Болезни Военный билет Призыв

Генетика и история - длинноголовые Лопухины. Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть? Трагические судьбы русских красавиц

Вид на усадьбу со стороны пруда

Бывшую усадьбу Алтуфьево я посетила в один из первых моих теперь уже нередких визитов в Москву. «Наводку» я получила в книге «Венок московских усадеб» Т.В. Муравьевой, которую тоже приобрела одной из первых, купленных в Москве.

Теперь я нередко проезжаю мимо усадьбы, добираясь на такси из Шереметьево до места своей обычной остановки в Первопрестольной. Правда, на съезде с МКАД-а на Алтуфьевское шоссе дом не виден, вы можете видеть только церковь и бывший усадебный пруд. И все-таки теперь, каждый раз, проезжая мимо, я вспоминаю ажурную постройку, притаившуюся где-то там среди ветвей.

Архитектура дома очень необычна, учитывая, что он был построен задолго до распространения моды на "русский стиль"

Небольшой симпатичный домик в глубине немного запущенного сада на момент моего визита местами ремонтировали, однако, к счастью для меня (и, может быть, для домика), он не был обнесен лесами, поэтому получилось осмотреть его в деталях и сделать вполне сносные фотографии. Материал этот «пылился» невостребованным с лета, и вот сейчас я решила за него взяться. Я обнаружила (О, ужас! О чем же я буду писать?!), весьма подробный и, надо сказать, очень интересный рассказ об усадьбе и ее истории у уважаемого Михаила Коробко ( lugerovski ). Переписывать его я не стану, не хорошо это как-то, просто рекомендую вам почитать первоисточник, ссылку дам в конце.

Цветник в усадьбе

Сама же я решила написать о том, что заинтересовало меня при изучении разных источников об истории усадьбы.
В документах усадьба упоминается с 16 века. Усадебный дом за это время несколько раз перестраивался и менял свой вид. К этому вопросу мы вернемся позднее, а сейчас обратимся к именам некоторых хозяев усадьбы. Ниже приведен неполный список последовательных владельцев Алтуфьева, о которых довольно подробно рассказывает Михаил Коробко, я их только перечислю:

Неупокой Дмитриевич Мякишев - первый «задокументированный» хозяин,
Архип и Иван Федоровичи Акинфовы
Никита Иванович Акинфов;
Николай Канбарович Акинфов (внук Николая Ивановича)
Юрий Николаевич Акинфов
Иван Иванович Вельяминов
Матвей Федорович Апраксин
Наталья Федоровна Брюс-Колычева
Андрей Андреевич Риндер
Степан Борисович Куракин
Дмитрий Иванович Приклонский
Николай Артемьевич Жеребцов
Глафира Ивановна Алфеева
…еще несколько хозяев
Георгий Мартынович Лианозов.

Практически за каждым именем - интересная история, которой можно было бы посвятить отдельный рассказ, я же хочу коснуться темы, косвенно объединяющей две из указанных фамилий; и тема эта - Петр Первый.

