Болезни Военный билет Призыв

Когда появились чеченцы. Чеченцы (краткое описание народа). Теории происхождения чеченцев

Как может живой человек быть уверен в том, что он мертв? Казалось бы, абсурд… Однако это состояние прекрасно известно тем, кто страдает синдромом Котара. Таких людей во всем мире насчитывается всего несколько сотен.

Как проявляется синдром Котара?

Речь идет о психическом заболевании, которое медики рассматривают как одну из форм депрессии. Недуг назвали по имени французского невролога Жюля Котара, который в 1880 году описал первый подобный случай.

При синдроме Котара у человека нарушено восприятие собственного тела или отдельных его частей. Он может воспринимать свою физическую оболочку или, скажем, конечности как нечто чуждое, не поддающееся контролю со стороны мозга. У таких пациентов сначала возникает тревожное состояние, которое затем переходит в маниакальный бред с галлюцинациями. Им кажется, что тело существует отдельно от них самих, отсюда они делают вывод, что мертвы.

Не у всех пациентов синдром Котара проявляется одинаково. Одни люди просто не могут двигаться, хотя физических причин для этого нет. Другие не в состоянии принимать пищу. Есть и такие, кто стремится нанести себе вред или совершить самоубийство. Зафиксированы эпизоды, когда люди пытались сжечь себя при помощи кислоты, так как им казалось, что так они избавятся от «мертвой» плоти… Отдельные индивиды требуют, чтобы их похоронили, одели в саван, положили в гроб… Многие заявляют, что у них отсутствуют сердце, печень, легкие и другие внутренние органы.

«Синдром Котара является наиболее распространенным в случае аффективных расстройств: депрессии и биполярного расстройства, - комментирует медицинский эксперт А.А. Портнов. - Также существуют случаи, когда синдром Котара, выявляют, в частности, при шизофрении, деменции, эпилепсии, опухолях головного мозга, мигрени, рассеянном склерозе или черепно-мозговой травме».

«Живые мертвецы»

В большинстве случаев синдром Котара все-таки относительно излечим. В 2008 году 53-летняя жительница Нью-Йорка обратилась к родным с просьбой отвезти ее в морг, так как она умерла и от нее исходит запах гниющей рыбы. Женщина считала, что должна находиться среди покойников, а не живых людей. Несчастная была отправлена на психиатрическое лечение. Через месяц, проведенный в клинике, она пришла в норму.

Британец Грэм Харрисон решил покончить с собой, включив в ванне электроприбор. Но его спасли и отправили в больницу. Очнувшись там наутро, он был уверен, что уже скончался.

Грэму абсолютно ничего не хотелось: ни есть, ни курить, ни кого либо видеть или с кем-то разговаривать. Он даже перестал ощущать запахи. У него начали выпадать волосы, и он перестал чистить зубы. В то же время мужчина понимал, что он еще жив. Тогда он начал постоянно ходить на кладбище, так как там, среди мертвецов, чувствовал себя лучше всего.

Близкие Харрисона настояли, чтобы он обратился к врачам. В конце концов его отправили на обследование в университет Льежа. Придя на прием к профессору Стивену Лорейсу, Грэм первым делом заявил его секретарше: его проблема в том, что он мертв…

Лорейс просканировал мозг Харрисона. Выяснилось, что лобная и теменная зоны его мозга отличаются низкой активностью, как если бы он спал. После нескольких месяцев терапии состояние больного несколько улучшилось.

Причины синдрома Котара

Ученые из Кембриджа провели исследование, показавшее, что из 100 пациентов с диагностированным синдромом Котара почти все страдали психотической депрессией. При этом 86% из них нигилистически относились к своему телу, для 69% было характерно отрицание собственного существования, а 55% верили в то, что они бессмертны.

По мнению японских специалистов, возникновение синдрома Котара связано с недостаточной выработкой в организме гормонов бета-эндорфинов, ответственных за болевые ощущения и регулирование поведения.

Одна женщина с синдромом Котара утверждала, что ее левая рука ей больше не принадлежит. Эта пациентка страдала почечной недостаточностью и проходила гемодиализ. Помимо этого, у нее диагностировали еще и опоясывающий лишай, и ей был прописан препарат от герпеса - ацикловир.

