Болезни Военный билет Призыв

Новые инвестиционные продукты. Заработок на банковских инвестиционных продуктах. Стратегии для работы с индивидуальными инвестиционными счетами

Не каждый человек готов признаться себе в том, что им легко управлять, главное правильно подобрать мотивацию и способы психологического давления , давайте поговорим о том, как противостоять психологическому давлению: методы. Что может повлиять на ваше решение? Вы направляетесь к начальнику, с твёрдым намерением доказать свою правоту, но проходит 15 минут, и вы вновь приступаете к работе, безоговорочно выполняя указания шефа. Или после серьезного скандала с мужем, вы начинаете выполнять его требования. Оказавшись в подобной ситуации, лишь немногие способны понять, что подверглись психологическому давлению.

Методы психологического давления

1. Вина, или никто не идеален

Практически невозможно стать идеальным, совершенным во всем. Достаточно часто, мы себя обвиняем в этом, пытаемся найти оправдание и впадаем в депрессивное состояние. Манипулятор умело пользуется чувством вины, так можно создать прекрасный объект для манипуляции, и оказания психологического давления становиться в несколько раз проще. Можно в чем угодно винить человека, при этом выбираются наиболее уязвимые места, которые затрагивают в основном, только личные качества. Как противостоять психологическому давлению, в этом случае? Вы должны понимать, что никому не чем не обязаны, и ничего не должны. Каждый человек вправе быть собой, в независимости от своего типа характера, манер или поведения. Вы можете согласиться с манипулятором, но в итоге ответить «нет», манипулятор будет в ступоре, такого он точно не ожидает.

2. Риторические вопросы

Один из самых наиболее применяемых способов психологического давления – это риторические вопросы. К примеру, «Перед тем, как что-то сказать, думаешь?», «Ты же понимаешь, что нас подвел?», «Как можно после этого, называть тебя другом?». Чтобы противостоять психологическому давлению подобного рода, можно вступить в спор с собеседником, однако не забывайте, что ваше решение и мнение, для вас является приоритетным.

3. Унижение

Оказание психологического давления подобного рода удел агрессивных людей, у которых не получилось достичь жизненной цели. К примеру, на важном собрании, кто-то начинает обсуждать ваш внешний вид или социальный статус, вы невольно становитесь слушателем этой беседы. В итоге, отвлекаетесь от сути своей речи. Так можно провалить важные переговоры или приобрести не нужный товар. в этой ситуации? Чтобы не сорвалась большая сделка, желательно все свое внимание сконцентрировать на обсуждении вашей темы. Не пытайтесь понравиться всем и сразу, и не видитесь на провокации манипулятора. В крайнем случае, вы можете спросить манипулятора, что его беспокоит?

4. Массовая психологическая атака

Этот способ психологического давления используют как бандиты, так и обычные люди. Его суть состоит в том, чтобы вовлечь посторонние лица в разговор для получения положительного результата. Это может выражаться, в виде звонков к коллегам, друзьям или родственникам. В результате, человек делает все, чтобы избавиться от подобного повышенного внимания в свою сторону. Чтобы справиться с подобным давлением, объясните всем, что это проблема вас не касается.

5. Угроза как манипуляция

Данную манипуляцию применяют после какого-то кризиса. К примеру, совсем не давно у вас были финансовые трудности. Самый эффективный способ – начать вам угрожать. Как правило, за подобными угрозами скрывается желание уладить конфликт мирным путем. Чтобы противостоять психологическому давлению подобного типа, постарайтесь игнорировать манипулятора, при этом занимаясь привычными делами. Если ситуация становиться не контролируемой, вы можете попробовать решить ее более разумными способами.

Как противостоять психологическому давлению

Существуют простые приёмы, которые позволяют уверенно противостоять давлению и манипуляциям:

1. Закрытые позы. Скрестите ноги или руки, чтобы отказаться от восприятия негативной информации.
2. Естественные препятствия. Поставьте перед собой и оппонентом любой предмет.
3. Мысленные препятствия. Мысленно поставьте перед собой и оппонентом высокую стенку или оденьте на себя скафандр.
4. Выведите оппонента из его образа. Представьте конкурента в каком-нибудь не обычном виде, к примеру, в смешном костюме или голым.
5. Отвлеченное внимание. Ваша задача не дать оппоненту сосредоточиться. Это можно сделать при помощи разных методов: украшения, красивая одежда, глянцевые журналы.

Как противостоять психологическому давлению : методы – в первую очередь следите за своими действиями и не теряйте рассудок, будьте в себе уверены, и не показывайте оппоненту свое беспокойство и слабости.

В нашем обществе принято считать, что насилие может иметь исключительно физическую форму. В то время как психологическое давление на человека порой вредит даже больше, чем синяки и ссадины – поскольку оставляет раны на душе. Психологический прессинг может иметь самые разные формы – от относительно легких, вроде уговоров, до тяжелых – когда человека загоняют в угол и подталкивают к саморазрушительному поведению (выбраться из такого состояния без помощи специалиста практически невозможно).

Источником такого давления может выступать кто угодно – начальник, сотрудник, супруг, сосед, даже чужой человек. Моральное давление может производится с какой-то целью – например, чтобы заставить человека сделать что-то, что нужно «агрессору», а может – и без особенных причин, просто чтобы отвязаться на ком-то. Его реально вовремя выявить, но бывает и так, что давление человек осознает уже после того, как психологически сломался.

Как противостоять психологическому давлению, что делать, если оказался в такой неприятной ситуации? Основным тактикам посвящена данная статья.
Совет 1

Виды психологического воздействия

Чтобы подавить волю другого человека и добиться от него желаемого, могут применяться приемы разной степени «грязности»:

  • Давление на эмоции и чувства – например, чувство стыда, вины, страха.
  • Может подключаться интеллект – обычно в таком случае визави заранее подбирает ряд аргументов в свою пользу и бомбардирует ими собеседника, не давая возможности возразить.
  • Давление может осуществляться «в лоб» – когда человека заставляют, шантажируют, запугивают.
  • Давление осуществляется «агрессором» не прямо, а через обстоятельства , на которые нападающий способен влиять. Например, это может быть начальник, который ухудшает условия труда подчиненного, или кормилец в семье.
  • Вопреки расхожему мнению , давление может осуществляться не только с позиции силы – скажем, когда человек физически силен, у него есть деньги и власть. Но и с позиции слабости. Например, когда человек жалуется на свою тяжелую жизнь и умоляет ему помочь, обычно – подкрепляя свои упрашивания слезами и повторяя их многократно.
  • Унижение – тоже распространенная форма давления. При ней человека, часто публично, оскорбляют, указывая на особенности его личностных качеств, интеллектуальных способностей или внешнего вида.
  • Уход в сторону – пожалуй, самый коварный вид психологического давления. Он заключается в том, что человек, на которого нападают, чувствует прессинг, но «агрессор» сразу ослабляет хватку, как будто бы ничего и не планировал. Такое поведение не позволяет выяснить отношения напрямую – потому что хитрец может сделать обиженные глаза и спросить: «Что я тебе сделал, за что ты со мной так?», но при этом выбивает из колеи.
  • Внушение отлично срабатывает, если давящая сторона – человек, который является для визави авторитетом , а сама «жертва» – человек, который легко поддается влиянию.
  • «Взять на слабо» – прием, знакомый всем нам с детских лет.
  • Манипуляции – тоже очень распространенный вид давления, сложность которого – в том, что они осуществляются скрытно, и человек подолгу может не понимать, что его используют.
Совет 2

Осознать

Это самый важный шаг на пути борьбы с психологическим давлением. Конечно, если оно осуществляет прямо и открыто – например, когда человека запугивают, заметить это просто. А вот более изощренные подходы, например, манипуляции, уговоры, уход в сторону – отследить бывает сложнее. Мы можем месяцами или даже годами быть орудием чужой воли, даже не подозревая об этом, особенно если речь идет о близком человеке.

