Болезни Военный билет Призыв

К методам сбора первичных психологических данных относятся. Методы социально-психологического исследования. Количественные оценки данных наблюдения

Методы сбора информации. Существует три основных класса методов сбора информации 1 Прямое наблюдение 2 Анализ документов 3 Опросы, которые делятся на два подкласса а интервью б анкетный опрос ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что а Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам. б Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре. в Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе. г Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется 1 По степени формализованности выделяют неконтролируемое или нестандартизованное, бесструктурное и контролируемое стандартизованное, структурное. В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре. 2 В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее или включенное и простое невключенное наблюдения.

Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы изнутри. В невключенном простом наблюдении исследователь наблюдает со стороны, не вмешиваясь в события. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито. Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения.

Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство. 3 По условиям организации наблюдения делятся на полевые наблюдения в естественных условиях и на лабораторные в экспериментальной ситуации. Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы Что наблюдать, Как наблюдать и Как вести записи.

Постараемся найти на них ответы. На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом. При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному примерному плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта.

При этом используется следующее 1 Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как сфера деятельности производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д. правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях степень саморегуляции объекта наблюдения в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами. 2 Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций экологическая Среда, область жизнедеятельности, общественная, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент. 3 Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать по демографическим и социальным признакам по содержанию деятельности характер труда, сфера занятий, сфера досуга относительно статуса в коллективе или группе руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте обязанности, права, реальные возможности их осуществления правила, которым они следуют строго и которыми принебрегают по неофициальным отношениям и функциям дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет 4 Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп общие и групповые цели и интересы официальные и неформальные одобряемые и не одобряемые в данной среде согласованность интересов и целей. 5 Структура деятельности со стороны внешних побуждений стимулы, внутренних осознанных намерений мотивы, средств, привлекаемых для достижения целей по содержанию средств и по моральной их оценке, по интенсивности деятельности продуктивная, репродуктивная напряженная, спокойная и по ее практическим результатам материальные и духовные продукты. 6 Регулярность и частота наблюдаемых событий по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.

По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются.

Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются. Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.

Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения.

Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или действий. Поучительную технику регистрации наблюдаемых событий разработали московские социологи в рамках исследовательского проекта общественное мнение руководитель исследования Б.А.Грушин. В числе одного из каналов выражения общественного мнения были выделены собрания.

Для регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных бланков оценки ситуации перед началом собрания, организационного периода, регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристики собрания.

Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации отношения участников собрания к выступающему - докладчику, участнику дискуссии. Индикаторы отношения участников собрания к выступающим путем прямого наблюдения реакций аудитории Элементы наблюдаемого поведенияСила проявления реакции по группам шкальные оценкиОсобые заметки наблюдателя, заранее не формализуемыеА Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты. Б Неодобрительные реплики и т.д В Требование дополнительной информации.

Г Разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом. Д Вопросы к выступающему. Е Отсутствие реакции нейтральное отношение. Ж Призывы к соблюдению порядка. З Призывы к соблюдению регламента. И Разговоры, тему которых определить невозможно. К Посторонние разговоры. Л Занятие посторонними делами.1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 К каждой строке элементов наблюдаемого поведения дана 6-членная номинальная шкала, пункты которой 1 - президиум собрания 2 - большинство аудитории 3 - примерно половина аудитории 4 - меньшинство аудитории 5 - несколько человек 6 - один - два человекаНаблюдение большой аудитории собрания производится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах в нашем случае - собраниях разных организаций и коллективов.

Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования.

Если цель исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать диагностировать ситуацию, то вмешательство исказит картину и может привести к нежелательному для исследования искажению информации. Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают. Другой способ - создать ложное представление о цели наблюдения.

Конечно эти способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться правдивости информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особенно в том случае, если узнав о них люди смогут неправильно истолковать задачи исследования. Если же цель исследования заключается в принятии определенных управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как позволит изменять ход событий и оценивать полученные результаты. Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение.

