Болезни Военный билет Призыв

Кто такой исследователь и чем он занимается. Каким должны быть исследователи? Препятствия на пути исследователя: внешние и внутренние

Гештальт-подход

Групп-аналитический подход

Психодраматический подход

Методы групповой работы HЛП

* В основу главы моложен материал статьи: Не стоит забывать, что вачков Н. В.
Стоит отметить, что основные виды тренинговых групп в западной практической психологии. – Деп. в ИТОП РАО. № 20-96. – М., 1996.

Критерии классификации тренинговых групп

Сегодня существует большое количество классификации психокоррекционных и психотерапевтических групп, рассмотреть кᴏᴛᴏᴩые полностью не представляется возможным. Впервые на русском языке достаточно широкий спектр методов группового психологического воздействия систематически изложен и проанализирован в работе К. Рудестама (1990) В ϲʙᴏей классификации видов групп Рудестам опирается на два наиболее существенных параметра степень осуществления руководителем ведущей роли в структурировании и функционировании группы и степень эмоциональной стимуляции в противоположность рациональному мышлению. Восемь видов групп, представленных в книге, выделены на базе данных параметров в таблице!.

К сожалению, подобная классификация активно заставляет включать группы одного и того же типа в разные классы, поскольку, в частности, Т-группы могут иметь или рациональную, или аффективную ориентацию – в зависимости от конкретной задачи или темы. Группы встреч могут быть центрированными на руководителе или участнике, что зависит от руководителя.

Таблица 1. Классификация тренинговых групп (по К. Рудестаму)

Центрированные на

Руководителе

Участнике

Рациональные

Аффективные

Гештальт-группы Группы телесной терапии Психодрама Группы танцевальной терапии Группы терапии искусством

Т-группы Группы встреч

Интенсивный процесс качественных и количественных преобразований методов групповой тренинговой работы, происходящий сейчас на Западе, порождает множество новых форм групповых моделей, порой довольно экстравагантных (типа "терапии святым духом"), охватить кᴏᴛᴏᴩые полностью не представляется возможным.

Ж. Годфруа (1992) предлагает разделить методы психотерапии на две категории: интрапсихическую и поведенческую. Поскольку групповое движение выросло из психотерапии, то кажется правомерным распространить эту классификацию и на методы тренинговой работы.

В основе интрапсихической терапии, по Годфруа, лежит тот принцип, согласно кᴏᴛᴏᴩому психологические проблемы и деструктивное поведение человека будут следствием неадекватной интерпретации им ϲʙᴏих чувств, потребностей и побуждений, то есть неадекватности самосознания. Цель терапии состоит, таким образом, в том, ɥᴛᴏбы помочь человеку понять причины его плохого приспособления к реальности и дать ему возможность адаптироваться к ней, изменив себя и ϲʙᴏе поведение.

Поведенческая терапия, исходящая из того принципа, что любое поведение человека будет приобретенным, пытается с помощью методов обусловливания или моделей заменить неадекватное поведение человека другим, кᴏᴛᴏᴩое позволило бы ему действовать более адекватно.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что "если интрапсихическая терапия предполагает воздействие на восприятие, мысли и побуждения человека, то поведенческая стремится только изменить или устранить у него те формы поведения, кᴏᴛᴏᴩые будут сочтены неадаптивными" (Ж. Годфруа, 1992, с. 157-158)

Согласно ϶ᴛᴏй классификации к группам интрапсихического направления можно отнести: группы встреч, гештальтгруппы, группы трансакционного анализа, психоаналитические группы, группы, использующие психосинтез, группы арт-тераиии. К группам, ориентированным на поведенческую терапию, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся Т-группы, группы телесной и танцевальной терапии, группы тренинга умений и КПП-группы, психодраматические группы. Содержание и методы работы данных групп будут объяснены ниже.

В связи с широтой темы остановимся на рассмотрении только тех подходов к тренинговой работе, тех приемов и упражнений, кᴏᴛᴏᴩые были использованы нами.

Начнем наш анализ с тех групп, кᴏᴛᴏᴩые были отнесены к категории интрапсихической психотерапии, поскольку их основная задача – помощь в осознании причин возникновения проблем – сопрягается, в конечном счете, с работой но развитию самосознания, что непосредственно связано с темой данной книги. В конце обзора опишем три вида поведенческих групп – группы, ориентированные на телесную психотерапию, на работу в рамках нейро-лингвистического программирования, а также психодраматические группы, поскольку многие из предлагаемых ими техник оказались очень эффективными для целей нашей работы.

Гештальтподход

Не стоит забывать, что важное место в структуре организованного нами психологического тренинга развития самосознания занимают техники и приемы гештальттерапии, основной целью кᴏᴛᴏᴩой, согласно Ф. Перлзу – ее основателю, – будет оказание помощи людям в умении "стать реальными, научиться........, иметь собственную позицию, развить собственный центр, понять основу экзистенциализма: роза ϶ᴛᴏ роза. Я есть тот, кто я есть, и в данный момент я не имею возможности отличаться от того, что я есть" ("Гештальт-92", с. 25)

Для гештальттерапевтов самосознание – ϶ᴛᴏ одновременно физическое, эмоциональное и умственное осознание, кᴏᴛᴏᴩое пробудет на трех уровнях, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих различным напряжениям поля организм – среда: осознание ϲʙᴏего Я; осознание мира, окружающей среды; осознание того, что находится между ними, т.е., иначе говоря, зоны воображения, фантазии. Человек, функционирующий на основе принципа саморегуляции, стремится к динамическому балансу при помощи осознания и удовлетворения ведущих потребностей с одновременным отодвиганием второстепенных объектов и событий в фон. Только наиболее важное и значимое для нас становится гештальтом – фигурой, выделяющейся из фона. Ритм жизнедеятельности организма, по Перлзу, можно описать с помощью такого цикла: осознание потребности – ее удовлетворение – завершение гештальта – сдвиг его на задний план для оϲʙᴏбождения места новому гештальту. Процесс создания и разрушения гештальта может занимать практически любые промежутки времени: от одной секунды до целой жизни.

К незавершенному гештальту ведет неудовлетворенная потребность, что порождает многие сложные проблемы, так как неотреагированное или невыраженное чувство (например, невысказанная злость по отношению к несправедливому учителю или чувство вины перед родителями) оказывает деструктивное влияние на текущие психические процессы. Задачей гештальт-терапевта будет помощь члену группы в выделении ϶ᴛᴏй "фигуры" из "фона" с тем, ɥᴛᴏбы неотреагированные чувства нашли ϲʙᴏе выражение. В случае если ϶ᴛᴏ происходит, говорят о "законченном гештальте".

Для развития самосознания (а ϶ᴛᴏ будет одной из главных задач гештальт терапии) большое значение имеет работа с противоположностями нашего Я – "нападающего" (аналогичного фрейдовскому Сверх-Я) и "защищающегося" (Важно понимать - оно, тесно связанное с окружением и размывающее границы нашего Я)

Перлз выделяет четыре защитных механизма, препятствующих развитию самосознания и достижению человеком психологической зрелости: слияние, ретрофлексия, интроекция и проекция. Эти механизмы можно было бы назвать дефектами самосознания, поскольку они играют деструктивную роль в развитии психики: избавляя психику от состояния дискомфорта, они одновременно лишают человека возможности адекватно оценивать себя и ϲʙᴏе место в мире.

Слияние – ϶ᴛᴏ действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференцирования себя ] и других, невозможностью определить, где кончается Я человека и начинается Я другого.

Так, некᴏᴛᴏᴩые родители, демонстрирующие гиперопеку по отношению к ϲʙᴏему ребенку, не могут принять даже мысль о передаче ему ответственности за его жизнь, поскольку не разделяют в психологическом плане его и себя.

Ретрофлексия связана с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; субъект делает себе самому то, что он хотел бы, ɥᴛᴏбы сделали ему другие.

Пример довольно безобидный, хотя и грустный: одинокая женщина, покупающая сама себе букетик цветов на 8 Марта. Пример пострашнее: подросток, совершающий попытку самоубийства, ɥᴛᴏбы отомстить оскорбившим его родителям.

Интроекция – ϶ᴛᴏ генетическая и примитивная форма функционирования индивида, кᴏᴛᴏᴩая пассивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира. Человек не производит никакого отбора, никакой ассимиляции, некритично присваивает чужие убеждения и установки, в результате чего тормозится процесс формирования его собственной личности.

Таких людей-"флюгеров" доводилось встречать, наверное, всем: сегодня он искренне и убежденно называет коммунистов "красно-коричневой чумой", а завтра шагает под красным знаменем, со слезами в голосе распевая "Интернационал". При ϶ᴛᴏм он сам никакого противоречия не замечает.

