Болезни Военный билет Призыв

Педагогическая технология развития речевого творчества. «Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста. Игровые технологии речевого развития

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития, только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития» Л. С. Выготский

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тему публичной лекции: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. (на слайде)
В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. И определяющим моментом в успешном решении задач развития речи детей дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация речевого развития детей в воспитательно- образовательной деятельности предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.
Педагогические технологии– это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
Требования к выбору технологий вы видите на экране.
В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие следующих технологий, используемых в моей практике
1. Первую технологию, о которой хочу рассказать, наверняка-ка часто берут на вооружение педагоги-практики, - это метод наглядного моделирования или (мнемотехники).
1.1. Мнемотехника (в переводе с греческого - "искусство запоминания") - это система различных приемов, облегчающих запоминание. То, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то, что не образует прочных ассоциативных связей. - забывается.
К. Д. Ушинский писал: "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету".
Задачи использования мнемотехнических средств обучения представлены на слайде:
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному. Сначала в работе используются простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, а затем постепенно вводятся мнемотаблицы.
Для обогащения словарного запаса и при отгадывании и загадывании загадок дети с большим удовольствием используют мнемоквадраты, мнемодорожки.
При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов эффективным дидактическим материалом служат мнемотаблицы.
Мнемотаблица - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и т. д. Опорным в таблице является изображение главных героев сказки, а также те предметы, действия и явления, которые "завязаны " вокруг них.
Овладение действием наглядного моделирования способствует развитию умственных способностей детей. Ребенок учится сопоставлять, обобщать, группировать материал, в целях запоминания, развивается речь, память и мышление. Одним из приемов наглядного моделирования является геометрическая схема- круги Эйлера. С помощью символов дети наглядно отображают отношения между понятиями или множествами объектов, выкладывая их в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
Круги Эйлера используются в процессе обучения составлению творческих и сюжетных описательных рассказов.
ВЫВОД:
Таким образом, используя в работе данную игровую технологию, я формирую социальный опыт детей, упражняю в умении находить объекты, обладающие не одним, а сразу несколькими признаками и решаю целый класс интереснейших речевых, логических задач, которые необходимы ребенку при подготовке к школе.
2. Далее я хочу остановиться на технологии активизирующего обучения речи как средству общения (автор Ольга Альфонсасовна Белобрыкина).
По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
К основным видам деятельности дошкольника относят игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка через использование лингвистических игр.
Лингвистические игры, представленные в данной технологии, позволяют развивать различные виды речевой активности, каждому ребенку легко и свободно проявлять интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам такое упражнение.
Давайте попытаемся назвать полностью пословицы по двум словам.
– Кормит, портит
ЩЕЛЧОК – Труд кормит, а лень портит
– Дом, стены
ЩЕЛЧОК – Дома и стены помогают
– Семья, душа
ЩЕЛЧОК – Семья вместе – душа на месте. Замечательно!
Важнейшим условием развития речи является создание комфортного коммуникативного поля в семье, а также искренность и уместность включения формул речевого этикета в различные ситуации общения. Введению формул речевого этикета в речевое общение дошкольников способствуют также специальные дидактические семейные игры и упражнения, которые представлены сборником «Система работы по формированию речевого этикета и культуры общения». Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
В этом сборнике мною разработана система правил для смелых и упорных родителей, формулы и ситуации речевого этикета. Обращаю внимание на слайд:
Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения. Педагогические технологии речевого развития могут не только изменять процессы воспитания и обучения, но и совершенствовать их.


Данные технологии оказывают существенное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Презентация на тему: Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Тамара Грузинова
Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников .

Воспитатель подготовительной группы МБДОУ ЦРР - д/с «Золотой ключик» г. Зернограда Грузинова Т. И.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве .

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.

Речь – это инструмент развития высших отделов психики.

С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.

Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе.

Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи .

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей .

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника .

Мнемотехника помогает развивать :

Ассоциативное мышление

Зрительную и слуховую память

Зрительное и слуховое внимание

- воображение .

