Болезни Военный билет Призыв

Закономерности социальной психологии. Надежда борисовна челдышова шпаргалка по социальной психологии. Вопросы для самоконтроля

Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные проблемы, раскрывая их во всех деталях. Специфика социально-психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые образуют социально-психологическую реальность и исследуются ею, объясняется пограничным положением социальной психологии.

Принцип социально-психологической причинности. Социально-психологические явления как явления психологической природы, носят отражательный характер, т. е. представляют собой идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под ее влиянием. Причиной социально-психологических явлений всегда являются объективные обстоятельства жизнедеятельности конкретных групп людей и индивида в них, а также влияние на психологию человека в группе психологических особенностей окружающих людей, их взгляды, настроения, желания, намерения, поведение. В процессе совместной жизнедеятельности, общения, обмена мнениями, намерениями, чувствами, происходит активный обмен продуктами психологии разных людей, который выявляет общности людей, способствует их интеграции, консолидации в группу и обособлению от других групп.

Влияние людей проявляется в информировании, обучении, разъяснении, убеждении, уговорах, побуждениях к действию, приглашении к совместным действиям и т. д. На человека направлено также малопродуманное психологическое влияние средств массовой информации, печати, пропаганды и др. Социально-психологическое отражение под влиянием активного воздействия окружающей среды приобретает удвоенную социальную причинность, так как выступает и субъектом отражения социальной реальности и объектом воздействия ее активных элементов.

Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности заключается в том, что среда, активность, проявляющаяся в общении и совместной деятельности, во взаимодействии оказывают влияние на социально-психологические явления, наблюдающиеся в различных группах. При этом с ростом размера группы роль общения и совместной деятельности уменьшается, а роль среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает.

Принцип социально-психологической системности заключается в том, что социально-психологическая реальность представляет собой систему, находящуюся на более высоком системном уровне и более сложную по причинам ее вызывающим, по своим закономерностям, механизмам, чем индивидуально-психологическая реальность. Элементом данной системы выступает психология отдельных людей как личностей, включенных в связи с другими личностями.

Как любая система, социально-психологическая реальность – это не простая сумма свойств каждого из входящих в неё элементов, а совокупность, обладающая специфическими системными свойствами, являющимися продуктом целостного её функционирования. Системные свойства возникают на основе взаимодействия элементов и оказывают обратное влияние на них, подчиняя законам целостного функционирования. Взаимодействуя со средой и другими объектами, социально-психологическая система выступает как целостность.

Принцип социально-психологического развития заключается в том, что развитие индивида происходит в постоянно меняющейся социально-психологической реальности, в непрерывно развивающемся обществе, под влиянием которого происходит изменение и самой личности.

Принцип объективности заключается в достоверности знания, полученного в социально-психологических исследованиях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

    книга , добавлен 10.02.2009

    Основные этапы истории развития социальной психологии. Суть взглядов на предмет социальной психологии в психологических теориях. Особенности развития отечественной социальной психологии. Предмет, структура и задачи современной социальной психологии.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Проблемы группы в социальной психологии. Общественные отношения и межличностные отношения, их сущность.

    учебное пособие , добавлен 10.02.2009

    Место социальной психологии в системе гуманитарного знания. Современные представления о предмете и задачах социальной психологии. Эксперимент как один из основных методов социальной психологии. Особенности применения метода наблюдения, его специфика.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    История развития социальной психологии в СССР. Проблематика социальной психологии. Развитие социально-психологической мысли в конце XIX - начале XX вв. Становление и развитие социальной психологии. Предмет генетической (возрастной) социальной психологии.

    реферат , добавлен 07.06.2012

    Рассмотрение причин возникновения и этапов формирования социальной психологии как науки. Ознакомление с различными подходами к изучению взаимоотношения человека и среды окружения. Общая характеристика, предмет, задачи и методы экологической психологии.

    реферат , добавлен 15.05.2012

    Анализ сути социальной установки - целостного динамического состояния субъекта, состояния готовности к определенной активности. Понятие, структура и основные функции аттитюда. Описание взаимосвязи аттитюда и реального поведения, с точки зрения психологии.

    IV этап (середина XX в. по настоящее время) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики

    До середины XX века в психологии сформировалось большое количество

    конкурирующих несовместимых и даже несопоставимых парадигм, которые реализовали потенциально логически возможные версии понимания предмета и метода психологии. Это была уникальная ситуация в истории науки. Ни в одной дисциплине не происходило столкновения такого множества столь различных парадигм.

    Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм. Продуктивный выход из кризиса состоит не в доминировании какой-либо одной парадигмы, не в слиянии трудно совместимых логически парадигм, а в эволюционном процессе выработки психологическим сообществом согласованного мнения об основных научных ценностях, принципах, предмете и методе психологии.

    Важным психологическим направлениям, возникшим в период «открытого кризиса», явилась гештальтпсихология (приблизительный перевод с немецкого: психология формы), связанная в первую очередь с именами германских исследователей Макса Вертгеймера (1880-1943); Курта Коффки (1886-1941) и Вольфаганга Келера (1887-1967). В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода, причем не только в психологии, но в науке в целом). Иными словами, восприятие не сводится к сумме ощущений; свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.

    Гештальтпсихология, возникшая как направление исследования познавательных процессов, оказала влияние на психологию в различных ее проявлениях. Предметом исследования оказались целостные структуры (гештальты), что же касается практических приложений, то они определяются тем, как используют те или иные положения конкретные направления практической психологии.

    Идеи гештальтпсихологии оказались чрезвычайно эвристичными: по существу был открыт новый способ психологического мышления. Несмотря на то, что в «чистом» виде это направление в современной психологии тактически не представлено, а ряд положений частично обесценился (например, было показано, что восприятие определяется не только формой объекта, но прежде всего тем значением, которое он несет в культуре в практике конкретного человека), многие идеи гештальтпсихологов оказали глубокое влияние на развитие и возникновение ряда психологических направлений: идея целостности широко проникла в психотерапевтическую практику, а исследования мышления в гештальтпсихологии во многом определили идею проблемного обучения, и т.д.

    Немецко-американские психологи Курт Левин (1890-1947) и Фредерик Перлс (1893-1970) заимствовали у этой науки ряд принципов, которые распространили за пределы психологии познавательных процессов – в область психологии личности.

