Болезни Военный билет Призыв

Методология и методы исследования экономических процессов. Методы исследований экономических явлений. Методы исследования экономических процессов

При сборе первичных данных в социологии используют четыре основных метода: опрос, наблюдение, анализ документов и эксперимент.

Самым распространенным методом сбора первичной информации, с помощью которого получают почти 90% всех социологических данных, является опрос. Он предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процессы, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению.

Опрос представляет собой вопросно-ответный способ сбора данных, при котором источником информации выступает словесное сообщение опрашиваемых (респондентов). Преимущества опроса определяются его организационными возможностями, так как организовать опрос легче, чем любой другой метод социологического исследования; дешевизной; содержательностью и универсальностью информации, которую можно получить по самым разным проблемам; возможностью максимального использования технических средств для обработки данных. Недостатки опроса вызваны тем, что на качество полученной информации влияет личность респондента – уровень его образования, культуры, свойства памяти, отношение к исследуемой проблеме и др., а также личность самого исследователя – уровень его профессионализма, коммуникативные способности и т.д.

Выделяют следующие виды опроса: анкетирование, интервью, социометрический опрос, экспертный опрос.

Наиболее распространенным видом является анкетирование. Анкетирование опосредованный письменный опрос по заранее разработанному инструментарию (анкете; опросному листу).

Анкета содержит ряд вопросов, адресованных выбранному множеству респондентов, которые рассматриваются в качестве объекта исследования. Как правило, анкетой называют не любой перечень вопросов, а лишь то, что обращено к множеству людей, опрашиваемых стандартным образом, что позволяет использовать аппарат статистики. Кроме того, респондент должен самостоятельно за­полнить анкету по определенным правилам, которые изложены в инструк­ции к анкете.

Анкета должна быть четко структурирована: она начинается с вводной части – обращения к респонденту. В нем описывается цель исследования, характер использования результатов, способ заполнения анкеты, гарантируется анонимность. Вводная часть должна быть разработана так, чтобы человек захотел отвечать на вопросы, которые составляют основную часть анкеты. Третья часть – так называемая «паспортичка», содержащая демографические сведения об опрашиваемых: пол, возраст, место работы или проживания, социальное положение и т.д. Конкретика демографических данных зависит от целей и задач исследования: если важны половозрастные различия, включаются графы «пол» и «возраст».

Вводная часть является очень важным элементом анкеты, так как в ней описывается цель исследования, характер использования результатов, способ заполнения анкеты, гарантируется анонимность. Примером вводной части может служить следующий фрагмент: «Уважаемый респондент! Тема социальной ответственности бизнеса становится все более и более популярной в Республике Беларусь. БГЭУ проводит социологическое исследование по изучению представлений социальной ответственности у руководителей и специалистов белорусских субъектов хозяйствования и выявлению типичных качеств личности социально ответственного работника. Просим Вас принять участие в анкетном опросе, результаты которого будут способствовать гармонизации социально-трудовых отношений в Республике Беларусь и повышению роли отечественного бизнеса в белорусском обществе.

Прочтите сформулированные в анкете вопросы и отметьте любым способом номер варианта, в наибольшей степени соответствующий Вашему мнению, или дайте свой вариант ответа. Анонимность участия гарантируется».

Составление анкеты требует компетентности и опы­та социолога, так как предлагаемые в анкете вопросы долж­ны быть одинаково поняты различными социально-демо­графическими группами населения, а сама анкета должна соответствовать критериям достоверности, надежности и валидности. Поэтому особое внимание должно быть уделено группировке вопросов в итоговую структуру, обладающей логической последовательностью. Логика построения вопросов в анкете определяется целями исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Журналист или следователь тоже придерживают­ся определенной программы и целей, но научных ги­потез они не выдвигают, хотя следователь проверяет определенную версию, журналист заранее строит план интервью.

Последовательность вопросов может быть сформирована либо методом воронки (от наиболее простых вопро­сов к более сложным), либо опреде­лена методом постадийного развертывания вопросов (пя­тимерный план Гэллапа). При этом необходимо помнить, что в любом случае количество вопросов в анкете лими­тировано. Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше слу­чайной или недостаточной информации (что связано с эмоционально-психологической усталостью респондента). Поэтому оптимальным считается время заполнения анке­ты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

Структура и последовательность вопросов в анкете представляют также установку социолога на развитие коммуникации с опрашиваемым: пробуждение интереса, завоевание доверия, подтверждения уверенности опрашиваемых в своих возможностях, дальнейшее поддержание беседы. Поэтому вопросы должны быть, с одной стороны, максимально конкретными и точными без неясностей и двусмысленности, а, с другой – корректными и контактными, потому что благодаря правильной постановке вопроса увеличивается возможность получения надежных сведений, повышается качество социологических данных. Например, можно ли получить надежную информацию у красивой девушки, если включить вопрос «разделяете ли вы мнение, что все красивые девушки – дуры?»