Преимущества включенных наблюдений очевидны они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком вживается в свою роль соучастника событий. Поэтому как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их Пути повышения надежности данных при наблюдении. В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенном наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и изобретательности исследователя. Можно применять заранее разработанные коды. Можно применять маскировочные приемы например ученику на предприятии вести записи, якобы связанные с работой.

Можно использовать хорошую память и регистрировать наблюдения позже, в спокойной обстановке. Структуризованное наблюдение предпринимает более строгие приемы ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы, разлинованные по пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций. Пример Наблюдатели и сотрудники исследовательского коллектива, которые исследовали собрания, расчленили зоны наблюдения президиум, выступающий, сектор участников собрания из 15-20 человек и по шкале времени фиксировали происходящее, пользуясь кодами.

В протоколе см.схему ниже в каждой строке делается отметка пункта номинальной шкалы с учетом времени. Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать реакции аудитории на выступления с трибуны собрания. Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2. Современная техника позволяет использовать магнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие подлинность регистрации наблюдаемого. Протокол регистрации событий на основе индикаторов отношения участников собрания к выступающим ВремяЭлементы наблюдаемого поведения и реакции, кодируемые в номинальной шкалеОсобые отметки, примечания 0 - 5 мин 6 - 10 мин абвгдежз и Надежность обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие правила а Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами.

Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться. б Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения. в Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных, что позволяет увидеть его с разных сторон. г Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики интенсивность, регулярность, периодичность, частоту. д Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией.

Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования. е При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций.

Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись. ж Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения.

Данные наблюдений со стороны можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.

Место наблюдения среди других методов сбора данных.

Основным недостатком этого метода является необъективность наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно ему свойственно делать выводы. Личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях. Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным.

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результаты других методов сбора информации. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного обычно мы называем документами официальные материалы.

По способу фиксирования информации различаются рукописные и печатные документы записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем. Пример Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста. Эти документы называют целевыми. Другие - не зависимые от социолога документы называют наличными.

Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях. По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные. Личные - документы индивидуального учета библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью, характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные. Официальные - протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и т.д отчетность. Неофициальные - личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений. Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные.

К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников. Еще можно классифицировать документы по содержанию например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований. Проблема достоверности документальной информации.

Не следует путать такие понятия как надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщающихся в нем сведений. Достоверность в первую очередь зависит от источника доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы из первых рук намного надежней, чем какие-либо другие. Оценка метода документального анализа. Документы нередко выступают в роли главного источника информации дополненной опросом или прямым наблюдением. Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты. Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования для выдвижения гипотез и общей разведки темы и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной статистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются. ОПРОСЫ Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать. Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не средний респондент, а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него. Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

Разновидности опросов. Существуют два больших класса опросных методов интервью и анкетные опросы. Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом опрашиваемом, причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером его ассистентом, либо механически на пленку.

Имеется множество разновидностей интервью. 1 По содержанию беседы различают документальные интервью изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса. 2 По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные а также полустандартизованные интервью.

Свободные - длительная беседа несколько часов без строгой детализации вопросов, но по общей программе путеводитель интервью. Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. 3 В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным клиническим т.е. глубоким, длящимся иногда часами и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.

Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации из массовой печати, лекции и т.п Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом.

В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти. 4 Так называемые ненаправленные интервью носят терапевтический характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему излить душу. 5 Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные.

Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений. анкетирование Изучение общественного мнения связывается преимущественно с проведением анкетирования. Можно сказать, что в крае образовался настоящий анкетный бум, анкетомания.

Это одна из основных форм, но далеко не единственная. Анкетирование, проводится по любому поводу, на любую тему, нередко не выдерживает никакой критики и расценивать его следует только как дань моде. Многие анкеты представляют из себя механический набор на думанных, нередко неграмотно сформулированных, курьезных вопросов, не дают представления о цели исследования, никаких чувств, кроме недоумения и раздражения у респондентов не вызывают и, соответственно, полученная информация практической ценности не имеет.

