Болезни Военный билет Призыв

Описание как тип речи. Постановка целей описания бизнес-процессов. Пример описания цели: цель – деньги

Миссия задает общие ориентиры направления функционирования организации; конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей. Поэтому можно сформулировать, что цели - это конкретное реальное состояние характеристик организации, достижение которых является для нее обязательным и на что направлена ее деятельность; или так: "цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности ". В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Одна из основных заповедей фирмы ИБМ гласит" что цель - это очередная высота, которую необходимо фирме взять с боем.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей, на которые ориентируется руководство фирмы. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, правильно сформулировать цели, необходимо выделить ключевые требования, характеристики целей:

  • - сложность цели;
  • - специфичность цели;
  • - приемлемость цели;
  • - приверженность цели;
  • - конкретность цели;
  • - измеримость цели;
  • - ориентация целей во времени;
  • - достижимость целей;
  • - гибкость целей;
  • - совместимость целей;
  • - взаимоподдерживающие цели.

Эти характеристики цели влияют как собственно на цель, так и на те усилия, которые человек готов затрачивать, чтобы достичь поставленной перед ним цели.

Сложность цели отражает степень профессионализма и уровень исполнения, необходимый для ее достижения. Существует непосредственная связь между сложностью цели и выполнением работы. Чем сложнее цели ставит перед собой человек, тем, как правило, лучших результатов он добивается. Исключение составляет тот случай, когда ставятся цели нереально высокие, которые в принципе не могут быть достигнуты.

Специфичность цели отражает количественную ясность цели, ее точность и определенность. Экспериментальными исследованиями было установлено, что более конкретные и определенные цели ведут к лучшим результатам, к лучшему исполнению работы, чем цели, имеющие широкий смысл с нечетко определенным содержанием и границами.

Приемлемость цели отражает степень, до которой человек воспринимает цель как свою собственную. Приемлемость цели оказывает существенное влияние на то, как воздействует на исполнение работы сложность и специфичность цели. Если человек не приемлет цель, то и сложность, и специфичность цели будут иметь очень слабое влияние на исполнение работы. Приемлемость цели человеком напрямую зависит от того, воспринимается ли она им как достижимая, и от того, какие выгоды он может получить при достижении цели. Если выгоды не очевидны, то цель может быть не принята.

Приверженность цели отражает готовность затрачивать усилия определенного уровня для достижения цели. Эта характеристика может играть решающую роль на стадии исполнения, если реальность, трудности выполнения работы будут существенно отличаться от того, какими они представлялись на стадии постановки цели. Приверженность цели может возрастать по мере исполнения работы, а может и понижаться. Поэтому руководство должно постоянно контролировать уровень приверженности цели со стороны работников и осуществлять необходимые меры для поддержания ее на должном уровне.

Конкретность цели определяет, в каком направлении должно осуществляться функционирование организации. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь, и кто исполнитель. Чем конкретнее цель, тем легче определить стратегию ее достижения. Если цель сформулирована конкретно, то это позволяет добиться, что все или подавляющее большинство сотрудников организации будут легко понимать ее, и, следовательно, знать, что их ожидает.

Измеримость цели означает, что цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить, или каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута.

Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую точку отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей.

Если цели неизмеримы, то они порождают разнотолки, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.

Ориентация целей во времени означает, что следует точно определить не только, что организация хочет осуществить, но также, время достижения результата.

Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочные цели имеют весьма широкие временные рамки. Организация формулирует их в первую очередь. Затем вырабатываются краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей.

Разделение на долгосрочные и краткосрочные цели имеет принципиальное значение, так как эти цели существенно различаются по содержанию. Для краткосрочных целей характерна гораздо большая, чем для долгосрочных, конкретизация и детализация в вопросах: кто, что и когда должен выполнить. Если возникает необходимость, между долгосрочными и краткосрочными целями устанавливаются еще и промежуточные цели, которые называются среднесрочными.

Долгосрочные цели могут достигаться через 3-5 лет, краткосрочные - в пределах года, среднесрочные - 2-3 года.

Достижимость целей должна служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к тяжелым последствиям. Нереальная для достижения цель приводит к демотивации работников и потере ими ориентира, что негативно сказывается на деятельности организации.

Гибкость целей определяет установление их таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти. Менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внести изменения в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых к организации со стороны окружения, либо же новых возможностей, появляющихся у организации.

Совместимость целей предполагает, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные цели - долгосрочным. Но временная совместимость не является единственным направлением установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и к установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и цели проникновения на новые рынки. Также важно всегда помнить, что совместимости требуют цели роста и цели поддержания стабильности.

Взаимподдерживающие цели определяют эффективность множественных целей. Действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимподдерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня. Особенность иерархического построения целей в организации состоит в том, что, во-первых, цели более высокого уровня всегда носят более срочный временной интервал достижения. Во-вторых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения цели более высокого уровня. Иерархия целей в организации играет важную роль, так как она в основном устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый вклад в деятельность организации по достижению ею целей организации в целом.

Одними из важных целей для стратегического управления являются цели роста организации. Данные цели отражают соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли организации, темпа изменения объема продаж и прибыли по отрасли в целом. В зависимости от того, какое это соотношение, темп роста организации может быть быстрым, стабильным или может наблюдаться сокращение. Соответственно этим темпам роста могут устанавливаться цели быстрого роста, цели стабильного роста и цели сокращения.