Меня заинтересовал Николай Акинфиев и его, прямо скажем, не особенно удачная судьба. Он был женат на Ксении (Аксинье) Авраамовне Лопухиной, тетке Евдокии Лопухиной, царицы, супруге Петра Первого. В литературе о петровском времени и даже в кино («Петр Первый» Герасимова, например), да и во многих исторических и псевдоисторических документах нередко при упоминании фамилии Лопухиных употребляется нелестное определение «захудалый род». Это довольно странно, так как род достаточно старинный, ведущий свое начало от косожского князя Редеди, убитого в 11 веке Мстиславом Храбрым (помните, я о них писала в посте о ). Убить-то он его убил, да затем дочь свою за сына Редеди выдал; помириться, видать, решил с косогами. Вот с тех времен и ведут свою родословную Лопухины. (Представляете - ныне живущие Лопухины относятся к 27 колену!). При дворе представители рода состояли с незапамятных времен - и при Иване Калите был боярин Лопухин, и при Шуйском, а особенно возвысились при первых Романовых. Правда, при папеньке Петра Первого Лопухины порядком «поистаскались» - Авраам Никитич Лопухин поначалу был всего лишь «жильцом», а это был придворный чин не самый высокий. Сын его, родитель Евдокии, Илларион Авраамович изначально был окольничим - чин завидный, но пока не боярский. Уже породнившись с царем, семейство достигло самых вершин придворной иерархии. Плодовиты Лопухины были невероятно - даже Евдокия успела родить Петру трех сыновей, хотя прожили вместе они совсем недолго (два сына умерли в младенчестве, оставшийся, как известно, плохо кончил). Не знаю, свидетельствует ли о чем-то такая фамильная плодовитость - является ли она проявлением необычайного наследственного темперамента и энергичности, однако накоплению богатств она, по всей видимости, не особенно способствовала: попробуй прокорми толпу ребятишек! У отца Евдокии Иллариона (переименованного позже в Федора) Авраамовича было 5 братьев и 3 сестры. Вот на одной из сестер и был женат Никита Акинфов.
В корыстолюбии и прагматизме его нельзя обвинить - женившись на Ксении (а это был уже второй его брак), он и не предполагал, что представители царственного дома будут когда-нибудь его родственниками - свадьба состоялась в 1672 году, в год рождения Петра Первого, его будущей жене Дунечке на тот момент было всего 3 года. От царского брака Акинфов, скорее, прогадал, чем выиграл. Варил бы Акинфов со своей супружницей варенье в загородном доме, играл бы с внуками-правнуками и горя не знал, не стань он без всякого своего влияния на происходящее родственником неугомонного Петра Алексеевича!

Дом я застала в состоянии ремонта

А что же Лопухины? К концу царствования Алексея Михайловича Лопухины занимали уже довольно высокое положение - Илларион Авраамович был дворецким царицы Натальи Кирилловны, а в честь рождения царевича его наконец-то повысили до думного боярина. Наталья Кирилловна, ежедневно общавшаяся с Лопухиным и, вероятнее всего, знавшая его семью, приметила симпатичную дочь своего дворецкого и выбрала ее в качестве невесты юному сыну. С мамами тогда по подобным вопросам не дискутировали, Петр покорно согласился на брак.

Наталья Кирилловна, принадлежавшая к еще одному многочисленному семейству спорной знатности, была дамой, возможно, не самой умной, но уж точно не была простушкой - Нарышкины всегда отличались искушенностью в интригах и прагматизмом. Выбрав Лопухину, она преследовала несколько целей: во-первых, на тот момент самого своего накала достигло противостояние с ещё правившей Софьей. Брак с представительницей многочисленного семейства привлекал гурьбу новых родственников в качестве сторонников «нарышкинской» группировки. К слову, здесь Наталья Кирилловна не прогадала - дядя Евдокии Петр Авраамович одним из первых привел свои полки к Троице, когда Петру и его молодой жене понадобилась защита (это не помешало племяннику позже казнить родственника). Вторая причина, пожалуй, самая важная, заключалась в желании вдовой царицы поскорее получить наследников от своего сына. Царь-пасынок, соправитель Петра, Иван Алексеевич уже был женат, его жена ждала ребенка - это была серьезная угроза в случае продолжающейся грызни за престол. Третья причина тоже была немаловажна для царицы - она опасалась, что Петр совершенно «онемечится» из-за своих частых визитов на Кукуй, которые ее раздражали. Женив его на Евдокии, воспитанной на патриархальных устоях, она рассчитывала отвадить сына от «бесовской» слободы с ее развеселыми общительными фройляйн и бесконечными пьянками. Практически сразу после свадьбы шумная толпа проголодавшихся Лопухиных, прозябавших ранее на второстепенных ролях, кинулась к державной кормушке. Видимо, среди знати бесцеремонная родня молодой царицы была не особенно популярна. Как писал о них князь Куракин «… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

