Болезни Военный билет Призыв

Особенности исторического метода исследования. Обществознание. Основные методы изучения истории как науки

«Научный метод – совокупность путей и принципов, требований и норм, правил и процедур, орудий и инструментов обеспечивающих взаимодействие субъекта с познаваемым объектом с целью решения поставленной задачи» (5- 39). «В общем можно сказать, научный метод представляет собой теоретически обоснованное нормативное познавательное средство» (5- 40).

Методы – средства исторического исследования в рамках определенной методологии, это определенным образом упорядоченная деятельность: индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия, эксперимент, наблюдение (для исторической науки – методы сравнительный, статистический, моделирования-гипотезы и т.п.)

Опираясь на методологию, исследователь в практической деятельности имеет дело с комплексом методов. Методология шире метода и выступает как учение о нем.

Структура научного метода представляется в следующем виде:

    Мировоззренческие положения и теоретические принципы, характеризующие содержание познания;

    Методические приемы, соответствующие специфике изучаемого предмета

    Приемы, применяемые для фиксации и оформления хода, результатов научного исследования (3- 8)

Согласно принятой классификации, методы разделяются на общенаучные, специально-историеческие, междисциплинарные.

«Общенаучные методы в отличие от философских охватывают лишь определенные аспекты научно-познавательной деятельности, являясь одним из средств решения исследовательских задач. К общенаучным методам относятся:

    общие приемы (обобщение, анализ, синтез, абстракция, сравнение, моделирование, индукция, дедукция и др.);

    методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, эксперимент);

    методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, системный подход, математические методы, аксиоматический, методы восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному, исторический, логический и др.).

Развитие научного познания привело к появлению новых общенаучных методов . К их числу относятся системно-структурный анализ, функциональный анализ, информационно-энтропийный метод, алгоритмизация и др.» (5-160).

Мы подробнее остановимся на характеристике исторического, логического, системно-структурного методов. Характеристику других общенаучных методов можно найти в работе И.Д.Ковальченко (5 – 159-173) и пособии по методологии истории, под редакцией В.Н.Сидорцова (7 – 163-168).

Исторический метод в общем смысле слова включает в себя мировоззренческие, теоретические знания и конкретные приемы исследования социальных явлений.Речь идет о тех приемах специального исторического анализа, о тех познавательных средствах, которые нацелены на раскрытие историчности самого объекта, а именно его генезиса, становления и противоречивого развития. Исторический метод, синтезируя эти приемы, служит задаче выяснения качественной определенности социальных явлений на различных этапах их развития . Воспроизведение, реконструкция объекта, описание, объяснение, типизация явлений прошлого и настоящего – познавательные функции исторического метода (3 – 97, 98).

Логический метод, в сущности, также является историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей. Он базируется на законах определенной науки – логики.

«В аспекте содержательном исторический метод раскрывает конкретный мир явлений, а логический – их внутреннюю суть» (5 – 155).

Системно-структурный метод возник во второй половине ХХ века и олицетворяет собой тенденцию интеграции научного знания. Он позволяет рассматривать предметы и явления в их взаимосвязи и целостности, представляя любое явление сложной системой, динамическое равновесие в которой поддерживается за счет связей различных элементов, объединенных в определенную структуру.

«Система представляет собой такую целостную совокупность элементов реальности, взаимодействие которых обуславливает возникновение у этой совокупности новых интегративных качеств, не присущих образующим ее элементам» (5 – 173,174).

«Все системы имеют свое строение, структуру и функции. Строение системы определяется составляющими ее компонентами, т.е. взаимосвязанными между собой ее частями. Компонентами системы являются подсистемы и элементы.Подсистема – это такая часть системы, которая сама образована из компонентов, т.е. подсистема представляет собой систему в системе более высокого порядка.Элемент – это нерасчленимый далее, элементарный (атомарный) носитель содержательных свойств системы, предел членения системы в границах присущего ей данного качества (5 – 174).

Структура – внутренняя организация системы, характеризующаяся способом взаимодействия ее компонентов и присущих им свойств. Структура системы определяет содержательную суть системы как целого. В структуре выражаются интегральные свойства системы (5- 175).

Функция – форма, способ жизнедеятельности общественной системы и ее компонентов (5 – 175). Структура и функции системы тесно взаимосвязаны. Функции системы реализуются через ее структуру. Только при соответствующей структуре система может успешно выполнять свои функции (5- 176).

«Всякая общественная система функционирует в определенной среде. Среда системы – ее окружение. Это объекты, которые непосредственно или через компоненты системы воздействуют на формирование, функционирование и развитие системы. Для общественных систем средой являются другие системы. Функционирование той или иной общественной системы представляет собой сложное взаимодействие с другими системами. В этом взаимодействии проявляется суть тех функций, которые присущи системе (5- 176).

«Связи и отношения систем (т.е. их взаимодействие) характеризуются сложным сочетанием координации и субординации их структур и функций, которые порождают различные уровнииерархии систем.