Проекция пробудет в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир. В гештальттерапии обычно описываются три формы проекции, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие трем функциям, кᴏᴛᴏᴩые она выполняет:

зеркальная проекция, в кᴏᴛᴏᴩой субъект находит в другом или в образе другого характерные черты, кᴏᴛᴏᴩые он рассматривает как ϲʙᴏи или хотел бы их иметь ("знаете, оказывается, мы с Эйнштейном очень сходно мыслим", заметил как-то один студент-физик, прочитав главу в учебнике);

проекция катарсиса, в кᴏᴛᴏᴩой субъект приписывает другому или образу другого характерные для себя самого черты, от кᴏᴛᴏᴩых он отказывается, не признавая их собственными, и от кᴏᴛᴏᴩых он оϲʙᴏбождается, приписывая их другому (все помнят о соринке в чужом глазу и дровяном складе в ϲʙᴏем?);

дополнительная проекция, в кᴏᴛᴏᴩой субъект обнаруживает или приписывает другому или образу другого характерные черты, кᴏᴛᴏᴩые позволяют ему тем самым оправдать ϲʙᴏи собственные ("почему бы мне его не надуть, если он сам всю жизнь всех обманывает?" – рассуждает мошенник, приходя к президенту фирмы – ϲʙᴏей потенциальной жертве)

Основной целью гештальттерапии будет разблокирование самосознания и помощь человеку в достижении зрелости, т.е. умения находить источники поддержки в самом себе. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго человек должен пройти несколько этапов развития самосознания от первого уровня – "клише" – до последнего – "внешнего взрыва" – проявления истинного Я.

Западные исследователи (Greenberg L. S., Clarke K. M. и др.) констатируют высокую эффективность гештальтметодик в расширении осознания самих себя. Популярность гештальтподхода в тренинговых группах чрезвычайно велика на Западе и в последнее время – в России. В ϲʙᴏей статье "Русский гештальт" Д. Хломов (1992), анализируя современную ситуацию с психотерапией в нашей стране, подчеркивает ряд преимуществ гештальттерапии по сравнению с другими направлениями: ее спонтанность, большую ϲʙᴏбоду действий психотерапевта и др. По его мнению, национальное самосознание в России наиболее предрасположено именно к гештальттерапии. Подобная точка зрения подтверждается, например, таким фактом, что в настоящее время только в Москве активно действуют такие организации, как Институт гештальттерапии, Гештальт-Форум, Институт гештальта и психодрамы. Мы придерживаемся той же точки зрения, оговаривая, однако, безусловную необходимость широкого распространения в России процедур и других направлений психотерапевтической и психокоррекционной работы.

В тренингах развития самосознания используется богатый теоретический и практический опыт гештальттерапии в целях пробуждения спонтанности участников, их творческих потенциалов. Умение быть собой, принятие ϲʙᴏей личности, открытие ϲʙᴏего Я не только для себя, но и для других – ϶ᴛᴏ то, чему учит гештальтподход, и ϶ᴛᴏ то, что так крайне важно любому человеку.

Групп-аналитический подход

В качестве группового метода в психоаналитическом направлении выступает групп-анализ, основателем кᴏᴛᴏᴩого будет видный британский психоаналитик Зигмунд Фоулкс. Яркими представителями ϶ᴛᴏго течения будут Э. Фоулкс, Л. Хирст, М. Пайнс, П. Маре, эффективно использующие групп-аналитический подход в детской психиатрии, психотерапии сексуальных и семейных отношений, в работе с большими группами в сфере образования и в подготовке психотерапевтов и социальных работников. Попытки использовать психоаналитические идеи не только в индивидуальной психотерапии, но и в группе предпринимались еще со времен З. Фрейда. Были выдвинуты три основные модели психоаналитически ориентированной групповой психотерапии, основные принципы кᴏᴛᴏᴩых очень кратко можно выразить так:

1) психоанализ в группе; 2) психоанализ группы; 3) психоанализ через группу или посредством группы. Первую модель разрабатывали американские психологи Вульф и Шварц, пытавшиеся воспроизвести индивидуальную аналитическую обстановку в группе. Психотерапевтический процесс протекал следующим образом: анализ поочередно проходили члены группы в присутствии остальных, и ведущий с каждым взаимодействовал индивидуально, не обращаясь к группе в целом. По мнению приверженцев ϶ᴛᴏго подхода, участники группы – наблюдатели происходящего индивидуального психоанализа не будут пассивными зрителями, а сами включаются в процесс, внутренне сопереживая и эмпатируя пациенту, с кᴏᴛᴏᴩым работает групп-аналитик. Сегодня от ϶ᴛᴏй модели подавляющее число специалистов отказались.

М. Клайн и В. Бион использовали иную модель, основная идея кᴏᴛᴏᴩой заключалась в том, что ведущий пытался проводить психоанализ всей группы сразу. Сейчас некᴏᴛᴏᴩые психоаналитики в США пытаются вернуть к жизни эту модель и привнести идеи Биона в групп-анализ.

Собственно групп-анализ в его нынешнем виде начался с работ З. Фоулкса. История группового анализа может быть представлена как движение от классической фрейдовской кушетки, на кᴏᴛᴏᴩой лежал пациент, к кругу сидящих в креслах людей.

Основная концепция З. Фоулкса ϲʙᴏдится к взаимодействию ведущего и группы как некой целостности. В ϶ᴛᴏм случае происходит объединение трех указанных выше моделей психотерапия в группе, группы и через группу.

Роль ведущего в групп-анализе отличается от роли руководителей групп в других психологических направлениях в первую очередь гораздо более низкой степенью активности. Когда люди встречаются в группе, у них нет никакой другой цели, кроме проработки ϲʙᴏих проблем, страхов и тревог. Мнениями обмениваются в форме ϲʙᴏбодно текущей дискуссии группового варианта классического метода ϲʙᴏбодных ассоциаций. Психоаналитик в группе ведет себя пассивно, не пытаясь придать динамичность работе группы. Иногда он может промолчать в течение всей полуторачасовой сессии, что, естественно, порождает у людей, не знакомых с данным методом, недоуменные вопросы: "Зачем мы сюда пришли? Какие здесь правила? О чем надо говорить?". В ϶ᴛᴏт период формирования группы перед ведущим встает задача организации некᴏᴛᴏᴩой структуры группы, что влечет за собой создание условий, помогающих людям открыться, проявить уважение друг к другу и осознать, что психоаналитическая задача – ϶ᴛᴏ общая задача. На следующем этапе группа начинает считать фигуру ведущего бесполезной и обрушивает на него ϲʙᴏю агрессию, спровоцированную его бездействием. Это очень сложный период для ведущего, но при опытности и профессиональных умениях терапевта процесс переходит на следующую стадию, на кᴏᴛᴏᴩой группа начинает осознавать себя и ϲʙᴏи проблемы.

Довольно часто общий срок функционирования таких психоаналитических групп достигает пяти лет при встречах дважды в неделю. В редких случаях проводятся ускоренные группы, работающие как минимум восемь месяцев.

Групп-аналитики выделяют четыре уровня группового процесса: 1) уровень текущей реальности; 2) уровень переноса; 3) уровень проекций; 4) уровень архетипов.

Первый уровень демонстрирует горизонтальный срез коммуникации, детерминированный принципом "здесь и теперь". На втором уровне ведущий воспринимается как родитель, а члены группы – как братья и сестры. Третий уровень уровень проекций, на кᴏᴛᴏᴩом для члена группы другие сидящие в кругу люди становятся отвергаемыми частями себя. На самом глубоком – четвертом – уровне (групп-аналитики называют его "первобытным") все знания, эмоции, силы группы проецируются на ведущего, а группа становится матерью, способной и поощрить, и наказать. В понимании архетипов групп-аналитики исходят не из юнговского толкования, а из идеи резонанса личных проблем участника группы и проблем группы в целом.

Трансакционный анализ в группе

Создатель трансакционного анализа (ТА) как нового направления в психотерапии Эрик Берн подобно многим выдающимся психотерапевтам будет выходцем из недр ортодоксального психоанализа. Вследствие ϶ᴛᴏго очевидна связь многих используемых им категории с концепцией З. Фрейда: теория эго-состояний, кᴏᴛᴏᴩые были названы Берном Ребенок, Родитель, Взрослый, имеет ϲʙᴏи корни в системе структурно-динамических понятий эго, супер-эго и ид и теснейшим образом связана с психоаналитической интерпретацией защитных механизмов (интроекция, фиксация и др.) На ϶ᴛᴏ сходство указывает и сам Э. Берн, считая тем не менее ϲʙᴏп понятия значительно более широкими, чем фрейдовские: "Структурно оба подхода можно примирить, рассматривая супер-эго, эго и ид как детерминанты становления эго-состояний Родитель, Взрослый и Ребенок: Родительское эго-состоянне в наибольшей мере подвергается влиянию супер-эго, Взрослое эго-состояние – влиянию эго, а эго-состояние Ребенок – влиянию ид" (Э. Берн, 1994, с. 93)

Кратко остановимся на некᴏᴛᴏᴩых основных положениях ТА, кᴏᴛᴏᴩый содержит в себе структурный анализ, ТА в узком смысле, анализ игр и сценарный анализ. В эго-состоянии "Родитель" воспроизводятся заботящееся, гневное или критикующее поведение одного или обоих родителей или поведение, исторически детерминированное заимствованными от родителей параметрами. В эго-состоянии "Ребенок" может проявляться поведение адаптированного Ребенка, действующего под родительским влиянием, и экспрессивного Ребенка, действующего самостоятельно в выражении творчества, гнева или любви. В эго-состоянии "Взрослый" человек действует ϲʙᴏбодно и независимо от посторонних влияний, объективно и рационально оценивая складывающиеся ситуации. Трансакционный анализ в узком смысле описывает наиболее часто встречающиеся трансакции, возникающие между эго-состояниями Родителя, Ребенка и Взрослого как в общении между людьми, так и внутри самого индивида.