По характеру ответов на поставленные вопросы они делятся на следующие виды:

    открытые вопросы – в этом случае опрашиваемый сам формулирует ответы на вопросы. Например, на вопрос «Как вы провели выходные дни?» респондент может дать ответ «Ездил на дачу» или «Ходил в кино». Полученный ответ дает максимум информации по теме исследования, что является важным для социолога. Однако обработка и кодировка таких ответов вызывает определенные сложности, что приводит к ограничению использования компьютеров.

    закрытые вопросы, когда после текста вопроса опрашиваемому пред­лагается набор альтернатив. Например, на вопрос «Как вы относитесь к употреблению легких наркотиков?» предлагается следующий перечень ответов: «Отрицательно», «Не вижу большой беды», «Положительно». В этом случае опрашиваемый выбирает тот вариант ответа, который наиболее отвечает его установкам.

Один и тот же вопрос можно сделать открытым и закрытым. Закрытые легче обрабатывать на компью­тере, но они требуют от социологов исчерпывающего знания предмета. Открытые используются там, где эти знания ограничены и исследование проводится с раз­ведывательной целью.

    полузакрытые вопросы , когда наряду с набором определенных вариантов ответов респонденту предоставляется возможность высказать в свободной форме свое личное мнение по исследуемой проблеме.

    шкальные вопросы. Ответ на эти вопросы дается в виде шкалы, в которой необходимо отметить тот или иной показатель.

    вопросы-меню , когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов предлагаемых ответов.

    дихотомические вопросы (или альтернативные) пред­полагают ответы по принципу «да-нет», носят взаимоис­ключающий характер. При этом предложенный перечень альтернатив должен быть полностью исчерпывающим, а сами альтернативы должны быть перемешаны без смещения в какую-либо сторону, т.е. уравновешены.

Социологическое интервью является наиболее гибким методом сбора социо­логической информации, который используется на подготовительной стадии исследования, при про­ведении пилотажного исследования с целью отработки и корректиров­ки инструментария, как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социологического иссле­дования, и т.д. Интервью предполагает проведение бе­седы (по определенному плану), основанной на непосред­ственном, личном контакте социолога и респондента.

Отличие интервьюирования от анкетирования состоит в способе общения социолога и респондента, когда между ними осуществляется непосредственный контакт; в большем количестве времени для получения одного и того же объема информации; наличие штата специально обученных интервьюеров, что требует опре­деленных дополнительных финансовых и временных за­трат; отсутствие анонимности.

По степени формализации интервью подразделя­ются на нестандартизированное (свободное), стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

    нестандартизированное интервью пред­полагает отсутствие жесткой детализации поведения со­циолога и респондента во время интервью. Социолог в данной ситуации разрабатывает опросный лист для ин­тервью и его план, предусматривающий определенную по­следовательность и формулировку вопросов в открытой форме.

Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опросным листом, а респондент дает ответ в свободной форме. Главная задача интервьюера – правильно зафиксиро­вать ответы респондента. Данный вид интервью весьма сложен как для респондента, поскольку на обдумывание вопроса и формулировку ответа у него уходит больше времени, так и для интервьюера, который тратит массу времени и сил на регистрацию полученных ответов. Определенные трудности вызывает также по­следующая обработка и кодировка полученных ма­териалов. Эти обстоятельства обусловили нечастое использование свободного интервью в практике социологических исследований, хотя в ряде случаев именно этот вид интервью представляет особую ценность, так как поставляет наи­более полные, глубинные, содержательные ответы в их широком диапазоне.

    стандартизированное интервью п редусматривает беседу по жестко фиксированному оп­роснику, где также четко представлены и варианты отве­тов на поставленный вопрос. В формализованном интер­вью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной по­следовательности задает вопросы респонденту, а получен­ные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность использования данного вида интервью заключается в том, что не предоставляется возможности задать респонденту большое количество вопросов (есть пределы памяти интервьюера, и весьма сложным являет­ся запомнить более 20-25 вопросов с вариантами ответов на них). Увеличение же числа задаваемых вопросов при­водит к их плохому восприятию на слух.

