Болезни Военный билет Призыв

Кр содержание хорь и калиныч. «Хорь и Калиныч. «Хорь и Калиныч»

Потому «живой, горячий и законченный роман» будет современным в любую историческую эпоху.

Роман, затрагивающий «близкие лично каждому» чувства, стал живым упрёком современникам, которых Н. С. Лесков иронично назвал «настоящие светские люди» .

Лев Толстой описывал эпоху «упадка древней цивилизации» , писатель ощущал приближение перемен в жизни дворянского общества, но не мог предвидеть, какой они обернутся катастрофой менее чем через полвека.

В последней, восьмой части Л. Н. Толстой как раз показывает отсутствие интереса к «труду» под названием «Опыт обзора основ и форм государственности в Европе и в России». Рецензию на книгу, над которой Сергей Иванович Кознышев (брат Лёвина) трудился 6 лет, написал молодой невежественный фельетонист, выставив его посмешищем. По причине неудачи своей книги Кознышев весь отдался славянскому вопросу в сербской войне.

Он признавал, что газеты печатали много ненужного и преувеличенного, с одною целью - обратить на себя внимание и перекричать других. Он видел, что при этом общем подъёме общества выскочили вперед и кричали громче других все неудавшиеся и обиженные: главнокомандующие без армий, министры без министерств, журналисты без журналов, начальники партий без партизанов. Он видел, что много тут было легкомысленного и смешного …

Персонажи романа

Окружение Льва Николаевича Толстого - это современное общество Анны Облонской - Карениной. Наблюдения Толстого за чувствами и мыслями реальных людей стали «художественным изображением жизни» персонажей романа.

В романе Толстого нет совпадений. Путь начинается с железной дороги , без которой сообщение было невозможным. По пути из Петербурга в Москву княгиня Вронская рассказывает Анне Карениной о своем сыне Алексее. Анна приезжает для примирения Долли с братом Стивой, уличённым в измене, и который «кругом виноват». Вронский встречает мать, Стива - сестру. Под колёсами гибнет сцепщик… Кажущаяся «событийная упорядоченность» лишь раскрывает и показывает состояние внутреннего хаоса и смятения героев - «все смешалось». И «густой свисток паровоза» не заставляет героев очнуться от своего надуманного сна, он не разрубает узел, наоборот, он усиливает тоску героев, которые впоследствии проходят через грань последнего отчаяния. Гибель сцепщика под колесами паровоза стала «дурным предзнаменованием», «прекрасный ужас метели» символизировала скорое разрушение семьи.

Насколько кошмарным становится положение Анны, от которой отвернулся свет, и представители которого не рискуют общаться домами с «преступной женщиной», очевидно из последовательности событий.

Ослеплённый любовью молодой граф Вронский следует за ней, как тень, что само по себе представляется вполне симпатичным для обсуждения в светской гостиной дома Бетси Тверской. Замужняя Анна может предложить лишь дружбу и не одобряет поступок Вронского по отношению к Кити Щербацкой.

Ничто не предвещало большой беды. Светская княгиня советовала Анне Аркадьевне: «Видите ли, на одну и ту же вещь можно смотреть трагически и сделать из неё мучение, и смотреть просто и даже весело. Может быть, вы склонны смотреть на вещи слишком трагически».

Но Анна во всех событиях видела знаки судьбы. Анна видит во сне смерть при родах: «родами умрёте, матушка» , она постоянно думала о смерти и отсутствии будущего. Но судьба даёт второй шанс (как и Вронскому, при попытке застрелиться), Анна не умирает, но врач облегчает её боль морфином .

Для Анны станет невыносимой потеря сына , который будет расти в доме строгого отца, с презрением к покинувшей его матери.

Она мечтает о невозможном: соединить в одном доме двух самых дорогих людей, Алексея Вронского и сына Серёжу. Все попытки мягкого и рассудительного брата Стивы добиться от Каренина развода и оставить Анне сына, не увенчались успехом. Все поступки государственного мужа Каренина происходили под влиянием законов светского общества, лести его тщеславию графини Лидии Ивановны, и «согласно религии».

Выбор был таков: «Счастье великодушного прощения» или желание любить и жить.

Толстой отчётливо критикует «старый обычай» , законодательно сложный бракоразводный процесс , который становится практически невозможным и осуждаемым в свете.

Скорее она хотела избавить всех от себя. Анна приносит всем несчастье, «разваливая» личности по кусочкам, лишая их внутреннего покоя.

Прототипы. Характеры. Образы

Константин Лёвин

Лёва, Лев Николаевич Толстой. Был нарисован в романе как типичный образ русского идеалиста, но он показывает далеко не лучшую часть своего «я» .

Откровения дневника Льва Николаевича, в котором он добросовестно записывал все свои интимные переживания , произвели перед свадьбой на Софью Андреевну угнетающее впечатление. Толстой чувствовал перед ней свою ответственность и вину.

Лёвин не без внутренней борьбы передал ей свой дневник. Он знал, что между им и ею не может и не должно быть тайн, и потому он решил, что так должно; но он не дал себе отчета о том, как это может подействовать, он не перенесся в неё. Только когда в этот вечер он приехал к ним пред театром, вошел в её комнату и <…> понял ту пучину, которая отделяла его позорное прошедшее от её голубиной чистоты, и ужаснулся тому, что он сделал .

Через два дня после женитьбы на 18-летней Софье Берс , 34-летний Лев Николаевич писал своей бабушке : «У меня постоянно чувство, как будто я украл незаслуженное, не мне назначенное счастье. Вот она идёт, я её слышу, и так хорошо» (из письма к А. А. Толстой 28 сентября 1862) . Эти переживания отражены в настроениях Лёвина и Кити:

Она простила его, но с тех пор он ещё более считал себя недостойным её, ещё ниже нравственно склонялся пред нею и ещё выше ценил своё незаслуженное счастье .

Николай Лёвин

Дмитрий Николаевич Толстой. Был аскетичен, строг и религиозен, в семье его прозвали Ноем . Затем начал кутить, выкупил и забрал к себе продажную Машу.

Анна Каренина (Облонская)

В 1868 году в доме генерала Тулубьева Л. Н. Толстой повстречал Марию Александровну Гартунг , дочь Пушкина. Толстой описал некоторые черты её внешнего облика: тёмные волосы, белые кружева и маленькая лиловая гирлянда анютиных глазок.

По внешнему облику и семейному положению, описанному Л. Н. Толстым, прототипом могла быть Александра Алексеевна Оболенская (1831-1890, ур. Дьякова) , жена А. В. Оболенского и сестра Марии Алексеевны Дьяковой, бывшей замужем за С. М. Сухотиным.

Характер

Судьба

Анна Степановна Пирогова, которую несчастная любовь привела к гибели, в 1872 году (из-за А. Н. Бибикова) Из воспоминаний Софьи Андреевны:

Л. Н. Толстой ездил в железнодорожные казармы, чтобы увидеть несчастную .

Ситуация

Развод был весьма редким явлением. И много шума в свете наделала история женитьбы Алексея Константиновича Толстого на С. А. Бахметьевой , ради него покинувшей мужа Л. Миллера (племянника Е. Л. Толстой). До брака с Л. Миллером, Софья Бахметева родила дочь Софью (в замужестве Хитрово) от князя Г. Н. Вяземского (1823-1882), который дрался на дуэли с её братом и убил его . А. К. Толстой посвятил ей строки: «Средь шумного бала…».

Также непростой историей оказалась ситуация в роду Толстых-Сухотиных-Оболенских:

Жена камергера Сергея Михайловича Сухотина (1818-1886) Мария Алексеевна Дьякова в 1868 году добилась развода и вышла за С. А. Ладыженского .

Его сын, Михаил Сергеевич Сухотин (1850-1914), женился на дочери Л. Н. Толстого, Татьяне Львовне , а первой его женой была Мария Михайловна Боде-Колычева, от брака с которой было пятеро детей (впоследствии дочь Наталья вышла замуж за Николая Леонидовича Оболенского (1872-1934), сына племянницы Л. Н. Толстого Елизаветы, ранее женатого на его дочери Марии).

Соединив в Анне Карениной: образ и внешность Марии Гартунг, трагическую историю любви Анны Пироговой и случаи из жизни М. М. Сухотиной и С. А. Миллер-Бахметьевой, Л. Н. Толстой оставляет именно трагический финал. «Мнѣ отмщеніе, и Азъ воздамъ » (Вт 12:19).

Развитие образа

В первоначальном замысле Л. Н. Толстого героиней романа была Татьяна Сергеевна Ставрович (Анна Аркадьевна Каренина), муж её - Михаил Михайлович Ставрович (Алексей Александрович Каренин), возлюбленный - Иван Петрович Балашев (Алексей Кириллович Вронский). Образы немного отличались.

