Болезни Военный билет Призыв

Гештальт психолог что. Гештальтпсихология: представители, понятие, принципы, методы и характеристики. Что такое гештальтпсихология

Гештальтпсихология – это уникальное направление в психологии. Возникло в период психологического кризиса в 20-хх годах прошлого века в Германии. Гештальтпсихология является продуктивным вариантом сохранения целостности немецкой и австрийской психологии. Была создана для противостояния структурализму.

В рамках гештальтпсихологии психику человека изучают с учетом целостных структур (гештальтов), которые первичны по отношению к своим составляющим.

Например, испытуемый видит кошку, и его спрашивают, кто находится перед ним? Что он ответит? Скорее всего, он скажет «кошка» либо «животное». Человек воспринимает ее как единое целое, а не хвост, лапы или мордочку отдельно.

Это направление психологии исследовали и описали Фриц (Фредерик) Перлз, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Келер. Впервые о гештальтах и психике в этом ключе заговорили в 1921 году.

Кристиан фон Эренфельс подчеркивал в своих трудах, что целое – это отдельная реальность, которая отличается от мира частей. В переводе с немецкого языка «гештальт» - это форма структуры , образа. То есть гештальтом можно назвать наглядно-пространственную форму восприятия предметов, которую нельзя понять с помощью суммирования, накапливания свойств. Например, музыка. Известную мелодию человек узнает, даже если ее тональность изменили. Также мы узнаем музыку, если слышим ее второй раз.

В основе исследований лежит восприятие человека . В центре внимания – тенденция психики к суммированию накопленного опыта. К примеру, при демонстрации символов «с дырами» (пробелами), сознание пытается заполнить недостающую часть и человек вспоминает целый образ.

История зарождения гештальтпсихологии

Гештальтпсихология начинается с важного эксперимента психолога Макса Вертгеймера. Он исследовал «фи-феномен». В эксперименте помогали социальные приборы – тахиостоскоп и стробоскоп. Ученый использовал две прямые линии, которые выступали раздражителями , передавая различную скорость движения.

Будущий представитель школы гештальтпсихологии М. Вертгеймер выяснил, что:

  • при большом интервале испытуемый воспринимает линии последовательно;
  • при коротком интервале линии воспринимаются целостно;
  • оптимальный временной интервал – 60 миллисекунд. В этом диапазоне создается восприятие движения. Наблюдая за глазами испытуемого, наблюдалось движение зрачков влево и право, на прямые линии глаза реагировали последовательным взглядом;
  • испытуемый воспринимает чистое движение при правильном временном интервале. Считалось, что движение есть, но не наблюдается видимое перемещение линии. Именно эта реакция человека получила название «фи-феномен».

Данные эксперимента ученый описал в 1921 году в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения». Именно с этого момента начинается школа гештальтпсихологии.

Сам Макс Вертгеймер является одним из основателей этого течения в психологии. Он продолжал исследовать восприятие и мышление человека. В то время его работы привлекали внимание многих известных ученых. Среди них был Курт Коффка, который даже участвовал в некоторых экспериментах в качестве испытуемого. Вместе, опираясь на результаты, они обосновали совершенно новую, уникальную теорию восприятия мира .

В 30-хх годах гештальтпсихология становится очень популярной в Берлине. Сам ученый работает в Германии, а в преддверии Второй мировой войны эмигрирует в США, где умирает в 1943 году. В 1945 году вышла посмертная книга Макса Вертгеймера «Продуктивное мышление». В этом труде описан процесс решения задач путем гештальтпсихологии, подробно изложен процесс выяснения значения отдельных частей в структуре целостной внутри проблемной ситуации.

Основоположником гештальтпсихологии как психологии считается Курт Коффка. Сотрудничал с Максом Вертгеймером с 1910 года. В этот период Коффка опубликовал статью «Перцепция: введение в гештальтпсихологию», в которой расписал главные принципы и положения этого направления.

В 1921 году ученый написал книгу по детской психологии – «Основы психического развития», а в 1933 году издал труд «Принципы гештальтпсихологии». Вторая книга оказалась трудной для чтения, поэтом не стала основным учебником по изучению теории гештальтпсихологии, как рассчитывал автор.

Его исследования восприятия детей показали, что у детей присутствуют слабые, смутные образы. Именно это наблюдение натолкнуло его к рассуждениям про важную роль фигуры и фона. Сформулировал один из законов восприятия, который назвали трансдукция . Он доказал, что дети воспринимают не цвета, а их отношения.

Ученый доказывал, что цветовое зрение развивается за счет контраста восприятия фона и фигуры. Позже этот закон был доказан Келером и был назван законом транспозиции .

Со временем исследования Келлера раскрыли мгновенный, а не длительный характер мышления. В его основе лежит «инсайт ». Чуть позже ученый по имени К. Бюлер назвал этот феномен «ага-переживанием». Он подчеркнул его внезапность.

Сегодня понятие про «инсайт» считается ключевым в гештальтпсихологии. Оно объясняет практически все формы мышления, в том числе и продуктивное, творческое.

Базовые принципы гештальтпсихологии

Упорядоченность и целостность восприятия человека достигается благодаря следующим принципам:

Ученые воспринимают психику человека как целостное феноменальное поле , которое обладает определенным строением и свойствами. Согласно гештальтпсихологии основными свойствами восприятия человека считаются отношение фона и фигуры и константность восприятия.

Качественные характеристики психологии гештальтов

Гештальты, которые сформировались, всегда целостны. Они являются завершенными структурами и имеют четкий контур. Этот контур характеризуется замкнутостью, резкостью или размытостью границ. Главное качество гештальтпсихологии - стремление к завершенности, которое проявляется эффектом Зейгарник.

Когда описывают гештальт, часто употребляют понятие «важности». Важно целое, а части – второстепенны. И наоборот. Фигура всегда на первом месте, фон – на втором. В редких случаях, например, в орнаментах, все части бывают одинаково важными.

