Болезни Военный билет Призыв

Ломаю стереотипы что значит. Оказывается, наш мозг самообучаем. Как сломать стереотипы? Жаль только, что большинство из них очень "обросли своеобразными панцирями" и не хотят даже подумать, что могут измениться в лучшую сторону, и каждую минуту этой драго

Стереотипы поведения, к которым человек привыкает в процессе своей жизнедеятельности, давят на всех. Например, я полностью согласен с концепцией разумного эгоизма (и, в общем-то, являюсь ее создателем). И скрупулезно выполняю ее.

Но в процессе общения со своими милыми соплеменниками (особенно в местах общего пользования - учреждения, метро, троллейбус) приходится сталкиваться с такими формами поведения других людей, что атавистическое желание силой вправить мозги этому “негодяю”, все равно в первый момент начинает вырываться наружу на мутной волне отрицательных эмоций.

Конечно, я умело “замазываю” свой промах и в следующий раз контролирую свое поведение и свои эмоции более успешно. Но периодически это все же происходит (правда, с годами все реже и реже). Ибо все люди не совершенны, и все они проходят трудный путь подавления дезадаптивного поведения, становясь более мудрыми и бесконфликтными. И твоя борьба с влечением к алкоголю тоже не будет простой. Но ты не должен опускать руки. Ведь иначе ты сгинешь как личность!

Глава седьмая, в которой автор поговорит об антиалкогольных догмах.

Дорогой мой читатель! В этой главе я хочу дать тебе чрезвычайно важные советы. Если ты будешь их неуклонно выполнять, то получишь достаточно серьезную гарантию того, что никогда не сопьешься и не станешь ни алкоголиком, ни наркоманом (хотя это одно и то же).

Больше мух утонуло…

И для начала я обращаюсь к тому человеку, который никогда еще не пробовал наркотики.

Дорогой мой читатель! НИКОГДА их не пробуй! Даже из любопытства! Даже из самообманывающей установки, что ты это сделаешь только один раз! Эта проба будет первым шагом на твоем спуске в ад!

Если ты попробовал наркотик один раз - вероятность второй пробы возрастает в ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ПРОГРЕССИИ! Наркотики действуют совсем не так мягко, как алкоголь. Они намного более коварны. Уже первая проба может обезволить и зачаровать тебя. Это СМЕРТЕЛЬНО ОПАСНО!

Да, короткое время ты будешь интенсивно получать "кайф". Но потом ОБЯЗАТЕЛЬНО сгоришь! Если для тебя такой финал не страшен, если ты знаешь это и сознательно выбираешь этот путь, то потом не говори, что не знал о последствиях.

Все радости жизни - в творчестве. Творить - значит убивать смерть.

Р.Роллан.

В наркоманию обычно уходят психологические “дети”, которые не приучены отвечать за свои поступки. У таких людей в подсознании активна детская программа: “Мне раньше, если я сотворял какую-нибудь глупость, всегда помогали выбраться. И сейчас тоже помогут!”

С наркотиками этот фокус не пройдет! Попав в их “лапы”, ты пропал!

А теперь перейдем к алкоголю. Конечно же, это тоже наркотик, но намного более слабый и более мягко действующий. Хотя от этого не менее коварный!

Первый антиалкогольный предохранитель.

Благословение алкоголя - похмельный синдром. Если бы не он - люди бы давно вымерли от поголовного алкоголизма. И я считаю, что его ни в коем случае нельзя снимать опохмелением. Если твой организм утром наказывает тебя за вчерашнее, то нужно быть совершенно неразумным человеком, чтобы эти сигналы уничтожать.

И мне кажется, что это прекрасный критерий, видная всем грань, зная которую можно ставить для себя барьер: дальше идти нельзя!

Так вот, дорогой мой читатель! Что бы ни было, как бы плохо ты себя поутру не чувствовал -

Никогда не похмеляйся !

Это смерти подобно, это начало твоей капитуляции перед алкоголем! Если ты поддаешься естественному желанию облегчить себе утренние страдания, то ты становишься пленником части своего “Я”, которая не признавая никаких границ, требует удовольствия.

После сильной пьянки, естественно, болит голова и, в-общем и целом, человеку очень плохо. Но ты прекрасно знаешь, что это результат твоих собственных "усилий". Никто тебе вчера в рот такое количество алкоголя не заливал. Ты сам довел себя до этого состояния. Это как бы расплата за вчерашнее веселье.

Сегодня мы поговорим о стереотипном мышлении человека. Что такое стереотипы и как их ломать.

Недавно я встретил друга, с которым не виделся много лет, и он поведал мне свою историю о том, как изменил свое стереотипное мышление. Поэтому диалог буду вести от второго лица.