Признаков того, что на нас давят, может быть множество. Например:

  • Постоянное стремление собеседника акцентировать внимание на определенной проблеме.
  • Подозрительно щедрые обещания.
  • Беспричинное чувство вины.
  • Возникновение чувства долга по отношению к человеку, который оказал некую услугу и теперь просит ответить тем же. Причем часто о такой услуге его даже никто не просил.
  • Иногда мы можем заметить, что часто делаем что-то, чего сами не хотим, но это нужно кому-то другому, и пр.
Совет 3

Карты на стол

Если давление осуществляется скрыто, и человек осознал, что на него давят, он может сразу открыто сказать об этом «агрессору». В таком случае многие нападающие сразу отступят, как только поймут, что выведены на чистую воду. Редко, но случается и так, что человек прекращает давление, как только ущемленная им сторона прямо заявляет, что он ведет себя агрессивно и подавляет кого-то слабого.

Есть люди, которые не любят это признавать. Хотя большинству нападающих, к сожалению, это не помешает – они прекрасно осознают, что делают, и часто не отрицают.


Совет 4

Свой вариант

Когда вещи названы своими именами, можно предложить собственный вариант развития дальнейших событий и сохранения отношений, если в них есть смысл.
Вариант, который устроит обе стороны.
Совет 5

Показать зубы

Обычно психологическому давлению подвергаются люди, которые не могут дать сдачи. Таким образом, чтобы уменьшить риск попасть под прессинг, нужно самому становиться сильнее. Закалять характер и способность постоять за себя можно самыми разными средствами. Например, эффективны такие инструменты:

  • Работа с психологом и психотерапевтом.
  • Спорт – делая более сильным тело, мы укрепляем и свой внутренний ресурс. Хороши, например, единоборства и командные виды спорта.
  • Общение с сильными и уверенными в себе людьми и возможность брать с них пример поведения с окружающими.

Чувствуя сдержанную внутреннюю силу человека, окружающие боятся на него нападать. При этом сила не должна выставляться напоказ, но ее должны чувствовать окружающие. Образно говоря, не нужно махать перед людьми шашкой, но если они увидят, что из-под плаща торчит ее рукоятка, будут более сдержанными в своих действиях и высказываниях.
Совет 6

Игнорировать

Если психологические воздействие осуществляется кем-то для того, чтобы увидеть реакцию другого человека и подпитаться его беззащитностью, уязвимостью, достаточно начать демонстрировать полное безразличие к словам обидчика, и он успокоится. Это срабатывает, хотя и не очень часто.
Совет 7

Поговорить по душам

Бывает и так, что психологическое давление оказывает человек, который хочет отомстить. Например, сегодняшняя жертва когда-то обидела его самого. В таком случае, если есть основания полагать, что давление на собственную психику осуществляется из мести, придется переступить через себя и выяснить отношения.
Совет 8

Заручиться поддержкой

Иногда психологическое насилие приобретает воистину страшные формы. Например, на работе, в офисной жизни, иногда формируется такое явление, как моббинг – когда один из сотрудников по тем или иным причинам подвергается массовой травле со стороны коллег.

В таком случае можно попробовать попросить о помощи – например, начальника, штатного психолога или менеджера по персоналу.

Эти люди могут помочь разобраться в причинах сложившейся ситуации и повлиять на нее.


Совет 9

Хлопнуть дверью

Часто это самое правильное решение. Если возможно (например, тот, кто оказывает давление – не собственный двухлетний ребенок), иногда бывает правильно просто прервать общение. Заключение

Заключение

Чтобы давить на окружающих психологически, могут применяться самые разные способы. Как бы там ни было, важно помнить, что на такие действия никто не имеет права, и во многих странах это зафиксировано юридически, согласно с буквой закона – например, в уголовных кодексах (УК) Украины и РФ. Да и с морально-этической точки зрения мы понимаем, что никто не обязан выполнять волю другого человека. Главное – научиться распознавать такие выпады в свою сторону и достойно на них отвечать, обороняя свои персональные границы. ...

Как ты думаешь, часто ли ты сталкиваешься с ситуацией, когда тобой манипулируют? Манипулируют – значит совершают психологическое давление, например, . Это может оказаться намного чаще, чем ты думаешь. Есть масса способов подвести людей к нужным решениям, причем они будут убеждены в том, что эти решения приняли они сами. Полезно знать эти способы, применять их время от времени и не попадаться на эти уловки самому. Вот несколько самых общедоступных способов психологического давления на людей.

1. Улыбка

Чтобы расположить к себе человека, нужно ему улыбаться. Причем улыбаться не машинально, только ртом, а улыбаться еще и глазами. Торговые агенты сетевых компаний специально , дабы повысить уровень своих продаж. Дело в том, что искренняя улыбка вызывает непроизвольную улыбку в ответ у оппонента, после чего ему довольно непросто будет поменять линию поведения.

2. Вилка

Человеку нужно задавать такие вопросы, на которые невозможно ответить «нет». Например, «тебе со мной удобно встретиться в десять или в двенадцать?» или «какая цена больше устраивает: 570 рублей или 230?».

3. Копирование

Вступая в диалог с человеком, после нескольких минут разговора начинаем копировать его мимику и жесты. Он непроизвольно начинает думать, что ты находишься на его волне, и тоже начинает копировать. В результате проще будет получить нужное тебе решение.

4. Согласие

Никогда не спорь, это только разозлит оппонента и укрепит его в своих позициях. В идеале нужно выслушать собеседника, кивая головой и соглашаясь с ним в ходе разговора, он теряет бдительность, подсознательно воспринимая тебя как единомышленника, и ты ненавязчиво предлагаешь свое решение проблемы.

5. Выявление потребностей

Тут важно не ошибиться в том, что же на самом деле нужно человеку. Если его потребность понятна, то нужно преподнести ему ситуацию в выгодном свете: какую же именно пользу в решении своей проблемы получит он от предлагаемого решения (купленного товара).