Петр Первый. Гравюра неизвестного художника (мне кажется, Петр здесь выглядит озадаченным и даже немного испуганным)

Особенно «сытные куски» от царского стола достались представителям семейства уже после окончательного воцарения Петра, все дядья получили боярство, посты и земли, однако праздник на их улице продолжался недолго. Первыми жертвами пали представители семейства в борьбе за власть со своими же бывшими соратниками, сторонниками Петра в борьбе с Софьей. В 1695 году, через 6 лет после свадьбы Петра, дядя царя Лев Кириллович Нарышкин, еще один знатный интриган, написал донос на дядю царицы, уже упоминавшегося Петра Авраамовича Лопухина - ну, не дружили между собой дяди! О чем писалось в доносе, неизвестно, однако это вызвало гнев царя. По его указу Лопухина пытали, после чего он на следующий день умер. К тому времени в отношениях Петра и Евдокии уже наступило охлаждение, поэтому с родственниками царицы вспыльчивый монарх особо не церемонился.

Через два года после смерти Петра Авраамовича (был он, к слову, Петром-Большим и прозвище носил Лапка, был еще и Малый) в 1697 году в связи с делом Циклера-Соковина Петр заподозрил оставшихся дядьев царицы в неблагонадежности и сослал их отдаленные губернии: тестя своего Федора Авраамовича - воеводой в Тотьму; Василья Авраамовича - в Саранск; Кузьму Авраамовича - в Шаронду, Сергея Авраамовича — в Вязьму. Уже тогда царь задумал отправить Евдокию Федоровну в монастырь, что и сделал через год. В том же году погиб Петр Авраамович Меньшой Лопухин, еще один дядя царицы. Он повторил трагический путь своего старшего брата-тезки - умер под пыткой. На него Петр «взъелся» из-за жалобы священников Архангельского собора, которые передали царю челобитную. Вообще-то, жаловались не на самого Лопухина, а на его управляющего, дескать "убивает до смерти ее (Соборной церкви) крестьян, а суда на него нет". Кто там кого на самом деле убивал, не ясно, но Петр Авраамович за это своей жизнью поплатился.

Очевидно, что падение Лопухиных было связано с опалой царицы, однако некоторые члены семейства пока еще оставались при дворе. Правда, в основном, это были весьма дальние ее родственники. Среди царских стольников при Петре в родословной Лопухиных значатся Алексей Андреевич, Степан Иванович, Федор Леонтьевич, Федор Кузьмич, Иван Петрович Лопухины.

Очередной удар настиг семью в 1718 году в связи с «делом царевича Алексея».
Петр уже больше 20 лет не виделся с бывшей женой, однако с сыном он общаться пытался. Я не буду пересказывать историю взаимоотношений Петра с сыном, она, с одной стороны, хорошо всем известна, с другой, в ней много неясностей. Выскажу только свое отношение к этой истории, свое мнение.

Петр стал отцом в 18 лет. Даже для того века, когда мужчины мужали рано, это весьма молодой возраст для отцовства - Петра на тот момент интересовали только флотские забавы и вечеринки в Кукуйской слободе. С самого рождения ребенка Петр практически не общался с ним - это было не принято, да и, судя по всему, для Петра не интересно. В 8 лет Алексея забрали у матери, его окружали чужие и нередко враждебные люди. Во время редких встреч царевича мог только ужасать взрывной отцовский характер, его нервный тик, исполинский рост, его раскатистый бас, его непомерные и часто непонятные для царевича требования. Нередко царевич был бит отцом и иногда даже его приближенными (в частности, Меншиков, которому одно время поручено было воспитывать царского сына, бил его даже в присутствии Петра). Судя по документам, Алексей хоть и был образован, однако образование его было несистематическим и однобоким; молодого человека рано приучили выпивать. Он много читал, однако это были в основном духовные книги. Механика, флот, военные науки его, в отличие от отца, не интересовали, а скорее отталкивали. Царевич рос нервным, замкнутым юношей, смертельно боящимся и не любившим отца. Причем нелюбовь эта однозначно была взаимной. Похоже, никаких отеческих чувств к нелюбимому сыну от нелюбимой женщины Петр не испытывал. Его попытки сделать Алексея своим единомышленником и соратником объясняются не отцовской любовью, а долгом - царю нужен был наследник, которому со временем можно было передать престол и доверить продолжение начатых великих дел. Уже повзрослев, Алексей продолжал избегать встреч с отцом, старался придумать любой повод, чтобы быть от него подальше. Царя это раздражало и рождало неприятные подозрения - царевич уже в «престольном» возрасте, недовольных политикой Петра масса, Алексей легко может стать орудием в их руках. Начав расследование по делу царевича, Петр, думаю, был поражен масштабами недовольства приближенных - в списке подозреваемых фигурировали фамилии придворных первого круга, самых близких, которым царь доверял. Расправа, как вы знаете, была ужасной. Царевич, ставший опасным соперником, был обречен, тем более, что у царя уже был другой наследник - сын Екатерины царевич Петр Петрович.