При формализованном интервью вопросы могут иметь и от­крытый характер. В этом случае строго задается только перечень и порядок вопросов, варианты же ответов не фиксированы. Однако в любом случае ситуация формализованного ин­тервью ориентирует исследователя-интервьюера на четкую работу с опросным листом, строго определяющим поря­док и формулировку вопросов и соблюдение инструкции по проведению интервью.

    полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей как формализованного, так и неформализованного интервью.

Социометрический опрос опрос, применяемый в малых социальных группах с целью выявления межличностных отношений между членами группы, неформальных лидеров групп. Техника данного вида опроса состоит в том, что респондентам задают вопросы, построенные по схеме типа: «Кого из членов вашей группы вы бы выбрали для...», «Как вы думаете, кто из членов вашей группы выбрал бы вас для...». Критерии отбора бывают формальные (связаны с организацией совместной деятельности) и неформальные (связаны с эмоциональными и межличностными отношениями, развлечениями, досугом). Дальнейшая обработка результатов предполагает построение различных матриц, выведение коэффициентов эмоциональной сплоченности группы, построение социограмм.

Экспертный опрос это тип опроса, основанный на отборе компетентных лиц (экспертов) для проведения экспертной оценки. Его отличие состоит в том, что в качестве оп­рашиваемых к нему привлекаются ли­ца, компетентные в той сфере теоретических знаний или практической деятельности, которая является предметной областью данного исследования. При проведении экспертного опроса не всегда представляется возможным обес­печить процедуру анонимности либо анонимность экспертных оценок не предусматривается.

Экспертный опрос можно свести к четырем основным разновидностям: разовый индиви­дуальный опрос (индивидуальное анке­тирование и интервьюирование); инди­видуальный опрос в несколько туров (дельфийская техника); разовый груп­повой опрос (совещание, дискуссия, метод деструктивной отнесенной оцен­ки и «мозговой штурм»); групповой многократный опрос (любой групповой опрос, направленный на решение ком­плекса взаимосвязанных проблем, осу­ществляемый в несколько туров, ступе­ней, серий, итераций либо непрерыв­но). Количество вопросов, применяемых в анкете, во многом обусловлено уровнем образова­ния, степенью компетентности и мерой внутренней ответственности респондентов.

Для сбора социологической информации также используется наблюдение. Наблюдение это метод прямой регистрации исследователем социальных событий и условий, в которых они имеют место. Источником информации в этом случае выступают внешние проявления социальных явлений. Главным его преимуществом является то, что наблюдение позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения, в то время как другие методы сбора первич­ных данных основываются на предварительных или ретрос­пективных суждениях индивидов. Другим достоин­ством этого метода является то, что исследователь в опреде­ленной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индиви­дов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.

В то же время наблюдение характеризуется определенной долей субъективизма, так как предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприя­тие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию.

По степени формализации наблюдение делится на стандартизированное , при котором исследователь сосредотачивает внимание на заранее определенных им наиболее важных элементах изучаемой ситуации, и нестандартизированное наблюдение, при котором элементы процесса, подлежащие изучению, заранее не определяются.

В зависимости от положения наблюдателя по отношению к объекту исследования различают включенное и невключенное наблюдение. Наблюдение называют включенным , когда исследователь находится внутри изучаемого объекта и, осуществляя непосредственный контакт с наблюдаемыми, принимает участие в их деятельности. Классическим примером является американский социолог У.Уайт, который три года прожил в квартале итальянских эмигрантов одного из американских городов, изучая их взаимоотношения, обычаи, жаргон, адаптацию к новой культуре и т.д. Из российской практики можно вспомнить антрополога Н.Н. Миклухо-Маклая, изучавшего жизнь аборигенов Новой Гвинеи и Папуа.

Наблюдение подразделяется на скрытое (инкогнито) и открытое (коллективу известны цели и задачи исследования). При невключенном наблюдении исследователь находится вне изучаемого объекта; он не включается в ход событий и не задает вопросов.

Анализ документов является методом получения социологической информации, содержащейся в документах: статьях, докладах, фото- и аудиозаписях и т.д. Документы, отражающие все сферы жизнедеятельности общества, являются незаменимым источником информации для социолога, поэтому они широко использую­тся на всех этапах исследования: для изучения про­блемной ситуации, всестороннего анализа объекта, максимально полной и глубокой интерпретации полученных результатов.

Под документом в социологии понимают знаковую или образную информацию, зафиксированную людьми на каком-либо материальном носителе, например рукописный, машинописный или печатный текст, стенограмма доклада, магнитофонная запись выступления, фотографии, рисунки, кинофильмы, видеозаписи. Все чаще для фиксирования, передачи и хранения инфор­мации используются такие новые носители, как микрофильмы, компьютерные дискеты, лазерные диски.