Более того, такие анкеты носят порой провокационный характер, сами по себе являются источником возникновения и формирования извращенного общественного мнения. Так, в одной из районов проводили опрос старшеклассников об их отношение к религии. Для наглядности приведем полный текст некоторых вопросов анкеты 1 что вы знаете о происхождении Иисуса Христа а в твоем понятии бог - это человек б в твоем понятии бог - это миф, выдумка 2 могут ли в нашей жизни существовать духовные интересы верующих в бога, не верующих, убежденных сторонников атеизма а да. б нет 3 кто на вас оказывает положительное влияние в вопросах религии а семья б Друзья в художественная и церковная

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общественное мнение, как предмет изучения социальной психологии

Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения.Если попытаться суммировать их, то можно.. Словосочетание общественное мнение давно у нас на слуху.Оно относится к числу.. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

26. Методы сбора данных

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше - при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного: а) о сходстве или различии двух и более групп; б) о взаимодействии независимых переменных; в) о статистической связи независимых и зависимых переменных; г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

Существуют "привязки" определенных методов обработки результатов к экспериментальным планам. Факторные планы требуют применения дисперсионного анализа для оценки влияния независимых переменных на зависимую, а также определения меры их взаимодействия друг с другом.

Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Все пакеты делятся на виды: 1) специализированные пакеты; 2) пакеты общего значения и 3)неполные пакеты общего назначения. Для исследователей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные статистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики и многомерного анализа данных. Каждая программа снабжается документацией. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя. Сопутствующая информация (справочник, интерпретатор выводов и др.) включается в программную систему. Примерами являются отечественные статистические пакеты "Мезозавр", "Эвриста".

Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.

Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействия «экспериментатор-испытуемый», в литературе немало внимания уделяется анализу влияния различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого. Значение этих переменных достаточно велико, а их влияние должно учитываться при планировании и проведении исследований, обработке и использовании полученных результатов.

В психологической диагностике часто отсутствуют какие-либо четкие предписания, касающиеся выбора определенных методик в зависимости от поставленных задач. Особенно отчетливо это проявляется в области диагностики личностных особенностей, где одна и та же методика используется в различных целях. Теоретически валидность (действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен) той или иной методики по отношению к сформулированной диагностической задаче должна быть критерием для ее выбора в качестве инструмента исследования.

Однако, при определении валидности личностных методик возникают значительные трудности. Нужно учитывать известную ненадежность психиатрического диагноза; существование клинико-диагностических несоответствий в различных школах и направлениях; целесообразность использования психиатрического диагноза в качестве внешнего критерия для опросников, ориентированных на обнаружение патологии. Но и в том случае, когда известен эмпирический коэффициент валидности методики, он должен быть оценен по отношению к базовому уровню диагностируемого параметра. Под базовым уровнем понимается доля присутствия в изучаемой популяций той черты (особенности), которую мы собираемся диагностировать. Соотношение коэффициента валидности теста с базовым уровнем позволяет ответить на вопрос о том, насколько будет оправдано его использование.

Известно также, что валидность теста зависит от особенностей обследуемых групп (подгрупп) или так называемых модераторов.

При выборе методик следует руководствоваться и тем, что можно обозначить как широту охвата ими личностных особенностей. От этого зависит и точность диагностического решения, прогноза.

После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть представлены в том виде, который определяется особенностями используемых методик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся «профили личности» и т. д.

27. Личность испытуемого и экспериментатора

Психологический эксперимент - это встреча испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны ("вход" и "выход" из ситуации), так и с внутренней (что случилось за время проведения эксперимента).

Испытуемый реагирует не просто на эксперимент как некоторое непонятное целое, но отождествляет его с каким-то классом реальных жизненных ситуаций, с которыми он сталкивается, и соответственно строит свое поведение.

Экспериментатор не просто набирает репрезентативную группу, но и активно привлекает людей к участию в эксперименте.

Значит, для исследователя не безразлично, какие неконтролируемые психологические особенности отличают людей, привлеченных к исследованию, от всех прочих; какими мотивами побуждаемы были они, включаясь в психологическое исследование в качестве испытуемых.