Члены гештальта имеют разные ранги . Например, если смотреть на круг: 1-й ранг – это центр. А 2-й ранг – границы круга. А любая точка внутри круга – это уже 3-й ранг.

Каждый гештальт обладает центром тяжести , который еще называют «центром массы». Это середина, место соединения и скрепления, либо исходная точка как начало целого. Или направляющая, как острие стрелы.

Качество транспозитивности в этом направлении психологии - образ целого всегда остается, даже если все элементы видоизменились. Или наоборот, целое теряется, даже если все элементы сохранены. Например, картина Пикассо «Кот».

Закон прегнантности – завершенность гештальта, приобретение равновесия, «хорошей формы». К свойствам прегнантности относят отчетливо выраженные и замкнутые границы, внутреннюю структуру, симметричность.

Понятие «хорошего» гештальта провозгласил представитель школы гештальтпсихологии Метцгер в 1941 году. Он утверждал, что сознание предрасположено к тому, чтобы из всех данных воспринимать самые простые, замкнутые, эстетичные, единые элементы, которые включаются в пространственную ось.

Группирование гештальтов осуществляется с помощью следующих факторов:

  • фактор близости;
  • фактор общей судьбы;
  • фактор продолжения;
  • фактор сходства.

Фон и фигура в гештальтпсихологии кратко

Главные объекты феноменального поля – это фон и фигура. Часть информации, которую мы воспринимаем, является четкой, наполненной смыслом. В то время как другая ее часть «в тумане», лишь смутно присутствует в сознании индивида.

Головной мозг, когда смотрит на фигуру, всегда реагирует более остро и четко. А фон воспринимается второстепенно, он визуально отодвинут назад. Фигура имеет более богатое содержание, практически всегда ярче фона.

Но роль фона и фигуры в восприятии определяется самой личностью, социальными факторами. Поэтому вполне реально явление обратимой фигуры, когда фигура и фон меняются местами.

Константность, стойкость восприятия

Закон восприятия утверждает, что целостность образа не меняется при смене сенсорных элементов. Человек воспринимает мир стабильным, несмотря на то, что постоянно меняет положение своего тела в пространстве.

Константность формы – форма объекта, которую мы воспринимаем, постоянна. Даже при изменении формы на сетчатке человека. Например, если взглянуть на страницу книги сначала прямо, а потом под углом – восприятие ее формы останется таким же.

Константность размера – объект остается постоянным, независимо от изменений на сетчатке. Восприятие человеком элементарных объектов кажется нам врожденным, естественным. В реальности оно формируется в детстве, благодаря накоплению жизненного опыта.

Константность яркости – человек воспринимает яркость предмета постоянно, независимо от измененных внешних условий.

Теория и основные понятия гештальтпсихологии

Основа гештальтпсихологии и гештальттерапии заключается в следующих понятиях:

Чтобы полностью разобраться, что такое гештальтпсихология, необходимо познакомится с 9 заповедями аутентичной личности :

  1. Живи в настоящем. Будь теперь.
  2. Опыт – это реальности. Не фантазируй о своей жизни.
  3. Взаимодействуй только с теми вещами, которые есть в наличии.
  4. Чувства, которые вы испытываете, нужно выражать. Не стоит манипулировать, искать оправдания.
  5. Не стоит много рассуждать. Делай и наблюдай.
  6. Не создавай кумиров. Поступай так, как считаешь правильным и эффективным.
  7. Проблемы и боль принимай наравне с радостью, удовольствием.
  8. Оставайся собой всегда, в любых обстоятельствах.
  9. Бери ответственность за все свои реакции.

Почему гештальтпсихология не выдержала испытание временем?

Скорее всего, главная проблема в том, что физические и психические явления рассматривались параллельно, не вникая в причинно-следственную связь. Гештальтпсихология претендовала на самостоятельную теорию в психологии, но базировалась на исследованиях образов восприятия. Если нужно было объяснить явления, которые нельзя представить в данной категории, возникали трудности.

В гештальтпсихологии нельзя разделять действие и образ, они выступают в виде уникального образа, некой универсальной сущности. В итоге метод исследования, основанный на феноменологической концепции , стал препятствием реальному научному изучению «образа» и «действия».

Еще одна ошибка – разрыв понятий «анализ» и «синтез». Самые отчаянные гештальтисты отрицали существование ощущений, также они были ярыми противниками ассоциативной психологии. В то же время гештальтпсихология оставила яркий след в развитии современной психологии.

Она привлекла внимание ученых к изучению памяти, перцепции, восприятия, творческого мышления, изучение личности, ее поведения и мотивации.

Современные приверженцы гештальтпсихологии убеждены, что сегодня также нужно изучать опыт сознания. Однако, они согласны, что сознание труднее исследовать, в отличие от поведения человека.

Гештальтпсихология доказывает, что анализ личности имеет дело не с отдельными элементами, а с целыми образами психики. В отличие от своего главного конкурента – бихевиоризма, нынешняя гештальтпсихология многое сохранила от первоначальной теории. Благодаря этому ее первоначальные принципы и интерес к сознательному опыту личности не растворились во времени и пространстве.

История гештальтпсихологии начинается с выхода работы М. Вертгеймера "Экспериментальные исследования восприятия движения" (1912) (фи-феномен - иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света), в которой ставилось под сомнение привычное представление о наличии отдельных элементов в акте восприятия. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное "переструктурирование" ситуации)..

М.Вертгеймер изложил принципы организации восприятия в своей работе, опубликованной в 1923 году. Он исходил из того, что мы воспринимаем предметы в той же манере, в какой воспринимаем кажущееся движение - то есть как единое целое, а не как наборы индивидуальных ощущений. М.Вертгеймер также описал явление "чистого движения", когда испытуемые, отчетливо видя движение, не воспринимали перемещающегося объекта. Оно получило название стробоскопического движения .