Документы можно классифицировать по разным ос­нованиям: по статусу источника документы подразделяются на неофициальные (личные письма, семейные альбо­мы, дневники, т.е. все то, что создается частными лицами по своей инициативе) и официальные (документы различных организа­ций); по степени опосредованности выделяютпервичные документы, созданные на основе непо­средственного опыта автора, ивторичные , созданные на базе обобщения первичных документов; и др.

Для анализа документов используются как неформализованные (качественные), так и формализован­ные (качественно-количественные) методы. Качественный анализ сводится к чтению документа и интерпретации его содержания с использованием общих логических опера­ций. Чтобы избежать субъективизма такого анализа, обусловленного тем, что уровень знаний и способностей исследователя, его пси­хологические особенности и идеологическая позиция в той или иной степени отражаются на характере интер­претации документа и выводах, используются приемы формализованного анализа документов, получившего название «контент-анализ ». При контент-анализе, который носит формализованный характер, содержание информации переводится в определенные количественные показатели с целью дальнейшей интерпретации.

В отличие от других методов применение социального эксперимента в социологии крайне ограничено. Социальный эксперимент – это метод получения социологической информации в контролируемых и управляемых условиях исследования социальных объектов.

Для проведения эксперимента социологи создают специфическую ситуацию с направлено воздействующим на нее особым фактором, не характерным для обычного течения событий. Когда поставлена цель исследования и подготовлена программа, создаются две группы – экспериментальная и контрольная. Количество участников эксперимента, как правило, невелико и не превышает 10-15 человек. Сопоставление двух групп выявляет разницу в их деятельности и позволяет судить, произошли ожидаемые изменения или нет, т.е. контрольная группа служит эталоном сравнения.

В отличие от других методов применение социального эксперимента в социологии крайне ограничено из-за непредвиденных последствий. Примером может служить Великая октябрьская революция 1917 года, перестройка 1990-х гг. и т.д.

Метод опроса не изобретение социологов. Во всех отраслях знания, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Опрос как метод познания социальных явлений и процессов имеет в социологии давние традиции. В комплексе методов сбора социологической информации опрос наиболее популярен. Но это не означает, что он выступает универсальным методом для получения социологических данных.

Специфика метода опроса состоит, прежде всего, в том, что при его использовании источником первичной социологической информации служит человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существуют две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами, - анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и образуют первичную социологическую информацию. Метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Не менее ценное его достоинство - широта охвата различных областей социальной практики.

Анкетирование. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Чтобы анкета могла успешно выполнить свое предназначение - дать в руки исследователя достоверную информацию, надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования и прежде всего особенности различных вопросов, из которых она состоит. Автор социологической анкеты адресует каждый вопрос большой совокупности людей. Следовательно, вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов: молодым и пожилым, людям с высшим и средним образованием, горожанам и селянам и т. д.

Все вопросы, используемые в анкетах, можно классифицировать по содержанию (вопросы о фактах поведения и о личности респондента), по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные) и по функции (основные и неосновные).

Содержательные вопросы направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий и т. п. Они могут касаться любых объектов - как связанных с личностью опрашиваемого или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Любое мнение, высказанное респондентом, представляет собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и поэтому носит субъективный характер. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты, образуя социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, национальность, образование, профессию, семейное положение и другие характеристики респондентов. При составлении вопросов о знаниях довольно часто нарушается одно из обязательных условий - соответствие формулировки вопроса исследовательской задаче. Критерии оценки знаний у разных людей, как правило, не совпадают с теми, которые подразумеваются исследователем, когда он задает вопрос. Малоинформированный человек может быть вполне доволен имеющимся у него запасом знаний и оценит свою информированность как хорошую. В то же время человек, обладающий более высоким уровнем знаний, но испытывающий дефицит интересующей его информации, выберет оценку «средне» или «слабо». Между тем довольно часто авторы подобных вопросов интерпретируют ответы на них как данные о фактическом уровне знаний респондентов, хотя в действительности речь идет лишь о самооценках.

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только отмечает тот вариант, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные вопросы предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа. Неальтернативные вопросы допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов.

