Болезни Военный билет Призыв

Причины и последствия распада золотой орды. Золотая Орда (Улус Джучи). Последствия распада Золотой Орды для Древней Руси

Началом Золотой Орды как независимого государства можно считать время, когда собранные на ее территории налоги перестали отсылаться в Каракорум, когда народы сжатые обручем государства перестали активно бороться против центральной власти и полностью подчинились ей, когда прекратилась борьба за эту власть внутри господствующей элиты. Это событие произошло в начале XIV в. (см. Федоров-Давыдов 1973, с. 80), а концом государства - смуту, или как называли ее на Руси - «великую замятию» 1360-80 гг., когда в ходе яростной борьбы за власть за 20 лет сменилось более 25 правителей (Сафаргалиев дает их перечень). «Они сменяли друг друга с такой калейдоскопической быстротой, что летописцы не успевали даже вносить их имена в свои летописные записи» (Сафаргалиев, с. 376).

Расцвет Золотой Орды пришелся по времени на кризис в Западной Европе. Как пишет Ле Гофф, «христианский мир на рубеже XIII-XIV вв. не просто остановился, но съежился... В 1284 г. обрушились своды собора в Бове, вознесенные на 48 метров. Готические мечты никогда уже выше не взбирались. Постройка соборов остановилась: в Нарбонне - в 1286 г., в Кельне - в 1322-м, Сиена же достигла предела своих возможностей в 1366 г. Началась девальвация монеты, ее порча... Итальянские банки, особенно флорентийские, стали жертвой катастрофических банкротств... симптомы кризиса проявились в наиболее хрупких секторах экономики: в текстильном производстве... строительстве, в денежной экономике...». Во всей полноте кризис разразился в XIV в., когда поразил жизненно важную сельскую экономику (Ле Гофф, с. 103, 104).

Взлет и падение Золотой Орды с точки зрения социоестественной истории, единицей измерения которой является век, произошло почти одномоментно, как прочерк метеорита на ночном небе. Взлет пришелся практически на время правления одного властителя - Узбек-хана (1312-1342). В связи с этим возникает вопрос: что из себя представляло это яркое для XIV в. явление и почему произошло падение довольно хорошо организованного государства, падение, которое не позволило в то время осуществиться консолидации этносов одного вмещающего ландшафта (впоследствии российского) в суперэтнос?

Остановимся на некоторых важных моментах, характеризующих феномен Золотой Орды. Косвенным, но весомым показателем силы и организованности государства, индикатором, которому придавал большое значение Макс Вебер, является его денежно-финансовая система. Вот что о ней пишет Герман Федоров-Давыдов (Федоров-Давыдов 1973, с. 80-81).

В 1310-11 гг. хан Токта провел денежную реформу, результатом которой стал единый и устойчивый по весу и курсу сарайский дирхем. Сарайский дирхем стал господствующей монетой не только в Золотой Орде, но и в сопредельных странах. Унификационная денежная реформа могла быть проведена только при концентрации больших запасов серебра в руках ханского монетного двора. Концентрация серебра в Сарае стала возможной после того, как изменилась система откупов налогов и прекратился отвоз в Монголию большей части дани с покоренных земель в конце XIII в.

Взяв в свои руки монетно-финансовую систему, правительство Золотой Орды в первой половине XIV в. заботилось о соответствии в монетах соотношения (рацио) серебра, меди и золота рыночным ценам на эти металлы. Это соответствие при широкой доступности дирхемов было необходимым условием для предельно простого осуществления безналичных расчетов на гигантских по протяженности торговых маршрутах от Европы до Китая и Индии.

Стабильность финансовой системы во все времена была мерилом мощи государства. Для Европы того времени «...чеканка монеты была признаком власти. Короче, деньги стали символом политической и социальной мощи в большей мере, нежели экономического могущества» (Ле Гофф, с. 234). Роль золотоордынского дирхема в евразийском пространстве в первой половине XIV в. была в сущности подобна той, какую сегодня в мире играет доллар США, и, как и сегодня, за спиной такой денежной единицы должно было стоять мощное, хорошо организованное государство.

Это государство в идеале должно было быть единым и унифицированным. Однако единство даже в эпоху наивысшего расцвета Золотой Орды в эпоху ханов Узбека и Джанибека, как утверждает Федоров-Давыдов, было относительным и «держалось на торговле, развитии ремесла и городов, бывших главной скрепляющей силой феодального государства. С городами были связаны и ханское правительство, и весь аппарат власти хана» (Федоров-Давыдов 1973, с. 162). В Золотой Орде, пишет ученый, «сохраняется определенный характерный симбиоз оседлости и кочевой стихии. В улусе Джучи этот симбиоз был в значительной мере механическим соединением степного мира и городского (выделено мною - Э.К. ), державшимся главным образом на единстве центральной власти ханов, исходившей из степного компонента» (Федоров-Давыдов 1991, с. 100). Добавим к этому: за исключением двух Сараев и Солхата, остальные - около ста степных золотоордынских городов - были относительно небольшими торговыми центрами с ремеслом, призванным обслуживать в основном лишь ближайшую периферию. «Золотоордынские города, - подчеркивает Магомет Сафаргалиев, - в своем развитии были обязаны не столько ремеслу, сколько караванной торговле, получившей большое развитие в XIII и первой половине XIV в. Правящая феодальная аристократия, получавшая большие барыши от караванной торговли, поощряла ее» (Сафаргалиев, с. 357).

До тех пор пока в Сарае правили волевые и энергичные ханы, Орда казалась могучим государством. Первая встряска произошла в 1312 г., когда население Поволжья - мусульманское, купеческое и антикочевническое - выдвинуло царевича Узбека, сразу казнившего 70 царевичей Чингизидов и всех нойонов, отказавшихся предать веру отцов. Вторым потрясением было убийство хана Джанибека его старшим сыном Бердибеком, а через два года, в 1359 г., началась двадцатилетняя междоусобица – “великая замятия”. Вдобавок к этому в 1346 г. в Поволжье и в других землях Золотой Орды свирепствовала чума. В годы “великой замятий” спокойствие покинуло Орду.

На 60-70-е гг. XIV в. приходятся самые драматические страницы истории Золотой Орды. Заговоры, убийства ханов, усиление власти темников, которые, возвышаясь вместе со своими ставленниками на ханский престол, гибнут от рук очередных претендентов на власть, проходят быстрым калейдоскопом перед изумленными современниками.