Стереотипы и убеждения

Наше мышление утопает в стереотипности убеждений. Я пытаюсь постоянно ловить себя на мыслях, почему я в каждой конкретной ситуации вместо «да» ответил «нет». Ведь чтобы управлять и , нужно ловить мысль и работать над ней. В бесконечном хаосе мыслей, которые возникают независимо от моих желаний как реакция на всё, что извне, – я стараюсь зафиксировать любую мысль, побуждающую отвергнуть что-либо. Что я имею в виду?

Иногда мы сами себе обещаем, что с завтрашнего дня будем к чему-то относиться по-новому: начнём заниматься спортом, сядем на диету, откажемся от курения, заведём новое знакомство, помиримся с коллегой по работе и т.п…. Реакция отторжения созидательного начала кроется внутри каждого из нас, пока мы не начнём ломать собственные убеждения и стереотипы.

Ещё вчера моя супруга предложила мне в качестве профилактики пить с ней по утрам целебный отвар, который она приобрела у известного знахаря. Я, конечно же, дал устное согласие. Ведь в этом нет ничего плохого, если этот отвар пьют многие и отзываются только положительно. Но когда пришло время выпить его, тем более узнав о его отвратительном послевкусии, первое, что я произнёс: «Что-то мне не хочется». Как только я это сказал, в моей голове тут же возникла мысль о том, что я сам добровольно вчера согласился принимать участие в семейном ритуале распития полезного напитка.

Это только один из случаев, который первый пришёл мне в голову сейчас. Если покопаться основательно в наших обещаниях, добрую половину мы вряд ли когда-нибудь исполним.

Отчего так происходит

Что это: или просто нежелание что-то менять? В любом случае, я выработал для себя одну простую, но действенную методику борьбы с подобными проявлениями нехотения, нежелания и отвержения.

В этом мне помогает контроль собственной речи. Я ещё не достиг тех высот, где можно контролировать мысли, я только учусь. Пока я решил вплотную заняться тем, что более-менее подвластно каждому человеку – контролировать продукт наших мыслей – речь.


Как контролировать мысли

Как только я произношу слово «нет» на определённую просьбу или указание – я пытаюсь дать команду своему мозгу, что-то типа «стоп». Что бы перестать гонять сумбурный поток мозговой деятельности по своей голове и поймать только что брошенное слово. Я фиксирую это «нет» и подвергаю анализу. Как правило, любое произнесённое «нет» появляется инерционно и рефлексивно. Но облачившись в словесно-звуковую форму, оно появляется в этом мире.

Чтобы быть продуктивной личностью, нужно выработать у себя привычку действовать вопреки собственным рефлексивным отрицаниям. Только таким образом, выходя из комфортного состояния можно развить свою активность до неузнаваемости.

Как вы думаете, я выпил отвар?

Как только из меня вышло отрицание, я тут же его зафиксировал. Я встал и направился на кухню, слыша в след слова супруги, которая чуть было не разочаровалась в моих словах. Я взял стакан и выпил его до дна. «Вкусняшка!» – сказал я с улыбкой.

В этот же день ко мне подошёл сын с просьбой погулять пол часика с ним в футбол на площадке. Инерция выдавливала «Нет времени». Но фиксация и мгновенный анализ отрицания помогли продолжить предложение «…, но ради такого дела можно и отвлечься». Какой же я менеджер, если не могу спланировать собственное время.

Если так подумать, времени у нас у каждого постоянно не хватает. Нет времени для перемен, для развития, для успеха. Мы просто погрязли по горло в быту и суете, и наше сознание молниеносно облачается в отрицательные словоформы. И если ты готов к переменам – начни действовать нелогично по отношению к тем словам, которые наше сознание предлагает как первоочередной вариант ответа. Ведь для того, чтобы , нужно приложить максимум сил и терпения.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.


Чем взрослее становлюсь, тем больше отмечаю, насколько люди зависимы от стереотипов. И насколько опасными стереотипы могут быть для людей.

Например, если взять стереотип , что жизнь любого нормального человека должна выглядеть следующим образом: родился, пошел в школу, затем поступил в институт, после чего нашел себе работу, женился/вышла замуж, нарожали детей, дали им хорошее образование, воспитали, затем пенсия и отдых.

Ах да, забыл…в течение жизни раз в год – отпуск на море, купить в кредит машину и квартиру, сделать ремонт, купить дачу, ну и остального всего по-немногу…

Согласитесь, в голове большинства людей, жизнь обычного человека представляется именно в таком ключе. Это норма. Все, кто от нее отклоняется, либо дураки и сумасшедшие, либо гении.

Так вот, если взять какого-нибудь отрицательного элемента нашего общества (наркомана, алкоголика, преступника), то я был бы рад привить такому человеку стандартный стереотип. Чтобы он вместо плохих дел, занимался хорошими.

Но если взять человека, у которого нет пристрастия к пагубным привычкам и плохим делам, то для него такой стереотип может оказаться губительным.

Фактически, такой стереотип ограничивает любого человека . Ставит в рамки, не позволяя раскрыть в полной мере всех способностей и талантов.

