Болезни Военный билет Призыв

Идейно-художественный анализ повести А. Пушкина "Станционный смотритель". А. С. Пушкин. Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Текст произведения. Станционный смотритель

Анализ эпизода «Вторая встреча Самсона Вырина с Минским».

Эпизод, когда Самсон Вырин второй раз встречается с гусаром Минским в Петербурге, начинается со счастливой случайности, как думал смотритель: он неожиданно, идя по улице, встречается с ним у подъезда одного из домов и решается обманным путем проникнуть туда, догадываясь, что, именно к Дуне приехал его обидчик.

Какими мы видим главных героев? Обращает на себя внимание описание дочери смотрителя. Она, вопреки страшным подозрениям отца, живет счастливо и богато: « Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы». Сравнение девушки с наездницей в английском седле и эпитет «сверкающие» (пальцы) помогают нам почувствовать атмосферу благополучия, в которой живет дочь бедного станционного смотрителя. Мы догадываемся, что страхи отца напрасны, по крайней мере, на сегодняшний момент. Но он знает жизнь лучше, чем его дочь, и понимает, что очарование влюбленности может быстро пройти: « Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою». Старик, искренне желая дочери добра, не верит в счастливое завершение этой истории. Не верит он и в возможность добиться в судебном порядке какой-либо справедливости, ибо кто он такой, чтобы тягаться с элитой общества? Автор весьма сдержанно передает психологическое состояние несчастного отца: «…смотритель подумал, махнул рукой и решился отступиться», но за рядом однородных членов стоит его боль и его страдание. Внешняя простота повествования лишь подчеркивает всю безнадежность положения Самсона Вырина. То унижение, которое он испытал, сломило его. Надежда, которую он почувствовал в начале эпизода, оборачивается крахом.

А почему же так груб с ним гусар? «Чего тебе надобно? … что ты за мною всюду крадешься, как разбойник? или хочешь меня зарезать? Пошел вон!» - и, сильной рукою схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу». Нельзя не обратить внимания на особенности его речи: стремительная череда вопросов, обрушившихся на отца Дуни, восклицание в конце этого монолога, сравнение с разбойником очень ярко передают психологическое состояние гусара. Во-первых, Минский привык брать от жизни все, что ему захочется. Осознание богатства и власти часто делает людей черствыми и жестокими. А во-вторых, я считаю, за этой бесцеремонностью скрывается его смущение. Он наверняка осознает свою вину перед отцом Дуни, но не может и не хочет ничего изменить.

Эпизод заканчивается горестным осознанием смотрителя всей безнадежности сложившейся ситуации. Его отчаянием и смирением пред судьбой, перед теми, кто сильнее его.

В чем смысл этой сцены? Здесь А. С. Пушкин очень ярко показывает печальную участь «маленького» человека, который, в силу своего низкого общественного положения, не может рассчитывать на достойное и уважительное отношение к себе со стороны тех, кто находится на более высокой ступени социальной лестницы. Любая встреча с ними подчеркивает его бесправие.

Но автор не только для этого включает этот эпизод в общий ход повествования. Главная его мысль в том, чтобы вызвать в читателе сочувствие к бедным, униженным жизнью людям, повлиять на наше сознание, напомнить нам, что человечность выше социальных законов и именно сострадание делает нас людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода "Буран в степи" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Образец анализа эпизода литературного произведения. Знание и умение находить основные литературоведческие понятия....

Проблема отцов и детей - вечная проблема. Урок - размышление поможет семиклассникам всерьез задуматься над этим вопросом...

Цели урока:

1. Дидактическая:

  • раскрыть идейно-художественное содержание повести;
  • совершенствовать навыки работы с литературоведческими терминами;
  • формировать навыки литературоведческого анализа текста (постижение идеи произведения в единстве формы и содержания);
  • совершенствовать навыки сравнительного анализа.

2. Развивающая:

3. Воспитательная:

  • осознанное, вдумчивое чтение, бережное отношение к слову;
  • воспитание чувства долга, ответственности, взаимопонимания.

Запись в тетради и комментирование литературоведческих терминов:

  1. Эпиграф.
  2. Тема «маленького человека».
  3. Идея.
  4. Проблема.
  5. Литературный герой.
  6. Конфликт.
  7. Характеристика героя.
  8. Нравственный выбор.
  9. Авторская позиция.
  10. Ирония.
  11. Композиция.
  12. Сравнение.
  13. Эпитет.

На изучение данного произведения программой отводится 1 час. Как правило, учитель делает акцент на рассмотрении социальной и нравственной проблем:

  • проблемы бесправного положения «маленького человека»;
  • проблемы нравственного выбора.

