Болезни Военный билет Призыв

Тал Бен-ШахарЧто ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь

Многие люди растут с убеждением, что хорошие оценки, образование и высокооплачиваемая работа помогут стать им счастливыми. Звучит знакомо, не так ли? Проблема в том, что вышеописанное не дает никаких гарантий. Конечно, если у вас будет хорошая работа, приличный дом и семья, вы возможно будете счастливы. Или нет.

В мире есть много успешных и людей, которые ощущают недовольство жизнью и ищут счастье. Несмотря на высокую зарплату, они чувствуют, что не реализовались и что хорошая работа, как и праздное безделье, автоматически не приносят счастья. Как же его обрести?

Объяснение модели

Согласно модели Бен-Шахара, имеется четыре архетипа, по которым живут люди:

  • Нигилизм;
  • Гедонизм;
  • Крысиные бега;
  • Счастье.

Эти архетипы имеют отношение к двум измерениям. Первое: будущее и настоящее. Второе: преимущества и недостатки. Например, крысиные бега имеют преимущества для будущего, однако имеют существенные недостатки для настоящего. А нигилизм плох для любого измерения.

Рассмотрим каждый архетип отдельно.

Нигилизм

В квадранте Бен-Шахара нигилизм находится в нижнем левом углу, а значит имеет одни недостатки. Почему люди тогда становятся нигилистами? Они выглядят знающими все, отличаются этим от других и поэтому привлекательны. Их часто ценят, к ним прислушиваются. Однако такие люди неспособны помочь не только другим, но и самим себе. Их пессимизм зашкаливает, а уровень морали достигает самой нижней точки. Это протест ради протеста, отличие ради отличия.

Само нигилиста настроено на то, чтобы быть несчастным. Даже если нет повода, они всегда найдут причину для недовольства. Никакой надежды на будущее - все куплено, разворовано, мы же являемся лишь винтиками большого бессмысленного проекта.

Гедонизм

Да, гедонисты фокусируются на поиске счастья, однако их волнует только настоящий момент. Они не планируют, обладают слабой дисциплиной и силой воли, а также удовлетворяют сиюминутные потребности. Они считают, что работать тяжело ради будущего бессмысленно, ведь будущего может и не быть. На деле - просто ленивы и самолюбивы. Гедонисты заменяют внутреннее счастье внешними факторами - одеждой, едой, публичными появлениями, бездумной тратой денег. Главный персонаж из фильма «Большой Лебовски» привлекает, однако в жизни такие люди если и нравятся другим, то быстро разочаровывают.

Гедонисты считают себя счастливыми людьми и всеми силами стремятся к этому, однако на самом деле являются несчастными.

Крысиные бега

Такие люди живут лишь ради будущего. Они много работают, инвестируют, изучают тенденции, учатся, однако не могут быть счастливыми здесь и сейчас. Когда-то обязательно наступит счастье, но сейчас нет времени для этого - нужно работать и выжимать из себя все соки.

Эти люди всегда ставят перед собой серьезные цели, а когда достигают их, сразу ставят новые. Это отличная манера поведения, однако у них нет ни секунды на то, чтобы отпраздновать свой успех.

Люди, занимающиеся крысиными бегами, могут быть очень богатыми и всего достичь в жизни. Кроме счастья.

Счастье

Этот архетип представляет собой правильный баланс между настоящим моментом и желанием хорошего будущего.

Согласно Бен-Шахару, мы можем быть счастливыми лишь тогда, когда наслаждаемся как путешествием, так и пунктом назначения. То есть главное не только ставить цели и достигать их, но и любить сам процесс их достижения. Разница между архетипом крысиных бегов и архетипом счастья в том, что первые по сути не любят путешествия, не ценят процесс.

Мы все чувствуем, что достичь счастья одновременно и легко, и тяжело. Тяжело, потому что нужно изменить свою манеру мышления, а легко, потому что для этого требуется сделать только два шага.

  1. Научиться свое будущее и достигать целей.
  2. Научиться быть счастливым здесь и сейчас: любить себя и свою жизнь даже тогда, когда цель еще не достигнута.

Именно такой грамотный баланс позволяет человеку быть счастливым.

Использование модели

Бен-Шахар утверждает, что невозможно быть счастливым все время. Иногда нам и правда нужно оставить в стороне сиюминутные удовольствия для того, чтобы достичь желаемого будущего. Например, когда нам нужно остаться допоздна на работе, чтобы закончить важный проект.

Также иногда важно концентрироваться на сиюминутных удовольствиях, как это делают гедонисты. Например, когда вы плодотворно поработали и заслужили отдых в любом виде.

