Болезни Военный билет Призыв

Коррекционная работа по дифференциации звонких и глухих согласных на логопедических занятиях. Упражнение на глухие и звонкие согласные Дифференциация звонких и глухих согласных логопедическое занятие

Логопедическое занятие

по коррекции дисграфии при фмнр

для 3 класса

по теме :

«Дифференциация звонких и глухих согласных [ c -з].

Слова-паронимы».

.

Подготовила

учитель-логопед

МОУ «Ркитянская СОШ №1»

Белгородской области

Жерновая Наталья Владимировна

ТЕМА: «Дифференциация звонких и глухих согласных [ c -з].

Слова-паронимы.»

ЦЕЛЬ: автоматизировать навык различения звонких и глухих согласных [З] - [С].

ЗАДАЧИ: 1. Учить дифференцировать звуки [З] - [С] по звонкости – глухости с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.

2. Развивать навыки звуко-буквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля.

3. Развивать орфографическую зоркость.

4. Воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

5. Обогащать словарь детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети. Садитесь.

2. Развитие ММР.

1. Самомассаж кистей и пальцев рук.

1) самомассаж тыльной стороны кистей рук;

2) самомассаж ладоней;

3) самомассаж пальцев рук.

Этот пальчик дедушка

Это пальчик бабушка.

Этот пальчик папа.

Этот пальчик мама.

Этот пальчик Я.

2. Рисование по точкам.

От верхней точки вниз отсчитайте 1 клетку и вправо 1. Поставьте точку.

От верхней точки вниз отсчитайте 1 клетку и влево 1. Поставьте точку.

Соедините все 3 точки.

От левой нижней точки вниз отсчитайте 2 клетки и влево 2 клетки. Соедините точки.

От левой нижней точки вниз отсчитайте 4 клетки и влево 1 клетку. Соедините точки.

От левой нижней точки вниз отсчитайте 2 клетки. Соедините точки.

От левой нижней точки вправо отсчитайте 8 клеток. Соедините точки.

От правой нижней точки вверх отсчитайте 2 клетки. Соедините точки.

От правой нижней точки вверх отсчитайте 4 клетки и влево 1 клетку. Соедините точки.

Что получилось. ЧАЙНИК. – Как он свистит? (с-с-с-с)

А кто прилетел на чай? КОМАР. Как он звенит? (з-з-з-з)

3. Тема занятия.

Будем учиться различать звуки (З и С).

4. Дифференциация согласных звуков.

Произнесите звук (З), (С):

что происходит с губами – (з), (с)- в улыбке.

где находится язычок – (з), (с) – за зубами и кончик языка упирается в нижние передние зубы.

Поднесите тыльную сторону ладони ко рту.

Что ощутили: (з), (с)– воздушная струя сильная и холодная.

Приложите ладонь к горлу. Произнесите, что происходит.

(з) – вибрацию голосовых связок, голос.

Вывод: (з). (с) – звуки согласные, не поются. Но (з) – звонкий, а (с) – глухой.

5. Штриховка.

Каким цветом раскрасим комара? ЗЕЛЕНЫМ.

Каким цветом раскрасим чайник? СИНИМ.

6. Основная часть

1. Игровые упражнения.

А) Решили чайник и комар поговорить:

СА ЗА СУ ЗУ СО ЗО СЫ ЗЫ СЭ ЗЭ

Как звучат согласны? (Твердо).

СЕ ЗЕ СЁ ЗЁ СЯ ЗЯ СИ ЗИ СЮ ЗЮ

Как звучат согласные? (Мягко).

Вывод: (С, З) могут быть твердыми и мягкими.

Б)Развитие фонематического слуха. (С мячом).

Определите место звука в слове.

Выставка, красота, зубр, коза, стекло, ваза, квас, соты, ужас, зубы.

В) Графический диктант.

Сливы, забор, хвост, звонок, магазин, пастух, составить, звезда.

В саду созрела смородина.

Лиса залезла в сад.

Г) Добавь слог.

ЗА или СА: ли…, Ли…, ко…, мимо…, …пог, …мок, …гадка, …поги, пи…тель, вя…ли.

ЗЫ или СЫ: но…, ва…, ро…, воло…, моро…, стреко…, зано…, зано…, на…вать, на…пать.

2. Физпауза. Чайник.

Я - чайник, Дети стоят, изогнув одну руку, как
ворчун, хлопотун, сумасброд,
носик чайника, другая на поясе.
Я вам напоказ выставляю живот.
Животик надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
Топают обеими ногами.
«Эй, люди, я с вами попить чай хочу».
Делают призывные движения

правой рукой.

3. Звукобуквенный анализ слова. Работа со словами – паронимами.

А) «Прятки»: какие слова спрятались?

С С С С

РО А ЛИ А ОЯ АЙКА

З З З З

Чем различаются слова? (Буквами С, З).

И получается разное значение слов. (Слова-паронимы).

На какой вопрос отвечает слово ЗАЙКА? (Кто?)

На какой вопрос отвечает слово САЙКА? (Что?)

Составьте словосочетания.

САЙКА (какая?): сладкая, ароматная.

ЗАЙКА (какой?): пушистый, серый.

Б) Перед письмом массаж с карандашом.

В) Составьте предложения со словами – паронимами.

Вставь нужные по смыслу слова.