«Было что-то вызывающее и дерзкое в её одежде и походке и что-то простое и смиренное в её лице с большими чёрными глазами и улыбкой такой же как у брата Стивы».

В предпоследнем, девятом варианте рукописи романа, Л. Н. Толстой уже описывает кошмар Анны:

Она заснула тем тяжёлым мёртвым сном, который дан человеку, как спасение против несчатия, тем сном, которым спят после свершавшегося несчастия от которого надо отдохнуть. Она проснулась утром не освеженная сном. Страшный кошмар представился в сновидениях ей опять: старичок-мужичок с взлохмаченной бородой что-то делал, нагнувшись над железом, приговаривая Il faut le battre le fer, le broyer, le pétrir. Она просыпалась в холодном поте. <…> «Надо жить, - сказала она себе, - всегда можно жить. Да, несносно жить в городе, пора в деревню» .

Работа над романом тяготила Л. Н. Толстого («я поневоле засел писать»), он часто откладывал его, занимаясь образовательными программами («я отрываюсь от людей реальных к вымышленным»); и был равнодушен к его успеху. В письме к А. А. Фету он говорил, что «скучная и пошлая Анна К. ему противна… Моя Анна надоела мне, как горькая редька»

Кроме того, издателей смущала своим откровением , в которой «невозможная, ужасная и тем более обворожительная мечта сбылась, но превратилась для Анны в чувство физического унижения».

В феврале 1875 года Л. Н. Толстой писал М. Н. Каткову : «В последней главе не могу ничего тронуть. Яркий реализм, есть единственное орудие, так как ни пафос, ни рассуждения я не могу употреблять. И это одно из мест, на котором стоит весь роман. Если оно ложно, то все ложно» .

Однако 16 февраля 1875 года, после прочтения этой главы Б. Н. Алмазовым , и заседания Общества любителей российской словесности по этому поводу, Л. Н. Толстой получил приветственную телеграмму от имени членов Общества.

В первоначальном варианте романа героиня получает развод и живёт с любовником, у них двое детей. Но образ жизни меняется, их «как ночных бабочек окружают дурно воспитанные писатели, музыканты и живописцы». Словно привидение появляется бывший муж, несчастный «осунувшийся, сгорбленный старик», который купил у оружейника револьвер, чтобы убить жену и застрелиться самому , но затем приезжает в дом к своей бывшей жене: «Он является к ней как духовник и призывает её к религиозному возрождению». Вронский (Балашёв) и Анна (Татьяна Сергеевна) ссорятся, он уезжает, она оставляет записку, уходит, и через день её тело находят в Неве .

Алексей Вронский

Граф Алексей Кириллович Вронский, в первоначальном варианте романа - Иван Петрович Балашёв, затем Удашёв, Гагин .

Прототип

Образ Вронского в свете. «Вронский был наделён редкими качествами: скромностью, учтивостью, спокойствием и достоинством. По семейному преданию Вронский носил серебряную серьгу в левом ухе, в свои 25 лет носил бороду и начал лысеть» .

Образ Вронского на скачках. У Л. Н. Толстого есть очень подробное и образное описание скачек, по рассказам князя Д. Д. Оболенского . «Коренастая фигура, весёлое твёрдое и загорелое лицо, блестящие устремлённые вперёд глаза» .

Вронский глазами Анны. «Твёрдое нежное лицо. Покорные и твёрдые глаза, просящие любви и возбуждающие любовь» .

Вронский на войне (после гибели Анны). Прошло два месяца… Русские офицеры участвуют в сербо-черногоро-турецкой войне , начавшейся в июне 1876 года. 12 апреля 1877 года Россия объявила войну Турции. На вокзале Стива встречает Вронского «в длинном пальто и в чёрной с широкими полями шляпе шедшего под руку с матерью. Облонский шёл подле него, что-то оживленно говоря. Вронский, нахмурившись, смотрел перед собою, как будто не слыша того, что говорит Степан Аркадьич. <…> Он оглянулся … и молча приподнял шляпу. Постаревшее и выражавшее страдание лицо его казалось окаменелым» . - Л. Н. Толстой

Алексей Александрович Каренин

В первоначальном варианте романа - Михаил Михайлович Ставрович .

Характер

Фамилия героя произошла от греческого Кареон - голова. У Каренина рассудок преобладает над чувством. С 1870 года Лев Толстой изучал греческий язык и мог читать Гомера в подлиннике.

Прототипы

По замыслу, Каренин был «человеком очень добрым, целиком ушедшим в себя, рассеянным и не блестящим в обществе, такой - учёный чудак», с явным авторским сочувствием рисовал образ Л. Н. Толстой. Но в глазах Анны - он монстр, к тому же «он глуп и зол».

Графиня Лидия Ивановна

Вместо графини Лидии Ивановны в рукописи Л. Н. Толстого фигурирует сестра Каренина, Мария Александровна Каренина (Мари), заботливо занимающаяся воспитанием его сына, имя которого - Саша .

Добродетельные наклонности Мари обратились не на добрые дела, но на борьбу с теми, которые им мешали. И как нарочно в последнее время все не так всё делали для улучшения духовенства и для распространения истинного взгляда на вещи. И Мари изнемогала в этой борьбе с ложными толкователями и врагами угнетённых братьев, столь близких сердцу, находя утешение лишь в малом кружке людей .

Также она некоторыми чертами напоминает дочь Анны Андреевны Щербатовой и председателя Государственного совета при Александре II Д. Н. Блудова , Антонину Дмитриевну (1812-1891), религиозную даму, занимавшуюся благотворительностью . Её сестру звали Лидией.

Примечательный факт: в романе вскользь упоминается некий сэр Джон, миссионер из Индии, имевший отношение к графине Лидии Ивановне.

В Ясную Поляну, имение Толстых, приезжал миссионер из Индии Mr. Long, скучный и малоинтересный, который постоянно спрашивал на плохом французском: «Avez-vous été à Paris?»

Стива Облонский

Степан Аркадьевич Облонский, брат Анны Карениной

Образ и прототипы

Характер

Здравствуйте, Степан Аркадьич, - сказала Бетси, встречая входившего сияющего цветом лица, бакенбардами и белизной жилета и рубашки, молодцеватого Облонского <…> Степан Аркадьевич, добродушно улыбаясь отвечал на вопросы дам и мужчин… Охотно описывал свои приключения, рассказывал анекдоты и кучу новостей… Стива всегда был en bonne humeur (в настроении)

Долли Облонская

Супруга Стивы Облонского, мать шестерых детей. Напоминает своей погружённостью в домашние семейные дела и заботы о многочисленных детях Софью Андреевну Толстую . «Имя, не характер» совпадает с Дарьей Трубецкой, женой Д. А. Оболенского .

Князь Щербацкий

Прототип - Сергей Александрович Щербатов, директор московской лосинной фабрики, адъютант генерала И. Ф. Паскевича-Эриванского , друг А. С. Пушкина. Его жена была фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны .

Кити

Екатерина Александровна Щербацкая, позже - жена Лёвина

Княгиня Мягкая

Прообраз княгини Мягкой был описан в главе «Молодец баба», ей же принадлежали слова о Карениной: «Она дурно кончит, и мне просто жаль её». Но в по мере написания книги, образы менялись, в том числе и княгиня Мягкая, она ничуть не завидовала Анне, напротив становилась на её защиту. Фразу «но женщины с тенью дурно кончают» Толстой вложил в уста одной безымянной гостье салона, и княгиня Мягкая парирует: «Типун Вам на язык … и что же ей делать, если за ней ходят как тень? Если за нами никто не ходит, как тень, то это не даёт нам права осуждать». Характеру княгини Мягкой свойственны простота и грубость обращения, за что в свете она получила прозвище enfant terrible . Она говорила простые, имеющие смысл вещи; эффект громко произносимых фраз всегда был одинаков. Мягкая первая сказала про Каренина «он глуп» .

Характером похожа на Д. А. Оболенскую (1903-1982), жену Д. А. Оболенского , входившего в круг великой княгини Елены Павловны

Бетси Тверская

Княгиня Елизавета Фёдоровна Тверская, Вронская, кузина Алексея Кирилловича, жена кузена Анны Облонской (Карениной).

В первоначальном варианте - Мика Врасская .

Для Анны Карениной салон Бетси требовал расходов выше её средств. Но именно там она встречала Вронского.

Бетси опекала Анну и приглашала в свой круг, смеясь над кругом графини Лидии Ивановны: «Для молодой хорошенькой женщины ещё рано в эту богадельню…».