Наиболее удачливым временщиком оказался темник Мамай, который продолжительное время ставил в Золотой Орде (точнее в ее западной части) ханов по своему усмотрению. Мамай не был чингизидом, но женился на дочери хана Бердебека. Не имея права на престол, он правил от имени подставных ханов. Подчинив себе Великие Булгары, Северный Кавказ, Астрахань, могучий темник к середине 70-х годов XIV в. стал наиболее сильным татарским правителем. Хотя в 1375 г. Арабшах захватил Сарай-Берке и от Мамая отложились булгары, а Астрахань перешла к Черкесбеку, он еще оставался правителем огромной территории от низовьев Волги до Крыма.

“В эти же годы (1379 г.), - пишет Л.Н.Гумилев, - вспыхнул конфликт русской церкви с Мамаем. В Нижнем Новгороде по инициативе Дионисия Суздальского (епископа) были убиты послы Мамая. Возникла война, шедшая с переменным успехом, закончившаяся Куликовской битвой и возвращением в Орду Чингизида Тохтамыша. В этой войне, которую навязала церковь, участвовали две коалиции: химерная держава Мамая, Генуя и Великое княжество Литовское, т.е. Запад, и блок Москвы с Белой Ордой - традиционный союз, начало которому положил еще Александр Невский. Тверь от участия в войне уклонилась, а позиция рязанского князя Олега неясна. Во всяком случае, она была независима от Москвы, потому что в 1382 г. он, подобно суздальским князьям, воюет на стороне Тохтамыша против Дмитрия”… В 1381 году, через год после Куликовской битвы, Тохтамыш взял и разрушил Москву.

“Великая замятия” в Золотой Орде кончилась с приходом к власти в 1380г. хана Тохтамыша, что было связано с поддержкой его возвышения великим эмиром Самарканда Аксак Тимуром.

Но именно с правлением Тохтамыша связаны события, оказавшиеся роковыми для Золотой Орды. Три похода правителя Самарканда, основателя мировой империи от Малой Азии до границ Китая, Тимура сокрушили улус Джучи, были разрушены города, караванные пути переместились на юг во владения Тимура.

Тимур последовательно громил земли тех народов, которые выступили на стороне Тохтамыша. Кыпчакское царство (Золотая Орда) лежало в развалинах, города обезлюдили, войска были разбиты и рассеяны.

Одним из ярых противников Тохтамыша был эмир Белой орды из племени мангыт Едигей (Идегей, Идику), принимавший участие в войнах Тимура против Золотой Орды. Связав свою судьбу с занявшим с его помощью золотоордынский трон ханом Тимур-Кутлуком, Едигей продолжил войну с Тохтамышем. Он во главе золотоордынского войска в 1399 г. на реке Ворскле разбил соединенные войска литовского князя Витовта и бежавшего в Литву Тохтамыша.

После смерти Тимур-Кутлука в 1399 г. Едигей фактически встал во главе Золотой Орды. Ему последний раз в истории Золотой Орды удалось объединить под своей властью все прежние улусы Джучи.

Едигей, как и Мамай, правил от имени подставных ханов. В 1406 г. он убил Тохтамыша, пытавшегося обосноваться в Западной Сибири. В стремлении восстановить улус Джучи в прежних границах Едигей повторил путь Батыя. В 1407 г. он организовал поход на Волжскую Булгарию и разгромил ее. В 1408 г. Едигей напал на Русь, разорил ряд русских городов, осадил Москву, но взять ее не смог.

Свою жизнь, богатую событиями, Едигей закончил, потеряв власть в Орде, от руки одного из сыновей Тохтамыша в 1419 г.

Неустойчивость политической власти и экономической жизни, частые опустошительные походы на булгаро-казанские земли золотоордынских ханов и русских князей, так же как и вспыхнувшая в поволжских районах в 1428 - 1430 гг. эпидемия чумы, сопровождаемая сильной засухой, приводили не к консолидации, а скорее к рассредоточению населения. Люди целыми селениями тогда уходят в более безопасные северные и восточные районы. Имеет место и гипотеза социально-экологического кризиса в степях Золотой Орды во второй половине XIV - XV в. - то есть, кризиса одновременно природы и общества.

От этих потрясений Золотая Орда уже не смогла оправиться и на протяжении 15 века Орда постепенно раскалывалась и распалась на Ногайскую Орду (начало XV века), Казанское (1438г.), Крымское (1443г.), Астраханское (1459г.), Сибирское (конец XV века), Большую Орду и другие ханства.

В начале XV в. Белая Орда распалась на ряд владений, наиболее крупными из которых были Ногайская Орда и Узбекское ханство. Ногайская Орда занимала степи между Волгой и Уралом. “Этнический состав населения Ногайского и Узбекского ханств был почти однороден. В него входили части одних и тех же местных тюрко-язычных племен и подвергшихся ассимиляции пришлых монгольских племен. На территории этих ханств жили канглы, кунграты, кенгересы, карлуки, найманы, мангыты, уйсун, аргыны, алчины, китай, кипчаки и др. По уровню своей экономики и культуры эти племена были очень близки. Их основным занятием было кочевое скотоводство. В обоих ханствах господствовали патриархально-феодальные отношения”. “Но в Ногайской орде монголов-мангытов было больше, чем в Узбекском ханстве”. Некоторые ее роды иногда переходили на правый берег Волги, а на северо-востоке они доходили до Тобола.

Узбекское ханство занимало степи современного Казахстана к востоку от Ногайской Орды. Его территория простиралась от низовьев Сырдарьи и Аральского моря на север до Яика и Тобола и на северо-восток до Иртыша.

Кочевое население Кыпчакского царства не поддалось воздействию этноноосферы ни русских, ни булгар, уйдя в Заволжье, образовало свой этнос со своей этноноосферой. Даже тогда, когда часть их племен потянула народ Узбекского ханства в Среднюю Азию к оседлой жизни, они удержались в степях, оставив ушедшим этноним узбеки, себя они гордо называли - казакъ (казах ), т.е. свободный человек, предпочтя удушливой жизни городов и кишлаков свежий ветер степей.

Исторически это гигантское полугосударство-полукочевье просуществовало недолго. Падение Золотой Орды, ускоренное Куликовской битвой (1380г.) и жестоким походом Тамерлана в 1395 году, было столь же скорым, как и ее рождение. И окончательно рухнула в 1502, не выдержав столкновения с Крымским ханством.

В начале 1243 года Батый хан вернулся из западного похода и расположил ил свою ставку на берегу Иделя (Волги). Здесь на землях кипчаков он начал создавать новое государство. В течение двух веков на этих землях не было государственности. Батый хан при поддержке татарской аристократии за короткое время объединил все тюркские племена в единую нацию и создал великое, могущественное татарское государство, простирающееся от Алтайских гор до Дуная. В средние века такому государству равного не было в мире ни по размеру территории, ни по могуществу военной силы. Вначале государство называлось Джучиевым улусом. Впоследствии ученые назвали его Золотой Ордой.