Координация – горизонтальная, пространственная упорядоченность, согласованность структур и функций систем.Субординация – вертикальная, временная соподчиненность структур и функций систем. Тем самым определяется наличие структурной и функциональной иерархии систем (5 – 176).

Ведущими конкретными методами системных исследований являются структурный и функциональный анализы. Первый направлен на раскрытие структуры систем, второй – на выявление их функций. Такое разграничение правомерно в узкоспециальном смысле. Всестороннее же познание любой системы требует рассмотрения ее структуры и функций в органическом единстве. Поэтому адекватным методом системных исследований являетсяструктурно-функциональный анализ , призванный раскрывать строение, структуры, функции и развитие систем. Структурно-функциональный анализ для своей завершенности требует моделирования изучаемых систем (5 – 179-180)

Ранке признает этот метод ключевым в историческом исследовании. Описание - это одна из многих процедур исследования. По сути с описания начинается исследование, оно отвечает на вопрос "что это?". Чем качественнее описание, тем качественнее исследование. Своеобразие объекта исторического познания требует соответствующих языковых средств выражения. Естественно-языковой способ изложения является наиболее адекватным для восприятия массового читателя. Язык исторического описания - это не язык формализованных структур (см. тему Язык историка).

Описание выражает следующие моменты:

Индивидуальное качественное своеобразие явлений;

Динамику развития явлений;

Развитие явлений в связи с другими;

Роль человеческого фактора в истории;

Образ субъекта исторической действительности (образ эпохи).

Т.о., описание - необходимое звено (УСЛОВИЕ ) в картине исторической действительности, начальная ступень исторического исследования, важное условие и предпосылка понимания сущности явления. Это квинтэссенция этого метода. Но само по себе описание не дает понимание сущности, поскольку оно и есть внутренняя сущность явления. Описание - это как бы внешний фактор. Описание дополняется более высокой степенью познания - анализом .

Описание - это не беспорядочное перечисление сведений об изображаемом. У научного описания есть своя логика, свой смысл, которые определены методологическими принципами (автора). Например, хроники. Цель их - возвеличивание монарха. Летописи - хронологический принцип + признание, показ богоизбранности династии, определенное морализаторство. В исследовании удельный вес описания, как правило, преобладает над выводами и обобщениями.

Описание и обобщение в рамках исторического исследования взаимосвязаны (описание без обобщения - это просто фактология. Обобщение без описания - это схематизация).

Описательно-повествовательный метод является одним из наиболее распространенных в историческом исследовании.

2. Биографический метод.

Является наиболее одним из старых методов исторического исследования. Начало биографического метода мы находим еще в античности, I-II вв. н.э. в труде Плутарха «Сравнительные жизнеописания». В этом труде Плутарх пытается воспринимать деятельность людей как историю. При этом главная идея, предложенная Плутархом, - это идея провиденциализма. При этом роль личности в истории ничтожна. Тем не менее, биографический метод ставит важный вопрос - о роли личности в истории. Он не просто ставит, он или косвенно или прямо определяет эту роль как значительную. В эпоху Просвещения происходит важное переосмысление роли личности в истории.


По сути Карлель - это самый известный приверженец биографического метода в истории. В XX в. мы также встречаемся в биографическим методом. Льюис Нэмер говорил, что суть истории - в личных связях, в центре исследования - простой человек. Но для него простой человек - это депутат. Он исследовал историю английского парламентаризма в виде биографий депутатов разных созывов. Суть истории существенные моменты в биографиях депутатов.

Важнейшими в истории являются даты их жизни, происхождение, положение, образование, всевозможные связи, владение богатствами. Подход Нэмера предполагает восприятие человека как социальной единицы. Через биографии личные интересы индивида трансформируют общественные. Деятельность парламента - это борьба за личное благосостояние, власть, карьеру. В XX в. происходит некоторые сужение возможности биографического метода.

Это связано с тем, что политическая история утрачивает свою прежнюю роль и появляются новые ветви исторического исследования: социальная, структурная, гендерная история и т.д. Всплеск интереса к биографическому методу наблюдался в 60-70-е гг., особенно это проявилось в работе Феста, работа «Адольф Гитлер». Фест попытался объединить судьбу маленького ефрейтора, ставшего фюрером, с судьбой Германии. Гитлер - это плоть от плоти немецкого народа со всеми страхами, успехами, решениями и т.д. Биография Гитлера - это зеркальное отражение судьбы немецкого народа.

Современные методологические основы применения биографического метода. В центре возможности применения этого метода стоит решение важной методологической проблемы - роли личности и масс в истории. Это одна из ключевых проблем, поэтому отказываться от биографического метода нельзя. В любом историческом факте есть черты личного и коллективного. необходимо определить сочетание этих факторов в конкретных условиях. Вопрос о появлении великих личностей.

Историческая наука пытается отвечать на этот вопрос в широком аспекте - насколько та или иная фигура может соответствовать понятию «великая личность» + оценка результатов деятельности этой личности. В результате, отвечая на этот вопрос, исследователь так или иначе сталкивается с проблемой необъяснимого случая в истории. Определенного ответа на этот вопрос нет. При этом нужно иметь в виду внешние условия для появления великой личности. Исходя из внешних факторов, происходит корректировка соотношения роли личности и условий.