У Бетси было сто двадцать тысяч дохода, её салон представлял собой свет балов, обедов, блестящих туалетов, свет, державшийся одной рукой за двор, чтобы не спуститься до полусвета, который члены этого клуба презирали, но с которым вкусы были не только схожими, но одни и те же…
Муж Бетси - добродушный толстяк, страстный собиратель гравюр. <…> Неслышно, по мягкому ковру он подошёл к княгине Мягкой…

В ранних набросках Толстой описывает облик княгини Врасской (Тверской), прозванной в свете «княгиня Нана»: «Худое длинное лицо, живость в движениях, эффектный туалет… Прямая дама с римским профилем», которая говорит про Анну: «Она такая славная милая… И что же ей делать, если Алексей Вронский влюблён и как тень ходит за ней».

Начало повествования

Лев Николаевич прочёл пушкинский отрывок « » и начал писать роман со слов: «Гости после оперы съезжались к молодой княгине Врасской».

Это была сцена (Мики Врасской) после оперного спектакля во французском театре.

У Пушкина обсуждают Вольскую: «…Но страсти её погубят <…> Страсти! Какое громкое слово! Что такое страсти! <…> Вольская около трёх часов сряду находилась наедине с Минским… Хозяйка простилась с ней холодно…»

У Толстого в гостиной появляются сначала Каренины (Ставровичи), затем Вронский (Балашев). Анна Аркадьевна (Татьяна Сергеевна) уединяется с Вронским (Балашевым) за круглым столиком и не расстаётся с ним до разъезда гостей. С тех пор она не получает ни одного приглашения на балы и вечера большого света. Муж, уехавший раньше жены, уже знал : «сущность несчастия уже совершилась… В душе её дьявольский блеск и решимость <…> она полна мыслями о скором свидании с любовником».

И Толстой начал словами:

«Все смѣшалось въ домѣ Облонскихъ» и потом добавил выше строку «Всѣ счастливыя семьи похожи другъ на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему ».

Сюжет

Анна Каренина на картине Г. Манизера

Роман начинается с двух фраз, давно уже ставших хрестоматийными: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских».

В Москву к Облонским приезжает сестра Стивы Облонского - знатная петербургская дама Анна Каренина. Стива встречает Анну на вокзале, молодой офицер встречает свою мать графиню Вронскую. При входе в вагон он пропускает вперёд даму, и предчувствие заставляет их взглянуть ещё раз друг на друга, их взгляд уже светился помимо их воли. Казалось, что они и раньше были знакомы… В этот момент случилось несчастье: вагон подался назад и раздавил сторожа насмерть. Анна приняла этот трагичный случай, как дурное предзнаменование. Анна отправляется в дом к Стиве и выполняет свою миссию, ради которой приехала - примирение его с женой Долли.

Прелестная Кити Щербацкая полна счастья, ожидая встречи с Вронским на балу. Анна, вопреки её ожиданиям, была в чёрном, а не в лиловом платье. Кити замечает мерцающий блеск в глазах Анны и Вронского и понимает, что мир перестал существовать для них. Отказавшая накануне предстоящего бала Лёвину, Кити была подавлена и вскоре заболела.

Анна уезжает в Петербург, Вронский устремляется следом. В Петербурге он словно тень следует за ней, ища встречи, он нисколько не смущается её замужеством и восьмилетним сыном; потому как в глазах светских людей, роль несчастного любовника смешна, но связь с добропорядочной женщиной, муж которой занимает столь солидное положение, представлялась величественной и победоносной. Их влюблённость невозможно было скрыть, но они не были любовниками, однако свет уже вовсю обсуждал даму с тенью , с нетерпением ожидая продолжение романа. Тревожное чувство мешало Каренину сосредоточиться над важным государственным проектом, и он был оскорблён тем впечатлением, столь важным для значения общественного мнения. Анна же продолжала ездить в свет и почти год встречалась с Вронским у княгини Тверской. Единственное желание Вронского и обворожительная мечта о счастье Анны слились в чувстве, что для них началась новая жизнь, они стали любовниками, и ничто уже не будет, как прежде . Очень скоро всем в Петербурге стало об этом известно, в том числе и мужу Анны. Сложившаяся ситуация была мучительно тяжела для всех троих, но выхода из неё никто из них найти не мог. Анна сообщает Вронскому, что беременна. Вронский просит её оставить мужа и готов пожертвовать своей карьерой военного. Но его матери, которая по-началу очень симпатизировала Анне, совсем не нравится такое положение вещей. Анна впадает в отчаяние, роды проходят тяжело и Анна едва не умирает. Её законный муж, Алексей Каренин, до болезни Анны твердо собиравшийся развестись с ней, увидев её страдания во время родов, неожиданно для себя самого прощает и Анну, и Вронского. Каренин разрешает ей дальше жить в его доме, под защитой его доброго имени, только бы не рушить семью и не срамить детей. Сцена прощения - одна из самых важных в романе. Но Анна не выдерживает гнёта великодушия, проявленного Карениным, и забрав с собой новорожденную дочку, уезжает с Вронским в Европу, оставив любимого сына на попечении мужа.

Некоторое время Анна и Вронский путешествуют по Европе, но вскоре понимают, что заняться им собственно нечем. Со скуки Вронский даже начинает баловаться живописью, но скоро бросает это пустое занятие, и они с Анной решают вернуться в Петербург. В Петербурге Анна понимает, что для высшего света она теперь изгой, ни в один из приличных домов её не приглашают, и никто, кроме двух ближайших подруг, её не навещает. Между тем, Вронского принимают везде и всегда ему рады. Эта ситуация всё больше развинчивает нестабильную нервную систему Анны, которая не видит сына. В день рождения Серёжи, тайком, рано утром Анна пробирается в свой старый дом, заходит в спальню к мальчику и будит его. Мальчик рад до слёз, Анна тоже плачет от радости, ребёнок наспех пытается что-то рассказать матери и о чём-то расспросить её, но тут прибегает слуга и испуганно сообщает, что Каренин сейчас зайдёт в комнату сына. Мальчик сам понимает, что матери с отцом встречаться нельзя и мама сейчас уйдет от него навсегда, с плачем он бросается к Анне и умоляет её не уходить. В двери входит Каренин, и Анна, в слезах, охваченная чувством зависти к мужу, выбегает из дома. Больше сын её никогда не видел.

В отношениях Анны с Вронским открывается трещина, разводящая их все дальше и дальше. Анна настаивает на посещении итальянской оперы, где в тот вечер собирается весь большой свет Петербурга. Вся публика в театре буквально тычет в Анну пальцами, а женщина из соседней ложи бросает Анне в лицо оскорбления. Анна в истерике уезжает из театра. Понимая, что и в Петербурге делать им нечего, и они переезжают подальше от пошлого света в имение, которое Вронский превратил в уединённый рай для них двоих и дочки Ани. Вронский пытается сделать имение доходным, внедряет различные новые приемы ведения сельского хозяйства и занимается благотворительностью - строит в имении новую больницу. Анна во всем старается помочь ему.

Параллельно с историей Анны разворачивается история Константина Лёвина, Толстой наделяет его лучшими человеческими качествами и сомнениями, доверяет ему свои сокровенные мысли. Лёвин - довольно богатый человек, у него тоже есть обширное имение, все дела в котором он ведёт сам. То, что для Вронского забава и способ убить время, для Лёвина - смысл существования и его самого и всех его предков. Лёвин в начале романа сватается к Кити Щербацкой. За Кити на тот момент забавы ради ухаживал Вронский. Кити, однако, всерьез увлеклась Вронским и отказала Лёвину. После того, как Вронский следом за Анной умчался в Петербург, Кити даже заболела от горя и унижения, но после поездки за границу оправилась и согласилась выйти замуж за Лёвина. Сцены сватовства, свадьбы, семейной жизни Лёвиных, пронизаны светлым чувством, автор ясно даёт понять, что именно вот так и должна строиться жизнь семейная.

Тем временем, в имении обстановка накаляется. Вронский ездит на деловые встречи и светские рауты, на которых Анна не может его сопровождать, а его влечёт к прежней, свободной жизни. Анна чувствует это, но ошибочно предполагает, что Вронского тянет к другим женщинам. Она постоянно устраивает Вронскому сцены ревности, которые всё больше испытывают его терпение. Чтобы разрешить ситуацию с бракоразводным процессом, они переезжают в Москву. Но, несмотря на уговоры Стивы Облонского, Каренин отменяет своё решение, и он оставляет себе сына, которого уже не любит, потому что с ним связано его отвращение к Анне, как к «презренной оступившийся жене». Шестимесячное ожидание этого решения в Москве превратило нервы Анны в натянутые струны. Она постоянно срывалась и ссорилась с Вронским, который всё больше времени проводил вне дома. В Москве происходит встреча Анны с Лёвиным, который сознает, что эту женщину иначе, как потерянною, назвать уже нельзя.

