Болезни Военный билет Призыв

Детская психология перинатальная матрица грофа. Матрица Грофа. Комплекс оживления. Картографией по Грофу и значением Базовых Перинатальных Матриц, даю выдержку из книги Станислава Грофа “За пределами мозга”

Влияние родителей на уровень развития головного мозга ребенка бесспорно. Однако оно определяется не только наследственностью, но и особенностями эмоционального состояния матери во время беременности. Тревоги, которые воздействуют на ее собственную нервную систему, не могут не коснуться и ребенка.

Многие женщины инстинктивно чувствуют, что это - правда. В некоторых странах иных культур издревле существовала практика воздействия на плод со стороны матери. Например, в Японии беременные женщины старались смотреть только на красивые предметы, чтобы ребенок стал артистичным, восприимчивым к прекрасному. Позже понятия дородового воздействия были отброшены, как "бабушкины сказки". Однако последние научные исследования подтвердили эту теорию. В наши дни интерес к пренатальной и перинатальной психологии непрерывно растет.

С потрясающей точностью подтвердилось то, что у человека в памяти остается момент своего рождения. Отто Рэнк одним из первых в психиатрии заметил, что врачи ставящие диагноз, обследуя больных, очень часто возвращаются к воспоминаниям пациентов, связанным с родовыми травмами . В 1954 г. психиатр из Великобритании доктор Фрэнк Лэйк выявил, что его пациентов беспокоят воспоминания о первичной боли и постарался избавить их от нее. Несколько позже внимание специалистов привлек себе работа Артура Джейнова. Пациенты, следуя его методике, нисходили вниз по "лестнице" болезненных воспоминаний, и очень часто оказывалось, что источником острой боли была память о травме при рождении: о сдавливании, удушении, резком выдергивании или о чувстве покинутости сразу же после рождения, вызванном разлукой с матерью.

По мере того как возрастал интерес к воспоминаниям о рождении, все большее число клиник и исследовательских центров начали обнаруживать достоверные свидетельства психологических травм, полученных в момент рождения или перед ним, включая повреждения, вызванные обычным медицинским вмешательством. Неожиданные вспышки воспоминаний о родах случаются гораздо чаще, чем предполагалось ранее, просто их не всегда распознают. Иногда для раскрепощения воспоминаний применяется гипноз. При одном таком недавно проведенном исследовании опрашивали десять пар матерей с детьми, причем мать и ребенок тестировались независимо друг от друга. В результате опроса было обнаружено поразительное переплетение воспоминаний о моменте родов.

Память о рождении можно вызвать и без гипноза, просто при расслаблении. Самые удивительные сведения о рождении были получены от детей в возрасте от двенадцати месяцев до трех - трех с половиной лет, когда им предлагалось ответить на прямой вопрос: вспомнить, как они родились. Элен Воссел указывает на некоторые совершенно замечательные свидетельства, полученные от совсем маленьких детей, доказывающие, что они помнят свое рождение. Спонтанный взрыв воспоминаний о детстве происходит легче, если роды были нормальными, без травм, так как болезненные воспоминания подавляются - их вызвать заметно труднее.

Это еще одна причина, по которой следует желать, чтобы роды были естественными, комфортными. То, что может потревожить мир матери и гармонию рождения, должно быть сведено до минимума. Фредерик Лебуайер подчеркнул важность нежных родов, так как ребенок в момент своего рождения ощущает любое насилие и распознает эмоции всех участников события. Вот что пишет Фрэнк Лэйк:

"Существовал и до сих пор существует акушерский миф о том, что ребенок не чувствует боли...

Однако результаты наших небезуспешных усилий помочь людям высвободить подавленные воспоминания не оставляют сомнений в том, что люди при рождении очень часто переживают страх и мучения, но воспоминания об этом стираются из памяти. "Аварийная ситуация" отфильтровывается и отсекается различными процессами, которые не допускают, чтобы это воспоминание развилось в полное контекстуальное знание. Однако люди, способные восстанавливать в памяти события происходившие до, в момент и после рождения, очень четко, с живостью, которая въелась в их сознание навсегда, вспоминают свои ощущения, сопутствующие эмоции и подробности о сдавливании или каких-то других затруднениях."

Психиатры и психологи, убедясь, что можно вызывать воспоминания о родах, сделали еще одно потрясающее открытие: можно вызвать также и воспоминания о жизни в утробе матери. Вот что Томас Верней писал в своей последней книге:

"Последние открытия рисуют картину внутриутробных неразрывных связей - многоуровневых, не менее сложных, чем те, что связывают мать и ребенка после рождения. На самом деле, это все части неделимого целого: то, что происходит после рождения является продолжением и несомненно зависит от того, что происходило до рождения и во время него.

Понимание этого факта в значительной степени объясняет, почему новорожденный ребенок на удивление так совершенно функционирует. Его способность реагировал на материнские ласки, объятья, взгляд и голос основывается на длительном внутриутробном знакомстве с ней.

С момента зачатия мать и дитя находятся в постоянном взаимодействии. Ребенок не является пассивным потребителем питательных веществ. Он начинает беспокоиться, толкаться в материнской утробе, если его мать чем-то расстроена. Любой стресс вызывает срабатывание симпатической нервной системы и выброс адреналина в кровь. Катехоламины преодолевают плацентарный барьер, и ребенок реагирует на стресс, который испытывает мать.

И, наоборот, если мать спокойно ходит, занимается своими делами, то ребенок укачивается, безмятежно лежит или спит. Часто бывает, что, когда беременная ложится и укачивание прекращается, ребенок просыпается и дает понять, что его надо бы еще покачать. Одна из причин, по которой младенцы любят, чтобы их качали, заключается в том, что это знакомое им и приятное состояние. Еще не рожденные дети настраивают свои ритмы на ритмы матери с той же точностью, что и новорожденные младенцы. Узы после рождения - всего лишь продолжение процесса, начавшегося значительно раньше."

Вполне понятно, почему сознательная память развивается примерно к шести месяцам внутриутробного существования. К этому времени кора головного мозга уже достаточно развита для того, чтобы принимать и запоминать сообщения. Но что более всего удивительно - это то, что есть вид памяти, который восходит к самому моменту зачатия! Станислав Гроф пришел к такому выводу в середине пятидесятых годов, а через несколько лет его исследования подтвердил и доктор Лэйк со своими учениками. Результатом их работы явилась выработка концепции синдрома "мать-дитя-стресс", согласно которой плод подвергается воздействиям сложных эмоциональных состояний матери, причем, реагирует он на них предсказуемым образом. Но откуда у плода существует память, если кора головного мозга еще отсутствует? Доктор Лэйк комментирует:

"Что могло бы служить средством запоминания в зиготе и бластоцисте перед имплантацией и после нее? Мы задаемся этим вопросом потому, что наши пациенты постоянно ставят его перед нами. Возможно, в молекуле белка имеются некоторые микроструктуры, способные запоминать... Принцип многоуровневого воспроизведения обеспечивает дублирование генетического материала в ядре каждой клетки тела. Можем ли мы, в таком случае, предположить, что память дублируется и переносится цитоплазмой? Очевидно, можем."