В отличие от закрытых, открытые вопросы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте. Поэтому при помощи открытых вопросов можно собрать более обширную по содержанию информацию, чем при помощи закрытых вопросов. Характерно, что психологическая основа ответа на закрытый вопрос существенно иная, в отличие от случая с открытым вопросом. Соответственно не совпадает и содержание полученной информации. Формулируя ответ на открытый вопрос, респондент руководствуется только собственными представлениями. Следовательно, такой ответ будет более индивидуализирован и даст более подробную и разнообразную информацию о структуре представлений респондента. Закрытые варианты вопросов предпочтительнее формулировать для выявления фактов и отношений, при которых предполагается заранее известный и единообразный перечень возможных вариантов ответов. При этом надо помнить, что заранее предлагаемый набор ответов принадлежит исследователю и это освобождает отвечающих от самостоятельной работы над возможными вариантами ответов. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности. Такие прямые вопросы часто или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности. Конструкция анкетного опроса имеет ряд особенностей. Он должен длиться не более 30 - 40 мин, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов. Более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать после более простых. Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Трудные вопросы лучше поместить в середину анкеты, чтобы респондент «включился» в тему. Вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале они должны касаться установления того или иного факта, а потом уже - его оценки. Это важнейшее требование социологического исследования.

Интервьюирование. В современной практике социологических опросов метод интервью используется реже, чем другие формы анкетирования. Это обусловлено в первую очередь недостаточным развитием сети постоянных интервьюеров, имеющих специальную подготовку.

Интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки в сравнении с анкетированием. Главное различие между ними состоит в форме контакта исследователя и опрашиваемого. При анкетировании их общение опосредуется анкетой. При интервьюировании исследователь лично задает респонденту предусмотренные вопросы, организует и направляет беседу с ним и фиксирует полученные ответы согласно инструкции.

В прикладной социологии различают три вида интервью: формализованное , фокусированное и свободное.

Формализованное (стандартизированное) интервью - самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При этом виде опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью обычно преобладают закрытые вопросы.

Фокусированное интервью имеет своей целью сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, их последствий и причин. Респондентов в этом случае заранее знакомят с предметом беседы: они читают книгу или статью, о которой пойдет речь, участвуют в работе семинара, методика и содержание которого будут затем обсуждаться, и т. д. Предварительно заготавливаются вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию.

Свободное интервью имеет место в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание в условиях того района или предприятия, где будет проходить опрос. Свободное интервью проводится без заранее заготовленного опросника или разработанного плана беседы. Обозначается только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения.

Метод наблюдения. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации - это всегда направленное, систематическое, непосредственное отслеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что он осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Он позволяет непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко и многомерно охватить событие, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказываться, комментировать ситуацию. Недостатки метода наблюдения выделяются в две группы: объективные (независимые от наблюдателя) и субъективные (связанные с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя). К объективным недостаткам относят ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Еще одна особенность метода - сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново «проиграть», чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события. Наконец, метод имеет высокую трудоемкость. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации могут оказывать влияние различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. Метод наблюдения классифицируется по нескольким основаниям: по степени формализованное™ (структурализованное и неструктурализованное), по степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включенное и невключенное), по месту прведения, условиям организации наблюдения (полевое и лабораторное), по регулярности проведения (систематическое и несистематическое).

Неструктурализованное наблюдение является слабо формализованным. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации, примерный состав наблюдаемой группы. Непосредственно в процессе наблюдения уточняются границы объекта наблюдения и его важнейшие элементы, конкретизируется программа исследования. Неструктурализованное наблюдение встречается преимущественно в разведывательных социологических исследованиях.

Если исследователь располагает достаточной информацией об объекте исследования и заранее способен определить значимые элементы изучаемой ситуации, а также составить подробный план и инструкции для фиксации результатов наблюдений, открывается возможность проведения структурализованного наблюдения. Этому типу наблюдения свойственна высокая степень стандартизации, для фиксации результатов используются специальные документы, бланки, достигается известная близость данных, получаемых различными наблюдателями.

Включенным {участвующим) наблюдением называется такой его вид, при котором социолог непосредственно включен в изучаемый социальный процесс, контактирует, действует совместно с наблюдаемыми. Характер включенности различен: в одних случаях исследователь полностью соблюдает инкогнито, и наблюдаемые никак не выделяют его среди других членов группы, коллектива; в других - наблюдатель участвует в деятельности наблюдаемой группы, но при этом не скрывает своих исследовательских целей. Наблюдение позволяет полностью рассматривать исследуемое явление как бы изнутри. Но существует и принципиальная ограниченность метода. Логика обстоятельств зачастую побуждает наблюдателя смотреть на происходящее глазами его очевидцев, в результате чего возникает опасность утраты наблюдателем объективного подхода к изучаемому процессу. Трудны и некоторые этические моменты. Каковы, например, границы, дальше которых недопустимо сохранять инкогнито в изучении человеческих отношений?