Иногда. жизнь напоминает мне компьютерную программу, которая работает по определенным алгоритмам. Это и хорошо, и плохо. Хорошо, когда есть порядок в голове и намеченный маршрут.

Но плохо, когда ты можешь вырасти из этого алгоритма и создать новую программу, но не делаешь этого, потому что считаешь, что это будет нарушением того алгоритма, по которому ты живешь в данный момент.

Добавьте сюда общественное мнение, друзей, родственников, телевидение – и мы получаем мощный пресс, который ломает нашу волю, веру в себя и свои силы.

Сколько человеческих талантов было загублено из-за дурацких стереотипов? Сколько еще их будет загублено?

Я считаю, что сейчас такое время, когда данная сфера нашей жизни очень отстает от всех остальных. Развивается наука, технологии, системы управления, а вот стереотипы плохо развиваются.

Что бы было понятнее, давайте рассмотрим такой пример. Сейчас, активно развивается тренд жизни на пассивные источники доходов. То есть, когда вы накапливаете кучу денег, на проценты от которых живете, либо создаете бизнес, который работает без вашего ежедневного вмешательства и т.д.

Об этом пишут книги, пишут в интернете, создают различные системы и программы. Тренд бесподобный, лично мне очень нравится. Но, как вы должно быть заметили, я уже два раза употребил слово тренд (это уже третий раз).

Тренд – это новое направление, или ответвление от чего-то, пользующееся популярностью, спросом.

Тренд, со временем может перерасти в нечто большее (в индустрию, поколение, сообщество), а может и угаснуть.

Было бы здорово, если бы в понимании людей, их стереотипом стало представление о том, что нужно рождаться, идти в школу, а может не идти, затем в институт (возможно), затем устроиться на работу, но не батрачиться там до пенсии, а к примеру, построить головокружительную карьеру, которая позволит годам к 40 выйти на пенсию.

Или же, накопить денег, открыть свой бизнес, автоматизировать его и снова похожий сценарий, годам к 40-50 выйти на пенсию.

При чем на пенсию не нищенскую, в 5-10 тысяч рублей. А на пенсию, раз в 100 более. Если развивать тему, то продолжением данного стереотипа должно стать служение людям, или вклад в общество.

Вот представьте, вы заработали кучу денег и лет в 40 вышли на пенсию. Задайте сейчас этот вопрос любому человеку, смоделируйте для него такую ситуацию и пусть он ответит вам, чем бы он стал заниматься?!

Уверяю вас, большая часть ответит что-нибудь в таком роде: буду бухать, ездить по заграницам, отдыхать, кутить, крутить романы, накуплю себе красивых шмоток, тачек и все в таком духе…

И это будет проявлением сегодняшних стереотипов.

Почему бы не заняться тем, о чем ты мечтал в детстве? В моем детстве, мы мечтали стать космонавтами, археологами, каскадерами, хоккеистами…

Да, хоккеистом мне уже не стать, да и неохота. Но ведь, имея много денег можно создать свой собственный клуб или купить его, как это делают многие олигархи, которые, таким образом, реализуют свои детские мечты.

Представьте, как сильно развивалось бы наше общество, если бы люди занимались тем, чем им нравится, а не тем, чем им приходится.

Не тем, чем их заставили заниматься!

Человек, который с удовольствием занимается чем-то добивается гораздо более лучших результатов.

Я думаю, развитие больших корпораций, вечных гонок за выполнением планов, приводит к тому, что гении вымирают как мамонты.

Я думаю, чтобы стать кем-то вроде Эйнштейна, Циолковского, Менделеева нужно всего себя посвятить любимому делу. А разве в нынешних условиях это возможно?

Сегодня из детей не стараются сделать выдающуюся личность. Стараются сделать среднестатистическую, чтобы был как все, не выбивался из толпы. Сегодня ребенок должен стать менеджером, банкиром, бухгалтером – такие всегда будут при деньгах – рассуждают родители. И это тоже стереотип. При чем, губительный.

Почему бы не задаться целью, сделать из своего ребенка великого футболиста, который бы затмил своим талантом сегодняшних звезд? Почему бы не сделать из своего чада великого художника, писателя или ученого, который своим изобретением изменит мир?

Возможно вам не понравится слово “сделать”, но ведь, так или иначе, мы делаем из своих детей кого-то. Детям нужно у кого-то учиться. Если в этом им не помогают родители, то учиться приходиться на улице.

Я иногда смотрю на людей, для которых стереотипным поведением стало работать с утра до вечера, вечером приходить домой, обжираться, запивать все это пивом или водкой и бухаться спать, и не понимаю, неужели их это устраивает? Как это может нравиться? Неужели не хочется чего-то большего получить от жизни и привнести в нее?