Доктор Лэйк упоминает работу эмбриолога Ричарда Драйдена как свидетельство такой возможности, и продолжает: "Наблюдаемый порядок вещей позволяет пpeдположить наличие неких микрозапоминающих структур, непостижимых до наших дней. Мой интерес поиска доказательств возможной биологической основу превербальной памяти продиктован не стремлением продемонстрировать узаконенное подтверждение наших открытий, а лишь желанием указать на реалии биологической осуществимости данной теории, желанием защитить ее от нападков критики, базирующейся на принципах устаревшей неврологии, которая, без сомнения, должна быть пересмотрена."

Смысл важности новых открытий ясен: пренатальная взаимосвязь между матерью и ребенком играет огромную роль в его физическом и психологическом здоровье. Но перед тем как поставить точку в разговоре на эту тему, приведем еще факторы, которые влияют на то, что случится впоследствии с ребенком, за которые женщина, если и несет ответственность, то только косвенную.

Каждый вид общественных неурядиц, на каком бы уровне они ни происходили - в семье, по соседству, в стране или в целом мире - ударяют и по беременной женщине. Она не может оставаться равнодушной к событиям, происходящим в окружающем ее мире, они вызывают у нее приток эмоций и разнообразные чувства, которые она разделяет с плодом, находящимся в ней.

Но не только события глобального масштаба отражаются на эмоциональном состоянии будущей матери, это может быть и атмосфера ее личной семейной жизни. Активно грубые мужья встречаются не так уж часто, но ведь женщина может страдать и от простой невнимательности. Мужьям следует пересмотреть свое отношение к женам во время их беременности и больше внимания уделять не бушующим страстям, а бережному к ней отношению... Если муж находится невдалеке от жены, постоянно разделяя ее напряжение, то жизнь беременной проходит под "хорошим полезным стрессом" - так определяет Ганс Селье состояние женщины, готовой противостоять всем неудачам. Беспомощность жены часто граничит с огромным смятением, разочарованием, "внутренними взрывами", иногда с постоянным желанием оправдываться. Она может регрессировать и физически, и эмоционально, может убежать назад домой, к маме, начать избегать мужа и проклинать замужество. Необходимо помнить, что все последние научные исследования показывают, что каждая сильная эмоция матери, будь то тоска или просто резкий перепад настроений, через пуповину доходит до плода.

Раньше многие психологи считали, что ребёнок приходит в этот мир (рождается) как чистый лист бумаги. У него нет ещё никаких воспоминаний, установок, убеждений, собственного характера. Додумались даже до того, что ребёнок в родах ничего не чувствует, а крик при рождении – рефлекс на открытие лёгких.

Может и чистый лист бумаги, но, во-первых, бумаги, во-вторых, у бумаги есть уже плотность, цвет, формат, структура и т.д. В общем, что-то уже есть.

Фамилия Станислава Грофа чаще упоминается третьей в списке по значимости влияния на открытия в области бессознательного после З.Фрейда и К.Юнга.

30-летние исследования показали и доказали, что любой человек может вспомнить свою жизнь до рождения , свою жизнь в утробе матери. И Гроф настаивает на том, что биологическое рождение является первой и главной психической травмой для человека. Внутриутробный опыт и рождение Гроф разделил на 4 неравных отрезка, этапа, матрицы. Сейчас принято эти матрицы так и называть – Базовые Перинатальные Матрицы Грофа (БПМ).

Матрица – (буквально) след, слепок, отпечаток.

Перинатальный – от греч. peri – близко, около и латинского natalis – рождение, т.е. «относящееся к родам».

Базовые – база, фундамент, основа.

Каждая из перинатальных матриц жизненно необходима для нормального существования человека и является важным этапом становления его психики. Однако травматический опыт любой из матриц может искажать поведение человека.

Первая БПМ. Матрица Рая, Блаженства. Матрица Наивности.

Её период - от зачатия до начала схваток.

В это время ребёнок пребывает в состоянии блаженства и комфорта. Он не беспокоится о пропитании, обогреве или уборке места своего обитания, безопасность также не его забота. А главное – мама рядом. И мама (чаще всего) любит своё дитя. Даже на уровне инстинктов она оберегает его (в случае опасности прикроет живот рукой).

Подобное блаженное пребывание «записывается» в подсознание человека ощущением Первоначального Рая, гармонии с Вселенной. Ведь мама – это его Вселенная. Благодаря этой Матрице мы любим и умеем расслабиться, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь. Эта же Матрица стимулирует нас к развитию и служит фундаментом для веры в Бога, Высший космический разум и так далее. Желанный и благополучно выношенный ребёнок во взрослой жизни будет способен на большую любовь и глубокую привязанность. Взрослый человек принимает себя таким, как есть, у него высокий жизненный потенциал.

Если же покой ребёнка в утробе нарушался негативными событиями в жизни матери (кстати, к негативным факторам Гроф также причисляет курение матери, употребления ею алкоголя или сильнодействующих лекарств), то в глубине души у него сформируются безотчетный страх, ощущение уязвимости и беспомощности. При нежелательной беременности формируется подсознательная программа «вечно я не вовремя», «меня не ждут, я никому не нужен в этом мире». Если родители думали об аборте – страх смерти, программа: «Только я расслаблюсь – меня убьют». Нежеланные дети вырастают с чувством отчуждения, вины. Всем своим видом они словно просят прощения за то, что они есть. Если родители хотели ребенка противоположного пола, это может быть предпосылкой для развития сексуальных проблем в будущем. Совершенно необязательно, что он пополнит ряды сексуальных меньшинств, но половая идентификация у ребенка будет проходить сложнее - установка «Меня не приняли таким, какой я на самом деле» уже при нем.

Вторая БПМ. Матрица Жертвы.

Период от начала схваток до потуг.