    Курт Левин вошел в историю науки как автор так называемой «теории поля». Вслед за гештальтпсихологами (с которыми он одно время непосредственно сотрудничал) он полагал, что образ мира формируется и как целостность, и это происходит в данный момент как инсайт (ага решение). Понятие «поля» связывается Левином с системой объектов-побудителей человеческой активности, существующих «здесь и сейчас» в его психологическом, субъективном пространстве. Поле напряжено (аналог физического поля; как и гештальтисты, Левин утверждал тождество физических и психологических закономерностей), когда возникает нарушение равновесия между индивидом и средой. Это напряжение нуждается в разрядке, что осуществляется как реализация намерения. При реализации намерения объекты, в которых человек не испытывает более потребности, теряют свою побудительную силу. Например, если мы хотим есть, то появившийся в поле зрения бутерброд «притягивает» нас (в терминах Левина, имеет положительную валентность), но удовлетворив голод иначе, мы теряем к нему интерес. Ситуации, в которых поведение человека определяется объектами поля, называются «полевое поведение»; его «нормальный» вариант предполагает, что объект управляет поведением в силу того, что соответствует потребности.

    В дальнейшем от поведения индивида К. Левин перешел к проблеме внутригрупповых отношений, при этом группу он также рассматривал как целое, внутри которого действуют особые силы сплочения.

    Фредерик Перлс – создатель одного из наиболее влиятельных направлений современной психотерапии – гештальттерапии, помимо гештальтпсихологии наследовал ряд идей психоанализа и некоторых других направлений. Хотя Перлс был противником теорий как таковых, тем не менее, он сформулировал некоторые положения, дабы не допустить превращения гештальттерапии в простое использование приемов (которых в рамках этого направления было создано чрезвычайно много).

    Принцип целостности им распространяется и на проблему соотношения между психической и физической действительностью. Перлс считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т. е. бытия человека. Кроме того, идея целостности – и это уже от гештальтпсихологии – означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается «контактная граница» между индивидом и средой; у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт Перлс считает формированием гештальта, уход – завершением. Проблема невротика в том, что он находится в ситуации, незавершенных гештальтов, т. е. «незаконченных», неотреагированных проблем, что заставляет его жить не «здесь и сейчас», а ориентироваться на прошлое, или уходить в мир фантазий (предполагается, что жизнь в настоящем – есть истинная жизнь. Перлс этого не доказывает. Вообще, отказ от строгого обоснования – одна из примет современной психотерапии. Главное, по Перлсу – это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста – незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения – клише, т.е. стереотипных способов взаимодействия, и игр или ролей, в которых мы притворяемся такими, какими, хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения; но если человек способен поддерживать сознавание в пустоте, то это приводит к «внутреннему взрыву», переживаемому как страх смерти или смерть, а затем – к внешнему взрыву – вспышке: эмоций (гнев, горе, радость жизни), что знаменует возрождение человека, отреагирование того, что ранее сдерживалось, отвлекая на себя часть, энергии, невозможность жить в настоящем.



    Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970); это состоялось в 60-е годы нашего столетия. В центре гуманистической психологии - понятие становления личности, представление o необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

    Обозначим основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил» (психоанализа и бихевиоризма).

    Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

    В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

    B отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения.

    Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т.е. творческая направленность, которая врождена всем, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

    Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

    Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике - психотерапии и педагогике.

    Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.

    «Сердце» концепции Маслоу - его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

    1. Базовые физиологические потребности:

    2. Потребности, связанные с безопасностью.

    3. Потребности, связанные с любовью и приятием.

    4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

    5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

    Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

    В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

    Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

    Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в основном среди практиков – терапевтов и педагогов) Карла Роджерса (1902–1987). Для него, однако, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками и высшие творческие взлеты.

    Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

    По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

    Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

    Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура «Я», т.е. самосознание.

    Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием «Я» у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других.

    Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгруэнтность»; это означает – на уровне проявлений – тревогу ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориентиров» – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр.

    Возможно ли развитие на основе самоактуализации, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс, - безусловное позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие»; ребенок должен знать, он любим, независимо от того, что он делает; тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоакгуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим».

    Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология представлена А. Маслоу как «три силы» в психологии. На роль «четвертой силы» претендует появившаяся в 60-е годы «трансперсональная психология», ищущая новую теоретическую парадигму, позволяющую описывать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках «первых трех сил». В первую очередь это относится к предельным возможностям человеческой психики, к тому, что называется «мистическими переживаниями», «космическим сознанием» и т.п., т.е. формам особого духовного опыта, требующим при анализе взгляда на человека с нетрадиционных позиций; в центре трансперсональной психологии (т.е. «психологии за пределами личности») – так называемые измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф, разработавший метод холотропного дыхания (холотропный – ведущий к целостности), именуемый также ребефингом (возрождение), что имеет и прямой смысл, так как в измененном состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рождения, и символический – духовное воскресение. При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и «отключения» сознания под воздействием специальной музыки (часто говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества). Согласно представлениям представителей этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

    Таким образом, на данном этапе можно выделить несколько основных направлений развития психологической науки: 1) развитие существующих парадигм; 2) появление новых парадигм; 3) формирование различных версий объяснительных принципов, представлений о предмете и методе психологии; 4) экспансия наиболее развитых парадигм на различные отрасли психологии; 5) развитие связей психологии с другими дисциплинами (психолингвистикой; психофизиологией; нейропсихологией; генетической психофизиологией).

    В.М. Бехтерева, создателя направления, называемого «рефлексология». В.М. Бехтерев (1857–1927), невропатолог, психолог, психиатр, создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885 г.) и Психоневрологический институт (1908 г.), в котором осуществлялись комплексные исследования человека (в дальнейшем традиции комплексного подхода были развиты замечательным отечественным психологом Б.Г. Ананьевым). Рефлексология, стремясь быть объективной наукой, широко привлекала для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. В отечественной науке такой подход связан с именем И.М. Сеченова (1829-1905). В отношении русской психологии, в основном следовавшей в тот период традициям В. Вундта, рефлексология сыграла значительную роль по выведению ее за пределы принципов самонаблюдения, «чистого сознания»; вместе с тем в системе рефлексологии психика оказывалась побочным продуктом (эпифеноменом) физиологических и поведенческих процессов; получалось, что «объективная психология» отбрасывала «субъективную». Объективный подход разрабатывался и в физиологической школе И.П. Павлова (1849-1936), оказавшей серьезное влияние и на отечественную, и на зарубежную психологию.

    Бихевиористских принципов придерживался в тот период выдающийся психолог и педагог П.П. Блонский (1884-1941) также трактовавший психологию как науку о поведении живых существ (но обозначавший принципиальные особенности социального поведения).