В мае месяце Анна настаивает на скором отъезде в деревню, но Вронский говорит, что приглашён к матери для важных деловых вопросов. Анне же приходит в голову мысль, что мать Вронского задумала женить Вронского на княжне Сорокиной. Вронскому не удаётся доказать Анне абсурдность этой идеи и он, не в силах уже постоянно ссориться с Анной, едет в имение к матери. Анна же, в один миг осознав, как тяжела, беспросветна и бессмысленна её жизнь, желая примирения, бросается следом за Вронским на вокзал. Перрон, дым, гудки, стук и люди, всё слилось в жутком кошмаре сумбура ассоциаций: Анна вспоминает свою первую встречу с Вронским, и как в тот далекий день какой-то обходчик попал под поезд и был раздавлен насмерть. Анне приходит в голову мысль, что из её ситуации есть очень простой выход, который поможет ей смыть с себя позор и развяжет всем руки. И заодно это будет отличный способ отомстить Вронскому. Анна бросается под поезд. Анна выбрала смерть, как избавление, это был единственный выход, который она, измученная собой и измучившая всех, нашла.

Прошло два месяца. Жизнь не та, что прежде, но она продолжается. Опять вокзал. Стива встречает обречённого Вронского на перроне, и поезд отправляется на фронт. Убитый горем Вронский уехал добровольцем на войну, чтобы там сложить голову. Каренин забрал дочь Анны к себе и воспитывал её как свою, вместе с сыном. У Лёвина и Кити родился первенец. Лёвин обретает спокойствие и смысл жизни в доброте и чистоте мыслей. На этом и заканчивается роман.

Литературная критика

«Великан и пигмеи. Лев Толстой и современные писатели». Карикатура // Гр. Лев Толстой, великий писатель земли русской, в портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, карикатурах / Сост. Пл. Н. Краснов и Л. М. Вольф. - СПб.: Т-во М. О. Вольф, 1903

Театральные постановки

Экранизации романа

Всего в мире насчитывается около 30 экранизаций «Анны Карениной».

Немое кино

  • 1910 - Германская империя
  • 1911 - Россия . Анна Каренина (режиссёр и сценарист Морис Метр, Москва). Анна Каренина - М. Соротчина
  • 1912 - Франция . Анна Каренина. Режиссёр - Альбер Капеллани . Анна Каренина - Жанна Дельвэ
  • 1914 - Россия . Анна Каренина (режиссёр и сценарист Владимир Гардин). Анна Каренина - Мария Германова
  • 1915 - США . Анна Каренина. Режиссёр Дж. Гордон Эдвардс. Анна Каренина - Бетти Нансен
  • 1917 - Италия . Анна Каренина. Режиссёр Уго Фалена
  • 1918 - Венгрия . Анна Каренина. Режиссёр - Мартон Гарас. Анна Каренина - Ирэн Варсаньи
  • 1919 - Германия . Анна Каренина. Режиссёр - Фредерик Зелник . Анна Каренина - Лиа Мара
  • 1927 - США . Любовь (режиссёр Эдмунд Гулдинг). Анна Каренина - Грета Гарбо
Звуковое кино
  • 1935 - США . Анна Каренина (режиссёр Кларенс Браун). Анна Каренина - Грета Гарбо , консультант фильма граф Андрей Толстой
  • 1937 - СССР . Фильм-спектакль (режиссёры Татьяна Лукашевич , Владимир Немирович-Данченко , Василий Сахновский)
  • 1948 - Великобритания . Анна Каренина (режиссёр Жюльен Дювивье). Анна Каренина - Вивьен Ли
  • 1953 - СССР . Анна Каренина (режиссёр Татьяна Лукашевич , экранизация спектакля МХАТа). Анна Каренина - Алла Тарасова
  • 1961 -

Часть первая

"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несча-стливая семья несчастна по-своему. Все смешалось в доме Об-лонских". Степан Аркадьич изменяет своей жене Долли с гу-вернанткой-француженкой. У них с Долли шестеро детей, Дол-ли сильно подурнела от этого, и ему казалось, что его свобод-ное поведение должно быть воспринято женой спокойно. Дол-ли же заявляет, что намерена уехать с детьми к матери. Даже телеграмма с известием о приезде сестры Степана Аркадьеви-ча Анны (по мужу Карениной) не способствует примирению супругов. Степан Аркадьевич или Стива работает начальником одно-го из присутственных мест в Москве, зарабатывает немного. На службе он неожиданн,о встречает старого знакомого Констан-тина Левина. Им обоим около тридцати пяти лет, они знакомы с детства. Левин приехал делать предложение Кити Щербац-кой, младшей сестре Долли. Левин с детства влюблен в сам дом Щербацких, который для него наполнен поэзией и таинствен-ностью. В Москве Левин останавливается у своего старшего брата по матери Сергея Ивановича Кознышева, делового чело-века. Они вспоминают о своем третьем брате Николае, кото-рый отошел от семьи, опустился, промотал состояние и стал пить. Левин советуется с Облонским, есть ли у него шансы полу-чить согласие на брак с Кити, и Стива ободряет его. Левину трудно решиться, ему его чувство представляется особенным, а Кити - необыкновенной девушкой. Кити восемнадцать лет. Ее родители рады были бы видеть мужем Кити Левина, но за Кити принимается ухаживать молодой офицер граф Вронский, и симпатии матери сразу переходят на нового претендента на руку Кити. Стива сообщает об этом Левину. Тот отправляется объясниться с Кити, и она ему отказывает. Сам же Вронский не собирается вступать в брак. Он никогда не знал семейной жизни, отца не помнил, мать, блестящая светская женщина, мало занималась детьми. К Кити он питает нежные чувства, но не более того. На другой день после объяснения Кити и Левина Облонс-кий и Вронский встречаются на вокзале. Стива ожидает приез-да сестры Анны, Вронский - матери. Обе женщины ехали вме-сте. Анна поражает Вронского с первого взгляда. "Блестящие, казавшиеся темными от густых ресниц, серые глаза дружелюб-но, внимательно остановились на его лице, как будто она при-знавала сто, и тотчас же перенеслись на подходившую толпу, как бы ища кого-то. В атом коротком взгляде Вронский успел заметить сдержанную оживленность, которая играла в ее лице и порхала между блестящими глазами и чуть заметной улыб-кой, изгибавшею ее румяные губы. Как будто избыток чего-то так переполнял се существо, что мимо ее воли выражался то в блеске взгляда, то в улыбке". Пока Каренины и Вронские находятся на перроне, пьяный железнодорожный сторож падает под поезд. Анна предлагает помочь вдове, и Вронский дает двести рублей. Стива просит Анну помирить его с женой. Анне удается убе-дить Долли не покидать Стиву, тому способствует и то обстоя-тельство, что Долли некуда уехать (матери она не нужна, дру-гих покровителей или доходов у нее нет). Анна напоминает Дрлли, как любил ее Стива, уверяет, что впредь брат уже не оступится. В гости к Облонским приезжает Кити. Она пленена Анной, ее умением себя подать, легкостью движений, поэтичес-ким отношением к жизни. Вечером заезжает Вронский, но, уви-дев Анну, отказывается зайти. Всем это кажется странным. На балу Кити видит Анну. Та в черном платье, подчеркивающем достоинства ее фигуры. Вронский танцует с Кити вальс. Вско-ре Кити замечает, что Вронский уделяет повышенное внима-ние Анне, а та упивается своим успехом. Кити отказывает дру-гим кавалерам, но Вронский танцует только с Анной. В конце бала Анна как бы невзначай объявляет, что завтра уезжает до-мой в Петербург. В поезде она видит Вронского. Он признает-ся, что отправился вслед за ней. На перроне в Петербурге Анна замечает мужа. Он подсознательно неприятен ей. Алексей Алек-сандрович намного старше жены, он занимает высокий пост в министерстве, предпочитает не распространяться о своих чув-ствах. Вся его жизнь максимально упорядочена, что идет враз- рез с темпераментной натурой"Анны. У них есть восьмилетний сын Сережа. Он радостно встречает мать,.отца же немного бо-ится и стесняется. День Алексея Александровича Каренина расписан по мину-там. Служба отнимает практически все его время, но, тем не менее, он считает своим долгом следить за новинками литера-туры, событиями в политике, изучает философские и богослов-ские сочинения. Искусство чуждо его натуре, хотя он прекрас-но образован и считает для себя возможным судить о поэзии, музыке и пр. Вронский, оказавшись в Москве, намерен вести светскую жизнь и посещать те дома, где почти наверняка сможет встре-тить Карениных.
Часть вторая