Представьте себе эту кошмарную для ребёнка ситуацию: всю свою «сознательную» жизнь состояние гармонии в океане блаженства, а теперь вдруг эта райская Вселенная начинает сдавливать со всех сторон, не хватает места, кислорода, а бежать некуда, выход закрыт. Паника, ощущение безвыходной ситуации. В этот момент сила сжатия матки составляет около 50 килограммов – и представьте себе, что такое давление выдерживает тело 3-х килограммового ребенка!

При этом малыш частично регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока и есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды, чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения, родостимуляция нарушает естественный процесс взаимодействия матери и плода и формирует патологическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери (боязнь родов) провоцирует выброс ее организмом стресс-гормонов, происходит спазм сосудов плаценты. При плановом кесаревом сечении эта матрица не формируется (при экстренном - формируется).

Если роды проходят нормально - не слишком стремительно, без стимуляции, кесарева сечения и наркоза - у малыша закладываются умения выживать в сложных ситуациях, настойчивость в достижении цели, самостоятельность, воля к победе, уверенность в своих силах. Очень важно, чтобы в этот период мама была спокойна.

Если же ребенок, как говорится, «выпрыгивает», это может аукнуться тем, что в будущем он будет стараться решать проблемы быстро. Если же что-то не будет получаться сразу, «стремительный ребенок» будет от этого отказываться. Те же малыши, которые, наоборот, слишком долго «выбирались», могут чувствовать себя жертвой, они часто могут попадать в ситуации, когда их прессуют. Если же роды стимулировали, то таким деткам может быть не по плечу сделать первый шаг или выбор. У «кесарят» трудности могут возникнуть с преодолением препятствий, а у деток, рожденных под наркозом, - с умением решать сложные вопросы: когда нужно активно действовать, они будут «впадать в спячку».

Эту Матрицу Гроф назвал матрицей Жертвы (состояние «мне плохо, на меня давят, а выхода нет»). Ей сопутствуют чувства безысходности, подавленности и страха. Фаза эта неприятная, но необходимая для формирования таких качеств как терпение, умение довести начатое дело до конца и не паниковать в безвыходной ситуации.

В подсознании каждого есть эти переживания, связанные с сокращением матки до того, как ее шейка откроется. Все мы были заточены в эту сжимающуюся темницу. Однако, по мнению Грофа, кому было особенно плохо в этой темнице, у тех возникли эмоциональные проблемы, связанные с этой фазой. Во взрослой жизни они выражаются через частые депрессии и клаустрофобии (боязнь ограниченного замкнутого пространства, например, езда в лифте).

Третья БПМ. Матрица Революции. Матрица Борьбы.

Период от полного открытия шейки матки до момента «выхода в свет». Прохождение ребёнка по родовым путям.

Но вот мучительные, но необходимые схватки позади – «путь открыт» – начинаются потуги. Шейка матки открывается, к сокращениям матки ребёнок добавляет собственные движения, стремясь в буквальном смысле «на свет». К образам именно этой матрицы относится и переживание «света в конце тоннеля». Она характеризует деятельность человека в те моменты жизни, когда от его активной (или выжидательной) позиции зависит очень многое. Если мать в потужном периоде вела себя правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в своей борьбе он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении (как плановом, так и экстренном) матрица, видимо, не формируется. Скорее всего, она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

В этой Матрице закладывается программа «Я все могу» . Это настоящая борьба за жизнь (отсюда и название матрицы). Это преодоление первого серьёзного препятствия. И пройти его нужно, полагаясь на собственные силы. Если ребеночек самостоятельно осилил этот путь и «уложился в сроки» (в норме он должен сделать это за 20-40 минут), то в дальнейшей жизни он не будет впадать в панику и депрессию на пути к поставленной цели.

Если роды проходят с применением обезболивающих средств, то это отражается на поведении, при возникновении проблем человек уходит, например, в наркотики, ведь первый опыт такого рода получен уже при рождении. Такие дети особенно предрасположены к компьютерной зависимости.

Применение щипцов в родах - сильная психологическая травма для ребенка. Если не компенсировать ее в раннем детстве, человек может вырасти ранимым, склонным к истерикам. Кроме того, он может отказываться от помощи, потому что первая помощь в жизни была болезненной.

Детки же, родившиеся с помощью кесарева сечения, пропускают матрицу борьбы: у них может быть занижено чувство опасности, желание получать всё и сразу, малейшее препятствие «парализует».

Если ребенок самостоятельно, но очень долго пробирался «на волю», он может жить с ощущением «вся жизнь - борьба». Если же он шел попкой вперед, то потом будет стремление делать все необычным путем (впрочем, это не такой уж недостаток).

При благополучном протекании родов в этой матрице нарабатывается активная сила («я поборюсь и справлюсь»), целеустремленность, смелость, умение сделать первый шаг. При клинической смерти ребенка в третьей БПМ возникает программа скрытого суицида.

Четвёртая БПМ. Матрица Свободы.

Соответствует рождению (отделению от матери), перерезанию пуповины и началу жизни новорожденного в качестве автономного существа.

Ребёнок символически «умирает» в том, внутриутробном мире и рождается в этом, материальном. Как мир его встретил? Ярким, обжигающим глаза светом, громкими, пугающими звуками? Или приглушенным светом, приятной, успокаивающей музыкой, ласковыми, добрыми руками? В зависимости от этого человек в дальнейшем будет или бороться с миром (разрушая экологию) или любить и беречь его.

Очень важно, чтоб ребёнка сразу положили на живот матери. Во-первых, он 9 месяцев слышал мамино сердцебиение, жил в маме, чувствовал её как единый с собой организм. Пройдя тяжёлый путь, ему надо записать в себя программу, что всё когда-нибудь заканчивается, и заканчивается хорошо, и Вселенная меня любит, всё в порядке.

Во-вторых, психологи считают, что БПМ – 1 закладывает в человеке умение ставить цели – созидательные или разрушительные. БПМ – 2 - ждать, терпеть, уметь себя где-то ограничивать при достижении цели, верить, надеяться. БПМ – 3 - переставлять ноги в направлении цели, брать на себя ответственность, преодолевать препятствия. Поэтому, БПМ – 4 – это результат, достижение цели, облегчение и радость обладания. Цикл завершён.

Вы наверняка встречали людей, которые не умеют радоваться достигнутым результатам, не умеют отмечать праздники.

Если из-под наседки забирать сразу яйца, где цыплёнок только проклюнулся и не дать ей завершить процесс высиживания процессом «выведения цыплят в народ», то она будет сидеть до изнеможения, даже если ни одного яйца уже под ней не будет. А цыплята не будут признавать её за свою маму.