Зуб-суп. У Зои разболелся коренной … . Бабушка сварила вкусный … .

Коза-коса. У Зины пышная … . В огород забрела … .

Сыпь-зыбь. На болоте страшная … . У больного высыпала красная … .

Солить-залить Огурцы надо … рассолом. Надо на зиму … солить огурцы.

Злить – слить. Не надо … собаку. Остатки воды можно … .

4. Физпауза.

Комарик.

Вокруг меня звенит комар!
Беру скорей газету…
Удар! Удар! Еще удар!
Звенит! ….А чашки нету

5. Самостоятельная работа по карточкам после разбора.

1. Вставь букву.

Зима.

На…тупила зима. Были …ильные моро…ы. …ина в…яла …анки и пошла на горку. Она катала…ь на …анках с горки. За ней бегала …обака Тре…ор. Не боит…я …ина моро…а.

7. Итог занятия.

Чем занимались? Какие звуки учились различать? С какими словами познакомились?

8. Релаксация.

Вы молодцы. Хорошо и активно работали.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат с. Малый Толкай КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия. Тема: «Дифференциация звонких и глухих согласных. Звуки д- т». Труд людей.

2 Цель: учить детей различать звуки [т] [д] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. Задачи: - упражнять учащихся в четкой дифференциации фонем [Т-Д] по звонкости глухости с опорой на осознанный контроль за работой органов артикуляции; - устранять на письме специфические ошибки, связанные со смешением букв Д-Т; - активизировать, обогащать и уточнять словарный запас, навыки словообразования; - развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление, межполушарные взаимодействия; -воспитывать наблюдательность к языковым явлениям, любовь к родному языку. Оборудование: презентация, мяч, листы с заданиями, ручки, игрушка. НОД. 1. Организационно-подготовительный этап. С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На занятии не зевать. А работать и писать. -Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они пришли посмотреть, как мы умеем четко и правильно произносить звуки родного языка и грамотно писать. А)Игра на групповое сплочение «Пожелание» (дети передают друг другу мягкую игрушку и говорят пожелание). Л.: Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Кто это? Дети: Медвежонок. Л.: Передаем друг другу игрушку и говорим пожелание. Я начну, а вы продолжите. Чтобы ты всегда была добрая и т. д.

3 Вывод: какие слова вы говорили? (добрые). А теперь улыбнулись и сели. Б) Уточнение пространственно-временных представлений. -Какое время года? -Какой месяц зимы? - Какой день недели? -Какое время суток? В) Задание на устранение оптической формы дисграфии. Посмотрите, на партах у вас есть буквы. Назовите, какие буквы написаны неправильно? Молодцы!Слушаем меня внимательно. 2. Сообщение темы и цели занятия. Л: Где мы с вами будем проводить урок, вы узнаете, если из букв составить слова. Здесь на доске есть буквы двух цветов, разные по величине. Составим два слова- из букв желтого цвета, начиная с самой большой до самой маленькой. (Дети составляют слово «Городок»), из букв коричневого цвета, начиная с самой маленькой до самой большой (Дети составляют слово «мастеров»).слайд 1- буквы желтого цвета начиная с большой до самой маленькой, слайд 2- буквы коричневого цвета начиная с самой маленькой до большой буквы Прочитаем хором: «Городок мастеров».(слайд 3) -Сегодня наше занятие мы проводим в «Городке мастеров» и в нем живут звуки, а какие мы сейчас узнаем. А) Дифференциация изолированныхзвуков [Д-Т]. Если посмотреть на карту (слайд 4) карта висит под словами «Городок Мастеров», то мы увидим, что в этом городке две части желтого цвета и коричневого. И постоянно слышатся разные звуки. На желтой слышатсязвонкие звуки, а на коричневой глухие,а вот между улицами есть еще улица, где живут и звонкие и глухие звуки. Л.: О каком звуке сказано? (Цветков С. рассказывает, а логопед показывает на артикуляцию)(слайд 5).

4 Языком передним краем, В десна верхние ударим. Звук короткий звук взрывной Звук без голоса глухой. Дети:Звук [Т]. Л.: Произнесем хором звук [Т], по одному, смотрим в зеркала. Дайте характеристику звуку [Т]. Дети: согласный, глухой, твердый. Логопед. Как докажем, что глухой? Дети:Пальцы на голосовых связках, горлышко не дрожит. Л.: Назовите слова, где звук [Т] стоит в конце слова. Дети: Кот, мост, рот, лист. Логопед. А сейчас, о каком звуке сказано (Губанова Алина рассказывает, а логопед показывает)(слайд 6) Языком в десну ударим. Звонкий голос мы добавим. Логопед. Произнесем хором звук [Д], по одному, смотрим в зеркала, дайте характеристику звуку [Д]. Дети: Согласный, звонкий, твердый. Логопед. Как докажите, что звонкий? Дети: Пальцы на голосовых связках, горлышко дрожит Логопед. Назовите слова, где звук [Д] стоит в начале слова. Дети: Дом, дрова, друг, дым. Логопед. Повторим хором и индивидуально (слайд 7).На слайде звуки [Д] с колокольчиком и звук [Т] без колокольчика). Вывод: чем похожи и чем отличаются звуки [Д-Т]?. Дети: Сходны местом и способом образования, различаются участием голоса.

