм настоящего времени здесь вообще отсутствует.

Русская диалектология / Под ред. Касаткина Л.Л. - М., 2005 г.

В слоге они сочетаются с другими звуками. В противоположность гласным, согласные буквы не формируют вершину слога. В ходе изменения и совершенствования лексической структуры слова подвергаются различным трансформациям. В частности, одни письменные знаки могут заменять другие. Одним из видов трансформации является чередование согласных в Что это такое? Как происходит это изменение? Об этом далее.

Общая информация

Акустически согласные имеют сравнительно меньшую, нежели гласные, общую энергию и могут не обладать четкой формантной структурой. При произношении звуков сужается голосовой тракт. В результате происходит полное или частичное блокирование воздушного потока, который, встречая препятствие, начинает изменять свое направление. В русском языке различают шумные согласные (аффрикаты, фрикативные, взрывные), группу сонорантов (латеральные и плавные), полусогласный (полугласный) "й". Существуют и сонорные звуки - дрожащие и носовые.

Чередование согласных

Среди наиболее характерных сочетаний следует отметить следующие:

  • з - ж - г (друзья - подружка - подруга);
  • ц - ч - к (лицо - личико - лик);
  • с - ш - х (леший - лес, вспашка - вспахать);
  • ж - д (омоложение - молодой, езжу - ездить);
  • щ - ск (лощеный - лоск);
  • щ - ст (мощеный-мост);
  • бл-б (гублю - губить);
  • вл - в (ловлю - ловить);
  • мл - м (кормлю - кормить);
  • пл - п (куплю-купить) и другие.

Правила русского языка объясняют такие примеры процессом упрощения произношения. При этом происходит утрата изначального смысла звуков. В сомнительных случаях для проверки используется чередование согласных в корне слова.

Первоначальный облик конструкции

В ряде случаев имеет место некоторое затруднение с тем, какой звук считать основным в конструкции. Имея то или иное чередование согласных в корне слова, необходимо понимать, какой смысл привносится в новую структуру. Так, к примеру, "подруга" - это производное от "друг", а вариант "подружка" формируется, по всей вероятности, под влиянием такой формы, как "дружина", которая сама является упрощением от "другина, другой, другить". Такого рода словоизменения в будущем могут привести к большой путанице. В результате теряется исходная звуковая и смысловая ясность.

"Ц - Ч - К"

Данное чередование согласных в корне слова имеет свои особенности. Первоначальная (исходная) конструкция - "лик". Впоследствии после преобразования появляется слово "лицо". Здесь звук "к" меняется на "ц". Конструкция изменяется далее. В итоге получается слово "личико". Согласно вариантам трактовки, наблюдаются разные смыслы получившихся слогов. Так, к примеру, "ко" - это "поверхность, оболочка", "цо" определяется как "полное соединение", а "чи" - "воспроизведение или полное продолжение". В результате измененные конструкции имеют разный смысл: "ликование, облик" (от "лик"), "личинка, личина, отлично" (от "лич"), "облицовка, лицевая" (от лицо").

"Х-Ш"

Рассмотрим чередование согласных в корне слова "пахать". Изначально надо сказать, что данная конструкция является производной от "пах". "Пахать" в древней трактовке - возделывать лоно для воспроизводства и засевания. И только впоследствии сформировался и воплотился смысловой перенос на возделывание и обработку почвы в процессе земледелия. До настоящего времени безличная глагольная форма сохранила конструкцию "пах", а личные формы при этом произносятся с "ш". Например: "пахать-пашет-пашу".

Примерно по такому же принципу происходит чередование согласных в корне слова "лес". Как в этом случае изменяется конструкция? Как только "лес" начинает иллюстрировать что-то "лесное", но при этом "олицетворенное", вместо "с" появляется "ш". Например, "леший". Вместе с этим, если обозначается нечто постороннее, непосредственно лесу не присущее, в конструкции сохраняется "с". Например, "лесник".

"Ст/ск - Щ"

Эти же правила русского языка участвуют в изменении конструкции с основой "ск". При этом имеет место тот же "признак чего-то свойственного, личного, присущего воспринимающему, связанного смыслом". Например: "лоск-лощеный" и "мост-мощеный". В первом случае выступают вперед ощущения - на ощупь лощеный, значит, с лоском. Вместе с этим "лоск" - это что-то безотносительное к человеку, а вот "лощеный" - воплощение восприятия, человеческого ощущения.

