Болезни Военный билет Призыв

«Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов. Кремль. Дом Борисов. Борис Годунов умирает


1 Задание В каком году написано произведение «Борис Годунов»? В каком году написано произведение «Борис Годунов»? в 1832 г. в 1820 г. в 1825 г. в 1841 г. Далее


2 Задание Жанр произведения «Борис Годунов»… повесть трагедия комедия поэма Далее


3 Задание Действие трагедии происходит… в к. XV – н. XVI в. в к. XVI – н. XVII в. в к. XIV – н. XV в. Далее


4 Задание События первой сцены трагедии происходят… на Красной площади в палатах Патриарха в лесу в Кремлёвских палатах Далее


5 Задание В.А. Жуковскому Н.М. Карамзину П.А. Вяземскому Александру I Далее Кому посвящена трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»? Кому посвящена трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»?


6 Задание Кто не является персонажем трагедии «Борис Годунов»? Пимен Басманов Иван Грозный Отрепьев Далее


7 Задание Выберите все правильные ответы! Как автор относится к народу в трагедии «Борис Годунов»? восхищается его грозной и могучей бунтарской силой осуждает за рабскую покорность и безразличие к своей судьбе сочувствует его бедственному положению видит в нем безвольную силу, которой можно манипулировать Далее


8 Задание молится поёт псалмы размышляет о судьбе Григория пишет летопись Далее Что делает отец Пимен, когда Григорий спит?


9 Задание благословить его помочь ему спрятаться помочь ему бежать Далее О чём, проснувшись, просит Пимена Григорий?


10 Задание смирять себя постом уйти в монахи собрать войско Далее Что советует Пимен Григорию?


11 Задание При каком правителе, по словам Пимена, Русь «утешилась во славе безмятежной»? при Иване Грозном при Василии при Иване III при Феодоре Далее


12 Задание Кто не является персонажем трагедии «Борис Годунов»? Карамзин Мнишек Шуйский Пушкин Далее


13 Задание Как автор относится к Григорию – герою трагедии «Борис Годунов»? Как автор относится к Григорию – герою трагедии «Борис Годунов»? восхищается его смелостью, смекалкой и решительностью осуждает за жажду власти, честолюбие сочувствует безрадостной жизни мальчика-монаха подчёркивает его смиренность, простодушие и наивность Далее


14 Задание Борис Годунов Лжедмитрий Иван Грозный Далее Кто изображен Пушкиным в этих строках: «…он умел и страхом, и любовью, и славою народ очаровать?


15 Задание Лжедмитрий Пимен Борис Годунов Далее Кто изображен Пушкиным в строках: «Ни на челе высоком, ни во взорах нельзя прочесть его сокрытых дум; всё тот же вид, смиренный, величавый»?


16 Задание Шуйского Пимена Бориса Годунова Далее Чьи это слова: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни»? Чьи это слова: «Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни»?


17 Задание неверием несоблюдением постов тем, что сделал владыкою цареубийцу Далее Чем, по словам Пимена, русский народ прогневал Бога?


18 Задание отмена крепостного права восстание декабристов освобождение Пушкина из ссылки Далее Какое событие произошло вскоре после окончания работы Пушкина над трагедией?
21 20 Задание Шум народный. Народ безмолвствует. Народ в ужасе молчит. Итоги Какие слова являются заключительной ремаркой произведения «Борис Годунов»? Какие слова являются заключительной ремаркой произведения «Борис Годунов»?


Действие I
Картина 1

К окрестностям Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Плетки пристава и стражников "вдохновляют" народ "глоток не жалеть". Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании "скорбной Руси утешенья". Ночь подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. "Божьи люди" направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина 2
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают тяжелые предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - "всех, от бояр до нищего слепца". И рядом с ним - его любимый сын. За коронацией царя наблюдает летописец - монах Пимен… Славление сливается с колокольным звоном.Действие II
Картина 1
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий не спит. Доносится пение. Григория тревожит повторяющийся сон, "неотвязный, проклятый сон". Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена, который большую часть жизни провел в миру. Рассказы о царях, сменявших "свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный", не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.Картина 2
В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об "окольной" дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются приставы. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - приставы с пристрастием допрашивают Варлаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, хитрит, указывая приметы своего спутника. Приставы бросаются на Варлаама. Григорий, Варлаам и Мисаил решили пошутить над приставами: старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он называет он имя Григория, но Григорий подготовлен к этому еще до развязки, - он быстро уходит.
Действие III
Царский терем. Царевна Ксения плачет об умершем женихе. Царевич Феодор занят уроком географии. Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на карте вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит тень убийства царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения факта гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: он изгоняет князя Шуйского, военачальника; в душе Бориса боль и смятение.Действие IV
Картина 1