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников , так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики - применение не изображения предметов , а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей . Их используют : для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

В процессе развития речи детей старших и подготовительных групп используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении это слова.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова» . Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. При проведении сказкотерапии используются такие приемы как словесно - режиссерская игра, словесное комментирование, совместная словесная импровизация - учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев. Интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию.

Развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на становлении детской речи . Повышает работоспособность детей, его внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность.

В художественно эстетическом развитии современными методами развития моторики рук являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками , кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги , тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников .

Одним из эффективных методов развития речи ребенка , который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения.

Правила составления синквейна.

Правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

Четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

Пятая строка – слова, связанные с первым , отражающие сущность темы.

Дети зачастую шагают впереди педагогов, опережая их в информационных знаниях. Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы , в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации .

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги создают компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях в соответствии с требованиями реализуемой программы.

Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса .

Таким образом , задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.

Публикации по теме:

Сказкотерапия как средство развития связной речи детей. Новые технологии в работе с детьми по развитию связной речи 2.3. Практическое применение сказкотерапии. Свою работу через погружение в сказку я начала с создания предметно-развивающей среды. Это разнообразные.

Анализ-сообщения «Технологии развития связной речи современных дошкольников» Сегодняшних дошкольников мы воспитываем, обучаем и развиваем не так как воспитывали детей еще 10-15 лет назад. К современному ребёнку мы.

Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольника В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного.

Современные образовательные технологии в ДОО Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДООЗдоровье ребенка – это полное физическое, психическое и социальное благополучие.

Подготовила: Ширнина Л. В. воспитатель старшей группы.

С 1 сентября 2010 года были введены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования . Идеология ФГТ направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком выборе современных технологий.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения , образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях. Они сочетают прогрессивные креативные технологии, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В современных образовательных технологиях передача знаний идёт в форме постоянного решения проблем. Педагог должен знать и помнить о том, что ребёнок не сосуд, а факел, который надо зажечь!

В настоящее время существуют разные программы и технологии, где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи.

Начну с технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста. Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка. На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие, в которое входит: внимание, память, мышление. Отдельное место отводится речевому развитию: звуковая сторона речи, смысловая сторона речи – а это развитие связной речи, активизация словаря, грамматического строя речи. Для примера, «Индивидуальная программа познавательного общения взрослого с ребёнком» М. Ю. Сторожевой.

Игровые технологии.

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.

Есть интересная технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырёхцветный квадрат», «Прозрачный квадрат», «Чудо соты».

Необходимо отметить использование метода образовательных проектов в работе ДОУ.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагого задаёт детям три вопроса:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

Что мы узнали?

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей, так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника.

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Воробьёва Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно – графическими схемами;

Ткаченко Т. А. – предметно – схематическими моделями;

Глухов В. П. – блоками – квадратами;

Большова Т. В. – коллажем.

Есть замечательная «Дополнительная программа развития связной речи» к программе «Детство» Олеси Игоревны Ушаковой «Ознакомление с художественной литературой дошкольников». В этой программе ведётся моделирование детских произведений: сказок, рассказов через условные обозначения.

В заключении хочу рассказать о картах Проппа. Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры», в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

Прикреплённые файлы:

inovacionye-tehnologi_rt63b.pptx | 1387,19 Кб | Скачан: 181

www.maam.ru

Игровые технологии речевого развития

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие познавательных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:

адекватное использование ребенком вербальных и невербальных средств общения,

владение диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

способность изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Одним из эффективных средств развития речевых способностей у дошкольников является обобщение и систематизация опыта педагогических инноваций при применении игровых технологий.

Поэтому и был реализован данный проект.

Цель проекта: Выявление игровых технологий, позволяющих развивать все компоненты устной речи детей.

Задачи проекта:

1. Развивать речь детей через разнообразные игровые технологии.

2. Развитие и совершенствование всех сторон устной речи каждого ребёнка (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь) .

3. Развитие мелкой моторики рук.

4. Обратить внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребёнка в семье и детском саду.

Предполагаемый результат:

Активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия) .