6. Фактор первопроходца

Человек опасается что-либо делать первым, поэтому если речь идет о покупке товара, то нужно его убедить (на эмоциях), что сегодня этот товар с руками рвут и что ему может не достаться. Здесь срабатывает стадный инстинкт и страх остаться обделенным (как так: все взяли, а я не успел?). Разумеется, этот пункт можно переделать и под другие ситуации. Здесь нельзя уговаривать, иначе не сработает фактор страха потери.

7. Преподнести себя в выгодном свете

Этот пункт лучше выполнить в первую очередь, если ты впервые встречаешься с человеком или не видела его примерно полгода. В жизни хорошо работает поговорка «Встречают по одежке…», поэтому люди в первые тридцать секунд оценивают твой внешний вид и стиль одежды, потом пятнадцать секунд оцениваются твоя манера поведения и жестикуляция, еще пятнадцать секунд остаются на манеру и грамотность речи. Впечатление, которое ты произвела на человека в первую минуту общения, является самым стойким, и очень важно этот момент не оставить без внимания.

9. Эмоциональность речи

Свою позицию нужно излагать восторженно. Причем женщины более склонны проявлять эмоции, чем мужчины, соответственно, в общении с женщинами нужно , с мужчинами – наоборот. Наибольший эффект получается, если с женщиной языком мимики и жестов общается мужчина, у нее складывается впечатление, что он чуткий и понимающий человек. И наоборот, если женщина общается с мужчиной сдержанно, то непроизвольно у него складывается такое мнение, что на нее можно положиться и ей можно доверять.

10. Одолжение

Закон “одолжения – чувства долга” работает среди людей по умолчанию. Если тебе человек понадобится в будущем, найди способ, как стать ему полезной хоть единожды. Пусть это будет мелочь, но он все равно будет понимать, что за ним долг.

11. Находись рядом с человеком, а не перед ним

Если человек, с которым, допустим, у тебя идут важные переговоры, находится на грани кипения, займи позицию рядом с ним, и беда обойдет тебя стороной. Человек таким образом быстрее успокоится, и ты добьешься своего без проблем.

12. Проси о помощи

Если хочешь получить желаемое, обращайся к человеку так: “Мне нужна Ваша помощь” или “Кроме Вас, мне некому помочь”. Так человек, к которому ты обращаешься, осознает свою значимость и, я бы даже сказала, уникальность, поэтому тут же начнет решать твою проблему.

13. Обращайся к человеку по имени

Каждому человеку безумно приятно слышать свое имя. Так вот, если хочешь получить желаемое, начинай свое обращение с имени-отчества человека.

14. Употребляй в своем монологе слова: “Мой отец однажды мне сказал…”

Для всех нас родители – это самое святое, что есть на земле, к их жизненным наставлениям мы относимся с особым трепетом. Если хочешь и дальше удачно гнуть свою линию, расскажи историю на тему “Мой отец всегда говорил…” – и это станет окончательным козырем в твою пользу.

15. Гневная тирада

Этим приемом обычно пользуются начальники. Они обрушивают гневную тираду на подчиненного, хотя на самом деле это совсем не та эмоция, которую они испытывают. Подчиненный в состоянии стресса начинает активно выполнять свою работу, чего и нужно было добиться. Правда, этот прием не работает для слабых духом сотрудников. Гневом их можно окончательно сломать.

16. Призыв к чувству вины

Надавить на человека можно с помощью комментариев по поводу его эгоистичности, тем, что он о тебя забыл, недостаточно заботится и тому подобное. У “обвиняемого” автоматически возникает чувство вины или стыда, и он бросается восполнять пробелы.

Это основные моменты, которые нужно учитывать при общении с другими людьми, которые могут заметно облегчить твою жизнь и избавить тебя от возможности попасть под чужое влияние.

Вы когда-нибудь ссорились с любимым человеком? А приходилось ли вам после такой ссоры делать что-то, о чем вы потом жалели? Знакома ли вам ситуация, когда вы долго обдумывали какую-то идею, чтобы затем озвучить, например, своему боссу на работе, но после беседы с ним выходили из кабинета выжатыми, как лимон, да еще и с необходимостью вести совсем другой проект? Приходилось ли вам во время общения с кем-то давать ненужные обещания или брать на себя нелепые обязательства?

Если хотя бы на один из предложенных вопросов вы ответили положительно, значит, вы на собственном опыте прочувствовали, что это – психологическое давление. К сожалению, общение с окружающими людьми, в том числе даже с самыми близкими, не всегда избавлено от манипуляций и попыток оказать на нас влияние. Знать, как противостоять психологическому давлению, – это вовсе никакая не блажь и не прокачка своих навыков, а самая настоящая жизненная необходимость.

Виды психологического давления

Прежде чем мы расскажем о том, какие есть способы защиты от психологических атак, есть смысл вкратце вспомнить о самых распространенных формах таких атак. Представим их в порядке возрастания негативного потенциала.

Риторические вопросы

Одна из наиболее частых форм психологического давления – это задавание риторических вопросов. К примеру, вас могут спросить: «Ну почему ты такой никчемный?», «Ты хоть понимаешь, что творишь?» или «Вы понимаете, что вы только что сделали?» и т.п. Пытаться отвечать на такие вопросы не имеет особого смысла, как и игнорировать их, ведь тем самым вы либо признаете свою неправоту (вполне вероятно, что это вовсе не так), либо проявите к собеседнику неуважение.

Чтобы парировать такую психологическую атаку, можно продолжить вопрос и дать какой-то позитивный ответ, к примеру: «Да, я понимаю, что сделал, и сделал это потому что…» Таким образом в ряде ситуаций можно разрешить проблему, пусть даже с помощью оживленного, но вполне конструктивного спора. Несмотря на это, если не знать, как противостоять психологическому давлению, скорее всего, получится только усугубить ситуацию.

Чувство вины

В любой коммуникативной ситуации важно понимать, что у каждого своя правда, а граница между истиной и ложью может быть нечеткой. Одни и те же события разными людьми часто воспринимаются по-разному. И на этой «хитрости» многие манипуляторы выстраивают свои психологические атаки, давя на собеседника. Это очень ловкий прием и с людьми, не обладающими приемами психологической защиты, он срабатывает безотказно.

Чтобы противостоять этому приему, для начала полезно подыгрывать манипулятору, чтобы его давление не усиливалось. Далее не следует брать на себя никаких ненужных обязательств или обещать того, чего вы выполнять не собираетесь. Также есть более радикальный метод – просто ответить человеку отказом. Хотя и эти приемы срабатывают далеко не всегда. Манипуляторы это знают, а использование чувства вины относится к наиболее мощным приемам в их арсенале.

Массированная атака

Этот прием характерен для людей, которые оказывают психологическое давление на человека, имеющего все полномочия не делать того, что от него хотят. Часто встречается в бизнесе и на работе. Заключается прием в том, что адресата манипуляции начинают со всех сторон атаковать разными методами люди, заинтересованные в разрешении ситуации в их пользу.