Как показала статистика, в 1% случаев употребление ацикловира приводило к определенным отклонениям в психике. Так, Андерс Хеллден из Больницы Каролинского института и Тумас Линден из Сальгренской академии (Швеция) выяснили, что по крайней мере в восьми случаях у пациентов, принимавших ацикловир, развивался синдром Котара. При этом семеро из них имели проблемы с почками. При снижении дозы препарата или его выведении из организма симптомы недуга быстро ослабевали.

Исследователи обратили внимание на то, что у всех восьми пациентов наблюдался повышенный уровень CMMG - одного из продуктов распада ацикловира. По-видимому, из-за почечной недостаточности он не выводился из организма вовремя и начинал влиять на мозг. Поскольку у некоторых больных давление было сильно повышено, Хеллден предположил, что CMMG сужает мозговые артерии. А это довольно частая причина «глюков».

Ученые считают, что данное открытие позволит выявить участки мозга, ответственные за самосознание, в том числе и восприятие собственного тела. В дальнейшем это поможет разработать эффективные методы терапии для страдающих синдромом Котара и аналогичными заболеваниями.

Одни люди встречаются, влюбляются и женятся, а другие могут часами выбирать носки. Исследователи утверждают, что во многом жизненный путь людей и их отношения с окружающими зависят от того, воспринимает ли человек мир черно-белым или видит его с оттенками серого. Люди, которым трудно принять решение, как правило, воспринимают мир многогранно (амбивалентно).

По мнению ученых, высокая амбивалентность может быть полезна в одних ситуациях, а низкая - в других. В целом восприятие мира с оттенками серого является признаком зрелости: это позволяет увидеть мир таким, какой он есть.

Почему люди откладывают выбор?

В рамках недавнего исследования студентов попросили написать эссе о новом трудовом законодательстве, затрагивающем молодежь. Первой группе предложили затронуть только одну сторону спорного вопроса, а второй - рассмотреть проблему с обеих сторон. Студенты, высказывавшие мнение лишь об одной стороне вопроса, чувствовали себя более некомфортно и даже потели больше.

Люди с амбивалентным мышлением в большей мере, чем те, кто быстро принимает решение, склонны откладывать или избегать выбора, например, насчет новой работы. Исследователи пока не могут с уверенностью сказать, почему некоторые люди склонны к большей амбивалентности. Конечно, существенное значение имеют особенности личности человека. Если для людей с "черно-белым" мышлением жизненно важно прийти к конкретному решению, то для амбивалентных людей более комфортной является неопределенность. Культура тоже играет свою роль: если на западе все принято раскладывать по полочкам (где плохое, а где хорошее), то для восточной культуры свойственен некий дуализм, когда одна вещь может быть столь же хороша, как и другая.

"Черно-белое" мышление может привести к неправильному восприятию происходящего

Хотя люди с "черно-белым" мышлением могут быстро принимать решения, зачастую они слишком погружены в "черную" или "белую" сторону вопроса, поэтому они не всегда принимают оптимальные для себя решения. Например, человек, страдающий клинической депрессией и часто воспринимающий мир с негативной точки зрения, может начать придумывать объяснения нейтральным действиям - если его друг не помахал ему рукой, то он может подумать, что тот на него сердится. Люди с амбивалентным мышлением тщательно взвешивают информацию, обдумывают все за и против. Они в больше степени способны к сопереживанию, могут почувствовать и надежду, и печаль, что позволяет им выработать более эффективную стратегию выживания в различных ситуациях. Они могут быть более креативными, так как рассматривают весь спектр решений и идей. Психологи отмечают, что амбивалентные люди могут сделать более эффективный выбор, если ограничат число параметров, по которым они делают выбор: например, при покупке нового медицинского оборудования можно учитывать его стоимость, эффективность, занимаемое пространство, а можно взять наиболее важный критерий (например, польза для пациентов) и делать выбор по нему.

На работу лучше брать амбивалентов, а встречаться - с теми, кто быстро принимает решения?