Главенствующей религией в Золотой Орде было тэнгрианство, а государственной идеологией - идея национального единства. Несмотря на это, в государстве осуществлялась веротерпимость. Такая государственная политика устраивала и другие народы, живущие на территории Золотой Орды.

Жизнь была стабильной. Быстро развивались наука и культура. Большими темпами шло строительство городов. Золотая Орда за каких-то менее ста лет достигла своего могущества: государи соседних стран заискивали перед ней и стремились установить более прочные связи. Но не всем нравилась такая политика.

Хорезмское мусульманское духовенство (Хорезм входил в состав Золотой Орды) неоднократно пыталось внедрить Ислам в Золотую Орду. Они смогли уничтожить (отравив) всех претендентов на ханский престол и посадить на трон Берке. Политика Берке хана была чужда татарской элите. Он неожиданно заболел и умер, не успев осуществить свои замыслы.

После Берке хана мусульманское духовенство долго не могло подобрать нового кандидата на престол. Наконец, выбор пал на чингизида Узбека, сына Тогрула. Мальчик воспитывался в мусульманском духе. В 1312 г. умер Токтай хан. Мусульманское духовенство, уничтожив главных претендентов на престол, возвело Узбека ханом Золотой Орды.

После 8 лет правления Узбек объявил Ислам государственной религией Золотой Орды. Реформы, проведенные Узбек ханом, привели к замене законов Ясы на мусульманское право. Народ стали принуждать ходить в мечеть и исполнять молитвы на арабском языке, от чего он пришел в шоковое состояние: как отказаться от своего Бога Тэнгри и почитать то, что не понимаешь?

Часть татарских беков заявила Узбеку: «Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое дело до нашего вероисповедания и каким образом мы покинем закон и ясак Чингис хана и перейдем в веру арабов?» Чингизидов (а их было почти 120) и всех найонов, отказавшихся предать веру отцов, казнили. Под разными предлогами Узбек хан уничтожал и преследовал несогласную с ним элиту. Узбек хан организовал в стране государственный террор. Великая Степь, никогда не знавшая религиозных преследований, репрессий, столкнулась с этим омерзительным проявлением цивилизации. Так началось уничтожение татарской элиты.

Узбек хану суждено было стать могильщиком Золотой Орды. Народ потерял ориентир в идеологии, верхушка общества погрязла в интригах и безнравственности. Сразу же после смерти Узбек хана в Золотой Орде незамедлительно наступил хаос. Перед смертью Узбек хан объявил своим преемником своего старшего сына Танибека. Но средний сын Узбек хана Джанибек организовал восстание с поддержавшими его эмирами. Джанибек захватил трон и казнил своих братьев. Он перешагнул через трупы двух братьев. Это было противоестественно, ибо стимулировало отрицательный отбор, потому что кроме царевичей гибли их эмиры и нукеры. Он был безнравственным, так как вел к гибели невинных людей, расшатывал государственную систему, вносил в нее нервозность и неуверенность в завтрашнем дне.

Однажды Джанибек серьезно заболел. Его сын Бердибек возглавил заговор против отца, чтобы захватить престол. Заговорщики убили Джанибека и его 12 сыновей. Ими были истреблены главным образом царевичи и род Узбек хана. Так закончился род Узбека. Но отцеубийца Бердибек недолго сидел на престоле. Его убили, и началась «великая замятня», как отмечали русские летописи. За 20 лет сменилось 25 ханов. Многие из них правили меньше года. В этой бойне гибли не только царевичи, но и их сторонники. Так в течение 20-25 лет погиб цвет нации Золотой Орды.

«Замятня» в Золотой Орде ударила по административному аппарату столицы. Столичным чиновникам перестали подчиняться. По стране пошли сепаратистские движения за самостоятельность. Золотая Орда начала распадаться на мелкие татарские ханства. Между образовавшимися ханствами начались междоусобные столкновения. Одно из таких столкновений произошло между темником Мамаем, захватившим Крым, и Дмитрием Московским, которое в конечном счете закончилось Куликовской битвой.

На троне Золотой Орды утвердился Тохтамыш. Он был тенгрианец. Свое правление он начал с восстановления национальной религии и идеи национального единства. Уставшие, оглушенные, безразличные, нищие народ и основная татарская элита увидели луч света и стали объединяться вокруг Тохтамыша. Тохтамыш повел войну против сепаратистов и за короткое время смог объединить распадающее государство, которое стало постепенно оживать и возрождаться.

Но произошли события, которые изменили лик Великой Степи. В Средней Азии в Джагатаевском улусе шла междоусобная война между знатными эмирами. В этой войне победил эмир Тимур. В истории его называют Аксак Тимуром (Тамерлан). Когда Тимуру было 25 лет, и он командовал тюменем, к нему явился шейх Барак, родом из Мекки (кто он был - араб или иудей - неизвестно), ставший впоследствии его главным духовником, и вручил ему барабан и знамя (символ власти), предсказав великое будущее.

Под влиянием этого шейха эмир Тимур вел войны за распространение Ислама. Он умел воспользоваться предрассудками своих воинов: каждый раз, начиная войну с какой-либо страной, говорил им, что единственная его цель - распространение закона Ислама и искоренение еретиков, что Коран повелевает вести с ними войну и обещает пальму мученичества всем мусульманам, погибающим в бою с неверными. Чтобы не смущать своих воинов несправедливостью своих войн, Тимур всегда ловко находил несколько поводов для нападения на тюркские мусульманские государства (в основном они и были объектами его нападений), которые возбуждали в нем желание грабить их. И его воины с энтузиазмом исполняли все его приказания, даже такие, как строительство башен и пирамид из отрубленных голов. Такие башни возвел Тимур в крупнейших городах Азии.

И вот эмир Тимур пошел войной на Золотую Орду за распространение Ислама. Татары этого не хотели. Начиная с правления Узбек хана, они были сыты от смут и всем, что связано с Исламом. Они героически встали на защиту отечества. Это была религиозная война.

В июне 1391 года войско Тимура и Тохтамыша встретились в районе реки Кундурча, где она впадает в Идель (Волгу). Татары начали атаку первыми и потеснили воинов Тимура. Битва шла упорная, но татары стали побеждать. Большая часть войск Тимура была уничтожена, остальные готовились к бегству. Как сообщает историк Ибн-Арабшах, Тимур был в отчаянии. В это время к нему подъехал его идейный наставник шейх Барак. Тимур, находясь в крайнем возбуждении сказал: «О мой почтенный Сейд, мое войско разбито!»