Цель быстрого роста является привлекательной, однако и сложной для достижения. Организации, если у нее для достижения данной цели есть все необходимые предпосылки, следует отдавать предпочтение именно этой цели роста. Чтобы справиться с быстрым ростом, руководство организации должно обладать такими качествами, как глубокое понимание рынка, умение выбирать наиболее подходящую часть рынка и концентрировать свои усилия на этой части рынка, умение хорошо использовать имеющиеся у организации ресурсы, умение чутко ощущать ход времени и хорошо контролировать во времени протекающие в организации процессы. В случае быстрого роста организации" необходимо иметь опытных менеджеров, умеющих рисковать. Стратегия организации должна быть сформулирована очень ясно.

Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении организация развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Данная цель не предполагает экспансии организации, а означает, что организация стремится сохранить неизменной свою долю рынка.

Цель сокращения ставится организацией тогда, когда по целому ряду причин она вынуждена развиваться более медленным темпом, либо даже сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели отнюдь не означает, что у организации протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь совершенно различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей одна за другой.

Наиболее распространенными направлениями, по которым устанавливаются цели, это:

Прибыльность, отражаемая в показателях: величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и т.п.; показателями рентабельности могут служить: уровень прибыли, норма прибыли, ежегодный прирост прибыли.

Маркетинг - достижение определенного уровня продаж в абсолютном выражении или установленной доли продаж на одном или нескольких рынках или их сегментах; диверсификация продукции и распределение номенклатуры; внедрение новых продуктов; мероприятия по улучшению системы распределения и содействия сбыта; расширение объема предоставляемых технических услуг и услуг по реализации продукции.

Производство - установление нормативных показателей, обеспечивающих более эффективное использование материальных и других ресурсов; разработку различных программ: снижение издержек производства и контроль за качеством продукции, производство новой и усовершенствование выпускаемой продукции, объем производимой за единицу времени продукции, снятие продукции с единицы производственных мощностей и т.п.

Финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации, величину оборотного капитала, использование источников финансирования, минимизация налогообложения.

Научные исследования и разработки, описываемые в таких показателях, как величина затрат на выполнение проектов в области НИР, сроки введения нового продукта и его качество; совершенствование технического уровня производства.

Изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений.

Человеческие ресурсы, описываемые с помощью показателей, отражающих текучесть кадров, повышение квалификации работников, структуру кадров и т. п.

Оказание помощи обществу, описываемое такими показателями, как объем благотворительности, сроки проведения благотворительных акций и т. п.

Цели филиалов и дочерних компаний, формируемые обычно материнской компанией, сводятся к следующим: увеличение продаж и темпов роста компании; повышение доли компании на рынке; рост нормы прибыли; "вживание" филиала, дочерней компании и вклад в развитие экономики принимающей страны (открытая продажа акций филиала, рост экспорта, рост доли местного рынка в снабжении филиала сырьем и полуфабрикатами).

Процесс установления целей в разных организациях проходит по-разному. В одних - установление целей полностью централизовано, в других же имеет место полная децентрализация. Есть организации, в которых процесс установления целей носит промежуточный, между полной централизацией и полной децентрализацией, характер. Каждый из данных подходов имеет свою специфику, свои преимущества и недостатки. Так, в случае полной централизации при установлении целей все цели определяются самым верхним уровнем руководства организацией. При таком подходе все цели подчинены единой ориентации. И это является определенным преимуществом. В то же время у этого подхода есть существенные недостатки, суть одного из которых состоит в том, что на нижних уровнях организации может возникать неприятие этих целей и даже сопротивление.

В случае децентрализации в процессе установления целей участвуют наряду с верхним уровнем и более низкие уровни организации. Есть две схемы децентрализованного установления целей. При одной - процесс установления целей идет сверху вниз. Декомпозиция целей происходит следующим образом: каждый из нижестоящих уровней в организации определяет свои цели, исходя из того, какие цели были установлены для более высокого уровня. Вторая схема предполагает, что процесс установления целей идет снизу вверх. В этом случае нижестоящие звенья устанавливают себе цели, которые служат основой для установления целей последующего, более высокого уровня.

Как видно, для разных подходов к установлению целей характерно наличие существенных различий. Однако общим требованием к установлению целей является то, что решающая роль во всех случаях должна принадлежать высшему руководству.

Процесс установления целей состоит из трех последовательных стадий. На первой стадии происходит осмысление результатов анализа среды, на второй - выработка соответствующей миссии и, наконец, на третьей стадии непосредственно вырабатываются цели организации.

Правильно организованный процесс выработки целей предполагает прохождение четырех фаз:

  • - выявление и анализ тех тенденций, которые наблюдаются в окружении;
  • - установление целей для организации в целом;
  • - построение иерархии целей;
  • - установление индивидуальных целей.

Первая фаза. Влияние среды сказывается не только на установлении миссии. Цели также сильно зависят от состояния окружающей среды. Ранее, когда обсуждался вопрос о характеристиках целей, говорилось, что они должны быть гибкими, чтобы их можно было менять в соответствии с изменениями, происходящими в среде. Однако из этого не следует делать заключения, что цели должны быть привязаны к состоянию среды только путем постоянной корректировки и приспособления к тем изменениям, которые происходят извне. При правильном подходе к установлению целей руководство должно предвидеть, в каком состоянии окажется окружающая среда, и устанавливать цели в соответствии с этим предвидением. Для этого очень важно выявить тенденции, характерные для процесса развития экономики, социальной и политической сфер, науки и техники. Но правильно предусмотреть всего невозможно. Более того, иногда в окружении могут происходить изменения, которые никак не вытекают из обнаруженных тенденций. Поэтому менеджеры должны быть готовы к тому, чтобы ответить на неожиданный вызов, который им может бросить среда. Тем не менее они должны формулировать цели, чтобы ситуационные составляющие нашли в них свое отражение.

Вторая фаза. При установлении целей для организации в целом важно определить, что из широкого круга возможных характеристик деятельности организации следует взять за основу. Далее выбирается определенный инструментарий количественного расчета величины целей. Особое значение имеет система критериев, которыми пользуются при определении целей организации. Обычно эти критерии выводятся из миссии организации, а также из результатов анализа макроокружения, конкурентов и положения организации в среде. При определении целей учитывается то, какие цели были на предыдущем этапе и насколько достижение этих целей способствовало выполнению миссии организации. Наконец, решение по целям всегда зависит от тех ресурсов, которыми обладает организация.

Третья фаза. Установление иерархии целей предполагает определение таких целей для всех уровней организации, достижение которых отдельными подразделениями будет приводить к достижению общеорганизационных целей. При этом иерархия должна строиться как по долгосрочным, так и по краткосрочным целям.

Четвертая фаза. Для того, чтобы иерархия целей внутри организации обрела свою логическую завершенность и стала реально действующим инструментом достижения целей организации, она должна быть доведена до каждого отдельного работника. В этом случае реализуется одно из самых важных условий успешной деятельности организации: каждый работник как бы включается через свои персональные цели в процесс совместного достижения конечных целей организации. Работники в такой ситуации получают представление не только о том, что им предстоит достичь, ной о том, как результаты их труда скажутся на конечных результатах деятельности организации, как и в какой мере их труд будет способствовать достижению целей организации.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В деятельности организации должна присутствовать долгосрочная целевая ориентация и регулярно проводиться корректировка курса с учетом возникающих новых обстоятельств и возможностей.

«На что я трачу свою жизнь? Чего бы мне хотелось? Куда это все меня приведет?». Многие люди задаются подобными вопросами. Обычно такие визионерские мысли приводят к тому, что человек точно формулирует и записывает собственные цели. Одних удовлетворят общие и размытые ответы, тогда как другим точные ответы на подобные вопросы помогут увидеть ясные цели и пути их достижения. Потратив время на формулировку и запись собственных целей, вы тем самым на шаг приблизитесь к их достижению. Всем известно, что достижение поставленных целей напрямую связано с радостью и благополучием.

Шаги

Определите свои цели

    Определитесь, чего вы хотите. Если у вас есть общее представление о том, чего вы хотите или хотели бы достичь, то у вас может возникнуть желание начать работу в этом направлении. Но если точной цели у вас нет, то вполне вероятно, что вы трудитесь или стремитесь к размытой или меняющейся цели. Определение точной цели помогает сохранить время и силы, а также может побудить вас к упорному труду.

    Придерживайтесь конкретики. Это крайне важно для понимания того, чего вы хотите достичь. Определите все общие или размытые условия. Например, заявив о желании быть успешным, необходимо определить, что для вас означает успех. Для одних это возможность зарабатывать много денег, тогда как для других – способность вырастить здоровых и умных детей.

  1. Подумайте, действительно ли вы этого хотите. Вполне нормально желать чего-то и не задаваться вопросом, почему вы этого хотите. Но иногда можно прийти к выводу, что поставленные цели не соответствуют вашим желаниям и мечтам. Можно привести один хороший пример на основе социального восприятия и идей. Многие дети говорят, что в будущем они хотят стать врачами или пожарными, но не понимают значения этих профессий или со временем обнаруживают, что они больше не хотят этого.

    • Спросите себя: насколько окружающие люди повлияли на ваши цели? Это могут быть ожидания родителей, ваших половинок или социальное давление ровесников и СМИ.
    • Ваши цели – это то, что вы хотите сделать для себя , а не для кого-то другого.
  2. Каковы ваши мотивы? Вы пытаетесь достичь чего-то, чтобы доказать неправоту другого человека? У каждого есть свои «истинные» причины, которые могут разниться, поэтому спросите себя, насколько верно вы обозначили цели. Иначе может получиться, что вы будете чувствовать себя неудовлетворенным или разочарованным.

    • Например, если вы хотите стать врачом, то это вызвано желанием помогать людям или же зарабатывать много денег? Если руководствоваться неверными мотивами, то вам может быть сложнее достичь поставленной цели или же вас постигнет чувство неудовлетворенности.
  3. Ставьте перед собой реалистичные цели. Думая о своих целях, очень легко пойти на поводу у живого воображения. Но существуют вещи, которые вам неподвластны. Они могут стать реальной проблемой в достижении таких целей. Ваши цели должны быть реальными и достижимыми.

    • Например, человек может захотеть стать лучшим баскетболистом в мире, но возраст и рост (факторы, неподвластные человеку) могут не позволить ему достичь этого. Постановка изначально недостижимых целей может опустошить вас и лишить мотивации.

    Запишите свои цели

    1. Представьте свои возможности. Потратьте 15 минут, произвольно записывая свои идеи, цели и мечты. Не волнуйтесь по поводу четкости формулировки или очередности. Главное, чтобы эти цели и мечты соответствовали вашей личности и взглядам. Если вам сложно, то попробуйте свободное письмо. Можете описывать следующее:

      • Идеальное будущее
      • Качества людей, которыми вы восхищаетесь
      • Вещи, которые вы могли бы делать лучше
      • Вещи, о которых вы хотели бы узнать больше
      • Привычки, которые вы хотели бы усовершенствовать
    2. Разбивайте цели на конкретные шаги. Придя к определенной идее или мечте, выберите ряд конкретных целей, которые помогут вам в их достижении. Такие цели уже необходимо конкретизировать. Если вы ставите перед собой большие или долгосрочные цели, то разбивайте их на меньшие цели и шаги. Они могут стать вашей стратегией реализации идей и мечтаний.

      • Например: «Я хочу стать хорошим бегуном к моему 50-летнему юбилею». Это большая цель, на достижение которой может требоваться много времени (зависит от вашего нынешнего возраста). Лучше сформулировать цель так: «Хочу подготовиться к полумарафону. Я планирую участвовать в полумарафоне в ближайший год, а в полноценном марафоне – в ближайшие пять лет».
    3. Ранжируйте цели по важности. Взгляните на свои цели и решите, какие из них наиболее важные или желанные. Подумайте о следующем: насколько каждая из целей достижима, сколько на это может потребоваться времени, как работа над ее реализацией повлияет на вашу жизнь. Также подумайте, почему одни цели видятся вам важнее других. Проверьте, чтобы цели из вашего списка не противоречили друг другу.

      • Ранжирование целей по важности и сложности может послужить отличным стимулом. Также вы сможете лучше представить реализацию таких целей и потенциальную выгоду.
    4. Установите контрольные точки и крайний срок. Отслеживайте свой прогресс, устанавливая контрольные точки и крайние сроки реализации целей и шагов. Следование графику подарит вам чувство завершенности, повысит мотивацию и позволит определить, что у вас получается, а что нет.

      • Например, если вы поставили цель участвовать в полумарафоне в ближайший год, то отведите себе на подготовку следующие 6 месяцев. Выполнив этот шаг, следующие полгода можно будет потратить на тренировочные забеги полумарафонной дистанции. Если вы быстро поймете, что вам нужно больше времени, то вы всегда можете подкорректировать свой график.
      • Используйте календарь как визуальное напоминание необходимости придерживаться графика и поставленных целей. Также ничто не сравнится с чувством, которое испытываешь, перечеркивая выполненные цели или задачи.
    5. Попробуйте использовать модель S.M.A.R.T. для постановки целей . Критически оцените каждую из своих целей и запишите такие характеристики цели, как конкретика (S pecific), мера (M easurable), достижимость (A ttainable), реалистичность (R ealistic) и ограниченность по времени (T ime-bound). Например, можно взять пространную цель вроде «Хочу иметь хорошее здоровье» и обозначить ее более конкретно по модели S.M.A.R.T:

      • Конкретика: «Хочу улучшить здоровье, немного сбросив вес».
      • Мера: «Хочу улучшить здоровье, сбросив 10 кг».
      • Достижимость: Не каждый может сбросить 50 кг, но 10 кг – это достижимая цель.
      • Реалистичность: Нужно понять, что сбросив 10 кг, вы станете энергичнее и почувствуете себя счастливее. Помните, что вы делаете это для себя.
      • Ограниченность во времени: «Хочу улучшить здоровье, сбросив 10 кг в течение года, в среднем нужно худеть на 800 г в месяц».
    1. http://www.dominican.edu/academics/ahss/undergraduate-programs-1/psych/faculty/fulltime/gail-matthews
    2. McGregor, I., & Little, B. R., 1998
    3. Locke, E. A. (1968). Toward a Theory of Task Motivation and Incentives. Journal of Organizational Behavior and Human Performance, 3, 157-189.
    4. Fischhoff, B., Slovic, P., & Lichtenstein, S. (1988). Knowing what you want: Measuring labile values. Decision Making: Descriptive, Normative and Prescriptive Interactions, Cambridge University Press, Cambridge, 398-421. (Chapter 18)
    5. Brunstein, J. C. (1993). Personal goals and subjective well-being: A longitudinal study. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 1061–1070.
    6. Perrone, K. M., Civiletto, C. L., Webb, L. K., & Fitch, J. C. (2004). Perceived barriers to and supports of the attainment of career and family goals among academically talented individuals. International Journal of Stress Management, 11, 114–131.

Формулировка целей проекта
Глава 3 посвящена методикам создания моделей бизнес-процессов организации. Б настоящее время руководители многих предприятий инициируют проекты по моделированию процессов, преследующие различные цели. Качественно эти цели можно разделить на две группы. Достижение первой группы целей должно, по мнению руководителей, обеспечить решение конкретных проблем организации и повысить эффективность ее деятельности. От проекта описания бизнес-процессов в этом случае ожидаются какие-то реальные, практически важные результаты. Вторая группа может быть охарактеризована как группа целей-лозунгов. В действительности никто в организации не ждет практического эффекта от проекта, однако он играет существенную политическую роль или служит обоснованием для распределения финансовых ресурсов. В главе 3 мы рассмотрим методики работ, обеспечивающие достижение первой группы целей, то есть каких-либо практических результатов.
Если говорить о первой группе целей, то можно выделить несколько различных направлений, по которым может развиваться проект описания бизнес-процессов. На практике в первую очередь руководители ставят задачу «разобраться, как идет работа и где теряется эффективность (возникают финансовые потери)». При этом предполагается, что полученный комплект моделей бизнес-процессов будет использован в дальнейшем для автоматизации. Кроме того, из моделей хотят получить информацию о существующей системе документооборота
и внести в нее необходимые изменения и т. д. Можно выделить несколько характерных особенностей формулировок постановки задачи у руководителей верхнего уровня на данном этапе: размытость формулировок и четких определений (например, процессов); отсутствие четких критериев достижения целей проекта; отсутствие понимания того, что же дальше будет происходить с полученным комплектом моделей бизнес-процессов.
Указанные особенности отражают тот факт, что руководители в большинстве своем не понимают возможностей описания бизнес- процессов как одного из средств разработки системы процессного управления компанией. Но дело в том, что сами по себе модели бизнес-процессов инструментом управления не являются. Они могут служить основой для создания регламентирующей документации, анализа деятельности, принятия важнейших решений. Для эффективной работы с описаниями процессов организации руководитель должен иметь определенную систему. Аналогичная ситуация складывается, например, с бюджетированием. Сами по себе бюджеты подразделений, описывающие финансовые потоки, затраты и т. д., не являются инструментом управления в руках руководителя. Системой управления является в данном случае взаимосвязанная, комплексная система бюджетирования и управленческого учета. В рамках данной системы руководитель видит, кто, когда и как планирует бюджеты, собирает информацию об их выполнении, принимает решения по отклонениям. Возвращаясь к бизнес-процессам, следует отметить, что создание моделей лишь составная часть проекта по улучшению (изменению) системы управления предприятием, которая является инструментом управления в руках руководителя.
Если рассматривать модели процессов в качестве некоторых исходных данных для решения формально ограниченных задач (разработки системы документооборота, подготовки автоматизации и т. д.), то нельзя требовать от этих моделей какой-то «чудесной» информации для всеобщего улучшения деятельности организации. В то же время если уж организация приступила к описанию процессов, то

полученные схемы должны содержать максимум полезной информации для дальнейшей работы. Прежде чем приступать к описанию процессов, руководителям необходимо тщательно продумать требования к информации, которые они должны содержать.
В главе 3 будут рассматриваться методики, предназначенные для описания бизнес-процессов, существующих в организации. Вопрос использования моделей процессов для создания процессной системы управления также будет рассмотрен в главе 4. Проблемы применения моделей для целей автоматизации в данной книге не затрагиваются.
Итак, перед началом проекта описания бизнес-процессов руководство компании формулирует цели проекта. К сожалению, часто эти цели являются размытыми. Что же делать рабочей группе сотрудников предприятия (внешних консультантов), которым предстоит выполнять этот проект? Недопонимание целей руководства на начальном этапе может вызвать его негативную реакцию при получении результатов и в итоге печально отразиться на участниках рабочей группы (расформирование, увольнения и т. д.), как показано на рис. 3.1.
Рис. 3.1. Непонимание целей проекта

Для того чтобы избежать противоречий, целесообразно провести детализацию целей руководителей, с тем чтобы привести структуру целей верхнего уровня к понятным, конкретным и количественно измеримым целям нижнего уровня. После этого данная структура целей согласовывается с руководством, которое подтверждает, что именно это оно и имело в виду.
Но на практике не всегда удается привести цели руководства организации к формализованному виду. Например, руководитель ставит задачу «Описать бизнес-процесс сбыта готовой продукции и предложить мероприятия по повышению его эффективности». Что в этом случае делать рабочей группе? Можно воспользоваться методикой определения целей проекта на основе спецификации проблем, существующих в организации (подразделении, процессе). Некоторые методы структуризации целей будет рассмотрены далее. Перед тем как перейти к ним, рассмотрим критические факторы успеха проекта в части создания комплекта моделей бизнес-процессов. К их числу можно отнести: участие руководства верхнего уровня; наличие четких, проработанных целей проекта; наличие профессионального руководителя проекта; наличие утвержденной методологии ведения проекта, включая методологию создания моделей процессов; рабочую команду, соответствующую поставленным задачам; эффективное использование инструментальных средств моделирования бизнес-процессов; освещение работ среди сотрудников предприятия.
Следует отметить, что при описании бизнес-процессов можно и нужно пользоваться существующими инструментами проектного управления .
Роль руководителей верхнего и среднего уровня при внедрении процессного подхода к управлению является решающей.
Наличие опытного руководителя проекта - это обязательное условие. Такой специалист должен удовлетворять по крайней мере следующим квалификационным требованиям:
опыт работы в организации (отрасли) не менее трех лет; знание методик и практический опыт проектного управления не менее двух лет; знание и понимание принципов процессного управления и методов менеджмента качества; знание и понимание методологий моделирования бизнес- процессов (в том числе знание нотаций); владение методологией ведения проекта по описанию процессов; знание инструментальных сред моделирования бизнес- процессов.
Далее в главе 3 будут более подробно рассмотрены указанные основные критические факторы успеха проекта моделирования бизнес-процессов. Методика структуризации целей проекта
Методика структуризации целей проекта реорганизации бизнес- процессов состоит из шагов, представленных на рис. 3.2.
Рис. 3.2. Методика структуризации целей проекта

На этапе 1 руководитель формулирует в произвольной (лучше, конечно, в формализованной) форме цели проекта, сроки его выполнения и возможный объем выделяемых на этот проект ресурсов. Рабочая группа в лице руководителя проекта проводит совещание

(или серию совещаний) с руководителем с целью предварительной формулировки целей. Результатом этапа 1 является перечень целей, сформулированных руководителем.
На этапе 2 руководитель проекта ставит задачу рабочей группе детализировать перечень сформулированных целей, доведя его до второго-третьего уровня, при этом может использоваться табл. 3.1.
Табл. 3.1. Таблица для структуризации целей проекта

Основная задача рабочей группы на этом этапе - добиться предельной конкретности целей. При декомпозиции следует стремиться ставить цели, достижение которых может быть выражено количественными показателями. Пример заполнения таблицы целей представлен в табл. 3.2.
Очевидно, что детализированные цели, показанные в табл. 3.2, далеки от совершенства, но они существенно более информативны для рабочей группы, чем формулировка «Оптимизировать бизнес- процесс сбыта готовой продукции».
На этапе 3 разработки целей проекта проводится согласование детальной структуры целей с руководителем. Его задача на этом этапе состоит в установлении приоритетов по достижению детальных целей. Может возникнуть ситуация, когда руководитель не удовлетворен предложенной структурой. В этом случае рабочая группа исправляет
указанные недостатки и представляет на рассмотрение вторую версию структуры целей и т. д. Если руководителя устраивает предложенная декомпозиция целей, то рабочая группа приступает к разработке технического задания (ТЗ) на выполнение работ по проекту.
Табл. 3.2. Пример заполнения таблицы целей


Цели, сформулированные рукоподителем

Цели второго уровня

Цели третьего уровня

Приоритет, проставленный руководителем

1. Оптимизировать бизнес-процесс сбыта готовой продукции

1.1. Увеличить объем продаж в регионах

1.1.1. Оптимизировать процесс сбыта через представительства в регионах

А



1.1.2. Оптимизировать процесс обмена информацией между представительствами и главным офисом

С


1.2. Сократить сроки погашения дебиторской за

1.2.1. Четко распределить ответственность за погашение дебиторской задолженности

А


долженности

1.2.2. Оптимизировать процесс подготовки и заключения договоров с клиентом

Б


1.3. Сократить сроки обработки заказа клиента

1.3.1. Выявить и устранить узкие места процесса обработки заказа клиента

А

Разработка внутреннего ТЗ не является обязательным элементом проекта, однако его наличие существенно облегчает задачу по выполнению проекта. В процессе подготовки ТЗ как у рабочей команды, так и у руководителей возникает общее понимание целей и возможных результатов проекта, а также параметров, по которым измеряется степень достижения целей. Общая структура ТЗ на описание бизнес-процессов предприятия приводится ниже: цели работы; состав этапов работ; требования к моделям бизнес-процессов и критериям их анализа; требования к отчетной информации по этапам; требования к оперативной отчетности по проекту.
Структура ТЗ на описание бизнес-процессов зависит от применяемого инструментального средства моделирования.

После подготовки ТЗ рассматривается и утверждается руководством. Утвержденное ТЗ является обязательным к исполнению рабочей группой. По ходу выполнения проекта могут возникать различные ситуации, приводящие к изменению понимания его целей и задач, а также степени их достижимости. Поэтому возможны корректировки ТЗ в процессе работы, но они не должны быть слишком сильными, дезориентирующими рабочую группу.
3.1.3. Методика определения целей проекта на основе существующих проблем
Методика определения целей проекта на основе существующих проблем представлена на следующем рис. 3.3.
Рис. 3.3. Методика определения целей проекта

На этапе 1 руководитель ставит задачу повысить эффективность бизнес-процесса сбыта. При этом четко очерчиваются границы рассматриваемого процесса. Работы будут проводиться именно с этим процессом. На этапе 2 рабочая группа формирует эскиз (приблизительное описание) бизнес-процесса на верхнем уровне. Главная задача - отобразить основные функции (процессы), входящие в процесс верхнего уровня. Далее как для процесса в целом, так и для составляющих его функций определяются существующие проблемы. Их выделение основывается на анализе результатов интервьюирования руководителей и сотрудников подразделений, выполняющих данный процесс. Строго говоря, полученные данные носят характер симптомов, а не причин проблем. Тем не менее полученная спецификация проблем представляется либо в виде перечня, либо в виде дерева, как показано на рис. 3.4.

Рис. 3.4. Дерево проблем процесса

На третьем этапе рабочая группа пытается определить показатели, которые характеризуют каждую выделенную проблему. Таких показателей может быть несколько. Иногда формулировка проблемы уже может содержать наименование показателя и указание на его несоответствующее значение.
Так проблема, озвученная как «низкая оборачиваемость дебиторской задолженности», содержит в себе название показателя - «оборачиваемость» и его значение - «низкая». Рабочей группе необходимо определить единицы измерения по каждому показателю и по возможности определить их значения для существующей ситуации. Пример определения количественных показателей показан на рис. 3.5.
После того как получена численная оценка показателей, рабочая группа приступает к четвертому этапу - разработке их целевых значений. Ориентиром для выбора целевых значений показателей могут быть:
¦- показатели аналогичной деятельности конкурентов; данные неудовлетворенности и требования клиентов процесса; данные финансово-экономического анализа.

alt="" />alt="" />alt="" />

Фактически рассмотренный способ разработки целей состоит в том, чтобы определить параметры оценки существующего процесса, измерить их для текущего состояния и определить перспективные значения, которые необходимо получить путем описания и реорганизации процесса. Как видно из рис. 3.6, данный подход обладает двумя существенными недостатками, а именно: Субъективность определения проблем и показателей оценки процесса. Отсутствие какой-либо системы, используемой для стандартизации показателей оценки процесса.
Далее в данной главе приводятся классификация и примеры показателей процесса. В главе 4 также рассмотрены практические примеры определения показателей.
Так или иначе, но цели проекта моделирования бизнес-процессов должны быть определены. В зависимости от поставленных целей могут быть использованы различные подходы (методологии) описания бизнес-процессов организации. Методология выполнения проекта должна разрабатываться (адаптироваться) с учетом поставленных целей и объема ресурсов, выделяемых на данный проект. В следующем разделе представлено два подхода к описанию процессов организации. Естественно, они не исчерпывают всех возможных методик создания моделей процессов.

Общефирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

КОНКРЕТНЫЕ И ИЗМЕРИМЫЕ ЦЕЛИ. Во-первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Например, на фирме «Сан Бэнкс» первичной целью является удовлетворение потребностей своих сотрудников. Предполагаемые требования для достижения данной цели: 1) повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год, 2) увеличить продвижение по службе на 15% в год и 3) снизить текучесть кадров на 10% в год. Такое конкретное заявление точно говорит людям, что, по мнению руководства, является требуемыми уровнями формирования довольных сотрудников.

Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения, следует ли направить больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей. Как мы узнаем впоследствии, это становится важным при выполнении контрольных функций.

ОРИЕНТАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ВО ВРЕМЕНИ. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно определять не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель, согласно Стейнеру, имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше - для передовых в техническом отношении фирм. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.