Пополнение речевого уголка новыми пособиями.

Основные направления реализации проекта:

1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.

2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)

3. Обмен опытом с коллегами.

4. Оснащение предметно-развивающей среды.

В начале проекта воспитатель поставила перед собой задачу: найти определение игровых технологий речевого развития детей.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на 4 большие группы:

1. развитие артикуляционного аппарата

2. развитие моторики

3. театрализованная деятельность

4. пальчиковая гимнастика.

Театрализованная деятельность:

Виды театрализованных игр и упражнений

Игры – пантомимы, Игры - превращения

Театральные игры

На развитие слухового восприятия и творческого воображения.

Пальчиковая гимнастика:

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

Физкультминутки - проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие, развивать речь, координацию движения и мелкую моторику

Зрительная гимнастика - улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

Дыхательная гимнастика - правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение, эффективная профилактика снижения заболеваемости

База МДОУ Красногорский детский сад «Сказка»

Звениговского района Республики Марий Эл

Сроки: сентябрь2011 г. – май 2013 г.

Этапы реализации проекта:

II– организационный (октябрь 2011 г. – апрель 2013 г.)

III– итоговый (апрель - май 2013 г.)

Актуальность – Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться.Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, нами были использованы следующие инновационные методы: здоровьесберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Цель проекта :является развитие речи дошкольников посредством инновационных и развивающих технологий.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи дошкольников;

Использовать инновационные и развивающие технологии в работе по развитию речи у дошкольников.;

Проверить целесообразность и успешность применения инновационных и развивающих технологий на занятиях по развитию речи дошкольников;

- взаимодействовать с родителями и педагогами (родительские собрания, семинары, консультации, буклеты) ;

Создать предметно-развивающую среду для применения инновационных и развивающих технологий (картотеки, дидактические игры) ;.

Объект :развитие речи дошкольниковгруппы «Белоснежка».

Предмет: психолого-педагогические условия развития речи дошкольников.

Гипотеза исследования: состоит в том, что целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий,использование разнообразных форм работы с родителями и педагогамиприведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Новизна: Комплексный подход для эффективноговзаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников.Теоретическая значимость заключается в разработке:

Системывзаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи дошкольников;

Разработка картотеки по различным инновационным и развивающим технологиям.

Практическая значимость:

Внедрение системы взаимодействия педагогов, детей и их родителей в педагогическую работу ДОУ.

В обогащении предметно – развивающей среды по развитию речи дошкольников;

В обобщении и распространении опыта работы.

Ожидаемый результат:

Родители будут активными участниками образовательного процесса по развитию речи дошкольников.

Механизм оценки результатов:

«Экспресс – анализ и оценка детской деятельности» (Методические основы) под редакцией О. А. Сафоновой, Н. Новгород.1995г.

Этапы реализации проекта:

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап - подготовительный этап (сентябрь 2011 года)

Изучение психолого-педагогической методической литературы;

Разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у старших дошкольников;

Создание речевой среды

2 этап - основной этап (октябрь2011года –апрель 2013года)

Проведение серии мероприятий, направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.Разработкасистемы организации образовательной деятельности детей 3-4 лет по развитию речи

Обогащение предметно – развивающей среды:

Оформление книжного уголка приобретение нового наглядного материала по данной теме

Оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

Занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением

здоровьесбрегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия) , коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж,суд-жок терапия.

3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика.

С применениеммнемотехники

Включениеэлементов моделирования в познавательные занятия и занятия по развитию речи;

Заучивание стихотворений с помощьюмнемотехники.

Пополнение развивающей среды мнемотаблицами, схемами, мнемодорожками, интеллект картами.

С применениемТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применениемкомпьютерных технологий были проведены занятия, собрания, семинары.

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Игротека в кругу семьи», «Песочная терапия для развития речи дошкольников»,

«Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы», «Игровой массаж предметами».

2) памятки:

«Ваш ребенок левша», «»Здоровьесбережение», «Пальчиковая гимнастика», «»Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры».