Как же найти правильный баланс? Он в том, чтобы тратить свое время на деятельность, которая нам дает одновременно преимущества в настоящем и будущем.

Посмотрите еще раз на все архетипы и квадрант Бен-Шахара. Где вы тратите больше всего времени? Кого-то бросает в крайности: такой человек может работать до седьмого пота целый месяц, а следующие несколько недель предаваться гедонизму. Или, быть может, ваши мысли имеют негативную направленность, и вы крайне пессимистичны?

Ответьте на последний вопрос: получаете ли вы удовольствие от сегодняшнего дня, одновременно фокусируя свои усилия на достижении долгосрочных целей?

Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

Многие из нас, оглядываясь сейчас на школьные или студенческие годы, предпочли бы изучению скорости электронов или истории Древней Месопотамии что-то более полезное – например, как стать более счастливыми. Фактически есть учебное заведение, где такой курс действительно изучается.

Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета. Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

10 советов, как быть счастливым от доктора Тал Бен-Шахара

1. Осознайте все то, что делает вас счастливыми

Существует хорошая и простая техника, как это сделать.

Возьмите листок бумаги и завершите следующее предложение: «Чтобы привнести в мою жизнь 5% счастья…»

Думайте скорее о новом опыте, а не о вещах. Миллион долларов вряд ли сделает вас счастливыми.

Но может это будут: возможность провести больше времени со своей семьёй, кругосветное путешествие, финансовая стабильность.

Доктор Тал Бен-Шахар предполагает, что мы можем начинать с достаточно скромных пожеланий.

2. Сочетайте удовольствие и смысл

У Аристотеля была великолепная концепция, называемая «золотая середина».

Он верил, что мы должны стремиться к середине между двумя крайностями.

Это кажется довольно разумным, однако когда дело доходит до каждодневных жизненных выборов, мы часто забываем следовать его мудрому совету.

Рассмотрим это на примере еды. Мы часто стремимся употреблять продукты, которые, с одной стороны, доставляют нам быстрое удовольствие, но с другой – впоследствие заставляют испытать чувство вины (например, для некоторых это могут быть конфеты или пирожные).

Или мы обращаемся к другой крайности, решаем сесть на строгую диету и есть только низкокалорийную, маложирную и невкусную еду.

Что предлагает Бен-Шахар?

Не нужно выбирать одну или другую крайность. Мы можем найти то, что, в конце концов, является для нас одновременно вкусным и здоровым.

Он говорит:

«УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СЧАСТЬЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО МЫ НАСЛАЖДАЕМСЯ ВСЕМ ПУТЁМ В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, КОТОРОЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ КАК ЗНАЧИМОЕ. СЧАСТЬЕ, ПОЭТОМУ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ ИЛИ БЕСЦЕЛЬНЫМИ БЛУЖДАНИЯМИ ВОКРУГ ГОРЫ: СЧАСТЬЕ – ЭТО ОПЫТ ВОСХОЖДЕНИЯ К ВЕРШИНЕ».

3. Не превращайте счастье в вашу ультимативную цель

Вы не будете счастливыми, если вы сделаете или получите что-то, потому что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни.

Бен-Шахар убеждён, что мы можем становиться счастливее каждый день, вместо того, чтобы отдавать наше счастье в руки других людей или искать его во внешних событиях и материальных вещах.

4. Создавайте традиции

Существует ли ритуал счастья? Профессор Гарвардского Университета убеждён, что да.

Для него таким ритуалом стало ведение «Журнала благодарностей», в который он каждый день перед сном записывает по пять вещей, за которые он чувствует благодарность.

Ваш ритуал счастья может не требовать ведения журнала.

Может быть, вам нравится осуществлять прогулку после обеда или молиться в течение 15 минут в день.

5. Представьте себя в возрасте 110 лет

Оглянитесь на свою жизнь: какой совет вы дали бы самому себе более молодому? Какие важные уроки вы вынесли? Какие тривиальные, негативные, поверхностные вещи не стоят вашего времени и усилий?

Если вам удаётся посмотреть на своё настоящее под этим углом зрения, многое становится на свои места.

6. Упрощайте свою жизнь

Распределяйте свою занятость так, чтобы высвободить время для целей и достижений, которые делают вас более счастливыми.

Спросите себя, что вы можете не делать, чему можете сказать «нет»?

Освободите своё сознание от эмоционального мусора. Упростите свои рутинные дела. Перестаньте жить с чувством того, что вам не хватает времени.