Долгосрочные цели обычно имеют весьма широкие рамки. Организация формулирует их в первую очередь. Затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже ее рамки. Например, долгосрочная цель в отношении производительности может формулироваться так: «увеличить общую производительность на 25% за пять лет». В соответствии с этим руководство установит среднесрочные цели повышения производительности в 10% за два года. Оно также установит краткосрочные цели в таких конкретных областях, как стоимость товарно-материальных запасов, повышение квалификации сотрудников, модернизация завода, более эффективное использование имеющихся производственных мощностей, совершенствование управления, переговоры с профсоюзом и так далее. Эта группа целей должна обеспечивать долгосрочные цели, с которыми она непосредственно связана, а также другие цели организации. Продолжим наш пример - положение о том, что следует «заключить договор с профсоюзом на год, который предусматривает соответствующую премию, если производительность какого-либо работника увеличится на 10% за год», будет краткосрочной целью, которая обеспечивает как долгосрочную цель повышения производительности, так и цели в отношении человеческих ресурсов. Пример 9.4. показывает долгосрочные цели фирмы «Нэшнл Конвиниенс Сторз».

ДОСТИЖИМЫЕ ЦЕЛИ. Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям. Например, фирма «Ар Си Эй» потерпела неудачу, когда попыталась стать основным производителем ЭВМ главным образом потому, что у нее отсутствовал опыт, позволяющий конкурировать с «Ай Би Эм». Кроме того, как утверждают профессора Джордж Стейнер и Джон Майнер, цели «представляют собой важные мотивы поведения людей в организациях, потому что обычно люди хотят достичь те цели, которые установлены для организации» . Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными.

Взаимно поддерживающие цели. Наконец, чтобы быть эффективными, множественные цели организации должны быть взаимно поддерживающими - т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Например, цель поддержания товарно-материальных запасов на уровне 1% от продаж не смогла бы для большинства фирм обеспечить выполнения всех заказов в течение двух недель. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведет к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

Трудно точно выделить области, в которых руководству следует определять цели. Почти каждый автор имеет собственный перечень. Профессор Антони Райа составил перечень, приведенный в таблице 9.3., на основе интенсивного изучения соответствующей литературы. Он также описал, как могут быть выражены эти общие цели всей организации. Хотя данный в таблице перечень предназначен для предпринимательской деятельности, некоммерческим организациям также нужны цели в своих областях, за исключением прибыльности. Предполагается, что этот перечень не является всеобъемлющим; какой-нибудь конкретной организации может потребоваться сформулировать общие цели и в других областях. Признанные авторитеты в этой области Стейнер и Майнер утверждают, что «цели должны быть установлены для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она хочет наблюдать и измерять».

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, информирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы. См. пример 9.5.

Таблица 9.3. Описание целей организации

1. Прибыльность может выражаться в различных показателях, таких как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж и в ряде других. В этой области цели могут описываться такими конкретными и специфическими выражениями, как «увеличить доход на инвестированный капитал до 15% за вычетом налогов в течение пяти лет» или «увеличить прибыль до 6 млн. долл. в течение следующего года».

2. Рынки также могут быть описаны различными способами, в том числе такими понятиями, как доля рынка, объем продаж (реализации) в денежном или натуральном выражении, рыночная (отраслевая) ниша. В качестве иллюстрации можно привести такие маркетинговые цели, как «увеличить долю рынка до 28% в течение трех лет», «продать 200 тыс. единиц товара в течение следующего года» или «увеличить объем продаж коммерческого сектора до 85% и уменьшить объем продаж военного сектора до 15% в течение следующих двух лет».

3. Производительность (эффективность) может быть выражена отношением входа к выходу (например, «увеличить количество единиц продукции до «да» на одного рабочего за 8-часовой рабочий день»). Эти цели можно также выразить в виде издержек на единицу продукции.

4. Продукция, кроме показателей объема продаж или прибыльности по отношению к изделию или ассортименту изделий, может быть отображена, например, в таких целях, как «ввести такое-то изделие в наш ассортимент товаров средней стоимости в течение двух лет» или «снять с производства резиновые изделия к концу следующего года».

5. Финансовые ресурсы. Цели в отношении них могут быть выражены различными способами в зависимости от компании, например, структурой капитала, новыми выпусками обычных акций, движением денежной наличности, оборотным капиталом, выплатой дивидендов и периодом инкассации. В качестве иллюстрации можно привести такие цели, как «уменьшить период инкассации до 26 дней к концу этого года», «увеличить оборотный капитал до 5 млн. долл. в течение трех лет» и «снизить долгосрочную задолженность до 8 млн. долл. в течение пяти лет».

6. Производственные мощности, здания и сооружения можно описать с помощью таких показателей, как квадратные футы, постоянные затраты, единицы продукции и многие другие измеряемые величины. Цели могут быть такие: «увеличить производственную мощность до 8 млн. единиц продукции в месяц в течение двух лет» или «увеличить емкость хранилищ до 15 млн. баррелей в течение следующего года».

7. Исследования и внедрение новшеств могут быть выражены в долларах, так же как и в других показателях, например, «разработать двигатель в диапазоне цен (указать) с коэффициентом выбросов менее 10% в течение двух лет при издержках, не превышающих 150 тыс. долл».

8. Организация - изменения в структуре или деятельности - может выражаться любым количеством целей, таких как «разработать и внедрить матричную организационную структуру в течение двух лет» или «создать региональное бюро на юге страны к концу следующего года».

9. Человеческие ресурсы могут быть количественно выражены в виде показателей невыходов на работу, опозданий, количества жалоб, часов профессионального обучения, например, «снизить число прогулов до уровня ниже 4% к концу следующего года» или «осуществить 20-часовую программу подготовки руководящих кадров без отрыва от производства для 120 руководителей низшего звена к концу 1990 г. при издержках, не превышающих 200 долл. на одного обучающегося».