3) Родительские собрания «»Здоровьесберегающие технологии в работе по развитию речи дошкольников»,

«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

Работа с педагогами:

Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи дошкольников». Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

3 этап - заключительный этап (май 2013год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

Организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

Презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми, родителями, педагогами) ;

Анализ проведенного проекта.

Перспективы развития проекта

Разработкасистемы организации образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста по развитию речи в ДОУ. Системавзаимодействия педагогов, детей и их родителей в развитии речи через использования инновационных и развивающих технологий будет применяться педагогическими работниками в рамках сотрудничества, обмена опытом работы.

Внимание!

Материал PlanetaDetstva.net

Определяет значение этого признака;

Сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта.

Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

Сочинение загадок.

« Страна загадок» \ методика Аллы Нестеренко\

Город простых загадок\ цвет, форма, размер, вещество\

Город 5 чувств\осязание, обоняние, слух, зрение, вкус\

Город похожестей и непохожестей\на сравнение\

Город загадочных частей\ развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных

предметов, молчаливых загадок и спорщиков\

Город противоречий\ может быть холодным и горячим-термос\

Город загадочных дел.

Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Игры и творческие заданиядля развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.

Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений:

« Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания\

« Живые картинки»\ дети изображают предметы, нарисованные на картине\

« День и ночь»\ картина в разном свете\

« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\

Сочинительство.

Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\

1. Название стихотворения. 2. Первая строка повторяет название стихотворения. 3. Вторая

строчка-вопрос, какой, какая? 4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Сказкатерапия.(Сочинение детьми сказок)

« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.

По теме:

Материал nsportal.ru

Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста; внедрить современные технологии по развитию связной речи дошкольников.

Задачи:

1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей.

2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития речи детей в ДОУ.

3. Проанализировать уровень организации работы по развитию речи в ДОУ.

4. Активизировать деятельность педагогов.

Повестка:

Актуальность. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей.

Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Среди многих задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Проблема развития связной речи издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком. По тому, как дети строят связное высказывание, можно судить об уровне их речевого развития.

Наблюдения показывают, что у многих детей не развита именно связная речь, поэтому проблема развития речи является одной из актуальных и задача воспитателя, вовремя обратить внимание на речевое развитие ребенка, так как с речью ребенка к моменту поступления в школу может возникнуть множество проблем таких, как:

Односложная, состоящая из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь) . Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;

Бедность речи. Недостаточный словарный запас;

Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач) , употребление не литературных слов и выражений;

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно;

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.;

1. Аналитическая справка по итогам тематического «Эффективность работы педагогов по развитию связной речи детей дошкольного возраста»

Цель: выявить состояние воспитательно - образовательной работы педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Тематический контроль был проведен по следующим направлениям:

1. Оценка планирования работы

2. Обследование уровня развития детей

3. Оценка профессиональных умений педагогов

5. Оценка форм взаимодействия с родителями.

2. Консультация «Развитие связной речи в дошкольном возрасте».

В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т.к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

Что означает термин «связная речь», каково значение связной речи, какие выделяют формы высказывания, каковы особенности развития связной речи в дошкольном возрасте, какие выделяют средства развития связной речи.

3. Консультация «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста».

Детский фольклор дает нам возможность не только на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии, но и решать практически все задачи методики развития речи. Фольклор – незаменимый помощник в процессе развития связной речи, он служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Что означает термин «фольклор», каково влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста.

4. Консультация «Влияние наглядного моделирования на развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Одним из факторов облегчающим процесс становления связной речи, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина - это прием наглядного моделирования.

Что означает термин «наглядное моделирование», каковы цель и задачи метода «наглядное моделирование», актуальность использования метода «наглядное моделирование», что в себя включает данный метод.

5. Практическая часть. - Деловая игра.

Предлагаю вам поиграть, а, как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Для того чтобы разговорная речь детей была хорошо развита педагогу необходимо иметь багаж знаний по формированию связной речи.

Приобретением нового и развитием старого багажа знаний мы сегодня и займемся. Предлагаю вам разделиться на 2 команды. Вам предстоит пройти ряд заданий, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачи все же пожелаю!