    Одним из наиболее влиятельных направлений, сформировавшихся в 20-30 гг., стала «культурно-историческая теория» , разработанная Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Несмотря на то, что ряд ее положений подвергался и подвергается критике, в том числе со стороны последователей Л.С. Выготского, основные его идеи продуктивно разрабатываются и сейчас, причем идеи эти воплощены ныне не только в психологии, но и в педагогике, и в дефектологии, и в языкознании, и в культурологии, и искусствознании...

    Важным моментом в концепции Л.С. Выготского является его отношение к проблеме связи развития и обучения . Должно ли обучение «следовать» за развитием ребенка или же оно должно «вести за собой» развитие? Л.С. Выготский настаивает на втором, и это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Л.С. Выготский показал, что существует расхождение в уровнях трудности задач, которые может решить ребенок самостоятельно и задач, которые он может решить под руководством взрослого. Общение ребенка со взрослым, не формальный момент в концепции Л.С. Выготского; более того, путь через другого в развитии оказывается центральным. Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка; она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.

    Из учеников и последователей Л.С. Выготского одной из наиболее примечательных и влиятельных в отечественной психологии фигур был Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), с именем которого связано развитие «теории деятельности». В целом А.Н. Леонтьев развивал важнейшие идеи своего учителя, уделяя, однако, основное внимание тому, что оказалось недостаточно разработано Л.С. Выготским - проблеме деятельности. Если Л.С. Выготскому психология представлялась наукой о развитии высших психических функций в процессе освоения человеком культуры, то А.Н. Леонтьев ориентировал психологию на изучение порождения, функционирования и строения психического отражения реальности в процессе деятельности.

    Общий принцип, которым руководствовался А.Н. Леонтьев в своем подходе, может быть сформулирован так: внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. В этой формулировке намечено направление поиска ответов на важнейшие теоретические вопросы психологии: как возникает психическое, каково его строение и как его изучать. Важнейшие следствия из этого положения: изучая практическую деятельность, мы постигаем и закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.

    Сложившиеся в результате интериоризации внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, являются, в свою очередь, основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п.; этот процесс перехода «внутреннего во внешнее» обозначается как «экстериоризация»; принцип «интериоризации – экстериоризации» – один из важнейших в теории деятельности.

    Научная школа, у истоков которой стоял Л.С. Выготский – одна из ведущих в психологии. Помимо А.Н. Леонтьева, к ней принадлежат замечательные ученые, работавшие в различных областях психологии – А.Р. Лурия (1902–1977), исследовавший проблемы мозговой локализации высших психических функций и основавший науку «нейропсихология»; Д.Б. Эльконин (1904–1984), крупнейший специалист в области детской психологии; А.В. Запорожец (1905–1981), исследовавший роль практических действий в генезисе познавательных процессов и роль эмоций в смысловой регуляции деятельности; Л.И. Божович (1908–1981), основные работы которой посвящены проблемам развития личности ребенка; П.И. Зинченко (1903–1969), исследовавший память с позиций деятельностного подхода, П.Я. Гальперин, создатель теории поэтапного формирования умственных действий. С работами этой школы непосредственно связаны исследования ряда крупных современных ученых – В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, В.С. Мухиной, А.В. Петровского и др.

    Деятельностный подход разрабатывался основателем другой психологической школы Сергеем Леонидовичем Рубинштейном (1889–1960) и был им обозначен впервые уже в начале 20-х гг. при рассмотрении принципа «творческой самодеятельности» (любая деятельность является самостоятельной и творческой – одна из важнейших мыслей С.Л. Рубинштейна): «...субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определить и формировать его самого». Если для школы Л.С. Выготского центральным является процесс интериоризации, то в теории С.Л. Рубинштейна исходным выступает действие, «проникающее» в объективную действительность и, по образному выражению Сергея Леонидовича, несущее мышление на своем острие.

    Через принцип деятельности С.Л. Рубинштейн преодолевает недостаток, характерный, по его мнению, для традиционной психологии сознания и механистических концепций, где мир и сознание противопоставлены друг другу: деятельность выводит человека в мир и, творя мир, субъект творит и самого себя. В развитии человека личный и общественный опыт неразрывны.

    Отличие вподходах к рассмотрению деятельности С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева: если дляА.Н. Леонтьева деятельность является универсальным объяснительным понятием, то С.Л. Рубинштейн, как отмечает один из крупнейших его последователей А.В. Брушлинский, не сводил все многообразие взаимодействия человека с миром к одной лишь деятельности. В отношении структуры деятельности обоими выдающимися психологами были разработаны во многом сходные позиции: С.Л. Рубинштейн описывал деятельность через цели, мотивы, действия, операции.

    Школы Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна–далеко не единственные крупные школы в отечественной психологии, хотя в теоретическом плане, вероятно, наиболее авторитетны.

    Важным направлением в советской психологии явилась «теория установки» , основанная грузинским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе (1886–1950). Д. Н. Узнадзе рассматривал психологию как науку о целостной личности, мотивы и поступки которой могут быть неосознаваемы (его подход к бессознательному долгое время определял отечественные разработки в этом направлении). Всякое поведение, по Д.Н. Узнадзе, есть реализация конкретной подготовленности, ни одно действие не возникает на «пустом месте»; центральным объяснительным понятием в теории Д.Н. Узнадзе стало понятие установки, означающее готовность субъекта к восприятию будущих событий к действиям в определенном направлении; эта неосознаваемая готовность – основа целесообразной избирательной активности человека.

    Еще одной авторитетной теорией в отечественной психологии является «теория отношений» Виктора Николаевича Мясищева (1892–1973), представляющая особый подход в рамках марксистской методологии к проблемам личности.

    В.Н. Мясищев исходил из того, что главным принципом изучения природы в целом является принцип изучения ее объектов в процессе взаимоотношений с окружающим миром. Сложнейшие отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности; в этих отношениях человек выступает в роли субъекта, деятеля, сознательно преобразующего действительность. Отношения человека в развитом виде представляют систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

    Основные стороны психической жизни, по В.Н. Мясищеву – психические процессы, отношения, состояния, свойства личности, неразрывно связанные и проявляющиеся друг в друге.

    Система отношений – психологическое «ядро» личности. Через это понятие в теории В.Н. Мясищева оказалось возможным рассмотрение различных психических явлений.