10. Социальная ответственность может быть выражена целями в форме видов деятельности, стажа работы и финансовых взносов. Примером может служить цель: «принять на работу 120 длительно безработных в течение следующих двух лет».

25 797 3 Почему так важно записывать свои цели на ближайшее несколько лет, год, месяц, неделю? В чем сила записанного слова? Об этом писали уже много. Но главная мысль заключается в следующем.

Чтобы задуманное исполнилось важно поверить в это, заполнить мыслями об этом каждый день, каждую минуту. Жить по направлению к этой цели, ради этой цели. Также очень важно, чтобы цель была четкой, если она не будет иметь границ, это будет просто мечта, которая мало вероятно, что исполнится.

Но как же наполнить мысли задуманным, если тебя отвлекают ежедневные дела (дети, работа), огромное количество другой информации (соц.сети, телевизор, планшет, телефон и т.д.). В заботе о семье, проблемах на работе, мы забываем о своей главное цели, о том, что нужно сделать для ее достижения.

Выделите полчаса, чтобы сесть, подумать и сформулировать в блокноте (для этого лучше выделить отдельный блокнот, что бы потом корректировать цель и этапы к ее достижению ) «что вы хотите получить в этой жизни». Попробуйте методику «кем я буду через 30 лет». Напишите сочинение, в подробностях, кто будет вас окружать, где вы будите жить и т.д. через 30 лет.

Распишите этапы на пути к цели. Разбейте их на более мелкие, вплоть до того, что вам нужно сделать в этом месяце.

Важно, чтобы все ваши действия, каждый день, каждый час были направлены на достижение поставленной цели.

Четкость и реальность цели — еще одно важное правило.

Если вам нравиться печь торты, не нужно мечтать заработать миллион на фондовом рынке. Ставьте цели реальные, с учетом ваших возможностей. Чем реальнее они будут, тем вероятнее, что вы скоро это получите.

Записывая цель, вы начинаете лучше понимать себя, то что вам нужно.

Если ваша цель двухэтажный дом на берегу черного моря, распишите подробно например то, как вы сначала покупаете квартиру у себя в городе, сдаете ее, копите определенную сумму ** лет и купите заветный дом. Опишите ваши чувства при этом. Кто будет приезжать к вам в гости и как вы будите проводить время в своем доме.

Четко сформулированная цель — половина успеха на пути к ее достижению.

Если ваша цель ездить на автомобиле определенной марки и модели, напишите о том, какие чувства вы будите испытывать при этом, куда вы поедите на нем, кто будет рядом. Представьте, как вы держите руль на котором есть логотип автоконцерна и т.д. Чем более подробно будет описание, тем быстрее вы приблизитесь к намеченной цели.

Как это действует?

Очень просто. Через мелкую моторику пальцев активизируется мозговая деятельность, приходят новые мысли, идеи, запускается механизм визуализации.

Погрузитесь в написанное, периодически доставайте свои записи, перечитывайте и корректируйте их.

Конечно для полного эффекта было бы здорово задействовать и другие способы и механизмы визуализации. Например медитировать или сделать фотоколлаж. У многих моих знакомы есть фото-коллажи, которые гордо весят над их рабочем местом. Каждый день неосознанно они бросают взгляд на коллаж и в голове запускаются механизм проекции. В процессе работы они неосознанно концентрируются на своей главной цели.

Некоторые попросту создают папку в «облаке» и периодически закидывают туда картинки понравившихся им идей (декоративные игрушки для будущей детской комнаты, хороший ракурс любимого автомобиля, вид из окна двухуровневой квартиры на 23 этаже и т.д.).

Четкая цель стимулирует наше мышление, просыпается работоспособность, появляется энергия действовать и добиваться.

Это работает, это действует! Главное желать чего-то искренне, всей душой и всячески стараться делать хоть что-то, чтобы ваша цель осуществилась. Чтобы не было, как в том анекдоте, когда мужик каждый день просил бога, чтобы он помог ему выиграть в лотереи, при этом ни разу даже не купил лотерейный билет.

Если вы все сделали правильно вы сражу же почувствуете как заряжаетесь энергией что-то сделать, у вас появятся идеи и планы. Вы почувствует как будто у вас открылись глаза. Это хороший знак, значит вы идете в правильном направлении. Не расстраивайтесь, если поймете, что оказывается до этого вы ни чего не делали для осуществления намеченного. Ни когда не поздно начать. Распишите вашу цель на несколько этапов. Распишите к какому периоду и что нужно осуществить, чтобы в результате получить желаемое. Каждый день ставьте мелкие задачи на пути к глобальной цели.

Необязательно рассказывать об этом друзьям или родственникам. Многие могут не понять этого и посмеяться. Но это ваша жизнь и вы не обязаны отчитываться за свои действия перед кем-то. Если вы всей душой хотите чего-то достичь или получить, все способы хороши.

Цели - словно топливо для печи, в которой выплавляется будущий успех. Чем они крупнее и яснее, чем больше вы о них думаете, тем сильнее ваш внутренний порыв и стремление достичь их.

Если я вас еще не убедила, вот вам статистика.

  • 10 % людей, записывающих свои цели, в 90 % случаях добились намеченного.
  • 20 %, которые знали чего они хотят, но не записывали свои цели, в 40 % случаев добились намеченного.
  • Все остальные работали всю жизнь на чужие цели.

Если кто-то практикует это, напишите нам о своих результатах в комментариях к статье. Удачи вам!

Как правильно ставить цели. Техники постановки целей.