  • Почему, лишь только немногие обладают стереотипом, что после работы нужно сходить на тренировку, прогуляться на свежем воздухе, поиграть с детьми, обучить их чему-то?
  • Почему лишь немногие, вместо бутылки пива открывают книгу (но только полезную, женские романы и детективы не в счет)?
  • Почему единицы строят грандиозные планы и стараются их воплотить, а остальные лишь плывут по течению жизни?
  • Почему только единицы культивируют в себе выдающихся личностей, а остальные только разлагают личность внутри себя?
  • Почему немногие борются с хамством, невежеством и грязью, а остальные плодят это вокруг себя в невероятном количестве?
  • В качестве одного из вариантов на все эти вопросы, я вижу ответ, обозначенный в названии этого поста. ЭТО НЕПРАВИЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ!

Пока большинство людей думают так, как думает остальное большинство, то ничего не изменится. Но чем больше положительных примеров будет вокруг них, чем больше результатов от этих положительных примеров увидят остальные, тем больше вопросов будет появляться в головах тех людей, которым необходимы перемены.

Нам нужны перемены, и нам нужны люди, которые создают перемены. А кто вы?

Ценность социального влияния на человека отрицать нельзя, посредством взаимодействия с обществом, развивается каждая личность, и эта система двухстороннего взаимодействия необходима. Однако одной из погрешностей этой системы являются стереотипы (некие обобщенные убеждения), которые «в голове» человека представлены устойчивой схемой восприятия взаимодействия в социуме.

Например, если взять стереотип, что жизнь любого нормального человека должна выглядеть следующим образом: родился, пошел в школу, затем поступил в институт, после чего нашел себе работу, женился/вышла замуж, нарожали детей, дали им хорошее образование, воспитали, затем пенсия и отдых. Согласитесь, в голове большинства людей, жизнь обычного человека представляется именно в таком ключе. И как знакомая бабушка говорила: «Все должно быть, как положено». А КЕМ положено, КОГДА и, главное, ЗАЧЕМ?

Давайте же разберемся, что же это такое - СТЕРЕОТИПЫ?

Данное понятие пришло изначально из типографского дела, определяло оно монолитную печатную форму, копию с типографского набора или клише, используемую для печатных машин. В современной психологии и социологии стереотип имеет разнообразные понятия данного слова, все зависит от учения, в контексте которого оно рассматривается. Но существует все же общее определение, что "стереотип" - это устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам и так далее.

Понятие "стереотип" в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, так как позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют.

Вся человеческая культура - это, главным образом (в интерпретации Липпмана, разумеется) отбор, реорганизация, отслеживание разных моделей среды. То есть формирование стереотипов - это экономия собственных усилий, так как попытка увидеть все вещи заново и в подробностях, а не как типы и обобщения, утомительна, а для занятого человека практически обречена на провал. Дополнительно следует отметить случаи отказа от типизаций: в семье и в близком кругу общения нет способа подменить чем-либо индивидуальное понимание личности или как-то сэкономить на нём. Те, кого мы любим и кем восхищаемся, в большинстве своём - это мужчины и женщины, знают скорее нас самих, а не классификацию, под которую нас можно подвести. Фактически, наличие стереотипов в нашей жизни очень ограничивают возможности человека. Люди следуют по «замкнутому кругу» социального клише. Как часто, в детстве, мы задумывались: кем хотим стать, когда вырастим, и какая профессия будет у нас? Еще с детства наши родители, следуя определенным стереотипам, зачастую подталкивали на тот путь, который выбрали бы сами. А мы, следуя этому пути, по большей части, были не удовлетворены своей профессией и жизнью в целом. Всем эти можно подытожить, что следуя стереотипам, человек ограничивает свои желания и не раскрывает свой потенциал полностью, из-за чего не достигает тех жизненных высот, которые были ему открыты. Недавно, совершенно случайно, была подслушана беседа одной мамы и сына, мальчика лет 8-9: суть беседы сводилась к выбору будущей профессии ребенком. Мальчик заявил, что выбрал профессию - пицулянт. Мама его похвалила за выбранную профессию, поинтересовалась причиной такого выбора, когда ребенок дал исчерпывающий ответ, выдала монолог следующего содержания: «Если ты хочешь получать достойную зарплату как пицулянт, ты должен получить соответствующее образование, связанное с общественным питанием, выучить английский и немного итальянский языки, для поездки в Италию на обучение в специализированной школе по приготовлению пиццы, получить международный сертификат, чтобы здесь ты мог устроиться на высокооплачиваемую работу в хороший ресторан, прекрасно себя зарекомендовать и тебя стали бы приглашать в лучшие рестораны города, а может и страны». Казалось бы опять стереотипы, навязанные родителями. Затем она выдала фразу, по которой стало понятно, что ее ребенок не растет по стереотипам, а может выбрать свой путь для достижения своих желаний, и как он будет к нему идти тоже его выбор. Фразу этой мамы я помню до сих пор, вот она: «Сынок, мне все равно, какую профессию ты выберешь, хоть дворника, это твое решение и я его приму, но ты в ней должен быть лучшим, от этого зависит благополучие твое и твоей будущей семьи». Опять же это слово ДОЛЖЕН, со стороны может показаться, что мать «помещает» определенное суждение в голову сына, в таком вопросе как выбор профессии - опять же развивается стереотипное мышление. Но в этом случае оно носит позитивный характер, и служит поддержкой для принятия решения именно ребенком.

