Болезни Военный билет Призыв

О красоте человеческих лиц заболоцкий анализ. Стихотворение Н. А. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» (восприятие, истолкование, оценка). C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

Имя Николая Заболоцкого связывают с реалистической традицией в литературе, которую развивали поэты, входящие в группу «Объединения Реального Искусства». Годы работы были посвящены «Детгизу», издательству, выпускающему произведения для детей, а Заболоцкий ко всему прочему имел педагогическое образование. Именно поэтому многие его стихи могут быть адресованы и отлично поняты детьми и подростками, при этом они не содержат скучной дидактичности и отвечают на первые философские вопросы, волнующие юных читателей.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» появилось в завершении писательской деятельности Николая Заболоцкого - в 1955 году. Был период «оттепели», Заболоцкий испытывал творческий подъем. Многие строки, которые у всех на устах, родились именно в это время - «Некрасивая девочка», «Не позволяй душе лениться», многие объединены общей проблематикой.

Главная тема стихотворения

Главная тема стихотворения - мысль о том, что жизненный путь, черты характера, привычки и наклонности - все это буквально пишется на лице человека. Лицо не обманывает, и рассказывает всё человеку, способному логически мыслить и анализировать, составляя не только внешний, но и внутренний портрет. Умение составлять такие портреты, читая судьбу собеседника, словно книгу, называется физиогномикой. Так, для наблюдательного физиогномиста один человек предстанет вычурно-прекрасным, но пустым внутри, другой может оказаться скромным, но содержать в себе целый мир. Еще люди похожи на здания, ведь каждый человек «строит» свою жизнь, и у каждого получается по-разному - либо роскошный замок, либо ветхая лачуга. Окна в построенных нами зданиях - это наши глаза, по которым можно прочесть внутреннюю жизнь - наши мысли, намерения, мечты, наш интеллект.

Заболоцкий и рисует эти несколько образов-зданий, прибегая к развернутым метафорам:

Совершенно ясно, что самому автору по душе такие открытия - когда в «маленькой хижине» обнаруживается настоящий клад положительных человеческих качеств, талантов. Такую «хижину» можно открывать снова и снова, и она будет радовать своей разносторонностью. Такая «хижина» внешне неприметна, но опытному человеку, умеющему читать лица, может посчастливиться встретить такого человека.

Автор прибегает к приемам развернутой метафоры и антитезы («порталы» противопоставлены «жалким лачугам», высокомерные «башни» небольшим, но уютным «хижинам»). Противопоставляются величие и приземленность, талант и пустота, теплый свет и холодная темнота.

Структурный анализ стихотворения

Среди стилистических средств художественной изобразительности, выбранных автором, также можно отметить анафору (единоначатие строк «Есть..» и «Где…»). С помощью анафоры раскрытие образов организуется по единой схеме.

Композиционно стихотворение содержит нарастающую эмоциональность, переходящую в торжество («Поистине мир и велик и чудесен!»). Авторская позиция в финале выражена восторженным осознанием того, что людей великих и чудесных в мире немало. Нужно лишь их отыскать.

Стихотворение написано в размере четырехстопного амфибрахия, содержит 4 катрена. Рифма параллельная, женская, по преимуществу точная.

Классик русской литературы сравнивал глаза человека с зеркалом, в котором отражается душа. Само по себе это несложное оптическое устройство красивым не бывает, речь идти может лишь о его качестве (ровности поверхности и материале внутреннего покрытия). В крайнем случае, говорить можно о раме - она, как правило, соответствует стилю убранства помещения. Красота появляется, когда в зеркало кто-то заглядывает. Или не появляется. Интересно поговорить о красоте человеческих лиц. Анализ жизненного пути, пройденного человеком, позволяет по трудноуловимым признакам судить о его уме, честности, выпавших на его долю испытаниях и даже о том, насколько достойно он их преодолел. Поэт Н. А. Заболоцкий проводит собственные метафорические аналогии, сравнивая лица со зданиями и угадывая по ним жильцов-обитателей.

Жизнь поэта

Судьба была нелегкой. Путь в поэзию начался в детстве, которое прошло в Казанской губернии. Отец и мать были сельскими интеллигентами, мальчик много читал и увлекался самыми разными областями знаний, от химии до рисования. Ремесленное училище, поступление в Московский университет сразу на два факультета, перевод в Петроград, написание первых не очень удачных виршей - все это перечеркнула армейская служба. Как ни странно, именно эта мобилизация (1926) и связанные с ней тяготы (они были не самыми страшными, Заболоцкий служил в Питере и фактически ходил на службу, как на работу) подвигли молодого (ему было 23 года) поэта впервые написать что-то серьезное. После армии работал в ОГИЗе (потом его переименовали в ДетГИЗ) у Маршака.

