Болезни Военный билет Призыв

Что значит среднее арифметическое число. Как найти среднее арифметическое число в Excel. Непрерывная случайная величина

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Понятие

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).

В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков:

  • способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения;
  • умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний.

Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Составляющие элементы

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

  • беглое чтение;
  • толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и ее извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Типы текстов

Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно.

По стилю применяют тексты следующих видов:

  • научные;
  • деловые;
  • художественные;
  • технические;
  • публицистические и другие.

Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность.

Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории. Заданием для второклассников может быть короткий рассказ о лесном животном, в котором нужно:

  • определить, о ком идет речь;
  • найти причину какого-либо явления и подчеркнуть ее в тексте;
  • отметить, в каком типе источников можно найти подобного рода текст (сборник сказок, книга рассказов о животных, энциклопедия).

Для учащихся четвертых классов предоставляется информационное описание из области естественных наук. Часть знаний из такого текста уже известна детям из школьной программы. Ученику для решения поставленной задачи может понадобиться соединить ранее полученные знания с новыми, которые неявным образом изложены в повествовании.

Цели чтения

При проведении исследования в заданиях также учитывается цель чтения. В соответствии с ней подбирается определенный вид текста. Таких целей насчитывают несколько:

Способы оценки

Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в 2 основных форматах - в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов. Последние помогают лучше оценить когнитивную деятельность учащихся.

Задания со свободным изложением оцениваются по политомической системе. Итоговый балл зависит от того, насколько полно дан ответ. Читательская грамотность оценивается дифференцированно для верного, частично правильного и неверного решения.

Извлечение информации

Чтобы получить определенную информацию из текста, необходимую для решения задания, необходима выработка следующих навыков:

  • беглое чтение;
  • выделение той части текста, где содержится ответ;
  • установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста.

Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная (дословная) и косвенная (синонимическая). Примером первого типа служит нахождение времени или места действия в тексте.

Поиск в синонимическом виде является более сложным, и такие задания предлагают учащимся в более старшем возрасте. Чтобы решить данную задачу, читатель должен уметь относить схожие явления к одной категории или, наоборот, выявлять различия между аналогичными понятиями. Сложность такого рода заданий определяется также объемом текста (количеством страниц) и размером сообщения, которое нужно найти.

Интегрирование и интерпретация

Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Такая деятельность требует от читателя определения иерархии изложенных автором мыслей, отделение главного от второстепенного.

Для понимания общего смысла текста учащийся должен также уметь связывать отдельную информацию (интегрировать ее) и понимать ее внутренний смысл, который не сообщается напрямую.

Интерпретация заключается в способности выполнения следующих умственных действий:

  • составление выводов;
  • краткое формулирование главных мыслей автора;
  • составление умозаключения о каких-либо событиях;
  • определение причинно-следственных связей.

Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте.

В практическом плане это может выражаться в следующих заданиях:

  • написать вступление к тексту;
  • придумать название;
  • объяснить, для чего приложен рисунок, значение одного из эпизодов;
  • восстановить данные в таблице по информации из текста;
  • составить характеристику главному герою повествования и другие задачи.

Осмысливание и оценка

Оценка текста связана со знаниями и опытом, которые у учащегося были до его прочтения. Такая деятельность предполагает сравнение, противопоставление или составление предположений. В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в следующем:

  • высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу;
  • согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением;
  • определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою;
  • оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования.

Выработка этих навыков способствует тому, что у учащегося вырабатывается полученной информации и выявление предвзятого суждения автора текста.

Ее, как и другие умения, можно развивать. Так как часть вопросов предполагает логические умозаключения, то улучшение логического мышления и его скорости также способствует этому процессу. На основе международных тестов разработаны методические пособия, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе.

В качестве самостоятельных развивающих приемов в отношении любого текста, соответствующего возрастной группе, можно использовать следующие:

  • определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке;
  • составить вопросы к повествованию;
  • написать свое суждение по основной мысли автора текста;
  • выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ;
  • разработать план текста;
  • сделать таблицу или схему по изученной информации;
  • найти логическую ошибку в повествовании;
  • упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла;
  • составить кроссворд по прочитанному.