В наш век тотальной урбанизации, люди очень зависимы от стереотипов, такое положение дел может быть очень опасно для человечества в целом. Считается, что жить по клише намного проще, это сохраняет стабильность социальную человека и минимизирует расход жизненной энергии на решение каких-то проблем. Но рассмотрим проблему с другой стороны, если человек попал в стрессовую ситуацию, клише нарушается, а организм уже привык к определенному течению жизни. Происходит эмоциональный и физиологический ступор, который приводит к негативным последствиям в жизни человека. Вот почему надо разрушать стереотипы, если не постоянно, то хотя бы иногда.

Жизнь нашего общества можно представить в виде компьютерной игры, которая идет по определенному алгоритму. Некоторые личности «вырастают» из этого алгоритма и хотят создать свой. Такие люди выбиваются из общей массы, в народе их называют «белыми воронами». Стереотипы считаются нормой жизни. А все, кто от нее отклоняется, либо дураки и сумасшедшие, либо гении.

Парадокс - наука, технологии, системы управления развиваются бешеными темпами, а стереотипы стоят на месте. Складывается впечатление, что стереотипы, как в том высказывании: «чемодан без ручки - и нести тяжело и бросить жалко». И как бы человечество не вырывалось в своем развитии вперед, стереотипы как тот якорь, который все тянет

Чтобы было понятно, приведем пример. Сейчас в обществе активно развивается тренд жизни на пассивные доходы или создание бизнеса, который не требует особого вмешательства, при этом он приносит хорошую прибыть. К такому направлению можно отнести жизнь на проценты от депозита в банке или организация бизнеса по сдаче квартир внаем. Об этом пишут книги, пишут в интернете, создают различные системы и программы. Такой тип тренда впоследствии может перерасти во что-то большее (в индустрию, поколение, сообщество), а может и угаснуть. В нашем обществе стало «модно» следовать определенным трендам, если ты не «в тренде» - общество тебя не принимает, это тоже стереотип.

Жить под стереотипами стало очень сложно, человек должен пройти всю социальную «лестницу», как того требует общество, его личное мнение никого не интересует.

Было бы здорово, если бы в понимании людей, их стереотипом стало представление о том, что нужно рождаться, идти в школу, а может не идти, затем в институт (возможно), затем устроиться на работу, но не батрачить там до пенсии, а к примеру, построить головокружительную карьеру, которая позволит годам к 40 выйти на пенсию. Такой вариант жизненной позиции является более приемлемым для людей, которые не хотят жить по стереотипам.

Или же, накопить денег, открыть свой бизнес, автоматизировать его и снова похожий сценарий, годам к 40-50 выйти на пенсию.

Причем, на пенсию не нищенскую, а на достойную пенсию, во много раз превышающую государственную.

Вот представьте, вы заработали много денег и лет в 40 вышли на пенсию. Задайте сейчас этот вопрос любому человеку, смоделируйте для него такую ситуацию и пусть он ответит вам, чем бы он стал заниматься?!

Я думаю, ответ будет очевиден: «Буду ездить по заграницам, отдыхать, кутить, крутить романы, накуплю себе модных вещей и так далее».

Такой ответ показывает проявление сегодняшних стереотипов. А почему бы не заняться тем делом, которое нравилось тебе в детстве или юности. Почему бы не воплотить свои детские мечты в реальность. Ведь многие хотели получить другую профессию или заниматься абсолютно противоположным делом, чем они заняты сейчас. Представьте, как бы развилось наше общество, если бы люди занимались тем, чем хотели, а не тем чем должны.

Я думаю, что если бы люди занимались любимым делом, у нас было бы большее количество гениальных ученых в разных областях науки. Такие ученые посвящают всю свою жизнь любимому делу, достигая неимоверных высот. Но в наше время это просто невозможно, в погоне за большими деньгами, мы напрочь забыли о своих интересах, полагаясь только на существующие стереотипы в обществе.

Сегодня из детей не стараются сделать выдающуюся личность. Стараются сделать среднестатистическую, чтобы был как все, не выбивался из толпы. Ребенок должен стать менеджером, банкиром, бухгалтером - такие всегда будут при деньгах - рассуждают родители. И это тоже стереотип. Причем, губительный.