Базовая предпосылка этих принципов состоит в том, что организация восприятия происходит мгновенно, в тот же момент, когда мы видим или слышим различные формы или образы. Части перцептивного поля становятся связанными, объединяясь между собой, чтобы создать структуру, которая выделялась бы на общем фоне. Организация восприятия происходит самопроизвольно, и ее возникновение неизбежно всякий раз, когда мы смотрим вокруг себя .

Согласно гештальттеории, первичная деятельность нашего мозга по визуальному восприятию объектов заключается не в накоплении их отдельных проявлений. Область мозга, отвечающая за зрительное восприятие, не реагирует на отдельные элементы визуальных входных сигналов и не связывает их вместе с помощью механического процесса ассоциации. Напротив, мозг представляет собой динамичную систему, в которой все элементы являются активными в каждый момент взаимодействия. Элементы, которые являются одинаковыми или близкими друг другу, стремятся к объединению, а элементы, которые являются несходными или далекими друг от друга, не объединяются .

Эта теория в гештальтпсихологии получила название принципа прегнантности или равновесия (закон хорошей формы). «Хорошей» в гештальтистском смысле слова является простая и стабильная форма. Этот принцип обобщает ряд найденных феноменальных закономерностей, устанавливающих тот факт, что элементы внешнего физического мира объединяются в гештальт по принципу максимальной простоты и регулярности, т.е. в нашем феноменальном поле действует объективная тенденция к объединению сенсорных элементов в самую простую структуру, которая возможна при данных конкретных стимульных условиях. Действие принципа прегнантности и заключается в установлении равновесия между связывающими и сдерживающими силами феноменального поля: противодействие связывающими силами вносит разнообразие внешней стимуляции, оно представляет собой разъединяющую силу и увеличивает напряжение внутри этого поля. Простота перцептивного гештальта объясняется наименьшим напряжением указанных выше сил. Пример: если при прослушивании знакомой мелодии не проигрываются какие-то ноты, то мелодия воспринимается целостно, отсутствие нот не замечается; некачественно пропечатанный текст читается нормально. Образование перцептивного гештальта -- это не интеллектуальный синтез чувственной информации, а непосредственное чувственное отражение физического мира..

Принцип прегнантности нашел свое отражение в найденных гештальтистами частных закономерностях, обнаруженных при экспериментальном исследовании восприятия кажущегося движения, формы, оптико-геометрических иллюзий. Это законы группировки, описывающие те объективные условия, при которых элементы физического мира объединяются в феноменальном поле в перцептивные гештальты..

Гештальтистские факторы группирования (или принципы организации восприятия) были описаны М. Вертгеймером:

  • · фактор близости -- в гештальт объединяются близлежащие элементы; воспринимаемая близость, вызванная группированием, может быть как пространственной, так и временно?й;
  • · фактор сходства -- гештальт образуют сходные элементы.

Группирование на основании близости и сходства распространяется и на восприятие звука -- ноты, кажущиеся одинаковыми по высоте и следующие во времени непосредственно одна за другой, могут перцептивно восприниматься как мелодия..

  • · фактор «хорошего продолжения» - элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой линии простой формы, легко воспринимаются как единое целое, все идентичные элементы следуют в одном и том же направлении, что и придает их сочетанию свойства направленной фигуры ;
  • · фактор общей судьбы -- двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объединяются в одну группу; подобное группирование происходит на основе идентичности, но этот принцип применим только к движущимся элементам (летящие птицы, «волна» болельщиков) ;
  • · фактор объективной установки -- однажды воспринятая структура имеет тенденцию восприниматься так же в сходных ситуациях ;
  • · фактор симметрии -- приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансированным и симметричным фигурам ;
  • · фактор замкнутости -- при группировании элементов предпочтение отдается тому варианту, который благоприятствует восприятию более замкнутой или завершенной фигуры ;
  • · фактор однотипной связи -- восприятие отдельно взятой структуры, образованной физически связанными между собой элементами -- это перцептивное объединение неидентичных и достаточно удаленных друг от друга, но бесспорно связанных между собой предметов в единое целое. Влияние однотипной связи на восприятие оказывается более сильным, нежели влияние сходства и близости элементов. Физически связанные между собой знакомые предметы воспринимаются как перцептивные единицы и в основе этого явления лежит именно однотипная связь. Однотипная связь не принадлежит к числу принципов, изначально сформулированных основателями гештальтпсихологии. В 1995 году он сформулирован Роком и Палмером как один из фундаментальных принципов восприятия, играющий столь же принципиальную роль, как и восприятие сочетания «фигура-фон»..

Эти принципы восприятия не зависят от высших мыслительных процессов или прошлого опыта; они присутствуют в наблюдаемых объектах сами по себе. М. Вертгеймер назвал их вспомогательными факторами, но он также признавал, что на перцепцию влияют и основные факторы самого организма: например, высшие мыслительные процессы, определяющие предварительную осведомленность и установку, также могут влиять на восприятие. Однако, в общем, гештальтисты старались уделять больше внимания вспомогательным факторам организации восприятия, чем результатам научения или опыта.

Фундаментальный гештальтистский закон прегнантности отражает результаты действия гештальтистских принципов группирования. Организация визуального паттерна на базе гештальтистских принципов упрощает процесс восприятия и делает его более эффективным. Например, идентифицировать замкнутую фигуру легче, чем незамкнутую, т.к. при этом не требуется данных о величине разрыва и о его местоположении; лаконичным может быть также и описание симметричной фигуры -- достаточно описать лишь одну ее половину, т.к. вторая половина является зеркальным изображением первой..

Сбалансированные, хорошие (в гештальтистском смысле слова) фигуры, как правило, запоминаются лучше, чем дезорганизованные. Возможно, это происходит потому, что они легче «кодируются», а значит, и когнитивные затраты на их распознавание ниже. Предположение, что целое воспринимается лучше, чем его части, тоже имеет немало подтверждений. Идентификация стимула облегчается, если он представляет собой часть какого-либо рисунка, на котором изображен трехмерный объект; восприятие стимула облегчается и тогда, когда он представляется не изолированно, а в качестве составной части какой-либо хорошо известной конфигурации..