Уровни

При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности:

  • Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.
  • Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения.
  • Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Возрастные нормы

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:

  • 1-6 классы - выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
  • 7-8 классы - разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
  • 9-11 классы - конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью приемов, описанных выше. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

  • включать задания, для выполнения которых требуется не столько умение вычленять информацию, представленную в явном виде, сколько способность ее интерпретировать, преобразовывать, оценивать;
  • организовывать деятельность учащихся по работе с текстом на основе заданий, требующих умения аргументированно, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста;
  • уделять особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (особенно термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста;
  • использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников;
  • формировать критический взгляд на достоверность информации;
  • использовать тексты различных видов, в т. ч. схемы, таблицы, графики, учить работать с дополнительной информацией (сноски, приложения и т. д.);
  • усиливать внимание к работе с текстом на предметах естественнонаучного цикла.

Приложение

Приложение
Скачать в.docx

7-й класс

Часть I

Прочитайте тексты 1 и 2 и выполните задания 1–9 и С1-С3. Для заданий 1, 3, 4, 5, 6 и 7 обведите номер правильного ответа. Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 2, 8, 9 запишите в бланк тестирования справа от номера соответствующего задания. Ответы к заданиям С1-С3 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав номер задания.

​Выпустить птичку на волю и посмотреть, как она радостно взмывает в небо, - старинная русская традиция. Перелетных птиц ловили по осени. Зимой пойманные птички жили дома в клетке, их кормили, ухаживали за ними. На Пасху, когда перелетные птицы возвращались из южных стран, птиц, перезимовавших в доме, выпускали на волю. Также на Пасху люди, располагавшие средствами, выкупали из тюрьмы людей, попавших туда невинно, или должников.

Текст 1

В руке Солодовкина я вижу птичку.
- Бери в руку. Держи - не мни… - говорит он строго. - Погоди, а знаешь стих - «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..
Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу - пырхх… - но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… - и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «Иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину: «Ну-ка, продай для воли!» Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «Для общего удовольствия пускай!» Василь-Василич по-своему пускает - из пригоршни.

По И. С. Шмелеву, фрагмент романа «Лето Господне»

Текст 2

«Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

А. С. Пушкин, 1823 г.

1. Какое высказывание соответствует теме текста 1?
Этот текст о (об):

1) удовольствии выпускать птиц на волю в светлый весенний день;
2) конфликте между Солодовкиным и Василь-Василичем из-за денег;
3) полете птиц, выпущенных на волю, и их радостном пении;
4) разных способах выпускать птичек на волю.

2. Используя приведенные ниже утверждения, восстановите последовательность событий в тексте 1.

А. Во двор въезжает пролетка.
Б. Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку.
В. Денис выпускает птицу особым способом.
Г. Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах.
Д. Василь-Василич предлагает продать ему птицу.

Запишите в таблицу буквы, которыми обозначены утверждения, в нужной последовательности.

Ответ в виде сочетания букв перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

3. Почему Солодовкин отшвырнул монету?

1) был богат и ни в чем не нуждался;
2) хотел, чтобы все птицы были выпущены на волю поскорее;
3) считал, что не все можно купить за деньги;
4) Василь-Василич был его приятелем.

4. В каком предложении употреблено устаревшее слово, по которому можно понять, что действие в тексте 1 происходит не в наше время?

1) Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках.
2) Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают.
3) В руке Солодовкина я вижу птичку.
4) В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу.

5. Почему мальчик не увидел первую выпущенную им птичку?

1. Мешало яркое весеннее солнце.
2. Птичка была слишком мала.
3. Мальчика отвлек приход взрослых.
4. Мальчик был очень взволнован.

1. Автор хотел показать множество приемов запуска птиц в небо.
2. У Солодовкина было много знакомых, и каждый должен был поучаствовать в данном событии.
3. В светлый день Пасхи все равны и испытывают одинаковые чувства.
4. Это указывает на доброту хозяина птиц.

7. Как вы понимаете выражение «свято наблюдаю» из стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» (см. текст 2)?

1) давно увлекаюсь;
2) соблюдаю с почтением;
3) интересуюсь старинным обычаем;
4) восхищаюсь красотой русской природы.

8. Для каждого текста определите душевное состояние героя.
Характеристика душевного состояния героя:

1) самодовольное восхищение своим поступком;
2) грусть, задумчивость, удовлетворение;
3) счастье, радость, восторг.
Запишите в таблицу цифру, которой обозначена характеристика душевного состояния героя данного текста.