В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца. Марина пытается сопротивляться, но уступает, понимая, что это и в ее интересах.
Картина 2
Во дворце магната Мнишека готовятся к балу. Григорий наблюдает за приготовлениями, ждет встречи с Мариной. Входит Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.
В зал входят многочисленные гости Марины. Начинается бал. Рангони, не желая представлять обществу Григория, выдворяет его из зала. Григорий прячется среди танцующих. Завершается бал, гости вслед за Мариной отправляются в парк - пить вино.
Сцена у фонтана. Парк. По парку проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.Действие V
Картина 1
Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - "Богородица не велит".

Картина 2
Заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского "не ладно вышло мненье". А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом "Чур, дитя!" появляется сам царь в необычном облачении. Годунов обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Входит Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон. Входят монахи со схимой. Борис мертв.

Трагедия «Борис Годунов» Александра Сергеевича Пушкина была написана в 1824 – 1825 годах. В произведении автор описал исторические события 1598 – 1605 годов, происходившие в Российском государстве, а именно правление Бориса Годунова и вторжение Лжедмитрия I. Стилистически драма приближена к историческим хроникам У. Шекспира и относится к литературному направлению реализм.

Главные герои

Борис Годунов – русский царь, убийца царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного).

Григорий Отрепьев – сбежавший монах «из роду Отрепьевых, галицких боярских детей», Самозванец (Лжедмитрий), назвавший себя царевичем Дмитрием, сверг власть Годуновых.

Шуйский – князь из рода Рюриковичей, служил при Борисе Годунове, «лукавый царедворец».

Другие персонажи

Воротынский – князь из рода Рюриковичей.

Басманов, Пушкин, Мосальский – бояре.

Отец Пимен – летописец, присутствовал в Угличе во время убийства царевича Дмитрия.

Марина Мнишек – возлюбленная Григория Отрепьева, знавшая о его обмане.

Феодор (Федор), Ксения – дети Бориса Годунова.

Мисаил, Варлаам – бродяги-чернецы.

Николка – юродивый.

20 февраля, 1598 год. Кремлевские палаты.

Князья Воротынский и Шуйский обсуждают то, что Борис Годунов с сестрой уже месяц «затворились» в монастыре, «покинули все мирское» и это стало причиной волнений в Москве. Однако, по мнению Шуйского:

«Народ еще повоет да поплачет,
Борис еще поморщится немного, <…>
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится» ,

Иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца» Дмитрия. Шуйский уверен, что в его смерти виноват Борис Годунов.

Все произошло в точности так, как и предполагал Шуйский – народ начал молить и упрашивать Годунова вернуться на престол. После коротких раздумий Борис соглашается, собирает бояр, и те присягают царю.

1603 год (с предыдущих событий прошло 4 года). Ночь. Келья в Чудовом монастыре.

Отец Пимен, сидя перед лампадой, дописывает летопись, рядом спит Григорий. Проснувшись, монах рассказывает, что уже третий день ему снится все тот же сон: как он с высоты смотрит на Москву, люди снизу указывают на него со смехом, и от страха и стыда он падает вниз.

Григорий огорчен, что за свою жизнь почти ничего не видел, тогда как Пимен участвовал в сражениях и видел «двор Иоанна» . Монах начинает расспрашивать Пимена о его жизни и узнает, что тот находился в Угличе во время смерти царевича Дмитрия. Если бы Дмитрий остался жив, то был бы ровесником Григория.

Палаты патриарха. Чудов монастырь

Григорий сбегает из монастыря, сказав, что «будет царем на Москве» . О происшествии докладывают патриарху, тот распоряжается поймать монаха и отправить его на вечное поселение в Соловецкий монастырь.