При удачном родоразрешении, этой матрице соответствуют образы революции, победы над врагом, весеннего пробуждения природы, вскрытия рек ото льда и т.п. Но это – в случае, если ребёнку позволили сразу после рождения воссоединиться с мамой, то есть пережить воссоединение с «первоначальным раем» матки.

После тяжелого труда и переживаний родов ребенок получает свободу, его любят и принимают. В идеале мама должна взять ребенка на руки, дать грудь, ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь, защищенность и свободу, облегчение.

Если ребенок, по каким-либо причинам был разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в Матрицу наивности.

Если ребёнка сразу унесли от мамы, то может развиться панический страх остаться без мамы даже на короткое время. В подростковом периоде «некомфортное» рождение грозит вылиться в отчуждение, отсутствие взаимопонимания с родителями. А уже в более взрослом возрасте это может проявляться в боязни остаться одному, без близкого человека. Страх смерти, необоснованная ревность (как страх потери).

Наши предки имели представление о том, что жизнь, поступки, мысли, эмоции беременной женщины влияют на ребёнка. Поэтому во всех культурах беременных старались ограждать от всякого негатива. Но, тем не менее, мы живём не в стерильных условиях. Поэтому бабки – повитухи сразу после рождения ребёнка в течение нескольких дней «выкатывали» перинатальный негатив яйцом (снимали негатив с одного яйца (утроба) на другое). Также во время беременности выкатывали яйцом, «чистили» информационное поле матери и ребёнка.

Бабки – повитухи знали, что в процессе родов кости черепа ребёнка складываются и находятся под огромным давлением. Можете себе представить, как важно, чтоб кости, потом стали правильно, т.к. это влияет на мозг. Большая нагрузка приходится также на шейный и грудной отдел позвоночника. Поэтому бабки «лепили головку» ребёнку, следили за позвоночником (и умели выставлять!).

Если бы в роддомах врачи умели это делать, наверное, у 90% детей не было бы детского церебрального паралича.

Перинатальные матрицы Грофа, действительно,так и работают, как описал Гроф и его последователи. Главная мысль в них такая: как человек родился, так и живет дальше. Опыт рождения программирует подсознательные процессы человека, его реакции и накладывает свой отпечаток на все реакции человека, особенно, на все новое и неизведанное.
Мой опыт в работе с клиентами, мой личный опыт, мое видение это подтверждает.

Нередко сложные долгие роды, закончившиеся для ребенка хорошо, программирует мировоззрение и реакции борца и лидера, хотя, казалось бы, что так должны работать легкие роды. Но нет, лидер на то и лидер, чтобы уметь бороться, терпеть, выжидать и пользоваться результатом.

В особую группу таким образом попадают дети, родившиеся через кесарево сечение. У них от рождения другая матрица, многие из них были рождены до начала схваток у мамы, и собственно прожили только лишь БПМ1 – «базовую перинатальную матрицу 1», из которой они узнали, что мир добр, прекрасен, все для них делает, должен заботиться. И если кесаево произошло до наступления БПМ 2, то подсознание ребенка знает только это. А,как мы знаем, мир иной. В нем многое достается через борьбу, соперничество, в нашем мире надо добиваться цели.
Такие дети цели видят, но они путем своего рождения лишены инструментов, ресурса, с помощью которого он могут добиваться своего.

Бывает, что кесаево делается уже на схватках мамы, тогда ребенок попадает в БПМ2, он понимает, что мир не так дружелюбен, в нем может быть разное и не всегда мы над этим разным властны. Ребенок учится принятию условно плохого. И такие дети могут доходить в БПМ3 – ощутить асфиксию, сжатие головы, они понимают, что мир силен, он может смять, сжать или убить но, поскольку они не рождаются сами, у них отсутствует опыт «я взял, я победил», но есть некий суррогатный аналог этого. Т.е. БПМ 4 (умения добиваться) эти дети не получают.
По этим причинам детям после кесаева бывает сложно даже не адаптироваться в нашем мире…а наверное, будет правильно сказать «жить».

Те, кто родился кесаревым на БПМ1 сложно понять, почему мир не так светел, как им внутри кажется, почему им отказывают, откуда несправедливость. Те, кто прошел стадии схваток и вставления головки, т.е. БПМ2 и 3 ясно, что мир разный и его стоит принимать в его неоднозначности, но у всех этих деней нет своих ресурсов, чтобы добиваться и достигать целей. Вернее ресурс может быть, а человек не умеет его использовать, не знает, как, и что с ним делать.

Но приспосабливаться надо, и из кесарят часто вырастают манипуляторы. Там где рожденный сам ребенок, а потом и взрослый прет и добивается победы, кесаренок будет манипулировать. Сначала родителями, потом другим окружением. И это довольно важно, потому что сейчас больше 50% детей рождается через кесарево сечение, есть особо развитые города и страны, в которых эта цифра доходит до 70%.
Важно понимать, что эти дети не виноваты в том, как они родились, у них был такой опыт, их Души в него заведомо зная, что так будет, шли. Но вины в них нет. Просто сейчас время такое, миру Земли так надо. И таких детей тоже можно адаптировать.

Во-первых, помогая им с принятием множественности мира. И во-вторых, помогая им найти свой инструмент и уже в сознательном возрасте, но через их бессознательное простроить в их головах БПМ4.
Как? Способы есть. Я напишу о тех, что знаю я, а вы напишите мне, если вы еще какие знаете, многим читателям, родителям детей рожденных через кесарево, это будет очень важно.

*холотропное дыхание с очень высокой долей вероятности поведет человека через матрицу его рождения, если в ней была какая-то поломка. Почему? Потому что наша структура стремится к целостности и восстановлению. И,стоит только отключить сознание, подсознательное бросается себя целить.
Чем не хорош метод и почему я его особо не советую? Неуправляемость, нельзя использовать детям, возможны физические последствия, вплоть до летального исхода. Но факт остается фактом, метод рабочий, люди, имеется в виду взрослые, дышат и исцеляются. Я холотропила не раз, через рождение не шла, у меня там все прилично. Но я видела людей, которые рождались тяжело, застревали (и были использованы щипцы) или было кесарево, и в холотропке они первым делом шли в свои роды.

*регрессивный гипноз – хорош всем, но маленького ребенка не посадишь, садиться за него мать. Мы прекрасно выстраиваем ребенку всю энергетическую подоплеку родов, но учить его через ментал все равно надо. Так что читаем дальше.