Под игрой в трансакционном анализе понимается "серия скрытых трансакций с уловкой, приводящих к обычно скрываемой, но вполне определенной развязке" (Э. Берн, 1994, с. 30) Задачей психотерапевта будет помощь Взрослому пациента осознать не только игры, в кᴏᴛᴏᴩые он играет, но изменить трагический сценарий, кᴏᴛᴏᴩому индивид неосознанно следует в течение ϲʙᴏей жизни. Согласно теории сценариев, человек, основываясь на решениях, принятых в раннем детстве, выбирает партнеров или какое-либо действие иррелевантно, поскольку функции партнеров ϲʙᴏдятся к разыгрыванию ролей в сценарии протагониста, а окончательной целью человеческого поведения становится достижение желаемой кульминации сценария.

Несмотря на то что трансакционный анализ возник в групповой терапии и предназначен для нее, вектор его направлен на индивидуальное лечение. Преимущество групповой ситуации состоит, по мнению трансакционных аналитиков, в том, что она порождает куда больше разнообразных трансакций, чем взаимодействие изолированных терапевта и пациента. В течение работы группа (и каждый из ее членов) проходит этапы обсуждения (всего, что было до настоящего момента), описания (индивид от лица ϲʙᴏего Взрослого рассказывает о чувствах ϲʙᴏего Ребенка) и выражения (аффективный выход, связанный с переживаемым моментом "здесь и теперь") Конечной целью психотерапии ТА в группе становится достижение оптимального для разрешения проблем участников условия – близости, под кᴏᴛᴏᴩой понимается ϲʙᴏбодный от игр обмен внутренне программируемым аффективным выражением.

Основными тинами терапевтических воздействий в группе ТА будут: опрос; спецификация – некое заявление психолога, в кᴏᴛᴏᴩом фиксируется определенная информация и сознании и терапевта, и пациента; конфронтация, цель кᴏᴛᴏᴩой – с помощью специфицированной информации указанием на непоследовательность привести в замешательство одно из эго-состояний пациента; объяснение – попытка психотерапевта работы со Взрослым пациента; иллюстрация – короткая история, аналогия, сравнение; подтверждение – учет обратной связи от человека; интерпретация – истолкование случая в терминах структурного анализа и предложение вариантов дальнейшего продвижения; кристаллизация – "формулирование позиции пациента Взрослым терапевта и обращение к Взрослому пациента" (Э. Берн, 1994 с. 46)

Приемы трансакционного анализа, применяемые в процессе тренинговой работы, помогают участникам ярче осознать неконструктивные способы профессионального общения. Не секрет, например, что очень многие учителя, входя в класс, фиксируются в эго-состоянии Родителя, тем самым резко сужая диапазон возможностей общения рамками "сверху – вниз". Более того, Родительское Я становится привычным состоянием во взаимодействии не только со школьниками, но и с коллегами, в семье. Отсюда – конфликты, разлад, непонимание.
Стоит отметить, что осознание различных ϲʙᴏих эго-состояний, способность "открыть дорогу" и Ребенку, и Взрослому как во внутреннем диалоге, так и во внешних коммуникациях расширяют сферу самосознания и в конечном итоге оптимизируют процесс человеческой жизнедеятельности.

Чрезвычайно эффективным в практической психологической работе будет сочетание элементов трансакционного анализа с гештальтупражнениями (М. Джеймс, Д. Джонгвард, 1995)

Как показывает наш опыт, анализ конкретных ситуаций профессионального взаимодействия на базе проявлений эго-состояний Родителя, Взрослого, Ребенка, используемый в тренинге, оказывается очень полезным для расширения границ самосознания.

Перейдем к рассмотрению тренинговых групп, относимых, согласно классификации Годфруа, к поведенчески ориентированным.

Психодраматический подход

К "методам действия", методам имитационного моделирования поведения, активно используемым в тренингах, в первую очередь следует отнести ролевые игры и различные психодраматические техники (Д. Киппер, 1993; Г. Лейтц, 1994; П. Ф. Келлерман, 1998 и др.) Имитационное моделирование поведения – первоэлемент всяких ролевых игр в обучении, применяемых в русле различных теоретических ориентации: и в психоаналитических школах Адлера и Юнга, и в психодинамическом подходе, и в личностно-ориентированной психотерапии К. Роджерса, и в гештальттерапии, и в направлениях бихевиористского характера. Между тем следует заметить, что в истории психологической мысли первенство в попытке объяснения механизмов воздействия ролевых игр и разработке стратегии и тактики их осмысленного применения принадлежит психодраматическому направлению, созданному более 70 лет назад Дж. Морено (J. L. Moreno, 1983)

В отличие от традиционных (прежде всего психоаналитических) подходов, согласно кᴏᴛᴏᴩым психологические проблемы имеют ϲʙᴏи корни в интрапсихических процессах, и потому воспроизведение реального контекста в психотерапии считается необязательным, концепция Морено опирается на иной постулат: психодинамическая и социокультурная подстройка к нежелательной естественной среде предполагает "применение поведенческого моделирования экзистенциальных реалий с помощью ролевых игр в кабинете терапевта" (Д. Киппер, 1993, с. 29)

Ключевым понятием, сформулированным Дж. Морено, будет "спонтанность", кᴏᴛᴏᴩая не означает бесконтрольности и необдуманности, а предполагает способность движения в заданном направлении. Целью психодрамы будет пробуждение спонтанности человека, кᴏᴛᴏᴩая находит выражение в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и теперь". Целительный, коррекционный, развивающий эффект психодрамы достигается за счет катарсиса – снятия напряжения и обучения ролевым играм, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара (иногда даже отказ от некᴏᴛᴏᴩых ролей) В рамках ϶ᴛᴏй концепции нас особенно интересует вопрос о развитии самосознания человека. Морено описывал поведение и самосознание с позиции ролей. По его мнению, не роли рождаются из собственного Я, а собственное Я рождается из ролей. Морено опирался на внутреннюю (эндогенную) модель поведения, являющуюся неотъемлемой частью личности участника. "В ϶ᴛᴏм случае структуры поведения могут повторять реакции другого лица, но при ϶ᴛᴏм они полностью интернализованы и фактически характеризуют глубоко индивидуальное Я участника" (Д. Киппер, 1993, с. 21)

В разрабатываемой в настоящее время теории ролевых игр и психодрамы Д. Киппера выделены пять основных принципов использования ролевых игр.

Ролевые игры основаны на конкретном описании. Подразумевается, что пациенты представляют ϲʙᴏи конфликты в неком сценическом действии, а не рассказывают о них. Конкретизация достигается также за счет того, что с помощью вспомогательных лиц (участников группы) и необходимых предметов, часто символических, моделируется фактор окружающей среды.

Разыгрываемое поведение должно быть аутентичным, т.е. воссозданное пациентом описание должно достоверно отражать психологическое состояние в момент развертывания ситуации.

Отметим, что терапия посредством клинических ролевых игр использует выборочное усиление (фокусировку)

Ролевые игры помогают расширить познавательные возможности. В отличие от реальной ситуации, где различные факторы сдерживают проявление открытых эмоциональных реакций и новых форм поведения, имитируемая ситуация будет защищенной и безопасной для человека, что дает новый шанс психологической и социокультурной реинтеграции.

Ролевые игры включают последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. Классический психодраматический сеанс состоит из трех стадий – разогрева, действия и взаимодействия с группой (обмен чувствами), или завершающей стадии. Обычно во время одного сеанса директор группы (у психодраматистов таково название ведущего группы) выбирает одного протагониста и путем последовательной смены сцен от достаточно нейтрального эпизода, используемого для разогрева, до кульминационной сцены, вскрывающей проблему и достигающей катарсиса, организует психотерапевтический процесс. Важно заметить, что одной из важнейших задач завершающей стадии сеанса будет увеличение в пациенте способности понимать себя, ϲʙᴏе поведение, ϲʙᴏе воздействие на окружающих. Это достигается в психодраме путем двух форм интерпретации – в первую очередь языком действий и вербализации.