Почему бы не спросить ребенка, а что хочет он? Какая профессия ему по душе, какие интересы ему ближе и предоставить сделать выбор самому. А задача родителей помочь ему в достижении своих целей. Ведь не давая развиваться интересам ребенка, родители должны понимать, что их он не сможет стать великим ученым, писателем или художником, не сможет внести свой вклад в развитие общества.

Иногда смотришь на людей, для которых стереотипным поведением стало работать с утра до вечера, вечером приходить домой, объедаться на ночь, запивать все это пивом или водкой и засыпать с чувством выполненного долга, и не понимаю, неужели их это устраивает? Как это может нравиться? Неужели не хочется чего-то большего получить от жизни и привнести в нее?

Почему только немногие обладают стереотипом, что после работы нужно сходить на тренировку, прогуляться на свежем воздухе, поиграть с детьми, обучить их чему-то? Вместо бутылки пива открывают книгу. Почему единицы строят грандиозные планы и стараются их воплотить, а остальные лишь плывут по течению жизни? Почему только единицы культивируют в себе выдающихся личностей, а остальные только разлагают личность внутри себя? Только немногие борются с хамством, невежеством и грязью, а остальные плодят это вокруг себя в невероятном количестве.

Ответ на данные вопросы можно дать один - это неправильные стереотипы.

Пока большинство людей думают так, ничего не изменится. Но чем больше положительных примеров будет вокруг них, чем больше результатов от этих положительных примеров увидят остальные, тем больше вопросов будет появляться в головах тех людей, которым необходимы перемены.

Так же хотелось остановиться на видах стереотипов. В этом вопросе можно рассматривать все направления. Остановимся на основных:

  • 1) по степени адекватности относятся:
    • -истинные (носят положительный характер);
    • -ложные (предрассудки, упрощение восприятия - носят отрицательный характер).
  • 2) по субъекту формирования:
    • -сознательные, уже существующие стереотипы, возникающие в опре-деленной ситуации;
    • -стихийные, возникающие время от времени в независимости от ситуации.
  • 3) по объекту формирования (на кого направленно):
    • -индивидуальные (пример, стереотип «блондинки»)
    • -групповые (национальные стереотипы, относящиеся к определенной этнической группе)
    • -массовые (стереотипы применяемые массово, например, к населению какой-либо страны)
  • 4) по сферам проявления:
    • -стереотипы мышления (оценка)
    • -стереотипы поведения
  • 5) по степени изменчивости:
    • -стабильные
    • -консервативные
    • -подвижные
  • 6) по значению:
    • - функциональные
    • - разрушительные

Немецкий исследователь У. Квастгоф выделяет следующие функции стереотипов:

  • - когнитивная - генерализация (иногда чрезмерная) при упорядочении информации - когда отмечают что-либо бросающееся в глаза. Например, при усвоении чужой культуры на занятиях иностранным языком приходится одни стереотипы заменять другими;
  • - аффективная - определенная мера этноцентризма в межэтническом общении, проявленная как постоянное выделение «своего» в противовес «чужому»;
  • - социальная - разграничение «внутригруппового» «внегрупповому»: приводит к социальной категоризации, к образованию социальных структур, на которые активно ориентируются в обыденной жизни.

Для нашего общества очень важна социальная функция стереотипов. Это так называемый «маячок», на который ориентируется социальная позиция людей. Стереотипы могут быть индивидуальными и социальными, выражающими представления о целой группе людей. Остановимся на социальных стереотипах поподробнее.

К социальным стереотипам относятся как более частные случаи этнические, гендерные, политические и целый ряд других стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов выделяют их эмоционально-оценочный характер. Эмоциональные аспекты стереотипов понимаются как ряд предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Даже описание черт уже несет в себе оценку: явно или скрыто она присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей группы, в которой они распространены. Так в свое время очень были распространены анекдоты про чукчей. Складывалось впечатление, что высмеивалась тугодумость и недалекость данной национальности. Хотя и среди чукчей много образованных и умных людей с высшим образованием. стереотип социальный общественный этнический

К индивидуальным стереотипам можно отнести стереотипы поведения. Стереотипы поведения - это устойчивое, регулярно повторяющееся поведение социокультурной группы и принадлежащих к ней индивидов, которое зависит от функционирующей в этой группе ценностно-нормативной системы.

Приведу пример: маленькая внучка интересуется у бабушки о принадлежности ее цвета волос к типу. На ответ бабушки, что она - блондинка, внучка восклицает: «Я, что тупая?!» Прямой индивидуальный стереотип. И заметьте, это заключение делает маленькая девочка, то есть отныне она будет дальше жить с данным стереотипом.

Есть мнение, что социальные стереотипы - это давнее явление, пронесенное через поколение. Отчасти это так, но всю информацию о них человек впитывает из окружения, воспитания, рассказов и отношения родителей. Часто стереотип может быть навязан обществом. Человек может не испытывать страха или неприязни к определенной категории людей и поступкам, но перенимает настороженность из-за боязни совершить ошибку. Хотя общество склонно изменять свое отношение к стереотипам. Некоторые явления могут кардинально поменяться за годы и века.