5 Логопед. Поэтому сегодня мы будем учиться различать на слух звуки [Д-Т] и буквы Тэ-Дэ на письме. 3. Изучение нового. А) Сопоставление звуков Д и Т с их графическим изображением. Логопед. Какой буквой обозначается звук [Д]? Покажи эту букву среди написанных букв. (слайд 8) Какой буквой обозначается звук [Т]? Покажи эту букву написанных. (слайд 9). Б) Дифференциация в слогах. Л.: Сопровождая речь поднятием желтого или коричневого сигнала, мы будем четко и правильно произносить слоги по моей указке.(слайд 5) - та-да-та - да-та-да - ту-ду-ту -ду-ту-ду -ты-ды-ты-ды -то-до-до-то В) Работа на отдельных листах. Л.:Посмотрите на партах, у вас есть листы с заданиями. Послушайте мое задание. Посмотрите на первое задание (появляется слайд 8распределите слова в два столбика в соответствие со звуками [Д-Т]). Сережа повтори задание. Ведро, ветры, туча, подул, стук, нарядный, страны, ударил, туман, двери, задремал, свисток, труба, подруга, трава. Проверим как вы выполнили задание. 4.Логопедическая физминутка. Слайд 7 Выполняем упражнения на межполушарные взаимодействия.

6 Игра с мячом «Добавь слог Да или Та». Лопа_, приро_, ребя_, воро_, горо_, мач_, боро_, гуся_, темно_, меч_, посу_, глухо_, свобо_, просту_, звез_, забо_,холо_, бесе_,кар_. 5. Дифференциация в словах и предложениях. Л.: Ребята, а почему у нас не город, а городок? Дети:Потому что он маленький. Какая часть слова сделала слово маленьким, превратив город в городок? Дети:Суффикс ок. Л.: А кто живет в нашем городке? Дети:Мастера. Л.: А кто такой мастер? Дети. Мастером можно назвать человека любой профессии, кто прекрасно знает свое дело. Л.: А можно ли ученика, молодого работника, маленького мастера назвать мастерок. Логопед и дети: Нет нельзя. Л.: Молодой, начинающий помощник- называется подмастерье (слово появляется на слайде 8). Логопед. А есть ли слово мастерок? Дети: да, но оно обозначает название инструмента(слайд 9). Логопед. Кто пользуется мастерком? Дети.Каменщик, штукатур, маляр. Логопед. Сейчас мы будем угадывать, люди, каких профессий живут в городе с помощью картинок. Что это?. Дети.метла. Логопед. Люди каких профессий пользуются метлой? Дети: дворник.

7 Логопед.в какой городок поместим жить дворника? Дети: дворник слышится звук [Д] на желтую сторону. Логопед. Составьте предложение со словами дворник, метла. Дети: дворник подметает двор метлой. Логопед. Что это? Дети: письмо телеграмма газета Логопед.люди каких профессий разносят письма и газеты? Дети. Почтальон. Логопед. Поместите в нужный городок почтальона. Дети. Почтальон слышится звук [т] на коричневую сторону. Логопед. Составьте предложение со словом почтальон. Дети.почтальон приносит письма. Логопед. Что это Дети.лекарство. Логопед. Люди, каких профессий дают нам лекарство, лечат нас? Дети: доктор. Логопед: а куда поместим слово доктор? Между улицами есть звук [Д] и звук Т. дети: в слове доктор слышится звук д и звук [Т]эту картинку поместим между улицами. Логопед. Составьте со словом доктор предложение. Дети. Доктор лечит детей. Вывод. Назовите профессии людей. Люди, каких профессий работают в нашей школе?а в каких названиях профессий вы услышали звуки [Д и Т]. 5.Закрепление изученного материала. а) работа со словами паронимами.

8 Логопед. Скажите ребята, а может ли один звук или буква изменить слово? Проверим (проводится работа со словами-паронимами.сначала устно, затем письменно). Заменим в последнем слове звук [т] на звук [д]. Работаем парами, у вас есть предложения - прочитай свое предложение Сережа, а по смыслу, кто услышит одинаковое подходящее по рифму- прочитаете свое предложение(на слайдах слова, а потом появляются предложения. Том-дом Тверь-дверь Плоты-плоды Творцы-дворцы Назовем мы книгу том. Для жилья построим дом. Под Москвой есть город Тверь В доме открываем дверь. По реке плывут плоты Зеленеют на ветвях плоды Архитекторы-творцы. Строят чудные дворцы. Произнесем хором, по одному слова. Л.: Какими звуками различаются эти слова по произношению? А по значению? б) дифференциация [д-т] в предложениях. Логопед. Кто построил дворцы. Кто такой архитектор? Архитектор это художник и строитель, но он не сроит здание, а придумывает его строение, поэтому он творец. А есть ли дворец в нашем городе, кто же там живет? Выделим первый звук в словах: Ткач Работа Утро Доктор Дети: Это слово труд. Логопед. Верно труд. А почему он самый главный в городке мастеров? Подарим несколько минут слову труд. Ребята трудиться должны не только взрослые, но и вы. Назовите слова-синонимы к слову труд. Дети: Дело, работа, знание.