К примеру, если на переговорах представитель «слабой» стороны не желает подписывать контракт, «сильная» сторона начинает на него давить. Это может выражаться в бесконечных звонках, постоянных визитах представителей в офис жертвы нападок, огромных количествах электронных писем и т.д. Суть в том, что человек не выдерживает такого психологического давления и просто сдается под натиском соперника.

А вот еще несколько приемов психологического давления такого рода:

  • производится массированная атака на клиента;
  • в организациях производится массированная атака на руководителей (например, для повышения зарплаты) или рядовых сотрудников (например, для увольнения);
  • в деятельности коллекторских агентств производится массированная атака на должников и т.д.

Умелая психологическая атака способна выбить из колеи даже стойкого и сильного человека, не говоря уже о тех, кто не готов к такой агрессии в отношении себя. Защититься же от нее можно двумя наиболее оптимальными способами:

  • жертва отдельно беседует с каждым членом «кампании» против себя и объясняет свою позицию;
  • жертва выходит на переговоры с главным оппонентом и решает все вопросы с ним.

Принятие подобных мер достаточно результативно, но все же не дает абсолютной гарантии победы над манипулятором.

Прямая угроза

Этот метод психологического давления не отличается необходимостью наличия особого интеллекта у агрессора, но очень эффективен. Когда кто-то открыто угрожает интересам человека, в особенности тому, что для него очень важно и ценно, отказаться ему крайне сложно. Но и здесь есть одно НО: далеко не всегда угрожающий человек способен реализовать свои угрозы. Однако суть даже не в том, произойдет это или нет, а в самом воздействии на психику.

Зачастую прямые угрозы нужно рассматривать как показатель того, что с вами желают договориться, причем для манипулятора вы являетесь достаточно серьезным соперником. Но и тут нужно помнить, что если бы человек был способен на какие-то решительные действия, он бы и не стал угрожать, а начал сразу действовать. Так что хороший способ поведения при наличии прямой угрозы – это следование изначально выбранному плану. (Здесь напомним, что речь у нас идет о ситуациях общения, не касающихся таких вещей как угроза здоровью или жизни. В этих случаях нужно использовать иные методы, в том числе и методы ).

Таковы самые распространенные методы психологического давления. Как вы заметили, описывая их, мы указали и самые простые способы борьбы с ними. Но не всегда и не все люди могут постоянно находиться в спокойствии, контролировать ход общения и анализировать происходящее. Часто эмоции берут верх, и тогда о хладнокровии приходится забывать. Вот как раз в такие моменты и нужно применять методы защиты от психологической агрессии.

Ниже мы познакомим вас с несколькими такими методами, так что после прочтения статьи ваш оборонительный арсенал пополнится новыми видами «вооружения». Однако прежде чем перейти к этим методам, посмотрите небольшой видеоролик.

5 простых приемов защиты от психологического давления

Описываемые приемы очень просты в применении, и овладеть ими может любой желающий. По большому счету, многие из нас неосознанно уже применяют их, но максимальный эффект все же можно получить при соблюдении двух условий: понимать, что ты применяешь конкретный прием, и понимать, для чего ты его применяешь. На первый взгляд это мелочи, но в действительности они имеют огромное значение.

Итак, вот эти пять простых приемов:

  1. Для снижения психологического давления в процессе общения помещайте между собой и собеседником какие-либо предметы. Таковыми могут быть стулья, стол, какие-то элементы интерьера. Даже незначительные вещи, такие как поставленная на стол пепельница или поднятая ко рту чашка с кофе могут снизить вашу восприимчивость к психологическому натиску собеседника.
  2. Если вы заметили, что кто-то оказывает психологическое давление, принимайте . Кладя ногу на ногу, скрещивая руки, опуская голову и смотря исподлобья, вы защищаете свои жизненно важные органы и энергетические точки. Подобные позы вовсе не просто так названы закрытыми, ведь они действительно закрывают человека для восприятия чужих сигналов.
  3. Помимо реальных барьеров между собой и собеседником, можно создавать и мысленные преграды. Выберите то, что кажется вам наиболее сильной защитой: стену воды, льда или огня, стеклянный колпак или облако серого дыма, силовое поле или даже скафандр. Помните, как в детстве, играя, мы говорили: «Я в домике»? Это тоже неспроста, ведь мысли обладают способностью воздействовать на наше восприятие.
  4. Когда кто-то давит на вас дома или на работе, отвлеките его внимание. Для этого можно выбрать что угодно, что не даст собеседнику сконцентрироваться. Возьмите в руки стакан с водой и начните поливать цветы, включите воду, откройте журнал на странице с девушкой в купальнике… Можно делать что-то, что сбивает собеседника: если вы мужчина, кашляните, или ударьте кулаком в ладонь; если вы женщина, эффектно закиньте ногу на ногу или красиво нагнитесь за якобы упавшей заколкой и т.д. Для снижения силы психологического воздействия партнера эффективен любой отвлекающий маневр. Главное лишь – чтобы он выглядел естественно, а также не повторялся слишком часто.
  5. Если у вас , защиту от психологической атаки можно превратить в забавную игру. Для этого мысленно выводите собеседника из образа, в котором он в данный момент предстает. Представляйте важного и напыщенного собеседника придворным шутом; чучелом, набитым сеном; голым пупсом, выскочившим из ванны; неуклюжим пингвином и т.д. Самое важное – подобрать абсолютно нелепый образ, благодаря которому любое психологическое давление сведется к минимуму.

Согласитесь, что поднатореть в этих приемах не составит большого труда? Думаем, что с этой задачей вы справитесь успешно. Но не спешите закрывать страницу и бежать навстречу манипуляторам. Дальше мы раскроем еще несколько полезных хитростей.

Эффективная борьба с психологическим давлением: алгоритм действий

Любой, кому приходилось на работе, в компании друзей, родных или не очень знакомых людей сталкиваться с психологическим давлением, знает, что стоит только немного расслабиться и растеряться, как в одночасье начинаешь вести себя, как неразумный ребенок. Кто-то сразу начинает обороняться, кто-то прячет голову в песок, а кто-то поддается влиянию манипулятора и выполняет, что ему говорят. Какая же реакция на такой стресс будет адекватной и оптимальной?

Самое первое, что необходимо сделать (и научиться делать) – это спокойно воспринять поступающий поток информации, купировать эмоциональное восприятие и начать изучать ситуацию. В идеале это должно выполняться в одно действие и занимать мизерное количество времени. А помогают в реализации этого такие вещи как:

  • начать глубоко дышать и концентрироваться на дыхании;
  • начать медленно считать до десяти (можно совместно с дыханием);
  • начать внимательно рассматривать собеседника (здесь нужно обращать внимание на его внешность и поведение, чтобы найти что-то, характеризующее его как личность).