Да, для разрушения стереотипов требуется довольно много времени. Вероятно, что вы можете с опаской относиться к своему коллеге другой национальности, как проявлению национального стереотипа. Но для полноценного развития личности не нужно давать стереотипам власть над здравым смыслом. Возможно, этот коллега способен отлично работать с вами в команде, стоит только лучше узнать его как человека, а не следовать стереотипам национальности. И вы сможете, ломая стереотипы, избавляться от немотивированного негативного отношения.

Однако не только негативное отношение к явлению или социальной группе можно назвать минусом стереотипов. Положительные предубеждения приводят к излишней доверчивости, к ошибкам и деформации процесса интерпретации. Пожилой человек может быть более способным к работе, однако часто на собеседовании ему отказывают, отдают предпочтение молодому специалисту. Естественно, что такая предвзятость отрицательно сказывается на успешности компании, ведь человек с большим опытом работы в определенной отрасли является отличным сотрудником.

Сейчас в этой области делается много исследований, работа многих корпораций зависит от стереотипов, сложенных в коллективах. Для выявления этих стереотипов используют следующие приемы:

  • - обнаружение устойчивых тем для разговоров, например, среди знакомых, коллег;
  • - проведение опросов, интервью, анкетирования;
  • - метод неоконченных предложений, когда человек продолжает фразу, начатую экспериментатором, о том или ином предмете или явлении;
  • - метод выявления ассоциаций, когда группе опрашиваемых предлагается за 30 секунд написать, с чем у них ассоциируется то или иное явление.

Рассмотрим метод выявления ассоциаций, как наиболее интересный с точки зрения определения стереотипов мышления.

Вопросы к аудитории: «С чем ассоциируется такое природное явление как весна? За 30 секунд выберите один вариант ответа».

Варианты ответов:

  • 1) теплая погода;
  • 2) тюльпаны;
  • 3) зеленая трава;
  • 4) первая гроза.

Проведем подсчет частоты совпадающих ответов:

  • - сколько человек выбрали 1) вариант?
  • - 2) вариант?
  • - 3) вариант?
  • - 4) вариант?

Если частота одинаковых ответов превосходит 50% от общего числа тестируемых, то можно считать данную характеристику правдоподобной формулировкой стереотипа сознания.

Это примитивный пример метода ассоциаций. В конкретной производственной среде психологи применяют более глубокие приемы выявления стереотипов методом ассоциаций.

Данные меры помогают разрушить многие стереотипы, возникающие среди сотрудников предприятий и наладить коллективную работу, поднять корпоративный «дух».

Прогрессивный человек, уделяющий внимание развитию своей личности, обязательно скажет, что стереотипы - это бред, что он никогда не будет отдавать предпочтение молодому человеку исключительно из-за возраста, никогда не будет отказывать в помощи людям другой национальности. Все это может быть сказано с пафосом и рвением, однако через 5 минут этот же перспективный и саморазвивающийся человек будет смеяться над анекдотом про блондинок.

Стереотипы формируются в основном, средствами массовой информации. Иногда - классическими литературно-киношными образами, часто - рекламой, для чисто деловой выгоды. Мы ломаем свою жизнь, чтобы соответствовать стереотипам, которые окружают и влияют на нас.

Ломайте стереотипы, или стереотипы сломают вас.

Аллен Карр

Попробуем только назвать самые распространённые убеждения (стереотипы), которые на практике оказываются ошибочными, ограничивают наше развитие и тем самым являются причинами для многих проблем.

1. Я не знаю чего-то важного для себя, "золотая истина" находится в чужих руках.

Так думают люди, которые склонны к психологической зависимости - НЕУВЕРЕННЫЕ В СЕБЕ. Причина - снятие с себя ответственности за свои выборы, решения и поступки. Поиск авторитета становится единственной целью, и вместо самостоятельных решений идёт поиск "чужой умной головы".

2. "Человек не меняется с годами"; я - уже сформировавшаяся личность, мои проблемы - это пожизненный приговор.

Удобная позиция для уклончивого поведения. Это, зачастую, выглядит как каприз ребёнка, который не хочет навести порядок в своей комнате и пытается убедить родителей, что грязь, беспорядок и беспомощность сами пришли в его жизнь.

Его задача - только рассказывать, какой беспорядок и как много мусора под его кроватью. Когда такой человек ищет помощи, он ждёт, что придёт уборщица и помоет ему пол.

3. Я много собираю знаний, у меня много опыта. Я имею силу и ценность, которые меня защищают, помогают выжить.

Знания, которые не применяются в нашей жизни - бесполезное скопление мыслей об этом знании. Вся их сила идёт на сравнение не в свою пользу , то есть, формирует заниженную самооценку, эти знания не являются моими, они не обо мне.