Царевич Алексей (Б.К.Франке)

Я не нашла достоверных документов, подтверждающих то, что Алексей был достойным сыном и наследником - личность его выглядит жалко и не всегда приглядно. Я, однако, не оправдываю Петра - он был плохим отцом для Алексея, так уж получилось. Плохих отцов и сейчас немало: многие мужчины, сгоряча женившись по молодости лет, бросают в последствии своих жен с маленькими детьми для того, чтобы больше никогда о них не вспомнить. Через много лет окружающие могут случайно узнать, что у уважаемого всеми Ивана Ивановича где-то есть сын от первого брака, которого он никогда не видел. Вспомните, наверняка и у вас есть такие знакомые. Наверное, и вы в свое время удивились: «Ай-яй-яй! А ведь он - признанный всеми авторитетный научный работник!» (генерал, кинолог, артист, директор, царь и т.д., - я же не знаю, кем работает ваш знакомый).

Вернемся к опальным Лопухиным. Они, конечно же, поддерживали Алексея и тайно надеялись на возвращение из ссылки его матери Евдокии. Причем, совершенно ясно было, что при жизни Петра это неосуществимо. Желать царю долгих лет жизни у них не было ни малейшего повода - один за другим члены семьи попадали в опалу или гибли на плахе, никто не хотел быть следующим. Кроме того, их родственница, бывшая царица, законная жена царя, была оскорблена и изгнана.
Царь отказал бывшей жене в содержании, поддерживали Евдокию в монастыре Лопухины, притом поддерживали весьма осязаемо - при обыске среди ее вещей нашли богатые мирские платья, дорогую утварь, меха и драгоценности. Лопухины инициировали поддержание тайной переписки между матерью и сыном, их же стараниями была устроена их единственная встреча. Правда, о встрече этой сразу донесли Петру, и он обрушил свой гнев на царевича, после чего Алексей так перепугался, что от дальнейших свиданий и даже от переписки с матерью отказался.

Подготовка к казни колесованием

А еще семейство роптало и шушукалось. Вот за этот ропот и шушуканье, по большому счету, и пострадали участники «заговора царевича Алексея». Они не собирались убивать царя, они только желали ему смерти, а это, по законам того времени, было таким же преступлением, как и фактический заговор.

Больше всего пострадал брат царицы Авраам Федорович Лопухин. Его несколько раз пытали, а затем казнили. Его причастность выяснили, найдя его переписку с сестрой. На самом деле, виноват он был только в том, что, к несчастью своему, оказался сердобольным братом - больше всех всячески поддерживал сестру, рассказывал ей в письмах новости, беспокоился о племяннике. Узнав о бегстве царевича, он, не будучи причастным к нему, неосторожно обсуждал с другими подозреваемыми положение царевича и радовался по поводу его спасения.
Другого участника заговора Александра Кикина колесовали.
Пострадали и другие Лопухины.