Царские палаты.

После своей «любимой беседы» – общения с колдуном, Годунов размышляет о том, что он уже царствует шестой год и «кудесники сулят дни безмятежной власти» , но в его душе нет счастья, его ничего не радует. Годунов делился с людьми золотом, предоставлял работу, выстроил новые жилища, однако народ не был благодарен царю за сделанное: «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых» . Истинная же причина душевных терзаний царя таится в муках совести: «да, жалок тот, в ком совесть нечиста» .

Корчма на литовской границе

Переодетый Григорий с чернцами Варлаамом и Мисаилом сидят в корчме. Отрепьев расспрашивает хозяйку, как добраться до Литвы. Неожиданно в корчму заходят приставы с царским указом разыскать сбежавшего «злого еретика» Гришку Отрепьева, «изловить и повесить» . Вызвавшись прочесть указ, Григорий намеренно меняет описанные приметы на приметы Варлаама. Пристав приказывает связать чернца, но обман раскрывается. Отрепьев выхватывает из-за пазухи кинжал и быстро выскакивает в окно.

Москва. Дом Шуйского. Званый ужин

Пушкин рассказывает Шуйскому, что его племянник прислал из Кракова гонца с новостью – сын Грозного Дмитрий якобы жив, уже успел посетить палату короля и тот пообещал ему помочь. Шуйский не сомневается, что это самозванец и считает, что народ не должен узнать об этой новости.

Царские палаты.

Годунов узнает от Шуйского о появлении самозванца Дмитрия. Князь предупреждает Бориса, что Лжецаревич может поднять народ против него. Нервничая, Годунов спрашивает у Шуйского, действительно ли Дмитрий мертв. Князь уверен в этом, более того, вспоминает, о нетленности тела царевича, которое он посещал в соборе тринадцать лет назад.

Краков. Дом Вишневецкого.

Григорий собирается объединить русские и литовские силы, чтобы свергнуть Годунова. Самозванец обещает иезуиту Черниковскому подчинить всю русскую церковь Ватикану, казакам – отдать Дон, другим единомышленникам – отмстить за бесчинства Годунова.

Замок воеводы Мнишка в Самборе.

Плененный Мариной, Григорий назначает ей тайное свидание ночью в саду и открывается ей, говоря, что самозванец. Однако девушке не нужна любовь беглого монаха, она хочет стать женой московского царя. Марина начинает оскорблять Григория, обещает рассказать о его обмане. Возмутившись, Самозванец отвечает, что русский царевич не боится польской девы. «Наконец я слышу речь не мальчика, но мужа» – Марина, заявив, что не будет с Григорием до тех пор, пока он не свергнет Годунова, уходит.

Царская дума

На заседании царской думы обсуждают, что Самозванец захватил Чернигов. Царь просит бояр и патриарха спасти город, предлагая принести останки Дмитрия в Кремль, чтобы все увидели, что царевич мертв. Однако Шуйский советует пока повременить с этим, вызываясь самостоятельно поговорить с народом.

21 декабря, 1604. Равнина близ Новгорода-Северского

Разгар битвы. Русские бегут под натиском сил Самозванца. Капитаны литовской армии отзываются о Лжедмитрии как об «отчаянном головорезе» .

Площадь перед собором в Москве

Люди перед собором обсуждают, что Григория Отрепьева предали анафеме, а «царевичу поют теперь вечную память» . Из церкви выходит Годунов и к нему обращается плачущий юродивый Николка, жалуясь, что «Николку маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича» . Бояре хотели схватить юродивого, но царь распорядился оставить его, прося Николку помолиться за него. Но тот прокричал ему в след: «Нет, нет! нельзя молиться за царя Ирода - богородица не велит» .

Севск

Заняв Севск, Самозванец допрашивает пленного московского дворянина и узнает, что в Москве Годунов казнит всех, кто что-либо говорит о Лжедмитрии. Бросив на 50-тысячное русское войско свою 15-тысячную армию, Самозванец терпит полное поражение. Чудом спасшись, он с кучкой единомышленников скрывается в лесу.