Количество техник, применяемых в психодраме и ролевых играх, чрезвычайно велико, вероятно, более тысячи, тем не менее возможно выделить группу базовых техник, универсальных по возможности их приложения к психологическим или поведенческим проблемам. Киппер выделяет девять специальных базовых техник:

Представление самого себя (самопрезентация) – серия коротких ролевых действий, в кᴏᴛᴏᴩых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя.

Исполнение роли – имитация поведения какого-то человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия, например, такого, как страх, смерть, неуверенность.

Диалог – изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя (например, в семейной психотерапии)

Монолог – проговаривание ϲʙᴏих чувств и мыслей вслух, очень часто во время движения по кругу.

Дублирование – техника, при кᴏᴛᴏᴩой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста – одновременно с ним, пытаясь стать его "психологическим двойником".

Реплики в сторону – в ситуации ролевой игры, в кᴏᴛᴏᴩой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.

Обмен ролями – одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В ϶ᴛᴏй технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При ϶ᴛᴏм каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.

Отметим, что техника пустого стула – метод, активно применяемый и в психодраме, и в гештальттерапии. Протагонист взаимодействует с воображаемым кем-то или чем-то, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или чаще – обмена ролями.

Отметим, что техника зеркала – осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.

Среди базовых выделяется, кроме того, общая группа техник: "шаг в будущее", "возврат во времени", "тест на спонтанность", "сновидение", "психодраматический шок" и "ролевые игры под гипнозом".

Предостерегая против чрезмерного увлечения техниками и превращения психотерапии в "психологическое трюкачество", Киппер подчеркивает, что суть использования ролевых игр "всестороннее использование процедур имитации поведения на данном сеансе, а не спорадическое, случайное использование каких-то техник" (1993, с. 207)

До недавнего времени психодрама не могла приобрести такой популярности в среде академической психологии, какой пользуются гуманистическая психология, психоанализ и современный бихевиоризм. Но, по-видимому, в области имитационного моделирования поведения откроются новые перспективы, поскольку уже сейчас ролевые игры активно применяются не только в "чистой" психотерапии, но и в тренинговых группах, ставящих задачу саморазвития и самосовершенствования. В ϶ᴛᴏй области целью будет развитие навыков руководства и эффективного лидерства, поведения в больших и малых группах, взаимодействия, разрешения конфликтов в группах, формирование адекватного самовосприятия и восприятия других.
Стоит отметить, что особое значение приобретают психодраматические методы моделирования поведения в практической психологии, в работе по развитию самосознания.

Вот к примеру, вследствие достаточно высокой ригидности некᴏᴛᴏᴩых людей чрезвычайно затруднен процесс осознавания ими неадекватности ϲʙᴏего поведения, авторитаризма. Люди порой не замечают того, насколько их правила жизни и общения пронизаны условностями, лишены непосредственности и индивидуальности. Материал опубликован на http://сайт
Отметим, что техники психодрамы позволяют продемонстрировать человеку его поведение как бы со стороны, причем эта демонстрация не имеет унижающего или оскорбляющего характера, но заставляет его многое открыть в себе, переосмыслить. Стоит сказать, для ϶ᴛᴏго очень полезны техники дублирования и зеркаливания.

Отметим, что телесно-ориентированный подход

В последние годы психотерапия, ориентированная на тело, завоевывает в нашей стране самое широкое признание со стороны практических психологов и психотерапевтов. При ϶ᴛᴏм заслуженным вниманием пользуются не только телесные и дыхательные техники восточных учений (например, йога Патанджали), но и терапевтические концепции единства психики и тела европейских исследователей, среди кᴏᴛᴏᴩых крайне важно прежде всего назвать имя Вильгельма Райха. По мнению Райха, невротические и психосоматические проблемы будут следствием застоя биологической, сексуальной по ϲʙᴏей природе энергии, кᴏᴛᴏᴩую он назвал оргонной. Застой приводит к фиксации энергетических блоков на той или иной группе мышц, создавая в них напряжение, становящееся со временем хроническим. Так побудет "мышечный панцирь", кᴏᴛᴏᴩый можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. "Мышечный панцирь" становится основой формирования "брони характера", что создает благоприятную почву для развития невротического характера. По Райху, в "мышечном панцире" можно выделить семь основных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, кᴏᴛᴏᴩые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Стоит заметить, что они располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (϶ᴛᴏ вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги)

Райхианская телесная терапия направлена прежде всего на восстановление ϲʙᴏбодного протекания оргонной энергии через тело путем "распускания панциря" в каждом сегменте. Стоит сказать, для достижения ϶ᴛᴏй цели могут быть использованы три основные техники:

глубокое дыхание, через кᴏᴛᴏᴩое скапливается энергия;

мануальное воздействие на хронические мышечные зажимы (массаж, давление, касания, поглаживание, разминание мышц);

вербальный анализ и откровенная проработка совместно с пациентом причин возникновения мышечных зажимов.

К числу телесно-ориентированных психотерапевтов следует отнести М. Фельденкрайза, считавшего, что любое эмоциональное состояние отпечатывается на матрицах нервно-мышечной системы и порождает в них хронические блоки, кᴏᴛᴏᴩые, в ϲʙᴏю очередь, оказывают отрицательное влияние на психику. По его мнению, в результате возникновения ϶ᴛᴏго порочного круга усиливается деформация образа Я, он становится аморфным и неструктурированным. Метод Фельденкрайза как раз и "будет одним из подходов телесной терапии, кᴏᴛᴏᴩый направлен на утверждение и структурирование образа Я, расширение самосознания, восприятия и развития собственных возможностей" (Э. А. Цветков, 1995, с. 171)

В тренинге развития самосознания приемы телесной терапии могут быть использованы достаточно активно ввиду их эффективности при снятии некᴏᴛᴏᴩых психосоматических симптомов, а также для преодоления физического и психического напряжения, создания ощущения раскрепощенности и ϲʙᴏбоды, что, в ϲʙᴏю очередь, позволяет активизировать личностные ресурсы в отношении психологического роста и процесса самопознания.

Исключая выше сказанное, исследования С. Джурарда, Л. Джонсона и др. обнаружили высокую положительную корреляцию между удовлетворенностью телом и удовлетворенностью собой, а удовлетворенность собой будет, по нашему мнению, психологическим механизмом поведенческой подструктуры самосознания.

Методы групповой работы в нейролингвистическом программировании (НЛП)

Групповая работа в нейролингвистическом программировании (НЛП) чаще всего используется для обучения эффективной коммуникации. Диапазон применения НЛП на Западе достаточно широк: психотерапия, образование, деятельность организаций и т. д. Нас интересует прежде всего возможность использования групповых методов НЛП в целях развития самосознания. Поскольку положения нейролингвистического программирования недостаточно, на наш взгляд, освещены в отечественной литературе, остановимся на ϶ᴛᴏм подходе подробнее.

Под нейролингвистическим программированием его авторы – Р. Бэндлер и Д. Гриндер – понимают процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса. НЛП будет синтезом успешных стратегий обучения и использует методы, применяемые лучшими психотерапевтами всех направлений. На ϶ᴛᴏ указывают сами Бэндлер и Гриндер, обсуждая ϲʙᴏй метод структурированной регрессии (изменения личностной истории): "Действительно, нет различия между тем, что делаем мы и что делают гештальттерапевты, заставляя людей путешествовать в прошлое. Процесс разрешения в трансакционном анализе тоже напоминает ϶ᴛᴏ" (1993, с. 128)

Важно заметить, что одним из главных отличий НЛП от других психологических направлений будет отсутствие всякого интереса к содержанию процессов коммуникации, а вместо ϶ᴛᴏго – изучение структуры процесса: всех последовательных шагов программы взаимодействия или внутреннего действия у наиболее эффективно коммуницирующих людей. Уместно отметить, что описание ϶ᴛᴏй структуры крайне важно делать, опираясь только на категории сенсорного опыта, в кᴏᴛᴏᴩом нейролингвистические программисты выделяют три основные модальности – визуальную, аудиальную и кинестетическую. "Очистка" и обострение собственных сенсорных каналов специалистом-психотерапевтом, работающим в области НЛП, будет важнейшим условием адекватного понимания невербальных ответов на его вопросы со стороны клиентов. На том же условии базируется возможность эффективного использования методов НЛП во всех других сферах человеческой жизнедеятельности. Материал опубликован на http://сайт

В наибольшей степени содержательными показателями невербальных ответов в процессе коммуникации в НЛП считаются стереотипы глазодвигательных реакций, кᴏᴛᴏᴩые связаны с преобладанием определенной модальности в структуре внутреннего опыта человека. Вот к примеру, движение глаз собеседника вверх направо говорит, по мнению Бэндлера и Гриндера, о визуальных воспоминаниях. Эти невербальные сигналы раскрывают для нас репрезентативную, ведущую и референтную системы собеседника. Под "ведущей системой" авторы НЛП имеют в виду систему, используемую для поиска определенной информации. "Репрезентативная система"- ϶ᴛᴏ то, что уже введено в сознание и обозначено определенными словами. "Референтная система" – ϶ᴛᴏ то, с помощью чего вы решаете, будет ли известная вам информация истинной или ложной" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 28)

Определить данные системы позволяют также специфические предикаты, используемые в речи человека (например: "я вижу эту проблему так... ", "перспективы для меня ясны", "вопрос освещен со всех сторон" и т. д.)

