Двое рыбаков возились с лодкой. Обособленные и необособленные определения и приложения. Базовое правило обособления определений
Задание № 16. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложе
нии должна(ы) стоять запятая(ые).
1. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо
влекущая к себе (4) подавляют поэта.
2. Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагружен
ных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанны
ми розовой дымкой (4) деревьями.
4. Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) чтото рассматривая
под ногами.
5. Над ещё не улёгшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4)
унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.
6. Когда на село (1) расположенное в долине (2) легла широкая прохладная тень от горы (3) за
крывающей запад (4) народ собрался у белой старинной церкви.
7. Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) какимто итальянским
архитектором.
8. Ветви деревьев (1) сплетаясь жёсткими застывшими концами (2) печально звенят (3) переживая
(4) зимнюю стужу.
9. Прижимаясь к самой дороге (1) вокруг меня зеленел лес (2) изредка уступая место (3) порос
шим осокой (4) полям.
10. Нарядных бабочеккрапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно
увидеть в природе (4) уже ранней весной.
11. Город (1) вдали сверкающий на солнце (2) синие леса (3) окаймляющие берега залива (4) каза
лись мне особенно торжественными.
12. Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам опере
ния. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы полу
чить благосклонность от невесты невелики.
13. Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, пе
ревалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.
14. Слова (1) образованные от географических названий (2) довольно часто ставят перед говоря
щим и пишущим (3) вопросы (4) связанные с нормативным словоупотреблением.
15. В мире не счесть мастероввиртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью,
композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
16. Привлечённые запахом (1) цветущей в парке (2) акации (3) мы остановились (4) наслаждаясь
ароматом.
17. Тяжёлая навесь снега согнула гибкие берёзы и тополя (1) образовав (2) причудливые арки (3)
походившие (4) на невиданные зимние грибы.
18. Образованный на речке (1) пруд (2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился
естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго
востоку от усадебного дома.
19. Талантливый писатель (1) создающий свои произведения (2) совсем не думает о законах и
правилах (3) изложенных в трудах (4) по литературоведению.
20. Россия начала XX столетия (1) обуреваемая революционными страстями (2) и (3) раздирае
мая идеологическими и социальными противоречиями (4) подарила миру Серебряный век.
21. Одним из самых известных произведений Рафаэля является (1) созданный в начале шестна
дцатого века (2) алтарный образ «Обручение Марии» (3) написанный, возможно, ещё в период
пребывания Рафаэля в мастерской Перуджино (4) и относящийся к раннему периоду творчества
художника.
22. Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая
на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.
23. Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удалённой от дома (4)
части старого парка.
24. За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая дере
венька.
25. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный
в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
26. Высокая трава (1) наклонившаяся к земле (2) мягко обвивалась вокруг (3) намоченных
дождём (4) стволов деревьев.
27. Принципы реализма и народности (1) воспринятые Модестом Петровичем Мусоргским в мо
лодые годы (2) проявились в правдивом отражении жизненных явлений и в глубинной народности
музыкального языка (3) ставшего для композитора (4) главным на всю жизнь.
28. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми поли
пами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный
день.
29. Сова ухнула (1) нарушив тишину ночного леса (2) и (3) захлопав крыльями (4) полетела во
тьму.
30. С моря дул влажный холодный ветер (1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3)
набегавшей на берег волны.
Ключи:
1
24
2
13
3
12
4
123
5
4
6
1234
7
23
8
123
9
12
10
13
11
1234
12
13
13
1234
Тугой вечер. Выплыла луна и рассыпалась бисером по Байкалу. Тайга притаилась в вечерней мгле. Лишь слабый ветерок слегка пересчитывает листья.
ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА
Байкал спокоен, ласков. Его маленькие волны, разбиваясь о скалистые, обрывистые берега, замирают в последнем плеске.
Два дня тому назад дула сарма, мутила воду, а теперь тихо.
Вдали покрытые темными очертаниями деревьев сопки спорят в беге.