Что касается выполнения рабочих задач, то амбивалентные сотрудники не постоянны в своей эффективности: один раз они могут выполнить работу блестяще, а в другой - плохо. Однако если таким работникам повысить зарплату, то они будут работать лучше, чем люди с "черно-белым" мышлением при тех же условиях. У каждой работы есть плюсы и минусы, но люди с "черно-белым" мышлением выполняют работу хорошо, если она им нравится, и плохо - если нет. Как правило, они сосредотачиваются на ключевых для себя аспектах: зарплате, отношении босса, а не на восприятии всей картины в целом.

То же самое касается и личных отношений, когда такие люди сосредотачиваются только на важных для них качествах. Люди с амбивалентным мышлением не могут выкинуть негатив из головы, даже когда их партнер делает что-то приятное: они все равно беспокоятся, не покинут ли их и не сделают ли им больно. У таких людей, как правило, больше проблем в отношениях и чаще происходят разводы.

Почему некоторые люди не могут поправиться?

Начнём с того, что все люди разные, и у каждого человека есть несколько причин для того, чтобы быть как полными так и худыми. Таких причин около десятка и представьте, что каждая из таких «причин» находится на чаше весов, добавляя очки либо на сторону весов «полнота » либо на сторону весов «худоба «. Как правило, эти причины уравновешивают друг друга, оставляя небольшой перевес от среднего значения в ту или другую сторону.

К примеру, разберём 2 причины — образ жизни , и питание . Если образ жизни человека сидячий, то эту «причину» кладём на чашу весов на сторону «полнота «. Если же человек ведёт активный образ жизни, занимается спортом, прогуливается ежедневно, тогда «причину» кладём на чашу весов с пометкой «худоба «.

Также и с «питанием «: если человек придерживается правильного питания, то в этом случае «причину» кладём на чашу «худоба «, если же питается вредными продуктами, то «причина» отправляется на сторону «полнота «. И чем более вредной пищей питается человек, тем более весомой будет его «причина». Таким образом, может сложиться так, что обе наши «причины» окажутся на стороне «худоба «, но также они могут оказаться на стороне «полнота «. Но случается так, что некоторые люди, кажется, остаются худыми, ведя при этом довольно пассивный образ жизни, питаясь вредной пищей, которая, как кажется, должна вести к полноте. Почему такое происходит? На самом деле, существуют и ещё некоторые причины, которые иногда могут довольно сильно склонить на себя чашу весов, и которые не зависят ни от образа жизни человека, ни от его физических нагрузок или питания. Разберем некоторые причины, по которым человек не может поправиться.


Генетическая предрасположенность.

Быть худым, как впрочем, и быть полным может быть заложено в наших генах. Вот поэтому некоторым людям так сложно поправиться, а некоторым похудеть. Представьте наши воображаемые весы. Если у Вас в семье все были полными или худыми, то, чтобы это изменить, Вам потребуется больше сил, чем другим людям, но исправить положение дел тем не менее всегда можно. Обычно генетическая предрасположенность не играет существенной роли в распределении массы человека, но бывают исключения.


Телосложение.

Различают несколько типов телосложения у людей. Учёными замечены некоторые взаимосвязи между ростом, весом, размерами и весом костей, размерами между костями и другие, позволяющими отнести тело каждого человека к определённому типу телосложения.

Астеническое телосложение. Это как раз тот тип конституции, при котором человек имеет хрупкое телосложение. У людей такого типа узкие бёдра, плечи. Таким людям сложно набрать вес, причём как жировую, так и мышечную массу. Они могут проводить в тренажёрных залах уйму времени, прибавив совсем не сопоставимо мало мышечной массы.


Заболевания.

Повышенная функция щитовидной железы или неправильная работа надпочечников часто является причиной пониженной массы тела.

Но не стоит переживать, если Вы, испробовав множество средств, не можете набрать вес. Иногда это просто дело времени. Знайте же, что каждый десяток лет замедляет Ваш обмен веществ примерно на 5%. Это значит, что во взрослом возрасте люди более склонны к полноте, чем в молодом. И если Вы ещё молоды, то Ваши переживания могут оказаться напрасными.

Как набрать вес?