Наблюдения называются полевыми, если они протекают в естественных для наблюдаемых условиях: на стройке, в цехе, в аудитории и т. д. Когда ставится задача разработки и экспериментальной проверки новой методики, применяют лабораторную форму наблюдения.

Систематические наблюдения проводят регулярно в течение определенного периода. Это может быть длительное, непрерывно продолжающееся наблюдение или проводимое в циклическом режиме. Среди несистематических наблюдений выделяются такие, когда наблюдателю приходится иметь дело с заранее не запланированным явлением, неожиданной ситуацией.

Метод анализа документов . Анализ документов - один из широко применяемых и эффективных методов сбора первичной информации. Документы с различной степенью полноты отражают духовную и материальную жизнь общества, не только передают событийную, фактологическую сторону социальной действительности, но и фиксируют в себе развитие всех выразительных средств общества, и прежде всего структуру языка. В них содержатся сведения о процессах и результатах деятельности отдельных индивидов, коллективов, больших групп населения и общества в целом. Вследствие этого документальная информация представляет большой интерес для социологов.

К документам в прикладной социологии относятся различные печатные и рукописные материалы, созданные для хранения и передачи информации. При более широком подходе в состав документов включают также теле-, кино-, фотоматериалы, звуковые записи и т. д.

Существует ряд оснований для классификации документов. По статусу различают документы официальные и неофициальные; по форме изложения - письменные и статистические; по функциональным особенностям - информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно-просветительские. При этом подчеркивается ведущая направленность документа, однако чаще всего она выполняет несколько функций.

Официальные документы преимущественно отражают общественные связи и выражают коллективную точку зрения. Все эти документы составляются и утверждаются государственными или общественными органами, коллективными или частными учреждениями и могут выступать в качестве юридического доказательства.

К неофициальным относятся личные документы: дневники, мемуары, частично переписка между людьми и т. д. Особое значение имеют письма населения в различные органы власти, в редакции средств массовой информации. Важнейший источник документальной информации - материалы прессы, отражающие все стороны жизни общества. Публикации газет синтезируют в себе черты документов различных типов: «словесную», цифровую и изобразительную информацию, официальные сообщения, авторские выступления и письма граждан, документы истории и ре - портажные материалы о современной действительности.

Во всем многообразии исследовательских приемов, используемых при изучении документов, выделяются два основных вида: качественный анализ, который иногда называют традиционным, и формализованный, или контент-анализ. Эти два подхода к изучению документальной информации хотя и различаются во многом, однако могут друг друга дополнять.


Суть традиционного подхода заключается в углубленном логическом исследовании содержания документа, в обнаружении возможных «умолчаний», в оценке своеобразия языка и авторского стиля изложения.

Стремление в максимальной степени избежать субъективизма, потребность в социологическом изучении и обобщении большого объема информации, ориентация на использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов привели к становлению метода формализованного, качественно-количественного изучения документов (контент-анализа).

Процедура формализованного анализа документов начинается с выделения двух единиц анализа: смысловых (качественных) и единиц счета. При этом главной смысловой единицей должна быть социальная идея, социально значимая тема, отображенная в операциональных понятиях. В тексте она выражается по-разному: словом, сочетанием слов, описанием. Цель исследования - отыскать индикаторы, указывающие на наличие в документе темы, значимой для анализа, и раскрывающие содержание текстовой информации. К примеру, при изучении роли газеты в распространении технических знаний к публикациям на эту тему могут быть отнесены статьи, очерки, заметки, фотографии, в которых прямо или косвенно, с различной степенью достоверности говорится о новых достижениях в области техники и технологии.

Социологический эксперимент. К числу самых разнообразных и трудноосваиваемых методов сбора социологической информации относится эксперимент. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами не представляется возможным.

Эксперимент лучше всего проводить в относительно однородных условиях, поначалу небольших (до нескольких десятков) группах обследуемых. Объект, с помощью которого он проводится, часто выступает только как средство для создания экспериментальной ситуации.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы при помощи некоторой выбранной экспериментальной группы (или групп), помещенной в необычную экспериментальную ситуацию (под воздействие определенного фактора), проследить направление, величину и устойчивость изменения интересующих исследователя характеристик, которые могут быть названы контрольными. В этом смысле эксперимент представляет собой нечто вроде замкнутой системы, элементы которой начинают взаимодействовать по написанному исследователем «сценарию».