В конце зимы в доме Щербацких собирается врачебный-кон-силиум. У Кити подозревают начало туберкулезного процесса, причина которого - нервный срыв. Все домашние знают, что проблема в том, что Вронский "ужасно обманул" надежды Кити, поэтому принимается решение о выезде "на лечение" за грани-цу, поскольку девушке настоятельно необходима смена обста-новки. Анна и Вронский часто видятся в доме двоюродной сестры Вронского княгини Бетси Тверской. Уже многим в свете изве-стно об их взаимной симпатии, а Бетси специально устраивает им свидания. Единственный, кто ничего предосудительного не находит в том, чтобы Анна встречалась с Вронским и проводи-ла с ним много времени на виду у общества, - сам Кареннн. Анна неожиданно требует, чтобы Вронский отправился в Мос-кву и попросил прощения у Кити. Друзья дома начинают наме-кать Алексею Александровичу, что его жена ведет себя не в со-ответствии с приличиями, это задевает Каренина, и он затевает разговор с Анной, который ни к чему не приводит, Анна все подряд отрицает и притворяется, что не понимает, что рассер-дило мужа. Наконец отношения Анны и Вронского переходят от платонического влечения к физической любви. Анне стыд-но, ей кажется, что все кончено, и она снова и снова напоминает Вронскому, что у нее ничего нет, кроме пего. Ей снятся сны о том, что у нее два мужа, и оба ласкают ее. Левин, удалившись в свое имение, много внимания уделяет ведению хозяйства, вникает в подробности удобрения почвы, состояния дел на скотном дворе, сева. Он заключает выгодные сделки с купцами и вообще показывает себя весьма рачитель-ным хозяином. К нему приезжает Стива Облонский, который ничего не рассказывает ему о судьбе Кити. Друзья вместе охо-тятся, и Левин все же выведывает у Стивы подробности болез-ни Кити и планов Щербацких. Стива обвиняет Левина в отсут-ствии должной настойчивости и трусости перед соперником, жалеет, что Левин не боролся за руку Кити, а сразу же отсту-пил. В Петербурге же назревает скандал, поскольку есть много людей, желающих позлословить по поводу связи Анны и Врон-ского. Графиня Вронская также не одобряет поведение сына, поскольку пребывание в Петербурге (где он может постоянно видеться с Карениной) мешает его карьере. Вронскому же очень мешает Сережа, сын Анны, который часто становится помехой их отношениям. Вронский настаивает на том, чтобы Анна оста-вила мужа и сына и стала жить с ним как жена. Анна же отгова-ривается тем, что муж никогда не даст ей развода, а на положе-ние любовницы она не согласна. При этом Анна постоянно твер-дит, что не может жить во лжи, однако продолжает обманывать мужа. Впрочем, ей и самой нежелательно хранить свою тайну, и она хочет рассказать все мужу, чтобы между ними стало все ясно. Чувства же Алексея Александровича, для которого обще-ственный скандал равносилен концу карьеры и который пред-почитает жить условностями (т. е. ложью с точки зрения Анны), ее совершенно не занимают. На скачках из-за неверного движения Вронского лошадь под ним падает и ломает хребет. Айна во время скачек не сводит взгляда с него. Увидев Вронского па земле, Анна с головой вы-дает себя: мечется, громко ахает, не замечает, что муж предла-гает ей уехать, наводит па Вронского бинокль, громко рыдает. Только узнав, что наездник невредим, она кое-как успокаива-ется. На пути домой она сообщает мужу о том, что состоит в любовной связи с Вронским, а Алексея Александровича боит-ся и ненавидит. Карешш требует соблюдения внешних услов-ностей, и немедленно уезжает. Щербацкпе путешествуют. На водах они знакомятся с ма-дам Шталь, русской дамой, передвигающейся на коляске, и Ва-ренькой, девушкой, которая за ней ухаживает. Варенька всегда занята делом, всегда кому-то помогает, улаживает конфликты. Варенька - приемная дочь мадам Шталь. Она очень правится Кити, и та близко сходится с этой деятельной и сострадатель-ной особой. Кити рассказывает Вареньке об истории с Вронс-ким, та утешает и успокаивает ее, призывая более взвешенно относиться к перипетиям судьбы, уверяет, что случай Кити,- далеко не единственный, Кити пытается последовать примеру Вареньки и поухаживать за больным художником Петровым, но навлекает на себя подозрения жены Петрова. К тому же вы-ясняется, что мадам Шталь не встает уже десять лет не потому, что опасно больна, а потому, что дурно сложена (короткие нош). Кити выздоравливает, и Щербацкие едут в Москву.
Часть третья

Сергей Иванович Кознышев приезжает в деревню к Леви-o ну отдохнуть. Он обнаруживает, что брат запросто общается с "крестьянами, разбирается в хозяйстве. Братья ведут длинные беседы о народе, о необходимости образования, причем выяс-няется, что кабинетный реформатор Кознышев сталкивается с упорным противодействием со стороны практика Левина. Во время покоса Левин работает наравне с мужиками; он словно отдыхает в тяжелом физическом труде, ему очень нравится ра-ботать на земле. По соседству с имением Левина (Покровскос) расположена деревня Облонских Ергушово, куда выезжает Долли с детьми, чтобы сократить расходы. Дом совершенно не обустроен, а сама Долли приходит в отчаяние от огромного количества хозяй-ственных проблем, свалившихся на нее. Ее навещает Левин, делает необходимые распоряжения, что очень выручает Долли и позволяет быстро наладить быт и найти общий язык с при-слугой. Благодарная Долли сообщает ему, что пригласила к себе погостить на лето Кити. Ейхочется помирить сестру с Леви-ным, но он признается Долли, что делал предложение Кити, которое она отвергла.

Год издания книги: 1875-1877

Над романом Льва Толстого «Анна Каренина» писатель работал на протяжении четырех лет начиная с 1873 года. Произведение практически сразу получило статус классики мировой литературы. Его перевели на множество языков и экранизировали в нескольких странах. По мотивам произведения ставили пьесы, балеты и мюзиклы. Самой последней экранизацией «Анна Каренина» роман стал российский сериал 2017 года «Анна Каренина. История Вронского».

Романа Толстого «Анна Каренина» краткое содержание

Степан Аркадьич Облонский, тридцатипятилетний госслужащий, уличен своей женой в измене с их гувернанткой. Долли (его супруга) восприняла эту новость слишком близко к сердцу. Она хочет взять шестерых детей и немедленно покинуть дом. Сам Степан (он же Стива) не видит в своей измене ничего дурного. Он оправдывает свой поступок тем, что больше не любит свою жену. За все годы их совместной жизни Долли изменилась как внешне, так и внутренне, поэтому Стива даже не думал, что супруга так болезненно отреагирует на новость об измене. Сам он в данный момент ожидает приезда своей сестры, Анны Аркадьевны Карениной.

Во время работы Степан Аркадьич встречает своего давнего друга Константина Левина. Тот приехал не просто так. Уже давно он влюблен в Кити Щербацкую – младшую сестру Долли и вскоре собирается сделать ей предложение. Левин – помещик, который проживает в провинции и занимается хозяйством. Его огромная любовь к Кити подкреплена еще и тем, что девушка из порядочного дворянского рода, который Константин уважает с детства. Друзья разговорились и Стива признался, что он одобряет брак Кити и Константина и рад за него.

Далее «Анна Каренина» книга описывает Кити как молодую наивную девушку восемнадцати лет. Она питает огромную симпатию к Левину, ей нравится проводить с ним время и, конечно же, она не может не заметить симпатию с его стороны. Ситуация усложняется, когда на горизонте появляется граф Алексей Вронский. Он принимается активно ухаживать за девушкой, хотя совершенно не хочет на ней жениться. Все это становится тяжелым испытанием для самой Кити, которая в силу своей юности, не может разобраться в своих чувствах. Она питает привязанность и к Левину, и к Вронскому, но все же понимает, что с Алексеем ей обеспечено хорошее будущее. Получив предложение от Константина, она как в , отказывает ему.

Далее в романе Толстого «Анна Каренина» читать можно о том, как на следующий день граф Вронский отправляется на вокзал, чтобы встретить свою мать. Там он встречает Облонского, который ждет приезда своей сестры. Когда поезд прибывает, и пассажиры выходят из своих вагонов, взгляд Вронского тут же падает на прекрасную незнакомку. Ею оказывается Анна Аркадьевна Каренина. Женщина тоже обращает внимание на графа. Он ловит на себе блеск ее глаз и ее улыбку. Неожиданно пьяный сторож железнодорожного вокзала падает под поезд и погибает. Анна видит в этом событии не очень хороший знак.