*спорт. Все виды одиночного спорта, в которых человек будет преодолевать и достигать победы над условиями мира и над собой. И с некоторых пор для меня на 1-ом месте стоит скалолазание. Еще и потому, что как ребенок двигается по утробе матери, преодолевая сопротивление, так и человек, который лезет на стену или скалу, двигает руками. ногами, цепляется, ползет и достигает! Т.е. не так важно чтобы человек был в замкнутом пространстве, а то бы и горки в аквапарке сошли бы за ок, важно преодолевать, бороться, переступать через страх и,через силу, достигать вершины! Также на ум приходит гребля, но окружающие условия не должны быть спокойными, в идеале бурное море, волны. Это я к чему? К тому что если у вас ребенок, рожденный кесаревым, и вам надобно, чтобы в его подсознательном простроилась БПМ4, он усвоил навык «достигать», а не манипулировать, то, как мне кажется, скалодром, которых сейчас, «так кстати и совсем случайно» расплодилось море, очень вам поможет в этом. И как у ребенка, который рождается естественно, появляется внутренняя квота доверия к миру, так и у занимающегося скалолазанием она подсознательно прописывается, потому что всегда рядом есть второй – который его страхует. Я и наверное не знаю сейчас более отвечающих задачам выстроить в подсознательном ребенка правильный механизм рождения занятий чем скалолазание.
Если вы знаете, пишите в комментариях, это безусловно важно.

Перинатальные матрицы Грофа. Первый подвиг в жизни

Об ощущениях и эмоциях будущей мамы во время родов написано много - как в научной, так и в художественной литературе. А что чувствует в это время малыш? Теория матриц Грофа - лишь одна из попыток это описать. Итак, как же малыш будет переживать процесс собственных родов? Что он будет испытывать в этот момент? Какие ощущения будут сопровождать его приход в этот мир и какой след оставит это событие в душе маленького человечка? Отражаются ли родовые переживания в психике ребенка и как? Чем можем мы, взрослые, помочь или облегчить это испытание и стоит ли это делать? Очень много вопросов... Чтобы ответить на них, психологи использовали различные методы, например биографический, когда в описании жизни человека прослеживались некоторые закономерности и делалась попытка выявить взаимосвязь особенностей психики человека с тем, как проходил процесс его родов - была ли родовая деятельность медленной и вялой, либо стремительной и неуправляемой.

Среди множества методов исследований этого интересного процесса были даже такие экстраординарные, как использование исследователем легких степеней наркотического возбуждения, с тем чтобы ввести собственный организм в то психофизио-химическое состояние, которое сродни состоянию рождающегося человека. Врачами уже давно установлена примерная "химическая картина" состояния младенца, покидающего материнскую утробу - содержание в крови адреналина, эндоморфинов (биологически активных веществ, влияющих на нервную систему) и прочих составляющих. Вот эту-то химическую картину и пытались воссоздать в себе некоторые из отважных исследователей, с тем, чтобы еще раз прочувствовать, что же мы ощущали во время собственного рождения.

Пре́- и пе́рината́льная психоло́гия (англ. Pre- and perinatal psychology) - новая область знаний (подотрасль психологии развития), которая изучает обстоятельства и закономерности развития человека на ранних этапах: пренатальной (антенатальной), перинатальной (интранатальной) и неонатальной (постнатальной) фазах развития, и их влияние на всю последующую жизнь. Перинатальный - понятие состоит из двух слов: пери (peri) - вокруг, около и натос (natalis) - относящийся к рождению. Таким образом, пре- и перинатальная психология - это наука о психической жизни нерожденного ребенка или только-что родившегося (наука о начальной фазе развития человека - пренатальной и перинатальной).

Надо сразу сказать: к единому мнению о том, что же чувствует ребенок во время родов, пока не пришли. Но некоторые общие закономерности выделить все-таки можно.

Первая из них - это признание того, что начало родовой деятельности является сильнейшим стрессом для ребенка - стрессом психическим, физиологическим и даже почти нравственным. Можно сказать, что ребенок впервые в своей жизни сталкивается с несправедливостью и коварством. Теплая, уютная мамина утроба, которая столько времени давала все необходимое для жизни, вдруг становится агрессивной и неприветливой. Она начинает исторгать из себя, "изгонять из рая".

Наиболее последовательно охарактеризовал состояние ребенка от зачатия до родов Станислав Гроф. Станислав Гроф - американский врач и психолог чешского происхождения, один из основателей трансперсональной психологии. В созданной им концепции пренатального (дородового) существования человека выделены четыре основных периода , которые сохраняются в человеческом подсознании. Гроф называет их базовыми пренатальными матрицами (БПМ) и подробно характеризует, что происходит на каждой из этих матриц, что испытывает ребенок, какие бывают особенности проживания каждой из этих матриц и как в последующей жизни БПМ могут влиять на поведение человека. Каждая матрица формирует своеобразную стратегию отношения к миру, окружающим, самому себе.

4 базовые перинатальные матрицы:

    схватки (матрица 1);

    прохождение по родовым путям (матрица 2);

    собственно роды (матрица 3);

    первичный контакт с матерью (матрица 4).

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА

Изначальное единство с матерью

(внутриутробное переживание до начала родов)

Эта матрица относится к первоначальному состоянию внутриутробного существования, во время которого ребенок и мать составляют симбиотический союз. Если нет какого-либо вредного воздействия, условия для ребенка оптимальны, учитывая безопасность, защиту, подходящее окружение и удовлетворение всех потребностей.

Первая перинатальная матрица: «Матрица наивности»

Когда начинается ее формирование - не очень ясно. Скорее всего для нее необходимо наличие сформированной коры головного мозга у плода - т.е.22-24 недели беременности. Некоторые авторы предполагают клеточную память, волновую память и т.п. В этом случае матрица наивности начинае формироваться сразу после зачатия и даже до него. Эта матрица формирует жизненный потенциал человека, его потенциальные возможности, способность к адаптации. У желанных детей, детей желанного пола, при здоровой беременности базовый психический потенциал выше, и это наблюдение было сделано человечеством давным-давно.

9 месяцев в утробе матери, от момента зачатия до момента начала схваток – РАЙ.

Даже сам момент зачатия отпечатывается в нашей психике. В идеале ребенок живет в условиях, которые соответствуют нашему представлению о Рае: полная защищенность, одинаковая температура , постоянная сытость, легкость (плавает, как в невесомости).

Нормальная первая БПМ – мы любим и умеем расслабится, отдохнуть, порадоваться, принимать любовь, она стимулирует нас к развитию.