То же самое можно увидеть и в иных примерах. Например, такие конструкции, как "простить"-"прощение", "куститься"-"кущение" и так далее. Следует, между тем, отметить, что такое изменение "ст-щ" имеет место не только в корне, но и в суффиксе. Например: "худость"-"худощавый", "сухость"-"сухощавый". Предположительно, именно эти "естественно необходимые" трансформации стали переноситься и на прочие конструктивные элементы.

"Л"

В некотором роде особенная форма восприятия просматривается при появлении этого звука в измененной конструкции. При возникновении "л" в составе в смысл добавляется "структурность, ладность, внутреннее состояние". Примерами могут являться глаголы третьего лица: гублю, люблю, шумлю, давлю, куплю, терплю. При этом в прочих личных формах этих конструкций звук "л " отсутствует: губим, любить, давить, купите, шумим, терпеть. Объяснить это чередование согласных в корне можно следующим образом: появление "л" в первом лице, то есть в конструкциях, отражающих что-то "личное, относящееся ко мне", - это проявление собственного "Я", внутреннего состояния. А вот остальные: "ты, она, они" и прочее - это внешнее, что-то не относящееся к воспринимающему, то есть "вне меня", поэтому и "л" там отсутствует.

При образовании лично-числовых форм у многих глаголов наблюдаются различные звуковые изменения основ .

Так, у глаголов первого спряжения при образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и 1-го и 2-го лица множественного числа происходят чередования {к/ч" } и {г/ж }, например: пеку, печёшь, печёт, печём, печёте, пекут; берегу, бережёшь, бережёт, бережём, бережёте, берегут . В этих же формах твёрдые конечные согласные основы чередуются с мягкими: несу, несёшь, несёт, несём, несёте, несут .

У глаголов второго спряжения чередование конечных согласных основы происходит в формах 1-го лица единственного числа . В этих формах мягкие зубные согласные чередуются с шипящими, а мягкие губные – с сочетаниями звуков «губной+л" », например: лечу, летишь, летит, летим, летите, летят; вижу, видишь, видит, видим, видите, видят; люблю, любишь, любит, любим, любите, любят; терплю, терпишь, терпит, терпим, терпите, терпят .

Звуковые соотношения между основами инфинитивов и основами настоящего (будущего) времени

При образовании лично-числовых форм изъявительного наклонения следует учитывать особые виды звуковых соотношений между основами инфинитива и настоящего (будущего) времени глаголов изъявительного наклонения:

а) у глаголов третьего продуктивного класса с основой инфинитива на -ова(ть)/-ева(ть) в формах настоящего (будущего) времени этот суффикс заменяется суффиксом -у[j]-:

торгова ть – торгую т [тopryj yт], ночева ть – ночую т [ноч"у j ут];

б) у односложных глаголов с основой инфинитива на -ы – и производных от них приставочных глаголов в основах настоящего (будущего) времени происходит чередование {ы/oj }:

вы ть-вою т [в oj yт] (завыть – завоют),

мы ть-мою т [м oj yт] (помыть – помоют).

Исключение составляет глагол быть , который имеет такие лично-числовые формы: буду, будешь, будет, будем, будете, будут ;

в) у односложных глаголов с основой инфинитива на -и (ть ) и образованных от них приставочных глаголов в основах настоящего (будущего) времени происходит чередование {и/j }:



пи ть – пьют [п "j yт] (выпить – выпьют),

ли ть -льют [л "j yт] (вылить – выльют).

Исключения в этой группе составляют глаголы брить, гнить и жить .

Глагол брить относится к первому спряжению и образует такие лично-числовые формы настоящего времени: брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют . Такие же окончания имеют производные от брить приставочные глаголы (побрить, выбрить ) и возвратный глагол бриться .

Глагол гнить и образованные от него приставочные глаголы имеют такие лично-числовые формы: гнию, гниёшь, гниёт, гниём, гниёте, гниют .