Стива просит сестру посодействовать в примирении с супругой. Анна уговаривает Долли не покидать дом. Она призывает женщину вспомнить о том, как супруги были счастливы в браке и уверяет ее, что Степан очень сожалеет о содеянном и не намерен повторить такой поступок. Долли соглашается дать этим отношениям второй шанс.

Кити решает навестить Облонских. Ее завораживает Анна, ее манеры, голос, изящество. Молодая девушка видит в Карениной идеал женщины. Вскоре объявляется Вронских. Но как только Алексей узнает, что Анна находится в доме, он отказывается зайти. Этим действием Вронский вызывает подозрение у присутствующих.

Анна отправляется на бал вместе с семьей Облонских и Щербацких. Кити завораживает внешность Анны. На балу Вронский флиртует с Кити, приглашает ее танцевать. Девушка все больше очаровывается графом. Она мечтает об их совместном будущем. Неожиданно Кити замечает, как Алексей флиртует с женщиной в черном платье. Ею оказывается Анна. С того момента и до окончания бала Вронский общается и танцует только с Карениной. Оба чувствуют, что между ними зарождается страсть, она присутствует в каждом их жесте, в каждом слове. Анна сообщает Вронскому, что завтра она отправляется назад в Петербург.

Уже на следующий день в поезде Каренина замечает графа в поезде. Вронский сообщает Анне, что едет в Петербург исключительно ради нее. Анна в смятении: она не знает, куда заведет ее этот роман, но она не в силах противостоять тому чувству, что зарождается в ней. На перроне ее встречает муж и восьмилетний сын Сережа. Каренина понимает, что она не просто равнодушна к своему супругу. С каждой секундой возле него она чувствует глубокое отвращение к этому человеку.

Алексей Александрович Каренин работает при министерстве. Он намного старше своей жены и по своей натуре является особой неромантичной, лишенной любви к любым видам искусства. Все свое время он проводит либо на работе, либо за чтением газет или богословской литературы. Каренин любит свою жену, но предпочитает нечасто говорить о своих чувствах.

Далее в романе «Анна Каренина» читать можем о том, как зимой Кити заболевает туберкулезом. Врачи уверены, что болезнь проявилась на фоне нервного срыва. Все родня девушки понимает, что виной всему – предательство графа Вронского. Щербацкие решают, что Кити необходимо развеяться. Они отправляют ее за границу, чтобы поправить здоровье и забыть о случившемся горе.

В Петербурге Вронский часто встречается с Анной. В этом им помогает двоюродная сестра графа. Все светское общество подозревает Анну в измене, но Алексей Александрович так ни о чем и не догадывается. Когда друзья Каренина намекают ему на измену супруги, он желает поговорить с Анной. Их разговор ни к чему не приводит. Женщина искусно скрывает тайную связь и уверяет мужа, что это все его выдумки.

Стива Облонский навещает Левина в его поместье. Все это время Константин занимался тем, что следит за хозяйством и совершает выгодные сделки с купцами. В ходе разговора Левин узнает, что Кити и Вронский не вместе и что девушка серьезно больна

Вронского не устраивает то, в каких отношениях он состоит с Карениной. Он просит женщину развестись с мужем и выйти за него замуж. Но при всей своей любви к графу, Анна боится потерять сына. Она понимает, что Каренин может запретить ей видеться с ребенком, а этого она не переживет, ведь Сережа – единственная причина, по которой Анна держалась все эти годы в браке с Алексеем Александровичем.

Отношения Карениной и Вронского пересекают платонический уровень. Анна мечется. Она не хочет жить во лжи, но в то же время не желает поговорить с супругом. А говорить есть о чем, ведь женщина понимает, что бесповоротно влюблена в графа. Более того, она ждет от него ребенка.

Каренины отправляются на скачки, в которых участвует Вронский. Во время заезда граф падает с лошади и сильно травмируется. Поведение Анны во время падения ее любовника выдает женщину. Она паникует и начинает плакать. Мысль о том, что она может потерять Алексея, сводит ее с ума. Каренину не нравиться такое поведение жены. Желая избежать стыда, он уговаривает Анну уехать отсюда. По дороге домой Анна не выдерживает. Все, что в ней накопилось, выливается в откровенный разговор с Карениным. Она признается мужу, что не любит его и давно не хранит ему верность. Каренин в смятении. Он не знает, как поступить в этой ситуации. Он принимает решение оставить Анну в доме за городом, а сам отправляется в Петербург, чтобы принять решение.

К Константину Левину приезжает его брат Сергей Кознышев. Они проводят много времени за разговорами о жизни и о народе. Сергей замечает, что Левин любит проводить место на земле. Он трудится на поле наравне со всеми остальными, сам следит за хозяйством и находит душевное спокойствие во время тяжелой работы. Позже Константин узнает, что в деревню по соседству приезжает Долли с детьми. Женщина не привыкла жить в деревне, она не может найти общий язык с прислугой. К тому же ремонт дома не завершен и Долли предстоит разобраться со всеми хозяйственными проблемами. В отчаянии она принимает помощь Левина. В благодарность она подумывает свести его с Кити. Долли сообщает Константину, что собирается пригласить сестру погостить в этом доме. Левин признается, что боится встречаться с Кити, потому как несколько месяцев назад она ему отказала. Но Долли уверяет молодого человека, что для него еще не все потеряно.

Тем временем в Петербурге Каренин в романе «Анна Каренина» думает о том, как ему следует поступить в сложившейся ситуации. Он видит несколько вариантов решения проблемы. Он сразу отбрасывает мысли о дуэли с Вронским и о разводе с супругой. Алексей Александрович не хочет ничего менять в своей жизни. Им движет страх потерять влияние в обществе. Кроме того, ему хочется причинить боль супруге. Боль, соизмеримую с тем, что он испытал. Поэтому он сообщает Анне, что она может остаться жить с ним и сыном. Но ей следует продолжать врать всем, имитируя счастливую семейную жизнь. Анна в отчаянии. Она понимает, что теперь ненавидит мужа еще больше. Он кажется ей бездушным, неспособным на понимание человеком. В какой-то момент она хочет собрать вещи и уйти от него, но понимает, что не хочет находится в роли любовницы.

Анну тяготит ее жизнь. Она не понимает, что делать дальше. Все усугубляется тем, что Вронский начинает отстраняться от нее. Она ловит холод в его взгляде и начинает паниковать. Анна устраивает ему сцены ревности. Она боится, что он уйдет от нее, разрушив тем самым ее жизнь.

Каренин отправляется в гости к Облонским. Там же находятся Кити и Левин. Молодые люди проводят много времени вместе. Кити понимает, что влюблена в Константина. Она ощущает легкость от разговоров с ним. Левин также понимает, что его чувства к Кити стали только сильнее. Он снова делает девушке предложение, и она соглашается. Семья начинает подготовку к свадьбе.

Каренин получает письмо от Анны. Женщина пишет, что скоро умрет. Ее беременность проходила непросто, и женщина боится умереть при родах. Алексей Александрович выезжает домой. Там он застает Вронского, который был очень расстроенным. Каренину сообщают, что Анна родила, но сама находится при смерти и зовет мужа. В лихорадочном состоянии Анна просит у супруга прощения за все содеянное. Сердце Каренина не выдерживает. Он прощает жену и берет на себя все заботы о ней и новорожденной Анне.

Поправившись, Анна снова отстраняется от супруга. Она не испытывает благодарности за все, что он сделал. Каренин представляется ей чужим человеком. После разговора с Облонским Каренин соглашается подписать бумаги о разводе. Вронский с Анной их ребенком уезжают в Италию, а Алексей Александрович остается в Петербурге с сыном Сережей.

Перед свадьбой Левин переживает о том, что он не верит в существование Бога. А ведь им предстоит венчание. Константин обращается за помощью к священнику и тот находит необходимые слова. С чистым сердцем молодые люди венчаются. После свадьбы они переезжают в деревню. Несколько месяцев они привыкали к совместной жизни, ссорились, не могли понять друг друга. Но после их переезда в Москву все наладилось. Позже Константин узнает, что его брат, Николай Левин находится при смерти. Он отправляется к нему. Кити едет вместе с мужем. Николай любил выпивку и на данный момент сожительствовал с женщиной легкого поведения. Константин никогда не мог принять образ жизни брата, поэтому они не были в близких отношениях. Кити же смогла найти в своем сердце понимание. Она начинает ухаживать за Николаем, которому остается жить считанные дни. После смерти брата Константин чувствует себя подавленно. Кити неожиданно становится плохо, и доктор сообщает девушке, что она беременна.