Травмированная первая БПМ может подсознательно формировать следующие программы поведения: при нежелательной беременности формируется программа "вечно я не вовремя". Если родители думали об аборте – страх смерти, программа "Только я расслаблюсь – меня убьют". При токсикоз е (гестоз е) – "тошнит меня от вашей радости", или – "как можно развиваться, когда дети погибают от голода". Если мама болела – "если я расслаблюсь, то заболею" Кому трудно вылежать вторую часть процесса в ребефинге – расслабиться, то скорее всего были проблемы в первой матрице.

Итак, первая матрица, о которой говорит Гроф, - это долгий период от зачатия до подготовки организма матери к родам. Это время "золотого века". Если течение беременности не осложняется психологическими, физическими или иными проблемами, если мать желает и любит этого ребенка, ему очень хорошо и уютно в ее утробе. Он напитывается матерью в прямом и переносном смысле - не только завися от нее физически, но и духовно - ее любовью. Завершается этот период (так и хочется сказать, что все хорошее когда-нибудь кончается!) появлением предупреждающих химических сигналов в организме, а затем механическими сокращениями матки. Первичное и привычное равновесие и гармония существования нарушаются, ребенок впервые испытывает психологический дискомфорт.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА II

Антагонизм с матерью

(схватки в закрытой матке)

Вторая перинатальная матрица относится к первой клинической стадии родов. Внутриутробное существование, близкое в нормальных условиях к идеалу, подходит к концу. Мир плода нарушен, вначале коварно – посредством химических воздействий, позднее грубым механическим путем – периодическими схватками. Это создает ситуацию полной неопределенности и угрозы для жизни с различными признаками телесного дискомфорта. На этой стадии маточные схватки затрагивают плод, но шейка матки еще закрыта, и пути наружу нет. Мать и ребенок становятся источником боли друг для друга и вступают в биологический конфликт.

Вторая перинатальная матрица: «Матрица жертвы»

Формируется с момента начала родовой деятельности до момента полного или почти полного раскнытия шейки матки. Примерно соответствует 1 периоду родов. Ребенок испытывает силы давления схваток, некоторую гипоксию, а "выход" из матки закрыт. При этом ребенок частично сам регулирует свои роды выбросом собственных гормонов в кровоток матери через плаценту. Если нагрузка на ребенка слишком высока, есть опасность гипоксии, то он может несколько затормозить свои роды , чтобы успеть скомпенсироваться. С этой точки зрения родостимуляция нарушает естественый процесс взаимодейстия матери и плода и формирует паталогическую матрицу жертвы. С другой стороны, страх матери, боязнь родов провоцирует выброс матерью стресс гормонов, происходит спазм сосудов плаценты, гипоксия плода и тогда матрица жертвы также формируется паталогическая. При плановом кесаревом сечении эта матрица сформироваться не может, при экстренном - формируется

От начала схваток до начала потуг – ИЗГНАНИЕ ИЗ РАЯ или АРХЕТИП ЖЕРТВЫ

Вторая БПМ начинается от момента начала схваток до полного открытия шейки матки и начала потуг. В этот момент сила сжатия матки составляет около 50 килограмм, представьте себе, что такое давление выдерживает тело 3-х килограммового ребенка. Гроф назвал эту матрицу "Жертва" потому, что состояние жертвы, это когда плохо, на тебя давят и нет выхода. При этом возникает чувство вины (изгнание из Рая), вина берется на себя: "я был плох и меня изгнали". Возможно развитие травмы любви (любили, а потом причинили боль и выпихнули). В этой матрице нарабатывается пассивная сила ("меня голыми руками не возьмешь, я – сильный"), терпеливость, настойчивость, умение выживать. Человек умеет ждать, терпеть, переносить неудобства жизни.

Негативы этой матрицы делятся на две группы: когда ее нет (кесарево: плановое и экстренное) и когда она избыточная.

При недостаточной первой матрице у человека не хватает терпения, ему трудно, например, высидеть урок или лекцию, перенести неприятную ситуацию в своей жизни. Влияние наркоза приводит к "отмораживанию" в жизненных ситуациях, требующих терпения. При экстренном кесаревом (когда схватки были, а потом они прекратились) человеку трудно довести дело до конца. При стремительных родах человек старается решить проблемы очень быстро, "с кондачка", а если что-то не получается – отказаться.

При избытке второй матрицы (длительные роды ) – у человека по жизни проходит сильная роль Жертвы, он притягивает ситуации, когда его "прессуют", давят, либо начальство, либо в семье, он страдает, но при этом подсознательно чувствует себя в этой роли комфортно. При родостимуляции записывается программа "пока меня не подтолкнут я ничего не сделаю".

После периода, который призван быть временем блаженства, спокойствия, тишины, умиротворения, "качания в океане материнской утробы", наступает время испытания. Плод периодически сжимается маточными спазмами, но система еще замкнута - шейка матки не раскрыта, выход недоступен. Утроба, которая столько времени была охраняющей и безопасной, становится угрожающей. Поскольку артерии, снабжающие плаценту, сложным образом пронизывают мышцы матки, каждое ее сокращение ограничивает приток крови, а значит, кислорода, питания для ребенка. Он начинает испытывать всеобъем лющее чувство возрастающей тревоги и ощущение надвигающейся опасности для жизни. Гроф полагает, что на этой стадии рождающийся младенец испытывает состояние ужаса и безысходности. Удивительно, что каждый человек по-своему переживает эту стадию. Кто-то "принимает решение" искать выход и все свое состояние подчиняет этому поиску. Кто-то сжимается от ужаса и все усилия прилагает к тому, чтобы вернуть прежний покой. Кто-то впадает в состояние бездействия, переживая своеобразный паралич. Некоторые психологи проводят параллели между этой матрицей внутриутробного развития и тем, как во взрослой жизни человек начинает реагировать на измененные ситуации. То, как взрослый человек переживает состояние возрастающей тревоги, как решает проблемы надвигающейся опасности - корни его поведения, возможно, - в том решении, которое было им "принято" в материнской утробе.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА III

Синергизм с матерью

(проталкивание через родовой канал)

Эта матрица связана со второй клинической стадией родов. Схватки продолжаются, но шейка матки уже широко открыта, и постепенно начинается трудный и сложный процесс проталкивания плода через родовой канал. Для ребенка это означает серьезнейшую борьбу за выживание с сокрушающим механическим давлением и нередко с удушьем. Но система уже не закрыта, и возникает перспектива прекращения невыносимой ситуации. Усилия и интересы ребенка и матери совпадают. Их совместное интенсивное стремление имеет своей целью прекратить это в основном болезненное состояние.