3. Сравнительно-исторический метод .

Это один из самых широко используемых методов. В центре этого исследования - прием сравнения. В эпоху античности сравнивались различные циклы в истории. Сравнение используется как средство создания представления об исторических циклах. Здесь нет качественной определенности общественных явлений. В новое время сравнительный метод определялся поисков сходных черт в явлениях. Использование сравнения приводило к недостаточно акцентировке на индивидуальных чертах, следовательно нет критерия для оценки.

В эпоху просвещения появляется критерий для сравнения - это человеческая природа - разумная, добрая, носящая неизменный характер (сравнение с золотым веком, т.е. с прошлым). широкое использование сравнительного метода в эпоху просвещения. За ним закрепилась характеристика универсальности. Метод сравнения использовался так широко, что сравнивались даже несравниваемые величины. При сравнении акцент по-прежнему делался на поиске сходного. Но все равно существовала невозможность полностью решить эту задачу - поиска сходного, т.к. критерий находится в далеком прошлом, вне времени.

В результате оказалось сложно понять своеобразие явления. Сложно понять своеобразие явления, находящегося во временном потоке. XIX век: сравнительный метод подвергается серьезному анализу, происходит выявление проблем познавательных возможностей сравнительного метода, ученые пытаются найти рамки применения сравнительно-исторического метода. Было признано, что сравнивать можно однородные структуры и повторяющиеся типы. создается т.н. «типология явлений» (Моммзен). Выявляются возможности для выявления единичного и общего. Акцент на единичном делал Герхард.

Использование сравнительно-исторческого метода позволило сравнивать и проводить аналогии с разновременными явлениями.

Методологические основания сравнительно-исторического метода.

Методологической основной является необходимость признания неразрывной связи сходного, повторяющегося и индивидуального в исторических событиях. Это есть условие рационального применения сравнительно-исторического метода. Суть подхода заключается в том, что сравнение показывает и сходное, и повторяющееся. Мы можем ставить вопрос о сравнении однопорядковых явлений (насколько возможно сравнивать восстание Спартака и жакерии).

Условия продуктивного сравнения:

Максимально подробное описание изучаемых явлений

Степень изученности сравниваемых явлений должна быть примерно одинаковой.

Т.о., описательно-повествовательный метод предшествует сравнительно-историческому.

Ступени сравнительно-исторического метода:

1. Аналогия. Здесь нет определения сущности явлений. Аналогия используется как иллюстрация чего-либо. Это не анализ, а простой перенос представления объекта на объект. Ставит вопрос о качестве аналогий: насколько один объект похож на другой. Аналогии широко использовал Арнольд Тойнби .

2. Выявление сущностно-содержательных характеристик, сопоставление однопорядковых явлений. Главное здесь - определить, насколько явления однопорядковы. Это задача методологии. Критерий однопорядковости - это закономерная повторяемость и по «вертикали» (по времени), и «по горизонтали» (в пространстве). Пример - революции в Европе в середине XIX в.

3. Типология. В рамках типологии выделяются типы однопорядковых явлений. выбор признаков классификации. Например, прусский и американский пути развития капитализма. Главный принцип - дворянское землевладение. Развитие феодальных отношений в Европе: какие отношения преобладают - германские или романские? Что значит романские начала? Романские - это Пиренеи и Апеннины. Германский тип - это Англия и Скандинавия. Смешанный тип - франкское государство (подход Михаэля де Куланджа).

Т.о., использование сравнительно-исторического метода предполагает выявление совокупности однопорядковых явлений, одинаковую степень их изученности, выявление различия и сходство между ними для достижения обобщающих представлений.

4. Ретроспективный.

Само слово «ретроспект» - суть исторического познания (назад смотрю). В рамках ретроспективного метода ход поиска историка как бы обратный стандартному изучению. Суть ретроспективного метода - это опора на более высокую ступень развития. Цель - понять и оценить предыдущие явления.

Причины использования ретроспективного метода:

Нехватка фактических данных источника;

Необходимость проследить развитие события от начала и до конца;

Необходимость получить данные нового порядка.

Есть явления, которые проявляют себя со временем на новой сущностной основе, имеют последствия, которые изначально не предполагались. Например, походы Александра Македонского (планировалось отомстить за лишения во время греко-персидских войн, но в результате была начата эпоха эллинизма), ФБР (изначальная цель - освободить заключенных Бастилии), февральская революция в России и т.д.

Исследование Моргана, который изучает семейно-брачные отношения от групповых форм к индивидуальным. Он изучал современные ему индейские племена и сопоставлял с греческой семьей. Он пришел выводу, что семейно-брачные отношения развиваются одинаково, вне зависимости от эпохи. Ковальченко изучал аграрные отношения в России в XIX в. Он переносит представления о сельской общине XIX века на более ранние этапы. Ретроспективный метод связан с методом пережитков.