А тайга склонилась над извилистым берегом Байкала и, словно защищая его, тянется далекая, ровная.
Ни одно судно, ни одна лодка не бороздит воду — все ушло на ночлег.
Зеленый сумрак летней ночи ползет по берегу.
В стороне от Байкала черными холмами виднеются избы села. А рядом выгнула спину тайга, ощетинилась. В бледной, как бы истомленной голубизне неба вьется несколько тонких спиралей дыма. Тихо на Байкале. Тишина, кажется, густеет и давит на воду...
— Никто больше не поехал на рыбалки, — раздался голос с первой лодки.
— Архип собирался... Видел, снасти сушил.
— Дело будет хорошее, коли что поймаем. Завтра на базар и сплавим...
— Коли не накроют...:
— Хошь, я тебе расскажу одну историю. Смеху не оберешься...
— А здорово будет, когда мы обкарнаем фараонов! — весело крикнул с первой лодки Филипп Седых.
— Подожди праздновать веселье, дай дело сделать!
— Сделали. Чего бояться, когда его в селе нет.
— А мы, братцы, совсем не по закону поступаем, — отозвался старик со второй лодки. — Расплод рыбы в самом деле нарушаем.
— У меня, если я не привезу домой рыбы, выходит, завтра и есть нечего.
— Да и они шибко хитрые, и днем и ночью мечутся по Байкалу.
— А, язви их в душу! Спускай невод.
ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА |
Рыбаки возились, и скоро из лодки показался невод. Конец упал в воду, ловцы начали его распутывать. Лодки разъехались в разные стороны, все дальше отходя одна от другой.
Старший хрипло отдавал слова команды, остальные молча, сосредоточенно работали. Глубокая тишина изредка нарушалась хлюпаньем качающейся лодки.
Кто были эти люди, так внезапно взбороздившие воды Байкала? В двух верстах от того места, где впадает Ангара в Байкал, раскинулось маленькое рыбацкое селение. С утра до вечера круглый год, за исключением месяцев, когда ловить рыбу воспрещалось законом, люди живут на воде.
Но не дарит Байкал их своими богатствами. Нередки дни, когда утром озеро-море замирает в мертвом, глухом покое. Рыбаки отправляются на ловлю, а Байкал, кажется, этого и ждал и уже к полудню наваливается высокими валами на берег, буровится глыбами, волнуется. Тогда гибнут рыбаки под хохот Байкала, десятками принимающего в свои недра трупы.
Закон воспрещает ловить рыбу во время нереста. Первое время строго соблюдался этот закон рыбаками. Но нищенская жизнь ломала все законы, заставляла идти на преступление и ночью тайком выезжать в запрещенное время с сетями на Байкал, чтобы вытянуть хотя бы один удав, продать его и купить необходимое для жизни.
Вот и эти являются рыболовами-хищниками, нарушившими закон.
— Подъезжай к берегу, — громко отдал команду старший Филипп и начал поворачивать, руль лодки. Вторая пошла за нею. Тяжелый невод тащился за лодками. Через несколько минут рыбаки сошли на берег и стали тянуть.
— Бери, бери разом! — кричал, надрывался старший, чувствуя, что сети необычно тяжелы. У берега мотня невода заблестела серебристым отливом луны, задрожала испуганной жизнью.
— Поддай еще раз! — крикнул Филипп, отходя от берега и натягивая веревку. Все дружно потянули, невод весь вышел на берег.
— Ага, вот оно что… Это улов, — прошептал Филипп, когда вся рыба была уложена на дно лодки. — Еще поедем или довольно?
— Давай довольно, — проговорил Марк — молодой рыбак.
— Чего довольно? Поедем еще раз, а тогда уже и баста. С рыбой будем, — настаивали остальные.
И вновь лодки двигались вперед. Круглая широкая луна плыла уже на середине бледно-синего небосвода. Звезды медленно гасли. Тайга казалась толстой, несокрушимой стеной. Ее верхушка упиралась в небо. Где-то послышался плеск чужих, тревожащих душу весел.