В отношениях Карениной и Вронского наступает кризис. Он обостряется после того, как пара приезжает обратно в Петербург. Общество не принимает Каренину, считая ее поступок постыдным. Анна навещает сына на его день рождения. Прожив все это время с отцом, мальчик так и не смог его полюбить. Женщина узнает, что Сереже сказали, что его мама умерла. Анна понимает, как сильно она любит сына и не хочет находиться с ним в разлуке.

Из-за конфликта в обществе Анна все чаще остается дома. Она чувствует уныние, хотя и пытается занять себя чтением и уходом за маленькой дочкой. Далее в своем романе Л. Н. Толстой «Анна Каренина» рассказывает о том, что однажды Каренина отправляется в театр. Но и там ее ожидает осуждение общества. Одна из дам заявила, что ей стыдно сидеть рядом с Анной. Главная героиня не выдерживает. Она обвиняет во всем Вронского, хоть и понимает, что это был и ее выбор тоже.

В гости к Анне и Алексею приезжает Долли. Она может наблюдать все то недопонимание, что царит между любовниками. Анна стала неуверенной в себе, она до паники боится того, что граф может ее бросить. Главная героиня романа «Анна Каренина» интересуется всеми делами мужа, помогает советом и делом. Но все это выглядит так навязчиво, что Вронский чувствует себя как в клетке. Он понимает, что своими приступами ревности и истериками Анна манипулирует им. Граф понимает, что он устал от этих отношений. Он отправляется по делам. Каренина тяжело переносит разлуку и начинает принимать лекарство, содержащее морфий. По возвращению Анна снова ссорится с Вронским. Ее ревность достигла предела. Она не хочет, чтобы он уезжал от нее, даже ненадолго. Граф чувствует, что его любовь к этой женщине сменяется раздражительностью. Он не знает, на сколько еще хватит его терпения.

Кити и Левин переезжают в Москву. Там Константин знакомится с Анной, которой удалось произвести очень приятное впечатление. Кити вспоминает, как недавно Каренина околдовала Вронского. Ее мучает ревность. Константин видит это и говорит, что ограничит общение с Анной. Через некоторое время Кити рожает мальчика. Ему дают имя Дмитрий.

И, если у Левина и Кити все складывается неплохо, в отношениях Карениной и Вронского полный разлад. Ревность Анны переходит все границы. Она становиться противоречива в своих действиях. Ее импульсивность сыграла с ней злую шутку. Она то клянется в любви к Вронскому, то проклинает его. Графу становится тяжело в этих отношениях. Он понимает, что чувства между ними давно угасли. Его даже огорчает новость, что Каренин наконец-то оформил бумаги на развод. После этого в романе «Анна Каренина» Толстой читать можем о том, что Алексей Александрович отправляется навестить мать. Анна не хочет отпускать его, но смиряется с разлукой. Ей тяжело дается осознание того, что граф больше не любит ее. В порывах приступа ревности Каренина отправляется за Вронским на вокзал. Там она вспоминает, как в первый день их встречи на перроне вокзальный сторож упал под поезд. Рассудок женщины отуманен. Она не видит выхода из сложившейся для нее ситуации. Анна решает наказать и Вронского, и Каренина. Как в главная героиня решает покончить жизнь самоубийством и бросается под поезд.

Вронский тяжело переживает смерть Анны. Он начинает винить себя. Не выдержав мыслей об умершей возлюбленной, граф отправляется на войну в Сербию. Каренин берет к себе на воспитание дочь Анны и Вронского.

После рождения маленького Димы Кити и Константин переезжают в деревню. Там они ведут размеренную и счастливую жизнь.

Роман «Анна Каренина» на сайте Топ книг

Роман Толстого «Анна Каренина» уже не одно столетие считается классикой мировой литературы. Поэтому его высокое место в , а также среди не может вызывать никаких недоразумений. Более того, с уверенностью можно утверждать, что и в дальнейшем роман будет занимать высокие места.

Роман «Анна Каренина» Толстого читать онлайн на сайте Топ книг вы можете .

Анна Каренина - роман великого русского писателя Льва Толстого, был написан в конце 19 века. Тема романа – трагедия любви замужней женщины к молодому офицеру.

Семья Облонских на гране разрыва из-за постоянных измен мужа. Долли окончательно решилась не прощать мужа, но Стива надеется, что приезд из Петербурга его сестры Анны поможет исправить ситуацию. На балу Анна Каренина совершенно покоряет блестящего молодого офицера Алексея Вронского.

Они познакомились случайно на вокзале – Вронский встречал свою мать, ехавшую в одном купе с Анной из Петербурга. Знакомство было омрачено трагическим случаем – один из рабочих попал под поезд. Желая проявить себя с лучшей стороны перед понравившейся ему Анной, Вронский принимает участие в семье пострадавшего.

Анна покорена почти не скрываемым обожанием молодого графа и понимая, что и в ней нарастает ответное чувство, совершенно недопустимое для замужней женщины, поспешно уезжает в Петербург. Свою миссию по примирению распадающейся семьи она выполнила. Долли решила смириться со своей участью. Тем более, что внимание ее семьи сосредоточено на младшей сестре Кити.

Девушка влюблена в Алексея Вронского, который буквально преследовал ее последнее время и давал твердый повод, что предложит ей свою руку. Она отказывает Константину Левину, уже давно любящему ее. Подлинное и глубокое чувство Левина вытеснено ухаживаниями салонного красавца, который для забавы и собственного эгоизма решил влюбить в себя молодую девушку.

Сердцем любящего человека Кити раньше всех заметила разгорающуюся страсть между Анной Карениной и Вронским. Она ранена в самое сердце и заболевает из-за пренебрежения графа. Родители поспешно увозят Кити за границу. Вронский отправляется следом за Анной в Петербург.

Анну встречает муж Алексей Каренин. Он намного старше жены. По характеру он абсолютная противоположность живой, эмоциональной жене. Чопорный, педантичный, совершенно лишенный эмоций государственный сановник, смотрящий на собеседника свысока. Анна трепещет перед мужем почти так же как их маленький сын Сережа. Это чувство страха перед человеком, которого она должна любить и уважать, вызывает у нее чувство презрения и, даже отвращения к мужу.

Вронский постоянно ищет встречи с Анной в салонах, театрах. Светская львица Бетси Тверская принимает живое участие в зарождающемся романе и всячески способствует встречам Анны и Вронского. Вездесущий свет сплетничает и слухи о недостойном поведении жены доходят до Каренина. Он требует объяснений от жены, но Анна все отрицает. Вскоре Вронский и Анна становятся любовниками. Левин, получив отказ Кити, уезжает в свое имение и решает заняться реформами.

Приехавший в гости Стива Облонский уговаривает его быть более настойчивым в отношениях с Кити. Связь между Вронским и Анной вызывает скандал в обществе. Откровенное поведение Анны во время падения Вронского на скачках равносильно признанию ее неверности мужу перед всеми. Каренин отказывается давать развод и требует от Анны соблюдения внешних приличий. Семья Щербацких возвращается из-за границы.

Долли, желая помирить Левина и Кити, приглашает сестру на лето погостить у нее. Их имения расположены по соседству и знакомство возобновляется. Кити начинает понимать глубину и цельность характера Левина. Она понимает, что это именно тот человек, которого ей послали небеса для счастья. Анна узнает, что беременна. Это известие застает Вронского врасплох. Он не готов бросить службу и привычный образ жизни.

Каренин по-прежнему отказывает в разводе и уезжает в Москву, забрав сына. Тяжелые роды, едва не закончившиеся смертью Анны, примиряют соперников. Вронский под впечатлением от благородства Каренина, стреляется, но неудачно. После выздоровления Анны, Вронский уходит со службы и, забрав ее и новорожденную дочь, уезжает в Италию.

Левин женится на Кити и увозит ее в деревню. Они пытаются лучше узнать друг друга и начать новую жизнь. Вскоре Кити счастлива узнать, что у нее будет ребенок. Анна очень скучает по сыну и настаивает на возвращение в Россию. После приезда в Петербург она пытается выезжать в свет, но, услышав оскорбительные реплики в свой адрес, обвиняет в своем положении падшей женщины Вронского и устраивает ему сцену.

Они уезжают в подмосковное имение. Навестившая их Долли понимает, что Анна совершенно несчастна. Ее не интересует дочь. Она пребывает в нервном состоянии. Постоянно ревнует Вронского и устраивает ему сцены. В одну из его отлучек она начинает принимать морфий, чем провоцирует очередной скандал.

Находясь в возбужденном состоянии, она отправляется на ближайшую железнодорожную станцию и бросается под поезд. Вронский переживает сильнейшее нервное потрясение и утрачивает интерес к жизни. Вскоре он покидает Россию. Маленькую дочь Анны и Вронского забирает Каренин.

