Болезни Военный билет Призыв

Дедукция как научный метод. Индуктивный и дедуктивный методы. Примеры дедуктивной логики в романе Конан Дойля и сериале МакГигана «Шерлок Холмс»

В нынешнем понимании, неврология - является медицинским разделом, в котором описаны и изучены заболевания нервной системы (центральной и периферической). Диагностика неврологических заболеваний является сложной даже для высококвалифицированного специалиста. Но благодаря использованию новейшей медицинской техники, возможности при обнаружении достоверного диагноза расширяются. Современный центр, который занимается неврологией, обладает новейшими аппаратами. Они дают правдивую информацию о болезнях спинного и головного мозга, врожденных патологиях позвоночного столба и прочее. На базе приобретенной информации делает заключение о базовом состоянии пациента и нужных способах лечения. В такие медицинские центры обращаются люди с разными неврологическими симптомами.

Ограниченная сфера деятельности, которая описывает современную практическую медицину, затрудняет как понимание, так и диагностику большинства болезней. Врачи зачастую ограничиваются своей областью, нарушая связь с другими возможными состояниями. Это ведет помимо диагностических еще и лечебных ошибок.

Полный список болезней не основывается на нервной системе, как гласит народная поговорка «все болезни от нервов», однако при развитии заболеваний вовлечена нервная система, которая способна изменить, или оттянуть картину заболеваемости. Поэтому прежде чем врачи совершат диагностику, они сперва направляют заболевших людей к неврологу для консультации.

История неврологии

Еще до нашей эры встречались первые источники о заболеваниях нервной системы. Это было примерно 3 тысячи лет до нашей эры. У пациентов были обнаружены нарушения чувствительности и параличи. В древней книге Индии «Аюр-Веды» были отмечены обмороки, судорожные припадки и головная боль. В летописях Рази, Гиппократа и Ибн-Сины представлены клинические описания различных неврологических болезней, методы, а также диагностика их лечения. Уже в тот период времени состояние человека характеризовалась, как болезнь головного мозга, в том числе мигрень и эпилепсия.

Стремительное развитие неврологии в виде науки связано со скорым появлением способов по анализу нервной системы. Т. Виллизий и Д. М. Морганьи в средние века смогли предоставить информацию о том, что некоторые нарушения неврологического характера были связаны непосредственно со структурой мозга. Основной вклад в развитие подобного учения морфологического характера нервной системы основался вместе с такими именами: Якоб Сильвий, Адрей Везалий, Констанцо Варолий. Декарт рассказал о рефлексе и создал для него определение. Это и были основные положения нейрофизиологии.

Причины неврологических заболеваний и их симптомы

Неврологические заболевания преследуют различные причины при возникновении. Важная составляющая - наследственность. Большинство неврологических заболеваний, в первую очередь, зависят от системных болезней внутренних органов. Присутствие токсинов, неверный прием, а также злоупотребление лекарственными препаратами также вызывают неврологические заболевания. Раковые метастазированные клетки помимо этого провоцируют паранеопластические, а также синдромы при заболевании.

Зачастую сложно определить неврологические заболевания в результате того, что их этиология до сегодняшнего времени не ясна. При подобных заболеваниях можно заметить видимые повреждения атомов, однако их источник трудно определить. Ведь это похоже больше на состояние, нежели болезнь. При диагностике неврологического заболевания - главное выбрать верный способ исследования, ведь от него зависит лечение.

Возникающие заболевания похожи между собой по проявлениям и симптомам. Определить неврологический вид болезни можно по признакам, которые проявляются у больного:

Появление даже одного из этих признаков свидетельствует о том, что человек должен пройти обследование у невролога.

Но зачастую бывает и то, что подобные симптомы являются признаками иных заболеваний систем и органов. Именно это и объясняет сильную связь неврологии с анатомией человека.

Диагностика и лечение

Постановление диагноза может быть только после тщательного обследования, включающее в себя несколько мероприятий, и определяет их необходимость только Ваш лечащий невролог. К ним относят:

Современный подход к лечению неврологических заболеваний обусловлен развитой фармакологической отраслью и усовершенствованным хирургическим оборудованием. Помимо этого для терапии патологий используют новейшие иммуномодулирующие препараты, стволовые клетки, малоинвазивную нейрохирургию и стереотаксическую радиохирургию.