Текст 1

Текст 2

Ответ в виде двух цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

9. Какие высказывания точнее всего отражают идею (основную мысль) стихотворения А. С. Пушкина «Птичка»? Обведите цифры выбранных высказываний.

1. Известный пушкинист Т. Г. Цявловская в комментариях к собранию сочинений А. С. Пушкина писала: «Стихотворение, написанное в чужбине, <…> выражает глубоко волновавшую Пушкина мысль о подневольном положении человека».
2. Издатель, желая помочь читателям определить смысл произведения, сопроводил первую публикацию стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» следующим примечанием: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных, должников и проч.» («Литературные листки», 1823. № 2).
3. Некоторые исследователи творчества А. С. Пушкина считают, что в стихотворении «Птичка» поэт выразил смирение перед судьбой изгнанника.

Ответ: __________________________________________________________________________________________

С1. Почему время, когда по обычаю люди выпускают птиц из клеток, А. С. Пушкин назвал «светлым праздником»? Ответ запишите в виде текста из 2–3 предложений.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С1.

С2. Сравните тексты 1 и 2. В ответе укажите не менее четырех признаков, по которым эти тексты различаются.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С2.

С3. Прочитайте фрагмент сочинения ученика по тексту 1 и найдите ошибки, которые допустил ученик:

«В книге „Лето Господне“ Василия Шмелева есть эпизод празднования Пасхи, в котором каждый персонаж выпускает в небо птиц. Но сначала хозяин птиц проверяет у мальчика знание стихотворения А. С. Пушкина „Птичка“.
По тому, как ведут себя герои, как каждый выпускает птичку, мы понимаем их чувства и отношение к этому событию»
.
Запишите предложения, в которых вы нашли ошибки, в исправленном виде.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С3.

ЧАСТЬ II

Прочитайте тексты 3, 4 и 5 и выполните задания 10–18 и С4-С6.
Для заданий 10–12 и 15 обведите номер правильного ответа.
Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 13, 14, 16–18 запишите в бланк тестирования справа от номера соответствующего задания.
Ответы к заданиям С4-С6 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав номер задания.

Текст 3

Аптека под ногами

Во всем мире траволечение пользуется особой популярностью. Это и неудивительно, поскольку фитотерапия имеет, во-первых, тысячелетний опыт использования; во-вторых, минимум побочных эффектов и осложнений; а в-третьих, человек может самостоятельно собрать сырье и приготовить лекарство.
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. В этой аптеке лекарства не хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях, а наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Многие вещества, которые вырабатываются растительными клетками, обладают целебными свойствами: принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справиться с недугом.
Чтобы собирать лекарственные растения, необходимо представлять их внешний вид, уметь отличать от близких к ним других видов растений, знать, где они произрастают.
В начале XVII в. по указу Петра I был образован Аптекарский приказ, и в Москве в районе осушенных болот за Сухаревой башней в целях «разведения лекарств для казенных аптек» был заложен первый в России «Аптекарский огород». Сегодня же известно около 500 тыс. видов растений, но только небольшая часть из них используется в современной медицине.
Многие лекарственные растения используют в пищевой промышленности (солодка, тмин), парфюмерной (мята, шалфей), а также в металлургии в качестве пенообразователя (корни солодки, споры плауна).
Поисками новых препаратов растительного происхождения, выращиванием лекарственных растений, изучением их природных ресурсов и разработкой рационального режима их использования занимаются сотрудники научно-исследовательских институтов и ботанических садов.

Текст 4

Правила заготовки и хранения лекарственных растений

1. Сбор трав осуществляют в незагрязненных местах вдали от железнодорожного полотна, автомагистралей, сельскохозяйственных угодий, промышленных объектов.
2. Сбор ведут в сухую солнечную погоду, после того как обсохла роса, примерно с 11 до 17 часов.
3. Заготавливать лекарственные растения необходимо в то время, когда они содержат максимальное количество действующих полезных веществ (для надземных частей это период от начала цветения до образования плодов).
4. Сушить практически все растения необходимо в тени, без доступа прямого солнечного света, в хорошо проветриваемых помещениях или под навесом.
5. Крупные части растений, а также корни и корневища (предварительно хорошо промыв холодной водой) необходимо перед сушкой измельчить.
6. Раскладывать сырье для сушки надо тонким слоем или пучками, подвешивая на чердаках. В этом случае необходимо следить, чтобы внутри пучка не появилась плесень.
7. Возможно использование и специальных сушилок, в которых температура не должна быть более 50°.
8. Высушенные растения следует хранить в хорошо закупоренных банках, в мешочках из плотной ткани или плотной бумаги.
9. Срок хранения лекарственных растений обычно один год.
Помните, что главные вредители лекарственных растений в период хранения - это влага, свет и высокая температура!