Фундаментальной основой нашего видения мира как совокупности физически не связанных друг с другом объектов и поверхностей является то, что некоторые детали визуальной картины выделяются на фоне других ее частей. В 1915г Эдгаром Рубиным был открыт феномен фигуры и фона: «Часть, которая воспринимается как четко очерченная форма, называется фигурой, а остальное -- фоном». Функционально в сочетании фигура-фон проявляется тенденция воспринимать части визуального образа как цельные, хорошо очерченные предметы, выделяющие на своем фоне. По Э.Рубину, фундаментальный принцип, определяющий связь между фигурой и фоном, заключается в следующем: «Если одно из двух однородных, окрашенных в разные цвета полей больше по величине и включает в себя другое, вероятность того, что меньшее поле, включенное в большее, будет восприниматься как фигура, очень велика» (Э.Рубин, 1915г). Однако, как фигура может восприниматься любая четко обозначенная часть поля зрения, в этом случае остальное будет восприниматься как фон (рис.2)..

Рис.2.

В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отличными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в другой, и которые к тому же имеют общие границы, оба элемента с одинаковой вероятностью могут восприниматься как фигуры и возможны разные толкования их взаимосвязи (рис.3). Фигура и фон таких неоднозначных конфигураций могут поменяться местами в результате переключения внимания. Стоит только сменить фокус внимания, как фон начинает восприниматься как фигура, и наоборот..

Рис.3.

Рубин идентифицировал следующие основные перцептивные различия между фигурой и фоном:

  • 1. Фигура представляет собой «вещь», а контур воспринимается как ее очертание.
  • 2. Наблюдателю кажется, что фигура находится ближе к нему, перед фоном, а фон кажется менее четко локализованным, беспредельно простирающимся за фигурой.
  • 3. Благодаря фону фигура кажется более впечатляющей, значительной и лучше запоминающейся, кроме того, фигура вызывает больше ассоциаций с узнаваемыми, привычными объектами, чем фон.

Между фигурой и фоном существуют не только перцептивные различия, отмеченные Рубиным. Сочетание фигуры и фона оказывает поразительное влияние на восприятие светлоты: участок поля зрения с постоянной светлотой более подвержен эффекту светлотного контраста, если он воспринимается как фигура, нежели участок, воспринимаемый как фон..

Различием фигуры и фона гештальтисты пытались объяснить наше восприятие реальных предметов -- то, почему мы обычно видим вещи, а не промежутки между ними, окаймлённые вещами, и т. п., совершенно не учитывая более существенной зависимости восприятия от объективной значимости реальных вещей..

Различие восприятия фигуры и фона не требует никакого научения и не зависит от предшествующего опыта человека. В гештальттеории постулировались заданные от рождения полевые свойства нервной системы, которые в совокупности с объективными физическими свойствами зрительного поля достаточно определенно позволяют говорить о стимульном, т.е. объективном детерменизме нашего восприятия. Доказательством этому послужило изучение пациентов, успешно прооперированных по поводу врожденной катаракты. Впервые получив возможность видеть уже в зрелом возрасте, пациенты смогли различать фигуры и фон раньше, чем научились различать и идентифицировать различные фигуры. Дифференциация фигуры и фона является базовой, фундаментальной стадией организации восприятия, что доказано также на примере многих низших животных (в т.ч. насекомых) и на приматах, которые отличают фигуру от фона даже в тех случаях, когда их индивидуальный зрительный опыт был минимален. Т.о. установлено, что нейроны первичной зрительной коры, специализирующиеся на распознавании определенных отличительных признаков объектов, при стимулировании элементами фигуры демонстрируют большую активность, чем при стимулировании элементами фона. Пространственная дифференциация фигуры и фона происходит не только визуально, но и тактильно..

Еще один известный феномен восприятия или феноменологический принцип построения перцепртивного гештальта, выделенный Х.Эренфельсом -- это транспозиция (перенос). Он заключается в том, что перцептивная форма устойчива к изменению составляющих ее сенсорных элементов. Самым хорошим примером действия этого феноменального принципа является константность восприятия. Известными примером является неизменность музыкального восприятия нами какой-либо одной мелодии, транспортированной при ее исполнении в различные тональности. Т.е. мелодия остается той же самой при переводе ее из одной тональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера, положения и окраски составляющих его элементов и т. п..

Другим, противоположным транспозиции, феноменологическим принципом, также установленным гештальтпсихологами, является изменчивость гештальта во времени. Достаточно несколько минут смотреть на двусмысленные фигуры, чтобы понять эту принципиальную особенность нашего восприятия -- его не статичный, а активный характер. Известный американский исследователь зрительного восприятия Д.Марр очень образно описал стимульный паттерн (рис.4): «Эта конфигурация преисполнена бурной активности -- создается впечатление, что конкурирующие пространственные организации яростно борются друг с другом»..

Рис.4.

Действительно, мы видим череду постоянно сменяющихся образов -- квадратов, крестов, концентрических окружностей разного размера и т.д. В соответствии с указанными выше феноменологическими принципами и законами образования гештальта в нашем феноменальном поле активно взаимодействуют объединяющие и разъединяющие силы, в результате -- в данный момент времени мы видим то, что мы видим..

Впоследствии два основополагающих принципа гештальтпсихологии - прегнантности и фигуры-фона - были дополнены теорией научения К. Коффки, концепцией энергетического баланса и мотивации К. Левина и введенным последним принципом «здесь и сейчас», согласно которому первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации. На этой методологической базе Ф. Перлзом, Е. Полстером и рядом других гештальтпсихологов была разработана теория цикла контакта, ставшая базовой моделью практически всех практикоориентированных подходов в гештальтпсихологии..