Но Сейд ответил ему: «Не бойся!» Потом Сейд схватил горсть песку и бросил его на татарское войско и громким голосом закричал: «Ягы когды! (враг побежал). Тимур и все его воины стали кричать «Ягы когды!» Войско Тохтамыша, находясь под воздействием гипноза, отступило, чем воспользовались воины Тимура. Татарское войско было разбито. Шейх Барак был не простым Сейдом. Видимо, он был жрецом, обладающим ясновидением, гипнозом, сумевший загипнотизировать целое войско. После этого сражения Тимур разорил часть Золотой Орды. Но в 1395 году возле Терека вновь сошлись татарские воины и воины Тимура.

Татары защищали свои душистые степи, табуны коней, жен, которым грозил тяжелый унизительный плен. Воины Тимура мечтали о награбленном золоте, мечах, татарских красавицах, которых повезут после боя в Самарканд и Бухару. Никто из них не мог предугадать итоги войны, которой суждено будет изменить лик Великой Степи.
Существенным было то, что решалась судьба Золотой Орды: либо она уцелеет и подавит мятежного эмира Тимура, либо падет и рассыплется в прах.

Произошло худшее. Войско Тимура победило татар. Затем Тимур разрушил все города, стоящие на пути караванной торговли. Он уничтожил экономический и военный потенциал Золотой Орды. Учиненный разгром был столь велик, что Золотая Орда не могла возродить мощь государства в прежних масштабах. После ухода армии Тимура фактически начался период новой смуты, которая была продолжением старой «великой замятни». Начались междоусобные воины. Золотая Орда медленно шла к своему концу и распалась на мелкие татарские ханства.

В 1502 году крымский хан Менгли-Гирей в кровопролитном бою одержал победу над ханом Большой Орды Ших-Ахмедом, который претендовал на роль правопреемника великого хана Золотой Орды. Затем Менги-Гирей разрушил город Сарай и окончательно покончил с Большой Ордой. С этого времени Золотая Орда перестала существовать и официально разделилась на мелкие ханства.

Став самостоятельным, каждое ханство было довольно мощным государством с которыми стали считаться все государства как на Востоке, так и в Европе. Но старая болезнь у них осталась. Не было уже идеи и религии, объединяющих народ. Поэтому и в этих ханствах продолжались смуты, которые их обескровили, и, в конечном счете, все они были завоеваны.

Рафаэль Безертинов

Золотая Орда (по-турецки - Алтын Орду), также известная как Кипчакское ханство или Улус Ючи, была монгольским государством, созданным в некоторых частях современной России, Украины и Казахстана после распада Монгольской империи в 1240-х годах. Она просуществовала до 1440 года.

Во времена своего расцвета это было сильное коммерческое и торговое государство, обеспечивающее стабильность на больших территориях Руси.

Происхождение названия «Золотая Орда»

Название «Золотая Орда» - относительно поздний топоним. Оно возникло в подражание «Синей Орде» и «Белой Орде», а эти названия, в свою очередь, обозначали в зависимости от ситуации то независимые государства, то монгольские армии.

Считается, что название «Золотая Орда» пришло из степной системы обозначения основных направлений цветами: черный = север, синий = восток, красный = юг, белый = запад и желтый (или золотой) = центр.

Согласно другой версии, название пошло от великолепной золотой палатки, которую Батый-хан установил, чтобы отметить место его будущей столицы на Волге. Несмотря на то, что в девятнадцатом веке эта теория была принята как истинная, в наше время она считается апокрифической.

Не сохранилось письменных памятников, созданных до 17 века (они уничтожены), в которых упоминалось бы такое государство как Золотая Орда. В более ранних документах фигурирует государство Улус Джучи (Джучиев улус).

Некоторые ученые предпочитают использовать другое название - Кипчакское ханство, потому что различные производные от народности Кипчак также встречались в средневековых документах, описывающих это государство.

Монгольское происхождение Золотой Орды

До своей смерти в 1227 году Чингисхан завещал разделить между его четырьмя сыновьями, включая старшего Джучи, который умер раньше Чингисхана.

Часть, которую получил Джучи - самые западные земли, куда смогли ступить копыта монгольских лошадей, а затем и юг Руси были разделены между сыновьями Джучи - владыкой Синей Орды Батыем (запад) и ханом Ордой, владыкой Белой Орды (восток).

Впоследствии Батый установил контроль над территориями, подвластными Орде, а также подчинил северную прибрежную зону Черного моря, включив коренные тюркские народы в свою армию.

В конце 1230-х и начале 1240-х годов он проводил блестящие походы против Волжской Булгарии и против государств-преемников , многократно приумножив воинскую славу своих предков.

Синяя Орда хана Батыя присоединяла земли на западе, совершая набеги на Польшу и Венгрию после сражений при Легнице и Мухи.

Но в 1241 году, великий хан Удегей умер в Монголии, и Батый прервал осаду Вены, чтобы принять участие в споре за правопреемство. С тех пор монгольские армии никогда больше не ходили на запад.

В 1242 году Батый создал свою столицу в Сарае, в своих владениях в низовьях Волги. Незадолго до этого Синяя Орда раскололась - младший брат Батыя Шибан покинул армию Батыя, чтобы создать свою Орду к востоку от Уральских гор вдоль рек Обь и Иртыш.

Добившись стабильной независимости и создав государство, которое сегодня мы называем Золотой Ордой, монголы постепенно потеряли свою этническую идентичность.

В то время как потомки монголов-воинов Батыя составляли высший класс общества, большая часть населения Орды состояла из кипчаков, булгарских татар, киргизов, хорезмиан и других тюркских народов.

Верховным правителем Орды был хан, избираемый курултаем (собором монгольской знати) среди потомков хана Батыя. Должность премьер-министра занимал также этнический монгол, известый как «князь князей» или беклербек (бек над беками). Министры назывались визирями. Местные губернаторы или баскаки отвечали за взимание дани и погашение народного недовольства. Чины, как правило, не делились на военные и гражданские.

Орда развивалась как оседлая, а не кочевая культура, и Сарай со временем становится густонаселенным и процветающим городом. В начале четырнадцатого века столица переехала в Сарай-Берке, расположенный значительно выше по течению, и стала одним из крупнейших городов средневекового мира с населением, оцененным Британской энциклопедией в 600 000 человек.

Несмотря на усилия Руси по обращению в свою веру населения Сарая, монголы придерживались своих традиционных языческих убеждений, пока хан Узбек (1312-1341) не принял ислам как государственную религию. По сообщениям, в Сарае были убиты русские правители - Михаил Черниговский и Михаил Тверской - за их отказ поклоняться языческим идолам, но ханы были в целом веротерпимыми и даже освобождали Русскую православную церковь от налогов.