9 Логопед. Назовите слова-антонимы к слову труд. Дети: Лень, безделье. Логопед. А теперь вспомним мудрость народа о труде. На доске начало четырех пословиц у вас их окончание. В тексте пропущены буквы Т и Д. Дети читаю деформированный текст. На слайдах Без ру а не вы ащишь рыбку- (из пру а) Какие ру ы- (акиепло ы) ело мас ера- (бои ся) ерпение и ру - все пере ру) 6. Итог. Рефлексия. -Хорошо ли мы трудились? -Чему мы учились на занятие? -Что нового вы узнали из нашего занятия. -За время работы ни один из вас не сделал ни одной ошибки, поэтому я уверена, что и на уроке русского языка вы не допустите ошибок.


МКДОУ «ЦРР д/с 6» Конспект занятия по звуковой культуре речи с детьми Дифференциация звуков [ж], [ш] в слогах, в словах и предложениях Подготовила: учитель-логопед 1 КК Николаева С.В. Цель: научить ребенка

2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия для учителя-логопеда

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 28 г. Яровое Алтайского края Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

2 Пояснительная записка Рабочая программа по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе методического пособия

Конспект логопедического занятия по преодолению фонематической дисграфии. 3-й класс учитель-логопед Скроботова И.В. Тема: Дифференциация д т в словах, предложениях Цель: Учить различать д т в словах, предложениях.

МБОУ «Специальная коррекционная общеобразовательная школа 7 VIII вида» Конспект открытого группового логопедического занятия с использованием мультимедийного сопровождения в 4 классе на тему: «Дифференциация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 23» общеразвивающего вида Конспект занятия по дополнительной образовательной услуге «Профилактика и коррекция речевого развития»

АСТ Москва Уважаемые родители и педагоги! Обучение чтению ребенка 4 6 лет дело непростое, требующее не только терпения и времени, но и наличия некоторых специальных знаний. Сложность состоит в том, что

Пояснительная записка Проблема нарушений письменной речи у школьников одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ З-Ж 2 «Б» класс Ключникова Анасатсия Анатольевна учитель

Конспект открытого логопедического занятия с группой детей, имеющих фонетико фонематическое нарушением речи. 1класс Ганноченко Татьяна Анатольевна учитель логопед при МОШ 8. г. Макеевка, Донбасс. Данный

ИНТЕРЕСНЫЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ http://iqsha.ru/ Это сайт, который помогает детям развивать полезные способности и навыки онлайн: память и внимание, логику и пространственное мышление,

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара Конспект НОД в старшей логопедической группе по теме «Звук [ы]. Путешествие

Перспективный план Развитие речи средняя группа (раздел образовательной программы) Месяц Тема Программное содержание Часы В месяц Сентябрь Занятие 1 Беседа с детьми на тему " Надо ли учиться говорить?"

Муниципальное автономное образовательное учреждение для детей с ОВЗ средняя общеобразовательная школа интернат 6 г. Ялуторовска РАСМОТРЕНО Руководитель ШМО ОЛ Л М.Севастьянова Протокол заседания методического

МОБУ «Средняя общеобразовательная школа 23» Совместное занятие логопеда и психолога для 2-го КРО класса на тему: «Различие «Ш» и «Щ»». педагог-психолог: Эпель М.И., первая кв.категория учитель логопед:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 365» городского округа Самара (МБДОУ «Детский сад 365» г.о. Самара) адрес: 443042, Самарская область, г.

Белгородская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 23 II,III, IV и VI видов Конспект дидактической игры «Скажи мне, что тебе нужно, а я скажу кто ты!» Разработала: Бердова Н.Ф.,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 259» комбинированного вида Октябрьского района городского округа города Уфа Республики Башкортостан Конспект индивидуального

Логопедическое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности в соответствии с ФГОС ДО. Тема: «Прогулка в Звукоград» Цель: в занимательной игровой форме обобщить

Пояснительная записка. Рабочая программа по устранению общего нарушения речи (ОНР) у учащихся 1 класса и недостатков чтения и письма, обусловленных общим нарушением речи, у учащихся 2-3 классов составлена

Конспект группового занятия в рамках месячника психологического здоровья в подготовительной к школе группе 12 Тема: «Дифференциация звуков [Н], [М]. Обучение звукобуквенному анализу слов». Цель: 1. Познакомить

ФИО Конспект урока по обучению грамоте. ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературного чтения (обучение грамоте) ТЕМА урока: «Буква Ч» Бобылева Елена Викторовна Место работы МБУ «Школа 72» Должность Предмет Класс Учебник

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад 9 «Кораблик» комбинированного вида г. Новотроицка Оренбургской области» Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому

Пояснительная записка Письмо является психическим процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы психической деятельности - внимание, зрительное, акустическое и пространственное

Занятие 1 по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: «Звук и буква «А» Цель: формирование представлений о звуке и букве «А» Задачи: Образовательные: 1.Познакомить с артикуляцией

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 365 г.о. Самара Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме

Конспект НОД по развитию речи в группе старшего дошкольного возраста на тему: «Деревня». Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины

Пояснительная записка К овладению первоначальными навыками чтения требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сфер дошкольника. Поэтому каждому ребенку необходимо разное время для

Перспективный план работы кружка «Грамотейка» месяц неделя зан. тема необходимо знать Сентябрь 3 1 Предложение. - Речь устная и письменная. - Предложение. - Графическое изображение предложений. 4 2 Предложение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе Тема: «Профессии моего города» (артист, продавец, строитель)