Согласно данной модели весь процесс взаимодействия индивида с фигурой -- от момента возникновения спонтанного интереса до полного его удовлетворения включает в себя шесть стадий: ощущение, осознавание, энергию, действие, контакт и разрешение..

  • 1. Ощущение. На первой стадии спонтанный интерес к объекту носит характер смутного, неопределенного ощущения, часто беспокойства, тем самым, вызывая начальное напряжение. Потребность понять и конкретизировать источник ощущения побуждает индивида к сосредоточению внимания на вызвавшем его объекте (переход на стадию осознавания). .
  • 2. Осознавание. Целью осознавания является насыщение фигуры значимым содержанием, ее конкретизация и идентификация. По сути дела, процесс выделения фигуры из фона сводится к двум первым стадиям контакта..
  • 3. Энергия. Уже в процессе осознавания происходит мобилизация энергии, связанной с изначально возникшим напряжением и необходимой для сосредоточения и удержания внимания. Если выделенная в результате осознавания из фона фигура оказывается значимой для субъекта, то изначальный интерес стимулируется, а напряжение не только не снижается, а, напротив, возрастает, постепенно приобретая характер «заряженной энергии озабоченности». В результате наступает третья стадия цикла, на которой энергия системы достигает своего пика, а фигура в субъективном восприятии максимально «приближается» к индивиду. Тем самым создаются условия для перехода к стадии действия..
  • 4. Действие. На этой стадии индивид переходит от восприятия или перцептивного поведения к попыткам активно воздействовать на вызвавшую интерес фигуру, что должно привести к адаптации последней к физическому, либо психологическому «присвоению» или ассимиляции. Под ассимиляцией Ф. Перлз понимал избирательную интеграцию не целостного, сохраняющего изначальную структуру объекта, как это имеет место в классическом понятии интроекции, а тех его компонентов, которые реально отвечают потребностям индивида. Для этого необходимо расчленение фигуры на составляющие, образно говоря, ее «пережевывание», что и является квинтэссенцией действия в рассматриваемой схеме. Например, в контексте социальных отношений, вступая в контакт с определенным человеком, индивид должен не только осознать свои потребности, но и определить, какие из них данный партнер объективно может и субъективно готов удовлетворить..
  • 5. Контакт. В результате действия, направленного на вызвавшую интерес фигуру, возникает максимально насыщенное переживание, в рамках которого интегрируются впечатления, полученные от сенсорного осознавания и моторного акта. В логике данной модели контакт есть точка максимально возможного в наличествующих условиях удовлетворения исходного интереса или потребности..
  • 6. Разрешение. Завершающая стадия разрешения (у некоторых авторов обозначается как завершение) предполагает рефлексию опыта, полученного на стадии контакта, и его интеграцию на внутриличностном уровне. Именно так в логике гештальтпсихологии происходит научение..

По завершении цикла контакта фигура перестает быть актуальной и привлекать к себе внимание -- гештальт завершается, что то же самое, разрушается. В результате возникает возможность нового ощущения и возобновления цикла. С точки зрения гештальтпсихологии вся жизнь человека представляет собой непрерывную цепь таких циклов..

На основании представленной модели Ф. Перлзом и его последователями была разработана оригинальная система психотерапии, нашедшая широкое применение. В социальной психологии данная схема и психотехники, связанные с настоящим подходом применяются для исследования стилей коммуникации, групповых норм, межличностного и межгруппового взаимодействия. Они также нашли широкое применение в сфере организационного консультирования, коучинга и профессиональной подготовки практических социальных психологов..

Гештальтпсихология от нем. gestalt - образ, форма) - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.

Предмет гештальтпсихологии : Феноменальное поле

Представители гештальтпсихологии : Основателем гештальтпсихологии по праву считается Фредерик Перлз в ряду его последователей выделяются немецкие психологи: Вольфганг Келлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.

Базовые Идеи

Гештальтпсихология выступила против выдвинутого структурной психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них по законам ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена - принять определенную, завершенную форму.

Начав с исследования процессов восприятия, гештальтпсихология достаточно быстро расширила свою тематику, включив в нее проблемы развития психики, анализ интеллектуального поведения высших приматов, рассмотрения памяти, творческого мышления, динамики потребностей личности.

Психика человека и животного понималась гештальтпсихологами, как целостное «феноменальное поле », которое обладает определенными свойствами и строение. Основными компонентами феноменального поля являются фигуры и фон. Другими словами, часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Фигура и фон могут меняться местами. Ряд представителей гештальтпсихологии считали, что феноменальное поле изоморфно (подобно) процессам, происходящим внутри мозгового субстрата.

Важнейшим законом, полученным гештальтпсихологами, является закон константности восприятия , фиксирующий тот факт, что целостный образ не меняется при изменении его сенсорных элементов (вы видите мир стабильным, несмотря на то, что постоянно изменяется ваше положение в пространстве, освещенность и т. д.). Принцип целостного анализа психики сделал возможным научное познание сложнейших проблем душевной жизни, которые до этого считались недоступными экспериментальному исследованию.

Принципы гештальта

Все вышеперечисленные свойства восприятия - константы, фигура, фон - в гештальтпсихологии вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам гештальтпсихологии:

  • Близость . Стимулы расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Схожесть . Стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме имеют тенденцию восприниматься вместе.
  • Целостность . Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности.
  • Замкнутость . Отражает тенденцию завершать фигуру, так что она приобретает полную форму.
  • Смежность . Близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое.
  • Общая зона . Принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие, наравне с научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят нашей интерпретацией ощущений.
Методологический подход гештальтпсихологии

базировался на нескольких основаниях - понятии психического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие «поле» было заимствовано ими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучение природы атома, магнетизма позволило раскрыть законы физического поля, в котором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей для гештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальты могут изменяться, становясь более адекватными предметам внешнего поля. Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структуры располагаются, благодаря чему субъект приходит к принципиально новому решению задачи (инсайт).