Это способ реконструкции ушедших в прошлое объектов по сохранившимся и дошедшим до современности остаткам. Этот метод использовал Тейлор. Он занимался исследованием обычаев, обрядов, воззрений на основе этнографического материала. Изучая верования современных первобытных племен, можно понять древние верования европейцев. Или исследование немецкой истории XIX в. Такое исследование позволяет рассматривать те или иные черты аграрной истории средних веков. Для того, чтобы понять средневековые процессы, исследуются неживые грамоты, планы, карты XIX в. (Мейцен).

Не всегда ретроспективный метод может применяться достаточно индивидуально (что подходит для изучения Германии, может не подходить для изучения Франции и т.п.). Исследованием французских межевых карт занимался Марк Блок. Он сразу же выделил разницу между межевыми картами Франции и Германии. Исследование варварских правд. Эти правды являются источником, где сохранено множество пережитков.

Необходимым условием применения ретроспективного метода является доказательство реликтного характера тех свидетельств, на основе которых будет осуществляться реконструкция. Т.е. нужно понимать, что современные реликты являются действительно таковыми. В рамках применения ретроспективного метода важнейшим помощником является принцип историзма.

5. Метод терминологического анализа .

Главным инструментом информации для историка является слово. Очень остро встает лингвистическая проблема. Смысл этой проблемы заключается в том, что есть сложности в определении смысла слова, т.е. насколько соотносится смысл слова с реальностью, которую он отображает.

Мы сталкиваемся с терминологическим анализом источника. В рамках этого анализа терминологический аппарат заимствует свое содержание из реальной жизни. Хотя смысл слова не совсем адекватен реальности . Слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Поэтому в ведении многих исследований ставится проблема понятий. Карл Линней говорил, что если ты не знаешь слов, то невозможно и исследование вещей.

Сейчас в современном историческом исследовании терминологический анализ приобретает все большую значимость, а в некоторых случаях оно совершенно необходимо. Причем со временем смысл слов меняется. Смысл слов в прошлом может не совпадать со смыслом этих же слов в настоящем. С XIX в. язык стал восприниматься как источник исторического познания. Историки Моммзен и Нибур обратили внимание на значимость языка, когда изучали античные сюжеты.

Особенности применения терминологического анализа:

Развитие содержания терминов исторических источников отстает от скрывающегося за ним реального содержания исторического события. термин всегда архаичен по отношению к событию. ученые историки могут учитывать это отставание + это позволяет изучать более раннюю историческую реальность (например, варварские правды, которые по своему словарному запасу могут отражать реальность IV-V вв., по ним можно изучать события VI-VII вв. Термин «вилла» = однодворное поселение или деревня или территория поселения);

Терминологический анализ продуктивен в случаях, когда источник записан на родном языке изучаемого народа. возможности терминологических параллелей (например, Русская правда и летописи; Салическая правда и хроники) - внутренних и внешних (Русская правда и скандинавские правды; летописи и европейские хроники);

Зависимость терминологического анализа от характера источника. взаимосвязь методологической позиции историка и анализа источника. соответствующие выводы;

Топонимический анализ как разновидность терминологического. Важным моментом является обусловленность географических названий от времени (например, Хлынов и Вятка). Топонимы дают возможность для исследования процесса заселения территории, занятий населения и т.п. Топонимы имеют особую значимость для бесписьменных культур;

Антропонимический анализ - исследование имен и фамилий;

Возможности для исследования социальный вопросов, предпочтений, качеств людей.

Т.о., слово можно рассматривать как ключ к пониманию явления только тогда, когда термины ясны. Решения различных аспектов в проблеме язык и история является необходимым условием поиска подлинного смысла исторических событий.

Условие успешного применения терминологического анализа:

Необходимо учитывать многозначность термина (в т.ч., совокупность терминов)

Подход к анализу термина исторически (учитывать время, место, рассматривать термин как изменяющуюся структуру)

Сопоставление новых терминов со старыми (выявление содержательной части).

6. Метод математической статистики.

Есть методы, которые выявляют качества, есть методы, выявляющие количество. Количество - это очень важный признак реальности.

Для историка очень важным моментом является соотнесения количественной и качественной сторон реальности. Это и есть мера, которая раскрывает единство количества и качества. Кроме того, количество как категория в разной мере отражает сущность явлений.

Восприятие и использование количественных методов исследования разнится, происходит их варьирование. Например, насколько количество солдат в армии Чингисхана повлияло на то, как быстро был захвачен Китай, насколько их можно соотнести с талантом этих солдат, самого Чингисхана, таланта врагов и т.п. Покорение Китая Чингисхана может рассматриваться в соотнесении категорий, которые нельзя посчитать (талант полководцев и солдат), количества войска.

Законы Хаммурапи - дается четкая градация за преступление: например, убийство быка - одно плата, быка - другая, свободного человека - третья, т.е. разные действия приведены к одному знаменателю - денежной единице. На основании этого можно делать выводы о качестве общества (значимость раба, быка, свободного человека).