Конспект урока «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах». Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся первого класса. Цель: автоматизация звука [Ш. в слогах. Словах, закрепление зрительного образа

Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Подготовила учитель-логопед: Е.Н.Мель 2014г. Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте. Задачи:

В стране АБВГДЕЙКА Цель: Повторение пройденного материала на обобщающем занятии по гласным звукам и буквам. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале,

Конспект медиазанятия по теме: «Дифференциация звуков Р-Р» Учитель-логопед: Кадочникова Наталья Константиновна Образовательное учреждение - Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Мастер класс «Игры и упражнения со звуками и словами для дошкольников» Подготовила: учитель логопед МБДОУ детский сад 3 «Эрудит» Фёдорова С.Х.. Этапы формирования правильного звукопроизношения Подготовительный

Пояснительная записка. Рабочая программа по устранению недостатков чтения и письма, обусловленных общим нарушением речи, у учащихся 3 классов составлена с учётом рекомендаций и методических разработок

Подготовили: учитель-логопед Каретникова Е.И., учитель-логопед Гридасова-Прохорова Л.О. Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте. Задачи: определить

«Чего не стало?» Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности, учить применять имеющиеся знания в новых условиях, упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа Материал: мешочек,

Тема: «Развитие жизненной компетенции. Дифференциация звуков [б]-[п]» в словах и предложениях». Цель: Закрепление умений детей дифференцировать звуки (п) (б) на слух и на письме. Задачи: - продолжать учить

Сценарий урока обучения грамоте в 1 классе. Тема урока: Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м"]. Тип урока: урок ознакомления с новым материалом. Цель: познакомить с новыми буквами и звуками.

Пояснительная записка. Рабочая программа по устранению нарушений в устной и письменной речи у учащихся -4 классов. Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Закона

Долгова Людмила Валерьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей 22 «Надежда Сибири» г. Новосибирск КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 2 КЛАСС. «НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

Разделы: Логопедия

На современном этапе одна из проблем с которой сталкиваются педагоги, работающие в начальной школе – это все более возрастающее количество детей с различными нарушениями в речевом развитии, которые мешают детям в полной мере овладевать знаниями, усваивать учебный материал. И, соответственно, чем раньше учителями-логопедами будет проведена работа по выявлению, а затем, и по устранению выявленных речевых недостатков, тем быстрее и легче ребенок сможет начать полноценно усваивать программные задачи, тем меньше вероятность переноса этих недостатков на процессы чтения и письма.

В предлагаемом опыте представлен материал планирования коррекционной работы по формированию дифференциации звонкий – глухой на примере звуков [с] – [з]. Недостаток звонкости согласных звуков, смешивание их в своей устной речи с глухими, и как следствие, появление буквенных замен – это одна из проблем возникающих у детей с несформированными фонематическими процессами.

Организация коррекционного процесса строится с учетом конкретных целей обучения. На логопедических занятиях для достижения максимального результата и высокой познавательной активности используются приемы работы, которые ставят ребенка в такую позицию, при которой он самостоятельно принимает решение. Для повышения интереса к занятиям речевой и наглядный материал подобран с учетом интересов детей, некоторые задания обыгрываются. Предлагаемые упражнения тренируют и психические процессы, такие как внимание, восприятие, мышление. Успешное решение коррекционных задач зависит и от психологического климата, той психологической атмосферы, которая окружает ребенка. Естественность, непринужденность, комфортность обстановки также будут способствовать повышению результативности занятия.

Работа по преодолению нарушения и восстановлению устойчивой дифференциации звонких и глухих согласных ведется в следующих направлениях:

  1. Развитие способности к слуховой дифференциации соответствующих звуков.
  2. Упражнение в правильном употреблении их в речи.
  3. Профилактика буквенных замен.

Занятие 1.

Организационный момент: “Хлопни, когда услышишь звук [З]”.

А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий только из двух звуков: [С] и [З]: с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с, з, с, з, з, з и пр.

Б) Логопед называет слоговой ряд: са, зо, сы, зу, зы, су, за, зы, сы, зо и пр.

Часть I:

Задание 1. Повтори за логопедом:

Задание 2. Отгадай загадки. (При отгадывании каждой загадки на доску вывешивается картинка-отгадка).

А) Ходит длинный, пасть с клыками, ноги кажутся столбами,
Как гора, огромен он, ты узнал, кто это?...(Слон ).

Б) Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?...(Заяц ).

В) Он в безбрежном океане туч касается крылом.
Развернется – под лучами отливает серебром…..(Самолет ).

Г) Живет в нем вся вселенная, а вещь обыкновенная…(Телевизор ).

Д) Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда мы не уйдем,
Мы бьем исправно каждый час, а вы, друзья, не бейте нас…(Часы ).

Е) Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, она знать дает…(Собака ).

Ж) Свернешь – клин, развернешь – блин…(Зонт ).

З) Без рук, без топоренка построена избенка…(Гнездо ).

Задание 3. Расставь картинки по местам: в домик, где живет Незнайка (правая часть доски) помести картинки со звуком [З], а в домик, где живет Скоморох (левая часть доски) помести картинки со звуком [С]. При выполнении задания каждый ребенок называет выбранную им картинку и обосновывает свой выбор. Используются картинки-отгадки из предыдущего задания.

Задание 4. Логопед предлагает детям придумать, какие еще картинки со звуками [С] и [З] могли бы быть у Незнайки и Скомороха.