По материалам книги «Травник»

10. «Аптекарский огород» в Москве в начале XVII века был создан:

1) для научного изучения лекарственных растений;
2) проведения химических экспериментов;
3) борьбы с инфекционными заболеваниями;
4) разведения лекарственных растений.

11. В качестве пенообразователя в металлургии используют

1) семена тмина;
2) корень солодки;
3) листья шалфея;
4) цветки мяты.

12. Сбор лекарственных растений осуществляется и в горах. Какой из перечисленных ниже способов пригоден в этом случае для сушки лекарственных растений?
Для сушки растения:

1) подвешивают пучками на солнечной поляне;
2) раскладывают тонким слоем на камнях в тени;
3) складывают в бумажные пакеты и хранят в тени;
4) заворачивают в полиэтиленовую пленку.

13. Выберите из перечня все утверждения, соответствующие содержанию текстов 3 и 4. Обведите номера выбранных утверждений.

1. Фитотерапия наиболее широко стала применяться только в XXI веке.
2. Все известные виды лекарственных растений применяются в медицине.
3. Любая часть растения может содержать лекарственные вещества.
4. Для хранения лекарственных растений не требуется соблюдения специальных условий.
5. Лекарственные растения можно использовать для изготовления кремов и лосьонов.
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

14. При чтении текста вам встретились слова, которые употребляются в повседневной жизни. Из содержания текста можно определить их значение.

Установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого слова из первого столбца подберите его толкование из второго столбца, обозначенное цифрой.

Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

15. Какой признак лежит в основе классификации лекарственных растений в тексте 5?

1) место произрастания указанных растений;
2) местонахождение активного вещества в определенной части растения;
3) физиологическое воздействие растения на организм человека;
4) наличие вещества, которое является действующим (лекарственным).

16. Установите соответствие между названием лекарственного растения и назначением препарата, в состав которого оно входит.

Для каждого элемента первого столбца подберите соответствующий элемент из второго, обозначенный цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ в виде трех цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

17. При подготовке презентации проекта о лекарственных растениях Иван сделал слайд, на котором перечислил основные правила заготовки лекарственных растений.

Обведите номер предложения, в котором Иван допустил ошибку.
Правила заготовки лекарственных растений:
1) чтобы собирать лекарственные растения, нужно хорошо знать, как они выглядят;
2) собирать лекарственные растения можно только вдали от автомобильных трасс;
3) собирать лекарственные растения можно только в сухую погоду;
4) сушить растения необходимо на солнце или на ветру;
5) высушенные растения надо хранить в плотно закупоренных банках из темного стекла.
Обведенную цифру запишите в ответ.

18. На какие из перечисленных ниже вопросов НЕЛЬЗЯ ответить, используя информацию из текстов 3, 4 и 5? Обведите номера всех выбранных вопросов.

1. Какие растения называются лекарственными?
2. Какими растениями можно воспользоваться, чтобы остановить кровотечение?
3. Какие лекарственные растения можно использовать в качестве витаминов?
4. Как правильно заготавливать целебные травы?
5. Почему не все растения используются в медицине?
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

С4. Сформулируйте основную мысль второго абзаца текста 3.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С4.
Прочитайте небольшой текст и выполните задания С5 и С6.
Разбираясь в домашней аптечке, Маша обнаружила темную склянку с желтоватой жидкостью, но без этикетки.

На коробочке, в которой находилась склянка, сохранилось только описание препарата:

«Состав и форма выпуска: спиртовая настойка на 70% спирте (1:10); во флаконах по 50 мл.
Характеристика: прозрачная жидкость желтого цвета, содержит календен, каротиноиды, салициловую кислоту.
Показания к применению: инфицированные раны, ожоги, ангина, инфекции полости рта и верхних дыхательных путей.
Способ применения и дозы: наружно в виде полосканий (1 ч. ложка на стакан воды) или внутрь (как желчегонное средство) - по 10–20 капель на прием.
Условия хранения препарата: в прохладном, защищенном от света месте.
Хранить в недоступном для детей месте. Срок годности препарата 4 года»
.