Изучение структуры субъективного опыта крайне важно нейролингвистическим программистам для того, ɥᴛᴏбы помочь человеку изменить ϲʙᴏе поведение. Как считают Бэндлер и Гриндер, практически все психологические проблемы возникают у людей из-за субъективной невозможности вырваться из цепей привычных стереотипов поведения. У человека в любой ситуации должно иметься не менее трех возможностей выбора, иначе он становится рабом одной-единственной программы. "В случае если вы поняли порядок, из каких шагов состоит процесс, то вы можете поменять порядок шагов, изменить их содержание, ввести новый шаг или изъять один из существующих" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 68)

Важно заметить, что одним из самых мощных средств, используемых для ϶ᴛᴏй цели в НЛП, будет установка "якоря". Под данным термином Бэндлер и Гриндер имеют в виду введение дополнительного компонента в любую сенсорную систему человека, установление связи между некᴏᴛᴏᴩым определенным состоянием сознания человека и каким-либо действием психолога. Чаще всего для ϶ᴛᴏго используется кинестетическая система. Психофизиологическим механизмом "якорения" служат павловские условные рефлексы. К примеру, в момент сильного радостного возбуждения клиента психолог дотрагивается до его левого плеча. Когда ϶ᴛᴏ прикосновение будет повторяться с тем же давлением в той же самой точке и у клиента не будет в ϶ᴛᴏт момент более сильных конкурирующих состояний сознания, снова возникнет переживание радости. Введение в действие нужного "якоря" во время работы стереотипной (и вредной) программы человека "сбивает" эту программу и перестраивает ее.

Благодаря подобному перепрограммированию поведения у человека формируется широкий спектр возможностей, in кᴏᴛᴏᴩых он делает наилучший выбор. Здесь крайне важно отметить еще одну специфическую особенность НЛП: в ϶ᴛᴏм направлении практическом психологии безусловное предпочтение отдается подсознательному выбору вариантов поведения. В случае если психологи и психотерапевты других школ видят ϲʙᴏю задачу в том, ɥᴛᴏбы оказать помощь людям в осознании проблем, причин их возникновения и сознательном поиске путей их решения, то нейролингвистические программисты считают главным присоединиться к подсознанию клиента, минуя его сознание, коммуницировать именно с подсознанием, причем, как уже было сказано выше, попытаться изменить стратегию подсознания, не вникая в содержание проблем данного конкретного человека. Стоит заметить, что они основываются на убеждении, что "люди имеют ресурс, необходимый им для того, ɥᴛᴏбы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к данным ресурсам в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем контексте" (Гриндер Д., Бэндлер Р., 1993, с. 143)

Нейролингвистические программисты с пренебрежением ᴏᴛʜᴏϲᴙтся ко всем рефлексивным действиям, к осознанию себя и ϲʙᴏих возможностей, но фактически, обучая психотерапевтов, клиентов, руководителей методам эффективной коммуникации, они строят путь к выбору подсознательных реакций и гибкости поведения через самоосознание внутренних состояний и стереотипов, через сознательную отработку определенных стратегий. Лишь впоследствии данные навыки становятся автоматическими и подсознательными, поднимаясь до уровня "неосознанной компетентности".

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что ϶ᴛᴏт подход можно рассматривать также как некий новый, необычный способ развития самосознания.

Нейролингвистическое программирование будет действенным инструментом, кᴏᴛᴏᴩый можно эффективно использовать в образовании. Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первичных репрезентативных систем у ученика и учителя. В случае если ни ученик, ни учитель не будут достаточно гибкими, ɥᴛᴏбы приспособиться, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателем широкого диапазона стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, ϶ᴛᴏ указывает на высокий уровень развития профессионального самосознания, и прежде всего, в его поведенческом аспекте. Чтобы добиться успехов в педагогическом взаимодействии учителя с учениками, следует прислушаться к советам Бэндлера и Гриндера: "В случае если вы хотите принести им пользу, то, присоединившись к их модели, надо наложить на нее другую модель, ɥᴛᴏбы расширить их возможность к обучению" (1993, с. 40)

Вследствие четкости предлагаемых рекомендаций, их поразительной эффективности, сочетающейся с минимальными временными затратами, методы нейролингвистического программирования могут быть использованы практически в любой психотехнологии (на что, кстати, указывают сами Бэндлер и Гриндер) Особенно действенными, как показывает опыт, данные приемы и техники оказываются в групповой работе но развитию самосознания.

Вместе с тем нельзя не обратить внимания на реально существующую опасность некорректного и неданныечного использования методов НЛП в манипулятивных целях, поскольку очень распространенным приемом в ϶ᴛᴏм направлении будет введение участников группы в трансовое состояние сознания, в кᴏᴛᴏᴩом путем "якорения" возможно введение почти любых поведенческих программ. По϶ᴛᴏму работа в техниках НЛП оставляет на совести психотерапевта или психолога данныечное применение данных техник. Впрочем, ϶ᴛᴏ замечание можно отнести ко многим наиболее эффективным техникам из других психологических направлений.

Вопросы и задания для самоконтроля

Охарактеризуйте варианты классификации тренинговых групп, предлагаемые К. Рудестамом и Ж. Годфруа. На какие критерии опираются указанные авторы в ϲʙᴏих подходах к классификации групп? Какие недостатки присутствуют, на ваш взгляд, в описанных классификациях?

Что означает термин "гештальт"? Какие из мировых направлений психологии лежат в основе гештальттерапии?

"Задачей гештальттерапевта будет помощь члену группы в выделении ϶ᴛᴏй "фигуры" из "фона" с тем, ɥᴛᴏбы неотреагированные чувства нашли ϲʙᴏе выражение". О какой "фигуре" и каком "фоне" идет речь в ϶ᴛᴏй фразе?

Что означает словосочетание "неотреагированный гештальт"?

Какие понятия гештальттерапии раскрываются в следующих определениях:

"....... – ϶ᴛᴏ генетическая и примитивная форма функционирования индивида, кᴏᴛᴏᴩая пассивно впитывает в себя все то, что получает из внешнего мира";

"....... связана с формированием отношения к самому себе как к постороннему объекту и содержит два типа процессов: субъект делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим; субъект делает себе самому то, что он хотел бы, ɥᴛᴏбы сделали ему другие";

"....... – ϶ᴛᴏ действие иллюзии, содержащей в себе отказ от различий и непохожести и характеризующейся отсутствием дифференцирования себя и других, невозможностью определить, где кончается Я человека и начинается Я другого";

"....... пробудет в тенденции переложить ответственность за процессы, происходящие внутри Я, на окружающий мир". Каково общее название всех четырех понятий?

Какие три основные модели были выдвинуты в групповой психоаналитически ориентированной психотерапии?

Вставьте нужное слово в предложение: "Довольно часто общий срок функционирования таких психоаналитических групп достигает пяти...... при встречах дважды в неделю".

Назовите уровни группового процесса, выделяемые групп-аналитиками.

Кто был основателем трансакционного анализа? Какому направлению мировой психологии особенно близок трансакционный анализ?

Какое понятие трансакционного анализа раскрывается в следующем определении: "......... – серия скрытых трансакций с уловкой, приводящих к обычно скрываемой, но вполне определенной развязке"?

Перечислите основные типы терапевтического воздействия, применяемые в группах трансакционного анализа.

Вставьте в предложение слово, обозначающее важнейшее понятие психодрамы Дж. Морено: "Целью психодрамы будет пробуждение............ человека, кᴏᴛᴏᴩая находит выражение в акте творчества, то есть проявлении некой модели поведения в ситуации "здесь и теперь".

Назовите пять основных принципов использования ролевых игр, на кᴏᴛᴏᴩые опираются современные психодраматисты.

Какие базовые психотехники можно выделить в психодраме? Какая из техник описывается в следующем предложении: "......... – одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В ϶ᴛᴏй технике на короткое время два человека меняются местами – физически – так, что А становится Б и Б становится А. При ϶ᴛᴏм каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого"?