1. Игра «Ромашка» (каждая команда получает по ромашке, на лепестках которой прописаны вопросы)

Цель: активизировать деятельность педагогов; способствовать приобретению ими опыта коллективной работы; совершенствовать практические навыки профессиональной деятельности; помочь самореализоваться на педагогическом поприще.

Диалогическое общение, через которое расширяются, систематизируются представления о предметах и явлениях, актуализируется личный опыт (беседа)

Изложение прослушанного произведения (пересказ)

Назовите формы связного высказывания (монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение)

Методический прием, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец) (наблюдение)

То, что служит основой рассказа по памяти (опыт)

Прием, используемый ребенком после рассказывания для уточнения. (вопрос)

Прием, который позволяет оценить детский рассказ (анализ)

Разговор двоих или нескольких человек на тему связанную с какой-либо ситуацией (диалог)

Смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. (связная речь)

Прием, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация)

Как называется основной вид устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. (сказка)

6. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

7. Как называется короткий рассказ, чаще всего стихотворный, иносказательного содержания с выводом-моралью. (басня)

Ритмичная труднопроизносимая фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками (скороговорка)

8. Правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. (речевой образец)

2. Игра «Допиши две строчки»

Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей. Именно в дошкольном возрасте возникают все виды художественной деятельности, первые их оценки, первые попытки самостоятельного сочинения. Наиболее сложный вид творческой деятельности ребёнка – словесное творчество.

Словесное творчество выражается в разных формах:

В словотворчестве (придумывание новых слов и оборотов)

В сочинение загадок, небылиц, собственных рассказов, сказок

В сочинение стихов

Особая роль отводится педагогу, насколько он сам творческая личность.

«Я пришёл сегодня в сад,

Очень Слава мне был рад.

Я ему принёс лошадку,

Ну а он мне дал лопатку»

«Наконец зима настала,

Материал с сайта dohcolonoc.ru

Формирование речевых навыков и коммуникативных возможностей у дошкольников с учетом ФГОС ДО - страница 4

4. Современные технологии развития речи дошкольников.

Рассмотрим особенности проектирования педагогического процесса, развивающего речь дошкольников, в условиях коммуникативного подхода и направленности технологии на становление субъектных качеств ребенка в речевой деятельности.

Построение педагогического процесса, направленного на развитие речи, начинается с определения его цели.

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Реализация данной цели предполагает владение речью как универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, степени знакомства. Это предполагает свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение.

Коммуникативная компетентность дошкольника предполагает проявление субъектных качеств ребенка в процессе общения и речевой деятельности – интереса к общению, избирательности и наличия предпочтений в выборе партнера по общению, а также проявление инициативности и активности при организации общения, самостоятельности и независимости суждений в процессе разговора, проявление творчества и оригинальности высказываний для поддержания интереса собеседника.

При выборе технологии необходимо ориентировать на следующие требования:

ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

технология проектной деятельности;

технология развития детского речевого творчества;

технология группового взаимодействия детей;

«Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста» Киселева Наталья Викторовна воспитатель НУУЦ " Erfolg " г. Караганда

"Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им."

Г. Гегель.

Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное - значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полную меру его возможностей на каждой возрастной ступени.

Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосред- ственной, выразительной.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на логопедических занятиях.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателяна занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников.

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Сегодня ИКТ начинают за- нимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. Это позволяет:

Предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огром- ный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответст- вует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
- развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога.

В настоящее время перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая задача: развитие коммуникативных навыков детей.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговор- ной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Одним из наиболее распространенных приемов развития речи ребенка является Мнемоника.

Мнемоника, или мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

В старших группах любое занятие начинается с исследовательской деятельности, поэтому применение такой педагогической технологии, как исследовательская деятельность – одна из составляющих любого занятия. Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Рекомендуют для детей младшего и среднего возраста рисовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, елочка - зеленая, а для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.

Мнемотаблица для запоминания стихотворения Е. Михайловой «Что такое новый год?»

Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой, таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. После этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план-схему, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей схемы.