Москва. Царские палаты

Царь обеспокоен, что Лжедмитрий, несмотря на поражение, снова собрал войско. Годунов не доволен боярами. Он хочет назначить воеводой талантливого, но не родовитого Басманова. Спустя несколько минут после их разговора царю становится плохо:

«На троне он сидел и вдруг упал -
Кровь хлынула из уст и из ушей» .
Умирающий царь просит оставить его с Феодором, обращается к сыну:
«Ты царствовать теперь по праву станешь.
Я, я за все один отвечу богу…»

Годунов наставляет сына, рекомендует избрать себе советником Шуйского, а командиром войска назначить Басманова. К ним входят бояре, святители, патриарх, царица и царевна. Бояре присягают на верность новому царю. Над умирающим «начинается обряд пострижения» .

Ставка

Пушкин сообщает Басманову, что Лжедмитрий предлагает перейти на его сторону, за что Басманов получит «первый чин в московском царстве» . Басманов отвечает, что уже присягнул Феодору и знает, что Дмитрий самозванец. Пушкин объясняет, что сила Самозванца – в народном мнении и просит того подумать над предложением.

Лобное место

Пушкин обращается к народу с новостью о смерти Бориса Годунова. Князь призывает народ присягнуть Дмитрию: «целуйте крест законному владыке» . С амвона кто-то закричал «Народ, народ! в Кремль! в царские палаты! Ступай! вязать Борисова щенка!» и народ, шумя, направился к Кремлю.

Кремль. Дом Борисов

Феодор и Ксения находятся под стражей. Оказавшийся у стен народ возмущается: «Отец был злодей, а детки невинны» . В дом Годунова заходят бояре с тремя стрелками. Доносится шум, звуки драки, визг. Отворяются двери, на крыльце появляется Мосальский:

«Народ! Мария Годунова и сын ее Феодор отравили себя ядом. Мы видели их мертвые трупы.
Народ в ужасе молчит.
Что ж вы молчите? кричите: да здравствует царь Димитрий Иванович!
Народ безмолвствует» .

Заключение

В произведении «Борис Годунов» Пушкин подымает ряд важнейших тем, касающихся природы власти – как власти народной, так и тиранического господства одного человека. На примере жизни Бориса Годунова показана трагедия власти – царь хотел добра для своего народа, но добиться влияния мог только через кровопролитие. Однако народ не принял цареубийцу. В финале произведения новый правитель делает то же самое – убивает наследников Годунова. Люди наконец понимают, что на престол пришел не обиженный наследник, а убийца сирот. Ужаснувшись, «народ безмолвствует».

Краткий пересказ «Бориса Годунова» будет полезен школьникам, студентам и всем, кто интересуется произведениями А. С. Пушкина.

Тест по поэме

Проверьте своё знание краткого содержания трагедии Пушкина:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 1197.

Урок литературы в 7 классе. Учитель Захарова Н. Г.
Тема: «Нравственная проблематика сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов».
Цель: опираясь на анализ сцены , её образов, добиться целостного осмысления данного эпизода трагедии под углом зрения выбранной проблемы; повторить понятие нравственной проблемы произведения; работать над выразительным чтением.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Сегодняшний урок мы проведём в форме ток-шоу «Пусть говорят». На уроке мы продолжим работу по изучению отрывка из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Гости студии ученики 7 класса, историки, литераторы. С прошлого урока мы знаем, что трагедия эта явилась первым законченным драматическим произведением писателя. События времён царствования Бориса Годунова , его приход к власти показались Пушкину в высшей степени подходящим сюжетом для трагедии. Поэт погрузился в изучение летописей, старинных книг; он работал в книгохранилище Святогорского монастыря, изучал материалы, собранные историком Карамзиным. В этот период Пушкин мысленно перенёсся в 17 век. Давайте же и мы последуем за поэтом и сегодня на уроке поговорим о нравственной проблематике сцены «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» из трагедии «Борис Годунов». В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю взять слова из произведения: «Да ведают потомки православных // Земли родной минувшую судьбу». В ходе урока мы постараемся ответить на вопрос: «Какие нравственные проблемы рассматриваются А. Пушкиным в этой сцене?»
- Откройте тетради, запишите тему урока , эпиграф и вопрос.