Третья перинатальная матрица: «Матрица борьбы»

Примерно соответствует 2 периоду родов. Формируется с конца периода раскрытия до момента рождения ребенка. Она характеризует активность человека в моменты жизни, когда от его активной или выжидательной позиции нечто зависит. Если мать вела себя в потужном периоде правильно, помогала ребенку, если он чувствовал, что в период борьбы он не одинок, то в дальнейшей жизни его поведение будет адекватным ситуации. При кесаревом сечении, как плановом, так и экстренном, матрица, видимо, не формируется, хотя это спорно. Скорее всего она соответствует моменту извлечения ребенка из матки в процессе операции.

Потуги и роды – СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ – МАТРИЦА БОРЬБЫ или ПУТЬ ГЕРОЯ

Третья БПМ охватывает период потуг, когда ребенок продвигается из матки по родовым путям. В норме это длится 20-40 минут. В этой матрице нарабатывается активная сила ("я поборюсь и справлюсь"), целеустремленность, храбрость, смелость

Негативами этой матрицы также могут являться как ее избыток, так и недостаток. Так при кесаревом сечении, стремительных родах, выталкивании ребенка люди в дальнейшем не умеют бороться, когда возникает ситуация борьбы их надо толкать в спину. Дети интуитивно нарабатывают эту матрицу в драках и конфликтах: он дерется, его бьют.

Избыток третьей матрицы проявляется в том, что у этих людей вся жизнь - борьба, они все время борются, всегда находят против кого и с кем. Если при этом развилась асфиксия (ребенок родился синенький или белый) возникает огромное чувство вины и в жизни это проявляется игрой со смертью, смертельно опасной борьбой (революционеры, спасатели, подводники, экстремальные виды спорта...). При клинической смерти ребенка в третьей БПМ возникает программа скрытого суицида. Если применялись акушерские щипцы - в действии нужна чья-то помощь, но с другой стороны он этой помощи боится, потому что она болезненная. При разрывах возникает страх своей силы, чувство вины, программа "как только я применю свою силу – это нанесет вред, боль".

При родах в ягодичном предлежании в жизни люди стремятся все сделать необычным путем

Третья стадия связана с раскрытием шейки матки. Появляется возможность выхода. Очень важный момент в психологическом плане - сначала человек принимает решение - искать выход или нет, и только потом появляется возможность выхода! В это время ребенок обречен начать "борьбу за выживание". Независимо от того, "принято" ли им решение выходить либо всеми силами стараться законсервировать ситуацию, маточные сокращения выталкивают его. Он начинает постепенно продвигаться по родовому каналу. Его тело подвергается сокрушительному механическому давлению, испытывает недостаток кислорода и удушье. Гроф отмечает, что эти обстоятельства роднят его с мифологическими персонажами, проходящими сложные лабиринты, или со сказочными героями, продирающимися сквозь непроходимые заросли. Если в психике есть отвага к одолению препятствий, если уже созрела внутренняя решимость преодоления, то и прохождение по родовым путям станет для ребенка первым опытом целенаправленного пути. Путь только один - надо родиться. Но как этот путь преодолевает человек, помогают ли ему в прохождении пути или нет, - от этих обстоятельств, по мнению автора теории, зависит многое в дальнейшей его жизни.

По Грофу, именно в этот период закладываются основы большинства поведенческих, психологических и, как следствие, социальных проблем. Первое серьезное жизненное испытание, которое человек не сумел преодолеть самостоятельно, так как ему "пришли на помощь", закладывает установку и в дальнейшем ожидать помощи со стороны. Когда ребенок рождается из семейной утробы, психологически отпочковывается от родителей, принимая на себя бремя самостоятельного установления социальных отношений, он "вспоминает" опыт собственного рождения.

ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА IV

Отделение от матери

(прекращение симбиотического союза с матерью и формирование нового типа отношений)

Эта матрица относится к третьей клинической стадии родов. Мучительные переживания достигают своей кульминации, проталкивание через родовой канал подходит к концу и вот крайнее напряжение и страдание сменяются неожиданным облегчением и релаксацией. Завершается период задержки дыхания и, как правило, недостаточного снабжения кислородом. Ребенок совершает свой первый глубокий вдох, и его дыхательные пути раскрываются. Пуповину перерезают, и кровь, которая до этого циркулировала по сосудам пуповины, направляется в легочную область. Физическое отделение от матери завершилось, и ребенок начинает свое существование в качестве анатомически независимого существа. После того как снова устанавливается физиологический баланс, новая ситуация оказывается несравненно лучше, чем две предшествовавшие, но в некоторых – весьма важных – аспектах она хуже, чем первоначальное ненарушенное первичное единство с матерью. Биологические нужды ребенка не удовлетворяются на непрерывной основе, нет и постоянной защиты от перепадов температуры, раздражающих шумов, изменения интенсивности света, от неприятных тактильных ощущений.

Четвертая перинатальная матрица: «Матрица свободы»

Начинается с момента рождения и формирование ее заканчивается в либо в период первых 7 дней после рождения, либо в первый месяц, либо создается и пересматривается всю жизнь человека. Т.е. человек всю жизнь пересматривает свое отношение к свободе и собственным возможностям, учитывая обстоятельства своего появления на свет. Разные исследователи по разному оценивают продолжительность формирования 4-й матрицы. Если ребенок по некоторым причинам разлучен с матерью после рождения, то во взрослом возрасте свободу и независимость он может расценивать как обузу и мечтать о возвращении в матрицу невинности.

От момента появления на свет до 3-9 суток – СВОБОДА + ЛЮБОВЬ

Эта матрица охватывает период от момента выхода ребенка на свет и до 5-7 дня после родов. После тяжелого труда и переживаний родов ребенок получает свободу, его любят и принимают. В идеале мама должна взять ребенка на руки, дать грудь, ребенку необходимо почувствовать заботу, любовь, защищенность и свободу, облегчение. К сожалению в наших роддом ах только в последние годы стали задумываться и претворять в жизнь принципы нетравматичной четвертой матрицы. У большинства из нас к сожалению, подсознательно свобода ассоциируется с холодом, болью, голодом, одиночеством. Настоятельно рекомендую всем прочитать книгу Лебойе «Рождение без насилия», где очень ярко описываются переживания ребенка в родах.