В обычных случаях людям с дефицитом массы тела помогает специальная диета и комплекс специальных физических упражнений. Об этом в ближайшее время появится новая статья.

ЧЕЧ‘ЕНЦЫ, нохчий (самоназвание), народ в Российской Федерации (899 тыс. человек), основное население Чечни. Численность в Чечне и Ингушетии 734 тыс. человек. Живут также в Дагестане (около 58 тыс. человек), Ставропольском крае (15 тыс. человек), Волгоградской области (11,1 тыс. человек), Калмыкии (8,3 тыс. человек), Астраханской (7,9 тыс. человек), Саратовской (6 тыс. человек), Тюменской (4,6 тыс. человек) области, Северной Осетии (2,6 тыс. человек), Москве (2,1 тыс. человек), а также в Казахстане (49,5 тыс. человек), Киргизии (2,6 тыс. человек), на Украине (1,8 тыс. человек) и др. Общая численность - 957 тыс. человек.

Верующие Чеченцы - мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков - накшбанди и надири. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалинский, галанчожский, кистинский. Распространён также русский язык (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на основе арабской, затем - латинской графики, с 1938 - на основе русского алфавита.

В "Географии" Страбона упоминается этноним гаргареи, этимология которого близка нахскому "гергара" - "родной", "близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В армянских источниках 7 века Чеченцы упоминаются под именем нахча матьян (т.е. "говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 века упоминается "народ нохчи". В персидских источниках 13 века дано название сасаны, позднее вошедшее в русские документы. В документах 16-17 веков встречаются племенные названия Чеченцев (ичкеринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - чIаьнтий, шаройцы - шарой, терлойцы - тIерлой).

Антропологический тип пранахов можно считать сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Чеченцы, освоившие не только северные склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих областях Северного Кавказа в 8-12 веках сформировалось полиэтническое Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана - государственное образование Сарир. После монголо-татарского нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К концу 14 века население Чечни объединилось в государство Симсисм. В 16-17 веках Кавказский перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом - Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые русские крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатические связи чеченских правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются современные границы расселения Чеченцев. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колониальный характер. В последние годы правления Екатерины II русские войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавказской военной линии, основали военные крепости от Моздока до Владикавказа по чеченско-кабардинской границе. Это привело к росту освободительного движения Чеченцев в конце 18-1-й половине 19 века. К 1840 на территории Чечни и Дагестана складывается теократическое государство - имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским округом, заселённым ауховскими Чеченцами и кумыками, в Терскую область. В 1922 образована Чеченская автономная область в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у неё в ходе Кавказской войны. Были введены делопроизводство и преподавание на родном языке, проведены другие культурные и социально-экономические преобразования. Вместе с тем начавшаяся в 1920-х годах коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон Чеченцам. В 1934 Чечня объединена с Ингушской АО в Чечено-Ингушскую АО, с 1936 - Чечено-Ингушская АССР. В феврале 1944 около 500 тыс. Чеченцев и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значительное число погибло в первый год ссылки. В январе 1957 Чечено-Ингушская АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Чеченцев были закрыты несколько горных районов, и бывших жителей этих районов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах. Чеченцы-ауховцы вернулись в Дагестан.

В 1992 съезд народных депутатов Российской Федерации постановил преобразовать Чечено-Ингушскую Республику в Ингушскую Республику и Чеченскую Республику.

Традиционные земледельческие культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полозное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных областях было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили крупный рогатый скот, использовавшийся в том числе в качестве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйственная специализация: получая хлеб с равнины, горные Чеченцы сбывали взамен излишки скота.

Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеченское сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртовском, Аргунском округах. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и других войлочных изделий. Центрами оружейного производства были селения Старые Атаги, Ведено, Дарго, Шатой, Джугурты и др., гончарного - селения Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, производство шёлка, обработка кости и рога.

Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В нижнем этаже помещался скот, в верхнем, состоявшем из двух комнат, - жильё. Многие селения имели жилищно-оборонительные башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиционное жилище - турлучное, состояло из нескольких комнат, вытянутых в ряд, с отдельными выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Основная комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во дворе. Двор с хозяйственными постройками обычно обносился забором. Отличительной чертой интерьера чеченского жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочажной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на мужскую и женскую половины.

Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных овец. Не позднее 16 века Чеченцам было известно производство шёлка и льняного полотна. Традиционная одежда имела много общего с общекавказским костюмом. Мужская одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными по талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлическими застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись в ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, бурка (верта). Мужскими головными уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть.

Основными элементами женской одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела туникообразный покрой, длину иногда ниже колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верхней одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила "гIабли" из шёлка, бархата и парчи, шитая по фигуре, со скошенными бортами и застёжками до пояса, из которых застёгивались только нижние. Поверх рукавов пришивались свисающие лопасти (тIемаш). ГIабли носили с нагрудником и поясом. В качестве праздничной обуви женщины носили туфли на каблуке с глухим носком без задника.

Женские головные уборы - большие и малые платки, шали (кортали), один конец которых спускался на грудь, другой - закидывался назад. Женщины (преимущественно пожилые) под платок надевали чухту - шапочку с опускавшимися на спину мешочками, в которые укладывались косы. Цвет одежды определялся статусом женщины: замужняя, незамужняя или вдова.

Пища весной преимущественно растительная, летом - фрукты, молочные блюда, зимой - в основном мясные. Повседневная пища - сискал-берам (чурек с сыром), супы, каши, блинчики (шури чIепалI-aш), у более состоятельных - къалд-дяттий (творог с маслом), жижа-галнаш (мясо с галушками), мясной бульон, лепёшки с сыром, мясом, тыквой и др.

Господствующей формой общины была соседская, состоящая из семей как чеченского, так иногда и иноэтнического происхождения. Она объединяла жителей одного крупного или нескольких мелких поселений. Жизнь общины регулировалась сходом (кхел - "совет", "суд") представителей родовых подразделений (тайп). Он решал судебные и другие дела общинников. Сход всей общины ("общинный кхел") регулировал пользование общинными угодьями, определял сроки пахоты и сенокоса, выступал посредником при примирении кровников и др. В горах сохранялись и родовые поселения, подразделявшиеся на более мелкие родственные группы (гар), а также крупные объединения тайпов (тухумы), различавшиеся особенностями говоров. Существовали рабы из невыкупленных военнопленных, которые за долгую службу могли получить от хозяина землю и право заводить семью, но и после этого оставались неполноправными общинниками. Большое значение сохраняли обычаи гостеприимства, куначества, побратимства, родовой и соседской взаимопомощи (белхи - от "болх", "работа"), кровной мести. Наиболее тяжкими преступлениями считались убийство гостя, прощённого кровника, изнасилование и др. Вопрос об объявлении кровной мести решался старейшинами общины, возможность и условия примирения решались на общих сходах. Мщение, наказание, убийство не могли происходить при женщине, более того, бросив платок с головы в середину сражающихся, женщина могла остановить кровопролитие. Сохранялись обычаи избегания в отношениях между мужем и женой, зятем и родственниками жены, снохой и родственниками мужа, родителями и детьми. Местами сохранялись многожёнство, левират. Родовые объединения не были экзогамны, браки запрещались между родственниками до третьего колена.

Разнообразны формы фольклора: предания, легенды, сказки, песни, эпические сказания (нарт-ортсхойский эпос, эпос илли и др.), танцы. Музыкальные инструменты - гармоника, зурна, бубен, барабан и др. Сохранились почитание гор, деревьев, рощ и т.д. Основными божествами домусульманского пантеона были бог солнца и неба Дела, бог грома и молнии Села, покровитель скотоводства Галь-Ерды, охоты - Елта, богиня плодородия Тушоли, бог загробного мира Эштр и др. Ислам проникает в Чечню с 13 века через Золотую Орду и Дагестан. Полностью Чеченцы обращены в мусульманство к 18 веку. В 20 веке сформировалась чеченская интеллигенция.

Я.З. Ахмадов, А.И. Хасбулатов, З.И. Хасбулатова, С.А. Хасиев, Х.А. Хизриев, Д.Ю. Чахкиев

По данным Переписи населения 2002 года численность чеченцев, проживающих на территории России, составляет 1 миллион 361 тысячу человек.