Такое состояние делает невозможным получение удовольствия или полное погружение в те занятия, которые делают вас счастливыми.

7. Помните о тесной связи телесного и сознания

Вы обращали внимание, когда вы чувствуете себя бодрым и полным сил? Большинство людей не обращало. Они воспринимают своё здоровье как нечто естественное.

Однако когда что-то в нашем теле вдруг нарушает своё нормальное функционирование, невозможно игнорировать настойчивые мысли о болезненном состоянии. Мы думаем об этом. Говорим об этом.

Мы чувствуем, что это влияет на наше настроение, отношение к жизни, наше взаимодействие с людьми.

Так что если вы хотите сохранять своё сознание позитивным, позаботьтесь о своём теле.

Высыпайтесь, обратите внимание на своё питание, регулярно делайте физические упражнения.

8. Принимайте собственные эмоции

Принимайте не только положительные эмоции, такие как удовольствие и энтузиазм, но и такие эмоции, как злость, ярость, беспокойство, печаль.

Не пытайтесь отрицать их или бежать от них. Ожидание постоянного счастья нереалистично и абсолютно невозможно.

Бен-Шахар также убеждён, что такое ожидание приведёт только к большему расстройству и ощущению отсутствия счастья.

9. Начинайте со своего отношения

Если не рассматривать крайние случаи, наше счастье в основном определяется тем, на чём мы концентрируем наше внимание и как мы решаем относиться к внешним событиям .

Если мы концентрируемся на чём-то, что злит, раздражает или пугает на с, мы словно «подпитываем» эти эмоции и подсознательно ищем другие пусковые механизмы, которые делают нас даже более озлобленными или испуганными.

Быстрейший путь разрушить этот негативный круг – направить свои мысли в другое русло и «научить» своё сознание извлекать положительные уроки из любых ситуаций.

10. Превратите счастье в свою универсальную валюту

Именно счастье, а не деньги, связи или социальный статус должно стать той ценностью, которой можно измерить нашу жизнь.

Если мы ощущаем свои дни как бессмысленные и пустые, то стоит задать себе вопрос – на что мы разменяли своё счастье?

Ответ на этот вопрос – ключ к нашей удовлетворённости от жизни и саморазвитию.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, не известными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии - четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45 % студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % - несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

До тех пор пока люди свято верили, что полноценная жизнь немыслима без удовлетворения основных материальных потребностей, каким-то образом оправдать свое недовольство жизнью было не так уж трудно. Однако ныне, когда минимальные потребности большинства людей в пище, одежде и жилье уже удовлетворены, у нас больше не осталось общепринятых аргументов нашего недовольства жизнью. Все больше и больше людей пытаются разрешить этот парадокс - ведь складывается впечатление, что свою неудовлетворенность жизнью мы купили за свои же деньги, - и многие из этих людей обращаются за помощью к позитивной психологии.

Почему мы выбираем позитивную психологию?

Позитивная психология, которую чаще всего определяют как «науку об оптимальном функционировании человека», была официально провозглашена самостоятельной отраслью научных исследований в 1998 году. Ее отец - президент американской Психологической ассоциации Мартин Селигман. Вплоть до 1998 года наука о счастье, то есть о том, как улучшить качество нашей жизни, в значительной степени была узурпирована популярной психологией. В те времена разразился самый настоящий бум семинаров и книг по этой тематике, которые иногда были по-настоящему интересны и пользовались в народе заслуженным успехом. Однако большинство таких книг (хотя далеко не все) были слишком легковесны. Они обещали пять простых путей к счастью, три тайны быстрого успеха и четыре способа встретить прекрасного принца. Как правило, ничего, кроме пустых обещаний, в них не было, и за эти годы люди разуверились в самой идее самосовершенствования с помощью книг.

С другой стороны, у нас есть академическая наука с ее статьями и исследованиями, вполне содержательными и способными ответить на вопрос по существу, но до обычных людей они не доходят. Как я понимаю, роль позитивной психологии должна заключаться в том, чтобы перекинуть мост между обитателями «башен из слоновой кости» и жителями какого-нибудь маленького американского городка, между строгостью академической науки и занимательностью популярной психологии. Такова же и цель этой книги.

Бестселлеры "Happier" и "Being Happy" считаются своеобразной классикой современной позитивной психологии. Их автор Тал Бен-Шахар о человеческом счастье знает очень и очень много; не менее хорошо психолог разбирается и в других областях психологического знания, вроде теории лидерства или правильных методов самоконтроля и целеполагания.