С5. Какое(ие) из представленных в тексте 5 лекарственных растений могло(и) быть использовано(ы) для приготовления этой настойки? Докажите правильность своего выбора на основе прочитанных текстов.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С5.

С6. Можно ли использовать найденную в домашней аптечке настойку для ухода за потрескавшейся кожей рук? Приведите два довода для обоснования своего мнения.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С6.
Рекомендации по оценке выполнения заданий работы:

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

В тетради для 1-го класса предложены задания, позволяющие фиксировать индивидуальный прогресс в овладении синтагматическим 1 способом чтения. Мы предлагаем вам новый подход к оцениванию техники чтения.

Критериями оценки уровня сформированности данного умения являются:

Безошибочность;

Способ чтения;

Осознанность.

Показатель безошибочности — период безошибочного чтения. Для того чтобы высчитать период безошибочного чтения, необходимо зафиксировать порядковые номера слов, на которых учащиеся делают первую, вторую и третью ошибки. Если ученик не делает ошибок в тексте вообще или делает 1-2 ошибки, то он дочитывает весь текст до конца. Не имеет возможности дочитать весь текст вслух только тот ребёнок, который допустил 3 ошибки. Формула расчёта периода безошибочного чтения приводится ниже, при описании самой процедуры проверки.

Почему так важен период безошибочного чтения? Восприятие прочитанного происходит только при условии целостности текста, как только сделана ошибка — целостность восприятия нарушена, разорвана незримая связь между словами, предложениями, абзацами. Сравнивая период безошибочного чтения одного и того же ребёнка на разных этапах обучения, можно легко наблюдать динамику формирования у учащегося умения читать. При переходе от одного способа чтения к другому обязательно снижается период безошибочного чтения, происходит «вживание» в этот пока новый для ученика способ, позже период восстанавливается и увеличивается.

Только безошибочное чтение способствует осознанности. Безошибочное чтение даёт возможность не только читать художественное произведение, точно интерпретируя его и постигая авторский замысел, но и адекватно воспринимать информацию, представленную в разных текстах.

Для формирования читательской компетентности также важен способ чтения. Нельзя требовать от учеников перехода к следующему способу чтения до тех пор, пока они не «начитаются» в данном. Чтение удобным для учащегося способом даёт возможность увеличить период безошибочного чтения. Переход на следующий, более сложный, уровень должен происходить самостоятельно, без принуждения со стороны взрослых, когда ученик начинает чувствовать себя свободно в «старом» способе.

При формировании читательского умения ценность всех трёх составляющих равнозначна.

Отказ от традиционной методики проверки техники чтения и применение описанной технологии способствуют тому, что страх младших школьников

перед чтением исчезает, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на формирование читательской компетентности младших школьников.

В данной тетради предлагается уровневый подход к оцениванию достижений учащихся. Уровень сложности заданий описан при оценивании каждой работы.

В процессе освоения программного материала учащиеся могут достичь базового или повышенного уровня. Достижение базового уровня учащимися 1-го класса показывает, что их предметные и метапредметные результаты достаточны для продолжения обучения. Выполнение части заданий показывает достижение только базового уровня. В других заданиях заложены два уровня выполнения — базовый и повышенный. Определяться уровень каждого ученика будет полнотой выполнения задания. Следует отметить, что ни учащимся, ни учителю не нужно выбирать какое-либо задание для определения достигнутого уровня. Это способствует формированию у школьников мотивации к выполнению всех заданий.

Проверочная работа № 1.

Чтение текста вслух позволяет проверить:

Правильность прочтения (период безошибочного чтения);

Способ чтения.

Осмысленность чтения определяется при выполнении заданий. Первоклассникам предлагается ответить на два вопроса: выбрать правильный ответ из ряда предложенных. Ответы на эти вопросы позволяют фиксировать умение первоклассников отвечать на вопросы по содержанию текста (выявление информации, представленной в явной форме).

Мы предлагаем вам ознакомиться с тем, как должна быть проведена данная работа. Для удобства работы при проверке техники чтения и для возможности дальнейшего анализа полученных результатов целесообразно воспользоваться сводной оценочной таблицей (см. приложение 1).