Но психологи советуют более интересный способ: начните подмечать, как изменяется состояние вашего партнера в процессе общения. Например, уловите, куда он смотрит и как бегает его взгляд; соотнесите между собой его мимику и жестикуляцию с содержанием слов. Одни люди отводят взгляд, когда начинаешь за ними пристально наблюдать, другие становятся нервозными, начинают перебирать пальцами, теребить кончик пиджака или щелкать ручкой и т.д. По таким проявлениям можно более-менее точно определить истинные намерения и мотивы собеседника, а также понять, в каком состоянии он находится.

Так вот: в тот момент, когда вам удастся стать «исследователем», т.е. начать изучать ситуацию, можете начинать выяснять, какое именно влияние пытается оказать на вас психологический агрессор. И если уж вы удостоверитесь, что человек оказывает психологическое давление, не мешкайте и начинайте грамотно и профессионально защищаться, используя алгоритм, представленный ниже.

Шаг 1 – задавайте вопросы

Цель задавания вопросов – выиграть время на обдумывание ситуации вообще и своего поведения в частности. Можно прямо спросить своего собеседника, можете ли вы с ним не соглашаться в том, что он вам говорит. Если он ответит вам положительно, вы просто можете указать на это и дать ему отрицательный ответ на его просьбу. Если же вы чувствуете, что в ваших отношениях прослеживается какая-то зависимость, узнайте, какие последствия могут быть в случае вашего отказа.

Основное условие – ясно увидеть взаимосвязь между словами и действиями собеседника и вашими реакциями. Часто бывает так, что манипулятор скрывает свои манипуляции, вследствие чего не желает быть разоблаченным, поэтому прямые вопросы могут заставить его ретироваться. В особенности это касается ситуаций, когда присутствуют другие люди.

В случае, когда взаимосвязь ваших действий и действий оппонента явно прослеживается изначально, вопросы помогут вам заполучить немного времени, чтобы продумать свое дальнейшее поведение. Охладить пыл агрессора помогут уточняющие вопросы, такие как:

  • Почему ты решил, что я не хочу брать на себя ответственность?
  • Почему ты решил, что я ответственен за это?
  • Ответственен за что конкретно я должен быть?
  • С чего ты взял, что я испугался?
  • Чего мне бояться, по-твоему?
  • Ты считаешь, что я не имею права отказать? Почему?
  • Ты уверен в том, что говоришь? Почему?
  • Почему ты считаешь именно так?

Главной задачей при задавании вопросов будет выяснение причин, по которым собеседник оказывается в выигрышной позиции. Заполучив время, переходите к следующему шагу.

Шаг 2 – определите преимущества оппонента

На втором этапе нужно понять, каким образом агрессор оказывает психологическое давление, чем он планирует воздействовать на вас. Поняв это, вы получите шанс организовать более мощную оборону. Возможно, оппонент думает, что сможет повлиять на вас повышением тона или криком. В этом случае не нужно поддаваться напору. Стоит просто подождать, пока запал агрессора ослабнет, и уже после этого выражать свою точку зрения.

Не исключено, что манипулятор будет пытаться давить на вас с помощью третьих лиц, присутствующих рядом. Если это так, то и здесь не нужно опускать голову. Стоит обратить внимание на реакции других людей. Можно даже не стесняясь начать смотреть на них. Один лишь тот факт, что вы невербально обращаетесь к присутствующим, заставит их дать вам какую-то обратную связь. Единодушие третьих лиц – большая редкость, так что кто-то из них может принять и вашу точку зрения. Да и банальное молчание окружающих можно использовать с выгодой для себя.

Помните, что вам нельзя дать психологически себя сломить, поэтому возражать нужно не спеша и спокойно. Любые приемы агрессора можно поставить под сомнение или ослабить, если быть внимательным. Когда, например, собеседник ссылается на какой-то авторитет, можно указать на то, что для текущей ситуации этот прием не подходит. А если, к примеру, агрессор указывает на свой опыт или возраст, нужно найти аргументы в силу своего опыта и возраста.

Если вы хотите сохранить перспективу сотрудничества, не нужно обесценивать аргументы оппонента. Лучше как-то ограничить их применимость, используя для этого объективные соображения. Вот человек говорит, что вы уже давно общаетесь и помогали ему раньше, и что сейчас он вновь ожидает помощи. Не нужно умалять значение отношений. Гораздо эффективнее указать на реальные причины того, почему в настоящий момент вы не можете помочь.

Когда агрессор использует против вас общение наскоком (в повышенном темпе), нужно придумать способ его остановить. Можно сказать, что нужно срочно позвонить, отойти в уборную, отправить электронное письмо и т.п. Любой адекватный предлог поможет вам снизить напор соперника, взять паузу и, зная, на что рассчитывает собеседник, давя на вас, найти и свой метод давления.

Шаг 3 – определите свои преимущества

Что вы можете использовать в помощь себе? Вариантов немало: поддержка третьих лиц, обращение к прошлому позитивному опыту, собственные заслуги, выполняемые функции, авторитет и т.п. Но вот ответный прессинг лучше не использовать, особенно если отношения с манипулятором по какой-то причине важны для вас.

Выстраивать свои рассуждения лучше всего, чтобы и вам и агрессору была отчетливо ясна связь ваших суждений. А если вы предлагаете свое решение проблемы, грамотнее сделать так, чтобы оно было компромиссным, т.е. устраивало и вас, и вашего партнера по общению.

Не забывайте о том, что ваши ответные действия не должны быть слишком напористыми, и даже если вам удается успешно парировать атаки, не стоит демонстрировать своего превосходства. Ваша задача – уравновесить баланс, а не усугубить ситуацию и спровоцировать конфликт. А после того как психологическое давление на вас ослабнет, можно проявить свои деловые качества, предлагая сотрудничество.

Шаг 4 – предложите сотрудничество

Договориться с психологическим агрессором – это лучший вариант разрешения негативной ситуации, ведь таким образом вы, во-первых, убедитесь в том, что сумели успешно применить приемы психологической защиты, а во-вторых, дадите собеседнику понять, что и в будущем попытки давить на вас не приведут ни к чему хорошему.

Конечно же, можно «обрубить концы» и навсегда прекратить взаимоотношения с агрессором, но в случаях с близкими людьми или теми, с кем вы вынуждены будете общаться, такой вариант не подойдет. Поэтому ориентир на перспективное сотрудничество является лучшим выбором. Это же касается и ситуаций, когда по какой-то причине вам все равно приходится идти на некие уступки.

Достижение компромисса выгодно еще и тем, что у вас будет возможность разъяснить партнеру некорректность его поведения. Именно поэтому рекомендуется воздерживаться от обвинений и тем более угроз. Придя к обоюдовыгодному соглашению, вы предупредите психологические атаки в будущем, ведь ваш партнер будет помнить, чем завершилась прошлая ситуация. Это и позволяет настраивать психологических манипуляторов на выстраивание конструктивных взаимоотношений.