Психические гештальты изоморфны физическим и психофизическим, т.е. процессы, которые происходят в головного мозга, сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в наших мыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы в физике и математике (так круг изоморфен овалу, а не квадрату). Поэтому схема задачи, которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее ее решить в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ее перестурктурирование.

Субъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако для этого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всех наслоений, связанных с культурными и личными традициями. Этот феноменологический подход был заимствован гештальтпсихологами у Э. Гуссерля, философские концепции которого были чрезвычайно распространены в то время и близки немецким психологам. С этим была связана и недооценка ими личного опыта, утверждение приоритета сиюминутной ситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах. С этим связано и в результатах исследования между бихевиористами и гештальтпсихологами, так как первые доказывали верность способа «проб и ошибок», т.е. влияние прошлого опыта, отрицавшегося вторыми. Исключением являлись только исследования личности, проводимые

Представители:

Макс Вертгеймер (1880-1943) , Вольфганг Келер (1887-1967) , Курт Коффка (1886-1941)

Предмет изучения.

Учение о целостности психических явлений.

Основные теоретические положения.

Постулат: Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы.

Понятие «инсайта» - (от англ. понимание, озарение, внезапная догадка) – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения.

Практика.

В основе практики лежала одна из двух сложных концепций мышления – либо ассоцианистская (обучение строиться на упрочнении связей между элементами), либо формально – логического мышления. Обе препятствуют развитию творческого, продуктивного мышления. У детей, обучающихся геометрии в школе на основе формального метода, несравненно труднее выработать продуктивный подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.

Вклад.

Гештальтпсихология считала, что целое определяется свойствами и функции его частей. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.

Гештальт-терапия Ф. Перлза .

Направление в психотерапии, разработанное в рамках гештальтпсихологической теории, автор Ф. Перлс. Считается, что человек, выступая актером в межчеловеческих взаимоотношениях, сам определяет свои действия, согласуя с возможностями самоактуализации. Цель гештальттерапии - достижение психической организацией индивида "хорошей фигуры". Для описания психотерапевтического процесса используются такие понятия, как организм - среда, граница контакта, концепция Я, цикл опыта, виды сопротивления (проекция, интроекция, ретрофлексия, слияние). Происходит отреагирование заторможенных эмоциональных реакций, за счет чего достигается "завершение гештальта". Все травмирующие события интерпретируются как отчужденные частицы Я и аффективно проигрываются.

Гештальттерапия Ф.Перлза. Основные теоретические положения

Центральное понятие – понятие о целостности организма и о его взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности. Нет принципиальной разницы между ментальной и физической деятельностью. Ментальная деятельность – деятельность целостного организма, осуществляемая на более низком энергетическом уровне по сравнению с физической. Любой аспект поведения человека может рассматриваться как проявление целого – его бытия. В терапии то, что человек делает – как он движется, говорит – дает также много информации о нем, как и то, что он говорит. Отвергается разделение внутреннего и внешнего, как разделение ума и тела; внешние и внутренние силы, движущие человеком, неотделимы друг от друга. Между индивидом и средой существует “контактная граница”, которая и определяет отношения человека и среды; контакт – формирование гештальта, уход – завершение. Ключ к ритму контакта и ухода – иерархия потребностей. Доминирующая потребность проявляется как фигура на фоне все целостности личности. Эффективное действие направляется к удовлетворению доминирующей потребности. Невроз – искажение процессов контакта и ухода, что нарушает существование человека как единого организма.


“Здесь и теперь”. Наиболее важно, как человек непосредственно и в настоящем воспринимает себя и свою среду. Невротик несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. Гештальттерапевт помогает пациенту сосредоточиться на сознавании того, что он переживает здесь и теперь; пациент вновь проигрывает незавершенные ситуации, переживает их, чтобы завершить и ассимилировать эти гештальты. Тревога – разрыв, напряжение между “сейчас” и “тогда”. Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее. Это не только отвлекает энергию от настоящего (постоянно создавая тем самым незаконченные ситуации), но и разрушает открытость к будущему, которая необходима для спонтанности и роста. К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты от жизни, состоит “в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего”.

“Как” важнее, чем “почему” . Структура и функции тождественны: если человек понимает, как он делает нечто, он в состоянии понять само действие. “Почему” не дает полного понимания: каждое действие имеет множество причин, объяснение всех этих причин уводит все дальше от понимания самого действия. Каждый элемент в жизни человека – фрагмент одного или нескольких целостных гештальтов, элемент не может быть понять как “следствие” какой-то “причины” вне целостной системы причин, которые в это вовлечены. Акцент делается на постоянно возрастающем сознавании человеком собственного поведения, а не на исследовании того, почему он ведет себя таким образом.

“Сознавание”. Процесс развития – процесс расширения зон самосознавания; основной фактор, препятствующий в этом (в психологическом росте) – избегание сознавания. В качестве упражнения предлагается попробовать поддерживать континуум сознавания: просто сознавать, от секунды к секунде, какой опыт в данный момент переживается. Обычно это упражнение сразу прерывают – сознается что-либо неприятное. В качестве избегания сознавания появляются мысли, ожидания, воспоминания, ассоциации одних переживаний с другими. Эти ассоциативные представления не переживаются актуально; они мелькают, оставляя материал неассимилированным. Неассимилированным остается первое, прервавшее континуум неприятное переживание. Это избегание непрерывного сознавания, прерывание себя, не дает человеку встретить лицом к лицу и проработать неприятные переживания. Человек застревает в незаконченной ситуации. Сознавать – уделять внимание постоянно возникающим фигурам в собственном восприятии. Избегать сознавания – фиксировать какую-либо фигуру, прервать естественный свободный поток смены фигур и фона.

У человека есть три зоны сознавания: сознавание себя, сознавание мира, сознавание того, что лежит между тем и другим – своего рода промежуточные зоны фантазии. Исследование этой промежуточной зоны (мешающей сознаванию первых двух) Перлз считал большой заслугой Фрейда.