    Еще одно важное направление отечественной психологии связано с именем Бориса Герасимовича Ананьева (1907–1972). Б.Г. Ананьев развивал некоторые важные положения В.A. Бехтерева, инициатора комплексных исследований, и выступил с идеей создания особой дисциплины – человекознания, включающей данные психологии, антропологии, медицины, физиологи и других наук о человеке. Такое рассмотрение предполагало несколько основных направлений: изучение человекa как биологического вида; анализ онтогенеза и жизненного пути человека как индивида; изучение человека как личности; анализ проблем человечества. (Главная работа Б.Г. Ананьева носит название «Человек как предмет познания»).

    Итак, мы завершаем краткий обзор; в него вошли некоторые основные психологические направления, определившие проблематику и главные подходы к психике, способам ее познания и работы с этой реальностью. Мы зафиксировали основные этапы формирования предмета психологии и варианты представлений о нем.

    выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности.

    Помимо проблем, относящихся к психике в целом, общая психология рассматривает более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. Поскольку основной интерес для психологии представляет человек, общая психология обсуждает в первую очередь вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами человека, изучая их как в теоретическом плане, так и экспериментально.

    Основные вопросы, поднимаемые общей психологией, стоят в центре более частных отраслей психологической науки, являющихся относительно самостоятельными областями знания. Так, проблемы развития психики в филогенезе специально рассматриваются в сравнительной психологии и зоопсихологии (сравнительная психология делает акцент на сопоставлении психики животных и человека, зоопсихология – наука о психике животных; иногда их объединяют подназванием «эволюционная биопсихология»); закономерности онтогенетического развития психики в связи с возрастом – в возрастной психологии; соотношение мозга и психики – в психофизиологии и нейропсихологии; проблемы аномального развития психики – в специальной психологии; закономерности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп - в социальной психологии; закономерности трудовой деятельности – в психологии труда.

    Каждая из этих отраслей вырабатывает свои относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, включает ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики. Так, в возрастной психологии выделяются: детская психология (со своим подразделением по возрастам), психология подростка, психология юности, психология взрослости, психология пожилого возраста и старости (геронтопсихология). Специальная психология включает патопсихологию, изучающую закономерности распада психической деятельности при заболеваниях; олигофренопсихологию, изучающую особенности умственно отсталых: тифлопсихологию (психология слепых), сурдопсихологию (психология глухих).

    Социальная психология в качестве основных разделов включает психологию общения и взаимодействия людей, психологию групп, социальную психологию личности.

    Чрезвычайно разветвленной является психология труда, дающая основу для развития областей психологического знания, соотносимых с конкретными видами человеческой деятельности. К ним относятся инженерная психология, изучающая деятельность человека в системе «человек-машина», авиационная психология, психология управления и др.

    Такое «членение» психологии не означает отсутствия связи между названными областями. Напротив, целый ряд психологических дисциплин оказывается возможным только благодаря их взаимодействию, апеллируя к наработанным в них теоретическим схемам, экспериментальным данным, методам работы.

    Психология тесно взаимосвязана с различными науками.

    Философия является методологической основой психологии.

    Естественные науки (биология, физиология, химия, физика и др.) способствуют изучению физиологических и биологических процессов мозга, лежащих в основе психики; кибернетика – оказывает помощь в изучении процессов психической саморегуляции человеческой личности; социология – в решении задач социальной психологии, в изучении роли психологии в социальном процессе; педагогика – в решении задач обучения и воспитания, формирования личности; технические науки – в разработке технических средств для исследования психики, а также оптимальных условий деятельности человека в условиях технического прогресса.

    1.2. Методы научно-психологических исследований

    Методами научно–психологических исследований называют совокупность приемов и операций, направленных на изучение психологических явлений и решение разнообразных научно-психологических проблем.

    По мнению Л.М. Фридмана методы научно-психологических исследований подразделяются:

    На неэкспериментальные – позволяющие описать какую-либо особенность личности или группы людей. К неэкспериментальным методам относятся: наблюдение (самонаблюдение), анкетирование, интервьюирование, беседа, анализ результатов деятельности;

    - диагностические методы – позволяют не только описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измеряют их, дают им качественные и количественные характеристики. К диагностическим методам относятся: тестирование, шкалирование, ранжирование, социометрия;

    - экспериментальные методы включают естественный, искусственный, лабораторный, полевой, констатирующий и формирующий эксперименты;

    - формирующие методы – позволяют с одной стороны изучить психологические особенности, а с другой – реализовать воспитательные и образовательные задачи.

    Вопросы для самоконтроля:

    1. Что является предметом современной психологии?

    2. Какие этапы становления психологической науки выделяют?

    3. Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?

    4. В чем заключалось своеобразие взглядов на психические явления в глубокой древности?

    5. Каковы основные представления древнегреческих философов о душе?

    6. Почему идеи Р. Декарта послужили важным фактором образования и развития научных парадигм в психологии?

    7. Кто был основателем научной психологии? Докажите.

    8. Каков предмет психологии с точки зрения классического бихевиоризма? В чем заключается сущность теории этого направления?

    9. Каковы основные направления развития отечественной психологии?

    10. Какой был первый метод научных исследований в психологии и какими методами пользовалась донаучная психология?

    11. Какими методами научно-психологических исследований пользуются современные психологи? Каковы возможности этих методов?

    12. Какие основные психологические школы появились на рубеже третьего и четвертого этапов развития психологии? Каковы основные их характеристики?

    Взгляды на предмет психологии в ХIХ-XX вв. стали пре­терпевать изменения под влиянием диалектического материа­лизма. Так, если психология сознания решала основные вопросы о соотношении между бытием и сознанием с позиций идеализма, то уже бихевиористы - с позиций вульгарного материализма. Новый путь в психологию открылся на новых методологических правилах диамата. Начался новый этап в развитии психологии, науки, где объектом выступает не поведение, сознание или душа, а психика. Появился ряд теоретических концепций, в основе ко­торых содержится социальная обусловленность психики:

    Французская социологическая школа;

    Психология Пьера Жане;

    Генетическая психология Ж. Пиаже;

    Гуманистическая психология и др.

    2. Современная психология - наука о закономерностях психической жизни и деятельности че­ловека и различных форм общностей людей.

    Психология как на­ука изучает факты, закономерности и механизмы психики (А. В. Петровский).

    Объектом психологии выступают не только люди, человек, но и другие высокоорганизованные животные, особенности психической жизни которых изучает такая отрасль психологии, как зоопсихология. Однако традиционно основным объектом психологии является человек .