Испытуемый может участвовать в исследовании добровольно или принудительно, помимо своей воли. Принимая участие в "естественном эксперименте", он может и не знать, что стал испытуемым.

Почему люди добровольно участвуют в исследовании? Половина испытуемых согласилась участвовать в экспериментах (длительных и утомительных), движимая лишь любопытством. Часто испытуемому хочется узнать что-либо о самом себе, в частности, для того, чтобы разобраться в отношениях с окружающими.

Добровольное участие в эксперименте принимают испытуемые, стремящиеся заработать деньги, получить зачет (если речь идет о студентах-психологах). Большинство испытуемых, принудительно привлеченных к участию в эксперименте, противились этому, относились к эксперименту критично, а к экспериментатору - враждебно и недоверчиво. Зачастую они стремятся разрушить план экспериментатора, "переиграть" его, т.е. рассматривают ситуацию эксперимента как конфликтную.

М. Матлин ввела классификацию, разделив всех испытуемых на позитивно настроенных, негативно настроенных и доверчивых. Обычно экспериментаторы предпочитают первых и последних.

Исследование может проводиться при участии не только добровольцев или принудительно привлеченных, но и анонимных и сообщающих свои паспортные данные испытуемых. Предполагается, что при анонимном исследовании испытуемые более открыты, а это особо значимо при проведении личностных и социально-психологических экспериментов. Однако выясняется, что в ходе эксперимента неанонимные испытуемые более ответственно относятся к деятельности и ее результатам.

Исследовательская работа включается в контекст практической деятельности психолога, тем самым ограничивается свобода в выборе объектов исследования, варьировании условий, методов воздействия и контроля переменных. Этот выбор строго подчинен достижению консультационного или психотерапевтического эффекта. С другой стороны, жизненная ситуация испытуемого более ясна, мотивация его участия в исследовании определена, что позволяет строже подходить к конструированию и типологизации ситуации эксперимента, а следовательно - учету и контролю ее влияния на поведение испытуемого.

Решение научно-практической задачи сводится к определенному изменению судьбы испытуемого: его могут принять или не принять на работу, в вуз, назначить или не назначить лечение и т.д. В конце обследования (точке "выхода") испытуемый может получить результаты и сам определить на их основе свое поведение и жизненный путь. В ином случае его жизненный путь изменяет другое лицо (психодиагност, администратор и т.д.). При этом решение экспериментатора или лица, которому психодиагност доверил данные, не зависит от дальнейших действий обследуемого и определяется только волей других. Следовательно, в первом случае субъектом выбора (принятия решения) является испытуемый, во втором - другое лицо.

Всевозможные опросы относятся к числу наиболее распространенных методов сбора первичной информации в социально-психологических исследованиях. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения и т.п.) фактах со слов опрашиваемых (респондентов).

Сбор первичной информации путем опросов получил сравнительно широкое распространение среди социологов, экономистов, этнографов и психологов еще в XIX в. Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам:

  1. опрос "лицом к лицу" - интервьюирование;
  2. заочный опрос - анкетирование.

Интервью представляет собой вербальное взаимодействие, в котором один человек (интервьюер) стремится получить ту или иную информацию от другого человека (опрашиваемого, респондента) или группы лиц. В случае применения группового интервью несколько человек обсуждают поставленные интервьюером вопросы. Такое интервью обычно используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях, установках группы в целом и может служить источником гипотез.

Анкета - вопросник, составленный определенным образом в соответствии с целями исследования. Используемая в заочном опросе анкета предназначена для самостоятельного заполнения и распространения по почте, через массовую печать , с помощью специальных людей - анкетеров и т.п.

Одним из первых обратился к анкете в психологическом исследовании Ф. Гальтон с целью изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых второй половины позапрошлого века. Полученные данные были проанализированы и изложены Ф. Гальтоном в монографии "Английские люди науки, их природа и воспитание" (1874). Пионерами применения анкетного метода в психологии являлись также А. Бине во Франции и С. Холл в США, основные работы которых относятся к концу XIX - началу XX в. А. Бине прибегал к анкетированию для исследования интеллекта детей, а С. Холл - для изучения психических особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод психологических и педагогических исследований начинает применяться и в России.

Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна используется психологами различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации со слов испытуемых.

Обширная практика использования опросов в разнообразных формах показывает, что они дают исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Однако опросам как методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Эти данные нередко свидетельствуют, даже при условии полной искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких социально-психологических явлений, изучение которых невозможно без использования опросов. Так, получение информации о мнениях, чувствах, мотивах, отношениях, интересах и т.д. чаще всего осуществляется посредством опросов в той или иной форме. При этом данные опросов могут отражать явления, относящиеся не только к настоящему времени, но также к прошедшему и будущему. Безусловно, полнота и достоверность ответов зависят от способности опрашиваемого наблюдать за самим собой и адекватно излагать переживаемое им.

Общепризнанная среди психологов точка зрения состоит в том, что данные самонаблюдения представляют собой важный материал для исследователя. При этом С.Л. Рубинштейн подчеркивает: "Высказывания субъекта - показания его самонаблюдения должны быть взяты не как совокупность положений, заключающих в себе готовую истину о субъекте, а как более или менее симптоматические проявления, истинная природа которых должна быть выявлена исследователями в результате их сопоставления с соответствующими объективными данными" (Рубинштейн, 1959. С. 171).

Имеющийся опыт проведения социально-психологических исследований показывает, что опросы могут играть позитивную роль при условии сопоставления полученной информации с результатами анализа данных официальной и личной документации, материалов наблюдения. Необходимо только избегать абсолютизации методов опроса, применения их там, где нужны другие методы сбора первичной информации.

Область применения опросов в социально-психологических исследованиях довольно обширна. Так, на ранних стадиях исследования для уточнения его проблематики и выдвижения гипотез используется интервьюирование. Опрос в той или иной форме может выступать как основное средство сбора первичной информации. При этом особое значение приобретает стандартизация методики опроса. Если программа исследования предусматривает экспериментальную процедуру, опрос может использоваться с целью выявления основных критериев экспериментальной и контрольной групп как до начала эксперимента, так и после его окончания. Наконец, опрос служит для уточнения, расширения и контроля данных, полученных другими методами.

Выделяют два основных вида интервью, используемых в социально-психологических исследованиях. В стандартизированном интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых. Методика нестандартизированного интервью, наоборот, характеризуется полной гибкостью и варьируется в широких пределах. Здесь интервьюер руководствуется лишь общим планом интервью и в соответствии с конкретной ситуацией формулирует вопросы.

Каждому из этих видов интервью присущи свои преимущества и недостатки. Так, использование стандартизированного интервью сводит до минимума ошибки при формулировании вопросов, и в итоге полученные данные более сравнимы друг с другом. Однако несколько "формальный" характер опроса затрудняет здесь контакт между интервьюером и опрашиваемым. Нестандартизированное интервью, позволяя задавать дополнительные вопросы, обусловленные конкретной ситуацией, по форме приближается к обычной беседе и вызывает более естественные ответы. Основной недостаток такого интервью состоит в трудностях сопоставления полученных данных вследствие вариаций в формулировках вопросов.

Многими достоинствами двух указанных видов личного опроса обладает полустандартизированное или "фокусированное" интервью, в котором используется так называемый "путеводитель" интервью с перечнем как строго необходимых, так и возможных вопросов. Исходным пунктом такого интервью является включение будущих респондентов в какую-либо ситуацию, основные компоненты которой до этого проанализированы исследователем. Например, группа лиц просматривает кинофильм или телепрограмму, участвует в социально-психологическом эксперименте. Предварительный исследовательский анализ позволяет составить "путеводитель" интервью, вопросы которого фокусированы на впечатлениях людей, помещенных в данную ситуацию. При этом основные вопросы должны быть заданы каждому опрашиваемому. Необязательные вопросы (подвопросы) используются или исключаются интервьюером в зависимости от ответов опрашиваемого на основные вопросы. Эта методика дает интервьюеру возможность различных вариаций в пределах рамок "путеводителя". В то же время полученные таким образом данные более сопоставимы.