Профилактика неврологических заболеваний

Если центральная нервная система здоровая, значит и остальные органы правильно функционируют. Когда происходит малейший сбой в организме, возникают различные осложнения и заболевания. По той причине, что лечение неврологических заболеваний это весьма продолжительный и сложный процесс, важнее сохранять ее здоровой, чем лечить. Для этого профессионалы советуют воспользоваться основными рекомендациями, благодаря которым каждый человек сохранит свое здоровье.

Основным фактором здоровой центральной нервной системы в организме человека является ведение здорового образа жизни. Под таким определением включено:

  • соблюдение правильного режима;
  • здоровое питание;
  • продолжительные прогулки на свежем воздухе;
  • хорошая физическая активность;
  • отказ от вредных привычек в виде курения или употребления алкоголя.

В результате того, что неврологические заболевания являются осложнениями инфекционных болезней, необходимо пользоваться профилактическими способами, которые предупреждают подобные симптомы. Своевременная вакцинация - один из методов при профилактике инфекционных болезней.

Неврологические заболевания

Неврологические заболевания - представляют собой патологические изменения, возникающие в одной зоне нервной системы, и относятся к хроническим заболеваниям.

Они делятся на два вида:

  • Экстрапирамидные;
  • Пирамидные.

Экстрапирамидная система - отвечает за напряжение в мышцах, непроизвольные движения, за осанку и состояния равновесия.

Пирамидальная система - относится к координации движений, понижает мышечные рефлексы и их тонус. Иногда неврологические заболевания могут повлиять на внешние функции мозга, затронуть память, привести к расстройствам речи, а также восприятия.

На врачебной практике чаще всего встречаются такие неврологические патологии:

Подробнее о неврологии

Неврология (“neuron” – нерв и “logos” – наука, учение) - область медицины, которая занимается вопросами возникновения заболеваний периферической и центральной нервной системы, изучает механизмы их развития, симптоматику, разрабатывает способы их лечения и диагностики, а также методы профилактики.

Нервная система по своему строению и организации является одной из самых сложных систем человеческого организма. От ее здоровья и общего состояния зависит функционирование организма в целом.

Нервная система делится на:

  • центральную нервную систему (ЦНС) - головной и спинной мозг;
  • периферическую нервную систему - нервы, нервные стволы и корешки, нервные сплетения и узлы, а также нервные окончания. Периферическая нервная система решает задачи взаимодействия мозга с исполнительными органами (железы, мышцы) и органами чувств.

Специалист, который занимается лечением и диагностикой патологий нервов, мозга и спинномозговой жидкости, называется врач-невролог. В его компетенцию входят различные неврологические заболевания: нарушения сна, головные боли и мигрени, боли в спине, бессонница.

Неврологические заболевания: причины возникновения и симптомы

Болезни нервной системы могут возникать в результате целого ряда причин. В их число входят стрессовые ситуации, нарушения режима дня, сидячий образ жизни, длительное нервное напряжение. Всё это приводит к нарушениям сна, постоянным головным болям, хронической усталости. Заболевания нервной системы проявляются нарушением равновесия при ходьбе и нарушениями координации движений, затрудненной ориентацией в пространстве, снижением памяти, всевозможными приступами, слабостью и даже параличами.

Симптоматика неврологических заболеваний очень разнообразна. Зачастую они проявляются сбоями в работе других систем организма. Именно поэтому осмотр невролога - процедура длительная, и требующая внимания со стороны врача и терпения со стороны пациента. Специалисту необходимо выяснить и учесть массу факторов: температуру тела и уровень артериального давления, состояние органов брюшной полости и лимфатических узлов, а также состояние зубов, ушей, носоглотки, так как они могут быть возможными источниками инфекции.

К заболеваниям центральной нервной системы (ЦНС) относят: эпилепсию и инсульты, сирингомиелию и рассеянный склероз, многие дегенеративные процессы (в том числе широко распространенная болезнь Альцгеймера), пороки развития, опухоли, инфекции, травмы.

К заболеваниям периферической нервной системы относят: невралгии, невропатии, миастении, радикулопатии (поражения нервных корешков) и некоторые заболевания мышц (порой наследственного характера).