Физкультминутка:

Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков и выполнить следующие действия: присесть, если он назовет слово со звуком [С], и попрыгать, если назовет слово со звуком [З].

Часть II:

Задание 1. Логопед называет слоги, а дети записывают их в тетрадь: в левую колонку с буквой “С”, в правую – с буквой “З”.

Су, за, ас, ус, зо, зы, са, зу и пр…

Задание 2. Списать слова, вставляя пропущенную букву “С” или “З”. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” двумя чертами.

Задание 3. Списать предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Девочку звали …… .
В лесу рыжая …….. .
(лиса, Лиза)

Утром на траве …… .
В вазе красивая ….. .
(роза, роса)

На дереве сидит ….. .
В печке черная …… .
(сова, зола)

Воду надо ……. .
Не надо собаку …. .
(злить, слить)

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

Занятие 2.

Организационный момент: “Подними правую руку, если услышишь звук[З] и левую, если услышишь звук [С]”.

А) Логопед называет звуковой ряд, состоящий из разных согласных звуков: С, Д, П, З, К, З, Б, З, Г, С, Т, З, К, С, Т, З и пр.

Б) Логопед называет слоговой ряд: са, ту, зо, бы, сы, зу, го, ву, зы, су, па, за, зы, до, фы, га, сы, зо и пр.

Часть I:

Задание 1. Закончи слово, добавляя или слог –са, или слог –за.

Задание 2. Измени слово по образцу: воз – возы…

Задание 3. На доску выставляются картинки, в названиях которых есть звуки [С] и [З]: зубр, заяц, салфетка, сова, кукуруза, поднос, каска, береза, насос. Логопед предлагает детям назвать картинки и определить глухой или звонкий звук слышится в этих словах.

Задание 4. Игра “Будь внимательным”. На доске в линейный ряд выставляются картинки из предыдущего задания. Детям предлагается запомнить как они стоят. Затем дети закрывают глаза, а логопед в это время меняет местами картинки. Открыв глаза, дети должны вспомнить и назвать порядок, в котором стояли картинки. Игра повторяется несколько раз.

Физкультминутка:

Логопед раздает детям карточки с буквами “С” и “З”. Задание: перемещаясь по кабинету внимательно слушать слова, которые называет логопед. Услышав слово со звуком [С], те дети у которых находится карточка с буквой “С” должны остановится и поднять ее вверх, а если логопед назовет слово со звуком [З], то останавливаются и поднимают карточку те дети, у которых буква “З”.

Примерные слова: самовар, пароход, солнышко, брюки, азбука, сверчок, помидор, тарелка, забор, ослик, позвать, кошка, музыка, маска, книга, зубы, класс, злой, чайник, ласточка, Буратино, смех, душ, замок и пр.

Часть II:

Задание 1. Из слов, написанных на доске, списать только те, в которых согласный, стоящий в середине слова, оглушается. Подобрать к ним проверочные слова. Образец: сказка – сказочка.

Близко, маски, замазка, леска, краска, ваза, низкий,
миска, березка, козленок, указка, киска, повязка, сосиска.

  • Выпал первый снег.
  • Около дома росла береза.
  • Птицы улетают осенью.
  • На дереве зяблик.
  • К нам во двор привезли песок.
  • Зина каталась на санках.
  • Стол стоит в углу.
  • В саду бузина.

Задание 4. Пересказ текста с опорой на картинку.

Зайка.

Наступила зима. Землю занесло снегом. Сидит зайка у березы. Голодно бедному зайке. Нет более зеленой капусты. Стал зайка есть кору березы.

(Текст взят из книги А.Н.Ассмус “Сборник упражнений для детей с недостатками произношения” М., 1959).

Подведение итога занятия:

Оценка деятельности детей.

Занятие 3.

Организационный момент: “Прослушай звуковой ряд и назови те слоги, которые повторяются два раза”:

Часть I.

Задание 1. Прослушать слоги, записать их в две колонки: с буквой “С” в левую, с буквой “З” в правую:

Са, со, зу, сы, за, ос, зо, су, зы, ус, сы,
Зва, сно, зло, сву, зна, зво, сны, сто.

Задание 2. На магнитной доске два домика с кармашками. На одном домике написана буква “С”, на другом буква “З”. У каждого ребенка конверт с картинкой. Ребенок, назвав свою картинку, должен положить ее в кармашек того домика, который соответствует названному звуку. Примерный перечень картинок:

Зубы, носки, косынка, змея, коза, костюм,
сапоги, звонок, звезда, скамейка, мимоза и пр.

Задание 3. Придумать и записать слова:

А) С буквой “С” в середине слова;

Б) С буквой “З” в начале слова.

Задание 4. Образовать от данных глаголов новые, посредством приставки ЗА– . Записать получившиеся слова. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами. Образец: сыпать – засыпать.

Физкультминутка:

Дети выполняют движения со словами:

Тише, тише, Зоя спит, а вот злой комар летит.
Зою будет он кусать, и не даст он Зое спать.
Мы прогоним комара, потому что спать пора.

Часть II.

Задание 1. От слов, находящихся слева, провести стрелки к словам находящимся справа и подходящим по смыслу. Подчеркнуть букву “С” одной чертой, букву “З” – двумя чертами.

Задание 2. Пересказ текста по опорным картинкам.