По характеру экспериментальной ситуации различаются полевые и лабораторные эксперименты. В полевом эксперименте объект находится в естественных условиях своего функционирования. Например, производственная группа. При этом члены группы могут быть осведомлены либо не осведомлены о том, что они участвуют в эксперименте. Решение об их осведомлении в каждом конкретном случае зависит от того, насколько эта осведомленность может повлиять на ход эксперимента.

В лабораторном эксперименте экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

Подготовка и проведение эксперимента предполагают последовательное решение ряда вопросов: 1) определение цели эксперимента; 2) выбор объекта (объектов), используемого в качестве экспериментальной, а также контрольной группы; 3) выделение предмета эксперимента; 4) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков; 5) определение условий эксперимента и создание экспериментальной ситуации; 6) формулировка гипотез и определение задач; 7) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента; 8) определение методов фиксации результатов; 9) проверка эффективности эксперимента.

Логика эксперимента всегда подчинена выяснению причин, характера изменения интересующего исследователя социального явления или процесса. Непременное условие решения этих задач изменение экспериментальной группы под воздействием некоторого фактора.

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов ;
  • социологическое наблюдение ;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент ;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты ).

Сбор социологической информации

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования.Документом в называют специально созданный автором (коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации , передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.

Документы одновременно содержат в себе два рода информации:

  • информацию о фактах, событиях, результатах деятельности;
  • авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Основное назначение метода - извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте,зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами , которые должен знать социолог:

  • следует отделить факты от оценок в документе;
  • необходимо проверить достоверность источника и информации из него;
  • следует проверять выводы, полученные из информации, собранной методом анализа документов с помощью использования нескольких источников документальной информации, либо применяя другие методы сбора социологических данных.

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации , осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения . Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем , а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение ;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
  3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью , т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито. Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение - наблюдатель регистрирует факты своих действий , состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом)путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом , вытекающие из целей и задач . Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода - получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения , а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

Основной областью применения опроса является изучение сферы сознания людей. Опрос также применяется в исследовании таких явлений и процессов, которые мало доступны непосредственному наблюдению. В качестве объекта исследования может выступать социальная общность, группа, коллектив или индивид . Если группа, коллектив или индивид выступают как данность, которую социолог может отобрать для изучения, то социальная общность формируется самим социологом.

Необходимо учитывать, что данные опроса в любом случае выражают лишь субъективное мнение опрошенных . Из этого факта вытекают ограничения в применении данного метода. Выводы из полученной в ходе опроса информации нуждаются в сопоставлении с данными, полученными другими методами, которые характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений, связанных с особенностями отражения социальной жизни в сознании индивидов, социальных групп, выступающих в качестве респондентов.

В зависимости от ролевых позиций того, кто опрашивает (исследователя) и того, кто отвечает (респондента) выделяют две разновидности опроса -анкетный опрос и интервью. Несколько особняком стоит метод экспертного опроса . Основание выделения этого вида — качество респондентов.

Анкетирование

В случае анкетного опроса процесс коммуникации исследователя с респондентом опосредуется анкетой. Проводит опрос анкетер . Его функция состоит в том , что, получив от социолога-исследователя инструкцию, он ведет себя в соответствии с ней, создавая положительную мотивацию респондента по отношению к опросу. Существуют специальные приемы формирования такой мотивации, например, апелляция к гражданскому долгу, к личным мотивам и др. Анкетер также объясняет правила заполнения анкеты и ее возврата.

Существуют различные виды анкетирования. По числу опрашиваемых выделяют групповое и индивидуальное анкетирование. В зависимости от ситуации и аудитории различают анкетирование по месту работы, в целевой аудитории (например, в библиотеке) или на улице. Важное значение имеет способ доставки анкет. Здесь различают следующие разновидности:

  • раздаточное (курьерское) анкетирование. Позволяет одному анкетеру одновременно опрашивать много человек путем раздачи анкет в аудитории;
  • почтовое анкетирование, при котором анкета доставляется респонденту по почте;
  • прессовый опрос. В этом случае анкета публикуется в средствах массовой информации. Данный метод имеет ограниченные возможности, поскольку социолог не формирует выборочную совокупность, не в состоянии спрогнозировать, кто ответит на анкету. Применяется в журналистике.

Каждая из перечисленных разновидностей метода имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в случае почтового анкетирования возникает проблема возврата анкет, а в случае прессового опроса невозможно распространить результаты исследования на всю изучаемую совокупность (подписчиков газеты), поскольку здесь только респондент решает, принимать ему участие в опросе или нет.