Теория не может заменить практику, ведь человек живёт практическую свою жизнь и для уверенности в своих силах необходимо именно уметь то, что для нас важно.

И потом, не каждый жизненный опыт является доказательством нашей мудрости. Есть ситуации - уроки, которые ждут своих решений и новых выводов, переоценок. Механическое накопление такого опыта создаёт иллюзию "полезного множества", но в нём больше ошибок и меньше полезности.

Так чем же мы гордимся, говоря о себе: "Я - опытный человек"?

4. Идеологические штампы часто заменяют человеку представления о его личном духовном росте.

Например, одобряемое поведение "я - добрый человек" часто превращается в инструмент для использования нашего добра и манипуляций, построенных на жалости. Если ваши ресурсы используют "в одну сторону", без взаимности, то вас используют.

Умение знать и видеть истинные ценности позволяет оценить себя и свои возможности по достоинству. То есть, наши добрые поступки не могут подводить нас самих, в этом проявляется ответственность за нашу энергию.

Уважение связано с внутренним контактом истинных ценностей, а не с одобряемым поведением. Когда нам понятен принцип взаимообмена, мы сами не позволяем обмен неравными ценностями.

Мудрый человек не позволит просящего о помощи оказаться в позиции должника, если просящий нарушает "правила игры" - обмен равными ценностями.

5. Я забочусь о нуждах других, а обо мне пусть заботятся все, кому я нравлюсь.

Такой подход сам по себе манипулятивен. Только сам человек знает о своих потребностях и у него есть для этого минимум своих ресурсов для реализации необходимых вещей. Но этот минимум человек пытается отдать на нужды других, а сам ожидает обслуживания своих потребностей в обмен.

Так чем же помощь (дать или взять) отличается от личной ответственности?

Попробуйте на первое место поставить свои минимальные нужды и удовлетворите то, в чём нуждаетесь. Когда вы чувствуете себя ресурсным, вы можете помочь нуждающимся.

И никогда не в ущерб себе, иначе эта жертвенная позиция может вас полностью "обесточить".

Светлана Ория, психолог

С каждым новым шагом приближая Просветление глубинных вод, которые чисты и не замутнены".(с)

****

Рекомендую запастись терпением и просмотреть все 5-ть частей этого научно-документального фильма.

Когда человек понимает, как работает его собственный мозг, он легче отпустит стереотипный набор представлений о своих возможностях, которым доверяет почему-то больше, чем свойствам своей природы.

Оказывается, наш мозг самообучаем.

И, конечно, специалисты об этом знают, но в фильме об этом рассказано доступно для широкого круга людей, заинтересованных в своём развитии.

Важно понять, что застывшие образы о самом себе блокируют формирование новых связей, в виде "активных дорожек" в головном мозге. Что, по сути, является главной причиной остановки развития человека в любом возрасте после проф.обучения.

Если мы сами не мешаем ложными представлениями формировать "новые мосты", то нейроны сами отыскивают необходимые связи. Просто им необходимо дать работать, подбрасывать новую практическую задачу и закрепить повторами.

Большинство психологических проблем: таких, как неуверенность в себе, заниженная самооценка, зависимость от мнения других, плохая память или плохая восприимчивость новых навыков - всё это создаётся стереотипными установками.

Светлана Ория, психолог

****

Светочка, дорогая, как здорово сказано!

Мне так знакома эта программа страданий, заложенная с детства ограничивающими догмами и рамками у людей в любом обществе!

Жаль только, что большинство из них очень "обросли своеобразными панцирями" и не хотят даже подумать, что могут измениться в лучшую сторону, и каждую минуту этой драгоценной жизни быть и чувствовать себя абсолютно довольными и счастливыми!!!

Olga Kravtsov

Документальный фильм, совместного производства телерадиокомпании ВВС и The Open University , попытается найти ответ, как работает разум человека, и как его можно использовать с максимальной эффективностью.

Почему один человек чувствует опасность, а другой нет? Как может опыт подсказать нам, стоит ли доверять людям? И как дети осваивают сложные движения, просто думая о них?

Ответ кроется в самой удивительной части каждого из нас, в нашем разуме. Каждую секунду бодрствования, хотя мы даже и не осознаем этого, наш разум работает, изучая окружающий мир.

Но наша способность к познанию даже больше, чем мы думаем. Изучая принципы работы разума, мы можем улучшить нашу познавательную способность и раскрыть свой истинный потенциал.

Человек добился огромных успехов в изучении своего тела.

Но разум человека до сих пор остается загадкой.

(http://gnozis.info/?q=node%2F21472 )

Посмотрел только что фильм.

Ученые подтверждают, что нет неизменяемых людей, и что каждый, если захочет, может изменяться к лучшему, контролировать свои реакции и эмоции.

Вопрос в том, что очень мало людей осознают, что характер и натура - это не вердикт, а, скорее, вызов, который стоит принять и выжать из него максимум!