На мой взгляд, данный текст является благодатным материалом для обучения литературоведческому анализу: через идейно-художественный анализ некоторых эпизодов возможно более глубокое раскрытие содержания произведения. Учитель обращает внимание на смысловую нагрузку слова, развивая, таким образом, лингвистическое чутьё, воспитывая и развивая читательскую культуру.. Подобная форма работы предполагает самостоятельное рассмотрение хрестоматийных вопросов в письменной форме. Этот этап можно обозначить как выявление читательского восприятия учащихся. К примеру, следующие вопросы, традиционно разбирающие в классе, учащиеся 7 класса способны рассмотреть самостоятельно:

  1. Каков смысл названия произведения? Почему повесть названа не именем главного героя «Самсон Вырин»(по аналогии «Дубровский», «Евгений Онегин»)?
  2. В чём состоял нравственный выбор Самсона Вырина и Дуни?

Учитель заранее раздаёт вопросы и обозначает фрагменты, над которыми ребята будут работать в классе.

Вопросы к уроку:

  1. Определите тему, идею, конфликт, проблемы повести. Какие аспекты проблем вы можете выделить?
  2. Авторское отношение к героям? (см. презентацию в приложении)
  3. Что общего и различного в судьбах героев картин Венециана А.В. «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына»?
  4. Каков смысл последних строк произведения и какова связь между этими строчками и эпиграфом?

Эпиграф урока:

И долго буду тем любезен я народу,
что чувства добрые я лирой пробуждал.

А.С.Пушкин

Эпизоды №1

«…Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования ! Он сжал бумажки в комок , бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошел несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился … но ассигнаций уже не было».

Анализ данного эпизода позволяет выявить не только бесправное положение «маленького человека», но и наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал»бумажки в комок. Лингвистический анализ:

  • смятых - сжал;
  • ассигнации -бумажки.

Позволяет увидеть негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминая ему об эпохе, когда народ ещё не созрел до осознанного бунта.

Эпизод №2

«.…Таков был рассказ приятеля моего , старого смотрителя, рассказ, неоднократно прерываемый слезами, которые живописно отирал своею полою…. Слёзы сии отчасти возбуждаемы были пуншем, коего вытянул он пять стаканов в продолжение своего повествования: но как бы то ни было , они сильно тронули моё сердце…».

Данный эпизод позволяет выявить авторское отношение к герою. Притяжательное местоимение «моего» передаёт расположение рассказчика к станционному смотрителю. Наречие «живописно», глагол «вытянул», вместо стилистически нейтрального «выпил», указывают на социальную слабость русского мужика. Самсон Вырин был человеком слабым, привыкшим к твёрдой руке: жесткости барина или любви дочери. Таким образом, проблема социальная выходит за рамки, обозначая другой аспект – нравственно-философский. Это подтверждает и анализ следующего эпизода.

Эпизод №3

«В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды , сидела на ручке его кресел, как наездница на своём английском седле . Она с нежностию смотрела на Минского, наматывая чёрные кудри на свои сверкающие пальцы….

Бедный смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею любовался…»

Ребята обращают внимание на сравнительный оборот «как наездница на своём английском седле». Езда верхом на лошади – удовольствие аристократов, обученных этому с детства. Художественная деталь позволяет сделать вывод о комфортности и прочности положения Дуни в доме Минского. «Одетая со всею роскошью моды», «сверкающие пальцы» красноречиво передают нежное отношение офицера к дочери станционного смотрителя.

Допускается мысль, что Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки, но и её положением, её жизньюв роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться ». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья? Этот философский аспект помогает усилить сравнительный анализ двух картин: Венециана А.В. «Дуня на могиле отца» и Рембранта «Возвращение блудного сына» (см. презентацию в приложении).

Что общего и различного в судьбах героев?

Дуня просит прощения у отца на могиле, раскаяние запоздалое. Вопрос: «Счастлива ли Дуня? почему? –усиливает философский аспект конфликта повести. Невозможно быть счастливым ценой благополучия дорогих, близких людей.

Эпизод №5

«И я дал мальчишке пятачок и не пожалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных»

Анализ этого эпизода подведёт к ответу на вопрос: «Почему автор завершает повесть именно этими строчками и какова связь между ними и эпиграфом?»

(И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал)

Очень важно, на какой мысли автор заканчивает своё произведение. Нравственно-философский аспект в повести А.С.Пушкина является ключевым. Это произведение имеет мощный потенциал не только в формировании и развитии эстетического чувства юного читателя, но и благодатным материалом для воспитания таких качеств как чувства долга, ответственности за тех, кто нам дорог и кому мы обязаны жизнью.