    В таком случае психоло­гия - это наука о закономерностях возникновения, формирова­ния, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.

    Объектом психологии выступает не только конкретный и от­дельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей

    Таким образом, предметом психологии человека являются за­кономерности возникновения, формирования, развития, функ­ционирования и проявлений индивидуальной и групповой пси­хики, отдельных психических феноменов и механизмов в различных условиях и на разных этапах жизни и деятельности людей.

    Человек в своем физиологическом и психическом становлении и развитии проходит различные стадии, участвует во многих сфе­рах социальной жизни, занимается разными видами деятельно­сти. Разнообразны и формы общностей людей: малые и большие социальные группы, возрастные, профессиональные, учебные, этнические, религиозные, семейные, организованные и стихий­но складывающиеся группы и другие общности людей. В связи с этим современная психологическая наука представляет собой мно­гоотраслевую сферу знаний и включает в себя более 40 относи­тельно самостоятельных отраслей. Общая психология и социальная психология выступают базовыми по отношению к другим отрас­лям психологического знания: психологии труда, спорта, высшей школы, религии, средств массовой информации (СМИ), искус­ства, возрастной, педагогической, инженерной, военной, меди­цинской, юридической, политической, этнической и т.д.

    Все отрасли психологии взаимосвязаны и обогащают друг друга. А потому психологическое образование специалиста не может быть полным, если оно осуществляется в рамках лишь отдельной отрасли психологии. Но в любом случае оно предполагает доста­точно глубокое изучение прежде всего проблем общей и соци­альной психологии, создающих системное представление об ин­дивидуальной и групповой, массовой психике и их отдельных феноменах.

    Основная задача психологии состоит в познании истоков и особенностей психики людей, закономерностей ее возникнове­ния, формирования, функционирования и проявлений, возмож­ностей психики человека, ее влияния на поведение и деятель­ность человека. Не менее важной задачей психологии является выработка рекомендаций людям по повышению их стрессовой устойчивости и психологической надежности при решении про­фессиональных и других задач в различных обстоятельствах жиз­ни и деятельности.

    В целом психология как наука выполняет две основные функ­ции:

    Как фундаментальная наука она призвана разрабатывать пси­хологическую теорию, выявлять закономерности индивидуальной и групповой психики людей и ее отдельных феноменов;

    Как при­кладная область знаний - формулировать рекомендации по со­вершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни людей.

    Психология - это область гуманитарного, антропологиче­ского знания. Она тесно связана со многими науками. При этом достаточно отчетливо проявляются два аспекта таких взаимо­связей.

    1. Есть науки, которые выступают своеобразной теоретической основой, базой для психологии: например, философия, физио­логия высшей нервной деятельности человека.

    Философские науки имеют для психологии прежде всего тео­ретико-методологическое значение. Они вооружают человека по­ниманием наиболее общих законов развития объективной реальности, истоков жизни, смысла человеческого существования, формируют у него определенное видение картины мира, пони­мание причин происходящих в живой и неживой материи и в сознании людей процессов и явлений, объясняют суть реальных событий, фактов. Философия вносит решающий вклад в форми­рование мировоззрения человека.

    Известно многообразие философских школ, как материалисти­ческих, так и идеалистических, стоящих на позициях монизма и дуализма. А потому понимание сути, истоков, особенностей фор­мирования и функционирования психики людей, ее отдельных феноменов во многом определяется мировоззренческой позици­ей человека, в том числе и профессионального психолога-иссле­дователя. Именно этим и объясняется существование множества психологических школ, направлений, особенно на Западе (бихе­виоризм, фрейдизм, когнитивизм, интеракционизм и т.д.), для которого характерен плюрализм философских школ.

    Наша отечественная психология складывалась и развивалась преимущественно в рамках марксистской концепции и ей в зна­чительно меньшей степени присущ плюрализм позиций в пони­мании сущности и истоков человеческой психики, сущности са­мого человека. Характерным для отечественной психологии является диалектико-материалистический монизм в понимании психики человека, общественного сознания.

    В индивидуальной и групповой, общественной психике прояв­ляют свое действие основные законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, раскрывающий истоки, причины развития; отрицания отрицания, показывающий, в каком направ­лении происходит развитие; перехода количественных изменений в качественные, объясняющий, как происходит развитие. С пози­ций и этих законов отечественная психология подходит к пони­манию истоков, сути и направлений развития психики людей и отдельных психических феноменов.

    Материальной основой психического выступает головной мозг. Психика человека является функцией нервной системы, прежде всего коры головного мозга. Поэтому большое значение в пони­мании индивидуальной психики и ее отдельных феноменов имеет естествознание, и прежде всего физиология высшей нервной де­ятельности, которая изучает строение и закономерности работы коры головного мозга.

    Рефлекторная теория И. М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах, работы А.А.Ухтомского, П.К.Анохина и др. составили естественно-на­учную основу психологических знаний. Современные исследова­ния нейрофизиологических механизмов деятельности мозга зна­чительно расширили представления о физиологических механизмах психической деятельности.

    2. Есть науки, в отношении которых психология выступает од­ной из базовых, теоретических основ. К числу таких наук в пер­вую очередь относятся педагогические, юридические, медицин­ские, политологические и ряд других. Разработка своих проблем этими науками в настоящее время не может быть достаточно пол­ной и обоснованной без учета человеческого фактора, в том чис­ле и психики человека, психологии возрастных, этнических, про­фессиональных и других групп людей.

    Психология выступает одной из базовых и профессиональных наук для педагогики, этики, политологии, поскольку для них основным объектом являются человек, организация и мотивиро­вание его поведения и деятельности, формирование и развитие личности. К. Д. Ушинский не без основания считал: чтобы всесто­ронне воспитывать человека, его надо знать во всех отношениях, постоянно изучать, наращивать это знание и учитывать его как на этапе научных разработок педагогических, правовых, этических, политических систем, так и в практической деятельности.

    Как видим, современная психология занимает особое место в системе научного знания. Все более тесными становятся взаимосвязи психологии с тех­ническими науками и в целом с технической средой жизнедея­тельности людей.

    В этих связях есть две взаимодополняющие друг друга стороны.

    Первое - по мере развития научно-технического прогресса в области производства, создания новых видов техники, средств связи, транспорта, энергетических, автоматизированных систем и т.п. все большие требования предъявляются к психическим воз­можностям человека, к профессиональной подготовке техниче­ских специалистов, к их способности правильно воспринимать, анализировать и оценивать состояния технических систем, эксплуатировать их, адекватно реагировать на происходящие в них процессы, особенно в экстремальных обстоятельствах.

    Вторая - современные научно-технические знания позволяют конструировать и создавать технические системы, трудно подда­ющиеся непосредственному управлению человеком. А потому при их создании уже на этапе проектного конструирования важно учи­тывать рекомендации психологии в отношении психических и пси­хофизиологических возможностей человека воспринимать, оце­нивать поступающую от этих систем информацию и на этой основе успешно управлять современными техническими системами. В этом смысле инженерная психология (изучает психологические проблемы взаимодействия человека и техники) и психология труда тесно взаимосвязаны с многими научными дисциплинами, уча­ствующими в разработке технических систем, - эргономикой, кибернетикой, бионикой и др.

    Как видим, современная психология, находясь на стыке мно­гих наук, занимает как бы промежуточное положение между фи­лософскими, естественными, социальными и техническими на­уками. С многими из них она совместно разрабатывает проблемы, но это не лишает ее самостоятельности и сохранения своего пред­мета, своих теоретических принципов и путей изучения этого предмета.

    Таким образом, психологию в системе современного научного знания можно представить следующим образом:

    ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

    СОЦИАЛЬНАЕ НАУКИ

    ПСИХОЛОГИЯ

    ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

    ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

    3. Одно из центральных мест в психологии занимает понимание психики: ее сущности, истоков, содержания, форм проявления, функций и т. п.

    В самом общем виде психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, уста­новки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности и т. п.

    Психика человека проявляется в его высказываниях, эмоцио­нальных состояниях, мимике, пантомимике, поведении и дея­тельности, их результатах и других внешне выражаемых реак­циях: например, покраснении (побледнении) лица, потовыделе­нии, изменениях в ритмике сердца, артериальном давлении и др. При этом важно помнить, что человек может скрывать свои действительные мысли, отношения, переживания и другие пси­хические состояния. Задача специалиста состоит в том, чтобы, опираясь на психологические знания и методы психологии, а также на соответствующий опыт общения с людьми, научиться распознавать действительное содержание и состояние психики человека.

    Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи - головного мозга. Из данного положения вытекает два важных для понимания психики вывода.

    1. Не всякая материя обладает свойством психического. Психи­ка - это особое свойство только головного мозга, именно живого и функционирующего мозга. Непосредственным субстратом, но­сителем психического выступают те нейрофизиологические про­цессы, которые происходят, протекают в головном мозге. Эти про­цессы являются материальной основой психической деятельности, но нетождественны ей.

    2. Выступая свойством особым образом организованной живой материи, психика неотделима от этой материи и не существует вне ее, вне данной материи. Ведь свойство - это определенная сторона, грань качественной характеристики материи. Важно уяс­нить, что психическое вторично по отношению к материи, свой­ством которой она является, а также и к остальной, существую­щей независимо от психики человека материи. Хотя, конечно, именно через взаимодействие человека с окружающей его мате­риальной и духовной объективно существующей и в различных формах проявляющейся (социальной, физической, химической, биологической, духовной) средой и происходит развитие, фор­мирование, функционирование и проявление психического.

    Сущность психики состоит в отражении. Это особая форма от­ражения особым образом организованной материи. Психика - это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериаль­ное) отражение реальной действительности.

    Прежде всего это отражение субъективно, индивидуально, свое­образно, так как внешние воздействия как бы преломляются че­рез призму знаний, опыта человека, его потребностей и интере­сов, индивидуально-психологических особенностей, своеобразие ситуативных психических состояний индивида и т. п. Этим же оп­ределяется и другая особенность психического отражения действи­тельности - оно не только зеркально, но и избирательно: чело­век целенаправленно воспринимает и понимает мир, взаимодей­ствует со средой, в которой он ищет способ реализации своих потребностей и интересов, устремлений. При этом он, как прави­ло, опирается на свой профессиональной, в целом социальный опыт.

    Характерной особенностью психического выступает активность. В каждом акте психического содержится не только констатация той или иной стороны действительности, но и отношенческий аспект, обусловленный системой ценностно-смысловых образо­ваний, потребностных состояний, притязаний личности. Тот или иной характер отношения человека к действительности побужда­ет его проявлять соответствующую активность.

    Психическое отражение неодномоментно. Это процесс непре­рывного познания действительности, движение от ее простого созерцания к абстрактному мышлению, к все более полному и глубокому познанию мира. Это отражение обладает способностью идти от восприятия формы проявления действительности к пони­манию истоков и содержания, от содержания к пониманию сущ­ностных особенностей вещей и явлений мира.

    Одной из особенностей психического является способность опе­режать ход событий, предвидеть результаты действий, поведения, социальных и природных процессов на основе познания тенден­ций, закономерностей развития объективной реальности. Выявляя причинно-следственные связи и закономерности развития мира, человек в своем воображении может сознательно намечать цели деятельности, планировать ее и тем самым предвидеть будущее. А это позволяет ему осознанно прилагать волевые усилия для пре­образования настоящего в интересах будущего. И в этом смысле сознание как бы творит мир. Как видим, при определенном разви­тии психика способна к так называемому опережающему отраже­нию действительности (П.К.Анохин), например проектированию и созданию новых образцов техники, архитектурных и других со­оружений, предвидению экологических процессов и явлений (сме­ны времен года, землетрясений, затмений солнца и т.п.). В таком случае можно говорить о первичности психики, сознания человека по отношению к отдельным сторонам проявлений материи.

    Выделяют три уровня психического отражения:

    - досознательный (безусловно-рефлекторный, природообусловленный);

    - сознательный, специфически человеческий уровень психичес­кого (условно-рефлекторный);

    - послесознательный, надсознательный (условно-рефлекторный - автоматизмы, установки и т.п.).

    Таким образом, в психике есть две стороны: неосознаваемое (как досознательное, так и послесознательное) и осознаваемое (С. Л. Рубинштейн).

    Следует подчеркнуть, что сознание человека - это высший этап в развитии психики. Его возникновение и развитие обусловлены не только биологическими предпосылками, но и социаль­но-историческими обстоятельствами. Последние играют опреде­ляющую роль в формировании в развитии сознания. Процесс раз­вития сознания определяется всем ходом развития человеческого общества, процессом развития человеческого познания, накоп­ленными в обществе знаниями. При этом сознание людей не только обогащается, но и начинает носить все более обобщенный и абст­рактный характер.

    Исключительно большое значение имеет понимание истоков, происхождения человеческой психики. Психика человека, и в пер­вую очередь его сознание, - результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми и вклю­чения в разнообразные виды деятельности (игра, учеба, научно-познавательная, производственная и другая деятельность). Осо­бую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система - язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек может информировать других людей (и получать от них инфор­мацию о прошлом, настоящем и будущем, передавать и приоб­ретать социальный опыт). С помощью языка осуществляется осо­бая форма обогащения людей: их взаимообогащение, развитие качеств мышления, памяти, внимания, профессионального во­ображения, эмоциональной и волевой сфер личности, форми­рование человеческих потребностей (эстетических, нравствен­ных, профессиональных и др.).

    С точки зрения влияния на деятельность и поведение человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и ис­полнения (знания, умения, навыки, привычки, способности че­ловека).

    К числу других функций психики человека относятся: функ­ция отражения, формирования образа, функция смыслообразования и понимания, функция отношения, целеполагания, на­копления опыта, самопознания.

    Все многообразие форм существования психического обычно объединяют в следующие четыре группы.

    1. Психические процессы человека:

    а) познавательные (внимание, ощущение, восприятие, вооб­ражение, память, мышление, речь);

    б) эмоциональные (чувства);

    в) волевые.

    2. Психические образования человека (знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.).

    3. Психические свойства человека (направленность, характер, темперамент, способности личности).

    4. Психические состояния: функциональные (интеллектуально-Познавательные, эмоциональные и волевые) и общие (мобилизованности, настроенности, готовности, апатии, неуверенности и т.д.).

    Содержание психики человека определяется реальной действи­тельностью, которая, отражаясь психикой, закрепляется в ней в виде характеристик психических процессов, психических обра­зований, свойств, состояний. В этом смысле содержательными компонентами психики человека являются профессиональные, нравственные, политические, эстетические, правовые, эколо­гические и другие знания, взгляды, убеждения, позиции, отно­шения и т. п. личности.

    Такое понимание психического, сознания сложилось в отече­ственной психологии.

    Выше отмечалось, что предметом психологии выступают и груп­повая, общественная, массовая психика людей, закономерности ее возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений в различных условиях жизни и деятельности тех или иных форм общности людей.

    Под групповой, массовой психикой (общественной психо­логией) принято понимать реальное, живое сознание, сферу духовной жизни людей той или иной общности. Эта духовная сфера жизнедеятельности людей характеризуется конкретным со­держанием (нравственным, политическим, профессиональным, эстетическим, этническим, экологическим и др.), направленно­стью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до эн­тузиазма, подъема, высокого уровня функционирования), дей­ственностью.

    Истоками групповой, общественной (и индивидуаль­ной в том числе) психики являются:

    Исторический опыт существования, жизнедеятельности рас­сматриваемой общности людей, социальной группы;

    Прижизненный опыт этой социальной общности;

    Опыт жизнедеятельности других подобных общностей лю­дей, который становится достоянием рассматриваемой социаль­ной группы;

    Конкретные жизненные обстоятельства, в которых оказа­лась эта социальная группа, общность людей;

    Ведущий вид (и другие виды) деятельности данной соци­альной общности;

    Особенности идеологического, воспитательного и другого целенаправленного информационного воздействия на людей дан­ной общности и т.д.

    Групповая, массовая психика представляет собой сложную со­вокупность социально-психологических процессов и явлений, социально-психологических феноменов, среди которых выделя­ются различные группы, системы этих феноменов в зависимости от оснований классификации.

    Так, есть социально-психологические процессы и явления, выступающие разнообразными формами существования и прояв­ления группового, массового сознания, психики: общие потреб­ности, интересы, суждения, мнения, отношения, настроения, традиции, авторитет и др. А есть социально-психологические фе­номены, которые не являются выражением массового, группово­го сознания. Они выступают своеобразными психологическими механизмами взаимовлияния людей друг на друга, передачи ин­дивидуальной и групповой информации при возникновении кон­тактов между людьми. К их числу относят убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, психологическое принуж­дение.

    Достаточно продуктивным является подход к классификации социально-психологических феноменов, основанный на выделе­нии носителей, субъектов таких феноменов:

    а) есть социально-психологические процессы и явления, ха­рактеризующие ту или иную общность, социальную группу в целом; они выражают характерные для данной общности соци­ально-психологические характеристики. Это так называемые массовидные социально-психологические феномены: общие потреб­ности, интересы, цели, мнения, настроения, традиции, нор­мы, правила, ценности, установки, сплоченность, слаженность, морально-психологическая атмосфера, нравственный и профес­сиональный климат и др.;

    б) каждая социальная общность состоит из отдельных конк­ретных людей, которые, включаясь в социальные связи и отно­шения, своеобразно проявляют свою индивидуальность, осуще­ствляют свое социально-психологическое поведение. В связи с этим выделяются социально-психологические процессы и явления, ха­рактеризующие социально-психологическое своеобразие (индивиду­альность) личности, особенности социально-психологического поведения и реагирования личности на внешние социальные и социально-психологические обстоятельства: лидерство, подчине­ние, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, экстра-, интра-, нормовертированность личности, экстра-, интра-, импу-нитивность личности, стиль поведения и деятельности личности, особенности авторитета, самоутверждения, психологической адап­тации личности и др.;

    в) выделяются и социально-психологические феномены, харак­теризующие особенности взаимодействия членов социальной общно­сти как между собой, так и с социальной средой их жизни и дея­тельности: процессы социальной перцепции, взаимопонимание, взаимоотношения, симпатии, антипатии, доверие, неприязнь, эмпатия, аттракция, коллизии во взаимоотношениях вплоть до конфликтных отношений;

    г) есть и общеинтегративные социально-психологические фе­номены: слаженность, сплоченность, морально-психологическая атмосфера, морально-психологический климат.

    Данный подход к классификации социально-психологических феноменов можно представить в виде схемы.

    В социальной психологии есть и другие подходы к типологии, классификации групповых психических феноменов. В зависимо­сти от степени их устойчивости и динамики различают статиче­ские, динамические и статико-динамические социально-психо­логические процессы и явления (А.Д. Глоточкин). По характеру влияния на степень общности социальной среды выделяют соци­ально-психологические феномены, интегрирующие, сплачиваю­щие социальную общность и социально-психологические процессы и явления, оказывающие дифференцирующее и даже разлагаю­щее влияние на социальную среду.

    Очевидно, что знание специалистом особенностей индивиду­альной и групповой психики позволит ему лучше ориентировать­ся в окружающей социальной среде, успешнее осуществлять свою профессиональную деятельность.

    Неопозитивистская парадигма заключаются в признании:

    1. натурализма – социальные явления подчиняются природным и социально-историческим законам;

    2. сциентизма, согласно которому методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими и объективными, как методы естествознания;

    3. бихевиоризма – «субъективные аспекты» человеческого поведения можно исследовать только через открытое поведение;

    4. верификации – истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;

    5. квантификации – все социальные явления должны быть описаны и выражены количественно;

    6. методологического объективизма, по которому социальная наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией.

    Согласно данному подходу социальная психология понимается как ветвь психологии, которая изучает процесс взаимодействия людей. Главная цель социальной психологии состоит в установлении общих законов для описания и объяснения социального взаимодействия.

    Парадигма преобразования – ведущая парадигма отечественной социальной психологии. В её основе лежит идея Маркса, согласно которой, для того, чтобы объяснить (понять) объект или явление, необходимо попытаться его изменить, преобразовать, подчинить. Основным методом познания признаётся метод преобразования и конструирования реальности. Главным условием успешности метода является его способность выявить в объекте и использовать основное движущее, развивающее этот объект, внутреннее противоречие.

    Парадигма социального конструкционизма. На метатеоретическом уровне большинство исследований конструкционистской ориентации обнаруживают приверженность одной или нескольким гипотезам следующего характера:

    1) научная истина не тождественна знанию о мире как он есть, а научная теория не может быть сведена к описанию этой истины избранными исследователями. В рамках данной парадигмы эксперимент рассматривается в качестве одного из возможных риторических приемов поиска «истины» (т. е. дешифровки значений в языковой деятельности человеческого сообщества);

    2) термины, в которых происходит осмысление мира, являются социальными артефактами, продуктами исторически обусловленного взаимообмена между людьми;

    3) степень распространения и уровень влияния той или иной формы понимания мира в тот или иной период времени не зависят от эмпирической обоснованности избранной точки зрения, они связаны с пертурбациями социальных процессов, включая конфликты, коммуникацию, переговоры, ораторское искусство;

    4) приобретаемые в ходе социальной коммуникации, формы понимания мира, имеют большое значение для социальной жизни в целом, так как они самым тесным образом связаны с массой других типов человеческой деятельности.

    Приверженцы этой парадигмы утверждают, что в индивиде от рождения заложены некоторые тенденции, побуждающие его мыслить, оперировать категориями и обрабатывать информацию.

    6. Принципы социальной психологии

    Принцип социальной и психологической комплексности заключается в том, что социальная психология, находясь на стыке социологии и психологии, занимается изучением психологических проблем, обусловленных и обусловливающих социальные проблемы, раскрывая их во всех деталях. Специфика социально-психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые образуют социально-психологическую реальность и исследуются ею, объясняется пограничным положением социальной психологии.

    Принцип социально-психологической причинности. Социально-психологические явления как явления психологической природы, носят отражательный характер, т. е. представляют собой идеальный образ окружающей социальной действительности, возникающий в сознании людей под ее влиянием. Причиной социально-психологических явлений всегда являются объективные обстоятельства жизнедеятельности конкретных групп людей и индивида в них, а также влияние на психологию человека в группе психологических особенностей окружающих людей, их взгляды, настроения, желания, намерения, поведение. В процессе совместной жизнедеятельности, общения, обмена мнениями, намерениями, чувствами, происходит активный обмен продуктами психологии разных людей, который выявляет общности людей, способствует их интеграции, консолидации в группу и обособлению от других групп.

    Влияние людей проявляется в информировании, обучении, разъяснении, убеждении, уговорах, побуждениях к действию, приглашении к совместным действиям и т. д. На человека направлено также малопродуманное психологическое влияние средств массовой информации, печати, пропаганды и др. Социально-психологическое отражение под влиянием активного воздействия окружающей среды приобретает удвоенную социальную причинность, так как выступает и субъектом отражения социальной реальности и объектом воздействия ее активных элементов.

    Принцип единства социально-психологических явлений, среды и активности заключается в том, что среда, активность, проявляющаяся в общении и совместной деятельности, во взаимодействии оказывают влияние на социально-психологические явления, наблюдающиеся в различных группах. При этом с ростом размера группы роль общения и совместной деятельности уменьшается, а роль среды, объективных условий жизни и деятельности возрастает.

    Принцип социально-психологической системности заключается в том, что социально-психологическая реальность представляет собой систему, находящуюся на более высоком системном уровне и более сложную по причинам ее вызывающим, по своим закономерностям, механизмам, чем индивидуально-психологическая реальность. Элементом данной системы выступает психология отдельных людей как личностей, включенных в связи с другими личностями.

    Как любая система, социально-психологическая реальность – это не простая сумма свойств каждого из входящих в неё элементов, а совокупность, обладающая специфическими системными свойствами, являющимися продуктом целостного её функционирования. Системные свойства возникают на основе взаимодействия элементов и оказывают обратное влияние на них, подчиняя законам целостного функционирования. Взаимодействуя со средой и другими объектами, социально-психологическая система выступает как целостность.

    Принцип социально-психологического развития заключается в том, что развитие индивида происходит в постоянно меняющейся социально-психологической реальности, в непрерывно развивающемся обществе, под влиянием которого происходит изменение и самой личности.

    Принцип объективности заключается в достоверности знания, полученного в социально-психологических исследованиях.

    7. Социальная психология в системе наук, её основные направления

    Социальная психология находится на стыке социологии и психологии. Социологию и социальную психологию связывает общий интерес к поведению людей в группах. Однако, в отличие от социологии, которая изучает различные по численности группы в деятельностном, операционально-статистическом аспекте, социальная психология изучает личностей, индивидуумов, их поведение и то, как они влияют, взаимодействуют, относятся друг к другу. При этом изучается влияние как группы на индивидуума, так и индивидуума на группу.

    Методы социологии и социальной психологии часто совпадают, однако социальная психология больше опирается на эксперименты, в которых возможна манипуляция каким-либо фактором.

    В отличие от психологии личности социальная психология имеет социальный характер. Психология личности изучает внутренний мир индивида, его сходство с другими людьми и индивидуальные отличия. Социальная психология занимается исследованием тех особенностей, которые свойственны всем людям, тем, как они воспринимают друг друга и влияют друг на друга. Социальная психология изучает социально-психологические явления, такие как: социально-психологические факты, закономерности и механизмы их развития.