В связи с родовым опытом у нас также определяется опыт любви в нашей жизни. Любить можно по первой БПМ и по четвертой. Любовь по первой БПМ напоминает помещение любимого человека в искусственную матку: "Я для тебя все, зачем тебе другие - у тебя есть я, давай все делать вместе...." Однако такая любовь всегда заканчивается, и через условные 9 месяцев человек готов погибнуть, но вырваться на свободу. Любовь на четвертой БПМ – это сочетание любви и свободы, любовь необусловленная, когда ты любишь независимо от того что другой человек делает и даешь ему свободу делать все, что он хочет. К сожалению, для многих из нас это чрезвычайно трудно.

Существуют также другие ситуации, связанные с родами, например если ребенка ждали мальчиком или девочкой, а он родился другого пола, возникает травма половой идентификации ("оправдаю ли я надежды родителей"). Часто эти люди пытаются быть другого пола. Если недоношенного ребенка помещают в кювез, то подсознательно возникает барьер между собой и миром. В случае близнецов человеку необходимо чувство, что кто-то рядом, при родах у второго возникает травма брошенности, что его предали, от него ушли, а у первого – вина, что он бросил, оставил.

Если у матери были аборты до этого ребенка, они записываются в психику этого ребенка. Можно переживать страх насильственной смерти и чувство вины, страх дать себе свободу (вдруг опять убьют). Обезболивание в родах может оставлять программу, что мою боль не чувствуют или одурманивание.

Четвертый период - собственно роды . Гроф полагает, что это завершение подвига. Резкая смена всех предшествующих условий существования - переход от водного к воздушному типу существования, изменение температурного режима, действие сильнейшего раздражителя - света, действие атмосферного давления, - все эти условия в комплексе обусловливают сильнейший стресс всего организма новорожденного. По мнению большинства психологов, именно родовой шок позволяет психике ребенка так интенсивно развиваться в первые три года жизни. Существует мнение, что никогда человек не бывает так близок к смерти, как в момент рождения. И вместе с тем именно после этого испытания становится возможным невозможное в другие периоды жизни. За три года после своего рождения любой ребенок осуществляет такую интеллектуальную программу, которая не по силам даже Нобелевскому лауреату. И подвиг рождения является одной из главнейших причин таких достижений.

Стремительные роды , кесарево сечение , преждевременные роды - это сильнейший стресс для ребенка, который потом, по мнению Грофа, негативно отразится на его психике и физиологии. Но полноценным грудным вскармливанием до года, хорошим уходом и любовью можно компенсировать негативные пренатальные матрицы. И любящая мама знает и чувствует это и без всяких теорий.

СТАДИИ РОДОВ

Вероятно, каждая стадия биологического рождения имеет специфическую дополнительную духовную составляющую. Для безмятежного внутриутробного существования – это переживание космического единства; начало родов параллельно переживанию чувства всеобъем лющего поглощения; первая клиническая стадия родов, сжатие в закрытой маточной системе, соответствует переживанию "нет выхода" или аду; проталкивание через родовой канал во второй клинической стадии родов имеет свой духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением; метафизическим эквивалентом завершения родового процесса и событий третьей клинической стадии родов служит переживание смерти Эго и повторного рождения.

Первая матрица имеет особое значение. Процесс ее формирования обусловлен сложнейшими процессами развития плода, его нервной системы, органов чувств, различными двигательными реакциями. Именно первая матрица делает способным организм плода и рождающегося ребенка формировать сложные психические акты, например, при обычном положении плода она отражает биологическое единство плода и матери. При идеальных условиях так оно и есть, и образуемая матрица проявляется отсутствием границ сознания, "океаническим сознанием", связанным "с природой - матерью", дающей пищу, безопасность, "блаженство". При действии неблагоприятных факторов в течение первых месяцев и лет жизни может появиться симптоматика, содержанием которой будут неосознанная опасность, "неприветливость природы ", извращенные восприятия с параноидным оттенком. Предполагается, что при возникновении у такого человека уже в зрелом возрасте психического расстройства, основной симптоматикой будут параноидные нарушения, ипохондрия. При различных осложнениях в течение беременности (гипоксия внутриутробного плода, эмоциональные срывы у матери во время беременности, угроза прерывания беременности и др.) формируются воспоминания о "плохом лоне", паранойяльное мышление, неприятные телесные ощущения (дрожь и спазмы, синдром "похмелья", отвращение, ощущение подавленности, галлюцинации в виде встречи с демоническими силами и т.д.).

Вторая матрица формируется в течение относительно короткого периода времени (4-5 часов) при усилении схваток. Плод впервые после периода "блаженства" и безопасности, начинает испытывать сильное внешнее давление, агрессию. Активация этой матрицы при действии неблагоприятных факторов на протяжении последующей жизни человека может приводить к выявлению в нервной системе пациента, т.е. в памяти ситуаций, угрожающих выживанию или целостности тела человека. Возможны и переживания нахождения в замкнутом пространстве, апокалиптические видения мира, зловеще окрашенного в темные цвета, чувство страдания загнанности в ловушку, безвыходной ситуации, которой не видится конца, чувство вины и неполноценности, бессмысленность и абсурдность человеческого существования, неприятные телесные проявления (ощущение гнета и давления, сердечная недостаточность, жар и озноб, потливость, затрудненное дыхание).

Конечно, все положения о матрицах в значительной степени являются гипотезой, но некоторые подтверждения гипотеза получила при изучении пациенток, перенесших кесарево сечение . Последнее приводит к тому, что рождающийся посредством кесарева сечения ребенок не проходит 3-ю и 4-ю матрицы. Значит, эти матрицы не могут проявиться в последующей жизни.

С. Гроф, специально занимавшийся этим вопросом, делает вывод, что "достигнув уровня рождения под гипнозом те, кто был рожден кесаревым сечением сообщают о чувстве неправильности, как будто они сравнивают способ, каким пошли в этот мир с какой-то филогенетической или архетипической матрицей, показывающей каким должен быть процесс рождения. Удивительно, как им явно не хватает переживания нормального рождения - содержащегося в нем вызова и стимула, столкновения с препятствием, триумфального выхода из сжимающего пространства".

Конечно же, это знание послужило основанием для разработки специальных приемов. При родах с помощью кесарева сечения трансперсональные психологи полагают, что для устранения последствий неожиданного разрыва контакта с матерью должен быть предпринят ряд специальных мер непосредственно после рождения (уложить ребенка на живот , поместить в слегка подогретую воду и др.) и тогда у новорожденного происходит вырабатывание "психологически благоприятного впечатления о мире".

Вместе с тем известно, что опытные акушеры уже давно стремятся (в случае отсутствия страдания плода) при операции кесарева сечения сдержать стремительное извлечение новорожденного, ибо это через ретикулярную формацию способствует включению дыхательной системы, точнее, первого вдоха новорожденного.