С другой стороны, количественный анализ не может дать нового знания в отрыве от качественного анализа. Ковальченко: «Количественные математические методы позволяют исследователю получить те или иные характеристики изучаемых признаков, но сами по себе они ничего не объясняют». В результате количественный момент является как бы нейтральным.

Математические методы в большей степени носят прикладной характер. Нельзя объяснять события, используя только эти данные. Количественные методы зависимы от сущностно-содержательных методов. Но в истории есть моменты, в которых количественная характеристика является сущностным признаком. Это относится, как правило, к области экономики. Еще одна области - это массовые явления (войны, революционные движения). Здесь мы пересекаемся со статистическими методами.

Первоначальной формой количественного метода в истории является статистический метод. Главное в статистике, которая используется в исторической науке, - это статистика общественных явлений, связанных с экономикой, политикой, демографией, культурными аспектами и т.д. Статистика начала привлекаться к историческому явлению со второй половины XVII в.

Следующий этап в развитии статистического метода связан с XIX в. и именем Томаса Бокля . Помимо Бокля активно статистический метод используется для изучения аграрной истории как таковой (сколько вырастили, когда, какие культуры, каково их соотношение и т.п.). В ХХ в. активно использовали статистический метод Дружинин. Косминский, Барг, Ковальченко, Миронов.

Условия качественного применения статистического метода:

1) признание приоритета качественного анализа по отношению к количественному;

2) изучение качественных и количественных признаков - в единстве;

3) выявление качественной однородности событий для статистической обработки;

4) учет принципа использования однородных данных «немалых чисел» (корректно оперировать статистикой от тысячи однородных величин);

5) привлечение массовых источников (переписи, данные летописей и т.д.).

Виды статистического анализа:

1) самый простой вид статистики - описательная (например, данные переписи без анализа, данные ВЦИОМ). Описательные данные используются для иллюстрации

2) выборочная. Это способ вероятностного заключения о неизвестном на основании известного (например, положение крестьянского хозяйства в России в первой половине XIX в. анализируется с помощью подворных описей. Но до историков дошла только часть этих описей. На их основе делается заключение об общем состоянии хозяйства)

Такой подход не отражает точных характеристик, но тем не менее может показать в исследовании важную вещь - тенденцию.

7. Корреляционный метод.

Связан с количественным методом. Задача - определить зависимость размера повинностей и их динамики от состояния крестьянского хозяйства. Какой тип крестьянского хозяйства и как реагирует на разные повинности. Эта задача предполагает выведение коэффициента корреляции. Коэффициентом корреляции может являться соотношение между размером повинности и количеством скота. Еще один коэффициент - соотношение между количеством работников и уровнем повинностей.

В исследовании этой проблемы можно посмотреть соотношение коэффициентов.

8. Регрессионный метод.

В рамках регрессионного метода мы должны определить сравнительную роль различных причин в том или ином процессе. Например, упадок дворянского хозяйства. Для того чтобы оценить причины его упадка выводятся коэффициенты регрессии: соотношение количественного состава семей их богатства, соотношение хозяйства ниже определенного уровня дохода и выше его. Регрессионный метод - это разновидность корреляционного.

Т.о., количественный анализ помогает выявить и охарактеризовать важные черты и признаки явлений, делает понимание более точным (отход от формулировок «лучше-хуже»).

Они основаны на философских, общенаучных, являются основой методов конкретно-проблемных.

Историко-генетический и ретроспективый методы. Историко-генетический метод наиболее распространен. Направлен на последовательное раскрытие свойств, функций и изменений исторической реальности. По определению И. Ковальченко, по логической природе - это аналитический, индуктивный, по форме выражения информации - описательный. Он направлен на выявление причинно-следственных связей, на анализ возникновения (генезиса) тех или иных явлений и процессов. Исторические события показываются и в их индивидуальности, конкретности.

При применении этого метода возможны некоторые ошибки, если абсолютизировать его. Делая упор на изучение развития явлений и процессов, нельзя недооценивать устойчивости этих явлений и процессов. Далее, показывая индивидуальность и неповторимость событий, нельзя терять из виду общего. Следует избегать чистого эмпиризма.

Если генетический метод направлен из прошлого к настоящему, то ретроспективный - от настоящего к прошлому, от следствия к причине. По элементам сохранившегося прошлого можно реконструировать это прошлое. Идя в прошлое, можно уточнить этапы становления, формирования того явления, которые мы имеем в настоящем. То что при генетическом подходе может показаться случайным, при ретроспективном методе покажется предпосылкой более поздних событий. В настоящем мы имеем более развитый объект по сравнению с предыдущими его формами и можем лучше понять процесс становления того или иного процесса. Мы видим перспективу развития явлений и процессов в прошлом, зная результат. Изучая годы, предшествующие французской революции XVIII века, мы получим определенные данные о назревании революции. Но если мы вернемся к этому периоду, уже зная, что произошло в ходе революции, мы узнаем более глубокие причины и предпосылки революции, которые проявились особенно четко в ходе самой революции. Увидим не отдельные факты и события, а связную закономерную цепь явлений, приведших закономерно к революции.