Психологическое здоровье и зрелость – переход от состояния, когда организм опирается на среду и регулируется средой, к опоре на себя и само-регуляции. Терапевтический процесс, в частности, направлен на осуществление этого перехода, важнейшим элементом которого является достижение равновесия. Одна из основных предпосылок гештальттерапии состоит в том, что каждый организм обладает способностью достигать оптимального внутреннего равновесия, а также равновесия между собой и средой. Условием этого является сознавание иерархии потребностей. Полное установление иерархии потребностей может быть осуществлено только посредством сознавания, включающего весь организм, так как потребности касаются различных его частей. Решающей является возможность выбирать, как сам человек соотносится со средой, опора на себя и саморегуляция – признание способности определять, как человек поддерживает и регулирует себя в поле, которое включает многое, кроме людей. Человек, опирающийся на себя, способен выбирать средства удовлетворения потребностей, когда они возникают; он сознает границы между собой и другими, в особенности внимателен к различению своих фантазий от других (и вообще о среде) и от того, что воспринимается в непосредственном контакте.

Пути психологического развития .

1. Первый – завершение незавершенных ситуаций – это уровень клише, уровень знакового существования. Здесь обозначения контакта: “Хелло”, “Доброе утро”, “Прекрасная погода, не правда ли” и т.д.

2. Второй – уровень ролей или берновских игр. Это уровень “как будто”, здесь люди притворяются такими, какими они хотели бы быть.

3. Реорганизовав эти два уровня – достигаем уровня тупика (анти-экзистенциональный) или уровень фобического избегания. Здесь переживается пустота, ничто. Именно отсюда, избегая этого ничто, человек обрывает сознавание и возвращается на уровень ролей. Если же поддерживает сознавание себя – внутренний взрыв. Этот уровень – смерть, страх смерти, состоит в парализованности противоположных сил.

4. Если оставаться в соприкосновении, контакте с этим умиранием, достигается последний уровень – эксплозивный, уровень внешнего взрыва. Сознавание этого уровня составляет проявление подлинной личности, истинной самости человека, способного переживать и выражать свои эмоции.

Взрывы, которые человек переживает, проявляясь из уровня смерти:

· Взрыв горя, содержащий проработку потери или смерти, которые ранее не были ассимилированы;

· Взрыв оргазма у сексуально заблокированного человека;

· Взрыв гнева, если гнев ранее подавлялся;

· Взрыв радости и смеха.

Основные невротические механизмы – типы нарушения контактной границы.

1. Интроекция – присвоение человеком стандартов, норм, способов, мышления, установок и способов действия, которые не становятся его собственными, не перевариваются им. Одно из следствий – человек теряет способность различать, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал другие или просто чувствуют другие. И. Является определяющей для борьбы “собаки сверху и собаки снизу”, то есть “собака сверху” - набор интроецированных правил и норм, пока эти нормы не ассимилированы, их требования будут восприниматься как незаконные и навязываемые со стороны.

2. Проекция – тенденция человека переложить на других ответственность за то, что исходит от него самого – импульсов, желаний, поведения, - стремление поместить вовне то, что принадлежит человеку. Все сновидения – проецированные фрагменты психики самого человека.

3. Слияние – человек не может принять ощущения границы, не может дифференцировать себя от других. Следствие – невозможен здоровый ритм контакта и ухода, невозможно принятия отличия между людьми.

4. Ретрофлексия – “обращение назад на себя” - энергия направляется на себя (а не на изменение среды и действий в ней), человек разделяет себя на субъект и объект собственных действий.

Один из аспектов контакта и ухода – отношение с другими людьми. Чувство принадлежности к группе – первичный психологический импульс выживания. Неврозы возникают из ригидности в определении контактной границы по отношению к другим людям и неспособности найти и поддерживать надлежащее равновесие в отношениях с ними.

Терапевт – экран проекций, на котором пациент видит свои недостающие возможности; задача терапии – чтобы пациент вернул себе эти возможности. Терапевт – искусный фрустратор. Предлагая пациенту удовлетворение в виде внимания и принятия, терапевт одновременно фрустрирует его, отказываясь давать ему поддержку, которой ему внутренне не достает; терапевт помогает пройти клиенту через свои точки избегания и тупики. Первое – помочь пациенту увидеть, как он постоянно прерывает себя, избегает сознавания, играет роли и т.д. наиболее эффективна работа в группе, чем индивидуальная терапия. В группе люди могут исследовать свое положение, свои отношения и свое поведение по отношению друг к другу. Очень полезной может быть поддержка группы в “безопасном проявлении”, отождествление с конфликтами других членов группы и их проработка.

1. Настоящее определяет поведение человека. Прошлое же действует через потребности и желания настоящего. Гештальт - результат интеграции факторов, действующих в данный момент. Фигурой становиться наиболее важная часть текущего опыта: эмоция или потребность, актуальная в данный момент. Организм взаимодействует со средой в ритме контакт-уход. Насущная потребность создает контакт со частицами поля, наделенных катексисом. Формирование гештальта сопровождается осознаванием. Человек осуществляет действия по удовлетворению потребности, ассимилирует их результат, завершает гештальт и выходит из поля. Затем это цикл повторяется с образованием нового гештальта. Если человек осознает свои потребности в данный момент, то из них выстраивается четкая фигура, на которой потребности будущего и прошлого являются фоном. Понимание своих потребностей в данный момент дает возможность проявиться наиболее настоятельной из них и направить активность на ее удовлетворение. На этом пути может возникнуть препятствие в виде отрицания или подавления потребности и тогда равновесие нарушается и гештальт не является завершенным и тогда останавливается переход фигуры в фон = > они постоянно мешают пониманию потребностей настоящего и т.о. саморегуляция заменятся контролем и подавлением части потребностей и эмоций. Он также нарушает контакт между внешними и внутренними зонами, который необходим для удовлетворения потребности.