Назовите стадии психодраматического процесса, реализуемые на каждой сессии.

Вставьте нужные слова в предложение: "Райхианская телесная терапия направлена прежде всего на восстановление ϲʙᴏбодного протекания.............. через тело путем "распускания........ " в каждом......... ". Объясните смысл добавленных вами понятий.

Назовите основные техники телесной психотерапии.

Дайте определение понятию "нейролингвистическое программирование". В чем состоит отличие НЛП от других психологических школ?

Объясните смысл выражения нейролингвистических программистов "установить якорь". На каких психологических и физиологических механизмах базируется ϶ᴛᴏт прием?

Какие модальности выделяются в сенсорном опыте человека? С помощью каких средств НЛП можно определить особенности репрезентативной, ведущей и референтной систем собеседника?

Согласны ли вы с утверждением Бэндлера и Гриндера о том, что всегда "люди имеют ресурс, необходимый им для того, ɥᴛᴏбы измениться, если им помочь в обеспечении доступа к данным ресурсам в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующем контексте"? Объясните почему.

Известно, что нейролингвистические программисты пренебрегают процессами рефлексии и могут в принципе обходиться без знания содержания проблем конкретного человека, предлагая четкий алгоритм шагов их решения. Почему же методы НЛП могут использоваться в целях развития самосознания?

Как вы считаете, можно ли разделить все подходы к тренинговым группам по такому критерию, как степень манипулятивности? От чего, на ваш взгляд, зависит уровень директивности или недирективности ведения группы?

Человек — загадка века,
Он загадка и ответ.
Интересней человека
Ничего на свете нет

Недавно я посмотрела художественный фильм «Инстинкт», который снял в 1999 году американский режиссер Джон Тартелтауб. Это кино об исследованиях загадок человеческой природы и об исследователях, которые пытаются эти загадки разгадать.

Фильм напомнил мне, как важно понимать, что быть искателем значит быть исследователем. Ведь что такое духовная работа как не исследование, в котором объектом являешься ты сам? И давайте посмотрим на качества, которые требуются любому, кто хочет продвинуться на Пути поиска Истины: целеустремленность, открытость, терпение, внутренняя стойкость, умение переносить дискомфорты, критическое отношение к проявлениям своего эго. Разве все это — не качества хорошего исследователя?

В фильме два главных героя: оба они ученые по профессии и исследователи по натуре. Первый исследователь — молодой психолог Доктор Тио Колдер (в исполнении Кубы Гудинга). В начале фильма он предстает перед нами как типичный образец начинающего амбициозного ученого. Нам сразу становится понятно, что это за человек: одаренный, перспективный, пробивной и, при этом, контактный и обаятельный.

Совсем другое дело — второй исследователь: скандально известный учёный-биолог Доктор Итэн Пауэлл (его играет Энтони Хопкинс). Этот человек — загадка, которую предстоит разгадать зрителям вместе с молодым психологом. Известно, что Пауэлл совершил поступки, которые поставили крест на его научной карьере, но никто не может понять — почему он это сделал. При первом появлении этого героя на экране мы видим, что он ведет себя крайне неординарно, а порой и опасно, практически как дикое животное.

Что же общего у этих исследователей? Оба они талантливы и неординарны, оба влюблены в свою исследовательскую работу. А главное — оба проникнуты исследовательским духом «до мозга костей». Ими движет жажда познания, их не устраивают общепринятые истины в удобной упаковочке. Оба героя страстно желают получить свои собственные ответы на сложные вопросы.

Оба исследователя испытывают пылкий интерес к тайнам человеческого поведения. В поиске ответов они не боятся делать неординарные шаги, их не пугают трудности и нестандартные условия.

Биолог Итэн Пауэлл ради своего исследования провел 2 года в джунглях, изучая горилл. При этом не просто оставался сторонним наблюдателем, а смог добиться, чтобы дикие обезьяны приняли его в свою семью, и жил вместе с ними.

Психолог Тио Колдер берется за безнадежное дело, от которого открестились другие исследователи. Ему предстоит дать заключение о пациенте, который отказался разговаривать, а исследование надо провести в условиях тюремной психиатрической лечебницы строго режима.

На примере героев мы видим, как много дает исследовательский дух, как важно не дать в себе угаснуть этой жажде истинных ответов. Ведь именно она приводит искателя к началу Пути. И если быть верным ей, то в любой самой сложной внутренней проблеме сможешь увидеть для себя возможность. И в любом, самом тяжелом внутреннем состоянии найдешь силы, чтобы продолжать работать над собой.

Теперь рассмотрим различия между исследователями. Несмотря на общий для обоих героев исследовательский дух, внешне и внутренне они находятся как бы на разных полюсах. В фильме эти два полюса обострены. Но это позволяет нам увидеть, как важна для исследователя готовность пойти за своими собственными ответами до конца, даже если это перевернет всю твою жизнь.

Тио Колдер — лучший среди аспирантов, любимчик профессора, молодые коллеги им восхищаются, старшие прочат блестящую карьеру, перед ним открыты все возможности. Итэн Пауэлл — изгой, научное сообщество от него отвернулось, он заключен в тюремной лечебнице, его ждет осуждение за убийство.

Молодой психолог — общительный, деятельный, желающий продвинуться в научной среде и стать известным. Пожилой биолог — замкнутый на грани аутизма, отказавшийся от всякой деятельности и контактов. Его поведение никто не понимает, даже самые близкие отчаялись пробиться сквозь стену его молчания.

Но самое интересное отличие героев — это их опыт. И дело не в количестве прожитых лет, а в качестве исследовательского и жизненного опыта.

Доктор Колдер играет по общим правилам. Чтобы раскрыть загадки поведения человека, он делает нестандартные и даже рискованные шаги, но весь его опыт остается при этом в рамках общепринятой системы. Исследовательский подход Доктора Пауэлла кардинально отличается. Он предпочитает вступить на неизведанную территорию. И не только в представлениях, а на практике: он начинает жить совсем иначе. И этот необычный опыт по-настоящему меняет его самого.

Что движет исследователем: внешняя мотивация и внутренний интерес

Посмотрим на мотивацию молодого Доктора Колдера. Что подвигло его взяться за исследование? С одной стороны, мы видим внешние амбиции. Объект изучения Итэн Пауэлл -остается загадкой даже для опытных психологов. Выдающийся и уважаемый ученый, который сначала уходит в джунгли, потом совершает убийство с неясными мотивами, попадает в тюрьму, замыкается в себе и никак не пытается изменить свою участь. Если молодой исследователь сможет «раскусить» этот редкий случай, то ему обеспечен быстрый взлет научной карьеры. К тому же исследование может дать прекрасный материал для книги, которая наверняка станет бестселлером и прославит автора.

С другой стороны, у молодого психолога есть внутренние мотивы — он хочет испытать себя, понять, на что он способен как исследователь — сможет ли он разговорить Пауэлла и заставить раскрыть мотивы своих поступков.

Также мы видим неудовлетворенность исследователя. В данном случае — это неудовлетворенность стандартными объяснениями нестандартного поведения биолога. «Он безумен как треугольная шляпа… Биолог живёт с животными, усваивает их поведение. Сам становится животным» — к такому выводу пришло научное сообщество. Но этот ответ не устраивает молодого ученого. Инстинкт исследователя подсказывает Колдеру, что за поведением Пауэлла стоит не безумие, а какие-то иные причины. И он страстно желает докопаться до этих причин. Он искренне хочет разгадать загадку этого человека.

И в процессе исследования наступает момент, когда Доктору Колдеру приходится выбирать: какое желание для него важнее. Сохранить свои карьерные перспективы: для этого надо отступиться, с делать стандартное заключение и забыть о сумасбродном биологе. Или пойти за своим желанием разгадать тайну и доискиваться настоящих ответов, чего бы это ни стоило: для этого придется рискнуть всеми внешними преимуществами и даже собственной безопасностью.

Каждому искателю также важно увидеть свою мотивацию, понять, чего на самом деле хочешь найти на Пути. Например, можно упорно не осознавать своих внешних амбиций, но все равно бессознательно будешь каждый раз отдавать им приоритет. В результате твоя энергия расщепляется, и ты не можешь приложить нужных усилий к работе над собой. А без этого не стоит рассчитывать на истинные изменения.

Препятствия на пути исследователя: внешние и внутренние

На пути к своей цели молодой исследователь сталкивается со множеством препятствий. Сначала возникают внешние сложности, и он не без труда, но успешно их преодолевает. За счет чего ему это удается? Иногда за счет своих качеств: терпения, упорства и творческого подхода, а иногда ему помогают подсказки более опытного исследователя — профессора-наставника.

Давайте посмотрим, что из опыта Колдера можно взять на вооружение искателю, чтобы преодолевать внешние препятствия к духовной работе.