Сестра Евдокии Анастасия Федоровна во время дознания подверглась пыткам. Еще один Лопухин, Степан Иванович, проходящий по делу царевича, был сослан в на вечное проживание в Кольский острог. Илларион Семенович Лопухин был отправлен в Соловецкий монастырь.

Что касается Никиты Акинфова, супруга Ксении Авраамовны, тетки царицы, не ясна степень его участия в заговоре. Я не нашла информации, была ли причастна и наказана сама Ксения, а вот супруга ее насильно постригли в Кирилло-Белозерский монастырь, причем произошло это уже в 1721 году, через 5 лет после начала следствия. Похоже, он сам фигурировал в деле. Вообще, о нем очень мало информации. Известно, что был он окольничим и владел, помимо Алтуфьево, еще несколькими селениями: селами Сергиевым, Комягиным и др.

Еще большую причастность к делу царевича обнаружил сын Ксении и Никиты - парень со странным именем Канбар. Он был стольником и уездным советником (ландратом). Его под пыткой выдал Авраам Лопухин, и арест Канбара состоялся уже после казни Авраама. Видимо, Петр уже немного успокоился - как-никак следствие было практически закончено, поэтому наказание было уже более мягким. Канбара Акинфова даже поначалу не пытали, так, только попугали чуток - заставили раздеться и постоять возле дыбы, а затем отпустили в камеру и приказали написать все, что знает. Правда, впоследствии 15 ударов он все-таки получил. После следствия ему вынесли приговор - бить кнутом и сослать в Сибирь в 1718 году. Петр в последний момент избиение отменил, и Канбар отправился в ссылку не битым. По видимому, из ссылки он не вернулся, так как земли свои отец его Никита Иванович оставил не ему, а внуку Николаю. Ему же досталось Алтуфьево. Изначально все имения Никиты Акинфова были отчуждены в казну, однако позднее Петр позволить передать их в наследство тому, на кого укажет ссыльный. Никита Иванович, теперь уже монах Иоаникий, указал на внука, так как сын тоже был в ссылке. Правда, была еще и дочь, муж которой судился потом с племянником за право наследования.

Вот такие вихри и ураганы истории кружились когда-то над скромной усадьбой.
А историю о второй фамилии, связанной с Петром Первым, я расскажу

Л опухины - русский княжеский и дворянский род, происходящий, по преданию, от касожского князя Редеди , потомок которого, Василий Варфоломеевич Глебов, прозванный Лопуха, был родоначальником Лопухиных. Никита Васильевич Лопухин был воеводою в Боровске, сын его Авраам (умер в 1685 г.) - думным дьяком, потом думным дворянином. Илларион Димитриевич Лопухин (умер в 1671 г.) был потом думным дьяком и одним из царских полномочных в Батурине для присоединения Малороссии, позже - думным дворянином и вторым судьею казанского дворца. Из сыновей Авраама Никитича четверо были боярами; один из них, Федор, прозванный Ларионом (умер в 1713 г.), был отцом Евдокии Федоровны , первой супруги Петра Великого . Степан Васильевич Лопухин, двоюродный брат царицы Евдокии, воспитывался в Лондоне и был губернатором в Астрахани (1742); Василий Абрамович, племянник царицы Евдокии Федоровны, участвовал в войнах с Турцией, Швецией и Пруссией; в 1757 г. смертельно ранен в сражении при Гросс-Егернсдорфе. Владимир Иванович (1705 - 1797), служил во флоте и в армии, участвовал в войнах с Польшей и Турцией. О сыне его Иване Владимировиче Лопухине см. выше. Петр Васильевич (1744 - 1827), бывший при Екатерине II генерал-губернатором ярославским и вологодским, при Павле I генерал-прокурором, при Александре I - министром юстиции (1803 - 1810), председателем государственного совета и комитета министров, в 1799 г. возведен был в княжеское достоинство с титулом светлости. Дочь его, Анна Петровна (1777 - 1805), камер-фрейлина и кавалерственная дама, способствовавшая возвышению отца, пользовалась расположением Павла I. Сын его, Павел Петрович Лопухин (1788 - 1873), принимал участие в кампании 1812 г. Со смертью его род князей Лопухиных пресекся; фамилия их и титул, с 1873 г., перешли в род Демидовых. Род Лопухиных внесен в VI часть родословных книг Владимирской, Киевской, Московской, Новгородской, Орловской, Псковской, Тверской и Тульской губерний.