В процессе развития речи детей старших и подготовительных групп используются специальные предметно – схематические модели. При формировании у детей представлений о слове и предложении детей знакомят с графической схемой предложения. Педагог сообщает, что, не зная букв, можно писать предложение. Отдельные черточки в предложении это слова. Детям можно предложить построить предложение (Наступила холодная зима. Дует холодный ветер).

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе можно использовать различные картинки и предметы.

Для словесного анализа предложений в подготовительных группах воспитатели используют модель «живые слова». Сколько слов в предложении столько педагог и вызывает детей. Дети встают по порядку в соответствии с последовательностью слов в предложении.

Для развития речи детей дошкольного возраста используется педагогами такая методика, как сказкотерапия. Сказкотерапию рекомендуют проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15 – 20 минут. В старшей и подготовительной группе 25 – 30 минут. При проведении сказкотерапии в младших и средних группах используются в основном такие приемы как словесно – режиссерская игра, психогимнастика, словесное комментирование, совместная словесная импровизация – учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев (дети будят Буренку). В старших группах используют такие же методы, но усложняют задания, интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию и др.

Применение мультимедийных пособий в развитии речи детей дошкольного возраста существенно оптимизирует образовательный процесс, расширяя возможности подачи материа- ла. Грамотное использование способов подачи информации позволяет одновременно задейство- вать все органы чувств обучающегося, активизируя его познавательные способности.

Используемый нами способ организации учебной деятельности по развитию речи дошкольни- ков способствует формированию устойчивых знаний у обучающихся.

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика –это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей, национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. Мы предполагаем, что активное введение в учебный процесс разнообразной методики работы по развитию речи будет способствовать формированию коммуникативных умений, развитию самостоятельного творческого мышления, эмоционального мира ребёнка, формированию позитивного отношения к учёбе.

Речь - это деятельность человека, применение языка для общения, для передачи своих мыслей, намерений, чувств. Речь разнообразна. Это и разговор друзей, и монолог артиста, призыв оратора, и ответ ученика в классе и научный труд. Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. В процессе занятий многократно меняется учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то свободно высказываются, то выполняют задание, которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо сочетать и то и другое. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует успешному познанию сложных связей в природе и в жизни общества.

Список литературы
1.Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 2000г.
2.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.
3. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г.
4.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

5. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

Как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития. Профессор Текучева А.В., под развитием речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания). Это представляет собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое.

Основная функция развития речи - коммуникативная. Развитие обеих форм речи - монолога и диалога - играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение развития речи можно рассматривать как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в тоже время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.

У детей без речевой патологии развитие речи происходит постепенно. Одновременно развитие мышления, связано с развитием деятельности и общения. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Постепенно усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Таким образом, к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

Современные компьютерные технологии позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию речи. И мы избегаем трату времени на поиск пособий на полках кабинета, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества речевого материала. Данный материал можно хранить на дисках, флэш-картах и в самом компьютере.

Мы можем использовать уникальную возможность компьютера демонстрировать иллюстративный и речевой материал на интерактивной доске при обучении детей пересказу рассказа с использованием серии сюжетных картин, опорных сигналов, сюжетной картины, прочитанного логопедом рассказа.

С помощью компьютера мы можем не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером как проигрывателем CD.

Возможности компьютерных технологий очень велики. Не всегда интересный речевой материал можно найти в CD. Учитель-логопед может сам записать речевой материал на диск и использовать компьютер как магнитофон и проигрыватель.

Бывают компьютерные программы, которые неоценимы при обучении составлению рассказа по серии картинок. С их помощью картинки можно передвигать по полю экрана, выстроить их в сюжетно-логической последовательности. В случае правильного или неправильного расположения картинок компьютер подает звуковой сигнал.

Во время обучения творческому рассказыванию можно использовать DVD диски. При проигрывании диска, мы можем продемонстрировать начало, середину или конец сказки, тем самым, побуждая детей к творчеству: придумыванию предшествующих или последующих событий.

Компьютер даёт возможность использовать в работе готовые учебные программы. Большое затруднение найти их в продаже практически невозможно или материал, содержащийся в этих программах, недостаточно профессионален. Очень хочется верить, что в будущем учителя-логопеды будут иметь достойный рабочий материал по развитию связной речи с использованием возможностей современных компьютерных технологий. Здесь им должны помочь многочисленные методические центры, институты, академии и прочие заведения педагогической науки.

Создание условий для использования современных технологий в коммуникативно-речевой деятельности

В контексте деятельностно-коммуникативного подхода технология есть открытая динамическая система, которая способна, с одной стороны, трансформироваться под действием "внешних", социальных факторов, а с другой - активно преобразовывать окружающую ее социальную реальность.

В настоящее время велика роль новых технологий. Мы не можем двигаться вперед, если в ДОУ не будет новых технологий. Такие технологии дают детям новые знания, новые возможности самовыражения, расширяют кругозор. Современные основополагающие документы, включая национально образовательную инициативу "Наша новая школа", требуют повышения компетентности не только педагога, но и ребенка. Значительную роль в этом играют педагогические технологии. Если применять информационные технологии в ДОУ, то это позволяет нам преодолеть интеллектуальную пассивность детей в непосредственно образовательной деятельности. Также дает возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Всё это является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды. Исследовательская технология направлена на формирование у детей научных понятий, исследовательских умений и навыков, знакомство с основами проведения экспериментальной работы.

Мы можем рассмотреть технологию, которая способствует формированию коммуникативно-речевой активности ребенка.

Речевое развитие ребенка - это один из главных факторов становления личности в дошкольном детстве, определяющих уровень социальных и познавательных достижений дошкольника - потребностей и интересов, знаний, умений и навыков, а также других психических качеств. Эффективность процесса формирования коммуникативно-речевых навыков ребенка во многом зависит от организации комплексной работы по данному направлению в дошкольном учреждении с использованием современных технологий. Которые помогают решать проблему формирования коммуникативно-речевой активности человека. А это приобретает все большее значение в современной жизни. Важнейшие социальные функции выполняет речь: то есть помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием становления личности. Различные ситуации общения требуют разных коммуникативных и диалогических умений. Формировать которые важно, начиная с раннего возраста. Если учитывать это, то приоритетным направлением деятельности педагогического коллектива детского сада стало формирование коммуникативно-речевой активности дошкольников. В своей работе в ДОУ я использую современные технологии, и работаю по следующим направлениям (средствам) :

  • * обучение детей пересказу с использованием мнемотехники;
  • * развитие связной речи в ходе творческого рассказывания (сочинение сказок, составление рассказов, используем черно-белый вариант карт Проппа) ;
  • * развитие связной монологической речи с использованием наглядности (игрушек, картин, предметов, схем) ;
  • * сказкотерапия.

При этом я формирую коммуникативно-речевую активность дошкольников.

Задачи педагогов - должны формировать навыки культуры речевого общения, развивать речь и расширять словарный запас. Ещё развивается словотворчество и воображение детей в процессе интеграции разных видов деятельности.

Для решения выделенных нами задач мы создали специальные условия с учетом ФГОС:

  • * возникновение новых практических идей, объединение данных идей в педагогической практике конкретных воспитателей;
  • * рефлексия практики педагогической деятельности (и родителей, и воспитателей, и детей - всех обучаю анализировать то, что делали) ;
  • * распространение опыта, новшества, коррекция, устранение негативных факторов - все это помогает анализировать, видеть недостатки, создавать свою технологию, выделять структуру, конкретизировать знания по созданию новых технологий;
  • * формулирование сущности и названия новой технологии и ее описание;
  • * создание предметно-развивающей среды. Территория детского сада является продолжением речевой развивающей среды в ДОУ, где воспитатели вместе с детьми, используя элементы декора, проявляют творчество и фантазию. Занятия в театральной студии и музыкальные занятия способствуют развитию красноречия детей, умения пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный "заряд";
  • * поскольку развитие мелкой моторики напрямую связано с речевым развитием ребенка, особое внимание педагоги детского сада уделяют организации занятий по бисероплетению, графике, изобразительному искусству;
  • * формирование речевой среды (речевые игры, карты Проппа, мнемодорожки);
  • * сотрудничество с родителями. Работа была бы невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников. В группах имеются уголки, которые содержат информацию по развитию речи. Родителям предлагаются брошюры, шпаргалки, информационные листки с необходимой просветительской информацией;
  • * проведение непосредственно-образовательной деятельности в разной форме (непосредственно-образовательная деятельность-путешествие, непосредственно-образовательная деятельность-проект, непосредственно-образовательная деятельность-сказкотерапия);
  • * научно-методическое сопровождение, которое заключается в участии в секции научного общества "Инсайт". Все это предполагает организацию деятельности на основе задачного метода, систематический анализ, выделение затруднений, выделение самоанализа, который включает в себя самодиагностику, осознание затруднений, самоконтроль. Сюда же входит и отслеживание новинок. Главное - анализировать, устанавливать связи, проводить диагностику, оформлять результаты.

В своей работе я использую такую технику, как мнемотехника, сказкотерапия, технологию проектирования, технологию ТРИЗ "Салат из сказок", технологию общения. Мнемотехника способствует развитию памяти и воображения, эмоционально-чувствительной сферы ребенка. Сказкотерапия - направление психотерапевтического воздействия на человека с целью коррекции поведенческих реакций, проработки страхов и фобий. Сказкотерапия можно применять для детей самого малого возраста, практически от рождения.

Она способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств. Также для активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Татьяна Зинкевич -

Евстигнеева в книге "Основы сказкотерапии" отмечает, что основной принцип работы - вырастить внутреннего созидателя, который умеет взять под контроль внутреннего разрушителя. Сказочная ситуация, которая задается ребенку, должна отвечать определенным требованиям:

  • * Ситуация не должна иметь правильного готового ответа (принцип "открытости");
  • * Ситуация должна содержать актуальную для ребенка проблему, "зашифрованную" в образном ряде сказки;
  • * Ситуации и вопрос должны быть построены и сформулированы так, чтобы побудить ребенка самостоятельно строить и прослеживать причинно-следственные связи.

У детей дошкольного возраста происходит практическое овладение речью. Главные задачи речевого развития в дошкольном возрасте являются:

  • · расширить словарь и развить грамматический строй речи;
  • · убывание эгоцентризма детской речи;
  • · развить функции речи;
  • · речь должна быть как орудие общения, мышления, как средство перестройки психических процессов, планирования и регулирования поведения;
  • · развить фонематический слух и осознания словесного состава речи.

В дошкольном возрасте в существенной связи с речи активно развивается воображение как способность видеть целое раньше частей.

В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет "психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созиданию нового в различных сферах деятельности".

ФГОС дошкольного образования определяет пять основных

направлений развития ребенка:

  • · социально-коммуникативное развитие;
  • · познавательное развитие;
  • · речевое развитие;
  • · художественно - эстетическое;
  • · физическое развитие.

В познавательном развитии предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

В речевом развитии включается овладение речью как средством общения и культуры. Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Нужно обратить внимание педагогов при планировании работы по познавательному и речевому развитию детей.

В дошкольном возрасте благодаря познавательной активности ребенка происходит зарождение первичного образа мира. В процессе развития ребенка формируется образ мира.

Но педагоги должны помнить, что процесс познания детей отличается от процесса познания взрослого. Взрослые могут познавать мир умом, а дети эмоциями.

Для взрослых людей информация первична, а отношение вторично. А у детей все наоборот: отношение первично, информация вторична.

Познавательное развитие тесно связано с развитием речи дошкольника. Развивать речь ребенка, при этом не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно! Речевое развитие детей происходит очень стремительно.

При безошибочном организованном педагогическом процессе с применением методик, как правило, таких как - игровых, учитывающих особенности детского восприятия, а также с правильно организованной предметно - развивающей средой дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок напряжения усвоить предложенный материал. А чем лучше подготовленный ребёнок придет в школу - имеется в виду не количество накопленных знаний, а именно готовность к мыслительной деятельности, тем успешнее будет для него начало школьного детства.