Таким образом, у нас есть четкий алгоритм действий, когда кто-то оказывает психологическое давление:

  1. Использовать вопросы, чтобы получить дополнительное время на обдумывание ситуации и определение преимуществ агрессора.
  2. Определить преимущества агрессора, т.е. те способы давления, которые он применяет или намеревается применить.
  3. Определить свои преимущества, т.е. те способы противодействия, которые будут уместны и эффективны в данной ситуации.
  4. Выровнять баланс сил и предложить сотрудничество, например, прийти к выгодному для всех решению проблемы.

Мы советуем вам всегда придерживаться предложенных в статье приемов и алгоритма защиты от психологического давления, ведь дома, на работе или в компании друзей в большинстве случаев необходимо сохранить хорошие взаимоотношения. В то же время мы прекрасно понимаем, что подойдут эти способы не для каждой ситуации, поэтому нужно овладевать и другими техниками противостояния манипуляторам.

С некоторыми из них вы можете познакомиться в нашей статье « », а о некоторых в этом небольшом видео вам расскажет Игорь Вагин – кандидат медицинских наук, опытный психотерапевт, бизнес-тренер и специалист по продажам, переговорам и управлению персоналом.

В жизни мы часто сталкиваемся с применением «запрещенных приемов» относительно нашей личности. Они не позволяют нам всесторонне оценить ситуацию и сбивают с толку. В результате их действия мы позволяем другим людям садиться нам на шею, заключаем невыгодные контракты и даем неадекватные обещания. Все это следствие оказываемого на нас психологического давления.

Часто ни один из участников процесса общения не осознает того, что происходит. Люди, использующие «запрещенные приемы», делают это неосознанно, и тем более это не отслеживает «жертва». Если эта ситуация знакома вам до боли, то наверняка вы от нее уже успели устать.

Чувство вины

Как же манипуляторы любят его использовать! Возникающее чувство вины - отличный повод, чтобы получить то, что от вас нужно. Мы чувствуем себя виноватыми за многие вещи: за манеру общения, недостаток внимания к другим людям, свой образ жизни, свои желания и т. д. Обычно, если вы часто переживаете такое состояние, это может говорить об особом личностном укладе.

Одно и то же событие может восприниматься партнерами совершенно по-разному. Этим часто пользуются манипуляторы.

Чтобы противостоять психологическому давлению с использованием чувства вины, следует уяснить одну вещь: вы имеете право быть собой, иметь свои желания и границы. То есть вы практически никому ничем не обязаны. Отделите зерна от плевел: очертите для себя круг тех обязательств, которые вы добровольно берете на себя (забота о ребенке или родителях, время, уделяемое друзьям, небольшая помощь коллегам) и их пределы. Тогда будет легче ориентироваться на них, когда кто-то другой будет пытаться добиться от вас нужного ему поведения.

Можете, конечно, немного подыграть манипулятору, но только затем, чтобы он успокоился и не стал усиливать давление. Скажите собеседнику «нет». Это самый эффективный способ откреститься от того, что вам навязывают. Избегайте объяснений вообще - они дают манипулятору крючок, за который можно зацепиться. Не забудьте отследить, в какие моменты включается ваше чувство вины - скорее всего, они будут связаны с вашими личностными слабостями.

Моральное подавление

Способ, которым часто пользуются агрессивные личностно неполноценные люди. Они не могут по-взрослому решать свои проблемы, начинают активно унижать тех, с кем общаются. Это проявляется в принижении социального статуса, ударах по самолюбию, переключении внимания с важных деталей на субъективные, использовании риторических вопросов.

На практике такая стратегия может выглядеть по-разному. Например, мать, кричащая на своего ребенка: «Ты вообще соображаешь, что ты делаешь! Как можно быть таким идиотом!» Или важные переговоры, в ходе которых оппонент делает замечание по поводу пятна на вашей одежде. Мужчина, который подшучивает над полнотой своей партнерши. Механизм работы довольно прост: наше внимание фокусируется на собственной неполноценности, мы перестаем адекватно отслеживать ситуацию, ощущаем желание как-то «умаслить» собеседника.

Сначала нужно задуматься, зачем вообще человек говорит вам такие вещи. Можно спросить его напрямую: «С какой целью ты это озвучил?» Вероятно, что он не найдет что вам ответить, или начнет говорить всякие глупости. Когда вам станет очевидно, что это - один из видов психологического давления, возьмите себя в руки и скажите: «Он делает это специально, для того чтобы добиться от меня чего-то. Поэтому дело не в моей неполноценности, а в неумении партнера обсуждать свои потребности честно и по-взрослому. Я не буду расстраиваться из-за его слов, а сконцентрирую свое внимание на важной для меня в этот момент вещи».

Психологический прессинг

Мы редко сталкиваемся с этим методом в обыденной жизни. К нему прибегают коллекторские агентства, недобросовестные юристы, бандиты. Массовое психологическое давление осуществляется тогда, когда на вас начинают влиять, используя разные «ниточки»: звонят вашим друзьям, родственникам и знакомым, узнают, чем вы занимаетесь, срывают переговоры или какие-то планы.

Окружающие вас люди волнуются, постоянно рассказывают об этих угрозах вам. Стоит успокоить их, объяснив ситуацию. Нужно постараться сделать все от вас зависящее, чтобы эти действия прекратились: связаться с кредиторами или принять судьбоносное для кого-то решение. В любом случае стоит донести до нехороших людей тот факт, что их действия только вызывают у вас злость, провоцируют на действия, обратные тем, что они ждали.

Сокращение дистанции также может быть элементом психологического прессинга. У каждого из нас есть свое личностное пространство, которое мы стараемся охранять от чужаков. Если цель человека - смутить и заставить вас мыслить хаотично, то лучшего способа не придумаешь. Решение очень простое - обозначить свои границы, отодвинуться от человека на безопасное расстояние, дав ему понять, что сокращение дистанции чревато прекращением диалога.

Искажение информации

Гораздо легче принять мудрое решение, обладая всей возможной информацией. Если кто-то заинтересован в одном исходе больше, чем в другом, он будет искажать информацию. Это может выражаться в утаивании одних фактов, акцентировании вашего внимания на других. Точно так же работает фокусировка на частных деталях, а не на общей главной проблеме. Тогда очень велика вероятность, что такая переориентировка приведет вас к строго определенному решению, что и задумывал собеседник.

Некоторые в качестве решающих аргументов склонны использовать всевозможные слухи, сплетни и домыслы. Например, ваша подруга говорит вам: «Зачем тебе кормить ребенка грудью после полугода? В молоке все равно ничего полезного не остается!» Причем сама она сразу после рождения перевела ребенка на искусственное вскармливание, и если вы сделаете также, у нее не будет чувства вины. В попытке надавить на вас она использует широко известный миф о грудном вскармливании, который действительно может повлиять на ваше решение.

Но бывают ситуации, в которых нет четких и очевидных границ. Чаще всего это касается отношений между людьми. Человеческое поведение определяется многими причинами, и в попытках понять их, мы часто обращаемся к советам подруг. К примеру, вы поругались с парнем, и он не берет трубку. Эти действия можно истолковать по-разному, но подруга говорит: «Да ты что! Да не любит он тебя - бросай его!». Этому довольно легко поддаться.