Вот так гнездо.

У маленькой Зои был красивый зонт. Один раз Зоя под зонтом шла вдоль забора. Вдруг подул сильный ветер и унес зонт за забор. За забором росла береза. Перелезла Зоя через забор и видит свой зонтик на березе. Какие-то птицы унесли его и сделали из него гнездо.

(По Л.П.Успенской и М.Б.Успенскому “Учитесь правильно говорить”, М.,1995, текст адаптирован).

Задание 3. Повтори скороговорки:

А) Ослик был сегодня зол, он узнал, что он осел.

Б) Стоит воз овса, возле воза коза.

Подведение итога занятия.

Оценка деятельности детей.

Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для учащихся 2 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР», I этап.

Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Лексическая тема: «Лес».

Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.

1. Коррекционно-развивающие:

  • Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
  • Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.
  • Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.

2. Образовательные:

  • Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.
  • Создать условия для обогащения словаря по теме лес.

3. Воспитательные:

  • содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.

4. Оздоровительные:

  • Создать условия для развития мелкой моторики рук.
  • Способствовать укреплению глазных мышц.

Оборудование: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.

Лексический материал: загадки.

Ход занятия:

Организациооный момент.

Здравствуй, Марина, сегодня мы с тобой отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяй за мной!

Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём.
(Загибает пальчики)

Основная часть.

Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!

1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.

Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…?

Правильно. Какой первый звук в слове сова?

Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?)

Согласный, глухой.

Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?

Буквой «С».

Напиши слово «сова».

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы -
Уши больше головы?

Какой первый звук в слове заяц?

Звук [з].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Буквой «З».

Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?

Какой первый звук в слове «волк»?

Звук [в].

Какой это звук?

Согласный, звонкий.

Какой буквой обозначим звук [в] на письме?

Буквой «В».

А какой последний звук в слове «волк»?

Звук [к].

Какой это звук?

Согласный, глухой.

Какой буквой обозначим на письме?

Буквой «К».

Напиши слово «волк».

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?

Сколько звуков в слове «лиса»?

Назови третий звук в слове «лиса»?

Звук [с].

Напиши слово «лиса».

Задание № 2.

Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).

…емляника (З),
…уб (Д),
белый …риб (Г),
бере…а (З) ,
ры…ик (Ж),
е…евика (Ж)

На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?

На три группы: ягоды, деревья, грибы.

Физминутка «Бабочка».

Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.

Задание №3 «Кто где живет».

В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет?

Паук, белка, дятел, змея.

В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук.

Запиши названия животных.

Задание№ 4.

В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!

Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза.

Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?)

Оставим: смородину, чернику, колокольчики, кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.

Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к].

А у звука [ч] есть парный звонкий звук?

Перечисли все парные согласные звуки.

Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф

Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.

Молодец, справилась с заданием.

Задание 5. Разгадай кроссворд.

Какие парные звуки встретились в этих словах?

Г-К, Ж- Ш, Б-П.

Посчитай, сколько грибов у тебя стало?

Вот такую оценку ты получаешь сегодня за занятии!

Рефлексия.

Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению.

Тебе понравилось?

Цветкова Анна Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
город Сыктывкар

Логопедическое занятие в 1 классе для детей с ОНР по теме: «Дифференциация парных звонких и глухих согласных»

Цель: Дифференциация парных звонких и глухих согласных. Лексическая тема «Зима».

Ход занятия

1. Организационный момент. Логопед: Здравствуйте, ребята! Рада встречи с вами! Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Я надеюсь, наша совместная работа сегодня будет успешной и порадует всех нас. Чтобы наша речь была красивой мы должны запомнить очень важное правило:
Каждый день, всегда, везде, на занятиях, в игре,
Верно, четко говорим, никогда мы не спешим.
Давайте повторим правило все вместе. (слайд 1)

3. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Проведем артикуляционную гимнастику. Возьмем зеркала. Я расскажу вам «Сказку о веселом язычке»
Жил – был веселый язычок в своем домике. Вокруг домика язычка стоял заборчик (упр. Заборчик).

Язычок пошел гулять “лопата” , покатался язычок на санках (чашечка)

Вдруг подул ветер и язычок поежился (иголочка), спрятался в домик и закрыл за собой дверь.

Язычок не скучал дома, потолок побелил “Маляр”

Язычок посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” – “часики”

Пора и мне отдохнуть”, - подумал Язычок.

Ребята, когда нам нужен язык?

Язык нам нужен, когда мы едим, разговариваем.

А кто нам помогает в том, чтобы наши слова было слышно? А в том, чтобы наши слова было слышно, нам помогает Голосок. Он тоже живет в домике.

Где находится этот домик? Этот домик находится в горле. Голосок может спать, а может и не спать. Когда голосок спит, он тихонько сопит, давайте вместе послушаем: «с-с-с-с», «ш-ш-ш-ш». А когда просыпается, то поет песни. И так звонко он это делает, что стенки домика Голоска начинают дрожать: «з-з-з-з», «ж-ж-ж-ж»! Дотрагиваемся ладонью до горлышка.

2. Объявление темы занятия

Логопед: Ребята, вы догадались над какой темой мы будем сегодня работать. Скажите, что вам известно по этой теме? (Выслушиваются все ответы учащихся). (Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные образуют пары.) А что бы вы хотели узнать? (как научиться различать звонкие и глухие согласные)


Логопед: Тема нашего занятия – «Парные звонкие и глухие согласные».

Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришел гость.

Здравствуйте, я – бабушка-Вьюга. Как вы думаете, почему я к вам пришла?

Пока я шла, сочинила чистоговорки, давайте вместе их проговорим:

Ма – ма - ма – на улице зима.

Жок – жок – жок – падает снежок.

Са – с а – са – замело леса.

Ду – ду – ду – в шубе я гулять иду.

За – за – за – шапка лезет на глаза.

Какие вы молодцы, ребята, а можно я останусь с вами и посмотрю, как вы занимаетесь?

Хорошо, бабушка-Вьюга, оставайся, а мы с ребятами продолжим.

Посмотрите на экран. Вспомним, какие упражнения выполняют наши органы речи, когда мы произносим парные звонкие и глухие согласные (презентация): Б-П-губки смыкаются, В-Ф- верхние зубы прикусывают нижнюю губу, Г-К- язычок прячется за нижние зубки, Д-Т- язычок ударяется в верхние зубки как молоточек, Ж-Ш- язычок в форме чашечки за верхними зубками, З-С- губы улыбаются, язычок за нижними зубками.

Итак, мы сделали с вами важное открытие: пары звонких и глухих согласных

имеют определенную одинаковую артикуляцию.

Главное их отличие друг от друга – это работа голосового аппарата.

1. Ребята, возьмите, пожалуйста, наши сигнальные карточки. Я буду произносить звуки, если вы услышите звонкий звук, то какую карточку вы поднимите? А если глухой?

2. Я раздам вам шнурки и буквы звонких и глухих согласных. Один из вас распределит на шнурок буквы звонких согласных, а другой – глухих. Хорошо, проверьте друг у друга получившееся. Проверим вместе.

Послушайте внимательно, что вы слышите? (звукозапись шума ветра) - Какой зимой бывает ветер? Как дует ветер?

Выполним упражнение: сдуй снежинку. Возьмем снежинки. Вдох – носом, выдох – ртом. Слабый ветерок. Ветерок подул сильнее. Сильный ветер. Хорошо, молодцы.

Ветер стих и мы можем отправиться на прогулку.

Приготовили пальчики и повторяем за мной.

Пальчиковая гимнастика

Зимняя прогулка (Загибаем пальчики по одному)
Раз, два, три, четыре, пять
("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Мы во двор пришли гулять.
("Лепим" комочек двумя ладонями)
Бабу снежную лепили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
Птичек крошками кормили,
(Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
С горки мы потом катались,
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
А ещё в снегу валялись.
(Отряхиваем ладошки)
Все в снегу домой пришли.
(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Съели суп и спать легли.

Понравилась вам зимняя прогулка?

Что вы делали? (воспроизведение слов – действий) А что вы еще можете делать на прогулке зимой?

3. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Перед вами таблица со слогами.

Ба

Со

Па

Да

Зо

Та

Прочитайте слог в верхнем левом углу, теперь две клеточки направо; одна клетка налево, одна клетка вниз; одна клетка налево, две клетки направо.

4. Теперь возьмите ручки и срисуйте с доски такие же точки. Я буду называть слоги, а вы на месте точек записывайте буквы, обозначающие звонкий или глухой согласный.

ВА БА

СО

ЖИ ДЫ

Соедините точки, на которых вы записали буквы звонких согласных. Какая геометрическая фигура у вас получилась? А какие еще геометрические фигуры вы уже знаете?

Теперь немного отдохнем. Вставайте около своих парт и повторяйте за мной.

Здравствуй, Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Ребята, покажите, без слов, как вы радуетесь первому снегу.

Дрожите от холодного ветра.

У вас есть карточки с буквами, а также колокольчики и наушники. Я буду загадывать загадки, если слово-отгадка начинается на звонкий согласный, то вы кладете на букву, с которой начинается данное слово - колокольчик, если на глухой согласный, то вы кладете на букву наушники. Начнем.

Г

Зь

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, -

Значит, к нам пришла... (зима)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек -

Их укрыл пушистый... (снег)

Два стальных блестящих братца

По катку кругами мчатся.

Лишь мелькают огоньки.

Что за братики? (Коньки)

Я большой любитель санок.
Встану утром спозаранок,
Обзвоню своих ребят
И девчонок – всех подряд.
Будем вместе веселиться-
Нужно только вниз скатиться.
Если есть у снега корка -
Всё, тогда готова … (ГОРКА).

Проверим получившееся.

Посмотрите на картинки, найдите на ней предметы, названия которых начинается со звонких или глухих согласных. Придумайте предложение со своими словами.

Итог занятия

Ребята, чем мы занимались на занятии? (учились различать звонкие и глухие согласные)

Какое задание понравилось больше всего?

Какое задание показалось трудным?

А тебе, бабушка-Вьюга, было интересно у нас?

Конечно, я сегодня узнала столько нового. И поняла:

Чтобы случаев не было таких неясных,
И ответов не было плохих.
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтоб не путать звонких и глухих! Спасибо вам, до свидания.

Инструкция: Я раздам вам снеговичков, а вы нарисуйте и подарите им своё настроение.

Теперь пришло время прощаться. Давайте встанем в круг

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед правую руку (получается пирамида из ладошек) и говорят слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!” Спасибо, ребята, до свидания.