Тал Бен-Шахар – американо-израильский психолог, писатель и преподаватель. Специализируется на позитивной психологии и вопросах лидерства.

Степень доктора наук по организационному поведению Бен-Шахар получил в Гарварде. Диссертацию свою закончил Тал Бен-Шахар в 2004-м. Известно, что степень бакалавра философии и психологии Бен-Шахар также получил в Гарварде; выпускная работа его была посвящена другой, не менее интересной теме - вопросам морали и их "окупаемости" с практической точки зрения.



На данный момент Тал Бен-Шахар занимается по большей части консультационными услугами и лекциями; он работает с целым рядом высших исполнительных чинов крупнейших мультинациональных корпораций. Среди клиентов Бен-Шахара есть целый ряд компаний уровня "Fortune 500" и множество образовательных учреждений. Темы, которые Бен-Шахар затрагивает в своих лекциях и семинарах, можно перечислять долго; у него сформировались незаурядные познания в вопросах лидерства, образования, этики, счастья, самооценки, психологической устойчивости, умения ставить цели и общей сконцентрированности на текущих задачах.

Бен-Шахар широко известен и своими литературными трудами; в книгах своих психолог излагает все те же концепции и идеи, что и на лекциях. Среди трудов Тала Бен-Шахара более всего известна серия бестселлеров о счастье – "Happier: Learn the Secrets to Daily Joy and Lasting Fulfillment" 2007-го и "Being Happy: You Don"t Have to Be Perfect to Lead a Richer, Happier Life" 2010-го. Книги эти произвели фурор практически сразу после публикации и по сей день пользуются огромным успехом во всем мире; известно, что их уже успели перевести на 25 различных языков. Определенным успехом пользовались и другие работы Бен-Шахара – вроде "Heaven Can Wait: Conversations With Bonny Hicks" 1998-го и "A Clash of Values: The Struggle for Universal Freedom" 2002-го. Интересно, что пишет Бен-Шахар не только о психологии; плодами его литературных трудов стали еще и несколько детских книжек. Книги эти непосредственно связаны с основной деятельностью Тала и рассказывают детям много интересного о счастье; одна из таких книг посвящена Хеллен Келлер (Hellen Keller), другая – Томасу Эдисону (Thomas Edison).

9 августа 2007-го Тал Бен-Шахар выступил на популярном телевизионном шоу "The Daily Show with Jon Stewart".

В 2012-м свет увидел документальный фильм Рафаэля Шора (Raphael Shore) "Israel Inside: How a Small Nation Makes a Big Difference". В фильме этом Бен-Шахар выступал в качестве диктора.

На данный момент Тал Бен-Шахар преподает в Гарварде; его курсы по позитивной психологии и психологии лидерства являются одними из самых популярных курсов за всю историю университета. В общей сложности под началом у Бен-Шахара обучается или обучалось более 1400 студентов. Параллельно Бен-Шахар также работает преподавателем в Междисциплинарном центре в Герцлии, Израиль (Herzliya, Israel).


Тал Бен-Шахар занимает одну из руководящих должностей в организации "Wholebeing Institute"; формально должность его именуется "директор по вопросам развития и обучения персонала", однако по сути должностные обязанности Бен-Шахара куда как шире и сложнее.


Тал Бен-Шахар – заядлый спортсмен; интересно, что на спортивной ниве он добился впечатляющих результатов. К текущему моменту за ним уже числится минимум две победы на крупных чемпионатах по сквошу – чемпионате колледжей США и израильском национальном чемпионате.


Позитивная психология или наука о счастье по Бен-Шахару является научно обоснованной методикой по достижению оптимального уровня человеческого функционирования и улучшению качестве жизни. Бен-Шахар активно следит за существующими тенденциями позитивной психологии и обозревает сквозь призму науки о счастье темы, с ней на первый взгляд вовсе и не связанные. Как и многие специалисты по позитивной психологии, Бен-Шахар не устает повторять, что достижение успеха вовсе не делает людей счастливыми, и что на практике все происходит в обратном порядке, делая успех уделом и без того уже вполне счастливых людей. Большое внимание Тал Бен-Шахар уделяет также вопросам лидерства; практика показывает, что лишь действуя в связке с по-настоящему талантливым руководителем большинство работников (и даже целых организаций) могут раскрыть свой полный потенциал. Подобное раскрытие пойдет на пользу как "раскрывателю", так и самим "раскрываемым" – мало что может так повысить самооценку, как занятие интересным делом в полную силу.


Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, не известными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии - четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45 % студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % - несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»