Мастер конца восемнадцатого и начала девятнадцатого столетия Владимир Лукич Боровиковский - это художник, которого обычно причисляют к эпохе сентиментализма. Это было время, когда было модно плакать над стихами, умиляться красивому цветку и пению птиц, любоваться рассветами и закатами.

Время, когда приличным девушкам надлежало вовремя падать в обморок, всячески показывать тонкость чувств и душевную ранимость, беззащитность, хрупкость и нежность существа. Именно в этот период и была создана М. И. Лопухиной". Боровиковский очень тонко сумел напомнить современникам и зрителям последующих эпох о том, как хорошо быть человеком.

Творчество известного художника

Произведения Владимира Лукича достаточно узнаваемы. Его полотна легко отличить от героев чуть более раннего времени. Даже самые парадные, торжественные и блистательные образы смягчены и согреты каким-то тонким внутренним переживанием. Слегка печальны и взволнованны, к чему-то прислушиваются и мечтают.

Женщина эпохи сентиментализма должна была быть бледной и задумчивой, даже немного грустной. Такой и предстает Мария Ивановна на известном шедевре, который создал Боровиковский. Портрет Лопухиной передает самые нежные и тонкие черты этой женщины. И на сегодняшний день этим шедевром можно полюбоваться в стенах известной Третьяковской галереи.

Образ русской красавицы

Мария была дочерью отставного генерала графа Толстого и сестрой не менее известного Федора Толстого. Она не была предметом обожания многочисленных поклонников. Ей не успел посвятить стихи Александр Сергеевич Пушкин.

Но эта красавица была украшением многих светских салонов. Многие впоследствии стали называть ее русской Джокондой. Такое же очарование таинственного взора и загадочной улыбки присутствует и в образе этой очаровательной женщины.

Не богиней, но поэтической музой изобразил ее Боровиковский. Портрет Лопухиной передает именно те черты этой российской красавицы, которые так притягивали окружающих ее мужчин. Нежность, чуткость и тонкость образа достаточно умело изображены на известном полотне.

Трагические судьбы русских красавиц

Но не всегда судьба русской женщины была безоблачна. И примером тому служит Мария Ивановна Лопухина, которая была выдана замуж за егермейстера императорского двора Степана Авраамовича и имела очень несчастную судьбу. К тому времени он уже вышел в отставку. В силу неуравновешенности своего характера Лопухин не мог дать счастья своей прелестной супруге.

Она, испытав ужас и унижение оскорблений, спустя три года после венчания умерла от чахотки. Так закончилась непростая и трагическая жизнь, судьба, которую испытала Мария Ивановна Лопухина. Портрет Боровиковского настолько умело и точно передал ее светлый облик, что вызвал живейший отклик в душе и поэзии известного посвятившего ей свои строки. "…Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела…".

Самый известный шедевр Владимира Лукича

Очень много полотен написал известный и талантливый художник Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной Марии Ивановны - не первое и не последнее его творение, но случилось так, что именно эта картина стала самой знаменитой и прославленной. Перед этим полотном замирают абсолютно все. В ее образ всматриваются люди любого возраста. Есть в ней что-то особенное.

Это юная и неповторимо нежная женщина прожила всего двадцать три года. Владимир Лукич Боровиковский портрет Лопухиной писал, когда ей было всего восемнадцать лет. Он, кажется, почти заклинал ее своей трепетной и умелой кистью: останься такой - удивительно нежной, теплой, живой. Не увядай!