Основной инструментарий анкетирования - анкета. Качество анкеты во многом определяет надежность, достоверность результатов исследования. Социологическая анкета — это объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта и предмета анализа. Существуют определенные правила и принципы конструирования анкеты. Отметим, что существуют разные типы вопросов, выполняющих различную функцию. Вопросы в анкете формируются в блоки, например блок вопросов об объективных характеристиках респондентов.

Интервью

Интервью предполагает иной вид контакта социолога с респондентом, опосредуемого не анкетой и анкетером, а интервьюером. Роль интервьюера — не просто раздача анкет и обеспечение их заполнения респондентами, но как минимум озвучивание вопросов анкеты. Функции интервьюера зависят от вида интервью. Более высокая роль интервьюера в исследовании предъявляет к нему повышенные требования. Поэтому интервьюер должен пройти более сложную подготовку, чем анкетер.

Интервью можно классифицировать по тем же основаниям, что и анкетный опрос. Помимо этого важное значение имеет разграничение видов интервью по степени формализации его процедур , что дает наиболее жесткое разграничение познавательных возможностей. Возможные варианты располагаются здесь между неформализованным и формализованным видами интервью.

В формализованном интервью интервьюер здесь как бы озвучивает анкету; конструкция вопросов схожа с теми же в анкете и поэтому поддается процессу квантификации, опирающемся на принципы измерения социальных характеристик. Потому имеется возможность применить количественную обработку такой информации. Порядок вопросов в этом случае жестко фиксирован, их последовательность менять нельзя. Формализованное интервью предполагает, что интервьюер, задавая вопрос, следит за психологическим контекстом интервью и может что-либо объяснить, повторить вопрос или ускорить темп. Однако все это делается по жесткой инструкции. Чем выше степень формализации, тем меньше ошибок, связанных с личностью интервьюеров.

Неформализованное интервью представляет противоположную разновидность интервью. Наиболее свободное, не стандартизированное интервью называют клиническим, наротивным (повествовательным). Интервьюер и респондент здесь как бы меняются местами. Сам интервьюер должен быть исследователем, а не просто вспомогательным персоналом в КСИ. Его функция состоит в том, чтобы задать импульс беседе, а далее он должен лишь стимулировать поток сознания от респондента. Однако роль интервьюера при этом очень велика. Задавая наротивный импульс, исследователь задает направление беседе. Иногда социолог заранее готовит вопросы, однако в ходе интервью он их не зачитывает и не перебивает собеседника во время рассказа. После того как опрашиваемый сам все рассказал, социолог может задать дополнительные вопросы.

Между этими двумя видами интервьюирования располагаются промежуточные варианты. Это свободное интервью, интервью с открытыми вопросами (с путеводителем), фокусированное (направленное) интервью, интервью со свободными ответами. Каждый из видов имеет свои особенности, область применения и инструментарий.

Еще один вид опроса - экспертный опрос. Его отличительная черта заключается в том, что в качестве респондентов выступают эксперты — специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения информации от экспертов называется экспертизой . Она может включать самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе КСИ. Все зависит от выбранного вида экспертного опроса.

Основным назначением метода экспертного опроса следует признать выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы, а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Социально-психологические методы в социологии. Наряду с социальной общностью социальная группа — наиболее распространенный объект изучения в социологии. Часто получается так, что сведения об объекте приходится получать путем анализа данных об индивидах, ее составляющих. Суммарные сведения об индивидах (их социальные ориентации, мнения, стереотипы мышления и прочее) — это существенные характеристики социального целого. Поэтому социологи активно используют методики, разработанные в психологии. Их можно разделить на две группы: методики, с помощью которых измеряютличностные свойства, и методики, измеряющие групповые свойства .И те и другие называют тестами.

Тест - это кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического свойства (черты, характеристики), а также совокупности психических свойств личности или же психических состояний (отношений, взаимовосприятий) групп и коллективов.

В социологии применяются социометрические тесты, которые направлены на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора. Основное назначение социометрического теста — диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы. Социометрия выполняет следующие функции :

  • позволяет измерить степень сплоченности-разобщенности группы;
  • выявляет соотносительный авторитет членов группы по признаку симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются неформальный лидер группы и отвергнутый;
  • проявляет внутригрупповые подсистемы (сплоченные образования со своими неформальными лидерами).

В социометрическом тесте единицей анализа и измерения является выбор - установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации.