Болезни Военный билет Призыв

Определение фонетика. Фонетика – это наука о звуках. Учебно-методическое пособие введение в языкознание

– Фонетика как раздел языкознания и подсистема языка.

– Акустическая и артикуляционная характеристика звуков речи.

– Речевой аппарат.

– Принципы классификации звуков речи.

Фонетика (от греч.

Phone – «звук») – это 1) учение о звуковой стороне языка; раздел языкознания, изучающий звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и другие, более крупные отрезки; 2) сама звуковая сторона языка.

Фонетика занимает особое место среди других разделов лингвистики, т. к. если лексикология и грамматика изучают смысловую сторону языка, значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова – морфемах, то фонетика имеет дело с формальной, материальной стороной языка, с звуковыми средствами, лишенными самостоятельного смыслового значения.

В зависимости от предмета и задач его исследования различают:

1. Общую фонетику, которая исследует то, что свойственно звуковой стороне всех языков: строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи; рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц – фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы и т. д.

2. Частную фонетику, изучающую звуковой строй одного языка, но в разных аспектах, например, на определенном этапе его развития – описательную фонетику; на всем протяжении существования языка – историческую фонетику.

3. Сопоставительную фонетику, изучающую звуки двух или нескольких языков в сопоставлении, опираясь на описатель­ные фонетики этих языков.

Звуковые явления языка могут рассматриваться в трех аспектах:

1) физико-акустическом – акустическая фонетика, изучающая воспринимаемые звуки речи как результат колебаний голосовых связок и движения других органов речи с точки зрения их физических свойств;

2) анатомо-физиологическом (артикуляторном), т. е. с точки зрения физиологии образования звука – артикуляторная фонетика;

3) социальном (функциональном), т. е. с точки зрения использования звуков языка в процессе общения – фонология.

Методы изучения фонетики: инструментальные (с помощью технических средств: звукозапись, компьютер, фотоаппарат) и метод непосредственного наблюдения.

Звук как акустическое явление характеризуется высотой, которая зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний в единицу времени, тем выше звук; силой, которая зависит от амплитуды (размаха) колебаний (чем больше амплитуда, тем громче звук); тембром, который зависит от дополнительных частот (обертонов), входящих в состав звука; долготой (длительностью), которая связана с общим временем звучания звука.

Звук как артикуляторное явление – это результат определенной согласованной работы различных частей речевого аппарата человека при прохождении через него воздушной струи. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, – его артикуляция.

Совокупность привычных для какого-либо языка движений и положений органов речи при образовании звуков – артикуляционная база языка. В разных языках мира артикуляционные базы не совпадают.

Речевой аппарат как совокупность органов человека, необходимых для производства речи, включает в себя:

– на нижнем этаже дыхательные органы: легкие, бронхи, трахею (дыхательное горло);

– на среднем этаже: гортань, которая состоит из хрящей с натянутыми между ними двумя пучками мускул – голосовых связок;

– на верхнем этаже: органы, находящиеся над гортанью, а именно глотка (с носоглоткой), переходящая в две полости – ротовую и носовую, которые разделены небом. Передняя, костная часть – твердое небо, задняя, мускулистая – мягкое небо. Вместе с маленьким язычком мягкое небо называется небной занавеской.

Полость носа – постоянный по объему и форме резонатор, а ротовая полость может менять свою форму и свой объем благодаря движениям губ, нижней челюсти, языка.

По способности двигаться все органы речи делятся на подвижные (нижняя губа, язык, вся нижняя челюсть, небная занавеска) и неподвижные (зубы, твердое небо, вся верхняя челюсть).

Звуки речи возникают при выдохе, при этом используется сила выдыхаемой струи воздуха.

При изолированном произнесении звука различают три фазы его артикуляции: 1) экскурсию (приступ, начало работы), т. е. переход органов речи в рабочее состояние, необходимое для производства звука; 2) выдержку, т. е. собственно рабочее состояние, производство звуков; 3) рекурсию (отступ), переход к артикуляции следующего звука или возвращение в исходное нейтральное положение.

Все звуки речи артикуляционно, акустически и функционально делятся на два класса – гласные и согласные, систему вокализма и консонантизма соответственно.

Основное артикуляционное отличие состоит в том, что при образовании гласных звуков голосовые связки дрожат, они напряжены, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит через полость рта, не встречая пре­грады на своем пути, тогда как при образовании согласных воздушная струя преодолевает препятствие в ротовой полости.

Следствием такого артикуляционного различия является и акустическое: так гласные состоят только из голоса, это чисто тоновые, музыкальные звуки, образуемые в результате гармонических, периодических колебаний голосовых связок, а согласные характеризуются наличием шума, возникающего в результате неритмических, негармонических колебаний голосовых связок при преодолении воздушной струей различных препятствий в ротовой полости.

Функциональное отличие гласных звуков от согласных в том, что они принимают на себя ударение и всегда образуют слог, т. е. являются слоговыми, тогда как согласные звуки лишь примыкают к ударным гласным и в потоке речи функционально не нагружены.

Классификация гласных строится на трех признаках: 1) степени подъема языка по вертикали по отношению к небу (верхнего, среднего, нижнего подъема); 2) степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали (переднего, среднего, заднего ряда); 3) участии губ (лабиализованные и нелабиализованные) (табл. 3):

Таблица 3

Классификация согласных строится на четырех основных признаках: 1) по месту образования, которое зависит от того, где и какой активный орган и с каким пассивным органом взаимодействует; это то место во рту, где воздушная струя встречает препятствие: различают губные и язычные.

Если активный орган нижняя губа, то пассивным может быть либо верхняя губа – губно-губные, либо верхние зубы – губно-зубные. Если активный орган язык, характеристика далее зависит от того, какая часть языка – передняя, средняя или задняя – участвует в создании преграды и с каким пассивным органом – зубами, передней, средней или задней частью неба – язык вступает в контакт (табл. 4):

Таблица 4

2) по способу образования и преодоления преграды: по характеристике препятствия во рту на пути воздушной струи и способу ее преодоления; препятствие может быть двух видов: либо полная смычка органов речи, либо щель между ними, поэтому все согласные делятся на:

Смычные, которые в зависимости от характера преодоления смычки делятся на: взрывные, образуемые сначала полным смыканием, а затем резким размыканием органов речевого аппарата, которое происходит в результате давления воздушной струи и прорывом ее в образовавшийся проход с характерным шумом: [п], [п"], [б], [б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"] и смычно-проходные, которые образуются полным смыканием органов речи и (одновременно с этим) свободным прохождением струи воздуха через полости: носовую: носовые: [н], [н"], [м], [м"] или ротовую: ротовые (или боковые) смычно-проходные: [л], [л"] согласные звуки.

Фрикативные (или щелевые), которые образуются в результате неполного смыкания органов речи и прохождения струи выдыхаемого воздуха через эту щель: [ф], [ф"], [с], [с"], [в], [в"], [з], [з"1, [ж], [ш], [‾ш"], [j], [х], [х"].

Сложные звуки, которые вначале образуются как смычные, потом как щелевые: [ц], [ч"] – аффрикаты.

Постоянным вибрированием кончика языка - смыканием и размы­канием его с альвеолами образуются дрожащие звуки: [р] и [р"] – вибранты.

3) по участию в образовании голоса и шума: сонорные (звуки, в образовании которых преобладает голос, а шум незначителен) непарные: [р], [л], [н], [м], [р"], [л"], [н"], [м"], [j] и шумные (звуки, в образовании которых более значителен шум) парные: звонкие шумные: [б], [б"], [в] [в"], [д], [д"], [з], [з"1, [ж], [г], [г"] и глухие шумные: [п], [п"], [ф], [ф"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [‾ш"], [ц], [ч"], [к], [к"], [х], [х"].

4) по наличию палатализации (процесса смягчения, при котором на основную артикуляцию накладывается средненебная артикуляция, характерная для [j]): палатализованные (мягкие) парные согласные: [п"], [б"], [ф"], [в"], [м"], [т"], [д"], [с"], [з"], [‾ж"], [‾ш"], [ч"], [н"], [л"], [р"], [к"], [г"], [х"]; непарные: [ч"], [‾ш"], ; веляризованные (твердые) непарные: [ш], [ж], [ц].

Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуки в потоке речи, их сочетаемость и их позиционные изменения.

В основе описательной фонетики может лежать как акустическая характеристика звуков речи, так и артикуляторная. С акустической точки зрения звуки речи характеризуются следующими признаками: высотой, силой, тембром и длительностью. Высота звука зависит от количества колебаний голосовых связок, выражаемого в герцах в сек.: чем больше герц в сек., тем выше звук. Сила звука, или интенсивность, зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Сила звука измеряется в децибелах. Тембр звука зависит от совокупности основного тона и обертонов. Длительность звука зависит от количества времени, расходуемого на произнесение звука. Длительность звука связана с темпом речи. Чем быстрее темп, тем меньше длительность звука и наоборот, чем медленнее темп, тем больше длительность звука.

Артикуляторная характеристика звуков основана на различиях в движении органов речи.

Как акустические, так и артикуляторные характеристики основываются на результатах, полученных с помощью экспериментально-фонетических методов.

Среди экспериментально-фонетических методов выделяются акустические и соматические. К акустическим методам, с помощью которых изучаются различные акустические свойства звуков, относятся, например, спектрографический и осциллографический. К соматическим методам, в основе которых лежит регистрация движений органов речи, относится, например, рентгенографический.

В "Русской грамматике" при описании интонации используются акустические характеристики звуков речи, а в фонетическом описании - их артикуляторные характеристики. При описании артикуляции звуков приводятся рентгенограммы. В "Фонетике" дается также описание сочетаний звуков в словоформах, в разных позициях по отношению к морфемной структуре словоформ. Это описание позволяет выявить возможности и ограничения сочетаемости звуков в словоформах с точки зрения фонетики и морфемного состава.

Речевой поток представляет собой непрерывную линейную последовательность звуков. Звук является минимальной незначимой единицей речевого потока. Звук выступает в речи нерасчлененно, как единое целое; из него нельзя выделить отдельные элементы произношения (артикуляции). Так, например, можно произнести один за другим звуки, составляющие слово моль, но нельзя произнести отдельно мягкость звука [л`] или лабиализованность (огубленность) звука [о].

Примечание 1. Здесь и везде далее звуки и их сочетания в пределах словоформ заключаются в квадратные скобки (например, [с`т`う п`]), а фонемы и их сочетания в пределах словоформ - в две вертикальные черты || (например, |c 3 т`еп` 2 |).

Примечание 2. Выделение отдельных звуков является в известной мере огрубленным, так как в потоке речи звуки следуют непосредственно один за другим, изменяясь в зависимости от качества предшествующего или последующего звука.

Сам по себе звук не обладает языковым значением, но косвенно он связан со значением: из звуков состоят значимые единицы, которые могут, в частности, состоять и из одного звука. Например, в русском языке звук [и] в пределах словоформы может быть морфом, несущим определенное значение: в словоформе кони и - флексия им. п. мн. ч., в словоформе (в) пути - это флексия предл. п. ед. ч., в словоформе руки - флексия род. п. ед. ч., в словоформе зови - флексия повелительного наклонения. При линейном звуковом членении, например, в словоформе руки выделяются четыре звука: [рук`и], не связанные каждый в отдельности ни с каким значением а при членении этой же словоформы на морфы выделяются две значимые звуковые последовательности, два морфа: [рук`-и].

Словоформы могут состоять из одного, двух и более звуков. Так, словоформы (предлоги) с, о, в состоят из одного звука, ад, на, по - из двух, под, при, раз - из трех, ворс, порт, кость - из четырех, караван, сарафан - из семи звуков.

Звуки делятся на гласные и согласные. При произнесении согласных струя воздуха встречает преграду, образующуюся в результате смыкания (полного или частичного) органов речи. При произнесении же гласных струя воздуха не встречает никакой преграды, воздух свободно проходит через органы речи.

Русская грамматика.

Но также иностранный. Однако за много лет большая часть того, что изучалось в школьные годы, забылось. И теперь вы вряд ли вспомните, к примеру, о том, что изучает фонетика .

Фонетика описывает звуковой состав и основные звуковые процессы языка. Это раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка (звукосочетания, слоги, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Фонетика – это самостоятельный раздел языкознания, имеющий свой предмет и задачи. К предмету этого раздела языкознания относится связь между устной, письменной и внутренней речью. Фонетика, в отличие от других языковедческих дисциплин, помимо языковой функции, изучает также материальную сторону своего объекта, а именно работу произносительного аппарата, акустическую характеристику звуковых явлений, а также их восприятие носителями языка. Кроме того, фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, которые служат для воплощения слов в материальную звуковую форму.

Задачи фонетики:

Установить звуковой состав языка в определенный период его развития;

Изучить язык в статическом состоянии или в развитии;

Определить изменения звуков речи, выяснить причины этих изменений;

Изучить фонетические явления языка в сравнении с фонетическими явлениями родственных языков;

Изучить звуковые структуры нескольких языков с целью нахождения у них общего и специфического.

Как все лингвистические науки, фонетика исследует языковые явления в плане диахронии или синхронии. Изучение фонетики в плане диахронии представляет собой изучение фонетических явлений в изменении, времени или в переходе одних явлений в другие. Изучение фонетики в плане синхронии – это исследование фонетики языка как готовой системы взаимообусловленных элементов.

Что изучает фонетика? Это могут быть фонетические системы отдельных языков (так называемые частные фонетики). Существует и общая фонетика, изучающая звуки речи всех языков. Она определяет возможности артикуляции звуков речевым аппаратом, выясняет общие звуковые законы в языках, исследует природу звуков, анализирует условия их образования, изучает слог, интонацию, ударение.

Также выделяют:

Сравнительную фонетику, которая сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Это необходимо для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Однако такое сопоставление помогает пролить свет также и на закономерности родного языка. В некоторых случаях сравнение родственных языков позволяет проникнуть вглубь их истории.

Историческую фонетику, прослеживающую развитие языка на протяжении длительного периода времени.

Описательную фонетику, рассматривающую звуковой строй того или иного языка на определенном этапе.

Артикуляционную фонетику, рассматривающую анатомо-физиологическую базу речевого аппарата и механизмы речепроизводства.

Перцептивную фонетику, изучающую особенности восприятия звуков человеческим органом слуха. Перцептивная фонетика призвана ответить на вопрос, какие звуковые свойства являются существенными для восприятия речи человеком (к примеру, для опознания фонемы) с учетом изменяющихся артикуляционных и акустических характеристик речевых сигналов. Также она считается с тем, что в процессе восприятия звучащей речи люди извлекают информацию не только из акустических свойств того или иного высказывания, но также из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл сообщения. Перцептивная фонетика выявляет специфические и универсальные перцептивные характеристики, которые присущи звукам языка вообще и звукам конкретных языков.

В зависимости от целей, стоящих перед фонетикой, различают практическую и теоретическую фонетику. Теоретическая фонетика решает вопросы, связанные со звуковой стороной языка, условия образования звуков, закономерности изменения и сочетания звуков, членение речевого потока. Изучение звуковой стороны языка позволяет уяснить грамматические явления, объясняет исторические процессы развития языка.

Что изучает фонетика практическая? В первую очередь, она опирается на положения теоретической фонетики. Изучение звуков на практике имеет значение для постановки правильного произношения звуков языка, для орфографии и так далее. Данные фонетики используют в сурдопедагогике и логопедии.

Можно выделить три аспекта фонетических исследований:

Анатомо-физиологический – исследует звуки речи с точки зрения их создания;

Акустический – рассматривает звук как колебание воздуха, фиксируя его физические характеристики: длительность, частоту и силу;

Функциональный – изучает функции звуков, оперирует фонемами.

На первый взгляд фонетика может показаться скучным предметом, однако для тех, кто всерьез увлекается языкознанием и осваивает иностранные языки , изучение звуковых единиц языка представляет большой интерес.

Введение

При обучении иностранным языкам в средней школе уделяется очень большое внимание интонационным средствам. Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения. Правильно сформированные навыки и умения речи означают умение говорить, читать и писать на иностранном языке, то есть понимать этот язык при устном восприятии. Для формирования фонетических навыков необходимо не только уметь произносить правильно звуки, а также знать правила соединения этих слов в предложения. Произносительные навыки не являются речевыми, ведь произносить можно не только фразы и слова, но и звуки просто, вне зависимости от того, необходимы они для речи или не. С иной точки зрения нет речевого навыка, который не включал бы произносительных, потому что без артикуляционных движений вербального аппарата нельзя ни писать, ни говорить, ни слушать, ни читать. На этом основании можно сделать вывод, что формирование фонетических навыков начинается с организованного или стихийного формирования произносительных навыков. Формировать произносительные навыки нужно непосредственно с первых этапов обучения иностранному языку и продолжать это действие с тем или иным коэффициентом насыщенности, пока в этом есть необходимость.

Фонетика как наука. Содержание обучения фонетике

Фонетика. Предмет фонетики

Фонемтика (от греч. цщнЮ - "звук", цщнзенфйкьт - "звуковой") - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение.

Предмет фонетики.

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин, фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

Место фонетики в системе языка

Какое место в ряду лингвистических дисциплин занимает фонетика? Этот вопрос получал в языкознании различное решение. Одни рассматривали фонетику как часть грамматики, другие - как самостоятельную дисциплину. Второе решение имеет больше оснований уже потому что фонетика оперирует незнаковыми, односторонними единицами, единицами плана выражения: ни фонемы, ни звуки, которые манифестируют эти фонемы (являются их конкретными представителями), сами по себе, как об этом уже говорилось, значениями не обладают, в то время как единицы всех остальных ярусов, начиная с морфем, наделены смыслом и потому являются знаковыми единицами. Фонетика - единственная дисциплина, предметом которой является изучение звуковой материи языка. Все остальные дисциплины материальной стороной единиц своего плана не интересуются: они сосредоточивают внимание на специфике структурно-смысловой стороны морфем, слов, словосочетаний, предложений.

Изучение фонетики имеет большое теоретическое и практическое значение. Теоретическое значение состоит уже в том, что фонетико-фонологический ярус является базовым ярусом языка, своего рода основанием, на котором зиждется все языковое здание: и морфемы, и слова, и предложения овеществлены в звуках. Следовательно, без изучения фонетики невозможно изучение ни лексического, ни грамматического строя языка.

Изучение фонетики в ее фонологическом аспекте закладывает основы формирования научного мировоззрения филолога, будучи "опытным полем языкознания". Фонетика "учит молодого филолога понимать, что язык - единая, стройная, умная, внутренне согласованная целостность. Закономерности языка проще понять на фонетике, потому что сама фонетика проще лексики и грамматики".

Практическое значение фонетики неоспоримо. Ее достижения используются в самых различных областях:

в создании письменности для бесписьменных народов и в совершенствовании письменности и орфографии старописьменных языков;

в методике обучения чтению и письму;

в обучении произношению и орфографии неродного языка;

в обучении речи глухонемых и тугоухих (сурдопедагогика);

фонетический навык средняя школа

в решении ряда технических задач: а) в телефонии и радиотехнике при передаче речи по трактам связи; б) в кибернетике - для разработки проблем автоматизации

Основная форма существования языка – звуковая, письменная форма вторична.

Письменность – исторически конкретная форма фиксации звучащей речи и прямого отношения к сущности языка не имеет. В общем виде фонетику можно определить как уровень языка, отражающий его звуковую сторону (и соответственно -науку о нем).

ФОНЕТИКА (греч. phonetikos «звуковой, голосовой», phone «звук») – раздел языкознания, изучающий звуковые средства языка.

Существуют различные определения предмета фонетики : одни ученые предметом фонетики считают только способы звукового оформления значимых единиц языка - морфем, слов (Р.И. Аванесов, А.А. Реформатский), другие ученые в сферу изучения фонетики включают и интонационные средства языка (Л.Л. Буланин, А.А. Гвоздев, Л.Л. Касаткин, М.В. .Панов); способы обозначения на письме звуковых единиц (графика) + правила написания значимых единиц (Щерба).

Фонетика изучает систему звуков, их закономерные чередования в потоке речи, ударение, его виды, интонацию, членение звукового потока на слоги, фонетические слова, речевые такты, фразы.

Задача фонетики – изучение способов образования (артикуляции) и акустических свойств звуков, их изменения в речевом потоке.

Фонетика как уровень языка обладает следующими функциями : 1) основные - конституирующая (строительная) и, напротив, дифференцирующая (смыслоразличительная); последняя является главной, так как именно она отвечает за основной принцип речи - членораздельность; 2) дополнительные - символическая (приобретение звуком смысловой значимости в поэзии, к примеру) и эстетическая.
Виды фонетики.

В зависимости от предмета и задач фонетики различают общую фонетику и частную.
Общая фонетика на материале различных языков рассматривает теоретические вопросы образования звуков речи, природы ударения, структуры слога, отношения звуковой системы языка к его грамматической системе.

Частная фонетика то же самое, только в пределах одного языка.

С точки зрения подхода:

Синхронная (описательная)

Диахронная (историческая) (dia – сквозь, через)
Описательная фонетика (СФ) исследует звуковой строй конкретного языка в синхронном плане, т.е. на современном этапе развития языка.

Источником СФ явл. живой звучащий язык.

ДФ изучает звуковую сторону языка в ее историческом развитии.

Сопоставительная фонетика устанавливает сходства и различия в фонетическом строе разных языков.
Экспериментальная фонетика (инструментальная) является частью общей фонетики, изучает звуковую сторону языка инструментальными методами:

Непосредственное наблюдение (при помощи различных приборов)

Самонаблюдение

Ученик Б.де Куртенэ – В.А. Богородецкий первым в мире создал экспериментальную лабораторию при Казанском универе в 1884 г.

В Париже создана в 1886 г.

В 1899 г. С.К. Булич создает такую же лаборатория в Петерб. Универе. В 1909 г. Л.Н. Щерба.

Такая лаборатория сейчас создана в РАН.

Основные методы фонетических исследований.

1. Палатография (palatum – нёба) (статистическая и динамическая).

При помощи этого метода устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании.

2. Рентгенография позволяет увидеть положение органов речи и их движение.

3. Осциллография позволяет определить длительность, силу и интенсивность звуков.

4. Глотография (греч. gloto – горло, язык) – электронный прибор для регистрации работы голосовых связок.

5. Ларингоскоп: для изучения работы гортани

6. ЭВМ с 80-х гг.

7. Анкеты, вопросники и тд – социофонетика.

Разделы фонетики.

1. Собственно фонетика – изучает общие вопросы звуковой организации языка (артикул.-акустич. св-ва зв. и тд.)

2. Фонология – изучение звуковой природы языка в ее функциональной значимости.

3. Акцентология – изучает вопросы ударения.

4. Интоналогия (лат. intonare – громко произносить) – изучение общих и частных интонаций.

5. Силлабика (греч. syllabe – слог) – изучает природу слога и проблему слогоделения.

6. Орфоэпия (греч. orthos – правильный, epos - речь) – изучает нормативное произношение.

Связь фонетики с другими дисциплинами. Прикладное значение фонетики.

Связь фонетики с другими науками.