Выбор исследователем того или иного варианта интервью зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Применение стандартизированного интервью целесообразно в том случае, когда необходимо опросить большое количество людей (несколько сотен или тысяч) и затем подвергнуть полученные данные статистической обработке. Нестандартизированное интервью часто используется на ранних стадиях исследования, когда необходимо предварительное знакомство с изучаемой проблематикой.

Разнообразные по содержанию вопросы, используемые в анкетах и интервью, можно разделить на несколько типов:

  1. Вопросы, выявляющие фактическую информацию о личности и социальном положении опрашиваемого. Это вопросы о возрасте, образовании, профессии, должности, доходе, заработной плате и т.п.
  2. Вопросы, выявляющие факты поведения в прошлом или настоящем. Имеются в виду вопросы о тех или иных действиях как самого опрашиваемого, так и других лиц.
  3. Вопросы, выявляющие мнение о фактах, отношениях, мотивы и нормы поведения. Получение достоверной информации в ответ на эти вопросы является наиболее трудным делом. Не секрет, что возможно существенное различие между ответом опрашиваемого на вопрос, что он сделал бы в такой-то ситуации, и его действительным поведением.
  4. Вопросы, выявляющие интенсивность мнений и отношений. Здесь возможна оценка интервьюером глубины чувства опрашиваемого по интонации его ответов, репликам, мимике, а также самооценка опрашиваемого относительно того, является ли его мнение сильным или слабым.

Вс е вопросы, используемые в интервью и анкетах, подразделяются на открытые (неструктурные) и закрытые (структурные). Первые не дают опрашиваемому никакого руководства ни в отношении формы, ни в отношении содержания его ответов; вторые - предлагают сделать выбор лишь из числа указанных вариантов ответа. Имеется ряд правил, которые необходимо учитывать при формулировании вопросов и определении их последовательности.

Известно, что многие люди не хотят обсуждать в интервью дискуссионные вопросы или отвечать на них в анкете, давать о себе информацию слишком личного характера, выражать свои отношения, зная, что они могут не одобряться. Поэтому ответы на вопросы, заданные в прямой форме, порой свидетельствуют о том, что опрашиваемые находят приемлемым сказать в данной ситуации, чем о том, что они думают на самом деле. Кроме того, далеко не все аспекты личного отношения опрашиваемого к какому-либо явлению всецело им осознаются. Нередко опрашиваемый затрудняется в ответе при самостоятельном анализе своих установок, желаний, настроений, мнений. В подобных случаях исследователю могут помочь косвенные приемы получения информации, т.е. такие, истинные цели которых замаскированы для опрашиваемого. Имеются в виду специальные формы вопросов, различного рода тесты.

Разработанные исследователями правила, касающиеся порядка расположения вопросов, относятся к методу интервью в значительно большей степени, чем к заочному анкетированию. Человек, получивший анкету, почти всегда просматривает ее всю, от начала до конца, и только потом принимается за ответы. При интервьюировании, напротив, возможен эффект неожиданности вопроса (часто весьма необходимый).

Интервью - это процесс социально-психологического взаимодействия, имеющий свои фазы развития. Поэтому к вопросам, стоящим в начале интервью, предъявляются одни требования, к вопросам, стоящим в середине, - другие, к заключительным вопросам - третьи.

Порядок вопросов в интервью должен способствовать установлению и последующему укреплению контакта между интервьюером и опрашиваемым. Некоторые вопросы вводятся в план интервью специально с этой целью, хотя они могут и не иметь прямого отношения к теме исследования.

Интервьюер должен стремиться к созданию ситуации, в которой опрашиваемый побуждался бы к искренним ответам. Главное условие успешного интервьюирования - создание дружеской атмосферы. При этом важно, чтобы интервьюер постоянно сохранял нейтральную позицию в процессе интервью. Ему нельзя ни в коем случае обнаруживать своего собственного отношения к предмету исследования.