Вассалы и союзники Золотой Орды

Орда собирала дань со своих подчиненных народов - русских, армян, грузин и крымских греков. Территории христиан считались периферийными областями и не представляли интереса, пока продолжали платить дань. Эти зависимые государства никогда не входили в состав Орды, и русские правители довольно скоро даже получили привилегию ездить по княжествам и собирать дань для ханов. Чтобы сохранить контроль над Русью, татарские военачальники проводили регулярные карательные набеги на русские княжества (самые опасные в 1252, 1293 и 1382 годах).

Существует точка зрения, широко распространенная Львом Гумилевым, что Орда и русские заключили союз для обороны от фанатичных тевтонских рыцарей и языческих литовцев. Исследователи указывают на то, что на монгольском дворе часто появлялись русские князья, в частности, Федор Черный, Ярославский князь, который хвастался своим улусом около Сарая, и Новгородский князь Александр Невский, побратим предшественника Батыя, Сартака-хана. Хотя Новгород никогда не признавал господство Орды, монголы поддерживали новгородцев в Ледовом побоище.

Сарай вел активную торговлю с торговыми центрами Генуи на Черноморском побережье - Сурож (Солдайя или Судак), Каффа и Тана (Азак или Азов). Также давними торговыми партнерами хана и союзниками в Средиземном море были мамлюки Египта.

После смерти Батыя в 1255 году процветание его империи продолжалось целый век, вплоть до убийства Джанибека в 1357 году. Белая Орда и Синяя Орда были фактически объединены в единое государство братом Батыя Берке. В 1280-х годах власть была узурпирована Ногаем, ханом, который проводил политику христианских союзов. Воинское влияние Орды достигло своего пика во время правления Узбек-хана (1312-1341), чья армия превысила 300 000 воинов.

Их политика в отношении Руси заключалась в постоянном перезаключении альянсов, чтобы удерживать Русь слабой и разделенной. В четырнадцатом веке подъем Литвы в Северо-Восточной Европе стал вызовом татарскому контролю над Русью. Таким образом, Узбек-хан начал поддерживать Москву как главное русское государство. Ивану I Калите присвоено звание великого князя и дано право собирать налоги с других российских держав.

«Черная смерть» - пандемия бубонной чумы 1340-х годов была основным фактором, способствующим возможному падению Золотой Орды. После убийства Джанибека империя оказалась втянута в долгую гражданскую войну, продолжавшуюся все следующее десятилетие, в среднем у власти оказывалось по одному новому хану в год. К 1380-м годам Хорезм, Астрахань и Московия попытались вырваться из власти Орды, а нижняя часть Днепра была присоединена Литвой и Польшей.

Который формально не был на троне, попытался восстановить татарскую власть над Русью. Его армия потерпела поражение от Дмитрия Донского в битве под Куликовым во второй победе над татарами. Мамай вскоре потерял власть, а в 1378 году Тохтамыш, потомок Орды-хана и правитель Белой Орды, вторгся и аннексировал территорию Синей Орды, ненадолго установив доминирование Золотой Орды на этих землях. В 1382 году он наказал Москву за неповиновение.

Смертельный удар орде нанес Тамерлан, который в 1391 году уничтожил армию Тохтамыша, уничтожил столицу, разграбил крымские торговые центры и забрал самых искусных мастеров в свою столицу в Самарканде.

В первые десятилетия пятнадцатого века власть принадлежала Идегею, визирю, который разгромил Витаутаса из Литвы в великой битве при Ворскле и превратил Ногайскую Орду в свою личную миссию.

В 1440-х годах Орда снова была разрушена гражданской войной. На этот раз она распалась на восемь отдельных ханств: Сибирское ханство, Касимское ханство, Казахское ханство, Узбекское ханство и Крымское ханство, разделившие последний остаток Золотой Орды.

Ни одно из этих новых ханств не было сильнее, чем Московская Русь, которая к 1480 году окончательно освободилась от татарского контроля. В конечном итоге русские захватили все эти ханства, начиная с Казани и Астрахани в 1550-х годах. К концу века также было частью России, а потомки его правящих ханов вошли в русскую службу.

В 1475 году Крымское ханство подчинилось , и к 1502 году та же участь постигла то, что осталось от Великой Орды. Крымские татары учиняли хаос на юге Руси в течение шестнадцатого и начала семнадцатого веков, но ни победить ее, ни взять Москву так и не смогли. Под Османской защитой Крымское ханство находилось до тех пор, пока Екатерина Великая не присоединила его 8 апреля 1783 года. Оно просуществовало дольше, чем все государства-преемники Золотой Орды.


Русские князья и ордынское иго.

Русские князья в первые годы после нашествия были заняты больше восстановлением своих разгромленных княжеств и распределением княжеских столов, чем проблемой установления каких-либо отношений с ушедшими за пределы русских земель завоевателями.

Видимо, полного единодушия в Северо-Восточной Руси по этому вопросу не было. Сильные и богатые города на северо-западной и западной окраинах, не подвергшиеся татарскому разгрому (Новгород, Псков, Полоцк, Минск, Витебск, Смоленск), выступали против признания зависимости от ордынских ханов. Северо-Западной Руси, которая также выступала против подчинения ордынскому хану, противостояла группировка ростовских князей. Их княжества сравнительно мало пострадали от нашествия Батыя: Ростов и Углич сдались без боя и не были, вероятно, разрушены татарами, а до Белоозера завоеватели вообще не доходили. Некоторые города Ростовской земли еще во время нашествия наладили некоторые отношения с завоевателями.

Существование этих двух группировок – северо-западной и ростовской – во многом определяло политику великого владимирского князя. Эта политика в первое десятилетие после нашествия Батыя была двойственной. С одной стороны, большая часть Северо-Восточной Руси была опустошена нашествием и уже не имела сил для открытого сопротивления завоевателям, что делало неизбежным признание, хотя бы формальное, зависимости от золотоордынских ханов. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что добровольное признание власти ордынского хана обеспечивало лично великому князю преимущества в борьбе за подчинение своему влиянию других русских князей. С другой стороны, существование сильной оппозиции завоевателям в Северо-Западной Руси и неоднократные обещания западной дипломатией военной помощи против монголо-татар могли пробуждать надежду при определенных условиях противостоять притязаниям Орды. Кроме того, великий князь не мог не считаться с антитатарскими настроениями народных масс, которые неоднократно выступали против иноземного ига.

Политику соглашения с завоевателями поддерживала православная церковь.