Во-первых, Колдер действует решительно и адекватно обстоятельствам. Он человек дела: не ищет отговорок «ах, я так хочу добиться ответов на свои вопросы, да условия не те», а ищет способы преодолеть проблемы, мешающие исследованию. Например, жесткие условия тюремной психбольницы далеки от комфортных и привычных «лабораторных». Но он не сдается и добивается нужных условий для своего общения с пациентом. Он находит подход к руководству и сотрудникам тюрьмы: где надо — применяет дипломатию, а где надо — идет на конфликт. Правда из-за этого конфликта ему существенно сокращают время исследования. И тут он чуть было не опускает руки, но собирается и продолжает действовать, следуя совету своего профессора: «Перестань жаловаться на то, что тебе не хватает времени — используй его!».

Во-вторых, молодой исследователь искренне хочет установить контакт с источником ответов на свои вопросы. Ведь «неговорящий» пациент — это препятствие посерьезней тюремных правил. И тут Колдера снова выручает терпение и настойчивость. Он снова и снова пытается пробиться сквозь стену молчания Пауэлла, хотя поначалу это и не приносит результата.

И вот исследователь преодолевает и это трудное препятствие: пациент начинает с ним говорить. Усилия Доктора Колдера не проходят даром. Пауэлл почувствовал, что перед ним не просто амбициозный карьерист, а настоящий исследователь, в котором горит жажда познания.

Др.Колдер: Почему вы выбрали меня?

Др.Пауэлл: Мне понравились ваши глаза. Кажется, у вас есть разум.

Др.Колдер: Спасибо. А что в глазах?

Др.Пауэлл: Этот взгляд. Любопытный, ищущий, неутолённый. Немножко злой.

Итак, исследователь продвинулся к своей цели: пациент пошел на контакт, начал общаться и отвечать на вопросы. Но тут молодого ученого поджидают препятствия иного рода: это барьеры внутри самого исследователя. И тут уже не срабатывают те же подходы, что так хорошо помогали преодолеть внешние трудности. Что же мешает Доктору Колдеру получить ответы, которых он так страстно добивается?

Первое внутреннее препятствие: привязанность к своим представлениям. Молодой ученый твердо уверен, что он уже все знает о человеческом поведении. Ему только не хватает информации, чтобы объяснить нестандартные поступки конкретного человека.

Пауэлл начинает отвечать на вопросы: в своих ответах он пытается передать исследователю новое знание о человеке. Пережив необычный опыт биологу удалось обрести новый, абсолютно иной взгляд на себя и на ситуацию современного человека в целом. Пауэлл пытается донести, что причина его неординарных поступков в том, что новый опыт изменил его самого.

Но молодой исследователь не слышит ответов. Он закрыт для нового знания. Он продолжает выпытывать информацию: «А почему вы бросили семью?», «А не скучно ли вам было в джунглях без людей?» «А не страшно ли вам было одному среди диких обезьян?»

Пауэлл вновь пытается вывести молодого психолога за границы его представлений: «В любой день в любом городе мира подвергаешься большей опасности, чем можно встретить в этом лесу. Вы меня понимаете? Вы запутаны, вы все запутаны»

Но Колдер по-прежнему не способен понять, о чем идет речь. Почему же он так упорно держится за свою систему координат? Дело в том, что для него это не только теория, которую он знает «на отлично» — он живет в этой системе. Не только научное исследование, а всю свою жизнь выстраивает по ее правилам. Система дает готовый набор ответов: что хорошо, что плохо для человека в современном обществе, что правильно, что не правильно, что приемлемо и способствует успеху, а что не одобряемо и может лишить тебя поддержки «нужных» людей. И Колдер бессознательно цепляется за эти установки, и не потому что они ему сильно нравятся, а просто потому, что они привычны и известны. Без них — страшно, ведь можно оказаться в ситуации настоящей неопределенности. С такой внутренней установкой Колдер боится принять иную точку зрения на человека, потому что тогда ему самому придется оказаться на новой неизведанной территории и лишиться привычных жизненных опор.

Искатель очень часто оказывается в подобной ситуации: тебя не устраивают стандартные рамки, тебе в них хоть и плохо, но зато привычно, вот и боишься потерять эти подпорки. Как же тут продвинешься? Ведь ты закрываешься для нового взгляда на свою ситуацию, к которому разворачивает тебя Мастер. Также обычно очень ценишь свои представления о себе любимом: и хорошие, и плохие. При чем и те, и другие тормозят в работе над собой. Обычно рассуждаешь так: «Вот тут я хороший, зачем трогать это? А вот тут я плохой, и именно поэтому у меня ничего не получится» — и используешь это как удобный предлог, чтобы увильнуть от исследования собственных проблем. Но настоящих изменений добиваешься, только если начинаешь тотально исследовать все, что накопилось у тебя внутри, не разделяя на «хорошее и плохое».

Обратимся снова к героям фильма. Мы видим, что молодой ученый застрял в своих предубеждениях. Но тут помощь приходит с неожиданной стороны. Объект исследования — Доктор Пауэлл — видит, что тормозит Колдера, но относится к этому с пониманием. Он даже дает своему доктору ласковое прозвище «Мой Табибу Жуа» (что на языке суахили означает «Доктор Идиот»). Опытный исследователь решает помочь своему молодому коллеге. Он начинает разворачивать его взгляд — задает вопросы, чтобы тот посмотрел на себя самого и увидел, что его ограничивает изнутри.

Есть и другие подсказки для молодого психолога, которые показывают, на сколько его мышление скованно стереотипами. Чего только стоит диалог Колдера с одним из пациентов психлечебницы:

Др. Колдер: Вас обвиняют в убийстве и расценивают как невменяемого.

Пациент: В нее вселялся демон. В мою соседку — миссис Каш. Он появлялся и исчезал. Его никто не видел. Кроме меня.

Др. Колдер: Как он выглядел? Этот демон?

Пациент: Вы когда-нибудь видели «Пришельца» с Сигурни Уивер?

Др. Колдер: Он выглядел как огромное насекомое?

Пациент: Нет. Он выглядел, как Сигурни Уивер

Однако, ни эти подсказки, ни вопросы Доктора Пауэлла не срабатывают. А почему? Потому что у Колдера есть второе внутреннее препятствие: он хочет получить ответ из вне тогда, когда он находится внутри. Этот подход срабатывает, когда нужно получить новую информацию, но совершенно бесполезен, когда речь идет о новом знании.

Тогда Доктор Пауэлл, который уже полностью перехватил инициативу, решается провести Колдера через новый опыт. Он устраивает ему экстремальное испытание: когда ответ на вопрос — «что же меня ограничивает?» становится для исследователя вопросом жизни и смерти. Результат впечатляет. Сначала молодой психолог выдает все свои страхи — страх потерять контроль, страх потерять свободу. И это действительно ограничения, но новое знание не может отобрать того, чем не владеешь на самом деле. Ведь Колдер в действительности ничего не контролирует, и его свобода — лишь мнимая. С третьей попытки Колдер приходит к нужному ответу — «я потерял свои иллюзии». Это единственное от чего действительно избавляет человека новое знание — от иллюзий.

Это парадокс — как можно найти ответы о себе где-то во вне? Казалось бы, ответ очевиден: «ты сам — загадка и ответ». Тем не менее, в эту внутреннюю ловушку попадает каждый искатель. Даже если у тебя есть искренне желание узнать истинные ответы о себе, ты все-таки надеешься получить их в виде внешних объяснений: безопасных и ни к чему не обязывающих. Хочешь получить новое знание, но продолжать жить по-старому. Потому что боишься потерять контроль — ведь надо довериться Мастеру, боишься — потерять свою мнимую свободу — то есть возможность не прикладывать усилий. И не видишь, что единственная возможность получить собственные ответы — это самому пройти через новый, порой экстремальный опыт. А единственное, чего тебя лишает работа над собой — это твои иллюзии.

Результаты исследования: приобретения и потери

В финале фильма мы видим, что истинные результаты исследования Доктора Колдера совсем не совпали с его изначальными ожиданиями. Он рассчитывал приобрести: карьерный трамплин, известность, одобрение окружающих. Но сам опыт исследования изменил что-то внутри него, и на деле он приобрелготовность потерять то, чем так раньше дорожил, чтобы открыться новому знанию. Разумеется, чуда мгновенного преображения не произошло, зато исследователь потерял какую-то часть своих иллюзий. Он искал причины поведения Доктора Пауэлла, а увидел — что на самом деле движет его собственным поведением:

«Однажды вы задали мне вопрос:что это за узелки, которыми я связан?

Я думал об этом. Это не работа. Я люблю работу.

Это игра. Игра, Итен. Она так мне удавалась!