Выход в этой ситуации несложный, но трудоемкий - внимательно и критично относиться к предоставляемой вам информации. Старайтесь перепроверять те факты, которые под видом прописных истин преподносят вам окружающие - среди них полно мифов и заблуждений. В сложных ситуациях старайтесь прислушиваться к мнениям экспертов: врачей, юристов, психологов и т. д. А главное - старайтесь опираться на себя и свое мнение, ведь только так можно жить самой, а не по чьей-то указке.

Влияние на мышление, восприятие и память

Психика и ее основа - нервная система - дамы весьма капризные. На их функционирование влияет масса вещей - от параметров внешней среды до вашего настроения, чем иногда пытаются воспользоваться всякие недобросовестные манипуляторы. Например, цыганки. Они перегружают все каналы восприятия различными сигналами - шумят, трясут цветными юбками, дотрагиваются - и вы впадаете в транс. В результате этого есть риск остаться без денег, золотых украшений и других ценностей - хорошо, если в квартиру их не пустите! Противостоять этому непросто, но выход есть: бежать со всех ног, если вы почувствовали применение этого метода по отношению к себе.

Момент, когда вы куда-то спешите или чувствуете себя усталой, отнюдь не идеален для принятия значимых решений. Если в этот время кто-то пытается подсунуть вам на подпись важные бумаги или требует от вас каких-то обещаний, смело просите у него отсрочки и объясните, что рассмотрите этот вопрос в более подходящих условиях. То же самое касается шума, суеты, духоты и другой неприятной обстановки.

Прямые угрозы

Как правило, их используют, когда все остальное не помогает, а добиться своего человеку надо. Обычно ситуации использования подобного метода связаны с финансами или властью. Иногда это может быть свидетельством того, что человек находится на последнем издыхании и готов на все, чтобы договориться с вами. Этакая «загнанная в угол крыса». Идти с ним на компромисс или нет - решать вам.

В любом случае стоит пытаться урегулировать конфликт как можно более мирным путем, даже если вы услышали в свой адрес прямую угрозу. Постарайтесь обсудить услышанное с кем-то, кто находится над ситуацией и способен трезво мыслить. Возможно, что при ближайшем рассмотрении угроза не стоит и выеденного яйца. А возможно, что на вас действительно может быть оказано давление. В этом случае вам решать - стоять ли на своем окончательно, привлекая все возможные ресурсы, или плюнуть на это и пойти на уступки. Однако помните, что тем, кто хотя бы раз поддался на угрозы, скорее всего, будут продолжать угрожать и дальше.

Принуждение

К нему прибегают лишь тогда, когда есть какая-то сила, иначе никто не будет поддаваться. Примерами такой силы могут быть физические качества, власть, деньги, информация. Человек, которого принуждают к чему-то, знает о происходящем процессе - в отличие от манипуляции. Можно попробовать защититься от него намекнув «давителю» на то, что он поступает агрессивно - некоторые не любят признаваться в этом. Однако если человека это не смущает, то противостоять данному виду давления очень сложно.

Унижение

Еще один вид психологического давления, выражающийся в стремлении агрессора морально «раздавить жертву». В этой ситуации вы можете услышать о себе массу нелицеприятных вещей: вы глупая, страшная, неуклюжая, бесталанная, неорганизованная и т. д. Находясь в состоянии психологической прострации, вы теряете контроль над ситуацией, и в этот момент на вас очень удобно надавить: «Хотя бы это ты можешь сделать?». Идея в том, что находясь в трезвом уме, вы бы ни за что не согласились, но тут в дело вступают личностные механизмы защиты и стремление доказать собственную значимость. К слову сказать, этот прием работает исключительно за счет неуверенности в себе.

Уход в сторону

Этот вид психологического давления стоит особняком по отношению ко всем остальным, так как его суть заключается в попытках взять вас измором. Проще говоря, когда на вас пытаются надавить, а вы хотите это прояснить, человек начинает соскальзывать на посторонние темы или вообще уходит в «глухую оборону»: «Ну ты что, а?». Или спрашивает, почему вы все время говорите про него гадости. В этом случае необходимо каждый раз отслеживать момент ухода и возвращаться в исходную точку: «Нет, со мной разберемся потом, речь сейчас о тебе». Если вы будете стойкой, то есть шанс, что агрессор отстанет от вас со своим давлением.

Внушение

Это вид психологического воздействия на человека, после которого он начинает некритично «глотать» информацию, навязываемую ему извне

Человек, использующий этот способ, должен быть авторитетом для своей жертвы, иначе фокус не сработает. Крайним вариантом внушения является гипноз, однако оно может применяться и в состоянии бодрствования. Для этого, как правило, используются игры с голосом, интонацией и другие полубессознательные моменты. Парадоксально, но есть люди, которые вообще не поддаются внушению, и вам повезло, если вы относитесь к их числу.

Убеждение

Самый рациональный вид психологического давления. Оно апеллирует к разуму и человеческой логике. Поэтому ему подвластны люди с нормальным уровнем интеллекта и развития мышления - остальные просто не поймут, о чем им тут вещают. Речь, включающая в себя убеждения, обычно максимально логична, последовательна и доказательна - как только сознание жертвы улавливает малейшие нестыковки, вся конструкция тут же рушится.

О манипуляции

Ее сущность сводится к стремлению изменить поведение, мировоззрение или восприятие другого человека при помощи скрытой, насильственной или обманной стратегии.

Интересы манипулятора реализуются за счет жертвы, из-за чего манипулирование считают неэтичным. Взгляды психологов на это сильно различаются. Одни считают, что результат действия иногда оправдывает средства. Например, когда врач убеждает пациента начать принимать лекарства. Или мать, желая, чтобы ребенок надел шапку, спрашивает его: «Ты в какой шапке пойдешь - красной или синей?» - не давая ему при этом возможности отказаться. Другие же справедливо полагают, что человеку нужно предоставить всю информацию, но уважать его свободу выбора и решение, даже если оно кажется нам неправильным.

Манипуляции, направленные (хоть и косвенно) на реализацию интересов «жертвы», встречаются крайне редко. Обычно это все-таки стремление получить личную выгоду за счет других. Манипуляция является скрытым видом психологического давления - человек не понимает ни истинных мотивов манипулятора, ни факта воздействия. Выигрыш получается односторонним.

Манипулировать людьми непросто - для этого необходим определенный уровень знания психологии, умение чувствовать чужие слабые места, хладнокровность и расчетливость. Человек, решающийся на это, довольно жесток и не беспокоится из-за того, что наносит жертве вред.

Манипуляторы опираются на разные основания, с помощью которых им удается управлять человеческим сознанием. Потребности и желания с древних времен используются, чтобы оказать психологическое воздействие на человека. Взять, к примеру, известную русскую страсть к «халяве» - стремление получить максимальный выигрыш, затрачивая меньше. Так обогатилось множество мошенников.