В 1938 его арестовали. Это испытание было посерьезнее, чем армия. Выпустили лишь в 1944-м, а после переложения им «Слова о полку Игореве» даже разрешили проживать в столице и восстановили в СП. После начала «оттепели» Николай Алексеевич ощутил творческий подъем, продолжавшийся почти до самой смерти. При жизни вышли четыре его сборника, в последний из которых вошло написанное в 1955 голу стихотворение «О красоте человеческих лиц». Анализ мироощущения автора дает основания считать его человеком, умевшим мыслить образно и нестандартно.

На первый и поверхностный взгляд кажется, что поэт использует довольно распространенный прием противопоставления. Вот так примерно: есть человек красивый, богатый и здоровый, но скверный и подлый, а другой - полный его антипод, кривой, косой, хворый и бедный, но зато душа у него неописуемо великолепная.

Поэтическая физиогномистика

Нет, не так прост Заболоцкий. Сравнивая лица то с величественными порталами, то с высокими башнями, он не забывает и о лачугах, причем жалких, воспринимая их весьма критически. Кому понравится некрасивый и неопрятный дом? Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» вызывает воспоминание об известном афоризме другого классика, утверждавшего, что все должно быть прекрасным в человеке, в том числе и лицо, не говоря уже о мыслях. Именно думы человеческие расцвечивают это серебристое покрытие, либо насыщая его или теплом и светом, либо же погружая во мрак душевное зазеркалье. Хороший психолог становится и физиономистом, ему достаточно взглянуть на лицо, и он сразу понимает, кто перед ним - хитрец, лгун или честный малый. Так же легко он отличит умницу от глупца. Наверно, примерно так рассуждал Заболоцкий о красоте человеческих лиц. Анализ этого стихотворения приводит к выводу о том, что поэт был хорошим физиономистом.

Возраст

Если верить меткой французской поговорке, в молодости человек носит физиономию, полученную от Бога, в зрелости ту, что ему удалось себе «сделать», а в старости довольствуется той, что заслужил. Исходные внешние данные от личности не зависят, он может быть красивым или не очень, высоким или небольшого роста, но собственную судьбу и отношения с другими людьми создавать можно и нужно. Анализ стихотворения «О красоте человеческих лиц» наводит на мысль о том, что написано оно человеком немолодым. Почему? Да потому, что в юные годы все падки на внешность, так уж устроена природа, в том числе и сексуальная. Только в зрелости человек чаще всего понимает, что есть качества важнее смазливости. К тому же по лицу, лишенному морщинок, читать труднее. А еще ведь есть люди, скрывающие свои мысли строже, чем какие-то сокровищницы. В отличие от истинных духовных «алмазных фондов», такие меры предосторожности предпринимаются для того, чтобы никто не узнал страшной тайны. В башнях с узкими бойницам и темницах с решетками обычно прячется пустота. Таковы метафоры, примененные поэтом в стихотворении «О красоте человеческих лиц». Анализ вполне соответствует грустным реалиям. Заболоцкий написал это стихотворение за три года до своей смерти. Было ему, правда, всего 52 года, но нелегкая жизнь обычно способствует приобретению богатого жизненного опыта.

Чьи окошки радовали Николая Алексеевича?

Сравнивая чье-то лицо с «малой хижинкой», поэт упоминает об окошках, из которых струится весеннее тепло. Жилище это определяется как неказистое и небогатое. Если бы тот (или та) узнал бы себя в таком портрете, то возможно, это вызвало бы даже определенную обиду. Кому хочется признавать себя неказистым? Анализ стиха Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» позволяет сделать предположение, что несмотря на ссылку на личный опыт («знал я когда-то»), обладатель столь прекрасных и теплых «окошек»-глаз останется для читателя неизвестным.

Восторженные финальные строки

В конце стихотворения Н. А. Заболоцкий полностью уходит от архитектурных аналогий. Его больше не интересуют ни башни, ни казематы, ни величественные дворцы - в них нет истинной красоты, как и в жалких неряшливых лачугах, чьи хозяева не заботятся о порядке и уюте. Он хочет просто высказать свое мнение о красоте человеческих лиц. Анализ финала однозначно указывает на приподнято-оптимистическое настроение автора в момент написания им этих строк. Его влекут небесные высоты, сияющие ноты, солнце и ликующие песни. Именно с такими возвышенно-художественными образами поэту хочется сравнивать самые прекрасные лица. Именно таких людей ему хочется видеть вокруг.