Течение болезни нервной системы может приобрести затяжной характер, что порой приводит к возникновению стойких функциональных дефектов, последствием которых, в свою очередь, становится полная утрата трудоспособности или ее ограничение. Только квалифицированный специалист способен распознать неврологические заболевания на любой стадии и назначить правильное и эффективное лечение.

Неврология и смежные области медицины при лечении болезней нервной системы

Существует немало заболеваний, которыми неврология занимается совместно с другими областями медицины. Так, к примеру, лечением травм, опухолей и грыж межпозвонковых дисков неврология занимается совместно с нейрохирургией; слабоумием, неврозами, истерией, нарушениями сна – с психиатрией; болезнями суставов и позвоночника - с ревматологией и ортопедией; снижением слуха и головокружением - с отоларингологией; нарушениями мочеиспускания - с урологией; антифосфолипидным синдромом - с акушерством; заболеваниями мышц и диабетической полиневропатией - с эндокринологией.

Современная неврология: диагностика и лечение болезней нервной системы

Современная неврология достигла огромных успехов не только в разработке прогрессивных схем лечения, но и в создании передовых диагностических методик. На сегодняшний день в распоряжении специалистов-неврологов имеются такие методы диагностики, как магниторезонансная и рентгеновская томография, современные лабораторные методики, ультразвуковая диагностика. Они позволяют выявлять заболевания нервной системы на ранних стадиях и безошибочно ставить диагноз, что, в свою очередь, дает возможность проводить эффективное лечение.

Современная неврология является одной из наиболее динамично развивающихся областей теоретической и прикладной медицинской науки. Традиционные представления о механизмах многих заболеваний центральной и периферической нервной системы сегодня претерпели большие изменения благодаря успехам биохимии, генетики, нейробиологии, функциональной диагностики. Свою лепту внесли также фармакология (современные лекарственные препараты) и хирургия (совершенствование техники ангиохирургических и нейрохирургических операций). Теперь тяжелейшие неврологические заболевания, считавшиеся ранее неизлечимыми, можно успешно преодолеть, если своевременно обратиться к квалифицированному врачу-неврологу.

Не только перспективным, но и модным направлениями неврологии стало лечение иммуномодулирующими препаратами и стволовыми клетками. Широкое распространение при многих неврологических синдромах и заболеваниях получают миниинвазивные (вторжение в организм минимальное) нейрохирургические методы лечения, популярностью пользуется стереотаксическая радиохирургия.

Большими темпами развивается построенная на больших реабилитационных потенциалах и на основе концепции пластичности нервной системы восстановительная неврология. Сочетание новых разработок с классическими методами (гимнастика, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия) позволяют добиться полноценной неврологической реабилитации пациентов, то есть, вернуть на прежний уровень качество жизни и полностью восстановить утраченную работоспособность даже после перенесенных спинальных травм и инсультов, а также при нервно-мышечных расстройствах и детском церебральном параличе.

Неврология на Медзнайке

Материалы медицинского портала «Медзнайка» помогут вам научиться акцентировать внимание на тревожных симптомах неврологических заболеваний, познакомят с методами профилактики и лечения заболеваний ЦНС, расскажут о новейших достижениях неврологии. Здоровая нервная система человека - это залог его полноценной жизни, продуктивной работы и хорошего настроения.

Не восстанавливаются, но ведь в суете нашей жизни мы ежедневно имеем дело со стрессовыми ситуациями и другими негативными факторами. Для того чтобы исправить или предотвратить серьезные последствия этого, на помощь приходит невропатолог. Что лечит этот специалист и с какими жалобами к нему следует обращаться, будем разбираться.

Кто это?

Невропатолог (невролог) — это человек, получивший высшее медицинское образование по специальности «неврология». Врач-невропатолог занимается лечением и диагностикой болезней центральной и периферической нервной системы, то есть головного, спинного мозга, нервных корешков и периферических нервов. Это могут быть невриты, невралгии, опухоли, различные нарушения кровообращения (инсульты). Сюда же можно отнести воспаления головного мозга (энцефалиты) и эпилепсию. Психические отклонения и нарушения поведенческих реакций, которые очень часто сопровождают такие патологии, корректирует не невропатолог. Что лечит эти явления психиатр или психотерапевт, знают немногие. Кроме того, к заболеваниям, которые относятся к сфере деятельности невролога, входят патологии, связанные с позвоночником.

Почему обращаются к невропатологу

Как известно, нервная система человека включает в себя головной и спинной мозг, а также нервные корешки и сложнейшую систему периферических нервов. С их помощью происходит регуляция нормального функционирования всех систем организма, и даже малейшее нарушение может привести к серьезным проблемам. Причиной нервных заболеваний является патологический процесс, затрагивающий определенный участок нервной системы.

Как правило, пациенты невропатолога отмечают следующие симптомы:

  • головная боль, головокружения;
  • шум в ушах;
  • утомляемость;
  • боль в шее, спине, руке или ноге;
  • ограничение движения в позвоночнике;
  • повышенная тревожность;
  • обмороки;
  • нарушение памяти;
  • дрожание, слабость, онемение конечностей;
  • нарушения в работе органов чувств — зрения, слуха, обаняния, осязания.

Пациентам с подобными жалобами диагнозы невропатолога не просто необходимы — они могут спасти их жизнь.

Причины нервных болезней

Причиной нервных недугов могут стать различные как внешние, так и внутренние факторы. Вот наиболее часто встречающиеся из них:

Нервные болезни очень многочисленны и разнообразны как по своим клиническим проявлениям, так и по причинам, которые их вызывают, и хороший невропатолог обязан не только правильно поставить диагноз и назначить лечение, но и устранить причину, вызвавшую болезнь. Обычно все нервные патологии объединяют в несколько больших групп:

Сосудистые заболевания

Сосудистые заболевания признаны современной медициной одной из самых опасных патологий. Они уверенно занимают второе место по смертности в мире. В организме человека мозг наиболее чувствителен к недостаточному снабжению кислородом и питательными веществами. Их бесперебойная доставка осуществляется вследствие постоянного кровотока благодаря способности сосудов головного мозга рефлекторно сужаться при снижении артериального давления и расширяться при его повышении. Однако в некоторых случаях (чаще всего под действием гипертонии или атеросклероза) происходит сбой этого процесса и, как следствие, недостаточность кровообращения, из-за которой мозг не получает на достаточном уровне глюкозу и кислород. Результатом этого процесса может стать инфаркт мозга, последствия которого непредсказуемы.

Выявление нервных заболеваний

Для того чтобы поставить диагноз при патологиях нервной системы, используют в основном те же методы, что и при других недугах. После сбора анамнеза и забора анализов проводится неврологический осмотр, по результатам которого и назначаются дополнительные методы исследования.

  1. КТ (компьютерная томография) и МРТ (магнитно-резонансная томография) — являются прекрасными помощниками в работе такого специалиста, как невропатолог. Отзывы говорят о высокой точности и безопасности этих методов. С их помощью довольно просто обнаружить абсцессы, кровоизлияния, микротравмы.
  2. ЭЭГ — электроэнцефалография.
  3. Ангиография сосудов головного мозга.
  4. При подозрении на инфекционное заболевание — люмбальная пункция спинного мозга.
  5. Рентгеноконтрастное исследование.
  6. Психометрия.

Неврология у детей

В нашей жизни часто приходится обращаться к такому специалисту, как невропатолог. Что лечит он у взрослых и пожилых людей, понятно, но не менее важно своевременно обследовать и детей. К сожалению, в последнее время рождение малышей с той или иной нервной патологией перестало быть редкостью. Именно поэтому буквально на первых месяцах жизни необходимо пройти обследование у такого специалиста, как детский невропатолог. Он на ранних стадиях диагностирует заболевания, вызванные нарушениями ЦНС, а также функциональные расстройства, явившиеся их следствием. В первую очередь его интересует головной мозг и его работа. Невропатолог тщательно изучает все особенности развития и жизни ребенка, начиная с того момента, как проходили беременность и роды, и до данных о перенесенных заболеваниях.

Так как на первых месяцах происходит активное развитие различных структур головного мозга, детский невропатолог должен как можно раньше выявить патологию и назначить адекватное лечение. В противном случае это может привести к серьезным задержкам в развитии, а в дальнейшем — проявиться нарушениями поведения, такими, как гиперактивность, синдром дефицита внимания, эмоциональная неустойчивость.