Итак, учащиеся 7 класса способны прикоснуться к философскому аспекту конфликта повести. Анализ эпизодов в единстве формы и содержания способствует развитию аналитического мышления, формирует навыки исследовательского подхода к тексту.

Эта форма деятельности позволяет ребятам сделать вывод, что каждое изучаемое произведение таит в себе нераскрытый смысл, постичь который невозможно до конца. Ученики убеждаются в том, что способность видеть все грани слова зависит от жизненного и читательского опыта, и это обстоятельство непроизвольно подведёт их к потребности возвращаться не раз к прочитанным произведениям.

29.06.2017 @ 10:16

Напишите, анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского, встреча с Дуней» («Станционный смотритель» А С Пушкин)

  • Самсон Вырин несчастен. Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного счастья, несмотря на заверения Минского в том, что он не покинет Дуню и выполнит свой долг перед ней.
    Заверяя Вырина: : не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово, — Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести — рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца — неоспоримое свидетельство об этом:

    Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия: Вырин слишком много вложил в свою любовь к дочери. Теперь эта любовь предана. Дуня ушла от него, ушла по своей воле. Она не бросилась к нему, когда он разыскивал ее, но ужаснулась, дала его вытолкнуть, не вернула его. И теперь эти кинутые в оплату позора бумажки, и оскорбления Минского, и неприкаянность одинокой жизни — все это сплетается в одно с оскорбленной любовью, обмануто доверие, — и вот начинается своего рода тихий бунт смирного человека. Вырин уже не может зажить прежней жизни. Он должен спиться и погибнуть. Жизнь потеряла для него смысл и вкус.

Анализ эпизода, Самсон Вырин у Минского". Помогите пожалуйста.

Ответы:

Самсон Вырин несчастен. Во-первых, потому что он не верит в прочность ее случайного счастья, несмотря на заверения Минского в том, что он не покинет Дуню и выполнит свой долг перед ней. Заверяя Вырина: «: не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово», - Минский сдержал свое обещание. Заключительный эпизод повести - рассказ мальчика о посещении Дуней могилы отца - неоспоримое свидетельство об этом: » Во-вторых, Вырин несчастлив не только из-за боязни за судьбу дочери, перед нами трагедия обманутого доверия: «Вырин слишком много вложил в свою любовь к дочери. Теперь эта любовь предана. Дуня ушла от него, ушла по своей воле. Она не бросилась к нему, когда он разыскивал ее, но ужаснулась, дала его вытолкнуть, не вернула его. И теперь эти кинутые в оплату позора бумажки, и оскорбления Минского, и неприкаянность одинокой жизни - все это сплетается в одно с оскорбленной любовью, обмануто доверие, - и вот начинается своего рода «тихий бунт» смирного человека. Вырин уже не может зажить прежней жизни. Он должен спиться и погибнуть. Жизнь потеряла для него смысл и вкус».

Похожие вопросы

  • Найдите НОК и НОК чисел 24,36 .Заранее спасибо
  • Диалог на английском языке" как я ужасно провел день
  • Задание 171 . срочно помогите пожалуйста.
  • Решить неравенство! очень срочно! (x^2-x-2)√(x^2-x) больше либо равно 0
  • Помогите пожалуйста с 2. 2 денгей 1 денгей 4 тапсырма и 5 тапсырма
  • Как можно найти стороны параллелограма если известен только периметр и известно??то одна его сторона в 10раз больше
  • Значение фразиологизма ног под собой не чуя!
  • Тело движется без начальной скорости с ускорением 0,4м/c2. Какой путь оно прошло за 5??екунд? С РЕШЕНИЕМ
  • Реши задачи вывести и запеши ответ в каждой из них а)в каждой из двух домав по 9 кв??ртир во втором-8 сколько квартир двух домах
  • Просто исправьте мне тут ошибки, я устал: The Super Bowd is the highlight of the year tor American football fans. It is the fanal round in a compettion between the top teams in the National Foosball League. as well as a national celebration The 30 professional teams in the NFL play matches against each other all season to desermine whn will go througn to the playoffs. Then, the two winning teams face each other to compete for the super Bowl Trophy, which is modal of a football in kicking position made of siver. The trophy is presented by the NFL commissioner All players from both teams receive a special pommemorative silver ring. The first Super Bowl was played in 1967 Since then, the event has grayjali elaborete and more popular. These days, the competition is whatched by milions people of worldwide, and a more then just a fotball game In fact, it is an entertainment extravaganza, with a pro-game show and a hair-time show which both teature famous bands and singers. A big name star is always asked to sing the national anthem, which is considered to be a asked to great honout. The shows also have plenty of cheereaders and marching bands Everyone who takes part in the event from the spectators to the playens, has a fantastic time