Синхронный, хронологический и диахронный методы. Синхронный метод ориентирован на изучение различных событий, происходивших в одно и то же время. Все явления в обществе взаимосвязаны, и этот метод, особенно часто применяемый при системном подходе, помогает эту связь раскрыть. И это позволит уточнить объяснение исторических событий, происходящих в том или ином регионе, проследить влияние экономических, политических, международных связей разных стран.

В отечественной литературе Б. Ф. Поршнев издал книгу, где показал систему государств в период английской революции середины XVII в. Однако по сей день этот подход развит в отечественной историографии слабо: преобладают хронологические истории отдельных стран. Только недавно предпринята попытка написать историю Европы не как сумму отдельных государств, а определенной системы государств, показать взаимовлияние и взаимосвязь событий.

Хронологический метод. Его применяет каждый историк - изучение последовательности исторических событий во времени (хронологии). Нельзя пропускать существенные факты. Часто допускаются искажения истории, когда историки замалчивают факты, не укладывающиеся в схему.

Вариант этого метода -- проблемно-хронологический, когда широкая тема расчленяется на ряд проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности событий.

Диахронный метод (или метод периодизации). Выделяются качественные особенности процессов во времени, моменты образования новых этапов, периодов, сравнивается состояние в начале и в конце периода, определяется общее направление развития. Чтобы выявлять качественные особенности периодов, нужно четко определить критерии периодизации, учесть объективные условия и сам процесс. Подменять один критерий другим нельзя. Иногда нельзя точно назвать год или месяц начала нового этапа - все грани в обществе подвижны и условны. Нельзя все уложить в строгие рамки, имеет место асинхронность событий и процессов, и историк должен это учитывать. Когда существует несколько критериев и различных схем, глубже познается исторический процесс.

Историко-сравнительный метод. Начали применять сравнительный метод еще просветители. Ф. Вольтер написал одну из первых всемирных историй, но сравнение использовал скорее как прием, чем метод. В конце XIX века этот метод стал популярным, особенно в социально-экономической истории (М. Ковалевский, Г. Маурер писали труды об общине). После Второй мировой войны особенно широко применялся компаративный метод. Практически ни одно историческое исследование не обходится без сравнения.

Собирая фактический материал, осмысливая и систематизируя факты, историк видит, что многие явления могут иметь сходное содержание, но разные формы проявления во времени и пространстве и, наоборот, иметь разное содержание, но быть сходными по форме. Познавательное значение метода заключается в возможностях, открываемых им для понимания сущности явлений. Понять сущность можно по сходству и различию присущих явлениям характеристик. Логической основой метода является аналогия, когда на основе сходства одних признаков объекта делается вывод о сходстве других.

Метод позволяет раскрывать сущность явлений, когда она не очевидна, выявлять общее, повторяющееся, закономерное, делать обобщения, проводить исторические параллели. Следует соблюдать ряд требований. Сравнение должно осуществляться на конкретных фактах, которые отражают существенные признаки явлений, а не формальное сходство. Надо знать эпоху, типологию явлений. Можно сравнивать однотипные и разнотипные явления, на одной или разных стадиях развития. В одном случае сущность будет раскрываться на основе выявления сходства, в другом - различий. Не следует забывать принцип историзма.

Но применение сравнительного метода имеет и некоторые ограничения. Он помогает понять многообразие реальности, но не специфику ее в конкретной форме. Сложно применять метод при изучении динамики исторического процесса. Формальное применение приводит к ошибкам, и суть многих явлений может быть искажена. Нужно использовать этот метод в комплексе с другими. К сожалению, часто используют только аналогию и сравнение, а метод, много содержательней и шире упомянутых приемов, применяется редко в полном виде.

Историко-типологический метод. Типология - разделение объектов или явлений на различные типы на основе существенных признаков, выявление однородных совокупностей объектов. И. Ковальченко считает типологический метод методом сущностного анализа. Такого результата не дает формальная описательная классификация, предлагавшаяся позитивистами. Субъективный подход привел к идее конструирования типов только в мышлении историка. М. Вебер вывел теорию «идеальных типов», долгое время не применявшуюся отечественными социологами, трактовавшими ее упрощенно. По сути дела, речь шла о моделировании, которое принято сейчас всеми исследователями.

Типы по И. Ковальченко выделяются на основе дедуктивного подхода и теоретического анализа. Выделяются типы и признаки, характеризующие качественную определенность. Тогда мы можем отнести объект к тому или иному типу. Все это И. Ковальченко иллюстрирует на примере типов русского крестьянского хозяйства. Такая подробная разработка метода типологии понадобилась И. Ковальченко для обоснования применения математических методов и ЭВМ. Этому посвящена значительная часть его книги о методах исторического исследования. Отсылаем читателя к этой книге.