В стихотворении «О красоте человеческих лиц» Н.А. Забо­лоцкий выступает мастером психологического портрета. Раз­ные человеческие лица, описанные им в этом произведении, со­ответствуют различным типам характеров. Сквозь внешний настрой и эмоциональное выражение лица Н.А. Заболоцкий стремится заглянуть в душу человека, увидеть его внутреннюю сущность. Поэт сравнивает лица с домами: одни - пышные порталы, другие - жалкие лачуги. Прием контраста помогает автору рельефней очертить различия между людьми. Одни - возвышенные и целеустремленные, наполненные жизненными планами, другие - убогие и жалкие, а иные вообще выглядят отстраненно: все в себе, закрыты для окружающих.

Среди множества разных лиц-домов Н.А. Заболоцкий на­ходит одну неказистую, небогатую хижину. Но из ее окошка струится «дыханье весеннего дня».

Стихотворение заканчивается оптимистическим финалом: «Есть лица - подобья ликующих песен. Из этих, как солнце сияющих нот Составлена песня небесных высот».

Метафора «песня небесных высот» символизирует высо­кий духовный уровень развития. Н.А. Заболоцкий использует в стихотворении перечислительную интонацию, прием кон­траста («великое чудится в малом»), обилие колоритных эпи­тетов («пышные порталы», «жалкие лачуги», «холодные, мертвые лица» и т.д.), сравнения («ноты, сияющие, как солн­це», «лица, как башни, в которых никто не живет», «лица, за­крытые решетками, словно темница»).

Легко запоминается и создает светлое, радостное настрое­ние поэтичный образ «дыханья весеннего дня». Это дыхание струится, напоминая неиссякаемый поток положительной энергии, которую автор дарит людям.

Анализ стихотворения Заболоцкого Н.А. «О красоте человеческих лиц»

5 (100%) 2 votes

На этой странице искали:

  • Анализ стихотворения заболоцкого о красоте человеческих лиц
  • анализ стихотворения о красоте человеческих лиц
  • О красоте человеческих лиц анализ
  • анализ стиха о красоте человеческих лиц
  • заболоцкий о красоте человеческих лиц анализ

Пережив множество сложных ситуаций – ссылку в лагеря, разрыв с женой, – Н. Заболоцкий научился тонко чувствовать человеческую натуру. Он мог угадать, о чем думает собеседник по выражению лица или интонации. В зрелом возрасте поэт написал произведение «О красоте человеческих лиц» (1955).

Тема стихотворения – человеческое лицо как зеркало души. Поэт утверждает, что скульптором наших лиц является внутреннее состояние, которое может придать величия или жалкости. Внимательно читая произведение, нетрудно догадаться, какие обличья являются идеалом красоты для самого автора.

Ключевые образы стиха – человеческие лица. Автор создает целую галерею их, проводя параллели с архитектурными сооружениями пышными порталами, жалкими лачугами, темницами и башнями. Н. Заболоцкий оригинально описывает человеческое одиночество: «Другие - как башни, в которых давно // Никто не живет и не смотрит в окно». Кажется, в строчках стихотворенья лица теряют человеческий облик, превращаясь в маски.

Среди всех «домов»-обличий Н. Заболоцкий выделяет «малую хижинку». Она не отличается красотой или изящностью, но излучает «дыхание весеннего дня», которое как бы намекает на душевное богатство. Напоследок поэт говорит о лицах подобных песням, которые издают ноты похожие на солнце. Последние два типа лиц являются эталоном красоты для автора, хоть прямо об этом он и не говорит.

Произведение «О красоте человеческих лиц» Н. Заболоцкого построено на контрасте: «жалкое» - «великое», «неоказистое» – «подобие ликующих песен». Между противоположными образами автор пытается сохранить плавный переход, который можно наблюдать между лицами в толпе людей. Он не критикует некрасивые «хижины» понимая, что очень часто внешность – результат жизненных обстоятельств.

Главное художественное средство в произведение – метафора. Практически в каждой строке автор создает метафорический образ дома, символизирующий лицо. Важную роль играют и сравнения, выполняя в этом стихе те же функции, что и метафора: «лица, подобные пышным порталам», «… лица, закрыты решетками, словно темница». Дополнительный троп – эпитеты: «малая хижинка», хижинка «неоказиста, небогата», «жалкая лачуга». Они помогают уточнить детали, ярче передать авторскую мысль, реализовать идею.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» не поделено на строфы, хоть по смыслу в нем четко выделяются катрены. Такая композиция, вероятно, символизирует совокупность разных лиц, за которыми мы можем наблюдать ежедневно. Рифма в стихе параллельная, стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий. Спокойный интонационный рисунок произведения только раз прерывается восклицанием, выражающим восхищение автора. Ритмическая и интонационная организация текста гармонично сплетаются с его содержанием и композицией.