Владимир Боровиковский. Портрет Лопухиной. Описание известного полотна

Мария Ивановна изображена в легком и нежном одеянии, которое подчеркивает ее особенную грациозность. Рядом с нежной, чуть склонившейся вниз рукой Лопухиной - склоняющаяся головка пышной розы, и, затаив дыхание, зритель ощущает, что этот цветок скоро начнет ронять лепестки.

Нежная и живая красота этой женщины также угаснет, закончится, прерванная неумолимой смертью. А стихи, посвященные этому портрету, звучали и будут еще многие годы звучать, воспевая нетленную красоту и изящность русской красавицы. И это удивительное свойство спасать красоту - одна из важнейших и трогательных черт творчества Владимира Лукича.

Кем бы ни был человек и как бы просто он ни выглядел, его лик менее прекрасен, чем тот образ, который сохранил портрет Марии Лопухиной. Боровиковский помнил об этом, создавая каждый свой шедевр, и все его полотна хранят частичку его души и тепло его кисти.

Уникальный талант известного художника

Умел Владимир Лукич Боровиковский в своих портретах передать что-то очень личное, трепетное и поэтическое. На момент создания картины, на которой изображена Мария Ивановна, ему было около сорока лет. К тому времени он уже зарекомендовал себя как очень талантливый и популярный художник, написавший даже образы дочерей императора Павла Первого и императрицы Марии Федоровны.

И вот в тысяча семьсот девяносто седьмом году он получает заказ от Лопухина. Портрет Боровиковского должен был запечатлеть юную красоту будущей супруги Степана Авраамовича. Марии всего восемнадцать лет, и художник не смог остаться равнодушным к этому восхитительному созданию. Он смог передать всю нежность и чистоту. Печаль во взоре этой красавицы и как будто даже предчувствие трагедии.

ПОРОДА
Лопухины - старинный род, якобы идущий от касожского (адыгейского) князя Редеди, убитого в 1022 тумутараканским князем Мстиславом. Родословие Редедичей-Лопухиных - http://lopukhins.narod.ru/rospis-full.htm , более 500 имен. Ранний сегмент родословия выглядит недостоверным, возможно, что предки Редеди поступили на русскую службу в XIII веке, есть и такая версия. Предок Лопухиных Михаил Юрьевич Сорокоум (начало XIV века, боярин Ивана Калиты, получил, как мы видим, прозвище, оценивающее мудрость. Потомки Сорокоума укоренились в новгородских и псковских землях. В их разветвленном роду немало известных исторических фигур, а по женской линии - царевич Алексей Петрович и его сын, император Петр II.
Для меня интересен такой феномен, как ПОРОДА - необычные внешние генетические проявления, которые долго не стираются в роду, несмотря на обычное разбавление крови (типа отвислой нижней губы Габсбургов).
На примере Лопухиных есть такой признак - длинногловость. На это и другие родовые лопухинские внешние черты обращала статья С.Петухова "Семейная жизнь Петра Великого" в № 7 "Знание-сила" http://www.znanie-sila.ru/online/issue_2833.html , которой доказавалось, что кровь Лопухиных была сильней крови Романовых-Нарышкиных.
Этот вопрос требует дальнейшего изучения.

Увы, портретов Лопухиных, необходимых для исследования, немного. Но все ж они есть, посмотрим на них снова.

Императорская линия .


Евдокия Лопухина Алексей Петрович Петр Алексеевич

Длинная голова, высокий лоб, длинный прямой нос, характерные крупные надбровные дуги - это типичные лопухинские черты.

Насколько они впоспроизводились в других Лопухиных и их близких и дальниъ родственниках?

Близкие родственники.
Возьмем племянников Евдокии.
Александр Борисович Куракин Иван Владимирович Лопухин
1697-1749, 1756 - 1816, двоюродный племянник,
сын сестры Ксении внук дяди Евдокии Петра-большого Лопухина

В этой ветви черты Лопухиных видны достаточно четко - удивителен облик Ивана Владимировича. Его портрет взят в том же ракурсе, как у его троюродного брата - царевича Алексея Петровича - и черты очень близки.