Плановый осмотр

На протяжении первого года жизни со стороны родителей и медиков требуется тщательный контроль за состоянием ребенка. По статистическим данным, половина случаев детской инвалидности связана с заболеваниями нервной системы, а 70% этих патологий появляются в период внутриутробного развития и новорожденности. Поэтому, чтобы снизить риск их возникновения или вовремя скорректировать проявившиеся проблемы, услуги невропатолога понадобятся примерно раз в три месяца.

  • три месяца;
  • шесть месяцев;
  • девять месяцев;
  • год, а в дальнейшем — ежегодно.

Неврологические симптомы у новорожденных

Конечно, плановые осмотры — вещь обязательная, но иногда нужно экстренно принимать меры, не дожидаясь положенного визита к врачу. Если вы обратили внимание на следующие особенности, то визит к невропатологу не стоит откладывать:

  • если у новорожденного ребенка нарушен сон, он часто просыпается, не может заснуть, сон поверхностный;
  • если у малыша периодически трясется подбородок, ручки и ножки;
  • если он часто и много срыгивает;
  • если при повышении температуры ребенок начинает подергиваться;
  • ребенок поджимает пальчики в тот момент, когда его ставят на стопу — подобное может быть и нормой, но решать это должен врач-невропатолог после осмотра.

Неврологическая симптоматика у детей старшего возраста

У детей более старшего возраста заподозрить неврологические нарушения можно в следующих случаях:

  • если ребенок быстро утомляется, раздражителен;
  • часто жалуется на головные боли;
  • плохо контактирует со сверстниками;
  • плохо спит;
  • рассеян, снижена успеваемость.

При таких симптомах не стоит откладывать визит к врачу, ведь чем раньше будет проведено обследование и выявлена причина, тем быстрее начнется лечение. Соответственно, появляется больше шансов на то, чтобы скорректировать ситуацию без дальнейших осложнений для ребенка.

Как видите, не стоит пренебрегать посещениями такого специалиста, как невропатолог. Что лечит он те заболевания, которые в дальнейшем, если процесс не остановить на ранних стадиях, могут значительно ухудшить качество жизни, тоже не вызывает сомнений. Именно поэтому проще вовремя проходить профилактические обследования, ведь предупредить всегда легче, чем вылечить.

Дедуктивный и индуктивный методы выражают принципиально важную особенность процесса обучения. Она состоит в способности раскрывать логику содержания материала. Применение этих моделей представляет собой выбор определенной линии раскрытия сути темы - от общего к частному и наоборот. Рассмотрим далее, что собой представляют дедуктивный и индуктивный метод.

Inductio

Слово индукция происходит от латинского термина. Он означает переход от конкретного, единичного знания об определенных предметах класса к общему умозаключению обо всех родственных объектах. Индуктивный метод познания базируется на данных, полученных в ходе эксперимента и наблюдений.

Значение

Индуктивный метод занимает особое место в научных мероприятиях. Он включает в себя в первую очередь обязательное накопление экспериментальной информации. Эти сведения выступают как база для дальнейших обобщений, оформленных в виде научных гипотез, классификаций и так далее. Вместе с этим необходимо отметить, что таких приемов часто оказывается недостаточно. Это обуславливается тем, что умозаключения, полученные в ходе накопления опыта, нередко оказываются ложными при возникновении новых фактов. В этом случае используется индуктивно-дедуктивный метод. Ограниченность модели изучения "от частного к общему" проявляется также и в том, что сведения, полученные с помощью нее, сами по себе не выступают как необходимые. В этой связи индуктивный метод должен дополняться сравнением.

Классификация

Индуктивный метод может быть полным. В этом случае умозаключение делается по результатам изучения абсолютно всех предметов, представленных в определенном классе. Также существует неполная индукция. В этом случае общий вывод является результатом рассмотрения только некоторых однородных явлений или объектов. В связи с тем, что в реальном мире изучить все факты не представляется возможным, используется неполный индуктивный метод исследования. Выводы, которые делаются при этом, отличаются вероятным характером. Достоверность умозаключений повышается в процессе подбора довольно большого числа случаев, относительно которых выстраивается обобщение. При этом сами факты должны быть различными и отражать не случайные, но существенные свойства объекта изучения. При соблюдении этих условий можно избежать таких распространенных ошибок, как поспешность умозаключения, смешивание простой последовательности событий с причинно-следственными связями между ними и так далее.