Я был уверен, что меня любят все нужные люди. Ночью я в уме прокручивал списки: Хорош ли я был с Беном Хиллардом? А с доктором Джозефсоном? Хорошо ли я вёл себя со всеми, кто мне помог? Хорошо ли я веду себя с людьми,которые могут нанести мне вред? Чтобы никто не подумал, что я слабый или неудачник.Это игра, Итен. Но знаете что? Вы научили меня, как жить вне игры.Знаете, что меня очень пугает? Что я возвращаюсь в игру.»

Духовная работа также часто приводит искателя к совершенно неожиданным результатам и открытиям. Например, вдруг начинаешь видеть, что все время озабочен только одним вопросом: «нравлюсь ли я окружающим?», за которым стоит вечный страх потерять их расположение. Открытие не из приятных. Однако, как только ты в своем внутреннем исследовании доходишь до истинных корней своего поведения — появляется реальный шанс изменить ситуацию. Проработать страх, ослабить его внутреннюю диктатуру. А это и будет еще одним шагом в продвижении на Пути.

В заключении хочу отметить, что мои наблюдения не исчерпывают всех смыслов, заложенных в фильме «Инстинкт», а мои выводы далеко не все, что можно сказать об исследовательском подходе в Поиске. Возможно, вам захочется самим посмотреть этот фильм, и он также, как и мне придаст вам вдохновения для работы над собой. Искренне желаю, чтобы ваш Поиск стал увлекательным исследованием и принес вам новое знание.

Как уже говорилось, Келли придавал большое значение тому, как люди сознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни.

Это приводит нас к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Такая аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска (Kelly, 1963). Таким образом, в основе теории личностных конструктов лежит предпосылка о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью которых каждый из нас выдвигает новые идеи о мире. Цель науки – предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого – уменьшить неопределенность. Но не только ученые – все люди имеют такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

Чтобы проиллюстрировать эту модель поведения человека, посмотрим, к примеру, на поведение студентки колледжа, у которой в начале семестра занятия ведет новый профессор (предположим, что она раньше не знала о "репутации" профессора). Основываясь на ограниченном наблюдении (возможно, один-два академических часа), студентка может воспринять и интерпретировать профессора как "беспристрастного". Келли характеризует этот процесс термином истолкование; студентка "истолковывает" (или видит) беспристрастность профессора. В сущности, что происходит? Студентка развивает гипотезу о профессоре, которая поможет ей предвидеть и контролировать события, связанные с курсом, который ведет этот профессор. Если гипотеза студентки окажется "правильной", можно ожидать, что профессор предложит разумный объем литературы для чтения, даст соответствующие контрольные работы и достаточно адекватно их оценит. Однако, если в дальнейшем поведение профессора будет существенно отличаться от этих предположений, студентке потребуется альтернативная гипотеза (например: профессор несправедлив, профессор – педантичный зануда или что-то в этом роде). Дело в том, что студентка (как и мы все) нуждается в надежных и устойчивых способах предвидения событий, влияющих на ее жизнь, если она хочет действовать эффективно.

Развивая свою уникальную концепцию, основанную на представлении человека как ученого, Келли был поражен различием между точкой зрения психолога на свое собственное поведение и его позицией при объяснении поведения субъектов исследования. Он описывает это различие следующим образом.

"Психолог как бы говорит себе: "Я – психолог, следовательно, ученый, я выполняю этот эксперимент, чтобы улучшить прогноз и контроль определенных феноменов поведения человека, но мой испытуемый, будучи простым человеческим существом, явно движим неумолимыми побуждениями, которыми он переполнен, или же он жадно стремится найти средства к существованию и/или защиту"" (Kelly, 1955, р.

Келли отвергает узкое представление о том, что только ученый-психолог, носящий белый халат, имеет отношение к прогнозу и контролю хода событий в жизни. Отнюдь не рассматривая человеческое существо как некую безвольную и бездумную каплю протоплазмы, он наделяет человека-испытуемого теми же самыми устремлениями, что и у так называемого ученого-психолога.

Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Келли. Оно подтверждает веру Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным.

То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли.

Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе (Kelly, 1963). Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: "Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего" (Kelly, 1955, р. 49).

Второе следствие уподобления всех людей ученым – это то, что люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окружение. Для Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Люди не нуждаются в том, чтобы быть рабами своего прошлого опыта или наличной ситуации – если только они сами не соглашаются с таким истолкованием собственной персоны. Короче, человек не контролируется настоящими событиями (как предлагает Скиннер) или прошлыми (как предлагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

Как исследователь кто это, что должен знать и какие особенности профессии имеются.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Что нужно знать о профессии

Те, кто хочет стать исследователем должен знать, что это специалисты, занимающиеся научными исследованиями. В результате их работы мир узнает о новых интересных открытиях, которые в последствии используются как для жизнедеятельности, так и в промышленных целей.

При этом само исследование представляет собой следующие процессы:

  • изучение развития научной мысли или знаний;
  • проведение систематического расследования. При этом главная задача которого заключается в установлении определенных фактов.

Причем, проведение в рамках научного исследования, заключается в:

  • разработке плана специального процесса изучения;
  • проведении научного эксперимента;
  • осуществлении концептуализации и проверки имеющейся теории;
  • составлении отчетов и докладов, связанных с полученными научными сведениями.

В каких направлениях могут работать исследователи

Так как современная наука имеет массу направлений, так и исследовательская деятельность будет иметь свои направления деятельности. Так, специалисты могут как теоретиками, так и практиками.

Кроме того, исследователи:

  • изучают различные документы;
  • проводят разнообразные эксперименты или наблюдения.

Все процессы проходят при строгом соблюдении существующих правил и поставленных задач. Кроме того, в расчет берутся определенные принципы, которые действуют в научном обществе. В отдельных случаях могут быть использованы сведения, изложенные в научных трудах предыдущих исследователей, работающих в этом же направлении.

Все результаты осуществляемой научной работы следует знать, как их правильно нужно зарегистрировать. Для этого пишутся научные труды или статьи в специальные журналы, рефераты, монограммы. В отдельных случаях может быть получение патента на сделанное .

Статус научного работника напрямую зависит от количества опубликованных научных трудов в специальных изданиях. Также это влияет на получение и тем более на повышение своей ученой степени.

Любая научная и исследовательская деятельность заключается в проведении различных видов исследований.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Они могут разделяться на:

  • фундаментальное исследование. Оно проводится для того, чтобы получать новые знания и разрабатывать варианты их применения;
  • прикладное исследование. Оно проводится с целью нахождения, интерпретации и развития различных методов, а так же систем, связанных с совершенствованием человеческих знаний. Чаще всего, этот вид исследований проводится с целью изучения особенностей научного изучения как нашей планеты, так и Вселенной в целом.

Каким должны быть исследователи?

Для достижения поставленной задачи, исследовать больше занимается наукой.

Именно по этой причине, он должен:

  1. отлично разбираться в своей сфере деятельности;
  2. быть максимально грамотными;
  3. обладать здоровой любознательностью;
  4. высоким уровнем интеллекта;
  5. иметь логическое мышление;
  6. отличаться усидчивостью;
  7. обладать сообразительностью;
  8. иметь хорошую память.

Теперь вы знаете, особенности специальности исследователь кто это, что должен знать и уметь.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Наука – это род деятельности человека, предполагающий исследование живой и неживой природы. В науке есть много профессий в соответствии с объектом исследования и сообразно действиям специалиста. Фундаментальная наука изучает общие законы существования живой и неживой природы. Прикладная наука ищет применение объекта исследования к человеческим нуждам и она идет на производство. Но в каждом разделе науки есть подразделы. Химия в свою очередь подразделяется на разделы: общая химия, неорганическая химия, органическая химия, аналитическая химия, квантовая химия, физическая химия, коллоидная химия, лазерная химия и прочее. Прикладная химия: химическая технология стекла, керамики и огнеупоров, композиционных и вяжущих материалов, химия высоких энергий и радиоэкологии, водородной энергетики, нанотехнология и наноматериалы, химия нефти и органического катализа. Химик может работать в науке, химик может создавать лекарства. Экология в существенной степени – это задача химика. И производство химических веществ это тоже химия. А вот физика: физика твердого тела, атомная физика, астрономия, биохимическая физика, медицинская физика, радиофизика, физическая электроника, нанотехнология и т.д. Физик получает образование на физическом факультете университета или в инженерно-физическом или инженерно-техническом вузе. Физик имеет возможность работать и в науке, в производстве. Важное место среди наук занимают математика, география, геология. Математика лежит в основе всех научных разработок. Среди гуманитарных наук выделяются история, психология, социология, лингвистика. Наиболее популярны сегодня среди выбирающих профессию именно психология и лингвистика. Психология как наука о человеке развивается бурно и становится важной частью общественной жизни. Психолог легко может найти работу на рынке труда. История - важнейшая для понимания сегодняшнего дня наука. Историк может работать исследователем, журналистом, преподавателем, писателем. Социолог может работать не только в социологии, но и в маркетинге.