Дальняя ветка.

Светлейший князь Его дочь, Анна Петровна Его сын, светлейший князь Павел
Петр Васильевич Лопухин Лопухина-Гагарина
Петрович Лопухин
(1744 - 1827) (1777 - 1805) (1788 - 1873)

И здесь эти родовые черты есть, но они начинают размываться. Иной формы брови Петра Васильевича, его круглоголовый сын, маленький носик дочери.
ВЫВОД: Феномен породы - вероятно, набор доминантных черт, которые долго сохраняются и после разбавления. Интересно, однако, насколько способности коррелируют с фенотипом?
Лопухины были досстаточно заметны, одниъ губернаторов 18 века среди них не меньше 5, как замечают авторы одной статьи (

Многие работы, известные в живописи, окутаны мистикой, а порой и историями с нехорошей славой. Примером такого произведения искусства является портрет Марии Лопухиной. Что известно об авторе этой работы и ее особенностях?

История

Портрет молодой и красивой графини Марии Лопухиной, старшей дочери генерала в отставке Ивана Толстого, была написан русским художником-портретистом Владимиром Боровиковским. Этот художник был известен, благодаря своим талантливо выполненным портретам представителей аристократического общества и иконам. В 1795 году мастер изобразил великого князя Константина Павловича, за что и удостоился звания академика живописи.

Портрет Марии Лопухиной

Еще через 2 года после этого знаменательного события мастер получил заказ на портрет восемнадцатилетней графини Марии Лопухиной. Заказ на написание портрета был адресован Боровиковскому мужем госпожи Лопухиной - егермейстером Степаном Лопухиным (он был на 10 лет старше жены). В те времена будущих супругов своим детям выбирали родители, и этот брак заключался таким же образом. Ходили слухи, что ни Степан, ни Мария не были счастливы в браке.

Автор со всей ответственностью и симпатией к модели приступил к написанию портрета, и такие настроения автора можно прочувствовать, едва взглянув на картину. Если взглянуть на работу Боровиковского, то может сложиться впечатление, что сама девушка позирует на фоне пейзажа парка, но на самом деле это не так. Фон, находящийся на заднем плане, является декоративным, а само написание работы происходило в мастерской художника. К слову, пейзажный фон для написания портретов был характерной чертой искусства живописи в восемнадцатом веке. Что касается данной работы, то автору удалось с высокой точностью передать весь романтизм и красоту юной модели.

Однако если хорошо присмотреться к выражению лица юной Марии, то на нем можно увидеть тень некой грусти и, возможно, предстоящей беды. Что касается самой графини, то ее жизнь оборвалась всего лишь через 3 года после написания этого портрета. Молодая женщина в 21 год буквально сгорела от чахотки, так и не успев обзавестись наследниками. К слову, сам Степан Лопухин также вскоре после супруги умер.

Мистика

В связи с трагичной судьбой Марии Лопухиной, портрет, на котором ее изобразил В. Боровиковский, был окутан многочисленными неприятными мистическими историями. Во времена Пушкина считалось, что стоит молодой незамужней девушке посмотреть на эту картину, и она сама вскоре умрет от страшной болезни. Ходили слухи, что портрет стал фатальным для более чем десятка юных красавиц.

Еще одна мистическая история связана не только с самой Марией, но и с ее отцом, который при жизни был магистром масонской ложи и обладателем оккультных знаний. Существовала версия, согласно которой Иван Толстой после ранней кончины дочери «наделил» знаменитую картину ее духом.

Однако в 1880 году все слухи и страшные истории о работе Боровиковского были сведены на нет после того, как портрет графини Лопухиной был выкуплен меценатом П. Третьяковым. Картина была выставлена в его галерее, со временем названной Третьяковской. С тех пор миллионы людей вживую увидели этот знаменитый портрет, но, к счастью, ни единого случая смерти от просмотра картины не было зафиксировано. Сегодня портрет графини Лопухиной по-прежнему демонстрируется в Третьяковской галерее в Москве.