— Кажись, фараоны, — проворчал Филипп. — Пропала рыба... Назад! — и он круто довернул руль.
Ударили весла, лодка птицей полетела к устью Ангары.
— Да ведь это Архип,—рассмеялся Филипп, когда чужая лодка тихо выплыла из-за утеса.
ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА |
В лодке сидело трое ловцов. Они тоже выехали на рыбалку. Архип, заметив лодку Филиппа, остановился в нерешительности. Он не знал, как быть: уходить ли назад или спокойно ехать вперед, и в ответ на голос Филиппа раздраженно крикнул:
— Насмерть перепугал!
— А думаешь, у нас поджилки не тряслись? Так и решили — надзиратель.
— Ты что, раз уже закидал?
— Да, поймали.
— Куда сейчас путь держишь?
— К Баргузинской тропе, — и лодки разъехались в разные стороны.
На небе кое-где грудились серыми барашками облака. Ветерок из тайги прилетел вновь на Байкал и словно трактором вспахал спокойную гладь и засвистел, закувыркался в волнах. Рыбаков на воде уже не было видно.
На белесом небе догорали и, казалось, пеплом покрывались остатки звезд. По селу расползалась ночь. Нигде ни огонька, только в крайней избе мерцает бледное пятно. Здесь живет рыбнадзиратель Гусев. Ему не спится. Два часа тому назад он приехал из района и никак не может забыть наказа.
— Рыба хищно истребляется несознательными рыбаками. Необходимо усилить надзор. Нужно в корне воспретить ловлю в запрещенное время, — стучат слова начальника района. — Принимайте самые крутые меры.
— Вот и работка, — думает Гусев, глядя в окно. — Но куда ехать? Путный хозяин собаки не выгонит в такую погоду. Все равно никого на воде нет.
Гусев подошел к шкафчику, порылся, достал хлеб и сало. И вновь вспомнил слова начальника: «Каждую ночь делайте объезд своего участка. Каждая пойманная рыба в этот период ведет к подрыву рыбного хозяйства. Разъясняйте крестьянам о вреде ловли».
— А может, поехать? Эх, посмотрю, — решил Гусев и вышел из избы.
Спустившись по маленькой узенькой тропинке, Гусев сел в легонькую лодочку и ударил веслами. Плеснулась вода и обдала брызгами. Когда Гусев отъехал далеко от села и направился к Баргузинской тропе, темнота стала жуткой.
Небо густо затянулось сизыми облаками. Ветер усилился и дул равномерными, правильными порывами. Начинался култук. Ветер гонял, словно волк стадо овец, серые облака.
— Кто в такое время захочет ловить рыбу? — думал Гусев, и все же его что-то тянуло вперед, заставляло быстрее работать веслами.
Проехав часа полтора, он уже решил возвратиться и даже начал заворачивать лодку, как вдруг впереди показалась лодка.
— Кто едет? — крикнул Гусев, сжимая курок револьвера.
— Ты, Гусев? — спросил как будто знакомый голос.
— Я. А ты кто?
— Силин. Не узнаешь?
— Откуда это ты?
— С Итима, на собрании был.
— Один?
— Нет, с Михайловым.
Рыбнадзиратель подъехал к лодке Силина.
— А ты куда едешь? По делу какому? — спросил Силин.
— Да ищу, нет ли воров.
— Возле Баргузинской тропы я видел каких-то рыбаков. Да пес с ними! Едем домой, култук скоро заволынит.
— Вишь, сволота, и в такую погоду не побоялись. Прощай.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ BIODIVLIBRARY/FLICKR.COM (CC BY 2.0) |
Через несколько минут Силина и Михайлова не стало. Гусев был один на воде.
— Вот люди: сами не спят и другим не дают, — ворчал Гусев, быстро работая веслами.
Рыбнадзиратель вновь вспомнил свой разговор с районным начальством. Снимут с работы, если не будет следить за участком. В Байкале есть редкая рыба, надо ее беречь...