Индуктивный метод Бэкона

Он представлен в работе "Новый Органон". Бэкон был крайне недоволен состоянием наук в свой период. В этой связи он решил обновить приемы изучения природы. Бэкон полагал, что это позволит не только сделать надежными существующие науки и искусства, но и даст возможность открыть новые, неизвестные человеку дисциплины. Многие ученые отмечали незавершенность и смутность изложения концепции. Существует распространенное заблуждение о том, что индуктивный метод в "Новом Органоне" представлен в качестве простого пути изучения от конкретного, единичного опыта к общезначимым положениям. Однако такая модель использовалась и до создания этого труда. Бэкон в своей концепции утверждал, что никто не сможет отыскать природу объекта в нем самом. Изучение необходимо расширять до масштаба "общего". Объяснял он это тем, что элементы, скрытые в одних вещах, могут иметь обычную и явную природу в других.

Применение модели

Индуктивный метод достаточно широко используется в школьном образовании. К примеру, учитель, объясняя, что такое удельный вес, для сравнения берет различные вещества в одном объеме и взвешивает. В данном случае имеет место неполная индукция, поскольку в разъяснении участвуют не все, а только некоторые объекты. Также широко модель используется в опытных (экспериментальных) дисциплинах; на ее базе построены и соответствующие им учебные материалы. Здесь следует дать некоторые разъяснения по терминам. В предложении слово "опытный" используется в качестве характеристики эмпирической стороны науки по аналогии с таким понятием, как "опытный образец". В данном случае образец не набирался опыта, а участвовал в эксперименте. Индуктивный метод применяется в младших классах. Дети в начальной школе знакомятся с разными природными явлениями. Это позволяет обогатить их еще небольшой опыт и объем знаний об окружающем мире. В старших классах полученные в начальной школе сведения выступают в качестве базы для усвоения обобщающих данных. К индуктивному методу обращаются тогда, когда необходимо показать закономерность, характерную для всех объектов/явлений одной категории, но доказательства ее предложить еще нельзя. Использование этой модели позволяет сделать обобщение очевидным и убедительным, представить вывод как вытекающий из изученных фактов. Это и будет являться своего рода доказательством закономерности.

Специфика

Слабость индукции состоит в том, что она требует большего времени для рассмотрения нового материала. Эта модель изучения в меньшей степени способствует совершенствованию абстрактного мышления, поскольку основывается на конкретных фактах, опыте и прочих данных. Индуктивный метод не должен становиться универсальным в обучении. Согласно современным тенденциям, предполагающим увеличение в образовательных программах объема информации теоретического характера и введение соответствующих моделей изучения, повышается значение и прочих логистических форм преподнесения материала. В первую очередь возрастает роль дедукции, аналогии, гипотезы и прочих. Рассмотренная же модель эффективна тогда, когда информация носит, преимущественно, фактический характер или связана с формированием понятий, суть которых может стать ясной только при таких рассуждениях.

Deductio

Дедуктивный метод предполагает переход от общего вывода о предмете определенного класса к частному, единичному знанию об отдельном объекте из этой группы. Его можно применять для предугадывания еще не наступивших событий. В качестве основы в этом случае выступают общие изученные закономерности. Дедукция широко используется при доказывании, обосновании, проверке предположений и гипотез. Благодаря ей были сделаны важнейшие научные открытия. Дедуктивный метод исполняет важнейшую роль при формировании логической направленности мышления. Он способствует развитию умения использовать известные сведения в процессе усвоения нового материала. В рамках дедукции каждый конкретный случай изучается как звено в цепи, рассматривается их взаимосвязь. Это позволяет получить данные, которые выходят за рамки исходных условий. Используя эти сведения, исследователь делает новые умозаключения. При включении исходных объектов во вновь появляющиеся связи, открываются неизвестные ранее свойства предметов. Дедуктивный метод способствует применению полученных знаний на практике, общих теоретических положений, которые носят исключительно абстрактный характер, к конкретным событиям, с которыми людям приходится встречаться в жизни.