Историко-системный метод. Этот метод был также разработан И. Ковальченко в связи с применением математических методов, моделирования в исторической науке. Метод исходит из того, что существуют общественно-исторические системы разного уровня. Основные компоненты реальности: индивидуальные и неповторимые явления, события, исторические ситуации и процессы, рассматриваются как общественные системы. Все они функционально связаны. Нужно вычленить исследуемую систему из иерархии систем. После выделения системы следует структурный анализ, определение взаимосвязи компонентов системы и их свойств. При этом используются логические и математические методы. Второй этап - функциональный анализ взаимодействия изучаемой системы с системами более высокого уровня (крестьянское хозяйство рассматривается как часть системы общественно-экономических отношений и как подсистема капиталистического производства). Главную трудность создает многоуровневый характер общественных систем, переход от систем низшего уровня к более высоким системам (двор, селение, губерния). При анализе, например, крестьянского хозяйства агрегирование данных дает новые возможности уяснения сущности явлений. При этом используются все общенаучные и специально-исторические методы. Наибольший эффект метод дает при синхронном анализе, но остается нераскрытым процесс развития. Системно-структурный и функциональный анализ могут привести к чрезмерному абстрагированию и формализации, а иногда субъективному конструированию систем.

Мы назвали основные методы исторического исследования. Ни один из них не является универсальным и абсолютным. Нужно использовать их комплексно. Кроме того, оба исторических метода надо сочетать с общенаучными и философскими. Нужно использовать методы с учетом их возможностей и пределов -- это поможет избежать ошибок и ложных выводов.

Методология - неотъемлемая часть научного познания

Любая дисциплина, чтобы иметь статус научной, просто неизбежно должна обрасти четкой системностью и методологией познания. В противном случае, при отсутствии методологического аппарата, наукой, строго говоря, она считаться не сможет. Ярким примером такому утверждению является существование ряда альтернативных воззрений (вроде гомеопатии). Историческая дисциплина, оформляясь в науку, разумеется, также со временем обросла собственным научным аппаратом и приобрела методы исторического исследования.

Особенности

Интересно, что методы исследования в истории далеко не всегда являются обособленно историческими, иногда они заимствованы из других наук. Так, многое было взято из социологии, географии, философии, этнографии и др. Впрочем, есть у истории одна важная, свойственная только ей черта. Это единственная научная дисциплина, объект и предмет исследования которой не существуют в реальном времени, что затрудняет их изучение, существенно урезает возможности ее методологического аппарата, а также добавляет неудобств исследователю, который неизбежно на логику и мотивацию прошедших эпох проецирует собственный опыт и убеждения.

Разнообразие исторических методов познания

Методы исторического исследования могут классифицироваться по-разному. Однако сформулированные историками эти методы разделяют главным образом на следующие: логическое познание, общенаучные методы, специальные, междисциплинарные.
Логические или же философские методы исторического исследования представляют собой самые элементарные элементы здравомыслия при изучении предмета: обобщение, анализ, сравнение, аналогия.

Общенаучные методы

Это те методы исторического исследования, которые не принадлежат одной лишь истории, а распространяются в целом на методы научного познания, таковыми могут быть следующие: научный эксперимент, измерение, построение гипотезы и так далее.

Специальные методы

Главными и свойственными конкретно истории являются именно они. Их также очень много, но в качестве основных выделяют следующие. Идеографический (нарративный), который заключается в максимально точном описании фактов (разумеется, описание реальности и фактов имеет месть быть в любом исследовании, однако в истории оно имеет совершенно особый характер). Ретроспективный метод, который заключается в отслеживании хроники, предшествующей интересующему событию, с целью выявления его причин. Тесно связан с ним историко-генетический метод, направленный на изучение раннего развития интересующего события. Историко-сравнительный метод основывается на поиске общего и отличного у явлений, состоящих в отдаленных временных и географических отрезках, то есть на выявлении закономерностей. Логическим последователем предыдущего метода является историко-типологический метод, который основывается на найденных закономерностях явлений, событий, культур, создает их классификацию для более простого последующего анализа. Хронологический метод предполагает строгое изложение фактического материала в правильной последовательности.

Междисциплинарные методы

Методы исторического исследования включают и междисциплинарные. Например, количественные, заимствованные из математики. Или социально-психологические. А география не просто подарила истории картографический метод исследования, основанный на тесной работе с картами. Целью последнего является выявление закономерностей и причин исторических событий. Была порождена специальная дисциплина - историческая география, изучающая влияние географических и климатических особенностей на ход истории.

Таким образом, методы исторического исследования являются важнейшей базой для истории как науки.

Когда в глубокой древности эллинский писатель по имени Геродот начал сочинять свою знаменитую книгу о кровопролитных греческих войнах, в которой описывал обычаи и традиции окружающих его стран и их обитателей, даже в самых смелых своих мечтах он не мог представить, что потомки дадут ему громкое имя отца великой и невероятно интересной науки - истории. Как одна из самых древних и известных дисциплин, она имеет собственный предмет, методы, источники изучения истории.