Стих Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц» раскрывает вечную тему взаимозависимости души и внешности, но автор не идет дорожками, протоптанными другими писателями, облачая свои мысли в оригинальную художественную форму.

Стихотворение «О красоте человеческих лиц» было написано Заболоцким в 1955 г. и напечатано впервые в журнале «Новый мир» за 1956 г., в № 6.

В последние годы своей жизни Заболоцкий был крайне подозрительным. Он боялся, что его снова арестуют, боялся измены друзей. Не удивительно, что поэт вглядывался в лица людей, читая по ним их души и пытаясь найти искренние.

Жанр стихотворения

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Проблема истинной, душевной красоты волновала Заболоцкого в этот период времени. Ей, например, посвящено одно из самых знаменитых стихотворений поэта – хрестоматийная «Некрасивая девочка».

В 1954 г. писатель пережил первый инфаркт, столкнулся с неискренностью и лицемерием близких. Последние годы жизни он очень ценил всё настоящее, истинное, в том числе и красоту.

Тема, основная мысль и композиция

Философская тема заявлена в названии стихотворения.

Основная мысль: красота человеческих лиц заключена не во внешних чертах, а в душе, отражённой во взгляде, в выражении.

Стихотворение состоит из четырёх строф. В первых двух описаны четыре типа лиц неприятных. В третьей строфе возникает лицо, которое дарит радость. Последняя строфа – обобщение: лирический герой восхищён величием и гармонией вселенной, в которой есть лица божественной, небесной красоты, отражающие божественную природу человека.

Тропы и образы

Основной троп стихотворения – сравнение, образуемое при помощи слов «подобия» (2 раза), «подобно» и «как» (по 1 разу).

Первый тип лиц – «подобные пышным порталам». С помощью антонимов во второй строке лирический герой раскрывает «загадку» этих лиц: «Великое чудится в малом». Безличный глагол «чудится» сразу выдаёт «тайну» такого Значительного Лица (гоголевская параллель напрашивается), состоящую в том, что на самом деле нет никакой тайны, есть лишь напыщенная наглость. «Красота» таких лиц – внешняя, лицемерная.

Другой тип лиц некрасив даже внешне. Они подобны жалким лачугам, но и внутри отвратительны, наполнены вонью и грязью, требухой (метафора «варится печень и мокнет сычуг»).

Второе четверостишие полностью посвящено мёртвым лицам и мёртвым душам. Вот третий тип лиц: их лирический герой характеризует эпитетами «холодные, мёртвые». Они сравниваются с закрытыми решётками темницы. Это лица равнодушных людей. Но бывают души и «ещё мертвее» (и здесь вновь прослеживается гоголевская художественная логика), и это – четвёртый тип: покинутые башни (свежая метафора) некогда могучей, на века возведённой крепости, ныне, увы, бессмысленной и необитаемой. В окна этих башен (метафорический образ человеческих глаз) давно никто не смотрит, ибо в башнях «никто не живёт» – а кто мог бы там жить? Конечно, душа. Значит, душевная жизнь человека, физически ещё живого, давно прекратилась, и лицо его эту смерть души невольно выдаёт.

Развитие метафоры окон (в значении глаз), но уже в положительном смысле, мы видим в третьей строфе, в которой описано лицо человека, остающегося живым не только телом, но и душой. Такой человек не выстраивает лицом крепостей с неприступными башнями, нет в лице его показного величия, «хижина» его «неказиста» и «небогата», но этим, казалось бы, сугубо отрицательным эпитетам контекст всего стихотворения придаёт противоположный – положительный – смысл, а метафора «дыханье весеннего дня», которое «струится» из окошка хижины, довершает образ восхитительного, одухотворённого лица.

Наконец, четвёртая строфа начинается строкой веры и упования лирического героя: «Поистине мир и велик и чудесен!» Оба эпитета в данном контексте переливаются всеми оттенками своих значений. Это не только оценочные эпитеты: «велик» в смысле величья и «чудесен» в смысле «прекрасен». Но это вера в то, что мир настолько огромен («велик» в смысле величины) и долговечен, что унылая действительность, окружающая лирического героя, есть как бы очень частный случай, вызванный нынешними печальными обстоятельствами. Истинно человеческие лица есть чудо (и в этом смысле «чудесны»), они подобны песням , созданным из нот, каждая из которых сияет, как солнце (два нанизанных друг на друга сравнения).

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным амфибрахием, рифмовка смежная, женские рифмы чередуются с мужскими.