2. Проверка индивидуального задания

Сообщение историка (историческая справка, портрет Бориса Годунова)

3.Слово учителя:

Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» - это пятый эпизод драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий Отрепьев, молодой монах. Пимен появляется в драме только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия, законного наследника престола, и свергнуть власть Бориса Годунова. У нас в гостях отец Пимен. Встречаем.

Читает монолог

Что мы называем летописью? Слово литературоведам.

По мнению Пушкина, на Руси 17 века литература – это прежде всего летопись. Достоин глубокого уважения труд летописца , накладывающий на писателя величайшую ответственность. «Исполнен долг, завещанный от Бога, мне, грешному»,- произносит монах-летописец Пимен. Давайте охарактеризуем его как писателя –историка и человека.

Каким предстаёт перед нами Пимен? В чём он видит свою задачу? (правдиво и беспристрастно описать события русской истории, понимает необходимость сохранения памяти. Его задача – изложить правдиво то, что он знает)

Чтение отрывка.

Вывод: Пимен беспристрастен, он не проявляет своего отношения к событиям. В одном из писем Пушкин писал о Пимене так: «В нём я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительную кротость, нечто младенческое и вместе мудрое…»

4. Не менее выразителен и другой персонаж сцены – инок Григорий. Он у нас в гостях. Читает монолог , затем читают в лицах диалог.

Какие черты мы замечаем в иноке Григории? (Григорий не может быть беспристрастным. Его тревожат сны, в которых он по высокой лестнице поднимается на башню, смотрит оттуда на всю Москву и падает Вниз, он завидует бурной жизни Пимена до тех пор, пока тот не удалился в монастырь. С волнением и трепетом спрашивает Григорий об убийстве царевича Дмитрия и узнаёт, что если бы царевич был жив, он был бы одних лет с Григорием. У бедного инока зарождается мысль напомнить Годунову «о жребии несчастного младенца», выдать себя за царевича Дмитрия.

Вывод: не случайно Пушкин писал о Григории так: «… он храбр, хвастлив, любит удовольствия , увлекается несбыточными помыслами». В диалоге Пимена и Григория противопоставляется мирское , суетное и божественное, духовное. Все дальнейшие события сцены подтверждают это…


- Григорий просыпается и рассказывает Пимену свой сон. «Младая кровь играет, - говорит старый монах. – Смиряй себя молитвой и постом», - и рассказывает молодому иноку о том, что «блаженство» лишь в монастыре, что даже цари спасались , и приводит в пример Ивана Грозного и его сына царевича Фёдора.



Но Григорий слушает Пимена с неспокойной душой. Он слышит не то , что говорит ему старец, а то, что ему нужно и хочется слышать: из духовного увещания Григорий берет только мирское, привлекательное для него. «Как весело провёл ты свою младость!» - восклицает он, выслушав старца.

5. Итак, проанализировав основные эпизоды сцены и охарактеризовав героев, мы можем перейти к поиску ответа на вопрос , поставленный в начале урока.


- Как вы понимаете , что такое нравственная проблема ?
- Наша задача оценить героев, их поступки с этой точки зрения. Размышления о прошлом пробуждают в Пимене воспоминания о подробностях страшного злодеяния. Совершенно неожиданно у смиренного монаха вырывается крик отчаяния: « О страшное, невиданное горе , прогневали мы Бога, согрешили;// Владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
- Как вам кажется , только ли царя Бориса Годунова винит в преступлении Пимен?

- Почему стыдно Пимену?
- Пимену стыдно за своё и народное малодушие. Можно ли малодушие считать нравственной проблемой?

В Григории старец ищет поддержки. О каком будущем для Григория говорит он? А что Григорий?


(Действительно, Григорий не хочет быть просто свидетелем истории; он хочет сам творить историю. Рассказы Пимена зарождают в Григории замысел объявить себя царевичем Дмитрием. Из кельи Пимена выходит самозванец! Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» очень важна , потому что в ней показано явление самозванства.)
- Можно ли самозванство считать нравственной проблемой? Почему?

В финале сцены, оставшись один, Григорий рассуждает о Борисе Годунове. Давайте перечитаем этот эпизод. Обращает на себя внимание последняя реплика инока, похожая на пророчество. В чём смысл этого пророчества?