Гусев напряженно работал веслами. Обогнув скалу, он в полумраке утра различил лодку, а затем; и услышал голоса ничего не подозревавших рыбаков. Теперь можно было с уверенностью сказать, что это хищники.
— Кто там? — крикнул Гусев.
Ответа не последовало. Послышалась возня и частые удары весел. Лодка уходила.
— А, вот как, заразы! Ну, держись! — и, ударив веслами, Гусев стрелой помчался на лодку.
Руки, словно привинченные к веслам, работали часто, сильно. Рыбакам трудно было уйти от преследователя. Груз мешал развить скорость. Архип чувствовал, что быть беде.
— А будь что будет! — решил он и направил лодку на средину Байкала.
Гусев, заметив маневр хищников, повернул и свою лодку к средине. Рыбаки, часто и сильно гребя, со страхом глядели на летевшую прямо на них лодку надзирателя.
— Гребите, чертовые зыкалки!—сердился Архип на товарищей.
— Стой! — кричал Гусев и вспоминал Бога и Богородицу. — Стой, говорю! Стрелять буду!
Рыбаки молчали, сильнее работая веслами. И когда лодка надзирателя стукнулась о лодку хищников, Архип размахнулся веслом и толкнул лодку Гусева. Гусев качнулся, потерял равновесие и полетел в воду.
— Г-а-а-а-ды! — захлебываясь, хрипел Гусев. — Гады!
Выплыл он на поверхность воды у лодки и схватился за борт. Лодку подхватили волны и, словно играя, понесли в сторону.
— Куда ты? — замахнулся Архип веслом над головой Гусева, но тот дернул за борт, и Архип, как мешок, свалился на борт. Гребцы растерялись и не сумели выровнять... Лодка зачерпнула воду до самого борта и начала медленно опускаться...
Рыбаки и Гусев барахтались в воде, хватали за весла и за всплывший со дна лодки настил.
— По-мо-ги-те! — неслись крики тонувших...
Филипп с товарищами с грузом рыбы осторожно берегом направлялся домой, прислушиваясь к каждому шороху.
— Семен, —обратился он к товарищу, — слышишь, как будто кричат?
— С Архипом, видно, беда!
— Поедем?
— Понятно, не погибать же человеческой душе.
ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА |
Повернув лодки, они ударили веслами и изо всех сил понеслись к середине Байкала.
Когда Филипп с товарищами подъехали к месту катастрофы, враги еще держались на воде.
— Помоги! — кричал Архип, захлебываясь.
— Помогите! — вторил Гусев и остальные рыбаки.
— Распутывай канат! — крикнул Филипп.
Бросили конец Архипу. Тот схватился за веревку, рыбаки потащили его. Вытащили и остальных. Уложив дрожащих от холода ловцов и Гусева в лодки, Филипп с рыбаками ударили дружно веслами, и лодки стремительно понеслись к берегу...
Первым открыл глаза Гусев. Обвел взглядом сидевших ловцов, уставших от быстрой гребли, тихо спросил:
— Где я?
— На лодке, — зло ответил кто-то.
Гусев закрыл глаза и упал на дно...
— Ну, а как же с рыбой? — спрашивали ловцы Гусева, когда все сошли на берег.
— Да как? — твердо ответил Гусев. — Рыбу возьмите себе, а протокол составить придется...
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Двое рыбаков возились с лодкой, привязанной к корме одного из баркасов, нагруженных дубовой клёпкой и сандалом.
1, 3 - выделение причастного оборота
3 - выделение следующего прич. оборота
То есть под цифрой 3 запятая одновременно обозначает конец первого и начало второго.
Запятые должны стоять на местах 1, 3.
Ответ: 13|31
Правило: Обособление определений и обстоятельств. Задание 17.
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения - это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС) . Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения- причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2 . Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры . От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения - определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И .
Пример 4 : В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном . Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5 : Человек , |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6 : Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7 .|Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего . Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8 . Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9 : |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным . (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь , облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом , |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо , унизанное ярко мерцавшими звёздами .
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку .
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И , отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.