Имеется ряд способов контроля надежности первичных данных, получаемых путем опросов. Прежде всего отметим, что в любом вопроснике предусматривается серия основных и контрольных (обычно косвенных) вопросов для повышения достоверности информации. Контроль ее достоверности возможен несколькими способами: соответствующей отработкой системы основных и контрольных, прямых и косвенных вопросов, с помощью техники шкалирования вариантов ответа в нескольких измерениях, повторными опросами в панельном исследовании, путем сравнения с другими сообщениями или объективными данными, которые касаются рассматриваемых факторов (наблюдение, анализ продуктов деятельности, эксперимент и т.д.).

Что касается специфики заочного опроса (анкетирования), то к нему наиболее целесообразно прибегать в тех случаях, когда необходимо: а) выяснить отношения людей по острым дискуссионным или интимным вопросам; б) опросить большое число людей (от сотен до нескольких тысяч) в сравнительно небольшой срок, особенно в тех случаях, когда они расселены по обширной территории. Существует несколько способов проведения заочного опроса: а) рассылка анкетных бланков по почте; б) распространение анкет, напечатанных в газетах и журналах вместе с этими изданиями; в) вручение анкет опрашиваемым по месту их работы или жительства.

Выбор между методами интервью и анкеты зависит от уровня изученности проблематики, целей исследования и его программы в целом. Анкетирование нельзя проводить, не имея определенных рабочих гипотез. Метод интервью менее требователен в этом отношении. Он может быть эффективным даже при недостаточно четко сформулированных гипотезах исследователя. Преимущество нестандартизированного интервью - получение более глубокой информации, гибкость опроса. Недостаток - сравнительная узость охвата опрашиваемых. Массовый стандартизированный опрос путем анкеты дает репрезентативные (представительные) результаты, но в более узкой сфере проблем. На наш взгляд, сочетание анкетирования и интервью является одной из наиболее плодотворных методик опроса, так как эта методика, наряду с охватом большого числа опрашиваемых, в сравнительно короткий срок позволяет получать материал и для глубокого анализа.

Может являться вторичной или первичной. Во втором случае сведения получены в ходе опроса (наблюдения) из первых рук. В первом случае источник - уже опубликованный материал.

Методы сбора социологической информации включают в себя: опрос, наблюдение, анализ документов.

Последний прием обозначает применение любых сведений, зафиксированных в тексте (рукописном или печатном), звукозаписях, фото-, кино-, видеоматериалах. Этот способ включает и используется при исследовании сведений, созданных в разных сферах общественной коммуникации. Все документы подразделяют на четыре типа. К первому относят письменные материалы - архивные сведения, материалы прессы, личную документацию. Вторым типом являются иконографические документы. К ним относят картины, видеоматериалы, фотографии. Следующим типом являются статистические документы. Они представлены сведениями в цифровом виде. К последнему, четвертому, типу документов относят фонетические данные. Они представляют собой звукозаписи.

Наблюдение и опрос - достаточно распространенные методы сбора данных.

Следует отметить, что при достаточно широком применении эти приемы (по отдельности) не являются главными при исследовании. Часто методы используются в совокупности.

Одним из достоинств наблюдения, как исследовательского приема, является наличие непосредственного личного контакта исследователя с объектом или явлением. Социологическое наблюдение осуществляется в естественных для изучаемого предмета условиях. Таким образом исследователь имеет возможность получить первичные сведения. В процессе изучения осуществляется регистрация происходящих явлений.

В зависимости от степени, в которой исследователь принимает участие в процессе, выделяют включенное и простое наблюдение. Во втором случае исследователь фиксирует все "со стороны", не участвуя в происходящем явлении или деятельности изучаемой группы.

Наблюдение (может выступать, например, в виде самонаблюдения или на­блюдения со стороны за поступками, поведением и психичес­ким состоянием других людей; «включенное» наблюдение,

Опрос (может осуще­ствляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестиро­вания и т. д. Специфической формой опроса являются диспу­ты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массовой информации.

Изучение документального материала широком смысле слова документ - это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вообще все продукты или следы человеческой деятельности, знание которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений.)