Кроме причин, общих для всего класса феодалов, на позицию церковников оказывала большое влияние обычная для монголов политика привлечения на свою сторону местного духовенства путем полной веротерпимости, привилегий, освобождения от дани и т.д. Не менее важным для объяснения позиции православной церкви представляется то обстоятельство, что церковники очень подозрительно следили за переговорами оппозиции с Ватиканом, видя в союзе с католическими государствами реальную угрозу своим доходам и привилегированному положению.

Поражение антитатарской группировки привело к тому, что в течение длительного периода (вплоть до возвышения Москвы) ни одно из северо-восточных русских княжеств уже не могло стать организационным центром для борьбы с завоевателями. Это послужило основной причиной отделения от Владимиро-Суздальской Руси, завоеванной монголо-татарами, русских земель на западной окраине.

Куликовская битва. Феодальная война второй четверти XV века. Продолжение объединения русских земель.

В начале 60-х годов XIVв. Золотая Орда раскололась на две враждующие части. Границей между ними стала Волга. В левобережной Орде происходили бесконечные усобицы с частой сменой правителей. За двадцать с небольшим лет на престоле сменилось больше двадцати ханов. В условиях ослабления ханской власти многие ордынские царевичи и мурзы на свой страх и риск предпринимали многочисленные разбойничьи набеги на Русь. Но вместе с тем Орде было труднее вмешиваться в политическую жизнь Руси. Долгое время власть была неустойчива и в правобережной Орде. Этим воспользовался великий князь литовский Ольгерд. Уже в 1362г. он нанес ордынцам тяжелейшее поражение в битве у Синих Вод. Орда утратила после этого контроль над Киевским, Черниговским, Волынским княжествами. Население этих территорий освободилось от ордынского ига.

Однако в середине 70-х гг. усобицы в Орде приостановились. Мамай захватил власть и стал фактическим правителем Орды, ставя и свергая ханов по своему усмотрению. Он сумел отчасти восстановить военное могущество своего ханства.

Почувствовав ослабление Орды, Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, перестал выполнять ее требования. Постепенно московский князь стал превращаться в верховного защитника русских земель. Теперь сплотившаяся вокруг Москвы Русь и преодолевшая усобицы Золотая Орда стояли друг перед другом. Столкновение было неизбежно. Тяжкий опыт предыдущих неудач помог выиграть в сражении против войск Мамая, в 1378г. на реке Воже. Ордынские войска потерпели поражение и уплатили большой выкуп. Впервые не Русь платила дань Орде, а ордынские князья Руси. Монголы бежали в панике. Кроме множества рядовых воинов погибло пять ордынских царевичей. Впервые русские победили ордынцев в крупном полевом сражении. Битва на реке Воже поставила под сомнение власть Орды над Русью. К новому походу Мамай готовился два года.

В 1380г. произошло сражение на Куликовом поле. Дмитрий проявил себя талантливым и мужественным полководцем, приняв решение переправиться через Дон и там принять бой. Тогда в случае поражения путь к отступлению был бы отрезан: переправа в боевой обстановке почти невозможна. Таким образом, русское войско было готово сражаться до последнего. Куликово поле было очень удобно для сражения против ордынцев, предпочитавших глубокие обходы противника и удары по его флангам и тылу. С трех сторон поле ограничивали реки. Мамай мог атаковать только с юга. Ширина равнины, удобной для действий конницы, составляла 4-5 км. Русские перекрыли это расстояние своими войсками и вынудили ордынцев наносить удар в «лоб», отказавшись от обходных маневров. Дмитрий Иванович выдвинул вперед боевое охранение – сторожевой полк, а за ним расставил главные силы: большой полк, полк «правой руки» и полк «левой руки». За левым флангом скрытно располагался отборный засадный полк, в котором находилось несколько тысяч всадников.

Битва началась 8 сентября около 11 часов утра. Ордынская конница смяла передовые русские части, нанесла серьезные потери большому полку. Потеснить полк «правой руки» ордынцам не удалось, но стой полка «левой руки» был прорван. Монголы стали обходить большой полк, стремясь прижать его к одной из рек. В это момент засадный полк нанес сокрушительный удар, внесший перелом в ход битвы. Ордынцы недолго сопротивлялись, а затем обратились в бегство. Победа была совершенная, но много русских князей, бояр и простых воинов пало на поле битвы. Сам князь хотя и не был ранен, но как свидетельствует летопись «доспех на нем был помят». Похоронивши своих убитых, великий князь со своим ополчением не преследовал разбитого врага, а вернулся с торжеством в Москву.

«…Казалось, что независимость, слава и благоденствие нашего отечества утверждены ею (победой) навеки; что Орда пала и не восстанет; что кровь христиан, обагрившая берега Дона, была последнею жертвою для России, и совершенно умилостивила небо. Все поздравляли друг друга, радуясь, что дожили до времен столь счастливых, и славили Димитрия,…единогласно назвав его Донским…» (Н. М. Карамзин. Об истории государства Российского). Хотя Москва через два года была сожжена и разграблена ханом Тохтамышем, а окончательное падение ига надолго отодвинулось, значение Куликовской битвы нельзя переоценить. Тохтамыш потребовал от русских князей дани: он утверждал, что на Куликовом поле потерпела поражение не Золотая Орда, а узурпатор Мамай. Но все же зависимость от Орды была теперь значительно слабее. Это отразилось и в завещании Дмитрия Донского, умершего в 1389г. В своей духовной грамоте он благословил старшего сына Василия Дмитриевича «своею отчиной, великим княжением», не спрашивая ханского позволения. Он предусматривал возможность падения ордынского ига еще при жизни своих сыновей при условии, что «переменит Бог Орду», т.е. снова там начнутся смуты.

Василий I (1389-1425) успешно продолжал политику своего отца. В 1392г. ему удалось присоединить Нижегородское, а затем Муромское и Тарусское княжества.

Василий II (1425-1462), прозванный Темным, вел неустанную борьбу со своим двоюродным братом Дмитрием Шемякой. Эта феодальная война дорого стоила народу: за распри князей расплачивались жители сожженных дотла и разграбленных городов. Сторонники Василия вешали тех, кто осмелился присягнуть Шемяке, а сторонники Шемяки вешали тех, кто был лоялен к Василию. Театром военных действий была вся страна. Междоусобица на Руси усилила власть Орды, снова получившей возможность вмешиваться в политические отношения русских князей.

Вместе с тем феодальная война показала необратимость процесса объединения русских земель вокруг Москвы.

Эпоха Ивана III.