2. Человеческий организм - это единое целое. Основная цель гештальт-терапии - поиск всеобъемлющей модели, а не ложных дихотомий.

3. Из 2 следует, что нет различия между самостью и внешним миром, а они постоянно взаимодействуют. Граница контакта - граница между организмом и окружающей средой - именно здесь и происходят психологические события. Контакт - сенсорное сознание и совершенное действие. Установление контакта с окруж. средой или его аннулирование - есть принятие или неп. ее.

4. Самость - система контактов, имевших место на границе контакта. Одно из ее проявлений - образование фигур и фонов. Она всегда объединяет чувства, моторную р-цию и органич. потребности. Она состоит из идентификаций и отчуждений, имевших место на границе контакта. Самоактуализация может рассматриваться как выражение соответствующих идентификаций и отчуждений. Нормальное функционирование подразумевает идентификацию с формирующейся организмической самостью человека при отсутствии подавления его творческого потенциала.

5. Основная причина возникновения неврозов - столкновение потребностей организма со средой. Их фрустрация приводит к подавлению желаний, разрушению контакта и человек начинает пользоваться только безопасным, с его точки зрения, способом взаимодействия с миром (контакт - изоляция - уход).

6. Целью гештальттерапии является изменение стиля жизни, принятие ответственности за свои поступки, мысли, чувства,; погрузиться в бытие, в текущий момент. Три принципа гештальттерапии: Я и Ты, что и как, здесь и теперь.

Граница контакта и защитные механизмы как нарушение на границе контакта

Граница контакта - граница между организмом и окружающей средой - именно здесь и происходят психологические события. Контакт - сенсорное сознание и совершенное действие. Установление контакта с окруж. средой или его аннулирование - есть принятие или неп. ее (здесь гештальт прерывается). Здоровая личность осознает границы Я и не-Я. Если же он осознает ее как плохую, то он создает равновесие теряя границы или захватывая границы другого. Человек вынужден больше учиться при получении образования, чем ориентируясь на свойственные ему биол. инстинкты. Т.о. многие интуитивные представления о том, что правильно блокируются у людей и на их место приходят процедуры, главным образом ориентированные на поддержание соц. контактов. => это приводит к нарушению контактов, возникающих на основе естественных процессов («мальчики не плачут»). Невротики сами себя прерывают. 4 механизма невроза: Это можно увидеть в 4-х видах невротических механизмов: 1. слияние - способ ухода от контакта. когда объект не становиться четкой фигурой, не воспринимается отдельно; 2. интроекция - заимствование чужого опыта без понимание того, что именно нужно этому человеку (метафора всеядности, при которой «пища» даже не пережевывается). При этом он ведет себя так, как этого ожидают от него окружающие; 3. проекция; 4. ретрофлексия возникает если внутренний импульс, встретив препятствие, изменяет направление. И тогда человек делает для других то, что он ожидает от других.

Виды защитных механизмов и их интерпретация в терминах гештальттерапии

4 вида невротических механизмов: 1. слияние - способ ухода от контакта. когда объект не становиться четкой фигурой, не воспринимается отдельно. При этом они требуют сходства и отказываются терпимо относиться к различия; 2. интроекция - заимствование чужого опыта без понимание того, что именно нужно этому человеку (метафора всеядности, при которой «пища» даже не пережевывается). При этом он ведет себя так, как этого ожидают от него окружающие. Это препятствует вступлению индивидов в контакт с их собственной действительностью т.к. они должны бороться с чуждыми комплексами. Эти индивиды также не совместимы друг с другом => распад личности; 3. проекция - тенденция рассматривать как элемент внешнего мира то, что фактически является частью Я; 4. ретрофлексия возникает если внутренний импульс, встретив препятствие, изменяет направление. Здесь человек не может провести четкую границу между собой и другими, при этом он обращается с собой так, как он первоначально хотел бы что бы с ним обращались другие.

Экзистенциальный принцип существования «здесь и теперь»; понимание психопатологии в терминах гештальттерапии

Для того, чтобы быть способным формировать и завершать гештальт, человек должен полностью осознавать себя в данный момент. Для удовлетворения своих потребностей нужно постоянно быть в контакте с зонами своего внутреннего и внешнего мира. Есть еще и средняя зона (майя) - фантазий, которую составляют также и верования, отношения, мыслительные процессы. Неврозы возникают из-за сосредоточения на этой зоне, т.к. она вступает в конфликт при исключении из сознания двух других зон. Когда человек находится в этой зоне он находится в прошлом или будущем. «Нет ничего кроме того, что есть здесь и сейчас». Люди, которые находятся «здесь-и-сейчас» и имеют доступ к своим чувствам вряд ли будут тревожится, т.к. их возбуждение будет преобразовано в творческую контролируемую сознанием активность, что приводит в завершению гештальта. Катастрофические (влекут за собой большие предосторожности) и анастрофические фантазии (vv). Поддержание баланса между ними - способ перспективного и рационального дерзания. При психозе люди не способны на соприкосновение с действительностью и входят в контакт с майя; при неврозе - борьба между майя и действительностью.

Целью гештальттерапии является изменение стиля жизни, принятие ответственности за свои поступки, мысли, чувства; погрузиться в бытие, в текущий момент. Три принципа гештальтерапии: Я и Ты, что и как, здесь и теперь. Под осознаванием понимается не интеллектуальное постижение, а чувствование при котором человек погружен в процессы внутренней и внешней реальности, а не рассуждения. Работа идет не столько с содержанием проблемы, сколько со способами, препятствующими установлению контакта. Цель - добиться осознания. Процесс самоактуализации подразумевает эффективный баланс контакта и его изъятия и способность использовать энергию для удовлетворения реальных, а не фиктивных потребностей. Кроме того, самоактуализация предполагает наличие способности противостоять фрустрации, до тех пор пока не появиться решение. Самостоятельные люди берут на себя ответственность за свое существование и имеют свободу выбора.