Каждая из нас в жизни руководствуется определенными идеалами и ценностями, к которым относятся представления о добре и зле, о том, что правильно и нет и т. д.… Так вот, опираясь на них, другому человеку довольно легко нами манипулировать. Например, подача милостыни нищему - это вроде бы проявление доброты и сострадательности, хотя давным-давно известно, что большинство таких пожертвований идут в карман стоящих за этим мошенников.

Интеллектом и логикой тоже можно манипулировать. К примеру, используя сложные и длинные схемы, с выкладкой многочисленных цифр и причинно-следственными связями. Этим нередко пользуются профессионалы сетевого маркетинга, агитирующие вас присоединиться к их делу: «Вложите всего три копейки, и получите огромную прибыль, которая получается из следующих источников…». Как правило, в этой схеме закладывается несколько логических ошибок, из-за которых вы видите тот результат, который выгоден манипулятору.

Очень удобно манипулировать иррациональными идеями человека. К ним относятся оторванные от объективной реальности верования и убеждения, которые формируются в течение жизни у человека и которые очень сложно изменить извне. Их полным-полно в сознании каждой из нас, например:

  • Я должна брать ответственность за все на себя.
  • Если вас о чем-то просят, то вы должны помочь.
  • Я всегда должна сочувствовать и помогать другим людям.
  • За любую услугу необходимо благодарить.
  • Все вокруг должны меня любить.

Манипулятору достаточно «надавить» на одну из этих «больных мозолей», и человек превращается в практически безотказное существо. Причем сила этих установок огромна, и благодаря им от нас можно добиться практически любых неприятных и неудобных действий.

Ну, и самая благодатная почва для манипуляций - это наши чувства и эмоции. Когда кто-либо вызывает у вас душевное волнение, очень просто использовать это для своих корыстных целей. Женщины манипулируют мужчинами, мужчины - женщинами, родители - детьми, и наоборот. Например: «Ты же меня и любишь и не допустишь, чтобы я ездила на общественном транспорте». И так может продолжаться до бесконечности, так как чувства - неиссякаемый источник энергии.

Методы психологического воздействия

Психологическое давление может воплощаться в самых разных приемах - тут уж все зависит от фантазии агрессора. Однако основные методы манипулирования сознанием нужно знать, чтобы им противостоять. Как известно, предупрежден - значит вооружен, и это на сто процентов касается всего того, что связано с психологическим давлением.

Транс

Один из древнейших способов влияния на психику человека. Он погружает наше сознание в особое состояние, в котором теряется способность анализировать информацию и принимать осознанные решения. Восприятие фокусируется на чем-то одном, естественно, выгодном манипулятору. В транс можно ввести разными способами - чаще всего используются однообразные раздражители, например, монотонная речь, быстро меняющиеся картинки, раскачивание маятника и т. д.… В подобном состоянии сознание особенно уязвимо к давлению, поэтому вам могут словесно внушить что-либо или спровоцировать вас на нежелательные действия.

Использование слов-триггеров

Это такие слова, которые несут в себе важный для «жертвы» эмоционально-смысловой оттенок. К ним часто прибегают продавцы, стремящиеся продать свой товар: «Купите телевизор надежнее, шубу поэлегантнее, шорты помоднее…». В них отражается какая-либо оценка или качество, которыми «жертва» хочет обладать.

Подстройка

Она выражается в том, что человек копирует те или иные компоненты вашего поведения: интонацию, ритм дыхания, позу, манеру говорить, взгляд, походку и т. д.… Казалось бы, в этом нет ничего плохого, но после подстройки начинается непосредственно психологическое воздействие. Вы уже находитесь на одной волне с человеком, и ему гораздо проще «повести» вас в нужную сторону.

Ссылка на авторитеты

Когда вам нужно убедить кого-то в чем-то, нередко бывает достаточно сослаться на какого-либо эксперта в этой области, и все - победа у вас в кармане. Между прочим, это классический вариант психологического давления. Как ни странно, авторитеты тоже могут ошибаться, но это остается за кадром.

Психологические «игры»

Например, образцово ведущий себя ребенок периодически делает что-то из ряда вон выходящее. Возможно, он просто вредничает, но чаще всего дело в другом: ребенку хочется, чтобы его хвалили за хорошее поведение, которое взрослыми воспринимается как норма. После проступков вероятность получения похвалы увеличивается, так как родители видят контраст. Другой пример: на работе начальник вызывает подчиненного и просит его сделать кучу дел к завтрашнему дню. У подчиненного глаза на лоб лезут, затем начальник говорит: «Ну, ладно. Сделай хотя бы это». И подчиненный с радостью убегает выполнять поручение, хотя изначально ни за что не подписался бы на него.

Обмен благодарностями

Прием давления заключается в том, что человек сначала оказывает вам какую-либо незначительную услугу, о которой вы, возможно, даже не просили, а потом настойчиво намекает на то, что неплохо было бы его за это отблагодарить.

«Слабо»

Каждой из нас с детства знаком этот прием, когда вам предлагают выбор: или вы делаете то, что от вас требуют, или вы окажетесь плохой. К нему прибегают все кому не лень: мужчины, коллеги, начальники, друзья и знакомые, продавцы в магазинах. Парадоксально, но это работает!

Образ счастливого будущего

Вам в красках рисуют картину, что будет, если вы сделаете то, что от вас хотят. Наша душа так устроена, что стремится к состоянию радости и психологического комфорта, и мы готовы на все, только бы их достичь. При этом возможные неудобства для нас от такого действия просто не учитываются.

Устрашающие образы

Если предыдущие методы не работают, то человеку можно продемонстрировать, как будет плохо, если действие не будет осуществлено. Например, начальник говорит: «Если вы не сделаете отчет, то компании грозят штрафы». Страх пересиливает, и вы соглашаетесь.

Как ни странно, но противостоять психологическому давлению гораздо проще, чем его оказывать. Нужно осознать, что вами манипулируют. Вы можете увидеть в поведении партнера признаки приемов воздействия. Настойчивое привлечение вашего внимания к одним аспектам проблемы и игнорирование других тоже должно насторожить вас, как и щедрые обещания, вызывающие разумное сомнение. В вашем состоянии при манипуляции могут появляться необъяснимая симпатия к партнеру, резкие колебания чувств, ощущения нехватки времени, вины, долженствования - все эти вещи должны быть сигналом того, что вами манипулируют.

Далее следует сообщить собеседнику, что он «выведен на чистую воду». Вы можете поставить под сомнение целесообразность действий и решений, которые он от вас требует. Потом предложите собственный вариант взаимодействия, который в первую очередь будет устраивать вас.

Манипулятор будет сопротивляться. Тогда полезно задавать вопросы, направленные на прояснение ситуации: что он имеет в виду, когда говорит о проблеме, какие объективные условия и ограничения есть, что нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию и т. д. Уточните, почему манипулятор выбрал именно вас и именно сейчас - все это поможет отследить, на что предпочитает «давить» агрессор.