В 1462г. умер Василий II. Ещё при жизни он сделал своим соправителем сына Ивана – будущего Ивана III, который правил с 1462г. по 1505г. Вот какую характеристику Ивану III дал Карамзин: «… Но в лета пылкого юношества он изъявлял осторожность, свойственную умам зрелым, опытным, а ему природную: ни в начале, ни после не любил дерзкой отважности; ждал случая, избирал время; не быстро устремлялся к цели, но двигался к ней размеренными шагами, опасаясь равно и легкомысленной горячности и несправедливости, уважая общее мнение и правила века. Назначенный судьбою восстановить единодержавие в России, он не вдруг предпринял сие великое дело и не считал всех средств дозволенными…». Именно в это время завершился двухвековой процесс единения русских земель: за какие-нибудь два с небольшим десятка лет до конца XVв. в Восточной Европе произошли колоссальные изменения. В этих бурных переменах рождалось новое государство.

К моменту вступления Ивана III на московский престол большая часть Северо-Восточной Руси была объединена вокруг Москвы. Но до полного объединения русских земель было ещё далеко. Одной из главных задач нового великого князя стало присоединение обширных владений Великого Новгорода. В 1471г. новгородские власти заключили договор с Польско-Литовским государством, отдавшись под защиту короля Казимира IV. В 1471г. Иван III принял решение о походе на Новгород. Помощь великому князю шла со всех сторон. Новгороду не помог никто. Казимир IV так и не решился на открытую войну с Москвой. Новгородцы просили о помощи даже магистра Ливонского ордена, но тщетно.

Московские войска сожгли город Русу и на берегу Ильменя разбили новгородские отряды. Решающее сражение произошло в июле 1471г. на реке Шелони. И хотя новгородцы обладали численным преимуществом, московские рати оказались гораздо опытнее новгородских ополченцев. В 1477г. новгородские послы признали Ивана III государем. Ранее они обращались к нему как к господину. Если обращение «господин» означало отношение подчинения и покровительства, то «государь» - это безоговорочное признание полной власти. В 1484-1499гг. земли новгородских бояр были конфискованы. Бывших новгородских землевладельцев выселили в центральные районы Московского государства, а их земли раздали московским служилым людям.

Падение новгородской независимости и свержение ига предопределили судьбу Твери. Иван III не мог допустить коалиции тверского князя Михаила Борисовича и литовского князя Казимира. Московское войско в 1485г. «попленило» тверскую землю, нанеся большой урон. Михаил, видя свое «изнемождение», бежал в Литву.

Так завершилась долгая история соперничества двух центров Северо-Восточной Руси. Закрепляя достигнутое, Иван III создал в Твери некое подобие удела во главе со своим сыном Иваном Ивановичем. Так Московское княжество превратилось в общерусское, что и было закреплено в великокняжеском титуле. С 1485г. московский государь стал именоваться «государем всея Руси». В годы правления Ивана III было присоединено также Ростовское княжество – 1474г. и Ярославское – 1463-1468гг.

Свержение Ордынского ига.

В XV в. происходит распад некогда могущественной Золотой Орды. В 30-е годы от нее отделяются Крым (там утвердилась династия ханов Гиреев), Астрахань, а в Среднее Поволжье переходят кочевники бывшего хана Золотой Орды Улуг-Мухаммеда, которые образуют Казанское ханство. Преемницей Золотой Орды стала Большая Орда, ханам которой должны были платить дань русские князья.

В июне 1480г. в Москву пришла весть о походе на Русь хана Большой Орды Ахмеда. Ахмед шёл с огромной армией, желая покарать великого князя за непослушание: с 1476г. Иван III прекратил выплату дани Орде.

Еще в 1472г. после смерти своего брата Юрия Иван III не разделил его удел между братьями (как полагалось), а полностью включил в состав великокняжеских владений. Получив некоторую компенсацию, братья с неохотой согласились не «вступаться» в земли великого князя и без его ведома не заключать договоров с кем бы то ни было. В 1479г. братья подняли мятеж против Ивана III и обратились за помощью к литовскому князю Казимиру IV. На это конфликт внутри Русского государства, на союз Казимиром и рассчитывал Ахмед.

Русские и монгольские войска сосредоточились у притока Оки – реки Угры.

30 сентября 1480г. Иван III вернулся из Коломны в Москву, чтобы решить: сопротивляться или капитулировать. Московские посадские люди настойчиво требовали оказать отпор врагам. В октябре Ахмед, собрав почти 100-тысячное войско, дважды пытался перейти Угру, но был отброшен русскими войсками. Расчеты хана на помощь Казимира IV не оправдались, поскольку тот был занят отражением набега крымского хана Менги-Гирея, союзника Москвы и давнего врага Ахмеда. Долгое противостояние, изнуряющее ожидание, ранняя зима, грозившая бескормицей, переменили все планы Ахмеда: он ушёл в Орду, фактически признав своё поражение. Так бескровно закончилось «стояние на Угре» и окончательно пало монгольское иго.

Но после падения Большой Орды в 1502г. военная опасность со стороны татар не уменьшилась. При Иване III союзником московского правительства был крымский хан Менгли-Гирей, но при Василии III дружба с Крымским ханством прекратилась. Жители восточных и южных окраин государства пребывали в постоянном страхе перед набегами крымских и казанских татар. Чтобы добиться мира с крымцами, Василий III ввел практику посылок «поминков» (подарков) ханам. Вместе с тем ежегодно с ранней весны до поздней осени на «берегу» (южная граница государства проходила по берегу Оки) ставились войска – охранять рубеж от непрошенных гостей. На особо опасных направлениях строили каменные крепости.

Роль русского государства в конце XV - начале XVI вв.

Иван III – «государь всея Руси».

По мере объединения русских и значительной части нерусских земель под властью московского государя изменялся самый характер его власти, ее организация и идеология. При Иване III было положено начало формированию системы централизованного аппарата и произошло резкое усиление великокняжеской власти. После того как Русское государство освободилось от ига Золотой Орды, к великокняжескому титулу иногда стали прибавлять слово «самодержавец»: сначала в смысле независимости великого князя от какого-либо другого государства, а затем и в смысле неограниченности его власти. В этом изменении титула Ивана III ярко отразилось усиление великокняжеской власти, которое вытекало из всего процесса ликвидации феодальной раздробленности страны и создании единого Русского государства. Удельными князьями оставались в основном братья и племянники великого князя, но он уже не имели права чеканить свою монету, устанавливать дипломатические отношения с иностранными державами и править суд по важным уголовным делам.

Иван III несколько раз пересматривал и урезывал права удельных князей. С мятежниками он расправлялся жестоко, невзирая на лица. В 1491г. он беспощадно расправился с одним из братьев – Андреем Углицким.

Иван III не был принципиальным противником удельной системы: он выделил четырем младшим братьям Василия III новые уделы. Однако Иван III намного увеличил долю старшего брата; великий князь владел значительно большей частью страны, чем все удельные князья, вместе взятые. Младшим сыновьям Иван III завещал держать Василия III «в мое место, своего отца» и угрожал им проклятием за неповиновение государю.

И все же удельные князья оставались постоянным источником династических смут.

Введение нового герба Русского государства.

В целях укрепления самодержавной власти Иван III после смерти своей первой жены, тверской княгини Марии Борисовны, сочетался браком с племянницей последнего византийского императора Константина XI Софией Палеолог, получившей воспитание при папском дворе в Риме. Папские дипломаты рассчитывали при посредстве Софии втянуть Русское государство в бесперспективную борьбу с могущественной Турецкой империей под предлогом освобождения Византии. Но Иван III разгадал эти коварные планы и отверг их. Свое родство с византийским императорским домом он использовал, прежде всего для укрепления великокняжеской власти и подъема политического авторитета Русского государства. Старый московский герб, изображающий всадника («ездеца»), поражающего копьем змея, Иван III объединил с печатью Византии – двуглавым орлом, означавшим единство Восточной и Западной Римской империи.

Княжеская аристократия и боярство.

Опорой великого князя были бояре, составлявшие Боярскую думу. Слово «боярин» в узком смысле означало человека, получившего высший думный чин. В широком смысле боярином называли любого вотчинника. В последствии из этого слова родилось общее обозначение привилегированного землевладельца – барин. Русские бояре были гораздо теснее связаны со своим государем, нежели западноевропейские бароны. На Руси никогда не было боярских замков. Если вторгался враг, бояре защищали не свои усадьбы, а княжество в целом. Союз великого князя с боярами креп по мере усиления власти московской династии. Первоначально в Боярскую думу входили только представители старых московских боярских фамилий, служивших еще Ивану Калите и его сыновьям. Но с середины XVв. состав Думы стал меняться. С присоединением независимых прежде княжеств их князья вошли в состав московского боярства. Они сохранили титулы, но утратили права независимых правителей.

Боярская дума не ограничивала власть государя, она являлась совещательным органом. Дума была немногочисленной, великий князь включал в ее состав лишь тех, на кого мог всецело положиться. Важнейшие решения издавались от имени государя и Боярской думы. Для таких случаев существовала специальная торжественная формула: «Государь указал и бояре приговорили».

Помимо участия в Боярской думе, представители феодальной аристократии (по назначению или поручению великого князя) заведовали его казной, командовали войском, управляли областями, вели переговоры с иностранными послами и выполняли другие государственные функции. Из функций должностных лиц и органов вотчинного управления выросла целая система дворцовых учреждений, ведавших великокняжеским хозяйством и дворцовыми землями.

Центральное и местное управление.

Вплоть до середины XVIв. на Руси существовали только два общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Во главе Дворца стоял дворецкий, в ведении которого находилось управление личными (дворцовыми) землями великого князя. Дворцовые земли вновь присоединенных княжеств управлялись Новгородским, Тверским, Дмитровским и другими дворцами. Таким образом, различные территории управлялись разными учреждениями.

Это было пережитком раздробленности.

В Казне, возглавлявшейся казначеем, хранились деньги и драгоценности, а также – государственная печать и великокняжеский архив. Казна являлась государственной канцелярией. Она заведовала также внешней политикой. Не случайно иностранцы называли казначеев и хранителей печати (печатников) канцлерами.

В конце XV- начале XVIвв. в государственном управлении значительную роль играли неродовитые, но грамотные чиновники – дьяки. Они стали, реальными исполнителями предначертаний великокняжеской власти, образовав первоначально аппарат Боярской думы, Казны и Дворца, а затем и приказов. Специализируясь на выполнении определенных поручений (финансовых, дипломатических, военных), дьяки подготовили создание органов управления с новым функциональным, а не территориальным распределением дел.

Огромная территория страны разделялась на уезды. Под словами «уезд княж» понималась территория, непосредственно подчиненная князю. Границы уездов восходили к рубежам прежних независимых и удельных княжеств. Поэтому размеры уездов были различны. Уезды делились на волости и станы.

Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Наместники и волостели получали управляемые территории в кормление. Это означает, что они «кормились», собирая в свою пользу часть налогов и судебные пошлины. Кормление было наградой за прежнюю службу в походах, средством поправки расстроенного материального положения. Обязанности по управлению оказывались для кормленщиков только обременительным дополнением к получению доходов. Поэтому и выполняли кормленщики эти обязанности неохотно, зачастую передоверяя их своим холопам-тиунам.

Местничество.

На рубеже XV- XVI вв. в едином государстве возник особый порядок назначения на должности – местничество. Возможность занять тот или иной пост зависела от происхождения служивого человека. Но значение имела не просто «знатность», а служебные заслуги рода перед московскими князьями.

Начало формирования идеологии единого Московского государства в период правления великого князя Ивана III (1462-1505) и его сына Василия III (1505-1533).

Для того чтобы каждый осознал возросшее значение Московского государства, одного внешнего великолепия было недостаточно. Необходимо было найти и новые понятия – идеи, в которых отразились бы и древность русской земли, и ее независимость, и сила ее государей, и истинность ее веры. Центром, где создавалась новая идеология, была Москва. Однако о новом значении Московского государства задумывались не только в Кремле. Образованные люди размышляли об этом повсюду.

Так, монах Псковского Елеазарова монастыря Филофей был уверен, что Россия призвана сыграть в истории особую роль. Она – последняя страна, где сохранилась истинная православная вера в своем первоначальном неиспорченном виде. Вначале чистоту веры сохранял Рим, но постепенно вероотступники замутили чистый источник. На смену Риму пришел Константинополь, столица Византии, - «второй Рим». Но и там от истиной веры отступили, согласившись на объединение с католической церковью. Произошло это в 1439г. А в 1453г. в наказание за этот грех древний город был предан в руки турок. Центром мирового православия стала с тех пор Москва. Филофей писал: «… все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве… и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать!»

Из этого Филофей сделал вывод, что русский государь «во всей поднебесной есть христианам царь» и является «сохранителем… святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве». Однако Филофей отнюдь не предлагал великому князю Василию III силою меча привести все христианские земли под свою власть. Идея была в другом. Чтобы Россия стала достойна этого высокого предназначения, Филофей призвал великого князя «хорошо урядить свое царство» - искоренить в нем несправедливость, немилосердие и обиды.

Идеи Филофея в совокупности составили так называемую теорию «Москва – третий Рим». И хотя эта теория не вошла в официальную идеологию, она подкрепила одно из важнейших ее положений, став вехой в развитии русской общественной мысли.

Именно в это время были сформулированы две основные идеи, остававшиеся неизменными на протяжении нескольких столетий, - идеи богоизбранности и независимость Московского государства.