Какая дисциплина называется историей

Что же такое история? Это увлекательная наука, занимающаяся изучением прошлого как отдельной взятой особы, так и всего человеческого общества. Исследуя разнообразные доступные ей источники, данная дисциплина пытается установить реальную последовательность тех или иных произошедших в далеком или же ближайшем прошлом событий, а также разносторонне изучать причины их появления и последствия.
Возникнув, как и многие другие науки, в Древней Греции, изначально история изучала жизнь выдающихся личностей, а также венценосных семейств, правителей и войн. Однако со временем предмет и метод изучения истории изменились и расширились. Точнее сказать, с годами история стала заниматься изучением прошлого не только отдельных отличившихся чем-либо людей, но и целых народов, различных наук, зданий, религий и многого другого.

Основные методы изучения истории как науки

Метод исследования истории – это способ изучения исторических процессов посредством разнопланового анализа фактов, а также приобретения новой информации на основе этих самых фактов.
Существуют две огромные категории, на которые делятся методы изучения истории. Это конкретные методы, а также общие методы для большинства гуманитарных наук.

Конкретные методы изучения истории

  1. Общенаучные методы.
  2. Частнонаучные методы.
  3. Методы, позаимствованные из иных наук.

Общенаучные методы бывают таких видов:

  • Теоретические, к которым относятся знаменитая дедукция, индукция, синтез и анализ, строение гипотез, моделирование, обобщение, инверсия, абстрагирование, аналогия и системно-структурный подход.
  • Практические методы изучения истории: эксперимент, наблюдение, измерение, сравнение, описание. Часто этот вид методов еще называют эмпирическим.

Частнонаучные исторические методы изучения истории:

  • Хронологический метод – исторические данные излагаются в их хронологической последовательности, от прошлого к современности.
  • Ретроспективный метод – исследование исторических фактов с помощью постепенного проникания в минувшее, чтобы обнаружить причины случившегося события.
  • Конкретно-исторический метод – фиксирование всех событий и фактов.
  • Сравнительно–исторический – событие исследуется в контексте аналогичных происшествий, имевших место ранее или позднее. Такой метод исследования дает возможность глубже изучить то или иное событие под разными углами.
  • Историко-генетический - исследование появления и развития определенного события.
  • Историко-типологический - классификация событий или объектов по их типу, признаку.

Кроме вышеперечисленных, довольно часто ученые используют для исследования истории иные методы, позаимствованные из иных родственных и не очень наук, например из статистики, психологии, социологии, антропологии, археологии и прочих.

Общие методы исследования и изучения истории

Для большинства гуманитарных дисциплин и истории в частности общие методы - это:

  1. Логический метод - рассматривает исследуемые явления на пике их развития, так как в этот период их форма становится наиболее зрелой, и это дает ключи к осмыслению предшествующих стадий исторического развития.
  2. Исторический метод – с его помощью процессы и определенные исторические явления воспроизводятся в хронологическом развитии с учетом уникальных особенностей, закономерностей и деталей. Наблюдая за ними, можно отслеживать определенные закономерности.

Исторические источники

Занимаясь исследованием истории, ученым приходится работать с предметами или явлениями, которых они чаще всего не могут увидеть собственными глазами, так как они имели место много лет, столетий или даже тысячелетий назад.
Между исследованием историков и реально произошедшим в прошлом фактом находится промежуточное связующее звено – это исторический источник. Исследованиями и классификацией источников изучения истории занимается наука источниковедение.

Виды исторических источников

Существуют различные виды классификаций исторических источников. Самой популярной является классификация по видам. Согласно ей выделяют 7 групп источников:

  1. Устные (народные сказания, песни, обряды).
  2. Письменные (летописи, книги, дневники, газеты, журналы и другие).
  3. Вещественные (остатки предметов оружия на поле боя, древние захоронения, сохранившееся предметы одежды, быта и так далее).
  4. Этнографические (материалы, относящиеся к культуре определенного этноса, чаще всего их предоставляет этнография).
  5. Лингвистические (названия городов, рек, местности, продуктов питания, понятий и другое).
  6. Фонодокументы.
  7. Фотокинодокументы.

Последние два вида источников исторических исследований стали доступными историкам сравнительно недавно, но благодаря им проводить исследования стало намного проще. Хотя благодаря достижениям современной техники подделывать фотографии, видеозаписи и аудиозаписи стало очень просто, так что историкам недалекого будущего будет сложно пользоваться этими историческими источниками.

Наука история, как и сама история человечества, взаимодействует с целым комплексом других дисциплин, часто используя их в качестве источников информации, а также пользуясь их методами, принципами и достижениями. В свою очередь, история тоже помогает другим дисциплинам. Поэтому существует целый ряд исторических наук, концентрирующих свое внимание на предмете той или иной дисциплины. Такие, например, как история философии, политики, культуры, литературы, музыки и многие другие. В связи с этим правильно выбранные методы и источники изучения истории очень важны, ведь именно от их выбора и использования зависит установление фактов объективной реальности, что влияет не только на «детище Геродота», но и на все остальные науки, связанные с ним.