Соотношение методов эмпирического и теоретическо­го исследования. Вместе с тем это далеко не совсем полная характеристика методов, применение которых необходимо для осуществления даже эмпирического исследования. Пос­леднее становится просто невозможным без теоретического обеспечения и его методов уже на стадии замысла эмпири­ческого исследования. Программа эмпирического исследо­вания включает в себя реализацию методов концептуально­го анализа и моделирования структурно-функциональных особенностей изучаемого явления, определение проблемно­го поля, целей и задач исследования, гипотез относительно характера изучаемых процессов, ожидаемых по итогам ис­следования результатов.

Методы обработки информации . После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап исследования, который заключается в определении степени до­стоверности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень достоверности обеспечивается как сочетанием ряда ме­тодов, например опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением совре­менных средств вычислительной техники для обработки по­лученной информации. Однако проблема точности исследо­вания в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических данных. Не менее важным условием точности исследования являются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между различ­ными элементами исследуемого объекта, на первый план вы­ступает задача соотнесения сформулированных ранее рабо чих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом эта­пе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последо­вательность методологического аппарата науки. В соответ­ствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, но и о первичной, количественной обра­ботке информации, системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных с целью объяснения установ­ленных на основе анализа статистического материала зави­симостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о перехо­де от количественных к качественным методам или методам качественного анализа, а к методам анализа качества изуча­емого явления.)


Основными методами на этой стадии исследования явля­ются важнейшие установки социальной психологии, вытека­ющие из социально-психологической теории, логические ме­тоды обобщения и анализа (индуктивный и дедуктивный, ана­логия и т. д.), построение рабочих гипотез и метод моделиро­вания. Все эти методы в целом могут рассматриваться как способы объяснения эмпирических данных. Определение мес­та и значения каждого из них в социально-психологическом исследовании может и должно стать объектом специальных работ.

Вслед за построением рабочей гипотезы и соответствующей модели (на этапе, предшествующем началу сбора информа­ции) наступает этап их проверки. Здесь опять применимы все известные методы получения информации для выяснения того, насколько соответствует или не соответствует, подходит или не подходит новая информация для объяснения с позиций сло­жившейся гипотезы и соответствующей модели. Однако наи­более эффективным и надежным методом проверки рабочих гипотез и моделей является метод социально-психологическо­го эксперимента.

3. Методы социально-психологического контроля. Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с методами воздействия и исследования занимают методы со­циально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на осно­ве уже имеющейся первичной информации об объекте наблю­дения; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное прак­тическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например, эксперимен­та, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным: от простого одноактного наблюде­ния за тем или иным социально-психологическим процессом до наблюдения систематического, предполагающего регуляр­ное снятие информации с объекта и замеры его различных параметров. Такова, например, практика социально-психоло­гического мониторинга .

Еще более высоким уровнем контроля является примене­ние целого комплекса методов, начиная от диагностики и за­канчивая методами целенаправленного корректирующего и регулирующего воздействия на обследуемый объект.

Такова, например, практика диагностики (в данном слу­чае с целью обследования) и регуляции социально-психо­логического климата коллектива (СПК). Она включает в себя диагностику всей совокупности компонентов, состав­ляющих социально-психологические условия жизнедеятель­ности данного коллектива (его СПК, стиль руководства, ти­пологию лидерства, иерархию основных социально-психо­логических рассогласований в структуре как межличност­ных, так и деловых отношений между членами коллекти­ва), а также систему мер коррекции горизонтальных и вер­тикальных структур внутриколлективных отношений и тем самым регуляцию СПК.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные направления (ориентации) в современной западной психологии.

2. Назовите основные постулаты бихевиорального подхода в социальной психологии, какие теории реализуют данную парадигму.

3. Охарактеризуйте особенности психоаналитического подхода.

4. В чем сущность когнитивистской ориентации? Какие теории Вы можете назвать, в чем их основные идеи?

5. В чем принципиальное отличие интеракционизма от других направлений социальной психологии?

6. Каковы основные идеи интеракционизма?

7. Какова важнейшая особенность интеракции (по Г.Миду)?

8. Какими методами пользуется социально-психологическая наука?