- Кому, по вашему, в больней степени принадлежит эта реплика – Григорию или автору? (В сцене звучит высоконравственная тема ответственности человека за свои поступки. Выбирая, человек должен понимать , хорошо это или плохо. У человека всегда есть возможность такого выбора.)
- Какая же третья нравственная проблема рассматривается в сцене? (проблема нравственного выбора)

6. Итог урока. - Перечислим ещё раз все три проблемы. Важны эти проблемы для современного читателя?


- В начале урока я обратила ваше внимание на эпиграф. Как вы думаете , только ли уроки истории хочет поведать Пимен своим потомкам, нам с вами? (Нет, это и уроки нравственного выбора, честности, ответственности, совести. Уроки нравственных ценностей , передаваемых из поколения в поколение и с течением времени не утрачивающих своей значимости в жизни людей и каждого человека. А вот почему они важны и какое имеют значение , подумайте дома.

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос, поставленный в конце урока. (в учебнике вопрос 7)


Не менее выразителен и другой персонаж сцены –инок Григорий. Давайте обратимся к тексту и перечитаем монолог Григория и его рассказ о сне.


- Найдите в словах этого персонажа трагедии детали, рассказывающие о состоянии его души.
- Можно ли назвать сон Григория вещим?
- Какие черты уже в начале сцены замечаем мы в иноке Григории?

Вывод: не случайно Пушкин писал о Григории так: «… он храбр, хвастлив, любит удовольствия, увлекается несбыточными помыслами». В диалоге Пимена и Григория противопоставляется мирское, суетное и божественное, духовное. Все дальнейшие события сцены подтверждают это…
- Григорий просыпается и рассказывает Пимену свой сон. «Младая кровь играет, - говорит старый монах. – Смиряй себя молитвой и постом», - и рассказывает молодому иноку о том, что «блаженство» лишь в монастыре, что даже цари спасались здесь от мирской суеты, и приводит в пример Ивана Грозного и его сына царевича Фёдора.
- Как оценивает Пимен историю жизни Ивана Грозного?
- За что старец произносит хвалу царевичу Фёдору?
- Почему рассказывает Пимен Григорию эти истории из жизни царей?
Но Григорий слушает Пимена с неспокойной душой. Он слышит не то, что говорит ему старец, а то, что ему нужно и хочется слышать: из духовного увещания Григорий берет только мирское, привлекательное для него. «Как весело провёл ты свою младость!» - восклицает он, выслушав старца.

3. Работа по теме урока.

А) Итак, проанализировав основные эпизоды сцены и охарактеризовав героев, мы можем перейти к поиску ответа на вопрос, поставленный в начале урока.


- Как вы понимаете, что такое нравственная проблема?
- Наша задача оценить героев, их поступки с этой точки зрения. Размышления о прошлом пробуждают в Пимене воспоминания о подробностях страшного злодеяния. Совершенно неожиданно у смиренного монаха вырывается крик отчаяния: « О страшное, невиданное горе, прогневали мы Бога, согрешили;// Владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
- Как вам кажется, только ли царя Бориса Годунова винит в преступлении Пимен?
- Как можно назвать то чувство, которое он испытывает?
- Почему стыдно Пимену?
- Пимену стыдно за своё и народное малодушие. Можно ли малодушие считать нравственной проблемой ?
- В Григории старец ищет поддержки. О каком будущем для Григория говорит он? А что Григорий?
(Действительно, Григорий не хочет быть просто свидетелем истории; он хочет сам творить историю. Рассказы Пимена зарождают в Григории замысел объявить себя царевичем Дмитрием. Из кельи Пимена выходит самозванец! Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» очень важна, потому что в ней показано явление самозванства.)
- Можно ли самозванство считать нравственной проблемой ? Почему?

Б) - В финале сцены, оставшись один, Григорий рассуждает о Борисе Годунове. Давайте перечитаем этот эпизод. Обращает на себя внимание последняя реплика инока, похожая на пророчество. В чём смысл этого пророчества?


- Кому, по вашему, в больней степени принадлежит эта реплика – Григорию или автору? (В сцене звучит высоконравственная тема ответственности человека за свои поступки. Выбирая, человек должен понимать, хорошо это или плохо. У человека всегда есть возможность такого выбора.)
- Какая же третья нравственная проблема рассматривается в сцене? (проблема нравственного выбора)

Вывод: Перечислим ещё раз все три проблемы. Важны эти проблемы для современного читателя?
- В начале урока я обратила ваше внимание на эпиграф. Как вы думаете, только ли уроки истории хочет поведать Пимен своим потомкам, нам с вами? (Нет, это и уроки нравственного выбора, честности, ответственности, совести. Уроки нравственных ценностей, передаваемых из поколения в поколение и с течением времени не утрачивающих своей значимости в жизни людей и каждого человека. А вот почему они важны и какое имеют значение, подумайте дома.

Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос, поставленный в конце урока. (в учебнике вопрос 7)

Опера в четырёх актах с прологом; либретто Мусоргского по одноимённой трагедии А. С. Пушкина и "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина.

Действующие лица:

Борис Годунов (баритон или бас), Фёдор и Ксения (меццо-сопрано и сопрано), мамка Ксении (меццо-сопрано), князь Василий Шуйский (тенор), Андрей Щелкалов (баритон), Пимен (бас), Самозванец под именем Григория (тенор), Марина Мнишек (меццо-сопрано), Рангони (бас), Варлаам и Мисаил (бас и тенор), хозяйка корчмы (меццо-сопрано), юродивый (тенор), Никитич, пристав (бас), ближний боярин (тенор), боярин Хрущов (тенор), иезуиты Лавицкий (бас) и Черниковский (бас), бояре, стрельцы, рынды, приставы, паны и пани, сандомирские девушки, калики перехожие, народ московский.

Действие происходит в Москве в 1598-1605 годах.

Пролог . Картина первая . Во двор Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Дубинка пристава «вдохновляет» народ «глоток не жалеть». Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании «скорбной Руси утешенья». День подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. «Божьи люди» направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина вторая . Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают зловещие предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - «всех, от бояр до нищего слепца». Славление сливается с колокольным звоном.

Действие первое . Картина первая . Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий спит. Доносится пение молитвы. Григорий просыпается. Его тревожит сон, «неотвязный, проклятый сон». Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена. Рассказы о царях, сменявших «свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный», не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.

Картина вторая . В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об «окольной» дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются пристава. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - пристава с «пристрастием» допрашивают Варлаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, указывая приметы своего спутника. Пристава бросаются на Варлаама. Увидев, что дело принимает скверный оборот, старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он приговор Григорию, но Григорий подготовлен к этому - прыжок за окно, и поминай как звали...

Действие второе . Царский терем. Царевна Ксения плачет над портретом умершего жениха. Царевич Феодор занят «книгою большого чертежа». Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на чертеже вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит отмщение за совершенное злодейство - убийство царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: в колеблющихся тенях ему мерещится призрак убитого мальчика.

Действие третье .Картина первая . В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Девушки развлекают ее льстивой песней. Панна Мнишек недовольна: о славных победах Польши хочет слышать она, мечтает честолюбивая Марина о престоле царей московских. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца.

Картина вторая . Лунной ночью в саду, у фонтана, мечтает о Марине Самозванец. К нему подкрадывается Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне. По саду проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.

Действие четвертое . Картина первая . Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Юродивый садится на камень, чинит лапоть и поет. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - «Богородица не велит. Таков и приговор народа.

Картина вторая . В Грановитой палате Московского Кремля происходит заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского «не ладно вышло мненье». А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом «Чур, дитя!» появляется сам царь. Придя в себя, Годунов садится на царское место и обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Это Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну строгий наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон, и близится надгробный вопль - схима, «в монахи царь идет». Борис умирает.

Картина третья . Лесную прогалину под Кромами заполняет толпа бродяг. Они глумятся над воеводой Годунова, боярином Хрущовым. Тут как тут Варлаам и Мисаил, подстрекающие народ рассказом о казнях и расправах на Руси. На это один приговор у народа - «Смерть, смерть Борису!» Под горячую руку попадаются иезуиты. Появляется Самозванец, народ приветствует его. И хотя иезуиты и воевода освобождены Самозванцем, все уходят за ним на Москву. На камне одиноко сидит лишь Юродивый. Скорбная песнь его предрекает беду, слезы горькие, темень темную, непроглядную.