Глагол жить (как и производные от него приставочные глаголы) образует следующие лично-числовые формы: живу, живёшь, живёт, живём, живёте, живут ;

г) к основам инфинитивов на -чь в формах настоящего и будущего времени совершенного вида добавляются -г – или -к -:

бере(чь) – берег (ут), проте(чь) – протек (ут);

д) у некоторых глаголов с основой инфинитива на -с – в формах настоящего (будущего) времени происходят чередования {с/д}, {с/т} или {с/б} :

вес (ти) – вед (ут), цвес (ти) – цвет (ут), грес (ти) – греб (ут), упас (ть) – упад (ут);

е) у глагола петь в лично-числовых формах настоящего времени в корне происходит чередование {e/oj} (пою, поёшь, поёт, поём, поёте, поют ), а у глагола одеть основа наращивается звуком [н ]: одену, оденешь, оденет, оденем, оденете, оденут .

Разные виды звуковых соотношений между двумя основами глаголов описаны также на с.9.

Причины отсутствия некоторых лично-числовых форм у отдельных глаголов

Некоторые глаголы по разным причинам имеют не все формы настоящего или будущего времени :

1) глаголы победить и убедить никогда не употребляются в формах первого лица единственного числа ;

2) безличные глаголы в настоящем и будущем времени имеют только форму третьего лица единственного числа (вечереет, рассветёт );

3) глаголы, называющие такие действия , которые выполняются несколькими субъектами, не употребляются в формах единственного числа (гости расходятся по домам, студенты разъедутся на каникулы );

4) глаголы, называющие действия , которые не могут выполняться людьми, не имеют форм первого ивторого лица (ржаветь, колоситься, куститься, окисляться, плесневеть и под.).

Образование форм будущего времени у глаголов несовершенного вида

Если глаголы совершенного вида имеют синтетическую (состоящую из одного слова) форму будущего времени, в которой значения лица и числа выражаются с помощью окончаний, то глаголы несовершенного вида образуют форму будущего времени другим способом .

Значение будущего времени у глаголов несовершенного вида выражается аналитическими формами .

Аналитические формы будущего времени состоят из вспомогательного глагола быть в лично-числовых формах , которые выражают грамматические значения наклонения, времени, лица и числа, и инфинитива , называющего действие, то есть выражающего лексическое значение глагола. Например, глагол читать имеет такие формы будущего времени:

Основные термины

Вопросы

1. От какой основы глагола образуются формы настоящего времени несовершенного вида и формы будущего времени совершенного вида?

2. С помощью каких морфем образуются формы глаголов настоящего времени и будущего времени совершенного вида?

3. Как называется изменение глагола по лицам и числам?

4. Сколько типов спряжения имеют глаголы?

5. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы первого спряжения?

6. Какие лично-числовые окончания имеют глаголы второго спряжения?

7. Глаголы каких продуктивных классов относятся к первому типу спряжения?

8. Глаголы какого продуктивного касса относятся ко второму типу спряжения?

9. Как определяется тип спряжения глаголов непродуктивных классов?

10. Какие глаголы с безударными лично-числовыми окончаниями относятся ко второму типу спряжения?

11. У каких глаголов и почему отсутствуют некоторые лично-числовые формы?

12. Почему формы будущего времени глаголов несовершенного вида относятся к аналитическим?

13. Как образуются формы будущего времени глаголов несовершенного вида?

>> Русский язык: Чередование согласных в основе глаголов (повторение). Буква ь в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч.
Если ударение падает на основу, личные окончания на слух различить трудно. В этом случае спряжение и, соответственно, окончания определяются по неопределённой форме (инфинитиву ).
II спряжение
1. Все глаголы на -ить (кроме брить и стелить).
2. Семь глаголов на -етъ: зависеть, видеть, смотреть, терпеть, ненавидеть, обидеть, вертеть.
3. Четыре глагола на -атъ: держать, слышать, дышать, гнать.
I спряжение
Все остальные глаголы.
Выпишите из текста глаголы, записывая рядом их неопределённую форму, укажите спряжение.
«Вы огорчаетесь раньше времени, дорогая Наталья Кузьминична, - остановил её старый доктор, - всё ещё не так страшно. Читал я, читал... Думал я, думал и потом, конечно, не мог уснуть. Чтобы отвлеч(ь?)ся от своих мыслей, я взял томик арабских сказок «Тысяча и одна ночь» и прочитал о том, как один джинн превратил одного неугодного ему человека в собаку. И тогда я подумал, что если бы существовали на свете джинны и если бы один из них захотел наказать человека, предположим,

Отослано читателями из интернет-сайтов
Полный перечень тем по Русскомы языку для 7 класа, календарный план по всем предметам согласно школьной программы, курсы и задания по Русскому языку для 7 класа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей