Болезни Военный билет Призыв

Карта образование ссср 1922. Вступительное слово учителя. Общегеографическое, комплексное и тематическое картографирование

Русская православная церковь играла значительную роль в жизни России. С одной стороны, она поддерживала царскую власть, с другой - часто конфликтовала с ней: казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные богатства; церковь пыталась оказывать влияние на государственные дела. По этой причине на Руси постоянно существовала проблема: что выше - ʼʼсвященство или царствоʼʼ, т. е. духовная или светская власть. При царе Михаиле Романове страной фактически управлял патриарх Филарет. Был проведен учет земельного фонда, постоянно взимались налоги, укреплен суд, уменьшен произвол властей в центре и на местах, уменьшены привилегии монастырей. Филарет выступал против взяток, вольнодумства, распущенности, в церковной жизни стало больше спокойствия и порядка. Но после его смерти в церкви начались бурные события.

3. Многих церковных деятелœей тревожило то, что в церковных книгах накопилось много неточностей. Во время церковных служб одновременно священник читал свою молитву, дьячок - свою, а хор пел псалмы. Прихожане не могли ничего разобрать, во время службы разговаривали.

4. В это время в Москве сложился Кружок ревнителœей древнего благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифантьев и др.
Размещено на реф.рф
Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за ʼʼисправлениеʼʼ церковных служб, разночтений в богослужебных книгах.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести всœе церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления нужно вносить согласно древним русским рукописям и решениям Стоглавого собора (1551). При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором Русской православной церкви выступил патриарх Никон.

В 1667 ᴦ. церковный Собор проклял всœех защитников старых обрядов - старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, государства и церкви. По этой причине всœе, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всœеми сторонниками старой веры. Οʜᴎ жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви. Возникнув на почве религиозного разногласия, он превратился в одну из форм социального протеста народных масс.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, где не подчинялись ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию. Раскольники создавали свои общины (скиты), изолированные от мира. Тысячи семей уходили в раскол. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне.


Церковный раскол

Вторая половина XVII столетия в истории церковно-государственных отношений было неразрывно связана с двумя процессами;

1) изменением положения церкви в условиях начало становления абсолютизма;

2) проведением одной из наиболее серьезных по своим последствиям реформ.

Данная реформа привела к разделению верующих на тех, кто принял ее, и тех, кто с ней не согласился, остался приверженцем старой обрядности (старообрядцев). Реформа церковного богослужения была обусловлена как внутренними потребностями самой церкви, так и задачами государства и царской власти.

Вопрос о влиянии абсолютизма на характер церковно-государственных отношений – одна из дискуссионных тем в отечественной историографии. Ряд историков считает процесс подчинения церкви политике государства характерным признаком (атрибутом) абсолютизма.

В XVII столетии государство не посягало на институт патриаршей власти. Причиной такого различия государственного курса крылось не в слабости раннего абсолютизма, а ином понимании церковно-государственных отношений. Православная церковь и патриаршество воспринимались как неотъемлемые устои российской самобытности. Церковь выступала в роли государственного идеолога. В силу этого государство было заинтересованно в церкви подчиненной, но сильной. Задача подчинения церкви могло осуществляться несколькими путями:

1) расширение сферы светского законодательства, внесение в его статьей, посвященных преступлениям совершенных против церкви;

2) наступление государства на экономическое могущество церкви.

Особым условием эволюции церковно-государственных отношений XVII столетия был фактор установления на российском престоле новой династии Романовых. Ее легитимность и сила власти находились в процессе становления. В этих условиях возрастало значение личных качеств царя как государственного деятеля. Не редко конфликт между государством и церковью трансформировался до уровня конфликта между царем и патриархом. Взаимодействия между высшим светским и высшим духовным лицом зависело от соотношения их жизненного и политического опыта.

Новая концепция церковно-государственных отношений проявилось в Соборном Уложении. Оно стало первым светским памятником, разбиравшим преступления против церкви и определявшим наказания по ним. Царская власть брала под свою защиту христианское вероучение, определяя всякое преступление против него как возложение хулы на Бога. Такая формулировка позволяла подвести под нее любое враждебное православию религиозное и общественное движение или учение, влекшее за собой смертную казнь, через сожжение. Уложение брало под защиту государства основы православного вероучения только в самой общей форме, без определения направлений, враждебных ему. Тем самым светская власть предоставляла власти духовной самостоятельно разбираться в делах веры. Поднимая авторитет церковной службы, государство брало под защиту саму церковь как учреждение и сложившийся в ней чин службы.

Несмотря на то, что новый законодательный свод создавал ряд необходимых условий для поднятия престижа церкви как государственного идеолога в обществе, решить данную проблему окончательно он не мог. Следующим шагом на этом пути стало проведение церковной реформы.

К середине столетия в русских богослужебных книгах и церковных обрядах накопилось много искажений и изменений. Церковные службы были длительные и утомительные, чтобы их сохранить по времени, священник и дьячок одновременно читали каждый свою молитву, а хор пел псалмы. Иными словами: вводилось многогласие. Прихожане были не в состоянии что-либо разобрать, а посему занимались своими делами, часто не имеющие ничего общего с вопросами духовными. В итоге авторитет в обществе падал, распространялись суеверия, что вело к упадку нравственности духовенства и прихожан.

Изменение ситуации взяли на себя царь Алексей и правительство, а также добровольно сложившийся в Москве Кружок ревнителей древнего благочестия.

Это кружок группировался вокруг царского духовника Стефана Вонифатьева и состоял из лиц как светских, так и духовных. Особо выделялись прирожденные ораторы Никон и Аввакум. Послушать их проповеди стекались не только простые горожане, но и виднейшие представители знати, и сам царь Алексей Михайлович.

Ревнители выступали против произвольного сокращения произвольной службы путем введения многогласия, против беспорядков во время богослужения. Они обличали такие пороки, укоренившиеся в среде духовенства, как разврат, пьянство, стремление к обогащению.

Ревнители и царь были приверженцами исправления ошибок, накопившихся в богослужебных книгах. Между тем, в среде данного кружка не было единого мнения о том, по каким образцам следует выверять книги. Одни считали, что эталоном должны послужить древнерусские образцы, другие настаивали – византийские («греческие»), так как древнерусские богослужебные книги в свое время были переведены с греческих образцов. Наиболее ярким приверженцем древнерусских образцов выступал Аввакум, а активным проводником греческих образцов – Никон. Царь же стремился к сближению русской церковной обрядности с византийской.

Алексей Михайлович считал себя приемником византийских императоров и не исключал возможности, что в будущем ему суждено владеть Константинополем и всеми православными народами, находящимися под мусульманским игом. Другой веской причиной стала задача воссоединение России с Украиной. Церковная практика в этих землях была сходна с греческой и разнилась с русской. Этот факт мешал признать малороссов строго православными, что могло породить вражду между Россией и присоединяемыми к ней территориями. Одним из первых значительных шагов царя и ревнителей по реформированию русской церкви стало введение единогласного пения взамен распространившегося ранее многогласия. Церковный собор в 1649 году решил сохранить многогласие. Ревнители в своих церквях не следовали этому решению. Царь повелел разослать во все города и монастыри свои «указные грамоты», в которых велел «петь единогласно». Окончательное данное нововведение было закреплено решением Церковного собора в 1651 году.

С 1652 года русским патриархатом стал Никон. Никон возвысился во многом благодаря поддержке царя Алексея Михайловича. Их взаимоотношения (изначально дружеские) складывались в тот период, когда царь был еще молод и неопытен в делах политических. Спустя полгода патриарх разослал «памяти» по всем церквям, в которых требовал заменить земные поклоны поясными, двоеперстие – троеперстие. Тем временем ученые богословы заново перевели с греческого языка богослужебные книги. От старых книг, они отличались немногим. Основы православия, догматы оставались в неприкосновенности. Вводились лишь уточнения, единообразие церковные книги и молитвы.

Против нововведений выступил ряд представителей, которых возглавил Аввакум. Приверженцы старой обрядности выступали за возврат к старине, были противниками всяких новшеств. Они попытались обратиться к царю за поддержкой, но не имели успеха. В 1654 году был созван Церковный собор, который одобрил принятые Никоном меры по реформированию обрядности церкви и богослужения. Вскоре последовали другие изменения. Слово «аллилуйя» стали произносить не дважды, а трижды; двигаться вокруг аналоя стали не по солнцу, а против солнца; появились изменения в церковной и монашеской одежде.

В 1655 году был проведен новый Церковный собор. Патриарх Антиофейский Макарий одобрил реформаторские меры и предложил ряд новых мер. Макарий и несколько греческих епископов прокляли приверженцев двоеперстия. На следующий год всех сторонников старых обрядов отлучили от церкви.

Дальнейшие проведения реформы Никона натолкнулись на его разногласия с царем, которые не касались вопросов реформы напрямую. Причиной разногласий стали противоречия между чрезмерным усилением роли Никона в государстве и тенденциями к абсолютизации царской власти. В середине 50-х годов, тот период, когда царь с войсками участвовал в войне с Польшей, Никон сосредоточил в своих руках не только духовное, но и светское управление и пришел к идеи о первенстве духовной власти над светской. Духовная власть выше царства, т. к. царь венчается на царство, принимает свою власть, освященную богом, от патриарха.

Притязание патриарха на первенство в государстве были обречены на провал по ряду объективных и субъективных причин, главной из них – абсолютизация власти, а также изменения, произошедшие в личности государя и характере его взаимоотношений с патриархом. Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Церковный собор в 1660 году лишил Никона патриаршего сана.

На церковном соборе в 1666 году главным обвинителем по делу Никона выступил сам царь. Никон поплатился за верность идеи первенства патриаршей власти над царской, но сама эта идея укоренилась в сознании русского духовенства. В январе 1667 года на очередном соборе большинство иерархов высказалось за первенство духовной власти над светской властью и за невмешательства последней в дела в церкви. Усилившаяся царская власть не желала признать такое решение, но все же была вынуждена пойти на ряд уступок. Одной из них стало неподсудность духовенства светским властям. Так идея подчинения церкви государству, характерная для абсолютизации царской власти, проявилось в середине XVII столетия, но окончательно реализовано не была.

После Церковного собора 1666 – 1667 гг. споры между противниками и сторонниками церковной реформы были перенесены в гущу широких социальных слоев. В движении старообрядчества многих из них привлекала открытое противостояние государственной власти. Само же обострение отношений части общества и государства было предопределено тенденциями усиления абсолютизирующейся власти, активизацией вмешательства государства в вопросы жизни и деятельности различных сословий. Власть жестоко расправлялась с антиправительственными выступлениями городских низов – часть их представителей искало поддержки у старообрядчества. Власть организовывала сыск беглых с целью возращения их помещикам – недовольные крестьяне становились сторонниками Аввакума.

Представители духовенства с началом раскола также были поставлены перед выбором. Никоновская реформа заставляла их переучивать и переосмысливать давно заученные молитвы, годами и десятилетиями выполнявшиеся ими обряды. Многие были этим недовольны, примыкали к раскольникам, которые отстаивали старый, привычный образ жизни.

Расширяясь, движение раскольников приобретало не только религиозную, как ранее, но и социальную окраску. Одним из наиболее ярких примеров перерастания религиозной борьбы в социальную стало Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг.; положившее начало расколу. Восстали монахи северного монастыря на Соловках. На первых порах восстание носило характер религиозных. Правительство пригрозило монастырю тем, что заменит настоятелей, но восставшие стояли на своем. В конце 1667 года правительство от угроз перешло к решительным мерам. Последовало распоряжение конфисковать вотчины и имущество монастыря, закрыть пути снабжения обители всякими запасами. Осада продолжалась восемь лет. Движение все более приобретало антиправительственный характер. Монахи решили стоять против людей царя «до смерти».

После подавления соловецкого восстания правительство усилило гонение на раскольников. Вождей движения заживо сжигали на кострах, многие были отправлены в ссылки.

Движение раскольников стало особой формой социального протеста. Старообрядчество как значительная социальная группа, недовольная сложившимися в государстве порядками, еще долгие годы являлась питательной средой для общественных движений, непосредственно не носивших религиозного характера.



Образование СССР определялось следующими причинами:

необходимо было объединить экономические ресурсы республик для успешного восстановления разрушенного войнами народного хозяйства и осуществления НЭПа;

объединение республик обеспечивало бы их независимость и позволило бы успешнее решать внешнеполитические задачи, как оборонные, так и дипломатические.

Политической предпосылкой образования СССР являлось наличие в республиках диктатуры пролетариата. Экономической предпосылкой являлась общественная собственность на средства производства.

29 декабря 1922 г. состоялась конференция полномочных представителей делегаций независимых республик РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики, объединявшей Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР, Грузинскую ССР), которая одобрила проекты Декларации и Договора об образовании СССР.

30 декабря 1922 г. открылся съезд Советов Союза Советских Социалистических Республик, который юридически оформил образование СССР. Были утверждены: «Декларация об образовании СССР» и «Договор об образовании СССР». «Доклад о Декларации» и «Договор об образовании СССР» сделал на съезде И.В. Сталин. Съездом были проведены выборы ЦИК СССР. Первыми председателями ЦИК СССР были избраны председатели ЦИК союзных республик: М.И. Калинин, Г.И. Петровский, А.Г. Червяков, Н.Н. Нариманов. Исполнительным органом являлся СНК СССР.

Первое правительство СССР было образовано ЦИК СССР в июле 1923 г. Возглавлял правительство В.И. Ленин.

Первыми субъектами СССР были четыре союзные республики: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. В дальнейшем СССР пополнялся новыми субъектами.

На первом этапе развития Союза ССР происходило национально-государственное размежевание в Средней Азии, на территории Туркестанской АССР (входившей в состав РСФСР) и двух самостоятельных государств - Хорезмской и Бухарской народных советских республик.

На первых Всеузбекском и Всетуркменском съездах Советов, прошедших в феврале 1925 г., были приняты декларации об образовании Узбекской ССР и Туркменской ССР. На съездах также были приняты решения о вхождении Узбекской ССР и Туркменской ССР в состав СССР. 13 мая 1925 г. на III съезде Советов СССР были одобрены решения Узбекской ССР и Туркменской ССР, и последние были приняты в состав СССР. На них стало распространяться действие договора об образовании Союза ССР.

Был завершен процесс объединения таджикских земель в единое национальное Советское государство. В декабре 1926 г. I съезд Советов принял Декларацию об образовании Таджикской АССР и вхождении ее в Узбекскую ССР. 15 октября 1929 г. III Чрезвычайный съезд Советов Таджикистана принял Декларацию, в которой провозгласил выход из состава Узбекской ССР и создание Таджикской ССР. На VI съезд Советов Союза ССР, прошедшем 17 марта 1931 г., Таджикская ССР была принята в состав СССР.

На территории РСФСР в 1920 г. образовалась Киргизская АССР, переименованная в апреле 1925 г. в Казахскую АССР. В ее составе в феврале 1925 г. возникла Кара-Калпакская автономная область, которая в 1930 г. вошла непосредственно в РСФСР, а в 1932 г. была преобразована в АССР. В октябре 1924 г. образовалась Кара-Киргизская автономная область (в составе РСФСР), переименованная в 1925 г. в Киргизскую АО и преобразованную затем в АССР (1927 г.).

Новые правительства сняли запреты на деятельность коммунистических партий и проведение демонстраций и назначили внеочередные парламентские выборы. На выборах, состоявшихся 14 июля во всех трёх государствах, победу одержали прокоммунистические Блоки (Союзы) трудового народа - единственные избирательные списки, допущенные к выборам. По официальным данным, в Эстонии явка составила 84,1 %, при этом за Союз трудового народа было отдано 92,8 % голосов, в Литве явка составила 95,51 %, из которых 99,19 % проголосовали за Союз трудового народа, в Латвии явка составила 94,8 %, за Блок трудового народа было отдано 97,8 % голосов. Выборы в Латвии, согласно информации В.Мангулиса, были фальсифицированы.

Вновь избранные парламенты уже 21-22 июля провозгласили создание Эстонской ССР, Латвийской ССР и Литовской ССР и приняли Декларации о вхождении в СССР. 3-6 августа 1940 г., в соответствии с решениями. Верховного Совета СССР, эти республики были приняты в состав Советского Союза. Из литовской, латвийской и эстонской армий были сформированы литовский (29-й стрелковый), латвийский (24-й стрелковый) и эстонский (22-й стрелковый) территориальные корпуса, вошедшие в состав ПрибОВО.

Класс: 9

Цель урока: охарактеризовать механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР.

Задачи урока:

  • Охарактеризовать первые шаги национальной политики Советского государства.
  • Определить предпосылки образования СССР.
  • Рассмотреть различные планы объединения республик.
  • Определить принципы построения СССР.

План урока:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Первые шаги национальной политики Советского государства.
  3. Предпосылки образования СССР.
  4. Проекты объединения республик.
  5. Образование СССР.
  6. Конституция СССР 1924 г.
  7. Заключение.

Понятия: автономия, федерация, суверенитет, советизация

Оборудование урока: карта «Образование СССР 1922–1940», учебник, раздаточный материал (документы), иллюстративный материал (гербы и флаги советских республик, СССР).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок с элементами лабораторной работы.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Распад СССР в 1991 году является одним из самых значительных и драматических событий мировой истории XX века. Тем более истории русского народа второй половины XX века, когда многие стали очевидцами распада СССР – огромного по территории многонационального государства, возникшего в 1922 году. Тогда очевидцами объединения были ваши прабабушки и прадедушки. История граждан СССР – это история людей разных национальностей, вероисповедания, культурных традиций и обычаев.

Цель нашего занятия рассмотреть механизм объединения республик в единое государство: установить, как и на каких основах образовался СССР. А на последующих уроках – узнать, как развивалось это государство и в силу каких причин распалось. Географическое положение России заставляло ее, начиная с XV века, вести непрерывную колонизацию новых территорий и, в конечном итоге, обрекло на «имперскую судьбу». Наряду со славой и величием этот статус принес стране и массу проблем, в том числе – внутренних, в частности, национальных. Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей. Необходимо отметить, что национальный вопрос был одним из важнейших в истории России XX века. В ходе урока мы выясним, как был решен национальный вопрос в Советском государстве.

2. Первые шаги национальной политики Советского государства.

Прежде всего, давайте вспомним из каких представлений исходили большевики в решении национального вопроса в дооктябрьский период:

1) Как была сформулирована программа большевиков по национальному вопросу на II съезде РСДРП в 1903 г.?

  • Первая часть программы: право наций на самоопределение и их равноправие.

2) Приведите примеры национальных притеснений в России до октября 1917 г. (Приложение 1)

Как вы понимаете, что такое автономия ?

3) Каковы были шаги партии большевиков по реализации первой части программы после прихода к власти?

  • 25-26 октября 1917 г. приход большевиков к власти.
  • равенство народов России;
  • их право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства;
  • отмена национальных и религиозных привилегий;
  • свободное развитие национальных меньшинств населяющих территорию России.

10 января 1918 г. III Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов одобрил «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:

Работа с документом № 1 (Приложение 2)

Из «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа»:

Ответ на вопрос : в основе документа лежит принцип федеративного устройства государства – это форма государственного устройства, при которой государство образуют федеральные единицы, имеющие свои органы власти; действуют единые конституция, законы, органы власти.

Федеративное устройство страны закреплялось в Конституции 1918 г. и ее названии – Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика (РСФСР)

Учитель: В 1917-1918 гг. Российская империя распалась: из ее состава вышли Польша, Финляндия, Украина и др. Россия стала называться РСФСР. Однако в ходе Гражданской войны пошли обратные процессы – большевики национальных окраин начали объединяться с российскими для борьбы со своими врагами. Лозунг Белого движения «единой и неделимой России» оттолкнул часть населения. В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. После аннулирования Брестского договора 1918 г. началась СОВЕТИЗАЦИЯ, т.е. расширение советской системы путем освобождения оккупированных немецко-австрийскими войсками территорий. Красная армия вступила на территории Белоруссии, Прибалтики, Закавказье, Дальнего Востока, создавались советские правительства.

К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом:

Зона советской власти – формально независимые советские социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика, Среднеазиатская народная республика – Хорезмская и Бухарская.

Суверенитет у Латвии, Литвы, Эстонии, Финляндии, Польши.

Запись в тетрадь:

Все республики были связаны военно-политическим, дипломатическим союзами, единой Красной армией, партийным руководством, общей экономикой по плану ГОЭЛРО. Власть осуществляла единая КП, руководимая ЦК из Москвы.

Апрель 1922 г. И.В.Сталин избран Генеральным секретарем ЦК РКП (б), оставался наркомом по делам национальностей.

Он возглавил подготовку к объединению республик.

3. Предпосылки образования СССР.

Каковы же предпосылки объединения республик?

Работа с документом № 2 (Приложение 3)

Текст выступления И.В. Сталина на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 г.

Ответ на вопрос : беседа с классом и запись в тетрадь.

Предпосылки образования СССР:

  1. Хозяйственное единство, исторически сложившееся взаимозависимость и разделение труда между республиками.
  2. Стремление к единой внешней безопасности республик.
  3. Однотипность государственного устройства и единая политическая партия у власти.
  4. Актуальные идеи и стремления жить в едином сильном государстве.

Вопрос об основах объединения был сложным и дискуссионным.

В октябре 1922 г. Пленум ЦК одобрил ленинский план. Этот проект приняли за основу и на Всесоюзном съезде Советов было принято решение о заключении союзного договора и создании СССР.

5. Образование СССР.

Запись в тетрадь:

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов провозгласил создание СССР в составе РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР.

Первоначально в состав СССР вошли 4 республики. Затем состав СССР постепенно расширялся:

1924 г. в СССР вошли Туркмения и Узбекистан (Таджикистан был тогда его частью);

1929 г . Таджикистан вошел в состав СССР как союзная республика;

1936 г. ЗСФСР разделилась на союзные республики – Грузию, Армению, Азербайджан;

1936г. Казахстан и Киргизия (11 союзных республик закрепила Конституция «победившего социализма» 1936 г.);

1940 г. Литва, Латвия, Эстония, Молдавия.

6. Конституция СССР 1924 г.

Работа с документом № 3 (Приложение 4)

Из союзного договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 г.)

Изучите документальный материал и составьте схему высших органов власти и управления СССР (схема) (Приложение 5)

Союзный договор содержал ст. 22 о флаге и гербе СССР. Сообщение учащегося о государственной символике СССР.

7. Подведение итогов.

Беседа с классом:

Каково значение образования СССР?

Использование цитат «Из речи М.И. Калинина на I съезде Советов СССР»; «Из Обращения Президиума ЦИК СССР ко всем народам и правительствам мира в связи с образованием СССР»:

  • в рамках СССР многие народы получили возможность развивать экономику и культуру;
  • образование СССР способствовало укреплению коммунистического режима;
  • усиление военной мощи страны;
  • позволило успешнее решать задачи строительства социализма, противостоять капиталистическому миру;
  • сплочение народов, содействие дружественному сотрудничеству.

Учитель: несмотря на то, что за каждой из республик закреплялось право выйти из СССР на практике эти нормы не будут соблюдаться. Не могли республики выйти из СССР - не было юридической процедуры выхода. Невзирая на Конституцию, Сталин в полном объеме реализует свой автономизации. Ущемление прав национальностей и даже переселения, депортации целых народов в эпоху сталинизма будут обычным делом. По сути СССР с самого начала являлся жестко централизованным государством, а власть Советов на деле подменялась властью Коммунистической партии.

Литература:

  1. Боффа Дж. История Советского Союза. М., 1994.
  2. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900-1940 гг. М., 1992.
  3. История национально-государственного строительства в СССР. 1917–1978 гг. М., 1978.
  4. Кириллов, М.Н. Чернова Поурочные методические разработки и сценарии уроков к курсу истории России XIX–XX веков. М., 2000.
  5. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России. М., 2001
  6. Хрестоматия по истории России. 1917–1940 / Под ред. М.Е.Главацкого. М., 1994

Образование и развитие СССР 1922-1940 страница 8

1. Подпишите на карте самую большую советскую республику, дату её образования и столицу.

2. Выделите границу Закавказской Федеративной Советской Республики. Из каких республик состояла эта федерация?

3. Обозначьте место и дату проведения I Всесоюзного съезда Советов, принявшего Декларацию об образовании СССР. Подпишите и подчеркните названия республик, подписавших Союзный договор.

4. Обозначьте западную границу СССР в 1922 г. Выделите штриховкой территории, которые вошли в состав Советского Союза в 1939-1940 гг. Обозначьте границу СССР на 22 июня 1941 г.

5. Подпишите названия всех советских социалистических республик, входивших в состав СССР на 1941 г.

6. Подпишите крупные промышленные центры, созданные в стране в годы индустриализации.

7. В середине 1930-х гг. началась навигация по Северному морскому пути. Используя дополнительную информацию, проложите этот путь на карте, подпишите города в начале и конце пути, а также имя известного советского учёного, исследователя этого пути