Имеется с полдюжины версий «Бориса Годунова». Сам Мусоргский оставил две; его друг Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил Д. Д. Шостакович и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине нашего столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии, к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского. Собственно говоря, что касается пересказа содержания оперы, то не имеет большого значения, какой из редакций придерживаться; важно лишь дать представление о всех сценах и эпизодах, написанных автором. Эта драма строится Мусоргским скорее по законам хроники, наподобие шекспировских хроник королей Ричардов и Генрихов, нежели трагедии, в которой одно событие с роковой необходимостью вытекает из другого.

Тем не менее, чтобы объяснить причины, вызвавшие появление столь большого количества редакций оперы, приведем здесь предисловие Н. А. Римского-Корсакова к его изданию «Бориса Годунова» 1896 года (то есть к его первой редакции):

«Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний - у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу.

Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений.

«Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения.

Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского, а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение.

При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде».

Чтобы легче было ориентироваться в различиях авторских редакций оперы, а также яснее осознавать суть режиссерских решений при современных постановках оперы, мы приводим здесь схематичный план обеих редакций Мусоргского.

Первая редакция (1870)
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. двор Новодевичьева монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2.
ДЕЙСТВИЕ II
Картина 3.
Картина 4.
ДЕЙСТВИЕ III
Картина 5. Царский терем в Кремле; Борис с детьми; боярин Шуйский рассказывает о Самозванце; Борис испытывает муки и угрызения совести.
ДЕЙСТВИЕ IV
Картина 6. Площадь у собора Василия Блаженного; Юродивый называет Бориса царем Иродом.
Картина 7. Заседание Боярской думы; смерть Бориса.
Вторая редакция (1872)
ПРОЛОГ
Картина 1. двор Новодевичьего монастыря; народ просит Бориса Годунова принять царство.
Картина 2. Московский Кремль; венчание Бориса на царство.
ДЕЙСТВИЕ I
Картина 1. Келья Чудова монастыря; сцена Пимена и Григория Отрепьева.
Картина 2. Корчма на литовской границе; беглый монах Григорий скрывается в Литве, чтобы затем достичь Польши.
ДЕЙСТВИЕ II
(На картины не делится)
Ряд сцен в царском тереме в Кремле.
ДЕЙСТВИЕ III (ПОЛЬСКОЕ)
Картина 1. Уборная Марины Мнишек в Сандомирском замке.
Картина 2. Сцена Марины Мнишек и Самозванца в саду у фонтана.
ДЕЙСТВИЕ IV Картина 1. Заседание боярской думы; смерть Бориса.
Картина 2. Народное восстание под Кромами (с эпизодом с Юродивым, заимствованным - частично - из первой редакции).

А. Майкапар

ЗАПИСЬ ОПЕРЫ В MP3

Борис Годунов………………………………………………………Александр Пирогов (бас)
Ксения, дочь Бориса………………………………………………Елена Кругликова (сопрано)
Фёдор, сын Бориса…………………………………………………Бронислава Златогорова (меццо-сопрано)
Мамка Ксении………………………………………………………Евгения Вербицкая (низкое меццо-сопрано)
Князь Василий Иванович Шуйский………………………………Никандр Ханаев (тенор)
Андрей Щелкалов, думный дьяк…………………………………И. Богданов (баритон)
Григорий Отрепьев, он же Самозванец под именем Димитрия…Георгий Нэлепп (тенор)
Пимен, летописец, монах-отшельник……………………………Максим Михайлов (бас)
Юродивый……………………………………………………………Иван Козловский (тенор)
Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы…………………Мария Максакова (сопрано)
Варлаам, бродяга……………………………………………………Василий Лубенцов (бас)
Мисаил, бродяга………………………………………………………В. Якушенко (баритон)
Хозяйка корчмы………………………………………………………Александра Турчина (меццо-сопрано)
Пристав………………………………………………………………С. Красовский (бас)
Боярин Хрущёв, Ближний боярин…………………………………А. Перегудов (тенор)
Голоса из народа:
Митюха……………………………………………………………И. Сипаев (бас)
Бабы………………………И. Соколова, М. Кузнецова (меццо-сопрано и сопрано)
Парень……………………………………………………………Н. Хапов (тенор)