Период безошибочного чтения на конец первого полугодия 1-го класса должен составлять 25 слов при слоговом чтении. Однако первоклассники могут читать и другими способами, что тоже зафиксировано в таблице. Так как и безошибочность, и способ чтения, и осмысленность равноценны, то и «цена» этих позиций будет одинакова: максимально способ чтения и осмысленность оцениваются в 25 баллов (это и отмечено в таблице). В итоге ученики могут набрать 75 баллов.

Методика работы с пособием проста. Первоклассник читает текст вслух, а учитель фиксирует в таблице номера слов, на которых сделана первая, вторая и третья ошибки, и отмечает способ чтения. Для удобства работы в приложении представлены пронумерованные варианты текстов. После чтения вслух ученик возвращается на своё место и выполняет задания. Он имеет возможность сколько угодно раз прочитывать текст для ответа на вопросы или выполнения другого задания к тексту. Это способствует формированию у учащихся потребности в перечитывании текста для поиска необходимой информации, так как не всегда возможно «ухватить» всё при однократном прочтении.

Пока учащиеся выполняют работу, учитель высчитывает период безошибочного чтения. Если ученик не сделал ни одной ошибки или допустил одну ошибку, то период безошибочного чтения равен количеству слов в тексте. Если допущено две ошибки, то период равен количеству слов в тексте, поделённому на два. При трёх ошибках от номера слова, на котором сделана третья ошибка, необходимо вычесть три, а оставшееся число разделить на три. Это и будет период безошибочного чтения при трёх ошибках. Если ученик не допустил ни одной ошибки или сделал одну ошибку, период его безошибочного чтения будет превышать максимальное количество баллов, начисляемых по этому параметру. Однако при оценивании работы максимально можно начислить только 25 баллов за безошибочность. Реальный период безошибочного чтения будет зафиксирован в сводной таблице и индивидуальном оценочном листе, что даст возможность отслеживать динамику.

В таблице представлены возможные варианты ответов и количество баллов, которое можно получить.

Все собранные данные вносятся в таблицу.

Результаты выполнения этой работы могут быть интерпретированы таким образом:

После проведения и проверки работы учащиеся и их родители получают выполненную работу с выделенными маркером словами, которые были прочитаны неверно, и оценочные листы. Необходимость такой обратной связи бесспорна. Учитель не даёт оценку выполненной работы, а лишь фиксирует то, что было предъявлено учеником во время работы. Ученик самостоятельно делает заключение о том, насколько его результаты соответствуют «идеалу». Если соответствие по какому-либо параметру недостаточно, то первоклассник определяет (с помощью учителя) траекторию своей дальнейшей учебной деятельности.

Изменение количества заданий меняет «цену» каждого задания. Эти изменения обязательно должны быть зафиксированы в оценочных листах.

В таблице представлены варианты ответов и оценивание заданий.

Интерпретация результатов выполнения работ 1-4 предложена ниже.

Индивидуальный оценочный лист к работам № 1-4.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

В проверочных работах № 5-6 увеличивается количество вопросов к прочитанному тексту, поэтому их оценивание меняется (см. приложение 2).

Индивидуальный оценочный лист к работам № 5 и 6.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

К концу первого класса требования к периоду безошибочного чтения и способу чтения становятся другими. Период безошибочного чтения увеличивается до 30 слов, а способ чтения первоклассников меняется от слогового к чтению словами. Но говорить о полном переходе на чтение словами ещё рано. Поэтому целесообразно принять за норму чтение таким способом, как «слог + слово».

Изменение периода безошибочного чтения приводит к изменению «цены» способа чтения и осмысленности. Принятый за норму способ — «слог -1- слово» — оценивается в 30 баллов, суммарное выполнение всех заданий — тоже в 30 баллов (см. приложение 3).

Ниже предложены индивиуальные оценочные листы проверки техники

Индивидуальный оценочный лист к работам № 7-12.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

Результаты выполнения работы (учитывая период безошибочного чтения и способ чтения)

Предложенная технология проверки техники чтения даёт возможность учителю, родителю и самое главное ученику наблюдать и фиксировать динамику формирования читательской компетентности, способствует формированию действий самооценки. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения одной из важнейших задач, поставленных перед начальной школой, обозначают формирование у младших школьников основ умения учиться. Подход к оцениванию, предложенный в данной тетради, способствует формированию у учащихся начальной школы основ оценочной самостоятельности, без которых невозможно формирование современного ученика (субъекта, а не объекта учения) начальной школы.

Приложение 1

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 1—4

Приложение 2

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 5—6

Приложение 3

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 7—12