Среди всех лингвистических дисциплин только фонетика изучает план выражения языкового знака. Звуковая сторона автономна и развивается по своим законам – это дает фонетике право на самостоятельное существование.

Фонетика напрямую связана с орфографией : Фонетика формулирует правила произношения отдельных звуков и их групп, изучает и устанавливает правила взаимоотношения фонемы и графемы, их соответствие:

Например: [p] → p: p en

→ pp: happ y

→ gh: hiccough /hiccup

→ графема присутствует, но звука нет: pn eumonia

Фонетика связана с грамматикой

  1. через правила чтения.

Чтение окончаний существительных во мн. числе: основа +S = [s] / [z] /

Чтение окончаний правильных глаголов в прошедшем времени: основа +ed = [t] / [d] /

  1. чередование фонем (гласных или согласных) при образовании множественного числа существительных и временных форм неправильных глаголов.

foo t – fee t –

si ng – sa ng – su ng [i] – [æ] – [Λ]

leaf – leav es [f] – [v]

bath – bath s [θ] – [ð]

  1. через интонацию.

Интонация помогает определить логический предикат предложения.

‘He came home. (Who?)

He ‘came home. (Did he come?)

He came ‘home. (Where?)

Фонетика связана с лексикологией

  1. только ударение различает грамматическую категорию и значение слова:

‘object (предмет) - to ob’ject (не одобрять)

‘abstract (реферат) - to ab’stract (извлекать)

  1. сложные слова и сочетания слов различаются ударением:

‘bluebottle – василек и ‘blue ‘bottle – синяя бутылка; ‘blackbird – черный дрозд и ‘black ‘bird – черная птица

  1. омографы – слова с одинаковым написанием, но разным произношением. Благодаря произношению можно определить их лексическое значение.

Wind - ветер / – виток

Bow - лук / – поклон

Tear - разрыв / – слеза

Фонетика связана со стилистикой через интонацию и ее компоненты: ритм, паузу, мелодику, а также через такие явления как рифма, аллитерация, которые основываются на повторяемости звуков. Например, повторение звука [m] в стихотворении создает настроение веселья (merriment):

There are twelve months in all the year,

As I hear many men say,

But the merriest month in all the year

Is the merry month of May.

Еще одно стилистическое средство, иллюстрирующее связь с фонетикой, носит название ономатопея. Сюда относятся слова, условно передающие природные звуки или крики животных:

Bow-wow, says the dog;

Mew-mew, says the cat;

Grunt-grunt, goes the hog;

And squeak, goes the rat.

Из нелингвистических наук, изучающих звуковую сторону языка, фонетика связана с акустикой, физиологией, анатомией . Но фонетика изучает лингвистическую сущность звуковых явлений (т.е. какую функцию они выполняют в речи).

Фонетика связана с медициной и психологией при лечении люди с патологией речи.

Фонетика связана с социальными науками.

Социофонетика изучает взаимодействие произношения и общества, изменение фонетических структур в соответствии с разными социальными функциями.

Кто (мужчина / женщина, пожилой / молодой, городской / сельский …)

как (ласково, с угрозой, спокойно …)

используя какие фонетические средства

кому (другу, начальнику, незнакомцу …)

когда (на работе, дома...)

и почему (чтобы убедить, попросить …)

говорит .

Фонетика связана с рядом технических дисциплин . Прежде всего, это экспериментальная фонетика – построить прибор, провести исследования, подсчитать результат.

ПРИКЛАДНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕТИКИ. Фонетика имеет целый ряд прикладных аспектов: преподавание русского языка нерусским, исправление дефектов речи, обучение звучащей речи людей, не имеющих слуха, в логопедии, сурдопедагогике. Фонетические данные широко используются при изучении особенностей высшей нервной деятельности человека, в медицине при диагностике и исследовании афазий. В целом ряде технических направлений также используются фонетические данные: для улучшения качестве передачи речи по каналам связи, в робототехнике при разработке систем, управляемых звучащей речью, для автоматического распознавания речи и т.д.