Рассказ «Хорь и Калиныч» был написан И. С. Тургеневым в 1847 году и сразу же был опубликован в журнале Современник. Это произведение из цикла «Записки охотника», где ясно и понятно открывается жизнь простого народа.

Рассказ «Хорь и Калиныч» относится к жанру реалистичной литературы. Персонажи произведения - это реальные люди, с которыми автор знакомит читателя поближе. Описание внешности главных героев даёт возможность читателю лучше понять не только их внешний облик. Автор постарался так описать своих героев, чтобы их внешность совпала с внутренним миром.

Первый герой - Хорь - мужик небольшого роста, широкий в плечах и плотного телосложения. Этот оброчный крестьянин вовсе не стремится к свободе. Он смог, в разумных рамках, разбогатеть, его всё устраивает. Кажется, что он сам себе на уме. На вопросы отвечает уклончиво, зато проявляет живой интерес к собеседникам. По жизни он является человеком весьма положительным, по характеру рационалист. Как описано он долгое время жил со своей большой семьей в лесу.

Второй герой - Калиныч - мужик лет сорока, по телосложению худощавый и весьма высокого роста. По жизни он идеалист и непревзойденный романтик. Он принадлежит числу людей, которые постоянно находятся в облаках и о чем-то мечтают. По рассказу у него была своя пасека и он время от времени помогал барину на охоте.

Так обозначается еще один скрытый герой - барин. Он выступает в роли рассказчика и ведет повествование данного произведения. Также есть и другие персонажи, а именно Полутыкин, он был мелким калужским помещиком и страстным охотником, преданным своему делу.

В начале произведения рассказчик дает понять, что он наблюдает большую разницу между людьми Орловской губернии и Калужскими поселенцами. В его описании орловские мужики являются невысокими, сутулятся постоянно, хмурятся, живут в каких-то осиновых строениях и носят лапти. Калужские же люди, наоборот высокие, задорные, ходят в сапогах и живут в нормальных избах из сосны. Также люди эти все чаще живут в гуще леса, а орловские обитатели посреди поля.

По рассказу барин приезжает в Жиздринский уезд. На своем пути он знакомится с Полутыкиным, мелким помещиком. Рассказчик сразу понимает, что тот страстный охотник и очень хороший человек по характеру. Очень быстро Полутыкин приглашает рассказчика к себе в гости. Однако до дома было далеко, и он предлагает заехать к его мужику Хорю.

Хорь жил в усадьбе на поляне прямо посреди леса, и дом его казался совершенно одиноким. Когда подъехали к усадьбе их встретил сын Хоря, которого звали Федя, а позже подъехали остальные сыновья хозяина. Понадобилось около получаса чтобы добраться до господского имения.

После они уселись за ужин, и помещик стал рассказывать про Хоря, почему он живет на отшибе от остальных мужиков. Дело в том, что двадцать пять лет назад у него сгорел дом, тогда Хорь пришел к помещику и попросил разрешения построить дом на болоте, и при этом обещал платить оброк в размере пятидесяти рублей. После Хорь наладил свое хозяйство и получал прибыль, начал уже платить по сто рублей. Полутыкин предлагал ему откупиться, но Хорь всегда отмахивался и говорил, что денег нет.

После на следующий день все начали собираться на охоту. По приезду на место к ним присоединился Калиныч, тот всюду ходил за помещиком и носил его вещи и иногда ружье. Они скитались целое утро и в рассвете дня, когда повсюду стояла жара, Калиныч предложил сходить к нему на пасеку и угоститься медом. После за ужином помещик рассказывал барину, что Калиныч добрый мужик, который трудится усердно и хорошо услуживается, к нему нареканий нет, однако, он плохо ведет свое хозяйство, но это, видимо, оттого, что тот постоянно таскается с Полутыкином на охоту.

Барин, Хорь, Калиныч


Спустя день помещику необходимо было ехать в город, тогда барин пошел на охоту один, а после, под вечер зашел к Хорю. Крестьянин пригласил его в свое жилище и предоставил ночлег. Позже они разговорились о крестьянском быте, о ведении хозяйства и о детях. Оказывается, все его дети уже женаты, однако, есть один холостой Федя. Все дети живут с отцом. Во время всего разговора барин отмечает в своем рассказе, что Хорь как бы мужик себя на уме.

После к ним заявляется Калиныч держа в руке пучок зелени, барин удивился таким нежностям. Еще около трех дней барин жил у Хоря, ему там было весьма интересно. Рассказчик также отметил, что они Калиныч и Хорь, это два разных человека. Первый был мечтателем, летал в облаках, денег у него не было, и он перебивался на старых лаптях. Хорь же рационально оценивал свои действия и умел весьма эффективно копить деньги.

У Хоря было много детей, а у Калиныча когда-то в прошлом была жена, однако, он ее боялся и у них так и не было детей. Также первый насквозь видел Полутыкина и представлял его не самым лучшим образом. Калиныч, наоборот, восхищался помещиком и всячески ему прислуживал.

Когда Хорь узнал, что барин был за границей, то сразу начал с интересом расспрашивать о том, как там живет общество, какие есть административные дела, какая политика и государственные вопросы. Калиныч же расспрашивал про другое, про местность, природу, города. Калиныч умел читать, петь песни и даже играть на балалайке, Хорь же не умел читать, однако любил петь под балалайку своего друга. На четвертый день за барином приехала повозка от Полутыкина, как утверждает рассказчик, ему понравилась компания Хоря и Калиныча и он даже не хотел уезжать, но пришлось.

Анализ рассказа

В данном рассказе есть сравнение жизни Орловской и Калужской губернии. Также описано восприятие быта, повадки крестьян. Можно понять, что автор проявляет большую симпатию к простому народу. Он с любовью описывает крестьянские привычки, поведение в той или иной ситуации, взгляды на жизнь каждого героя. Причем он описывает это так, как будто сам удивлен и постигает что-то новое, до этого неизвестное ему. Это произведение стало визитной карточкой самого Тургенева, здесь есть масса познавательных вещей.

Исходя из своих наблюдений, автор рассказывает, как живут простые люди в калужской и орловской областях. Для примера взяты два крестьянина Хорь и Калиныч с совершенно разным взглядами на жизнь, бытом и характером. Описаны подробно герои с начала знакомства с ними, до момента прощания.

Хорь был простым оброчным мужиком, который не опустил руки после пожара и начать свое дело, где создал хозяйство. И несмотря на то что деньги у него есть, то он не хочет выкупать свое хозяйство и просто платит оброк каждый год. Также он не говорит почему не хочет стать независимым, вечно уклоняется от ответа. Он не сильно хочет рассказывать о себе, однако сам расспрашивает и о жизни барина и очень внимательно прислушивается. Тогда рассказчик сделал вывод о нем, что тот у себя на уме, человек он крутолобый.

Калиныч же уделяет много внимания помещику, при этом практически не занимается хозяйственными делами. Однако у него есть своя пасека, о которой он заботится и держит ее в абсолютной чистоте и порядке.

Калиныч довольно простой мужик и открытый, именно это и нравится барину в нем. Калиныч добродушный, любящий природу человек. Даже тогда, когда барин стал рассказывать про жизнь за границей и в других местах, мужика интересовало только то, какая там природа, архитектура городов, какие люди. Хоря, наоборот, интересовал их строй, бытовая обязанность, государственные дела. Также в рассказе последний показан безграмотным, однако это его не смущает, зато у него много детей. У Калиныча нет семьи и детей, зато он обучен грамоте и это помогает ему смотреть иначе на какие-то вещи.

Весь сюжет произведения построен на рассказе о трех героях произведения. Это Хорь, Калиныч и Полутыкин. Если сравнить все их повадки и характеры можно сказать, что простые люди намного ближе к природе, нежели господа. Рассказчик хоть и говорит, что помещик хороший человек, не забывает показать его как чудака, который, то ухлестывает за барышней, а потерпев неудачу начинает всем жаловаться, то заставляет своего повара готовить странную еду, то, пытаясь блеснуть остроумием, рассказывает один и тот же несмешной анекдот.

Заключение

Произведение заканчивается, когда происходит трогательное прощание барина с его новыми приятелями.

Тургенев смог показать три совершенно разные натуры хороших, добрых, неиспорченных людей. Их образы, созданные на реалистичных прототипах, полностью раскрыты перед читателем. И если попытаться выбрать лучшего героя, читатель столкнётся с вполне объяснимой сложностью. Каждый персонаж заслуживает уважения и похвалы.

Во всех многочисленных противопоставлениях можно найти много общего. Это образ русского народа. Народа трудолюбивого, дружелюбного, хозяйственного, готового к обучению, способного к анализу, тонко чувствующего природу и открытого для общения.